Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Урок экономики на тему "знакомство с профессиями". Описание форм образовательной деятельности. Для работы на уроке понадобятся

    Урок экономики на тему

    Среди задач по воспитанию и образованию, общество ставит ряд вопросов, направленных на нравственно-трудовое воспитание школьников. Формированию запаса знаний у детей о труде взрослых придается достаточно важное значение. При ознакомлении с трудом взрослых ставится цель донести детям конкретную информацию в виде знаний и представлений о труде, воспитать уважительное отношение к взрослому труду, оценивать его по достоинству. Итак, сегодня начинается знакомство детей с профессиями. Детям о профессиях рассказывать следует как можно раньше. Тогда появляется перспектива у ребенка выбрать себе профессию по душе, ориентироваться на свои пожелания и стремления. А для этого родители обязаны подмечать, к чему больше всего стремится их ребенок.

    Как познакомить детей с профессиями

    Это советуют делать как можно раньше. Бережное отношение к взрослому труду, умение работать в составе коллектива – это те отличительные качества, которые рекомендуется воспитывать в малыше как можно раньше. Отдельное значение в придается ознакомлению с трудом взрослых людей. Рассказы о существующих специальностях расширяют детский кругозор, воспитывают уважительное отношение к чужой работе.

    Знакомя с профессиями, мы стараемся расширить представление о труде, обобщаем детские знания об этом понятии. В это же время мы начинаем формировать удетей навыки комбинировать различные события, создавать игровые сюжеты, согласованно действовать с партнерами.

    Проходит знакомство детей с учетом местных условий с определенными видами труда в промышленной и транспортной отраслях, расширяется их представление о трудовой деятельности определенных профессий. При этом следует разнообразить игровые сюжеты, постоянно насыщая их новыми персонажами.

    Как правильно рассказывать о профессиях

    • Прогуливаясь с ребенком по улице, приучайте его выбрасывать мусор только в урны. Рассказывайте ему, что по утрам дворники убирают улицы, чтобы они были чистыми и красивыми. Посещая магазин, обращайте внимание малыша, что все товары были доставлены и выгружены рано утром, а к вашему посещению продавцы успели их распределить по прилавкам.
    • Обязательно расскажите о своей работе. Старайтесь при этом разъяснить смысл вашего труда, его важные аспекты для окружающих людей. К примеру, папа строитель. Вместе с другими рабочими он возводит дома, чтобы в них могли жить люди. В этом рассказе можно остановиться на остальных специальностях людей, которые работают с вами в одном коллективе. Старайтесь внушить ребенку, что вам доставляет удовольствие нести людям пользу, от работы своей вы получаете удовлетворение. При этом старайтесь не внушать малышу, чем хороша именно ваша профессия по сравнению с остальными. Это может создать определенное пренебрежительное отношение к остальным людям. Ведь если разобраться, кто-то должен и полы мыть, и мусор вывозить.
    • Очень удобно рассказывать ребенку о профессиях во время игр. Появляется возможность провести ознакомительные беседы с разнообразных инструментах и приспособлениях.
    • Иногда родители думают, что с будущей профессией можно определиться в более старшем возрасте, к окончанию школы. И это мнение не является ошибочным. Методисты утверждают, что основные понятия закладываются в трехлетнем возрасте. В это время ребенок активно впитывает в себя любую информацию.
    • Еще один способ рассказа – чтение книжек, просмотр кинофильмов. Более старшему возрасту можно предложить поиграть в различные игры – в больницу, в магазин и прочее. В это время можно обсуждать действия того или иного персонажа, прислушиваясь к высказываниям ребенка. Очень хорошо, если перед школой ваш ребенок посещает садик. Именно там можно играть в игры со своими сверстниками, представляя себя в них то одним, то другим героем.
    • Правильным решением будет проводить экскурсионные походы на предприятия. Дети смогут наблюдать за работой взрослых, следить за их действиями, видеть специальную одежду и рабочие инструменты. После этого рекомендуется проводить уроки по профессиональной ориентации, старшим классам организовывать тестирование, чтобы определить тип личности.

    Встречаются малыши, которые еще в саду утверждают уверенно, кем планируют стать. Девочки собираются петь на сцене, а – спасать людей из огня, быть героями. Случается и такое, что , вырастая, сменяет одну профессию на другую, не имея возможности определиться окончательно. Но со временем и он находит занятие по своей душе.

