Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Интересные психологические тренинги для детей. Психологический тренинг для школьников: «Культурный человек в конфликтной ситуации». Психологические занятия для подростков

    Интересные психологические тренинги для детей. Психологический тренинг для школьников: «Культурный человек в конфликтной ситуации». Психологические занятия для подростков

    Основные этапы становления личности ребенка приходятся на школьные годы. Маленький человек активно познает окружающий мир, ищет место в жизни, учится различать тонкости взаимоотношений между людьми и взаимодействовать с социальной средой. Период взросления с 10 до 13 лет сам по себе таит множество проблем психологического характера, которые в школьных стенах только усугубляются. Причинами замкнутости, депрессивного неадекватного поведения могут быть:

    • низкая самооценка;
    • страх перед общением с учителями и сверстниками;
    • чрезмерные учебные нагрузки;
    • конфликты с родителями.

    В результате ребенок теряет мотивацию к обучению, в некоторых ситуациях может вовсе отказаться посещать школу. В таком случае, важно не ждать, что проблемы решатся сами собой, а записаться на психологические тренинги для школьников.

    Как тренинги для школьников могут помочь ребенку?

    Тренинг позволяет ребенку в игровой форме проработать основные внутренние проблемы и научиться в будущем справляться с ними самостоятельно. В занятия входят:

    Все это призвано помочь ребенку смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения. Занятия проводят дипломированные опытные психологи, специализирующегося на работе с детьми и их родителями.

    Что ребенок получит в результате тренинга?

    Перед началом занятий стоит определить проблемы, тревожащие подростка, обозначить вопросы, над которыми стоит поработать особенно внимательно. Во время тренинга, проведенного профессионалом, решается несколько важных задач, главные среди которых:

    • научить подростка справляться с внутренним волнением и стрессом, путем применения различных методик релаксации;
    • сформировать у ребенка правильную самооценку и научить адекватно оценивать свои возможности;
    • развить навыки работы в коллективе;
    • правильно мотивировать школьника на учебу.

    Все навыки, приобретенные на тренинге, усваиваются ребенком в естественной игровой форме и закрепляются во время обсуждения с тренером. Они позволяют школьнику увереннее чувствовать себя на занятиях и легче справляться с учебной нагрузкой. В процессе коллективных занятий он освоит азы гармоничного взаимодействия с группой, что бесспорно пригодится ему и во взрослой жизни.

    Психологический центр образования и развития «Инсайт» проводит различные тренинги для школьников, которые помогут ребятам стать более собранными и внимательными на занятиях, научиться решать конфликтные ситуации, возникающие в коллективе.

    Занятия ведет подростковый психолог-консультант Ульяна Александровна Иванова .

    Продолжительность тренинга: 3 часа с двумя перерывами по 10 минут.

    Стоимость тренинга: 2000р.

    В нашем центре проводятся тренинги профориентации школьников, которые не только позволят подросткам примерно определиться с будущей профессией, но и выявят их природные склонности и таланты. Записаться на любой тренинг вы можете у нашего администратора, заполнив специальную форму на сайте, либо позвонив по телефону. Пусть ваш ребенок будет уверен в себе!

    Цель: Проведение тренинга, как средство получения участниками новой информации, развитие способности к пониманию и прогнозированию отношений, чувств и состояний человека в определённых ситуациях.

    Задачи: 1. Развивать способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.

    2. Развивать способности к пониманию других.

    3. Создать условия для снятия внутриличностных конфликтов и напряжений.

    4. Формировать навыки конструктивного разрешения конфликтов в общении, анализе ситуаций.

    5.Провести диагностику исходя из личного опыта участников, выделяющую ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты.

    6.Создать условия для рефлексии участников обработки результатов тестирования и соотношения агрессивных детей с видами классификации нарушений поведения.

    На доске написаны афоризмы: (5 мин)

    Обсуждение афоризмов.

    1.Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

    Радищев А.Н.

    2.Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все

    Смайлс Самюэл

    Антуан де Сент - Экзюпери

    4.Уважение других дает повод для уважения себя самого.

    Рене Декарт

    Игра «К солнцу»

    Участники встают и берутся за руки, они должны поднять руки вверх, крепче сплести их и потянутся к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца

    Упражнение «Выслушай - верни».

    Участники, устанавливая контакт глазами, объединяются в пары (партнер и партнер Б). Партнер рассказывает все, что он хотел бы сообщить на этот момент о себе (2 мин.). Партнер Б слушает и, по окончании отведенного времени, пересказывает все, что услышал, говоря: «Я услышал, что ты.». На «возвращение» информации партнеру Бы также отводится 2 мин. Далее партнеры меняются ролями (партнер Б рассказывает партнеру А, а партнер А пересказывает услышанную информацию партнеру Б).

    Во-первых, предоставить детям возможность подумать над вопросами:

    Мои одноклассники - какие они?

    Какой я?

    Как нам можно жить вместе?

    Хорошо или плохо, что все мы такие разные?

