Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Если выигравшей публичный конкурс признана работа. Публичный конкурс

    Если выигравшей публичный конкурс признана работа. Публичный конкурс

    1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

    2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

    3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

    Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

    4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

    5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку - настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

    Комментарий к статье 1057 Гражданского Кодекса РФ

    1. Глава 57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание государственных премий.

    2. Как и публичное обещание награды (гл. 56 ГК), объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п. 2 ст. 154 ГК) и порождает обязанность лица, сделавшего объявление, выплатить награду.

    Однако в отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее по сравнению с другими участниками выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлено единственным участником.

    3. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию, сформулированному в п. 2 комментируемой статьи, что влечет недействительность сделки (ст. 168 ГК).

    4. Объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права: как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК).

    Конкурс может быть объявлен совместно несколькими лицами.

    Многие публичные конкурсы проводятся на основании решения государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Так, в компетенцию Федерального архивного агентства входит проведение конкурсов работ в области архивоведения, документоведения и археографии (п. 6.7 Положения о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 290 (СЗ РФ, 2004, N 25, ст. 2572)).

    В некоторых случаях государственный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления утверждает положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно.

    5. По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

    К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под СМИ в ст. ст. 2, 24 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст. 300) понимаются: периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год; иная форма периодического распространения массовой информации, в т.ч. периодически распространяемые тиражом тысяча и более экземпляров тексты, созданные с помощью компьютеров и (или) хранящиеся в их банках и базах данных. СМИ подлежат регистрации (кроме случаев, перечисленных в ст. 12 указанного Закона) с учетом территории их преимущественного распространения в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или ее территориальных органах (ранее - в Мининформпечати России или территориальных органах Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати России). СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

    Таким образом, допускается как письменная, так и устная форма объявления публичного конкурса в зависимости от избранного организатором конкурса вида СМИ. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена.

    Круг лиц, которым адресовано приглашение организатора конкурса, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, театров, оперных певцов и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.), возможные образовательные, возрастные и т.п. требования к участникам ставят рамки участия в конкурсе. Но при этом приглашение к участию в открытом конкурсе всегда неперсонально, оно обращено к той или иной категории лиц.

    Круг участников открытого публичного конкурса может быть ограничен проведением предварительной квалификации (предварительного отбора) лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию в конкурсе) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

    Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Особенность такой организации конкурса состоит в том, что участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатом предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

    Незаконный отказ в участии в публичном конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе. Основанием отмены в судебном порядке результатов конкурса может быть также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

    Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу лиц по усмотрению лица, объявляющего конкурс, т.е. предложения персональны. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

    6. В п. 4 комментируемой статьи установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

    Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, признание победителем конкурса осуществляется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в конкурсную комиссию участников конкурса, тем не менее по этическим соображениям он нередко соблюдается.

    Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст. 317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, либо в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или вынесения решения о выплате награды, или на иной момент, указанный в объявлении о конкурсе.

    Награда в иной (неденежной) форме должна относиться к числу оборотоспособных объектов гражданских прав (ст. ст. 128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы участника состязания, то гражданско-правового обязательства из публичного конкурса не возникает.

    Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

    Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п. 4 комментируемой статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

    7. В п. 5 ст. 1057 разрешен вопрос о соотношении гл. 57, посвященной публичному конкурсу, и ст. ст. 447 - 449 ГК, регулирующих заключение договора на торгах, проводимых в форме конкурса.

    Правила, регулирующие порядок проведения торгов в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги по конкурсу признается лицо, предложившее лучшие условия (ст. 447 ГК). В ст. 448 ГК по-другому, чем в ст. 1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора торгов возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов - независимо от срока отказа от торгов. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в п. п. 2, 3 ст. 448 ГК допускается действие и иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

    Кроме того, в ст. ст. 448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл. 57: в ст. 448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание лицом, выигравшим торги, и организатором торгов протокола о результатах торгов, а в ст. 449 - недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

    При коллизии норм ст. ст. 447 - 449 и гл. 57 в том случае, когда организатор публичного конкурса обязан заключить с победителем конкурса договор, ст. ст. 447 - 449 имеют приоритет.