    Отметим, что знакомить детвору с профессиями важно в юном возрасте. Ваш рассказ помогает в дальнейшем формировании личности, определении ее места в обществе

    с профессиями и трудом взрослых

    Термин «профессия» (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

    История возникновения профессий – в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились рыбаками, охотниками. Кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д. Учитель- истории, географии, математики и т.д. Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности

    Есть понятие – занимаемая должность. Это круг обязанностей, которые исполняет человек независимо от специальности. – директор, зав. отделом, заместитель директора, помощник воспитателя, ст. воспитатель

    Профессии имеют свою классификацию

    Классы профессий

    «Человек-человек»

    «Человек-техника»

    «Человек-знаковая система»

    «Человек-художественный образ»

    «Человек-природа»

    Виды профессий

    Связанные с медицинским обслуживанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой

    Связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники

    Связанные с текстом, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами

    Связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием, с воспроизведением изделий по эскизам

    Связанные с изучением живой и неживой природы, уходом за животными и растениями, с лечением заболеваний растений и животных

    Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГТ к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

    1. развитие трудовой деятельности;
    2. воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
    3. формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

    Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.

    Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

    Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.

    Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:

    1. формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни;
    2. воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности;
    3. знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.

    Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

    Прокомментируйте, выражение: «При формировании у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых наиболее эффективен интегрированный подход». Согласны вы с данным утверждением? Как вы понимаете данное утверждение?

    Вся работа, осуществляемая в ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

    Через интеграцию каких образовательных областей мы ведем эту работу?

    Примерные виды интеграции области «Труд»

    По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

    По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

    «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)

    «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)

    «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

    «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

    «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)

    «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)

    «Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»)

    Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.

    Данная работа организуется через следующие виды деятельности:

    1. совместную деятельность взрослого с детьми:

    Через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);

    Через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)

    1. самостоятельную деятельность детей;
    2. взаимодействие с семьями воспитанников;
    3. организацию взаимодействия с учреждениями социума.

    Организация работы с детьми

    При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

    1. организованная непосредственно образовательная деятельность;
    2. совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
    3. самостоятельная деятельность ребенка;
    4. познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
    5. наблюдения за трудом взрослых;
    6. коммуникативная деятельность;
    7. чтение художественной литературы;
    8. художественно-творческая деятельность;
    9. игровая деятельность;
    10. моделирование;
    11. целевые прогулки и экскурсии;
    12. культурно-досуговая деятельность;
    13. экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
    14. встречи с интересными людьми;
    15. живой пример окружающих взрослых.

    Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

    Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

    Задание Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

    Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

    Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

    Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Задание. Смоделируйте любую педагогическую ситуацию.

    Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

    Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

    Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

    Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

    1. получение сведений о профессиях от родителей;
    2. от воспитателей детского сада;
    3. от сверстников и детей более старшего возраста;
    4. из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
    5. приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликацию и т.д.)

    Вопрос: с какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах.

    В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

    В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

    В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

    Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

    Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

    Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

    Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.

    Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.


    КГУ «Средняя школа № 17» акимата города Рудного

    Тренинг по профориентации

    для уч-ся 9-11 классов

    сосавитель: педагог – психолог Н. Г. Грецингер

    Рудный 2018

    Описание методической разработки

      Название: Тренинг для учащихся 9-11х классов «Знакомство с миром профессий »

      Краткая аннотация: В условиях профильной школы перед девятиклассниками встает проблема выбора профиля обучения. В связи с этим нами был разработан тренинг, в ходе которого в игровой форме проводится бланковая и компьютерная диагностика профессиональных интересов, способностей и склонностей учащихся. В результате работы учащиеся определяют предпочтительный профиль дальнейшего обучения. Данный тренинг рассчитан на 4 часа работы с перерывом.

      Уровень образования школьников : 9-11 класс общеобразовательной школы.

      Форма учебной работы : тренинг

    Тренинг по профориентации

    «Знакомство с миром профессий»

    В ыбор профиля обучения - наиболее важное решение, которое необходимо принять учащимся при переходе в старшее звено школы. К сожалению, многие учащиеся не имеют четкого представления о своих способностях, склонностях, интересах и не всегда учитывают их при выборе профиля обучения и дальнейшей профессии.
    Данное занятие позволит учащимся в доверительной и непринужденной обстановке рассмотреть основы профессионального самоопределения и выбрать предпочтительный профиль обучения.

    Методы: занятие включает в себя профориентационные упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики; методы социально-психологического тренинга.

    Схема занятия

      Психологическая разминка, позволяющая задать темпо ритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.

      Формулирование темы занятия, основных целей.

      Основная часть, включающая в себя 2 упражнения, позволяющие расширить круг о профессиях.

      Заключительная часть. итоговая игра.

    Оборудование и материалы :

    Аудитория, по возможности, должна иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также пространство для проведения упражнений, в том числе подвижных. Желательно наличие магнитофона с записью релаксационных композиций.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1.Знакомство.

