Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Занятие по лепке в старшей группе весна. Тема: «Закликаем весну». «Весенние прекрасные цветы»

    Занятие по лепке в старшей группе весна. Тема: «Закликаем весну». «Весенние прекрасные цветы»

    Лепка - один из первых и значимых видов творческой деятельности ребенка. С ней малыши знакомятся уже в младшей группе детского сада. Лепка в ДОУ занимает отдельный огромный пласт. И это не просто так.

    «Рука - это вышедший наружу мозг человека»

    Практически все малыши любят лепить. В процессе ребенок не только видит результат, но и трогает его, может изменить и дополнить что-то. Здесь главный инструмент - это руки, а не кисть, карандаш или ножницы. Со стекой ребенок познакомится, но немного позже, а на первых порах именно руки являются важной составляющей, на которой строится детская лепка из пластилина.

    Поэтому ребенок владеть собственными руками начинает намного лучше после того, как ему предоставляется возможность творить из пластилина, глины, соленого теста.

    Дальше малыш осознает, что из одного брусочка пластилина можно выдумать бесконечное количество образов. Он приобретает больше навыков, уже не мама или воспитатель показывают и говорят, что лепить. Теперь ребенок — творец, ему достаточно иметь самый простой набор для лепки, чтобы воплотить свои замыслы и идеи в жизнь.

    Зачем лепить малышам?

    В процессе создания новых работ ребенок вживается в образ и начинает творить и создавать новые и оригинальные работы из пластилина. При этом активно развивается художественный вкус, начинает работать смекалка, дается воля фантазии и воображению, а, значит, идет активное развитие

    Ни для кого не секрет, что через развитие мелкой моторики рук идет развитие речи. поэтому лепка для детей — это не просто увлекательный процесс, но и массаж рук, развитие пальчиков. Все это положительно скажется на том, как ребенок будет говорить в дальнейшем.

    Все то, что развивается в процессе лепки, поможет ребенку вырасти в гармоническую, творческую личность.

    Лепка в старшей группе детского сада

    К старшей группе детского сада дети уже имеют определенный опыт работы с пластилином. Они уже создают изделия намного разнообразнее и утонченнее, нежели в предыдущие года. Мышцы кистей уже окрепли, поэтому появляются новые возможности при создании более точных деталей.

    Психика ребенка также не стоит на месте. Внимание детей становится более устойчивым, они стали намного усидчивее. Теперь ребенок уже может воспроизвести образ в голове, а потом вылепить его.

    Если сравнивать детей старшей и средней группы, то после шести лет ребенок уже способен лепить динамические предметы, однако, действие придумывает уже после того, как готово изделие. Например, задумано слепить кошку. Ребенок вылепил кошку, но лапы у кошки сильно расставлены. Здесь малыш может предположить, что кошка бежит. Тогда он расставит ей лапки еще больше. А если воспитатель спросит о том, что же делает кошка, то он, например, скажет: «Она убегает от собаки».

    Программа старшей группы

    В начале года дети в старшей группе учатся лепить самые простые предметы, которые им хорошо знакомы. При этом уклон идет на создание изделия из общей массы путем вытягивания отдельных деталей. На этом этапе лепятся фрукты и овощи.

    После этого начинается обучение лепке по частям. Из цельного куска обычно за основу берут народные игрушки - петушки, куколки, свистульки.

    Далее, воспитатель делает уклон на относительную величину деталей, на более точную передачу признаков предмета, на укрепление частей между собой путем сглаживания стыков. Здесь же ребенок учится устанавливать фигуры вертикально на широком основании.

    Потом следует этап обучения лепки фигур на ногах. Так как он приходится на зимний период, обычно детям предлагают вылепить мальчиков и девочек в зимней одежде, но могут быть и другие темы.

    Следующий этап — изображение животных, как правило, из одного куска. Затем фигуры дополняются отдельными деталями.

    Здесь же предусмотрена лепка посуды по мотивам народных промыслов.

