Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Кто такие искусствоведы и чем они занимаются. В чем суть профессии искусствовед? От выставок и управления культурой до оценки

    Кто такие искусствоведы и чем они занимаются. В чем суть профессии искусствовед? От выставок и управления культурой до оценки

    "Искусствовед - это профессия?" - вопросительно восклицают многие люди, которые далеки от искусства и вообще не понимают, для чего оно существует. Тем не менее без представителей этой профессии цивилизованному обществу и государству не обойтись, поскольку искусство играет колоссальную роль для всего человечества, поэтому вопрос об изучении его, систематизации и анализе появляется сам собой.

    Профессия искусствовед

    В современном мире, где существует великое множество различных жанров, направлений и течений в искусстве, сложно ориентироваться без хорошей базы знаний в этой области. Углубленным изучением, научными исследованиями в этой области, прогнозами и выявлениями влияния того или иного искусства на социум, а также многими другими вопросами занимаются искусствоведы. Это те люди, которые посвятили всю свою жизнь искусству.

    Однако не стоит путать людей искусства (художников, писателей, музыкантов, актеров и т. д.) с искусствоведами. Это совершенно разное. Одни создают искусство, другие его изучают.

    Чем занимаются искусствоведы?

    Представители этой профессии в первую очередь изучают искусство как научный объект, исследуя его целиком или отдельными частями. Как правило, искусствоведы специализируются на каком-либо отдельном жанре или виде. Есть и более узкоспециализированные ученые, которые исследуют определенный феномен, личность, эпоху и т. д. Большинство представителей этой профессии стремятся сузить направление своих исследований как можно сильнее, став настоящими экспертами в каком-то определенном вопросе.

    Профессия искусствовед дает широкие возможности для применения своих знаний на практике. Высококвалифицированные специалисты с профильным образованием являются довольно востребованными на трудовом рынке. Так чем же все-таки занимаются искусствоведы? Это интересует большинство людей, которые узнают об этой профессии.

    Где работают искусствоведы?

    Как уже говорилось выше, профессионал с высоким уровнем квалификации и широким багажом знаний в своей области легко может найти применение своим навыкам. Искусствоведы могут работать в разных сферах, где будут полезны их знания.

    Это могут быть и музеи, галереи, школы искусств и университеты, министерство культуры и т. д. Также такие эксперты будут просто незаменимы в антикварных магазинах и торговых аукционах, где продаются предметы искусств. К тому же сертифицированные и лицензированные искусствоведы могут проводить историко-культурные экспертизы и консультировать по тем предметам, которые связаны с их специализацией.

    Из вышеизложенного видно, что искусствовед - это довольно многогранная профессия, которая хоть и не слишком распространена в России, но ее представители пользуются хорошим спросом в узких кругах. Однако, чтобы достичь успеха на этом поприще, нужно иметь немалый объем знаний, получить хорошее образование, но даже при наличии всего этого новичку вряд ли удастся на первых порах получать достойную и соразмерную оплату. Лишь со временем и опытом доход от такой работы станет расти.

    Ассоциация искусствоведов

    В нашей стране есть целая ассоциация представителей этой профессии, которая располагается в Москве. Эта общественная организация занимается проведением различных экспертиз предметов искусства, подготовкой квалифицированных специалистов, а также на ее базе проводятся различные научно-практические конференции, исследовательские работы и проектные выставки.

    Также ассоциация поддерживает искусствоведов и представителей творческих профессий со всей России. При поддержке государства она выделяет стипендии, выдвигает своих коллег на премии, гранты и награды, осуществляет их защиту и т. д.

    Помимо общероссийской ассоциации и ее представительств, существуют и другие независимые организации. Практически в каждом крупном городе РФ есть своя ассоциация искусствоведов, которая выполняет в целом те же функции, но в меньших масштабах.

    Заключение

    Искусствовед - это не просто профессия. Чтобы добиться в ней успеха, нужно с головой погрузиться в нее, посвятить себя целиком и полностью этому делу. Это должно нравиться настолько сильно, чтобы человек мог постоянно заниматься расширением своих познаний, понимать в искусстве очень многое.

    Вместе со всеми сложностями, искусствовед - это очень интересная и увлекательная профессия, которая позволяет не только наслаждаться произведениями искусства, но и постоянно находиться в окружении образованных и творческих людей, неординарных личностей, которые посвящают свою жизнь искусству, созидая и создавая его.

    Поэтому можно смело сказать, что быть искусствоведом - это призвание, но в то же время и профессия, которая подойдет не каждому. Но те, кому она приходится по душе, растворяются в ней полностью, погружаясь в этот чудесный мир искусства и творчества, креатива и нестандартного мышления.

    Искусства. Он без труда отличит работы непревзойденного Моне от произведений профессионала Мане. Он знаком со всеми тонкостями направлений, в которых трудятся художники, музыканты, скульпторы и артисты. Но обладание энциклопедическими знаниями в творческой области еще не обеспечивает звание заслуженного и признанного искусствоведа. Здесь нужно владеть и техникой визуального восприятия, и манерами, и обладать неутолимой жаждой видеть, слушать, созерцать шедевры мирового искусства воочию.

