Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Психологические проблемы детей с дисграфией и дислексией. Как вылечить дисграфию и дислексию. Симптомы и причины дислексии

    Психологические проблемы детей с дисграфией и дислексией. Как вылечить дисграфию и дислексию. Симптомы и причины дислексии

    Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) – самые распространённые формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических» ошибок или ошибок роста, эти ошибки отличаются стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определённые, сходные причины и механизмы.

    Причины дислексии и дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

    Клиническая характеристика детей , страдающих дислексией и дисграфией, чрезвычайно разнообразна. В тяжелых случаях дислексия и дисграфия может проявляться у различных категорий аномальных детей в структуре нервных и нервно-психических заболеваний: у умственно отсталых, у детей с задержкой психического развития, с минимальной мозговой дисфункцией, у детей с нарушением зрения, слуха, при детских церебральных параличах. По мнению специалистов, в большинстве случаев у детей с дисграфией отмечается энцефалопатическая форма пограничной интеллектуальной недостаточности в результате неглубокого повреждения мозга в перинатальный или ранний постнатальный период.

    Таким образом, чаще всего дислексия и дисграфия проявляются в структуре сложных нервно-психических и речевых расстройств.

    Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Но и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

    В настоящее время специалисты выделяют следующие виды дисграфии: акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве несформированности звукового анализа и синтеза, оптическая, аграмматическая. У большинства детей дисграфия является смешанной. Дислексия также бывает: акустической, артикуляционно-акустической, аграмматической, на почве несформированности звукового анализа и синтеза, оптической и семантической.

    Акустическая дисграфия связана с недостаточно чёткой слуховой дифференциацией ребёнком близких речевых звуков (мягких и твёрдых согласных, глухих и звонких, свистящих и шипящих, сонорных и др.) и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме. Акустическая дислексия проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки.

    В основе артикуляторно-акустической дисграфии и дислексии лежит неправильное произношение ребёнком звуков речи, особенно замена одних звуков другими.

    Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза выражается в искажении звуко-слоговой структуры слов и нарушении границ между словами. Проявления: пропуски букв в словах, вставка лишних букв, перестановка букв, пропуск слогов в словах, вставка лишних слогов, перестановка слогов, слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части. Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках и при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова.

    В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Проявления: недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, написание вместо нужного элемента сходного с ним, неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу, полные замены сходных по написанию букв. Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении (букв, отличающихся лишь одним элементом: В – З, Д – Л, Б – В, Ь – Ъ, Ш – Щ и др.; букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Т – Г, Р – Ь, Х – К, П – Н – И и др.). выделяют литеральную и вербальную оптическую дислексию . При литеральной наблюдаются нарушения узнавания изолированных букв. При вербальной трудности проявляются при чтении слов.

    Аграмматическая дисграфия проявляется, когда ребёнок, уже овладевший грамотой, не может на письме правильно согласовывать слова по числам, родам, падежам и пр., то есть в соответствии с нормами русского языка. Аграмматическая дислексия также вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определённых морфем слова, чаще всего флексий. Обнаруживается аграмматическая дислексия на этапе, когда в процессе чтения большую роль начинает играть смысловая догадка («мама моет рама», «сладкий яблоко» и т. д.).

    Семантическая дислексия – механическое чтение. Проявляется в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и, особенно, при чтении предложений и текста.

    Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления этой патологии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения и могут быть вполне отчетливо выявлены, а, следовательно, и скоррегированы специалистами. Именно выявление и устранение предпосылок дисграфии и дислексии является основной задачей логопедов, работающих в специальных группах дошкольных учреждений.

