Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Макроэкономические факторы механизма рынка труда

     Макроэкономические факторы механизма рынка труда

    Рынок труда - это совокупность экономических отношений по купле-продаже такого фактора производства, как труд. Основными субъектами рынка труда являются, с одной стороны, предпринимательский сектор, который формирует спрос на труд с целью соединения всех ресурсов для производства товаров и услуг и получения прибыли, с другой - домохозяйства как собственники рабочей силы, предлагающие свой труд на рынке с целью получения дохода в форме заработной платы.

    На рынке труда они выступают в виде экономически активного населения, включающего как уже работающих, так и безработных.

    Продажа труда имеет свою специфику по сравнению с продажей товаров и услуг, финансовых активов. Так как труд является фактором производства, то спрос на него носит производный характер и зависит от спроса на конечные товары и услуги, создаваемые с помощью данного фактора производства. При продаже труда можно отметить большую продолжительность отношений продавца и покупателя, которые оформляются длительными контрактами. Важную роль при этом играют неденежные факторы - сложность и условия труда, безопасность здоровья работника, гарантии профессионального роста. Значительное воздействие на условия продажи труда оказывают институциональные структуры: профсоюзы, трудовое законодательство, государственная политика, союзы предпринимателей.

    Макроэкономический подход к анализу этого рынка имеет следующие специфические черты:

    ¦ рынок труда рассматривается как единый национальный рынок без учёта отраслевых, национальных, региональных и прочих различий;

    ¦ на рынке устанавливается цена труда (ставка заработной платы) как единственный параметр, оказывающий влияние на отношения найма.

    Рынок труда с макроэкономических позиций рассматривается как самый несовершенный из всех национальных рынков. Это объясняется тем, что поиск работы требует продолжительного времени, многие работники плохо информированы о вакансиях, в ряде случаев положительное решение вопроса о трудоустройстве требует смены места жительства или переквалификации.

    Поэтому даже полная занятость предполагает наличие фрикционной и структурной безработицы.

    Функционирование рынка труда имеет свои особенности в долгосрочном и краткосрочном периодах. В долгосрочном периоде все ценовые показатели, в том числе ставки заработной платы и уровень цен, становятся гибкими и субъекты рынка труда с их помощью получают возможность адаптироваться к происходящим изменениям. В результате этой адаптации обеспечивается равновесие спроса и предложения на рынке труда и формируется полная занятость. В краткосрочном периоде цены и ставки номинальной заработной платы являются жесткими и экономические субъекты не могут полностью приспособиться к происходящим на рынке труда изменениям, поэтому в краткосрочном периоде несоответствие величин спроса на труд и предложения труда может принимать устойчивый характер в форме безработицы.

    В макроэкономической теории сложились две основные концепции занятости, объясняющие механизм функционирования рынка труда: неоклассическая и кейнсианская. Первая из них объясняет механизм функционирования рынка труда в долгосрочном периоде, вторая - в краткосрочном периоде. Каждая из концепций включает в себя три основных составляющих:

    Теорию спроса на труд, которая выясняет факторы, лежащие в основе решений предпринимателей о найме того или иного количества работников;

    Теорию предложения труда, анализирующую мотивы работников, побуждающие их к принятию решений о предложении на рынке того или иного количества труда;

    Теорию, объясняющую механизм установления равновесия на рынке труда и причины возникновения устойчивой безработицы.

    Рынок труда-это ведущий компонент классической концепции занятости, который базируется на следующих принципах: 1.Совершенная конкуренция на рынке труда. 2.Взаимозаменяемость факторов производства. 3.Номинальность заработной платы. 4.Рациональное поведение экономических субъектов. 5.Ориентация субъекта на реальную заработную плату.

    Особенность рынка труда и его механизма: объектами купли-продажи на нём является право на найм рабочей силы и право на подбор персонала, у которых имеются знания, квалификация (образование) и способности к трудовому процессу.Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями - за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате.

    Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд - важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда.

    Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.

    Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.

    Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам.

    Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее существенно проявляется эта функция на микроэкономическом уровне.

    Рынок труда выполняет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.

    Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми) .

    Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги .

    Механизм функционирования рынка труда по-разному рассматривается разными экономическими школами.

    В западных экономических теориях рынок труда – это рынок, где реализуется лишь один из прочих ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда. В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (П.Самуэльсон, М.Фелдстайн, Р.Холл), а в 80-х г.г. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д.Гилдер, А.Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена – в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие .

    Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж.М.Кейнс, позже Р.Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена (заработная плата) по данной концепции не является регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие .

    Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (прежде всего, М.Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и безработицу..

    Еще один распространенный теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов (Дж.Данлоп, Л.Ульман и др.). Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы.

    В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом.Это отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве .

    Ни один из перечисленных выше подходов не дает полной и адекватной картины механизма функционирования рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы.

    Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

    Принципы государственной политики занятости и безработицы;

    Систему подготовки кадров;

    Систему найма, контрактную систему;

    Фонд поддержки безработных;

    Систему переподготовки и переквалификации;

    Биржи труда;

    Правовое регулирование занятости.

