Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • М к янгель в географических названиях. Карьера на производстве. В историю братска

    М к янгель в географических названиях. Карьера на производстве. В историю братска
    Станция метро в Москве
    Аннотационная доска в Киеве
    Надгробный памятник
    Памятник на «Байконуре»
    Памятник в Днепропетровске
    Памятник в Железногорске-Илимском
    Бюст в Байконуре
    Мемориальная доска в Москве
    Бюст в Днепропетровске
    Аннотационная доска в Днепропетровске


    Янгель Михаил Кузьмич – выдающийся советский учёный и конструктор в области ракетно-космической техники, основатель нового направления в области стратегических ракетных вооружений, направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения, главный конструктор ОКБ-586 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

    Родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Нижнеилимского района Иркутской области (ныне затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье. В 1926 году, окончив 6 классов, переехал в Москву к брату. Учась в 7 классе, подрабатывал в стеклографии, разносил по городу стопки печатной продукции. Окончив Школу фабрично-заводского ученичества, работал помощником мастера текстильной фабрики имени Красной армии и флота в городе Красноармейск Московской области (1929-1931). Одновременно учился на рабфаке.

    В 1931 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Ещё студентом МАИ поступил на работу в Конструкторское бюро (КБ) Н.И.Поликарпова и работал там конструктором, ведущим инженером, помощником главного конструктора, заместителем директора на авиационном заводе имени Менжинского в КБ Н.Н.Поликарпова (1935-1944). Осенью 1941 года вместе с авиазаводом № 51 М.К.Янгель был эвакуирован в город Новосибирск.

    Затем работал заместителем главного инженера ОКБ А.И.Микояна (1944) и ведущим инженером в КБ В.М.Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолётов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Амторг» в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолёта По-2. Работал в аппарате Министерства авиационной промышленности СССР (1946-1948). В 1948-1950 годах учился в Академии авиационной промышленности СССР (окончил с отличием).

    Начальник отдела (1950-1951), заместитель главного конструктора (1951-1952), директор (1952-1953), главный инженер (1953-1954) ОКБ-1 НИИ-88 в городе Калининград (ныне – Королёв) Московской области. В этот период времени ракетная техника, разрабатываемая ОКБ-1 НИИ-88, бурно развивалась. Заканчивались работы над новой баллистической ракетой (БР) дальнего действия (ДД) Р-2, создавалась стратегическая ракета Р-5 бесстабилизированной схемы с несущими баками с дальностью полёта 1200 км, проводились серьёзные проектные исследования но комплексным темам Н-1, Н-2 и Н-3, которые были посвящены решению проблем разработки бесстабилизированных БРДД и изучению возможности создания и перспектив развития таких ракет на высококипящих компонентах топлива.

    В 1952 году для серийного производства БРДД Р-1 и Р-2 выделяется строящийся автомобильный завод № 586 в Днепропетровске. На нём создается ОКБ-586 для «ведения» документации серийного производства этих ракет. Основу ОКБ-586 составили специалисты ОКБ-1 и других подразделений НИИ-88. С 1954 года главный конструктор Особого конструкторского бюро № 586 в городе Днепропетровск (ныне – Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля»).

    В 1954 году Правительство по ходатайству Министерства обороны поручило ОКБ-586 разработку стратегической БР на стабильных компонентах топлива Р-12 с дальностью полёта 2000 км. Главным конструктором указанной ракеты в ОКБ-586 был назначен М.К.Янгель, как сторонник нового направления развития баллистических ракет – использования в качестве окислителя азотной кислоты с окислами азота или азотного тетроксида. В 1958 году ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля заканчивает испытание одноступенчатой баллистической ракеты Р-12 массой 42 т с дальностью полёта 2000 км. В 1959 году эта ракета была принята на вооружение. Летная отработка более совершенной БР с дальностью полёта 4500 км закончилась в 1961 году приёмом её на вооружение.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 26 июня 1959 года за заслуги в деле создания специальной техники Янгелю Михаилу Кузьмичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручение ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

    В 1958 году М.К.Янгель начал разработку двухступенчатой с поперечным делением межконтинентальной ракеты Р-16 с моноблочной головной частью массой 140 т. Эта БР удовлетворяла всем современным тогда требованиям боевой эффективности и превосходила по своим основным параметрам американские межконтинентальные ракеты типа «Атлас» и «Минитмен-1». Несмотря на катастрофу, произошедшую при пуске первой ракеты Р-16 в конце 1960 года её лётно-конструкторские испытания были закончены в 1961 году, и в этом же году на боевое дежурство был поставлен полк таких ракетных комплексов.