    8. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих проведение публичных конкурсов, дан в комментарии к ст. 447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 3-е, испр., доп. и перераб. с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2002. С. 995, 996).

    Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (организатор), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

    Организаторами конкурса могут быть любые юридические и (или) физические лица, а также гос. органы и органы местного самоуправления. Круг участников публичного конкурса также не ограничен.

    Виды публичного конкурса: открытый – когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных СМИ; закрытый – когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

    Форма объявления о проведении публичного конкурса может быть любой.

    Условия, кот. должно содержать конкурсное объявление, делятся на обязательные и факультативные.

    К обязательным условиям относятся: сведения о существе задания (предмете конкурса); срок выполнения задания; порядок представления работ или иных достижений; место представления работы; критерий, порядок и срок сравнительной оценки работ; размер вознаграждения (премии); порядок и срок объявления результатов конкурса.

    Факультативные условия указываются по свободному усмотрению устроителя конкурса, а их количество и характер зависят от особенностей конкурса.

    Изменение условий и отмена публичного конкурса: лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока; извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен; лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, кот. выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене; лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

    Право на получение награды (премии) возникает у участника конкурса лишь в случае признания его работы лучшей. Если результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если такое соглашение не достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.

    Конкурсные работы, не удостоенные награды, устроитель конкурса обязан возвратить участникам немедленно по объявлении результатов. Неисполнение данной обязанности дает участникам конкурса право требовать возврата своих работ, а в случае их утраты или повреждения – возмещения убытков.


    • Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды.
      Круг участников публичного конкурса также не ограничен.


    • Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды.
      Круг участников публичного конкурса также не ограничен.


    • Публичный конкурс является одним из видов публичного Публичное обещание награды.


    • Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды. Лицо, объявившее публи. Публичное обещание награды.


    • Публичный конкурс является одним из видов публичного


    • Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды. Лицо, объявившее публи.

    Слово «конкурс» означает состязательность, соревнование, конкуренцию. Данная категория используется в праве, когда необходимо получить оптимальный (лучший) из числа возможных результат, основанный на правовой модели состязательности, и имеет как межотраслевой, так и внутриотраслевой характер.

    Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Гл.57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание Государственных премий.

    Объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п.2 ст.154 ГК). Вместе с тем обязательство из публичного конкурса возникает, если за его объявлением последуют определенные юридические факты, в т.ч. действия лиц, желающих участвовать в конкурсе. Причем на момент объявления конкурса неизвестно, будет ли иметь место совокупность необходимых фактов. Условный характер присущ любому публичному конкурсу, выражает саму суть данной сделки, и не зависит от воли лица, объявляющего конкурс. Без указанного условия конкурс не может быть объявлен. Эта особенность публичного конкурса не позволяет отнести его к категории сделок, совершенных под отменительным условием, о которых говорится в п.1 ст.157 ГК.

    В отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой в гл.56 ГК за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлены единственным участником.

    Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно, полезных целей. Публичное же обещание награды может преследовать сугубо частные непротивоправные цели. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию закона, сформулированному в п.2 ст.1057, что влечет недействительность сделки (ст.168 ГК).

    Согласно п.1 коммент. статьи объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права, как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например, фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (ч.2 п.1 ст.49 ГК).

    Многие публичные конкурсы проводятся на основании решений органов исполнительной власти и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Организация и проведение конкурсов в соответствующих сферах входят в компетенцию Министерства культуры РФ (подп.5 п.7 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N 679-СЗ РФ, 1997, N 24, ст.2762), Министерства общего и профессионального образования РФ (подп.26 п.5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 395 - СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1796). В некоторых случаях государственный орган утверждает Положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно (см., например, Положение о Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России", утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 922 - СЗ РФ, 1997, N 30, ст.3660; Временное положение об организации конкурсов грантов в системе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, утв. приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 30 апреля 1993 г. N 5 - Бюллетень Госкомвуза РФ, 1993, N 7, с.7).

