Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Тренинг для саморазвития для учащихся школы. Упражнение «Что делает ученик?». Упражнение «Поменяйтесь местами»

    Тренинг для саморазвития для учащихся школы. Упражнение «Что делает ученик?». Упражнение «Поменяйтесь местами»

    Социально-психологический тренинг: "Я и МЫ"

    Описание работы: данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста (с 4 по 11 класс). Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими запросами). Цель тренинга: формирование навыков межличностного общения, самопознания. Данный тренинг регулярно проводился мной на предыдущем месте работы и показал хорошие результаты, по отзывам детей в нем участвовавших и их педагогов.

    Цель: школьников преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта, владеть своим эмоциональным состоянием, а также сформировать у них уверенность в себе и своих силах.
    Ведущим типом деятельности, по классификации Д.Б. Эльконина, в юношеском возрасте является общение и становление межличностных отношений. Поэтому очень актуальным, на данном этапе развития, для наиболее полной и глубокой реализации жизненного потенциала и гармоничного развития личности является овладение навыками эффективного социального взаимодействия.
    Структура тренинга: Тренинг состоит из пяти занятий в основу организации, которых положены представлениях о механизме групповой динамики.
    Каждое из занятий тренинга имеет следующую структуру:
    1. Игры и упражнения на сплочение группы: направлены на снятие психологических защитных механизмов и поддержание групповой динамики.
    2. Упражнения, направленные на расширение социального опыта.
    3. Рефлексия своего состояния и приобретенного опыта.
    4. Упражнения, направленные на расширение представлений о себе и организацию обратной связи.
    Организация тренинга: данный тренинг рассчитан на 2 занятия включающие по 3 блока продолжительностью по 2 – 2,5 часа каждое (в зависимости от особенностей группы). Занятия должны проводиться в отдельном, теплом помещении, желательно имеющем звукоизоляцию и запирающимся изнутри. Так же желательно, чтобы в данном помещении имелись удобные кресла и свободное пространство для перемещений, что способствовало бы повышению эффективности проведения занятий.
    Количественные и качественные характеристики группы: тренинг рассчитан на подростков и юношей в возрасте от 15 лет и старше, желающих расширить свой социальный опыт, обрести чувство уверенности в себе, научиться чувствовать и понимать окружающих.
    Оптимальной является группа из 6 – 12 человек. Снижение количества участников тренинга меньше оптимального ведет к замедлению групповой динамики по причине качественного снижения активизирующего опыта в обсуждениях. Увеличение числа членов группы больше оптимального, делает группу неустойчивой из-за снижения возможности контроля, за групповыми процессами со стороны тренера.

    Первое занятие «Знакомство и самопрезентация»

    Первая часть

    Задачи: 1. формирование сплочения группы;
    2. выработка групповых правил;
    3. мотивирование участников тренинга на работу.

    Упражнение 1. «Назови свое имя +визитка»
    Цель: знакомство участников тренинга.
    «Мы начинаем наше занятие с традиционной процедуры знакомства. Сейчас каждый из вас оформит свою визитку, в ней он укажет свое имя».
    Назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Что тебе больше всего нравится в себе?»
    «Трудно ли было находить в себе хорошее качество?»
    «Что ты чувствовал, когда называли твое качество другие?».

    Упражнение 2. «Мои цели»
    Цель: выявить ожидания от тренинга у участников группы, сформировать осознанное отношение к занятиям.
    Материал: ватман, маркер, листья (зеленые и красные)
    Ведущий рассказывает о целях и задачах тренинга.
    Участникам раздаются листки из цветной бумаги (зеленого цвета) на которых предлагается написать то, что они хотят получить от занятий. Затем листья с помощью скотча приклеиваются на заранее приготовленный ватман с изображением дерева.
    Каждый из участников называет свои ожидания и приклеивает листочек к ватману. Предполагается ответить на следующие вопросы: "Что я хочу получить от тренинга?"; "Что я готов для этого сделать?". "Как мне группа может помочь в этом?".
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Для чего необходимо конкретизировать цели и ожидания от тренинга?»
    «Трудно ли было охарактеризовать свои ожидания от тренинга?»
    «Какой полезный опыт я извлек из этого упражнения?»

    Упражнение 3. «Снежный ком»
    Цель: Знакомство
    Первый участник называет свое имя и увлечение, следующий повторяет все, что сказал первый и добавляет свое имя и увлечение, третий повторяет все, что было до него сказано и добавляет свое и так до тех пор пока все участники не назовут свои имена и увлечения.

    Упражнение 4. «Правила жизни в группе»
    Цель: формировать правила взаимодействия в группе на основании личного опыта участников.
    I. Ведущий читает вопросы. Участники думают: могли бы они ответить на эти вопросы в группе?
    Вопросы:
    Что мне в себе не нравиться?
    Что нужно сделать, чтобы у меня появилось много друзей?
    Что такое счастье и счастлив ли я?
    Хороший ли я человек или неочень?
    II. Группа разбивается на микрогруппы по следующей шкале безопастности:
    Я бы не хотел отвечать на вопросы в группе Я мог бы ответить на некоторые вопросы Я бы мог ответить на все вопросы в группе

    Может получиться 2 или 3 группы (5 минут).
    III. Ведущий предлагает обсудить в группах и записать на листке ответы на следующие вопросы:
    Что делают или говорят вокруг тебя люди, что мешает тебе говорить о своих переживаниях;
    Что делают вокруг тебя люди, что помогает тебе говорить о своих переживаниях?
    IY. По одному участнику из группы зачитывают ответы, можно записать их на доске (15 минут).
    V. Ведущий предлагает создать некоторые общие правила, выполнение которых дало бы возможность свободно общаться, разговаривать о своих чувствах (10 минут).
    Предлагаемые правила:
    Искренность (говори искренни или молчи);
    Конфиденциальность (не рассказывать об опыте других участников группы);
    Не оценивать участников;
    Поддержка от группы и др.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Что тебе лично мешает откровенно говорить или открыто делать что-то в группе?»
    «Нужны ли тебе правила группы?»
    «Какое правило ты считаешь самым справедливым?»
    «Какое правило ты ввел бы дополнительно?»

