Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Логистика перевозок — уникальные возможности для бизнеса. Транспортная логистика. Особенности организации транспортной логистики

    Логистика перевозок — уникальные возможности для бизнеса. Транспортная логистика. Особенности организации транспортной логистики

    Глобализация экономики сопровождается небывалыми ранее темпами роста торговли. Мировой объем экспорта за 50 лет вырос в 10 раз и продолжает увеличиваться более высокими темпами, чем ВВП. Ежедневный объем валютных операций превышает $1,5 трлн против $15 млрд в 1973 году. В этих условиях максимально возрастает значение мировой транспортной сети. Транспорт служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшее географическое разделение труда.

    В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику. Этим определяется важность оптимизации движения МП на этапе транспортировки.

    Транспортная решает следующие основные задачи:

    • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
    • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
    • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
    • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
    • выбор вида и типа транспортного средства;
    • определение рациональных маршрутов доставки.

    Исходными данными для выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки является информация:

    • о характерных особенностях различных видов транспорта, их плюсы и минусы;
    • о других задачах логистики, связанных с транспортировкой продукции, таких, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

    Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта:

    • время доставки;
    • частота отправлений груза;
    • надежность соблюдения графика доставки;
    • способность перевозить разные грузы;
    • способность доставить груз в любую точку территории;
    • стоимость перевозки.

    Автомобильный транспорт. Сфера применения автомобильного транспорта в России – внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

    Преимущества: высокая маневренность и оперативность; регулярность поставки; менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами.

    Недостатки: сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля); срочность разгрузки; возможность хищения груза; возможность угона автотранспорта; сравнительно малая грузоподъемность.

    Железнодорожный транспорт. В условиях России ж/д транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков. Преимущества: сравнительно невысокая себестоимость перевозки; хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях; возможность доставки груза на большие расстояния; регулярность перевозок; возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ. Недостатки: невысокая маневренность.

    Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

    Преимущества: низкие грузовые тарифы; высокая провозная способность. Недостатки: низкая скорость; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от метеоусловий.

    Внутренний водный транспорт. Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

    Преимущество: низкие грузовые тарифы, при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.

    Недостатки: малая скорость доставки; низкая доступность в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация водных путей; сезонность.

    Воздушный транспорт. По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

    Преимущества: высокая скорость; возможность доставки в отдаленные районы.

    Недостатки: высокие грузовые тарифы; зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки.

    Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт предназначен для перекачки газа, нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты.

    Преимущества: высокая скорость доставки; наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа. Недостатки: узкая специализация; частые аварийные ситуации по причинам нарушений безопасности трубопроводов, хищений цветных металлов, оборудования с вдольтрассовых сооружений; несанкционированных врезок в трубопроводы; диверсионных актов; повышенная опасность экологических и социальных последствий возможных отказов и аварий: возгорания, взрывы, загрязнение природной среды, большая угроза населению, потери из-за хищений посредством несанкционированных врезок в нефтепроводы; наукоемкость и капиталоемкость диагностики дефектов, ремонт, модернизации оборудования, реконструкции и строительства новых трубопроводов.

    Промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, специализируются на основной своей деятельности для повышения ее эффективности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда ЛФ. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду – снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовладельцы получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости очень ценно для отраслей, работающих на распределенных по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных потоков в соответствии с колебаниями спроса.

    Вы узнаете что такое транспортная логистика, какие задачи она решает, а также как правильно выбрать транспортную логистическую компанию начинающим бизнесменам

    Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала ХитёрБобёр.ru! На связи Эдуард Стембольский.

    При ведении бизнеса организация и транспортировка продукции является очень важной для расширения географии деятельности фирмы. Многие предприниматели сталкиваются с проблемой транспортировки груза.

    В этой статье я раскрою основные вопросы, связанные с транспортной логистикой, а также дам конкретные рекомендации по выбору транспортной компании.

    Присаживайтесь по-удобнее, мы начинаем!

    1. Основы транспортной логистики - определения, сущность и цели

    Современный рынок транспортных услуг изобилует большим количеством предложений. В условиях созданной конкуренции транспортные логистические компании стараются предложить наиболее выгодные условия сотрудничество для клиентов.

    Но как же человеку, который не знаком с организацией работы транспортных компаний, выбрать надежного исполнителя? Кто способен обеспечить максимальную продуктивность при минимуме издержек? Давайте попробуем разобраться. О том, мы уже писали в предыдущей статье.

    Для начала следует немного ближе ознакомиться с основными терминами. Что такое транспортная логистика?

    Своими словами такое понятие можно объяснить как механизм управления перевозкой грузов. Транспортировка готовой продукции или необходимых компонентов для обеспечения производственного процесса является составляющим фактором коммерческого успеха.

    Это система по организации доставки груза с минимальными временными затратами и оптимизацией расходов на доставку.

    Транспортная логистика бывает внутренней и внешней . Первая обеспечивает внутрипроизводственные перевозки, а вторая - снабжение предприятий и сбыт готовой продукции.