    В 1960 году ему была присвоена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1961 году он был избран действительным членом (академиком) АН Украинской ССР, а в 1966 году – академиком АН СССР.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 90/II).

    На базе БР Р-16 М.К.Янгель разработал ещё более совершенную и мощную стратегическую межконтинентальную ракету Р-36 массой 180 т с моноблочной головной частью, принятую на вооружение в 1967 году. Данная ракета была разработана в двух вариантах: в обычном баллистическом и в орбитальном. Во втором случае головная часть выводится ракетой на низкую круговую околоземную орбиту с высотой порядка 200 км и с орбиты стартует в направлении цели. Это, как полагали, должно было привести к значительному усложнению системы ПРО вероятного противника, поскольку боеголовка могла проходить к цели с двух противоположных сторон. Использование орбитальной ракеты, естественно, снимало все ограничения дальности стрельбы. Такая орбитальная БР, которая могла поражать все цели на поверхности земного шара, была принята на вооружение в 1968 году.

    С появлением в США новой межконтинентальной ракеты, размещённой в сильно укреплённых шахтных сооружениях и несущей три боевых блока, наводящихся с высокой точностью на индивидуальные, далеко разнесённые цели, нарушалось сложившееся к тому времени стратегическое равновесие. В связи с этим необходимо было серьёзно повысить стойкость находившихся на боевом дежурстве межконтинентальных ракетных комплексов с шахтными стартами Р-36 М.К.Янгеля и УР-100 В.Н.Челомея, а их было уже более 1000. КБ «Южное» и ЦНИИ Машиностроения вышли в 1969 году с предложением о значительном упрочнении имеющихся шахтных пусковых установок за счёт внутреннего утолщения ствола шахты и открывающейся крыши. Однако при использовании такого метода увеличения стойкости ракетных комплексов потребовалось новое поколение ракет делать с миномётным стартом. Кроме этого, в порядке повышения боевой эффективности ракет Р-36М и МР-УР100 вводилась разделяющаяся головная часть с наведением боевых блоков на индивидуальные цели, за счёт чего существенно возрастали эффективность, боеготовность, точность и живучесть комплекса при действии поражающих факторов ядерного взрыва. Предложенные КБ «Южное» и ЦНИИ Машиностроения конструктивные решения новых ракетных комплексов Р-38М и МР-УР-100 под упрочнённые шахтные сооружения ракет Р-З6 и УР-100 вызывали серьезные сомнения в их успешной реализации у некоторых ведущих конструкторов, в том числе и у В.Н.Челомея. Однако М.К.Янгель смело пошёл на новые в практике ракетостроения решения. К сожалению, из-за преждевременной смерти, последовавшей в 1971 году, ему не удалось их претворить в жизнь. Все сложнейшие проблемы успешно решены КБ «Южное» под руководством нового главного конструктора В.Ф.Уткина, его первого заместителя.

    М.К.Янгель, помимо боевой ракетной тематики, эффективно занимался также разработкой ракет-носителей и космических объектов в интересах Министерства обороны и науки. В ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля были разработаны: лёгкий носитель «Космос» на базе ракеты Р-12, проект лёгкого носителя «Интеркосмос» на базе ракеты Р-14, средний носитель «Циклон» на базе ракеты Р-36 с автоматизированным безлюдным стартом. Созданы ряд спутников научного назначения серии «Космос» и «Интеркосмос», спутники для юстировки системы ПРО и другие.

    Перечисленные объекты стратегического вооружения и ракетно-космической техники свидетельствуют о выдающемся конструкторском таланте М.К.Кузьмича, его умении находить быстрые и неординарные решения в сложных условиях развития ракетного вооружения. Простота ракетных конструкций М.К.Янгеля при высоких лётно-технических характеристиках, надежность функционирования и удобство эксплуатации сделали направление развития ракетного вооружения с использованием высококипящих компонентов топлива основой ракетного вооружения войск стратегического назначения – ракетно-ядерного щита нашего государства. Вклад М.К.Янгеля в создание такого щита является одним из решающих. Вызывают восхищение быстрота творческого мышления М.К.Янгеля, многообразие разработанных им различных ракетных комплексов и практически отсутствие не нашедших применения проектов. Созданные в своё время по заказу Министерства обороны интересный и компактный подвижный грунтовой межконтинентальный комплекс РТ-20П с хорошими, даже по современным меркам, боевыми характеристиками не был принят на вооружение по капризу нового министра обороны, так как последний посчитал нецелесообразным вообще иметь подвижные комплексы на вооружении РВСН. В настоящее время такие комплексы составляют и обоснованно значительную долю ракетного потенциала.