    Во-вторых - принять основные правила комфортной для себя и других жизни в классе и в школе.

    Люблю - не люблю

    Все сидящие в кругу сообщают, что они больше всего любят и что они больше всего не любят.

    Обсуждение сводится к выяснению, что же любит большинство участников. Некоторые любят то, что не нравится другим. Ведущий задает вопросы типа: «Можно ли утверждать, что если ты любишь мороженое, то это хорошо и правильно, а если не любишь, то плохо?»

    (Пятиклассники часто повторяют высказывания предыдущих участников. В таких случаях нужно обращать на это их внимание и просить еще подумать и ответить по-своему.)

    Инопланетяне-близнецы

    Для проведения этого упражнения детей «наряжают» в белые простыни так, чтобы не было видно ни одежды, ни обуви. Специально оговаривается, что простыни у всех должны быть исключительно белые. На лицо надевают маску, сделанную из листа ватмана. Маски у всех должны быть одинаковыми: с прорезями для глаз и носа.

    После всех приготовлений дети садятся в круг, ведущие поправляют костюмы участников. Ребят просят представить, что они на некоторое время стали жителями другой планеты. Все ее представители похожи друг на друга, как близнецы.

    Затем при полной тишине дети по очереди встают со своих мест и с позиции, откуда хорошо видно весь круг участников, некоторое время осматривают «жителей планеты». Ведущий просит детей запомнить то чувство, которое они испытывают в этот момент.

    Затем ведущий сообщает участникам, что у жителей планеты близнецов не только одинаковая внешность, они и мыслят и говорят одинаково. Предлагается по кругу с одинаковой интонацией сказать всем одну и ту же фразу: «Дружба начинается с улыбки».

    После этого ребята снимают с себя костюмы жителей другой планеты, становятся самими собой и высказывают по кругу те ассоциации, которые у них связаны со словом «дружба».

    Во время обсуждения учащиеся делятся теми чувствами, которые они испытали, когда рассматривали жителей другой планеты. Детям чаще всего бывает страшно, жутко, скучно, холодно, неинтересно. Только один ребенок из всех классов - участников тренинга сказал, что ему было очень интересно, даже захотелось остаться на этой планете, для того чтобы изучить, «как же они так могут жить?».

    Дети приходят к выводу: среди одинаковых людей находиться неприятно.

    После обсуждения ведущий задает ребятам провокационный вопрос: «А бывает ли в нашей жизни так, что мы не принимаем тех, кто не похож на нас, делает что-то не так, как мы это представляем?» Дети вспоминают ссоры с друзьями и подругами, ситуации, которые то и дело возникают в школьной жизни (дразнят из-за необычного имени, одежды, ответа и т.п.).

    После этого упражнения в тренинге объявляется перерыв на обед и отдых. В нашем случае дети имеют возможность поиграть на улице.

    Паровозики

    Участники тренинга делятся на три команды и строят различные препятствия. В этом им активно помогают родители. Для сооружения препятствий используются скакалки, обручи, столы, низкие табуретки и т.п.

    Команде дается задание: пройти все препятствия, не нарушая инструкции (например, обязательно наступать на табуретку двумя ногами и не отрывать рук от впереди идущего игрока). Игрокам команды предлагается посовещаться в течение одной минуты. Команда начинает выполнять упражнение с первого аккорда мелодии.

    Некоторые команды не используют эту минуту. Во время обсуждения выясняется, для чего можно было ее использовать.

    После того как все команды выполнят упражнение, участники вместе с ведущими разбирают ошибки и их причины:

    Какой команде удалось пройти дорожку препятствий наилучшим образом?

    Почему это получилось?

    Какому игроку в цепочке приходилось наиболее трудно? Почему?

    Нужна ли была минута на обсуждение, для чего ее можно было использовать, какая команда догадалась это сделать?

    Сборщики

    Для этого упражнения игрокам нужно разбиться на тройки. Каждой тройке необходимо создать такую конструкцию: игрок, который окажется в центре, должен обхватить руками за талии игроков своей тройки, стоящих от него слева и справа. Крайние игроки тройки одной рукой обхватывают центрального игрока, а свободной рукой могут выполнять те или иные действия.

    Суть задания состоит в том, чтобы каждая команда собрала как можно больше предметов, сваленных в кучу посреди комнаты. Обычно мы используем старые детские игрушки, пластмассовые емкости, использованные фломастеры и т.п. Если игроки разъединятся, то тройка выбывает из игры.

    Тройки игроков располагаются по периметру комнаты на равном расстоянии от предметов и под музыку начинают движение.

    После окончания упражнения команды подсчитывают «трофеи», ведущий записывает результаты.

    Обсуждение, как правило, проходит бурно. Участникам задаются следующие вопросы:

    Удовлетворены ли вы своим результатом?

    Остались ли вы довольны собой, своей группой и другими группами, выполняя совместное задание?

    Что вы чувствовали во время выполнения задания?

    Могут ли быть недовольны вами другие команды? Почему, как вы думаете?

