Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Сырье ищет где глубже. О ходе выполнения поручений Президента Правительству

    Сырье ищет где глубже. О ходе выполнения поручений Президента Правительству

    - Традиционно в период капитального ремонта на МНПЗ в Москве и Московской области возникает ажиотаж вокруг цен на бензин. Как завод намерен предотвратить это в наступающем ноябре?

    Я хочу сразу подчеркнуть, что бензиновый и ценовой ажиотаж в Москве и Московской области в преддверии ремонта МНПЗ - спекуляции в чистом виде. Ремонты проходят каждый год, завод всегда к ним основательно готовится и еще ни разу реального дефицита не возникало. Вот если бы МНПЗ остановился месяца на три, возможно, мы бы снизили поставки на рынок. Но в данном случае могу наверняка сказать, что перебоев с топливом в Московском регионе в период ремонта МПНЗ не будет. Во всяком случае, не по вине нашего завода. Мы, напротив, постараемся поддержать своими поставками тех, у кого вдруг возникнут сложности с топливом. В ноябре, несмотря на ремонтные работы, мы поставим на рынок Московского региона более 182 тыс. тонн бензинов. Это лишь на полпроцента меньше объемов ноября прошлого года - при том, что тогда ремонтов на заводе не было. К тому же "Газпром нефть" дополнительно поставит в ноябре 8,5 тыс. тонн бензинов с ЯНОСа. То есть общий объем поставок "Газпром нефти" в Москву и Московскую область будет выше, чем в ноябре прошлого года. Тем более, что на фоне проблем с нефтепродуктами, возникавшими в России в течение всего года, этой осенью МНПЗ готовился к ремонтам особенно тщательно.

    - Что значит, подготовка к ремонту была более тщательной? И какой запас нефтепродуктов сделан?

    В этом году мы жестче подошли к организации работ. Материально-техническая база, которая будет использоваться при ремонте, полностью готова. Необходимые детали, агрегаты заказаны, привезены на территорию завода и ждут своего времени. Не допускаем никаких сбоев от поставщиков, не намерены ни часа терять на ожидание доставки, а план ремонта расписан так, что надеемся не потерять и лишней минуты.

    Резервуары МНПЗ впрок заполнены нефтепродуктами. Но самое главное, МНПЗ производит продукции больше существующего объема заказов - это позволяет сформировать необходимый резерв. Если сравнивать месяц к месяцу, то в этом году в ноябре мы переработаем 877 тыс. тонн нефти, в то время как в прошлом переработали 865 тыс. тонн. В годовом выражении Московский НПЗ также предполагает плановый рост: в 2011 году объем переработки должен составить 10,9 млн тонн против 10,3 млн в 2010 году.

    - Расскажите о планах ремонтных работ на Московском НПЗ в ноябре?

    Ожидается плановый ремонт, и ничего неординарного в нем нет. Нефтеперерабатывающие заводы традиционно ремонтируются в теплое время года, МНПЗ планировал делать это в октябре. Но в связи с тем, что в октябре еще сохраняется высокий спрос на топливо, мы по согласованию с Минэнерго сдвинули ремонтные работы на месяц - проведем их с 1 по 27 ноября включительно. Планируется ремонт "малого кольца" переработки - и это одна из причин, по которой не стоит волноваться из-за дефицита топлива. "Малое кольцо" все-таки по объемам производства гораздо меньше, чем "большое".

    Ремонт будет проведен на 7 установках. Установка малого каталитического риформинга и АТ-ВБ (висбрекинг с блоком подготовки сырья) заработают на полную мощность уже к 24 ноября. Ремонт установки гидроочистки дизельного топлива Л 24/5 завершится 25 ноября. К 27 ноября мы выведем на нормальный технологический режим установку первичной переработки нефти АВТ-З, установку вторичной перегонки нафты Л-22/4, установку обессоливания нефти ЭЛОУ-2. На этом ремонт "малого кольца" технологических установок завода будет закончен. И мы предприняли все, чтобы выдавать на рынок продукты независимо от проведения ремонтных работ.

    - Каков межремонтный пробег завода и планируется ли его увеличивать?

    Фактически МНПЗ ремонтируется каждый год - в прошлом году был ремонт "большого кольца", а на этот раз "малого". То есть межремонтный пробег одного кольца составляет 2 года, но переработка на заводе не останавливается никогда. Ремонтные работы установок длятся ориентировочно 1 месяц - 26-29 дней, раньше мы ремонтировались 45 дней.

    Для того, чтобы увеличить межремонтный период, необходимо обеспечить надежность и безопасность технологических цепочек. Не просто инструкцию пересмотреть, а в металле все переделать, с ведомствами согласовать. Это очень большая профессиональная ответственность, тем более для нашего завода, расположенного в столице. Нельзя допустить ни единого просчета, ни одной ЧС. Хотелось бы, конечно, поскорее перейти на более длительный межремонтный пробег. Все крупные компании над этим работают. Объективно оценивая ситуацию, я думаю, что на Московском НПЗ на такой переход уйдет не меньше 4-4,5 лет.