    Акустическая дисграфия и дислекси . Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям начиная с двухлетнего возраста: покажи картинку (названия картинок отличаются друг от друга только одним звуком, например: крыса – крыша, мышка – мишка, коза – коса). Программа детского сада предусматривает занятия по звуковой культуре речи, начиная с младшего дошкольного возраста. В старшей и подготовительной группах проводятся специальные занятия по дифференциации звуков, дающие детям необходимые навыки. В логопедических группах развитию фонематического слуха отводится особое внимание: и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях. Сначала дети приучаются дифференцировать резко различающиеся звуки, например, гласные. Затем всё более и более сложные в этом отношении пары. Уточняется артикуляция каждого звука. Опора на зрительные, тактильные ощущения позволяет детям компенсировать своё «слабое» слуховое звено, по крайней мере временно. Карточки – символы звуков не только дают зрительную опору, но превращают занятие в увлекательную игру. Например: Ж – жук, З – комар (жук жужжит со звуком ж, комар звенит со звуком з). Далее играем в комара и жука. Дети определяют чья звучит песенка. Усложняя задание, логопед умышленно исключает зрительное восприятие положения своих губ детьми (закрывает рот листом бумаги, экраном, отворачиваясь от детей и т.п.). Иногда требуется многократное повторение и разнообразие аналогичных игр прежде, чем ухо ребёнка «настроится» на «дифференцировочную работу». Однако ещё сложнее научить ребёнка «чувствовать» эти звуки в составе слова. Проводятся систематические, постоянно усложняющиеся упражнения:

    Хлопни в ладоши (покажи соответствующую картинку – символ, а позднее – букву), если услышишь нужный звук в слове.

    Разложи картинки на две группы («Подарки для Кролика и Хомяка (к-х)», «Магазин (б-п)», «День рождения Димы и Тимы (д-т)», «Собираем урожай (р-рь)», «Две рейки» и т.д.).

    В подготовительной группе: «Вставь пропущенную букву в слово»; «Запиши слова в два столбика»; «Исправь ошибки Незнайки».

    Артикуляторно-акустическая дисграфия . Возрастное или физиологическое косноязычие свойственно всем детям. Но оно обязательно должно исчезнуть не позднее пяти лет. Если же оно задерживается, то это уже патология, являющаяся несомненным предшественником возникновения артикуляторно-акустической дисграфии. Все звуковые замены должны быть устранены до начала обучения грамоте.

    Дисграфия на почве несформированности звукого анализа и синтеза . Обучение письму на русском языке осуществляется по аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложений должен уметь выделять в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Ребёнок, не владеющий анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова при этом искажаются до полной неузнаваемости. Работа начинается с того, что дети в ходе практических упражнений, игр знакомятся с понятиями: «слово», «предложение», «звук», «слог» (со временем эти понятия уточняются, расширяются, конкретизируются).

    Упражнения в анализе предложения на слова:

    1. Понятие «слово». Знакомство со схемами слов (полоска бумаги). Определяем количество слов, названных логопедом. Называем заданное педагогом количество слов.

    2. Понятие «предложение» (в предложении слова дружат друг с другом и помогают о чём-то узнать). Дифференцируем «слово» – «предложение».

    3. Составляем предложения по сюжетным картинкам, с определёнными словами.

    4. Определяем количество слов в предложении и их последовательность (работаем со схемами предложения). Правила: первое слово в предложении пишется с большой буквы, между словами в предложении – «окошечки», в конце предложения – точка.

    5. Придумываем предложения, состоящие из определённого количества слов (по схемам, картинкам и схемам). Распространяем предложения, т. е. добавляем слова.

    6. Отдельное направление – работа с предлогами («маленькими словами»).

    7. Составление предложений из слов, данных вразбивку (дети, мяч, в, играли). Работа с деформированными текстами в устной и письменной работах.

    Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.

    1. Деление слов на слоги. Отхлопываем слова. Определяем количество слогов в слове и их последовательность.

    2. Придумываем слова с определённым количеством слогов.

    3. Группируем картинки по количеству слогов в их названиях.

    4. Составляем слова из слогов, данных вразбивку, распутываем «запутанные» слова (мо-са-кат, ток-ло-мо и т.п.).

