Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Чем мотивировать ребенка на хорошую учебу. Как мотивировать подростка к учебе. Как поддерживать у ребенка желание учится

    Чем мотивировать ребенка на хорошую учебу. Как мотивировать подростка к учебе. Как поддерживать у ребенка желание учится

    Эта тема волнует каждого родителя. Все семьи так или иначе встречают проблему мотивации к учёбе. В рамках нашего проекта “Подросток: инструкция по применению” мы решили узнать из первых уст о том, как решить этот вопрос.

    Немного о мотивации к учёбе - почему я хочу рассказать о ней

    Часто родители не знают, как заинтересовать ребенка учебой? А когда

    заинтересовать не получается, появляется вопрос о том, как заставить ребенка учиться в школе.

    Когда я сказала маме, что пишу эту статью, мама попросила меня дать ей ее почитать, когда я закончу. Ей давно интересно, как заставить моего брата учиться. Мама перечитала кучу статей о том, как повысить мотивацию к учебе у подростков, но не было ни одной такой, какая бы давала действенные советы о том, как поднять мотивацию к учебе. Поэтому я попытаюсь написать именно такую статью. Сейчас, от лица этого самого подростка, которого нужно заинтересовать учебой, я расскажу, что об этом думаю.

    Заставлять и мотивировать

    Иногда родители спрашивают, во сколько же лет лучше отправлять ребенка в школу? В 5, как поступают многие занятые и современные мамы; в 6, по стандарту; или в 7, как раньше? Причиной такого вопроса часто становится то, что родители боятся ответственности, причем не своей. Психологи отвечают, что нужно сделать это только когда он будет готов. Одна моя одноклассница пошла в школу в 8 лет. Когда она шла в школу, то она не была готова. И даже сейчас, спустя 9 лет, не думаю, что она готова. Что я подразумеваю под словом “готов”? Заинтересован и смотивирован. Перед поступлением в школу, очень важно объяснить сыну (дочери), зачем это нужно, что он(а) от этого получит, почему это интересно и т.д. Когда этого нет, то и желания учиться тоже нет. И тогда приходится заставлять. Я всегда училась с радостью, была отличницей, на все олимпиады отправляли именно меня. Так что, когда через 3 года после начала моего обучения, в школу пошел мой брат, все были просто в шоке от того, что он крайне незаинтересован. Конечно, вопросы о том, как заинтересовать ребенка 2 класс и как заинтересовать ребенка 3 класс - совершенно разные. И ответы на эти вопросы сильно отличаются.

    Но теперь, анализируя, хочется вынести несколько общих правил по поводу того, как стоит относиться к нежеланию ребенка учиться.

    1. Помогите найти своему ребенку хобби - думаю, Вы уже поняли, что в учебе он совсем 0. Но обратите внимание на его сильные качества. Может быть, единственный предмет, по которому у него хорошие оценки - труды? Или Ваш ребенок умеет готовить? А что если у него есть слух? Чтобы сделать его успешным, Вы должны развивать его со всех сторон и обращать свое внимание на то, к чему у него есть способности.
    2. Не ставьте для него планок в учебе - Часто Вы говорите ему, что он должен иметь оценку как минимум 4 (5) по определенному предмету? Вы прекрасно знаете, что самая высокая оценка, которую он получал на этом уроке - 3. Он будет чувствовать себя виноватым, не более.
    3. Верьте в своего него - Просто попробуйте купить ребенку вспомогательную литературу по тому предмету, который он не понимает. Никогда не открывает учебник по физике? Так объясните ему, что 5 минут в день - и через время у него будут совсем другие результаты.

    Мотивация для учебы в школе - это выбор между “заставлять” и “мотивировать”

    Выбирать Вам.

    Нужно ли заставлять ребенка учиться?

    Если же Вы все-таки выбрали заставлять, то задумайтесь, так ли это полезно и будет ли это иметь плоды?

    Кто угодно, а особенно подросток, воспримет это принуждение как лишение свободы, а, как известно, свобода входит в перечень главных ценностей у человека. Очень часто словами “троечник”, “отличник”, “хорошист” оценивают не усилия детей, а их самих. Это больно, но это так.

    Заставлять не стоит, однозначно. Нужно помочь, послушать, подумать над проблемой.

    Если мотивировать, то как?

    Если Вы выбрали мотивировать и не знаете, как это сделать правильно, то эта часть для вас.

    Когда я начала писать эту ее, то спросила у своего друга, что он думает по этому поводу. Он ответил, что старания нужно поощрять, т.е. дарить подарки за успехи. Мне бы хотелось поспорить с ним по этому поводу, потому что на подарок за каждую хорошую оценку никаких денег не хватит, но часто для родителей этот способ кажется самым простым и надежным.

    Мое же видение заключается в том, что нужно учить маленького человечка учиться самому, без подарков и обещаний, потому что лучшим поощрением всегда будет результат и, очень возможно, успех.

    В новом 21 веке все меняется буквально каждую минуту, и, если раньше для успеха было достаточно отучиться 10 лет в школе и 4 в университете, то сейчас учиться приходится постоянно. Профессии нового века - программист и копирайтер, - требуют постоянного получения новых знаний.