    По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

    К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под средствами массовой информации в ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст.300) понимаются периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кино хроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год, иная форма периодического распространения массовой информации. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что сделка не совершена.

    Круг лиц, которому адресовано приглашение участвовать в открытом конкурсе, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, оперных певцов, театров и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.) ставят рамки участия в нем. Но при этом приглашение не персональное, оно обращено к той или иной категории лиц.

    Круг участников открытого конкурса может быть ограничен предварительной квалификацией лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

    Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатам предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

    Разъяснение Пленума ВАС РФ (п.13 постановления от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" - Вестник ВАС РФ, 1994, N 2, с.54) о том, что незаконный отказ в участии в конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе, относится к торгам, но имеет значение и для публичного конкурса. Основанием отмены в судебном порядке результатов открытого публичного конкурса может служить также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

    Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу, лиц (персональные предложения) по усмотрению лица, объявляющего конкурс. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

    В п.4 ст.1057 установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

    Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, победитель определяется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в комиссию участников конкурса, тем не менее он соблюдается, что диктуется этическими нормами.

    Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст.317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или принятия решения о выплате награды, или на другой момент, указанный в объявлении о конкурсе.

    Награда в иной (не денежной) форме должна относиться к числу оборота способных объектов гражданских прав (ст.128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы, то гражданско-правовое обязательство не возникает.

    Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

    Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п.4 коммент. статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

    В п.5 ст.1057 разрешен вопрос о соотношении правил гл.57 и ст.447-449 ГК, регулирующих заключение договора на торгах, проводимых в форме конкурса. Извещение о проведении торгов на конкурсной основе, как и объявление публичного конкурса, является односторонней сделкой, возникновение прав и обязанностей, по которой зависит от наступления условия - участия в торгах в форме конкурса не менее двух лиц и выборе лучшего из них (предложившего лучшие условия) в соответствии с заранее объявленными условиями организатора торгов (ст.447 ГК.). Однако обязанность организатора торгов, которую он должен исполнить в пользу лица, выигравшего торги, отличается от предусмотренной в п.1 ст.1057 ГК обязанности лица, объявившего публичный конкурс.

    Организатор торгов, действующий от своего имени или от имени собственника вещи (обладателя имущественного права), обязан подписать с лицом, выигравшим торги, имеющий силу договора протокол о результатах торгов или оформить с ним протокол о заключении основного договора в будущем - в предусмотренный срок после подписания протокола. Во втором случае в пп.2, 5 ст.448 ГК право лица, выигравшего торги, на заключение договора названо предметом торгов. Какой именно обязанностью связал себя организатор торгов и какой конкретно договор должен быть заключен с выигравшим торги, устанавливается в извещении о торгах.

    Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано выплатить победителю конкурса денежное вознаграждение или выдать ему иную награду.

    Обязанность заключить с победителем публичного конкурса договор возникает только в том случае, если она предусмотрена в качестве условия в объявлении о конкурсе, тогда как торги, будучи одним из способов заключения договоров, без соответствующей обязанности утрачивают свой смысл, они беспредметны.

    При сопоставлении публичного конкурса и торгов в форме конкурса усматривается также различие в их целевой направленности. Заключение гражданско-правового договора, как правило, отвечает общественным интересам или, по крайней мере, не должно им противоречить (ст.10 ГК). Вместе с тем при заключении договора на торгах конкурсная форма непосредственно служит выбору наиболее подходящего контрагента, т.е. направлена на удовлетворение интересов собственника вещи или обладателя имущественного права и совсем не обязательно - на достижение общественно полезных целей. Публичный же конкурс должен быть прямо направлен на достижение указанных целей, что подчеркивалось выше (п.2 коммент. статьи).

    Правила, регулирующие торги в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги в форме конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия (ст.447 ГК). В ст.448 по-другому, чем в ст.1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов - независимо от срока отказа. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в пп.2, 3 ст.448 допускается действие и. иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

    Кроме того, в ст.448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл.57: в ст.448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание победителем и организатором торгов протокола о их результатах, а в ст.449 - недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

    Коллизия норм ст.447-449 и правил гл.57 происходит тогда, когда лицо, объявившее публичный конкурс, обязано заключить с победителем конкурса договор. В случае коллизии правила ст.447-449 имеют приоритет.