    5. Образование новых слов путём добавления («наращивания») слогов. Добавляем слог к данному, например «пол», чтобы получились новые слова (пол-ка, пол-ный, Пол-кан, пол-день, пол-ночь, пол-зёт).

    6. Переставляем слоги в слове для получения нового слова (сосна – насос, камыш – мышка, банка – кабан).

    7. Выделение ударного слога на занятиях по обучению грамоте. Знакомство с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. Слоговой анализ слов, составление схем и подбор слов к схемам.

    Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.

    1. Узнавание звука на фоне слова (есть ли звук Р в слове роза, шуба, луна?)

    2. Выделение звука из начала и конца слова.

    3. Определение позиции звука в слове.

    4. Определение количества звуков в слове и их последовательности.

    5. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

    6. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произносимых звуков.

    7. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков (рот – крот, пар – парк).

    8. Образование нового слова путём замены в слове первого звука на какой-либо другой (дом – сом, лом, ком, том).

    9. Составление слов из первых звуков названий ряда картинок («Разведчики»).

    10. Образование из букв данного слова возможно большего количества новых слов.

    11. Составление схем слов. Полный звуко-слоговой анализ слов. Подбор слов к схемам.

    В процессе работы постоянно используются схемы, разрезная азбука. Проводятся и письменные упражнения в виде записи под диктовку отдельных слов с обязательным предварительным разбором их звуко-слогового состава. Вся запись слов, а затем и предложений проводится с обязательным синхронным проговариванием их ребёнком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи. Довольно длительное время для записи (печатанья) в тетрадях дети пользуются цветными ручками: красной ручкой печатают гласные буквы, синей – твёрдые согласные, зелёной – мягкие, а чёрной – знаки препинания и буквы, не обозначающие звуки. По мере совершенствования навыка звуко-слогового навыка письма, дети переходят к записи одной ручкой, абстрагируются от цветовой подсказки.

    Аграмматические дислексии и дисграфии . Единственный надёжный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. Работа над формированием грамматического строя речи ведётся в логопедических группах целенаправленно, систематически и настойчиво. Осуществляется и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях.

    Основные направления преодоления аграмматизмов (в рамках изучения лексических тем): развитие функции словоизменения (образование множественного числа существительных), формирование навыков словообразования (уменьшительно ласкательные суффиксы, приставочные глаголы, притяжательные и относительные прлагательные), уточнение и усложнение структуры предложений (предложно-падежные конструкции).

    Оптическая дисграфия и дислексия. Профилактика оптической дисграфии, т.е. устранение её предпосылок, должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Формирование пространственных представлений происходит в тесной связи с развитием речи и мышления. Усвоение ребёнком словесных обозначений различных пространственных признаков («большой», «круглый», «верхний» и т. д.) чрезвычайно важно, поскольку знание названий помогают ему обобщить эти признаки и абстрагировать (отделить) их от конкретных предметов. Ребёнок, умеющий абстрагировать от конкретных предметов понятия формы и величины, может ответить на вопросы о том, что бывает круглым (мяч, яблоко, арбуз), толстым, широким и т.д. Способность к «оречевлению» пространственных признаков поднимает восприятие ребёнком пространства на новый, качественно более высокий уровень – у него образуются именно представления о пространстве. Уровень же сформированности пространственных представлений является очень важным показателем степени готовности ребёнка к школьному обучению и, в частности, готовности к усвоению им зрительных образов букв.

    Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Смысловое значение каждого предлога объясняется детям на реальных предметах, на картинках, отрабатывается с помощью схем. Наиболее интересно эта работа проходит при изучении тем: «Мебель», «Посуда», «Дикие животные», «Птицы», «Транспорт».