    История возникновения

    Искусствоведение (-знание) - это наука, которая зародилась в древние времена. Об этом мы можем судить по трактатам Аристотеля, Платона или Сократа, живших еще до нашей эры. В то время искусствоведение не было самостоятельным учением, и скорее носило познавательный характер, являлось частью философии и религии тех времен.

    Свой расцвет наука искусствознания получает во времена Цицерона (I век до н. э.), а начало нашей эры ознаменовалось художественными работами Азии. В Средние века мир искусства становится частью теологических умозаключений Августина и Фомы Аквинского. Но особым и основным временем в становлении арт-науки явилась эпоха Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли), когда были созданы настоящие шедевры, являющиеся сейчас главными наглядными примерами для знатоков высокого искусства.

    В XVIII веке искусствоведение оформляется в самостоятельную дисциплину, прародителем которой считается немецкий историк, любитель старины - Иоганн Винкельман. В это же время появляются первые эксперты в области мировых творений. А уже как профессия искусствоведение стало формироваться на рубеже XIX—XX веков. Сегодня эту специальность может освоить любой желающий, благо учреждения, воспитывающие будущих знатоков мировых шедевров и раритетов, расположены по всему миру. Лучше, конечно, выбирать вузы, находящиеся вблизи выдающихся работ, например, в Европе или России.

    Такая работа - искусствовед

    Профессия в некотором смысле уникальная, по-своему интересная и познавательная. Увлекает она тем, что охватывает несколько направлений, в которых будущий специалист может себя реализовать. Но среди них доминируют два: теоретик искусства и историк искусства. Деятельность первого в основном направлена на исследование и изучение мира искусства: его проблем, закономерностей, специфики развития видов, жанров и взаимосвязи с обществом в целом. Второе направление более многогранно, оно охватывает такие области, как:

    • изучение коллекций;
    • систематизация произведений различных мастеров, школ и направлений;
    • обеспечение сохранности экспонатов музея, составление карточек для них;
    • предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы;
    • установка авторства спорной работы, подлинности вещи, ее стоимости;
    • открытие новых имен в области искусства;
    • участие в археологических экспедициях;
    • проведение экскурсий, лекций, факультативов;
    • издание научных и научно-популярных брошюр, сборников, путеводителей, которые выпускают художественные музеи и галереи;
    • рецензии и статьи с объективной оценкой, критикой, аналитикой, затрагивающие арт-науки;
    • организация экспозиций, выставок (в том числе международных).

    Область деятельности

    Искусствовед - это не только профессия. Это определенный образ мышления, особый стиль мироощущения, жизни. Это талант! И применить его можно в совершенно разных областях жизнедеятельности человека. Свои знания можно использовать, работая в художественной галерее, музеях, на отдельных выставках или экскурсионных мероприятиях, возможно, выездных. Также навыки и умения искусствоведа окажутся полезными в редакторской работе, например, в каком-нибудь крупном издательстве. Кроме того, специалист такого профиля может посвятить свою жизнь научно-исследовательской работе или найти себя в антикварном деле. Также хорошо у него получится реализовать себя в качестве педагога и художественного критика.

    Качества искусствоведа

    Выбирая ту или иную профессию, прежде всего, каждый из нас ориентируется на свои У тех, кто имеет аналитический и тягу к скорее всего, не получится освоить ремесло искусствоведа. Какими же качествами должен обладать человек, хорошо знающий мир искусства?

    Если говорить о способностях, то у него должен быть развит художественный вкус, сенсорная память. Он должен тонко чувствовать, на интуитивном уровне мыслить, понимать, быть предельно внимательным, беспристрастным и объективным в своих суждениях, критике, уметь заинтересовать и всегда находиться в гуще событий, особенно что касается мира шедевров и антиквариата.

    Из личных же качеств можно выделить собранность, аккуратность, тактичность, усидчивость, общительность и, конечно, стремление к саморазвитию.

    Тяжело в работе...без практики

    Любой труд сопряжен с рядом начальных знаний, умений, навыков. И наша задача состоит в том, чтобы овладеть ими до уровня настоящего профессионала своего дела. Так, искусствовед - это человек, который обязан запоминать большое количество информации (имен, названий, терминов, дат); писать статьи, руководства, эссе, рецензии на определенные темы; по отрывку произведения определять, кому и какому периоду оно принадлежит. Поэтому работа эксперта в области искусства невозможна без практики. В его задачи входит обязательное посещение галерей, выставок, экспозиций, а также непосредственное участие в их подготовке и организации с целью получения неоценимого опыта.

    Также важно совмещать свои теоретические знания с применением на практике. Если вы собираетесь писать отзыв или научный труд о каком-нибудь великом творении, то нужно постараться увидеть его своими глазами. Для тех, кто собирается стать экспертом, специализирующимся в определенной области (раритетные вещи, определенная эпоха, стиль, направление), такой подход в работе особо актуален. Он позволит наиболее точно показать весь свой профессионализм.