    На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется .

    На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

    На динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В США, например, среднегодовые темпы прироста населения в период 1950–1990 г.г. сократились с 1,8 до 1%. Это повлияло на динамику предложения на рынке труда .

    В широком смысле рынок труда - система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

    Рынок труда - важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.

    Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.

    Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы.

    Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.

    В настоящее время мобильность трудовых ресурсов - один из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в экономике вообще. Мобильность трудовых ресурсов (наличие транспортных средств) характеризуется реальными возможностями работников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания, где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Таким образом, мобильность трудовых ресурсов способствует более высокой эффективности и производительности в экономике.

        Рынок труда и безработица

    Экономическая теория изучает неблагоприятные явления в экономике, в том числе безработицу. Безработица рассматривается как одна из главнейших характеристик рынка труда. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объёмах, формах, продолжительности.

    Одно из первых объяснений безработицы дано Т.Мальтусом. Он заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышает темпы роста производства. Данная теория признана несостоятельной, так как в современных развитых странах с низкой рождаемостью также имеется безработица.

    Большой вклад в формировании современных представлений о рынке труда сделала классическая школа политической экономии. В XVII в. экономическая мысль Англии и Франции - в странах с наивысшим уровнем развития капитала - приступает к систематическому изучению товарных отношений. В трудах англичанина Уильяма Петти и француза Пьера Буагильбера формируются начала трудовой теории стоимости, делаются первые попытки нащупать закон товарного обмена. Именно эти экономисты впервые высказывают и обосновывают мысль о том, что меновые пропорции в товарном обмене регулируются затратами труда на производство товаров. Проблема закона стоимости проходит красной нитью через исследования всех представителей классической школы. Особо значительный вклад в развитие трудовой теории стоимости внесли Адам Смит и Давид Рикардо, изучавшие товарные отношения в канун промышленной революции (как Смит) и в её разгар (как Рикардо). Новая эпоха ставила новые проблемы перед экономической теорией. Промышленная революция привела к замене господствующего прежде ручного производства на производство, базирующегося на все более широком применение машин, поднимала, прежде всего, вопрос о том, какими, собственно, затратами труда определяется стоимость товаров. Совершенно различно эти затраты выглядели на фабрике, мануфактуре и в ремесленной мастерской. Рикардо был первым экономистом, который показал, что средства труда (машины, производственное оборудование и т. п.) не создают новой стоимости, а лишь переносят свои ранее созданную трудом стоимость на производимые с их помощью товары. Фактически возникшие в классической политической экономии противоречия в объяснениях стоимости, попытки сделать единую теорию, объясняющую механизмы стоимости с помощью трудовой теории стоимости привели к кризису классической политической экономии и её закату в 1870-е гг. (Джон Стюарт Милль, Джон Элиот Кэрнс)

    Марксистская теория рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственное обществу, основанному на частной собственности на средства производства. Появление безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства, с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицы являются абсолютное и относительное обнищание наемных работников. Маркс и его последователи развивают трудовую теорию стоимости.

    Неоклассическая школа представлена трудами Д.Гилдера, А.Лаффера, М.Фелдстайна, Р. Холда и др. За основу взяты положения классической теории А.Смита. Из неоклассической концепции следует, что безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие, ибо цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка труда, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. В настоящее время представители этой школы признают безработицу естественным явлением, выполняющим функцию кругооборота незанятой части трудоспособного населения.

    Представители монетаристской школы исследовали взаимосвязь безработицы с динамикой реальной заработной платы, инфляции.

    Институциональная социологическая школа предложила свое видение проблемы с позиции институциональных проблем, создания служб занятости и других социальных институтов.

    В последние годы наиболее популярны концепции «естественного», «нормального», «социально допустимого» уровня безработицы, исследующие взаимосвязи безработицы и инфляции, денежного обращения, равновесной цены труда, соотношения спроса и предложения на труд. Разработка стратегии и тактики государственного регулирования занятости, поддержка безработных ведется с применением методов экономико-математического моделирования и графического анализа (кресты Маршалла, кривые Филлипса, кривая Бевериджа и др.). В 1960-е годы естественным уровнем безработицы считалось 2 - 4 % численности рабочей силы, в 1980-е годы этот уровень возрос до 6 - 7 %.

        Рынок труда в постиндустриальном сообществе.

    Концепция постиндустриального общества уходит корнями в работы Тойстена Веблена, под влиянием работ Веблена появляются концепции и труды, посвященные «революции управляющих». Дальнейшее развитие теория будущего постиндустриального общества получила в работах К. Кларка «Экономика в 1960 году» (1948), Ж. Фукрастье «Великая надежда XX в.» (1949). Однако бум работ относительно будущего постиндустриального общества возник после книг и статей Д. Белла, Дж. Г. Гэлбрейта, П. Друкера.

    Преимущественно, признаки постиндустриального общества связаны с кардинальными изменениями на рынке труда и новой роли наемного работника.

