Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Развитие лидерских компетенций. Что можно корректировать и вырабатывать. Постоянные активные действия

    Развитие лидерских компетенций. Что можно корректировать и вырабатывать. Постоянные активные действия

    Общие сведения

    Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

    В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

    2. Структура интервью;

    1. Установление контакта. Задача интервьюера - создать хорошее впечатление о компании, дать возможность соискателю расслабиться.

    2. Краткий (5-20 мин) разговор о компании.

    3. Непосредственно собеседование: кандидат отвечает на вопросы и выполняет ряд ситуационных задач.

    4. Кандидату предоставляется возможность задать интервьюеру интересующие его вопросы.

    5. PR вакансии (этап может отсутствовать, если кандидат не интересен компании).

    6. Обсуждение алгоритма дальнейшего взаимодействия

    2.2 Отличие интервью от собеседования;
    3. Виды интервью;

    Виды интервью

    По степени формализации

    · Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

    · Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

    · Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

    По стадии исследования

    · Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.



    · Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

    · Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

    По количеству участников

    · Индивидуальное интервью - интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

    · Групповое интервью - интервью, в котором участвует более двух человек.

    · Массовое интервью - интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

    Структурированное интервью

    Для этого типа интервью HR-менеджер предварительно разрабатывает специальные вопросы, чтобы получить информацию о компетенции сотрудника, его соответствии требованиям занимаемой должности с учетом специфики и стратегии предприятия. В ходе такого интервью проверяется стрессоустойчивость претендента, наличие у него лидерских качеств. Кроме того, интервьюер по ходу общения делает для себя выводы о личностных особенностях человека, обращает внимание на его позу, движения, жестикуляцию, мимику. Важно все: как человек строит свой рассказ, насколько хорошо владеет речью, умеет ли быстро переключать свое внимание. Интервьюер задает вопросы, которые помогают ему определить интересы и мотивацию соискателя, его потенциал как работника в конкретных условиях. Таким образом на этом типе собеседования ответы играют ключевую роль.

    Интервью по компетенциям

    Цель такого интервью – собрать поведенческую информацию о соискателе в ситуациях, имеющих отношение к будущей работе. Вопросы строятся таким образом, что предполагают развернутый ответ. Претендента просят описать одну-две истории на определенную тему из прошлого опыта, которые для интервьюера будут служить информацией о характеристике конкретного качества человека, например, умении взять ответственность на себя. Предлагая рассказать о других ситуациях, скажем, о поведении в конфликтной обстановке или работе в условиях, требующих выносливости, специалист по кадрам получает информацию, которая позволяет прогнозировать поведение кандидата в аналогичных случаях на новом месте.

    CASE-интервью

    Этот тип интервью предполагает серию стандартных вопросов-заданий, на которые каждый соискатель дает свой ответ. Фактически – это описание некоторой гипотетической ситуации с последующим вопросом, адресованным претенденту. Дав ответ, кандидат может продемонстрировать свою профессиональную пригодность, умение анализировать, расставлять правильные акценты, взаимодействовать с коллегами и подчиненными, находить выход из проблемных ситуаций. В зависимости от специфики открытой вакансии могут быть заданы «кейсы» на наличие креативности, способности мыслить нестандартно.

    Стресс-интервью

    На практике такой тип собеседования используется весьма редко, в крайнем случае, специалисты по кадрам позволяют себе несколько вопросов «провокационного» характера. Стресс-интервью практикуют в тех случаях, когда работа предполагается нестандартная, связанная с повышенными эмоциональными, физическими или интеллектуальными нагрузками. Специалисты отмечают, что для того, чтобы провести стресс-интервью на высоком уровне, необходима тщательная подготовка; кандидата желательно предупредить о том, какой тип собеседования ему предстоит. На практике умение человека «держать удар» нередко проверяется обыкновенной бестактностью, что не имеет ничего общего с профессионально продуманным методом выявления стрессоустойчивости.

    В действительности же опытный специалист должен оценить не реакцию соискателя на грубость, а его умение работать в сложных условиях. К примеру, имеет ли человек способность успевать руководить людьми и одновременно отслеживать ход производственных дел; или, испытывая давление руководителя, качественно выполнять работу, а также находить компромисс в сложных отношениях с коллегами, клиентами. Обычно смоделировать реальную рабочую ситуацию сложно, поэтому стрессоустойчивость оценивают, проводя собеседование в нестандартной обстановке, неудобных условиях, приглашая сразу нескольких претендентов-соискателей и т.д.

    В целом, как будет проведено интервью, зависит от специфики позиции, требований компании и от мастерства интервьюера. Результат собеседования зависит от уровня соответствия претендента ожиданиям работодателя.
    Существует много различных видов или стилей исследовательского интервью