    Известные искусствоведы

    Искусствовед - это не профессия, это высокое звание! Которое человек носит гордо, а заслуживает благодаря тонкому восприятию окружающего мира, академическим знаниям и неиссякаемой любви к искусству. Таких настоящих знатоков своего дела немного, но среди них есть и наши соотечественники. Например, Анатолий Васильевич Луначарский - деятель государственного масштаба, искусствовед, литературный критик, драматург, переводчик. Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - театральный деятель, искусствовед, пропагандист русского искусства за рубежом.

    Они посвятили свою жизнь делу, которое их не просто увлекало, а вдохновляло на то, чтобы узнавать, творить и создавать. Идти в ногу со временем, но отчетливо понимать, насколько важно ценить и сохранять культурное наследие прошлого.

    Малика Уразгалиева

    27 лет, искусствовед, национальный музей РК

    Стаж работы - 3 года

    ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

    Выбор профессии сложился спонтанно. Мой папа хотел, чтобы я стала финансистом, и были даже попытки поступить на эту специальность. Но однажды мама просто спросила, а не хочу ли я работать в сфере искусства. У меня не было никакого представления о том, кто такой искусствовед. На тот момент картины для меня были предметом эстетики, которые доставляют удовольствие, когда смотришь на них и не более. Подумав, я решила поступать на искусствоведение. Так я начала учиться в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова и поняла, что учиться на искусствоведа не просто.

    Я благодарна своим педагогам: Ольге Владимировне Батуриной, Юсуповой Ардак Кенесовне, Светлане Аркадьевне Яшкиевой. В академии я начала увлекаться операторским искусством и режиссурой. Был риск не закончить искусствоведение, но мне помогла Ольга Владимировна, она сказала, что быть искусствоведом - это призвание, а у меня есть определенные способности, видение, и она попросила их сохранить. Это помогло мне продержаться и, более того, перевестись в университет в Санкт-Петербурге.

    Учиться в Санкт-Петербурге было сложно, но интересно. Часами у нас проходили лекции в Государственном русском музее, Эрмитаже, мы могли по два-три часа сидеть перед одной картиной и рассматривать ее. А когда у нас начался предмет «Экспертиза» была возможность дотрагиваться до холста, анализировать тактильно. В такой момент неимоверно захватывает дух, потому что до этого произведение было для тебя картинкой в журнале, а здесь ты стоишь перед легендарным произведением и понимаешь, что сейчас контактируешь с картиной напрямую. Это были такие произведения как «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, произведения импрессионистов Клода Моне, Ван Гога, Ренуара. В русском музее это были произведения Кандинского, Малевича и многих других.

    Процесс обучения давался нелегко. Мы сдавали по пять-шесть экзаменов, по каждому предмету учили по 900 произведений искусства, нужно было знать точно название, автора, размеры, место хранения, и легенду, связанную с данным произведением искусства.

    В общем, процесс обучения в Санкт-Петербурге и в Казахстане занял шесть лет. В Санкт-Петербурге у нас было интегрированное обучение, по окончанию я имею два диплома, как переводчик с английского языка в сфере культуры и искусства, и искусствовед. Я не работаю переводчиком, но мне помогло владение английским языком и некоторыми другими европейскими языками в получении новой информации для своих исследований.

    По возвращению с Санкт-Петербурга были опасения по поводу того, насколько я буду востребована . Потому что там высокая конкуренция: для того, чтобы стать экскурсоводом в Эрмитаже, нужно пройти специализированные годовые курсы обучения и иметь красный диплом историка-искусствоведа. Они относятся к искусствоведу как к человеку науки.

    Приехав в Астану, я попала в хороший коллектив музея, который находился при Назарбаев Центре. Это была интересная работа, я окунулась в экспозиционно-выставочную деятельность: мы организовывали выставки, выстраивали экспозицию, продумывали концепции выставок. Сейчас я решила развиваться и продолжать совершенствовать свои знания, работая в Национальном музее.

    Мне предстоит многое сделать, чтобы назвать себя полноценным искусствоведом . В частности закончить кандидатское исследование и опубликовать большое количество статей, которые станут полезными. Как у искусствоведа у меня в глубине души таится мечта, чтобы в будущем мои статьи и монографии были интересны и стали цитируемы.

    О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

    Я рада и не жалею, что выбрала эту специальность . Эта профессия для души. В Санкт-Петербурге я поняла, что искусствовед - это не куратор и не арт-критик, это, в первую очередь, знаток. Человек, который понимает искусство. А что значит понимать искусство? Это значит не только понимать, что изображено на картине, но понимать методологию, философию, историю искусства.

    Картина - это часть нашей жизни. Каждый из нас имеет свою картину мира, которая формируется из наших впечатлений, воспоминаний, опыта. Эту самую картину мы можем проецировать на холст, мрамор и создавать тем самым свое произведение жизни.

    Я посетила все музеи Санкт-Петербурга и Москвы, также была в музеях Парижа: Лувр, Орсе, в Риме, во Флоренции, в музеях изобразительного искусства в Вашингтоне, также в исторических музеях Альбукерке, и других музеях США. Но могу сказать, что посетила не так много музеев, как необходимо для искусствоведа.

