Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых. Профессии. Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду

    Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых. Профессии. Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду

    ЦЕЛЬ: Расширение информационного поля учащихся.

    1. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
    2. Выявить уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
    3. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
    4. Воспитание уважительного отношения к любой профессии и труду в целом.

    МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

    1. Презентация к уроку.
    2. Задание на ватмане (профессии и место работы человека.)
    3. Конверты с буквами.
    4. Бумажные куклы, поднос с одеждой.
    5. Бланки с заданными буквами.
    6. Пословицы.
    7. Кроссворд.
    8. Тесты с пословицами.

    Время проведения занятия: 35 - 40 мин.

    Участники: учащиеся 2 класса.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Ребята, сегодня у нас с вами занятие по теме: «Знакомство с профессиями».

    Мы с вами ходили на экскурсию на разные предприятия, приглашали к нам людей разных профессий, рисовали профессии своих родителей, смотрели различные слайдовые презентации, посвященные разным профессиям. Я думаю, ваши знания о мире профессий пополнились. А насколько - покажет сегодня занятие.

    Поприветствуем друг друга, для этого улыбнитесь соседу справа, а соседу слева - подмигните. Все по кругу. На занятие к нам пришли гости, поприветствуйте их!

    Ребята, во время занятия у нас будет работать табло (на экране), которое будет показывать, как вы будете выполнять то или иное задание: в паре, в тройке, в малой группе или все вместе.

    Итак, внимание на табло:

    Это наш круг. Сегодня круг работает слева от меня.

    Пожалуйста, назовите свое имя и профессию, но на ту букву, на которую начинается ваше имя, условие: не повторяться!

    Хорошо, молодцы!

    Сейчас первоклассники проведут для вас разминку. Для этого они приготовили загадки на тему: «Профессии».

    Из просеянной муки он печет нам пироги

    Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай -ка. (пекарь)

    Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.

    Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом. (строители)

    Вот на краешке с опаской он железо красит краской.

    У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (маляр)

    За мольбертом с кистью я. Краски - вот мои друзья.

    Я один и не один - в окружении картин. (художник)

    Спасибо, это была разминка. Внимание на табло! На табло у нас 1 молекула, 1 шарик, значит, я буду вызывать к доске по одному.

    1) Задание вот такое: соединить стрелочкой название профессии и место работы человека.

    ДЕТСКИЙ САД

    СТОЛОВАЯ

    ВОСПИТАТЕЛЬ

    ПРОДАВЕЦ

    Внимание! Табло показывает нам 2 молекулы - значит следующее задание будем выполнять в парах. Встали, закрыли глаза, найдите себе пару. Итак, у нас образовались пары.

    2) Задание для пары: Вам предстоит работа с карточками - нужно собрать название профессии. Пожалуйста, подойдите и возьмите конверт с набором букв. (Ребята должны собрать названия профессий—рыбак,маляр,шофер,повар.)

    Дружно и быстро справились с заданием у нас пары. Спасибо! Сейчас первоклассники приглашают вас на веселую физминутку:

    Трактор водит- ……тракторист (показывают движения)

    Электричку-.машинист,

    Стены выкрасил-……маляр,

    Доску выстрогал-……столяр,

    В доме свет провел- …монтер,

    В шахте трудится-…….шахтер,

    В жаркой кузнице-……кузнец.

    Кто все знает- молодец!

    В это время табло показывает 3 молекулы-шарика.

    Ребята, закройте глаза, образуйте тройку! Прошу вас занять рабочие места за столиками.

    3) Задание для тройки: Напишите как можно больше профессий на заданную букву. (Раздаю бланки с заданными буквами: М К Н П)

    Время работы - 3 минуты.

    Каждая группа зачитает нам свой список профессий. Остальные можете дополнить свой список. Молодцы, быстро справились с заданием. (На табло - 4 молекулы).

    Встали, закрыли глаза, хаотично двигаемся по залу, по моему сигналу нужно остановиться и собраться вместе 4 молекулам. И у нас образовались 3 рабочие группы. Прошу занять рабочие места.

