Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Короткая речь качества руководителя. Какие качества должны быть у руководителя. Принципиальная модель современного руководител я

    Короткая речь качества руководителя. Какие качества должны быть у руководителя. Принципиальная модель современного руководител я

    Роль и значение лидера.

    Управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности. Далее речь пойдет не о личности вообще, а конкретно о личности руководителя и подчиненных.

    Руководитель является персонифицированным воплощением организации и к ее целям и проблемам он должен относиться, как к своим собственным. Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Разница между хорошей и отличной организацией кроится в эффективности управления ею. Управление осуществляет руководитель, то есть лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние должны ему в обязательном порядке подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

    В работе руководителя много привлекательного. Она приносит человеку авторитет и уважение окружающих, престижна, предоставляет широкие возможности для развития личности, наконец, просто захватывающая и увлекательная.

    В соответствии с современными представлениями работа руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяют следующие:

    1) Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании.

    2) Экспертно-инновационную, тесно связанную с предыдущей. Реализуя ее, руководитель направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, создает условия для организационных преобразований, консультирует подчиненных.

    3) Административную, включающую целый ряд подфункций:

    Контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки);

    Организаторскую (распределение полномочий, задач, ресурсов, инструктирование);

    Направляющую (координация работы исполнителей);

    Кадровую (подбор, расстановка,развитие персонала);

    Стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и наказание);

    4) Коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, представительству.

    5) Социальную, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат; поддерживает существующие нормы поведения и формирует новые; помогает подчиненным в трудную минуту.

    Исходя из выше сказанного, руководителя сегодня можно рассматривать в трех ипостасях, это:



    Во-вторых, организатор – создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике.

    В-третьих, начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.

    В разных ситуациях и на разных уровнях управления требуются разные руководители.

    Так, в период создания или перестройки организации , прежде всего, нужны руководители - предприниматели , формирующие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители – лидеры , увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие и направляющие на решение стоящих задач их способности.

    В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители – плановики , разрабатывающие, исходя из текущих условий, планы и программы развития с допустимым риском, а также руководители – администраторы , осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность.

    Как должностное лицо, руководитель обладает определенными правами и обязанностями.

    Служебные права и обязанности руководителей регламентируются такими документами, как Устав, Положение об организации; Должностная инструкция; Правила внутреннего распорядка; контракт, приказы и распоряжения администрации и пр.

    Помимо официальных прав и обязанностей, закрепленных документально, руководители имеют и неофициальные , например:

    Придерживаться заведенного в организации порядка;

    Уважительно относиться к подчиненным и коллегам, их работе, не подчеркивать недостатки, не высказывать в присутствии других сомнения в их способностях и пр.;

    Не перекладывать на других свои обязанности, но и не выполнять чужие;

    Самокритично относиться к себе, интересоваться мнением других о своей работе и поведении;

    Заботиться о личных интересах и проблемах подчиненных и коллег, их здоровье, успехах; оказывать им при необходимости всестороннюю помощь;

    Не допускать фаворитизма и т.д.

    Соблюдение перечисленных прав и обязанностей очень важно для руководителя, так как не только подчиненные зависят от руководителя, но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы.

    Помимо подчиненных, руководитель зависит также от своих коллег, начальников, деловых партнеров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности.

    Какими же качествами должен обладать руководитель для успешного осуществления своей управленческой деятельности?

    Некоторые исследователи называют более 200 необходимых руководителю качеств. Эти качества большинство специалистов разделяют на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

    К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей. Такими качествами являются:

    Высокий уровень образования, производственный опыт, компетентность в соответствующей профессии;

    Стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

    Поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;

    Умение рационально использовать время, планировать свою работу.

    Личностные качества руководителя - это высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; внутренняя и внешняя культура; справедливость; честность; отзывчивость; заботливость; доброжелательность к людям; уверенность в себе.

    Успешным руководителя делают не только профессиональные и личностные, но и деловые качества , к которым необходимо отнести:

    Умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;

    Честолюбие, высокий уровень притязаний; стремление к независимости, власти, лидерству; смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;

    Контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80% знаний руководителя должны составлять знания о человеке);

    Инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;

    Умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

    Стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлечь за собой подчиненных.

    Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства.

    Лидерство можно определить как способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижениецелей . Оно не существует вне управления, но не заменяет его, а дополняет. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного руководителя - администратора.

    Классические администраторы обычно выступают в пассивной роли, организуя работу по достижению целей, поставленных, как правило, другими, направляя работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четких регламентов, стараются не выходить за их рамки. Стремятся к определенному порядку и дисциплине.

    В отличие от администраторов лидеры не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут их за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти свое место в жизни, выход из сложных ситуаций. Те же, кто следует за ними, делают это не по обязанности, а из доверия, и являются по отношению к ним не подчиненными, а последователями.

    Должность формально создает для человека необходимые предпосылки для того, чтобы быть лидером, но автоматически таковым его не делает. Истинный лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный человек, который способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью. К лидеру добровольно, но не всегда осознанно, присоединяется большинство группы. Чем выше его авторитет, тем выше эффективность деятельности последней.

    В группе лидер может выполнять роли политика, определяющего цели; координатора; эксперта; арбитра; представителя; образца для подражания; носителя групповой ответственности или вины («козла отпущения»); символа.

    По оценке профессора Р. Келли, успех фирмы на 20% обусловлен лидером и на 80% теми, кто следует за ним. Они часто также показывают выдающиеся результаты, так, что лидеры создают других лидеров.

