Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Исследовательская работа домра.docx - исследовательская работа "воскресшая из пепла". Домра — музыкальный инструмент — история, фото, видео

    Исследовательская работа домра.docx - исследовательская работа

    Немного о домре Якубцова Светлана Петровна г.Инта 2015г.

    История происхождения Наибольшее распространение домра получила в XVI-XVII веках у скоморохов, как сольный и ансамблевый инструмент. Предположительно занесена на Русь татарами во время монголо-татарского ига. Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и на лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров - скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру.

    Возрождение домры В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руко -водитель первого оркестра народных инструментов, музыкант- исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С.И.Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найден- ного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инстру -мента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной до- мрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил на-звание «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй - так выглядела реконструированная домра. Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В.Андреева, пианисту и компо-зитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые во- шли в состав русского оркестра - пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.

    Квартет басовых домр

    Контрабасовая домра

    Строение домры

    История исполнительства на домре Заняв важное место в составе русского народного оркестра, домра долгое время представлялась инструментом, предназначенным исключительно для оркестрового исполнительства. Лишь спустя несколько лет при Великорусском оркестре начал функционировать квартет домр. Первым профессиональным домристом был П. П. Каркин. Именно ему обязаны разработкой основных приемов звукоизвлечения. Каркиным в начале века осуществлены первые издания для домры. Это были в основном переложения произведений зарубежных исполнителей. В 1909 году состоялось первое сольное выступление домриста. В 1926 году на рабфаке Московской консерватории, наряду с классами других народных инструментов, был открыт класс домры, а в конце 20-х годов класс трехструнной домры открылся и в Музыкальном училище им. Октябрьской революции, которое стало готовить специалистов для профессиональных оркестров русских народных инструментов.

    Домра-солирующий инструмент Начиная с середины 40-х годов прошлого столетия, домра предстала как инструмент профессионально-академического плана. Сегодня исполнители на домре готовы представлять сольные программы в двух отделениях, включающие произведения различных жанров и направлений, поражая слушателей глубоким чувством стиля, виртуозностью исполнения, теплотой и благородством звучания. За последние годы уровень исполнения значительно возрос. Домру можно услышать во многих крупных концертных залах в России и за рубежом. Домристы выступают в сопровождении русских народных и симфонических оркестров. Ежегодно проводится множество конкурсов среди исполнителей на народных инструментах, как детских, так и профессиональных, выявляя целый ряд талантливых музыкантов. Все это позволяет широко пропагандировать современное исполнительство на домре не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

    Американская ассоциация балалайки и домры

    Александр Цыганков

    Цыганков Александр Андреевич Народный артист России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, композитор Александр Цыганков является выдающимся профессиональным исполнителем на старинном русском народном инструменте – домре С 1982г. Александр Цыганков – солист на домре в концертно-филармоническом отделе (ныне объединении) Москонцерта. До настоящего времени эта организация является основным местом работы выдающегося музыканта. Со своим жизненным другом, женой и блистательной пианисткой – аккомпаниатором Инной Шевченко в течении 36 лет А.Цыганков дал около 1500 сольных концертов во всех регионах Российской Федерации, республиках бывшего Советского Союза и зарубежных странах. В России нет ни одного крупного города, где бы не звучала домра А.Цыганкова. С Инной Шевченко записано несколько компакт-дисков в России, Голландии, Японии, США. Музыкант преподает на кафедре струнных народных инструментов Российской Академии музыки им. Гнесиных. Композиторская деятельность неразрывно связана с исполнительской деятельностью. Музыкант-виртуоз досконально знает возможности домры и использует в своих сочинениях пассажную технику, аккорды, двойные ноты, трехголосную полифоническую фактуру, пиццикато левой рукой, одинарные и двойные флажолеты, а так же различные сочетания этих приемов. Авторские сборники, изданные в крупнейших издательствах России стали ‘Школой высшего исполнительского мастерства на котором воспитано не одно поколение исполнителей на домре”. Огромное внимание Александр Цыганков уделяет просветительской работе по популяризации домры и других народных инструментов.

    «Золотая домра мира» вместе с оркестром Таттимбета

    Теперь исполнители на домре выходят на сцены крупных филармонических залов с сольными концертами в одном или двух отделениях. Первым, кому Министерство культуры СССР предоставило официальное право на сольные филармонические концерты в двух отделениях, стал в 1990-е годы Рудольф Васильевич Белов. Он, как и другие лучшие исполнители-домристы, лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов В. Яковлев, В. Никулин, В. Красноярцев, а несколько позднее – Т. Вольская, В. Круглов, А. Цыганков, С. Лукин, Б. Михеев, В. Ивко, возвели солирующую домру в ранг полноправных академических инструментов.