    - Как Вы оцениваете текущее техническое состояние завода? Какие меры необходимо предпринять, чтобы МНПЗ стал лидером перерабатывающей отрасли РФ?

    В настоящее время МНПЗ по объему переработки занимает седьмое место в РФ. По технической оснащенности, параметрам глубины переработки, выходу светлых нефтепродуктов - держимся в первой десятке. В ходе программы модернизации, которая стартовала в прошлом году, в течение ближайших 5 лет 70% завода будет перестроено - это позволит МНПЗ попасть в пятерку лучших в стране. Но не думаю, что лидерство - наша принципиальная цель, важнее не упустить время и возможности. У нашего завода есть колоссальное преимущество: он находится в центре самого лучшего рынка - Московского региона. Но при этом в вопросах экологии и промбезопасности спрос с МНПЗ в несколько раз выше, чем с любого нефтеперерабатывающего завода в другом регионе России. Мы как под микроскопом - у населения, контролирующих органов и представителей власти; получаем оперативную реакцию на малейшее отклонение от норм. И вот в вопросах экологии и промбезопасности нам точно нужно стремиться стать первыми.

    - Что представляет собой программа модернизации завода?

    На первом этапе, в 2012-2013 годах, мы продолжим работать над вопросами повышения качества топлив, приведения его в соответствие с техрегламентом. Сейчас мы все сроки выдерживаем, по некоторым параметрам даже опережаем технический регламент.

    Завод уже с 2011 года производит дизельное топливо, автобензин по стандарту евро-4 в объеме 2,4 млн. тонн. Мы готовимся к производству евро-5, потенциально заглядывая на евро-6. Пока выпуск таких нефтепродуктов в России экономически неоправдан, но все равно мы рано или поздно придем к тому, что научимся правильно считать цену здоровья населения, как это делается во всем цивилизованном мире. На евро-5 МНПЗ перейдет в 2013 году, будет делать в этом стандарте весь дизель и бензин.

    Уже в конце 2012 года на территории Московского НПЗ все будет совершенно по-другому. Меня сложно будет застать в кабинете, большую часть времени буду проводить на строительных площадках. У нас планируется серьезная модернизация ряда действующих установок: гидроочистки дизельного топлива, битумной установки, установки получения серы с блоком доочистки хвостовых газов. Начнем строительство новых объектов: установок гидроочистки бензинов, изомеризации легкой нафты.

    А что самое главное - существенно изменится в лучшую сторону экологическая составляющая.

    - И Капотня сразу почувствует свежий воздух?

    На всех трех этапах модернизации самым важным фактором будут вопросы экологии и промбезопасности. На каждом этапе мы серьезно улучшим экологическую составляющую, снизим воздействие на окружающую среду кратно, по некоторым параметрам - в десятки раз.

    Уже после первого этапа модернизации МНПЗ специфических запахов и выбросов от нефтепереработки в Капотне вообще не будет. Через год-полтора московский завод перестанет восприниматься как сильный загрязняющий фактор. Жители района, скорее, почувствуют выхлопные газы от множества автомобилей на МКАДе.

    Например, сейчас очистные сооружения МНПЗ открыты, соответственно, есть испарения, запахи. В апреле следующего года мы введем новые механические очистные сооружения закрытого типа, где очистка осуществляется в резервуарах. Мощность новых очистных в 2 раза больше сегодняшних - и будет превышать текущие потребности МНПЗ. Но мы смотрим на перспективу, ведь завод будет расти.

    Кроме того, в апреле мы завершим реконструкцию большой битумной установки, которая станет не только выпускать более качественный продукт, но и снизит энергопотребление объекта, а герметичный налив позволит совершенно избавиться от битумного запаха.

    Еще один экологически важный объект - установка производства серы. Надеемся закончить ее в ходе второго этапа модернизации в 2014-2015 годах, хотя основные мероприятия по реконструкции должны завершиться в 2012 году.

    - Планы по масштабной модернизации завода принимались, когда в акционерах МНПЗ еще было правительство Москвы. Как они изменились в связи с тем, что "Газпром нефть" стала единоличным владельцем завода?

    Планы финансирования модернизации МНПЗ в сумме порядка 66 млрд рублей на 2010-2020 годы остаются в силе. На втором цикле модернизации - в 2015-2016 годах - будут решаться вопросы повышения глубины переработки. На этом этапе возможны некоторые изменения программы - по предварительной оценке, объем инвестиций в результате может составить более 80 млрд рублей.

    Что касается третьего этапа модернизации, то в целом он рассчитан до 2020 года, но мы планируем все объекты завершить в 2018 году. Есть у нас идея возведения гидрокрекинга тяжелых остатков, что сделает завод технически безупречным, позволит "выскребать со дна бочки" и перерабатывать все остатки переработки. Очень трудная для реализации задача, поскольку процесс гидрокрекинга тяжелых остатков фактически неокупаем, но ведь нужно стремиться к идеалу.