    Таким образом, лидерство является функцией социальной среды, воплотившейся в отдельной личности, которой доверяют остальные, и которая в наибольшей степени способна решить назревшие проблемы.

    Основа всякого прочного лидерства – сила характера, харизма и социальное чутье. Это дается от природы, и этому трудно научиться.

    Под харизмой подразумевают комплекс природных свойств, позволяющих человеку оказывать значительное влияние наокружающих . При этом надо знать, что влияние осуществляется через эмоциональные реакции людей. Это могут быть следующие свойства:

    Впечатляющая внешность;

    Пассионарность (повышенная энергетика и предприимчивость);

    Выдающиеся способности;

    Обаяние;

    Умение убеждать, зажигать и вести за собой.

    Но надо помнить, что без поступка нет харизмы и авторитета. Несмотря на то, что врожденные качества руководителя имеют доминирующее значение, их наличие является необходимым, а не достаточным условием.

    Еще одной характеристикой лидерства является авторитет. Авторитет в широком смысле - общепризнанное влияние человека, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте .

    Лидерство бывает неформальным и формальным.

    Неформальное лидерство существует как в добровольных сообществах, так и в официальных организациях.

    В сущности, лидерство есть разновидность власти. А власть над людьми достигается разными способами: 1) личным обаянием и приятностью в обращении; 2) силой, агрессией и угрозами; 3) особыми умениями и способностями, в том числе и воздействием на эмоции, остроумием, манипулированием и т.д.

    В одной группе могут быть одновременно неформальные лидеры всех трех типов.

    Опыт показывает, что для достаточно успешного выполнения своих должностных обязанностей лучше, если руководитель обладает свойствами второго и третьего типа.

    Формальное лидерство – это назначенное лидерство. Его власть держится на ножках начальственного кресла и на субординации.

    Наивно полагать, что цель любого лидера – исключительно служение обществу. Но для достижения личных целей устойчивое лидерство должно опираться на интересы группы.

    Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. В то же время основной, конформной части коллектива свойственна потребность в подчинении. Но подчиняться приятнее более достойному. В сущности, харизматичному руководителю-лидеру остается лишь не разочаровывать своих подчиненных и правильно играть свою роль. Руководителю нужно иметь склонность к доминированию, умению проявлять инициативу.

    Лидер в официальной обстановке должен быть только один – это непосредственный начальник при условии его руководящей компетенции. В отсутствии у него авторитета обращаются через его голову к высшему руководству. Либо реальные функции управления группой берет на себя дееспособный заместитель или неофициальный самовыдвиженец.

    Для завоевания статуса лидера необходимо добиться формального признания среди всех членов группы. В первую очередь необходимо сломить сопротивление других претендентов на ведущую роль. Во вторую очередь – заставить повиноваться и выполнять распоряжения немотивированных, ленивых и всех тех, кому лидер антипатичен по каким-то причинам.

    В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный лидер или деловой лидер и т.п. Лидером становится тот, кто к этому стремится.

    Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным начальником, но и неформальным лидером.

    Статус лидера того или иного социального веса позволяет достичь многого, к чему субъекта подталкивают следующие генетически заложенные мотивы и потребности:

    Достижения (у лидера-руководителя больше маневра и ресурсов, чем у рядового работника);

    Признания и уважения;

    Самоутверждения;

    Самосохранения;

    Развлечения, азарта;

    Независимости;

    Творчества;

    Накопительства и богатства;

    Удовольствий и наслаждений (у лидера-руководителя более комфортные условия труда и жизни, но часто - это иллюзорные мечты, так как добросовестный руководитель, как правило, работает с большими стрессами).

    Одна из главных составляющих лидерства – это исполнители. Без них лидерства просто не может быть. Лидерство – двухсторонний процесс. Важность исполнителей, подчиненных и сложность взаимоотношений между руководителями и подчиненными признается большинством исследователей. Рассмотрим более подробно вопрос о подчиненных и их разновидностях .

    Все члены организации, кроме первого лица, являются подчиненными старшего по должности. Работники одного уровня, не зависящие друг от друга, называются коллегами. Руководитель и подчиненные формально одинаково включены в организацию как элементы ее деятельности. В то же время, руководитель имеет право устанавливать подчиненным нормы поведения, отдавать распоряжения, добиваться их реализации, контролировать результаты. Подчиненные обязаны добросовестно выполнять поручения, имеют право критиковать руководителя, а при необходимости в установленном порядке обжаловать его действия.

    Положение подчиненного характеризуется следующими чертами : узким диапазоном выполняемых функций; тесной связью с первичным трудовым коллективом и преобладанием личностных форм взаимодействия при выполнении служебных обязанностей; значительной подверженностью влияния со стороны лиц, имеющих более высокую должность и авторитет.

    На отношение подчиненных к своим обязанностям влияют: содержание и условия труда; характер задания; организация работы; необходимость проявлять инициативу, творческий подход.

    Существуют самые различные классификации работников организации.

    С точки зрения отношения к окружающей действительности выделяют следующие их типы:

    Аналитики - логичны, методичны, продумывают детали, не любят ошибок, спешки и риска, неопределенности. Они предпочитают работать в одиночку, опираясь на цифры, документы и инструкции. Общение с ними требует деловитости, глубоких знаний, профессионализма, логической аргументации. Аналитиков целесообразно использовать для работы над особо важными проектами и вариантами ответственных решений, а также при обработке больших массивов данных.

    Прагматики - самостоятельны, умеют рисковать, предпочитают решать текущие проблемы и получать конкретные результаты. Они легко осваивают новые методы работы, успешно действуют в нестандартных условиях, цейтноте или кризисной ситуации, когда отсутствуют готовые рецепты. В то же время, тяготятся деталями, монотонной, кропотливой деятельностью.