    Мария Сахнова(домра).Государственный оркестр народных инструментов РТ.

    Государственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 427 Проектная работа по теме: «Изучение истории русской домры» Работу выполнила: ученица 4 класса «А» ГОУ СОШ 427 Мухаринова Софья Научный руководитель: Перепелица Е.И. Москва, 2010 год












    В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов. Скоморохи ходили по селам и городам и устраивали веселые представления. Домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе.






    1945 год - был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов год - в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально- педагогическом институте им. Гнесиных 1974 год - прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах победителями конкурса стали выдающиеся домристы Александр Цыганков и Тамара Вольская

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    История домры Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры.

    Cлайд 3

    Домра предположительно происходит от украинской кобзы. Из исторических документов известно, что кобза была распространена с XIII в. у венгров, румын, чехов, в Литве, Польше, на Украине, Кобза, широко популярная в польском обществе, в XVI в. начала заменяться лютней. Потом она перешла к казакам, подчиненным Польше. От них в свою очередь была занесена на Украину. В XVI столетии кобза сделалась любимым инструментом запорожского казачества, сопровождающим «думы» - исторические песни, проникнутые духом национально-освободительной борьбы. Кобза была известна и на Руси

    Cлайд 4

    ВЗЛЁТЫ… Домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах.

    Cлайд 5

    И ПАДЕНИЯ... Обеспокоенные развитием светской культуры, обиженные на высмеивание скоморохами бояр и церкви, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов. Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, Их ссылали или казнили.

    Cлайд 6

    После XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но… Домре суждено было буквально возродиться из пепла! Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному скрипичному мастеру С. Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра».

    Cлайд 7

    Новый триумф Интерес к домре рос с каждым годом! В 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Народный изначально инструмент – домра – за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и скрипка когда-то была народным инструментом!). Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра.

    Музыкальный инструмент: Домра

    С давних времен на Руси простой народ свои душевные переживания, а также происходящие события талантливо отображал в народном творчестве. Помощниками в этом ему были различные народные музыкальные инструменты, искусство исполнения на которых передавалось от поколения к поколению. Одним из таких инструментов являлась домра - любимица скоморохов и простого народа. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос и своеобразный тембр привлекал к себе внимание слушателей. Домра часто была в центре событий, порой даже драматических, в результате чего попала под опалу и исчезла из народного творчества на несколько столетий.

    Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кинематографе, когда необходимо подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.

    Историю домры и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

    Звук

    Домра – это инструмент, обладающий большими выразительными возможностями, ее яркий и лёгкий голос узнается без труда. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры звонкий, но быстро затухающий. Тембр - теплый, мягкий, лучистый, бархатистый и насыщенный.

    Пиццикато, удары по струнам вверх и вниз, тремоло, флажолеты и глиссандо – такой набор основных приемов, которыми пользуются исполнители на домре.

    Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Длинные ноты исполняются только приемом «тремоло».

    Домра – инструмент, обладающий большим техническим потенциалом, ей доступны композиции различной сложности и любой стилистической направленности - это и оригинальные произведения и переложения сочинений классических композиторов. Виртуозная арпеджированная и пассажная техника, сложные ритмические фигурации, разнообразные штрихи, игра интервалами и аккордами – все это технические приемы, которыми владеют исполнители.

    Домры бывают двух видов: трехструнная – имеет диапазон от «ми» первой до «ми» четвертой октавы; и четырехструнная - диапазон от «си» малой до «ми» четвертой октавы.

    Фото :

    Интересные факты


    • Домрочеи, так назывались в старину исполнители на домре.
    • В далеком прошлом домру делали из разрезанной пополам и вычищенной тыквы.
    • Домра и балалайка - две различные модификации одного вида древнего струнно-щипкового инструмента.
    • В 1654 году по распоряжению Никона - патриарха всея Руси пять больших полно нагруженных телег со скоморошьими инструментами, включая домры, были привезены на берег Москвы-реки и там прилюдно сожжены. Огромный костер горел несколько дней.
    • Иосиф Сталин очень любил слушать домру.
    • А.А. Цыганкова - музыканта-виртуоза называют королем домры, а также «домровым Паганини».
    • В Соединенных Штатах Америки есть ассоциация любителей игры на домре и балалайке, которая существует уже более 30 лет и насчитывает 400 членов.
    • На четырехструнной домре, имеющей скрипичный строй и диапазон, можно исполнять весь репертуар, написанный не только для скрипки, но также и мандолины.