    Кстати, об идеале. На пути к нему есть еще одна не менее сложная цель -комплексная автоматизация Московского НПЗ. Эта программа, рассчитанная на 5-6 лет, должна свести нефтепереработку к полностью автоматизированному производству, управляемому из одной-двух операторных.

    - "Газпром нефть" уже проводит ребрендинг Московского НПЗ?

    Ребрендинг идет полным ходом. Скоро зарегистрируем новое юрлицо - ОАО "Газпромнефть-МНПЗ", уже разработан новый логотип завода в фирменном стиле "Газпром нефти". Тем временем думаем об изменениях в производственном дизайне - оформлении резервуаров, труб, спецтехники и т.д. В ходе ноябрьского ремонта уже покрасим одну из установок "малого кольца" в цвета "Газпром нефти". Все эти изменения - часть процесса интеграции завода в структуру компании. Внедрение корпоративной культуры, надеюсь, скажется позитивно на настроениях в коллективе завода.

    За минувший год стали явными перемены на МНПЗ, их активно вносит акционер. Меняются стандарты работы завода во всем: от схемы принятия решений до осуществления перерабатывающих процессов. Мы превращаемся из хозяйствующего субъекта в исключительно производственное предприятие, без всяких дополнительных функций и задач, которые решались здесь ранее - депозитов, кредитов, пенсионных фондов и т.д.

    Это требует определенных усилий, потому что на заводе за долгие годы его существования в сложных акционерных ситуациях сформировалась своя система управления. Сейчас, когда МНПЗ становится унифицированным предприятием в составе "Газпром нефти", самым важным изменением стало начало модернизации, появилось четкое понимание перспектив завода на ближайшие 10 лет.

    Кроме этого, происходит общее обновление экономики МНПЗ. Так, решая вопросы повышения эффективности, мы вывели на аутсорсинг непрофильные для НПЗ направления работы, и это дало экономический результат. Непосредственно на заводе из прежней штатной численности - 3200 человек - осталось 1900. При выводе на аутсорсинг вспомогательных производственных подразделений мы ставили задачу добиться экономии до 8% от нашего бюджета, и нам удалось это сделать.

    - Ростехнадзор недавно проводил внеплановые проверки перерабатывающих заводов. Какими были результаты работы Ростехнадзора на МНПЗ?

    Та проверка, о которой вы говорите, была инициирована последними событиями на рынке, касающимися проблем с нефтепродуктами. Вообще же Ростехнадзор осуществляет контроль в регулярном режиме: на Московском заводе с начала года это была, наверное, седьмая по счету проверка. Так что для нас идет обычный рабочий процесс: проходим проверку, выполняем предписания. Хотел бы отметить тенденции в работе с Ростехнадзором. Контроль ведомства все больше ужесточается, и понятно почему - правительство давно озаботилось вопросами качества нефтепродуктов, глубиной переработки, ситуацией на внутреннем рынке. Все это подталкивает нефтяные компании внимательнее заниматься вопросами переработки. Однако, видя позитивную динамику, Ростехнадзор идет с нами на конструктивный диалог.

    - Тема расположения МНПЗ в пределах административных границ столицы из категории долгоиграющих. Актуально и реально ли перенесение завода за периметр Москвы или это вопрос дальнейшего будущего?

    Лично я в этом смысла не вижу. Во-первых, надо признать, что нефтеперерабатывающая промышленность - далеко не самая "грязная" из всех отраслей, МНПЗ находится не в центре города, он удачно расположен в плане розы ветров, и воздействие завода на окружающую среду не столь значительно, как это может казаться. Что даст перенос? В плане экологии - ничего. Особенно после модернизации, реконструкции и внедрения новых технологий. Я говорю это со всей серьезностью. И сейчас-то выбросы с МКАДа в десятки раз больше, чем с МНПЗ. Потенциально это кому-то может быть выгодно, но вряд ли городу и москвичам.

    Допустим, МНПЗ перенесут. Переведутся и налоги, и рабочие места, ведь мы даем работу многим людям, сервисно сопряженным с заводом. Построить на этой территории что-то другое удастся очень не скоро: длительное время займет рекультивация земель и приведение площадок в соответствие со стандартами жилой среды. Поэтому я считаю, что тема с переносом МНПЗ надуманная. Снести-то можно. А построить новый нефтеперерабатывающий завод поблизости с Москвой? Маловероятно.

    C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

    C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

    C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

    Агентство нефтяной информации

    Бурная автомобилизация страны в сочетании с постоянно растущим числом иномарок вызвала быстрый рост спроса на более качественные бензины с высоким октановым числом. Долгое время единственной компанией, откликнувшейся на этот рыночный вызов, была ТНК-ВР. С 2000-го по 2003 год она вложила около миллиарда долларов в реконструкцию и модернизацию принадлежащего ей Рязанского НПЗ. Он стал первым нефтеперерабатывающим заводом, который начал производить полноценное высокооктановое топливо, то есть не путем разгона прямогонного бензина присадками, а на основе крекингового бензина, дополненного алкилированными фракциями.

