Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Традиционная классификация принципов управления образовательными системами. Частные принципы управления

    Традиционная классификация принципов управления образовательными системами. Частные принципы управления

    Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности реали­зуется путем надлежащего делегирования организационных полномочий и предоставлением необходимой власти, а также созданием достаточных условий для реализации предоставленных полномочий.

    Делегирование полномочий представляет процесс, посредством кото­рого обеспечивается распределение взаимоувязанных задач среди сотруд­ников (руководителей), которые должны быть выполнены ими для дости­жения целей предприятия. Делегирование полномочий базируется на понятиях ответственности и организационных полномочий. Ответствен­ность представляет собой обязательство конкретного сотрудника выполнять возложенные на него задачи и отвечать за их удовлетво­рительное выполнение. Принятие ответственности означает, что работ­ник (руководитель) отвечает за результаты выполнения возложенной на него задачи перед вышестоящим руководителем, который передает ему полномочия. Под обязательством (определяемым также как обязанность) понимается ожидание выполнения четко сформулированных рабочих требований конкретным сотрудником (руководителем) при занятии им определенной должности на предприятии.

    Важным условием осуществления делегирования является то, что оно реализуется только в случае принятия делегируемых полномочий конкретным сотрудником. При этом ответственность руководителя за переданные задачи при делегировании соответствующих полномочий не может быть делегирована (передана). При принятии конкретным сотрудником (руководителем) ответственности организация (предприя-


    тие, корпорация) должна предоставить ему требуемые ресурсы и права для удовлетворительного решения возложенных задач. Это осуществляет­ся делегированием организационных полномочий вместе с задачами. Организационные полномочия представляют ограниченное право исполь­зовать ресурсы организации (предприятия, корпорации) и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Эти полномочия делегируются должности. В общем случае, пределы пол­номочий и предоставленных прав расширяются в направлении более высоких уровней управления организацией. Внутри организации эти пре­делы (ограничения) определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными письменно или устно. Кроме того, существует много внешних ограничений на полномочия и их делегирование Например, руководители не могут делегировать полномо­чия, которые противоречат законам и нравственным ценностям.

    Делегируемые организационные полномочия находятся во взаимосвя­зи с понятием власти. При этом полномочия дают ограниченное право действовать определенным образом, в то время как власть представляет реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию.

    Разновидностью и альтернативой принципа сочетания прав, обязаннос­тей и ответственности является широко используемый в компаниях США принцип команды. В рамках команды менеджеры обычно осуществляют свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные перед ним задачи и перио­дически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управления (в команде) наделяется конкретными предоставленными ей правами. Менеджер, занимающий эту должность, несет полную ответ­ственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные, возложенные на занимаемую им должность функции. Ни один руководи­тель не может передавать задание по выполнению управленческого реше­ния, минуя непосредственного подчиненного. Отрицательным моментом в реализации такого принципа является то, что руководитель может оказаться изолированным от сферы своей ответственности, если его непо­средственные подчиненные будут целенаправленно препятствовать его прямым контактам с низовыми звеньями управленческой структуры.

    Принцип демократизации управления означает развитие партнерских отношений в производстве, связанных с участием работников в управлении предприятием и распределении результатов труда (участие в прибылях).

    Развитие партнерских отношений между предпринимателями и работника­ми в рамках конкретной компании (предприятия, корпорации) предполагает:

    а) заинтересованность работников в успешной деятельности предприятия;


    б) улучшение трудовых отношений в производстве (сокращение теку­
    чести кадров, прогулов и забастовок, улучшение климата в производственном звене);

    в) ослабление диктата менеджера;

    г) государственную поддержку (издание законов об участии рабочих
    в управлении, создание социальных фондов для выкупа акций работника­
    ми, предоставление налоговых льгот компаниям, практикующим распре­
    деление части прибыли среди персонала).

    Демократизация управления вытекает из того, что в современных условиях в крупном производстве уровень квалификации и самосознания работников объективно требует их участия в управлении и принятии решений. Поэтому развитие партнерских отношений в производстве счи­тается закономерным, объективно обусловленным процессом, применяе­мым практически всеми компаниями развитых рыночных стран.