    Джон Кеннет Гэлбрейт в вышедшей в 1952 году книге «Американский капитализм. Теория уравновешивающей силы» пишет о роли профсоюзов как уравновешивающей силе, существующей наряду с большим бизнесом и правительством. Гэлбрейт обосновывает мысль о том, что менеджеры являются носителями прогресса, далее он развивает эту мысль в новой книге «Новое индустриальное общество» (1967), в ней Гэлбрейт пишет о монополизации знаний «техноструктурой» - новой силой, наряду с капиталистами.

    Питер Фердинанд Друкер в своей книге «Будущее индустриального человека» в 1942 году описывает концепцию «информационного работника», потом эта идея развивается в последующих работах ученого. П. Друкер пишет, что ориентирами нашего общества являются появление новых технологий и отраслей промышленности, переход от международной экономики к мировой, утверждение общества организаций, усиление важности знаний как движущей силы социально-экономического развития. В XX в. по мнению Друкера ключевой проблемой является повышение эффективности, а это напрямую связано с образованием и всесторонним развитием личности. Это возможно только в современной организации, такое развитие приводит к становлению информационного общества, создает предпосылки к социальному и экономическому равенству.

    Теории, описывающие будущее человечество и роль человека труда в нём неоднородны, нет единого подхода, авторы предлагают различные концепции, эта тема находится в фокусе внимания экономистов, социологов и институционалистов.

    Один из виднейших экономистов современности Мануэль Кастельс развивает концепцию сетевого общества. М. Кастельс пишет массу работ, одной из значительных является его книга «Информационный век: экономика, общество, культура» (1996-1998). Важнейшей идеей, развиваемой Кастельсом, является концепция сетевого общества и разделение всего земного шара на Интернет-имущих и Интернет-неимущих. Дело не в обладании Интернетом как таковым, а в том, насколько Интернет стал органической частью современного общества, средством коммуникации, производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Кастельс предсказывает ускоряющийся экономический рост Китая, он - один из немногих западных экономистов, анализирующих причины развала СССР, которые, по его мнению, во многом кроются в низком развитии и отставании СССР во внедрении и использовании современных компьютерных и коммуникационных средств. Режим секретности, без которого не мыслимо советское устройство государства, - несовместим с развитием информационных технологий, внедрением научных новшеств в экономику и производство. Это и предопределило развал экономики Советского Союза. Идея свободной личности, научного творчества в постиндустриальном обществе никак не совместима с закрытыми границами, запретами, тотальной слежкой и подавлением инициативы и инакомыслия, которые были стержнем идеологии, политики и экономики СССР.

    Современное общество по Элвину Тоффлеру (книга «Третья волна») имеет ряд черт, ключевыми из которых являются превращение знания в фактор производства, базовой роли нематериальной собственности в новой экономики. Изменения в сфере труда приводят к уходу от массового производства, характерного для XX в., и к возникновению многообразия, индивидуального подхода. Происходит резкое повышение квалификации и падает взаимозаменяемость. Это становится актуальным даже для современной армии. Поощряется инициатива, новый работник больше предприниматель, чем пролетарий. Растет значение малого бизнеса, все больше вытесняющего крупные фирмы. Для такого общества нужны новые формы управления, старые и строгие рамки организации неприемлемы, усложняется управление, организации становятся более интегрированными и гибкими к изменениям в управлении.

    Французский ученый Аллен Турен акцентирует внимание на формировании и развитии социального капитала. Турен выделяет три стадии модернизации общества: Период под знаком эпохи Просвещения приводит к формированию первых буржуазных государств. Срединная стадия. Господство идеи рациональности, допускающей культурную самобытность в пределах национального государства. «Программируемое» общество. Отличается возросшей ролью политической власти. Социум является итогом решений политики и программ, а не естественного равновесия.

    Возникает кризис. «Распад социума и личности, - пишет А. Турен,- превратил наше общество в большей степени в супермаркет или в аэропорт, нежели в завод или в свод юридических норм. Если в прошлом Субъект находился в полном подчинении закону, Божескому или общественному, то в современном мире ему грозит стать жертвой общества потребления, которое с одной стороны, манипулирует им, а с другой - постоянно подталкивает его к гонке за все новыми и новыми благами»

    Концепции постиндустриального общества стали основой современных институциональных теорий, пытающихся адекватно вписать «нового работника» в единую теорию в экономике, социологии, социальной психологии и политологии.

    Рынок труда - это совокупность экономических отношений по купле-продаже такого фактора производства, как труд. Основными субъектами рынка труда являются, с одной стороны, предпринимательский сектор, который формирует спрос на труд с целью соединения всех ресурсов для производства товаров и услуг и получения прибыли, с другой - домохозяйства как собственники рабочей силы, предлагающие свой труд на рынке с целью получения дохода в форме заработной платы.

    На рынке труда они выступают в виде экономически активного населения, включающего как уже работающих, так и безработных.