    Член КПСС с 1931 года. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1966 года. Депутат Верховного Совета СССР 7-8-го созывов (1966-1971). Депутат Калининградского городского Совета (1952-1954).

    Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 октября 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

    Награждён 4 орденами Ленина (20.04.1956, 26.06.1959, 25.10.1961, 23.07.1969), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями.

    Доктор технических наук (1960), профессор. Лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1967). Награждён Золотой медалью имени С.П.Королёва АН СССР (1970).

    Почётный гражданин города Байконур (1977, посмертно).

    Именем М.К.Янгеля названы астероид, кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»), посёлок в Иркутской области, станция московского Метрополитена, улицы в Москве, Киеве, Днепропетровске и Байконуре. Памятники учёному установлены в Железногорске-Илимском (Иркутская область), Байконуре, Днепропетровске, на космодромах «Байконур» и «Плесецк». Мемориальные доски установлены на здании ГП «КБ «Южное» имени М.К.Янгеля» в Днепропетровске, на здании Московского авиационного института, на здании ЦНИИ Машиностроения в городе Королёв Московской области, на здании текстильной фабрики в городе Красноармейск Московской области.

    М. К. Янгель родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Иркутской губернии (ныне - Нижнеилимского района Иркутской области, деревня затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье Кузьмы Лаврентьевича и Ангелины Петровны Янгелей (12 детей).

    Дед Михаила Кузьмича по отцовской линии, Лаврентий, был выслан из Черниговской губернии за бунтарство в Бодайбо на восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. С женой и детьми он в 1880-х годах поселился в д. Зырянова, где впоследствии родился будущий конструктор.

    Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора, директор завода-филиала в КБ Н. Н. Поликарпова ( -) на авиазаводах № 39, № 84, № 156, № 1 и № 51. Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (). Участвовал в разработке самолётов И-153 , ТИС , работе акционерного общества «Амторг» в США . Организовал доводку истребителей И-180 , И-185 , модификацию самолёта По-2 . В Министерстве авиационной промышленности СССР ( -) координировал работы по развитию самолётостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева ; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград , Московской области , -). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное») , город Днепропетровск ( -).

    Принимал участие в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года , отойдя в курилку.

    Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7 , руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12 , организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12 , Р-14 , Р-16 , Р-36 , космических ракет-носителей «Космос », «Космос-2», «Циклон-2 », «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов «Космос », «Интеркосмос », «Метеор », «Целина » ( -).

    Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) ( -). Депутат Верховного Совета СССР ( -). С 1966 года являлся кандидатом в члены ЦК КПСС.

    М. К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

    После смерти Янгеля КБ «Южное» возглавил его ученик и соратник, конструктор ракетно-космической техники В. Ф. Уткин .

    Сейчас не является секретом, что Михаил Кузьмич создал лучшие боевые ракеты в сравнении с Королевым. Лучшие по всем характеристикам, по всем показателям. То есть, взял на себя всю тяжесть обороны страны. И таким образом развязал Сергею Павловичу Королеву руки в космических исследованиях.

    Были у Королева еще попытки сделать что-то подобное янгелевской межконтинентальной Р-16. Но его “Девятка” (Р-9) не выдержала конкуренции. И вскоре все королевские боевые ракеты были сняты с вооружения. По определению Леонида Кучмы (президента Украины 1994-2005 гг.), который работал в свое время под руководством Михаила Кузьмича, “Янгель - фантастически талантливый ученый и конструктор..." Но поскольку основным направлением работы Янгеля и КБ"Южное", которое он возглавлял, являлось создание боевых межконтинентальных ракет, то космос оставался на втором плане. Тем не менее, и в области создания космических аппаратов Янгель добился немалых успехов.

    Первая же ракета средней дальности Р-12 стала не просто блестящим дебютом Михаила Янгеля в роли главного конструктора, но и заложила традицию «двойного использования» ракет КБ «Южное».

    На базе модификации Р-12 – Р-12У (адаптированной для запуска из ШПУ – шахтной пусковой установки) была создана двухступенчатая легкая РН (в СССР их официально называли «ракеты космического назначения») 63С1 «Космос», ставшая первой в мире конверсионной РН шахтного старта. 16 марта 1962 года РН 63С1 впервые успешно вывела на орбиту спутника Земли космический аппарат ДС-2 № 1. Так начал функционировать первый разработанный в КБ «Южное» спутник, получивший официальное имя «Космос-1» и ставший первенцем обширнейшей одноименной программы космических исследований.

