Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Русский язык и мы Интересные презентации по русскому языку
  • Как составить резюме: наши советы соискателям
  • Сеть постаматов и пунктов выдачи PickPoint, Россия - «~Постамат PickPoint
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Взаимодействие муниципальной власти и бизнеса. Взаимодействие бизнеса и власти в современной россии

    Взаимодействие муниципальной власти и бизнеса. Взаимодействие бизнеса и власти в современной россии
    • Научные основы системы государственного управления
      • Понятие и предмет системы государственного управления
        • Предмет системы государственного управления
      • Система государственного управления и формы государственного устройства
        • Формы государственно-политического устройства
        • Формы государственно-территориального устройства
        • Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
        • Форма государственного устройства России
      • Функции государства и государственного управления
        • Экономические и социальные функции государства
        • Функции государственного управления
      • Виды и методы государственного управления
      • Государственное управление за рубежом
      • Государственное управление в России
    • Органы государственной власти
      • Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
      • Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
      • Органы исполнительной власти
      • Органы судебной власти
      • Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
      • Органы государственной власти субъектов РФ
      • Формирование и реализация государственной политики
      • Факторы и направления государственной политики
      • Принятие нормативных правовых актов
      • Планирование как инструмент государственной политики
      • Разработка политических решений
      • Реализация государственной политики
      • Государственная служба
      • Государственный контроль
    • Государственное регулирование экономики
      • Принципы и объекты государственного регулирования
      • Методы государственного регулирования экономики
        • Административные методы
        • Экономические методы
      • Регулирование материального производства
      • Регулирование фондового рынка
      • Регулирование денежного обращения
        • Структура денежно-кредитной системы
        • Регулирование денежной массы
        • Кредитование социально-экономического развития
      • Валютное регулирование
      • Управление основными хозяйственными комплексами
      • Государственная научная и промышленная политика
        • Государственная промышленная политика
      • Управление топливно-энергетическим комплексом
        • Управление электроэнергетикой
        • Управление газовой отраслью
        • Управление нефтяной отраслью
        • Управление угледобычей
      • Управление агропромышленным комплексом
      • Управление оборонно-промышленным комплексом
      • Управление транспортным комплексом
      • Управление государственным имуществом
        • Управление государственными предприятиями
        • Управление пакетами государственных акций
        • Приватизация и национализация государственного имущества
    • Региональное управление
      • Государственная региональная политика
        • Выравнивание экономического и социального развития регионов
        • Федеральные программы
        • Привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью
        • Укрупнение субъектов РФ
        • Север как объект управления
      • Организационные формы регионального управления
      • Местное самоуправление
      • Межбюджетные отношения
    • Власть и бизнес
      • Власть и бизнес
      • Основы взаимодействия власти и бизнеса
      • Влияние власти на бизнес
      • Влияние бизнеса на власть
      • Взаимодействие власти с бизнес-структурами
      • Лоббирование
      • Партнерство власти и бизнеса
    • Управление социальной сферой
      • Управление социальной сферой
      • Социальная политика государства
      • Регулирование доходов населения
      • Государственная политика в области занятости
      • Управление отраслями социальной сферы
      • Социальная защита населения
    • Управление жилищно-коммунальным комплексом
      • Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
      • Жилищно-коммунальное строительство
      • Жилищно-коммунальное обслуживание
      • Тарифное регулирование
      • Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
      • Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
    • Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
      • Управление конфликтными ситуациями
        • Управление конфликтными трудовыми отношениями
        • Управление корпоративными конфликтами
      • Управление общественными чрезвычайными ситуациями
      • Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
      • Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Основы взаимодействия власти и бизнеса

    Власть и бизнес порождены обществом. Общество целенаправленно формирует власть. Бизнес ответствен перед обществом и властью, выполняя присущие ему функции. Власть обязана действовать в общенациональных интересах. Бизнес целиком и полностью базируется на частном интересе, который может совпадать или не совпадать с общенациональными интересами. В глобальном измерении интересы государства и бизнеса имеют одну и ту же направленность. Бизнес невозможен без платежеспособного населения. В повышении доходов населения заинтересована и власть, так как ей легче управлять социально благополучным обществом. А социальное благополучие предопределяется состоянием экономики.

    В экономической сфере бизнесу принадлежит ведущая роль, так как в его распоряжении находятся материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Правильно организованный, национально ориентированный бизнес - основа благополучия государства (рабочие места, наполнение бюджета и т.д.).

    Заинтересованность власти и бизнеса друг в друге является основой их взаимодействия в рамках негласного договора. Только совместными усилиями можно обеспечить единое экономическое пространство, благоприятный деловой климат, сформировать средний класс как политическую опору государства и основу платежеспособного спроса, повысить авторитет страны на международной арене. Социальное партнерство и социальный мир не обрести без совместных усилий власти и бизнеса.

    Содержание взаимодействия власти и бизнеса весьма многообразно: оно охватывает круг вопросов начиная со стратегии развития страны, реализации общественно полезных программ и заканчивая распределением доходов. Особой актуальностью отличаются такие направления взаимоотношений, как роль государства в управлении экономикой, налоговая нагрузка на бизнес, социальная ответственность бизнеса. В той мере, в какой бизнес действует в интересах общества, государство его поддерживает, идет навстречу в вопросах либерализации экономики, стимулирования малого и среднего бизнеса, оптимизации налоговой нагрузки, не вторгается в сферу рынка. Доверие власти к бизнесу может проявиться и в передаче ему некоторых саморегулируемых управленческих функций. Все это возможно при условии, если бизнес поддерживает государственные приоритеты, выгоду ищет не только для себя, но и для общества, готов делить с властью ответственность за реформы. В такой ситуации дилеммы, кто кого должен контролировать: власть бизнес или бизнес власть, не существует.