    Продажа труда имеет свою специфику по сравнению с продажей товаров и услуг, финансовых активов. Так как труд является фактором производства, то спрос на него носит производный характер и зависит от спроса на конечные товары и услуги, создаваемые с помощью данного фактора производства. При продаже труда можно отметить большую продолжительность отношений продавца и покупателя, которые оформляются длительными контрактами. Важную роль при этом играют неденежные факторы - сложность и условия труда, безопасность здоровья работника, гарантии профессионального роста. Значительное воздействие на условия продажи труда оказывают институциональные структуры: профсоюзы, трудовое законодательство, государственная политика, союзы предпринимателей.

    Макроэкономический подход к анализу этого рынка имеет следующие специфические черты:

    ¦ рынок труда рассматривается как единый национальный рынок без учёта отраслевых, национальных, региональных и прочих различий;

    ¦ на рынке устанавливается цена труда (ставка заработной платы) как единственный параметр, оказывающий влияние на отношения найма.

    Рынок труда с макроэкономических позиций рассматривается как самый несовершенный из всех национальных рынков. Это объясняется тем, что поиск работы требует продолжительного времени, многие работники плохо информированы о вакансиях, в ряде случаев положительное решение вопроса о трудоустройстве требует смены места жительства или переквалификации.

    Поэтому даже полная занятость предполагает наличие фрикционной и структурной безработицы.

    Функционирование рынка труда имеет свои особенности в долгосрочном и краткосрочном периодах. В долгосрочном периоде все ценовые показатели, в том числе ставки заработной платы и уровень цен, становятся гибкими и субъекты рынка труда с их помощью получают возможность адаптироваться к происходящим изменениям. В результате этой адаптации обеспечивается равновесие спроса и предложения на рынке труда и формируется полная занятость. В краткосрочном периоде цены и ставки номинальной заработной платы являются жесткими и экономические субъекты не могут полностью приспособиться к происходящим на рынке труда изменениям, поэтому в краткосрочном периоде несоответствие величин спроса на труд и предложения труда может принимать устойчивый характер в форме безработицы.

    В макроэкономической теории сложились две основные концепции занятости, объясняющие механизм функционирования рынка труда: неоклассическая и кейнсианская. Первая из них объясняет механизм функционирования рынка труда в долгосрочном периоде, вторая - в краткосрочном периоде. Каждая из концепций включает в себя три основных составляющих:

    Теорию спроса на труд, которая выясняет факторы, лежащие в основе решений предпринимателей о найме того или иного количества работников;

    Теорию предложения труда, анализирующую мотивы работников, побуждающие их к принятию решений о предложении на рынке того или иного количества труда;

    Теорию, объясняющую механизм установления равновесия на рынке труда и причины возникновения устойчивой безработицы.

    1. В первом вопросе "Рынок труда и государственное регулирование занятости" следует обратить внимание на категорию "занятости".

    Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая приносит им доход в денежной или иной форме. Она характеризуется системой экономических отношений по поводу обеспечения граждан рабочими местами и определения форм участия в общественной хозяйстве с целью получения средств к существованию.

    Структурно-логическая схема преподавания первого вопроса имеет следующий вид (рис. 1.)

    Важную роль в формировании структуры занятости играет рынок труда, который является неотъемлемой частью системы рыночного хозяйства.

    Рынок труда - это средство организации трудовой деятельности, условия которой определяются куплей-продажей рабочей силы по критерию наибольшей эффективности. Он характеризуется системой отношений между продавцами (собственниками) рабочей силы и ее покупателями и соответствующей инфраструктурой.

    Рис. 1

    Объекты рынка труда - это условия найма на работу, которые определяются спросом и предложением на рынке труда.

    Главными субъектами рынка рабочей силы является наемный работник и работодатели. Каждый из них имеет свою общественную форму и разветвленную структуру. Систему субъектов рынка рабочей силы дополняют посредники.

    Предложение рабочей силы характеризуется численностью лиц, нуждающихся в трудоустройстве и определяется количеством часов рабочего времени, которое соглашаются предоставить работники в условиях определенного уровня оплаты труда. Количество рабочей силы зависит от трех основных факторов: демографического, социального и экономического.

    Предложение рабочей силы определяется уровнем заработной платы, налоговой системой, культурой и религией, авторитетом профсоюзов и др.

    Спрос на рабочую силу - это платежеспособная потребность работодателей по трудовым услуг работников определенных профессий и квалификаций. Кроме того, спрос на рабочую силу определяют совокупный спрос в экономике, техническая оснащенность производства.

    Рис. 2

    Когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, появляется избыток рабочей силы, то есть безработица. Различают три основных вида безработицы: циклическое, фрикционная, структурная. Есть также скрытое и вынужденная безработица.

    Полная занятость совместима с естественным уровнем безработицы, при расчете которого учитывают фрикционная и структурная безработица.

    Объем производства, который осуществляется в условиях полной занятости, определяет производственный потенциал экономики. Развитие циклической формы безработицы приводит к превышению фактического уровня над естественным. Экономическая цена этого превышения оценивается в размере расстоянии фактического объема ВНП от его потенциальной величины. И его размер рассчитывается на основании закона Оукена.

