Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Негативное влияние интернета на молодежь. Исследовательская работа «Влияние Интернета на подростка

    Негативное влияние интернета на молодежь. Исследовательская работа «Влияние Интернета на подростка

    Хвыля-Олинтер Н. А. Интернет - фактор в ценностном развитии молодежи России // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2016. - № 5. - С. 104–109

    Интернет в современном мире становится важным фактором влияния на систему ценностей молодежи и формирования экстремистских установок. В статье анализируется влияние распространяемой в Интернете негативной информации на молодое поколение России. Показаны динамика роста интернет-аудитории и перспективы воздействия Интернета на ценностное состояние населения страны. Описаны риски распространения экстремистских установок среди молодежи с помощью социальных сетей. В данном контексте показателен пример запрещенной в России террористической организации ДАИШ, активно вербующей европейскую и российскую молодежь, в первую очередь в Интернете. Динамика позитивного отклика молодых людей на идеологию этой группировки в европейских странах довольно высока. В статье рассматриваются возможные направления государственной деятельности по контролю над Интернетом и цензурирования распространяемой в глобальном сетевом пространстве информации.

    ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТА

    Практически любой вид человеческой деятельности имеет под собой аксиологическую основу, поскольку ценности выполняют в жизни индивида регулирующую и целеполагающую функцию. Именно сложившаяся у молодого человека система позитивных и созидательных ценностей способна эффективно выполнять превентивную роль в процессе вероятного формирования экстремистских установок и их последующей реализации в повседневном поведении.

    На сегодняшний день проблема заключается в том, что социализация молодежи проходит под влиянием новых акторов, которые практически невозможно цензурировать - это Интернет, социальные сети. Вектор их влияния зачастую становится самым непредсказуемым и может приводить к нежелательным последствиям, нивелируя усилия семьи, системы образования и государства.
    Для отечественной науки проблема роли Интернета в процессе социализации молодежи относительно нова. Системные исследования механизмов влияния Интернета на сознание и поведение людей встречаются довольно редко, что в свете быстрого увеличения численности интернет - аудитории и практической трудности цензурирования контента явно недостаточно с точки зрения сохранения безопасности страны. Очевидно, что оставаться в стороне от изучения этих процессов нашей науке нельзя.

    Но мало кто может ответить, опираясь на репрезентативные данные и эмпирические результаты, на следующие вопросы. Чем развитие Интернета может быть опасно для развития общества и поддержания государственной безопасности? Какие угрозы несут новые интернет - технологии молодому поколению?

    Изучение данных проблем сегодня крайне необходимо и актуально. Отсутствие такого рода разработок в современной российской науке при очевидной их актуальности объясняется объективной сложностью проведения междисциплинарных исследований высокого уровня.

    Недостаточный объем эмпирического материала часто вынуждает большинство исследователей ограничиваться описательной областью, тогда как анализ данного феномена требует новых подходов.

    Зарубежные авторы в относительно большей степени ориентированы на накопление и интерпретацию эмпирических данных, позволяющих проследить характер и динамику влияния Интернета на сознание пользователей. В этой связи можно отметить ученых, работы которых нацелены на анализ новых технологий воздействия на поведение и установки масс. Есть и работы, посвященные изучению динамики гражданской политической культуры, а также анализу трансформации в обществе под влиянием новых информационных технологий.

    Актуальность анализа влияния сетевого пространства на молодое поколение определяется современными угрозами и вызовами в отношении национальной безопасности нашей страны. Известно, что Интернет-технологии широко и успешно используются в целях десуверенизации государств. Однако до сих пор в РФ нет общей системной методологии, раскрывающей механизмы целенаправленного использования Интернета в антигосударственных целях. Отчасти по этой причине и стратегия противодействия соответствующим угрозам выработана не была, хотя, если ориентироваться на новую принятую 31 декабря 2015 года Стратегию национальной безопасности России, такие разработки были бы ей абсолютно релевантны.

    Не вполне верно анализировать влияние Интернета только с позиций критического подхода, так как сетевые ресурсы способствуют процессу обучения, расширяют кругозор пользователей и предоставляют новые возможности коммуникации. Но сегодня уже есть основания утверждать, что Интернет становится настоящим оружием массового поражения, которому вполне под силу «расчеловечить» целое поколение, трансформировав его ценности и идеалы, причем сделать это довольно быстро и практически незаметно. Более того, именно на интернет делают ставку зарубежные идеологи «цветных» революций.

    На виртуальное пространство практически не распространяется цензура (в нашей стране она и вовсе Конституцией запрещена - см. п.3 ст.29), а работоспособных механизмов, которые на практике способны противостоять распространению в сетях негативной информации (аморальной, манипулятивной, лживой и т. д.) на сегодняшний день реально нет. Тем более что такую информацию умело маскируют под нечто совершенно обратное. Например, сайты, содержащие призывы к экстремизму, могут легко позиционироваться даже как патриотические ресурсы.

    ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

    Аналитический центр «Лаборатория Касперского» провел глобальное исследование поведения несовершеннолетних россиян в Интернете. Оказалось, что наша страна второй год подряд лидирует по числу обращений юных пользователей к нежелательному контенту, под которым подразумеваются сайты, содержащие информацию об оружии, ресурсы порнографического содержания, онлайн-казино. Ученые показали, что из всех детей мира, обратившихся к источникам негативного содержания, 16% проживают в России. На втором месте по этому показателю следует Индия, на третьем - Китай (рис. 1).