    И в дальнейшем Михаил Кузьмич Янгель старался неуклонно придерживаться такой линии, чтобы создаваемые ОКБ-586 ракеты были «носителями двойного назначения» (как боевыми, так и космическими). Именно так появились знаменитые «ракетные дуэты»: БРСД Р-14 (SS-5 Skean/«Кинжал»)/РН семейства 11К65 (65С3)/11К65М «Космос-3»/«Космос-3М»; МБР Р-36 (SS-9 Scarp/«Эскарп» и SS-18 Satan/«Сатана») и РН серии «Циклон» (11К67 «Циклон-2А», 11К69 «Циклон-2» и 11К68 «Циклон-3»).

    Наконец, как «изделие двойного назначения» замышлялся и проект сверхтяжелой (стартовой массой 1200 т) одновременно боевой орбитальной и научной ракеты Р-56. И как знать, если бы предпочтение было отдано ей, а не заведомо обреченному на неуспех проекту РН Н-1 ОКБ Сергея Королева (достаточно сказать, что на первой ступени Н-1 было установлено 30 двигателей, а на второй – «всего» 8; для сравнения: на первой ступени Р-56 должны были устанавливаться всего 4 двигателя, зато тягой по 640 тонн каждый), то советская пилотируемая экспедиция на Луну наверняка состоялась бы. Причем, возможно, даже раньше, чем американская.

    По иронии судьбы при создании лунного проекта С.П. Королев непроизвольно вынужден был использовать идею М.К. Янгеля об объединении усилий конструкторских бюро страны для решения единой программы.

    Объективную оценку позиции, занятой Главным, для которого государственные интересы всегда были выше личных амбиций, в этой непростой ситуации дает один из участников создания лунного проекта. Показательно, что это сотрудник не янгелевского, а королевского конструкторского бюро.

    "Усилий нашего КБ Королева, - вспоминает ведущий конструктор лунного проекта В.Ф. Фомин, - явно не хватало… Руководство обратилось с просьбой к известной фирме академика М.К. Янгеля о дальнейшей разработке ракетного блока и лунного корабля. Михаил Кузьмич Янгель к этому времени со своим КБ создал уже не одну ракету как для научных целей, так и для оборонных. Опыт создания ракетных комплексов у фирмы накопился огромный. Но ракетные комплексы - это законченная продукция, она отмечалась и наградами и соответствующими премиями. А ракетный блок - это часть объекта, даже не комплекса! И надо отдать должное академику М.К. Янгелю, что он не отвернулся от этой цели, а наоборот, понимая, что это наша национальная задача, всячески поддержал нас".

    Ход дальнейших событий показал, как далеко смотрел из ставших историей шестидесятых годов М.К. Янгель. Его техническую прозорливость, предвосхитившую развитие ракетной техники, вынуждены будут признать впоследствии даже сотрудники конкурирующей фирмы.

    В цитировавшейся выше книге В.Ф. Фомина в изложении автора приводится содержание одной беседы М.К. Янгеля с представителем королевского конструкторского бюро. "А вам не кажется, что после "семерки" (так называлась в наших кругах ракета "Восток") мы делаем очень резкий скачок и хотим создать Н-1 со стотонной нагрузкой? Наше КБ готово разработать среднюю ракету, так на 40–50 тонн полезного груза на орбите ИСЗ. Вы передайте Главному, пусть он подумает и поддержит нас. Ведь кроме Луны трудно будет найти достойное применение громадной ракете, да к тому же дорогой. А наш носитель будет существенно дешевле, да и ездоков на нем будет в достатке.

    Нам, совсем молодым инженерам, показалось, что предложения М.К. Янгеля были не о том, зачем мы приехали. Но впоследствии мы убедились, что сама жизнь подтвердила правильность предложений академика".

    Через полтора десятилетия все вернется, как говорится, на круги своя.

    А.Макаров, Генеральный директор завода "Южмаш": "Хочу рассказать еще об одной мало кому известной странице в нашей истории.

