Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Ассертивное поведение (тренинг профессиональной уверенности). Ассертивное поведение и Отказ - примеры. Ролевая игра «Тренировочные ролевые игры»

    Ассертивное поведение (тренинг профессиональной уверенности). Ассертивное поведение и Отказ - примеры. Ролевая игра «Тренировочные ролевые игры»

    В этой статье доступным для обычных пользователей языком раскрыты основные понятия ассертивного поведения и его эффективного применения в управлении коллективом. Эта информация будет полезна не только руководителям и психологам, но и каждому человеку для переоценки собственного поведения и умения достигать успеха через его изменение в более позитивную сторону.

    Что такое ассертивность — определение

    Ассертивность это:

    • Умение выразить себя в контактах с другими, а также защитить свою психологическую территорию;
    • Положительная реализация своих целей без агрессии, но и без податливости;
    • Ассертивное поведение: непосредственное, вежливое, настойчивое и опирающееся на рациональные предпосылки.

    Примеры ассертивного поведения

    Выражение собственного мнения без атаки на мнение других лиц;

    • Отказ без обиды других;
    • Защита своих прав решительным, но не агрессивным образом;
    • Похвала критика с сохранением уважения к другому человеку;
    • Открытое выражение чувств и убеждений.

    Польза, проистекающая из ассертивного руководства людьми:

    • Уменьшается риск конфликта между начальником и подчиненными;
    • Все непонимания можно разрешить сразу же, поскольку коммуникация здесь открытая и непосредственная;
    • Больше конкретности и честности в общении с подчиненными;
    • Лучше атмосфера на работе, взаимное доверие;
    • Увеличивается уверенность в себе руководителя, а также его авторитет в глазах подчиненных;
    • Уменьшается риск манипуляции и агрессии в служебных отношениях.

    Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений

    4 элемента ассертивного распоряжения:

    • Указываем, кто именно является отправителем распоряжения;
    • Обращаемся непосредственно к адресату распоряжения;
    • Говорим, кого конкретно оно касается;
    • Определяем, когда именно оно должно быть выполнено.

    Выдача распоряжений - примеры

    Неассертивное поведение

    «Пусть это кто-нибудь сделает», «Хорошо бы было, если бы Вы окончили этот доклад…», «Нужно было бы написать этот отчет», «Только такой способный, как Вы, сможет выполнить это задание», «Немедленно выполни это и не задавай никаких вопросов».

    Ассертивное поведение

    «Иван Иванович, я ожидаю от Вас, что Вы подготовите материал для обучения к концу этой недели. Пожалуйста, принесите мне его, когда он будет готов».

    Техника ассертивности. Ассертивная критика

    Принципы предоставления критической информации:

    • Оценивай поведение данного человека и его последствия, а не самого человека;
    • Говори конкретно, не обобщай, не используй слова: «всегда», «никогда»;
    • Отделяй факты от интерпретации;
    • Будь объективен, не руководствуйся своими предубеждениями;
    • Подскажи, как следовало бы поступать правильно;
    • Не передавай невербальную агрессию (не криви лицо, говори спокойно);
    • Одобри то, что было в оцениваемом поведении положительно;
    • Критикуй, чтобы спровоцировать изменение в поведении, а не для того, чтобы разрядить свои негативные эмоции;
    • Предоставляй критическую информацию непосредственно после оцениваемого поступка, не напоминай об ошибках через длительный срок;
    • Если ты выражаешь собственное мнение, используй «Я-выражения», например, По-моему…, Я думаю, что…;
    • Не критикуй при третьих лицах.

    Пример ассертивной критики: «В твоем докладе я нашел несколько ошибок. Они приводят к тому, что все остальное не вызывает доверия. Я подчеркнул их красным. Я жду, что ты исправишь их к завтрашнему дню. Если у тебя есть сомнения, мы можем их обсудить».

    ЗАПОМНИ! Твое умение критиковать определяет результативность критики!

    Неассертивная критика - примеры

    • «Не нравится мне эта таблица, Вы могли бы и постараться». Субъективное мнение, отсутствие конкретных претензий.
    • «Как всегда твое поведение отличается от принятых норм, ты никогда этому не научишься». Обобщение.
    • «Вы мало динамичны и у Вас слишком устарелый взгляд на вещи». Оценивается личные качества.
    • «Черт возьми, что ты снова натворил? Уйди с глаз моих долой». Агрессивная критика.
    • «Из-за твоей ошибки все мои усилия пропали даром». Вызывается чувство вины.