    Внеэкономические последствия безработицы: деквалификация рабочей силы, изменение моральных ценностей, острые социальные и политические ситуации.

    Западные экономические школы придерживаются разных взглядов на сущность и причины безработицы.

    Классическая теория не видит в безработице серьезной экономической проблемы, поскольку причиной его считает слишком высокую заработную плату, а в условиях свободного рынка такое положение долго сохраняться не может. Действенной мерой против безработицы сторонники этой теории считают снижение заработной платы до уровня экономического равновесия.

    По кейнсианской теорией проблема безработицы трактуется в недостаточном совокупном спросе. Государство, повышая доходы или снижая налоги, может увеличить в экономике совокупный спрос обусловит рост спроса на рабочую силу, а это, в свою очередь, снизит уровень безработицы.

    Монетаристы - опираясь на классическую теорию отстаивают возможные достижения равновесия только в условиях полностью свободных конкурентных рынков с гибкими ценами и заработной платой. Государство не должно вмешиваться в рынок труда если безработица не превышает естественный уровень. В противном случае начинает развиваться стагфляции (растет безработица и инфляция). Выход возможен только при условии проведения жесткой финансово-кредитной политики (налоговый и денежно-кредитный механизм). Все это требует формирования гибкого рынка труда.

    Другие ученые считают, что безработица является следствием деформации и негибкости рынка рабочей силы и для преодоления этого необходимо создать гибкую структуру заработной платы и проводить стимулирующую политику на рынке рабочей силы.

    Главным условием эффективного функционирования рынка труда является органическое сочетание рыночного механизма с государственным регулированием занятости. Рыночный механизм обеспечивает свободный выбор места трудоустройства и зависимость зарплаты от спроса и предложения. Государственное регулирование должно создавать всем гражданам благоприятные условия для реализации их конституционного права на труд, обеспечивать равные возможности в получении профессии, гарантировать минимальный уровень заработной платы и обеспечивать социальную защиту в случае временной потери работы и работоспособности.

    Среди перечисленных функций государства сложной является создание условий для реализации каждым гражданином его права на труд, то есть обеспечение полной занятости. Теоретической основой государственного регулирования занятости служит кейнсианская теория, согласно которой устранение вынужденной безработицы должно достигаться с помощью политики стимулирования совокупного спроса. Но такая политика имеет и негативные побочные последствия. С одной стороны, она способствует уменьшению безработицы, а с другой - порождает инфляцию. Итак, за уменьшение безработицы общество должно "расплачиваться" инфляцией. Это означает, что между безработицей и инфляцией существует обратная зависимость. Указанный связь между безработицей (ы) и инфляцией (и) получил свое обобщение с помощью кривой Филлипса (рис.3).

    Опираясь на кривую Филлипса, можно сделать три вывода:

    1. Большое безработице не может существовать одновременно с высокой инфляцией: возможны только большая безработица и низкая инфляция или наоборот;

    2. Стимулювальна политика может обеспечить уменьшение безработицы только ценой повышения инфляции;

    3. Выбор соотношения между безработицей и инфляцией зависит от приоритетов правительства, то есть от того, решению которой проблемы (уменьшению безработицы или снижению инфляции) он дает преимущество.

    Рис. 3.

    Кривая Филлипса показывает, что за уменьшение безработицы от] до и3 инфляция растет от ии к и3.

    Однако приведенный вариант кривой Филлипса адекватно описывает зависимость между безработицей и инфляцией только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде между безработицей и инфляцией наблюдается другая связь. Об этом свидетельствует «кривая» Филлипса в долгосрочном периоде (рис. 4).

    Рис. 4. Кривая Филлипса в долгосрочном периоде

    На рис.4. краткосрочная "кривая" Филлипса 1 характеризует такое состояние в экономике, когда инфляция равна и1, а безработица - естественный норме, то есть ип. Теперь предположим, что правительство хочет уменьшить безработицу. С этой целью стимулируется увеличение совокупного спроса. В краткосрочном периоде это, с одной стороны, уменьшит безработицу, а с другой, вследствие увеличения совокупного спроса возрастет инфляция спроса к и2, что переместит экономику в точку Т2,

    Реагируя на рост инфляции, рабочие со временем заставят предпринимателей адекватно повысить зарплату. Это, с одной стороны, уменьшит прибыльность производства, сократит его объемы и увеличит безработицу до ип, что переместит экономику в точку Т3. С другой стороны, возникнет инфляция расходов, возрастет до и 3. В результате «кривая» Филлипса переместится в положение 2. Если зарплата снова возрастет в ответ на новый виток инфляции, то этот процесс повторится при росте инфляции до и5 и возвращение безработицы к естественной норме. Соединив точки Т1 и Т5, получим вертикальную линию, которая является "кривой" Филлипса в долгосрочном периоде.