    • Структурированное или стандартизованное интервью подразумевает, что дизайн проведения интервью контролируется интервьюером. Цель - донесение до всех респондентов вопросов в одинаковом контексте. Это означает, что каждый респондент подвергается влиянию таких же стимулов, как и другие.
    • Полуструктурированное интервью . Этот термин включает широкий диапазон примеров. Обычно он относится к контексту, в котором интервьюер располагает рядом вопросов, которые встроены в общую схему интервью, но последовательность вопросов он может варьировать. Зачастую вопросы имеют несколько более обобщенный вид, чем это обычно происходит в структурированном интервью. Кроме того, интервьюер обычно обладает определенной свободой задавать дальнейшие вопросы, которые являются реакцией на то, что интервьюер рассматривает как важные и значимые ответы.
    • Неструктурированное интервью . Интервьюер обычно располагает просто в виде списка темы или вопросы, которые часто называют планом интервью или памятной запиской. Стиль постановки вопросов, как правило, неформальный. Формулировка и последовательность вопросов варьирует от интервью к интервью.
    • Интенсивное интервью . Этот термин используют в качестве альтернативны неструктурированному интервью. Также используют термин этнографическое интервью , чтобы описать форму интервью, которая также более или менее синонимична неструктурированному интервью.
    • Качественное интервью . Для некоторых теоретиков этот термин обозначает неструктурированное интервью, но чаще это общий термин, который охватывает интервью и полуструктурированного, и неструктурированного типа.
    • Глубинное интервью . Как и термин «качественное интервью», этот тип иногда относят к неструктурированному интервью, но более часто его относят и к полуструктурированному, и к неструктурированному интервью.
    • Фокусированное интервью . Этот термин обозначает интервью, в котором преимущественно используются открытые вопросы, чтобы узнавать у респондентов о конкретных ситуациях или событиях, которые имеют отношение к ним, или интересны для исследователя.
    • Фокус-группа . Это то же самое, что и фокусированное интервью, но респонденты обсуждают конкретный вопрос в группах.
    • Групповое интервью . Некоторые теоретики рассматривают этот термин, как синоним фокус-группы, но можно провести различие между фокус-группой и ситуацией, когда члены группы обсуждают различные вопросы, которые могут иметь быть только частично связаны с основной темой.
    • Устное историческое интервью . Это неструктурированное или полуструктурированное интервью, в котором респондента просят вспомнить события из своего прошлого, и отрефлексировать их. Обычно имеет место целый кластер специфичных вопросов исследования, которые касаются конкретной эпохи или события, поэтому здесь присутствует некоторое сходство с фокусированным интервью.
    • Интервью истории жизни (биографическое интервью). Оно похоже на устное историческое интервью, но целью этого типа неструктурированного интервью является тщательный сбор информации о биографии каждого респондента.

    4. Поведенческое интервью (или интервью по компетенциям);

    Поведенческое интервью дает возможность выработать линию поведения кандидата в будущем. С этой целью задаются вопросы о предыдущих местах работы. Внимание должно сосредоточиваться на аспектах, касающихся вакансии. Вопросы формулируют так, что кандидату необходимо привести конкретные примеры: «опишите ситуацию, когда…», «приведите примеры того, как…», «опишите вашу роль в…» и т. д.

    Примеры вопросов:

    · Расскажите о вашей последней (нынешней) работе.

    · Опишите стандартные задачи, которые вам приходилось решать в течение рабочего дня на предыдущем рабочем месте?

    · Какие ваши главные успехи в работе?

    · Опишите наиболее интересный (наиболее успешный) проект, в котором вы принимали участие?

    · Расскажите о случае, когда вы нашли нестандартное решение проблемы.

    · Опишите ситуацию, когда вы приняли неправильное решение.

    · Расскажите о каком-либо конфликте на работе и как вы его разрешили.

    · Опишите ситуацию, когда вы не соглашались с мнением других. Что вы предприняли, чтобы прийти к согласию?

    Поведенческое интервью применимо для кандидатов из любой сферы деятельности. В ходе интервью рекрутер собирает полные поведенческие примеры (ППП) из опыта кандидата. Из каждого такого становятся ясны:

    · Ситуация , с которой кандидат столкнулся (situation);

    · Задача , которая стояла перед ним (task);

    · Действия , предпринятые кандидатом (action);

    · Результат , итог ситуации (result).

    Эти компоненты легко запомнить по аббревиатуре STAR - S ituation, T ask,A ction, R esult.

    Ключевые слова: поведенческий индикатор,компетенции, компетентность.

    Поведенческий индикатор

    Основой описания является поведенческий индикатор – наблюдаемый элемент поведения человека, указывающий на наличие у него определенных знаний, навыков, умений, опыта и убеждений (которые еще называют психологическими установками). То есть, проще говоря, именно поведение отвечает нам на вопросы: что человек умеет и во что он верит.

    Для примера возьмем индикатор «приходит на работу вовремя». Вроде бы простейшее действие. А на самом деле для того, чтобы оно было осуществлено, должно быть выполнено несколько условий. Человек должен знать адрес офиса и расписание рабочего дня. Обладать рядом навыков, в том числе, просыпаться от звонка будильника. Уметь выбрать маршрут. Иметь опыт прохождения этого маршрута, так как именно опыт позволяет выявлять риски и избегать непредвиденных ситуаций. И, что очень важно, он должен верить в то, что прийти на работу вовремя нужно и полезно для него лично. Иначе поведение не проявится.

    Компетенция

    Естественно, что в различных организационных ситуациях любой сотрудник проявляет большое количество поведенческих индикаторов. Поэтому, для того чтобы составить комплексное описание желательного поведения, мы выделяем ситуации, эффективное решение которых выгодно организации. К ним можно отнести участие в совещаниях и их ведение, принятие решений, общение с коллегами, руководителем и подчиненными и т.п. Некоторые действия людей в этих ситуациях приводят к успеху, некоторые к затягиванию времени и неудачам. Соответственно, мы анализируем, какие именно действия оказывают влияние, и описываем их с помощью индикаторного подхода.

    Далее индикаторы объединяются в группы по принципу достижения результата в определенной области: коммуникации, мышлении и принятия решений, управлении людьми и т.п. Таким образом, получается описание комплекса поведенческих проявлений в одной области, которое называется компетенцией.