    Очень важным показателем сформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в расположении предметов по отношению к самому себе, по отношению одного предмета к другому: выше – ниже, слева – справа, дальше – ближе и т.д.. Огромное значение имеет практическое овладение ребёнком ориентировкой на листе бумаги. Рисование, аппликация и другие занятия формируют понятия: центр, середина, край (верхний, нижний, правый, левый), угол (верхний – левый, нижний – правый и др.). В ходе занятий по подготовке к обучению грамоте дети усваивают и то, что начинаем писать буквы с верхнего угла и заполняем строчку слева направо. Элементы печатных букв должны писаться в направлении сверху вниз. Чтобы избежать «зеркальности» каждую букву не только совместно рассматриваем, анализируем количество и расположение её элементов, находим сходство с хорошо знакомыми объектами, но и конструируем из счётных палочек, лепим из пластилина, конструируем из цветной бумаги и делаем аппликации.

    Дополнительные задания:

    Назвать буквы в «зашумлённом» изображении,

    Назвать буквы, изображенные пунктиром,

    Назвать недописанные буквы, дописать,

    Преобразовать («превратить») одну букву в другую,

    Назвать наложенные друг на друга буквы,

    Назвать буквы, написанные разными шрифтами,

    Найти неправильно написанные букв, среди пар букв, изображённых правильно и зеркально,

    Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом (Р – В, З – В, Ь – Б), состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве,

    Найти спрятавшиеся буквы на фоне контурных изображений предметов.

    Но для развития зрительного анализа и синтеза, позволяющего находить сходство и различия в зрительных образах, а значит и отличать сходные предметы и их изображения, целесообразно также использовать игровые упражнения с картинным материалом (различной степени сложности): называние предметов по контурам, по силуэтам, называние недорисованных предметов, зашумлённых, наложенных изображений, нахождение неточностей в рисунках («ошибок художника»), распределение предметов по величине с учётом их реальных размеров (слон, собака, цыплёнок, божья коровка), нахождение двух одинаковых изображений, выявление отличий на двух сходных картинках, дорисовывание незаконченных контуров фигур, дорисовывание симметричных изображений, работа с разрезными картинками, с кубиками Кооса, с матрицами Равена, срисовывание серии полукругов и линий (по С. Борель – Мезони) и т. д.

    Семантическая дислексия. Нарушение понимания прочитанного обусловлено, как правило, недоразвитием звуко-слогового синтеза. Слово, прочтённое по слогам, - это искусственно разделённое на части слово. Оно отличается от слитно произносимого слова, привычно звучащего в устной речи. Поэтому ребёнок с недоразвитием звуко-слогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слово. Рекомендуются следующие задания:

    · Назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними (с, о, м);

    · Назвать слитно слово, произнесённое по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются (ма – ши – на);

    · Добавить недостающие слоги в словах (ка…ста, поми…, …ребёнок);

    · Изменить первый слог так, чтобы получилось другое слово (топор – забор – упор);

    · Из двух слов составить одно;

    · Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ, лас, ка).

    Помимо этих упражнений, формирующих навыки звуко-слогового анализа, необходимо соотносить прочитанные слова с предметными или односюжетными картинками («Слово прочитай, картинку отгадай», «Поле чудес» и пр.). Нарушение понимания предложения или текста обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированностью грамматических обобщений. Ребёнок читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливая связи между ними. Рекомендуются задания:

    · Выбрать из текста предложение, соответствующее изображению на картинке;

    · Найти в тексте ответ на данный вопрос;

    · Работа с деформированным предложением; текстом (дети читают предложения деформированного текста и распределяют их так, чтобы получился рассказ).

    Литература:

    1. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Издательство «Союз». 2001.

    2. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. Дельта. Санкт –Петербург. 2001.

    3. Парамонова Л. Г. Правописание шаг за шагом. Санкт –Петербург. Издательство «Дельта». 1998.

    4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва. «Владос». 2001.

    5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт –Петербург. Издательство «Союз». 2003.