    Представляется, однако, что правило п.4 ст.448 о зачете задатка, внесенного участником, выигравшим торги, в счет исполнения обязательства по заключенному договору применимо, если обязательство предусматривает совершение платежа, например, по договору купли-продажи (п.1 ст.454 ГК), аренды (ст.606 ГК), но неприменимо в иных случаях.

    С другой стороны, положение п.5 ст.447 о признании несостоявшимися торгов в форме конкурса, в котором участвовало одно лицо, применимо к любому конкурсу независимо от его предмета.

    Проведение торгов в форме конкурса предусмотрено рядом нормативных правовых актов: Законом о приватизации. Законом о банкротстве, Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 (СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1756), и др. Их перечень приведен в комментарии к ст.447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М., 1997, с.718-724).

    Статья 1057 ГК РФ. Организация публичного конкурса

    Комментарий к статье 1057

    1. Комментируемая статья посвящена организации публичного конкурса. Публичный конкурс – разновидность публичного обещания награды. При его объявлении лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение других результатов, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с проведением конкурса признан лучшим исполнителем работы или достиг лучших результатов.
    2. В отличие от публичного обещания награды публичный конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей и может быть обращен ко всем желающим (открытый конкурс) и к определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса (закрытый конкурс).

    Так, например, целью проведения открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства” <39> выступила потребность найти новые форматы проведения уроков по истории в целях формирования и воспитания военно-патриотических чувств у молодого поколения, выявления общих исторических корней российского и белорусского народов.

    ——————————–

    <39>

    Цель публичного конкурса “БАМ в истории моей семьи” – популяризация истории России, пропаганды патриотизма и достижений отечественного строительства железных дорог <40>.

    ——————————–

    <40>

    Целевое назначение Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Минсельхоза России – поддержка талантливой молодежи, пропаганда научных знаний и творческих достижений, выявление и развитие у российской молодежи творческих способностей, интереса к научной деятельности (см. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283).

    1. Объявление о конкурсе может иметь место в печати или иных средствах массовой информации. Это объявление, как и обещание награды, является односторонней сделкой или публичной офертой. В пользу последней говорит п. 4 ст. 1057 ГК РФ, а именно то обстоятельство, что объявление о публичном конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, порядок и сроки выполнения результатов конкурса.

    Так, например, объявление об открытом публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства РФ в области образования в 2014 году было опубликовано 15.01.2014 в “Российской газете” (федеральный выпуск N 6278) <41>, а также на сайте Минобрнауки России <42>.

    ——————————–

    <41> См. также электронную версию: URL: http://www.rg.ru/2014/01/13/konkurs-site-dok.html.

    <42> См.: URL: http://минобрнауки.рф/новости/3856/файл/2660/Объявление о конкурсе_премияПравительстваРФвобластиобразованияв2014году.doc.

    Объявления о проведении конкурса “БАМ в истории моей семьи” и на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства”, а также соответствующие положения о проведении этих конкурсов были опубликованы на сайте ЗАО “Издательский дом “Комсомольская правда” в сети Интернет по адресу: www.kp.ru.

    1. Поскольку конкурс – соревнование, которое определяет лучших из числа его участников, он предполагает наличие нескольких участников, которые принимают во внимание объявленные условия и представляют на конкурс работы – результаты авторского, исполнительского мастерства, спортивные достижения, научные труды и т.д.

    Представление работ, достижений на конкурс является акцептом и моментом заключения договора (ст. 433 ГК РФ). Это условная сделка с отлагательным условием, поскольку обязанность выплаты награды наступает лишь для победителя. Форма договора может быть любая. Чаще всего доказательством его заключения является письменное оформление представления результатов работы или иных достижений. Существенное условие такого договора – его предмет: вышеназванные работы или достижения, критерии и порядок их оценки, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов конкурса.