    Хотите успеха для Вашего ребенка? Стараться придется в первую очередь Вам. На эту тему пишут много, я изучала советы специалистов, и вот какие выводы могу сделать:

    • когда делаете уроки с ним, постарайтесь не кричать
    • принимайте любые его увлечения
    • научите его технической грамотности
    • отвечайте на любые его вопросы
    • научите его читать, очень может быть, что он просто не нашел ещё подходящую книгу
    • не рассказывайте, а показывайте (домашние опыты, например, - это очень прикольная штука)

    Мотивация на учебу школьника - вещь тонкая. Важно заинтересовать, заставить взглянуть с другой стороны, показать плюсы того или иного занятия.

    Упражнения на мотивацию к учебе младших школьников:

    1. Письмо - предложите послать письмо кому-нибудь из родных (бабушке, крестной и т.п.). Пусть он сам его напишет, украсит и положит в конверт.
    2. Книга - сходите в библиотеку и возьмите книгу, которая заинтересовала Вашего малыша.
    3. Стихи - выучите с ним стих, приуроченный к ближайшему празднику.
    4. Презентация - научите его делать презентации в PowerPoint и попросите сделать презентацию, например, о вещи, которую он хочет на день рождения.
    5. Интервью - помогите ему составить список вопросов, а вечером возьмите интервью у папы.
    6. Рассказ - попросите написать рассказ про то, что ему близко, к примеру, про нитку и иголку.
    7. Физ. минутка - между выполнением домашних заданий, покажите несколько физических упражнений. Все-таки, нельзя все время сидеть и сидеть.
    8. Видеомотивация на учебу - посмотрите с Вашим чадом видео о том, как, к примеру, украсить свой пинал или о студенческой жизни, которая его ждёт. То есть важно понять что ещё даёт учеба.

    Все эти упражнения помогут Вам развивать творчество и привить ему интерес к учебе.

    Как заставить ребенка учиться и делать уроки

    Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.

    Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе - это ещё не все. Главное - желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные и сможет сам выполнять домашние задания.

    Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!

    Как заставить ребенка хорошо учиться?

    Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело - заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.

    Что делать?

    1. В первую очередь, выясняйте причины плохих оценок и постарайтесь избавиться от этой причины.
    2. Общайтесь с ребенком как с другом. Постарайтесь понять его и выясните для себя, зачем Вам, чтобы он учился только на “отлично”.
    3. Поинтересуйтесь, какие планы на будущее у Вашего ребенка и научите его ставить долгосрочные цели.

    Как заинтересовать подростка?

    Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков - штука посложнее.

    Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.

    Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, - риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы - денег, он будет так думать только если поймет это сам.

    Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:

    • Почитайте/посмотрите с подростком новости. Не заставляйте, просто предложите. Это должно быть что-то о его увлечениях. Позже обсудите это с ним.
    • Распечатайте или напишите цитаты для мотивации к учебе. Они могут быть как на русском, так и на английском, например. Наклейте их на видные места.
    • Подберите красивую канцелярию/тетради, чтобы пользование этими вещами ему было комфортно и приятно.
    • Не перехваливайте. Здесь следует вести себя очень осторожно. Кажется, что похвалить никогда не будет лишним, на самом же деле, Вы подскажете подростку, что он и так слишком хорош.

    Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь. Можно пройти , научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно!

    Мотивация к учебе у студентов

    Когда вчерашний школьник становится студентом, родители уже не так серьезно следят за учебой. Мол “твоя жизнь, хочешь - учись, не хочешь - работай”. Возможность не ходить на лекции распускает студентов, которые счастливы отдохнуть от школы, но ещё не научились самодисциплине. Отсутствие мотивации к учебе у студентов - дело распространенное, потому что сейчас всем известно: диплом - это просто документ. Никто не идёт работать по профессии, а учиться в ВУЗе нужно только для того, чтобы родители не переживали.

    1. Студент должен постараться найти контакт с преподавателем.
      Преподаватель и студент должны быть друзьями.
    2. Университет - важное место для расширения возможностей, круга знакомых и поиска себя.
    3. В университете важно получать удовольствие от обучения, ходить в университетские клубы по интересам, знакомиться с новыми людьми.
    4. Студенту важно уяснить, что дисциплина - самое главное. Пришел на занятия в первую половину дня - гуляешь всю вторую. Не пришел раз, не пришел два, а на третий уже можно и не приходить.
    5. В университете можно записаться в инициативную группу. Тогда и авторитет появляется, и новые знания, и вставать с постели с утра хочется.

    Мне кажется, здорово, когда подростку и ребенку помогают увидеть свою цель, понять зачем ему учиться и прилагать усилия. Хорошо, когда подросток осознанный, и всё сам понимает. Но это бывает далеко не всегда. А слушать родителей тоже бывает тяжело… Поэтому для этой задачи хорошо подходят курсы по. Потому что когда ты находишься компании других ребят, вместе с ними думаешь о своих целях и будущем тебе не хочется сопротивляться. Тебе действительно хочется стать лучше!