    Далее, программа предполагает работу над расширением знаний детей об окружающем мире. Таким образом, может происходить на тему «Весна», когда дети пытаются создать фигурки животных в движении, сцены из сказок.

    Летом на уроках лепки повторяется и закрепляется пройденное за год. Здесь уже занятия могут проходить как с подачи воспитателя, так и по собственному замыслу детей. Дети лепят, опираясь на наблюдения, либо с предложенной воспитателем натуры.

    Весенняя тематика

    Третий квартал учебного года приходится на весну. Здесь воспитатель может предложить детям самые разнообразные темы для лепки.

    Например, занятия могут быть приурочены к знаменательным дням:

    • Масленица (лепка чучела зимы, изготовление посуды для блинов, сами блинчики).
    • 8 Марта (лепка цветов).
    • (лепка космических объектов).
    • Пасха (лепка яиц и куличей, курочек и цыплят).
    • День Победы (поделки на военную тематику).

    На занятиях в этот период можно научиться лепить цветы, насекомых, животных.

    Задачи весенних занятий

    При подготовке занятия воспитатель ставит перед собой ряд задач, которые он должен решить. Как и любое занятие, лепка в старшей группе на тему «Весна» предполагает решение трех основных задач:

    1. Образовательные задачи.
          Здесь закрепляются основные знания ребенка о таком времени года, как весна, знание весенних примет, знания о перелетных и зимующих птицах, формируется умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
    2. Развивающие задачи.
          Продолжается развитие звуко-слогового анализа, развитие умения согласовывать части речи между собой, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности. Также развивается логическое мышление, умение анализировать и сравнивать. Развивается внимание, память, воображение.
    3. Воспитательные задачи.
          Лепка в старшей группе на тему «Весна» помогает воспитывать умение созерцать и понимать красоту окружающего мира на основе загадок, поговорок, пословиц, закличек, воспитывать аккуратность в выполнении работ. Это, в свою очередь, знакомит детей с народным фольклором. Также воспитывается умение слушать ответы других детей.

    Материалы для занятий

    Для того чтобы занятие было интересным, насыщенным используются различные материалы.

    1. Разнообразные наглядные материалы на весеннюю тематику. Это могут быть и репродукции картин известных художников, например, "Большая вода" Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, «Повеяло весной» Крыжицкого, «Весенний пейзаж» Берггольц, "Ранняя весна" Ендогурова, «Весна» Брюллова. Также это может быть просто набор тематических карточек с изображением
    2. Используются различные декоративные элементы для украшения фигур и изделий: пуговицы, декоративные камушки, бусины, веточки, ниточки.
    3. Музыкальное сопровождение. Здесь можно использовать как произведения классиков, например «Подснежник» П. И. Чайковского из детского альбома «Времена года», так и другие произведения («Веснянка» музыка и слова З. Лозинской).
    4. Необходим стандартный набор для лепки: пластилин и стека.

    Остальное оснащение выбирается исходя из тематики занятия на усмотрение воспитателя.

    Смена деятельности

    Дошкольники не могут долгое время заниматься одним видом деятельности, даже таким увлекательным, как лепка. Поэтому им необходимо предлагать различные физминутки, пальчиковые игры и гимнастику для ручек.

    Лепка в старшей группе на тему «Весна» может сопровождаться следующими активными играми:

    1. Физминутка «Дождик».

      Капля раз, (прыгаем на носочках, ручки поставлены на пояс)
      Капля два, (прыгаем)
      Очень медленно сперва. (прыгаем 2 раза)
      А потом, потом, потом, (прыгаем 4 раза)
      Все (бежим по кругу)
      Мы зонты свои раскрыли (разводим ручки в стороны)
      От дождя себя укрыли (ставим ручки над головой, как зонтик).

    2. Физминутка «Божьи коровки».