    Награда может быть выплачена не только в денежной форме. В качестве награды вручаются памятные знаки. Выдаче награды могут сопутствовать награждение различного рода грамотами, присуждение почетных званий лауреата или дипломанта конкурса. Однако это лишь меры морального поощрения, которые сами по себе конкурсной наградой не являются.

    Субъектами договора могут быть любые физические и юридические лица. В качестве организатора конкурса могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

    1. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются положения о публичном конкурсе и, соответственно, статьи о заключении договора на торгах (ст. ст. 447 – 449 ГК РФ).
    2. Применимое законодательство:

    – Постановление Правительства РФ от 28.08.2013 N 744;

    – распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-127-р;

    – распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-126-р;

    – Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 N 516;

    – Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283;

    – Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13.05.2014 N 224;

    – Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 17.03.2014 N 60;

    – Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 56;

    – Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 50;

    – Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2014 N 61;

    – Приказ Федеральной службы судебных приставов от 15.01.2014 N 3;

    – Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13.01.2014 N 6;

    – Приказ МВД России от 10.08.2013 N 612;

    – Положение о конкурсе “За производство высококачественной пищевой продукции” (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 20.08.2014);

    – Положение о Всероссийском конкурсе “За служение спорту” (за вклад в развитие физической культуры и спорта) (утв. Министерством спорта РФ 21.07.2014);

    – Положение о Всероссийском конкурсе “Спортивная солидарность” (за укрепление международных спортивных отношений) (утв. Министерством спорта РФ 01.07.2014);

    – Положение о проведении конкурса “Лучшая семейная животноводческая ферма” (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 18.06.2014);

    – Положение о Всероссийском конкурсе на звание “Гордость России” (лучший спортсмен, лучшая спортсменка, лучший тренер) (утв. Министерством спорта РФ 11.06.2014);

    – Положение о Всероссийском конкурсе на звание “Эпоха в спорте” (за многие годы работы на благо развития спорта в стране) (утв. Министерством спорта РФ 11.06.2014);

    – письмо Министерства образования и науки РФ от 28.01.2014 N ВК-101/09.

    1. Судебная практика:

    – Определение ВС РФ от 11.04.2012 N 32-АПГ12-3;

    – Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.10.2009 N Ф03-5483/2009 по делу N А59-148/2009;

    – Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.10.2009 N Ф03-5340/2009 по делу N А59-6592/2008;

    – Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.10.2009 N Ф03-5395/2009 по делу N А59-6582/2008;

    – Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 по делу N А55-8445/2008.

    Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

    Комментарий к статье 1058

    1. В комментируемой статье регламентируются изменение условий и отмена публичного конкурса <43>.

    ——————————–

    <43> Комментарий подготовлен с учетом исследований, содержащихся в следующем издании: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. Часть вторая: Учебно-практический комментарий. Комментарий к ст. 1058 ГК РФ.

    Правила об изменении условий конкурса или его отмене распространяются и на открытый, и на закрытый конкурс и относятся к сроку таких действий и способу, которым осуществляется изменение или отмена конкурса. Поскольку правила комментируемой статьи установлены в интересах участников конкурса и направлены на защиту их прав, то следует признать, что изменение условий конкурса об увеличении размера или количества наград может осуществляться без соблюдения нижеследующих положений ГК РФ. Во всех остальных случаях осуществление таких действий независимо от причины их осуществления возможно только при точном соблюдении установленных правил.

    Первое требование, предусмотренное комментируемой статьей, заключается в том, что извещение об изменении условий конкурса или его отмене допускается только в течение первой половины установленного для представления работ срока.

    Второе требование касается способа извещения. Извещение об изменении условий конкурса или его отмене должно быть осуществлено тем же способом, каким конкурс был объявлен, т.е. в тех же средствах массовой информации, что позволяет довести новую информацию до сведения всех потенциальных участников. Замена средства массовой информации возможна только в исключительных случаях, по причинам, не зависящим от организатора конкурса, например, при прекращении деятельности средства массовой информации.

    Соблюдение организатором конкурса вышеназванных правил об изменении условий конкурса или его отмене позволяет ему отказаться от приема на конкурс работ, выполненных на первоначальных условиях, независимо от того, знал или не знал участник об изменении условий конкурса.