    После успешного полета Гагарина и других космонавтов правительство совместно с Академией наук приняло решение о подготовке экипажа к полету на Луну. Выполнение этой престижной национальной задачи поручили ОКБ Сергея Павловича Королева. Он отлично понимал, что на семерке такой полет осуществить невозможно и задумал создать мощную ракету Н-1. Однако Королев понимал и другое: одному его КБ не под силу решить такую сложную и грандиозную проблему. Надо привлечь к работе над Н-1 другие организации и производственные базы и в первую очередь ОКБ Янгеля. Правда, у него с ним давние трения, не ссорились, но спорили крепко. Янгель многому научился у Королева, но и Королев, чего греха таить, взял у Янгеля не меньше технических решений. И оба достигли блестящих результатов. Не зря ведь и Королеву, и Янгелю одним Указом присвоили звания дважды Героев Социалистического Труда.

    Не знаю, сколько размышлял Королев по поводу сотрудничества с Янгелем, но однажды по правительственной связи Сергей Павлович позвонил мне и стал осторожно интересоваться, как у нас идут дела. Я сразу понял, что была лишь зацепка: он отлично знал и о наших успехах, и даже о блестящих перспективах. Я тоже выжидал и не торопил событий. Мы поговорили еще пару минут, и Сергей Павлович перевел разговор на Янгеля: поинтересовался, как у него здоровье, чем занят, какие у меня с ним отношения. Я тут и выпалил Сергею Павловичу, что с таким Главным, как Янгель, я пойду хоть на край света, а живем мы и работаем душа в душу, понимаем друг друга, как говорят, с полуслова.

    Королев был немного шокирован моим ответом, но, очевидно, он и не ждал ничего другого. "Александр Максимович, – обратился Сергей Павлович ко мне,  правительство поручило нам государственную задачу – полет на Луну. Хочу подключить ваш завод и КБ Янгеля к работе над этим проектом. Как ты думаешь, как воспримут мое предложение Михаил Кузьмич и сотрудники КБ?" Я ответил Королеву, чтобы он не беспокоился за завод, а насчет КБ обещал потолковать с Янгелем и выразил надежду, что Михаил Кузьмич с пониманием отнесется к этому предложению.

    После звонка Королева я переговорил с Михаилом Кузьмичом, но он выслушал меня, как показалось, без особого энтузиазма… Я знал, что у него было свое мнение, свои планы по поводу полета на Луну. И все же мы договорились о встрече с Королевым. Буквально через пару дней я встретил Сергея Павловича в нашем аэропорту, и мы сразу приехали на завод. Королев не спеша прошелся по заводу. Побывал в сборочных цехах. Чувствовалось, Сергей Павлович почти не узнавал завод – так он изменился за последние восемь-девять лет, именно с того момента, когда он в последний раз побывал на нашем заводе.

    "Ну и махину отгрохали! – заметил с улыбкой Королев. – Не завод – сад! С парками, бульварами. Скажу прямо, широко живете, не то, что мы в столице".

    После осмотра завода мы часа три просидели у меня в кабинете. Говорили о предстоящей работе, о новой работе. На второй день встретились с Янгелем и его ближайшими помощниками. Сергей Павлович Королев рассказал о проекте полета на Луну, о ракете-носителе Н-1 и о посадочном блоке лунного корабля, который предполагалось создать в Днепропетровске. Обсуждение идеи полета на Луну прошло оживленно, как говорят, при взаимном интересе. К моей радости, Янгель заинтересовался идеей полета на Луну и в принципе не возражал разработать посадочный блок лунного корабля, о чем и был подписан соответствующий документ.

    Королев еще несколько раз приезжал к нам в Днепропетровск, интересовался ходом работ над лунной программой."

    Свое выступление на Международном конгрессе астронавтики Леонид Кучма, президент Украины 1994-2005 гг., посвятил Михаилу Янгелю, отметив, что чаще всего вспоминает не годы руководства КБ «Южное» и заводом «Южмаш», а «то первое десятилетие, когда я имел честь работать под руководством Янгеля».

    «Сейчас я стою здесь не как конструктор космической техники, не как руководитель одного из крупнейших в мире космических производств и конструкторских бюро, даже не как глава (на протяжении целого десятилетия) космической державы и крупнейшего государства Европы. Я стою здесь как благодарный ученик одного из самых ярких, интересных, успешных и недооцененных конструкторов прошлого века - академика Михаила Янгеля», - сказал Леонид Кучма. Он также поведал о непростых взаимоотношениях Михаила Кузьмича с другим легендарным ученым - Сергеем Королёвым: «Это было не просто соперничество амбиций двух гениев - это были две космические философии, две разные дорожные карты движения в космос, каждая из которых казалась единственно правильной своему творцу… Оба искали свое решение и нашли. Жидкокислородные, низкокипящие носители Королёва и высококипящие компоненты разработок Янгеля вывели на орбиту сотни объектов космической программы СССР».