    Рис. 1. Доля обращений несовершеннолетних детей к нежелательному контенту по странам

    Для понимания всей сложности ситуации нужно обратить внимание на следующие факты. Во-первых, структура и численность населения Российской Федерации, Индии и Китая (стран-лидеров по обращению несовершеннолетних к нежелательному контенту) значительно различается. В России численность населения относительно ниже, как меньше и доля детей в структуре населения, а вот в Индии, напротив, доля детей одна из самых больших в мире (рис. 2).

    Рис. 2. Доля детей в возрасте до 14 лет в структуре населения стран (данные по РФ за 2010 год, по Китаю - за 2006 год, по Индии - за 2012 год)

    Во-вторых , по степени охвата Интернетом населения в общемировом сравнении Россия занимает аутсайдерские позиции. Только 62% россиян на конец 2013 года имели возможность выхода в сеть. Относительно других государств это невысокий показатель, так как в большинстве стран Запада интернетом охвачено до 80% населения и более: в Испании - 75%, а Великобритании - 90% (рис. 3).

    Рис. 3. Проникновение Интернета в странах, % от населения (показатели по странам приведены по данным Internet World Stats)

    Сегодня государство предпринимает усилия по законодательному обеспечению защиты детей и подростков от агрессивного воздействия Интернета. Например, с сентября 2012 года вступил в действие Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон стал одним из первых шагов в процессе формирования системы защиты системы ценностей несовершеннолетних. Однако эксперты указывают, что в нем есть ряд важных упущений, в частности, неконкретность определения контролирующего субъекта, недостаточно широкий подлежащий ограничению информационный спектр и др.

    Важный нюанс: разрушение традиционной системы ценностей - это не проблема отдельной социальной группы, например, возрастной, это проблема всего общества, страны в целом, вплоть до общемирового масштаба.

    Есть социологические исследования, показывающие, что 1990-е гг. стали переломными с точки зрения морального климата в российском обществе. Население начало «звереть», его негативные характеристики стали преобладать над позитивными. Если отразить результаты замеров на графике, то получается крест, как будто в нас перечеркнули позитивное, доброе, нравственное (рис. 4). Обычно выражение «русский крест» принято употреблять для характеристики демографического кризиса - теперь же оно вполне правомерно и для описания ценностного состояния российского социума.

    Рис. 4. Суммарная динамика позитивных и негативных психологических характеристик российского общества (в баллах)

    Поэтому, пытаясь найти средства противодействия росту экстремизма в молодежной среде, надо понимать, что невозможно вылечить тяжелую болезнь, «смазывая зеленкой отдельную часть тела». Страдает весь организм, его состояние требует диагностики, поиска причин, которые в принципе известны.

    МОЛОДЕЖЬ И РЕАЛИИ РОССИИ

    России уже четверть века активно навязывают модель жизнеустройства, которая не совпадает с традициями, ментальностью населения. Нашу страну лишили суверенности, осмеяли ее прошлое, подсадили на «нефтяную иглу», конституционно запретили иметь национальную идеологию (то есть собственные уникальные ценности, обеспечивающие и сохраняющие идентичность народа). Такие вещи лишают нацию жизнеспособности, то, что не удалось совершить оружием, осуществляется на ценностном уровне, и довольно успешно.

    Неудивительно, что социальный организм выдает реакцию в виде «симптомов» депопуляции, роста числа социально значимых заболеваний (наркомании, алкоголизма и т. д.), кризиса морали, распространению экстремистских установок. Молодежь - лишь наиболее яркий пример тех проблем, которые испытывают сегодня общество и государство.

    Кросскультурные исследования однозначно показывают, насколько аксиологический профиль России уникален, как он отличается от системы ценностей других стран. И снова возникает вопрос, почему до сих пор у нас нет государственной идеологии? Как раз потому, чтобы мы не могли защищать позитивные традиционные ценности на государственном уровне. Чтобы молодежь впитывала все, что попадется ей из всего спектра «идеологического многообразия» (формулировка Конституции РФ), и не становилась полноправным преемником традиций и национально-культурной идентичности своих предков.

    Даже сегодня, когда реальность формирует правила, продиктованные идеологическими оппонентами, в сознании большинства россиян, в т. ч. молодежи, согласно социологическим опросам, ценность семьи и дружбы преобладает над ценностью успеха и признания, а ценности коллектива значат больше, чем ценности отдельного человека. Закладываемое веками непросто модифицировать и истребить. Иное дело, в жизни многие действуют иначе.

    Реальность такова, что социальные лифты в современной России почти не работают, возможности продвижения на статусные позиции большинства молодых людей минимальны. Причем государству такая ситуация крайне невыгодна. Во-первых, оно исключает приток в свои ряды лучших представителей молодежи на основе честной конкуренции, затрудняя процесс обновления кадров. Во-вторых, молодое поколение, не видя перспектив, не понимая для чего им нужно прилагать усилия в учебе, читать хорошие книги, совершать нравственные поступки, если все это не приводит их в конечном итоге к успеху, предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления. У молодежи формируется неблагоприятное представление об окружающем мире и она начинает себя вести соответствующим образом - впадает в зависимости, деградирует, ищет себя в девиантных группах, экстремистских группировках.