    Соблюдение правил, установленных для извещения об изменении условий или отмене публичного конкурса, также означает, что лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные участниками, выполнившими предусмотренную в первоначальном объявлении работу до того, как им стало или должно было стать известно о происшедших изменениях. Возмещению подлежат только произведенные до этого времени расходы, например на приобретение необходимых материалов; возмещение упущенной выгоды не предусмотрено.

    Из этого общего правила, устанавливающего обязанность организатора конкурса по возмещению расходов, установлены два случая, освобождающие его от такой обязанности. Это возможно, если организатор конкурса докажет, что представленная на конкурс работа была выполнена не в связи с конкурсом, а, например, до его объявления либо заведомо не соответствовала условиям конкурса. В интересах участников конкурса законодатель специально установил, что бремя доказывания этих фактов возлагается на организатора конкурса.

    1. При нарушении требований, указанных в п. п. 1 или 2 комментируемой статьи, для организатора конкурса наступают иные правовые последствия. Он должен выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую первоначальным условиям, независимо от их количества и независимо от определения победителя. Буквальное толкование статьи позволяет прийти к выводу, что награда подлежит выплате каждому из таких лиц (участников) в полном размере, даже если по условиям конкурса предусмотрено определение только одного победителя.
    2. Судебная практика:

    – Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.06.2004 N Ф04/2983-1245/А27-2004;

    – Постановление ФАС Московского округа от 23.06.2005 N КГ-А40/4291-05.

    Статья 1059. Решение о выплате награды

    Комментарий к статье 1059

    1. В комментируемой статье регламентирован порядок вынесения решения о выплате награды. Объявление о конкурсе в числе обязательных условий должно содержать условие о порядке и сроке выплаты награды. Решение о выплате награды доводится до сведения участников конкурса. Делаться это должно своевременно и с соблюдением порядка и срока выплаты награды. Объявляя конкурс, устроитель указывает, сколько он учреждает премий и в каком размере.

    При подведении итогов конкурса устроитель, исходя из количества назначенных премий, может принять одно из следующих решений:

    а) о выплате премий согласно их числу по каждому призовому месту;

    б) об отказе в присуждении премий за отдельные призовые места (при объявлении нескольких призовых мест);

    в) о присуждении поощрительных премий вместо присуждения премий за призовые места;

    г) о неприсуждении премий вообще, если ни одна из представленных работ не признана победившей или ни одна из них не отвечает требованиям, изложенным в условиях конкурса. При отказе в выплате наград или ином решении устроитель конкурса не обязан мотивировать свои решения.

    Оценка конкурсных работ может осуществляться самим устроителем, быть поручена другим организациям либо специально созданной конкурсной комиссией или жюри из высококвалифицированных специалистов в данной области деятельности.

    Несоблюдение срока об объявлении результатов проведенного соревнования и срока выплаты премий является нарушением со стороны устроителя своих обязанностей. Участники конкурса, чьи работы признаны удовлетворяющими условиям конкурса и подлежащими премированию, вправе обратиться в суд с требованием о выплате премии.

    1. Работа, представленная на конкурс, может быть выполнена двумя или более лицами. В случае присуждения премии авторскому коллективу сумма премии не увеличивается. Она распределяется между участниками, выполнившими работу в соответствии с достигнутым ими соглашением. При отсутствии такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.

    Решение выплатить награду участникам конкурса, чьи работы премированы, доводится до них путем письменного извещения, а также публикации результатов конкурса в печати или оглашения в других средствах массовой информации.

    1. Судебная практика:

    – Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013;

    – Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А18-256/2013.

    Статья 1060. Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

    Комментарий к статье 1060

    1. В соответствии со ст. ст. 1255 и 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, на которые устанавливаются авторские права <44>. Лицо, объявившее конкурс, как правило, преследует цель дальнейшего использования произведения, отмеченного наградой, поэтому приобретает преимущественное право на заключение с автором договора об использовании такого произведения. Таким договором является лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, в соответствии с которым одна сторона – автор предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне право использования этого произведения в установленных договором пределах (ст. 1286 ГК РФ).