    Например

    Бизнесмен Андрей организовал небольшую производственную компанию по изготовлению изделий из пластмассы. На первоначальном этапе продавать продукцию в одном городе удавалось при использовании одной служебной машины.

    Однако с увеличением производства и появлением партнеров в других городах возникла необходимость привлечь к использованию большее количество автомобилей. В этом ему очень помогла транспортная логистическая компания.

    Основная цель логистики заключается в максимальном использовании потенциала грузоподъемности подвижного состава и организации регулярных поставок без складов.

    Транспортная логистика тесно связана со , о которой шла речь в одной из предыдущих статей.

    Грузовая логистика подразумевает реализацию нескольких различных этапов:

    • подбор наиболее подходящего транспортного средства;
    • подсчет необходимых расходов;
    • подготовку документации;
    • погрузку транспортируемого груза;
    • процесс транспортировки;
    • разгрузку на конечном пункте.

    В случае необходимости доставки продукции за границу транспортная логистика должна дополнительно учитывать таможенные услуги. При этом проводится таможенная очистка. Оформление груза в этом случае осуществляется по особому принципу.

    2. Транспортная логистика в России: проблемы и перспективы

    Очень большой проблемой развития транспортной логистики в нашей стране является отсутствие грамотных бизнес-проектов, в которых четко прописаны функции каждого из подразделений компании.

    Невозможность четкого разграничения обязанностей приводит к тому, что один сотрудник выполняет различные виды работ, не будучи профессионалом в данной отрасли. Этот момент следует учитывать еще на этапе обучения данному виду логистики.

    Транспортная логистика в России развивается не слишком стремительно.

    Существует целый ряд причин, влияющих на это:

    • нестабильная экономическая ситуация;
    • невысокий уровень развития производства тары и упаковки;
    • плохое состояние дорожного покрытия;
    • невысокий уровень производственно-технической базы.

    Итак, друзья, несмотря на определенные трудности развития транспортной логистики на данном этапе, есть все необходимое, чтобы такое направление активно развивалось в ближайшем будущем, и оно реально развивается!

    В пример можно привести друзей и партнеров сайта ХитёрБобёр.ru - транспортную компанию , которая осуществляет перевозки по Москве и Московской области. Также у компании есть . Ее руководитель Яна Гулинчук не только профессионально ведет свой бизнес, но и всесторонне развивается.

    Мой друг и совладелец сайта ХитёрБобёр.ru Виталий познакомился с мужем Яны одном из обучающих мероприятий Бизнес-молодости. С тех пор мы общаемся и дружим и готовы поручиться за качество услуг этой транспортной компании.

    3. Какие задачи решает транспортная логистика - 5 основных задач

    Основные задачи транспортной логистики заключаются в создании транспортных цепей, по которым в дальнейшем будет осуществляться транспортировка грузов.

    Также следует отметить важность анализа конечных пунктов, построения оптимального пути доставки и выбора транспортного средства. Во время перевозки должен быть обеспечен максимальный контроль за сохранностью груза.

    Задача 1. Анализ конечных пунктов

    На данном этапе производится прокладка предварительного маршрута в зависимости от расстояния между пунктами. При этом учитываются особенности выбранного отрезка пути, на основе чего производится выбор наиболее подходящего транспортного средства.

    В определенных ситуациях может возникнуть необходимость прибегнуть к использованию разного вида транспорта на отдельных участках.

    Задача 2. Анализ свойств груза

    После детального анализа технических и эксплуатационных характеристик транспортируемого груза производится выбор подходящего транспорта, а также создается удобный маршрут.

    При условии, если выполняется перевозка опасных веществ, то такой маршрут должен быть проложен вдалеке от густонаселенных пунктов и стратегически важных объектов. Дополнительно при выполнении такого рейса может потребоваться специальное разрешение.

    Задача 3. Выбор подходящего транспорта

    Сущность транспортной логистики заключается в обеспечении своевременной доставки груза. Без выбора наиболее подходящего транспорта разрешить такую задачу не предоставляется возможным.

    Перевозка может выполняться различными типами транспортных средств.

    Основные плюсы и минусы перевозки груза различными видами транспорта приведены ниже в таблице:

    Критерии сравнения Автомобильный транспорт Ж/д транспорт Морской транспорт Воздушный транспорт
    1 Скорость доставки Средняя (± ) Средняя (± ) Низкая (-) Высокая (+)
    2 Грузоподъемный потенциал Max низкий (-) Высокий (+) Max высокий (+) Высокий (+)
    3 Тарифы Низкие (+) Низкие (+) Высокие (-) Max высокие (-)
    4 Мобильность Высокая (+) Низкая (-) Низкая (-) Высокая (+)
    5 Сохранность груза при перевозке Средняя (± ) Высокая (+) Высокая (+) Max высокая (+)

    Задача 4. Построение оптимального маршрута

    Логистика транспортных систем включает в себя построение оптимального маршрута доставки груза, по которому транспортировка будет выполняться в сжатые сроки. При этом обязательно учитывается необходимая скорость доставки, оговоренная с заказчиком на предварительном этапе сотрудничества.