    Упражнение 5. «Поделись радостью»
    Цель: научиться устанавливать контакт
    Нужно подойти к максимально большему количеству людей со словами «раздели мою радость со мной» и установить контакт на 4 уровнях:
    Эмоциональном
    Глаз
    Прикосновения
    Вербальном
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «что больше понравилось, когда подходишь ты или подходят к тебе? »
    «Какие встретились сложности»
    «Что получилось лучше всего»

    Упражнение 6. «Корреспондент»
    Цель: знакомство и сплочение группы
    Игра проводится в два этапа: на первом этапе ("интервью") участники делятся на пары и в течение трех минут беседуют на тему "мои интересы и увлечения". После того, как время первого этапа истечет, начинается второй этап ("заметка"). Один из участника пары должен как можно лучше и интереснее представить второго игрока группе.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Что было сложнее сделать выяснить какие-либо сведения о человеке или рассказать о нем группе?»
    «Что вызвало большее волнение: когда рассказывали о вас или вы рассказывали о ком-то?»
    «Какой полезный опыт можно извлечь из этого упражнения?»

    Упражнение 7. «Огонек» (с комплиментами)

    Материал: коробка спичек
    Группа, включая тренера, усаживается в тесный круг. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. Тот, у кого в руках спичка погаснет, делает себе комплимент. Далее зажигает спичку и передает следующим участникам. Затем задача усложняется: у кого погаснет спичка – тому участники тренинга говорят три комплимента.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Что чувствовали?»
    «Что было приятнее говорить или получать комплименты?»

    Упражнение 8 «Никто не знает»
    Цель: формирование навыка самопрезентации
    Ведущий: «Сейчас мы будем по очереди завершать фразу: «Все знают что я…»
    Второй круг: «Никто из вас не знает что я…» (что у меня…)
    Третий круг: «На самом деле я…»
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    - "Легко ли было рассказывать о своих секретах?"

    Упражнение 9 «Подарок»
    Цель: сплочение группы.
    Ведущий: « Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его соседу справа.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    - "Сложно ли было понимать другого без слов?";
    - "Что помогало \ мешало понять другого?"
    - "Что полезного можно извлечь из этого упражнения?"

    Упражнение 10 «Обратная связь по блоку»



    Вторая часть

    Цель: продолжить знакомство, отработать и закрепить достигнутые на вводном занятии навыки и состояния.
    Упражнение 1 «Пожелание»
    Цель: Выявить настрой участников на занятие; разогрев группы.
    Материал: мяч
    Ведущий: «Давайте начнем нашу работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодняшний день».

    Упражнение 2 «Сказка на новый лад»
    Цель: развитие умения отслеживать и поддерживать логическую нить при общении.
    Ведущий: "Сейчас нам нужно придумать продолжение какой-либо из известных сказок, или сочинить новую сказку. Делать мы это будем следующим образом: я говорю первое предложение, и каждый дополняет по предложению так, чтобы получился законченный рассказ".
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    - "Как вы думаете, что дает данное упражнение?"
    «Что было интереснее слушать других или придумывать самому?»

    Упражнение 3. «Зеркало»
    Цель: развитие психологического контакта
    Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого – в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением».

    Упражнение 4. «Мое имя – мой характер»
    Цель: закрепление навыка самопрезентации
    Материал: бумага, ручки
    Ведущий: «Напишите на листке бумаги свое имя. Распишите ваши положительные качества на первые буквы вашего имени
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    - Что понравилось в этом упражнении?
    - Что было трудно сделать в этом упражнении?
    - Что почувствовали?

    Упражнение 5. «Какой Я?»
    Цель: оценить взгляд на себя со стороны
    I.Заполняется анкета:
    Я хочу быть________________ (3-5 черт характера)
    Я не хочу быть_____________
    Читаются анкеты в кругу (15 минут). Затем участники по желанию объединяются в пары. Работа в парах.
    А. Используя анкету, поставить около черт характера баллы от 1 до 10 – сколько по вашему мнению, в вас уже есть этой черты.
    Б. Поменяться анкетами и поставить партнеру, сколько, по вашему мнению в нем есть тех черт, которые он поставил в своей анкете.
    Проанализировать свои собственные анкеты, где баллы совпадают, где есть разница. Можно в кругу кто захочет рассказать о своем состоянии.
    II. Используя анкеты написать о себе 5-7 фраз. Последняя фраза будет: «Основная черта характера, которой я горжусь, - это….». (для позитивного отношения к своим чертам характера).
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Трудно ли говорить о себе?»
    «Что мы имеем в виду когда называем человека «хорошим» или «плохим»?»

    Упражнение 6. «Рисунок себя»
    Цель: формирование навыков самопрезентации
    Ведущий: «Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Но только один фрагмент рисунка. Далее передайте рисунок соседу справа. Он должен дорисовать еще один фрагмент и т.д. Таким образом, вы получите свой портрет глазами группы».
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Насколько соответствует ваше представление о себе представлению группы?»
    «Какие чувства вызвало у вас данное упражнение?»
    «Что нового вы узнали из этого упражнения?»

    Упражнение 7. «Суд: Самопрезентация: за и против»
    Цель: формирование осознанного отношения к самопрезентации
    1. Выбираются три победителя в игре «камень, ножницы, бумага». Они будут судьями.
    2. Судьи игрой «пусто – густо» делят остальных членов на 2 подгруппы. Принцип: «пусто» – обвинители, «густо» – защитники.
    3. Каждая сторона в течении 5 минут готовит речь и вопросы противнику цель отстоять свою позицию.
    4. Проводится турнир между противниками.
    5. Судьи выносят приговор.

    Упражнение 8 «Обратная связь по блоку»
    Цель: поддержание групповой традиции.
    Ведущий: «Сейчас мы обсудим опыт, полученный в данном блоке».
    - Что вам запомнилось (понравилось) в данном блоке?
    - Было ли что-нибудь, что вас удивило в данном блоке
    - Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

    Третья часть

    Цель: отработка и закрепление достигнутых на предыдущих занятиях навыков и состояний
    Упражнение 1. «Импульс»
    Цель: сплочение и разогрев группы.
    Участники садятся в круг. Правую руку ладонью вверх кладут на левое колено участнику справа, а свою левую руку ладонью вниз кладут на ладонь соседа. Необходимо хлопнуть по ладони соседа, как только почувствуешь хлопок по своей ладони.
    Обсуждение:
    -"Что полезного можно извлечь из этого упражнения?"