    К сожалению, власть имущих эта ситуация отчасти устраивает. Молодежь без правильных ценностных ориентиров не будет задавать неудобных вопросов, отстаивать свои права (на труд, на качественное образование, на достойную жизнь и т. д.), претендовать на статусные места. Но принцип «после нас хоть трава не расти» крайне опасен - система, не получающая качественного обновления, становится нежизнеспособной и самоуничтожается.

    Тем не менее, клеймить молодое поколение как тотально бесперспективное и потерянное, нельзя. Среди его представителей немало талантливых, активных, сильных духом, патриотичных, нравственно здоровых. Поэтому кризисный подход к анализу молодежи не всегда правомерен, но, безусловно, важен для оценки перспектив развития страны.

    Российское государство много лет молодежью практически не занималось. Воспитательный компонент долгое время был удален из функционального арсенала учебных заведений, недавно его вернули, вспомнив о важности патриотизма. Президент и вовсе объявил патриотизм национальной идеей.

    Молодые люди очень отзывчивы на патриотическую риторику. Социологические исследования показывают, что, несмотря на свою традиционную аполитичность, юное поколение с большим энтузиазмом реагирует на крымскую кампанию, на демонстрацию субъектности России на внешнеполитической арене, демонстрируя свою лояльность власти. Молодежь действительно хочет гордиться своей страной. Но важно, чтобы параллельно государство заботилось о собственном оздоровлении, преодолении негативных тенденций в экономике, социальной и гуманитарной сферах, в политике и т.д. Этого, однако, не происходит, что, мягко говоря, нечестно по отношению к молодежи. Молодое поколение всегда очень чутко и остро реагирует на подобные ситуации, выдавая протесты, девиации, в т.ч. экстремизм.

    ИНТЕРНЕТ КАК УГРОЗА НРАВСТВЕННОСТИ

    В отсутствии системного контроля со стороны государства с помощью Интернета и социальных сетей негативная информация, в т. ч. экстремистская, становится доступной широким массам и быстро распространяется.

    Это хорошо заметно при анализе роста влияния террористической и экстремистской организации ДАИШ (ранее называвшейся ИГИЛ или ИГ), запрещенной в РФ национальным законодательством. ДАИШ набирает все больше последователей со всего мира, в т. ч. и таких, мировоззрение которых, на первый взгляд, совершенно не совпадает с идеологией данной группировки.

    Среди примкнувших к ДАИШ (реально или виртуально) людей немало представителей европейской и российской молодежи. По данным опроса, проведенного в июле 2014 года британским социологическим агентством ICM Research, во Франции процент поддержки населением радикалов достигает 15%, а в молодежной среде (в группе от 18 до 24 лет) поддержка доходит до 27%. В Германии, где всего 2% населения сочувствует ДАИШ, с их идеями согласны 10% молодежи.

    Созданный во Франции «Центр по противодействию сектантским идеям, связанным с исламом» (CPDSI) разработал социально-психологический портрет европейца-джихаждиста. Потенциальным последователями террористических и экстремистских группировок чаще всего становятся относящиеся к среднему классу европейские юноши и девушки в возрасте от 14 лет до 21 года, переживающие психологические проблемы. Доступ к экстремистским материалам они получают в Интернете, чья роль в процессе вербовки в радикальный ислам сегодня огромна.

    Несмотря на то, что ДАИШ в России признана террористической организацией, а, следовательно, любая ее пропаганда должна немедленно блокироваться, постоянно создаются аккаунты в социальных сетях ее боевиков и им сочувствующих. Блокировка таких «страниц», разумеется, осуществляется, но интенсивность их появления очень велика.

    Россия в сравнении с другими сопоставимыми странами явно отстает в области мониторирования содержания интернет-контента и установления ответственности провайдеров за предоставляемую аудитории информацию. К примеру, в Германии, Великобритании, Нидерландах и Канаде провайдерам законодательно вменена обязанность сообщать о сайтах с запрещенным и даже подозрительным контентом. В Швеции, Норвегии, Финляндии и Новой Зеландии работают специальные системы, позволяющие отфильтровывать негативное содержание текстов и предотвращать обращение к ним детей. Россия в деле защиты молодого поколения от негативного влияния Интернета на сегодняшний день сильно уступает западным странам.

    Надо отметить, что социальный запрос на усилия государства в этой сфере явно существует. Большинство россиян уверены в том, что многие интернет-сайты могут принести вред их посетителям.

    По данным всероссийского социологического опроса каждый второй респондент отметил, что цензура информации в Интернете необходима. Объясняли свою позицию опрошенные большим количеством множества опасных материалов и сайтов. При этом каждый третий заявил о том, что опасности Интернета преувеличены, а его цензурирование недопустимо (рис. 5).

    Рис. 5. Россияне об Интернет-цензуре

    Государственная система нравственной цензуры в России отсутствует. В таких условиях обеспечить защиту молодежи от негативного влияния Интернета невозможно и система нравственности российского общества подвергается серьезной угрозе. Соответствующая функция фактически ложится только на родителей, которым данная обязанность вменяется Семейным кодексом РФ, гласящим, что они «обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (ст. 63 СК РФ).