    Большинство остальных компаний сосредоточилось на иных проблемах. Нефтедобыча становилась важнейшим источником доходов для бюджета, что привело к введению в 1999 году дифференцированных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов. Наиболее низкими пошлины оказались для мазута, и этот продукт стал для нефтяников весьма интересным в качестве альтернативного экспортного товара. После 2005 года объемы первичной переработки стали расти быстрее, чем объемы добычи нефти, а экспорт нефти начал сокращаться. И этот период «большого мазутного экспорта» длится до сих пор.

    Однако, несмотря на то, что «субсидия» обеспечивала достаточно высокий уровень операционной прибыли нефтепереработки, это не привело к инвестиционному буму в отрасли.

    Выгодным экспортным товаром стало и дизельное топливо; его, как и мазут, начали использовать на европейских НПЗ в качестве сырья для дальнейшей переработки. Однако для того, чтобы экспортировать российскую солярку по нефтепродуктопроводам (см. карту), ее необходимо было предварительно очищать от вредных примесей, в первую очередь от серы. По этой причине нефтяники были вынуждены массово инвестировать в относительно простые и недорогие установки гидроочистки. Что касается бензина, то инвестиции ограничились относительно небольшими по мощности установками по производству присадок для повышения октанового числа прямогонного бензина. По числу реализованных инвестиционных проектов (см. таблицу 2) такие типы установок уверенно лидируют. Их строительством занималось большинство нефтеперерабатывающих компаний. Все это позволило сравнительно быстро начать выпуск более качественных типов бензина и дизельного топлива, но увеличить глубину переработки нефти все равно не смогло.

    Таблица 2 - Прогноз реализации инвестиционных проектов в НПЗ.

    Компания

    Установки (мощность, млн т)

    Сроки ввода

    Ново-Уфимский НПЗ

    «Башнефть»

    Гидрокрекинг

    Уфимский НПЗ

    «Башнефть»

    Замедленное коксование

    Омский НПЗ

    «Газпром нефть»

    Замедленное коксование

    Омский НПЗ

    «Газпром нефть»

    Гидрокрекинг

    Волгоградский НПЗ

    «ЛУКойл»

    Первичная переработка (6)

    Волгоградский НПЗ

    «ЛУКойл»

    Гидрокрекинг (3,5)

    Пермский НПЗ

    «ЛУКойл»

    Замедленное коксование (2,1)

    «ЛУКойл-НОРСИ»

    «ЛУКойл»

    Каталитический крекинг (2)

    Хабаровский НПЗ

    НК «Альянс»

    Гидроочистка дизельного топлива (1,17), гидрокрекинг (0,5)

    Дефицит инвестиций в полноценную модернизацию привел к парадоксальной ситуации: отрасль наращивала объемы переработки, заводы приближались к стопроцентной загрузке производственных мощностей, однако внутренний рынок все острее ощущал дефицит бензина.

    Главным толчком, приведшим к качественному росту инвестиций в российскую нефтепереработку, стало принятие в 2008 году нового технического регламента, в соответствии с которым в России должны вводиться европейские экологические стандарты на производство моторных топлив. В частности, за несколько лет на территории страны должно прекратиться производство топлив стандарта «Евро-2» и начаться переход к стандартам «Евро-4» и «Евро-5». В 2011 году для более точного следования графику модернизации НПЗ между органами власти и нефтяными компаниями были заключены так называемые четырехсторонние соглашения, регламентирующие объемы и сроки ввода нефтеперерабатывающих установок. Основной упор в соглашениях делался на класс топлива, но глубину переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов на НПЗ каждая нефтяная компания должна определить для себя сама. Несмотря на некоторую задержку с введением нормативов, поток инвестиций в нефтепереработку за несколько лет возрос кратно. К 2012 году на нефтеперерабатывающую промышленность пришлось почти 20% общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность России.

    Диаграмма 3- Основные инвестиции в российскую нефтепереаботку

    Одновременно в отрасли завершилась и консолидация нефтепереработки. Прежде де-факто имеющие несколько акционеров и покупающие нефть у независимых поставщиков уфимские НПЗ и Московский НПЗ вошли, соответственно, в состав «Башнефти» (после поглощения ее АФК «Система») и «Газпром нефти». Последним крупным событием на рынке стало приобретение «Роснефтью» ТНК-ВР, за счет которого компания вышла на первое место по объемам нефтепереработки в России и обеспечила себя несколькими крупными и уже модернизированными НПЗ в европейской части России.