      Мы божьи коровки (прыгаем)
      Быстрые и ловкие! (бежим на месте)
      По травке сочной мы ползем, (делаем вид, что ползем)
      А после в лес гулять пойдем. (ходим друг за другом по кругу)
      В лесу черника (потянулись вверх)
      и грибы... (присели, собираем грибы)
      Устали ноги от ходьбы! (наклоняемся)
      И кушать мы давно хотим... (гладим животики)
      Домой скорее полетим! («улетаем» нас свои места)

    Разминаем пальчики - которая может быть применена на занятиях по лепке на весеннюю тематику:

    1. Пальчиковая гимнастика «Весна».

    К нам весна лишь заглянула - (тянем ручки перед собой)

    В снег ладошку окунула (ручки вниз)

    И расцвел там нежный, (делаем бутон из ладошек)

    Маленький подснежник (медленно раскрываем пальчики, имитируя раскрытие бутона)

    2. Пальчиковая гимнастика «Зернышко».

    Посадили зернышко, (нажимаем указательным пальчиком в центр ладони)

    Выглянуло солнышко. (сжимаем и разжимаем ручки)

    Солнышко, свети — свети!

    Зернышко, расти — расти! (Соединяем ладони вместе, ручками двигаем вверх)

    Появляются листочки, (Соединяем ладошки вместе, пальцы поочередно прикасаются к большому пальчику)

    Распускаются цветочки. (Сжимаем и разжимаем кисти рук)

    Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Весна, приметы весны. Перелетные птицы»

    Образовательная область «Коммуникация», «Познание»

    Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна, приметы весны. Перелетные птицы»
    Образовательные задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, о перелетных и зимующих птицах; умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.
    Развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко – слогового анализа; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, мелкую моторику и тактильную чувствительность.
    Развивать логическое мышление, упражнять в порядковом и прямом счете, в увеличении, уменьшении числа на единицу. Развивать умение группировать птиц по разным признакам, закрепить пространственные отношения.
    Воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ.
    Оборудование: иллюстрации по темам «весна, приметы весны, птицы, мячи разных размеров и изготовленные из разных материалов, тазик с «каплями» - декоративные стеклянные камни, шкатулка, фонограмма «Пение птиц», конверт с письмом, посылка.
    Предварительная работа: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек о весне, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.
    Вводная часть:
    Цель: сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели.
    -Дети, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними! Здравствуйте, дети! Наша беседа, совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.
    Обращаю внимание на письмо на окошке
    - Кто- то бросил нам в окошко
    Посмотрите письмецо.
    Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо.
    Или это воробьишко, пролетая обронил.
    Или это кот письмо, как мышку
    На окошко заманил!
    - Ребята! Нам пришло письмо от жителей сказочного города. А называется он «город красивой речи». Они просят о помощи и надеются только на нас. Из – за долгой «Зимы», город становится бесцветным и может исчезнуть совсем. Помочь несчастью может только «Весна», т.к. с ее приходом вся природа оживает и город становится разноцветным. Но она почему – то задерживается. Надеемся на вашу смекалку и сообразительность (на письме изображен город, не разукрашенный)
    - Ну что, ребята, поможем жителям сказочного города? С настоящей ЗИМОЙ справиться будет сложно, но сказочную мы с вами точно одолеем, т.к.
    Мы ребята смелые, ловкие, умелые.
    Мы друг другу помогаем,
    И друзей в беде не бросаем.
    Основная часть:
    - Ребята, в старину «Весну» зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти.
    У меня в волшебной бабушкиной шкатулке, такая закличка тоже есть (дети произносят ее вместе с воспитателем)