    Начинаем обсуждение с тех групп, которые набрали самое большое количество игрушек. Как и предполагалось, они довольны и результатом, и собой, и своей группой. У ребят из групп-победительниц вызывают затруднения вопросы, касающиеся самочувствия участников из других групп. Скорее всего, в азарте они не заметили, что рядом с ними кто-то еще выполнял такое же задание. В некоторых случаях дети с упоением рассказывают, как ловко им удалось «надуть» других и в результате победить.

    Когда очередь доходит до менее успешных групп, те с горечью рассказывают о своих чувствах, когда собранные ими игрушки были кем-то (они не заметили кем) украдены.

    Некоторые группы относили свою «добычу» в другую комнату, но сделать им удавалось всего одну ходку, потому что по их возвращении все предметы были уже разобраны.

    Каждая группа выбирала свой способ выполнения задания. Например, были такие игроки, которые ложились на пол и загребали игрушки руками, как снегоочистительная машина.

    Но в процессе обсуждения участники постепенно, через обвинения, упреки и даже ругань, делают вывод о самом эффективном способе выполнения этого задания, вырабатывают правила совместной работы.

    Основные правила выполнения этого задания:

    Нужно договориться в группе, как встать в тройке (в центре лучше встать игроку меньшего роста);

    Нужно определить место, куда складывать игрушки (это место не должно быть сильно удалено от основной кучи предметов).

    Ведущий слово «договориться» выделяет как ключевое. Договариваться нужно при совместном проживании в любой группе: в классе, в семье, в лагере и т.п.

    Основные правила совместной работы, сформулированные детьми: не жульничать, не воровать, позволять другому выполнять его работу.

    Мой портрет в лучах солнца

    Детям предлагается на листочках нарисовать солнышко, лучики которого символизируют те качества, способности, за которые они себя уважают и любят. Затем именной листочек с солнышком передается по кругу (если участников более 15 человек, то класс делится на 3-4 группы), и каждый участник подчеркивает лучики, если он согласен с тем, что такие качества есть у его товарища, и добавляет другие лучики - качества, которые он видит в этом человеке.

    В конце концов листочки возвращаются к авторам, и каждый комментирует те изменения, которые произошли с его солнышком. У кого-то стало значительно больше лучиков. Кого-то приятно удивило, что качество «веселый» подчеркнули все одноклассники. Кто-то не ожидал, что все в классе к нему относятся хорошо, и т.д.

    Это - мы!

    Последнее упражнение - кульминационное. Дети и родители надувают воздушные шарики, которые дети принесли с собой. На шарики прикрепляется рисунок с солнышком.

    Ведущий просит детей по очереди, как они сидят в круге, подойти и отдать ему свой шарик. Сначала у ведущего в руке только один шарик, затем - несколько и наконец - все шарики.

    Ведущий спрашивает детей: «Что у меня в руке?». Звучит хор голосов: «Шарики! Мы!» Вопрос необходимо повторить. И тогда звучит: «Это - мы! Это наш класс!»

    Ведущий передает все шарики классному руководителю. Звучат пожелания психологов и педагогов детям. Обращается внимание участников на красоту созданной композиции из разноцветных шаров.

    Детей просят назвать тему тренинга. Ответы могут быть разные: «играли», «знакомились», «хотели нас подружить», но, как правило, бывает несколько ответов, очень близких к названию нашего тренинга: «Я не такой, как ты, и все мы разные».

    Тренинг для учеников «группы риска» «Положительный образ «Я».

    Цель: формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.

    Формировать навыки взаимоуважения;

    Формировать представление подростка о положительный образ «Я»;

    Способствовать выработке адекватной самооценки;

    Формировать навыки общения без оценок.

    Упражнение «Ожидание»

    Цель: актуализировать внимание участников, получить информацию о том, что они ожидают от занятия. Психолог раздает подросткам стикеры в виде листочков, на которых ученики пишут свои ожидания озвучивают их и прикрепляют на дерево.

    Игра-разминка "Эмоции и ситуации»

    Цель: активизация участников для работы в группе, тренировки навыков контроля эмоций.

    Материал: мяч.

    Участники становятся в круг. Ведущий. Сейчас каждый участник назовет одну эмоцию или чувство и запомнит, что он назвал. Я начинаю: «Радость». Когда все назвали по одной эмоции и запомнили ее, ведущий продолжает упражнение.

    Ведущий. А теперь каждый называет какую-то ситуацию и бросает мяч другому участнику, предлагая продолжить предложение и назвать свою эмоцию или чувство. Например: «Когда я работаю на работе, то чувствую радость».

    Игра заканчивается, когда мячик побывает у каждого из участников.

    Упражнение «Репортер»

    Цель: формирование умения оценивать свои положительные качества. Один из участников группы берет интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь успешного завершения какого-то важного дела, в котором принимали участие подростки.

    Обсуждение:

    Трудно было говорить о себе?

    Возможно, вы еще хотели бы сделать доброе дело? Почему?

    Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»

    Цель: формирование умения находить позитивное в себе и других.