    Конструкция

    Домра, как и скрипка, очень капризный инструмент, и чтобы она хорошо звучала, то должна быть сделана высоко квалифицированным мастером с тонким слухом, а также из хорошо выдержанного дерева.


    Конструкция включает в себя корпус инструмента и гриф с головкой.

    1. Корпус имеет в своем составе кузов и деку.

    • Кузов обычно изготавливают из выгнутых клепок, образующих полусферическую форму. Клепки изготавливаются из палисандра, белого клена или волнистой березы. На кузов устанавливаются струнодержатели, которые называются кнопками.
    • Дека – это лицевая часть корпуса в форме плоского овала, закрывающая кузов и окаймленная по кромке обечайкой. В центре расположен голосник – резонатор, имеющий розетку фигурной формы. На деку накладывается панцирь, который защищает ее от царапин, и подставка, приподнимающая струны и устанавливающаяся в точно определенном месте. Дека обычно изготавливается из резонаторных ели и пихты, подставка из клена, а панцирь из дерева твердых пород или синтетических материалов.

    2. Прикрепленный к корпусу гриф заканчивается головкой с закрепленным на ней колковым механизмом необходимым для натяжки струн. К грифу приклеивается накладка с порожками, которые разделяют лады, располагающиеся в хроматической последовательности. Между головкой и шейкой грифа крепится порожек, который влияет на уровень высоты струн. Высоко поднятые струны тяжело прижимаются к ладам и усложняют исполнение на инструменте.

    Звук на домре извлекается при помощи маленькой пластиночки медиатора - плектра, имеющего форму овала и размер которого зависит от размера домры. Лучшим материалом для медиаторов считаются черепаховые панцири, но также сейчас изготавливают плектры из различных полимерных материалов.

    Разновидности

    Домра имеет два вида, которые различаются по количеству струн и по строю.

    Трехструнная домра (конструкции В. Андреева) в оркестре называется малой домрой, настраивается по квартам. Четырехструнная домра (конструкции Любимова) как скрипка имеет квинтовый строй.

    У каждого вида домр есть еще и подвиды, которые отличаются по размерам. В группе трехструнных домр в практике ансамблевой и оркестровой игры активно используются: басовая, альтовая, и пикколо; редко применяются: контрабасовая, теноровая и меццо – сопрановая.

    У четырехструнных домр (конструкции Г. П. Любимова) имеется: басовая, альтовая, и пикколо, редкие разновидности: контрабасовая и теноровая.

    • Пикколо – звучит ярко и светло, ее пронзительный голос очень дополняет и украшает звучание всего оркестра.
    • Альт с мягким и грудным по тембру звуком обычно служит для гармонического заполнения между верхним и нижним голосом, но иногда ему поручают и сольные моменты.
    • Бас - по всему диапазону имеет насыщенный, бархатный звук. Являясь обладателем веского, густого и немного тяжеловатого голоса, нижнему регистру инструмента поручается ведение басовой линии. Мелодические линии, поручаемые среднему и высокому регистрам, которые имеют мягкий и бархатистый оттенок, звучат очень красочно и проникновенно. Из-за больших размеров бас технически весьма ограничен, потому что требует от домриста наличие большой растяжки пальцев левой руки.

    Применение и репертуар


    Уже изначально в период восстановления домры мастерами под руководством музыканта, создателя кружка балалаечников и композитора В. Андреева, предназначение ее было определено как мелодического в оркестре народных инструментов. Продолжительное время роль домры заключалось именно в этом, она в народном оркестре играет ту же роль примы, как и скрипка в симфоническом. Домра довольно долго оставалась только оркестровым инструментом и лишь потом она стала ансамблевым, когда при оркестре под управлением В. Андреева начал свою концертную деятельность домровый квартет. Инструмент вышел на сцену как солирующий несколько позже. Очень жаль, но в России домра как народный инструмент больше не применялась.

    Как солирующий концертный инструмент домра раскрылась весьма ярко, специально для нее начали сочиняться произведения. Особо следует отметить концертное произведение Н. Будашкина, поистине ставшее жемчужиной в репертуаре для этого инструмента, также произведения крупной формы Ю. Шишакова, Б. Кравченко, Ю. Зарицкого, которые еще больше раскрыли его новые художественные возможности.