    Важно, чтобы каждая компетенция имела свою цель. То есть, ее проявление должно отражаться на конкретных производственных процессах и, как следствие, экономить или зарабатывать деньги для компании.

    Например, для эффективности компании критически важно, чтобы сотрудники качественно обменивались информацией. Поэтому мы сводим в компетенцию «Коммуникация» поведение, которое способствует такому обмену: высказываться, применять общедоступную терминологию, задавать вопросы, отвечать на вопросы.

    Виды компетенций

    Описание требований к поведению сотрудников с помощью индикаторов оказалось настолько удобным и объективным, что постепенно к компетентностному способу переходят и создатели профессиональных стандартов. Сейчас появляются модели компетенций инженеров, юристов, бухгалтеров и т.д. Такие компетенции, имеющие прямое отношение к определенной профессии, называют «техническими» или «профессиональными».

    Другую группу компетенций называют «корпоративными». Эти компетенции устанавливают стандарт того, как сотрудники должны вести себя по отношению к компании, руководителям, подчиненным и друг другу.

    Иногда в отдельную группу выделяют «личностные» или «базовые» компетенции, которые описывают способ мышления человека и то, как он принимает решения.

    Следующим шагом является объединение компетенций в единую систему, которая называется моделью компетенций.

    Например, работая над моделью управленческих компетенций, мы стремились описать аспекты, которые определяют качество руководителя и отражаются на том, как работает подчиненная ему система. В итоге мы выделили следующие компетенции:

    Коммуникация;

    Постановка задачи и обеспечение исполнения;

    Управление взаимодействием;

    Участие во взаимодействии, исполнение правил и регламентов;

    Системность, структурированность и гибкость мышления, качество логических решений, обучаемость;

    Понимание бизнеса и лояльность;

    Планирование и прогнозирование;

    Целенаправленность, самостоятельность и ответственность;

    Инициативность, инновационность и действия в условиях изменений;

    Часть компетенций в этой модели относится к профессиональным, часть к личностным, часть к корпоративным. Таким образом, это комплексное описание поведения человека, приводящего к результатам в различных областях.

    5. Компетенция лидера;

    Список оптимальных лидерских компетенций

    1. Готовность взять на себя ответственность за коллектив.

    2. Готовность отвечать за коллективный результат даже

    в случае провала.

    3. Предпочтение общего результата личному.

    4. Позитивное отношение к людям.

    5. Обучаемость, стремление развиваться.

    6. Не боится сильных подчиненных.

    7. Умение и готовность вдохновлять.

    8. Умение слышать других.

    9. Готовность и способность учить других.

    10. Эксперт или отличный управленец.

    11. Умение организовать других.

    12. Собственная точка зрения.

    13. Готовность к непопулярным решениям.

    14. Стрессоустойчивость.

    15. Отсутствие стремления самоутверждаться за счет других.
    6. Компетенция менеджера;

    Развитие лидерских компетенций. Компетенции лидера. Если вы в настоящий момент не имеете управленческого опыта, но есть желание получить повышение и стать руководителем, имеет смысл определить, что необходимо сделать для дальнейшего продвижения.

    Руководитель это в первую очередь лидер, который определяет, куда движется его подразделение, ставит задачи, вдохновляет команду на новые достижения. От того насколько развиты лидерские качества, будет зависеть, сможете вы стать руководителем или нет. Нужно помнить, что ответственность за развитие, в первую очередь лежит на вас. Существует несколько подходов к развитию компетенций:

    • самостоятельная работа;
    • опыт коллег;
    • опыт наставника.

    В качестве основных компетенций лидера, рассмотрим следующие компетенции:

    • ориентация на результат;
    • профессионал в своей области;
    • активный подход к сотрудничеству.

    Компетенция ориентация на результат

    Характеристика

    Одним из основных критериев при рассмотрении кандидата на повышение, это уровень выполнения текущих показателей. Самый успешный сотрудник, который регулярно выполняет поставленные задачи, становится первым, кого будут рассматривать на должность руководителя. Данный критерий не является исключающим, но имеет существенный вес при принятии решения.

    Данная компетенция проявляется в стремлении соответствовать стандартам компании, регулярных действиях, направленных на улучшение качество работы, разработке новых подходов для достижения целей, выполнении поставленных задач на протяжении длительного периода времени.

    Как говориться сотрудник ищет способ решения задачи, а не оправдания, почему это невозможно. Именно способность мотивировать себя на поиск решения, а также поддержания настроя, характеризует развитие данной компетенции. Сотрудники, демонстрирующие высокий уровень развития данной компетенции являются лидерами команд.

    Для развития данной компетенции необходимо выработать алгоритм, по которому вы сможете эффективно действовать. Алгоритм заключается в следующем.

    Вы должны представлять, что вам необходимо сделать и в какой срок. Для этого предварительно необходимо оценить, правильно вы понимаете задачи, которые перед вами стоят.

    Оперативное отслеживание изменений относительно выполнения задачи так и изменений в окружающей обстановке.

    Расставлять приоритеты. Нужно исходить из того, что на всё не хватит времени, в таком случае вам необходимо будет делать выбор. Лучше если у вас сразу будет составлен список задач с расставленными приоритетами. Помимо этого, самые важные задачи, часто для нас не приятны в выполнении, следованию списка, не позволит их откладывать на потом. В управлении временем это часто называют «Поедание лягушки».

    Определите свои цели на месяц, неделю. Если задачу невозможно выполнить за один подход, разложите на несколько этапов. Регулярно подводите итоги выполнения.

