Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Требования к пересказам. – этап заключительный

    Требования к пересказам. – этап заключительный

    Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

    Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

    Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;

    Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;

    Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

    Общественность в жизни ребенка - это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности - это игра.

    Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Развитие речи в игровой деятельности Сарайкина Татьяна Семёновна ГБОУ школа № 641 имени С.Есенина

    «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга». П.Ф.Каптерев

    Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и дальнейшего его успешного обучения в школе. В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

    Взаимосвязь образовательных областей через систему развивающих речевых игр Познание Коммуникация Физическая культура Художественно-эстетическое развитие Социализация Художественная литература

    Виды игровой деятельности Игровая деятельность подразделяется на такие виды, как: дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.

    Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все к омпоненты речи. В игре ребенок получает возможность о богащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

    Виды дидактических игр Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Где это я видел?», «Что растет в саду, лесу, огороде?» и др. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Найди и назови», «Кто скорее соберёт» и др. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

    Подвижные игры в речевой деятельности Этот вид игр используется для побуждения у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса.

    Театрализованные игры в речевой деятельности Ее разновидности: настольный театр; фланелеграф; театр теней; в гостях у Сказки; театр марионеток. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

    Сюжетно-ролевая игра в речевой деятельности Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей и птиц и т.д. Развивается диалогическая речь.

    Таким образом, использование всех видов игр даёт большие возможности для развития речи у детей – дошкольников: Повышается речевая мотивация, успешно развиваются к оммуникативные навыки; о беспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; а ктивизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)


    Презентацию на тему Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Педагогика. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайда.

    Слайды презентации

    «Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях»

    Воспитатель Крутий Инна Витальевна УВК «Черноморский центр образования»

    Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздно успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

    Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

    Основные задачи речевого развития

    Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

    Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

    Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

    Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

    Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

    Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

    Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

    Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

    Последовательность работы:

    1.Мнемоквадраты 2.Мнемодорожки 3.Мнемотаблицы

    Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

    Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

    Музыкальные занятия и развитие речи

    Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.

    Художественное творчество и развитие речи

    Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов.

    Влияние оригами на развитие речи дошкольников

    Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы.

    Основные виды дидактических игр

    Настольно-печатные игры Игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.) Словесные игры

    Творческий проект по словотворчеству

    «Сочиняем сами»


    Тип проекта : творческий

    Продолжительность : долгосрочный

    Проблема:

    • Недостаточная речевая активность детей, ограниченный словарный запас, низкий интерес к работе со словом.
    • Отсутствие инициативы со стороны взрослых заниматься словотворчеством.

    Цель : стимулирование и развитие у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

    Задачи:

    Для педагогов:

    • Внедрение в систему планирования работы с воспитанниками по развитию речевого творчества (формы, содержание)
    • Освоение педагогами практических и методических приемов активизации словотворчества детей
    • Создание у детей интереса к вопросам развития устной речи.

    Для детей:

    • Развитие всех компонентов устной речи детей
    • Развитие способностей детей по придумыванию повествований, рифмованию слов, словообразованию, подбору синонимов, антонимов, омонимов
    • Поддержка речевой инициативы и творчества.

    Результат проекта:

    У детей сформируются умения самостоятельно составлять загадки, небольшие по содержанию рассказы, сказки, обогатиться речь, появиться желание сочинять стихи.


    Этапы работы:

    Задачи

    Мероприятия по реализации

    1 этап организационно-подготовительный

    Подборка программного методического обеспечения для реализации проекта.

    Изучение опыта по развитию речевого творчества у дошкольников.

    Составление информационного банка технологий по развитию у дошкольников речевого творчества.

    Пополнение развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

    Разработка картотеки по развитию речевого творчества детей.

    Изготовление игровых пособий, мнемотаблиц, схем, наглядного материала


    2 –й этап практический

    Определение содержания работы по развитию детского сочинительства

    Составление плана по развитию творчества.

    Активное внедрение развивающих форм работы с детьми

    Разработка сценария итогового мероприятия « Праздник новых произведений »

    Реализация воспитательно-образовательных мероприятий с детьми

    Взаимодействие с родителями воспитанников

    Привлечение родителей к совместному с детьми сочинительству

    Организация участия родителей в сборе интересных детских высказываний, словотворчества.