    В западноевропейских странах промышленная демократия, проявляющая­ся в партнерских отношениях между администрацией (предпринимателями) и работниками, распространена более широко, чем в США. Это выражается в более широком участии персонала в собственности и прибылях компании, а также в принятии решений на всех уровнях управления. Такое положение в значительной степени обусловлено тем, что в западноевропейских странах формы собственности исторически имеют существенные отличия от форм США. В западноевропейских странах более широко распространены и разви­ты производственные кооперативы, а также государственные предприятия, где работники участвуют в оперативном управлении производством.

    В ряде стран Западной Европы (Германия, Швеция, Австрия, Дания, Гол­ландия, Люксембург) принято законодательство об участии рабочих в советах директоров компаний с правом голоса. Во Франции работники имеют своих представителей в советах директоров, но без права голоса в принятии реше­ния. Участие работников в управлении на низовом уровне в большинстве за­падноевропейских стран значительно шире, чем на высшем уровне.

    Участию работников в управлении компаниями в странах - членах ЕС посвящены специальная директива Комиссии ЕС и отдельные положения Устава о Европейской компании (ЕК), которые обязывают государства -члены ЕС принимать необходимые меры, дающие право участия рабочим и служащим в управлении и стратегическом развитии компании.

    Компании США в основном используют традиционные формы вовле­чения работников низового производственного звена в управленческий процесс. Основной формой такого участия являются малые проблемные группы, которые объединяют до 15 процентов работников заводов или производственных отделений. Такие группы ориентированы на совершен­ствование конкретных производственных процессов, решение техниче-


    ских проблем, на повышение квалификации работников. Новой формой для компаний США являются кружки качества, идея и опыт организации которых заимствованы у японских компаний. К концу 1990-х годов в ком­паниях США действовало около 300 тысяч таких кружков качества.

    В Японии рабочие не имеют своих представителей в советах директо­ров компаний. Вместе с тем японская система партнерства между предпринима­телями и рабочими считается наиболее демократичной, так как основана на про­ведении совместных консультаций и принятии решений на основе консенсуса.

    3.1.5 Важнейшие функции внутрифирменного управления

    Сложная структура современных промышленных предприятий (корпораций) функционирует как единое целое благодаря целенаправленному управлен­ческому воздействию на все ее основные процессы, элементы и связи.

    Это достигается управленческой деятельностью, которая (по опреде­лению) представляет собой совокупность управленческих функций, направленных на решение разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельны­ми подразделениями предприятия для решения производственных и социальных задач путем осуществления большого комплекса конкретных мероприятий.

    Круг основных проблем, решаемых в процессе управленческой дея­тельности, включает следующие действия:

    1) Определяются конкретные цели развития предприятия.

    2) Определяются основные направления и пути решения намеченных целей.

    3) Устанавливается их приоритетность, очередность и последователь­
    ность решения.

    4) Определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения.

    5) Разрабатывается система мероприятий для решения намеченных задач.

    6) Организуется и обеспечивается выполнение мероприятий, реше­
    ние намеченных задач и достижение целей предприятия.

    7) Обеспечивается стимулирование решения задач и достижение це­
    лей в соответствии с их приоритетами.

    8) Устанавливается контроль за выполнением поставленных задач, обеспечи­
    вающий достижение желаемого результата (целей) деятельности предприятия.

    Основными функциями менеджмента являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления пред­приятием (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах его деятельности.

    Функция планирования может быть определена как способ, с помо-Щью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей пред­приятия (включая и формулирование самих целей).


    Функция организации представляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования предприятия в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает организацию и координацию деятельности всех подразде­лений и сотрудников предприятия для достижения поставленных целей.

    Функция контроля в управлении реализуется как процесс, посредством которого руководство предприятия удерживает его на запланированной тра­ектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах дея­тельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

    Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников предприятия к результативной деятельности для достижения ее целей.

    Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спе­цификой и объемом. Приведенные функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями шинирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотива­ции. Приведенную взаимосвязь функций управления принято называть внешней. Вместе с тем существует и тесная внутренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющаяся в том, что элементы всех этих функций являются составной частью каждой из них. Действительно: функция планирования содер­жит элементы функций организации, контроля и мотивации; функция организа­ции - элементы функций планирования, контроля и мотивации; функция контро­ля - элементы функций планирования, организаций и мотивации; функция мотивации - элементы функций планирования, организации и контроля.