    Однако реальность может быть иной. Бизнес действует в определенной среде, характеризующейся историческими традициями, социальной структурой, состоянием гражданского общества. Основной интерес бизнеса заключаются в максимизации прибыли, обеспечиваемой не только законными способами. С одной стороны, для крупного капитала характерна тенденция давления на власть, а с другой - у власти всегда не хватает денег и требования к бизнесу могут повышаться с целью выкачивания из него как можно больше средств. Поэтому в повседневной практике интересы власти и бизнеса реализуются путем разрешения постоянно возникающих противоречий.

    Сущность противоречий заключается в том, что власть поддерживает бизнес при соблюдении определенных условий. Власть устанавливает правила поведения для бизнеса, контролирует их выполнение с точки зрения соблюдения социальной ответственности бизнеса перед обществом, государством, наемными работниками. Для власти важен не промежуточный, а конечный, общественно значимый эффект. Если он не обеспечивается, то под контроль берутся товарные и финансовые потоки.

    Бизнес в свою очередь не безропотно воспринимает любое ущемление своих интересов со стороны власти, не сидит сложа руки, он активно стремится влиять на власть, чтобы обеспечить достижение своих целей. При ослаблении власти бизнес набирает силу и старается навязать свои принципы; при усилении власти бизнес ведет себя незаметно. В интересах самосохранения одна или другая сторона идет на уступки, и баланс сил таким образом восстанавливается.

    Устанавливая взаимоотношения с бизнесом, власть ориентируется на собственников предприятий, компаний. Собственники или сами имеют дело с властью, или уполномочивают на это предпринимателей, менеджеров. Со стороны власти в отношения с бизнесом также вступают посредники в лице государственных служащих, чиновников госаппарата.

    Чиновничество действует под контролем власти, но имеет широкое поле для маневра в отношениях с бизнесом. При приоритете общих, государственных интересов оно может проводить разумную политику. Если конституционная норма о приоритете государственных интересов отсутствует, то частные интересы становятся ограничителями государственной политики, она проходит проверку на соответствие частным интересам. И государственные интересы реализуются, если соответствуют частным интересам посредников.

    Взаимоотношения власти и бизнеса подразделяются на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и непрозрачные (скрытые), общественно значимые и частные.

    Формальные взаимоотношения проявляются в участии бизнеса в генеральном соглашении, заключаемом Правительством РФ, объединениями работодателей и профсоюзами; в диалоге с властью специальных организаций, создаваемых бизнес-сообществам и, и в некоторых других структурах 1 Центр развития бизнеса и предпринимательства проводит закрытые встречи представителей власти и бизнеса в рамках ассамблеи по развитию делового сотрудничества и законодательной инициативы. Четвертая ассамблея состоялась по теме «Административная реформа. Новая концепция участия государства в экономике» (июнь 2003 г.). . Неформальные взаимоотношения не получают организационного, документально оформленного обеспечения; преимущества в них на стороне бизнеса, он идеологически монолитен (если не считать корпоративных разногласий по несущественным вопросам), обладает экономическими, в том числе финансовыми, ресурсами и связями на мировых рынках.

    Взаимоотношения между властью и бизнесом являются многоуровневыми. Формируется бизнес-иерархия, в которой каждому отводится определенное место, зависящее от экономического веса бизнесмена и наличия у него автономных политических ресурсов. Высшее звено - бизнес-элита, которая решает вопросы в контакте с представителями высших эшелонов власти.

    Для этого используются следующие формы:

    • регулярные запросы Администрации Президента РФ в адрес компаний о текущей ситуации;
    • сопровождение бизнесменами визитов, поездок руководителей высших органов власти РФ;
    • встречи Президента РФ с руководителями - представителями бизнес-сообществ;
    • персональные встречи бизнесменов с руководителями высших органов власти РФ.

    В ближний круг бизнесменов входят члены Совета по предпринимательству при Правительстве РФ, члены бюро РСПП и некоторые другие предприниматели. Бизнесмены второго и более низкого уровней, представляющие отрасль, компанию, предприятия, практикуют письма-обращения к Президенту, Правительству, парламенту, министрам, публикуемые в открытых СМИ. В них обычно ставится какая-то конкретная проблема и содержится просьба помочь в ее решении. Например, директора ряда крупных мясокомбинатов просят Президента усилить государственное регулирование ввоза мясосырья из-за рубежа, чтобы поддержать отечественное животноводство.

    Результатом взаимоотношений обычно является соответствующий документ, нормативный акт, открывающий или закрывающий дорогу к каким-то действиям сторон в целях удовлетворения (неудовлетворения) интересов другой стороны. До 2000 г. характерным был прямой контакт Президента РФ, Председателя Правительства РФ, чиновников высокого ранга с представителями бизнеса. В настоящее время реализуется принцип равноудаленности бизнесменов от власти. Он проваляется в том, что встречи Президента происходят с представителями как крупного, так и малого бизнеса, у бизнес-элиты сокращаются политические ресурсы и автономия, она интегрируется в реформируемую систему власти. Инициатива переходит к власти, которая предпринимает шаги по восстановлению общегосударственных приоритетов.