    Для искусствоведа важно быть насмотренным. Это значит не лениться, смотреть постоянно как можно больше репродукций, печати, каталогов, заходить на сайты музеев, интересоваться какие сейчас проходят выставки. В моем представлении искусствовед - это еще и визуал, то есть человек, который воспринимает мир визуально и чувствует свет, видит композицию.

    Для понимания произведения важно знать, когда оно было создано и воспринимать его в контексте истории или определенного творческого этапа в жизни художника. В этом помогают путешествия, поездки.

    Работа искусствоведа - это не та специальность, которая сразу дает возможность зарабатывать большие деньги. Для начала нужно любить то, что ты делаешь. Будучи искусствоведом, ты постоянно находишься в процессе саморазвития, становления собственной личности, расширения кругозора.

    Работать в искусстве - это сплошные открытия, потому что постоянно сталкиваешься с интересными выставками, проектами, художниками. Когда я приехала в Астану, это был совершенно новый опыт. Для меня было открытием, насколько власть может влиять на развитие искусства. Есть даже ряд диссертационных исследований, где люди пишут о том, что такое эстетика власти, и как министерство и правительство способствуют формированию и развитию искусства и культуры в стране. Это то, что я пытаюсь понять в своей диссертации, поднимаю актуальные вопросы развития современного искусства Казахстана.

    О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ИСКУССТВОВЕДА

    Для искусствоведа, во-первых, нужно усердие . Как-то на лекциях один из наших профессоров рассказывал, что вышел из сферы искусства на три года. Небольшой период, но когда он вернулся, ему казалось, что он пропустил целую эпоху. Потому что искусство развивается стремительно. Оно никого не ждет. Когда у человека наступает творческий процесс, он не имеет никаких рамок: ни временных, ни пространственных. Я говорю о художниках, исследователях, о всех, кто по кирпичику формирует развитие искусства.

    Для человека, который хотел бы посвятить свою жизнь искусствоведению, изучению искусства, важно развивать в себе быстроту. Быстроту понимания, чуткость, стремление познать как можно больше, важно иметь профессиональное любопытство. Также важно быть в хорошем настроении, потому что у картин есть своя аура и эта энергетика пропитывает человека. Причем она лучше и легче впитывается, когда человек расположен к произведению. Отсюда идет и прямое понимание самого произведения.

    Чувство ответственности важно для искусствоведа, когда ты интерпретируешь какие-то произведения, ты несешь ответственность перед зрителем.

    Нет таких людей, которые не способны понять искусство . Я считаю, что искусство - это часть культуры. Каждый человек формирует культуру, а значит человек состоит из культуры и искусства. Мне встречались люди, которые не имели никакого отношения к сфере искусства, видели произведение впервые, и удивительным образом четко и точно формулировали главную идею создания этого произведения. Это волшебство.

    Сегодня, к счастью, складывается тенденция, что увлекаться искусством - это не просто модно. Это уже необходимо человеку для наполнения своей души, внутреннего мира. На мой взгляд, именно художественные произведения помогают заполнять пробелы в процессе становления человека как личности.

    Выражаем благодарность Национальному Музею РК за предоставленную возможность проведения съемок.

    Искусствовед берет стул, утыканный гвоздями, и говорит, что это предмет искусства. Пишет о нем умную статью или даже монографию, после чего стул продается за многие тысячи... причем в конвертируемой валюте. Такова одна из точек зрения на профессию: искусствовед это продавец раритетов, умеющий любой предмет старины представить как заманчивое для покупателя произведение искусства. Остальное - вопрос тактики. И тут уж все зависит от таланта. Один использует известные методы, другой изобретает свои. Жиль Делез, например, написал интересную книгу о том, как благодаря работе искусствоведов Фрэнсис Бэкон, художник вполне рядовой, приобрел статус живого классика.

    Торговля антиквариатом и произведениями искусства давно налаженный бизнес, приносящий неплохие доходы. А иначе не было бы в мире, да и у нас в России, аукционных домов и антикварных магазинов. На торгах регулярно выставляются старинные картины, скульптуры, вазы, мебель, оружие... И каждую вещь оценивает эксперт-искусствовед, определяющий ее подлинность и стартовую стоимость. Истинные шедевры действительно стоят больших денег и идут «с молотка» за миллионы долларов.

    Что скрывает улыбка Джоконды
    Впрочем, торговля антиквариатом лишь одна сторона деятельности искусствоведов. Другая - изучение развития мирового искусства. Большинство искусствоведов искренне влюблены в науку и воспринимают свою работу как интересное хобби, полное загадок, неожиданных открытий, требующее концентрации ума и глубоких знаний в общем, «Что? Где? Когда?» на научной основе. А вдруг удастся открыть тайну острова Пасхи или найти свидетельства существования затонувшей Атлантиды? Все по-настоящему прекрасное в той или иной мере загадочно: улыбка Джоконды, смысл "Слова о полку Игореве", роденовский "Мыслитель"...
    Искусствоведы, занимаясь научными исследованиями, пытаются приоткрыть завесы тайн. Они пишут монографии и статьи, сотрудничают с археологами и историками, помогают определить возраст находок, восстановить ход событий прошлого. Не секрет, что именно в памятниках искусства лучше всего отражаются настроения эпохи, мировоззрение живущих в то время людей. Исторические хроники не раз переписывались, а ауру времени можно почувствовать только через произведения искусства.