    Техника ассертивности. Ассертивный отказ

    Процедура ассертивного отказа:

    • Мы говорим «Нет»; говорим, чего мы не сделаем, обосновываем отказ (конкретно, например, несоответствия выражаемой просьбы существующим положениям);
    • Техника «заезженной пластинки» — повторение того же самого, если собеседник не уступает;
    • Окончание разговора, если на нас продолжают давить.

    Ассертивное поведение и Отказ - примеры

    Неассертивный отказ

    • «Как обычно, ты приходишь ко мне не вовремя и чего-то от меня хочешь. Постыдился бы просить об этом!»
    • «Собственно, я не могу сейчас этим заняться, но если тебе очень нужно… Может, урегулируем это очень быстро…»

    Асертивный отказ

    «Нет, я не согласен повысить вам зарплату. Это не соответствует правилам, которые мы предварительно определили, а также действующим процедурам. Если вы будете настаивать на этом, я буду вынужден прервать этот неконструктивный разговор».

    Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ

    4-х ступенчатая процедура реагирования на нарушение наших прав и психологических границ:

    • информация о том, что нам не нравится (определение проблемы);
    • выражение своего мнения и связанных с этим эмоций;
    • представление психологических тылов или предложение изменения;
    • использование тылов, если вредящее нам поведение продолжается.

    Ассертивная реакция на нарушение границ - пример:

    «Вы все время разговариваете по служебному телефону. Меня это отвлекает и нервирует, и, кроме того, вы блокируете другие соединения. Занимайтесь своими личными делами после работы».

    Или: «Если Вы часами будете сплетничать по телефону, я буду вынужден найти себе другого секретаря».

    Тренинг ассертивности, подведем итоги

    • Конфликты и проблемные ситуации могут препятствовать развитию отдела или учреждения;
    • Управление конфликтом заключается в его обнаружении и поиске решений;
    • Одним из инструментов разрешения конфликтов является ассертивное поведение;
    • Ассертивность, как или любое другое поведение, — это проблема собственного выбора;
    • Использование альтернативного по отношению к ассертивному поведения ведет к углублению конфликтной ситуации.

    Видео: развитие ассертивности

    Видео: Тренинг ассертивности, упражнения

    Тренинг ассертивности имеет, пожалуй, наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Джозеф Вольпе определяет ассертивное поведение как «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку». Вольпе считает, что фактически все клиенты в какой-то степени «заторможены» из-за беспокоящих их невротических страхов. Тренинг ассертивности снимает обусловленность с неадаптивных привычек реагировать тревогой на поведение других людей двумя способами: ослабляя страх клиентов и изменяя манеру их речи и образ действий. Клиентам необходима поддержка для выражения законных эмоций, которые возникают у них в проблемных ситуациях. Законное проявление эмоций «может успешно конкурировать со страхом, который тормозил именно это проявление; каждый раз при выражении эмоций привычный страх в некоторой степени ослабляется».

    Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие так называемого оппозиционного поведения. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи ласкового поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

    Р. Е. Альберти и М. Л. Эммонс выделяют следующие виды поведения: а) неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами; б) агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других; в) ассертивное поведение, при котором усиление индивидуума таково, что усиливаются обе взаимодействующие стороны. Альберти и Эммонс отмечают, что недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общей чертой, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях.

    При формировании поведенческой оценки с использованием специального вопросника, помогающего определить уровень ассертивности клиента, может выясниться, что клиент нуждается в общем или в специфическом тренинге ассертивности. На следующей стадии главное - поддержать мотивацию клиентов относительно метода репетиции поведения. Иногда консультантам требуется некоторое время для изучения религиозных или философских позиций и взглядов клиентов. Эти взгляды могут способствовать скорее усилению стремления держаться в тени, чем усилению чувства уверенности в себе. Например, нужно помочь некоторым христианам понять, что они станут более эффективными и как люди, и как христиане, если позволят себе стать цельными личностями и перестанут отвергать свои потребности и чувства (такое отвержение всегда связано с психологическими потерями).

