Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Основные положения этического кодекса психолога. Материал на тему: Этический кодекс психолога

    Основные положения этического кодекса психолога. Материал на тему: Этический кодекс психолога

    ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА Этические принципы призваны обеспечить: решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог; сохранение доверия между психологом и клиентом; укрепление авторитета психологической службы образования среди учащихся, родителей и педагогической общественности. Основными этическими принципами являются: 1. Принцип конфиденциальности. 2. Принцип компетентности. 3. Принцип ответственности. 4. Принцип этической и юридической правомочности. 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии. 6. Принцип благополучия клиента. 7. Принцип профессиональной кооперации. 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога. Сам род занятий психологов требует, чтобы они всегда помнили об этических вопросах и в своей работе руководствовались определенными этическими принципами. Психолог, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом.

    Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психолога. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.

    Для современных психологов, реализующих знания в различных областях психологической науки, этические принципы аналогичны клятве Гиппократа. Это относится и к психологам-практикам, и к психологам-теоретикам, разрабатывающим методологию науки, и, к организующим исследования, экспериментаторам.

    Термином «профессионально-этические принципы» определяется необходимость связи между высоким профессионализмом и этическим уровнем работы психолога.

    Принципы сформулированы так, чтобы помочь психологу определить свою позицию в вопросах этики, защитить клиентов и испытуемых, отдельных лиц или групп от неправильного или вредного воздействия, а так же помочь служить основой для сохранения доверия в психологической практике и теории.

    При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи должны руководствоваться Этическим Кодексом, который непосредственно касается его основного вида деятельности. Если отдельные нормы поведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодательства, психологи в профессиональной деятельности должны выбирать соответствие более высоким стандартам. За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса речь может идти о привлечении психолога-консультанта к суду.

    Этический кодекс психолога-консультанта РФ

    Этический Кодекс психологов призван:

    Оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний;

    Защищать психологов-консультантов и психологию от дискредитации и манипуляций;

    Психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

    Психологи должны осуществлять профессиональную деятельность в новых областях или использовать новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов. В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты должны делать все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

    Психолог, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

    Психологи должны наделять своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

    В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

    1. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

    2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

    3. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

    4. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

    5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

    Так же в Кодексе оговорены правила касающиеся таких тем, как посягательства на честь и достоинство клиентов, отношение к личным проблемам; ненанесения вреда; неправильное использование психологических знаний; неправильное использование психологами-консультантами результатов их работы; вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты труда психологов-консультантов; вопросы публичного выступления и публикаций и другие.

    Заключение

    В нашей стране этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

      Этические принципы работы психолога при использовании психодиагностики

    Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Важнейшими условиями успешности психодиагностики являются, с одной стороны, готовность испытуемого принять участие в процедуре тестирования и - с другой - позиция, которую занимает в этой системе взаимоотношений сам исследователь.

    Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать кодеке и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического общества и лишен права (лицензии) на психологическую практику.

    Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна наносить вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов.

    К этим принципам относятся:

      Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.

      Принцип компетентности, то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.

      Принцип профессиональной тайны, то есть ограничение распространения психодиагностических методик.

      Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, ипринцип информирования клиента о целях обследования , который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования;

      Принцип этической и юридической правомочности , который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.

      Принцип объективности , то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.

      Принцип конфиденциальности , то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности.

      Принцип благополучия испытуемого , который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.

      Принцип морально-позитивного эффекта обследования , заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.

      Принцип гражданственности и патриотизма , заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.

      Принцип профессиональной кооперации , представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.

      Принцип квалифицированной пропаганды психологии , состоящий в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психологической диагностики.

    Реферат по профессиональной этике

    «Этический кодекс практического психолога»


    Введение

    Общая информация об этическом кодексе практического психолога

    Принципы этического кодекса практического психолога

    1Общие принципы

    2.2О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами

    2.3О вмешательстве

    2.4Об исследовательских работах и образовании

    2.5О получении и использовании информации

    Заключение

    Список литературы

    Введение


    Этический кодекс практического психолога представляет собой свод этических правил, который обязателен для использования в работе практического психолога.