    6. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт –Петербург. «Союз». 2002.

    7. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва. «Владос». 2001.

    8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Москва «Просвещение». 1985.

    9. Липакова В. И., Логинова Е. А., Лопатина Л. В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт –Петербург. «Союз». 2001.

    Дисграфия и дислексия - это внешние проявления синдрома дефицита внимания (СДВ) . А точнее - нарушения восприятия движущихся объёмных 3D пространств. Нам понятно, почему нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. И учителя зря жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. Причина в другом . Психологи объясняют это объективным наличием синдрома дефицита внимания (СДВ) без гиперактивности или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) . И это правда.

    По результатам наших 17-летних исследований (пока на интернет-счётчике 7750 человек), в 100% случаев у детей с дислексиями, дисграфиями общим фоном является СДВ - синдром дефицита внимания . В свою очередь, по статистике наших коллег (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ в 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию (например, таблица умножения). Психическое развитие таких детей временно отстаёт на 1.5-1.7 года и внешне выглядит как инфантильное поведение, и даже как ЗПР (задержка психического развития).

    Автор статьи - кандидат медицинских наук, доцент по социальной и инженерной психологии, психолог Владимир Пýгач (Москва). Стаж работы именно с такими детьми - 17 лет, общий медицинский стаж в педиатрии - 40 лет.

    Синдром дефицита внимания - это сложный симптомокомплекс, основой которого является незрелость отделов головного мозга, отвечающих за правильное восприятие пространств, окружающих ребёнка. .

    ДИСГРАФИЯ

    Письмо - это своеобразный иностранный язык, который ребёнок обязан освоить за год, вдумайтесь. Письмо - сложнейший вид учебной деятельности, в его формировании участвуют все отделы головного мозга ребёнка. То есть, психофизиологической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя. Обучение письму - это процесс гармонизации всех перечисленных факторов.

    Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

    Причины дисграфии

    Процесс письма проходит несколько стадий: ребёнок «видит» будущее написание слова. Однако у детей с оптическими дисграфиями обнаружен устойчивый дефект ближнего пространства, своеобразное «окно». Пространство за «окном» зеркально перевёрнуто в виде обратной перспективы. Именно поэтому, когда буква или цифра попадает в это окно, ребёнок её так и пишет - зеркально перевёрнутой. Наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке. При этом внутреннее проговаривание (внутренняя речь) - частый, но не обязательный этап обучения чтению. Доказательством служит обучение чтению по Гленну Доману, когда ребёнок запоминает целое слово, как иероглиф.

    Однако написать слово ребёнку значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены ещё и тем, что или каждый из процессов, необходимых для написания слова, или какая-то часть из них у ребёнка - пока несовершенны.

    Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у детей обязательно уже есть диагностические маркеры и предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Помните, дисграфия не исчезнет сама, её нужно корригировать и исправлять . (Подробнее - здесь: .)

    ДИСЛЕКСИЯ

    Дислекси́я - нарушение чтения . Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Дислексия - это стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами, что, как правило, сопровождается недостаточным пониманием прочитанного текста и, как следствие,- неумение пересказать его. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

    При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно, и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание прочитанного или затруднено, или полностью отсутствует (механическое чтение, точнее, озвучивание текста). Как следствие, у таких детей имеются проблемы с математикой (не могут понять условие задачи) и другим предметам (понимание правил, формулировок, понимание общего смысла прочитанного). Отсюда соответствующая успеваемость при сохранном интеллекте.

    Причины дислексии

    По результатам наших исследований, дислексия и дисграфия в 100% сопровождается синдромом дефицита внимания (СДВ), неважно с гиперактивностью (СДВГ), или без таковой. В свою очередь, СДВ/СДВГ в обязательном порядке сопровождается следующими феноменами:

    • "Феномен разбитого зеркала". Это когда ребёнок видит буквы в зеркальном отображении. Соответственно, так и пишет;
    • "Феномен соскальзывания взгляда". При медленном чтении взгляд ребёнка "срезает" длинные слова, поэтому ребёнок читает вместо "паровоза" - "пароход";
    • Специфические психофизиологические блокировки аудиального канала. 100% детей с дисграфией "не слышат" указания учителя, объяснения нового материала.