    В течение третьей стадии консультанты и клиенты работают вместе, чтобы определить, какой вид поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости попросить босса повысить оклад или при возникновении желания назначить свидание девушке. Данная стадия подразумевает определение и обдумывание альтернативных реакций. Кроме того, клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При проведении тренинга ассертивности консультант должен принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое ассертивное поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор времени; клиентов не следует побуждать к решению ассертивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертивных задач, сложность которых постепенно повышается.

    Четвертая стадия - это стадия, на которой проводится репетиция ассертивного поведения. Альберти и Эммонс подчеркивают, что при проведении тренинга ассертивности консультант должен фокусировать внимание клиентов не только на вербальном компоненте поведения, но и на других компонентах, таких как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи. Большое значение имеет правильный выбор времени для проведения занятия. Консультанты должны репетировать вместе с клиентами и обучать их навыкам невербальной и паравербальной ассертивности. Репетиция поведения также может включать в себя развитие у клиентов умения контролировать отрицательные и положительные последствия тренинга ассертивности.

    Пятая стадия - применение приобретенных на занятиях навыков в реальной жизни. Клиентам следует давать домашнее задание соответствующего уровня сложности.

    Мониторинг попыток ассертивного поведения, совершаемых клиентами в интервалах между занятиями, может оказаться весьма полезным. Попытки ассертивного поведения, совершаемые в реальной жизни, делают возможной обратную связь. Наличие таких попыток указывает на адекватность поведения клиентов. Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиенты могут определить, что им следует исправить в своем поведении. Консультанты могут привлекать внимание клиентов к любым положительным последствиям их ассертивного поведения. Если последствия окажутся отрицательными, консультанты и клиенты могут подумать над тем, уместно ли данное поведение, и внести необходимые поправки.

    Применение тренинга возможно как при индивидуальной, так и при групповой работе с клиентами. Также к тренингу могут прибегать сами клиенты в виде самопомощи. При необходимости проведения группового тренинга ассертивности возникает ряд вопросов. В настоящее время не существует единой точки зрения на то, какими должны быть группы - гетерогенными или гомогенными (например чисто женскими и чисто мужскими) и т.д. Следует отметить, что при проведении тренинга в неклинической обстановке большая часть консультантов предпочитает работать с гомогенными группами. Некоторые консультанты используют кассеты и видеозаписи с целью обеспечения обратной связи с клиентами при развитии у них навыков ассертивного поведения. И, наконец, развитие ассертивности может вести к конфликту; консультантам и клиентам следует предвидеть эту возможность, они должны быть готовы справиться с возникающими трудностями.

    Непосредственной целью ассертивного тренинга является тренинг уверенного поведения, способствующего формированию уверенности в себе (ассертивности). Под уверенностью в себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. д. в отношении своего окружения. Понятие «уверенность» предполагает наличие: а) субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь и действительно иметь собственные притязания); б) социальной готовности и способности ее адекватно реализовать (владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления); в) свободы от социального страха и торможения (способность регистрировать и обнаруживать собственные притязания). Уверенное поведение не означает подавления агрессивных чувств, оно способствует редукции агрессивного поведения и исчезновению поводов для агрессии. Основные цели А. т. реализуются через определенные социальные ситуации, которые тренируются в ролевой игре или в реальных условиях. Они охватывают 4 основные категории самоосознаваемого поведения: 1) выдвигать требования; 2) говорить «нет» и критиковать; 3) устанавливать контакт; 4) открыто обращать внимание на себя, собственные цели и интересы и позволять себе ошибки. К методам ассертивного тренинга относятся: поведенческие упражнения и ролевая игра, тренинг in vivo (домашние задания), оперантное обусловливание, видеообратная связь, последовательное (ступенчатое) приближение, инструкции и самоинструкции, научение (лист обучения), научение по моделям и др.