    Общество и по его поручению власть не отдают частному бизнесу все экономические прерогативы, он действует на общем правовом поле, накладывающем определенные и необходимые ограничения - линии зависимости бизнеса от власти, затрагивающие глубинные его интересы. Бизнес, естественно, рассчитывает на благоприятное отношение к себе власти по тем позициям, где он нуждается в ее поддержке и защите. Они охватывают не только экономическую сторону отношений, но и затрагивают вопрос о роли и месте бизнеса в обществе.

    Наиболее опасным для общества порождением неформальных отношений представителей власти и бизнеса является коррупция. За 2005 г. Россия по уровню коррупции переместилась с 95-го на 126-е место в мире. Конвенция ООН против коррупции подписана 30 странами, в том числе и Россией. В ней содержится 20 видов коррупционных преступлений, т.е. не только подкуп чиновников, но и злоупотребление служебным положением, влияние в корыстных целях и т.п.

    Сведение государственной службы к бизнесу характерно больше для среднего эшелона чиновничества, правоохранительных и судебных органов. На этом уровне не решаются стратегические задачи страны, но это его представителям и не нужно. Им важно, чтобы верхний эшелон не препятствовал обогащению за счет присвоения административной ренты, которая выступает платой за услуги по переделу собственности через процедуру банкротства, угрозу банкротства и с использованием других методов.

    Доходность административного бизнеса весьма высока Еще в 1990-е гг. государственные служащие выглядели обделенными, обойденными вниманием. За первое пятилетие нового века многие из них стали вторыми после бизнесменов по масштабам обладания крупной собственностью.

    Чем больше раундов по переделу собственности, тем шире круг претендентов на административную ренту. Ее масштабы начинают тяготить бизнес, он пытается найти противоядие, но без ущерба для своих интересов. Естественно, что прежде всего надежды возлагаются на совершенствование уголовного законодательства, принятие закона о противодействии коррупции (попытки предпринимаются в течение 10 лет).

    Радикальными мерами борьбы с коррупцией во всех ее проявлениях были бы возврат государственной монополии на ТЭК, алкоголь, табак; введение статьи о конфискации имущества в уголовное право; запрет чиновникам на владение собственностью и открытие счетов за рубежом. Однако на такие меры не готовы пойти ни власть, ни бизнес. Поэтому появляются проекты, имитирующую борьбу с коррупцией.

    По версии Министерства экономическою развития и торговли РФ основной очаг коррупции связан с выдачей паспортов, регистрацией иностранцев и т.п. Минэкономразвития предлагает ввести административные регламенты, которые определят разрешенные действия чиновников: сколько можно держать посетителя в очереди за услугой, как определить плату за нее и т.д.

    Профессор МГППУ

    Взаимодействие общества, власти, бизнеса как основа устойчивого развития страны.

    Многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти, высшим непосредственным выражением которой являются референдум и свободные выборы. Народ осуществляет свою власть также через органы государственной власти и органы самоуправления. Конституцией Российской Федерации признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.

    Российская Федерация это демократическое правовое социальное государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.

    Каждый конкретный человек, семья, любое общество (в том числе бизнессообщество), или государство обладают жизненно важными интересами, без которых невозможно их существование и развитие: для человека и семьи – это удовлетворение потребностей, обеспечивающих существование и возможность всестороннего развития; для общества – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его существование и возможность гармоничного развития всех сфер общественной жизни; для государства – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его существование, функционирование и устойчивое развитие; для бизнеса – совокупность потреблений, обеспечивающих прибыль. Рассмотрим их подробнее.

    Интересы человека, семьи:

    Реализация естественных прав и свобод, в том числе право на труд, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, занятие творчеством и спортом;

    Обеспечение личной, имущественной и производственной безопасности;

    Повышение качества и достойного уровня жизни;

    Духовное, физическое и интеллектуальное развитие;

    Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;

    Установление государственных пенсий и пособий, обеспечивающих достойную жизнь.

    Интересы общества:

    Развитие и упрочнение демократии;

    Национальное, межнациональное и межконфессиональное согласие;

    Обеспечение устойчивого социально – экономического развития;

    Развитие гражданского общества;

    Формирование политической и правовой культуры населения;

    Улучшение демографического состояния;

    Обеспечение здоровья населения;

    Сохранение и развитие нравственного и культурного наследия;

    Охрана и улучшение экологической среды;

    Повышение социально – политической активности населения;

    Противодействие коррупции.

    Интересы государства, власти:

    Обеспечение суверенитета и территориальной целостности;

    Защита конституционного строя;

    Сохранение и укрепление государственного единства;

    Обеспечение внутриполитической стабильности, гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия в обществе;

    Развитие системы социально – экономических и юридических прав и свобод граждан; повышение качества жизни населения;

    Военная безопасность от посягательств иностранных государств, надежная охрана государственной границы, противодействие незаконной миграции;

    Социально – экономическая, экологическая и международная безопасность;

    Экономический рост на основе инновационных наукоемких технологий и развития приоритетных отраслей промышленности;

    Формирование экономики, конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках, что особенно важно в условиях присоединения России к ВТО;

    Уклонение от социальной ответственности;

    В распоряжении бизнеса находятся материальные, финансовые, трудовые, информационные и другие ресурсы, поэтому в экономической сфере бизнесу принадлежит ведущая роль. Национально ориентированный бизнес является основой благополучия общества и государства.