    Функции управления деятельностью промышленного предприятия и методы их решения постоянно развиваются и модифицируются. В связи с этим постоянно усложняется содержание работ, выполняемых при реализации управ­ления. Развитие и углубление каждой из основных функций управления (плани­рование, организация, контроль, мотивация) происходят как под воздействием внутренних закономерностей, так и под влиянием требований развития других функций с учетом воздействия на этот процесс факторов внешней среды.

    Отсюда вытекает важное и принципиальное положение, согласно которому развитие функций управления обуславливается влиянием объек­тивных требований. Каждая из функций, являясь частью общей системы управления, должна совершенствоваться в направлении, определяемом целями и задачами развития системы управления в конкретных условиях.


    Развитие системы управления и необходимость ее адаптации к изме­нению внешней среды, в свою очередь, приводят к изменению содержа­ния каждой функции.

    Рост размеров и усложнение содержания и характера деятельности предприятия, а также усиление трудностей реализации продукции на мировом рынке привели к необходимости маркетингового подхода в менеджменте, развитие и использование которого стало определяю­щей тенденцией развития управления предприятием в 21-м веке.

    В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии предприятия, основанной на долговременной стабильной ориента­ции производства конкретных видов продукции на определенные рынки в раз­личных странах и регионах. Приспосабливая свои производственные и сбыто­вые программы к деятельности на конкретных рынках, предприятие руководствуется стремлением получить возможность извлекать выгоду из раз­ницы в экономической ситуации на целевых рынках различных стран, захваты­вать или удерживать позиции на этих рынках, эффективно пользоваться дости­жениями НТП и выгодами, которые может принести международный бизнес.

    Положение, когда изучение и анализ рынка играют определяющую роль в формировании основных направлений функционирования и разви­тия промышленного предприятия (корпорации), в значительной мере пре­допределяет внутрифирменную управленческую деятельность в совре­менных условиях и повышает требования к экономическим методам хозяйствования. Важнейшим направлением совершенствования экономи­ческого механизма менеджмента на современном этапе в условиях кон­центрации производства и централизации управления является дальней­шее развитие маркетинговой деятельности и функции планирования.

    Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления Т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.

    Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

    Существует несколько подходов к классификации принципов управления. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С О"Доннелом в книге "Принципы управления: анализ управленческих функций" (шестое издание переведено в 1981 г. на русский язык под названием: "Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций"). Авторы рассматривают десять принципов планирования; пятнадцать - организации; десять - мотивации и четырнадцать - контроля.

    Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге "Двенадцать принципов производительности". Однако один из основоположников научной организации труда, создатель "теории администрирования" А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управления, во всяком случае на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

    В связи с этим все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

    Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

    Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

    Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

    Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

    Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

    В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы еще В.И. Лениным и многие их них не потеряли значения и в наши дни, а в рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

    Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении . Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений

    Принципы сочетания централизации и децентрализации предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

    Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

    Соблюдение правильного соотношения между единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

    Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

    Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

    Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

    Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

    Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.

    Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

    Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

    Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

    Одним из важнейших принципов современного менеджмента является д емократизация управления - участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

    Согласно принципу государственной законности системы менеджмента организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

    Принцип органической целостности объекта и субъекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой.

    Принцип устойчивости и мобильности системы управления предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется прежде всего качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента прежде всего к изменениям во внешней среде.

    Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг.

    1. Принцип оптимального сочетания централизации в управлении означает передачу ответственности за решение конкретных задач и необходимых для этого полномочий другому лицу, стоящему ниже на служебной лестнице. Эта практика позволяет снизить напряжение в труде работников, ускорить профессиональный рост сотрудников, усилить творческое начало в работе, существенно сократить время, необходимое для своевременной реакции на возмущающие факторы в работе. Передача части ответственности ведет к увеличению объема работы и большему риску для человека, принимающего ее. Естественно, что данный работник заслуживает дополнительного вознаграждения.

    2.Сочетание централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования принципа единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

    Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разных уровней, а также персональную ответственность исполнителей за выполнение конкретных решений.