    3 – этап заключительный

    Задачи Мероприятия по реализации

    Анализ достижения целей и полученных результатов

    « Праздник новых произведений к »

    Обобщение опыта работы по развитию речетворчества детей

    Подготовка информационной справки по реализации проекта (видео)

    Размещение материала по реализации проекта на информационном стенде

    Определение дальнейших направлений реализации проекта в воспитательно-образовательном процессе.

    Представление опыта работы на педагогическом совете


    • Образец педагога по образованию новых слов
    • Объяснение и показ образования новых слов и построение предложений, рассказов.
    • Пример словотворчества других детей (тот, кто в течение дня придумал много интересных новых слов, получает почетное звание и переходящую медаль « Лучший сочинитель»)
    • Характеристика персонажей и предметов, помогающая выделить нужные качества и характерные особенности.
    • Специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков словообразования.
    • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
    • Создание игровых ситуация (как бы вы назвали…) лучшие записываются в альбом
    • Элементы соревнований (дети получают звания -словотворец, король слов)
    • Режиссерские игры, игры-драматизации, инсценированный пересказ

    Игры по формированию словотворчества:

    • «Какой? Что бывает таким же?»
    • «Сотвори слово»
    • «Закончи сказку»
    • «Изменение ситуации в знакомых сказках»
    • Игры с загадками
    • Сказки от пословицы
    • «Соедини два слова»
    • «Расскажи своими словами»
    • «Перескажи сказку»
    • «Сказка плюс»


    Что такое синквейн?

    Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

    (Античная поговорка)

    Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

    Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

    Синквейн это необычное стихотворение. Стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

    Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.


    Синквейн помогает пополнить словарный запас.

    Синквейн учит краткому пересказу, обогащает словарный запас

    Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

    Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

    Составить синквейн получается у всех.

    Синквейн помогает развить речь и мышление.

    Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

    Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


    Чтобы составить синквейн , нужно:

    • научиться находить в тексте, в материале главные элементы,
    • делать выводы и заключения,
    • высказывать своё мнение,
    • анализировать, обобщать, вычленять,
    • объединять и кратко излагать.

    Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.


    Этапы работы по составлению синквейна с детьми:

    • Знакомство с понятиями «слово-предмет», «слово-признак»,

    «слово-действие» различение понятий. Подбор слов признаков, действий знакомство с графическим обозначением понятий.

    • Знакомство с понятием «предложение»
    • Знакомство с алгоритмом стихотворения.
    • Совместное составление стихотворения с педагогом, с родителями
    • Выразительное рассказывание стихотворения.

    Правила составления синквейна.

    • Синквейн состоит из 5 строк;
    • Его форма напоминает ёлочку .

    1 слово

    2 слова

    3 слова

    4 слова

    1 слово


    1 строка

    1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

    2 строка

    2 слова Это прилагательные.

    (Какой? Какая? Какое? Какие?)

    3 слова Это глаголы.

    (Что делает? Что делают?)

    3 строка

    4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

    4 строка

    5 строка

    1 слово Вывод, итог. Это существительное.

    (Кто? Что?)


    1. Арбуз

    2. Круглый, вкусный

    3. Катится, растет, зреет

    4. Арбуз – это большая ягода.

    5. Лето


    1. Котенок

    2. Черненький, пушистенький

    3. Играет, спит, ест

    4. Он мой верный друг.

    5. Животное.


    Работа в группах

    1 слово

    2 слова

    3 слова

    4 слова

    1 слово


    Спасибо


    Воспитательно-образовательную деятельность осуществляю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательное пространство выстраиваю, в соответствии с требованиями ФГОС, по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие и художественно- эстетическое развитие.




    Тема: «Развитие речевого творчества посредством художественного слова» Развитие речевого творчества Нравственный аспект речевого поведения Культура слушания Средства выразительности устной речи (темп интонация, сила голоса и др.) Развитие связной речи Речевой этикет в разных ситуациях общения Вербальные и невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения)


    Актуальность проблемы речевого развития Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.