    В заключение

    Мотивация - вещь, без которой невозможно ни в школе, ни во взрослой жизни. Как найти мотивацию для учебы, если он сам не хочет ничего делать? Важно научить искать ее, ради его собственного успеха в будущем.

    Учебный год только начался, а многие родители уже начинают искать полезную литературу и советы ? Сегодня важная тема — обсудим что делать, если оценки вашего школьника оставляют желать лучшего. Как сэкономить свои нервы и вдохновить ученика.

    Многие дети к 12-14 годам начинают терять интерес к учебе. И даже если в начальной школе вам было просто мотивировать или заставить выполнять все необходимые задания и учиться хорошо, то сейчас ребенку все интереснее проводить время с друзьями или в гаджетах, задерживаться на прогулках или «зависать» у телевизора. Так уж устроен детский организм, что в силу возраста и незрелости, сам школьник еще не понимает всю важность образования. Поэтому задача родителя:

    Показать все плюсы и преимущества хорошей учебы. Объясняйте ребенку о будущих возможностях карьеры и достатка, как они зависят от качества образования и знаний.

    Обратите внимание на увлечения своего школьника, выявляйте интересы и таланты, смотрите, что доставляет наибольшее удовольствие ребенку. Поощряйте трудолюбие в нешкольных интересах и хобби.

    С раннего возраста прививайте любовь к учебе. Это невозможно сделать в возрасте тинейджера, ответственность развивается с годами.

    Не используйте шантаж. Вы как родитель должны четко уяснить, что методы шантажа дают обратный эффект. «Будут тройки, не получишь новый телефон». Телефон, конечно, хочется, вот только учеба начинает вызывать все больше отвращение, так как воспринимается как преграда между желаемым и реальностью. Общение с подростками – очень тонкая и деликатная тема.

    Доверие ребенка

    Завоевать доверие и уважение непросто, а еще проще его потерять. Если ребенок живет в постоянном страхе и слышит угрозы и шантаж, то вряд ли вы выстроите доверительные отношения. При наличии этой проблемы общения искореняйте ее как можно раньше. Общайтесь с ребенком, больше беседуйте об интересах, узнайте какие предметы вызывают радость, уточняйте и понимайте какие предметы не нравятся и почему. Не навязывайте своего мнения, слушайте. Ребенку важно видеть, что вы рядом с ним, на его стороне, а не против.

    Похвала

    Ее любят все. Отмечайте достижения школьника, поощряйте их, хвалите. В начальных классах этого бывает достаточно, чтобы привить любовь к учебе. В любом возрасте любой человек оценит ласку и похвалу! Беспроигрышный вариант.

    Хобби и интересы подростка

    Каждый ребенок талантлив. Нет времени – отговорка. Несмотря на свою занятость уделяйте время увлечениям. Узнайте, что нравится вашего ребенку. К тому же часто увлечения подростка можно связать со школьными предметами, например, ваша дочь может любить книги (литература, русский, история), увлекается компьютером (информатика, английский), хорошо танцует (физкультура) и так далее. Сын много играет? Поговорите с ним о процессе создания игр? Какие знания могут быть необходимы для этого? Информатика, программирование, дизайн и так далее.

    Дети – наше отражение

    Лучшее воспитание – собственный пример. Глубоко убеждена, что если мама с папой работают и постоянно узнают новое, совершенствуются и внимательны к ребенку, то и он будет тянуться ко всему новому, проявлять интерес к учебе. Делитесь своими эмоциями и рассуждениями. Были на интересной конференции – поделитесь впечатлениями за семейным ужином. Получили новый проект – расскажите об этой, порадуйтесь всей семьей. Успех заразителен.

    Знания повсюду

    Отдать ребенка в школу и быть уверенным, что там его должны всему научить – это ошибка. Образование в России далеко от совершенства. Углубленное изучение, кружки по интересам, доступ к дополнительной литературе – обеспечьте ребенку возможности. Тратьте свое время на дополнительное образование школьника.

    Самостоятельность

    Очень полезное качество! От него же зависит ответственность и тесно связана безопасность. Общайтесь, рассказывайте подростку о необходимости быть ответственным. Будь то качественное выполнение домашних заданий без надзора родителей или поведение на переменах и по пути из школы домой. Стройте параллели между успешной учебой в школе и поступлением в ВУЗ.

    Денежная мотивация

    Отличный способ дать ребенку возможность проявить свои положительные качества и заработать дополнительные карманные деньги. Продумайте шкалу поощрения. При этом стоит ограничить спонтанные покупки «хотелок». Пусть ваш подросток сам своим трудом заработает на желаемую вещь.

    «Труд сделает из тебя человека»

    В запущенной ситуации тоже работает неплохо. Если лень главный спутник подростка, то воздействуйте на него трудом. Можно ограничить карманные деньги и позволить небольшие заработки, например, на время каникул. Низкооплачиваемая работа и график «на ногах» помогут понять все прелести низкоквалифицированного труда. А на контрасте можно беседовать о престижной работе в офисных центрах, прогуливаясь мимо них.