    Подросток садится на стул, стоящий в центре круга, и закрывает глаза. Каждый участник группы по очереди подходит к нему и шепотом говорит несколько слов о его положительных чертах, за которые он его ценит и любит. Такую «бомбардировку» положительными эмоциями получает каждый участник группы.

    Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»

    Цель: развитие способности формирования навыков безоценочного общения.

    Двое участников «обмениваются личностями»: каждый представляет, что он - другой: для этого копирует его язык, жесты, поведение, высказывания. После того, как они некоторое время (15 мин) общаются таким образом, каждый из двух рассказывает, что он чувствовал, когда видел свое изображение другим. Как он считает, это было похоже или смешно? Что он узнал нового, когда увидел, как выглядит со стороны и т.д.? Затем вся группа обсуждает увиденное. Подростки делают вывод, что умение поставить себя на место другого-очень важный элемент навыка коммуникации. В этом упражнении нужно обязательно придерживаться правил: «Не делай нарочно ничего такого, что могло бы неприятно задеть чувства того, чью роль ты играешь».

    Упражнение «Я - уверенный человек»

    Цель: содействие умению формировать желаемые черты характера, поддержка желание к самосовершенствованию. Участники по очереди называют время года и соответственно объединяются в четыре группы. Каждая подгруппа получает правило (и должна его изобразить) формирование личности на листе А4 в свободной форме.

    Правило 1

    Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в лучшем виде. В течение дня старайтесь заглянуть в зеркало, чтобы убедиться, что у вас привлекательный вид. Перед сном похвалите себя. Вы-лучший.

    Правило 2

    Не обостряйте внимание на своих недостатках. Они есть у всех. Ведь большинство людей либо не замечает, или не знает, что они у вас есть. Чем меньше вы думаете о них, тем лучше себя чувствуете.

    Правило 3

    Не будьте слишком критичны к другим. Если вы часто подчеркиваете пороки других людей, и такая критичность стала для вас привычкой-от нее нужно как можно скорее избавиться. Иначе вы будете думать, что ваша одежда и вид-лучшее основание для критики. Уверенности это не прибавляет.

    Правило 4

    Помните, что людям больше всего нравятся слушатели. Вам не обязательно говорить много остроумных реплик, чтобы привлечь внимание и вызвать привязанность. Слушайте внимательно других, и они будут уважать вас. Говорите в основном на тему, приятную для вашего собеседника, интересуйтесь его делами и проявляйте искренний интерес к его увлечениям. После окончания подготовки каждая подгруппа представляет свое правило. Участники обмениваются мнениями о том, насколько эти правила характерны для них.

    Упражнение «Закончите фразу»

    Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:

    Сегодня я узнал о том, что я.

    Мне было приятно, когда.

    Упражнение «Цветок пожеланий»

    Цель: релаксация.

    Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе желаю.». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.

    Упражнение «Я тебя прощаю»

    Цель: формирование умения прощать обиды. Участники становятся в круг, поочередно вспоминают образы, которые когда-то и кто-то нанес (если их нет, то придумывают). Ведущий указывает на одного из участников группы и дает ему задание: подойти к любым трем членам группы и простить им образы, услышанные в группе. Нельзя, чтобы участник прощал обиды, высказанные тем участником, к которому он подошел. Следующим игроком становится тот, к кому подошел предыдущий игрок. Ведущий отмечает, что участники группы должны запоминать высказываемые в группе обиды и простить, не задумываясь, касаются они участников группы или нет.

    Обсуждение:

    Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

    Что было самым трудным?

    Упражнение «Почтенный стул»

    Цель: формирование положительного образа «Я»; поднятия самооценки.

    Психолог предлагает участникам сесть кругом. Посередине стоит пустой стул, который условно называют «важным». Задача: садясь на стул, изобразить самоуважение, достоинство и с уверенностью охарактеризовать себя с положительной стороны. Ведущий дает возможность всем участниками посидеть на «солидном стуле».

    Упражнение «Сила дыхания»

    Цель: обучение детей с помощью дыхания нормализовать психологическое состояние.

    Ведущий. Сядьте удобно и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы выдыхаете

    воздух, сконцентрируйтесь на том, от чего хотите избавиться. А вдыхая, пожелайте себе силы, энергии, вдохновения. Упражнение выполняют в течение минуты.

    Упражнение «Пословицы»

    Цель: осознание своих поступков, формирование навыков самоанализа.

    Как вы понимаете такие утверждения?

    Дерево крепкое корнями, а человек - друзьями.

    Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

    Птичка красна перьями, а человек - своим знанием.

    Берись дружно - не будет трудно.

    Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

    Ведущий предлагает обсудить пословицы.

    Упражнение «Ситуации»

    Цель: формирование навыков анализа доброжелательного отношения.