    Задачи: Познакомить с нормами русского литературного языка, с фольклором. Разработать систему работы по формированию коммуникативных навыков у детей, развитию речевого творчества, установлению сотрудничества и доверительных отношений между детьми. Развивать навыки вербального и невербального общения. Различать литературные жанры. Проявлять интерес к самостоятельному сочинению. Разработать перспективное планирование по приоритетному направлению «Развитие речевого творчества» в различных видах деятельности. Разработать систему мероприятий, направленную на взаимодействие с родителями в формировании у детей коммуникативных способностей


    Основные направления деятельности проведение системы работы по развитию речевого творчества; развитие у детей речевого аппарата, пальцевой моторики; формирование у детей потребности в речевом общении для адаптации в социуме; поиск и осуществление эффективных путей взаимодействия с семьями воспитанников для успешного достижения цели. обобщение полученного опыта и представления его педагогическому сообществу на уровне МБДОУ


    Принципы Принцип доступности изучаемого материала (отбор знаний наиболее актуальных для ребёнка, в соответствии с его возрастом) Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса Принцип дифференцированного подхода к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей, интересов Принцип свободы самовыражения; ничем не ограниченное выражение своих отношений, ощущений Принцип развивающего обучения


    МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Словесные Практические Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры наглядные Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры






    Алгоритм развития речевого творчества Работа по обогащению и активизации словаря. Переход на распространённую речь. Подводить к оригинальности мышления и распространенным высказываниям одновременно. Помощь наводящими вопросами поискового характера. Воспитание восприимчивости у детей – способности увидеть необходимые свойства в обычных и необычных предметах и явлениях. Постепенно подвести детей к желанию творить, сочинять. На первом этапе сочиняем вместе с опорой на картинку. Затем по говорящим рисункам. Отходя от наглядности, изменяем конец знакомой детям сказки. Активизируем творческое воображение метод (А что потом?) и совместное решение проблемного вопроса к сказке. Постепенный переход к моделированию сказок и умению отвлекаться от конкретных предметов и образов











    Результаты работы с детьми У детей повысилась эффективность запоминания, творческая активность. Дети проявляют инициативу и активность в общении; решают бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками. Инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, используют простые формы объяснительной речи. Пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывают знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляют описательные рассказы и загадки, с помощью родителей издают книжки. Проявляют словотворчество, интерес к языку, музыкально – театрализованной деятельности.







    ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной партнёрской (взросло-детской) деятельности», «С чего начинается Родина», «Моя семья», «Зимушка –зима», «Масленица». «Моя семья и мир её увлечений», «Хочу быть здоровым», «Здоровое питание – основа процветания». Взаимодействие с педагогами Выступление в работе семинара- практикума по развитию коммуникативных способностей детей Консультации для воспитателей по теме «Развитие словотворчества», «Книжки – самоделки » Сообщение к педагогическому совету на тему « Приобщение детей к культуре родного края через словотворчество ». Проведение открытого интегрированного занятия для педагогов «Дети в гостях у медведей » Планирование совместной деятельности по проведению праздников и развлечений Программа профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период Разработать и представить участникам образовательных отношений методические рекомендации по формированию коммуникативных способностей в соответствии с ФГОС ДО. Направление: развитие речевого творчества, посредством театрализованной деятельности.


    Связная речь

    Связная речь - смысловое развернутое
    высказывание, обеспечивающее общение
    и взаимопонимание
    Связная речь - процесс, деятельность
    говорящего
    Продукт, результат деятельности,
    текст, высказывание

    Формы связной речи

    Диалог
    разговорная
    лексика и
    фразеология
    простые и сложные
    бессоюзные
    предложения
    кратковременное
    предварительное
    обдумывание
    Монолог
    литературная
    лексика
    развернутость
    высказывания,
    законченность,
    логическая
    завершенность
    связность
    монолога
    обеспечивается
    одним говорящим

    Развитие диалогической речи

    Собственно
    речевые умения
    Умения речевого
    этикета
    Умение общаться
    для планирования
    совместных
    действий
    Неречевые
    (невербальные)
    умения