    Не ради денег, а интереса ради?
    Специалисты, работающие в музеях своего рода посредники между искусством и народом. И миссия эта не так проста, как может показаться. Организация небольшой профессиональной выставки занимает примерно год, подготовка постоянной экспозиции в зале площадью 50 кв.м около двух лет. Ведь нужно собрать произведения искусства из разных уголков страны, договориться с коллегами из других музеев и частными коллекционерами о предоставлении экспонатов, подтвердить их подлинность, грамотно оформить выставку, обеспечить необходимые условия хранения. Например, максимальный срок показа миниатюры 16-го века три месяца, потом она выгорает. Если не соблюден температурно-влажностный режим, полотно покоробится, а реставрация займет от трех до пяти лет.
    Часто искусствоведы в музеях выполняют и роль экскурсоводов, хотя это не входит в их прямые обязанности. «Моя должность - хранитель фондов (скульптура, послереволюционная и современная живопись, детское творчество), - рассказывает искусствовед Светлана Кротова. - Каждый день в музее для меня как новая страница увлекательной книги. Когда я захожу в фонды, то хочется все посмотреть, все изучить. Но, к сожалению или к счастью, на это не хватит и месяца».

    Кто «делает» художников
    Наконец, есть искусствоведы-критики. Они особенно нелюбимы художниками. Неслучайно периодически появляются предложения вообще отделить критику от искусствоведения поскольку часто она превращается в зубоскальство и очернительство.
    На самом деле хороший критик стремится помочь художнику, а не уничтожить его. Он «следует» за автором произведения, указывая на его находки (которые тот сам иногда не замечает или не считает их таковыми) и на промахи.
    Более того, именно благодаря этим специалистам авторы многих произведений становятся знаменитыми, а их творения продаваемыми. К примеру, художник организует выставку, критик пишет рецензию так она и остается в истории. Значит, появляется предмет для исследования как в настоящем, так и в будущем.

    Узкопрофильный уникум
    Все знать невозможно, поэтому каждый специалист обычно занимается отдельным направлением искусства. Одного интересует Восток, второго - Запад, третьего древнерусская культура. Есть и более узкое деление: специализация на холодном оружии, одежде, ювелирных изделиях конкретной эпохи.
    В то же время искусствовед должен иметь широкий кругозор. Можно быть специалистом по китайскому фарфору, однако нужно знать, какое влияние он оказал на технологию, формообразование, художественное решение, сюжеты и орнаментацию керамики целого ряда стран, от Франции до Японии. На китайский фарфор, в свою очередь, повлияли традиции иранского, европейского искусства и т. д. А чтобы объяснить «странности» живописи Босха, надо изучить судьбу художника, понять его идеи, особенности той эпохи.
    Словом, профессионал не имеет права обходиться «Малой историей искусств» с черно-белыми картинками. Он обязан знать и памятники, и этнографию, и художественную литературу, и фольклор, и историю торговых и дипломатических отношений, и историческую географию не теряя из вида первоначальный объект интереса.

    Карьера&зарплата
    Карьера искусствоведа неразрывно связана с научной работой.
    Экспертами в аукционные дома привлекают «зубров» искусствоведения, профессоров, признанных как российскими, так и зарубежными коллегами.
    Можно работать в вузе, совмещая научную, преподавательскую и экспертную деятельность. Должностной рост в этом случае может выглядеть так: аспирант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой.
    Другой вариант работа в музее. Преимущества возможность писать научные труды на основе собственных наблюдений и практически ежедневных исследований памятников старины. Здесь карьерный рост начинается с должности младшего сотрудника или даже экскурсовода.
    Но не надейтесь сразу на высокие доходы. Заработная плата академических искусствоведов и музейных работников не впечатляет: $ 200-600. Оплата труда искусствоведов-преподавателей такая же, как у большинства российских педагогов: $ 200-600 в государственных школах и вузах, $ 400-800 в частных учебных заведениях.
    Гонорары экспертов-оценщиков антиквариата и современного искусства, конечно, выше: минимум $ 500-800. Верхний предел зависит от профессионализма специалиста и финансовых возможностей заказчика.