    Необходимо найти позитивные слова в предложенных ситуациях (дети работают в парах, ситуации напечатаны на отдельных карточках):

    Карточка 1. Друг заболел;

    Карточку 3. Друг получил плохую оценку;

    Карта 4. Кто-то позвонил;

    Карточку 5. Приятель предложил поиграть в игру;

    Карточка 7. Тебя пригласили в гости;

    Карта 9. Ты не можешь выполнить просьбу друга;

    Карточку 10. Друг толкнул тебя;

    Карточку 11. Ты заходишь в класс;

    Карточку 12. На замене хочешь принять участие в игре;

    Карточку 13. Вы встретились после разлуки;

    Карточку 14. Сосед тебя обидел;

    Карточку 15. Ты утешаешь друга.

    Притча Долина и песок.

    Девушка, гуляя вместе с мамой по пляжу, спросила:

    Мама, как мне себя вести, чтобы удержать своих любимых друзей?

    Мама подумала минутку, потом наклонилась и взяла две пригоршни песка. Подняла обе руки вверх и зажала крепко одну ладонь. А песок бежал сквозь ее пальцы: чем больше сжимала пальцы, то скорее высыпался песок. Вторая ладонь была открытой: весь песок на ней остался. Девочка смотрела удивленно, а потом сказала.

    Обсуждение:

    Как вы думаете, что сказала девочка?

    Что нужно делать, чтобы не потерять друзей?

    Упражнение «Все мы - разные»

    Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.

    На доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

    Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.

    Упражнение «Мои советы»

    Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.

    Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.

    Обсуждение:

    Довольны ли вы тем, что написали друзья?

    Упражнение «Все равно ты молодец»

    Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

    Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что.».

    Обсуждение:

    Какие ощущения вызвало упражнение?

    Прощание

    Цель: содействие сплоченности группы, создание хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят и прощаются.

    В наши дни о тренинге как о методе обучения и развития личности, проникшего во многие сферы жизни, пишут много. Поэтому мало кого сегодня приходится убеждать в перспективности этой формы деятельности для учебных целей, для совершенствования управления, для решения реальны социальных проблем.

    В отличие от традиционных методов обучения тренинг направлен, прежде всего, на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.

    Наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию. При таком методе обучение позиция ведущего(тренера) характеризуется ярко выраженной ориентацией на личность участника группы, направленностью не поддержку и помощь в их развитии. Между ним и членами группы, а также самими участниками возникают многообразные личностно-значимые связи.

    Как мы видим – тренинг это серьезная технология, имеющая свои основы и специфические принципы, а именно:

    1. Активность участников группы.
    2. Исследовательская творческая позиция – участники тренинга осознают, обнаруживают идеи, закономерности, свои личные ресурсы.
    3. Объективация поведения – поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальное средство объективации – обратная связь.
    4. Субъект – субъектные, партнерские отношения, при которых учитываются интересы, чувства, переживания других участников взаимодействия.

    Качественное проведение тренинга не ограничивается одной только передачей материала. Чтобы создать действующий комплекс средств обучения, необходимо владеть множеством методов, таких как, ролевая игра, дискуссия, мозговой штурм. Однако даже обладающий всеми необходимыми навыками инструктор может не добиться результата без тщательной подготовки и планирования работы. Тренинговый цикл включает в себя несколько этапов (диаграмма 1) <Рисунок 1>

    ТРЕНИНГОВЫЙ ЦИКЛ

    В нашем Лицее мы попытались построить систему проведения тренингов. <Рисунок 2> Конечно, выбор основных методов зависит от возрастных особенностей ребят. Но важным условием является то, что у нас есть возможность погружения в проблему. Обычно тренинги проводятся в течение трех дней: с учащимися 5-9 классов 4-5часов, а с лицеистами 10-11 классов 7-8часов. В работе групп у нас есть прекрасная возможность использования видеоаппаратуры, что повышает эффективность аналитической работы каждого участника группы. В зависимости от количества участников и для достижения поставленных целей на тренинге могут работать ни один, а два психолога. Традиционным стало проведение тренингов с учащимися 5, 7,8,10, 11классов, а также с вновь принятыми на работу учителями (диаграмма 2). Вашему вниманию предлагается фрагмент тренинга “Развитие карьеры” в виде отдельно взятого занятия, которое вы можете использовать в работе по профессиональной ориентации школьников. Хочется отметить, что проведение одного тренинга не может решить всех проблем, важным является организация последующей работы с учащимися.

    Фрагмент тренинга “Развитие карьеры”

    Тема: “Интервью при приеме на работу”.

    Цель:

    1. Показ участникам занятия техник эффективного собеседования при приеме на работу;

    2. Познание участниками своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими;

    3. Развитие навыков самопрезентации.

    Материалы: видеокамера, телевизор, мяч, листы бумаги А- 3, бланки – схемы наблюдения за поведением участников ролевой игры; таблица различных проявлений в поведении, маркеры, фломастеры, инфолист для ведущего “Как вести себя на интервью”, список примерных вопросов для интервью.

    Время: 1ч. 30мин.- 2часа

    1. Приветствие. Упражнение “Пожелания друг другу”.

    Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.