    Требования к диалогической речи

    понимание речи окружающих и использование активной речи детей
    Ранний
    как средства общения
    возраст
    выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
    Младший задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что?
    дошкольный Где? Что делает? Зачем?)
    возраст
    вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на
    вопросы и задавать их
    Средний
    дошкольный рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
    возраст
    участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
    Старший формулировать и задавать вопросы
    дошкольный формирование культуры общения
    возраст

    Признаки монологического высказывания

    целостность (единство
    темы, соответствие всех
    микротем главной
    мысли)
    плавность (отсутствие
    длительных пауз в
    процессе
    рассказывания)
    объем высказывания
    структурное
    оформление (начало,
    середина, конец)
    связность (логические
    связи между
    предложениями и
    частями монолога)

    Для достижения связности речи необходим ряд умений:

    понимать и осмысливать тему, определять ее границы
    отбирать необходимый материал
    располагать материал в нужной
    последовательности
    пользоваться средствами языка в соответствии с
    литературными нормами и задачами высказывания
    строить речь преднамеренно и произвольно

    Связные высказывания

    по функции
    (назначению)
    описание
    повествование
    рассуждение
    контаминация
    по источнику
    высказывания
    монологи:
    - по игрушкам
    - и предметам
    - по картине
    - из опыта
    - творческие
    рассказы
    по ведущему
    психическому
    процессу, на
    который опирается
    ребенок
    по зрительному,
    осязательному или
    слуховому
    восприятию
    по памяти
    по воображению

    В раннем возрасте - слушать и повторять по
    подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4
    фразах рассказывать по картинке или об увиденном
    на прогулке.
    Во 2 младшей группе - пересказывать хорошо
    знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по
    наглядному материалу.
    В средней группе дети могут составлять небольшие
    рассказы из личного опыта сначала с опорой на
    картинку или игрушку, а затем и без опоры на
    наглядный материал.
    В старшей группе дети связно, последовательно
    пересказывают литературные произведения, выразительно
    передавая диалоги действующих лиц, характеристики
    персонажей.
    В подготовительной к школе группе детей учат
    строить разные типы текстов (описание,
    повествование, рассуждение) с соблюдением их
    структуры.

    Приемы обучения рассказыванию

    Совместное
    рассказывание
    Образец
    рассказа
    Анализ
    образца
    рассказа
    План
    рассказа
    Частичный
    образец
    Составление
    рассказа по
    частям
    Коллективное
    составление
    рассказа
    Составление
    рассказа
    подгруппами
    Моделирование

    вспомогательные
    вопросы
    прослушивание
    детьми своих
    рассказов
    указания
    Приемы
    подсказ
    нужных
    слов
    исправление
    ошибок

    Пересказ литературных произведений

    Пересказ – осмысленное воспроизведение
    литературного текста в устной речи.
    воспитательная ценность;
    доступность по содержанию – знакомые герои, персонажи
    с ярко выраженными чертами характера, понятными
    мотивами поступков
    четкая композиция
    динамичность сюжета
    разнообразные и точные определения

    подробный
    или близкий
    к тексту
    краткий или
    сжатый
    с творческими
    дополнениями
    виды
    пересказа
    с
    перестройкой
    текста
    выборочный

    Требования к пересказам

    Осмысленность
    Полнота
    передачи
    произведения
    Последовательно
    сть и связность
    пересказа
    Использование
    словаря и
    оборотов
    авторского
    текста
    Плавность
    пересказа
    Выразительность
    и фонетическая
    правильность речи

    Методические приемы обучения пересказыванию, обеспечивающие:

    осмысленное восприятие
    произведения
    педагогическое руководство самим
    процессом пересказывания
    анализ и оценку речевой деятельности
    детей

    Рассказывание по игрушкам

    монологописание
    монологповествование

    Виды игрушек

    дидактические
    (матрешки, башенки,
    пирамидки, бочонки)
    сюжетные (образные):
    куклы, машины,
    животные, посуда,
    мебель, транспорт
    наборы – мальчик,
    девочка, сани, собака;
    девочка, домик, курица,
    кошка; заяц и собака

    Виды занятий по игрушкам

    Описание
    игрушки
    «Магазин игрушек» (посуды,
    одежды), «Чудесный
    мешочек», «Кто это?»,
    «Почтальон принес посылку»
    отгадывание и составление
    загадок
    рассказ по набору игрушек
    Сюжетные
    рассказы
    (повествования)
    рассказ по отдельной
    игрушке

    Рассказывание по картине

    Предметные
    картины
    Репродукции
    картин мастеров
    искусства
    Дидактические
    картины
    Серия или
    набор картин
    Сюжетные
    картины

    Требования к отбору картин

    - содержание картины должно быть интересным,
    понятным, воспитывающим положительное
    отношение к окружающему

    - картина должна быть высокохудожественной
    - Не должно быть картин с чрезмерным
    нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются
    от главного
    - Сильное сокращение и заслонение предметов
    вызывает их неузнаваемость.