    Выберите для себя подходящие рекомендации и попробуйте постепенно вводить их. Например, не стоит сразу прям приходить к подростку с расценками на учебу и предлагать деньги. Хвалите отдельные достижения, поощряйте их, постепенно предложите их систематизировать.

    Правила общения, если подросток не любит тему учебы в принципе.

    Переходный возраст непростой спутник подросткового периода. Именно сейчас есть риск потерять авторитет в глазах подростка. Резкое осуждение со стороны родителей и постоянные конфликты приводят к отторжению учебы, ребенок может начать прогуливать уроки назло. Хотят что-то доказать! Что – не всегда и сами знают, но сделать назло очень хочется. Почувствовать себя взрослыми.

    Правила, которые помогут в общении с подростком:

    • Уважайте личность ребенка, разговаривайте с ним на равных, не унижайте и не обзывайте его.
    • Установите определенные правила поведения. Что вы допускаете, а что категорически запрещено в вашей семье.
    • Слушайте ребенка, задавайте наводящие вопросы, получайте аргументы. Диалог всегда будет идти на пользу в построении отношений. А вот сплошные нотации – наоборот выстоят между вами стену.
    • Не отрицайте сразу критику в свою сторону. Выясняйте ситуацию. Старайтесь поставить себя на место ребенка и понять.
    • Объясняйте важность получения образование, необходимость школьных знаний для дальнейшей жизни.
    • Искренне спрашивайте ребенка о школьных делах. Беседуйте с ним. Безразличные и шаблонные вопросы порождают шаблонные ответы «нормально».
    • Гордитесь достижениями, отмечайте прогресс, не скупитесь на похвалу.
    • В случае сложностей с домашними заданиями или школьной программой постарайтесь помочь, объясните, попросите учителя помочь или и вовсе наймите репетитора. Недопонятый материал сегодня влечет большие проблемы в будущем.
    • Провалы случаются. Не зацикливайтесь на осуждении за плохие отметки, поддержите подростка. Вместе подумайте, как можно исправить ситуацию.
    • Говорите о целях. Подросток должен понимать к чему он стремится, чего хочешь достичь и какие знания ему нужны. Определите склонность к наукам.
    • Поощряйте и хвалите за конкретные успехи. Соизмеряйте свои ожидания с реальными возможностями ребенка.
    • Не сравнивайте отметки и достижения со сверстниками, не обсуждайте одноклассников.
    • Любите своего ребенка.

    Каждый родитель в силах привить своему ребенку любовь к учебе. Не игнорируйте советы, приведенные выше. Обдумайте их и постарайтесь применить на практике. Мотивация важна для развития целеустремлённости и ответственности.

    Осознание необходимости образования приходит с годами. На начальном этапе дети учатся ради признания родителей и похвалы. Им важно знать, что мама и папа гордятся ими. И только в этом случае рождается желание двигаться вперед и развиваться, когда ребенок знает, что его ценят, а он «не подведет».

    Не делайте из учебы культ. Не учите сутками и не читайте постоянные нотации. Опирайтесь на интересы и таланты ребенка, и тогда учеба будет в радость и удовольствие.

    Надеемся, что наши советы, как мотивировать подростка на учебу , были вам полезны! Желаем вашим деткам успехов в учебе! Делитесь в комментариях своим опытом и историями!

    Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно и лень, это становится большой проблемой для родителей. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детке получать удовольствие от учебы? - попробуем разобраться! Ведь когда ребенок сам бежит в музыкалку или сам и вовремя садится за уроки, - это не только экономит родительские нервы, но и позволяет ученику добиваться лучших результатов. На самом деле лучших.

    Когда мозг в восторге

    У нейропсихологов есть своя история о том, откуда берется счастье. Представьте наш мозг: толпы нейронов, снующие между ними химические агенты, кровеносные сосуды и электрические импульсы. Когда человек приступает к какому-то занятию, в коре головного мозга активизируется зона, которая за это занятие отвечает. Скажем, мальчик играет в футбол: он умеет бить по мячу, принимать передачу, он активно и радостно обменивается сигналами с другими игроками, - одним словом, он в своей тарелке. В его мозге активно включается хорошо развитый «футбольный» участок коры, клетки омываются свежей кровью, густо пробегают электрические разряды, выделяются стимулирующие вещества, плетутся новые нейронные связи, все сияет, искрит, пульсирует, как на празднике, - и субъективно это переживается как драйв, счастье и осмысленность.

    А вот другой мальчик: он тоже играет в футбол, но при этом тайно мечтает скорее пойти домой клеить танчики, по мячу он бьет слабо и неловко, игроки шпыняют его за непонятливость, а тренер недовольно морщится. В это время «футбольная» зона коры, конечно, включается и оживает, но сигналы по ней бегут слабые и разрозненные, выделяются стрессовые вещества, а участок коры «про танчики» постоянно пытается перехватить лидерство. И субъективно мальчик переживает это как раздражение, скуку и пустую трату времени. Счастья в этом мало, не говоря уже о смысле: мальчику может казаться, что глупее нет занятия, чем отбирать друг у друга мячик на поле.