    Упражнение 1.

    Инструкция : «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группу и здороваться используя звуки ассоциирующие с любой профессией, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие».

    Комментарий : после завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?», «Какое приветствие вам особенное запомнилось (понравилось) и почему?» Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержательном плане, в частности при работе над проблемой установления контакта. Третий вопрос: «Какое приветствие сразу раскрыло суть профессии.

    Упражнение 2. Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

    Инструкция : «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагать поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. этот признак он называет. Например, я скажу» пересядьте все те, у кого есть в семье врачи»,- и все, у кого есть в семье врачи, должны поменяться местами. при этом тот, кто стоит в центре круга, должен кто останется в центре круга без мест, а тот кто останется в центре круга без мест, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

    Комментарий: Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствует? или «Как ваше настроение сейчас?»

    Как правило, упражнение проходит весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.

    2. Разминка « Салат из профессий».

    Цель: введение в атмосферу тренинга.

    Инструкция: Участники стоят в тесном кругу. Ведущий стоит в центре круга. Между участниками распределяется 3-4 профессии (в зависимости от количества человек), по принципу 1-й, 2-й, 3-й. Далее ведущий просит поменяться местами представителей какой-либо одной профессии, а сам в это время пытается встать на освободившееся место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.

    3. Знакомство с целями, задачами тренинга.

    Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга.

    4. Упражнение «Выбор».

    Инструкция : представьте себе, что вы находитесь в незнаком городе без друзей, родителей, родственников. у вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования ….

    Необходимо письменно ответить на вопросы:

    В каком городе или даже в стране вы находитесь?

    Какое у вас время года?

    Что вы будете делать? Каковы ваши действия?

    Что вы умеете делать? (составьте список видов работ.)

    Что будет потом?

    Комментарий: Во время обсуждения, делается выбор о том, что подсобные работы- это временный заработок, а в целом необходимо учиться. для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности профессиональные интересы.

    4.2.Упражнение Профориентационная игра "Цепочка профессий "

    Комментарий : Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности. Дан­ное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики тру­да, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики мо­гут встречаться во многих профессиях.

    Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие :

    1. Инструкция : “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, ме­таллург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет про­фессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на­пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высо­кими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по сред­ствам и т.д.

    2. По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы , типа: “В чем же сходство вашей профессии с толь­ко что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

    3. При обсуждении игры важно обратить внимание уча­стников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профес­сии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург-повар - мясник - слесарь (тоже- рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных про­фессиях...

    Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

    Иногда сходство между профессиями носит почти юмо­ристический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллей­буса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.

    5. Заключительное упражнение. «Профессии на букву».

    Цель данного упражнения - расширение у участни­ков знаний о мире профессионального труда или актуали­зация уже имеющихся знаний о профессиях.

    Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10- 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем от 5-7 до 10-15 ми­нут, носит разминочный характер. Процедура упражнения следующая (при работе в круге):

    Общая инструкция : “Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем немало про­фессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, на­сколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву”.

    Иванникова Татьяна Николаевна,

    Воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга

    Консультация для родителей

    «Как знакомить ребенка с профессиями»

    Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

    Каждый день ребенок окружен десятком людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности – врачи, продавцы, водители, воспитатели, официанты и знакомясь с той или иной профессиональной деятельностью, малыш открывает для себя много нового, расширяет свой кругозор, входит в социум. Нередко от малыша можно услышать: «Когда вырасту, буду врачом!» или «Хочу, как папа, быть водителем!» Видя заинтересованность сына или дочери какой-либо профессиональной сферой, используйте этот момент для ненавязчивого знакомства малыша с ее особенностями.

    Как утверждают специалисты – выбор человеком в пользу той или иной специальности чаще происходит именно в дошкольном возрасте. Поэтому так важно донести до малыша информацию о профессиях интересно, многогранно и без проявления негативного отношения.

    Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.

    Знакомство с профессиями нужно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в детях. Огромное значение в их воспитании имеет знакомство с трудом взрослого человека.

    Вот несколько действенных советов по ознакомлению детей с разного рода профессиональной деятельностью.

    Наблюдайте за трудом взрослых во время прогулок. Гуляя с малышом, либо направляясь в детский сад, к врачу, в магазин, по другим маршрутам, обращайте внимание на тех, кто в это время работает – дворник, продавец, водитель, строитель, воспитатель, врач и др. Поговорите с ребенком о том, что делает конкретно каждый из специалистов, и, что к их труду нужно относиться с уважением.

    Например, учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.