    Перспектива есть!
    Крупный аукционный дом в России пока только один - «Гелос». Ежегодно здесь проводится более 120 общих и тематических аукционов, на которых продается около 50 тыс. предметов антиквариата различного уровня. Но этого уже недостаточно. Все больше людей готовы вкладывать средства в произведения искусства и антиквариат, поэтому начинают появляться и другие аукционные дома: «Моби-арт» «Татьянин день», «Александр».
    Открываются первые оценочные компании, предлагающие коллекционерам не только установить подлинность произведений, но и застраховать их («Арт Консалтинг»). Георгиевская наградная шашка, например, уже сегодня оценивается в $ 30000-40000, и дешевле она не станет. Стоимость картин Коровина, Шишкина, Айвазовского, Саврасова, по словам аналитиков, увеличивается примерно на 20-25 % в год.
    Естественно, эта сфера нуждается в экспертах-искусствоведах. Плюс выставочная деятельность, работа консультантами в частных галереях, в салонах и антикварных магазинах. Так что настоящий профессионал, как и в любой другой отрасли, будет востребован всегда.

    Классика искусствоведения
    В России богатые традиции подготовки искусствоведов. В Москве есть целый ряд вузов, где можно получить хорошее образование. Но в каждом своя специфика.
    Ведущим в этой сфере является Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Здесь специальность так и называется «искусствоведение». А в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова (МГУ) подготовка искусствоведов ведется по направлению бакалавриата и магистратуры «изящные искусства».
    Искусствоведение преподают и в некоторых негосударственных вузах: Университете Натальи Нестеровой, Современной гуманитарной академии. Университет Натальи Нестеровой специализируется на подготовке искусствоведов-менеджеров для работы на отечественном и международном рынке произведений искусства: в художественных галереях (современное искусство), на аукционах и в салонах (предметы антиквариата), в фотогалереях. А в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на факультете церковных художеств будущие искусствоведы изучают древнерусское церковное и русское светское искусство, церковно-славянскую культуру.


    «Картинная» специфика

    Родственная искусствоведению специальность - «история и теория изобразительного искусства». Хотя госстандарты обеих специальностей очень похожи, вторая в большей степени ориентирована на подготовку знатоков живописи. Неслучайно она представлена в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова (МГХПУ), Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова вузах, традиционно выпускающих отличных дизайнеров и художников. Будущие искусствоведы получают базовые знания по мастерству живописи, рисунка. В Государственной академии славянской культуры (ГАСК) акцент делают на изучении славянской живописи и искусства.

    Профи для музея
    Существует и третья специальность, подходящая будущему искусствоведу «музеология». В Москве она есть пока в двух вузах РГГУ и Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ). Стандарт обучения предусматривает изучение множества специфических предметов, начиная с «истории музейного дела в России» и заканчивая «информационными технологиями в музейной деятельности». Квалификация выпускника не «искусствовед», а «музеолог». Эти специалисты больше практики, чем ученые. В основном они работают в музеях России.

    Стихи на экзамене
    По сравнению с суперпопулярными сегодня юридическими и экономическими факультетами конкурс на факультеты искусствоведения невысок: не больше трех человек на место. Но и «случайных» абитуриентов здесь практически не бывает.
    Человек, выбравший эту профессию, любит искусство и хорошо разбирается в нем. Поэтому три человека за место могут бороться отчаяннее, чем пять на других факультетах.
    В большинстве вузов экзамены стандартные: русский язык и литература (сочинение), история Отечества, иностранный язык. Нередко к этому перечню добавляется история отечественного искусства или культуры. Иногда приходится сдавать русский язык или проходить собеседование.
    Ирина Мишачева, зам. декана факультета художественной культуры ГАСК: «На собеседовании мы оцениваем, насколько человек готов погрузиться в профессию. Приветствуем, когда абитуриенты с энтузиазмом подходят к делу: читают стихи, приносят свои рисунки. Искусствовед должен быть творческим человеком.
    Билет по истории состоит из трех вопросов. Один из них искусствоведческий: нужно проанализировать репродукцию, рассказать об известном памятнике, узнать художника. Абитуриент должен показать не только свою эрудицию, но и умение рассуждать».
    Большую помощь при подготовке к поступлению могут оказать занятия в клубе юных искусствоведов или лектории при музее (им. А.С. Пушкина, Третьяковской галерее и др.).

    Назови художника!
    Обучение будущих искусствоведов это огромное количество увлекательных историй, малоизвестных фактов и удивительных открытий. На какую бы из трех специальностей вы ни поступили, вас ждет история отечественного и зарубежного искусства. Вы будете изучать разные направления искусства, художественные стили, прекрасные (и не очень) памятники культуры. Иногда, как в РГГУ, в учебный план включены отдельные предметы: история литературы, история театра, история музыки, история мирового кинематографа. Не избежать знакомства и с первобытным искусством, искусством Южноазиатского субконтинента, Дальнего Востока, Африки и доколумбовой Америки.
    На старших курсах можно специализироваться на чем-то конкретном. В МГУ им. М.В. Ломоносова это музыка, театр, музыкально-сценические жанры (опера, балет и др.), изобразительное искусство.
    Большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Например, в ГАСК учат английский, итальянский и один из славянских: польский, чешский, болгарский, сербский.... В итоге выпускники вуза владеют тремя современными языками.
    Во время обучения будущим искусствоведам устраивают серьезные испытания экзамены на зрительную память. Показывают, скажем, часть картины, и по ней нужно определить эпоху, стиль, назвать имя художника. Не смог снова садись за репродукции, вспоминай...
    Учащиеся посещают выставки, музеи, мастерские художников, участвуют в организации и проведении экспозиций, подготовке каталогов.
    На специальности музеология придется осваивать особенности учета и хранения музейных предметов, основы проектирования музейных экспозиций, музейный дизайн, менеджмент и маркетинг.