    Диаграмма 4- Структура переработки нефти в РФ в 2012г, %

    Все основные компании -- участники рынка заявили достаточно амбициозные программы модернизации НПЗ. В случае их реализации объем первичной переработки к 2020 году увеличится до 294 млн тонн, выход светлых нефтепродуктов вырастет с 55 до 72%, а глубина переработки -- с 72 до 85%. Правда, при этом выход дизельного топлива возрастет сильно -- с 27,8 до 38,1%, тогда как бензина -- с 14,3 всего до 19,0. В результате изменения выхода и увеличения объема переработки произойдет двукратное снижение выпуска мазута, увеличение выпуска бензина на 50%, а дизельного топлива -- на 57%.

    При этом основная часть проектов, реализуемых российскими нефтеперерабатывающими компаниями, все еще направлена лишь на облагораживание топлив. Ввод крупных установок каталитического крекинга и гидрокрекинга, направленного на повышение выхода качественных дизельных и бензиновых фракций, начнется только с 2015 года.

    Предварительные итоги модернизации

    Модернизация российских НПЗ, даже в таком незаконченном виде, уже приносит свои плоды. Производство бензинов от Аи-95 и выше быстро растет, фактически вытеснив из легальной топливной торговли бензины более низких марок. Наконец, на внутреннем рынке произошло насыщение бензином стандарта «Евро-3» и выше. Интересно, что в случае реализации всех без исключения проектов строительства заявленных мощностей в стране образуется избыток бензина, который, в отличие от дизтоплива, не имеет экспортного потенциала, за исключением разве что Казахстана. Однако если это и произойдет, то только после 2020 года, так что радикального снижения цен на бензин можно не ждать.

    График 1- Динамика переработки нефти в РФ.

    Что касается дизельного топлива, то программы модернизации НПЗ повышают его качество, во многих случаях оно уже может поставляться на экспорт напрямую потребителям, то есть без предварительной обработки на местных НПЗ. В частности, по данным ИАЦ «Кортес», доля дизтоплива с содержанием серы 0,035% и ниже выросла с 35,5% в 2011 году до 50,2% в 2012-м. То есть все излишки дизтоплива неминуемо будут уходить на экспорт, не оказывая никакого давления на внутренние цены.

    И эта ситуация продлится, видимо, вплоть до 2015 года, когда правительство собирается вывести экспортные пошлины на мазут на один уровень с пошлинами на сырую нефть.


    График 2- Динамика экспорта нефтепродуктов из РФ

    Только после этого привлекательность НПЗ лишь с первичной переработкой нефти, без производства качественного товарного автомобильного бензина и дизтоплива, снизится. Только тогда фронтальные инвестиции в нефтепереработку со стороны всех без исключения игроков рынка, включая «Газпром нефть», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть», резко снизят выход мазута и увеличат выход моторных топлив.

    Вызовы современной нефтепереработки – это модернизация НПЗ и цифровая трансформация. Наиболее значимым событием, определяющим сроки проведения модернизации заводов, является заключение в 2011 г. четырёхсторонних соглашений между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и 12 нефтяными компаниями. Эти соглашения предусматривали увеличение производственных мощностей, поэтапный переход на выпуск нефтепродуктов, соответствующих европейским стандартам (Евро-4 и Евро-5), а также повышение глубины переработки нефти. Они включают в себя конкретные этапы ввода в эксплуатацию новых объёктов и сроки перехода на производство топлива уровня Евро-5.

    Тамара Сафонова, к.э.н., доцент кафедры международной коммерции факультета ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ, исполнительный директор ООО "Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора"

    © "Газпром нефть"

    Следствием заключения этих соглашений стало установление государственного контроля над инвестициями вертикально интегрированных нефтяных компаний и независимых НПЗ, направляемыми в сектор нефтепереработки.

    Ключевое влияние на поэтапное улучшение качества производимых в России нефтепродуктов, устранение с рынка суррогатов оказал технический регламент Таможенного Союза. Если в 2011 г. на бензины 4-го и 5-го классов в совокупности приходилось лишь 28% от выпуска данного вида топлива, то с 1 июля 2016 г. в Российской Федерации была запрещена реализация топлива ниже 5-го экологического класса.

    Основными бенефициарами модернизации нефтепереработки в нашей стране являются вертикально интегрированные нефтяные компании. Так, к концу 2017 г. 88% отечественной переработки осуществлялось на предприятиях, входящих в структуру ВИНК. На долю независимых НПЗ (с мощностью более 1 млн т) приходится 8%, мини-НПЗ – 4%.

    Исторический максимум объёмов нефтепереработки был достигнут в 1988 г. (310,5 млн т). В 1990-е годы в отрасли началась стагнация, обусловленная экономическим кризисом в стране. В результате в 1998 г. переработка сократилась до своего исторического минимума –164 млн т. С начала 2000-х годов, на фоне интенсивного повышения мировых цен на энергоресурсы и быстрого роста российской экономики, объёмы первичной переработки в РФ стабильно увеличивались. В итоге к 2010 г. она достигла 250 млн т, продемонстрировав увеличение на 81,4 млн т по сравнению с 1999 г.

