Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое клуб по интересам в культуре. Любительские объединения

    Что такое клуб по интересам в культуре. Любительские объединения

    Если клубы по интересам создаются «сверху», то любительские объединения «снизу» и возникновение их зависит от наличия группы людей с одинаковыми личными интересами.

    Любительские объединения в клубных учреждениях – это все творческие союзы, объединяющие начинающих поэтов, прозаиков, иллюстраторов; объединения любителей поэзии, музыки, искусства и т.п.

    По своих характеристикам и значению любительские объединения отличаются от клубов по интересам.

    В основе создания любительских объединений лежит также дифференцированный подход. Их состав, как правило, самый разнообразный; в одном объединении можно встретить людей разного пола и возраста, с разным уровнем образования.

    Нередко в любительские объединения приходят лица не только проявляющие интерес к какой-то проблеме или роду занятий, но и имеющие определенный запас знаний, то есть люди увлеченные. В отличии от клуба по интересам, где в силу подвижности объекта воздействия, состав может быстро обновляться, любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу.

    Структура любительского объединения, таким образом, отличается от структуры клуба по интересам и организационно и функционально.

    Функциональная структура любительского объединения состоит из двух частей, но здесь все - руководитель, члены Совета, члены клуба равноправные участники.

    В любительском объединении человек надеется получить квалифицированные советы, что-то узнать, чему-то научиться.

    Основное значение любительского объединения – интеллектуальное, духовное развитие личности, удовлетворение личного интереса, личных потребностей отдельных членов общества. Объединение помогает в самообразовании, представляет возможности для творческого самовыражения.

    Любительские объединения и клубы по интересам удовлетворяют самые разнообразные вкусы.

    Особенность клубов и объединений в том, что они основывают свою работу на общественных началах. Поэтому их организация и деятельность не требуют значительных материальных затрат, штатных руководителей и специальных помещений.

    В отличие от кружков, которые, как правило, уже имеют готовые программы и профессиональных руководителей, инициативные клубы и любительские объединения сами устанавливают, чем и как они будут заниматься. Вот почему клубным работникам надо вовремя прийти им на помощь, подсказать цели и пути их деятельности, предостеречь их от возможных ошибок.

    1. Классификация любительских объединений по направлениям деятельности

    Своеобразие работы клубных объединений состоит в том, что они представляют коллективную деятельность, но являются самостоятельными и имеют свою программу.

    Клубы по виду деятельности могут быть:

    Поисково-исследовательские;

    Познавательные;

    Дискуссионные;

    Творческие;

    Организационно-пропагандистские;

    Досугово-развлекательные.

    По внутренней структуре :

    Однопрофильные (объединяющие своих членов по одному общему интересу);

    Многопрофильные (включающие несколько направлений деятельности: объединения подростков, женщин, молодежи, семейные клубы, клубы творческой интеллигенции).

    В зависимости от содержания деятельности согласно «Примерному положению о клубах по интересам и любительских объединениях», клубные объединения классифицируются следующим образом:

    Историко-краеведческие (клубы любителей всемирной истории, родного края, рыцарские);

    Традиционной народной культуры (клубы любителей фольклора, декоративно-прикладного творчества, клубы мастеров и т.д.);

    Художественные (клубы любителей музыки, театра, кино, литературы, книги, творческой интеллигенции, самодеятельных поэтов, композиторов, любителей фотоискусства, бардовской песни);

    Природоведческие (садоводов, огородников, цветоводов, аквариумистов, клубы любителей кошек и собак, экологические клубы);

    Спортивные и физкультурно-оздоровительные (клубы путешествий и туризма, клубы архитектуры тела, аэробики, клуб «моржей», шахматно-шашечный клуб, аквалангистов, клубы болельщиков и др.);

    Научно-технические (клубы новаторов и изобретателей, рационализаторов, любителей моделирования, конструирования, компьютерной и другой техники);

    Коллекционно-собирательские (клубы коллекционеров: нумизматов (собирателей монет) экслибрисов (книжного знака) фалеристов (значков), филофонистов (грампластинок), банистов (бумажных и деревянных значков), филателистов (марок), клубы любителей антиквариата;

    Семейно-бытовые (клубы любителей кулинарии, вязания, рукоделия, клуб молодой семьи, клуб многодетных матерей и т.д.).

    Разные авторы по-своему трактуют такие понятия, как «любительские объединения», «клубы по интересам», «любитель­ское творчество», «любительская деятельность». Эти понятия исследуются с разных позиций, но речь идет об одном и том же явлении - «творчестве любителей» в самодеятельных формах его проявления. Вместе с тем в Положении о любительском объеди­нении и клубе по интересам принятом в 1986 году было сказано, что любительское объединение, клуб по интересам являются организованной формой общественной самодеятельности населения, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников, с целью удовлетворения многообразных духовных запро­сов и интересов людей в сфере свободного времени.