    Первой задачей в обучении пациента вести себя более уверенно является определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Для уверенного поведения свойственно откровенное высказывание о предпочтительном поведении или об изменении поведения другого лица, с которым осуществляется непосредственное общение, но без враждебности и самозащиты. Для неуверенного поведения типично непрямое общение, сдержанность, тревога и, возможно, отсутствие попытки принять то, что хочет другой. Агрессивное поведение характеризуется общением, в котором проявляется не предпочтение, а требовательность или враждебность, оно содержит намерение наказать другого. Второй задачей при тренировке уверенности в себе может быть коррекция нерационального (неразумного, нелогичного) поведения: представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному ответу; мыслей, в которых пациент наказывает себя за неуместные уверенные ответы, за утверждения, которые не приводят к успеху тотчас же, или за отсутствие ответов. Этап «открытых глаз» означает для пациента принятие им права быть уверенным. Каковы мои права как человека? Каковы мои права в специфических социальных ролях - супруга или родителя? - такие вопросы часто провоцируют распределение домашней работы. Следующие убеждения помогут пациенту начать изменяться: «У меня есть право иметь чувства и выражать их, включая недовольство и критику», «Я имею право устанавливать собственные приоритеты», «Я имею право сказать "нет" без чувства вины». Ассертивный тренинг влечет за собой оценку сильных и слабых сторон пациента при уверенном общении и разработку тренировочных приемов для восполнения пробелов в его навыках.

    В руководстве по уверенному поведению (Wolpe J. L, 1975; Walen S. et al, 1992) приводятся следующие рекомендации:
    - Когда вы отказываете, говорите решительное «нет», объясните, почему вы отказываете, но избегайте чрезмерно извинительного тона.
    - Давайте по возможности быстрый и короткий ответ.
    - Просите объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное.
    - Смотрите прямо на человека, с которым вы говорите. Выберите «язык тела» (исключите те позы, которые могут выражать непрямоту или недостаток уверенности в себе, например движения рта, перемещение ног); следите за изменением вашего голоса, говорите не слишком громко, не слишком тихо.
    - Когда вы выражаете досаду или критику, помните о необходимости комментировать только поведение, избегайте нападать на личность.
    - Когда комментируете поведение другого человека, старайтесь использовать Я-утверждения. Например, вместо того чтобы сказать: «Ты животное, ты свел меня с ума», постарайтесь сказать: «Когда вы пренебрегли социальными нормами, это было чрезвычайно неприятно, и я чувствую теперь досаду». Когда это удобно, предложите альтернативное поведение: «Я полагаю, нам будет лучше присесть, попытаться вместе подумать и решить, как избавиться от этого неудобства».
    - Сохраняйте заготовки ваших уверенных ответов, помните о них и используйте в беседах с друзьями. Наблюдайте за характером ролей. Помните, что вы не можете отучиться от плохих привычек или приобрести новые навыки за одну ночь.
    - Вознаграждайте себя каким-либо образом каждый раз, когда вы смогли уверенно ответить, независимо от того, достигли вы или нет желаемых результатов со стороны другого человека.
    - Не ругайте себя за неуверенное или агрессивное поведение; лучше постарайтесь понять, где вы сбились с пути и как лучше управлять подобной ситуацией в следующий раз.

    Хорошей моделью для конструирования уверенного взаимодействия, которая взята из литературы по самопомощи, является ОЭОП (описание, эмоции, определение, последствия) - четырехступенчатый блок по взаимодействию:

    1) описание: пациент коротко и объективно описывает неприятную ситуацию без редактирования, персонификации или разработки в деталях; 2) эмоции: пациент говорит о своих чувствах (оптимальным здесь является использование Я-языка); 3) определение того, что ты хочешь: пациент просит (не требует) и делает это ясно, конкретно и с учетом специфики;

    4) последствия: сообщающий говорит слушающему о тех последствиях, которые могут иметь место в случае принятия просьбы.
    Приведем пример, поясняющий эту модель.
    Отец (не склонный к опеке) говорит своей бывшей жене:
    Описание: когда ты планируешь мероприятия с нашим сыном во время моих с ним встреч без обсуждения этого со мной...
    Эмоции: ...я чувствую досаду и разочарование. Я скучаю по сыну, когда не имею возможности видеть его.
    Определение: я мог бы изменить свое расписание, если бы ты позвонила мне заранее, за несколько дней, и увиделся бы с ним в другой день.
    Последствия: таким образом, мы могли бы сделать то, что хотели.

    В литературе наряду с термином «ассертивный тренинг» используются также термины «тренинг уверенности в себе», «тренинг повышения чувства уверенности в себе», «тренинг уверенного поведения», «тренинг самоутверждения», «тренинг умения настоять на своем» и др.

    Т. а. разработан Эндрю Солтером и популяризован Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом. ТА чаще всего составляет один из аспектов более широкой терапевтической программы. Его цели включают: а) повышение осознанности личных прав; б) различение неассертивности, ассертивности и агрессивности; в) обучение вербальным и невербальным умениям. Последняя категория включает умения говорить «нет», обращаться с просьбами и выдвигать требования, выражать положительные и отрицательные чувства, начинать, поддерживать и заканчивать разговор.