    4) Задание: «Пора на работу»

    Ваша задача: Одеть человека какой - либо профессии на работу, и составить небольшой рассказ о данной профессии. У каждого в группе своя работа: один - выбирает одежду, второй - одевает манекен, третий - составляет рассказ, четвертый - защищает проект. Через 7 минут я приглашаю вас на защиту проектов.

    Молодцы! Мне понравились все проекты, все группы хорошо защищали свою работу, похлопайте друг другу.

    Для этих же групп у нас еще одно задание - тест.

    5) Задание - тест: каждая группа получает конверт с вопросом и тремя вариантами ответов, из которых только один правильный, его вы найдете и подчеркнете. Правильным может быть только один ответ. (2 минуты).

    Давайте проверим ваши работы…

    Тест 1: Семь раз отмерь - один раз отрежь.

    А) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

    Б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

    В) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

    Тест 2: Куй железо, пока горячо.

    А) кузнец кует горячее железо.

    Б) если есть благоприятные возможности для дела, надо их сразу использовать.

    В) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

    Тест 3: Поспешишь - людей насмешишь.

    А) клоун смешит людей.

    Б) чтобы сделать работу хорошо - можешь отдохнуть.

    В) торопливость может привести к нелепым результатам.

    Тест 4: Сделал дело - гуляй смело.

    А) если выполнил работу хорошо - можешь отдохнуть.

    Б) мальчик вышел на прогулку.

    В) дело нужно делать смело.

    Пожалуйста, передайте тесты, давайте проверим, правильно ли вы выполнили тестовые задания.

    А на табло у нас вот такой красивый цветок. Что это значило?

    Да, работаем дружно, все вместе!

    6) Задание: разгадай кроссворд на тему: «Чем пахнут ремесла?» (прилагается кроссворд). Я думаю, справитесь легко, тем более, все вместе.

    Давайте проверим, как вы разгадали кроссворд, все ли профессии угаданы?

    А может быть кто-нибудь догадался, откуда эти строки, кто написал это стихотворение? (Джанни Родари)

    Я приглашаю вас в круг на обсуждение нашего занятия.

    Чем мы сегодня занимались? (говорили о разных профессиях)

    Что вам понравилось? Что не понравилось?

    Как больше всего вам понравилось работать? В паре, в тройке, в малой группе, или всем вместе?

    Какие задания вам понравились больше?

    Кто на ваш взгляд сегодня хорошо работал? (проговариваем все по кругу). Давайте попрощаемся, спасибо вам, мне было приятно сегодня с вами работать. До свидания.

    Занятие подготовила и провела:

    Воспитатель группы «Малыш» Мутуева Жанна Валентиновна.

    Курс «Развитие творческого мышления»

    В этом учебном году вела у второклассников курс «Развитие творческого мышления». Курс строится на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления». Хочется отметить, что данная программа очень интересна детям, и не менее интересна для учителя, кроме того, к ней прилагается альбом заданий.

    Выполнение заданий развивает мышление, внимание, память, логику, воображение, что очень важно, потому что сейчас дети очень мало читают и у них слабо развито воображение. Самое главное - задания развивают творческие способности учащихся.

    Отдельные занятия стараюсь придумать сама, разрабатывая сценарии и задания. Хочу представить сценарий проведения занятия

    Государственное образовательное учреждение «Детский дом № 4» г.Усинск
    Составил: Криворучко Наталья Николаевна воспитатель «Детского дома № 4» г.Усинска 2013г.
    Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.
    Задачи:
    Учебная: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий;
    Развивающая: развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей, развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба – главный труд);
    Воспитательная: воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.
    Возраст участников: для воспитанников начальной школы.