    Реалисты - активны, работоспособны, дисциплинированы, стремятся к контролю над ситуацией и людьми, методично вникают в мелочи, точно выражают свои мысли, всегда имеют свое мнение. Сочетая качества прагматиков и аналитиков, реалисты умеют организовать и увлекать окружающих, улаживать конфликты, давать советы. Они незаменимы при организации нового дела.

    Критики - не признают авторитетов, никому не подчиняются, любят экспериментировать, анализировать, выявлять ошибки, недостатки, могут предсказать будущие проблемы. Критики полезны при прогнозировании, разработке планов и стратегий. Однако они не могут работать в конфликтных ситуациях и при проведении переговоров.

    Идеалисты - демократичны, требовательны к себе и другим, стремятся помочь людям, повлиять на них личным примером. Из-за мягкости характера они не в состоянии принимать ответственные решения, действовать в критических ситуациях, но эффективны как эмоциональные лидеры, особенно на этапе становления коллектива и в переломные периоды его жизни, когда нужно консолидировать участников, а также при улаживании конфликтов.

    В соответствии с вкладом в результаты деятельности организации выделяют следующие категории подчиненных:

    1)решающих все плановые задачи и достигающих результатов;

    2)выполняющих добросовестно большую часть обязанностей;

    3)не способных выполнить большую часть обязанностей;

    4) ненужных работников.

    С точки зрения особенностей поведения выделяются следующие типы подчиненных:

    Самостоятельные – независимо мыслят и стремятся к поиску новых творческих решений, смело отстаивают свои взгляды и при выполнении распоряжений проявляют инициативу, нередко выходя за предписанные рамки, и, вступая в конфликт, способны решать задачи повышенной сложности и полностью отвечать за порученную работу.

    Осторожные – нацелены на запланированный результат и не выходят за пределы заданий, хотя иногда высказывают собственное мнение и отстаивают свою позицию.

    Добросовестные – ориентированы на глубокий анализ обстановки, но из-за робости не всегда могут изложить свое понимание ситуации и представление о необходимых действиях; при несогласии не настаивают на своем, а снижают трудовую активность, что нередко порождает у них внутренний конфликт.

    Терпеливые безропотно воспринимают любые задания и пунктуально их выполняют; во всем доверяют руководителям, считая, что те все знают лучше.

    5.4. Отношения в коллективе.

    Кто вы: исполнитель или руководитель? Какие качества важны для успеха лидера, порталу сайт рассказала Светлана Нефедова , консультант международного кадрового холдинга.

    Не секрет, что в компаниях сотрудники делятся на две категории: на тех, кто принимает решения, руководит всеми процессами бизнеса, и тех, кто внедряет эти изменения. Первых называют руководителями, а вторых - исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими личными и деловыми качествами должен обладать руководитель, чтобы направить компанию к росту и процветанию.

    Качества лидера одинаковы как для руководителей корпораций, так и начальников небольших отделов. Это то, что помогает справляться с поставленными задачами, успешно строить карьеру и отношения с окружающими.

    Основными составляющими успешного руководителя являются три категории качеств:

    Личные (психологические) качества - с помощью них завоевывают уважение и авторитет среди подчиненных и вышестоящих коллег;

    Деловые качества - умение организовать работу и распределить обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль;

    Профессиональные качества - это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу.

    Рассмотрим основные личные и деловые качества руководителя. Подчеркну, что пункты, указанные ниже, больше применимы к руководителям в международных компаниях с хорошо организованной системой управления бизнеса, четкими целями и стандартами.

    1. Системное мышление является основой личных качеств руководителя. В процессе практической деятельности необходимо уметь мыслить - заранее определять возможные трудности и способы их преодоления. Навык системного мышления помогает охватывать все стороны дела и влияющие факторы.

    2. Способность принимать решения. Руководители ежедневно сталкиваются с великим множеством проблем, и нужно делать это, основываясь не только на понимании ситуации, но и на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для лидера и окружающих, они будут восприниматься в искаженном виде.

    В результате эффективность принятия и реализация управленческих решений снизится. Руководитель, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.

    3. Творческое мышление. Умение мыслить нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами управления. Необходим навык разработки нестандартных управленческих решений в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.

    4. Результатоориентированность. Успешный лидер быстро реагирует на изменения обстановки, самостоятельно принимает эффективные решения в условиях дефицита времени, последовательно и целеустремлённо добивается поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке.

    5. Способность к самоанализу , трезвая оценка своих действий, умение максимально использовать положительный опыт других. Человек должен понимать роль лидера в организации, уметь видеть, какое влияние он оказывает на организацию.

    6. Коммуникабельность. Эффективный лидер строит систему коммуникаций в организации, получает надёжную информацию и эффективно её оценивает. Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловые коммуникации с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.

    Он должен контролировать своё поведение - негативное отношение к кому-либо не может влиять на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику срабатывает как дополнительный стимул повышения активности.


    7. Лидерство. Руководитель поощряет участие сотрудников в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не эффективна. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.

    Предоставляет им как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности. Грамотный руководитель вызывает к себе расположение.

    8. Стрессоустойчивость . Современный лидер должен обладать высокой сопротивляемостью к фрустрации, быть в какой-то степени хладнокровным. Те, кто не умеет управлять собой, бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки, ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.