    Инструкция “Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Сейчас по-очереди каждый из вас будет кидать мяч одному из участников группы, кому хотите пожелать, и говорите это пожелание. Тот, к кому попал мяч, в свою очередь бросает мяч другому, высказывая ему пожелание. Очень важно, чтобы мяч побывал у каждого участника”. Ведущий принимает участие в упражнении, давая поддержку отдельным учащимся.

    При обсуждении выполнения упражнения можно использовать следующие варианты:

    1. Как вы себя чувствуете?
    2. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и какие у вас чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день.

    Если во время выполнения упражнения ведущий замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить именно о них, используя вопрос “Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?”.

    2. Информирование: “Оставляя учебу, мир, в котором вы провели несколько лет, вы приступаете к работе. Это главная перемена в вашей жизни. Для многих людей изменения являются вызовом. Это означает, что вы оставляете хорошо знакомые вещи позади, двигаясь навстречу неизведанному. И сегодня мы с вами попытаемся попробовать себя в разных ролях при приеме на работу. Ведь, не секрет, что вхождение страны в рыночную экономику изменило очень многое в нашей жизни, в том числе и правила приема на работу. Сегодня он очень часто идет по принятой во всем мире системе подбора кадров – на конкурсной основе. И самым главным в этом является – собеседование или интервью, когда человек, готовый к поступлению на работу, должен суметь объяснить остальным, почему он так хорош”.

    3. Упражнение “Ассоциации”.

    Инструкция: “Сейчас я предлагаю каждому из вас дать ассоциацию на словосочетание “Прием на работу”. Каждый участник группы дает ассоциацию, ведущий выносит ассоциации на бумагу, обобщает.

    4.Ролевая игра “Интервью”.

    1 этап. Участники группы делятся на “работодателей” (“руководителей”), “нанимающихся”, “наблюдателей”. Количество участников определяется, исходя из размера группы. В своей практике мы берем 2-3 “работодателя” и 4-6 “нанимающихся”. Выбор роли возможен по желанию участников, можно использовать жребий, либо ведущий планирует заранее роли, исходя из личностных особенностей ребят. Для работы этих участников подключаются дополнительно несколько ребят (если есть необходимость). Остальные работают в группе “наблюдатели”.

    2 этап. Работа в группах.

    Задание для групп “работодатели”, “нанимающиеся”:

    1. Определить фирму, предприятие, форму собственности, место проведения (для “работодателя”).
    2. Продумать линию поведения в ходе интервью, характер вопросов, процедуру принятия решения. Ведущий может предложить примерные вопросы, но это зависит от уровня подготовленности группы, так как снижает творческий потенциал ребят, остроту получаемого опыта <Приложение 1>.

    Группы работают отдельно друг от друга. Но на начальном этапе ребята распределяются, кто с кем будет проводить собеседование. К выработке стратегии поведения подключаются ребята, не участвующие в группе “Наблюдатели”. Время для подготовки 10 -15 минут.

    Задание для группы “наблюдателей”. В ходе интервью одни группы наблюдают за поведением “работодателя”, другие - “нанимающегося” по предложенной схеме. На этапе предварительной работы они изучают схемы, знакомятся с критериями проявления уверенности, неуверенности, агрессии, жестами, особенностями некоторых поз <Приложение 2>.

    3 этап. Видеосъемка работы каждой пары “работодатель – нанимающийся”

    4 этап. Обсуждение работы с участниками интервью.

    Вопросы для “работодателя”:

    1. Удовлетворенность процессом работы по 7 балльной системе.
    2. Удовлетворенность результатом работы по 7 балльной системе. Что способствовало этому?
    3. Чье поведение выглядело более уверенно? Что нравилось и что точно вызывало неприятие?

    Вопросы для “нанимающегося”:

    1.Удовлетворенность процессом работы по 7 балльной системе.

    2. С какими ожиданиями вы шли?

    3.Удовлетворенность результатом работы по 7 балльной системе. Что способствовало этому?

    4. Как вы думаете, какое решение принял руководителя.

    Вопросы для “работодателя”: Какое решение вы приняли? Кого бы вы пригласили на работу?

    5 этап. Просмотр видеоролика

    В ходе просмотра ведущий, совместно с наблюдателями, с помощью “стоп – кадра” обращает внимание на особенности поведения, характер вопросов. Ведущий и наблюдатели интерпретируют невербальное поведение участников интервью, уделяя внимание позе, расположению в пространстве, интонации и громкости голоса, направлению взгляда, использованию жестикуляции. Выделяются положительные и отрицательные моменты, которые способствуют или препятствуют эффективному взаимодействию при собеседовании.

    5. Упражнение “Памятка для успешного прохождения собеседования”.

    Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Работая в группе учащимся, необходимо разработать памятку для успешного похождения интервью. Это может быть словесная форма, плакаты. Время выполнения задания ограничивается. Результаты работы представляются. Информация для ведущего предоставляется в инфолисте <Приложение 3>

    6. Рефлексия занятия.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Что вам следует отработать прежде, чем идти на интервью? Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
    2. Что будете использовать в дальнейшей жизни?

    Приложение 1.