    Обучение на опыте коллег

    Обучение на опыте руководителя

    Обговорите со своим наставником, цели, которые вы поставили. Составьте график обсуждения. Обсуждайте варианты достижения.

    Компетенция профессионал в своей области

    Характеристика

    Следующий критерием при оценке кандидата на уровень развития лидерский компетенции и способность стать руководителем идет, профессионализм в своей области. Является ли сотрудник передовиком в той сфере, в которой работает?

    Если компетенция ориентация на результат больше соответствует вопросу «Что», то данная компетенция отвечает на вопрос «Как». Сотрудник демонстрирует высокие знания в сфере в которой работает, является экспертом по ключевым вопросам.

    Развитие через самостоятельную работу

    Определить набор знаний, которыми вы должны обладать работа на данной позиции, выявить зоны роста.

    В качестве своего роста, и наработки навыков, предложите руководителю стать наставником, для вновь принимаемых сотрудников.

    Зафиксируйте зоны роста и отслеживайте прогресс. Важно по итогам каждого месяца давать себе обратную связь, что сделано за прошедший период.

    Обучение на опыте коллег

    Запросите обратную связь у более опытных коллег, на тему, что вам необходимо развивать.

    Делитесь новыми знаниями с коллегами, полученными в рамках саморазвития, обсуждайте, что можно применить в вашей сфере, что нет.

    Используйте полученные знания в своей работе. Возможно не всё, что работает у коллег, даст результат вам. По необходимости откорректируйте. Регулярно задавайте себе вопрос, что можно еще улучшить?

    Попросите вашего руководителя стать вашим наставником. Аналогично определите контрольные точки, в которых вы будите измерять прогресс выполнения ваших задач и получать обратную связь.

    Фиксируйте темы, которые изучаете и результат по ним.

    Компетенция активный подход к сотрудничеству. Выстраивание коммуникации м/д сотрудниками

    Характеристика

    Руководителю необходимо решать не только свои задачи, но и задачи команды и компании в целом. Делать это необходимо в рамках ограничений, которые есть со стороны других подразделений и корпоративной политики компании. Именно поэтому важно как сотрудник взаимодействует с коллегами.

    Оценивается, насколько сильно сотрудник вовлечен в цели команды и компании. Как происходит взаимодействие с сотрудниками других подразделений. Насколько эффективна коммуникация, как происходит распределение приоритетов. Можно говорить, что компетенция развита на высоком уровне, если сотрудник умеет выстраивать качественную коммуникацию, с другими подразделениями, способен оценить важность целей команды и поставить их выше индивидуальной цели, прикладывать все силы для достижения общекомандной цели. Умеет выстраивать правильную коммуникацию с коллегами, на основании анализа типа личности.

    Развитие через самостоятельную работу

    В процессе работы вы регулярно общаетесь и взаимодействуете с коллегами. В ваших силах повысить качество коммуникации. Определите, с кем у вас возникают сложности в общении, проанализируйте причины. Подумайте, как можно их улучшить.

    Попробуйте выйти за рамки делового общения, выстраивайте с коллегами неформальное общение. Это вам в дальнейшем пригодится т.к. хороший руководитель в общениях с командой, часто выходит за уровень формального общения. Это позволяет сокращать дистанцию и создавать инструмент нематериально мотивации.

    Составьте список коллег, с которыми вы регулярно взаимодействуете. Попробуйте дать несколько характеристик им. Некоторые особенные черты. Если у вас не хватает информации, попробуйте её уточнить в не формальной беседе. Чем интересуются ваши коллеги, какие у них хобби. Чем любят заниматься в свободное время.

    Читайте дополнительную литературу, которая позволит вам быть интересным в общении.

    Обучение на опыте коллег

    Понаблюдайте, кто из вашего окружения находит общий язык со всеми. Поинтересуйтесь, как ему это удается.

    Обучение на опыте руководителя

    Уточнить у своего руководителя понимание идеальной командной работы. Что он думает по этому поводу. Попросите его рассказать, что необходимо делать вам, чтобы стать идеальным командным игроком?

    В настоящий момент многие компании составляют индивидуальные планы развития сотрудников, стимулируя их к развитию. В зависимости от профиля должности, определяется свой набор компетенций. Важно помнить, что за развитие несет ответственность сам сотрудник. В первую очередь именно он должен быть заинтересован в дальнейшем развитии.

    Вконтакте


    Лидерство. Одно и то же слово разными людьми может пониматься по-разному. Иногда это приводит к долгим спорам, хотя собеседники говорят об одном и том же с разных сторон. А иногда как раз могут говорить о разных вещах…

    Например, слово «собачка».

    • Собачка – это домашнее животное, с хвостом, иногда лает…
    • Собачка – это странный такой символ `@` в адресе e-mail…
    • Собачка – это такой пиптык в замке, иногда она заскакивает…
    • Собачка – это часть застёжки-молнии…
    • Собачка – это деталь храпового механизма…
    • Собачка – это такая игра…

    Теперь давайте представим ситуацию - встречаются два человека:

    Ну и что вы скажете о собачке?

    О! Она меня постоянно тревожит!

    Нет, западает!

    Иногда именно так и выглядит обсуждение в наших группах. Поэтому я решил прояснить некоторые термины, которые часто употребляются в темах.

    Предлагаю начать со слова `Лидерство`. Последнее время много статей о лидерах, об успехе и в противовес о неудачниках, о рабах…

    А прояснять слова я предлагаю, используя компетенции.