    В связи с тем, что практическая психология включает в себя очень разные и имеющие свою специфику области деятельности (работа в школе с детьми; психотерапевтическая работа с людьми, испытывающими серьезные жизненные трудности; развивающие инструментальные и личностные тренинги с психологически взрослыми и душевно здоровыми людьми), существуют различные этические кодексы, отражающие специфику работы практического психолога в данной области.

    Практическая психология - это весьма сложная, ответственная и относительно недавняя область профессиональной деятельности психолога.

    В реферате использованы работы Абрамовой Г. С. «Практическая психология», Зеленковой И.Л. «Прикладная этика», Этические стандарты для психолога // Вопросы психологии.

    Объект исследования работы- этика профессиональной деятельности психолога; предмет- этический кодекс практического психолога.

    Реферат состоит из введения, основной части и заключения.

    Целью данной работы является рассмотрение этического кодекса практического психолога. Цель реализуется посредством следующих задач:

    1)анализ общей информации об этическом кодексе практического психолога;

    2) описание принципов этического кодекса практического психолога.

    1. Общая информация об этическом кодексе практического психолога


    На I съезде Официального общества психологов в Мадриде в мае 1984 года Руководящий совет ООП принял на себя обязательства по созданию этического кодекса для профессиональных психологов, исходя из предварительного проекта, представленного съезду профессором А. Ф. Бардажи. На рабочем совещании в январе 1987 г., в котором приняли участие представители многих психологических ассоциаций и учебных заведений, в проект были внесены различные изменения и дополнения, после чего он широко обсуждался научной общественностью.

    Настоящие этические стандарты предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.
    Деятельность психологов определяется прежде всего принципами взаимной терпимости и законности. В своей профессиональной деятельности психологии должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психологов.
    Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или помех своей профессиональной независимости и законному осуществлению своих профессиональных функций в соответствии с правами и обязанностями, устанавливаемыми настоящим кодексом. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний.


    2. Принципы этического кодекса практического психолога


    2.1 Общие принципы


    Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

    2. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

    3. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.

    4. Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

    5. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

    6. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

    Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

    В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие.

    Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

    Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать обо всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

    В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.


    .2 О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами


    Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

    Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

    Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

    Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

    Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

    Психологические методы не должны смешиваться - как в применении, так и в их представлении общественности - с методами, чуждыми научным основам психологии.

    Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

    Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.


    .3 О вмешательстве


    Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

    2. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

    3.Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.

    Ни в коем случае свобода клиента - как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста - не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.

    Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

    Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.

    Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.

    В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

    Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.


    .4 Об исследовательских работах и образовании


    Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.

    При выполнении исследований психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.

    Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.

    Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы.

    Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.

    При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными стандартами.


    .5 О получении и использовании информации


    Психологи при осуществлении своих профессиональных функций должны тщательно оберегать право клиента на конфиденциальность. Лишь строго необходимая для выполнения требуемых действий информация должна быть получена психологом и всегда только с согласия клиента.

    Вся информация, полученная психологами о клиенте, как из его сообщений, так и в результате профессиональных наблюдений, является их профессиональной тайной, сохранение которой - их профессиональное право и обязанность. Разглашение такого рода сведений возможно только по специальному разрешению клиента. Психологи должны следить за тем, чтобы их сотрудники соблюдали те же правила относительно информации.

    При осуществлении вмешательства по просьбе самого клиента и на основании полученных от него сведений, информация о клиенте может быть сообщена третьему лицу только по специальному разрешению клиента и в определенных им пределах.

    Если обследование или вмешательство осуществляется по инициативе другого лица (судьи, представителя органов просвещения, родителей, нанимателя и т. д.), а не самого обследуемого, то он или его родители и опекуны должны быть уведомлены об обследовании или вмешательстве, а также о том, кому будет направлен отчет психолога.

    этический кодекс психолог исследовательский

    Заключение


    Подводя итог, можно отметить, что практическая психология - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно - психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально - этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, основные принципы которого мы попытались изложить выше, другие требуют дополнительного обсуждения. И от того, как психолог в своей деятельности использует данные этические нормы и правила, зависит его профессионализм.

    Список литературы


    1.Абрамова Г.С. Практическая психология. «Академический Проект», 2004.