    Взаимодействие общества, власти и бизнеса должно осуществляться на следующих основополагающих принципах: 1. главной цели, возможно в качестве национальной идеи – сохранение и устойчивое развитие российской нации и государства; 2. системности; 3. социальной справедливости; 4. баланса интересов; 5. открытости; 6. конкурентоспособного развития экономики; 7. безопасности; 8. научной обоснованности; 9. эффективности; 10.равноправного диалога и доверия; 11. законности; 12. контроля; 13. профессионализма; 14. ответственности; 15. морали и нравственности; 16. межнационального согласия.

    Сегодня и общество, и власть, и бизнес в своем арсенале имеют достаточно разнообразный спектр институтов, способный эффективно решать самые сложные задачи и достигать текущие и стратегические цели социально – экономического развития страны. Что еще необходимо для достижения целей? Это - политическая воля, гражданская активность, государственность и соблюдение принципов взаимодействия.

    Демократия – человек – технологии.

    При наличии различных отечественных и зарубежных моделей взаимодействия власти и бизнеса , наиболее приемлемой для России в современных социально – экономических условиях является модель партнерства институтов гражданского общества, власти и бизнеса , где общество выступает со своим ресурсом и осуществляет контрольную функцию. Только модель партнерства способна создать инновационное интелектуальное общество и инновационную конкурентоспособную экономику, основанную на знаниях и высоких технологиях, способную решать национальные задачи в условиях глобализации . И только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития «демократия – человек – технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

    Приоритетными направлениями партнерства являются:

    Развитие перерабатывающих отраслей промышленности, включая аграрный сектор;

    Производственная и транспортная инфраструктура: строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов;

    Научно – технологические комплексы, научно – исследовательские и опытно конструкторские работы, доведенные до коммерциализации , развитие инновационной инфраструктуры;

    Информационно – коммуникационные технологии;

    Здравоохранение и социальные услуги, (включая культуру и творчество);

    Представляя широкий круг общественности и охватывая различные слои экономически активного населения, члены ЭСК и КР дают возможность руководящим органам ЕС достаточно полно учитывать их мнение.

    Для России, стоят задачи модернизации национальной экономики и ее более эффективного включения в мировую экономику. Изучение зарубежного опыта в развитие инновационных процессов имеет первостепенное значение. Что нужно сделать, чтобы обеспечит реальный прорыв в инновационной сфере, мобилизуя имеющиеся ресурсы? Как сократить отставание России от стран – лидеров в рейтингах мировой конкурентоспособности и недостаточной инновационной составляющей экономического развития? Что необходимо сделать, что бы российская экономика заняла достойное место на мировых рынках?

    Мировой опыт показал, что основная часть общенациональных ассигнований на НИР в развитых странах поступает из частного сектора , прежде всего промышленных компаний свыше 60 %. Так, доля частного сектора в финансировании НИР в США, Швеции, Финляндии составляет 70 – 75%, Бельгии, Германии, Франции%.

    Доля государства в финансировании НИР в развитых странах составляет около 30 %. Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемые университетами, государственными и полугосударственными исследовательскими лабораториями и институтами, оказывает эффективную поддержку инновационным разработкам в частном секторе.

    Значительное финансирование вузовских НИР осуществляют частные компании США, Канады, страны ЕС. Партнерство бизнеса и государства в финансировании НИР через специальные фонды широко распространено в европейских, особенно в скандинавских странах. Фонды оказывают изобретателям и предпринимателям финансовую и консультативную помощь в освоении инноваций, оценок новинок, патентовании и коммерциализации патентов.

    В США, Канаде и странах ЕС эффективной формой партнерства государства и бизнеса является долевое финансирование НИР, что обеспечивает интеграцию интересов заказчиков и исполнителей НИР, позволяет ограничить расточительство государственных, частных и других привлеченных средств, рационально распределить риск между соинвесторами инновационных проектов.

    Концепция долгосрочного социально – экономического Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 – р.

    Зарубежный опыт партнерства правительства с общественными организациями в содействии развитию внешнеторговой деятельности. Российский внешнеэкономический вестник № 12

    Частно - государственное партнерство в организации и финансировании НИР в инновационной экономике. «Инновации и экономическое развитие: опыт зарубежных стран и России». Сб. научных статей. Под ред. проф. , проф. . – М.: ТЕИС, 2009.

    УДК 338.242
    ББК 65.050.22

    Статья посвящена системе взаимодействия органов власти и бизнеса. Авторы отмечают, что проблемы взаимоотношений органов власти и бизнеса выдвинулись на одно из ведущих мест в политических процессах страны, бизнес превратился в самостоятельный субъект не только экономической и социальной, но и политической жизни страны, что обусловило важную политическую проблему согласования интересов органов власти и бизнеса в современной России. При этом эффективные государственные меры по поддержке бизнеса вызовут подъем предпринимательской активности в стране и регионах, приведут к улучшению социально-экономического положения и могут стать катализаторами инновационной модернизации экономики России.

    Ключевые слова: бизнес , взаимодействие , органы власти , проблемы , эффективность .