    Т. а., в том виде как он обычно практикуется, требует определения специфических ситуаций, в к-рых клиент обычно ведет себя дезадаптивно - т. е., неассертивно или агрессивно. Практически нет доказательств, подтверждающих существование генерализованной черты ассертивности. Для оценки реакции клиента на различные ситуации имеется целый ряд опросников в форме самоотчета: Инвентарь отстаиваемых прав (Assertion Inventory), Инвентарь утверждений о собственной ассертивности (Assertiveness Self-Statement Inventory), Опросник самовыражения для студентов колледжа (College Self-Expression Inventory), Вопросник разрешения конфликтов (Conflict Resolution Inventory), Реестр ассертивности Ратуса (Rathus Assertiveness Schedule) и Опросник ассертивности Вольпе-Лазаруса (Wolpe-Lazarus Assertion Inventory). Хотя для оценки реального поведения желательно понаблюдать за клиентом в трудной для него жизненной ситуации, типичной является оценка поведения в искусственной (моделируемой с помощью аудио- или видеоаппаратуры) ситуации, имеющей сходство с реальной, или в игровой ситуации непродуктивного взаимодействия.

    Если оценка свидетельствует о постоянной неассертивности или агрессивности клиента, ему предлагается альтернативная терапия более общего характера. Однако, если обнаруживаются конкретные ситуации, в которых клиент мог бы действовать с возрастающей ассертивностью, ему рекомендуют пройти Т. а.

    Нет какой-то общепринятой программы под названием Т. а. Ход терапии определяется личными предпочтениями терапевта. И все же, в большинстве случаев для повышения ассертивности используются следующие пять процедур. Первая - приобретение навыков реагирования - повышает ассертивность благодаря моделированию (как открытому, так и скрытому) поведения и инструктированию клиента. В фокусе оказываются как вербальные, так и невербальные компоненты ассертивности. Вторая - воспроизведение реакций - состоит в отработке новых реакций в ролевой игре, репетиции поведения или специальных упражнениях. Третья - совершенствование реакций - заключается в придании новому поведению непринужденности и устойчивости с помощью адекватной обратной связи, критических комментариев и указаний терапевта. Четвертая - когнитивное реструктурирование - включает критический анализ иррациональных представлений, препятствующих ассертивности, и приобретение знаний, усиливающих ассертивность. Пятая и последняя процедура - генерализация обучения - предполагает опробование нового поведения in vivo и поощряет распространение его на новые ситуации. Эти процедуры, часто реализуемые в группах, продолжаются до тех пор, пока клиент не продемонстрирует надлежащую ассертивность.

    См. также Консультирование, Феминистская терапия, Психотерапия

    • - Этот метод обучения людей снижению стресса и контролю над функциями организма был разработан в Германии на рубеже XIX-XX вв. невропатологом Оскаром Фогтом, заметившим, что мн. пациенты способны вызывать у себя...

      Психологическая энциклопедия

    • - До 40-х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической психологии в США не проводилась...

      Психологическая энциклопедия

    • - К. к. у. п. считают формальными попытками, нацеленными на подготовку людей к жизни и труду в условиях культуры, отличающейся от их собственной...

      Психологическая энциклопедия

    • - Цели Н. л. т., основанной на работах К. Левина и др., первонач. заключались в повышении качества соц. партнерства и оценке новых методов изменения поведения в условиях различных групп...

      Психологическая энциклопедия

    • - О. п. принимало различные формы в зависимости от номенклатуры специальностей, складывающейся в рамках психологии с течением времени...

      Психологическая энциклопедия

    • - В век сильных стрессов и тревожных реакций, возможно, трудно счесть релаксацию естественным состоянием организма...

      Психологическая энциклопедия

    • - П. выражается во влиянии некоторого аспекта предыдущего опыта на последующую деятельность...

      Психологическая энциклопедия

    • - Первым человеком, внесенным в списки лиц, получивших в США ученую степень по психологии, был Джозеф Ястроу. Он получил докторскую степень в 1886 году в Ун-те Джонса Хопкинса, где работал под руководством Холла...

      Психологическая энциклопедия

    • - Практика приучения детей к горшку служит причиной множества тревог и огорчений родителей и вызывает многочисленные дискуссии среди специалистов...