    Упражнение 2. «Я очень хороший, мы очень хорошие»
    Цель: формирование уверенности в себе, сплочение группы
    Один из участников (а затем все остальные) выходит в центр круга и произносит по очереди слова: «я» «очень» «хороший» сначала шепотом, потом громко, затем очень громко. Участники расширяют круг и, держась за вытянутые руки, повторяют то же самое только вместе говоря вместо "я" "мы" «очень» «хорошие».

    Упражнение 3 «Скульптура»
    Цель: сплочение группы
    Ведущий выбирает трех добровольцев. Первый – скульптор; второй –глина; третий – критик. Суть игры: критик выходит за дверь, а скульптор должен придумать и изобразить из глины любой предмет, например статую свободы, черепаху и т.д. После того, как скульптура будет готова, приглашают критика, который должен угадать что получилось.

    Упражнение 4. «Доверительное падение»
    Цель: снятие механизмов психологической защиты, формирование доверия к группе.
    Ведущий: «Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный, так как дети, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Все остальные поднимите руки на уровне груди. Когда ….. падает в вашу сторону, вы должны его понять и осторожно вернуть в исходное положение.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    - как ты себя чувствовал в центре круга?
    - Доверял ли товарищам?

    Упражнение 5. «Кинофестиваль»
    Группа делится на зрителей и актеров, а актеры на подгруппы по 3 человека. Каждая группа вытягивает листок с заданием подготовить (10мин) и продемонстрировать (5мин) сценку следующих жанров:
    Боевик
    Кинокомедию
    Мелодраму
    Ужасы
    Зрители голосуют, какой фильм им больше понравился. Победители получают приз зрительских симпатий.
    Потом зрители становятся актерами, актеры зрителями.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Кем больше понравилось быть, актером или зрителем?»
    «что дает это упражнение?»

    Упражнение 6. «Глаза в глаза»
    Цель: получение обратной связи по само презентации
    По принципу «горячего стула» двое напротив друг друга.

    Упражнение 7. «Прощание»
    Цель: поддержание групповой традиции.
    Ведущий: «Сейчас у вас есть время попрощаться. Подойдите друг к другу и пожелайте что-нибудь приятное, подержитесь за руки, посмотрите в глаза».

    ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:


    - Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

    Второе занятие «Сплочение и взаимодействие»

    Первая часть
    Цель: продолжение работы направленной на сплочение и повышение степени взаимодействия в группе

    Упражнение 1 «Приветствие»
    Цель: поддержание групповой традиции
    Ведущий: «Нашу работу на первом занятии мы начали со знакомства и обмена приветствиями, теперь эта процедура станет для нас традицией и будет открывать все наши занятия».

    Упражнение 2 Волшебная палочка
    Цель: разогрев и сплочение группы
    Участники движутся по кругу и ведущий дает задание: "У меня в руках волшебная палочка и я хочу, чтоб мы превратились в стадо бегемотов". После того как участники проиграли один круг, ведущий передает палочку следующему и т.д.

    Упражнение 3 «Отгадай прикосновение»
    Цель: создание доверительной атмосферы.
    Участник закрывает глаза и отворачивается. Он должен отгадать, кто к нему подходит и каким-либо образом прикасается.

    Упражнение 4 «Выбор»
    Цель: определение взаимных предпочтений в группе
    Участники рассаживаются в круг. По команде ведущего, каждый из них должен указать пальцем на одного из своих товарищей по группе – допустим, на того, с кем он хотел бы составить пару в какой-то другой игре. Цель играющих – добиться в одной из попыток такого выбора, при котором группа распалась бы на пары взаимно выбравших друг друга участников.

    Упражнение 5 «Рефлексия»
    Цель: возможность поставить себя на место другого
    Ведущий: «Разбейтесь на пары. По моему сигналу начинайте по слогам произносить какое-либо слово. Например, СА-МО… третьим слогом может быть –КАТ-, -ЛЕТ-. Задача одного из участников – подстраиваться под партнера, т.е. добиваться совпадения своего третьего слога с его третьим слогом. Задача другого участника – уходить от подстройки, добиваться несовпадения. Произносить третий слог вы должны одновременно».

    Упражнение 6 «Узкий мост»
    Цель: отработка взаимодействий в группе
    Ведущий чертит линию. Это мост. Выбираются два участника, которые идут с разных сторон моста. На середине они встречаются. Задачей каждого является дойти до конца моста.
    Обращается внимание на то, как они пройдут мост. Сумеют ли вежливо разойтись или один столкнет другого.

    Упражнение 7 «Разведчик»
    Цель: развитие социальной перцепции
    Ведущий: «Чтобы понять другого человека и предугадать его замысел, нужно уметь наблюдать. Ведь человек говорит не только языком – глазами, лицом, всем телом. Необходимо научиться читать эти проявления».
    Выбирается один участник – разведчик. Ведущий произносит команду «замерли» и вся группа неподвижно застывает. Разведчик старается запомнить позы всех участников. Затем он выходит из комнаты. В это время участники делают несколько изменений в позе. Задача разведчика – обнаружить все перемены.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Что понравилось?»
    «Что полезного можно извлечь из этого упражнения?»

    Упражнение 8. «Обратная связь по блоку»
    Цель: поддержание групповой традиции.
    - Что вам запомнилось (понравилось) В данном блоке?
    - Было ли что-нибудь, что вас удивило
    - Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

    Вторая часть

    Цель: продолжение работы направленной на сплочение и повышение степени взаимодействия в группе.
    Упражнение 1. «Букет»
    Цель: разогрев группы
    Ведущий стоит в центре круга сидящих на стульях участников. Участники группы выбирают себе цветок из трех предложенных ведущим или участниками, например, роза ландыш и пион. По команде водящего меняются местами те участники, чей цветок он назвал, а по команде "букет" меняются местами все участники. Водящий должен успеть сесть на место одного из участников, который становиться следующим водящим.

    Упражнение 2. «Огонек»
    Цель: расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности
    Материал: коробок спичек
    Группа, включая тренера, рассаживается в тесный круг. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. У кого в руках спичка погаснет, члены группы задают любые три вопроса. Отвечающий на вопросы снова зажигает спичку и передает ее по кругу.

    Упражнение 3. «Гомеостат»
    Цель: выявление взаимоотношений между участниками.
    Ведущий: «Сожмите правую руку в кулак, и по моей команде все выбрасывают пальцы. Вы должны стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и тоже число, при этом не договариваясь».