    Хорошая новость заключается в том, что даже не слишком любимое занятие заставляет мозг работать и отпускать человеку энергию на действия. А значит у него есть шанс найти в своих делах светлые и вдохновляющие моменты (например, когда удар по мячу будет удаваться все лучше) - стать счастливее и захотеть развиваться дальше. Самые несчастные люди, с точки зрения биохимии мозга, - это скучающие бездельники, которые не знают, чем себя развлечь и как занять. Они лежат или слоняются без дела, ищут хоть какие-то стимулы и развлечения, чтобы победить мучительную скуку. Маленьким детям незнакомо это состояние, но как ни печально, к подростковому возрасту многие девочки и мальчики впадают в апатию и начинают лениться.

    Существует миф, будто у человека есть «волшебная кубышечка» - запас сил, которые можно расходовать, а можно сэкономить - и тогда останется больше энергии «для себя» и «на удовольствия». На самом же деле, говорят ученые, силы приходят к нам, как молоко к кормящей матери: пока мама кормит малыша, у нее есть молоко, но как только младенца отлучают от груди - выработка молока понемногу прекращается. То же самое происходит с количеством энергии, которую мозг отпускает нам для действий: пока мы активны (а лучше всего - делаем дела с удовольствием), у нас есть силы, но как только мы отказываемся от дел - сил и счастья становится все меньше. Конечно же, отдых необходим, и трудоголики страдают не меньше бездельников, впадая в другую крайность. Но все равно именно разнообразная интересная работа головой, телом и душой дает счастье, симпатию к себе и ощущение полноты жизни - когда в течение дня в работу включается весь мозг, искрясь и пульсируя, как новогодняя елка. И как раз это ощущение счастья и драйва может стать отличным стимулом к развитию и мотивацией к учебе.

    Как счастье помогает учебе?

    А теперь зададим коварный вопрос про мальчиков и футбол: кто из героев нашей истории добьется лучших результатов? Кто будет усерднее заниматься и расти над собой? Казалось бы, ответ очевиден, и первый успешный мальчик скоро станет звездой стадионов, а второй отползет к своим танчикам со смесью стыда и облегчения.

    Но здесь на сцену выходит важное слово - проактивность. В основе ее - волевое решение и живой интерес: «Я сам, я хочу, я сделаю, мне надо». Многие мамы нервно замирают, вспоминая кризис трех лет, негативизм и вредное детское «я сам!» по делу и не по делу - но именно так начинает проявлять себя детская воля. И если дать ей окрепнуть, то она приведет к успеху. Когда ребенок незаметно для себя принимает решение: «Я буду заниматься футболом, научусь кататься на скейте, буду играть в театре, мне нравится, хочу, мое», - то он почти победил. Потом у него может смениться интерес, он переключится с театра на уроки вокала (и имеет на это полное право), но именно настойчивость воли и страсть помогают расти и развиваться в выбранном деле.

    Сложность в том, что проактивность включается только изнутри. Мама и папа могут сколько угодно хвалить, обещать подарить планшет и щенка за пятерки в музыкальной школе, но если ребенок не захочет заниматься сам - то результаты его будут средними, а интерес к занятию угаснет очень быстро, даже если у детки есть способности. Но бывает так, что случается странное: однажды ребенок начинает сам получать от своего занятия радость и кайф. Он сам вдруг слышит, что «Кошкин дом» на флейте-пикколо звучит сногсшибательно, он хочет еще, он видит в этом смысл, его самоуважение растет! Он играет «Во поле береза стояла» и просто млеет от своего могущества. Так включается «Я сам, хочу и буду», - и часто это подобно сходу лавины. Так ребенок идет к успеху, к самостоятельности и снимает с родителей мучительную обязанность изо дня в день заставлять чадо заниматься (ну, разве что поддерживать и подогревать).

    Шутка в том, что проактивность включается иногда при загадочных обстоятельствах. Например, наш мальчик-с-танчиками может остаться в футболе из вредности и упорства, или из желания понравиться девочке, или из соперничества с другом, - и постепенно так втянется и научится получать от занятий столько удовольствия и драйва, что станет лучшим. Конечно, родители могут делать попытки помочь ребенку найти свою волшебную стезю: знакомить его с разными интересными темами, показывать захватывающие фильмы, приводить на выставки, на спортивные соревнования, в научные лаборатории... Другими словами - создавать вокруг ребенка богатое, эмоционально и интеллектуально насыщенное поле, чтобы ребенку было за что зацепиться умом и сердцем. Это очень похоже на «танцы с бубном», но иногда срабатывает (хотя часто проактивность включается, скорее, вопреки родительским усилиям).

    Так, например, современный ученый-химик с мировым именем Артем Оганов рассказывает, что интерес к химии у него проснулся в четыре года, когда он «случайно» нашел в шкафу отличную детскую книгу по химии, которую подложила туда мама. Мама предлагала сыновьям разные темы, внимательно следила, на что они живо откликнутся, - и помогала им расти в этом направлении. Мама другого известного «мальчика» - Бориса Гребенщикова старалась показывать ему самые интересные вещи, с которыми сталкивалась сама, - книги, музыку, театральные постановки, занятия в творческих студиях, - и тоже шла вслед за интересами сына.