    9. Постоянное саморазвитие. Профессионализм - это самовозрастающая величина. Лидер призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

    10. Ответственность за свои действия и делегирование. Иными словами, руководитель подает пример окружающим. Стандарты, применяемые для оценки качества работы, должны быть едиными для всех. Руководитель делит со своими подчиненными и радость победы, и горечь поражения.

    На этот раз поговорим о том, какими качествами должен обладать хороший руководитель.

    Статья основана на комментарии одного из читателей (огромное ему спасибо!), дополненном моими собственными рассуждениями.

    Мне довелось поработать с разными компаниями - большими и малыми, и я не раз видел все нижеописанное на живых примерах.

    Талантливые руководители и эффективные менеджеры:

    1. Обеспечивают четкое руководство и ставят ясные цели
      Капитан должен твердой рукой вести свой корабль по намеченному курсу. Если лидер не знает, к чему следует стремиться, его подчиненные также не могут этого знать. Я имею в виду не только конкретные проекты, но и цели компании или отдела в целом. Руководитель должен четко осознавать их и уметь донести свою мысль до сотрудников.
    2. Несут ответственность за свои действия и возлагают посильную ответственность на других
      Иными словами, они подают пример окружающим. Стандарты, которые применяются для оценки качества работы, должны быть едиными для всех. Руководитель должен делить со своими подчиненными и радость победы, и горечь поражения.
    3. Умеют решать проблемы
      Одним из общих качеств всех талантливых руководителей является умение конструктивно решать проблемы. Они не только способны быстро определить, что идет не так, но и предложить необычные пути справиться с затруднениями.
    4. Отказываются от детального контроля
      Талантливые руководители умеют эффективно делегировать полномочия. По словам комментатора, эти люди способны "уволить себя сами", то есть не вмешиваться в рутинные процессы и не стремиться контролировать каждый шаг. Умение делегировать полномочия - это вопрос доверия, кстати говоря.
    5. Принимают эффективные решения
      Лучшие руководители умеют принимать правильные решения. Они не склонны проявлять неуверенность. Они действуют быстро и без страха, а затем в полной мере несут ответственность за свои поступки (см. п.2).
    6. Ценят людей превыше всего
      Лучшие руководители осознают необходимость удовлетворить потребности как клиентов, так и сотрудников. Они готовы выслушать и обсудить любую проблему. Они понимают, что счастливые люди работают гораздо эффективнее.
    7. Распространяют свое влияние не только на подчиненных
      Разумеется, в любой компании есть своя иерархия, однако талантливые руководители имеют способы влияния на тех, кто находится с ними на одной ступени или располагается на более высоких ступенях карьерной лестницы. Во многих случаях это связано с умением общаться, управлять ожиданиями и обращаться за помощью в случае необходимости.
    8. Ценят окружающих
      Каждый из нас нуждается в поддержке и положительной оценке. Лучшие руководители осознают значимость вклада в общее дело. Это вовсе не означает, что они предоставляют своим сотрудникам многочисленные бонусы или особые привилегии. Они просто никогда не забывают демонстрировать им свое уважение и признание.
    9. Всегда честны
      Нет ничего хуже невыполненных обещаний. Руководитель, который всегда держит свое слово, достоин называться одним из лучших. Доверие - неотъемлемая составляющая отношений между начальником и подчиненным.
    10. Уравновешены и преданы своему делу
      Все великие руководители, которых я встречал, испытывали неподдельный интерес к своей работе. Они буквально дышали ею и стремились исполнять свои обязанности на высшем уровне. И при этом всегда находили время на личную жизнь. Они знали, как важно уделять достаточно времени семье. И вдохновляли своих сотрудников личным примером.

    Наверняка существуют и другие личные качества, свойственные хорошим руководителям. Выше представлены 10 самых важных из них. Быть может, вы захотите дополнить мой список. Был ли у вас опыт работы с руководителем, обладающим одним или несколькими подобными качествами. Пожалуйста, поделитесь этим в комментариях.

    Bernard Marr, linkedin.com
    Перевод: Айрапетова Ольга


    Введение..................................................................................................................

    Профессионально важные психологические качества руководителя............

    Принципиальная модель современного руководителя.....................................

    Важнейшие функции руководителя.....................................................................

    Целеполагание и целеосуществление.................................................................

    Профессионализм и инновации............................................................................

    Лидерские качества руководителя......................................................................

    Заключение.............................................................................................................

    Список использованной литературы..................................................................

    Введение

    В современных условиях нужны не просто квалифицированные руководители, а психологически мыслящие, мудрые в управлении профессионалы. Сейчас, как никогда прежде, требуется выработка у руководителей знания психологических основ управления, высокой управленческой культуры.

    Одними из первых российских исследователей данной проблемы являются Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский, которые обозначили основные направления психологии управления: социально – психологические аспекты производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров. Дальнейшее развитие данной проблемы была развита А.Г. Ковалевым. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения.

    Наиболее актуальной задачей психологии управления в современных условиях является разработка критериев эффективности работы руководителя трудового коллектива и определение профессионально важных качеств руководителя. Данная проблема исследовалась В.М. Шепелем, выделившим важность психолого-педагогических качеств руководителя, Л.В. Фаткиным, разработавшим системно-факторный подход. Наиболее современные подходы по определению профессионально важных качеств руководителя разработаны Р.Л. Кричевским.

    Объектом исследования данной работы является - психологические качества личности руководителя.


    Профессионально важные психологические качества руководителя

    Диагностика и прогнозирование оптимальной личности руководителя – проблема, не решенная с точки зрения психологии до сих пор. Трудность заключается в том, что в условиях чрезвычайно быстрого технического и экономического развития не представляется возможным точно определить условия оптимального поведения в ситуациях, которые в настоящий момент еще неизвестны и прогнозировать которые весьма сложно.