    Упражнение 4. «Слепой и поводырь»

    Ведущий: «Сейчас вам необходимо разделится на пары. Один из вас пусть закроет глаза, а другой водит его по комнате, так чтобы не столкнуться с другими парами и препятствиями. Поменяйтесь ролями».
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Как ты чувствовал себя, когда был слепым?»
    «Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?»
    «Было ли желание полностью довериться партнеру?»
    «Когда тебе было лучше: когда ты вел или тебя?»

    Упражнение 5. «Контакт»
    Цель: отработка навыка кинестетического воздействия
    Участники распределяются на пары: один ведущий - другой ведомый. Ведомый закрывает глаза, а ведущий ведет его. Контакт между ними поддерживается через ручку, которая свободно упирается в открытые ладони игроков. Через минуту они меняются ролями.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Какая роль для вас была сложнее ведущего или ведомого?»
    «Насколько удачно удавалось поддерживать контакт?»

    Упражнение 6 «Ассоциации»
    Цель: сплочение коллектива
    Один из участников выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается, и его задача – угадать этого человека с помощью наводящих вопросов. Например, «если бы это был цветок (животное, погода, мебель) то какой…»
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Трудно ли было подбирать ассоциацию?»
    «Что помогло отгадать?»

    Упражнение 7. «Испорченный телефон»
    Цель: развитие внимания к тому, как мы слушаем друг друга.
    Участники сидят полукругом, Ведущий первому игроку говорит шепотом на ухо то пожелание, которое он хотел бы услышать сегодня. После этого он пересаживается в конец ряда. Пожелание шепотом передается до конца ряда, пока его не скажет последний человек в ряду. Первый игрок становится ведущим и все повторяется снова, до тех пор пока каждый из игроков не пересядет в конец ряда.

    Упражнение 8. «Невербальный телефон»
    Цель: выявить особенности невербального языка.
    Как «глухой» только общение жестами.

    Упражнение 9. «Анабиоз»
    Цель: научиться распознавать и удовлетворять скрытые потребности собеседника
    Ведущий: наверное, каждому знакомо чувство отчуждения встающее между двумя людьми: партнеры перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание. Прелагаемое упражнение позволяет решить задачу перехода от отчуждения к контакту.
    Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности – с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, - вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права не прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо словами. Все чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы можно считать смех, улыбку и др.

    Часть третья

    Упражнение 1. «доверительное падение» (сложное)
    Цель: Разогрев группы
    Выполняется как обычное, но участники падают с небольшого возвышения.
    Упражнение 2. «Надстройки»
    Цель: знакомство с разными видами общения в игровой форме.
    В театральном искусстве выделяют 3 надстройки:
    Сверху – все поза человека говорит о том, что он презирает окружающих, смотрит свысока, плечи расправлены;
    Снизу – он презираем, его не зачто любить, окружающие лучше, умнее его, - так думает человек с этой надстройки;
    Наравне – не натянутые, товарищеские отношения с товарищами.
    Походить по залу, меняя позы.
    Делимся на пары, обратитесь к собеседнику с просьбой о чем-либо используя надстройку сверху, затем снизу, наконец, на равнее. Поменяйтесь ролями.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Какой тип надстройки для вас был удобнее?»
    «Какой вид настройки был наименее удобен?»
    «Как полученные знания можно использовать в жизни?»

    Упражнение 3. «Подари мне цветок»
    Цель: повышение интереса к возможностям разговора
    Участники рассаживаются в общем кругу. Желающий берет цветок, все по очереди просят подарить этот цветок именно ему. Цветок дариться тому, чья просьба больше понравилась. Причем человек объясняет почему он предпочел именно эту просьбу (10минут).

    Упражнение 4. «Караул»
    Цель: знакомство с этапами разговора
    Участники встают в общей круг, каждый поворачивается к своему правому соседу. Задание для каждого: привлечь внимание этого человека (5 минут).
    Упражнение 5 «Разожми кулак»
    Цель: учет позиции собеседника в сложной ситуации (проводится в парах).
    Один сжимает кулак, другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать!), затем партнеры меняются ролями.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Учитывалось ли позиция и желание партнера при выполнении упражнения?»
    «Использовались ли не силовые методы – просьбы, уговоры, хитрость».
    «Какой вывод можно сделать из этого упражнения?».

    Упражнение 6. «Нахал» (ролевая игра).
    Цель: осознание поведения в ситуации отстаивания собственных интересов.
    Группа делится на две команды: активные и наблюдатели. Для активных ситуация в магазине. Роли – «продавец», «нахал», «очередь». Затем группа меняется местами.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Какие эмоции, чувства испытывали?»
    «Что такое собственные интересы, и для чего их необходимо отстаивать?»
    «Поведение кого из актеров вам больше всего понравилось и почему?».

    Упражнение 7. «Активное слушание»
    Цель: Овладеть навыками активного слушания
    I. Участники сидят парами. Один человек рассказывает что-нибудь (2минуты), другой слушает его очень внимательно (1мин), а затем по знаку ведущего не слушает его. Партнеры меняются ролями затем обсуждают это упражнение.
    II. В общем кругу участники показывают плохое и хорошие слушание. Общее обсуждение увиденного и своего опыта в парах. Обратить внимание участников тренинга, что режим активного слушания имеет следующие признаки: к вам подходит человек, он взволнован, у него что-то случилось он хочет рассказать вам, а вы хотите его выслушать.
    III. Алгоритм записывается ведущем на доске, а участниками в тетрадях

    Активное слушание Что мешает вашему собеседнику говорить

    Сидеть напротив
    Смотреть на собеседника
    Поддакивать «угу», «да-да».
    Прямой повтор слов, эхо
    Уточнение деталий
    Заниматься посторонним делом
    Пристально смотреть в глаза
    Употреблять следующие фразы: «Это у тебя от того…»
    «А у меня тоже было…»
    «Не переживай»
    «Врешь ты все..»
    «Ну и что из этого..»
    «Я бы на твоем месте..»
    «Давай рассуждать логически..»