    Также берутся во внимание специфика транспортируемого груза и географическое положение всех точек маршрута.

    Перед достижением положительного результата может быть создано несколько различных вариантов пути доставки. После отсеивания малоперспективных маршрутов остается оптимальный вариант, который включает минимальные показатели времени и расходов.

    В зависимости от климатических и других внешних факторов по ходу работы в маршрут могут вноситься некоторые корректировки.

    Задача 5. Контроль груза при транспортировки

    Для выполнения установленных временных рамок следует тщательно отслеживать передвижение груза и при необходимости вносить некоторые правки в маршрут.

    Поломка транспорта, задержка при проведении погрузочно-разгрузочных работ - всё это может привести к нарушению сроков поставки. Следить за передвижением транспорта можно при использовании современных навигационных устройств.

    Например

    Водитель транспортной компании «Фрегат» при выполнении рейса пробил заднее колесо. Устранение неполадки выбило его из первоначально составленного графика передвижения.

    Водитель сообщил об этой проблеме штатному логисту компании, который в кратчайшие сроки скорректировал маршрут. В конечном итоге сроки доставки не были нарушены и заказчик остался очень доволен, согласившись на дальнейшее сотрудничество.

    4. Как правильно выбрать транспортную компанию по перевозке груза - советы от эксперта для новичков

    Разобравшись с тем, что такое транспортная логистика, можно переходить к разрешению конкретных задач - выбору компании, которая сможет обеспечить быструю и качественную перевозку грузов.

    Очень важно учитывать :

    1. Опыт работы компании. Возраст компании, занимающейся транспортировками грузов, является показателем её устойчивости и свидетельствует об отлаженности механизма работы.
    2. Технологии работы. Компании с большим практическим опытом работы уже успела наладить определенные технологии, позволяющие добиваться положительного результата. Тесное взаимодействие с подрядчиками на различных этапах поставки позволяет разрешать любые возникающие вопросы.
    3. Персонал компании. Все штатные сотрудники должны быть одним целым и иметь достаточный практический опыт. Это является залогом профессионализма любой фирмы.
    4. Специализация логистической фирмы. Небольшие логистические компании в большинстве случаях оказываются лишь посредниками. Проверенные фирмы, которые специализируются на доставках сборных грузов, не могут быть маленькими по определению. Такой поставщик услуг может быть достоин внимания.
    5. Особенности перевозки продукции, которую производит ваша компания. При выборе целесообразнее отдавать предпочтение тому исполнителю, который длительное время занимается перевозками похожей продукции.

    Команда сайта ХитёрБобёр.ru лично знакомо с руководством компании. Так что, друзья, если Вам нужно перевести груз, смело обращайтесь к ребятам из GLP, за их качество работы наш портал ХитёрБобёр.ru ручается на 100%.

    Длительное представительство компании на рынке услуг является гарантией того, что фирма качественно разрешает поставленные задачи и выдерживает конкуренцию с другими компаниями.

    Целесообразнее всего прибегать к услугам перевозчика, который осуществляет свою деятельность более пяти лет. Проще всего отыскать такую информацию на тематических форумах.

    Весь персонал логистической компании должен оперативно реагировать на возникающие трудности и различные конфликтные ситуации. Квалификация и практический опыт штатных сотрудников не должны вызывать никаких сомнений.

    Транспорт – это своеобразный связывающий элемент, который находится между самими звеньями великой логистики и большая часть операций по доставке груза осуществляется с помощью него. Это привело к возникновению отдельной отрасли в системе логистики – так называемой транспортной логистики – перемещение заказанного товара за требуемое время, оптимальным маршрутом в нужную точку с минимальными денежными затратами.

    Транспортная логистика в целом охватывает три основных области:

    • контроль над операциями с товаром, возникающими на маршруте следования груза, с применением различных средств коммуникации и новейших информационных технологий;
    • процесс организации и планирования доставки груза с минимальными финансовыми расходами;
    • предоставление необходимой информации для товаровладельца.
    Транспорт, как неотъемлемая часть логистики, потребляет около пятидесяти процентов всех затрат, выделенных на логистику. Он участвует во многих логистических процессах, поэтому требует согласованности между всеми участниками транспортного процесса. Давайте рассмотрим основные задачи транспортной логистики:
    • согласование транспортно-складского процесса;
    • создание рабочих систем транспортировки товаров;
    • выбор нужноготипа и вида транспорта;
    • определение оптимальных по времени и затратам маршрутов доставки товара;
    Для успешного решения вышеописанных задач, необходимо соблюдать основные принципы транспортной логистики: требуемый грузнужного качества необходимо перевозить малейшими затратами, и должен он прибыть к заказчику в установленное время и в должном объеме.