    Если посмотреть на компетенции с точки зрения рекрутера:

    Компетенция – свойство личности, оно важно для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции. Компетенцию можно измерить через наблюдаемое поведение.

    Хотя работа и занимает большую часть нашей жизни, предлагаю расширить рамки, и смотреть на компетенцию шире. Главное – наблюдаемое поведение, которое можно измерить!

    Компетенция Лидерство .

    • мотивирует других на достижение намеченных целей,
    • использует соответствующие межличностные стили и методы при управлении группами или отдельными людьми (подчиненными, равными по положению, вышестоящими)

    Как можно наблюдать такое свойство личности?

    Воодушевляет других своими действиями и энтузиазмом для успешного достижению цели

    Отмечает и поощряет удачные действия подчиненных

    Использует различные способы мотивации в зависимости от индивидуальных особенностей подчиненных

    Регулярно поощряет наиболее эффективных работников

    Мотивирует на выполнение задачи, увязывая воедино интересы сотрудника и организации

    Применяет разные стили руководства в зависимости от ситуации

    ========================================================

    Предлагаю обсудить данную компетенцию. Можете выбрать любой из вопросов, который вам АУКНУЛСЯ!

      • Может ли лидер работать на кого-то? Или только на себя?
      • Обязательно ли у лидера должны быть подчиненные? Или как еще их можно назвать (***)?
      • Можно ли назвать подчиненных (***) лидера неудачниками?
      • Идут ли слова `Лидер` и `Успешный` в связке? Может ли лидер быть неуспешным?
      • Какие отношения лидер выстраивает со своими подчиненными (***)? Может ли он назвать их рабами с рабской психологией?

    Возможно полезен будет тест

    Менеджеры и руководители заинтересованы в развитии компетенций, необходимых им, чтобы стать более эффективными лидерами. Доктор философии, профессор лидерства и организационной психологии Рональд Э. Риггио предлагает свой топ-9 лидерских компетенций, основанный на собственных исследованиях и научной литературе.

    1. Социальный интеллект. Социальный интеллект достаточно широк, но, говоря в целом, это понимание социальных ситуаций и их динамики, способность эффективно работать в различных социальных ситуациях. Социальный интеллект является критически важными для эффективного руководства.

    Как его развивать? Общаться с самыми разными людьми, бывать в различных социальных ситуациях, работать над развитием вашей социальной восприимчивости и способности участвовать в разговоре.

    2. Навыки межличностного общения. Коммуникабельность можно рассматривать как составляющую социального интеллекта.

    Как развивать навыки межличностного общения? Станьте активным слушателем, работайте над речью, над вашими личными отношениями с друзьями, родственниками и другими значимыми для вас людьми. Эти навыки будут полезны для построения отношений на рабочем месте.

    3. Эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект является нашей способностью общаться на эмоциональном уровне, понимать эмоции и эмоциональные ситуации, быть в гармонии с нашими собственными эмоциями. Это понятие связано с понятием «харизма руководителя».

    Как развивать эмоциональный интеллект? Практикуйтесь в чтении невербальных сигналов других людей, особенно эмоциональных. Научитесь регулировать и контролировать свои эмоции и эмоциональные всплески. Учитесь выражать эмоции соответствующим образом.

    4. Благоразумие. Синоним благоразумия в данном контексте - мудрость. Речь идет об умении видеть чужие точки зрения и быть открытыми для других мнений.

    Как развивать благоразумие и дальновидность? Слушайте других. Работайте над тем, чтобы быть более открытыми для других взглядов. Научитесь интересоваться чужим мнением и учитывать его при выборе курса действий.

    5. Мужество. Или - стойкость. Имейте мужество идти на оправданный риск, постоять за то, во что вы верите, делать то, что считаете правильным.

    Как развивать мужество? Это требует некоторых усилий. В основе - разработка и следование собственным (личным) сильным ценностям. Если вы действительно цените что-то или кого-то, вы будете иметь мужество, чтобы придерживаться ваших принципов (или принципов вашей компании, команды и т.д.).

    6. Управление конфликтами. В основе - высокий уровень межличностного общения, подразумевающий, в том числе и помощь коллег, чтобы избежать или решить межличностные конфликты. К лидерам часто обращаются с просьбой вынести решение, когда в команде есть конфликт, но талант лидера заключается и в том, чтобы уметь избежать или разрешить и собственные конфликтные ситуации.

    Как развивать навыки управления конфликтами? Есть курсы и семинары, которые помогут вам понять и изучить стратегии управления конфликтом. На них учат налаживать сотрудничество между конфликтующими сторонами, искать обоюдный выигрыш или идти на компромисс (каждая сторона должна быть гибкой и отказаться от чего-то).

    7. Принятие решений. Одной из ключевых компетенций руководителей является способность принимать правильные решения и грамотно вести процесс принятия решений. Есть лучшие и худшие способы принятия решения, и хороший лидер понимает, когда нужно прибегнуть к тому или иному варианту, когда проконсультироваться с коллегами, а когда пришло время сделать шаг назад и дать возможность решать другим.

    Как развивать навыки принятия решений? Анализируйте, когда после принятия решения что-то пошло не так, изучайте успешный опыт, чтобы отточить эти навыки. Мы часто узнаем больше из наших ошибок, чем от наших успехов.

    8. Политические навыки. Посмотрим правде в глаза. Каждая группа или организация, по своей сути, полна «политиканства». Люди будут пытаться согнуть правила, заполучить союзников, протолкнуть их личные проекты и т.д. Эффективный лидер является хорошим политическим игроком, который знает, как идет игра, но также может направлять политическое поведение так, чтобы это не привело к краху.