    ——————————–

    <44> Комментарий подготовлен с учетом исследований, содержащихся в следующем издании: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. Часть вторая: Учебно-практический комментарий. Комментарий к ст. 1060 ГК РФ.

    Различают два вида лицензионных договоров: простая (неисключительная) и исключительная лицензии. При этом если договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной). По общему правилу лицензионный договор должен заключаться в письменной форме.

    С 01.10.2014 также действуют нормы ст. 1286.1 ГК РФ о том, что лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, может быть заключен в упрощенном порядке (открытая лицензия). Открытая лицензия является договором присоединения. Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения. В открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий (ст. 438 ГК РФ). В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.

    1. Нормы, посвященные преимущественному праву организатора конкурса на заключение договора, носят диспозитивный характер, поэтому если организатор конкурса не преследует цель дальнейшего использования произведения, он должен при объявлении конкурса и его условий оговорить, что не собирается использовать произведения, удостоенные наград, и участники конкурса – авторы должны самостоятельно решать вопросы, связанные с дальнейшим использованием произведения. Если же устроитель конкурса, не установив иного, отметил произведение наградой и воспользовался преимущественным правом на заключение договора о его использовании, он должен выплатить автору вознаграждение в соответствии с лицензионным договором без зачета суммы, которая причитается автору как победителю конкурса.

    В законодательстве не определяется способ использования произведения, поэтому он должен быть определен либо при объявлении условий конкурса, либо при заключении лицензионного договора.

    Преимущественное право на заключение договора касается только объектов авторского права (произведений науки, литературы, искусства) и не распространяется на объекты смежных прав, перечисленные в ст. 1304 ГК РФ, поэтому у организатора конкурса не возникает преимущественного права на заключение договора тогда, когда в качестве предмета публичного конкурса выступают объекты смежных прав. В этом случае договоры с победителями-исполнителями заключаются в общем порядке.

    Так, например, Положением о проведении конкурса “БАМ в истории моей семьи” предусмотрено, что участник конкурса, представивший свою работу организатору конкурса, тем самым предоставляет организатору конкурса право на публикацию материалов своей работы в изданиях и на телевидении организатора конкурса без выплаты участнику какого-либо дополнительного вознаграждения <45>. Положение о проведении открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства” устанавливает, что, присылая работу на конкурс, участник предоставляет организаторам конкурса неисключительное авторское право на одноразовое опубликование работы в газете “Комсомольская правда” и на сайте www.kp.ru в сети Интернет <46>.

    ——————————–

    <45> См.: Положение о публичном конкурсе “БАМ в истории моей семьи”. URL: http://www.kp.ru/daily/26227.5/3110226.

    <46> См.: Положение о публичном конкурсе на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства. URL: http://www.kp.ru/daily/26245/3126779.

    1. Применимое законодательство:

    – Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26.10.1961);

    – Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (09.09.1886; в редакции от 28.09.1979);

    – ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”;

    – ФЗ от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации”;

    – Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей”;

    – Закон РФ от 09.10.1992 N 3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”;

    – Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 “О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства”.

    1. Судебная практика:

    – Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29;

    информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122;

    – Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15.

    Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

    разновидность односторонней сделки, совершенной под условием. Это означает, что обязательства по такой сделке возникают у лица, объявившего о П.к.

    П.к. регулируется нормами ГК РФ (ст. 1057-1061), которые устанавливают следующие важнейшие положения. П.к. может быть направлен только на достижение общественно полезных целей, а в объявлении на проведение П.к. должны содержаться как минимум существо задания, критерии и порядок оценки работ, место и срок их сдачи, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов П.к.

    П.к. - разновидность публичного обещания награды, сутью которого является выплата вознаграждения лицу, совершившему правомерное действие, указанное в объявлении.