    Приведенный сценарий соответствует теории адаптивных ожиданий, согласно которой зарплата постоянно догоняет цены, благодаря чему обеспечивается лишь краткосрочное сокращение безработицы. Но по теории рациональных ожиданий спираль "цены - зарплата" не возникает, поскольку рабочие способны учитывать будущую инфляцию заранее в своих требованиях к зарплате. Поэтому доходность не вырастет, не вызовет даже краткосрочного увеличения производства и сокращения безработицы, а кривая Филлипса будет только вид вертикальной линии.

    Вывод: в долгосрочном периоде между безработицей и инфляцией не существует альтернатив. Иными словами, в конечном итоге стимулирующая политика не безработицей, а порождает инфляцию. В долгосрочном периоде проблему занятости можно решить только с помощью инфляционных методов, способных обеспечить рост производства за счет накопления капитала и увеличение потенциального ВВП.

    Кроме политики экспансии, дополнительным элементом политики занятости является применение государством специальных методов воздействия на рынок труда. С этой целью разрабатываются государственные программы содействия занятости (например, программа общественных работ) и гибкие формы занятости (например, введение неполного рабочего дня, надомного труда и т.д.).

    2. Рассматривая второй вопрос "Социальная политика в условиях рынка" нужно обратить внимание на одну из актуальных проблем - неравномерное распределение доходов.

    Стратегической целью функционирования экономики является создание условий для роста жизненного уровня населения. Но в условиях рынка достижения этой цели сопровождается возникновения чрезмерного неравенства в доходах домохозяйств. Для определения степени неравенства в доходах используется кривая Лоренца (рис. 5).

    Рис. 5.

    На рис.5 биссектриса 0Д отражает абсолютное равенство в доходах, например, 5% семей получает 5% дохода, 25% семей - 25% дохода и т.д. На самом деле определенном проценте семей отвечает другой процент дохода. Эту ситуацию отражает кривая Лоренца, то есть выпуклая кривая 0Д, которая отклоняется от биссектрисы и свидетельствует по существования определенной неравенства в доходах.

    На колебания уровня доходов влияет много факторов: индивидуальные способности к труду, различия в образовании и уровне профессиональной подготовки, наследство от предыдущих поколений и тому подобное. Дифференциация доходов, с одной стороны, - важный фактор стимулирования людей к труду; с другой - порождает проблему бедности, которая делает невозможным нормальное развитие человека. Это требует от государства осуществления политики социальной защиты населения.

    2. Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства и местных органов власти, направленный на защиту населения от безработицы, рост цен, обесценивание трудовых сбережений и т. Д.

    В целом социальная политика направлена на решение социальных проблем и будет включать основные гарантии, способы реализации и ее основные элементы.

    Общая характеристика социальной политики государства представлена на рис. 6.

    Рис. 6. Социальная политика государства

    В рамках социальной политики обеспечивается необходимый минимум потребления, перераспределяются доходы, ограничивается безработицы, гарантируется поддержка семьи, обеспечение жильем, повышение уровня образования и культуры.

    Отмечается, что степень неравенства в доходах меньше в странах, где государство шире использует перераспределение национального дохода в пользу бедных слоев населения через систему налогообложения и государственные расходы. В государственных бюджетах этих стран предусматриваются большие расходы на сокращение реальной неровности, чем и которая формируется рынком.

    То есть привлекаются нерыночные факторы регулирования: 1) наличные и безналичные трансфертные выплаты, 2) различные виды помощи малоимущим. В большинстве развитых стран удельный вес средств, поступающих в бедных слоев населения, в общем объеме социальных выплат составляет = 19% при низком количестве такого населения.

    На основе проверки потребностей населения государственные программы поддержки доходов приобретают форму дополнительных выплат, которые гарантируют минимальный доход, приближающийся к грани бедности. Государственная помощь дополняется также коммунальными трансфертами, то есть местными системами помощи.

    Особую обеспокоенность вызывают группы, которые в наименьшей степени могут сами себя обеспечить, - это касается лиц пожилого возраста и детей. Помощь наиболее незащищенным слоям населения должна гарантировать удовлетворение минимальных потребностей, в частности в продовольствии. Для решения проблемы недоедания используются программы дополнительного питания, в соответствии с которыми продовольствие выделяется непосредственно именно тем группам, для которых риск вреда здоровью является крупнейшим, например: беременным женщинам, детям и лицам пожилого возраста.

    Такие программы должны тесно координироваться с предоставлением услуг первичного здравоохранения, поскольку недоедания отражает не только нехватку продовольствия, но и наличие заболеваний.

    Определяющая линия социального обеспечения периода реформирования экономики заключается в создании системы помощи не только для лиц пожилого возраста и способных заявить о себе на рынке труда, но и для широких слоев населения с низкими доходами, в пределах схемы, которую можно финансово поддержать.

    Опыт показывает, что политика социальной защиты малообеспеченного, но трудоспособного населения имеет временный характер. Различные виды частичного субсидирования, усилия, направленные на сокращение безработицы, с одной стороны, последствиями, а с другой - необходимостью переходной экономики.

    От временных мер нужно постепенно отказываться по мере того, как набирают силу и скорость рыночные механизмы, поскольку действие этих мер связана с вмешательством государства в процесс ценообразования и рынка труда.