    Звонко с крыши капли скачут.
    Над окном сосульки плачут.
    Скачут капли мне в ладошку.
    И на бабушкину кошку.
    Игра «Вопрос – ответ» - проводится с использованием резинового мяча.
    Цель: Совершенствование грамматического строя (образование однокоренных слов)
    - Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель);
    - Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли);
    - Как можно назвать маленькую каплю? (капелька);
    - Если капли капают, какие они? (капающие);
    - Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова
    КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ.
    - Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
    Дыхательная гимнастика «Ветерок»
    - Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для ВЕСНЫ? (март, апрель, май)
    - А сейчас какой месяц? (март)
    - А какая погода у нас на улице? (Холодная)
    - А какой ветер дует весной? (теплый, весенний, холодный, ласковый и т. д.)
    - Давайте и мы изобразим весенний ветерок.
    - Подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, прохладный ветер. Подуем на ладошку. Чтобы было слышно сильный ветер (вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваем, 3 раза)
    - Молодцы! Замерзли ладошки от холодного ветра, разогреем их, поиграем в игру «Весна»
    Пальчиковая игра «Весна»
    Весна пришла по снежному,
    По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
    Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга)
    Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук)
    Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты)
    Гусей, стрижей и аистов
    Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
    Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием тканевого мяча.

    Цель: Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.
    - А какие приметы весны вы еще знаете?
    - небо стало высокое и голубое.
    - солнце светит ярко и пригревает.
    - на солнце снег начинает таять.
    - появились первые проталинки вокруг деревьев.
    - ночи стали короче, а дни длиннее.
    - побежали веселые ручейки.
    -мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую - весеннюю.
    - вся природа просыпается от зимнего сна.
    - прилетают перелетные птицы с юга.
    - птицы строят гнезда и выводят птенцов.
    - Молодцы, ваши ответы радуют меня.
    Игра «Капельки или раздели на слоги» - проводится с использование стеклянных декоративных камней.
    Цель: Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности.


    -Ребята, пока мы играли в мяч, посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в тазик руки и найдите предметы, связанные с весной. Дети находят в тазике по одному предмету. И название предметов делят на слоги.
    (Сосулька, солнышко, подснежник, скворец, дерево, капля, туча, ручей, муравей и др.)
    Будем мы сейчас водить
    Будем вслух произносить
    Слово нужно повторить
    И на слоги разделить
    - Чтобы дальше выполнять задания, а теперь я предлагаю поиграть в игру
    «Веснянка»

    Солнышко, солнышко
    Золотое донышко
    Гори, гори ясно
    Чтобы не погасло (идут по кругу)
    Побежал в саду ручей (бегут по кругу)
    Прилетело сто грачей (летят по кругу)
    А сугробы тают, тают (медленно приседают)
    А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх)
    Звучит музыкальное сопровождение «Пение птиц». Детям предлагается сесть на ковер и прислушаться.
    - Что вы слышите? (пение птиц)
    - Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами?
    - Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран?
    Игра «Выбери»
    Цель: уточнение и расширение знаний о зимующих и перелетных птицах.
    Дети выбирают себе птиц, называют ее.


    - На столах лежат два кружочка – синий и зеленый
    - Синий кружочек – зимующие птицы
    - Зеленый – перелетные птицы.
    - Молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично!
    Игра «Посчитаем птиц»

    Перед вами целая улица с домами. Рассмотрите и ответьте на вопросы.
    - Кто живет в этих домах? На какие группы можно разделить их (на зимующие и перелетные)
    - Кто соседи у ласточки?
    - Кто живет слева от клеста?
    - Кто живет справа от клеста?
    - Внимательно рассмотрите номера домов, какие числа соседи числа 2(1 и 3)
    - Какое число стоит перед числом 5(4)
    - Какое число стоит после числа 7(8)
    - Между 5 и 7?
    - Какое число меньше, чем 5 на 1(4)
    - Молодцы!
    Заключительная часть.
    -Стук в дверь и в группу заносят коробочку и письмо от жителей сказочного города. Посмотрите, ребята, наши старания были не напрасны. В городе «Красивой речи» наступила волшебная «ВЕСНА» (показываю обратную сторону письма уже с раскрашенным изображением города) Она пробудила город от зимнего сна, все вокруг ожило и стало ярким и разноцветным.
    - А вот подарки вам, ребята!
    Чупа – чупсики для вас!
    Вы ребята, молодцы,
    Через все прошли преграды
    Получайте леденцы!
    И с гостями попрощайтесь
    На прогулку собирайтесь!
    Итог:
    - Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие?
    - Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?
    - Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?
    А теперь поздравьте гостей с наступающим праздником 8 марта (дети дарят подарки,изготовленные своими руками)