    Умер великий ракетчик от пятого инфаркта в день своего 60-летия - 25 октября 1971 года. «Янгель жил, не щадя себя, - рассказал Леонид Кучма. - Жил, без оглядки сжигая свое жизненное топливо. Месяцы и годы на космодромах - в необжитой степи, в тайге. Четыре инфаркта. Лишь счастливая случайность уберегла Михаила Кузьмича в октябре 1960-го во время взрыва на старте первой янгелевской межконтинентальной баллистической ракеты. Тогда погибли почти сто человек, находившихся на стартовой площадке: командующий Ракетными войсками стратегического назначения маршал Митрофан Неделин, главные конструкторы систем ракет, испытатели, военные, сотрудники многих КБ. Янгеля тогда спасло то, что других медленно убивает: он отошел покурить. Он уцелел, но память о трагедии не отпускала его никогда».

    Из-за засекреченности работы академика его имя впервые появилось в печати лишь на следующий день после кончины: «Горькая ирония: первое, что сообщили миру об этом человеке, прожившем уникальную жизнь, - это то, что его больше нет. Полная безвестность при жизни - и запоздалая слава легенды. День прихода в этот мир - и он же день ухода из него… Собственно, иначе, наверное, и не могла сложиться судьба этого человека. Он создал легендарную «Сатану». Но и имя, и фамилия его при этом означают «ангел».

    «Разработанный под руководством Янгеля «блок Е» оказался единственным готовым элементом лунной пилотируемой программы Советского Союза, поскольку проект лунного носителя, который создавался Королёвым, потерпел неудачу, - рассказал Леонид Кучма. - Но мне хочется верить, что эти наработки не потеряли актуальности, несмотря на прошедшие десятилетия. Пилотируемые полеты на небесные тела солнечной системы, похоже, снова обещают стать реальностью. И в этом контексте днепропетровский лунный модуль Янгеля способен еще сослужить межпланетной космонавтике запоздалую службу».

    "Эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный - шокируют воображение, но мало говорят по сути. Высшие награды и почетные звания скорее усиливают, чем рассеивают туман вокруг человека, имя которого носит пик на Памире, кратер на Луне, Малая планета". В.Платонов.


    Лауреат Ленинской и Государственной премии.

    Дважды Герой Социалистического Труда.

    Генеральный конструктор КБ "Южное".

    Академик.

    "Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал." Я. Голованов.

    "С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа - серийного выпуска" . Академик Б.Н.Петров

    "Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас". М.Кузнецкий.

    М.К. Янгель родился 25 октября (по новому стилю) 1911 года в Сибири в д. Зырянова (ныне - Иркутская область). В 1926 году, после окончания шестого класса Янгель уезжает в Москву, где в то время учится его старший брат Константин. Работает на ткацкой фабрике и одновременно учится в фабрично-заводском училище. В 1931 году поступает в Московский авиационный институт. После окончания с отличием института в 1937 году направляется в конструкторское бюро Поликарпова Н.Н., "короля истребителей" тех лет. Является помощником главного конструктора. В 1938 году направлен в длительную командировку на авиационные заводы в США. Во время войны Янгель М.К. работает на одном из авиазаводов в Новосибирске. После войны - в КБ известных авиаконструкторов А.Микояна и В.Мясищева.

    1948-1950 - учеба в Академии авиационной промышленности.

    1951 - Михаил Кузьмич становится одним из заместителей С.П. Королева.

    1952 , май - назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро Королева С.П.

    1954, апрель - М.К. Янгель - главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.

    1957, 22 июня - первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хр

    анение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

    1959 - установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

    1960, июнь - успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ - ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

    В мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 - это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

    1960, 24 октября - во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М.К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100-120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них - командующий Ракетными войсками маршал М.Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.

    1961, 21 февраля - первый успешный запуск СС-7. 1962, октябрь - попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 г. в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.

    Пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву, удалось достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.

    965 - принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире, Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф.П. Тонких: "США создают систему ПРО (противоракетная оборона) "Сейфгард" от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы". Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 года.

    К 1965-1966 году относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

    Именно в КБ М.К.Янгеля в 60-х годах начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая - на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля М.К. о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

    С середины 60-х в КБ "Южное" начинается новый этап - проектирование и создание МБР четвертого поколения - РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого "холодного" запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган - у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е.Г.Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн - это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е.Г.Рудяком. "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса

    Впоследствии чистосердечно признался Евгений Георгиевич. - Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике". Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее "сатаной".