    Литература

    1. Арутюнов Д.Р. Административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Право и жизнь. 2006. № 93. С. 44-51.
    2. Дрегало А.А. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества. Монография / Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск. 2010. 346 с.
    3. Куршиева Н.М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.
    4. Примаков Е.М. Создание и поддержка инновационных точек роста в экономике России - ключевое направление антикризисных действий власти и бизнеса // Стенограмма выступления ТПП РФ 27 мая 2009 года.
    5. Шамарова Г.М. Органы власти и бизнес: модернизация отношений. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.
    6. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области на период до 2020 года [электронный ресурс] // Режим доступа: URL : http://www.government-nnov.ru/ (дата обращения 10.11.2011)
    7. Медведев Д.А. Выступление на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей в Краснодаре [электронный ресурс] // Режим доступа: URL : http://www.isocentr.ru. (дата обращения 27.10.2011)
    8. Министерство экономического развития РФ [электронный ресурс] // Режим доступа: URL : http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 04.11.2011)
    9. Энциклопедия Википедия [электронный ресурс] // Режим доступа: URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 04.09.2011)

    Bibliography

    1. Arutyunov D.P. Administrative law regime of entrepreneurial activity in special economic zones // Pravo I jizn. 2006. № 93. P. 44-51.
    2. Dregalo A.A. Strategic partnership between Government, business, and society. Monograph / Pomor State University Lomonosov. Arkhangelsk. 2010. 346 p.
    3. Kurshieva N.M. Interaction between the Government and business as a factor of innovative development of the economy of the region. Proceedings of the VI International Scientific Congress "The role of business in the transformation of the Russian society-2011". Moskow: MFLA, April 18-22, 2011. 545 p.
    4. Primakov E.M. Creation and support of the innovative points of growth in the economy of Russia is a key direction of anti-crisis action of the Government and business // Transcript of the speech of the RF CCI May 27, 2009 year.
    5. Shamarova G.M. Authorities and business: modernisation of relations. Proceedings of the VI International Scientific Congress "The role of business in the transformation of the Russian society-2011". Moskow: MFLA, April 18-22, 2011. 545 p.
    6. The concept of development of small and medium enterprises on the territory of Nizhny Novgorod region for the period up to the year 2020 // Access mode: URL: http://www.government-nnov.ru/ (accessed 10.11.2011).
    7. Medvedev D.A. Speech at the all-Russian Forum of industrialists and entrepreneurs in Krasnodar // Access mode: URL: http://www.isocentr.ru. (accessed 27.10.2011).
    8. Ministry of economic development of the Russian Federation // Access mode: URL: http://www.economy.gov.ru/ (accessed 04.11.2011).
    9. Wikipedia Encyclopedia // Access mode: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (accessed 04.09.2011).

    Interaction between government and business as a factor of socio-economic development of the region

    The article deals with the interaction of authorities and business. The authors notes that the problem of relations between authorities and businesses moved into one of the leading places in the political processes of the country, the business became a separate entity, not only economic and social and political life of the country, this caused a major political problem of reconciling the interests of the authorities and business in modern Russia. At the same time effective government measures to support the business will cause the rise of entrepreneurial activity in the country and regions, will improve the socio - economic status and can be catalysts for innovation modernizing the Russian economy.

    Key words:

    Развитие бизнеса является одним из основных условий роста эффективности современной рыночной экономики. В свою очередь, рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом. Взаимодействие бизнеса и власти должно развиваться в оптимальных для рыночной экономики формах и направлениях:

    • - создание непосредственно инфраструктуры экономической системы, обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономики;
    • - размещение государственных и муниципальных заказов;
    • - институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса;
    • - институциональное оформление корпоративного сектора и т.д.

    Под взаимодействием бизнеса и власти подразумевается система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в регулировании социально-экономических проблем. Теоретическая концепция механизма государственно-частного партнерства предполагает следующую его трактовку. Это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

    Система представительства интересов бизнеса в органах государственной и муниципальной власти должна быть гибкой и многоуровневой. При этом гибкая, многоуровневая и многоаспектная система взаимодействия бизнеса и государства позволяет свести к минимуму возможности их сращивания и строить взаимоотношения на цивилизованной основе. Сейчас динамику процесса взаимоотношений государства и бизнеса стало определять, прежде всего, общество, которое требует, чтобы бизнес изменился и перестал быть частью государственных проблем, а превратился в неотъемлемый элемент их решения.

    Таким образом, российский бизнес должен постепенно переходить к новой модели самоорганизации во взаимоотношениях с властью, обеспечивая наряду с государством, прежде всего, социальную опору населения.

    Становление экономического порядка, обеспечивающего условия эффективного функционирования бизнеса, в значительной степени зависит от нормативно-правового обеспечения его деятельности. Основополагающими документами, в рамках которых осуществляются взаимоотношения между бизнесом и государством, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ, Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»), постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 26.02.04 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Государство также приняло ряд законопроектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Важной вехой стало появление закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г.). В нем определяются категории субъектов малого и среднего предпринимательства, даются основные цели и принципы государственной политики в отношении их развития и механизмы взаимодействия власти с ними.

    Реальная модель отношений власти и бизнеса, отмечают исследователи, представляет собой три обособленные зоны их взаимодействия: белую, черную, серую. Белая зона основана на создании единых для всех предпринимателей правил игры и обязательности их выполнения. Черная и серая зоны предполагают создание преференциальных режимов для предпринимателей и избирательное применение санкций со стороны государства. Отношения черной зоны основаны на индивидуальных корыстных интересах чиновников, а инструментом достижения интересов чиновника является взятка. Отношения серой зоны построены на интересах выполнения властью своих публичных функций и заинтересованности в развитии /выживании территории. Добровольно-принудительный взнос - дофинансирование территорий представляет собой формально не регулируемые вложения бизнеса в территории (на благоустройство, в инфраструктурные проекты, на социальные программы власти и т.п.).

    Даже если весьма условно, как это делают экономисты, все формы предпринимательской деятельности разбить на три группы - сельское хозяйство, производство, и услуги, - то уже при такой, далеко не детальной, классификации, между ними выявятся кардинальные отличия в том, от каких именно органов в большей степени будет зависеть их повседневное функционирование. Поэтому возможно лишь в самых общих чертах отобразить органы, существенно влияющие на текущую деятельность бизнеса.

    Современные особенности взаимодействия региональных органов управления и бизнеса обусловлены последствиями глобального финансового и экономического кризиса, обострившего ситуацию не только в экономической, но и в социальной сфере развития территориальных систем в виде таких проявлений, как потеря работы частью населения, снижение заработной платы и, как следствие, падение общего уровня жизни населения.

    Программа антикризисных мероприятий Правительства РФ особое внимание уделяет переходу экономики страны на инновационный путь развития, а также развитию предпринимательства как наиболее гибкого и устойчивого к последствиям мирового финансового кризиса. В этой связи особое значение приобретает изучение условий обеспечения эффективного функционирования предприятий малого бизнеса, являющихся проводниками новых технологий. Именно малый бизнес может стать решающим фактором в распространении новых технологий, в восстановлении переживающих депрессию регионов и обеспечении перехода экономики к инновационному пути развития. Система регулирования отношений бизнеса и государства должна обеспечивать институциональные связи бизнеса, государственных органов управления и общественных организаций. Формированию и продвижению таких связей способствуют создаваемые сейчас в стране независимые исследовательские центры, рекламные агентства, службы «связей с общественностью», центры политического консультирования. Создаются объединения, призванные укрепить профессиональные стандарты, упорядочить взаимоотношения между предприятиями, с заказчиками и клиентами. Это создает для институциональных связей весьма ценный ресурс гибкости, который особенно важен для развивающегося российского бизнеса, в период реформирования национальной экономики, когда идет естественный процесс формирования народнохозяйственных пропорций и определение в них места сфере бизнеса.

    Со стороны предпринимательства субъектами взаимодействия с властными структурами могут выступать отдельные субъекты предпринимательской деятельности, крупные корпоративные структуры, а также объединения предпринимателей. В настоящее время систему представительства интересов бизнеса в федеральном центре определяют в основном четыре ведущих ассоциаций: РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), ТПП РФ (Торгово-Промышленная Палата РФ), «Деловая Россия» и ОПОРа (Объединение предпринимательских обществ России).

    Таблица 1. Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса

    Название органа власти

    Федеральная налоговая служба

    Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах; регистрация создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц; ведение и внесение изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.

    Федеральная служба по труду и занятости

    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Осуществляет надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.

    Федеральная антимонопольная служба

    Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере рекламы, а также контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

    Арбитражные суды

    Разрешение споров в сфере экономической деятельности.

    Суды общей юрисдикции

    Разрешение административных, гражданских и трудовых споров, обжалование действий должностных лиц.

    Прокуратура РФ

    Осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, проведение проверок, участие в рассмотрении дел судами.

    Правительство субъекта РФ

    Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ.

    Администрация муниципального образования

    Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью.

    Мировая практика свидетельствует, что бизнес-ассоциации являются эффективной формой самоорганизации делового сообщества и могут с успехом представлять интересы субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства, выступая посредниками в диалоге между бизнесом и властью. Это особенно актуально для стран с переходной экономикой, в которых традиции активного участия граждан в формировании цивилизованных рыночных отношений находятся в стадии формирования. В таких странах деятельность бизнес-ассоциаций является одним из наиболее реальных способов влияния на принимаемые решения с целью создания благоприятных условий для развития бизнеса. Среди них особое место занимают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата Российской Федерации является одной из самых крупных общественных организаций нашей страны и представляет собой объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества.

    Перевод экономики на инновационные рельсы требует системного подхода. Главное, чтобы предприниматель был заинтересован в инновациях. Без всемерного поощрения государством перехода отечественного производства на инновационные рельсы постиндустриальной стадией для России может стать общество без индустрии. Поучительным примером являются государственные меры в этой сфере в странах, которые продемонстрировали рывок в инновационном развитии. В Испании, например, на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 45 центов налоговых льгот, в Мексике - 40 центов. Даже в США, где уже достигнут масштабный и наиболее высокий уровень оснащения производства передовыми технологиями, налоговые льготы составляют 7 центов на каждый доллар, вложенный в НИОКР. В Финляндии инновационная активность поддерживается прямым бюджетным финансированием НИОКР. Ныне такие бюджетные вложения превышают размер 3 % ВВП.

    Торгово-промышленная палата России проявила инициативу в налаживании общественно-государственного контроля над внедрением инноваций. В этом контексте одно из важных направлений деятельности палат на инновационном поле - это выставочно-ярмарочная деятельность.

    Далее важно отметить, что экономическое взаимодействие бизнеса и власти должно развиваться в оптимальных для политической демократии и рыночной экономики формах. Выделим следующие формы взаимодействия бизнеса и власти: лоббирование интересов предпринимательства в законодательных органах, общественная экспертиза законопроектов и решений властных структур, создание общественных Советов предпринимателей при органах власти. Известно немало успешных прецедентов взаимодействия объединения предпринимателей и Правительства Российской Федерации. Так, в ноябре 1999 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по итогам II Всероссийского съезда представителей малых предприятий. На заседании были рассмотрены Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, первоочередные меры поддержки малого предпринимательства, предусматривающие рассмотрение всех вопросов, принятых в резолюции съезда. Государство предусмотрело финансовую поддержку данного сектора экономики.

    Важными инструментами государственной поддержки малого бизнеса являются финансовые и налоговые механизмы. Вместе с тем, необходимо признать, что с учетом существующих экономических реалий государство не использует в полной мере мировые достижения в сфере прямой финансовой поддержки малого бизнеса, что нередко считается главной причиной слабого его развития. Объясняется это тем, что принятая в передовых странах поддержка предполагает необходимость капиталоемких централизованных ассигнований и убыточных, прежде всего для местных бюджетов, налоговых льгот. За рубежом эти потери компенсируются масштабными налоговыми поступлениями со стороны крупного бизнеса и физических лиц. В современной России такие поступления недостаточно велики. Поэтому важно вводить принцип дифференцированной поддержки предприятий малого бизнеса, а именно - стимулировать инновационную деятельность малых фирм в сфере производства и, прежде всего, в соответствии с выделенными приоритетными направлениями развития отечественной экономики.

    Практика экономически развитых стран демонстрирует эффективность взаимодействия государственных структур и объединений предпринимателей, заключающегося в передаче им части функций государства в сфере регулирования бизнеса (включая аттестацию, сертификацию, лицензирование, подготовку кадров). Подобный опыт может быть использован и в России. Одним из путей решения проблем, связанных с недостатком информации, представители объединений предпринимателей видят получение на льготных условиях доступа к информационным ресурсам сети Интернет, широкое использование существующих правовых информационных систем, а также создание для действующих объединений предпринимателей единого информационного центра и базы данных, содержащей актуальную для них информацию.

    Система взаимодействия государства и бизнеса в разных странах функционирует по-разному. Эти различия порождаются такими факторами, как исторически сложившимся характером отношений между обществом и государством, традициями разрешения деловых конфликтов, преобладающими типами экономического поведения населения, уровнем политической культуры, распределением ресурсов между различными институтами. Определенное соотношение данных характеристик и вытекающих из них способов взаимодействия в обществе составляют содержание понятия «модель взаимодействия бизнес-власть».

    В современной литературе по исследуемому вопросу представлено несколько классификаций моделей взаимодействия «бизнес-власть».

    Первая классификация получила распространение в мире в эпоху глобализации. Она выделяет две принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства Гайнутдинов Р. И. Модели взаимодействия бизнеса и государства в глобализирующемся мире: сравнительный анализ // Проблемы современной экономики. 2006. № 1/2 (17/18). :

    • 1) плюралистическая;
    • 2) неокорпоратистская.

    В действительности ни одна из них не действует в чистом виде. Существующие в мире конкретные экономики чаще всего представляют собой некие смешения и переплетения обеих моделей.

    Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется на англо-американской традиции, сформировавшейся в контексте следующих культурно-исторических особенностей:

    • - индивидуализм как преобладающий принцип социально-экономического поведения основной части населения;
    • - конкуренция рассматривается как непременное условие и движущая сила развития;
    • - прибыль рассматривается как основной показатель успешности;
    • - государство традиционно рассматривается как внешняя сила, роль которого заключается в выработке (совместно с бизнесом) правил регулирования, разрешении конфликтов, с которыми не может справиться само деловое сообщество (сильна тенденция к саморегулированию бизнеса), и поддержке национального бизнеса на международных рынках. Вмешательство государства в экономику как экономического агента категорически не приветствуется.

    В плюралистической системе частный бизнес, наряду с государством является равным участником политического процесса. Большая часть взаимоотношений бизнеса и государства принимает форму сделок между частным бизнесом и властью в лице политиков и чиновников.

    Конечно, существуют организации в плюралистических системах, которые представляют коллективные интересы различных групп бизнеса, однако, корпорации выбирают сами: становиться им членами каких-либо ассоциации или нет.

    Корпоратистская или неокорпоратистская модель взаимодействия «бизнес-государство» сформировалась в контексте следующих культурно-исторических особенностей:

    • - ориентация на партнерство и сотрудничество различных профессиональных и социальных групп (капитализм кооперации);
    • - ориентация преимущественно на гарантии достигнутого уровня жизни, предотвращение возможных потрясений и потерь, стремление избежать неудач в бизнесе;
    • - сложившаяся деловая этика рассматривает обеспечение прибыльности компании как условие, но не исчерпывающую конечную цель бизнеса. Социальные обязательства считаются чрезвычайно важными, заслуживающими, в случае необходимости, того, чтобы внести изменения в ведение бизнеса;
    • - конкуренция рассматривается как важное условие развития, которое, однако, не исключает возможности и необходимости ее ограничения в определенных случаях для обеспечения интересов экономики в целом;
    • - государство в корпоратистской традиции является важным экономическим агентом, обеспечивающим выработку и соблюдение общих «правил игры», а также рассматривается как сила, несущая большие социальные обязательства перед обществом в целом, и имеющая, поэтому, право выдвигать соответствующие требования к бизнесу Власть и бизнес: коммуникационные ресурсы. Сборник научных статей. Серия «Коммуникативные исследования». Выпуск 5. М.: НИУ ВШЭ, 2011..

    Классификация И. Ивасаки.

    Вопросами классификации взаимодействия государства и бизнеса посвящены работы И.Ивасаки. Он выделяет три типа моделей взаимодействия государства и бизнеса:

    • 1) «Государство порядка» (order state), в котором бизнес-структуры находятся под жестким централизованным контролем и массовая приватизация не проводилась (поэтому вообще можно усомниться в существовании особых моделей взаимодействия государства и бизнеса). (Беларусь, Туркменистан и Узбекистан).
    • 2) «Государство наказания» (punish state), ограничивающееся поддержанием институтов рынка и не вмешивающееся в механизмы управления корпорациями, а также не предпринимающее мер по предотвращению банкротства. (Страны Балтии).
    • 3) «Государство-спасатель» (rescue state), в принципе предоставившее хозяйствующим субъектам возможность самостоятельно принимать решения, но сохранившее возможность вмешаться в определенных ситуациях, а также предотвратить банкротство предприятий. Вмешательство государства не ограничено четкими нормами и институтами и оставляет большой простор для коррупции и лоббизма.

    Классификация Чириковой-Розенкова

    Наиболее важной в рамках настоящей курсовой работы является классификация Чириковой Е.А. и Розенкова Д.А. , разработанная на материалах российских регионов Розенков Д.А. Власть, бизнес и общество в системе социально-экономического взаимодействия. М: «Экономика», 2007. Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной

    России // Общество и экономика. 2006. № 9.. Они выделяют несколько основных моделей взаимодействия власти и бизнеса:

    • 1) Модели «подавления» и «принуждения» предусматривают административное давление. Власть требует от бизнеса определенных вложений в реализацию ее социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль за деятельностью бизнеса.
    • 2) Модель «патронажа» предполагает компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти.
    • 3) Модель «невмешательства» власти. Власть не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой бизнесом.
    • 4) Модель «партнерство», в рамках которой представители власти и бизнеса достигли компромисса. Характеризуется пониманием со стороны государственной власти важности и роли бизнеса в развитии социально-экономических отношений. Соответственно деятельность власти направлена на развитие бизнеса и выстраивании конструктивного диалога, а также на принятие соответствующих решений с учетом интересов бизнес-структур. Отношения партнерства обеспечивают достижение синергетического эффекта от согласованной деятельности всех субъектов взаимодействия. Необходимым условием существования данной модели является паритетность в отношениях бизнеса и власти. В современных социально-экономических российских условиях является наиболее приемлемой, работающей по принципу «выгодно каждому - выгодно всем».
    • 5) Модель «доминирование» характеризуется тем, что отношения между сторонами построены на доминировании, в отдельных случаях, даже на подчинении одной из сторон. При этом необходимо осознавать, что в реальных современных условиях такой доминирующей стороной может быть только государство. Данная модель основана на патернализме в отношениях, что выражается в обеспечении определённой поддержки (финансовой, административной и т.п.) деятельности бизнес-структур, выдаче преференций и предпочтений в обмен на лояльность и послушание по отношению к государственной власти.
    • 6) Модель «игнорирование» предполагает отсутствие взаимодействия как такового, что может быть обусловлено различными причинами, однако предполагается, что данная модель является переходной моделью. Она может формироваться в условиях перехода от доминирования к конфронтации, от конфронтации к доминированию, а также от доминирования или конфронтации к более эффективным моделям взаимодействия. Модель игнорирования проявляется тогда, когда государство не замечает бизнеса, не мешает, но и не помогает их деятельности. Такая модель может быть реализована в условиях концентрации власти на разнообразных политических и экономических проблемах, в частности в условиях экономического кризиса.
    • 7) Модель «конкуренции» основывается на желании субъекта предвосхитить усилия взаимодействующего субъекта по предметам взаимодействия и решении общих задач. Данное желание представляется конструктивным, однако отсутствие диалога и решение задач усилиями одного субъекта, который пусть даже и руководствуется самыми благими намерениями, представляется фактором, ограничивающим эффективность взаимодействия. Однако в отдельных случаях рационально организованная конкуренция также может способствовать достижению синергетического эффекта.
    • 8) Модель «конфронтация» предполагает взаимодействие, которое характеризуется высокой степенью активности отношений и высокой их динамикой. В рамках этой модели власть видит в лице бизнес-структур, не желающих «встраиваться» в патерналистскую модель, опасность для собственной власти, и старается осложнить их деятельность.

    Выводы

    Необходимо сказать, что каждая из моделей сложилась в специфических культурных, экономических и социальных условиях, каждая имеет свои сильные и слабые стороны. Первая классификация популярна за рубежом. Где с 90-х годов широкое распространение получило мнение о том, что англо-американская (плюралистическая) модель создает более благоприятные условия для привлечение инвестиций в регион - поэтому более успешна. При всех достоинствах указанной модели следует отметить, что это мнение может быть основано на предпочтениях основных инвесторов, большинство из которых традиционно представляют американские институты. Отдавая приоритет плюралистической модели, они просто стремятся работать в максимально привычных для себя условиях.

    Относительно российской специфики и классификации Чириковой-Розенкова следует отметить, что в реальной практике всегда существует сочетание нескольких видов моделей, поэтому следует говорить не о безусловном наличии, а о преобладании той или иной модели взаимодействия бизнеса и власти. Особенно если говорить о региональных аспектах такого взаимодействия.