    Кроме того, разработка универсального набора требований к личности эффективного руководителя затрудняется существованием различий в понимании сущности хорошего руководства, его критериев, целей, преобладающих методов.

    В профессиограмме руководителя, разработанной В. М. Шепелем, были выделены специфические личностно – деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами:

    коммуникабельность - умение быстро устанавливать контакт с людьми;

    эмпатичность - умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;

    способность к психоанализу, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;

    стрессоустойчивость, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

    красноречивость - умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;

    визуальность - внешняя привлекательность личности.

    Наиболее удачным нужно признать подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:

    1. высокий профессионализм. Каковы бы ни были организаторские качества руководителя, все-таки главным для него был и остается высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности. В этом - основа формирования и поддержания авторитета руководителя, от этого зависит качество выполнения порученных заданий;

    2. ответственность и надежность. Дефицит этих управленческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной действительности, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности. В настоящее время весьма актуальными, направлениями деятельности будут следующие два. Во-первых, возрождение лучших традиций российского предпринимательства, среди которых слово, данное руководителем, как синоним ответственности и надежности. Оно считалось самым важным мерилом человеческих качеств и сути служебных взаимоотношений. Во-вторых, важным направлением деятельности является изучение и внедрение передового зарубежного опыта;

    3. уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Ее проявление находит живой отклик у подчиненных. Во-первых, потому, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться. Тем самым создается соответствующий эмоциональный настой у подчиненных. Во-вторых, уверенность руководителя по закону психологического заражения передается подчиненным, и они действуют соответствующим образом. Поэтому руководителю, как бы ни складывались обстоятельства, следует всегда держать себя достаточно спокойно и уверено.

    В-третьих, уверенность руководителя в себе важна при его контактах с другими руководителями равного или более высокого положения. Сомнительно, чтобы колеблющийся, мечущийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие и достойно представить и защитить интересы своей организации.

    При влиянии на подчиненных явно недостаточно опоры лишь на властные, должностные полномочия. Влияние должно обязательно подпитываться эмоциональным, психологическим компонентом. Только в этом случае руководитель может рассчитывать на отдачу подчиненных. Кроме того, любое влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных;

    4. самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных. Как бы хороши ни были заместители и консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конкретное решение он должен принимать сам.

    Развитие этого качества требует известных пределов, за которыми независимость переходит в волюнтаризм и самодурство. Руководитель, не замечающий этих рамок в проявлении самостоятельности, подрывает эффективность своей управленческой деятельности, создает нервозную обстановку и в организации, и в отношениях с вышестоящим руководством;

    5. способность к творческому решению задач, стремление к достижениям. Здесь мы вплотную касаемся проблемы интеллекта руководителя. Как отмечал известный психолог Б.М. Теплов в работе «Ум полководца», у человека существуют как бы две разновидности интеллекта: теоретический и практический. Для руководителя большое значение имеет именно практический интеллект, то есть способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности. Представляет интерес проблема зависимости интеллекта руководителя и эффективность его деятельности.

    В стремлении к достижениям отражена фундаментальная потребность в достижении цели. Особенностями руководителей, стремящихся к достижениям, являются следующие:

    * для них наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы;

    * они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем;

    * они хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с задачами;

    6. эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими, независимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые отношения. Доказано, что в большинстве случаев эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах, а тем самым и его управленческую активность.

    Важно уметь сбрасывать эмоциональное напряжение. Ведь руководитель - живой человек, он может раздражаться, негодовать, предаваться унынию. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их часто ведет к неврозам и к различным психосоматическим заболеваниям. Средства разрядки следует искать в структуре деятельности и досуга личности руководителя, формы которого чрезвычайно разнообразны. Здесь и рациональная организация управленческой деятельности, и отведение достаточного времени физическим упражнениям, прогулкам и физическому труду, и общение с друзьями и близкими, и наконец, всевозможные культурные увлечения (книги, музыкальные пристрастия, коллекционирование и др.).

    7. коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. По данным ряда авторов, управленец тратит на общение более 3/4 своего рабочего времени. Большинство руководителей считают, что главная причина, по которой способному управленцу не удается хорошая карьера, кроется в том, что он плохо взаимодействует со своими коллегами и подчиненными. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, активно взаимодействует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе коммуникабельности, общительности.

    В указанном наборе профессиональных важных качеств руководителя можно обнаружить различие с набором качеств, определенных в данной работе, на основании анализа современных критериев эффективного управленческой деятельности.

    Такое же различие можно проиллюстрировать и на примере наборов профессионально важных качеств для американских и японских руководителей.

    В результате обследования 1500 менеджеров американские исследователи выделили следующие качества:

    Выраженная способность к стратегическому планированию;

    Принятие оптимальных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении работников и ресурсов;

    Стремление увеличить число своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;

    Умение принимать решения творчески и рационально в условиях повышенного риска;

    Исключительная уверенность в собственных силах;

    Стремление иметь значительные права и нести большую ответственность;

    Смелое принятие решений, требующих определенных жертв;

    Стремление к самообучению в контактах и общении;

    Склонность к интуитивному предвидению и абстрактному анализу хода развития сложных процессов и критических ситуаций;

    Отношение к работе, как к главней ценности, в которую вкладываются все способности и силы;

    Концентрация внимания на решение проблем, а не выявлении виновников, желание работать с подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;

    Собственническое отношение к реализуемым идеям и результатам их внедрения.