    Под термином «любительство» сегодня мы понимаем такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способ­ность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного твор­чества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результа­те ими создаются материальные и духовные ценности. По наше­му мнению, в процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессио­нальной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности чело­века, его профессией. Любитель - творец - «сам себе хозяин», «сам себе режиссер», создающий свой собственный мир, прояв­ляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию.

    Уже с XVIII века активно начинает развиваться любительское художественное творчество, в организованной деятельности которой отмечается активное участие интеллигенции. Вторая половина ХЕК века отмечается активизацией различных обществ любителей искусства, при которых создаются творческие мастер­ские, возникают литературные объединения, кружки, студии и т.д.

    Широко распространенные сегодня термины «любительское творчество» и «художественная самодеятельность» впервые появились в конце XIX века и характеризовали значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различ­ными видами любительского искусства (театры, духовые орке­стры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество). Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица). В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные пред­ставления, частушки, народные пляски, народное инструмен­тальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направле­ний деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различ­ные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослуже­ния, обряды, «процессии дураков», «встречи поста и масленицы», ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах, выступления ораторов, проповедников, застольные речи и песни - все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно впле­талось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор - всегда прикладное искусство, ибо никогда не обо­собляет себя от повседневности».


    Многие исследователи приходят к мнению, что именно фольклор является одной из начальных форм художественной культуры, существующей на профессиональном и любительском уровне творчества. Этой же точки зрения придерживается и Э.Е. Алексеев, который отмечает, что «самодеятельность в фор­ме фольклора и любительства выполняет важную культурно-творческую роль. В ее рамках рождаются новые художественные ценности, она вносит огромный вклад в социальную организа­цию общества: благодаря нормально развивающемуся художест­венному творчеству достигаются укрепление общественных свя­зей между людьми и упрочение целостности общества».

    Любители - это те, кто «врастает» в сферу культурно-творческой деятельности, где существуют традиции народного художественного творчества. Усвоение культурных традиций и художественных форм деятельности, а именно любительских (пение, музицирование, занятие художественно-прикладным творчеством и т.д.) является ориентиром деятельности любителя. Самодеятельность в процессе познания преобразуется в эстетические убеждения, нормы и принципы поведения. Основным, неизменным ядром его является человеческая индивидуальность, побуждающая личность к движению, стремлению проявить себя в занятиях творчеством. Художественное творчество лю­бителей более всего тяготеет к индивидуальным формам куль-турно-досуговой деятельности, однако может включать и коллективные формы (самодеятельность). Чтобы «временное» любительство превратить в организованное любительское занятие, где состоявшиеся любители или желающие стать таковыми учатся управлять своей фантазией, необходима стабильная подготовительная работа всех социальных институтов, способствующих формированию самодеятельности. Так, в 60-70-е годы появляет­ся множество течений любительского творчества, среди которых можно отметить: «наивное творчество», спонтанную самодеятельность, оригинальную самодеятельность, традиционную, «подражательную» (культовое искусство), репродуктивное творчество, авторское и другие.

    Самодеятельные организации, а именно любительские объединения и клубы по интересам, имеют более высокую форму внутри-клубных объединений. В их основе заложено удовлетворение нравственных, внутренних потребностей и способностей личности.

    В любительских объединениях оцениваются желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества. Увлечение художественным творчеством в таких коллективах формирует новые способности, так как там собираются группы людей, имеющие много общего, независимо от уровня одаренности. Именно «интерес», «страсть» в художественном творчестве могут дать значимый результат, который будет неповторим, оригинален и непосредственен. Его итоговым проявлением являются различные формы представления творчества на суд зрителей, слушателей.

    Таким образом, на основании различных подходов к проблеме любительского творчества мы предлагаем собственное определение любительских объединений и клубов по интересам. Любительское объединение - это совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каж­дого индивида в свободном временном пространстве.

    Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в круж­ках, студиях, клубах), при создании условий для духовного об­щения и побуждения к самодеятельному творчеству, где мо­гут самоорганизоваться множество различных любительских объединений.

    Очень часто работники учреждений культуры и досуга подменяют любительские объединения и клубы по интересам объединениями кружкового типа.

    1. Алексеева Э.Ф. Фольклор в контексте народной культуры. М, 1998.

    2. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и " современность. М., 1971.

    3. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

    4. Положение о любительских объединениях и клубе по интересам. М.: г - Политиздат, 1986.