    Расскажите своему ребенку о своей работе – чем вы занимаетесь, что у вас получается особенно хорошо, чего хотели бы еще достичь. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди, или папа – работает пожарным. Пусть расскажет сыну или дочери о том, как получает сообщение о вызове на тушение пожара, за что он отвечает в команде, как он и его коллеги действуют, добравшись до места назначения, какие бывают сложные случаи. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

    Поговорив с малышом о существующих профессиях, предложите нарисовать кого-то из специалистов, например, врача. Во время рисования составьте рассказ о работе доктора, можно прочитать стихотворения о профессиях, еще раз проговорить насколько они все важны.

    Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Обязательно поиграйте с малышом на тему разных профессий. Дайте возможность побывать ему в качестве повара, врача, полицейского, учителя и т.д. Это лучшая возможность для ребенка познать профессию изнутри, узнать интересные нюансы, попробовать принимать ответственные решения. Вы увидите, как ваш ребенок буквально повзрослеет на глазах. В игре дети знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понимают кто и что делает на работе.

    Нарисуйте различные предметы, форму, символику, имеющие отношение к той или иной профессии, предложите малышу угадать, кому именно они принадлежат. Можно в продолжение игры загадать загадки на тему «профессии». Дети с удовольствием участвуют в подобных заданиях. Поиграйте с ребенком в настольно-печатные игры связанные с профессиями. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

    Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.

    Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

    Изучая вместе с ребенком разные профессии, не забывайте закреплять полученные знания, повторяя информацию в легкой, занимательной форме. И помните, что одна из важных задач – не только формирование понимания у малыша важности каждой профессии, но уважения к труду окружающих людей, которые вкладывают много сил и стараний в свою работу, по-настоящему любят свое дело.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
    2. Краснощекова Н.В . Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
    3. Куцакова Л.В . Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.
    4. Потапова Т.В . Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.
    5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
    1. Используемые сайты интернета:
      www.Viki.rdf.ru
      http://pochemu4ka.ru/
      www.SkyClipArt.ru !
      http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html

    ЦЕЛЬ: Расширение информационного поля учащихся.

    1. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
    2. Выявить уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
    3. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
    4. Воспитание уважительного отношения к любой профессии и труду в целом.

    МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

    1. Презентация к уроку.
    2. Задание на ватмане (профессии и место работы человека.)
    3. Конверты с буквами.
    4. Бумажные куклы, поднос с одеждой.
    5. Бланки с заданными буквами.
    6. Пословицы.
    7. Кроссворд.
    8. Тесты с пословицами.

    Время проведения занятия: 35 - 40 мин.

    Участники: учащиеся 2 класса.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Ребята, сегодня у нас с вами занятие по теме: «Знакомство с профессиями».

    Мы с вами ходили на экскурсию на разные предприятия, приглашали к нам людей разных профессий, рисовали профессии своих родителей, смотрели различные слайдовые презентации, посвященные разным профессиям. Я думаю, ваши знания о мире профессий пополнились. А насколько - покажет сегодня занятие.

    Поприветствуем друг друга, для этого улыбнитесь соседу справа, а соседу слева - подмигните. Все по кругу. На занятие к нам пришли гости, поприветствуйте их!

    Ребята, во время занятия у нас будет работать табло (на экране), которое будет показывать, как вы будете выполнять то или иное задание: в паре, в тройке, в малой группе или все вместе.

    Итак, внимание на табло:

    Это наш круг. Сегодня круг работает слева от меня.

    Пожалуйста, назовите свое имя и профессию, но на ту букву, на которую начинается ваше имя, условие: не повторяться!

    Хорошо, молодцы!

    Сейчас первоклассники проведут для вас разминку. Для этого они приготовили загадки на тему: «Профессии».

    Из просеянной муки он печет нам пироги

    Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай -ка. (пекарь)

    Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.

    Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом. (строители)

    Вот на краешке с опаской он железо красит краской.

    У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (маляр)

    За мольбертом с кистью я. Краски - вот мои друзья.

    Я один и не один - в окружении картин. (художник)

    Спасибо, это была разминка. Внимание на табло! На табло у нас 1 молекула, 1 шарик, значит, я буду вызывать к доске по одному.

    1) Задание вот такое: соединить стрелочкой название профессии и место работы человека.

    ДЕТСКИЙ САД

    СТОЛОВАЯ

    ВОСПИТАТЕЛЬ

    ПРОДАВЕЦ

    Внимание! Табло показывает нам 2 молекулы - значит следующее задание будем выполнять в парах. Встали, закрыли глаза, найдите себе пару. Итак, у нас образовались пары.