    .Зеленкова И.Л. Прикладная этика. - М.: ТетраСистемс, 2004.

    .Профессиональный кодекс этики для психологов / Пер. с англ. А.В. Александровой. - М., 2002.

    .Этические стандарты для психолога // Вопросы психологии. 2002 г. № 5

    .http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=31&0a1=763&0o1=1&0s1=1


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строится взаимоотношения и деятельность людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, то есть такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентир на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит им вред.

    Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказания, привлекающее применение к нему мер принуждения. Поэтому можно говорить об этическом кодексе как о неотъемлемой составляющей информационной культуры психолога.

    Юридический же кодекс опирается на нормы права, разрешает насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают, осуждены судом, а также тех, в отношении которых возбуждены уголовные дела органами правосудия.

    В работу психологической службы и в управление деятельностью психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции, что не допускается в юридической практике. Зачастую чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняет от принятия скороспелого и потенциально ошибочного решения.

    Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей зависит от следующих факторов: философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеологическая практика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь.

    Рассмотрим этический кодекс практического психолога на примере профессиональной деятельности психолога в образовании, так как эта одна из тех немногих отраслей, где в нашей стране деятельности психолога достаточно распространена.

    Итак, в настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба в образовании, выработаны свои этические кодексы психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования в Российской Федерации на момент написания этого учебника. Отметим также, что представленный этический кодекс непосредственно пересекается с принципами профессиональной деятельности, рассмотренными нами выше, и в полной мере относится к различным сферам деятельности психолога с несколько другой трактовкой положений данного этического кодекса.

    Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это:

      позиция, из которой исходит психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем – либо нарушаются

      действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики;

      отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка.

    Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия психолога в системе образования в различных ситуациях:

      Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.

      В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречия с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

      Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решения по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

      Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.

      В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

      Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сом нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.

      Работа психолога в системе образования направлена на достижения исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

      Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

      Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми

      Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также своих выводах и рекомендациях.

      Психолог не должен принимать участие в том, сто как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этике психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, навсегда лишаются права работать с детьми, пользование дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежит суду.

      Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

      Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

      Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.

      В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не нашедших достаточной апробации или не полностью отвечающих общенаучным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

      Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным лицам.

      Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

      Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их людей.

      Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы, определенных законом.

      Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

      Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

      Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

      Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

      Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить.

      Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

      Психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

      При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц, с содержанием настоящего этического кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связанны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнение неэтичных требований со стороны других лиц.

      Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокопрофессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

    Профессиональная деятельность психолога в информационных сетях.

    Психология, особенно практическая и прикладная на сегодняшний день – одна из перспективных областей внедрения новых информационных технологий. Это имеет реальное подтверждение на практике. Действительно, в нашем обществе отмечается бурное развитие психологической теории и социально-психологической практики: создаются специализированные институты, кафедры, осуществляются психодиагностические исследования, проводятся эксперименты, формируется новая область внедрения теории – психологическая практика, организуется социально-психологическое консультирование, расширяют психологические функции службы социальной адаптации и социальной реабилитации и т.д. В связи с этими происходит психологической информации и, соответственно, появляются проблемы организации информационных потоков. Эти проблемы принимают все более широкий размах, что создает ситуацию информационного кризиса: с одной стороны – растет количество источников психологической информации; с другой стороны – специалисты испытывают в ней недостаток, по той причине, что способы ее тиражирования, распространения, аналитико-синтетической переработки, экспертной оценки остаются на чрезвычайно низком уровне.

    Информатизация социально-психологической сферы протекает в стихийной форме, что углубляет противоречия в этом процессе. Как уже замечено в литературе в отношении информатизации в различных сферах, практика конструирования и распространения компьютерных систем во всем мире опередила создание теории их осмысленного разумного применения.

    Деятельность психолога является таким видом, которому присущи все виды информационной деятельности: сбор, систематизация, обработка, хранение, анализ информации, собранной методами психодиагностического исследования. Психолог осуществляет информационные функции. Он организует психологическую информацию, получает ее, анализирует, переводит во внутренний план своей деятельности. В условиях перехода общества в информационный этап своего развития, деятельность психолога все в большей мере определяется уровнем его информационной культуры. Информационная культура – это развитые потребности в информации как источнике профессиональной рефлексии, способность максимально использовать информационные ресурсы для реализации себя как профессионала.