    Будучи добровольным любительским досуговым объедине­нием, основанным на зрительском интересе к киноискусству, киноклуб представляет собой эффективную форму организации социально-культурной деятельности, реализующей в рамках своих базовых целей и задач широкий спектр культурно-досуговых, социально-психологических и социально-педагоги-


    ческих функций. Отметим, в частности, такие важные задачи со­циокультурной работы, как сохранение и приращение культур­ного пространства жизни общества путем организации просвети­тельной, образовательно-воспитательной работы, стимулирова­ния и поддержки культуротворческих инициатив населения; удовлетворение и возвышение социальных и духовных потреб­ностей людей; защита права личности на доступ к культурным ценностям, их освоение и реализацию своей культурной само­бытности; создание условий для полноценного, развивающего, творческого досуга.

    Специфика киноклуба полностью отвечает таким общим принципам социокультурной деятельности, как добровольность (свобода выбора, соответствующая индивидуальным потребно­стям и запросам человека); самодеятельность, понимаемая не как любительское художественное творчество, а как активность, инициатива, личная заинтересованность в успешности общего дела и его практическое самообеспечение; совместная деятель­ность, основанная на общности интересов ее участников; не­коммерческий (бесприбыльный) характер досуговой деятельно­сти и, наконец, относительная самоцельность последней.

    Киноклуб относится к разряду клубов по интересам, являет­ся разновидностью этого типа досуговых объединений, полу­чивших достаточно широкое распространение в последние не­сколько десятилетий.



    Что же все-таки такое киноклуб и каковы его специфика и возможности как формы социокультурной работы? Чтобы отве­тить на этот вопрос, нужно хотя бы пунктирно проследить гене­зис киноклубных объединений, осмыслить их современный ста­тус и оценить перспективы.

    Как уже было ранее сказано, киноклуб - это инициативное объединение зрителей с целью удовлетворения своих, прежде всего эстетических потребностей, самодеятельная общест­венная организация любителей киноискусства, или, как сего­дня говорят, арт-кино. Это особенно принципиально, потому что потребителям массовой культуры нет никакой необходимости объединяться, их запросы удовлетворяются с избытком. Именно на них в первую очередь и работает практически вся современная


    кинотелевидеоиндустрия. И только приверженцам истинного киноискусства, его энтузиастам и знатокам приходится взять за­боту о себе в собственные руки. Впрочем, у данного обстоятель­ства есть и позитивная сторона: сходство интересов помогло им встретиться, узнать друг в друге единомышленников и сообща реализовать потребность не только в кинематографе высокого класса, но и в столь необходимом общении по поводу предмета своего увлечения.

    Киноклубы как форма социально-культурной деятельности -явление международное, они существуют во многих странах ми­ра и имеют тенденцию к дальнейшему распространению. Про­слеживая динамику киноклубного движения, убеждаешься, что среди любительских объединений по интересам киноклубы вы­деляются своей жизнестойкостью, способностью гибко адапти­роваться к новым условиям, не изменяя при этом своей сути.

    Киноклубы как самодеятельные зрительские объединения стали возникать еще в двадцатые годы, первым из которых при­нято считать созданный во Франции в 1920 году клуб «Друзья седьмого искусства». В 1925 году был открыт Лондонский кино­клуб, а уже в 1932 - учреждена Британская Федерация киноклу­бов. В двадцатые годы киноклубные объединения появились в других европейских странах, а также в США. Особенно попу­лярны киноклубы были в послевоенной Франции, где из них вышло немало выдающихся деятелей киноискусства (Франсуа Трюффо, Андре Базен и другие). В 1947 году создается Между­народная Федерация киноклубов, объединившая несколько де­сятков национальных киносообществ. В 1989 году в нее была принята Федерация киноклубов СССР, чему предшествовал дол­гий и трудный процесс становления и развития киноклубного движения, берущий начало в ячейках и кружках Общества Дру­зей Советской Кинематографии (ОДСК), которое просущество­вало с 1925 по 1934 годы. Целью ОДСК было кинопросвещение массового зрителя, пропаганда советского кино и усиление его воспитательного воздействия. Но уже в тридцатые годы, когда возобладало мнение об автоматическом успехе хорошего совет­ского фильма, оно оказалось ненужным.


    Своим вторым рождением киноклубное движение обязано хрущевской «оттепели». Тогда, во второй половине пятидесятых, отечественный кинематограф сделал мощный рывок вперед, появились яркие, проблемные, необыкновенно искренние филь­мы, отличавшиеся к тому же непривычным, новаторским кино­языком. Они провоцировали полемику, споры, столкновение мнений. И зрители отреагировали на это созданием любитель­ских объединений дискуссионного характера.