    По итогам опроса президентов 41 крупной японской компании был получен свой набор качеств, которые должны быть присущи менеджерам высшего звена:

    А. Концептуальные способности и стандарты поведения:

    Широта взглядов, глобальный подход;

    Долгосрочное предвидение и гибкость;

    Энергичная инициативность и решительность, в том числе и в условиях риска.

    Упорная работа и непрерывная учеба.

    Б. Личностные качества:

    Умение четко формулировать цели и установки;

    Готовность выслушивать мнение других;

    Беспристрастие, бескорыстие и лояльность;

    Способность полностью использовать возможности сотрудника с помощью правильной расстановки и справедливых санкций;

    Личное обаяние;

    Способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем.

    В. Здоровье.

    Сравнивая приведенные перечни, можно заметить, что в деятельности японских руководителей в большей степени акцентируется внимание создании социально-психологических условий эффективной совместимости работников, а у американцев - на индивидуальной инициативе.

    2) умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;

    3) умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их решать;

    4) умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

    7) умение проявлять деловые качества предпринимателя:

    ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;

    Эти качества являются необходимой составной частью деятельности управленца.

    Здесь следует отметить факт некоторого расхождения указанных качеств и качеств, выявленных в данной работе, в результате исследования особенностей и содержания управленческой деятельности. Это подчеркивает противоречивость психологии управления и актуальность данной проблемы.

    При этом для создания универсального набора профессионально важных качеств руководителя, было проведено значительное количество исследований, нацеленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. Но оказалось при обобщении данных, что только 5 % выделенных качеств были общими для всех исследований. Чаще всего выделяют следующие черты:

    Интеллект, прежде всего как способность решать сложные и абстрактные проблемы, должен быть выше среднего, но не на самом высоком уровне;

    Инициатива, способность осознавать потребность к действию и соответствующие мотивы;

    Уверенность в себе, высокая оценка компетентности и уровня притязаний.

    Таким образом, при выявлении профессионально значимых качеств руководителя, речь в первую очередь идет о показателях общих способностей и мотивации. Эти же качества входят в состав профессионально важных свойств, выделенных Л.И. Уманским в результате изучения эффективных руководителей и организаторов, таких как:

    Психологическая избирательность (направленность на работу с людьми, интерес к ним);

    Психологический такт (в работе с людьми);

    Склонность к организаторской деятельности;

    Требовательность;

    Критичность;

    Практически - психологический ум (умение решать проблемы при работе с людьми).

    Принципиальная модель современного руководител я

    Руководитель, его личные качества сильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечивается прежде всего соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организации, самым главным из которых является человек.

    В связи с этим необходима разработка общей модели современного руководителя.

    Знания и умения руководителя.

    Современный руководитель во всём мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель = лидер + власть + стиль работы + карьера. Руководитель должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов организации и взаимодействия последних с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, уметь планировать и реализовывать планы.

    Личные качества руководителя. Руководителю необходимо иметь:

    жажду знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;

    упорство, уверенность в себе и преданность делу;

    нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;

    психологические способности влиять на людей;

    коммуникабельность и чувство успеха;

    эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;

    открытость, гибкость и лёгкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;

    внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;

    энергичность и жизнестойкость;

    склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;

    ответственность за деятельность и за принятые решения;

    потребность работать в коллективе и с коллективом.

    3. Этические нормы руководителя. Руководитель в своей деятельности руководствуется общепринятыми нравственными правилами и нормами.

    4.Личные ресурсы руководителя. Основными ресурсами руководителя являются: навыки и способности,информация и информационный потенциал, время и люди, которые он должен умело использовать.

    На эффективность управления могут влиять:

    способность управлять собой;

    разумные личные ценности;

    чёткие личные цели;

    упорный постоянный личный рост;

    навыки и упорство решать проблемы;

    изобретательность и способность к инновациям;

    высокая способность влиять на окружающих;

    знание современных управленческих подходов;

    умение обучать и развивать подчинённых;

    6. Ограничение саморазвития руководителя.

    К таким недостаткам следует отнести:

    неумение управлять собой;

    размытые личные ценности;

    смутные личные цели;

    остановленное саморазвитие;

    недостаточность навыка решать проблемы;

    недостаток творческого подхода;

    неумение влиять на людей и их консультировать;

    недопонимание особенностей, процессов управления;

    слабые навыки управления людьми и ресурсами;

    неумение обучать и устанавливать требование на саморазвитие;

    низкая способность формировать коллектив.

    На эффективное управление оказывает действие оперативная информация, коммуникации, т.е. способность обмениваться информацией. Руководитель должен понимать важность коммуникации, постоянно совершенствовать коммуникацию.

    Важнейшие функции руководител я

    Все же важнейшим требованием к руководителю любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим руководителем Вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык руководитель сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное.

    Кроме того, хороший руководитель должен быть и организатором, и другом, и учителем, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Руководитель должен знать условия, связывающие организацию и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности деятельности организации.