    Упражнение 7. «Секретный алгоритм отказов»
    Цель: отработка навыков говорить «нет».
    I. Участники парами расходятся по залу, договариваются о том, какая у них будет ситуация, желательно из реальной жизни (может быть, когда-то у них были проблемы чтобы отказать кому-то).
    II. Один человек уговаривает другого, а тому надо отказаться. Затем они меняются ролями и обсуждают свой опыт.
    III. На общем кругу два человека показывают всем свою сценку (сценку можно обсудить).
    IV. Ведущий интригует участников секретным алгоритмом отказов, а затем разбирает его вместе с участниками (30минут).

    ТВЕРДЫЕ ОСНОВАНИЯ
    Действительно ли тебе нужно отказаться или ты кокетничаешь

    Да, надо нет, может, меня уговорят

    Создай себе пространство этот алгоритм тебе не подходит
    (например, не сиди, если тот, кто тебя
    уговаривает, стоит) и помни, ты
    Имеешь право отказаться

    ЯДЕРНОЕ ПОСЛАНИЕ
    «Я не могу это сделать, потому что…
    ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА»

    ПОМОГИ ТОМУ, КОМУ ОТКАЗЫВАЕШЬ,
    Ведь ему сложнее, чем тебе!
    «не обижайся, я правда не могу..»
    Важный секрет и вся сложность отказа состоит как раз в том, чтобы найти именно главную причины отказа, т. к. если причина придумана, это легко проверить, если это не ряд главных причин, их легко разбить.
    V. Те два человека, которые показывали сценку всему кругу, повторяют её, используя алгоритм и помощь ведущего группы.
    VI. Группа повторяет свои сценки, используя алгоритм.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Насколько увереннее стало поведение?»
    «Удалось ли найти главную причину?»
    «Что нового нашли для себя?»

    Упражнение 8. «Ролевая карусель»
    Цель: навыки начинать, поддерживать и завершать разговор.
    Участники сидят, образуя два круга, лицом друг к другу. Ведущий читает ситуацию и задание: начать разговор и вести его в течении 1 минуты. Прослушав ситуацию, внешний круг начинает разговор, а внутренний поддерживает его. Затем внешний круг перемещается на одно место вправо. Ситуация та же, но теперь разговор начинает внутренний круг, а внешний его поддерживает. Внутренний круг перемещается на одно место влево. Ведущий читает вторую ситуацию и т.д. (20 мин).
    Ситуации:
    1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но очень долго не видели, вы рады этой встречи.
    2. Перед вами не знакомый человек, познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учиться и т.д.
    3. Перед вами маленький ребенок, он испугался чего-то, и вот-вот расплачется, успокойте его.
    4. Вас сильно толкнули в автобусе, вы оглянулись и увидели пожилого человека.
    5. перед вами неприятный человек, но вы в гостях у вашего общего друга, и в разговоре вам надо сохранить приличие.
    ОБСУЖДЕНИЕ:
    «Какие у вас возникали ощущения?»
    «Какие возникали трудности?»
    «Что давалось легко?»
    «Что сложно?»

    Упражнение 9. "Титаник"
    Цель: завершение занятий в группе
    Группа делиться на две подгруппы: одна –отъезжающие, другая – провожающие. Участников просят представить что они находятся в порту и через пару минут они поднимутся на борт корабля и они отправятся в путешествие. Них есть время попрощаться, а на борту написано "ТИТАНИК"

    ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
    - Что вам запомнилось (понравилось) на сегодняшнем занятии?
    - Было ли что-нибудь, что вас удивило на занятии
    Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

    Большая часть учащихся перед экзаменом испытывает стресс, находясь в ситуации постоянного страха или тревоги. Что с ними при этом происходит?
    Постоянный стресс ослабляет иммунитет, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная, ухудшается зрение.
    Чтобы «распознать», снизить уровень напряжения, преодолеть стресс, а может уменьшить и свести на нет уже существующий, можно использовать релаксационные упражнения.
    Данный тренинг рассчитан на 40-45 минут
    Цель: Снятие эмоционального напряжения и беспокойства у учащихся, перед экзаменами.

    Тренинг знакомит учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность". Способствует приобретению опыта толерантного общения. Используются разнообразные формы и методы работы, которые очень нравятся ученикам любого возраста.

    Целевая аудитория: для психолога

    Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, развитие познавательных процессов и т.д. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. К концу разработанной мною программы, состоящей из 10 занятий, дети должны овладеть основными навыками общения, связанными с переживанием основных эмоций и личностных качеств человека. Им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Повышается уровень развития познавательных процессов.

    Целевая аудитория: для психолога

    Профилактическая программа направлена на преодоление проблем в личностном развитии, самоопределение, адаптацию в социальной и образовательной среде учащихся 1-4 классов.
    Работа с самосознанием младшего школьника должна быть построена через увлекательную практическую деятельность, основанную на активизацию самостоятельности и рефлексии, считает автор программы. Именно последовательная рефлексия действий, деятельности является ведущим способом самоопределения. Важно помочь ребёнку в формировании собственной точки зрения основанной на нравственности, уважении к себе и окружающему миру.

    Целевая аудитория: для психолога

    По результатам неоднократно проводимых психических исследований эмоционального состояния детей в школе (тест Филлипса) выявлен один из ведущих факторов негативно влияющий на развитие психического здоровья и личность учащихся. Это страх самовыражения. В процессе обследования дети признаются в нежелании демонстрировать свои способности, возможности, т.к. испытывают боязнь негативной оценки со стороны окружающих, боязнь быть не понятым, осмеянным. Таким детям приходится зачастую принимать стандартные решения ситуаций, проблем, избегая свои собственные, не менее правильные и интересные, отходить от оригинальности и необычности, думать «шаблонно», ориентируясь на мнение большинства или значимых людей, жить с «оглядкой». В результате этого у детей развивается тревожность, которая может в дальнейшем закрепиться и перейти в невротическую форму. Дети с тревожностью по данному фактору испытывают трудности общения, результаты их деятельности обычно неадекватны возможностям, низки. Со временем возникает внутренний конфликт, препятствующий развитию личности в целом.
    Цель программы: снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.

    Цель: Проведение тренинга, как средство получения участниками новой информации, развитие способности к пониманию и прогнозированию отношений, чувств и состояний человека в определённых ситуациях.

    Задачи: 1. Развивать способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.

    2. Развивать способности к пониманию других.

    3. Создать условия для снятия внутриличностных конфликтов и напряжений.

    4. Формировать навыки конструктивного разрешения конфликтов в общении, анализе ситуаций.

    5.Провести диагностику исходя из личного опыта участников, выделяющую ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты.