      Психологическая энциклопедия

    • - Терапевты, стоящие на различных теорет. позициях, издавна сходятся в том, что клиенты с самыми разнообразными нервно-психическими расстройствами страдают дефицитарностью межличностных или коммуникативных умений...

      Психологическая энциклопедия

    • - Существуют две основные темы Т. м. о.: а) самовосприятие, в особенности восприятие своего воздействия, производимого на др. членов группы, б) групповая динамика, включающая процессы формирования группы,...

      Психологическая энциклопедия

    • - В идеале, этот вид тренинга начинается с анализа потребностей обучения, чтобы определить, какие люди в данной орг-ции испытывают необходимость в знаниях о лидерстве...

      Психологическая энциклопедия

    • - Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив. Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются «естественным образом», благодаря...

      Психологическая энциклопедия

    • - ...

      Психотерапевтическая энциклопедия

    • - - интенсивное обучение с практической направленностью...

      Педагогический терминологический словарь

    • - тренинг гендерной...

      Термины гендерных исследований

    "Тренинг ассертивности (assertiveness training)" в книгах

    Тренинг

    автора Армстронг Майкл

    Тренинг Для менеджеров проводится мастер-класс «согласованности», чтобы обсудить то, каким образом можно объективно обосновать оценки и проверить выставленные оценки на конкретных примерах, взятых из данных обзора показателей труда. Это может создать некоторое общее

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (TRAINING)

    Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (TRAINING) Профессиональное обучение – это систематические и плановые указания, способствующие научению. Этот подход можно охарактеризовать фразой «профессиональное обучение, базирующееся на обучающемся». Он включает в себя использование

    Тренинг

    Из книги Инфобизнес на полную мощность [Удвоение продаж] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

    Тренинг Не исключено, что в будущем вы будете вести полуавтоматические тренинги (хотя бы частично в записи). Когда станете достаточно раскрученным, сможете запускать запись через Winamp или любую другую программу. После этого нужно будет лишь подключиться к микрофону для

    Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение

    Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

    Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение В настоящее время термин «тренинг» стал достаточно популярен, однако трактуется он в высшей степени свободно и, в то же время, чаще всего очень узко и

    Тренинг

    Из книги автора

    Тренинг (от англ. training или train – обучать, воспитывать) – комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность и направленных на мобилизацию личностного потенциала индивида с целью преодоления психологических проблем,

    Круговые Тренировки (Circuit Training)

    Из книги Циклическая диета автора Мальков Р. Е.

    Круговые Тренировки (Circuit Training) Круговые тренировки яляются очень полезной формой аэробных упражнений для тех, кто желает быстро избавиться от жира. Переходя от одного тренажера к другому и используя малый или средний вес, Вы делаете круг, возвращаясь в конечном итоге

    Тренинг

    Из книги Эффективная продажа рекламы автора Назайкин Александр

    Тренинг

    Из книги Как преодолеть кризис. 33 эффективных решения для вашей компании автора Хэмен Саймон

    Тренинг Успех решения во многом зависит от того, насколько сотрудники компании понимают суть этого решения, одобряют его и реализуют в повседневной практике. В главе 1 мы говорили о том, как кризис повлиял на потребности и мотивы клиентов (страх, риск, ощутимые

    Тренинг

    Из книги Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги автора Майстер Дэвид

    Тренинг Во многих фирмах может возникнуть потребность в тренинговых программах по навыкам общения с клиентом. Они должны включать в себя тренинги по классическим ситуациям; «Как сказать клиенту, что он не прав?» и «Что делать, если клиенту не нравятся ваши идеи?».

    Формула ассертивности

    автора Кинан Кейт

    Формула ассертивности Приобретение ассертивного поведения замечательно тем, что чем чаще его используешь, тем более естественным оно становится. Ассертивность должна стать вашим обычным стилем поведения. Представьте, что вы будете играть роль, как настоящий актер.Для

    Ваше отношение к ассертивности

    Из книги Уверенность в себе автора Кинан Кейт

    Ваше отношение к ассертивности Ассертивность – это способность делать выбор самостоятельно. Вы сами контролируете свое поведение, вместо того чтобы позволять другим руководить вами или, наоборот, подчинять их себе. Но иногда бывает необходимо укрепить свою