    С развитием системы логистики, роль транспорта в этой системе значительно меняется. В наше время транспортное обслуживание определяется оптимальным соотношением прибыли и расходов с учетом пожеланий отправителя и (или) получателя.

    Транспортировка может быть внутренней и внешней, все зависит от варианта ее использования. Данные виды транспортировки связаны между собой и составляют общую систему транспортного типа.

    Таким образом, транспорт становится основной частью процесса транспортирования товара. В этой системе функции транспортной логистики заключаются в успешном процессе хранении и перемещении груза. Этот процесс должен быть выгоден как во временном варианте, так м и в экономическом. В случае экономии финансов на повторной погрузке и выгрузке товара используется функция хранения груза, при этом необходимо учесть увеличение времени, необходимое на доставку товара к потребителю.

    Выделение транспорта в отдельную область логистики способствовали такие факторы:

    • наличие огромного числа экспедиционных предприятий, которые играют основную роль в процессе оптимальной доставки груза;
    • способность транспорта создавать устойчивую, надежную и стабильную систему реализации товара;
    • высокая цена транспортирования, которая в отдельных случаях может достигать пятидесяти процентов от общих логических затрат на доставку груза;
    • решение большого количества транспортных проблем.
    Логистика – это соединенная в одно целое: экономика, технологии и современная техника. Задача транспортной логистики это вообще отдельный сложный процесс. Среди задач и целей можно отметить обеспечение технологического и экономического характера.

    Технологическое единство достигается путем использования единой технологии транспортировки.

    Экономическое единство – это построение тарифной системы по результатам исследования конъюнктуры рынка.

    Техническое единство подразумевает согласованность всех характеристик транспортной системы, как в межвидовом резерве, так и внутри отдельных видов.

    Основным принципом логистики является сведение расходов к минимуму. На транспорте экономии можно добиться за счет дальности и масштабов перевозки груза.

    Экономия финансов за счет дальности перевозимого расстояния достигается тем, что при увеличении маршрута уменьшается стоимость использования транспорта при расчете на единицу расстояния. Например, транспортировка одного товара на 1 000 километров выйдет дешевле, чем транспортировка двух товаров (или товаров того же веса) на 500 километров.

    Экономия денежных средств за счет масштабности перевозимого товара достигается тем фактом, что чем больше груз, тем меньшие расходы на единицу товара (веса), или же, использование мощных видов транспорта (водный или железнодорожный), будет дешевле, чем использование воздушного или автомобильного транспорта.

    Вышеизложенные принципы нужно брать во внимание при поиске альтернативных видов транспортирования. Следует добиваться максимальной дальности перевозки и максимальной загруженности транспортных средств, учитывая также все пожелания заказчика.

    Оптимальность транспортных издержек должна быть такова, чтобы совокупность всех логистических издержек была минимальной. Это можно достичь путем установления равновесия между качеством доставки и транспортных расходов.

    При составлении модели транспортного обслуживания необходимо учитывать график доставки товара и маршрут движения транспорта. Создание оптимального маршрута позволит точно вычислить количество транспортных средств, которые необходимы для успешной перевозки груза. При определении и соблюдении сроков доставки и выбранных маршрутов, можно сэкономить запасы потребителя в несколько раз.

    Этого можно достичь при соблюдении таких операций:

    • составление карты размещения потребителей;
    • прогнозирование необходимого количества товаров и объема перевозок;
    • передача информации о заказчиках;
    • составление графиков поставки товара по времени;
    • фиктивная работа;
    • выбор подвижного состава;
    • составление оптимальных маршрутов.
    Основой транспортной логистики являются именно транспортные средства, они обязаны соответствовать заявленным требованиям и владеть определенными свойствами. Транспорт должен обладать такой способностью: в соответствии с небольшими запасами продукции пользователя, через небольшие интервалы времени перевозить необходимые партии грузов на установленные расстояния. Самым популярным и основным критерием при выборе типа перевозки считается максимальное использование их грузоподъемности и вместимости, сохранность грузов, а также уменьшение финансовых затрат на саму перевозку.

    1. Введение

    2. Транспортная логистика

    3. Заключение

    4. Список используемой литературы

    Введение

    Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

    Логистика широко ориентирована на потребителя. Её цель – доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики. Реализуется главная цель логистики путем решения большого комплекса задач.

    Задачи, решаемые в логистике: глобальные, общие, частные.

    Логистика объединяет такие сферы экономической деятельности, как логистика снабжения, производства, сбыта, транспорта и т.д.

    Транспортная логистика

    Транспортирование – логистическая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств, начинающаяся с погрузки в место отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения. Данная логистическая операция включает в себя:

    1. процесс транспортирования груза в место назначения. Сроки доставки зависят от ряда факторов, в том числе разновидности груза, категории скорости, вида отправки;

    2. доведение товара до покупателя путем отгрузки соответствующим вида транспорта. Если договором отгрузки не определено, на каких условиях и каким видом транспорта осуществляется доставка, то право выбора транспорта и определение условий транспортировки принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота (п. 1 ст. 510 ГК РФ);

    3. транспортирование груза к терминалу в месте отправления и с терминала в месте назначения или со склада поставщика в адрес конечного потребителя.