    Список вопросов, задаваемых на интервью.

    1. Расскажите мне о себе.
    2. Что вас заинтересовало в этой работе?
    3. Расскажите мне о своих предыдущих работах.
    4. Какими полезными навыками вы обладаете?
    5. Что ваши преподаватели или бывшие работодатели могли сказать о вас.
    6. Почему я должен нанять именно вас?

    Приложение 2.

    Схема наблюдения за поведением нанимаемого (работодателя)

    Различные виды проявлений в поведении.

    Проявления уверенности

    Проявления неуверенности

    Проявления агрессии

    Доброжелательность

    Настойчивость

    Использование местоимения “Я”

    Уместные жесты

    Контакт глаз

    Ориентация на собеседника

    Решительность

    Шутка, юмор

    выслушивание

    неуместные паузы

    перебивание

    извинения, оправдания

    длинная, нечеткая речь

    невыдержанность цели

    ответ вопросом на вопрос

    неестественная улыбка

    бегающий взгляд

    Неуважительная, фамильярная форма обращения

    Пренебрежение

    Грубые, резкие слова

    Раздражительный тон

    Захват пространства

    Указывающие жесты

    Взгляд свысока, излишне пристальный

    Позитивные жесты:

    Раскрытые руки ладонью вверх – дружелюбие, открытость, желание сотрудничать

    Руки у щеки – раздумья, нерешительность

    Наклоненная набок голова – интерес

    Прищуривание глаз – поиск решения

    Потрагивание, легкое потирание носа, при этом ерзанье на стуле, поворот боком – сомнение

    Устойчивый визуальный контакт – открытость, но чрезмерно пристальный может быть истолкован как подозрительный.

    Почесывание подбородка – процесс принятия решения

    Прикусить зубами кончик какого – либо предмета (дужку очков, карандаш, ручку) – требуется дополнительная информация

    Негативные жесты:

    Руки, скрещенные на груди – оборонительная, защитная реакция

    Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок – критическая оценка

    Взгляд в сторону – подозрение и сомнение

    Поворот головы в сторону на 45 градусов – вежливый отказ от общения.

    Сжатый кулак – властность, решимость, агрессия

    Поза и особенности внешнего вида:

    Расстегнутый пиджак – открытость, свободное поведение

    Руки разведены в стороны, плечи приподняты – недоумение, бессилие.

    Попытки приблизиться к партнеру по общению – стремление достичь более дружеских взаимоотношений

    Ноги (все тело) обращены к выходу – желание закончить беседу

    Преувеличенно внимательная манипуляция предметами (ручка, карандаш), отстукивание им каждого слова – раздражение

    Приложение 3.

    Как вести себя на интервью.

    1. Вам необходимо тщательно подготовиться к интервью. Желательно научиться давать точные и краткие ответы. Они могут быть двух типов: общие, которые пригодятся в любой организации, и конкретные, ориентированные на определенного работодателя. Приготовьтесь к интервью дома. Прежде всего обдумайте ваши ответы на вопросы, которые могут быть заданы в обязательном порядке. При этом будьте готовы к неожиданным и неординарным вопросам, типа “А чем вы лучше других претендентов?”. Чтобы ответить на них, подготовьте краткие примеры, свидетельствующие о вашем отношении к работе, демонстрирующие ваши деловые качества.
    2. До начала интервью попытайтесь, как можно больше узнать об организации, в которую вы идете на интервью: ее масштабы, направление деятельности, организационную структуру, последние достижения. Это поможет убедительно мотивировать свое желание работать именно в этой организации.
    3. Договариваясь о собеседовании, точно запишите время, адрес, телефон, фамилию человека, пригласившего вас на интервью.
    4. Ваш внешний вид очень важен. Оденьтесь по деловому.
    5. Одежда должна быть спокойных тонов. Прическа и макияж - скромными и деловыми.

    6. Отправляясь на интервью, имейте запас времени: лучше придти пораньше, чем опоздать.
    7. Язык тела может много рассказать о вас. Многие люди предпочитают крепкие рукопожатия и прямой визуальный контакт. Сидите прямо, но расслаблено. Вы должны произвести впечатление уверенного в себе и своей работе человека. Слушайте своего собеседника внимательно и обратите внимание на его движения.
    8. Интервью обычно начинается с приветствия и легкого разговора. Если вас рекомендовали на эту работу, то пришло время для подкрепления рекомендаций.
    9. Разговор с работодателем лучше обдумать заранее и представить в форме сжатого монолога, чтобы собеседник не вытягивал из вас односложные ответы, а лишь уточнял детали.
    10. После интервью не забудьте поблагодарить работодателя и спросите его, как вам следует ждать ответа.
    11. Если вы поняли, что эта работа вам не подходит, не сидите со скучающим видом. Используйте эту ситуацию для тренировки.
    12. Стремясь найти работу, постарайтесь везде оставить о себе хорошее впечатление. Даже, если вы получили вежливый отказ, это еще не означает, что дверь организации закрылась перед вами навсегда.