    В результате новейших инновационных исследований психофизиологов, а также специалистов по оптической физике и восприятию 3D пространств, нам стали понятны причины этого расстройства (не заболевания!). Поэтому устранить дисграфию и дислексию стало достаточно просто. Но это не значит, что не нужно работать над этим. Родителям следует обратиться за помощью к школьному логопеду или дефектологу, чётко выполнять все рекомендации специалиста, и положительный результат обязательно придёт. Нами разработаны методы диагностики и коррекции, которые легко нормализуют данный дефект у ребёнка. (Авторы имеют пакет 3D пространств.

    ВНИМАНИЕ!

    Уважаемые Родители, если у вашего ребёнка есть вот такие проблемы, пожалуйста, обратитесь к вашему логопеду, дефектологу.

    Именно в России есть целая армия действительно высококвалифицированных профессионалов!

    Мы же работаем только с особо сложными ситуациями…

    Как записаться на приём:

    на консультацию на сайте, и мы обязательно с Вами свяжемся.

    УСПЕХОВ!

    Начался новый учебный год, а с ним, помимо радости от встречи с друзьями, малыша могут ждать проблемы . Как это ни грустно, но число школьников, испытывающих трудности с обучением, растет с каждым годом. По данным из разных источников от 10 до 20% всех участников сталкиваются со сложностями в детском саду или школе, не смотря на вполне нормальный уровень интеллекта и отсутствие нарушений со стороны зрения и слуха.

    У вашего ребенка плохо получается овладеть словом и письмом? Не торопитесь вешать на него ярлыки, возможно вопрос тут не только в желании и умении, речь может идти о гораздо более серьезных проблемах - малыш физически не в состоянии овладеть необходимыми навыками наравне со всеми. Сегодня мы хотим рассказать вам о дислексии и дисграфии .

    Дислексия - вид специфического нарушения обучения. Выражается в неспособности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Имеет неврологическую природу: у людей, страдающих дислексией определённые зоны мозга функционально менее активны, а также существуют изменения в структуре мозговой ткани.

    Дисграфия - неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.

    Распознаем проблему

    Детки с проблемами дислексии или дисграфии, как правило, ничем не отличаются от обычных ребятишек, наравне с другими они общительны, любознательны, интересуются новым и заводят друзей.

    В дошкольном возрасте выявить недуг полностью нельзя , однако заметить предрасположенность - вполне реально. Дислексия и дисграфия приобретаются в раннем возрасте и часто встречаются в сочетании . Возникают они на фоне нарушения устной , проблем с и . Еще одна зона риска - двуязычные семьи и детки-левши.

    Задача родителей : если еще в дошкольном возрасте вы заметили у ребенка задержку или общее недоразвитие речи, обязательно обсудите этот вопрос со специалистом. Не игнорируйте . Дислексию и дисграфию нельзя перерасти, а раннее коррекционное обучение позволит минимизировать дефект. Без коррекции ребенок будет все больше отставать от своих сверстников, а трудности будут возникать во всех сферах обучения.

    Сложности возникают чаще всего в начальных классах школы , когда дети познают процесс написания букв алфавита.

    Ребенок-дисграфик абсолютно искренне не замечает, что он пишет лишнюю палочку в букве «М» или регулярно забывает хвостик у буквы «Ц». А похожие по начертанию «Т» и «Г» или «А» и «Л», вообще могут казаться ему одинаковыми.

    Из-за нарушения внимания и памяти малыш медленно и с большими трудностями усваивает достаточно простой учебный материал.

