Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Календарь планирования в доу старшая группа. Виды театрализованной деятельности. Социально – личностное развитие

    Календарь планирования в доу старшая группа. Виды театрализованной деятельности. Социально – личностное развитие

    Анна Засыпкина
    Методическая разработка «Составление календарного плана в соответствии с ФГОС ДО»

    Пояснительная записка

    Данное электронное пособие предназначено для воспитателей может быть использовано методистом , старшим воспитателем для обучения молодых педагогов составлению календарного плана .

    Актуальность : В связи с открытием новых групп в детские сады приходят работать молодые воспитатели. Они отлично подготовлены теоретически, а на практике часто не знают, как составить календарный план в соответствии с ФГОС ДО . Кроме того, в каждом учреждении существуют свои нюансы оформления и последовательности.

    Цель данного пособия : научить молодых педагогов составлять план воспитательной работы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

    Задачи :

    Познакомить воспитателей с содержанием календарного плана ;

    Научить составлять календарный план воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО и комплексно-тематическому планированию .

    Описание работы со слайдами :

    № слайда Действия и возможный вариант пояснений методиста

    №1 Сегодня мы разберем составление календарного плана в соответствии с ФГОС

    №2 1. Календарный план начинается с титульного листа. Кликнув по строке, вы увидите образец титульного листа. В нем указывается группа (общеразвивающая или комбинированная, учреждение, учебный год, воспитатель, начало и окончание. /Щелчок/

    2. Список детей утверждается руководителем СП. /Щелчок/

    3. Деление детей на подгруппы производится в первых младших группах пополам, а в группах комбинированной направленности первую подгруппу составляют дети с нормой , вторую подгруппу – дети с ОВЗ. /Щелчок/

    4. Вы можете распечатать на свою группу режим дня, расписание НОД. /Щелчок/. Кликнув по строке, вы увидите образцы. /Щелчок/

    5. Экран звукопроизношения заполняется, начиная со средней группы. /Щелчок/

    6. Следующие составляющие календарного плана планируются на месяц . Комплекс утренней гимнастики на 2 недели можно взять у инструктора по физической культуре. Таким образом, должно быть два комплекса гимнастики на месяц. /Щелчок/.

    8. В работе с родителями указываются мероприятия на месяц из перспективного планирования на год . /Щелчок/

    табличной форме.

    В начале недели указывается тема и цель в соответствии с комплексно-тематическим планированием . /Клик/

    В первой колонке указывается число и день недели, во второй режимные моменты, в третей интеграция образовательных областей. /Щелчок/

    №4 Напомните их названия. /Щелчок после того как воспитатели назвали область/

    №5 Кликнув по надписи, вы увидите примерную структуру планирования воспитательно-развивающей работы. /Клик/

    №6 Давайте попробуем заполнить таблицу календарного плана . Находим колонку Совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. Групповая, подгрупповая работа. /Клик/

    №7 Выберете деятельность, которую можно запланировать на утро в этой колонке. А теперь проверьте себя. /Клик//Клик//Клик//Клик/

    №8 Посмотрите, как это будет выглядеть в плане . /Клик/

    №9 Выберете деятельность для индивидуальной работы. Проверьте себя. /Клик//Клик//Клик//Клик/

    №10 Помещаем в колонку Индивидуальная работа. /Клик/

    №11 Заполняем колонку Создание развивающей образовательной среды. Назовите ваш вариант. Проверим. /Клик//Клик//Клик//Клик/

    №12 Помещаем в колонку. /Клик/

    №13 Следующая колонка Взаимодействие с родителями и социальными партнерами. Выбирайте. Проверьте себя. /Клик//Клик//Клик//Клик/

    №14 Посмотрим на план . /Клик/

    №15 Как будем планировать НОД . Выбираем деятельность в соответствии с расписанием . Проверьте правильность своего выбора. /Клик/ /Клик/ /Клик//Клик/

    №16 Посмотрите на план . Аналогично планируется и другая организованная деятельность в соответствии с расписанием . /Клик/

    №17 Выбираем деятельность для прогулки. Групповая, подгрупповая работа. Проверьте ваш выбор. /Клик//Клик//Клик//Клик/

    №18 Посмотрите на план . Не забудьте запланировать еще и игру малой подвижности. /Клик/

    №19 Переходим к индивидуальной работе на прогулке. Выбирайте. Проверьте себя. /Клик//Клик//Клик//Клик/

    №20 Смотрим на план . /Клик/

    №21 Организация развивающей среды на прогулке. Что можно поместить в эту колонку? Проверьте. /Клик//Клик//Клик//Клик/

    №22 Посмотрите на план . На вечер планируется деятельность таким же образом как в утренний период. Не забывайте охватить все образовательные области и виды деятельности. Вторая прогулка планируется также как и первая . /Клик/

    №23 Поздравляю! Вы самостоятельно можете составить план .

    Календарное планирование в детском саду.

    Календарный план воспитательно-образовательного процесса в группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

    В основу ежедневного планирования кладется дело. Делом мы называем мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем зрительно воспринимаемый результат – выставка, игра, спектакль, концерт, альбом и т.д.

    Тема и цель дела могут быть подсказаны календарем знаменательных дат, планом образовательного учреждения, групповым календарем. Инициатива в выборе дел может идти от воспитателя, и детей. Часто дела соподчиняются сезону, общественным событиям.

    Работа в группе строится так, что каждый день завершается очередное дело . Претворение дел в жизнь может потребовать длительного времени - до 2-х недель, а может завершиться за короткий период - 1-2- дня. В младшем дошкольном возрасте планируются только краткосрочные дела. С возрастом длительность времени, необходимого на реализацию задуманных дел, может постепенно увеличиваться.

    Направление любого дела определяет ведущая образовательная деятельность, от которой строится интегрирование разных видов детской деятельности. в каждом деле предусматриваются все образовательные области, это гарантирует смену видов детской деятельности, а следовательно, и профилактику утомлении.

    Цели и задачи календарного планирования.

    1. Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.

    2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

    3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.

    Принципы календарного планирования .

    План должен:

    1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

    2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.

    3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.

    4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.

    5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

    6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

    7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

    8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности.

    Требования к оформлению календарного плана.

    1. План должен быть написан аккуратно, понятным подчерком.

    2. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана.

    3. План должен содержать следующие разделы

    Годовые задачи ДОУ;

    Режим дня группы;

    Расписание непосредственно образовательной деятельности;

    Ежедневные традиции группы;

    Еженедельные традиции группы;

    Список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, под списком указывается количество мальчиков и девочек в группе.);

    Условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы).

    4. План оформляется в соответствии с утвержденной формой планирования в соответствии с ГОСТом к структуре основной общеобразовательной программы.

    5. Нужно определить место для записей рекомендаций методиста.

    6. При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности; цель; вопросы; оборудование необходимое для организации детской деятельности.

    7. При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т. п., составленных педагогами группы.

    Организация работы.

    1. Основа планирования педагогического процесса зависит от программы воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада.

    2. Календарные планы составляются в соответствии с режимом дня группы, календарно – тематическим планированием, циклограммой совместной организованной деятельности в ходе режимных моментов.

    3. Календарный план составляется на неделю вперед (за исключением индивидуальной работы с детьми) .

    Ковалёва Наталья Николаевна методист КГКП «Центра эстетического развития ясли-сада №15 «Бобек»», Павлодарская область, г.Экибастуз.

    Сот.тел: 8 705 268 60 32

    Календарное планирование в ДОУ

    Календарный план воспитательно-образовательного процесса в группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

    В основу ежедневного планирования кладется дело. Делом мы называем мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем зрительно воспринимаемый результат – выставка, игра, спектакль, концерт, альбом и т.д.

    Тема и цель дела могут быть подсказаны календарем знаменательных дат, планом образовательного учреждения, групповым календарем. Инициатива в выборе дел может идти от воспитателя, и детей. Часто дела соподчиняются сезону, общественным событиям.

    Работа в группе строится так, что каждый день завершается очередное дело . Претворение дел в жизнь может потребовать длительного времени - до 2-х недель, а может завершиться за короткий период - 1-2- дня. В младшем дошкольном возрасте планируются только краткосрочные дела. С возрастом длительность времени, необходимого на реализацию задуманных дел, может постепенно увеличиваться.

    Направление любого дела определяет ведущая образовательная деятельность, от которой строится интегрирование разных видов детской деятельности. в каждом деле предусматриваются все образовательные области, это гарантирует смену видов детской деятельности, а следовательно, и профилактику утомлении.

    Цели и задачи календарного планирования.

    1. Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.

    2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

    3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.

    Принципы календарного планирования .

    План должен:

    1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

    2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.

    3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.

    4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.

    5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

    6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

    7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

    8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности.

    Требования к оформлению календарного плана.

    1. План должен быть написан аккуратно, понятным подчерком.

    2. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана.

    3. План должен содержать следующие разделы

    Годовые задачи ДОУ;

    Режим дня группы;

    Расписание непосредственно образовательной деятельности;

    Ежедневные традиции группы;

    Еженедельные традиции группы;

    Список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, под списком указывается количество мальчиков и девочек в группе.);

    Условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы).

    4. План оформляется в соответствии с утвержденной формой планирования в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы.

    5. Последняя страница тетради календарного плана воспитателями не заполняется. Она предназначена для записей старшего воспитателя.

    6. При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности (в соответствии с ФГТ); цель; вопросы; оборудование необходимое для организации детской деятельности.

    7. При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т. п., составленных педагогами группы.

    Организация работы.

    1. Основа планирования педагогического процесса зависит от программы воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада. К примеру, у нас это программа «От рождения до школы » / (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) - М.: Мозаика - синтез, 2010 год.

    2. Календарные планы составляются в соответствии с режимом дня группы, календарно – тематическим планированием, циклограммой совместной организованной деятельности в ходе режимных моментов.

    3. Календарный план составляется на неделю вперед (за исключением индивидуальной работы с детьми) .

    4. Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты диагностики и результаты НОД (непосредственно образовательной деятельности).

    Документация и ответственность.

    1. Календарный план является обязательным документом воспитателя.

    2. Контроль над календарным планированием осуществляется старшим воспитателем не реже одного раза в месяц, а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями.

    3. Старший воспитатель на специально отведенной странице фиксирует дату проверки, цель и рекомендации, с которыми знакомит воспитателей и следит за их выполнением.


    Составила: воспитатель

    Пархоменко В.С.

    Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

    В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

    Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

    Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

    Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

    ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

    В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

    Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

    Образовательный процесс должен:

      Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

      Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

      Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

    Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

    Для создания оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

    Три модели организации образовательного процесса в ДОО

    1. Учебная модель

    В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

    2. Комплексно-тематическая модель

    В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

    Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

    Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

    Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

    3. Предметно-средовая модель

    Содержание образования направлено непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметной среды, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

    Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

    Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно, использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

    Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

    Основой образовательного процесса является планирование. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

    Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

    1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

    2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;

    3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;

    сочетания воспитания с самовоспитанием;

    4. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.

    Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

    Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

    1.объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

    2.выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;

    3.четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

    4.выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

    Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

    План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

    План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

    Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

    основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

    на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

    обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

    При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

    Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.

    В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

    Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

    Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

    Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

    Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

    Как мы понимаем "комплексно-тематическое планирование образовательного процесса"?

    В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

    Виды и формы планирования

    В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

    Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

      перспективно-календарное планирование;

      осуществление преемственности между ДОО и школой;

      связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

    К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

    Принципы планирования:

      комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;

      построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;

      реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

    Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОО, дошкольной группы. Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий.

    Модели педагогических технологий:

      индивидуальная педагогическая поддержка;

      личностная педагогическая поддержка.

    Алгоритм планирования и отслеживания результатов

    Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.

    Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", "Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

    Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

    Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

    При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:

      второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

      третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, «Как это действует?»

      четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

    Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

    Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

    Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

    Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

    Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:

    выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);

    отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);

    выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;

    отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;

    практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;

    продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;

    фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

    Эффективность комплексно-тематического планирования

    По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

    С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

    Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

    Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

    Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

    Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

    РМО воспитателей дошкольных групп

    Комплексно-тематическое планирование в ДОУ

    как фактор эффективности современного учебно-воспитательного процесса.


    «Будущее должно быть заложено в настоящем.

    Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим» Георг Кристоф Лихтенберг


    План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.

    Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

    Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.

    Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой


    Принципы планирования

    Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

    - основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

    - комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    - принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

    - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    - планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


    Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса

    • Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.
    • Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова. Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности.

    Используемые темообразующие факторы, предложенные Н.А. Коротковой:

    Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

    Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

    • третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?");

    Четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.


    При использовании комплексно- тематического планирования учитывается

    Количество тем

    Формы подготовки носят интегративный характер;

    Одной теме уделяется не более1 недели в младших группах (должно быть выполнение конкретного дела), не менее 1 недели в старших группах(не более 2 недель);

    Принцип возрастной адресности;

    Тема отражается в подборе материала, находящихся в центрах группы.

    Схема комплексно-тематического планирования

    Сезон, месяц, неделя

    Темообразующий фактор

    Программное содержание

    Варианты итогового мероприятия

    Информационно-ресурсное обеспечение


    Суть тематического планирования:

    • выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
    • все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
    • на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
    • для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

    Ожидаемые результаты планирования

    • Планирование организованной образовательной деятельности.
    • Повышение компетентности педагогов.
    • Взаимосвязь теоретического обучения с практикой.

    «В той степени, в которой человек тратит себя ради написания плана, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее удовлетворение»

    Букер Талиафер Вашингтон


    СПАСИБО