    3.Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение и планируемые во времени социально-экономичес­кие преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы управленческие действия в отношении персонала осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Научная обоснованность управления персоналом означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

    4.Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием (в виде текущих и перспективных планов) пронизаны все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

    5.Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач. Это важнейший принцип руководства персоналом: обеспечение ответственности каждого работника за результаты его труда.

    6.Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те, в свою очередь, подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

    Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе персонала непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

    7.Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотивации.

    Поведение человека всегда мотивировано. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно сталкивается с проблемой, как мотивировать деятельность сотрудников, т.е. как направить их энергию на имеющуюся работу.

    8. Одним из важнейших принципов современного управления является демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений .

    Методы управления – это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. Существует несколько подходов и классификаций методов управления, однако по наиболее распространенной классификации они делятся на три группы:

    – организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

    – экономические, обусловленные экономическими стимулами;

    – социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

    Организационно-административные методы управления . Объективной основой использования этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Мы совершенно справедливо критиковали и критикуем рычаги административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-админи­стративного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-администра­тивных и экономических методов. Причем административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием.

    Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательств.

    В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов:

    – обязательные предписания (приказ, запрет и т.д.);

    – согласительные действия (консультация, разрешение компромисса и т.д.);

    Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это не выгодно исполнителю. По существу, организационно-административные методы – это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

    Экономические методы управления . Им отводится центральное место, и это обусловлено тем, что отношения управления определяются, в первую очередь, экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

    В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказа, директивы, указания), сколько экономическим стимулированием. Используя личную экономическую заинтересованность персонала, можно добиться поставленных целей.

    Несмотря на характерное для современного этапа усиление роли экономических рычагов и стимулов, не следует ограничивать организационно-административные методы воздействия, которые помогают выполнять напряженные плановые задания.

    Социально-психологические методы управления . Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами.

    Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и др.). Приемы и способы социально-психологичес­кого воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

    Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование и т.д.

    В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы еще в 1920-е годы. Многие из них не потеряли своего значения и в наши дни, а в рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

    Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

    Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По существу, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления и реализации персональной ответственности. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

    Соблюдение правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

    Принцип научной обоснованности управления предполагает наличие у руководителя научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель его состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

    Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

    Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за порученное ему дело.

    Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.

    Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно, цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

    Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По существу, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

    Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

    Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления - участие в управлении организацией всех сотрудников.: Формы такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

    Принцип государственной законности системы менеджмента. В соответствии с этим принципом выбираемая фирмой организационно-правовая форма должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства

    Принцип органической целостности объекта и субъекта управления. Управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления должно составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой.

    Принцип устойчивости и мобильности системы управления. При изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений Устойчивость определяется прежде всего качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента прежде всего к изменениям во внешней среде. Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. должны быть максимально полно учтены изменения и требования потребителей туристских услуг.

    Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

    Таким образом, принципы управления, можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

    В связи с этим все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы – общие и частные. К общим принципам управления относятся принципы: применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

      Принцип применимости – менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

      Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

      Принцип многофункциональности –менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конкретной цели).

      Принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

      Принцип ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

    К частным принципам менеджмента относят:

      Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Этот принцип предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущностьединоначалия состоит в том, что руководитель конкретного управленческого уровня пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей различного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

      Принцип обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

      Принцип планирования заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

      Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

      Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства.

      Принцип иерархии и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные звенья (низший уровень) управляются своими же органами, находящихся под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органами управления. Постоянныйконтроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

      Принцип мотивации. Его суть: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее будет программа мотивации.

      Принцип демократизации управления подразумевает участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия может быть различными (денежные средства, вложенные в акции, коллегиальное принятие управленческих решений).

      Принцип государственной законности подразумевает, что организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства.

      Принцип органической целостности объекта и субъекта управления предполагает что в процессе воздействия субъекта управления на объект управления они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с окружающей средой. В менеджменте субъектом управления (управляющий системой) являются менеджеры, объектом (управляемая система) – производство. Организация. Учреждение и работающие там люди.

      Принцип устойчивости и мобильности системы управления предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Одновременно с устойчивостью управления процесс должен быть мобильным, то есть максимально полно учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг.