Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Социальная сфера структура и функции социальной сферы. §3 Структура социальной сферы. Социальная сфера и ее структура

    Социальная сфера структура и функции социальной сферы. §3 Структура социальной сферы. Социальная сфера и ее структура

    Экономика соц. сферы СОЦ. ЭКОНОМИКА ПРЕДМЕТ: СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ

    Задачи соц.экономики

    Отрасли соц.сферы :1. Образование

    2. Здравоохран.

    3. Культура и искусство

    4. Соц. защита населения

    Социальные стандарты: понятие и система государственных минимальных стандартов

    Наряду с качественными характеристиками социального государства существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств. К ним относятся различного рода индексы и стандарты. Количественные социальные показатели имеют не только сравнительное значение и несут функцию нормативов социальной политики, но и являются ориентирами качественного развития и задающими уровни структуры факторами.

    Индикаторы развития отдельных составляющих социальной сферы:

    – прожиточный минимум;

    – среднедушевой доход;

    – размеры социальных выплат, пенсий, стипендий, заработной платы;

    – индекс потребительских цен;

    – уровень безработицы;

    – коэффициент Джини (соотношение децилей наиболее и наименее обеспеченного населения);

    – минимальная заработная плата;

    – первый разряд единой тарифной сетки (ЕТС);

    – пенсионный возраст;

    – ставка единого социального налога или суммарные платежи в государственные социальные фонды;

    – доля коммунальных платежей по отношению к суммарным доходам.

    Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. Закон определяет, что прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнеспособности. Другими словами, потребительская корзина, лежащая в основе прожиточного минимума является минимальной критической нормой жизнеобеспечения человека, она обеспечивает не достойную жизнь, а физическое выживание. Очевидно, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку, если этот уровень обеспечения не достигнут, физическое существование невозможно.

    Минимальные социальные стандарты по содержанию являются исходной точкой для социальной политики. Их экономическое государственное обеспечение не подвергается сомнению, а роль социального государства сводится к сокращению количества людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

    Пенионный фонд РБ

    Фонд социальной защиты обеспечивает:

    Сбор и аккумуляцию страховых взносов;

    Осуществляет финансирование выплат пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, ежемесячных пособий на детей; на погребение;

    Финансирование оздоровления: на санаторно-курортное лечение и отдых трудящихся и их детей, дотации на содержание санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей и другие расходы, предусмотренные законодательством республики;

    Осуществляет контроль соблюдения плательщиками законодательства и нормативных актов по государственному социальному страхованию;

    Анализирует поступление и расходование средств фонда;

    Готовит предложения по размерам страховых взносов:

    Виды трудовых пенсий: - по возрасту; - по инвалидности; - по случаю потери кормильца; - за выслугу лет;

    За особые заслуги перед Республикой Беларусь

    Социальные пенсии - это государственные выплаты (выплаты из средств государственного бюджета) с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа

    19. Экономика образования. Формирование рынка образовательных услуг. Основные направления реформирования образования .

    экономика образования- это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

    Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга.

    Формирование рынка образовательных услуг

    С одной стороны, государство согласно оплачивать образование детей, и поддерживать таким образом систему образовательных учреждений, но в тоже время оно более не стремится к тотальному доминированию и контролю этой сферы. Об этом же может свидетельствовать постепенный спад популярности идеи компенсаторного образования и целенаправленного дополнительного финансирования школ, в которых учатся дети из групп национальных и социальных меньшинств.

    Различные социальные группы получают принципиальную возможность свободно вступать в непосредственный контакт с образовательным учреждением, для воспроизводства именно своей системы принципов и норм поведения. Отказ от социокультурной одинаковости как основы общества, превращает «знание о различиях» в основу современной системы образования. Исходное неравенство граждан, в смысле их культурной различности, превращается в их культурную и социальную независимость друг от друга. Возможность воспроизводства идентичности, культуры осуществляется, в частности, и посредством приобретения в собственность, и контролирования образовательных учреждений, легализации спроса на «альтернативное образование».

    существенных дополнительных доходов. Попадая в руки университетской администрации, эти средства не служат обогащению частных инвесторов, а расходуются на такие благородные цели, как стипендии, покупка книг для библиотек, приобретение нового лабораторного оборудования или решение какой-либо заслуживающей внимания образовательной задачи. Особая ценность коммерческой прибыли заключается также в том, что в отличие от многих пожертвований, грантов и бюджетных ассигнований, получаемых университетами, она может быть использована для реализации любых программ, составленных их руководством.

    Основными направлениями реформирования современного образования являются следующие:

    Гуманизация образования;

    Риентация на непрерывность обучения;

    Междисциплинарная интеграция в технологии образования;

    Компьютеризация и технологизация обучения;

    Переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, самостоятельности обучающихся;

    Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность ученика;

    Переход от регламентированных, алгоритмизированных способов организации образовательного процесса к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим способам;

    Ориентация на развивающие и гражданские функции образования.

    20. экономика здравоохранения. Становление рынка медицинских услуг. Финансирование отрасли здравоохранения. Система медицинского образования

    Реформы, проводимые в Республике Беларусь с 90-х годов XX века, при-вели к изменениям в здравоохранении, связанных с развитием рыночных отно-шений. В настоящее время в Беларуси сохраняется государственная система здравоохранения, но в соответствии с принятой Концепцией развития здраво-охранения в республике формируется рынок медицинских услуг:

    – разрабатываются и реализуются территориальные программы государ-ственных гарантий медицинского обслуживания населения;

    – полностью внедрены социальные стандарты по бюджетной обеспечен-ности расходов здравоохранения на одного жителя, однако следует признать, что размер данных нормативов во многом предопределен сложившимся объе-мом финансовых ресурсов государства, несущего основное бремя расходов на развитие здравоохранения.

    – все более очевидным становится необходимость привлечения внебюд-жетных источников финансирования, развитие платных медицинских услуг.

    Экономика здравоохранения – отрасль науки, которая изучает место здравоохранения в народном хозяйстве, разрабатывает методы рационального использование ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.

    а). Общая цель экономики и организации системы здравоохранения – изучение экономических и организационных отношений, которые объективно возникают между людьми в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

    б). Предмет экономики здравоохранения – разработка методов рационального использование ресурсов для достижения цели в охране здоровья населения.

    в). Обозначенные отношения формируются в двух плоскостях: организационно-экономические и социально-экономические.

    – Организационно-экономические отношения. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые присущи всей совокупности медицинских учреждений данного типа (стационары, поликлиники, диагностические центры и др.).

    – Социально-экономические отношения. При помощи их анализа проявляются специфические, своеобразные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в разных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.).

    Объектом исследование экономики здравоохранения выступает экономическая практика системы здравоохранения и медицинской деятельности, которая осуществляется в определенных организационно-хозяйственных формах. Важнейшие направления развития экономики здравоохранения:

    – Определение видов, объемов медицинских услуг и их организационно-правовое обеспечение;

    Экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;

    Финансовое обеспечение деятельности лечебно-профилактических учреждений с их экономическим обоснованием;

    – Экономическая оценка профессиональной деятельности работников здравоохранения;

    – Наработка и использование экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;

    – Разработка системы менеджмента и маркетинга, включая отработку действенных форм пропагандирование новых методов лечебно-профилактической деятельности.

    Реформы, проводимые в Республике Беларусь с 90-х годов XX века, привели к изменениям в здравоохранении, связанных с развитием рыночных отношений. В настоящее время в Беларуси сохраняется государственная система здравоохранения, но в соответствии с принятой Концепцией развития здравоохранения в республике формируется рыно

    к медицинских услуг:

    –разрабатываются и реализуются территориальные программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения;

    –полностью внедрены социальные стандарты по бюджетной обеспеченности расходов здравоохранения на одного жителя, однако следует признать, что размер данных нормативов во многом предопределен сложившимся объемом финансовых ресурсов государства, несущего основное бремя расходов на развитие здравоохранения. Так, удельный вес государственных расходов на здравоохранение в ВВП в 1995 г. Составлял 4,4%, в 2008-2010 гг. –3,6%, при, рекомендуемом по ВОЗ – 5%;

    –все более очевидным становится необходимость привлечения внебюджетных источников финансирования, развитие платных медицинских услуг.

    Анализ государственного регулирования деятельности по оказанию медицинских услуг, не финансируемой из средств бюджета, а также ее развития в Республике Беларусь позволил выделить следующие этапы: 1) стихийное развитие (начало 90-х гг. ХХ в. - 1996 г.); 2) активная законодательная регламентация (1997-2002 г.); 3) упорядочение (2003 г. - настоящее время). Исследование развития и функционирования рынка медицинских услуг в Республике Беларусь в настоящее время позволило выявить ряд характерных особенностей, дополняющих выделенные другими авторами: доминирующая роль государственной системы здравоохранения; существование параллельных подсистем медицинского обслуживания; многоукладность; разнообразие источников финансирования; взаимодействие с ФСЗН только государственных организаций здравоохранения; направление средств из бюджета на содержание государственной системы; двойственная функция государства; выраженная ценовая конкуренция; фрагментарное географическое распределение частных организаций здравоохранения на фоне рациональной дистрибутивной политики государственных; высокая концентрация частных организаций здравоохранения в г. Минске и областных центрах; отсутствие взаимодействия государственной системы и частных организаций; нелегитимный статус частнопрактикующего врача; монополия государственных организаций здравоохранения на отдельные виды платных медицинских услуг; неформализованность медицинской деятельности ИП; наличие запутанной и противоречивой многоуровневой системы нормативного правового регулирования; преобладание оплаты за услуги наличными; недостаточная развитость страхования; направленность сбыта на внутренний рынок; обратно пропорциональная зависимость емкости рынка медицинских услуг от объема финансирования здравоохранения из средств государственного бюджета; отсутствие маркетингового подхода. Экспертная оценка нашла подтверждение в прогнозе, составленном с применением разработанной автором методики прогнозирования рынка медицинских услуг в Республике Беларусь. Методика включает ряд последовательных действий: 1) сбор данных; 2) их обработка (сопоставление по применявшейся методике статистического учета, учет влияния демографических явлений и уровня инфляции); 3) разработка (актуализация) системы эконометрических моделей; 4) проверка корректности моделей в ходе анализа статистических характеристик полученных уравнений; 5) составление прогноза.

    Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Объем финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, выделяемых для предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

    Источниками финансирования здравоохранения являются:

    средства республиканского и (или) местных бюджетов;

    безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

    иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
    Медицинское страхование по характеру оказываемой помощи подразделяется на обязательное и добровольное (ДМС).

    Обязательное медицинское страхование является всеобщим. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

    При коллективном страховании, как правило, в качестве страхователя выступает предприятие, организации и учреждения, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования своих работников или иных физических лиц (членов семей работников, пенсионеров и т.д.).

    При индивидуальном страховании, как правило, в качестве страхователя выступают предприятия, организации, учреждения, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования своих работников или иных физических лиц (членов семей работников, пенсионеров и т.д.).

    При индивидуальном страховании, как правило, в качестве страхователя выступают граждане, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования себя или другого лица (родственника и т.д.) за счет собственных средств. С экономической точки зрения ДМС представляет собой механизм компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением болезни или несчастного случая, т.е. страхового случая – (в ДМС) обращение застрахованного лица в медицинское учреждение (к врачу) за медицинской помощью. Страховой случай считается урегулированным, когда по медицинским показаниям исчезнет необходимость дальнейшего лечения. Число страховых случаев по правилам ДМС может быть неограниченным.

    В программу медицинского страхования можно включить:

    Стоматологическую помощь,
    медикаментозное обеспечение,
    профилактическую вакцинацию против гриппа,
    реабилитационно-восстановительное лечение,
    и другие услуги.

    21. Экономика культуры. Структура отрасли и классифиикационные характеристики предприятий и учреждений. Особенности сферы культуры в РБ. Предпринимательская деятельность в сфере культуры

    К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
    – художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
    – культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
    – клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу – бизнес, казино);
    массовое создание и распространение культурных благ – индустрия культуры (пресса; книгоиздание;
    - производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
    В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты и др.
    В подотрасль искусство включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства.

    В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей. Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений.

    Организация культуры – это юридическое лицо, осуществляющее в качестве основной культурную деятельность. По форме по форме собственности подразделяются на государственные и частные, по основной цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие.
    Организации культуры подразделяются на следующие основные типы:
    1) библиотеки;2) музеи;3) картинные, художественные галереи и галереи искусств, выставочные залы, панорама и другие выставочные организации в сфере культуры;4) клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества (народного творчества, фольклора), центры (дома) реместв, центры национальных культур и другие клубные учреждения;5) парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады;6) книжные палаты;7) театры;
    8) цирки;9) филармонии и другие концертные организации;10) организации кинематографии;11) творческие мастерские;
    12) организации народных промыслов (реместв);13) научно-проектные и производственные реставрационные организации;
    14) научно-исследовательские учреждения и методические центры народного творчества (культурно-просветительской работы).

    Социальное пространство как объект управленческого воздействия. Особенности объектов управления в социальной сфере. Виды субъектов социального менеджмента. Сущность взаимодействия субъектов и объектов социального менеджмента.

    Субъект и объект управления имеют сложную, многоуровневую структуру. В качестве субъекта управления выступают и социальные институты, организации (также общественные), производственные коллективы и личности. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого (административного) склада ума. Необходимым условием принятия субъектом эффективного управленческого решения и осуществления контроля за его исполнением является, высокое качество информации, ее полнота, своевременность и оперативность, а также переработки. Все это предполагает глубокие и всесторонние знания субъектом существенных свойств, состояний, тенденций движения управляемого им объекта, а также условий его существования. В этом и заключается компетентность управляющего органа или лица.

    Объектами управления, являются люди: коллективы или отдельные личности, которые наделены соответствующими человеческими качествами - умом, волей, талантом, а потому способны принимать соответствующие решения и выполнять их. В этом отражается фундаментальная закономерность всех социальных процессов: чтобы быть реализованным, любой из них должен воплотиться в действиях конкретных людей. В обществе осуществляется управление не только коллективами людей, но и природными процессами, например экологическими, а также технологией производства, размещением хозяйственных зон и т.д. Субъект и объект управления - понятия относительные. То, что в одном взаимодействии выступает как субъект, в другом - как объект управления, и наоборот. Даже в пределах одного и того же взаимодействия субъект также управляется со стороны объекта, который в этом случае выступает уже в качестве субъекта управления. Поэтому эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его использованием не только сверху, но и снизу: бесконтрольный работник, как правило, морально разлагается, то же самое, впрочем, происходит и с руководителем.

    Понятие, предмет, субъект и объект экономики социальной сферы. Вводная характеристика отраслей социальной сферы.

    Экономика соц. сферы прежде всего связана с потребностями людей и потреблен. ими благ и услуг. СОЦ. ЭКОНОМИКА изучает, исследует, анализир. природу возникнов. потребностей, потребител. запросы, структуру потребления, выделяет рационал. потребности человека, семьи, соц. групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей. В зону действия соц. экономики попадают доходы разл. слоев и групп населения. Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая в первую очередь денежные доходы населения, - это все вопросы соц. экономики. ПРЕДМЕТ: Мера соответствия доходов и расходов, потребит. бюджеты человека и семьи применит. к разным половозрастным, территор., профессион. группам. Соц. экономика включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имуществ. состояние людей. СУБЪЕКТ в лице государства, цель которого, через свои структуры регулир. соц. отношения; а также другие обществ. институты; ОБЪЕКТ – т.е. соц. общественные процессы во всем их многообразии и разно­образии форм проявления;

    Задачи соц.экономики : 1. изуч. эконом. связей в социальном организме общества, их измен. в переходный период и направл. на соц. защиту тех слоев населения, у которых ущемлены эконом., политич. и др. соц. права;

    2. влияние рыночных отношений на соц. организм общества в целом;3. процессы, происх. в эконом., их влияние на соц. жизнь общества, соц. групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.

    4. реализация политики соц. защищенности населения

    Экономика соц. сферы определяется общими категориями эконом. теории: производство, распредел., обмен и потребление. В реализации личностных и обществ. интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеят. людей – сфере производства и распред. жизненных благ в условиях формир. рыночных отношений.

    Отрасли соц.сферы :1. Образование - социализация, привлеч.граждан ко всей накопленной культуры, развитие кадрового потенциала экономики. В структуру отрасли входят предприятия и образов. учреждения всех уровней, а также государств., регион. и местные органы управления образованием.

    2. Здравоохран. – поддерж. здоровья нации, сохранение и развитие человеч.потенциала общества. Включает предприятия и учрежд. здравоохранения, фонды обязател. и добровольного медиц. страхования, регион. и местные органы управления.

    3. Культура и искусство – обеспечив. распространение культурных традиций, повышение духовной культуры населения, развитие творч. потенциала и культурной активности граждан. Включает предприятия и учреждения культуры, а также органы управления.

    4. Соц. защита населения - целью явл. соц.поддержка и защита нетрудоспособных и малообесп. слоев населения. Отрасль развивается по трем основным направлениям: 1) соц. обеспечение; 2) соц. помощь и соц. обслуживание; 3) социально-страх. фонды.

    Не явл. отраслью, но регулируют совокупность значимых соц. процессов (госуд., регион. и местная политика доходов, политика в сфере труда и труд. отношений, политика занятости, миграционная, жилая, молодежная политика, политика в сфере межнацион.отношений.)

    Cоциальная cфера 1. Понятие социальной сферы, ее структура и факторы, влияющие на ее развитие. Семья как важнейший элемент социальной сферы и объект социологического изучения. 2. Семья в процессе социогенеза. 3. Содержание, структура и функции семьи. 4. Социальная работа с семьёй.

    Понятие социальной сферы Социальная сфера – это институты, группы, общности социальные отношения, а также связи, действия и взаимодействия между ними. Она охватывает всё пространство жизни человека – от условий его труда и быта, здоровья и досуга – до социоэтнических и стратных отношений.

    Содержание социальной сферы Составляют отношения между социальными группами, индивидами и институтами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни

    Структура социальной сферы Тесно связана с социальной структурой общества: личность, группа (например, молодежь или пожилые), семья, этнос и т. д. Социальная инфраструктура (наличие социальных институтов и сервиса, быт, условия, обеспечивающие жизнедеятельность человека) Социальные отношения (связаны с ценностями, благами, предоставляемыми обществом)

    Факторы развития социальной сферы Природно-географические (особенности природной среды, влияющей на деятельность и отношения между людьми) Социально-демографические (половозрастной состав населения, его численность по категориям, рождаемость и смертность, семейные отношения, миграционные процессы и т. д.) Производственно-технологические (технологический уровень предприятий региона, степень развития производственной инфраструктуры)

    Факторы развития социальной сферы Социально-правовые (правовые нормы и правоотношения, правовая урегулированность социальных отношений, уровень правосознания населения) Социально-экономические (характер и формы собственности) Социально-политические (степень социальной защиты населения) Социально-информационные (характер и направленность работы средств массовой информации)

    Факторы развития социальной сферы Социально-культурные (духовные и нравственны ценности, традиции и обычаи) Социально-психологические (особенность мышления, эмоциональных переживаний и настроений, волевые устремления, что накладывает отпечаток на образ жизни различных групп населения) Национально-этнические (наличие этнических общностей и групп, особенности национального характера и традиций того или иного этноса)

    2. Семья как элемент социальной сферы и объект социологического изучения Семья выступает важнейшим элементом социальной сферы. Именно семья создаёт условия для воспроизводства населения и развития личности. Именно в ней образуются базовые условия функционирования социума. Без социализации личности, происходящей, прежде всего, в семье невозможно обеспечение социальной жизни. Семья в социологии традиционно изучается как на макро-, так и на микроуровнях.

    Семья как элемент социальной сферы и объект социологического изучения Начиная с ам. социологов Т. Парсонса и К. Дэвиса в современной социологии существует позиция, что необходимо соединить эти два уровня, так как стабильность семьи зависит одновременно как от общества и социокультурных влияний, так и от внутренних взаимодействий и связей членов семьи.

    Семья как элемент социальной сферы и объект социологического изучения В российской социологии семья изучалась с 60 -х гг. ХХ века, упор при этом делался: на образ жизни семьи, эмоциональные отношения супругов, на конфликты, распределение обязанностей между супругами, на воспитание детей в неблагополучных семьях, на девиантное поведение, на роль женщины-предпринимателя в семье и т. д.

    2. Семья в процессе социогенеза. Историки семьи И. Бахофен, Дж. Мак. Леннан, Ш. Летурно показали, что семья, будучи необходимым элементом структуры общества, на протяжении всей истории человечества играла роль генератора и интегратора социальных связей, всей социальной жизни.

    Семья в процессе социогенеза В примитивных обществах семья играла важнейшую роль в удовлетворении всех потребностей человека. Именно семья, считают социологи, является генетическим истоком возникновения социальной сферы.

    Семья в процессе социогенеза Согласно Л. Моргану, последовательно сменявшие друга формы брачных отношений были исторически необходимыми предпосылками вызревания социальных функций будущего общества.

    Семья в процессе социогенеза Семья, под воздействием социальных перемен, связанных с усовершенствованием орудий труда, новыми знаниями и верованиями, постоянно трансформировалась.

    Семейные отношения Кровнородственные Полигамия (полиандрия и полигиния) Моногамия На определенном этапе развития семья становится основной формой трудовой и социально-бытовой общности, формируя род и племя.

    Семья в процессе социогенеза Запрещение браков внутри рода стимулировало объединение родов в племена и формирование 3 -х ступенчатой структуры: род – фратрия – племя, которое представляло собой совокупность нескольких родов, генетически связанных. Объединение племен в постоянные союзы способствовало образованию этносов.

    Семья в процессе социогенеза Развитие производства и обмена товарами, появление товарноденежных отношений привело к подрыву родового устройства и разделению населения не по родственным отношениям, а по проживанию на одной территории. Так появляется общество и государство.

    Семья в процессе социогенеза Развитие социально-бытовых, моральных отношений, обычаев и традиций привело к тому, что рычаги регулирования перешли от семьи к государству, таким образом сузив социальные функции семьи. Всё большее развитие получают другие элементы социальной сферы.

    Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная устойчивая форма половых отношений. В рамках брачных отношений осуществляется не только сексуальный контроль, но и удовлетворяется потребность в родительских отношениях, социальной поддержке, духовном общении, а также оказании хозяйственно-бытовых услуг.

    3. Содержание, структура и функции семьи. Семья – это группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспроизводство населения, воспитание детей и удовлетворяет общественно значимые потребности людей.

    Содержание, структура и функции семьи Семью создают отношения «родителидети» , она пространственно локализуется (жилище, дом, квартира), имеет экономическую основу – общесемейную деятельность родителей и детей, которая выходит за рамки быта.

    Содержание, структура и функции семьи Содержание семьи состоит в наличии 3 единого отношения: супружество – родительство – родство. Именно они представляют семью в строгом смысле слова. Ядром семьи является супружеская пара.

    Содержание, структура и функции семьи Формы организации семьи: Нуклеарная (супружеская) – муж, жена, дети. Её основой является семейная пара, связанная брачными отношениями. Родственная – клан кровных родственников с их супругами и детьми.

    Содержание, структура и функции семьи Социология подразделяет семью на Родительскую – семью происхождения Прокреационную – созданную взрослыми детьми, отделившимися от родителей

    Содержание, структура и функции семьи Семью также принято подразделять по наличию родителей: - Полные (2 -е родителей) - Неполные (1 родитель)

    Содержание, структура и функции семьи По количеству детей: - Бездетные - Однодетные (1 – 2 ребенка) - Многодетные (3 и более детей)

    Функции семьи Регулирования сексуальных отношений Воспроизводство населения Социализация новых поколений Защитная Статусная Воспитательная Хозяйственная

    4. Социальная работа с семьёй Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу. Среди них можно выделить следующие: - распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; - потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в рамках семьи в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.);

    Социальная работа с семьёй - отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи; - неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до жестокого обращения, что способствует у детей и подростков развитию девиантного поведения; - наличие в семье негативной нравственнопсихологической атмосферы; - неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

    Социальная работа с семьёй Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы. В основу этой работы положена модель, предусматривающая последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий.

    Социальная работа с семьёй Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста по работе с семьей включает следующие компоненты: наличие у специалиста представлений о содержании работы с семьёй как клиентом и о представлениях клиента о содержании этой поддержки; представления о форме оказания помощи семье;

    Социальная работа с семьёй дифференциация семей на типы; разработка программы социальных воздействий на семью коррекционновоспитательной направленности; вхождение с семьей в контакт с целью реализации программы социальных действий; отслеживание результатов коррекционновоспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

    Социальная работа с семьёй Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе социологических опросов и диагностических методик. Для определения наличия в семье конфликтных ситуаций можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

    Социальная работа с семьёй В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В практической же работе специалист по социальной работе подразделяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какойлибо деформированности семейной структуры).

    Социальная работа с семьёй Благополучные семьи, на основе дальнейшего их анализа, делятся на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

    Социальная работа с семьёй Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделяют на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

    Социальная работа с семьёй Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.

    Социальная работа с семьёй Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность в освобождении от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

    Социальная работа с семьёй Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Это приводит к отчужденности от коллектива, а затем и от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

    Социальная работа с семьёй Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Дети еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеют и не желают согласовывать свой образ жизни с общепринятым. Затем они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются противоречия между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т. д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

    Социальная работа с семьёй Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить пять типов брака: 1. доминирующий муж и пассивная жена; 2. доминирующая жена и пассивный муж; 3. открытая борьба или соперничество; 4. изоляция или эмоциональное отчуждение; 5. псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем мнении

    Социальная работа с семьёй В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватно исполняются роли мужчины (мужа) и женщины (жены), и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:

    Социальная работа с семьёй обвинение, когда один из супругов утверждает, что вина за все проблемы в семье лежит на другом супруге; отвлечение, когда один из супругов ищет успокоение от напряженной ситуации в семье за её пределами; чувство обиды, которое возникает в том случае, если один из супругов считает, что дает больше, чем получает; отношения ревности, озлобленности, подозрительности.

    Социальная работа с семьёй Основные социальные проблемы семьи: трудное материальное положение семьи; злоупотребление алкоголем и наркотиками; жестокое обращение с детьми и другими членами семьи; антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы; социальное сиротство – это явление устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

    Социальная работа с семьёй Стадии распада брака: эмоциональный распад (когда проходит любовь, привязанность, взаимное уважение); физиологический распад (прекращение интимных отношений); фактический распад (прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание)

    Социальная работа с семьёй При организации работы с семьей важен следующий принцип: оказание помощи в разрешении проблем нужно осуществлять не «огнем и мечом» , а очень осторожно. В противном случае семья не пойдет на контакт со специалистом.

    Социальная работа с семьёй Социальная работа должна иметь направленность в зависимости от типа семьи. Так, среднестатистическая семья нуждается в помощи по стабилизации и, прежде всего, в эмоциональной разрядке. Тут важна помощь (консультация) психолога. Проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков. Молодая семья. Здесь приоритетной сферой внимания социальной работы может быть: межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

    Социальная работа с семьёй Вторичная семья - это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов. Для нее характерны проблемы построения взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи. Неполная семья - это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы связаны с изменением статуса в обществе, понижением материального уровня, возможностью развития у детей девиантного поведения. Проблемы многодетной семьи (три и более детей) часто связаны с бедностью, нестабильностью статуса в обществе, иждивенческими установками.

    Социальная сфера как часть общественной жизни

    Сфера общества – это его некая часть, ветвь, грань, которая существует объективно и оформлена структурно, имеет связи с другими сферами, а также со всем обществом.

    Замечание 1

    Социальная сфера являет собой своеобразное, урегулированное целое со сложной организацией, единое по своему содержанию, качеству, задачам и многофункциональное из-за трудности и неоднозначности процесса воспроизведения социальных субъектов, имеющих свои потребности, способности, разнообразие интересов.

    Нынешняя социальная сфера – это монолитная подсистема общества, которая безостановочно модифицируется и существует благодаря объективной потребности общества в постоянном воспроизведении субъектов общественного процесса.

    Из всех сфер жизненных процессов социума лишь для социальной сферы основной функцией является воспроизведение неделимого комплекса субъектов в границах социума как целостной общественной системы.

    Социальная сфера состоит из системы социальной протекции и гарантий населения¸ которые установлены государственными законами и опираются на наследие жителей страны.

    Социальную сферу можно охарактеризовать при помощи:

    • ее незадействованного потенциала, сущность которого есть размеры материальных запасов, вовлеченные в развитие страны;
    • возможности модернизации объектов социальной структуры;
    • количества задействованных работников, уровня их профессиональной квалификации.

    Структура социальной сферы

    С.А. Щавель определяет сущность социальной сферы, как совокупность четырех взаимосвязанных частей, которые в то же время являются экспериментальными индикаторами, связанными с её предметной идентификацией:

    1. Социальная структура общества, исторически представленная социальными группами и некоторыми конкретными классами (территориальными, социально демографическими и т.п.) и их взаимоотношениями.
    2. Социальная инфраструктура, как сумма форм социально полезного движения и отраслей народного хозяйства, которые направленны на предоставление услуг непосредственно индивидууму.
    3. Все факторы, обеспечивающие связь групп индивидов или самого индивида с обществом, вовлеченность личности в процессы социума, как: социальные интересы, потребности, ожидания и стимулы.
    4. Требования и правила справедливости в социуме, гарантии и условия её обеспечения.

    Некоторые исследователи считают, что закономерно говорить про общность элементов в сферах общественной жизни, из которых и состоит любая их этих сфер.

    Считается, что есть взаимосвязь между всеми элементами общественных структур, они как бы смешиваются и перетекают один в другой. Но данная взаимосвязь вовсе не означает, что качественная определенность сфер подлежит полной ликвидации. К примеру, классы, иные социальные группы пронизывают своими отношениями и деятельностью все сферы жизни общества.

    Законы воспроизводства, которые являются фундаментом социальной сферы, функционируют и развивают данные группы, которые, в свою очередь, связывают сложную жизнь социума в монолитную систему, не растворяясь в законах иных сфер. Большое количество ученых полагает, что выделение в сферах таких составляющих, как субъекты, отношения, деятельность – есть правильный подход. Причем на передний план анализа выступает фактор общественной деятельности.

    Каждый из данных подходов обладает своими достоинствами, в силу того, что дает возможность анализировать содержимое и первоосновные характеристики общественной сферы под конкретным углом зрения. Параллельно, ни один из этих элементов не раскрывает всего многообразия структуризации общественной сферы, основываясь на особенностях её социологического исследования.

    Процессы социальной защиты, транспортного, бытового, медицинского обслуживания, образования и т.п. являют собой сочетание неизменных актов, относящихся к социальному взаимодействию людей, детерминирующее образ их жизни, условия общественного воспроизводства.

    Наравне со всеми процессами, данному взаимодействию характерны: протяженность во времени и пространстве, последовательность, непрерывность. Оно необходимо для достижения двух взаимосвязанных целей: сохранения накопленного до этого человеческого потенциала, обеспечения доступности услуг и создания совершенно новых институциональных допущений модернизации качественных показателей социального воспроизводства следующих поколений, обеспечения увеличения потенциала общественной сферы.

    С помощью услуг социальных учреждений формируется социальная экология.

    Система индикаторов социальных процессов

    Систему индикаторов, которые фиксируют социальные процессы, можно представить в виде показателей, характеризующих:

    1. Потенциал отрасли (наличие кадров разнообразных отраслей общественной сферы, качественные и количественные характеристики достижений образовательной деятельности, уровень здоровья населения, жилищных условий, социальных защиты и обслуживания и т.д.).
    2. Субъективную оценку уровня довольства потребностей индивидуумов, социальных групп в месте жилья, бытовом и медицинском обслуживании, культурно-духовном общении, образовании, политическом участии.
    3. Взаимное отношение бесплатности и платности услуг, частной и государственной принадлежности предприятий, производящих данные услуги, уровень доступности платных услуг разнообразным слоям и группам населения.

    Если оценивать ситуацию в отраслях социальной сферы, можно отметить, что в них происходит значительный спад. В результате проводимых реформ ухудшились социальные показатели, характеризующие процессы, перечисленные выше. Также результатом реформ стало лишение основной части населения возможности получать значительную часть услуг.

    Замечание 2

    Разительное дифференцирование обеспеченности населения социально-культурными услугами происходит из-за поляризации доходов населения, возрастанием цен на услуги и товары, и, в итоге, с уменьшением платежеспособного спроса широких слоев населения, перераспределением наиболее качественных ресурсов в сторону удовлетворения запросов малой высокодоходной прослойки общества.

    Структура социальной сферы представляет собой сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

    1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

    2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

    3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

    4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

    Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

    Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

    Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

    Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

    Под структурой социальной сферы подразумеваются соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.

    Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.

    В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).

    Социальная сфера по своему составу близка к сфере, ранее называвшейся непроизводственной, однако не равнозначна ей. В непроизводственную сферу входили и такие отрасли, которые не относятся к социальной сфере: наука и научное обслуживание, связь и информационные услуги для организаций и учреждений, охрана общественного порядка и безопасность. Поскольку непроизводственная сфера представляла собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, в нее не входили некоторые отрасли, относимые к социальной сфере, например общественное питание и торговля, так как в этих отраслях материальный продукт либо создается, либо доводится до потребителя.

    Бурное развитие в нашей стране в последние годы финансово-кредитной сферы экономики привело к созданию большого числа организаций, предоставляющих населению различные услуги финансового характера. Причем, некоторые из этих услуг, например, такие как социальное и пенсионное страхование, жилищное и потребительское кредитование имеют четкую социальную направленность. Однако, на наш взгляд, организации, предоставляющие подобные услуги (внебюджетные фонды, негосударственные страховые и пенсионные фонды, общества взаимного кредитования и т.п.), не могут быть прямо отнесены к социальной сфере, так как они лишь создают финансовые условия для удовлетворения социальных потребностей населения.

    В социальную сферу входят также организации, находящиеся в ведении непрофильных, в основном производственных министерств и ведомств, но оказывающие услуги населению.

    В настоящее время значительное число негосударственных организаций и учреждений в соответствии со своими уставами занимается различными видами деятельности, в том числе оказанием социальных услуг населению. Причем, часто в государственных органах статистики эти организации зарегистрированы лишь по основному виду деятельности и поэтому их дополнительные услуги не могут быть учтены должным образом. В результате о вхождении негосударственных структур в социальную сферу можно говорить лишь на основании их основной, профильной деятельности.

    Для экономики и управления социальной сферой принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая, что все входящие в нее организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.

    Государственный сектор включает в себя государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. При этом государственные организации могут в качестве основной цели своей деятельности иметь извлечение прибыли (унитарные предприятия) или не иметь такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (государственные учреждения).

    Коммерческий сектор включает в себя организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, находящихся в частной собственности, и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

    Неприбыльный сектор состоит из организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, партнерств. Отличительной особенностью данных организаций является то, что они, так же как и государственные учреждения, не преследуют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, а в случае ее наличия не распределяют ее между участниками.

    Коммерческий сектор в нашей стране формировался двумя путями. Во-первых, в процессе разгосударствления социальной сферы часть организаций таких отраслей, как торговля, бытовое обслуживание, туризм, гостиничное хозяйство, и некоторых других перешла в частную форму собственности, а во-вторых, образовалось большое количество абсолютно новых предпринимательских структур. Эти два пути формирования коммерческого сектора обусловили различные «стартовые возможности» развития входящих в него организаций социальной сферы. Многие организации коммерческого сектора имеют многопрофильный характер и предоставляют услуги самого различного вида. Это приводит к тому, что в коммерческом секторе как бы «размываются» границы традиционных отраслей, оказывающих социальные услуги.

    Неприбыльный сектор экономики образовывался в нашей стране в последние годы либо на базе общественных организаций, существовавших еще в условиях директивной экономики (например, таких как общества инвалидов, Фонд культуры, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца), либо в виде вновь созданных благотворительных фондов, общественных организаций и других благотворительных структур.



    Рассматривая отраслевую и секторальную структуру социальной сферы, можно отметить, что в таких отраслях, как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, в некоторых подотраслях культуры преобладают государственные учреждения; в розничной торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, частично в физической культуре большинство организаций относится к коммерческому сектору, а позиции организаций неприбыльного сектора особенно сильны в социальном обеспечении, в культуре и в образовании.

    Многообразие организаций социальной сферы обусловливает наличие различных подходов к определению ее состава. Длительное время в России действовал традиционный подход к понятию «социальная сфера», основанный на отраслевом принципе.

    Отраслевой состав был зафиксирован в Общероссийском классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном в 1992 году. В соответствии с ним все отрасли экономики были подразделены на две сферы: производственную и непроизводственную, которая часто отождествлялась с социальной.

    В дальнейшем были попытки выделения социальной сферы из состава непроизводственной сферы и сферы материального производства. В результате в 80-е годы в соответствии с методическими подходами того времени сфера обслуживания населения включала следующие отрасли: розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения и непроизводственной сферы; здравоохранение; физическую культуру; социальное обеспечение; народное образование; культуру и искусство.

    Информационная интеграция России в мировое сообщество вызвала необходимость пересмотра целого ряда классификаций и создание нового поколения классификаций, ориентированных на перспективы развития национальной экономики. К ним относится группировка хозяйствующих единиц в соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики (организации по производству товаров и услуг; финансовые учреждения; государственные (муниципальные) учреждения; домашние хозяйства и общественные организации, их обслуживающие).

    Современным подходом к выделению социальной сферы следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, утвержденный в 1994 году. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности или «чистой отрасли», то есть однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.

    В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:

    § оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

    § гостиничный и ресторанный бизнес;

    § транспортное, складское хозяйство и связь;

    § финансовое посредничество – страхование, пен­сионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;

    § государственное управление и социальные услуги;

    § образование;

    § здравоохранение;

    § деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

    § деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

    § деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

    Здесь впервые в состав социальной сферы включены производственные виды бытовых услуг, которые ранее относились к производственному сектору, в качестве самостоятельного вида деятельности были выделены, услуги гостиниц и ресторанов. Собственно социальные отрасли, такие как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство были включены, как и ранее, в качестве самостоятельных видов деятельности.

    ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

    Территориальная организация социальной сферы – это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов.

    При этом формируются социальные пространственные структуры, тесно связанные со структурами производственными.

    Формирование территориальной структуры социальной сферы сложный и, как правило, длительный процесс, развивающийся под воздействием многочисленных факторов, которые могут быть объединены в три группы: природные, населенческие, экономические.

    Природный фактор воздействует на формирование социальной сферы и ее размещение чаще всего опосредованно. От природных условий в большой мере зависит размещение населения, его расселение. Это, в свою очередь, предопределяет территориальный аспект потребности населения в услугах организаций социальной сферы. Но есть и прямое влияние природного фактора на размещение отраслей социальной сферы. Таково оно, например, в туризме, развитие которого напрямую зависит от аттрактивности (привлекательности) природы того или иного района. При этом аттрактивность может быть самого различного свойства: красота природы, наличие пляжей, целебных минеральных источников и т.д.

    В размещении отраслей социальной сферы очень велика роль населенческого фактора – очень широкого по своему внутреннему содержанию. Как уже было сказано, территориальный аспект социальной сферы напрямую зависит от размещения населения: его концентрация притягивает к себе ее отрасли. Особенно это проявляется в городах, существование которых в наши дни просто невозможно без формирования в них адекватной их развитию социальной сферы. При этом нельзя не отметить, что социальная сфера городов обслуживает население не только тех городских поселений, в которых она размещена, но очень часто население иных городов и районов. Достаточно назвать городацентры туризма (Сочи в России, Ялта на Украине, Ницца во Франции), университетские (всемирно известные Кембридж и Оксфорд в Великобритании, многочисленные университетские города в разных штатах США), религиозные центры (Мекка в Саудовской Аравии) и иные, притягивающие людей извне. Сфера обслуживания должна в большой мере ориентироваться и на это «иногороднее» население.

    Многие (обычно небольшие по людности) центры обязаны своим появлением и функционированием именно развитию отраслей социальной сферы. Об этом свидетельствуют и приведенные примеры. Таким образом, можно утверждать, что социальная сферы является одним из градообразующих факторов.

    Но воздействие населенческого фактора не ограничивается расселением населения в целом. Большую роль играют: система демографических показателей, особенно поло-возрастной состав, национальный и конфессиональный (религиозный) состав населения, его социальная и профессиональная структуры. Ведь каждая половая и возрастная группа, каждая социальная и профессиональная категория ощущают первоочередную потребность в услугах разных отраслей социальной сферы.

    Чрезвычайно велико воздействие на размещение социальной сферы экономических факторов. При этом они очень связаны с фактором расселенческим. В самом деле, расселение населения в решающей мере зависит от размещения производства. Поэтому в большинстве случаев выстраивается прямая цепочка: развитие производства –расселение населения (с его социальными потребностями) – развитие социальной сферы.

    Развитие производства и развитие социальной сферы в общем идут взаимосвязанно, однако в разных регионах по-разному. Развитие социальной сферы обычно протекает по одному из трех вариантов:

    1) происходит адекватно развитию производства,

    2) отстает от развития последнего,

    3) несколько опережает его.

    Можно полагать, что социальная сфера должна «на шаг» опережать развитие производства – именно «на шаг», потому что значительное опережение сделает функционирование социальной сферы на долгие годы нерентабельным, приведет к замораживанию социальной инфраструктуры. В разных странах и районах можно встретить все три варианта взаимоотношений между развитием производственной и социальной сферы, темпами их формирования. В истории были случаи, когда промышленному развитию вновь осваиваемых районов предшествовал этап их инфраструктурного обустройства, когда заблаговременно создавалась и социальная сфера для обслуживания будущих потребителей ее продукта (например, строительство новой столицы Бразилии – города Бразилиа).

    Говоря об экономическом факторе нельзя забывать о финансировании развития социальной сферы, о масштабах и источниках этого финансирования. От этого прямо зависят и масштабы развития социальной сферы, ее отдельных отраслей.

    Все перечисленные факторы – природные, населенческие, экономические – оказывают различное влияние на развитие и размещение социальной сферы в различные исторические эпохи, на разных этапах развития общества. Более того, сам спектр отраслей социальной сферы, специализация последней меняются в ходе развития общества, меняются и приоритеты, хотя практически все отрасли социальной сферы в той или иной форме существовали еще в глубокой древности.


    Вопросы (ответы) к экзамену по учебной дисциплине «Управление организациями социальной сферы».

    1. Предмет и метод курса «Управление организациями социальной сферы» и его место в системе социально-экономических дисциплин. (лекции)

    Современные социальные, экономические и демографические условия требуют более пристального внимания к социальной сфере и к организациям социальной сферы, в частности. Эффективная деятельность организаций социальной сферы во многом зависит от степени понимания специфики управления.

    Изучение данного курса имеет свои целью ознакомить студентов с особенностями менеджмента, стратегического управления, финансов, предпринимательства, маркетинга, ценообразования, оплаты труда, информационного обеспечения и т.п. в организациях социальной сферы.

    Изучает - процессы управления хозяйственной деятельностью организации соц.сферы.

    Организации соц. сферы

    С позиции экономики

    С позиции менеджмента

    Организации соц. сферы

    Хозяйственная деятельность – совокупность хозяйственных процессов.

    Х.д . включает : произврдственную деятельность, коммерческую, финансовую, инфраструктурную, управленческую, правовую, маркетинговую деятельность.

    Предмет - что изучает, метод – как изучает.

    Предметом курса – является хозяйственный механизм функционирования организаций соц.сферы и процесс управления им.

    Метод курса – совокупность способов, инструментов посредством которым изучается предмет курса. (теория организации, какими способами изучается. Теория больших систем, эк. статистики, социологии, истории, философии, логики).

    Место в системе соц.экономических дисциплин:

    Примеры:

    2. Особенности организаций социальной сферы, учитываемые при формировании системы управления.

    Организации соц. сферы – рассматриваются в 2ух аспектах: с позиции экономики и с позиции менеджмента.

    С позиции экономики – это хозяйствующий субъект, результат деятельности который потребляется непосредственно физическими лицами.

    Организации (предприятия, учереждения) – регламентируется законодательством.

    С позиции менеджмента , организация – единство физических лиц, устойчиво связанных коммуникативным взаимодействием. Любая организация с позиции менеджмента понятие более емкое, более широкое.

    Организации соц. сферы открытая система. Организация ведет хозяйственную деятельность посредством потребляемых ресурсов.

    ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ .

    Одним из основных элементов управления организациями социальной сферы является структура управления, отражающая разделение труда и информационные потоки в системе управления.

    Для большинства организаций социальной сферы, относящихся к малым и имеющих ограниченный перечень направлений и незначительные объемы деятельности, характерна достаточно простая, малозвенная структура управления. Но независимо от размеров организаций при проектировании их структуры управления должны соблюдаться основные принципы, рекомендуемые теорией менеджмента. При всем своеобразии структур управления в организациях социальной сферы могут быть выделены такие локальные критерии рациональности каждой их них, как адаптивность к среде функционирования, качество и оперативность принимаемых решений, величина управленческих издержек и глобальный критерий – уровень обеспечения реализации цели (целей) организации.

    При проектировании или совершенствовании структуры управления организациями социальной сферы следует учитывать, что их целевая ориентация, особенности деятельности и развития определяют соответствующие требования к составу управленческих подразделений. Формирование и дееспособность организаций социальной сферы в определяющей мере зависит от уровня прогнозирования потребностей в оказываемых ими услугах, от эффективности контактов с потребителями услуг, спонсорами, партнерами и т.д.

    Рассмотрим основные факторы построения структуры управления:

    1. Норма управляемости

    Под нормой управляемости понимается количество подчиненных (работников), которыми может эффективно управлять непосредственный руководитель.

    При превышении нормы управляемости снижается возможность непосредственного контакта руководителя с подчиненными и тем самым формирования и поддержания сильной корпоративной культуры, являющейся одним из приоритетных направлений менеджмента в организациях социальной сферы в связи со спецификой мотивации их работников. Кроме того, возрастает вероятность появления неформальных групп внутри организации и ряда других проблем.

    Французский специалист в области менеджмента В. Грейкунас дал количественную оценку соотношения норм управляемости и числа контролируемых руководителем взаимоотношений и взаимосвязей внутри организации. В соответствии с приведенными расчетами при двух подчиненных число связей равно 6, при трех – 18, при четырех – 44, при пяти – 110, при десяти – 5210. И даже с учетом определенной условности полученных результатов представляется очевидной их значимость при установлении нормы управляемости.