    Данная тенденция сменилась на противоположную лишь в 2015 г. Это было обусловлено как падением мировых цен на нефть, так и изменениями в российской налоговой системе, сделавшими экспорт сырой нефти более привлекательным, нежели поставки за рубеж нефтепродуктов.

    Анализируя этапы восстановления российской нефтепереработки и эффективность программы модернизации, важно провести сравнение показателей производства нефтепродуктов за весь постсоветский период.

    Производство бензина в 2017 г. (39,2 млн т) оказалось на 1,7 млн т ниже уровня 1990 г. Однако в ходе реализации программы модернизации НПЗ неуклонно улучшалось качество моторного топлива в соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза.

    Тренд производства дизельного топлива в целом повторяет динамику выпуска автобензинов. Оно увеличилось с 76,2 млн т в 1990 г. до 76,9 млн т в 2017-м. Минимальный объём пришелся на 1998 год – 45,2 млн т. Прирост производства с 1998 по 2010 г. составил 25,1 млн т.

    Наибольшие изменения в нефтепереработке за постсоветский период коснулись тёмных нефтепродуктов. Начиная с 1990 г. производство мазута сократилось в два раза, а с момента утверждения программы модернизации его выпуск снизился с 73,2 млн т (в 2011 г.) до 51,2 млн т (в 2017 г.).

    В числе основных итогов 2017 г. министр энергетики РФ Александр Новак отметил продолжившуюся модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Так, за год было введено в эксплуатацию восемь установок. Глубина переработки повысилась до 81,3%. В целом в рамках четырёхсторонних соглашений уже построено или модернизировано 78 установок, осталось ещё 49.

    По мнению министра, "у нас не очень простая ситуация с нефтепереработкой с точки зрения того, что значительное падение цен в рамках налогового манёвра, который был принят в 2014 г., действительно снизило стимулы для привлечения инвестиций". По его словам, если раньше инвестиции в нефтепереработку в РФ составляли примерно 250 млрд рублей в год, то теперь они сократились до 150 млрд.

    Потенциал увеличения отечественной нефтепереработки можно определить исходя из резерва неиспользуемых технических возможностей. Как правило, для НПЗ оптимальной является такая структура вторичных процессов, которая при заданной мощности первичной переработки нефти и её полной загрузке обеспечивает максимально возможную маржу. При этом должно соблюдаться условие – окупаемость инвестиций в развитие вторичных процессов при действующей налоговой системе.

    Согласно нашим расчётам, по состоянию на конец 2017 г. резерв мощности по переработке составил 56,4 млн т. Правда, согласно данным опроса НААНС-МЕДИА, существующая загрузка является оптимальной для ряда НПЗ, несмотря на то, что их установленная мощность выше фактической.

    Наибольшим потенциалом для наращивания переработки располагает "Роснефть" – 20,3 млн т (включая предприятия, ранее входившие в состав "Башнефти" – 4,3 млн т).

    Потенциал "ЛУКОЙЛа" – 6,6 млн т. При этом компания в настоящее время поддерживает уровень переработки на оптимальном уровне, с учётом потребительского спроса. В то же время при планировании перспективной загрузки необходимо учитывать инвестиционное решение о строительстве комплекса замедленного коксования на Нижегородском НПЗ. Кроме того, в связи с реализацией проекта "Юг" возможно увеличение производительности Волгоградского НПЗ на 1,7 млн т (до максимальной мощности).

    Резерв ООО "Киришинефтеоргсинтез", входящего в группу ОАО "Сургутнефтегаз", составляет более 2,0 млн т. Сегодня загрузка этого предприятия находится на уровне 18,2 млн т в год. Однако анонсирован и внедряется проект строительства комплекса по производству высокооктановых компонентов бензинов мощностью 2 млн т в год. Уже в текущем 2018 г. происходит прирост производства бензина. "Сургутнефтегаз" реализует инвестиционную программу на фоне политики сдерживания цен на моторное топливо.

    Несмотря на падение общих производства бензинов в Российской Федерации в 2017 г.у и сокращение внутреннего потребления, "Сургутнефтегаз" переориентирует растущие объёмы выпускаемого топлива, соответствующего требованиям европейских стандартов, на экспорт.

    Пожалуй, "Сургутнефтегаз" – это одна из немногих российских компаний, развивающих экспорт бензинов, традиционно занимающих значимую позицию на внутреннем рынке, создавая при этом добавленную стоимость в цепочке развития производственного потенциала нефтеперерабатывающей индустрии в отличие от традиционного экспорта первичных энергоресурсов.

    "Газпром нефть" имеет потенциал для наращивания переработки на 5,2 млн т. В связи с продолжающейся модернизацией мощностей этот резерв может быть задействован к 2020-2022 годам, при наличии соответствующего спроса.

    ОАО "Славнефть-ЯНОС", входящее в группу "Славнефть", в настоящее время обеспечивает переработку на уровне максимальной производительности.