    Непосредственно образовательная деятельность

    по лепке в старшей группе

    Румянцева И.А., воспитатель

    Тема: «Закликаем весну»

    Задачи:

    1. Познакомить детей с народными обычаями.
    2. Создавать выразительные образы по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из теста, делать надрезы на дискообразной форме, соединять края в форме крыльев.
    3. Учить детей украшать лепные изделия методом «налепа», бросовым материалом.
    4. Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, слушанию классической музыки.
    5. Развивать мелкую моторику, микрокоординацию движений пальцев.

    Оборудование:

    Тесто соленое, иллюстрации с изображением птиц, бумажные фантики, горох, греча, изюм, палочки-стеки.

    Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:

    «Дует теплый южный ветер.

    Солнышко все ярче светит.

    Снег худеет, мякнет, тает,

    Птичка-невеличка прилетает.

    Что это за время? Кто узнает?»

    Дети: «Весна».

    Воспитатель: «Весна! Пришла благодатная, долгожданная весна с теплом, с первой капелью, с первыми проталинами. В старину в ожидании весны пели песни-веснянки, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, снег в полях растаял, и хлеба взошли. Ребята, давайте позовем весну».

    Дети: «Весна, весна красная!

    Приди, весна, с радостью,

    Приди, весна, с милостью!»

    Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. Какие слова о весенней поре вы знаете?»

    Дети: «Матушка-весна всем людям красна»,

    «Весна – сестра солнца»,

    «Весной солнышко как трава растет»,

    «Весна все оживит».

    Воспитатель: «А еще про весну говорили «Сорок сороков птиц прилетает из-за морских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»

    Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».

    Воспитатель: «Прилет птиц возвещал приход весны. Какие приметы прихода весны, связанные с прилетом птиц, вы знаете?»

    Дети: «Грач на горе – весна на дворе»,

    «Сколько проталин, столько и жаворонков»,

    «Увидел скворца – знай, весна у крыльца»,

    «Прилетела бы чайка, и весна будет».

    Физминутка

    «Руки подняли и покачали–

    Это деревья в лесу,

    Руки нагнули, кисти встряхнули –

    Ветер сбивает росу.

    В сторону руки, плавно помашем –

    Это к нам птицы летят,

    Как они сядут, тоже покажем –

    Крылья сложим назад»

    Воспитатель: «С прилетом птиц начинается весна. День 22 марта считался у русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно – ведь он открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков». По народному обычаю в этот день пекли печенье жаворонки. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх, разбрасывали крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». «Жаворонков» прикрепляли к веткам деревьев, к плетню, засовывали под крыши домов. Ребята, а почему пекли жаворонков?»

    Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».

    Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».

    Воспитатель предлагает выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка.

    Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»

    Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».

    Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком. Мы с вами уже лепили птиц. А сегодня мы слепим из теста жаворонков».

    Воспитатель приглашает детей к своему столу.

    Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Что будем лепить из большей части? Из маленькой?»

    Дети: «Из большого куска будем лепить туловище, а из маленького – голову.

    Воспитатель: «Из большого куска раскатаем лепешку. В ней сделаем четыре надреза. Там, где будет голова, соединим края. Два крыла свернем трубочкой. Хвост надрежем веером, (воспитатель сопровождает свои слова показом)».

    Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любят этих птиц, поэтому украшали их цветными фантиками, на голове лепили хохолок – втыкали в голову перышко. Чтобы изукрасить птичек, делали на них узор из дырочек. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна, изюм».

    Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику:

    «Пой-ка, подпевай-ка !», И. Токмакова

    Десять птичек – стайка.