    2) Задание для пары: Вам предстоит работа с карточками - нужно собрать название профессии. Пожалуйста, подойдите и возьмите конверт с набором букв. (Ребята должны собрать названия профессий—рыбак,маляр,шофер,повар.)

    Дружно и быстро справились с заданием у нас пары. Спасибо! Сейчас первоклассники приглашают вас на веселую физминутку:

    Трактор водит- ……тракторист (показывают движения)

    Электричку-.машинист,

    Стены выкрасил-……маляр,

    Доску выстрогал-……столяр,

    В доме свет провел- …монтер,

    В шахте трудится-…….шахтер,

    В жаркой кузнице-……кузнец.

    Кто все знает- молодец!

    В это время табло показывает 3 молекулы-шарика.

    Ребята, закройте глаза, образуйте тройку! Прошу вас занять рабочие места за столиками.

    3) Задание для тройки: Напишите как можно больше профессий на заданную букву. (Раздаю бланки с заданными буквами: М К Н П)

    Время работы - 3 минуты.

    Каждая группа зачитает нам свой список профессий. Остальные можете дополнить свой список. Молодцы, быстро справились с заданием. (На табло - 4 молекулы).

    Встали, закрыли глаза, хаотично двигаемся по залу, по моему сигналу нужно остановиться и собраться вместе 4 молекулам. И у нас образовались 3 рабочие группы. Прошу занять рабочие места.

    4) Задание: «Пора на работу»

    Ваша задача: Одеть человека какой - либо профессии на работу, и составить небольшой рассказ о данной профессии. У каждого в группе своя работа: один - выбирает одежду, второй - одевает манекен, третий - составляет рассказ, четвертый - защищает проект. Через 7 минут я приглашаю вас на защиту проектов.

    Молодцы! Мне понравились все проекты, все группы хорошо защищали свою работу, похлопайте друг другу.

    Для этих же групп у нас еще одно задание - тест.

    5) Задание - тест: каждая группа получает конверт с вопросом и тремя вариантами ответов, из которых только один правильный, его вы найдете и подчеркнете. Правильным может быть только один ответ. (2 минуты).

    Давайте проверим ваши работы…

    Тест 1: Семь раз отмерь - один раз отрежь.

    А) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

    Б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

    В) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

    Тест 2: Куй железо, пока горячо.

    А) кузнец кует горячее железо.

    Б) если есть благоприятные возможности для дела, надо их сразу использовать.

    В) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

    Тест 3: Поспешишь - людей насмешишь.

    А) клоун смешит людей.

    Б) чтобы сделать работу хорошо - можешь отдохнуть.

    В) торопливость может привести к нелепым результатам.

    Тест 4: Сделал дело - гуляй смело.

    А) если выполнил работу хорошо - можешь отдохнуть.

    Б) мальчик вышел на прогулку.

    В) дело нужно делать смело.

    Пожалуйста, передайте тесты, давайте проверим, правильно ли вы выполнили тестовые задания.

    А на табло у нас вот такой красивый цветок. Что это значило?

    Да, работаем дружно, все вместе!

    6) Задание: разгадай кроссворд на тему: «Чем пахнут ремесла?» (прилагается кроссворд). Я думаю, справитесь легко, тем более, все вместе.

    Давайте проверим, как вы разгадали кроссворд, все ли профессии угаданы?

    А может быть кто-нибудь догадался, откуда эти строки, кто написал это стихотворение? (Джанни Родари)

    Я приглашаю вас в круг на обсуждение нашего занятия.

    Чем мы сегодня занимались? (говорили о разных профессиях)

    Что вам понравилось? Что не понравилось?

    Как больше всего вам понравилось работать? В паре, в тройке, в малой группе, или всем вместе?

    Какие задания вам понравились больше?

    Кто на ваш взгляд сегодня хорошо работал? (проговариваем все по кругу). Давайте попрощаемся, спасибо вам, мне было приятно сегодня с вами работать. До свидания.

    Занятие подготовила и провела:

    Воспитатель группы «Малыш» Мутуева Жанна Валентиновна.

    Курс «Развитие творческого мышления»

    В этом учебном году вела у второклассников курс «Развитие творческого мышления». Курс строится на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления». Хочется отметить, что данная программа очень интересна детям, и не менее интересна для учителя, кроме того, к ней прилагается альбом заданий.

    Выполнение заданий развивает мышление, внимание, память, логику, воображение, что очень важно, потому что сейчас дети очень мало читают и у них слабо развито воображение. Самое главное - задания развивают творческие способности учащихся.

    Отдельные занятия стараюсь придумать сама, разрабатывая сценарии и задания. Хочу представить сценарий проведения занятия