    В 1988 году на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 года между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Американцы давно мечтали о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая "ассиметричный ответ"(с нашей стороны), даже при наличии у Америки СОИ. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 тысяч ложных целей.

    СС-18 внесена в "Книгу рекордов Гиннесса" как "самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире". Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения.

    СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгел. 25 октября 1971 года, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.

    Энциклопедическая справка

    ЯНГЕЛЬ Михаил Кузьмич (1911-1971) - советский ученый, конструктор в области ракетно-космической техники, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961)... В 1937 окончил МАИ им. С. Орджоникидзе. Работал в КБ Н. Н. Поликарпова (до 1944); принимал участие в разработке истребителей И-16, И-17, двухмоторного истребителя для сопровождения дальних бомбардировщиков и других самолетов. С 1944 работал в КБ Ар. И. Микояна и В. М. Мясищева. В 1950 окончил Академию авиационной промышленности; в 1952-54 директор НИИ. С 1954 главный конструктор КБ. Янгель создал новое направление и свою школу в разработке ракет и КА различного назначения, внес существенный вклад в развитие международного сотрудничества социалистических стран в области спутниковых исследований, а также в изучение верхней атмосферы и околоземного космического простринства по программе "Космос". Золотая медаль им. С. П. Королева АН СССР (1970)... Депутат Верховного Советта СССР 7-8-го созывов. Ленинскоя премия (1960), Государственная премия СССР (1967). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. В Усть-Илимске установлен бронзовый бюст Янгелю. В Нижне-Илимске сооружен памятник ученому, его имя носит Харькосткий институт радиоэлестроники. Федероция космонавтики СССР учредила медаль его имени. Его имя носят улицы в Москве, Киеве. Днепропетровске и других городах. Именем Янгеля назван кратер на Луне.

    Михаи́л Кузьми́ч Я́нгель (25 октября [7 ноября ] , д. Зырянова , Иркутская губерния - 25 октября , Москва) - советский конструктор ракетно-космических комплексов.

    Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора, директор завода-филиала в КБ Н. Н. Поликарпова ( -) на авиазаводах № 39, № 84, № 156, № 1 и № 51. Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (). Участвовал в разработке самолетов И-153 , ТИС , работе акционерного общества «Амторг» в США . Организовал доводку истребителей И-180 , И-185 , модификацию самолета По-2 . В Министерстве авиационной промышленности СССР ( -) координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева ; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград , Московской области , -). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное») , город Днепропетровск ( -).

    Принимал участие в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года , отойдя в курилку.

    Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7 , руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12 , организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12 , Р-14 , Р-16 , Р-36 , космических ракет-носителей «Космос », «Космос-2», «Циклон-2 », «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ , космических аппаратов «Космос », «Интеркосмос », «Метеор », «Целина » ( -).

    Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) ( -). Депутат Верховного Совета СССР ( -). С 1966 года являлся кандидатом в члены ЦК КПСС.

    М. К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

    После смерти Янгеля КБ «Южное» возглавил его ученик и соратник, конструктор ракетно-космической техники В. Ф. Уткин .

    Известные проекты

    Увековечение памяти

    Внешние изображения
    • Дом-музей М. К. Янгеля в посёлке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области .
    • Историко-художественный музей им. академика М. К. Янгеля (Иркутская область, г. Железногорск-Илимский).
    • Имя М.К. Янгеля носит средняя школа в поселке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области.
    • Имя Янгеля присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» ().
    • Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени.
    • Стипендия в , Днепропетровском государственном университете .
    • Его именем названы астероид и кратер на Луне , пик на Памире , океанский сухогруз («Академик Янгель»).
    • Имя Янгеля носил в 1982-1993 годах.
    • В честь него названа школа № 13 города Усть-Илимска .
    • Его имя носила Московская школа № 860 недалеко от улицы Академика Янгеля (закрыта).
    • В его честь назван посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области .
    • Улицы его имени в Москве , Киеве , Днепропетровске , п. Березняки Нижнеилимского района Иркутской области, Братске , Байконуре , Красноармейске , Мирном , Знаменске , Железногорске-Илимском,Виннице.
    • Именем Академика Янгеля названа одна из станций московского метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии - станция «Улица академика Янгеля» .
    • Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском (Иркутская область), Днепропетровске , Байконуре (в сквере на улице Янгеля); на космодромах : «Байконур » (возле МИКа площадки 43) и «Плесецк ».
    • Мемориальные доски на зданиях:

    Награды и звания

    • Дважды Герой Социалистического Труда (25.06. , 17.06.).
    • Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также медалями.
    • Ленинская премия СССР ().
    • Государственная премия СССР ().
    • Премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР ().
    • Почетный житель г. Байконура .