    Пуск установки замедленного коксования на заводе "ТАНЕКО", входящем в состав "Татнефти", позволил увеличить глубину переработки до 99,2% – максимального показателя по России. При этом потенциал прироста производства на данном заводе составляет 6,2 млн т (до 14 млн.тонн). Комплекс "ТАИФ-НК" (Татарстан) завершил реконструкцию и работает на пике своей производительности.

    На нефтеперерабатывающих предприятиях, входящих в группу "Новый поток" (New Stream), возможности увеличения переработки следующие: на Афипском НПЗ – на 3,3 млн т, на Антипинском НПЗ – на 1,7 млн т, на Марийском НПЗ – на 0,5 млн т. Также возможно наращивание объёмов переработки на независимых НПЗ – на 3,9 млн т.

    Полный текст читайте в №5 "Нефти России"


    ЛУКОЙЛ станет первой из российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), кто полностью завершит модернизацию своих НПЗ. Согласно намеченному плану, это произойдет к середине текущего года. Об этом сообщил президент нефтяной компании Вагит Алекперов на встрече с российским премьер-министром Дмитрием Медведевым.

    Помимо прочего это означает, что ЛУКОЙЛ станет флагманом процесса перехода отечественной нефтепеработки на выпуск моторного топлива экологического стандарта “Евро-5”. Напомним, что ранее планировалось с 1 января 2016 года запретить во всех странах Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) оборот автомобильного горючего качеством ниже 5-го экологического класса. Однако не все компании смогли провести модернизацию своих заводов, и, чтобы не допустить дефицит топлива на рынке до 1 июля, а возможно, и до конца нынешнего года.

    Алекперов, в частности, рассказал премьеру во время рабочей встречи, что почти закончена модернизация на принадлежащем ЛУКОЙЛу Волгоградском НПЗ, который был построен еще в 1957 году. Там готовится к запуску уникальная установка гидрокрекинга, которая позволит свести к нулю выпуск темных нефтепродуктов – вакуумного газойля и мазута, чья доля в продукции завода сейчас превышает 25%. Соответственно, значительно увеличится после запуска установки выход светлых нефтепродуктов, прежде всего дизельного топлива как раз стандарта “Евро-5”.

    Президент ЛУКОЙЛа рассказал, что продукция Волгоградского НПЗ будет реализовываться в Южном федеральном округе и экспортироваться в страны Средиземноморья. Для поставок дизельного топлива за рубеж “Транснефть” полным ходом ведет строительство продуктопровода “Юг”, который соединит завод в Волгограде с новороссийским морским портом. Первую очередь трубопровода пропускной способностью 8,7 млн тонн в год планируется ввести в строй в 2018 году.

    После завершения модернизации Волгоградского НПЗ, глубина переработки на нем приблизится к 100%. Максимальный показатель до этого был достигнут на Пермском НПЗ, который также входит в группу ЛУКОЙЛ. Благодаря этому, средняя глубина переработки на российских предприятиях этой компании станет выше, чем у других ВИНК, и значительно выше средней по стране (по данным Минэнерго, в 2015 году она составила 74,2%).

    Успешно ведет работы ЛУКОЙЛ и на своих зарубежных НПЗ. Например, завод в болгарском Бургасе, как и намечалось, через две недели – 1 апреля – выйдет из планово-предупредительного ремонта. Между прочим, речь идет о крупнейшем на Балканах нефтеперерабатывающем предприятии, в состав которого также входят нефтехимический комплекс и завод полимеров. Проектная мощность НПЗ – 9,8 млн тонн в год.

    Увы, похвастать такими же успехами могут далеко не все нефтеперерабатывающие предприятия России. О существующих у ряда НПЗ проблемах с вводом в эксплуатацию установок вторичной переработки нефти рассказал на этой неделе Глава Ростехнадзора Алексей Алешин. В перечень отстающих попали и заводы “Роснефти”.

    “Такие проблемы существуют на заводах компании “Роснефть” и на независимых нефтеперерабатывающих заводах – “ТАИФ НК”, “Марийский НПЗ”, “Новошахтинский ЗНП” и “Афипский НПЗ””, – уточнил Алешин.

    Ситуация и вправду тревожная. Напомни, что “Роснефть” владеет 10 крупными НПЗ. Компании также принадлежит 50% завода “Славнефть – ЯНОС”. В прошлом году на эти НПЗ поступило свыше 84 млн т нефти – около 29% от совоскупного объема сырья, направленного на нефтепереработку в РФ. Так что пробуксовка с модернизацией этих заводов действительно грозит дефицитом топлива 5-го класса на рынке.

    Слышать это из уст главы федерального ведомства тем более удивительно, что госкомпания в декабре 2015-го официально . Кроме того, как только в прошлом году речь заходила о переносе сроков запрета на оборот в России топлива “Евро-4”, “Роснефть” уверяла, что она тут ни при чем и к правительству с такой просьбой не обращалась.