    К сожалению, маститые композиторы, сочиняющие в иных жанрах, не проявляют особого интереса к домре, и для нее обычно пишут произведения композиторы - исполнители, среди них: А. Цыганков, Г. Зайцев, Н. Пенько, К. Волков, В. Соломин, В. Соболева-Белинская, В. Пожидаев, Н. Хондо, Ю. Семашко, Е. Подгайц и другие. Однако домра в плане репертуара не обижена, на инструменте прекрасно звучат транскрипции, написанные величайшими композиторами для скрипки, флейты, кларнета, фортепиано. Это шедевры таких композиторов как И.С. Бах, П.И. Чайковский, Г. Венявский, Ф. Пуленк, А. Скарлатти, К. Сен-Санс, П. Сарасате, Д. Шостакович, Н. Паганини, С. Рахманинов, C. Прокофьев, Д. Гершвин, А. Пьяццолла.

    Произведения:

    Н.П. Будашкин - Концерт ля домры с оркестром (слушать)

    Ю.Н. Шишаков - Концерт для домры (слушать)

    Исполнители

    После своего долгожданного возвращения домра сразу нашла своих почитателей, которые начали активно заниматься развитием и популяризацией инструмента. Одним из первых профессиональных домристов-виртуозов был П. Каркин, разработавший основные приемы звукоизвлечения и своей неутомимой деятельностью внесший весомый вклад в развитие исполнительского мастерства. Продолжателями дела П. Каркина были Ф. Коровай, В. Никулин, Р. Белов, Ю. Яковлев, А. Симоненков, М. Васильев, В. Красноярцев, В. Круглов, А. Цыганков, Т. Вольская, В. Ивко, Б. Михеев, С. Лукин, и другие.

    Сегодня быть домристом–исполнителем, значит быть приверженцем своего дела, и музыканты доказывают это, создавая свой уникальный исполнительский стиль. А результатом такого энтузиазма является то, что домра стала полноценным академическим инструментом в одном ряду с флейтой, скрипкой, фортепиано, виолончелью, гобоем, кларнетом и другими.

    Слайд 2

    Народные инструменты являются неотъемлемой частью истории русской культуры. Любой человек должен изучать свою историю, свои корни. В настоящее время люди, узнав, что я играю на домре, исконно русском инструменте, нередко задают вопрос – «А что это?». Другие, услышав «домра», спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным звучанием и неповторимым тембром.

    Слайд 3

    Как же так получается? Ведь домра является русским народным инструментом! Вот, например, балалайка известна всем. Скрипку знают даже дети, а домру еще и не каждый русский человек назовет. Чтобы прояснить причину такого парадокса, надо обратиться к истории.

    Слайд 4

    Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. По-видимому, изымались даже упоминания о домре (как это у нас, русских, к сожалению, принято – разрушать, так «до основанья»). Итак, домры жгли, ломали, уничтожали.

    Слайд 5

    Но разве можно сжечь память, вырвать любовь из сердца народа? Всяческими правдами и неправдами смекалистые русские люди пытались сохранить близкое и родное им. В этой связи интересно предположение исследователей о том, что балалайка, ныне один из символов России, появилась не как самостоятельный инструмент, а как любительский, упрощенный вариант домры. Действительно, первые балалайки были с полукруглым, а не треугольным, корпусом, весьма похожие на домры.

    Слайд 7

    «Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому исследователю, музыканту и подвижнику В. В. Андрееву. Реконструировав случайно найденный в 1896 году участником оркестра А. С. Мартыновым в Вятской губернии музыкальный инструмент, он назвал его «домра».

    Слайд 8

    И все же, несмотря на это, многие считали народные инструменты тогда (а, к сожалению, многие и сейчас так думают) инструментами второсортными, «низкого» происхождения, не достойными уровня академической сцены наравне, например, с инструментами симфонического оркестра. В. Андреев писал: «У нас иногда говорят о балалайке с презрением. Но это большое заблуждение». История подтвердила его слова!

    Слайд 9

    После Октябрьской революции, благодаря провозглашению лозунга «Искусство принадлежит народу», оркестр народных инструментов приобретает все большую популярность. Возникает множество самодеятельных оркестров, образуются знаменитые впоследствии профессиональные коллективы. Кроме сольной партии в оркестрах народных инструментов, домра начинает проявлять себя и как солирующий инструмент.