    Целеполагание и целеосуществление

    Как и всякая деятельность, работа педагога немыслима без целеполагания. Целевая деятельность - высшая степень ценности акта (жизнь, сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли), которая придает ценность личности, обусловливает ее этическую значимость. «Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть квалифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс»

    Профессионализм и инновации

    Профессионально-педагогическая компетентность включает в себя не только знание предмета. Она исключает отсутствие специальной подготовки или поверхностные знания. Однако для профессионального роста крайне важна постоянная педагогическая рефлексия. Немецкий философ Ф. Шеллинг рассматривал процесс воспитания как весьма длительный, постоянный. Он отмечал, что воздействие, которое составляет условие сознания, - это не отдельный акт, а нечто повторяющееся. Посто-янное воздействие, отмечает Шеллинг, требуется для того, чтобы вновь и вновь обретать ориентацию в интеллектуальном мире. Поэтому рефлектируется не бессознательная, а сознательная и свободная деятельность, которая лишь мерцает сквозь объективный мир. «Это постоянно продолжающееся воздействие есть то, что называют воспитанием в самом широком смысле слова; такое воспитание никогда не завершается, но, будучи условием постоянно действующего сознания, продолжается постоянно. Однако непонятно, как такое воздействие может быть необходимо постоянным, если для каждого индивидуума еще до того, как он становится свободным, не отрицается известное количество свободных действий...»

    Инновация (англ. innovation) - термин, который широко используется в социологии, В теории американского исследователя Р. Мертона, - это тип. индивидуальной адаптации, реакция индивида на нарушение культурного единства норм, когда индивид принимает цели куль-туры, но отвергает конституциональные средства их достижения. В современном лексиконе инновацией нередко называют всякое нововведение. «Образование не справляется с функцией воспроизводства, т.е. не осуществляет процесс социализации. Тогда естественным образом рождается инновационный опыт, теория и практика инновационной деятельности... Рождаются новые образцы».

    Лидерские качества руководител я

    Руководитель должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная задача руководителя – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего руководителя всегда заботят и интересы всей организации. Он стремится сбалансировать интерес группы, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, сочетать интересы организации с человеческими потребностями подчиненных.

    Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие – обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.

    В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые характерные черты, все же присущи лидерам различных стилей.

    Лидер предан своей организации, он не принижает свою организацию в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства.

    Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.

    Лидер любит людей. Если работа руководителя состоит в управлении людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

    Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

    Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: “Это не мое дело”. Если Вы ожидаете, что Ваши подчиненные энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело, когда Вас об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности организации.

    Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая информация, то правильное решение всегда лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.

    Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы.

    Справедливость – тоже важная черта лидера. Когда подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.

    Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим руководителям то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить когда они правы, и когда они неправы. Быть честным – это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага – фирмы и ее сотрудников – всегда должна быть превыше всего.

    Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.

    Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.

    Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

    Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера.

    Таким образом, личные качества руководителя сильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечивается, прежде всего, соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организации, самым главным из которых является человек. Руководитель должен быть лидером, достойным подражания.


    Заключение

    В заключении следует подчеркнуть, что российский рынок выявил потребность в новом типе руководителей - в "инновационных менеджерах", это не начальник в традиционном смысле этого слова, а партнер в своем коллективе. Его деятельность направлена на передачу знаний, групповое принятие управленческих решений, на формирование механизмов стимулирования эффективной работы. Он ведет коллектив к поиску новых целей, обеспечивает идентификацию каждого работника с целями организации. Инновационный менеджер достигает цели путем развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации сотрудников, постановке высоких честолюбивых целей, поиске, выявлении и использовании все новых инновационных возможностей внутри своей коммерческой организации.

    Основные требования рыночной экономики к труду современного руководителя позволяют считать его аналогичным труду менеджера фирм в странах, где уже сложились цивилизованные рыночные отношения. И вполне правомерным будет перенесение в российские условия наиболее эффективных форм и методов организации управления, присущих лучшим фирмам Запада и Японии.

    Основой управленческой деятельности являются общие принципы государственного управления, и она будет успешной только тогда, когда опирается на общие принципы, приемы и методы работы государственного аппарата.

    Профессионально значимые качества руководителя следует определять с учетом содержания и условий руководящей деятельности, с одной стороны и психологических особенностей конкретного руководителя - с другой, при этом руководитель является целостно – самобытной индивидуальностью.

    Результаты проведенного анализа позволили установить, что требования, предъявляемые к управленческой деятельности руководителя (менеджера), обусловлены сложным комплексом реальных условий и факторов. Они во взаимосвязи детерминируют управленческую деятельность руководителя на психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях. Социально-ценностные и личностно значимые требования руководителя являются наиболее важными в настоящее время.

    Сформированный на основе новейших достижений научного знания личностно - деятельностный подход позволяет руководителю осуществлять управленческие функции как самостоятельный приоритетный вид профессиональной деятельности. Ее оптимальное состояние достигается в рамках акмеологической модели, алгоритма и технологии. В конкретных управленческих ситуациях они наполняются конкретным содержанием.

    В психологии управления выделяют восемь основных групп качеств специалиста, составляющих мастерство управления:

    1) умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;

    2) умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;

    3) умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их решать;

    4) умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

    5) умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

    6) умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;

    7) умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;

    8) умение практически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

    Эти качества являются необходимой составной частью деятельности управленца и определяют значимые психологические качества руководителя. Однако в профессиограмме они в полной мере еще не представлены.

    Поскольку в жизни организаций все больше требовательности и нестабильности, им необходимы в качестве руководителей более способные люди. Поэтому от менеджера во все большей степени требуется способность опираться на самого себя, учиться с большей ответственностью относиться к себе, своей карьере и потенциалу. Ответственность за себя, таким образом, увеличивает полезность каждого менеджера, его могущество и способность уцелеть, а организация получает важный ресурс, который будет оставаться ценным и в будущем. Этому способствует отмеченная в данной работе методика саморазвития менеджера.

    Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будут способствовать появлению корпуса управленцев нового типа, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий и организаций, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора.

    Список использованной литературы

    1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию М. Международная практическая академия, 1995.

    2. Дружинин В., Коваленко Г. Руководитель корпорации - новый социально-психологический тип личности //Российский экономический журнал. 1994. №12 (с данными зарубежных исследований).