    Транспорт представляет собой важное звено логистической системы. Он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.

    К основным задачам транспортной логистики относятся:

    · создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

    · совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

    · обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

    · совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

    · выбор вида транспортного средства;

    · выбор типа транспортного средства;

    · определение рациональных маршрутов доставки.

    По назначение выделяют две группы транспорта:

    1. Транспорт общего пользования – это совокупность отраслей сферы материально производства, обеспечивающих потребности народного хозяйства и населения в перевозках грузов, багажа, пассажиров и в перевозке почты. Понятие «транспорт общего пользования» охватывает железнодорожный, водный (морской и речной), воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Связь транспорта общего пользования с промышленного и торговыми предприятиями осуществляется через подъездные пути, входящие в систему промышленного транспорта. Железнодорожный транспорт и трубопроводный транспорт в большинстве стран рассматриваются как естественные монополии и являются объектами регулирования специальных государственных органов. Для других видов транспорта общего пользования в условиях рыночной экономики наиболее характерной являются олигополия, т.е. структура рынка транспортных услуг, при которой несколько крупных перевозчиков на основе неформальных договоренностей контролируют основную часть рынка. В соответствии со ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

    2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; являются, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организации его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения.

    Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.

    Можно выделить следующие основные виды транспорта: железнодорожный; морской; воздушный; трубопроводный.

    Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.

    Рассмотрим сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта, которые следует учитывать при выборе транспортного средства.

    Железнодорожный транспорт. Достоинства: высокая провозная и пропускная способность; независимость от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок; относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза.

    Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.). крытые вагоны используются для перевозки ценных грузов и грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны – для массовых наволоченных и лесных грузов; цистерны – для наливных грузов (бензин, керосин, молоко и др.). тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью 400 т.

    Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместительностью, массой тары вагона и другими показателями. Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместительностью – произведением длины вагона на его ширину и высоту. Важнейшим элементом роста производительности вагонного парка является полное использование грузоподъемности и вместительности вагонов. О степени использования грузоподъемности и вместительности вагона при перевозке того или иного грузу можно судить по соответствующим коэффициентам.

    Для выполнения грузовых, коммерческих и других операций железная дорога имеет грузовые станций, которые оснащены грузовыми устройствами и сооружениями. Грузовая станция – комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. Она производит операции по приему, погрузке и выдаче грузов и багажа.

    Морской транспорт. Достоинства: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоемкость перевозок. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной почтовой инфраструктуры; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; невысокая частота отправок.

    Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка груженом и порожнем состояниях.

    Для выполнения операций по погрузке и отгрузке, приему и выдаче грузов, организации перевозок и обслуживанию флота имеются морские и речные порты и пристани. Портом называют прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы для судов, связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и безрельсовым транспортом и оснащенный соответствующим сооружением, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов и автотранспорта, навигационное обслуживание судов, культурно-бытовое обслуживание и экипировку судов.

    Внутренний водный (речной) транспорт. Достоинства: высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозок; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки грузов; зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий; сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.

    11 Авг

    Здравствуйте! Сегодня поговорим о том, что такое транспортная логистика и поделимся советами, как выбрать транспортную логистическую компанию. Сложно представить себе бизнес, способный существовать, а тем более развиваться без транспортировки различных грузов. Сырье нужно доставить на производство, готовый товар посреднику, а от посредника потребителю. Организовать все перемещения, сведя затраты к минимуму - в этом и заключается основная задача транспортной логистики.

    Транспортная логистика как часть логистической науки

    Представим себе человека, и занимающегося изготовлением и продажей сувениров из дерева. В первое время ему будет хватать собственного автомобиля, чтобы завезти материалы в мастерскую, а готовый товар в магазин. Но со временем его производство начнет разрастаться, и кроме мысли , нужно будет подумать о поиске новых поставщиков, открытии второго цеха и филиалов в других городах.

    Как же теперь он успеет осуществить сам все необходимые перевозки за рулем единственного автомобиля? Именно тут на помощь бизнесу приходят логистические и транспортные компании.

    Изучает управление всеми потоковыми движениями, ее подраздел — транспортная логистика отвечает за перевозку материальных грузов посредством различных транспортных средств.

    Расходы на транспортные операции занимают около 50% от всех логистических затрат. Качество перевозок влияет на расходы не меньше, чем их непосредственная себестоимость. В связи с этим очень важно рассматривать транспортную логистику:

    1. С позиции эффективности выбранного вида транспорта;
    2. С позиции организации процесса транспортировки;
    3. С точки зрения клиента - не менее важны условия хранения и обработки груза.

    История возникновения отрасли

    Впервые словосочетание «транспортная логистика» официально прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском Конгрессе. Тогда же были сформулированы ее основные задачи и сферы влияния.