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Янгель, Михаил Кузьмич"

    Примечания

    Литература

    • Губарев В. С. Конструктор. Несколько страниц из жизни Михаила Кузьмича Янгеля. - М .: Политиздат , 1977. - 110 с.
    • Стражева И. В. Тюльпаны с космодрома. - М .: издательство "Молодая гвардия" , 1978. - 399 с.
    • Лев Андреев и Станислав Конюхов. Янгель. Уроки и наследие.. - Д.: Арт-Пресс, 2001. - 521 с.
    • Платонов В. Янгель создатель оружия выживания. - Д.: ИМА-пресс, 2011. - 528 с.
    • Янгель Михаил Кузьмич: посвящается 100-летию со дня рождения. - Ярославль: РМП, 2011. - 168 с. : ил.
    • А.И. Осташев , «СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ - ГЕНИЙ ХХ ВЕКА» прижизненные личные воспоминания об академике С.П. КОРОЛЁВЕ - 2010г. М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2 .
    • «Берег Вселенной» - под редакцией Болтенко А.С., г. Киев , 2014г., издательство "Феникс", ISBN 978-966-136-169-9
    • «С.П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» - под редакцией В.А. Лопота , РКК «Энергия» им. С. П. Королёва , 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Янгель, Михаил Кузьмич

    Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
    В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
    Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
    Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
    Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
    – Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
    «Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
    Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
    Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
    Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
    Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

    На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
    В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
    Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.
    В то время, как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что, коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, на вытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что то докладывал князю Андрею.
    – Очень хорошо, извольте подождать, – сказал он генералу тем французским выговором по русски, которым он говорил, когда хотел говорить презрительно, и, заметив Бориса, не обращаясь более к генералу (который с мольбою бегал за ним, прося еще что то выслушать), князь Андрей с веселой улыбкой, кивая ему, обратился к Борису.
    Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку.
    – Очень жаль, что вчера вы не застали меня. Я целый день провозился с немцами. Ездили с Вейротером поверять диспозицию. Как немцы возьмутся за аккуратность – конца нет!
    Борис улыбнулся, как будто он понимал то, о чем, как об общеизвестном, намекал князь Андрей. Но он в первый раз слышал и фамилию Вейротера и даже слово диспозиция.
    – Ну что, мой милый, всё в адъютанты хотите? Я об вас подумал за это время.
    – Да, я думал, – невольно отчего то краснея, сказал Борис, – просить главнокомандующего; к нему было письмо обо мне от князя Курагина; я хотел просить только потому, – прибавил он, как бы извиняясь, что, боюсь, гвардия не будет в деле.
    – Хорошо! хорошо! мы обо всем переговорим, – сказал князь Андрей, – только дайте доложить про этого господина, и я принадлежу вам.
    В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот, видимо, не разделявший понятий Бориса о выгодах неписанной субординации, так уперся глазами в дерзкого прапорщика, помешавшего ему договорить с адъютантом, что Борису стало неловко. Он отвернулся и с нетерпением ожидал, когда возвратится князь Андрей из кабинета главнокомандующего.
    – Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
    Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
    Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
    В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
    Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
    – Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?
    – Так наступление окончательно решено? – сказал Болконский.
    – И знаете ли, мой милый, мне кажется, что решительно Буонапарте потерял свою латынь. Вы знаете, что нынче получено от него письмо к императору. – Долгоруков улыбнулся значительно.
    – Вот как! Что ж он пишет? – спросил Болконский.
    – Что он может писать? Традиридира и т. п., всё только с целью выиграть время. Я вам говорю, что он у нас в руках; это верно! Но что забавнее всего, – сказал он, вдруг добродушно засмеявшись, – это то, что никак не могли придумать, как ему адресовать ответ? Ежели не консулу, само собою разумеется не императору, то генералу Буонапарту, как мне казалось.
    – Но между тем, чтобы не признавать императором, и тем, чтобы называть генералом Буонапарте, есть разница, – сказал Болконский.
    – В том то и дело, – смеясь и перебивая, быстро говорил Долгоруков. – Вы знаете Билибина, он очень умный человек, он предлагал адресовать: «узурпатору и врагу человеческого рода».
    Долгоруков весело захохотал.
    – Не более того? – заметил Болконский.
    – Но всё таки Билибин нашел серьезный титул адреса. И остроумный и умный человек.

    сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
    На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

    Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
    сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
    Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
    Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
    Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
    Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
    А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
    Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.