    6.Создать условия для рефлексии участников обработки результатов тестирования и соотношения агрессивных детей с видами классификации нарушений поведения.

    На доске написаны афоризмы: (5 мин)

    Обсуждение афоризмов.

    1.Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

    Радищев А.Н.

    2.Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все

    Смайлс Самюэл

    Антуан де Сент - Экзюпери

    4.Уважение других дает повод для уважения себя самого.

    Рене Декарт

    Игра «К солнцу»

    Участники встают и берутся за руки, они должны поднять руки вверх, крепче сплести их и потянутся к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца

    Упражнение «Выслушай - верни».

    Участники, устанавливая контакт глазами, объединяются в пары (партнер и партнер Б). Партнер рассказывает все, что он хотел бы сообщить на этот момент о себе (2 мин.). Партнер Б слушает и, по окончании отведенного времени, пересказывает все, что услышал, говоря: «Я услышал, что ты.». На «возвращение» информации партнеру Бы также отводится 2 мин. Далее партнеры меняются ролями (партнер Б рассказывает партнеру А, а партнер А пересказывает услышанную информацию партнеру Б).

    Во-первых, предоставить детям возможность подумать над вопросами:

    Мои одноклассники - какие они?

    Какой я?

    Как нам можно жить вместе?

    Хорошо или плохо, что все мы такие разные?

    Во-вторых - принять основные правила комфортной для себя и других жизни в классе и в школе.

    Люблю - не люблю

    Все сидящие в кругу сообщают, что они больше всего любят и что они больше всего не любят.

    Обсуждение сводится к выяснению, что же любит большинство участников. Некоторые любят то, что не нравится другим. Ведущий задает вопросы типа: «Можно ли утверждать, что если ты любишь мороженое, то это хорошо и правильно, а если не любишь, то плохо?»

    (Пятиклассники часто повторяют высказывания предыдущих участников. В таких случаях нужно обращать на это их внимание и просить еще подумать и ответить по-своему.)

    Инопланетяне-близнецы

    Для проведения этого упражнения детей «наряжают» в белые простыни так, чтобы не было видно ни одежды, ни обуви. Специально оговаривается, что простыни у всех должны быть исключительно белые. На лицо надевают маску, сделанную из листа ватмана. Маски у всех должны быть одинаковыми: с прорезями для глаз и носа.

    После всех приготовлений дети садятся в круг, ведущие поправляют костюмы участников. Ребят просят представить, что они на некоторое время стали жителями другой планеты. Все ее представители похожи друг на друга, как близнецы.

    Затем при полной тишине дети по очереди встают со своих мест и с позиции, откуда хорошо видно весь круг участников, некоторое время осматривают «жителей планеты». Ведущий просит детей запомнить то чувство, которое они испытывают в этот момент.

    Затем ведущий сообщает участникам, что у жителей планеты близнецов не только одинаковая внешность, они и мыслят и говорят одинаково. Предлагается по кругу с одинаковой интонацией сказать всем одну и ту же фразу: «Дружба начинается с улыбки».

    После этого ребята снимают с себя костюмы жителей другой планеты, становятся самими собой и высказывают по кругу те ассоциации, которые у них связаны со словом «дружба».

    Во время обсуждения учащиеся делятся теми чувствами, которые они испытали, когда рассматривали жителей другой планеты. Детям чаще всего бывает страшно, жутко, скучно, холодно, неинтересно. Только один ребенок из всех классов - участников тренинга сказал, что ему было очень интересно, даже захотелось остаться на этой планете, для того чтобы изучить, «как же они так могут жить?».

    Дети приходят к выводу: среди одинаковых людей находиться неприятно.

    После обсуждения ведущий задает ребятам провокационный вопрос: «А бывает ли в нашей жизни так, что мы не принимаем тех, кто не похож на нас, делает что-то не так, как мы это представляем?» Дети вспоминают ссоры с друзьями и подругами, ситуации, которые то и дело возникают в школьной жизни (дразнят из-за необычного имени, одежды, ответа и т.п.).

    После этого упражнения в тренинге объявляется перерыв на обед и отдых. В нашем случае дети имеют возможность поиграть на улице.

    Паровозики

    Участники тренинга делятся на три команды и строят различные препятствия. В этом им активно помогают родители. Для сооружения препятствий используются скакалки, обручи, столы, низкие табуретки и т.п.

    Команде дается задание: пройти все препятствия, не нарушая инструкции (например, обязательно наступать на табуретку двумя ногами и не отрывать рук от впереди идущего игрока). Игрокам команды предлагается посовещаться в течение одной минуты. Команда начинает выполнять упражнение с первого аккорда мелодии.

    Некоторые команды не используют эту минуту. Во время обсуждения выясняется, для чего можно было ее использовать.

    После того как все команды выполнят упражнение, участники вместе с ведущими разбирают ошибки и их причины:

    Какой команде удалось пройти дорожку препятствий наилучшим образом?

    Почему это получилось?

    Какому игроку в цепочке приходилось наиболее трудно? Почему?

    Нужна ли была минута на обсуждение, для чего ее можно было использовать, какая команда догадалась это сделать?

    Сборщики

    Для этого упражнения игрокам нужно разбиться на тройки. Каждой тройке необходимо создать такую конструкцию: игрок, который окажется в центре, должен обхватить руками за талии игроков своей тройки, стоящих от него слева и справа. Крайние игроки тройки одной рукой обхватывают центрального игрока, а свободной рукой могут выполнять те или иные действия.

    Суть задания состоит в том, чтобы каждая команда собрала как можно больше предметов, сваленных в кучу посреди комнаты. Обычно мы используем старые детские игрушки, пластмассовые емкости, использованные фломастеры и т.п. Если игроки разъединятся, то тройка выбывает из игры.

    Тройки игроков располагаются по периметру комнаты на равном расстоянии от предметов и под музыку начинают движение.

    После окончания упражнения команды подсчитывают «трофеи», ведущий записывает результаты.

    Обсуждение, как правило, проходит бурно. Участникам задаются следующие вопросы:

    Удовлетворены ли вы своим результатом?

    Остались ли вы довольны собой, своей группой и другими группами, выполняя совместное задание?

    Что вы чувствовали во время выполнения задания?

    Могут ли быть недовольны вами другие команды? Почему, как вы думаете?