    Получается, что лучшее, что может сделать родитель, - это обеспечить ребенку разнообразные стимулы, дать ему свободу выбора и внимательно следить за деткой. Если видим, что ребенок включился, с радостью погружается в тему, глаза блестят и шестеренки крутятся, - ура, удача! - поддерживаем и помогаем движению. Рецепт для подавления воли и проактивного начала тоже прост: побольше контролировать ребенка, ходить за ним по пятам и выбирать ему занятия на свой вкус, уныло нудеть об обязанностях и глушить инициативу.

    Как комфорт отбивает желание учиться

    В родительских умах долгие годы живет идеал благополучного и развитого ребенка. Его растили в любви и оберегали от психических травм, помогали развивать разные способности, водили на концерт в ползунках, выбирали лучшую школу, нанимали репетиторов… ГВ по требованию и совместный сон плавно перетекают в английский язык с носителем и тренинги лидерских качеств. При этом психологи говорят, что в подростковом возрасте благополучные детки, с которыми слишком много занимались, нередко впадают в апатию и ничего не хотят. Точно так же как «золотая молодежь» часто имеет диагнозы «депрессия + различные зависимости».

    И здесь еще раз хочется повторить максиму: только собственная активность дает устойчивое ощущение счастья и мотивацию к развитию. Родители порой так сильно хотят дать ребенку хороший старт, что нагружают его ответственностью и очень полезными занятиями, помогают выучить языки, освоить науки, побеждать в олимпиадах, рисовать и играть на музыкальных инструментах. Ребенок занят и пристроен к делу, он успешный и милый, но ему некогда продохнуть, поскучать, посмотреть по сторонам и Самому захотеть чего-то добиться или что-то освоить. Казалось бы, у человека есть все данные для триумфального вхождения во взрослую жизнь, он все умеет, - но не знает, чего хотеть, его глаза не горят, он движется по накатанной и не находит внутри себя стимулов к активным действиям и развитию.

    Само собой, у любого подростка или взрослого человека есть все шансы прислушаться к себе, найти свою точку приложения сил, включить проактивность и счастливо двинуться вперед. Но дадим слово статистике: дети, которых слишком опекали и направляли, так же, как и дети, которыми слишком пренебрегали, - во взрослом возрасте более склонны к девиантному поведению, депрессиям и психическим нарушениям. В то же время дети, которым уделяли среднее количество внимания, во взрослом возрасте гораздо чаще остаются в границах нормы.

    Хочу и надо - меж двух огней

    Получается, что такой простой вопрос: «Как помочь ребенку хорошо учиться?» - на самом деле связан с жизнеполагающими темами про счастье и волю, поиск своего дела, свободу и границы. И как раз тема свободы и границ дает еще несколько важных и конкретных ключей к успеху.

    И в детской, и во взрослой жизни есть два берега: Хочу и Надо. Если высадиться на один из этих берегов и помахать ручкой другому, то можно смело прощаться с покоем и надеждами на счастье. Единственный выход - соединять их мостом. С одной стороны, ребенку необходимо привить ответственность и дисциплину, чтобы он освоил важные для жизни навыки, учился взаимодействовать с людьми, получил аттестат и профессию, в конце концов. И был жив-здоров. С другой стороны, на ребенка нельзя слишком давить, чтобы он не закрылся, не впал в уныние от избытка обязанностей, а мог дышать вполне свободно и выбирать те дела, которые делают его счастливым и значимым.

    Мера дисциплинарных воздействий подбирается индивидуально, с учетом возможностей и привычек каждой семьи: одного ребенка нужно хвалить и подталкивать, другого выслушивать и заманивать, - честная родительская интуиция и любовь пополам с уважением делают свое дело. Но существуют также вполне рабочие методы, которые помогают укрепить самостоятельность, ответственность и удовольствие от учебы, даже если речь идет о нелюбимой алгебре. Конечно, в итоге ребенок не примется целовать учебник, но его знания и уверенность в себе могут заметно подрасти.

    Как помочь ребенку захотеть учиться

    Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах. Если домашнее задание для первоклашки записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то к средней школе нужно донести до детки мысль, что учеба - это его работа. Его будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как въедливо контролируют ребенка, будто его учеба - это мамино дело и мамина честь. Не впадайте в панику из-за его провалов, не кидайтесь чуть что спасать детку своими крепкими руками - тогда ребенок ощутит ответственность всерьез. И ощутит гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сам.

    Не забывайте о пряниках. Часто родители размахивают кнутом и применяют карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты - это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секциях и факультативах, разные интересы, которые ребенок приносит из школы. Раньше дочка делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает к восьми? - несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для него что-то хорошее, просто чтобы отметить какое-нибудь школьное достижение. Это не подкуп - просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами.

    Научите ребенка в разных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по музыке? - помогите выбрать такую тему, от которой ребенок просияет. Скучно на геометрии? - зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? - зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных и бодрящих нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.

    Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» - и пошел играть в Лего, Майнкрафт (или клеить танчики). Награда - это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, - научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах. Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!

    Замечательный метод справляться с монотонной работой - разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовольствие будет расти, пока ученик все не закончит.

    Отличный рабочий способ усилить учебную мотивацию - это связать учебу с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. Дальше мозг уже сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда учеба - это уже не тяжкий труд с постным лицом, а рабочее пространство возможностей и радостных находок!

    Порой убедить ребенка делать правильные вещи бывает затруднительно. Учеба - одна из таких вещей. От успеха в ней зависит будущее вашего ребенка, формирование его личности, окружения, мировоззрения, кругозора и характера.

    О том, как сформировать нужные привычки к учебе, привить желание и стремление получать новые знания и совершенствоваться в них вашему ребенку, читайте далее список, где советы психолога переплетаются с общими приемами и методами приучить детей к обучению.

    1. Вознаграждение. Разработайте свою уникальную систему поощрений труда вашего ребенка, исходя из его интересов (их нужно уважать) и пользы конкретно для него. Например, если ваш ребенок любит рисовать, почему бы его не замотивировать этим? Или, быть может, он увлечен лего? Обратите внимание, что оба эти примера ярко демонстрируют его предрасположенность к определенного рода искусству. Если он любит рисовать, то он может стать неплохим художником, или если он любит собирать “лего”, он может стать отличным инженером. Подобные увлечения, особенно в ранний возраст, гласят о подсознательных навыках, их нужно развивать.

    2. Узнайте о том, что именно он изучает, а не его оценках. Вместо того, чтобы в очередной раз указывать ему на его плохие или хорошие оценки, поинтересуйтесь, чему именно он научился и попросите его научить этому вас. Исправьте его, если он где-то будет ошибаться, его попытка научить вас этим знаниям станет для него неплохим способом закрепить изученный материал, что поможет ему более эффективно использовать эти знания в школе.

    3. Оставайтесь на его стороне. Ваши отношения должны складываться из уважения и понимания друг к другу, они должны строиться на взаимном доверии. Такие эмоции, как разочарование в его учебе и агрессия в его сторону, будут лишний раз на психологическом уровне заставлять его делать “вызов” вам. Он либо начнет учиться из-за страха, либо наоборот вовсе перестанет выполнять необходимую работу. Ребенок должен хотеть и понимать смысл в учебе, а вы должны быть его помощником, никак не его врагом.

    4. Работайте вместе. Например, если у вас есть работа, которую необходимо выполнить в домашних условиях, позовите своего ребенка выполнить его работу (домашнее задание) вместе с вами. Когда вы на глазах своего ребенка будете заниматься своей работой, в то время, как он выполняет свою, это поможет ему брать правильный пример и создаст необходимую атмосферу. Совместная работа поможет наладить необходимый контакт с ребенком.

    5. Поговорите с учителями. Если ваш ребенок что-то не понимает, поговорите с учителем. Общение с учителем поможет вам разработать правильную стратегию обучения и поможет вам узнать все слабые стороны вашего чада в данном предмете. Знание о таких моментах, сильно улучшит эффективность обучения. Участвуйте в этом процессе.

    6. Создайте благоприятную среду для изучения. Во время выполнения домашних заданий не должно быть отвлекающих факторов в виде телевизора и лишних источников шума. Ребенок должен сконцентрироваться на учебе и полностью погрузиться в нее.

    • Карандаши должны быть заточены, ручки находиться на столе, в противном случае он будет тратить время на поиск этих предметов.
    • Минимизируйте беспорядок на его учебном столе и обеспечьте оптимальное освещение.
    • Стул должен быть удобным.

    7. Помогите ему с выбором рабочего места. Возьмите ребенка с собой в магазин для выбора необходимой мебели, пусть выберет стол и стул сам. Также поинтересуйтесь, как можно лучше для него обустроить рабочее место, в разумных пределах. Это хороший способ привлечь его к учебе, а не к испытанию.

    8. Дайте ему сконцентрироваться. Посмотрите, любит ли он учиться в своей комнате или, быть может, ему больше нравится все делать на диване в гостинной. Как только вы обратите на это внимание, договоритесь с другими членами семьи, чтобы не мешали ему во время обучения. Постоянные перерывы будут мешать ему и истощать интерес к учебе, не давая сосредоточиться нужным образом.

    9. Включите уроки в повседневную жизнь. Уделяйте время для формирования привычки обсуждать пройденный материал, как именно он понял предмет. Пусть это войдёт в привычку как у него, так и у вас.

    10. Прекратите давать длинные наставления. Угроза, занудные наставления и манипуляции не имеют места быть, когда дело доходит до эффективного воспитания. Такой метод не будет полезен. Будьте конкретными, давайте четкие указания и короткие инструкции. Воздержитесь от излишних наказаний.

    11. Похвалить. Если ваш ребенок хорошо справился с контрольной работой или получил хорошие оценки. Купите ему мороженое или сводите в кинотеатр, например. Он должен понимать, что вы цените его труд, это будет мотивировать его к учебе.