    Конечно, никто таковые обязанность и право оспаривать не собирается. Но без активного участия государства в данном вопросе реализация этих обязанностей напоминает сражение с ветряными мельницами. Технические средства защиты детей от негативного интернет-контента, которые могут применять родители (например, «Родительский контроль»), как оказалось, мало помогают. По данным исследовательской компании McAfee 70% несовершеннолетних пользователей достаточно свободно умеют обходить установленные ограничения.

    Необходимость разработки концепции закона, обеспечивающего права и свободы россиян, в т. ч. молодых людей, на информацию, которая позитивно отражается на их моральном облике и психическом здоровье, привлекает внимание не только законодателей, но и ученых. Предлагается методология защиты личности и общества от воздействия негативной информации, которая подчеркивает необходимость активной роли государства, введения государственного регулирования оборота массовой информации и контроля над Интернетом и СМИ.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проблема сохранения нравственности в наши дни стоит крайне остро, особенно в связи с быстрым развитием информационных технологий, повсеместным распространением средств массовой информации и коммуникации. Без активной работы со стороны государства противостоять распространению экстремистских установок очень сложно.

    Даже старшее поколение, чья система ценностей уже сформирована, не всегда способно ориентироваться в потоках информации и избегать негативного влияния. Тем более открыта агрессивному воздействию безнравственных и криминальных интернет - источников молодежь, которая в силу неопытности, юного возраста, неустойчивости психики намного быстрее становится объектом манипуляции и пропаганды антиценностей. В этом контексте отнюдь не забавным кажется распространенный анекдот «В чем смысл жизни? - Сейчас не могу сказать. Интернет отключен».

    ПРИМЕЧАНИЯ

    Близкие по теме исследования проводятся в основном применительно к СМИ, но есть отдельные авторы, акцентирующие в своих работах внимание на Интернете как инструменте формирования определенных, например, политических, установок россиян (например, Загурский И.И., Песков Д.Н., Чугунов А.В., Шевченко И.А. и др.). Среди современных отечественных ученых достаточно детально анализировавших информационную проблему в современном социуме, можно отметить Вершинина М.С., Дьякову Е.Г., Карасеву Е.В., Кравченко В.И., Мелюхина И.В., Титоренко О.В., Шевченко А.В., изучавших коммуникационное пространство.

    DeFleur M. L. & Ball-Rokeach S. J. Theories of mass communication. N. Y., 1989

    A.Торнтон, Дж. Кин, М. ДеФлёр, Дж. Клэппер и др.

    Almond G.A., Verba S. 1989. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. - Newbury Park

    Динамике гражданской политической культуры посвящены труды С. Верба, А. Алмонда. Анализ трансформаций в обществе под влиянием новых информационных технологий представлен в работах Дж. Гэлбрейта, В. Беньямина, У. Ростоу, Д. Рисмана.

    Сулакшин С., Новиков Д., Хвыля-Олинтер Н., Гаганов А. Проблемная повестка современной России. Наука и политика. Москва, 2015. С. 111–114

    Сулакшин С.С., Сазонова Е.С., Хвыля-Олинтер А. И. Государственная политика защиты нравственности и СМИ. Рабочая книга законодателя. М.: Наука и политика, 2014. - 360 с. С. 131–158

    А. В. Юревич, М. А. Юревич. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. С. 21–41

    Россия - страна уникальная, с тысячелетней историей, сильнейшими нравственными, религиозными и ценностными традициями. Она всегда была и остается раздражителем для западного мира, т. к. ее ценности категорически и принципиально несовместимы с той системой координат, в которой существует западный мир и которую предложили нам в качестве образца неолибералы после развала СССР: коллективизм искусственно заменялся на индивидуализм, ценность семьи и деторождения - на страсти и разврат, сопереживание - на безразличие и презрение и др.

    Наша специфичность проявляется, в том числе, и на уровне языка, уникального источника памяти поколений. Например, частота использования россиянами слов «давать, дать, дарить», содержащих в себе противоположный приобретательству смысл, очень высока. Причем, употребляются они не только в прямом своем значении, но и в различных речевых оборотах - «давай сделаем», «давай кушай», «во даешь» и т. д. Вот другой пример. В русском языке имеется только две тысячи слов для выражения индивидуальных черт личности, в немецком - четыре, а в английском - семнадцать тысяч. На языковом уровне звучит призыв к общинности, самоотдаче, который задает с детства соответствующую установку, правда, в современном мире она жестко подавляется.

    Именно Интернет становится основным проводником идей радикалов-террористов в молодежную среду. В онлайн пространстве ведется активная пропагандистская работа: боевики транслируют военные эпизоды, анонсируют фотографии жертв, распространяют новости о строительстве халифата, призывают делать взносы на поддержку организации и приглашают в новобранцы. Для этого используются такие популярные у молодежи ресурсы, как Instagram, Twitter, Facebook и другие. В них специально обученные люди «сетью» отлавливают молодых людей, по разным критериям им подошедших.

    Опрос проведен в сентябре 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке среди 1630 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. См.:

    УДК: 30.308, 30.304, 004.5

    Терякова Анна Сергеевна

    Руководитель: к.п.н., доцент Боброва И.И.

    Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

    Институт истории, филологии и иностранных языков

    Мы живём во время, когда ценность высоких технологий очень велика. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он захватил абсолютно все сферы жизнедеятельности. В настоящее время нельзя представить любое мобильное устройство или компьютер без Интернета. Порой задумываешься, как же люди жили без него всего несколько лет назад и как за такой короткий срок успели привыкнуть к нему.

    Актуальность темы данной статьи состоит в том, что социальных сетей становится всё больше. На сегодняшний день они заняли всё свободное время молодежи и детей. По статистике, примерно 50% всех россиян зарегистрированы в одной из социальных сетей. Согласно мнению отечественных ученых, 96% подростков общаются через Интернет.

    Мониторинговое агентство «News Effector» провело исследование с целью выяснить степень зависимости россиян от Интернета . Из 7800 опрошенных в возрасте от 18 до 55 лет по всей России – 61% людей утверждают, что количество времени, которое они проводят в Интернете постоянно увеличивается; 30% опрошенных признались, что сидят в Интернете для того чтобы убить время, т.е. не имея определенной цели. Около 78% россиян относятся к Интернету положительно. В то же время, как 5% настроены крайне негативно.

    Именно поэтому некоторые учёные серьёзно занимаются проблемой интернет-зависимость и в частности зависимостью от социальных сетей. Эту «болезнь» изучают такие учёные как К. Янг, М.А. Шаталина, Джеймс Барсонс и другие. Интернет-зависимость вызывает научный интерес у широкого круга учёных, но, несмотря на это, вопросы, касающиеся данной области, недостаточно изучены и описаны в учебниках и другой научной литературе.

    Ежедневно миллионы людей проводят свободное время в Интернете: ищут работу, знакомятся с новыми людьми, общаются с друзьями, коллегами, ищут нужную информацию, делятся своими знаниями с другими и получают новые. Сейчас редко увидишь молодёжь, которая читает газеты, смотрит новости. Большинство людей привыкло, что любую нужную информацию можно найти в Интернете и не нужно прилагать для этого огромных усилий. К примеру, не нужно идти в библиотеку и сидеть там, перебирая литературу. Можно сидеть дома за компьютером с чашкой чая, написать в поисковую строку то, что тебе нужно и Интернет выдаст тебе тысячу результатов.

    О факте интернет- зависимости говорит и то, что более половине молодёжи необходимо войти на веб-сайт по крайней мере один раз в день, и почти четверть подростков говорят, что они заходят в социальные сети несколько раз в день (из доклада, который опубликован на сайте ).

    Человек бежит от своих проблем и попадает прямиком в социальные сети, где он может об этом забыть и придумать себе новую жизнь, новое имя, «избавиться» от каких-либо своих комплексов. Свой «идеальный мир» человек начинает воспринимать как часть реальности и не видит между ними границ. Человек создаёт новый образ себя самого, приписывая себе качества, которых у него в жизни может вовсе и не быть. Например, скромный, замкнутый человек в социальной сети может себя позиционировать как общительного, коммуникабельного человека. В виртуальном мире человек может позиционировать себя как самодостаточного, ни в чем не нуждающегося человека, он также может встретить, как ему кажется, свою вторую половинку, которая может находиться очень далеко от него. Зачастую этот «виртуальный образ» не имеет ничего общего с самим человеком, который ищет в социальных сетях то, что ему не хватает в реальной жизни, поэтому эта «идеальная жизнь» становится для него более ценной, чем настоящая.

    Многие молодые люди не могут обойтись без виртуального общения, совершенно забывая про общение в реально жизни. Очень часто можно наблюдать такую картину, когда люди, не отрываясь, сидят в своём телефоне, например, в общественном транспорте, на улице, даже когда встречаются с друзьями. Со временем вырабатывается определённый рефлекс, человек начинает постоянно проверять свою почту в надежде, что кто-то напишет ему или посетит его страницу. Человек начинает от этого зависеть. Для него становится важным не только показать, как он живёт, но и посмотреть, как живут другие. Теперь молодёжь начала фотографироваться не для памятного альбома, в котором можно сохранить важные для себя моменты жизни, а для того чтобы выложить это все в социальную сеть, затем смотреть кому понравились твои фотографии и читать комментарии от друзей и знакомых. Знакомые или друзья выкладывают фотографии со свадьбы, с выпускного вечера, с поездок, начинает одолевать любопытство, никому не хочется упустить интересные новости, узнать что-нибудь новое из жизни друзей. Просматривая одну фотографию за другой, одну страничку, вторую, третью, человек забывает о времени.

    На сегодняшний день существуют такие «преданные» пользователи, которые сидят в социальных сетях круглыми сутками. Утром на работе или учебе они первым делом заходят проверить почту, порой уделяя этому больше времени, чем основному делу. По дороге домой или на работу, в очереди, за приёмом пищи для выхода в социальные сети используют телефон или, например, планшет. Вечером, приходя домой, вновь садятся за компьютер и утром всё начинается заново. Стоит отметить, что такие люди очень любят освещать всю свою жизнь в социальных сетях, а именно при помощи статусов. Статусы меняются не только от рода деятельности, например «ем», «сплю», «еду на работу», но также это зависит и от душевных переживаний этого человека. Вышеописанное состояние человека отчасти напоминает зависимость от алкоголя или, например, наркотиков, исходя из этого, можно говорить, что зависимость от социальных сетей – это болезнь молодёжи.