    Механизм и внедрение социальной политики изображены на рис. 7.

    Рис. 7.

    В контексте всего указанного пассивность и финансовая несостоятельность существующей социальной политики обуславливается чрезмерно большим количеством целей и малым количеством средств их достижения, демонстрирует следующая модель.

    Считается, что ограниченный круг целей при определении задач социальной политики обеспечивает большую гарантию их достижения, а если количество целей превышает количество средств, то возникают целевые конфликты. Примерами противоречивости целей является стремление одновременно обеспечить высокие социальные гарантии и повысить эффективность производства, или увеличить государственные трансферты и сократить дефицит бюджета и тому подобное.

    Избыточное количество целей объясняется накоплением нерешенных проблем структурной перестройки экономики; длительным спадом производства; безработицей и массовой нищетой населения; возникновением специфических ситуаций, вызванных остатками административно-командной системы.

    Недостаточность средств социальной политики обусловлена слабо развитой рыночной инфраструктурой, отсутствием традиции регулирования рыночной экономики, недоверием населения к государственным институтам.

    Современная система мер социальной защиты населения в переходный период должна включать два типа воздействия: адаптационный для трудоспособного и работающего населения и социально-защитная для нетрудоспособного и социально мало защищенного населения.

    Основной целью социальной защиты является предоставление каждому члену общества, независимо от социального происхождения, национальной или расовой принадлежности, возможности свободно развиваться, реализовывать свои способности.

    Эффективная макроэкономическая политика требует социальной политики в двух направлениях:

    1. Осуществление экономического роста путем использования увеличение доходов населения как движущей силы стабилизации отечественного производства, укрепление внутреннего рынка, формирование собственных источников сбережения и инвестирования;

    2. Обеспечение для всех слоев населения реализации главного принципа рыночной экономики - способности к самообеспечению.

    Реферат

    по дисциплине: «Региональная экономика и управление»

    на тему: «Региональный рынок труда»


    ВВЕДЕНИЕ

    1.1 Спрос на рабочую силу

    1.2 Предложение рабочей силы

    1.3 Экономическая активность и занятость.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    ВВЕДЕНИЕ

    Понятие рынка труда.

    Труд является основой жизнедеятельности и развития каждого человека. В самой сущности человека изначально заложена потребность трудится как необходимое и естественное условие существование. Столь же необходимым является труд и сточки зрения его роли в обществе, имея ввиду труд работников и коллективов как товаропроизводителей.

    Рынок труда – это система отношений по поводу условий купли – продажи рабочей силы. Рынок рабочей силы включает отношения между нанимателями и наемными работниками. В условиях рыночных отношений человек как субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал, свои способности к труду двояким образом: когда выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий произведенную продукцию на рынке, или же, как наемный работник, который предлагает свои услуги товаропроизводителю. Во втором случае происходит обмен по принципу: квалификация и рабочее время наемного работника – за заработную плату и прибыль от результатов деятельности.

    На рынке труда определяется стоимость рабочей силы, условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т. д.

    Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т. е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

    Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения - биржи труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы.



    Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом, рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессе производства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности, от состояния рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должна присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования способностей работника к труду.

    Испытывая потребность к постоянному воспроизводству, причем каждый раз на новом, более высоком уровне, носитель рабочей силы ищет только такого работодателя, которому он мог бы предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе на рабочую силу также должна быть конкуренция. При таких условиях будет происходить социальное и экономическое развитие общества, основанное на рыночной активности работников, предлагающих свою рабочую силу, с одной стороны, и нанимателей - с другой.


    1. Региональные рынки труда: зависимость от макроэкономических факторов

    Состояние национальных, региональных и локальных рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения 1 , его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест.

    1.1 Спрос на рабочую силу

    Зависит в первую очередь от макроэкономических тенденций. При росте экономики рабочих мест становится больше, при кризисе или спаде их число сокращается. Кроме того, спрос на рабочую силу, как, впрочем, и ее предложение, зависит от уровня оплаты труда. В странах и регионах с "дешевой" рабочей силой ниже издержки создания новых рабочих мест и поэтому чаще размещаются новые трудоемкие производства. При высоком уровне оплаты труда работодатели стремятся снизить свои издержки путем автоматизации производства или его вывода в "дешевые" страны или регионы, тем самым ограничивая предложение новых рабочих мест на региональных или локальных рынках труда
    Значительную роль в формировании спроса играет структура экономики, в том числе соотношение трудоемких и нетрудоемких отраслей. В современной экономике наиболее трудоемки отрасли услуг, поэтому в крупных городах, где сектор услуг развивается опережающими темпами, предложение рабочих мест больше, что способствует лучшему состоянию рынков труда. В небольших монофункциональных городах рынки труда зависят от положения градообразующего предприятия и поэтому наиболее уязвимы и нестабильны.

    Еще один фактор спроса на рабочую силу - политика государства в сфере занятости.