    “К настоящему моменту в эксплуатацию введены 52 установки вторичной переработки нефти, предусмотренные четырехсторонними соглашениями (между нефтяными ВИНК, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом о строительстве и реконструкции НПЗ для выпуска моторного топлива высокого экологического класса – ред.). Строительство и реконструкция еще 17 установок, из которых две должны были быть введены в 2014 году, а 15 – в 2015 году, не завершены”, – констатировал Алешин.

    Срыв четырехсторонних соглашений может в очередной раз отложить на более поздний срок переход на моторное топливо стандарта Евро-5 и значительно затормозить процесс модернизации российской нефтепереработки. :///


    Газпромнефть » известен во всем мире в качестве одной из частей крупнейшей корпорации «Газпром». Сам завод является одним из наиболее крупных нефтеперерабатывающих предприятий в Российской Федерации по числу переработанной нефти. Завод полностью покрывает нужды целой трети топливного рынка столицы и области. Среди компаний, которые «питаются» с завода - Московский авиационный узел. Нефтеперерабатывающий завод , расположенный на территории Московского региона, является самым крупным налогоплательщиком в числе прочих промышленных предприятий столицы и Подмосковья.

    Завод «Газпромнефть» активно производит современные марки дорожного битума, а еще занимается производством высококачественного дизельного топлива которое поставляет конечным потребителям посредством официальных перевозчиков. Вот одна из таких компаний с собственным автопарком и хорошими рекомендациями по доставке дизельного топлива

    В 2011 году у руководства завода появилась возможность начать реконструкцию предприятия, которая осуществляется в комплексе для каждого подразделения. Всего на модернизацию было потрачено свыше 250 миллиардов рублей. Изменения происходят до сих пор. Компания работает над ликвидацией устаревших производственных мощностей и активно внедряет современные промышленные комплексы.

    Именно с помощью использования инновационных разработок удалось снизить вредное воздействие на окружающую среду в два раза. Вообще, вся модернизационная политика завода направлена на ликвидацию негативного влияния на природу, обеспечение экологической безопасности и внедрение наилучших стандартов эффективного производства.

    Основные этапы модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода

    Для всего комплекса «Газпромнефть» именно технологическая модернизация завода, находящегося в Москве, является ключевым инвестиционным направлением. Огромное внимание также уделяется снижению вреда нефтепереработки для экологии региона и планеты в целом.

    Ключевая же задача модернизации, направленной на усовершенствование технологий, заключается в адаптации производства к новым требованиям рынка в отношении качества продукции, в увеличении глубины нефтяной разработки, а также повышении энергоэффективности.

    Реконструкция завода происходила в два этапа:

    • с 2011 по 2016;
    • с 2016 по 2020.

    Первый этап позволил подготовить производство к возможности создания самого современного на данный момент вида топлива. Речь идет о топливе экологического класса Евро-5 .

    По нормативным требования для стран Европы, данный вид горючего каждое нефтеперерабатывающее предприятие должно было научиться изготавливать не позже 2016 года, но МНПЗ «Газпромнефть» опередил график на два года.

    Первый этап реконструкции потребовал финансовых вложений в 74 миллиарда рублей.

    Второй этап начался в 2016 году и продолжается до сих пор. Его окончание запланировано на 2020 год.

    Здесь от предприятия требуется улучшить операционную и экологическую эффективность работы, а также незначительно увеличить объемы перерабатываемого сырья с непременным улучшением качества готового продукта. Среди ключевых направлений модернизации второго этапа производства выделяют следующие:

    • оснащение производства комбинированной установкой «Евро+», предназначенной для нефтепереработки;
    • модернизация установки ЭЛОУ-АВТ-6, которая сейчас действует на заводе и используется под первичную переработку нефти;
    • работы по реконструкции Г-43–107 — комплекса каталитического крекинга;
    • новая политика в системе отгрузки продукции, новый подход к работе топливозаправщиков .

    К слову, именно с четвертого направления были начаты работы второго этапа модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода «Газпромнефть».

    Новое слово в доставке топлива конечному потребителю

    Для того чтобы заказчики могли получить топливо в нужном объеме, организовывается строительство специализированной эстакады, предназначенной для налива светлых продуктов нефтепереработки, а также сооружение конструкции, позволяющей обеспечить налив нефтепродуктов в цистерны железнодорожного транспорта. Также уже завершена реконструкция газораздаточной станции.

    Стандартный объем отгрузки топлива непосредственно с завода составляет 30 кубов. Это выгодно, если речь идет о значимой затрате продукта. В качестве заинтересованных могут выступать автозаправочные станции, промышленные предприятия и прочие крупные потребители. Но большинство заказчиков, которые заинтересованы в приобретении высококачественного топлива по низкой цене, могут воспользоваться услугами сторонних перевозчиков, среди которых на данный момент только проверенные компании. Дело в том, что завод относится к режимным объектам, где используются повышенные меры безопасности, а допуск на территорию могут получить исключительно водители, имеющие специальный аттестат, выданные аккредитованной организацией.

    Сотрудничество с официальными поставщиками для доставки дизельного топлива столь же выгодно, как и с самим Московским НПЗ.