    В статье К.Янга «Диагноз – интернет-зависимость» приводится статистика по данным опроса. Она свидетельствует о том, что около 54% зависимых от интернета не собираются уменьшать своё времяпровождение в сети, при этом зная, что это наносит вред их здоровью и психике. Часть из них думают, что уже не смогут избавиться от этой вредной привычки. Остальные 46% пытались избавиться от зависимости, но безуспешно. Сначала они пробовали ограничить время, которое можно было проводить в интернете, но контролировать самих себя они были не в состоянии, затем выбрасывали модемы, резали провода, но через некоторое время снова оказывались в сети, осознавая, что без Интернета они не могут.

    Постоянное нахождение в социальных сетях – не лучшее занятие для нашего мозга. Это нельзя назвать какой-нибудь полноценной умственной работой. Человек просто бесцельно занимает своё свободное время, вместо этого можно было бы, например, почитать книгу или погулять с друзьями. Просматривая ленту новостей друзей или их фотографии, человек делает это быстро и особо не задумывается над поступающим потоком информации.

    Также, выкладывая на всеобщее обозрение информацию о себе, например, номер мобильного телефона, свой возраст, адрес, личные фотографии, человек может попасться в ловушку мошенников. Злоумышленники могут взломать аккаунт и получить нужную им информацию из ваших переписок с родителями, друзьями или знакомыми.

    Несмотря на все негативные стороны нахождения в социальных сетях, есть и положительные стороны. Но прежде всего, нужно знать меру и пользоваться этим с умом. Нет ничего плохого в том, чтобы знакомиться и общаться с новыми людьми в социальных сетях, можно найти единомышленников и пообщаться на общие темы, найти своих родственников, слушать музыку или смотреть фильмы. Общение в интернете способно повысить самооценку человека и его значимость. Главное не забывать, что это только второстепенное общение, а главное – это общение в реальной жизни.

    В заключении необходимо отметить, что социальные сети занимают всё больше времени молодёжи, они заменяют реальное общение и хобби. Несмотря на то, что положительные моменты присутствуют, следует отметить, что социальные сети чаще всего плохо влияют на учебу и сам процесс обучения, но бывают и исключения. Поэтому следует контролировать количество времени, которое тратится на Интернет, важно знать границу и не переходить её, иначе это обернется против тебя.

    Список источников:

    1. 1. Нестерова Г.В. Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь (на примере студентов ЕГУ им. И.А. Бунина). [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL
    2. Шумакова Е.В. Воспитательное пространство социальных сетей интернета // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 6.
    Количество просмотров публикации: -
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами» легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.

    Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:

    1. Кибербуллинг (интернет-травля).

    2. Использование Интернета для манипуляции сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры).

    4. Кибермошенничество.

    5. Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.

    6. Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.

    7. Просмотр сайтов для взрослых.

    Каждое поколение более или менее отличается от предыдущего. Но именно дети, которые родились в начале третьего тысячелетия и которых мы называем поколением Z, в этом смысле абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность.

    Интернет - это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром, на их культурные практики.


    Президент творческого объединения «Юнпресс», доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко, в одном из интервью сказал: "Дети в интернете, это факт, от него никуда не денешься. Общество перешло к постоянному диалогу, непрерывному общению. Это решительный переход к коллективному разуму, или ноосфере. Дети первыми шагнули в такое новое состояние общества."

    По данным кафедры психологии личности МГУ, количество детей, ежедневно пользующихся интернетом, выросло до 95%. При этом 32% детей сидят в сети каждый день по 8 часов, хотя ещё три года назад их было всего 14%. На наших глазах формируется новое «цифровое» поколение, которое неизбежно сталкивается с рисками при пользовании Всемирной паутиной.


    Один из «Больших проектов» в доменной зоне.ДЕТИ - это проект Спутник.Дети, в котором отобрано более 5000 сайтов: с мультфильмами, играми, книжками, песнями и многим другим. Каждый ресурс проходит проверку асессорами поисковика и системой безопасности.

    Google предлагает родителям 10 правил безопасности детей в интернете. Первое правило - поговорите с ребенком о безопасности в Интернете.Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение.

    Использование Интернета подростками

    Интересная статья опубликована 09.03.2017 на сайте The Village, с рассказами пяти российских подростков 11 - 16 лет, о том как они используют и какое значение имеет для них Интернет, какие у них любимые сайты и социальные сети, их мнение о безопасности в Сети и о родительском контроле.

    Во многом отношение этих подростков к интернету отражает результаты приведенного ниже исследования. За исключением их общего мнения: в интернете есть «минусы» и опасности.


    В 2013 году было проведено первое (и пока единственное) общероссийское научное исследование цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста. Исследование проводилось Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.

    В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков 12–17 лет. В будние дни проводят в интернете от 3 до 8 часов 37% их них, в выходные - 47%. Мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у их родителей.

    Большинство подростков используют интернет для поиска интересной информации. На втором месте по популярности - поиск информации для учебы.

    Как оказалось, почти треть опрошенных детей считают, что интернет лишен каких-либо недостатков, а у каждого десятого вызвал затруднения сам вопрос о «минусах» интернета.