    Несмотря на появление в ГК РФ двух глав, которые непосредственно посвящены регулированию сходных правоотношений, некоторые связанные с П.к. вопросы вызывают определенные затруднения. Так, лицо, объявившее конкурс, может не выплачивать сумму вознаграждения лицу, которое выполнило работу вне связи с конкурсом, в том числе до объявления о П.к. (если лицо сможет это доказать). Видимо, в подобных случаях, как и при выплате вознаграждения лицу, фактически предоставившему информацию, но не знавшему на момент предоставления об обещании награды, возможно возникновение трудностей процессуального порядка (доказывания). Указанное обстоятельство имеет особую важность, если учесть, что предметом П.к. может быть создание предметов науки, в том числе объектов интеллектуальной собственности.

    Необходимо обратить внимание и на следующее обстоятельство: улица, объявившего о проведении П.к., предметом которого было создание объектов интеллектуальной собственности, не возникает непосредственного права на использование подобных объектов при выплате награды победителю П.к. У него возникает лишь преимущественное право заключить с создателем произведения (победителем П.к.) договор на право использования произведения. Естественно, что в подобных случаях к П.к. могут быть применимы положения ГК РФ о заключении сделок на торгах (ст. 447- 449).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС

    объявляемый публично конкурс. Заключается, согласно ГК РФ (гл. 57), в объявлении публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Лицо, объявившее об этом, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. П.к. должен быть направлен на достижение каких- либо общественно полезных целей. Он может быть открытым и закрытым. Открытый П.к. связан с предложением организатора конкурса принять в нем участие всех желающих путем объявления в печати или иных средствах массовой информации. В закрытом П.к. предложение адресуется определенному кругу лиц по выбору организатора. По своей юридической природе П.к. представляет собой одностороннюю сделку для совершения которой достаточно волеизъявления устроителя конкурса. Представление лицом работы, выполненной согласно условиям конкурса, тоже односторонняя сделка, поскольку желание лица участвовать в нем - его самостоятельное решение и не требует предварительного согласования с кем-либо. Объявление о П.к. должно содержать ряд обязательных условий, к которым относятся: существо задания; критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений; место, срок и порядок их представления; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса. Необязательные условия определяются свободным усмотрением устроителя конкурса. К ним могут быть отнесены: порядок представления работы под девизом, когда имя автора сохраняется в тайне до оценки его работы, или за подписью автора; количество экземпляров представляемых работ; определение срока и необходимости предварительного представления проекта и т.д. Устроителю П.к. предоставлено право не только изменять условия конкурса, но и отменять его, однако только в первой половине срока, установленного для представления работ, и при условии обязательного д о ведения до сведения возможных его участников тем же способом, каким был объявлен конкурс (путем публикации в газетах, сообщения по радио, телевидению и т.д.). Внесение поправок недопустимо в условия, касающиеся существа конкурса, поскольку такое изменение практически приводит к отмене конкурса. Субъектами П.к. являются лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды, и участники конкурса - лица, выполнившие и представившие на смотр определенную работу. Потенциально участниками конкурса могут быть как граждане (единолично или коллективно), так и юридические лица. Никаких возрастных ограничений для граждан не установлено. В объявлении о конкурсе оговаривается, кто приглашается к участию в нем: либо только граждане (танцоры, певцы, чтецы), либо только организации (самодеятельные коллективы), либо и те, и другие. Обещаемое вознаграждение - это специально установленная премия или иная награда, выплачиваемая победителю конкурса за достигнутый результат. Конкурсное вознаграждение может выражаться в деньгах или в виде конкретной вещи (автомобиль, телевизор и т.д.). Иные формы поощрения победителя (грамоты, д и п л о м ы и другие отличительные знаки) возможны только в сочетании с выплатой премии. П.к. часто проводится для создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Устроитель конкурса, удостоив созданное произведение обусловленной наградой, приобретает преимущественное право на заключение с победителем договора об использовании его произведения. Если устроитель конкурса не намерен использовать премированные произведения, их авторы должны быть поставлены об этом в известность, что дает им возможность использовать произведения по своему усмотрению. По окончании конкурса лицо, его объявившее, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы. Конкурс считается закончившимся с момента, когда победителям выплачены премии, а остальным участникам возвращены работы, не удостоенные премий. С.А. Чернышева