    Развитие ассертивности

    Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

    Развитие ассертивности Ассертивность и уровень самооценки Для ассертивного, то есть уверенного в себе человека, характерны следующие качества, проявляющиеся в деятельности, манере поведения и речи: целеустремленность, напористость, готовность

    Тренинг

    Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

    Тренинг Конфликты и психотипыЗадание: проведите типологическую диагностику, наблюдая за конфликтующими парами (противоположные парные функции ярко проявляют себя при конфликтах).Анализируя диалоги, проставьте в пустых скобках соответствующие знаки функций, присущие

    «Тренинг для глаз» (EYESercise) от Мэрилин Рой (Marilyn Roy). Техники восстановления зрения Тренинг для глаз

    Из книги «Тренинг для глаз» (EYESercise) автора Рой Мэрилин

    «Тренинг для глаз» (EYESercise) от Мэрилин Рой (Marilyn Roy). Техники восстановления зрения Тренинг для глаз Ваши глаза работают благодаря мускулам. Почему бы не поддерживать их в форме?Реальная программа улучшения зрения с Мэрилин Рой.Все мы понимаем пользу регулярных занятий

    РСЕ-ТРЕНИНГ

    Из книги Сексуальная энергия. Ключ к здоровью и процветанию автора Эггетсбергер Герхард

    РСЕ-ТРЕНИНГ Программа РСЕ-тренинга нацелена на совер­шенствование ваших мыслительных способнос­тей, памяти, она развивает интуицию, повыша­ет ваши результаты, положительно действует на коммуникационные способности. Не в послед­нюю очередь упражнения способствуют

      1 2 Примеры ассертивного поведения3 Ассертивность в психологии4 Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений.5 Выдача распоряжений – примеры
        5.1 Неассертивное поведение5.2 Ассертивное поведение

      6 Техника ассертивности. Ассертивная критика.7 Неассертивная критика – примеры8 Техника ассертивности. Ассертивный отказ.9 Ассертивное поведение и Отказ – примеры

        9.1 Неассертивный отказ9.2 Асертивный отказ

      10 Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ11 Тренинг ассертивности, подведем итоги12 Видео: развитие ассертивности13 Видео: Тренинг ассертивности, упражнения

    В этой статье доступным для обычных пользователей языком раскрыты основные понятия ассертивного поведения и его эффективного применения в управлении коллективом. Эта информация будет полезна не только руководителям и психологам, но и каждому человеку для переоценки собственного поведения и умения достигать успеха через его изменение в более позитивную сторону.

    Что такое ассертивность — определение

    Что такое ассертивность

    Ассертивность это:

      Умение выразить себя в контактах с другими, а также защитить свою психологическую территорию;
      Положительная реализация своих целей без агрессии, но и без податливости;
      Ассертивное поведение : непосредственное, вежливое, настойчивое и опирающееся на рациональные предпосылки.

    Примеры ассертивного поведения

    Тренинг ассертивности в поведении

      Выражение собственного мнения без атаки на мнение других лиц;
      Отказ без обиды других;
      Защита своих прав решительным, но не агрессивным образом;
      Похвала критика с сохранением уважения к другому человеку;
      Открытое выражение чувств и убеждений.

    Ассертивность в психологии

    Ассертивность в психологии

    Польза, проистекающая из ассертивного руководства людьми:

      Уменьшается риск конфликта между начальником и подчиненными;
      Все непонимания можно разрешить сразу же, поскольку коммуникация здесь открытая и непосредственная;
      Больше конкретности и честности в общении с подчиненными;
      Лучше атмосфера на работе, взаимное доверие;
      Увеличивается уверенность в себе руководителя, а также его авторитет в глазах подчиненных;
      Уменьшается риск манипуляции и агрессии в служебных отношениях.

    Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений.

    4 элемента ассертивного распоряжения:

      Указываем, кто именно является отправителем распоряжения;
      Обращаемся непосредственно к адресату распоряжения;
      Говорим, кого конкретно оно касается;
      Определяем, когда именно оно должно быть выполнено.

    Ассертивность упражнения

    Выдача распоряжений – примеры

    Неассертивное поведение

    «Пусть это кто-нибудь сделает», «Хорошо бы было, если бы Вы окончили этот доклад…», «Нужно было бы написать этот отчет», «Только такой способный, как Вы, сможет выполнить это задание», «Немедленно выполни это и не задавай никаких вопросов».