    В то же время необоснованное уменьшение нормы управляемости часто приводит к росту числа уровней в структуре управления и, как следствие, к снижению мобильности системы управления, возрастанию административных затрат, бюрократизации аппарата управления.

    Определение рациональной нормы управляемости в организациях социальной сферы должно основываться на тщательном учете следующих факторов, характерных для их деятельности в настоящее время:

    1) Существенное усложнение системы управления в связи с серьезной переориентацией организаций социальной сферы с директивно устанавливаемых сверху плановых показателей на действительные, разнообразные и динамичные интересы и требования непосредственных потребителей услуг. Данное обстоятельство отражается в усложнении содержания и расширении диапазона функций как руководителей, так и подчиненных.

    2) Возрастание интенсивности межгрупповых и межличностных контактов в подразделениях организаций, связанное с решением новых, сложных задач.

    3) Наличие в ряде отраслей социальной сферы нестандартных технологий оказания услуг.

    4) Недостаточный экономический уровень подготовки значительного числа руководителей организаций социальной сферы.

    Перечисленные факторы могут оказывать ограничивающее влияние на норму управляемости.

    Напротив, возрастание нормы управляемости может иметь место по мере механизации и автоматизации управленческого труда, стандартизации выполняемых функций управления, повышения уровня квалификации руководителей, укрепления организационной культуры и т.д.

    2. Делегирование полномочий

    Соблюдение норм управляемости при формировании структуры управления организаций социальной сферой неразрывно связано с процессом делегирования полномочий.

    Делегирование полномочий способствует освобождению руководителей организаций от повседневных, текущих дел, позволяя им в большей мере сосредоточиться на решении стратегических задач. Это становится все более актуальным для организаций социальной сферы ввиду возрастающего динамизма окружающей среды и необходимости четкого видения перспектив развития организаций. Данные факторы определяют задачу существенного совершенствования системы управления в организациях, ориентированных прежде на стабильные, нормативно определяемые условия функционирования.

    В настоящее время серьезными проблемами для руководителей организаций социальной сферы становится формирование адаптивных структур управления с перераспределением управленческих задач, привлечение и эффективное использование новых ресурсов и т.д.

    Делегирование полномочий стимулирует стремление работников, принимающих делегированные полномочия, к повышению квалификации, к участию в процессе реализации целей организации.

    Это особенно актуально для тех отраслей и организаций социальной сферы, в которых потребности и интересы работников формировались в условиях жесткой централизации, неэффективной системы стимулирования, отсутствия сильной корпоративной культуры.

    Один из знакомых ему руководителей предложил своим сотрудникам пройти обучение на тему «Как выполнить мою работу».

    Руководитель вложил много труда в проведение этого курса обучения. Большая часть сотрудников прошла курс обучения и спустя несколько месяцев многие из них на самом деле взяли на себя часть его функции. Очень скоро он обнаружил, что он «управляет», а не носится сломя голову, выполняя массу всяких дел, как бывало с ним раньше.

    В той или иной степени делегирование полномочий становится реальностью в деятельности организаций социальной сферы.

    Так, во многих российских вузах право принятия решений относительно подготовки кадров, конкурса определенной категории преподавательского состава и по другим вопросам, составляющим содержание деятельности факультетов, передано на уровень деканатов. Отраслевые министерства делегировали организациям социальной сферы права по планированию их деятельности, определению штатной численности персонала, принятию решений по целому ряду других кадровых и финансово-экономических вопросов.

    Вместе с тем, делегирование полномочий предполагает соблюдение ряда важных принципов и условий, накладывающих ограничения на перечень и глубину содержания делегируемых функций. В частности, представляется нецелесообразным делегирование функций общего руководства, связанного с определением стратегии развития, проведением организационных изменений, формированием корпоративной культуры организации и другими направлениями управленческой политики, воздействующей на организацию как целостную систему.

    Важнейшим принципом эффективной реализации делегирования полномочий является соответствие объема и содержания передаваемых полномочий объему и содержанию делегируемых обязанностей и ответственности.

    3. Централизация и децентрализация управления в организациях социальной сферы

    Уровень централизации и децентрализации управления в организациях социальной сферы характеризуется количеством уровней управления, объемом и содержанием выполняемых на каждом из них функций, делегированием полномочий и другими показателями.

    Определяя политику централизации или децентрализации управления в организациях социальной сферы, нельзя абсолютизировать преимущества той или иной формы управления, абстрагируясь от характеристик конкретных организаций и условий их функционирования.

    Возрастание значения таких факторов, как размер организации, необходимость оперативного принятия решений с использованием по возможности полной информации об объекте управления, целесообразность повышения уровня самостоятельности подразделений, определяет стремление к децентрализации управления. Данная ситуация характерна для организаций социальной сферы, расширяющих область своей деятельности путем создания филиалов (в гостиничной, библиотечной, образовательной сети, бытовом обслуживании, в структуре общественных организаций и т.д.).

    На макроуровне тенденция децентрализации управления выразилась, например, в освобождении Министерства культуры, Министерства здравоохранения и ряда других министерств от решения ряда проблем управления и перемещения большинства полномочий на уровень субъектов Российской Федерации и регионов, которым отводится главная роль в формировании социальной политики.

    Проиллюстрируем процесс децентрализации управления организациями социальной сферы на примере библиотечной сети. В настоящее время библиотеки наделяются правом активного участия в разработке или самостоятельного принятия решений по таким вопросам, которые прежде находились исключительно в компетенции центральных или местных органов управления, в том числе:

    а) планирование основных показателей деятельности библиотеки;

    б) поиск дополнительных источников финансирования;

    в) организация системы оплаты труда (за рамками штатного расписания);

    г) определение номенклатуры услуг и организационно- структурных элементов библиотек;

    д) организация системы обеспечения необходимыми ресурсами.

    В то же время необходимость проведения единой экономической, технической и технологической политики, возрастание риска принятия неэффективных решений при децентрализованном управлении, отсутствие необходимой системы контроля, целесообразность централизованного принятия решений с учетом предполагаемой экономической эффективности и имеющихся ресурсов определяют стремление к централизованным формам управления.

    В частности, в библиотечной сфере имеющаяся тенденция к определенной централизации управления обусловлена следующими факторами:

    1. Целесообразность, с точки зрения наличия необходимых ресурсов и разработанных технологий, централизованного формирования банка данных о выпускаемой литературе и потребностях в услугах библиотек.

    2. Создание в рамках центральной библиотечной системы специализированных подразделений, результаты деятельности которых используются в работе отдельных библиотек.

    3. Координация деятельности библиотек на местном и федеральном уровне.

    4. Необходимость стандартизации целого ряда технологий и процедур библиотечной деятельности.