    Этапы обучении детей рассказыванию по картине

    В младшем дошкольном возрасте обогащение словаря, активизация речи детей,
    рассматривание картины и умение отвечать на
    вопросы по их содержанию.
    В среднем дошкольном возрасте детей учат
    рассматривать и описывать предметные и
    сюжетные картины сначала по вопросам
    воспитателя, а затем по его образцу.
    В старшем дошкольном возрасте - дети
    описывают предметные и сюжетные картины,
    составляют сюжетные рассказы по серии картин,
    придумывают начало и конец сюжету картины.

    Рассказывание по картине (младший возраст)

    Рассказывание по картине (средний возраст)

    описание и
    сравнение
    предметных
    картин
    типы
    высказываний
    описание
    сюжетных
    картин
    повествование
    по серии
    сюжетных
    картин

    Рассказывание по картине (старший возраст)

    Рассказывание по картине (старший возраст)

    Образец (для развития
    творчества)
    по одной из двух
    предлагаемых для
    рассказывания картин
    в виде начала (дети
    продолжают и заканчивают
    его)
    план в виде вопросов и
    указаний

    Построение рассказа по серии сюжетных картин

    Составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам

    «Почему на картину весело
    смотреть?» или «Чем вас
    развеселила картина?»

    Творческий рассказ-повествование

    Рассказывание с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов

    И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

    Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Ма

    Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан
    и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с
    арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

    Рассматривание и описание натюрморта

    «Сирень» И. Левитан
    «Цветы» Д. Налбандян

    Рассказывание из опыта

    темы
    Ср. гр. – как провели
    праздник новогодней
    елки; о родном доме, о
    своей кошке или собаке;
    как работали на
    огороде; как меняли
    рыбкам воду в
    аквариуме; что видели
    на кухне
    Ст. и подг.гр. – о том, как
    провели праздник; что
    видели во время экскурсий
    в библиотеку, в школу; про
    то, как отдыхали летом;
    наш огород; как шьют
    одежду; мой лучший друг
    (подруга); как мы
    заботимся о малышах, о
    маме

    Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

    Рассказы,
    отражающие
    коллективный
    опыт детей
    о событиях, в
    которых принимали
    участие все дети
    (экскурсия на
    почту)
    «Расскажи, как ты
    Рассказы,
    провел выходной
    отражающие
    день»; «Расскажи о
    индивидуальный
    своем доме»
    опыт детей

    Вид рассказывания определяет прием обучения:

    анализ
    и
    оценка
    детских
    рассказ
    ов
    подска
    з
    нужног
    о слова
    образец
    рассказа
    воспитат
    еля
    план
    рассказа
    вспомогат
    ельные
    вопросы
    указан
    ия
    совместны
    й рассказ
    воспитате
    ля и
    ребенка

    Творческое рассказывание

    сочинение
    рассказов,
    сказок, описаний
    Формы
    словесного
    творчества
    сочинение
    стихотворений,
    загадок,
    небылиц
    словотворчество

    Этапы формирования детского художественного творчества

    Первый
    этап
    Накопление опыта.
    Произведения искусства помогают ребенку
    острее чувствовать прекрасное в жизни,
    способствуют зарождению художественных
    образов в его творчестве.
    Второй
    этап
    возникает замысел, идут поиски
    художественных средств.
    поиски композиции, выделение
    поступков героев, выбор слов, эпитетов.
    Третй
    этап
    новая продукция.
    анализ результатов творчества
    взрослым.