    Слайд 10

    Давайте разберём устройство домры на примере домры малой. Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки. Головка грифа Гриф Корпус

    Слайд 11

    Слайд 12

    Трехструнные и четырехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры. Пикколо Малая Альтовая Басовая Контрабасовая

    Слайд 13

    Разновидности домры и строй

    Домра пикколо – b1 e2 a2 Домра прима (малая) – e1 a1 d2 Домра прима 4-струнная – g d1 a1 e2 Домра альт–e a d1 Домра альт (4-струнная) – c g d1 a1 Домра тенор (редкая разновидность) – B e a Домра бас – E A d Домра контрабас минор (редкая разновидность)– 1E 1A D Домра контрабас мажор (редкая разновидность) – 1A D G Подробнее о буквенных обозначениях

    Слайд 14

    Буквенные обозначения нот:

    Слайд 15

    Домра пикколо

    Инструмент транспонирует на октаву вверх. Диапазон – от b1 до e4. Строй – b1 e2 a2. Основные приемы игры: тремоло, удар, пиццикато, глиссандо.

    Слайд 16

    Тремоло –

    быстрое, беспрерывное чередование ударов, создающее впечатление непрерывности звучания. Обозначается горизонтальной черточкой над нотой либо лигой по два звука и более (штрих легато – в переводе – связно).

    Слайд 17

    Пиццикато –

    звукоизвлечение пальцами. Наиболее часто пиццикато играется большим, средним и указательным пальцами правой руки. Также пиццикато исполняется и пальцами левой руки. Пиццикато правой рукой обозначается pizz. (иногда с указанием пальцев), пиццикато левой рукой – знаком + над нотой.

    Слайд 18

    Глиссандо –

    лёгкое быстрое скольжение пальцем (реже двумя или тремя пальцами. Обозначается волнистой чертой и словом gliss.

    Слайд 19

    Домра малая

    Диапазон – от e1 до a3. Строй – e1 a1 d2. Основные приемы игры: тремоло, удар, пиццикато, флажолеты, глиссандо.

    Слайд 20

    Флажолеты –

    мягкий, прозрачный воздушный звук, воспроизводится лёгким прикосновением пальца к струне и отрывистым его снятием с одновременным извлечением звука медиатором или пиццикато. От прикосновения струна делится на две (три, четыре) части. В результате колебания этой части струны образуются обертоны.

    Слайд 21

    Флажолеты бывают натуральные и искусственные. Натуральные флажолеты получаются от деления струн над 12-м, 7-м или 19-м, 5-м или 24-м ладом. Обозначаются знаком ○ над нотами с указанием струны, где они должны извлекаться. Искусственные флажолеты получаются от деления на равные части прижатой струны. Имеют двойную запись – верхняя нота (обозначается ромбиком) – место прикосновения пальца правой руки, нижняя нота записывается как обычно, она является основным тоном и прижимается пальцем левой руки.

    Слайд 22

    Домра альт

    Транспонирует на октаву вниз. Диапазон – от e до a2. Строй – e a d1. Основные приемы игры такие же, как и на домре малой.

    Слайд 23

    Домра бас

    Диапазон – от E до f1 или g1. Строй – E A d. Основные приемы игры – тремоло, удар, пиццикато.

    Слайд 24

    В мировой истории искусства бывают периоды «распутья». Возможно, сейчас именно такой период. Хочется верить, что в XXI веке пути искусства определятся. И я верю, что в нашей стране немаловажную роль в этом процессе сыграют народные инструменты. Только у них есть возможность объединить современность с истоками, новое со старым, будущее с прошлым.

    Слайд 25

    Любое искусство произрастает из народных корней, опирается на них, но не зацикливается только на этом. Избавившись от заблуждения, что для домры нужно писать только используя народный материал, композиторы услышат новое, современное звучание инструмента. Они услышат, что домра может проявить себя практически в любом жанре, стиле или направлении современной музыки, будь то авангард, пуантилизм или додекафония, или эстрадные направления. Хватит держать домру «на привязи». Она уже выросла из пеленок «народности».

    Слайд 26

    Будущее домры – в XXI веке, вместе с новой музыкой, новыми идеями в искусстве. И кто знает, возможно, скоро она завоюет мировое признание. Ведь на ней уже играют в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах), в Японии (Токийский оркестр русских народных инструментов, отдельные музыканты-любители).

    Слайд 27

    И мне очень хочется, чтобы в XXI веке на вопрос «Знаете ли вы, что такое домра?» ответил даже ребенок, и никто не путал бы домру с казахской домброй. Это наша цель – цель всех домристов.

    Слайд 29

    Использованные источники:

    Александров А. Школа игры на трехструнной домре Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром народных инструментов Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов http://www.narodny.info/ http://vsemusic.ru/

    Посмотреть все слайды