    Начинаем обсуждение с тех групп, которые набрали самое большое количество игрушек. Как и предполагалось, они довольны и результатом, и собой, и своей группой. У ребят из групп-победительниц вызывают затруднения вопросы, касающиеся самочувствия участников из других групп. Скорее всего, в азарте они не заметили, что рядом с ними кто-то еще выполнял такое же задание. В некоторых случаях дети с упоением рассказывают, как ловко им удалось «надуть» других и в результате победить.

    Когда очередь доходит до менее успешных групп, те с горечью рассказывают о своих чувствах, когда собранные ими игрушки были кем-то (они не заметили кем) украдены.

    Некоторые группы относили свою «добычу» в другую комнату, но сделать им удавалось всего одну ходку, потому что по их возвращении все предметы были уже разобраны.

    Каждая группа выбирала свой способ выполнения задания. Например, были такие игроки, которые ложились на пол и загребали игрушки руками, как снегоочистительная машина.

    Но в процессе обсуждения участники постепенно, через обвинения, упреки и даже ругань, делают вывод о самом эффективном способе выполнения этого задания, вырабатывают правила совместной работы.

    Основные правила выполнения этого задания:

    Нужно договориться в группе, как встать в тройке (в центре лучше встать игроку меньшего роста);

    Нужно определить место, куда складывать игрушки (это место не должно быть сильно удалено от основной кучи предметов).

    Ведущий слово «договориться» выделяет как ключевое. Договариваться нужно при совместном проживании в любой группе: в классе, в семье, в лагере и т.п.

    Основные правила совместной работы, сформулированные детьми: не жульничать, не воровать, позволять другому выполнять его работу.

    Мой портрет в лучах солнца

    Детям предлагается на листочках нарисовать солнышко, лучики которого символизируют те качества, способности, за которые они себя уважают и любят. Затем именной листочек с солнышком передается по кругу (если участников более 15 человек, то класс делится на 3-4 группы), и каждый участник подчеркивает лучики, если он согласен с тем, что такие качества есть у его товарища, и добавляет другие лучики - качества, которые он видит в этом человеке.

    В конце концов листочки возвращаются к авторам, и каждый комментирует те изменения, которые произошли с его солнышком. У кого-то стало значительно больше лучиков. Кого-то приятно удивило, что качество «веселый» подчеркнули все одноклассники. Кто-то не ожидал, что все в классе к нему относятся хорошо, и т.д.

    Это - мы!

    Последнее упражнение - кульминационное. Дети и родители надувают воздушные шарики, которые дети принесли с собой. На шарики прикрепляется рисунок с солнышком.

    Ведущий просит детей по очереди, как они сидят в круге, подойти и отдать ему свой шарик. Сначала у ведущего в руке только один шарик, затем - несколько и наконец - все шарики.

    Ведущий спрашивает детей: «Что у меня в руке?». Звучит хор голосов: «Шарики! Мы!» Вопрос необходимо повторить. И тогда звучит: «Это - мы! Это наш класс!»

    Ведущий передает все шарики классному руководителю. Звучат пожелания психологов и педагогов детям. Обращается внимание участников на красоту созданной композиции из разноцветных шаров.

    Детей просят назвать тему тренинга. Ответы могут быть разные: «играли», «знакомились», «хотели нас подружить», но, как правило, бывает несколько ответов, очень близких к названию нашего тренинга: «Я не такой, как ты, и все мы разные».

    Тренинг для учеников «группы риска» «Положительный образ «Я».

    Цель: формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.

    Формировать навыки взаимоуважения;

    Формировать представление подростка о положительный образ «Я»;

    Способствовать выработке адекватной самооценки;

    Формировать навыки общения без оценок.

    Упражнение «Ожидание»

    Цель: актуализировать внимание участников, получить информацию о том, что они ожидают от занятия. Психолог раздает подросткам стикеры в виде листочков, на которых ученики пишут свои ожидания озвучивают их и прикрепляют на дерево.

    Игра-разминка "Эмоции и ситуации»

    Цель: активизация участников для работы в группе, тренировки навыков контроля эмоций.

    Материал: мяч.

    Участники становятся в круг. Ведущий. Сейчас каждый участник назовет одну эмоцию или чувство и запомнит, что он назвал. Я начинаю: «Радость». Когда все назвали по одной эмоции и запомнили ее, ведущий продолжает упражнение.

    Ведущий. А теперь каждый называет какую-то ситуацию и бросает мяч другому участнику, предлагая продолжить предложение и назвать свою эмоцию или чувство. Например: «Когда я работаю на работе, то чувствую радость».

    Игра заканчивается, когда мячик побывает у каждого из участников.

    Упражнение «Репортер»

    Цель: формирование умения оценивать свои положительные качества. Один из участников группы берет интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь успешного завершения какого-то важного дела, в котором принимали участие подростки.

    Обсуждение:

    Трудно было говорить о себе?

    Возможно, вы еще хотели бы сделать доброе дело? Почему?

    Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»

    Цель: формирование умения находить позитивное в себе и других.

    Подросток садится на стул, стоящий в центре круга, и закрывает глаза. Каждый участник группы по очереди подходит к нему и шепотом говорит несколько слов о его положительных чертах, за которые он его ценит и любит. Такую «бомбардировку» положительными эмоциями получает каждый участник группы.

    Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»

    Цель: развитие способности формирования навыков безоценочного общения.

    Двое участников «обмениваются личностями»: каждый представляет, что он - другой: для этого копирует его язык, жесты, поведение, высказывания. После того, как они некоторое время (15 мин) общаются таким образом, каждый из двух рассказывает, что он чувствовал, когда видел свое изображение другим. Как он считает, это было похоже или смешно? Что он узнал нового, когда увидел, как выглядит со стороны и т.д.? Затем вся группа обсуждает увиденное. Подростки делают вывод, что умение поставить себя на место другого-очень важный элемент навыка коммуникации. В этом упражнении нужно обязательно придерживаться правил: «Не делай нарочно ничего такого, что могло бы неприятно задеть чувства того, чью роль ты играешь».

    Упражнение «Я - уверенный человек»

    Цель: содействие умению формировать желаемые черты характера, поддержка желание к самосовершенствованию. Участники по очереди называют время года и соответственно объединяются в четыре группы. Каждая подгруппа получает правило (и должна его изобразить) формирование личности на листе А4 в свободной форме.