    В зависимости от обстановки в коллективе и профессионализма учителя такой ребенок может стать объектом для детских насмешек , а преподаватель попросту готов махнуть на него рукой. Плохие оценки, неудачи в обучении и ощущение, что у него ничего не получается, ухудшает психологическое состояние школьника : у него страдает самооценка, формируются комплексы и полностью пропадает интерес к учебе.

    Психолог Наталья Компаниец рассказывает : «Подобные нарушения достаточно сильно травмируют детскую психику. Не позволяйте себе или учителю стыдить сына или дочь за безграмотность, учите правильно реагировать на критику окружающих детей, вселяйте в ребенка веру в собственные силы».

    Диагностируем признаки нарушения

    Если у вашего маленького школьника возникают проблемы на уроках чтения или письма, это совсем не означает, что он страдает дислексией или дисграфией.

    Поступив в школу, многие детки делают ошибки , и это нормально, ведь они только вступают на пут знаний. Ваш ребенок может медленно и с трудом , не очень хорошо запоминать, а его тетрадь по письму может быть весьма далека от идеала каллиграфии.

    Родителям важно понимать существенную разницу между первоклассником, который испытывает трудности и ребенком, страдающим дислексией или дисграфией.

    Состоит она в том, что ошибки обычного второклассника скорее механические , или же он допускает их от невнимательности. Также его ошибки могут видоизменяться , например, пропустив букву в определенном слове один раз, в следующий раз ребенок вряд ли пропустит именно ее.

    Ошибки ребенка с дислексией и дисграфией - постоянные, регулярные, стабильные и одинаковые. Например, сколько бы вы не говорили, что слово «корова» пишется через все буквы «о», ребенок будет всегда писать его как «карова».

    Здоровый ребенок с помощью родителей и педагогов гарантированно улучшит свои результаты, а малыши дислектик или дисграфик посредством освоения обычной школьной программы сделать этого не смогут . Они прилагают большие усилия, стараясь как можно лучше выполнять учебные задания, но часто результаты не соответствуют количеству затраченного времени.

    Детский психолог Алла Гуртавцова рассказывает : «Чтобы не пропустить у своего ребенка дислексию или дисграфию родителям важно обращать внимание на некоторые признаки. Если у малыша возникают сложности в освоении алфавита, он медленно читает, не знает, какая буква соответствует какому звуку, может читать только знакомые слова, у него низкий словарный запас, и он часто неправильно употребляет слова в речи, на это нельзя закрывать глаза! Стоит обязательно обратиться за помощью к психологу или логопеду».

    Больше информации о заболеваниях вы можете найти .

    Какие еще признаки должны вызвать обеспокоенность мамы и папы?

    Признаки дислексии :

    • Ребенок, читая, воспринимает слова изолированно, не связывает их с другими словами в предложении.
    • Употребляет слова неточно, не знает значения многих обычных слов.
    • Неправильно согласовывает род, число и падеж в словосочетаниях, например, говорит «красивый песня» или «девочка сказал».

    Признаки дисграфии :

    • Нарушено звукопроизношение, ребенок пишет так, как произносит.
    • Не использует заглавные буквы.
    • Пишет буквы отзеркалено или переворачивает их вверх тормашками.
    • С трудом запоминает грамматические правила, не применяет их на практике.
    • Пропускает, переставляет местами или вставляет лишние слоги и буквы в словах.
    • Искажает структуру слова, заменяет гласные буквы на согласные.
    • Слитно пишет и произносит многие слова либо делит их неправильно.
    • Не использует смягчения согласных.
    • Пропускает слова в предложении.
    • Не умеет определять границы предложения в тексте, многие предложении пишет слитно.

    Обнаружили 3-4 признака у ребенка? Время отправляться к специалисту - логопеду или психологу.