    Определить транспортную логистику можно как организацию доставки груза в оговоренную точку, оптимизированным маршрутом за необходимое время с минимальными издержками.

    На Западе рынок логистических услуг сформировался еще в 1990-е годы и каждый год, по оценкам экспертов, его емкость растет в среднем на 20%. В России о транспортной логистике заговорили лишь с переходом к рыночной экономике.

    Сегодня в Российской Федерации развитие транспортной логистики идет не такими быстрыми темпами, как на Западе. Это связано в первую очередь с отсутствием , четко разграничивающих обязанности участников процесса. На одного сотрудника возлагаются различные функции, специалистом в которых он абсолютно не является.

    Среди других факторов, негативно влияющих на развитие транспортной логистики в России, можно выделить:

    1. Нестабильность экономической ситуации;
    2. Медленный темп развития производства;
    3. Неудовлетворительное состояние транспортных путей;
    4. Низкий уровень производственно-технической базы.

    Но есть и положительные тенденции, благодаря которым логистика транспортных перевозок в России в ближайшие годы будет усиленно развиваться. В этом отношении можно назвать две группы предпосылок:

    1. Научно-технические (подготовка специалистов);
    2. Технические (возведение новых объектов систем сбыта и снабжения продукции).

    Основы транспортной логистики, функции транспортной логистики

    Давайте разберемся, из чего же состоит транспортная логистика и какие виды деятельности в нее входят:

    1. Прогноз и организация доставки груза;
    2. Оформление сопутствующих документов;
    3. Юридическое сопровождение перевозки;
    4. Расчет за услуги перевозки;
    5. Погрузка и разгрузка;
    6. Упаковка и складирование;
    7. Оптимизация процесса;
    8. Информационное сопровождение;
    9. Дополнительные услуги (таможенные услуги, страхование).

    Виды транспортной логистики

    Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю (перемещение груза внутри компании и между ее филиалами) и внешнюю (например, доставка продукта от производителя потребителю).

    Виды транспортных перевозок делятся на:

    1. Унимодальные (одновидовые) . Осуществляются одним транспортом;
    2. Мультимодальные (многовидовые) . Перевозка осуществляется с использованием нескольких видов транспорта, с одним ответственным организатором. Официально перевозчиком выступает один транспорт, остальные носят статус клиентов;
    3. Интермодальные . Доставка грузов на нескольких видах транспорта, когда один оператор организует весь процесс перемещения от первой точки, через промежуточные пункты, и до получателя. Ответственность делится между всеми перевозчиками, которые равны в своем статусе, определены единые тарифы;
    4. Смешанные . Используется два вида транспорта, когда первый выполняет доставку до места погрузки на второй (без промежуточных пунктов и складирования). Например: железнодорожно-автомобильная доставка;
    5. Комбинированные . В отличии от смешанных в цепочке используется более двух видов транспортных средств.

    Два подхода к организации транспортного процесса

    Процесс транспортной логистики организовывается по одному из двух принципов:

    1. Логистический;
    2. Традиционный.

    В традиционном подходе отсутствует оператор мультимодальной перевозки, управляющий всем процессом перемещения груза. Участники взаимодействуют последовательно. Информация и финансовые потоки в традиционном потоке передаются исключительно между смежными звеньями цепочки. Неудивительно, что в подобной цепочке не установлены единые тарифы.

    В логистическом подходе всем руководит единый оператор перевозки, благодаря чему схема сообщения преобразуется в последовательно-центральную. В этом случае появляются общие тарифы на перевозку.

    Задачи транспортной логистики

    Сущность транспортной логистики - организация своевременной транспортировки груза с минимальными затратами. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

    1. Провести анализ пунктов доставки;
    2. Проанализировать свойства груза;
    3. Выбрать подходящий транспорт;
    4. Выбрать перевозчика и при необходимости прочих логистических партнеров;
    5. Построить маршрут;
    6. Осуществлять контроль груза во время перевозки;
    7. Обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;
    8. Оптимизировать параметры (увеличить скорость перевозки, уменьшить объем потребляемого топлива).

    Анализ конечных пунктов

    На первом этапе менеджер по транспортной логистике прокладывает примерный маршрут с учетом географии местности и типа груза. Иногда уже при решении этой задачи становится ясно, что придется использовать несколько видов транспорта или необходимо проработать промежуточные пункты.

    Анализ свойств груза

    Особенности груза во многом влияют на дальнейший выбор транспорта и на разработку маршрута. Например, то, насколько товар объемный, тяжелый или хрупкий, во многом повлияет на выбор транспортного средства. А ядовитые и химически опасные вещества рекомендуется перевозить вдали от населенных пунктов. Только после определений свойств груза стоит приступать к выбору транспорта.

    Выбор транспорта

    Перевозка груза невозможна без транспорта. Во многом логистические затраты зависят от избранного типа перевозки.