    Эта птичка – соловей,

    Эта птичка – воробей,

    Эта птичка – совушка,

    Сонная головушка,

    Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – коростель,

    Эта птичка – жаворонушка,

    Серенькое перышко,

    Это зяблик, это стриж,

    Это развеселый чиж,

    Ну, а это злой орлан…

    Птички, птички, по домам!»

    (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав название птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулак).

    Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков.

    Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости воспитатель оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.

    Зрительная гимнастика

    1. «Стрельба глазами». Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз).
    2. Круговые движения глаз влево и вправо с использованием игрушки-птички;
    3. «Мотылек». Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»).

    Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились.

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек.

    Воспитатель: «Ребята, возьмите жаворонков и позовите весну «закличкой»:

    «Жаворонки, жаворонки,

    Прилетите к нам,

    Принесите нам

    Весну-красну.

    Зима надоела,

    Весь хлеб поела».

    Итог. Дети сажают жаворонков на плетень.


    Непосредственно образовательная деятельность

    по лепке в старшей группе

    , воспитатель

    Тема: «Закликаем весну»

    Задачи:

    1. Познакомить детей с народными обычаями.

    2. Создавать выразительные образы по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из теста, делать надрезы на дискообразной форме, соединять края в форме крыльев.

    3. Учить детей украшать лепные изделия методом «налепа», бросовым материалом.

    4. Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, слушанию классической музыки.

    5. Развивать мелкую моторику, микрокоординацию движений пальцев.

    Оборудование:

    Тесто соленое, иллюстрации с изображением птиц, бумажные фантики, горох, греча, изюм, палочки-стеки.

    Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:

    «Дует теплый южный ветер.

    Солнышко все ярче светит.

    Снег худеет, мякнет, тает,

    Птичка-невеличка прилетает.

    Что это за время? Кто узнает?»

    Дети: «Весна».

    Воспитатель: «Весна! Пришла благодатная, долгожданная весна с теплом, с первой капелью, с первыми проталинами. В старину в ожидании весны пели песни-веснянки, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, снег в полях растаял, и хлеба взошли. Ребята, давайте позовем весну».

    Дети: «Весна, весна красная!

    Приди, весна, с радостью,

    Приди, весна, с милостью!»

    Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. Какие слова о весенней поре вы знаете?»

    Дети: «Матушка-весна всем людям красна»,

    «Весна – сестра солнца»,

    «Весной солнышко как трава растет»,

    «Весна все оживит».

    Воспитатель: «А еще про весну говорили «Сорок сороков птиц прилетает из-за морских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»

    Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».

    Воспитатель: «Прилет птиц возвещал приход весны. Какие приметы прихода весны, связанные с прилетом птиц, вы знаете?»

    Дети: «Грач на горе – весна на дворе»,

    «Сколько проталин, столько и жаворонков»,

    «Увидел скворца – знай, весна у крыльца»,

    «Прилетела бы чайка, и весна будет».

    Физминутка

    «Руки подняли и покачали–

    Это деревья в лесу,

    Руки нагнули, кисти встряхнули –

    Ветер сбивает росу.

    В сторону руки, плавно помашем –

    Это к нам птицы летят,

    Как они сядут, тоже покажем –

    Крылья сложим назад»

    Воспитатель: «С прилетом птиц начинается весна. День 22 марта считался у русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно – ведь он открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков». По народному обычаю в этот день пекли печенье жаворонки. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх, разбрасывали крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». «Жаворонков» прикрепляли к веткам деревьев, к плетню, засовывали под крыши домов. Ребята, а почему пекли жаворонков?»

    Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».

    Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».

    Воспитатель предлагает выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка.

    Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»

    Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».

    Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком. Мы с вами уже лепили птиц. А сегодня мы слепим из теста жаворонков».

    Воспитатель приглашает детей к своему столу.

    Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Что будем лепить из большей части? Из маленькой?»

    Дети: «Из большого куска будем лепить туловище, а из маленького – голову.

    Воспитатель: «Из большого куска раскатаем лепешку. В ней сделаем четыре надреза. Там, где будет голова, соединим края. Два крыла свернем трубочкой. Хвост надрежем веером , (воспитатель сопровождает свои слова показом)».

    Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любят этих птиц, поэтому украшали их цветными фантиками, на голове лепили хохолок – втыкали в голову перышко. Чтобы изукрасить птичек, делали на них узор из дырочек. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна, изюм».

    Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику:

    «Пой-ка, подпевай-ка !», И. Токмакова

    Десять птичек – стайка.

    Эта птичка – соловей,

    Эта птичка – воробей,

    Эта птичка – совушка,

    Сонная головушка,

    Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – коростель,

    Эта птичка – жаворонушка,

    Серенькое перышко,

    Это зяблик, это стриж,

    Это развеселый чиж,

    Ну, а это злой орлан…

    Птички, птички, по домам!»

    (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав название птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулак).

    Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков.

    Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости воспитатель оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.

    Зрительная гимнастика

    1. «Стрельба глазами». Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз).

    2. Круговые движения глаз влево и вправо с использованием игрушки-птички;

    3. «Мотылек». Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»).

    Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились.

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек.

    Воспитатель: «Ребята, возьмите жаворонков и позовите весну «закличкой»:

    «Жаворонки, жаворонки,

    Прилетите к нам,

    Принесите нам

    Весну-красну.

    Зима надоела,

    Весь хлеб поела».

    Итог. Дети сажают жаворонков на плетень.

    Лепка в старшей группе на тему «Весенняя веточка вербы»

    Задачи : Образовательные :1. Формирование понятия "весна";

    2. Уточнение и расширение словаря пол теме :верба

    Развивающие : 1. Развивать умение изображать ветку весеннего дерева с помощью

    пластилина,передавать характерные особенности вербы.

    2. Развивать приёмы раскатывания,сплющивания,примазывания пластилина деления на части с помощью стеки;

    3. Развивать мелкую моторику рук;

    Воспитательные : 1. Воспитывать эстетическое восприятие,любовь к природе,желание

    передавать её красоту в своём творчестве

    Материал :весенние веточки,пластилин,вата

    Ход ЗАНЯТИЯ

    отгадывание загадки :

    Я распускаю почки

    В весенние листочки

    Деревья поливаю

    Движением полна,

    Зовут меня. (весна)

    воспитатель :молодцы ребята,сразу видно,что вы наблюдательны. А какие ущё признаки весны вы знаете?

    Дети : тает снег,травка растёт,возвращаются из тёплых краёв птицы.

    воспитатель :Верно,весной оживает всё кругом. Всё начинает расти и цвести. Вся природа приходит в движение. с деревьями что происходит весной? Дети :Распускаются почки,появляются первые листочки.

    Воспитатель :Молодцы,Я хочу вам показать весеннюю веточку. На ней уже распустились почки. Это ветка вербы. Она одна из первых просыпается ото сна. Ребята давайте изобразим весенние веточки с помощью пластилина. Давайте внимательно рассмотрим ветки вербы. На ветках есть серёжки.

    Какого цвета серёжки (серые)

    Какой они формы (овальные)

    Как расположены серёжки (поочерёдно)

    Какие ветки вербы (прямые,ровные)

    Воспитатель :А теперь приступим к нашей работе. Перед вами пластилин из коричневого цвета из него раскатаем тонкие колбаски.

    ДЕТИ выполняют задание.

    Воспитатель :Дети,ваши пальчики устали. Давайте их немного разомнём.

    Пальчиковапя гимнастика

    Долго,долго мы лепили

    Наши пальцы утомились.

    Пусть немного отдохнут

    И опять лепить начнут.

    Дружно руки разведём

    И опять лепить начнём

    Воспитатель :Немного отдохнули и теперь можно продолжать. Вы уже слепили ветки,а теперь на веточки прилепим почки,а чтобы у нас получалась верба мы почки украсим ватой и получатся пушистые,красивые барашки.

    Показ воспитателя.

    Воспитатель :Ребята,вы очень постарались, у вас получились замечательные весенние веточки.