    Главный вывод исследования - уровень цифровой компетентности как родителей, так и самих подростков составляет в России примерно треть от максимально возможного (31% у родителей и 34% у подростков).

    В январе 2019 ВЦИОМ провел опрос взрослых и подростков (14–17 лет) по вопросам, касающимся влияния социальных сетей на их поведение.

    Показательно, что опрошенные всех возрастов отмечают, что интерес подростков к «плохим» группам в соцсетях сформирован не самими сетями, а реальными проблемами школьников : 49% подростков считают, что такой интерес вызван реальными психологическими проблемами, 31% – конфликтами со сверстниками и 29% – отсутствием родительского контроля.


    По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в декабре 2015 года, только 10% детей старше 6 лет не пользуются социальными сетями. Вопрос задавался респондентам, у которых есть проживающие с ними дети старше 6 лет.

    Влияние Интернета на подростков

    Психологи Центра социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток" считают, что одна из основных проблем - это развитие компьютерной зависимости.

    Британские психологи считают зависимость подростков от Facebook, Twitter и компьютерных игр положительным явлением. По их мнению, снижение употребление подростками в странах Европы и США алкоголя и наркотиков связано с ростом популярности у молодежи социальных сетей, компьютерных игр и распространением социальных медиа.

    Российские подростки, как и их западные ровесники, проводят в интернете значительную часть своего свободного времени. Однако на уровне употребления наркотиков это не сказывается.

    Подростковая интернет-зависимость и жестокость

    Интернет-зависимость - это чума XXI века. К сожалению, дети не способны справиться с этим сами. Родителям нужно не конфликтовать с детьми, не отказываться от них, а принимать их такими, какие они есть. Потому что доля участия родителей в том, что их ребенок стал таким, точно имеется. Здесь важно признать свои ошибки, но это сложнее всего - родители же всегда считают себя правыми.

    В интернете у подростков появляется возможность быть неким бесполым существом, которое всех и вся убивает, чувствуя себя сильным и крутым. Если это впитается ребенком полностью, то из него просто-напросто вырастет преступник. В какой-то момент он подумает, что в реальной жизни тоже все дозволено. Один из таких ребят-игроманов на вопрос: «О чем ты тогда думал?» - ответил: «У меня было два желания - либо кого-то убить, либо чтобы меня убили».

    Парадокс технологической грамотности детей

    Сегодняшние дети, вероятно, являются великолепными потребителями технологии, но они редко бывают технически грамотными, считает глава BT Group (British Telecommunications plc), Гевин Паттерсон.

    Может быть они выглядят как опытные цифровые аборигены, но их знания ограничиваются глубиной экрана. Они являются пассивными пользователями, а не активными создателями. И большинство из них, в действительности, мало интересует, как технология, от которой они зависят, на самом деле функционирует. Я это считаю парадоксом технологической грамотности.

    Российские школьники: приватность и безопасность в Сети

    С таким докладом выступила Галина Владимировна Солдатова, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, на прошедшей 10.11.2015 в Москве, 6-й Международной конференции «Защита персональных данных».

    76% российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни (8 часов в сутки). Современные школьники воспринимают Интернет не как набор технологий, а как среду обитания.

    Практически каждый второй подросток не соблюдает принцип конфиденциальности в отношении своих паролей в социальных сетях. При этом всё ещё остаются дети, готовые сообщить свой пароль незнакомым людям.

    Больше трети подростков по-прежнему готовы сообщить незнакомому человеку в сети информацию личного характера: имя и фамилию, точный возраст, а также отправить фотографию. Шестая часть детей поделится номером мобильного телефона, почти столько же сообщит номер школы.

    Влияние компьютера и интернета на школьную успеваемость

    Авторы исследования, проводившегося в школах Северной Ирландии, не установили прямой связи между временем, которое тратится детьми на социальные сети, и их оценками. Видеоигры же, напротив, могут ухудшить результаты выпускных экзаменов в средней школе.

    Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), масштабные инвестиции в школьные информтехнологии "не привели к заметным улучшениям" результатов теста Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся по чтению, математике и естественным наукам.

    Как заявил по этому поводу директор образовательных программ ОЭСР Андреас Шляйхер, компьютеризация и внедрение интернета в школах "породили слишком много несбыточных надежд".

    Google-эффект или как Интернет меняет наш мозг

    Сегодня почти любую информацию можно найти с помощью поисковых систем. Вполне возможно, считают психологи Гарвардского университета Дэниел Вегнер и Адриан Уорд, что Интернет заменяет не только других людей, хранящих информацию, но и наши собственные познавательные процессы. Интернет может не только избавить нас от необходимости обмениваться информацией "вживую", но еще и ослабить наше желание запоминать важную информацию. Психологи называют это Google-эффектом.

    «До 15 лет ученикам свойственно наивное восприятие источников информации. Зачастую они не испытывают побуждения проверить полученные сведения и обычно воспринимают их такими, какие они есть, сосредотачиваясь на том, что говорится», - отмечает французский ученый Жан-Франсуа Руэ, который занимается оценкой воздействия цифровой среды на чтение и поиск информации.

    Проблема безопасности детей в Интернете в других странах

    Европейцев больше всего тревожит кибербуллинг (травля) в социальных сетях и ее последствия, когда из-за глумления со стороны сверстников подросток может впасть в депрессию или задуматься о суициде.