    Правило 1

    Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в лучшем виде. В течение дня старайтесь заглянуть в зеркало, чтобы убедиться, что у вас привлекательный вид. Перед сном похвалите себя. Вы-лучший.

    Правило 2

    Не обостряйте внимание на своих недостатках. Они есть у всех. Ведь большинство людей либо не замечает, или не знает, что они у вас есть. Чем меньше вы думаете о них, тем лучше себя чувствуете.

    Правило 3

    Не будьте слишком критичны к другим. Если вы часто подчеркиваете пороки других людей, и такая критичность стала для вас привычкой-от нее нужно как можно скорее избавиться. Иначе вы будете думать, что ваша одежда и вид-лучшее основание для критики. Уверенности это не прибавляет.

    Правило 4

    Помните, что людям больше всего нравятся слушатели. Вам не обязательно говорить много остроумных реплик, чтобы привлечь внимание и вызвать привязанность. Слушайте внимательно других, и они будут уважать вас. Говорите в основном на тему, приятную для вашего собеседника, интересуйтесь его делами и проявляйте искренний интерес к его увлечениям. После окончания подготовки каждая подгруппа представляет свое правило. Участники обмениваются мнениями о том, насколько эти правила характерны для них.

    Упражнение «Закончите фразу»

    Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:

    Сегодня я узнал о том, что я.

    Мне было приятно, когда.

    Упражнение «Цветок пожеланий»

    Цель: релаксация.

    Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе желаю.». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.

    Упражнение «Я тебя прощаю»

    Цель: формирование умения прощать обиды. Участники становятся в круг, поочередно вспоминают образы, которые когда-то и кто-то нанес (если их нет, то придумывают). Ведущий указывает на одного из участников группы и дает ему задание: подойти к любым трем членам группы и простить им образы, услышанные в группе. Нельзя, чтобы участник прощал обиды, высказанные тем участником, к которому он подошел. Следующим игроком становится тот, к кому подошел предыдущий игрок. Ведущий отмечает, что участники группы должны запоминать высказываемые в группе обиды и простить, не задумываясь, касаются они участников группы или нет.

    Обсуждение:

    Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

    Что было самым трудным?

    Упражнение «Почтенный стул»

    Цель: формирование положительного образа «Я»; поднятия самооценки.

    Психолог предлагает участникам сесть кругом. Посередине стоит пустой стул, который условно называют «важным». Задача: садясь на стул, изобразить самоуважение, достоинство и с уверенностью охарактеризовать себя с положительной стороны. Ведущий дает возможность всем участниками посидеть на «солидном стуле».

    Упражнение «Сила дыхания»

    Цель: обучение детей с помощью дыхания нормализовать психологическое состояние.

    Ведущий. Сядьте удобно и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы выдыхаете

    воздух, сконцентрируйтесь на том, от чего хотите избавиться. А вдыхая, пожелайте себе силы, энергии, вдохновения. Упражнение выполняют в течение минуты.

    Упражнение «Пословицы»

    Цель: осознание своих поступков, формирование навыков самоанализа.

    Как вы понимаете такие утверждения?

    Дерево крепкое корнями, а человек - друзьями.

    Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

    Птичка красна перьями, а человек - своим знанием.

    Берись дружно - не будет трудно.

    Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

    Ведущий предлагает обсудить пословицы.

    Упражнение «Ситуации»

    Цель: формирование навыков анализа доброжелательного отношения.

    Необходимо найти позитивные слова в предложенных ситуациях (дети работают в парах, ситуации напечатаны на отдельных карточках):

    Карточка 1. Друг заболел;

    Карточку 3. Друг получил плохую оценку;

    Карта 4. Кто-то позвонил;

    Карточку 5. Приятель предложил поиграть в игру;

    Карточка 7. Тебя пригласили в гости;

    Карта 9. Ты не можешь выполнить просьбу друга;

    Карточку 10. Друг толкнул тебя;

    Карточку 11. Ты заходишь в класс;

    Карточку 12. На замене хочешь принять участие в игре;

    Карточку 13. Вы встретились после разлуки;

    Карточку 14. Сосед тебя обидел;

    Карточку 15. Ты утешаешь друга.

    Притча Долина и песок.

    Девушка, гуляя вместе с мамой по пляжу, спросила:

    Мама, как мне себя вести, чтобы удержать своих любимых друзей?

    Мама подумала минутку, потом наклонилась и взяла две пригоршни песка. Подняла обе руки вверх и зажала крепко одну ладонь. А песок бежал сквозь ее пальцы: чем больше сжимала пальцы, то скорее высыпался песок. Вторая ладонь была открытой: весь песок на ней остался. Девочка смотрела удивленно, а потом сказала.

    Обсуждение:

    Как вы думаете, что сказала девочка?

    Что нужно делать, чтобы не потерять друзей?

    Упражнение «Все мы - разные»

    Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.

    На доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

    Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.

    Упражнение «Мои советы»

    Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.

    Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.

    Обсуждение:

    Довольны ли вы тем, что написали друзья?

    Упражнение «Все равно ты молодец»

    Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

    Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что.».

    Обсуждение:

    Какие ощущения вызвало упражнение?

    Прощание

    Цель: содействие сплоченности группы, создание хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят и прощаются.

    Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

    Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

    Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

    Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

    Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

    Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

    Занятие №1.

    Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

    Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

    Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

    Занятие №2. Самоподдержка.

    Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

    Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

    Занятие №3. Мысли управляют поступками.

    Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

    Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

    Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

    Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

    Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

    Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

    Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

    Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

    Посмотрите: луноход
    По Луне легко идёт,
    Он шагает очень важно,
    В нём герой сидит отважный.

    Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

    Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

    Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

    Игра “Мостик дружбы”.

    Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

    Игра “Человекомашины”.

    Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

    Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

    Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

    Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

    Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

    Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

    Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

    Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

    Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

    Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

    Занятие №1.

    Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

    Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

    Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

    Занятие №2. Самоподдержка.

    Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

    Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

    Занятие №3. Мысли управляют поступками.

    Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

    Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

    Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

    Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

    Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

    Игра “Воробьи” . Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

    Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

    Игра “Луноход” . Ведущий читает стихотворение:

    Посмотрите: луноход
    По Луне легко идёт,
    Он шагает очень важно,
    В нём герой сидит отважный.

    Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

    Игра “Управляя пальцами” . Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

    Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

    Игра “Мостик дружбы”.

    Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

    Игра “Человекомашины”.

    Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

    Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

    Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

    Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.