    Процесс информатизации социальной сферы как сферы деятельности психолога таков, что многие организационно-методические вопросы рассматриваются на уровне проблем, требующих теоретического решения. Такой проблемой является сущность информатизации социально-психологической сферы. В настоящее время, психологи и социальные работники осваивают, с немалыми трудностями, компьютерное делопроизводство. В исследованиях же и в практической деятельности обходятся тем, что превращают письменные варианты тестовых методик в компьютерные и решают некоторые процедурные вопросы. Между тем, уже сегодня необходимо заинтересоваться вопросом о возможностях высокой техники качественно повышать научный уровень социального психолога в изучении психологической реальности. Это потребует создания принципиально новых технологических средств как для социально-психологической практики, так и для обучения профессионалов.

    Настоящим профессионалом, отвечающим требованиям современного информационного общества, формирующейся информационной культуры психолог станет только в том случае, если уровень его подготовки к работе в информационных системах будет выше уровня простого пользователя. Поэтому при подготовке психологов к профессиональной деятельности, обучающие программные средства должны соответствовать задаче глубокого проникновения в психологическую реальность в целях ее изучения и преобразования. В создании таких средств должны быть задействованы психологи, социальные инженеры, программисты.

    Как уже было сказано выше, этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строимся деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, т. е. такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентация на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит вред.

    Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее применение к нему мер принуждения.

    В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог, например, в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике. Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциально ошибочного решения.

    Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это - философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В философии, например, существует и давно разрабатывается специальный раздел, который так и называется - «этика». В нем дается научное определение морали, рассматриваются ее истоки, основные нравственные категории, их преобразование в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе определенные нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, с системе образования, в личных и деловых отношениях людей. Составляющими социально - психологической человеческой культуры также являются обычаи и традиции, обеспечивающие социально - или национально - специфический колорит этических норм. Идеология и политика также представляют собой специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на интересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения.

    Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь. В настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба, выработаны свои этические кодексы практических психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании.

    Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это - позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем - либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка.

    Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия практического психолога в системе образования в различных ситуациях:

    • 1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми,
    • 2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.
    • 3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.
    • 4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.
    • 5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.
    • 6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.
    • 7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
    • 8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.
    • 9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.
    • 10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
    • 11. Психолог не должен принимать участие в том, что как - то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются права работы с детьми, пользования дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежат суду.
    • 12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.
    • 13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.
    • 14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
    • 15. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях.
    • 16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным лицам.
    • 17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.
    • 18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их людей
    • 19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно - психологической экспертизы, определенных законом.
    • 20. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь с согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.
    • 21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.
    • 22. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
    • 23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.
    • 24. Психолог не дожжен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить.
    • 25. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.
    • 26. Психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
    • 27. При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связаны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных требований со стороны других лиц.
    • 28. Нарушение положений этического кодекса профессиональным практическим психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости - более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

    Этический кодекс практического психолога

    Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, т. е. такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентация на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит им вред.

    Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее применение к нему мер принуждения. В отличие от этого юридический кодекс опирается на нормы права, разрешающие насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия.

    В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с, которыми в жизни сталкивается практический психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике. Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциально ошибочного решения.

    Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это - философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В философии, например, существует и давно разрабатывается специальный раздел, который так и называется - «этика». В нем дается научное определение морали, рассматриваются ее истоки, основные нравственные категории, их преобразование в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе определенные нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях людей. Составляющими социально-психологической человеческой культуры также являются обычаи и традиции, обеспечивающие социальноили национально-специфический колорит этических норм. Идеология и политика также представляют собой специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на интересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения.

    Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь. В настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба в системе образования, выработаны свои этические кодексы практических психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования в Российской Федерации на момент написания этого учебника.

    Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это - позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем-либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка.

    Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия практического психолога в системе образования в различных ситуациях:

    1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.

    2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

    3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

    4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.

    5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

    6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.