    Как развивать политические навыки? Как и другие лидерские компетенции, политические навыки изучаются через опыт и познание людей и социальной динамики.

    9. Навыки влияния. По своей сути, руководство - это влияние на других. Великий лидер является мастером общественного воздействия, он должен эффективно и справедливо «властвовать». Использование ваших межличностных навыков может сделать из вас гораздо более влиятельного лидера.

    Как развивать эти навыки? К примеру, пройти обучение в формате дебатов. Это помогает при принятии обоснованных, хорошо продуманных аргументов. Взгляд на вещи с другой точки зрения может помочь вам понять, чего собеседники хотят от переговоров, и позволяет сосредоточиться на беспроигрышных ситуациях.

    В основе большинства компетенций - не только личностный рост, но и умение грамотно выстраивать обратную связь с коллегами и подчиненными. Поэтому сегодня так широко востребованы различные системы управления персоналом , например, облачный сервис «Простой бизнес», которые помогают выстроить эффективную и оперативную обратную связь с каждым сотрудником.

    Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации Болдогоев Дмитрий

    Универсальная модель лидерских компетенций и ее определение

    Любой профиль, или модель компетенций, определяется исходя из ответа на два вопроса: какое поведение должен демонстрировать человек и какими компетенциями он должен обладать, чтобы это поведение успешно демонстрировать?

    Если вы читали другие мои книги, то, наверное, помните, что я обычно предлагаю читателям задания, которые позволяют или проверить свои знания, или самостоятельно найти решение. Поэтому мне сейчас хотелось бы предложить вам несколько кейсов, каждый из которых будет связан с одной или двумя компетенциями, необходимыми лидеру. Будьте честны с собой и постарайтесь их выявить самостоятельно (в конце вы найдете мои варианты решений).

    1. Представьте такую ситуацию: в коллективе затяжной конфликт, но по определенным причинам все решили не вовлекать руководителя в эту ситуацию. Сотрудники действуют по принципу «лебедь – рак – щука», хотя было бы лучше собраться всем вместе, обсудить вопрос и коллективно найти выход из ситуации. Найдется ли кто-то, кто поставит вопрос таким образом? Считает ли кто-нибудь, что необходимо помочь коллективу и он должен взяться за это дело?

    2. Не раз в беседе с сотрудниками подразделений, в которых не выполнили план или один из коллег поступал не должным образом, я слышала высказывания типа «Так это же Вася виноват, я-то при чем?» или «Я-то все сделал для выполнения плана, а вот они…» и им подобные.

    3. Честно говоря, я точно не поняла, почему возник конфликт интересов, но саму ситуацию запомнила хорошо. Слушала комментарии к велогонке во время Олимпийских игр. Комментатор назвал известного велогонщика, который мог занять первое место и получить золотую медаль, но пожертвовал этим и пришел только третьим, чтобы его команда заняла первое место. Команда получила первое место, а он не стал олимпийским чемпионом.

    4. «Кто ищет, тот всегда найдет…» Думаю, это действительно так. Если человек настроен видеть в других людях и их действиях преимущественно негатив, то он, скорее всего, и у своих подчиненных найдет недостатки и не будет видеть достоинств и станет чаще прибегать к кнуту, нежели к пряникам.

    5. Я заметила интересную особенность: продажники, переходя на руководящую должность, как правило, довольно легко и быстро адаптируются к новой роли. Почему? Потому что навыки коммуникации и умение разбираться в психологии, которые нужны руководителю, у них уже есть. Им только нужно перестроиться на применение основных навыков в продаже идей (читай – мотивации), навыков постановки цели визита – в целеполагании для подчиненных. Тем не менее адаптация не всем дается легко. А что уж говорить об объеме знаний и новых компетенций, нужных тем, кто становится руководителем в других сферах! Речь идет о компетенции, жизненно необходимой лидеру.

    6. Общаясь со своей знакомой, которая преподавала на курсах английского языка, я услышала интересное замечание: «Есть люди, которые предпочитают идти в группу, где средний уровень владения языком выше, чем у них. Они утверждают, что это их стимулирует. А другие, наоборот, предпочитают группу уровнем пониже, чтобы чувствовать себя в ней комфортно». Позже в одной книге по менеджменту западного автора я встретила такую фразу: «Руководители первого сорта набирают себе подчиненных первого сорта, а руководители второго сорта набирают себе подчиненных третьего сорта».

    7. Есть люди, которые могут убедить, вдохновить других, за ними хочется идти. Но это еще не все. Важно, чтобы те, кто умеет вдохновлять людей, делали это, а не предпочитали административно-командный стиль.

    8. У каждого из нас есть определенные фильтры, через которые мы пропускаем информацию из внешнего мира. Помните эпизод знакомства Шерлока Холмса и доктора Ватсона? Доктор Ватсон пытался определить род занятий Холмса, проанализировав уровень его подготовки в различных сферах. И был шокирован, когда понял, что Шерлок не знает о вращении Земли вокруг Солнца. На что тот ответил: «А чем, собственно, это поможет в моем деле?» Действительно, у всех нас есть свои фильтры восприятия. Но отличие руководителя в том, что он должен избегать такого фильтра, как… К сожалению, такое встречается часто и приводит к авторитарному принятию решения, и в результате многие идеи умирают, едва успев появиться на свет.