    Самыми важными критериями для транспортной логистики являются скорость доставки, ее стоимость и время. Помимо этого, транспортное средство выбирают исходя из:

    1. Характера и ценности груза;
    2. Количества партий и частоты отправлений;
    3. Расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

    По назначению транспорт бывает :

    1. Общественный транспорт (общего пользования);
    2. Специального пользования (принадлежащий организации);
    3. Личный транспорт.

    По использованию энергии:

    1. На силе двигателя (электромобили, машины с тепловым или гибридным двигателем);
    2. На силе ветра (например, парусные судна);
    3. На мускульной силе (движимые животным или человеком).

    Самая важная для нас классификация — по среде перемещения.

    Наземный транспорт. Автомобили

    Плюсы:

    • Низкие тарифы;
    • Мобильность;
    • Доступность;
    • Скорость;
    • Возможность отправления маленьких партий;
    • Высокая регулярность отправлений;
    • Большой выбор перевозчиков;
    • Нет жестких требований к упаковке.

    Минусы:

    • Очень низкий грузоподъемный потенциал;
    • Зависимость от метеорологических и дорожных условий;
    • Высокая стоимость доставки на расстояния свыше 300 км;
    • Дорогое обслуживание;
    • Необходима быстрая разгрузка;
    • Низкий уровень надежности (риск кражи).

    Наземный транспорт. Железная дорога

    Плюсы:

    • Высокая грузоподъемность;
    • Высокая регулярность перевозок;
    • Не зависит от погоды и сезона;
    • Быстрая доставка на дальние расстояния;
    • Невысокая себестоимость.

    Минусы:

    • Низкая мобильность;
    • Монополия перевозчиков.

    Наземный транспорт. Трубопровод

    Трубопровод используют для перемещения жидких и газообразных веществ по специальным сооружениям. Здесь грузом обычно выступают жидкости или газы, но возможно и перемещение твердых предметов, таких как капсулы.

    Плюсы:

    • Низкая себестоимость;
    • Не требует большого количества персонала;
    • Надежность сохранности груза.

    Минусы:

    • Узкий перечень транспортируемых грузов;
    • Невозможна транспортировка маленьких объемов.

    Водный транспорт. Морские суда

    Выступает основным перевозчиком в межконтинентальных маршрутах.

    Плюсы:

    • Низкая себестоимость;
    • Надежность сохранности груза.

    Минусы:

    • Низкая скорость;
    • Ограниченная география перевозок;
    • Редкие отправления;
    • Жесткие требования к креплению и упаковке.

    Водный транспорт. Речные суда

    Особо часто используется в районах, где нет аэропортов и железных дорог.

    Плюсы:

    • Очень высокая грузоподъемность;
    • Высокая провозная возможность.

    Минусы:

    • Ограниченность географии перевозок;
    • Зависит от погоды и времени года;
    • Низкая скорость доставки.

    Воздушный транспорт

    Основные используемые суда: самолеты и вертолеты.

    Плюсы:

    • Надежность сохранности груза;
    • Высокая скорость;
    • Высокая мобильность;
    • Большая грузоподъемность;
    • Самые короткие маршруты.

    Минусы:

    • Самые высокие тарифы;
    • Зависимость от погоды;
    • Ограниченное количество аэропортов.

    К другим, менее популярным, видам транспорта можно отнести космический или подводный, а также фуникулеры и элеваторы.

    Что такое тарифы

    Расходы в транспортной логистике складываются из стоимости перевозки груза, которая формируется от тарифа (или фрахтовой ставкой) - то есть от цены за перевозку, выставленную перевозчиком на некий промежуток времени. Фрахт - альтернатива тарифу, используемая на морском транспорте. Тариф обеспечивает перевозчику возмещение расходов на эксплуатацию и формирует его прибыль. Свои тарифные ставки он может разделять на группы:

    1. По потребителям;
    2. По типу груза;
    3. По классу транспортного средства.

    У каждого вида транспорта есть свои особенные системы тарифов. В автомобильных перевозках используют следующие тарифы:

    1. Сдельные;
    2. Ставки на тонно/часы;
    3. По времени использования транспорта;
    4. По километрам пути;
    5. За выезд;
    6. Договорные тарифы.

    На железных дорогах:

    1. Общие тарифы;
    2. Исключительные тарифы;
    3. Местные тарифы.

    На морском транспорте:

    1. На регулярных линиях - по установленному тарифу;
    2. На нерегулярных линиях - по фрахтовым ставкам.

    На речном транспорте ставки устанавливаются пароходством.

    Оговорив с заказчиком сроки, проанализировав географию точек назначения и выбрав тип транспорта, логист приступает к построению возможных маршрутов. Методом анализа полной стоимости подробно просчитываются несколько вариантов. Учитываются при этом не только себестоимость перевозки, но и возможные риски, расходы, задержки и шансы повреждения груза. Итоговое предпочтение отдается маршруту с наименьшими издержками.

    Зачастую уже после принятия окончательного плана, свои корректировки в маршрут вносят климатические, политические и иные условия.