    7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

    8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

    9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.

    10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.

    11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются права работы с детьми, пользования дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежат суду.

    12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

    13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

    14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых" он имеет необходимое образование и квалификацию.

    15. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях.

    16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным лицам.

    17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

    18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их людей.

    19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы, определенных законом.

    20. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

    21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

    22. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

    23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

    24. Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить.

    25. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п.,- то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

    26. Психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

    27. При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, которые) будут связаны с ним в профессиональной работе, на необходимости хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных требований со стороны других лиц.

    28. Нарушение положений этического кодекса профессиональным практическим психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости - более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

    Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

    Тема 1. Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования

    1. Необходимость создания психологической службы в системе образования.

    2. Основные задачи психологической службы в системе образования.

    3. Структура психологической службы.

    4. Специализация в работе практических психологов.

    5. Взаимодействие практических психологов с органами управления психологической службы и другими структурными подразделениями системы образования.

    Тема 2. Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога

    1. Требования, предъявляемые к квалификации психолога в системе образования.

    2. Обязанности практического психолога в системе образования.

    3. Права практического психолога в системе образования.

    4. Вопросы, решаемые практическим психологом самостоятельно и во взаимодействии с другими людьми, вовлеченными в учебно-воспитательный процесс.

    5. Пути решения спорных вопросов, возникающих в работе практического психолога.

    Тема 3. Этический кодекс практического психолога

    1. Представление об этическом кодексе и необходимость его введения в работу психологической службы системы образования.

    2. Первоисточники нравственных норм, на основе которых вырабатывается этический кодекс практического психолога.

    3. Сферы деятельности практического психолога, регламентируемые нормами этического кодекса.

    4. Конкретные виды поведения и действий, "регулируемые этическим кодексом в различных ситуациях.

    Темы для рефератов

    1. Задачи и структура психологической службы в системе образования.

    2. Функции психологической службы в системе образования.

    3. Основные положения этического кодекса практического психолога в системе образования.

    Темы для самостоятельной исследовательской работы

    1. Профессиограмма практического психолога в системе образования.

    2. Права и обязанности практического психолога в системе образования.

    3. Спорные вопросы в работе практического психолога, пути их разрешения.

    Литература

    Баранов В. Ф. Педологическая служба в советской школе 20-

    30-х гг. // Вопросы психологии.- 1991.-№ 4.- С. 100-112.

    Головей Л. А., Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе

    (в помощь лектору).-Л., 1987.

    (Школьный психолог, что он может: 5-17. Профессиональная работа школьного психолога: 18-31.)

    Кала У. В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе: 23-58.

    (Из истории применения психологических знаний в школе: 8-23.)

    Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.- М., 1982.

    (Различия в детях или школах: 97-117.)

    Рабочая книга школьного психолога.- М., 1991.

    (Задачи школьной психологической службы на современном этапе развития народного образования: 3-5. Что такое школьная психологическая служба: 6-64. Работа школьного психолога с учащимися разного возраста: 65-162.)

    Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.-М., 1988.

    (Психология и школа: 242-248.)

    Валитов М. С. Особенности профессиональной консультации подростков // Вопросы психологии.- 1984.- № 6.- С. 60-63.

    Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М., 1983.

    (Выбор профессии: 7-15. Профориентация и профконсультация: 15-W. Пути и приемы практического консультирования по выбору профессии: 81-94.)

    Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.- М., 1987. (Как оценивать шестилетних детей: 60-66.)

    Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик.- М., 1988.

    Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития.- М., 1986.

    (Организация коррекционно-педагогической работы с отстающими в учении школьниками: 32-43.)

    Коломинский Я. П., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М., 1988.

    (Как изучать психику детей: 21-39. Методы изучения взаимоотношений между детьми в школе: 40-49.)

    Новак 3. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся // Вопросы психологии.- 1983.- № 4.- С. 46-50.

    Рабочая книга школьного психолога.-М., 1991.

    («Трудные» дети: 163-237. Способности и Профориентация учащихся: 238-273. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей: 274-302.)

    Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей,- Киев, 1987. (Психокоррекционная работа в группе активного социально-психологического обучения: 48-59.)