    9. «Легче сделать самому, чем объяснить». Многие руководители – настоящие профессионалы, эксперты в своем деле. Но вот научить своих подчиненных действовать правильно они не могут или не хотят. Если неумение учить в данном случае частично (подчеркиваю, только частично) можно компенсировать тренингами по наставничеству и коучингу, то нежелание компенсировать крайне затруднительно.

    10. Много раз в начале тренингов по менеджменту я провожу такое упражнение: даю командам (сколько их, зависит от размера группы) задание однозначно ответить на манипулятивный вопрос, потому что моя задача – вызвать жаркую и, как правило, бесполезную дискуссию (примеры вопросов: «Что важнее – материальная мотивация или нематериальная?», «Что лучше – устойчивый середняк или нестабильная звезда?» – и им подобные). При этом каждый участник получает карточку. Тот, у кого на карточке стоит плюс, должен за время дискуссии занять позицию лидера (кстати, лидер определяется тайным голосованием всех членов команды после окончания упражнения). Правда, таких карточек с плюсами обычно не одна, а две или три – в зависимости от количества людей в команде. Остальные должны вести себя как обычно, т. е. перед ними не стоит задача завоевать лидерство, но они и не должны отмалчиваться. Через десять минут дискуссия заканчивается и начинается голосование. Интересно, нередко лидером признают того, кто вообще не вытащил крестика. А когда мы начинаем обсуждать, по каким критериям каждый из членов команды выбирал лидера, то почти всегда говорят, что этот человек или лучше всех разбирался в вопросе, или лучше всех управлял обсуждением. Отсюда вывод…

    11. Есть люди, которые могут прекрасно организовать себя, генерировать идеи, встречающие одобрение большинства. Но вот как только возникает необходимость координировать работу других, распределить роли в команде, организовать процесс обсуждения, они пасуют.

    12. Несколько раз на совещаниях я сталкивалась с такой ситуацией: первым высказывался человек, который имел достаточный вес как профессионал или пользовался уважением по каким-то другим причинам. И это мнение все поддерживали. Но после совещания, обмениваясь мнениями, от коллеги я услышала высказывание, практически противоречащее тому, что было заявлено на совещании. На мой удивленный вопрос он ответил примерно так: «Ну что спорить, если мнение уже высказано. Мало ли что я считаю…»

    13. Несколько лет назад я помогала одному из своих клиентов разрешить сложившуюся ситуацию в одной из его розничных точек. Руководителем этой точки была поставлена успешная сотрудница, лояльная, пользующаяся уважением и доверием в коллективе. Она прекрасно знала свое дело, была хорошим наставником и очень креативно подошла к внедрению новых технологий. Но возникла проблема: расшаталась дисциплина, документация, которую должны были вести сотрудники, не велась. Эти и им подобные проблемки постепенно нарастали как снежный ком. Как вы думаете, какой компетенции лидера ей не хватило?

    14. Современный бизнес непредсказуем, часто приходится работать в условиях цейтнота, высокой неопределенности, принимать решения при недостатке информации, рисковать. Из истории можно вспомнить картину сражения: командир впереди на лихом коне. А теперь представьте, что этот командир растерялся, побледнел от страха, побежал.

    15. Наверное, вы в работе или частной жизни сталкивались с тем, что человек, у которого есть скрытые или явные комплексы, старается «укусить» других, показать себя лучше на фоне других, чтобы представить их в невыгодном свете или унизить.

    Найдите свои решения. Затем сравните их с моими вариантами лидерских компетенций. Думаю, в свете тех историй, которые вы прочитали, достаточно просто их перечислить.

    Список оптимальных лидерских компетенций

    1. Готовность взять на себя ответственность за коллектив.

    2. Готовность отвечать за коллективный результат даже в случае провала.

    3. Предпочтение общего результата личному.

    4. Позитивное отношение к людям.

    5. Обучаемость, стремление развиваться.

    6. Не боится сильных подчиненных.

    7. Умение и готовность вдохновлять.

    8. Умение слышать других.

    9. Готовность и способность учить других.

    10. Эксперт или отличный управленец.

    11. Умение организовать других.

    12. Собственная точка зрения.

    13. Готовность к непопулярным решениям.

    14. Стрессоустойчивость.

    15. Отсутствие стремления самоутверждаться за счет других.

    Довольно часто на тренингах по управлению потенциалом, аттестации и управлению персоналом я прошу участников самостоятельно сформулировать, какие компетенции необходимы лидеру. Обычно многие из тех требований, которые мы только что обсудили, участники называют, но при этом забывают об одном очень важном моменте. Попробую продемонстрировать это на примерах.

    Одна из сотрудниц бухгалтерии, будучи хорошим профессионалом, совершенно неожиданно на тренинге, развивающем коммуникативные компетенции и навыки работы в команде, проявила себя как яркий, харизматичный лидер. Эта история повторилась еще на нескольких корпоративных мероприятиях. В итоге она получила предложение стать руководителем секции. Все шло хорошо, но через некоторое время начались проблемы. Она вполне успешно могла бы справляться с этой ролью, но для нее приоритетна была семья, поэтому она стремилась минимизировать усилия и не задерживаться на работе. К сожалению, позиция лидера требовала прилагать гораздо больше сил и отнимала значительно больше времени, в том числе приходилось задерживаться после работы… В результате она с удовольствием вернулась на старую должность. Все кончилось хорошо, но в большинстве случаев несостоявшимся лидерам мешают отказаться от высокого поста амбиции, в результате и компания теряет хорошего сотрудника, и лидер из него не получается.