    Инновационная технология: конкурсная игра
    Оборудование: таблички (для каждой команды), презентация, листы бумаги, ручки, конфеты.
    Ожидаемые результаты:
    активизация процесса профессионального самоопределения;
    расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

    Ход мероприятия

    I. Вступительное слово.
    - Здравствуйте уважаемые ребята, гости и коллеги!
    Начинаем наше мероприятие.
    -Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашей игре, надо соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его.
    (Слайд 1,2)

    Пир рис оса фрукт ель сосулька слон ирис яблока

    Ребята, не далек тот час, когда перед Вами станет выбор- какую профессию получить. Сейчас главным для вас является учеба, знания, которые вы получите – это база вашей дальнейшей жизни. Пришла время поразмыслить о выборе своей будущей профессии.
    В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши воспитатели, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
    - Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. “Все профессии нужны, все профессии важны”

    В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий:
    важно суметь разобраться в этом многообразии;
    узнать, чем занимаются люди данной профессии;
    познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
    учитывать собственные интересы и способности.
    Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.
    Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.
    Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.
    - С некоторыми из них сегодня мы познакомимся.
    - Своё знакомство с профессиями мы проведем в форме игровых конкурсов «Что я знаю о профессиях» (Слайд 3), в которой участвуют две команды. Если вы знаете ответ, то поднимаете карточку. Какая команда вперёд поднимет таблички, та и имеет право отвечать на вопрос. Если команда дала неправильный ответ, то право ответа получает следующая команда. Игра состоит из 3 туров. Та команда, которая в ходе игры наберёт наибольшее количество баллов – будет победителем игры. Если команды не дают ответ, то ответить могут болельщики, заработав сладкий приз.

    II. Основная часть:
    Для начала проведем небольшую игровую разминку.

    1ТУР: «Наши профессий» (Слайд 4)

    Конкурс №1 «Угадай профессию» (отгадайте о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках) (Слайды 5-16)

    1. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
    (Пилот, лётчик, космонавт.)
    2. Кто выносит сор из избы?
    (Уборщица, техничка.)
    3. Самый сладкий мастер – это... Кто?
    (Кондитер.)
    4. Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
    (Айболит, ведь он лечил зверей.)
    5. Как звали первую женщину-лётчицу?
    (Баба-Яг.)
    6. Звёздный бухгалтер – это... Кто?
    (Астроном.)
    7. Ухажер за деревьями - это…Кто? (Садовод, садовник)
    8. Преобразователь ткани в одежду- это … Кто?(Портной, швея)
    9. Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
    (Учителя.)
    10. «Сумчатый» профессионал – это… Кто?
    (Почтальон.)
    Конкурс №2. «Головоломка» (Слайд 17) вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
    (Слайд 18 - 19)
    РВАЧ = В- - - (медработник)
    ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
    КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
    МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)
    СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)
    ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)
    КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

    Конкурс №3 "САМАЯ-САМАЯ " (Слайд 20) А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
    (Слайд 21)
    Назовите профессии: (3 минуты на обдумывание)
    1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
    2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
    3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
    4. Самая волосатая (парикмахер...)
    5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
    6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
    7. Самая смешная (клоун, пародист...)
    8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
    9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
    -Болельщики, которые добавят не названные профессии.

    2 ТУР: «Профессия и ее инструменты» (Слайд 22)

    Конкурс №4 «Бюро находок» (Слайд 23) узнай, кому принадлежат вещи (предметы)
    (Слайд 24)
     КОЛЕСО
     КИРПИЧ
     ИГЛА-ТАБЛЕТКИ
     НИТКИ
     МУКА
     МЕЛ
     НОЖНИЦЫ
    ОТВЕТЫ:
     Водитель
     Каменщик, строитель
     Врач, доктор
     Портной, швея
     Повар, пекарь, кондитер
     Учитель, педагог
     Парикмахер

    Конкурс №5 «Буквы и профессии». Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
    (Слайд 25,26)
    К Р Ф П
    Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник
    Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
    Крановщик Редактор Фигурист Пилот
    Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный
    Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский
    Космонавт Радист Фокусник Полярник
    Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник
    Кровельщик Фотокорреспондент Печник
    Каменщик Пиротехник
    Кутюрье Повар
    Кондитер Пекарь
    Кондуктор Портной
    Парашютист

    Конкурс №6 «Что лишнее» (Слайд 27) В цепочке слов найдите лишний предмет (кто быстрее справится с заданием?)
    (Слайд 28)