    "Фейсбук" на своей

    Социологические аспекты изучения сущности феномена потребления в современном мире. Комплексный анализ потребительского поведения современной молодежи. Составление рекомендаций по использованию Интернета для воздействия на потребительское поведение.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Потребительское поведение, как социальный феномен. Его ключевые модели. Специфика потребительских практик студенческой молодежи как социальной группы. Интернет-реклама как средство воздействия на потребительское поведение, ее социологический анализ.

      дипломная работа , добавлен 24.06.2017

      Понятие потребления и его социологические аспекты. Образ и стиль потребления людей. Социальное поле как фактор, влияющий на поведение потребителей. Влияние семьи и домашнего хозяйства на поведение. Практика измерения потребительских настроений населения.

      дипломная работа , добавлен 28.04.2011

      В работе делается попытка рассмотреть специфику экономико-статистического подхода к анализу потребления. Целью работы является изучение основных характерных черт потребительского поведения населения России. Потребительское поведение: основные подходы.

      курсовая работа , добавлен 05.01.2009

      Рассмотрение понятия "молодежи". Определение сущности "отношения к деньгам" в структуре социального поведения молодых людей. Раскрытие места финансовых ценностей в структуре экономического поведения молодежи. Влияние на финансовое поведение молодежи.

      дипломная работа , добавлен 20.08.2017

      Понятие "здоровьесберегающее поведение" и факторы, его определяющие. Характеристика образа жизни и здоровья учащейся молодежи. Анализ организации здоровьесберегающей деятельности среди учащейся молодежи в Сыктывкарском Государственном университете.

      курсовая работа , добавлен 22.05.2012

      Сущность, структура и виды девиантного поведения. Формирование его в молодежной среде. Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи. Образование субкультур как разрыв между средствами и целями. Анализ подходов воздействия девиации на общество.

      курсовая работа , добавлен 30.03.2014

      Разработка социологического исследования отношения молодежи к пагубным привычкам. Оценка отношения молодежи к наркотическим средствам. Определение уровня зависимости молодежи от табачных изделий. Зависимость от Интернета, сайтов и социальных сетей.

      практическая работа , добавлен 11.06.2011

    ИНТЕРНЕТ (Internet - inter + net - объединение сетей) - всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации. Топ рейтинг онлайн казино top10-casino.org .

    Интернет стал неотделимой частью современной цивилизации. Стремительно врываясь в сферы образования, торговли, связи, услуг, он порождает новые формы общения и обучения, коммерции и развлечений. «Сетевое поколение» - это настоящий социо-культурный феномен наших дней. Для его представителей Интернет давно стал привычным и удобным спутником жизни. Человечество вступает в новый - информационный - этап своего развития, и сетевые технологии играют в нем огромную роль.

    Сегодняшняя молодежь рассматривает интернет как основной источник информации и главное средство коммуникации. В основном, молодые люди выходят в онлайн для поиска полезных сведений, новостей и работы, общения с друзьями, скачивания музыки и фильмов, совершения покупок в интернет-магазинах. К такому выводу пришли исследователи из аналитической компании IDC, основываясь на результатах опроса жителей.

    Хотелось бы “копнуть” глубже и узнать мнение самой молодежи, что они думают, каковы их приоритеты. Для этого обратимся к опросу, который был проведен американскими социологами. Опрос проводился в трех странах: России, США и Бразилии.

    Выяснилось, что Интернет вызывает у современных подростков почти сплошь положительные эмоции. Его называют «забавным», «необходимым», «безопасным», «помогающим поддерживать связь», «удобным». В то время, как телевидение респонденты определили, в первую очередь, как «неудобное» и «скучное». Впрочем, американские подростки по поводу телевидения в своей стране высказывались не столь категорично, в отличие от своих сверстников в России и Бразилии.

    Безусловно, различные культуры накладывают свой отпечаток, и в каждой из трех стран подростки используют Интернет по-разному. В США и России респонденты, как правило, заходят в сеть ежедневно, в то время, как юным бразильцам это удается гораздо реже. В США и Бразилии молодежь чаще использует Сеть для совершения покупок в Интернет-магазинах и на онлайн-аукционах, в России большее число подростков считает Интернет источником новостной информации.

    Интернет становится для нынешнего поколения тем, чем для предыдущего было телевидение. Отличие лишь в том, насколько более функциональна Сеть – помимо источника новостей и развлечений, например, это еще и огромный онлайн-магазин. Главные преимущества Интернета – его коммуникативная составляющая и социальная природа. Интернет делает возможным общение в самых разных форматах, от видеосеминара до сетевой игры, а также предоставляет бесконечные возможности для самовыражения и социальной адаптации – от авторского блога до онлайновых консультаций врачей и преподавателей.

    Но, несмотря на все, то хорошее и полезное, что несет в себе Интернет, нельзя забывать о спаме и вирусах. Каково мнение молодежи о безопасности Интернета? В этой возрастной группе, как правило, отсутствуют представления о потенциальной опасности Интернета или его связи с асоциальным поведением. С риском и опасностью ассоциируют Интернет, по данным исследования, лишь те молодые люди, которые никогда не пользовались Сетью.

    Исследование дает нам повод сделать вывод о значимости Интернета для молодежи.