    В другом случае человек сам отказался от роли руководителя подразделения компании, работающей в сфере телекоммуникаций. Кандидат на роль руководителя, обладающий почти всеми перечисленными компетенциями, сказал: «Я прекрасно понимаю, что в качестве руководителя мне придется отдавать все свое время и силы работе, в результате я перестану расти как профессионал, а меня это не устраивает».

    Наверное, вы уже догадались, к чему я рассказала эти две истории. Слагаемые успеха в любой деятельности – это МОЖЕТ + ХОЧЕТ. Тему «может» мы уже обсудили, теперь важно определить, какие моменты, связанные с мотивацией и приоритетами человека, обязательны для того, чтобы рассматривать его как будущего лидера.

    Главное – это готовность и стремление стать лидером, желание руководить людьми. Очень важно отделить мотивацию сделать карьеру от желания получить заменители (в частности, больший доход, более интересные задачи, статус и многое другое, с чем в глазах многих соотносится высокий пост). Довольно часто я сталкивалась с людьми, которые говорили о желании карьерного роста. Но примерно в половине случаев (а может быть, и чаще) человеку нужен не карьерный рост, не позиция лидера, а заменители. Но есть и еще одна категория людей, которым карьерный рост просто не нужен, но им стыдно в этом признаться. Отказ от карьеры они рассматривают как эквивалент признания в том, что они не стремятся к развитию. На самом деле это не так. Но как же все-таки определить, нужна ли человеку карьера, ее заменители или ему просто стыдно отказываться от предлагаемой должности? Мы вернемся к этому вопросу, когда будем говорить об оценке лидерских компетенций.

    К тому же не забывайте, что мотивация, приоритеты и предпочтения человека с годами могут меняться, поэтому не стоит ставить крест на человеке, если он «может, но не хочет» в данный момент. Нужно вернуться к оценке его карты мотиваторов через какое-то время, например через полгода или год, но только в том случае, когда у него произошли какие-либо существенные изменения в жизни или работе.

    Первое условие мотивации: человек должен быть настроен управлять людьми и действительно стать руководителем. Очень важно убедиться в том, что кандидат в руководители имеет правильное представление о роли и функциях лидера. Нередко при анализе возможности выдвижения сотрудников на руководящие посты и интервьюировании кандидатов со стороны, которые искали более высокую должность, мне встречались люди, которые действительно стремились к карьерному росту именно как к управлению людьми, но на деле неверно представляли соотношение плюсов и минусов этой новой для себя работы. Как вы, наверное, догадываетесь, большинство видело плюсы, не осознавая, какие минусы и подводные камни их ждут на новом месте. Понятно, что мы видим то, что хотим видеть, к тому же играют свою роль и сложившиеся стереотипы типа «Карьера – это критерий успешного человека, не сделал карьеру – значит ничего не стоишь» и им подобные. Очень важно при анализе целесообразности продвижения того или иного сотрудника убедиться, что он правильно понимает, что его ждет, и действительно хочет этого. Если его представления ошибочны, то стоит их подкорректировать и дать человеку более полную или точную информацию.

    Второе условие: кандидат является носителем корпоративных ценностей или по крайней мере его убеждения не входят с ними в противоречие. Более конкретно этот вопрос мы рассмотрим, когда будем говорить о специфике модели лидерских компетенций применительно к конкретной организации.

    Из книги Assessment Center ,для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы автора Самара Николай Владимирович

    Подготовка методических материалов Assessment Center (модель компетенций, упражнения, инструкции, бланки, графики наблюдений) Данный этап стал одним из наиболее длительных и трудозатратных для команды организаторов. Существующая модель, состоявшая на тот момент из 14

    Из книги Компетентность в современном обществе автора Равен Джон

    Приложение 1. Универсальная модель компетенций (на примере ОАО

    Из книги План маркетинга. Служба маркетинга автора Мельников Илья

    Приложение 2. Модель компетенций для проведения

    Из книги Психология как бизнес. Как психологу раскрутить себя автора Черников Юрий Николаевич

    Модель компетентности и психологическая модель способностей Прежде чем перейти к дальнейшему обсуждению данной модели компетентности, рассмотрим ее фундаментальные отличия от многофакторной модели способностей, столь популярной в психологической литературе.

    Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

    Определение места (выбор рынка, определение сегмента) План маркетинга предполагает сегментацию рынка, а также изучение нового товара применительно к каждому сегменту или рынку, что позволяет определить круг потребителей, на который следует в первую очередь

    Из книги Аттестация персонала – путь к взаимопониманию автора Брижитт Сиван

    Модель 1.0 и модель 2.0 – найдите тысячу отличий Модель 1.0 – это модель старшего поколения, схема вчерашнего дня. В этом случае мы заканчиваем вуз, затем повышаем свою квалификацию до уровня тренера-психотерапевта, психолога-консультанта, потом становимся

    Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас

    Глава четвертая Рычаги, увеличивающие силу лидерских качеств Легенды Древней Греции рассказывают, что Архимед забывал о пище, подолгу не бывал в бане и готов был чертить везде. Однажды он соорудил систему блоков, с помощью которой один человек смог опустить на воду

    Из книги Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации автора Болдогоев Дмитрий

    Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

    Из книги Надежная база: лидерство для руководителей высшего звена автора Колризер Джордж

    Лидерские компетенции и их определение. Модель успеха в конкретной организации Светлана Иванова Любое дело начинается с постановки целей, ориентиров, определения того, куда именно мы будем двигаться. Могу сказать по опыту, что система управления потенциалом (Talent Management)