    Во-первых, государство выступает в качестве регулятора рынка труда, определяя "правила игры" - найма и увольнения работников, социальных гарантий и социального страхования занятых. При более жестком государственном регулировании и высоком уровне социальной защиты занятых, характерном для западноевропейских стран, работодатели, как правило, стремятся минимизировать риски дополнительных издержек и ограничивают наём работников, что приводит к росту безработицы. При более мягком регулировании, характерном для США, занятые менее защищены при ухудшении ситуации в экономике, но при благоприятной экономической конъюнктуре облегчается создание новых рабочих мест, в результате рынок труда оказывается более гибким. В России трудовые отношения регулируются федеральным законодательством. В начале 2000-х годов был принят Трудовой кодекс с достаточно жесткой регламентацией отношений работника и работодателя в целях социальной защиты занятых. Однако побочным негативным эффектом стала скрытая дискриминация при найме на работу тем категориям занятых, которые защищаются законом (женщин с несовершеннолетними детьми, инвалидов и др.).

    Во-вторых, государство влияет на рынок труда как крупнейший работодатель, оплачивающий за счет госбюджета занятых в сфере - социальных услуг, обороне и охране общественного порядка, государственном управлении и др. Политика государства, определяющего число и структуру занятых в этих отраслях, уровень оплаты их труда, также влияет на занятость. Если повышение оплаты не сопровождается мерами по снижению неэффективной занятости, результатом, как правило, становится рост числа работников бюджетного сектора. В российских регионах со слаборазвитой экономикой, особенно высокодотационных, бюджетный сектор стал ведущим по численности работников и занятость в нем продолжает расти.

    1.2 Предложение рабочей силы

    Зависит от динамики численности населения и половозрастного состава. В регионах с незавершенным демографическим переходом и растущей численностью населения проблемы занятости наиболее остры. Они обусловлены, в частности, количественной диспропорцией между возрастной когортой молодежи, входящей на рынок труда, и меньшей по численности возрастной когортой уходящих на пенсию. Такая ситуация характерна для слаборазвитых республик Северного Кавказа и юга Сибири, она усугубляется незначительным предложением новых рабочих мест.

    Диспропорция может быть не только количественной, но и структурной, когда спрос на рабочую силу не совпадает с предложением по полу, профессиональной структуре, уровню образования и квалификации. Многие структурные несовпадения можно ослабить с помощью переподготовки имеющихся кадров, но это возможно не всегда. К тому же такая активная политика в сфере занятости весьма затратна.

    Поведение населения на рынке труда зависит также от уровня образования, социокультурных особенностей, в том числе эмансипации женщин, территориальной мобильности. В регионах и городах с более высоким уровнем образования населения его адаптация к изменениям спроса на рынке труда идет быстрее, поэтому безработица, как правило, ниже. В регионах нового освоения, заселенных недавними мигрантами, при ухудшении ситуации на рынке труда быстрее начинается миграционный отток, так как мобильность населения выше.

    Региональные и локальные рынки труда обладают большим потенциалом саморегуляции. Количественные и структурные диспропорции предложения и спроса могут сглаживаться территориальной мобильностью экономически активного населения: переездом на новое место жительства, сезонной или маятниковой трудовой миграцией в регионы и города с более значительным предложением рабочих мест. Однако на фоне стран с развитым рынком труда территориальная мобильность населения современной России пока еще невелика. Она вдвое ниже и по сравнению с советским периодом, когда трудовые миграции стимулировались государством или были принудительными. Основные причины низкой мобильности в современной России - редкая сеть городов и слаборазвитая транспортная инфраструктура, препятствующие маятниковым миграциям, огромные перепады цен на локальных рынках жилья и высокие затраты на смену места жительства, непосильные для большинства домохозяйств.

    Пока только большой "градиент" социально-экономических различий, создаваемый одновременно притягивающими и выталкивающими факторами, может стимулировать территориальную мобильность, что и наблюдается, например, в Московской агломерации с ее огромным спросом на труд и его высокой оплатой. Именно поэтому она стала крупнейшим центром притяжения рабочей силы. Резко расширился радиус трудовых миграций в столицу: маятниковая миграция распространилась за пределы столичной агломерации на соседние области Центра, растет трудовая миграция, особенно из регионов российского юга.

    Именно "градиент" социально-экономических различий привел к увеличению с конца 1990-х годов трудовой миграции в Россию титульного населения стран СНГ, заполняющего рабочие места с более низкой оплатой труда, сделал экономически мотивированными возвратные миграции русского населения из этих стран, причем переселенцы постепенно перемещаются в крупные городские агломерации России.

    Особенно ярко выражены контрасты в северо-восточных регионах нового освоения: в ведущих нефтегазодобывающих округах с более высокой оплатой труда до середины 2000-х годов сохранялся приток трудовых мигрантов, в то время как остальные северные и восточные регионы теряют население с 1990-х годов. Многочисленные примеры территориальной мобильности населения, обусловленной экономическими факторами, подтверждают развитие механизмов саморегуляции на региональных рынках труда.