    1)Шприц- лекарство- вата- спица
    спица
    2) Игла –нитки –гвоздь –напёрсток – сантиметровая лента
    гвоздь
    3) Кастрюля –ложка –тёрка –ножницы
    ножницы
    4) Фен –нож –расческа –ножницы
    нож

    3 ТУР «Профессия каждая самая важная» (Слайд 29)

    Конкурс №6 «Пословицы о труде и профессиях» (Слайд 30-37). Собери пословицы – кто быстрее поднимет таблички - имеет право отвечать)

    Кончил дело - гуляй смело.
    Терпение и труд всё перетрут
    От труда здоровеют, а от лени болеют.
    Глаза страшатся, а руки делают.
    На работу с радостью, а с работы с гордостью.
    Не игла шьёт, а руки.
    Хозяин тот, кто трудится.

    Конкурс № 7 «Покажи профессию». Давайте, немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий. По одну человеку от команды, выходят и показывают по одной профессии и по одному от команды болельщиков.
    (Слайд 38-39)
    -Как делает шофёр?
    -Как делает повар?
    -Как делает маляр?
    -Как делает парикмахер?
    -Как делает пианист?
    -Как делает дворник?
    -Как делает врач?

    III. Награждение победителей:
    Сноровку, ловкость и умение
    Сегодня показать сумели вы.
    А теперь, справедливое жюри,
    Игроков по достоинству оцени. (слово жюри)

    IV. Заключительное слово ведущего
    - Вот мы и подвели итоги нашей игровой программы. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и в мире.
    В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
    Вопрос выбора профессии решить за короткое время нельзя. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с воспитателем и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.
    Ведь главное: Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни. Желаю хороших оценок, успехов в ваших начинаниях, в труде и крепкого здоровья!
    Много здесь профессий разных,
    Выбрать что – не знаешь сразу.
    В жизни много пригодится –
    Стоит только научиться.

    Спасибо. (Слайд 40)

    Список используемой литературы.

    Иванникова Татьяна Николаевна,

    Воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга

    Консультация для родителей

    «Как знакомить ребенка с профессиями»

    Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

    Каждый день ребенок окружен десятком людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности – врачи, продавцы, водители, воспитатели, официанты и знакомясь с той или иной профессиональной деятельностью, малыш открывает для себя много нового, расширяет свой кругозор, входит в социум. Нередко от малыша можно услышать: «Когда вырасту, буду врачом!» или «Хочу, как папа, быть водителем!» Видя заинтересованность сына или дочери какой-либо профессиональной сферой, используйте этот момент для ненавязчивого знакомства малыша с ее особенностями.

    Как утверждают специалисты – выбор человеком в пользу той или иной специальности чаще происходит именно в дошкольном возрасте. Поэтому так важно донести до малыша информацию о профессиях интересно, многогранно и без проявления негативного отношения.

    Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.

    Знакомство с профессиями нужно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в детях. Огромное значение в их воспитании имеет знакомство с трудом взрослого человека.

    Вот несколько действенных советов по ознакомлению детей с разного рода профессиональной деятельностью.

    Наблюдайте за трудом взрослых во время прогулок. Гуляя с малышом, либо направляясь в детский сад, к врачу, в магазин, по другим маршрутам, обращайте внимание на тех, кто в это время работает – дворник, продавец, водитель, строитель, воспитатель, врач и др. Поговорите с ребенком о том, что делает конкретно каждый из специалистов, и, что к их труду нужно относиться с уважением.

    Например, учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.

    Расскажите своему ребенку о своей работе – чем вы занимаетесь, что у вас получается особенно хорошо, чего хотели бы еще достичь. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди, или папа – работает пожарным. Пусть расскажет сыну или дочери о том, как получает сообщение о вызове на тушение пожара, за что он отвечает в команде, как он и его коллеги действуют, добравшись до места назначения, какие бывают сложные случаи. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

    Поговорив с малышом о существующих профессиях, предложите нарисовать кого-то из специалистов, например, врача. Во время рисования составьте рассказ о работе доктора, можно прочитать стихотворения о профессиях, еще раз проговорить насколько они все важны.

    Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Обязательно поиграйте с малышом на тему разных профессий. Дайте возможность побывать ему в качестве повара, врача, полицейского, учителя и т.д. Это лучшая возможность для ребенка познать профессию изнутри, узнать интересные нюансы, попробовать принимать ответственные решения. Вы увидите, как ваш ребенок буквально повзрослеет на глазах. В игре дети знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понимают кто и что делает на работе.

    Нарисуйте различные предметы, форму, символику, имеющие отношение к той или иной профессии, предложите малышу угадать, кому именно они принадлежат. Можно в продолжение игры загадать загадки на тему «профессии». Дети с удовольствием участвуют в подобных заданиях. Поиграйте с ребенком в настольно-печатные игры связанные с профессиями. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

    Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.

    Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

    Изучая вместе с ребенком разные профессии, не забывайте закреплять полученные знания, повторяя информацию в легкой, занимательной форме. И помните, что одна из важных задач – не только формирование понимания у малыша важности каждой профессии, но уважения к труду окружающих людей, которые вкладывают много сил и стараний в свою работу, по-настоящему любят свое дело.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
    2. Краснощекова Н.В . Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
    3. Куцакова Л.В . Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.
    4. Потапова Т.В . Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.
    5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
    1. Используемые сайты интернета:
      www.Viki.rdf.ru
      http://pochemu4ka.ru/
      www.SkyClipArt.ru !
      http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К ТРУДУ

    Людмила Федоровна Губанова, старший воспитатель, МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик», г.Серпухов

    «Любовь ребенка к людям труда – источник

    человеческой нравственности»

    В. А. Сухомлинский

    Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

    Однако за последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате педагоги отмечают у них недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

    В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

    Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.

    Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

    Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

    Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.

    Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)

    Подвижная (сюжетная, несюжетная)

    Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

    Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

    Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

    Углубить практические знания воспитанников;

    Выявить интересы и склонности воспитанников;

    Развивать интерес и умение осуществлять действия.

    При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

    Традиционные формы:

    Традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

    Различные виды игр;

    Наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

    Чтение художественной литературы;

    Трудовая деятельность;

    Экспериментальная деятельность;

    Решение проблемных задач и ситуаций;

    Развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

    Театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в

    различных ситуациях, имитационные упражнения);

    Изобразительная деятельность.

    Нетрадиционные формы:

    Творческое моделирование и проектирование;

    Разработка и составление алгоритмов;

    Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

    Виртуальные экскурсии.

    Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

    Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

    Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

    Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

    Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом.

    Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

    Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т.д..

    Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

    Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару фартук и колпак?, зачем космонавту скафандр и т.д.

    Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

    Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.

    Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

    Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

    Что нам сделать, чтобы это узнать?

    Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

    Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т.д.), бесед («Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.

    Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

    Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

    В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

    В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

    Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

    Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.

      Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

      Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.

      Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.

      Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;

      Используемые сайты интернета:
      www.Viki.rdf.ru
      http://pochemu4ka.ru/
      www.SkyClipArt.ru !
      http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html

    В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях .

    Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается.

    Когда ребенка знакомить с профессиями?

    Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или о чем совершенно не имеют представления.

    Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, милиционеры.

    Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.

    С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться.

    Как познакомить ребенка с профессиями?

    Походы на рабочие места и экскурсии

    Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т.д.

    Познакомить ребенка с пожарниками, рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее место. Сейчас много подобных путешествий предлагается туристическими фирмами и разрабатываются в рамках обучающей программы дошкольных учреждений.

    Чтение книг

    Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях:

    Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»

    В. Маяковский — «Кем быть?»

    А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».

    С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».

    Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».

    С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.

    Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

    Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.

    Ролевые игры

    Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера.

    Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту.

    В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (набор доктора, продавца, игрушки в виде прилавка, кассы супермаркета и пр.).

    Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.

    Мультфильмы и специальные видеоролики

    Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей.

    Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста.

    Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника.

    Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.

    Дидактический материал: детям о профессиях

    Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек.

    Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

    Как следует знакомить ребенка с профессиями

    Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема), что за чем следует делать:

    1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

    3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

    4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе — ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

    5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

    6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

    7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

    Обучайте малышей играя!

    (Все картинки в статье кликабельны, при желании их можно посмотреть в полном размере).

    Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!