    За двумя зайцами... в музей
    Искусствовед без практики не искусствовед. Прежде чем рассуждать о предметах искусства и писать статьи, нужно увидеть шедевры мирового искусства собственными глазами. Ежегодно студенты проходят практику в государственных музеях, частных и коммерческих организациях, связанных с рынком произведений искусства.
    Самостоятельная исследовательская работа начинается уже на первом курсе в форме курсовых работ и проектов. Например, в ГАСК ребята, изучив искусство древнего мира, отправляются в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, где знакомятся со спецификой музейной работы. После второго курса (древнерусское искусство) проходят практику в Музее им. Андрея Рублева, после третьего (эпохи барокко, классицизма) изучают архитектурные памятники Москвы и т. д.
    Еще во время учебы нужно искать место работы по специальности, желательно в музеях. Этим «убивается два зайца». Во-первых, появляется возможность писать курсовые работы и диплом на «живом» материале, что сделает их намного выигрышнее. Во-вторых, рядом будут мастера своего дела. У них вы научитесь технологии атрибуции памятников, основам реставрационной деятельности, организации экспозиций и выставок, то есть получите не только теоретические знания, но и реальные практические навыки.

    Когда работа праздник
    Светлана Гнутова, кандидат искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, член Международного союза художников.
    Говорят, искусствоведами не становятся - ими рождаются?
    Я выросла в особой среде - мой папа был дирижером русского народного оркестра имени Осипова. Он с пяти лет водил меня в театры, музеи. Когда училась в восьмом классе, увлеклась культурой Индии и Китая, записалась в клуб юных востоковедов при Музее Востока. Потом училась в клубе юных искусствоведов при Пушкинском музее. Это очень помогло при поступлении в МГУ: там нужно было сдавать экзамен по истории искусства, а в школе этот предмет не преподавали.

    Искусствоведу необходимо профильное образование?
    Инструмент искусствоведа его знания. Нигде, кроме вуза, их не дадут. Я поступала в МГУ два года подряд на экзаменах нужно было получить все пятерки. Выбрала вечернее отделение, потому что к тому времени уже работала в дирекции Третьяковской галереи, проводила экскурсии на французском языке (помогли знания, полученные в спецшколе).
    В университете училась шесть лет. Параллельно работала и получила замечательную практику, могла писать курсовые на темы, которые меня действительно интересовали.


    Как проходят Ваши будни?

    Чаще всего занимаюсь атрибуцией памятников: описание, анализ, датировка. Сейчас многие владельцы предметов искусства хотят получить экспертное заключение. А это всегда целое исследование: нужно определить эпоху, стиль, авторство.


    Профессия не скучная?

    Когда у тебя на ладони лежит крест пятого века, только что поднятый из земли, это не может не удивлять. Хотя я занимаюсь искусствоведением почти 30 лет, до сих пор не могу привыкнуть. Это уникальная возможность не только соприкоснуться с редкостями, но и пообщаться с интересными людьми теми же коллекционерами. Музей - огромное поле для творчества. Захотела я в прошлом году организовать выставку «Крест России» и мы собрали 300 уникальных памятников. Сейчас готовим каталог, общаемся с реставраторами, фотографами, археологами. Параллельно занимаюсь научной работой. Мои знания очень востребованы, ко мне очередь стоит, чтобы я написала заключение. Оппонирую дипломные и диссертационные работы, выступаю на конференциях с докладами... В общем, скучать некогда.


    Наверное, в работе с древними памятниками есть свои особенности?
    Нет возможности поговорить с художниками того времени следовательно, нужно по максимуму извлечь информацию из предмета. За каждым из них свое время, своя художественная школа (московская, новгородская и т.д.). И если тебе удается поставить предмет в контекст целой эпохи это большая удача.
    Искусствовед должен хорошо знать мировую историю искусства. Вещь может быть найдена в Крыму, но окажется византийской, а не русской - чтобы не ошибиться, нужно иметь представление об искусстве Византии. Кроме того, у профессионала должен быть глаз наметан чтобы отличить копию от оригинала. Слишком много появилось на рынке современных подделок икон, крестов, окладов с эмалями. Они пользуются большим спросом, а умелые мастера делают их очень похожими на подлинники.


    Какова область Ваших исследований?

    Хотя начинала я с Музея Востока, а потом занималась западноевропейским искусством, меня всегда привлекало наше - древнерусское декоративно-прикладное искусство. Это необыкновенной красоты памятники шитье, скульптура, серебро, оклады, иконы. Я поняла: нет смысла изучать, например, итальянское искусство. Ведь в Италии свои специалисты, у которых гораздо больше возможностей подержать предметы старины в руках, а по книжкам искусствоведением другой страны заниматься невозможно.
    Поэтому, еще учась в университете, устроилась в Музей прикладного искусства и работала там хранителем фонда металла (мелкая пластика, самовары).