    О чем может спросить работодатель

    Чего не следует говорить в ответ

    Как лучше ответить

    Почему вы считаете, что справитесь с этой работой? Рассказывать свою биографию Сообщить о том, что вы конкретно умеете и способны сделать для организации
    Какой у вас опыт? Перечислять все места, где вы работали Подробно рассказать о своих достижениях в направлении, интересующем фирму
    Ваша самая большая слабость? Торопиться с самокритикой Упомянуть недостатки, никак не влияющие на ваши профессиональные качества
    У вас в резюме написано то-то… “К сожалению, я составил(а) его давно и уже не помню деталей” Давайте четкие и короткие ответы по существу, подтверждайте фактами каждое утверждение
    Как вы себя видите через несколько лет? “Я занимаю такую–то должность” “Я бы хотел(а) работать в вашей организации, надеюсь, что новые навыки помогут моему продвижению”

    Литература:

    1. Клюева Н. В. Программы социально – психологического тренинга. Ярославль, 1992.
    2. Путеводитель по профессиям. Сост. Курмангазиева М., Кокимбаева А., Алматы, 1998.
    3. Пери Н., Ванзандт З. Фокус на будущем. Программа развития карьеры для учеников старших классов. Алматы, 1998.
    4. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Санкт – Петербург, 2001.

    Цель:

    развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

    Задача:

    Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

    Развивать самосознание подростков;

    Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

    Упражнение «Мое настроение»

    Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

    Упражнение «Угадай»

    Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

    Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

    Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

    Тяжело было показать свои эмоции?

    Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

    Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

    Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

    Ситуации:

    Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

    Ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

    Вас кто-то очень обидел.

    Упражнение «Стакан»

    Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

    Обсуждение:

    Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

    Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

    Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

    Упражнение «Дыхание»

    Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

    Упражнение «Сердитые шарики»

    Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

    Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

    Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

    Варианты заданий:

    Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

    Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

    Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

    Обсуждение:

    Вам было интересно это упражнение?

    Что вы поняли?

    История «кусок хлеба»

    Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

    Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил...

    Девочка упала... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это... Но не могу... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

    Обсуждение:

    Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

    Как относятся к таким людям в социальной среде?

    Упражнение «Эмоция по кругу»

    Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.

    Тренинговое занятие для младших школьников

    Тема «Солнышко с лучами»

    Цель: повышение самооценки ребёнка.

    Задачи:

    1. Снятие психического и эмоционального напряжения.

    2. Развитие лучшего понимания себя

    3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности

    Форма проведения: тренинг
    Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.

    Возраст : школьники 7 - 9лет.

    Ход мероприятия:

    Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

    Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)

    Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.

    Солнышко - какое оно?

    Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

    А теперь представь, что солнышко - это вы. У солнышка ваше имя.

    Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

    Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.

    Педагог-психолог: - Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?

    Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

    Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.

    Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями

    Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.

    Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?

    Учащиеся делятся своими впечатлениями.

    Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

    На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

    Тренинговое занятие для школьников

    Тема "Класс глазами каждого"

    Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

    Задачи:

      Создание благоприятного психологического климата;

      Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

      Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

      Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

    Возраст : школьники 11 - 14лет.

    Состав участников: 10 – 12 человек.

    Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

    Режим работы : 45 минут

    Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

    Структура тренинга:

      Приветствие – 4 минуты

      Цель, задачи – 3 минут

      Разминка – 2минут

      Основная часть - 40 минут

      Рефлексия – 5 минут

      Орг. конец – 3 минуты

    Ход тренингового занятия:

      Разминка – погружение – 2 минуты

      Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут

      Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут

      Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут

      Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

      Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут

      Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» - 5 минут

      Орг.конец. – 5 мин.

    Структура : ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

    Ход занятия

    1. Приветствие (2 мин).

    Цель: Установление контакта с детьми.

    Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
    Инструкция:

    Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

    А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

    Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

    Правила работы в группе.

    Время : 2 минуты.

    Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.
    Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
    Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
    1.Слушать друг друга.
    2.Не перебивать говорящего.
    3.Уважать мнение друг друга.
    4.Я –высказывание.
    5.Безоценочность суждений.
    6.Активность
    7.Правило «СТОП»
    8.Конфедециональность.

    2. Разминка – погружение

    Время : 2 мин.
    Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

    В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

      У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

      Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

      Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

      Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

      Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

      Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

    3.Основная часть.

    Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

    Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

    Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

    Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее .

    Упражнение: «Моя проблема в общении»

    Время: 15-20 мин.

    Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

    Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:

      Что вы чувствовали?

      Если не получилось, то почему?

    Упражнение «Горячий стул»

    Время: 10 мин.

    Цель:

    Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

    Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

    Упражнение « Если птичка, то какая»

    Время. 10-15 минут.

    Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

    Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

    Упражнение: « Фотография нашего класса»

    Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

    Процедура "Спасибо за приятное занятие"

    Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

    Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Рефлексия:

      Какие чувства испытывали?

      Что нового узнали о себе, о группе?

      Чему научились?

      Как это пригодиться в будущем?

      Что было важным?

      Над чем вы задумались?

      Что происходило с вами?

      Что нужно развивать на будущее?