    Ассертивность
    Ассертивное поведение

    «Иван Иванович, я ожидаю от Вас, что Вы подготовите материал для обучения к концу этой недели. Пожалуйста, принесите мне его, когда он будет готов».

    Техника ассертивности. Ассертивная критика.

    Принципы предоставления критической информации:

      Оценивай поведение данного человека и его последствия, а не самого человека;
      Говори конкретно, не обобщай, не используй слова: «всегда», «никогда»;
      Отделяй факты от интерпретации;
      Будь объективен, не руководствуйся своими предубеждениями;
      Подскажи, как следовало бы поступать правильно;
      Не передавай невербальную агрессию (не криви лицо, говори спокойно);
      Одобри то, что было в оцениваемом поведении положительно;
      Критикуй, чтобы спровоцировать изменение в поведении, а не для того, чтобы разрядить свои негативные эмоции;
      Предоставляй критическую информацию непосредственно после оцениваемого поступка, не напоминай об ошибках через длительный срок;
      Если ты выражаешь собственное мнение, используй «Я-выражения», например, По-моему…, Я думаю, что…;
      Не критикуй при третьих лицах.

    Развитие ассертивности

    Пример ассертивной критики: «В твоем докладе я нашел несколько ошибок. Они приводят к тому, что все остальное не вызывает доверия. Я подчеркнул их красным. Я жду, что ты исправишь их к завтрашнему дню. Если у тебя есть сомнения, мы можем их обсудить».

    ЗАПОМНИ! Твое умение критиковать определяет результативность критики!

    Неассертивная критика – примеры

      «Не нравится мне эта таблица, Вы могли бы и постараться». Субъективное мнение, отсутствие конкретных претензий.
      «Как всегда твое поведение отличается от принятых норм, ты никогда этому не научишься». Обобщение.
      «Вы мало динамичны и у Вас слишком устарелый взгляд на вещи». Оценивается личные качества.
      «Черт возьми, что ты снова натворил? Уйди с глаз моих долой». Агрессивная критика.
      «Из-за твоей ошибки все мои усилия пропали даром». Вызывается чувство вины.

    Техника ассертивности. Ассертивный отказ.

    Тренинг ассертивности упражнения

    Процедура ассертивного отказа:

      Мы говорим «Нет»; говорим, чего мы не сделаем, обосновываем отказ (конкретно, например, несоответствия выражаемой просьбы существующим положениям);
      Техника «заезженной пластинки» — повторение того же самого, если собеседник не уступает;
      Окончание разговора, если на нас продолжают давить.

    Ассертивное поведение и Отказ – примеры

    Неассертивный отказ

      «Как обычно, ты приходишь ко мне не вовремя и чего-то от меня хочешь. Постыдился бы просить об этом!»
      «Собственно, я не могу сейчас этим заняться, но если тебе очень нужно… Может, урегулируем это очень быстро…»

    Асертивный отказ

    «Нет, я не согласен повысить вам зарплату. Это не соответствует правилам, которые мы предварительно определили, а также действующим процедурам. Если вы будете настаивать на этом, я буду вынужден прервать этот неконструктивный разговор».

    Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ

    4-х ступенчатая процедура реагирования на нарушение наших прав и психологических границ:

      информация о том, что нам не нравится (определение проблемы);
      выражение своего мнения и связанных с этим эмоций;
      представление психологических тылов или предложение изменения;
      использование тылов, если вредящее нам поведение продолжается.

    Тренинг ассертивности

    Ассертивная реакция на нарушение границ – пример:«Вы все время разговариваете по служебному телефону. Меня это отвлекает и нервирует, и, кроме того, вы блокируете другие соединения. Занимайтесь своими личными делами после работы».

    Или: «Если Вы часами будете сплетничать по телефону, я буду вынужден найти себе другого секретаря».

    Тренинг ассертивности, подведем итоги

      Конфликты и проблемные ситуации могут препятствовать развитию отдела или учреждения;
      Управление конфликтом заключается в его обнаружении и поиске решений;
      Одним из инструментов разрешения конфликтов является ассертивное поведение;
      Ассертивность, как или любое другое поведение, — это проблема собственного выбора;
      Использование альтернативного по отношению к ассертивному поведения ведет к углублению конфликтной ситуации.

    Что такое ассертивность — определение

    Видео: развитие ассертивности

    Видео: Тренинг ассертивности, упражнения