    Тематика творческих рассказов

    С конкретным
    содержанием
    «Как мальчик нашел
    щенка», «Как Таня
    ухаживала за сестренкой»,
    «Подарок маме», «Как Дед
    Мороз пришел на елку в
    детский сад», «Почему
    девочка плакала», «Как
    Катя потерялась в
    зоопарке».
    На отвлеченную тему
    «Про веселый случай»,
    «Про страшный случай»
    по типу «У страха глаза
    велики», «Про
    интересный случай».

    Виды творческих рассказов

    рассказы
    реалистического
    характера
    сказки
    сочинение
    рассказов по
    аналогии с
    литературным
    образцом
    описания
    природы

    Приемы обучения творческому рассказыванию

    рассказывание детей вместе с воспитателем по
    вопросам
    придумывание детьми продолжения авторского
    текста
    вспомогательные вопросы
    План в виде вопросов
    рассказывание по сюжету

    Обучение рассказыванию по готовым сюжетам

    приемы,
    активизирующие
    воображение
    описание
    персонажа
    опора на образ
    главного героя
    при составлении
    рассказа

    Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

    Педагог советует, о чем можно
    придумать рассказ (об интересном
    случае, который произошел с мальчиком
    или девочкой, о дружбе зверей, о зайце
    и волке)
    Предлагает ребенку придумать название
    будущего рассказа и составить план
    «Сначала скажи, как твой рассказ будет
    называться, и коротко – о чем ты
    будешь рассказывать сначала, о чем в
    середине и о чем в конце. После этого
    расскажешь все».

    Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки

    1
    активизируется запас известных сказок с целью
    этап усвоения их содержания, образов и сюжетов.
    2 этап
    3 этап
    анализ схемы построения сказочного повествования,
    приемы совместного творчества: выбирает тему, называет
    персонажей – героев будущей сказки, советует план,
    начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие
    сюжета.
    активизируется самостоятельное развитие сказочного
    повествования: детям предлагается придумать сказку
    по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно
    выбрать тему, сюжет, персонажей.

    Описание природы

    1. Обогащение детских представлений о природе в
    процессе наблюдений, обучение умению видеть
    красоту окружающей природы.
    2. Рассматривания художественных картин и
    сравнения красоты изображенного с живой
    действительностью.
    3. Обучение детей описанию объектов природы по
    представлению.
    4. Обучение умению описывать природу, обобщать
    свои знания, впечатления, полученные во время
    наблюдений, рассматривания картин, слушания
    художественных произведений.

    Связные высказывания типа рассуждений

    - обучение их целостным связным рассуждениям,
    состоящим из тезиса, доказательства и выводов
    - формирование умений вычленять существенные
    признаки предметов для доказательства выдвинутых
    тезисов
    - использовать различные языковые средства
    для связи смысловых частей (потому что, так
    как, поэтому, значит, следовательно)
    - употреблять при доказательстве слова вопервых, во-вторых
    - включать элементы рассуждения в другие типы
    высказываний (контаминация).

    1. Создание проблемных
    ситуаций с опорой на
    наглядный материал:
    складывание
    детьми разрезных
    картинок и
    объяснение своих
    действий
    выстраивание
    серии сюжетных
    картинок Игры
    типа «Разложи и
    объясни»

    Обучение высказываниям типа рассуждений

    определение
    несоответствия
    явлений,
    изображенных на
    картинке, выделение
    нелогичных ситуаций
    (игра «Небылицы в
    картинках»)
    выявление причинноследственных
    отношений между
    объектами,
    изображенными на
    картинке

    Обучение высказываниям типа рассуждений

    классификация
    картинок по
    родам и видам в
    играх типа
    «Убери
    лишнюю»
    отгадывание
    загадок с
    опорой на
    картинку в
    играх «Найди
    отгадку»

    Обучение высказываниям типа рассуждений

    2. Задания на вербальной основе:
    беседы по содержанию произведений художественной
    литературы с обсуждением положительных и
    отрицательных поступков героев, их мотивов
    речевые логические задачи
    объяснение пословиц, загадывание и
    отгадывание загадок без опоры на
    наглядный материал
    составление высказываний-рассуждений на
    предложенную тему (примерные темы:
    «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого
    можно назвать хорошим товарищем?»).