    Какое направление работы Вам наиболее интересно?

    В последнее время активно занимаюсь возрождением ставрографии - науки о кресте, которая в советское время была полностью уничтожена. Написала первую монографию подобного рода «Крест в России». Больше пяти лет собирала материал о чудотворных крестах нашей страны, ездили с фотографом по всей России, сделали более 300 иллюстраций. Много интересного было в этих путешествиях. Как-то в одной из деревень под Арзамасом нам рассказали, что в их храме тоже есть чудотворный крест. В советское время его хотели распилить на лесопилке, а местные жители спрятали и спасли... А несколько лет назад мне на атрибуцию принесли крест рода бояр Нащокиных 14-го века, на котором находится частица мощей святого Пантелеймона. Этот крест был вложен в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Позже, когда его выставили на Валаамском подворье в Москве, было множество исцелений.
    И вот так каждый предмет как живая вещь, у которой есть своя история.

    В командировки часто приходится ездить?
    Я объездила почти всю страну. Меня часто приглашают в провинциальные музеи, где я провожу атрибуцию памятников, читаю лекции, рассказываю коллегам об их же коллекциях. Выезжаю с выставками и за рубеж: древнерусское искусство (иконопись, скульптура, книжность и др.) востребовано во всем мире.

    Сложно организовать выставку?
    Очень. Это большая ответственность. Необходимо не только собрать памятники искусства, но и оформить огромное количество документов, согласовать проведение выставки с Министерством культуры. С зарубежными поездками еще сложнее ведь речь идет о вывозе произведений искусства из страны.


    У профессии есть минусы?

    Я их не вижу. Мне кажется, в рамках профессии каждый может найти свою нишу и выбрать дело по душе. Заработок не самоцель. Это профессия для тех, кто любит искусство и тайны.
    Евгений Колодин
    Журнал «Куда пойти учиться», N 25 от 26.06.2006 г.

    Искусствовед - учёный, специализирующийся на истории исследования художественных произведений (в первую очередь - изобразительного искусства).

    Искусствовед - учёный, специализирующийся на истории исследовании художественных произведений (в первую очередь - изобразительного искусства). Профессия подходит тем, кого интересует история, рисование, пение, музыка, мировая художественная культура, иностранные языки, русский язык и литература и религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

    Особенности профессии

    Искусствоведение (искусствознание) в широком смысле - это комплекс общественных наук, изучающих искусство, т.е. художественную культуру в целом и отдельные виды искусства по отдельности. К искусствоведению относятся литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствоведение в узком его понимании.

    В узком, самом распространенном, значении искусствоведение - это наука о пластических искусствах: архитектуре, живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.

    Искусствоведение (не важно, широко его понимать или узко) включает в себя: теорию искусств, их историю и художественную критику.
    С одной стороны, искусствоведение - это научное и критическое зеркало искусства, которое способствует его развитию, формулирует художественные принципы.

    С другой стороны, искусствоведение - это популяризатор искусства. Критические статьи, научно-популярные книги и фильмы, лекции, экскурсии - всё это влияет на предпочтения публики, формирует её вкус.

    Искусствовед - это профессиональный ценитель искусства. Но постоянное «общение» с шедеврами, которые хранятся в музеях или частных коллекциях, иногда приводит к тому, что из ценителя он сам превращается в страстного коллекционера.

    Искусствоведы, специализирующиеся на определённой эпохе, художнике или художественном направлении, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Они оценивают ценность произведения (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и т.п.
    Иногда для оценки подлинности произведения этого недостаточно. В этом случае привлекают специалистов научных лабораторий, исследующих физические свойства, химический состав, технологию предметов искусства.

    Рабочее место

    Искусствоведы работают в музеях, художественных галереях, научно-исследовательских институтах, в антикварных салонах.
    Искусствовед может работать журналистом в прессе или Интернете, на радио или на телевидении.

    Важные качества

    Невозможно стать хоть сколько-нибудь стоящим искусствоведом, не имея интереса к произведениям искусства. Для успешной работы искусствоведу необходим широкий кругозор в области искусства, хорошая память, аналитические способности, умение выражать свои мысли.

    Знание и навыки

    Искусствовед учится всю жизнь. Базовые познания, которые даёт ему вуз, включают историю искусства (в том числе разных стран), теорию искусства, музееведение, археологию, русский язык и культуру речи и мн. др. Также современному искусствоведу необходимо знание иностранных языков.

    Где учат

    Специальность «Искусствовед» можно получить в таких вузах, как

    Отделение искусствоведения на Историческом факультете;

    • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ):

    Отделение искусствоведения на Факультете истории искусства
    и др.

    Но вхождение в профессию можно начать значительно раньше.
    Например, Московские школьники могут еще до поступления посещать лекторий при Третьяковской галерее или заниматься в клубе юных искусствоведов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.