    Помните, что детки-дислексики и дисграфики часто обладают неординарными способностями и могут достичь грандиозных успехов , например, в музыке, актерском мастерстве или живописи. Не зря среди известных дислектиков такие личности как Леонардо да Винчи, Владимир Маяковский, Том Круз, Кира Найтли, Киану Ривз, Мерилин Монро, Квентин Тарантино, Лив Тайлер, Энтони Хопкинс, Стив Джобс, Дастин Хоффман, Шер, Дэниел Рэдклифф, Голдберг, Федор Бондарчук, Стивен Спилберг, Томас Эдисон, Нельсон Рокфеллер, Генри Форд, Агата Кристи, шведский король Карл XXVI и принцесса Виктория.

    Уверены, если вы вовремя поможете своему малышу, он тоже обязательно добьется головокружительных успехов, которыми будет радовать своих любимых родителей!

    С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

    Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

    При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

    Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

    1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

    2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

    3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

    4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте , а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

    5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

    6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

    7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

    Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

    Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

    Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

    Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

    Зрительный, который подбирает соответствующую графему;

    Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

    Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

    Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи . Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

    Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

    Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

    На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

    Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей .

    Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

    Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

    Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

    Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...

    Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

    Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

    1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

    2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

    Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

    1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

    2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

    3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

    4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

    5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Редактор статьи: Вера Берёзова Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru

    Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и учителей, ошибки при чтении и на письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова делать два: и и гра игра и т.п.

    К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

    Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушены процессы письма (дисграфия) и чтения (дислексия).

    Что же такое дисграфия и дислексия?

    Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «Г-К», «З-С», «Ж-Ш». поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

    При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный подчерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

    Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки , повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

    Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

    1. пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комнкта;
    2. пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей ;
    3. пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки ;
    4. перестановки букв и слогов: онко – окно ;
    5. недописывание букв и слогов: на ветка – на ветках ;
    6. наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант ;
    7. искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи ;
    8. смешение гласных о-у,ё- ю, и-е; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ц-ч-щ: тубло – дупло, лёбит – любит, птича – птица, сапка – шапка;
    9. слитное написание слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов ;
    10. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. замерзла речка. Птицам голодно .
    11. нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, лог – лёг .

    Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

    1. нарушение согласования слов: с еловый ветки –с еловой ветки, огромная бабочки – огромные бабочки ;
    2. нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу;
    3. замена слов по звуковому сходству;
    4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли ;
    5. пропуски слов в предложении.

    Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

    1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т , д-б, д-в;
    2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш , ц-щ;
    3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц , ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
    4. зеркальное написание букв: с, э, ю, з;
    5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

    Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): З а з омом росла м ам ина. - За домом росла малина; антиципации (предвосхищение, упреждение): Д од небом л ол убым. – Под небом голубым.

    Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребёнок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибками, допущенные из-за незнания грамматических правил.

    Почему возникают нарушения чтения и письма?

    Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нём участвуют четыре анализатора:

    • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, т. е. наше произношение;
    • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной информации;
    • зрительный, который подбирает соответствующую графему;
    • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи).

    Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной облостях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.

    Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

    Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

    Если у ребёнка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если не четко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребёнок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

    В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «еле языком ворочает…», - их называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

    Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

    Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

    На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более глубинные факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

    Какая область мозга отвечает за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находиться в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

    Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена.

    Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредствам изображения на скалах, бересте и т. д.).

    Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшевство. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

    Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

    Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

    Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и с другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

    Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией.

    Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

    Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

    Вечный вопрос: что делать?

    Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия или дислексия?

    Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобиться целый год занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

    Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» - жука, «С» - полумесяц… стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы).

    Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улудшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

    Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией :

    • ежедневно в течение 5 минут ребенок в любом тексте (кроме газетного)зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 минут) улучшается качество письма.
    • каждый день пишите короткие диктанты карандашом . Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…). Пишите тексты по 15-20 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
    • давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

    Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил :

    • на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных троек и двоек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
    • откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
    • помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
    • подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксирует в его памяти как негативный опыт.
    • не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.