    3. Друкер Питер Ф. Эффективный управляющий. М., 2000.

    4. Забродин Ю.М. Модель личности в психодиагностике (для практических психологов) М., 2003.

    5. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 1993.

    6. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.

    7. Курицын А. Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М., 1994.

    8. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. М., 1995.

    9. Машков В.И. Психология управления – СПб., 2000.

    10. Малышев К.Б. Психология управления Научно – методическое пособие М. ПЕР СЭ, 2000.

    11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М, 2001.

    12. Обозов Н.Н. Психология делового общения. СПб.: Прикладная психология, 1993.

    13. Таранов С.П. Золотая книга руководителя: законы, советы, правила. М., 1993.

    14. Травин В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия М. Дело, 2000.

    15. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 2001.

    16. Урбанович А.А. Психология управления Учебное пособие Минск Харвест, 2001.

    17. Хьелл Л. Зиглер Д. Основные положения, исследования и применения Теории личности Санкт-Петербург Питер, 1999.

    Для того, чтобы, действительно, соответствовать должности руководителя, человек должен иметь ряд качеств, которые бы делали его в глазах подчиненных важной особой. Ведь то как начальник себя ведет и какими особенностями характера и поведения обладает, напрямую определяет отношения с коллективом. В данной статье рассмотрим личностные качества руководителя, какими они должны быть.

    Какие качества должны быть присущи руководителю?

    Начнем, пожалуй, с того, что любой руководитель должен идеально знать свою работу. Он обязан четко понимать всю суть деятельности предприятия или организации, которой он руководит. Это важный критерий, позволяющий быть в курсе всех событий и тем самым не оказаться в неловкой ситуации. Данная особенность, конечно, больше относится к профессиональны качествам, но тем не менее она определяется личность в целом.



    Очень важно, чтобы руководитель обладал такими качествами, как справедливость и объективность. Поскольку в коллективах, среди подчиненных очень часто возникают спорные вопросы, которые зачастую переходят в конфликты и тем самым снижают качество работы. Роль руководящего в этом случае должна быть таковой, чтобы не ущемляя чьи-либо интересы, вернуть в коллектив порядок, при этом справедливо наказывая или поощряя подчиненных.

    Отзывчивость

    Отзывчивость и понимание – это те качества, которые помогут сохранить авторитет среди подчиненных. Разумеется, роль руководителя – это организация и контроль рабочего процесса, в первую очередь. Но, не будет лишним интересоваться жизнью людей, которые работают рядом. Отзываться на любые просьбы (адекватные) может не каждый руководитель, зачастую такие темы остаются без внимания, если они не имеют прямого отношения к работе. Но это не правильно, потому как такое «холодное» отношение будет сопровождаться непониманием и неуважением.


    Любой руководитель должен обладать организаторскими способностями. Это должно проявляться на всех этапах работы. Целеустремленность и желание идти до конца в достижении цели – это так же необходимые черты, которые пригодятся хорошему руководителю. Для хорошей налаженности работы, необходимо уметь создать в коллективе дружественную атмосферу, а это задача не из простых, но она под силу человеку требовательному и тактичному.

    Безусловно, личность, не обладающая лидерскими качествами, вряд ли когда-то станет руководителем. При этом лидером человек должен быть не только в компании знакомых, но и среди тех, кто еще ничего о нем не знает. Только такой руководитель сможет полноценно организовывать работу и разумно управлять рабочими, при этом решая все вопросы без особого труда.

    Грамотность

    Руководитель обязан иметь хорошо поставленную, грамотную речь. Умение правильно преподнести и изложить информацию очень важно. Любой авторитет спадет до уровня «0», если человек, занимающий пост руководителя, на поставленный вопрос, к примеру, начнет в ответ говорить тихо, невнятно или вовсе уходить от ответа. Руководитель должен не бояться публичных выступлений, уметь излагать свои мысли таким образом, чтоб они были доступны и понятны каждому.

    Отличительной особенностью настоящего руководителя должна быть работоспособность. Никто не спорит, что это качество должно быть присуще всем работникам, но руководитель должен трудиться больше всех.

    Для того, чтобы в коллективе была дисциплина, руководитель должен быть дисциплинированным и сам. Только так можно добиться ответной реакции подчиненных.

    Если человек по натуре не способен до конца довести начатое или же при первом «поражении» впадать в депрессию, то его место не на руководящих должностях. Человек, стоящий «у руля» просто обязан добиваться поставленных целей, при этом руководствуясь интересами предприятия.

    Высокая самооценка должна быть присуща руководителю. Речь не идет о каком-то эгоистичном мировоззрении. Человек должен объективно оценивать свои профессиональные качества и гордиться ими, подавать пример. Разумеется, эти качества должны присутствовать в процессе рабочем, а не только в голове человека. Поскольку неуверенность в своих силах никогда не приносила пользы, а тем более успеха в чем-либо.


    Что еще хочется сказать про личностные качества руководителя? А то, что ко всему прочему он должен быть оптимистом. Да,да! Это важно. Вера в себя, в людей, которые трудятся на благо предприятия – играет огромную роль в процветании дел.

    Вывод

    Никто не говорит, что руководителем быть просто. Но, если уж выпала такая доля, то нужно стремиться соответствовать данному статусы. При этом чему-то учиться, что-то корректировать в своих качествах.

    Успех всего предприятия напрямую зависит от того, кто стоит во главе. Образование, уровень профессионализма, опыт работы – важные показатели, но без правильных личностных качеств, они не играют никакой роли.