    12. Цель. Помогите ребенку понять его цели. Составьте план, добавьте к нему даты и разбейте на микроцели. По достижению каждой из них, ребенок будет чувствовать, что постепенно он совершенствуется и достигает определенных результатов. Объясните ему, что это поможет ему добиться хороших результатов не только в учебе, но и в жизни. Составьте план и разбейте его на микроцели.

    13. Привить привычку к чтению. Большинство детей не могут сосредоточиться на учебе, поскольку они не любят чтение. Подарите ему комиксы и книгу про его кумира или его интересы. Это лучший способ приучить к чтению в начальных классах.

    14. Будьте твердыми. Да, манипулирование вашим ребенком не дает никаких положительных результатов, но твердость и дисциплина важна, и необходима в любых условиях. На одно негативного взаимодействие с ребенком, создайте десять положительных. Таким образом вы укрепите его мотивацию.

    15. Используйте правило “Когда сделаешь”. Вместо того, чтобы угрожать и шантажировать такими утверждениями, как “Сделай это, или…”, используйте такие, как “Когда ты выполнишь домашнее задание, мы можем пойти на площадку или поиграть в мяч”. Сделал дело - гуляй смело, это должно быть главным правилом жизни у детей, пока они не вырастут.

    16. Помогите заинтересовать. Если ваш ребенок найдет определенный предмет скучным, придумайте способ, как увеличить его интерес к изучению. Вы можете найти интерактивный курс в интернете, интересные видео или игру, в которой весь материал изложен так, чтобы его заинтересовать. Поищите фильмы мотивирующие на учебу.

    17. Расскажите историю. Одним из способов мотивации к учебе, является правильно изложенная история, в которой излагается конечная мораль. Это может сказка или история из вашей жизни. Важно, чтобы ребенок понимал, что нельзя забрасывать учебу, иначе это может плохо закончиться.

    18. Скажите “Нет” подаркам “За”. Откажитесь от обещания сделать подарок вашему ребенку за пятерку по предмету. Вы спросите, где здесь логическая связь? Очень просто - подарок, купленный за одну пятерку, это просто “временное приглашение к участию” в процессе обучения. Ваш ребенок должен постоянно получать хорошие оценки, именно это должно его мотивировать.

    19. Когда ваш ребенок учит уроки, находитесь рядом. Например, если вся семья отправилась в кинотеатр, а ребенок из-за его плохих оценок остался дома учить весь материал сам, откажитесь от посещения кинотеатра. Ребенок должен чувствовать себя частью семейного коллектива, при любых обстоятельствах.

    В заключение хотелось бы добавить самое основное правило. Нельзя делать так, чтобы у ребенка сложились нейронные связи в мозгу так, чтобы учеба в его понимании ассоциировалась со стрессом. Поощряйте вашего ребенка выполнять все задания постепенно, развивайте доверие к вам, дайте понять, что вы всегда на его стороне при любых обстоятельствах, не загружайте его слишком сильно. Ваша любовь и поддержка крайне важны для самого главного способа мотивации к учебе.

    Читайте советы психолога в нашем материале.

    Психолог Анастасия Пономаренко подскажет простые правила, которые помогут правильно мотивировать ребенка, который не хочет учиться. Она расскажет, что делать и какие основные ошибки допускают родители, пытаясь всеми силами заставить ребенка учить уроки.

    Анастасия Пономаренко
    психолог Благотворительного фонда «Путь домой»

    Родителям частенько приходится применять силу, уговаривать ребенка, который не хочет учиться. А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, делалло домашние задания, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике — одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его тем или иным предметом. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.

    А ведь для создания мотивации у ребенка к познанию нового, к учебе, существуют простые правила. Только соблюдать эти правила должны, прежде всего, родители. Конечно, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.

    Правила успешной мотивации ребенка к учебе

    Итак, как же мотивировать ребенка, который не хочет учиться.

    Ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа.

    Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.

    Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка.

    Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в . Ходите вместе (это важно) на публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что - нет.

    Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка.

    После прочтения книги обсудите ее . Что заинтересовало? Что помогло главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?

    Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение.

    Создайте его! Запишите ребенка в интересную секцию или кружок. Узнайте про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии.

    Поинтересуйтесь атмосферой в школе, где учится ваш ребенок .

    Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом, или настолько по-хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания - это очень помогает в прояснении атмосферы. И, если — немедленно переводите его в другую школу. А искать справедливости лучше потом, когда детская психика будет в безопасности.

    Узнайте также про ребят в классе.

    Кто лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся - издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у него не будет мотивации учиться - он и так самый умный.

    Не реагируйте слишком бурно .

    И не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

    Убедитесь, что у ребенка адекватная нагрузка

    То, что ребенок не хочет учиться, может быть обусловлено очень высокой нагрузкой. В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать нервого срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями.

    Не судите о способностях ребенка по его оценкам.

    Запомните: умный, не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.

    И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно. Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.

    Процесс мотивации ребенка к учебе - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.

    Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни - так быстро меняются требования к профессиональной деятельности.

    Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.