    Контроль груза при транспортировке

    Чтобы избежать форс-мажора и вовремя внести корректировки в маршрут современные логистические компании используют все возможные навигационные устройства. Так же очень важно держать заказчика в курсе, где и на какой стадии доставки находится его товар. Современная транспортная логистика невозможна без качественной сотовой связи и интернета.

    Как выбрать транспортную компанию

    Не всегда логистическая компания осуществляет перевозки своим транспортом. Очень часто для этих целей логисты обращаются к сторонним организациям: перевозчикам или экспедиторам.

    Перевозчики осуществляют только физическую транспортировку груза. Экспедиторы оказывают ряд дополнительных услуг по оформлению документов, погрузке и разгрузке, хранению, контролю и страхованию груза.

    Очень важно выбрать надежную транспортную компанию. На что обратить внимание?

    1. Опыт . Долгая история компании говорит об отлаженных механизмах доставки и умении решать различные возникающие проблемы. Весомым показателем устойчивости является возраст фирмы старше пяти лет;
    2. Технологии . Чем больше опыт компании, тем лучше отработаны у нее технологии взаимодействия с заказчиком, что значительно упрощает сотрудничество;
    3. Персонал . Профессиональные сотрудники - залог успеха любой компании. Квалификация сотрудников не должна вызывать у вас никаких сомнений;
    4. Специализация . Молодая небольшая компания может оказаться лишь посредником, добавляющим к стоимости перевозки свою накрутку, а вот крупная фирма, уверенно доставляющая сборные грузы уже достойна того, чтобы обратить на нее внимание;
    5. Особенности перевозки вашей продукции . Выбирайте перевозчика, уже знакомого с типом вашего груза. Свои нюансы существуют практически в каждой отрасли.

    Под технологическим единством процесса стоит понимать соответствие всех параметров транспортных средств и складов. Технология работы с каждым типом груза - от пакета до контейнера - должна быть четко прописана и проработана. Потребуются ли вам просторный склад, специальные системы погрузки, упаковочные аппараты и т.п. — все это необходимо спланировать и довести до целостной модели.

    Согласование коммерческих интересов сторон и установка единых алгоритмов планирования тоже можно отнести к данной задаче.

    Оптимизация и управление транспортной логистикой

    Основные цели транспортной логистики мы уже рассмотрели выше, но давайте повторим еще раз. Транспортная логистика стремится доставить нужный груз в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимом качестве, при этом с минимальными затратами.

    На перевозку грузов затрачиваются время и деньги, а значит транспортная логистика обязана быть настроенной на получение выгодны в финансовом плане. Наибольшей прибыли можно добиться, если:

    1. Сокращать запасы на складах и в пути (они «связывают капитал»);
    2. Минимизировать затраты товарных и материальных ресурсов;
    3. Увеличивать дальность и объемы грузоперевозок. Доставка одной партии на 300 км обойдется дешевле, чем перевозка трех партий на 100 км. Больший объем груза снижает расходы на перевозку единицы, также для больших объемов потребуются другие транспортные средства - железнодорожные или водные - а их эксплуатация дешевле, чем автомобильных или воздушных;
    4. Своевременно предотвращать порчу и потерю груза.

    Автоматизация транспортной логистики

    Для быстрого и удобного решения задач транспортной логистики используются специальные логистические программы (Transport Management System, TMS - система управления транспортной логистикой).

    Подобная система рассчитывает маршруты с учетом модели транспортной сети, пропуска транспорта в определенные городские районы, объема и веса продукции. Решение позволяет получить наглядное сравнение запланированных и фактических маршрутов на электронной карте. В результате можно установить отклонение маршрута от плана, устранить нецелевое использование транспорта, необоснованные простои, а также решать ряд других аналитических задач.

    Документация в транспортной логистике

    Правила перевозок в РФ регламентируют: Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

    Обязательно заключается договор между перевозчиком и отправителем, по которому первый обязуется доставить груз до указанного пункта в установленные сроки, а второй - оплатить перевозку по установленному тарифу.

    Для перевозки грузов необходимо иметь следующие документы:

    1. Доверенность на осуществление перевозки;
    2. Накладные на груз;
    3. Сводные ведомости;
    4. Счет-фактура от поставщика;

    Документооборот варьируется в зависимости от используемого транспорта.

    Автомобильный транспорт:

    1. Типовой договор;
    2. Товарно-транспортная накладная;
    3. Путевой лист - выдается водителю в начале рейса, а в конце дня обычно возвращается.

    Железнодорожный транспорт:

    1. Накладная;
    2. Дорожная ведомость (выписывается на каждое отправление, корешок остается на станции отправления, остальная часть следует до станции назначения);
    3. Вагонный лист (на каждый вагон).
    1. Коносамент (при линейном судоходстве) или чартерный договор (при нелинейном, международном плавании);
    2. Погрузочный ордер;
    3. Накладная.

    Заключение

    Теперь вы знаете, что такое транспортная логистика, какие функции и задачи она выполняет и, как выбрать транспортную компанию для своего бизнеса.

    Успехов вам и вашему бизнесу!