    Киноклубы стали очагами культуры в социуме. Многие из них вели, помимо внутриклубной, и внеклубную культурно-просветительную работу, направленную на приобщение населе­ния к ценностям киноискусства. В то же время они противостоя­ли, с одной стороны, насаждаемой официозом идеологически безупречной серости и конъюнктуре, а с другой - столь любез­ной сердцу прокатчиков бездумной «развлекаловке», коммерче­ским поделкам, дававшим львиную долю плана.

    В правовом отношении киноклубы были абсолютно неза-щищены и зависели от интеллектуального уровня и настроения любого чиновника, который мог запросто запретить киноклуб как «идейно вредный», чему, увы, в те времена примеров было немало. Такого рода эксцессы усиливали стремление киноклубов обрести статус Всесоюзной общественной организации и объе­динить свои силы, чтобы успешнее противостоять давлению и невежеству и активнее влиять на культурную жизнь страны.

    Эту заветную цель киноклубное движение смогло реализо­вать лишь на волне общественного подъема «перестроечных» восьмидесятых. В 1988 году было создано Общество друзей кино СССР, а в его составе - Федерация киноклубов СССР.

    Создание Федерации стало триумфом киноклубного движе­ния, получившего, наконец, долгожданный статус, который от­крывал перед ним, казалось, небывалые возможности и перспек­тивы: создать альтернативный кинопрокат, стать влиятельным участником современного кинопроцесса в качестве авангарда кинозрителей, войти в мировое сообщество киноклубов и так далее. Это был романтический, по-своему прекрасный, но, к со­жалению, недолгий период в истории киноклубного движения. Хроника последующих событий драматична. Распад СССР и со-


    ответственно Общества друзей кино и Федерации киноклубов СССР. Развал государственной системы проката и появление множества прокатных фирм, заполонивших экраны американ­ской киномакулатурой. Практически полное вытеснение отече­ственного кино из репертуаров кинотеатров. Экономические ка­таклизмы, вызвавшие подорожание в числе прочего кинокопий, транспортировки фильмов, кинобилетов. Наивная попытка кино­клубов развернуть коммерческую деятельность в надежде «зара­ботать на хорошее кино». Окончательный крах идеи специали­зированного киноклубного проката. Невозможность влиять на ситуацию, на кинопроцесс. И в результате - кризис киноклубно­го движения. Значительное сокращение числа клубов. Утрата ими ощущения своей востребованности и перспективы.

    Забегая вперед, заметим, что киноклубное движение все же выжило и, преодолев период растерянности, стало приспосабли­ваться к новым условиям. В самое последнее время в разных ре­гионах страны появилось несколько новых клубов. Однако многое пришлось переосмыслить, переоценить, уточнить. В частности, роль и функции киноклубов в современной социокультурной ситуации. Подчеркнем такую существенную ее особенность, как самоизживание публичной формы кинопросмотров (это особенно заметно в провинции) и вытеснение кино в сферу домашнего по­требления (ТВ, видео), что происходит на фоне общего спада ин­тереса к кино, снижения его социального престижа.

    В новых условиях не только число клубов значительно со­кратилось, но и количество членов каждого из них резко умень­шилось. Если в семидесятые-восьмидесятые годы киноклуб, как правило, насчитывал несколько сотен участников, то в середине девяностых этот показатель снизился до нескольких десятков. Однако не стоит спешить с негативной оценкой данного факта. Ведь и в гигантских киноклубах прошлых лет собственно клу­бом было лишь его ядро (сорок-пятьдесят человек) - те, кто ор­ганизовывал работу клуба и принимал в ней активное, деятель­ное участие. Для большинства же членов киноклуба он был ско­рее разновидностью лектория по абонементу. Сегодняшние не­большие киноклубы даже в большей мере отвечают сути кино­клубного объединения как сообщества единомышленников, хо-


    рошо знающих друг друга и регулярно общающихся на почве общих интересов и связанной с ними совместной деятельности.

    Кто же составляет основу киноклубной аудитории в наши дни? Прежде всего это та, все более сужающаяся прослойка лю­дей, которые и в современных условиях стараются сохранить достоинство, приверженность высокому искусству, культурным традициям. Без регулярного общения с искусством, без постоян­ной духовной подпитки они не мыслят полноценной жизни. Для одних это литература, для других - музыка, для третьих, помимо названных, а также не названных, - искусство кино.

    Те, кто постарше, открыли его для себя в далекие шестиде­сятые, когда наряду с такими отечественными шедеврами, как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство», «Те­ни забытых предков», они увидели «Дорогу» и «Ночи Кабирии», «Земляничную поляну» и «Пепел и алмаз». Позже таким филь­мом-открытием кинематографа как искусства, «входным биле­том» в него стал для кого-то «Сталкер», а для кого-то «Полет над гнездом кукушки».

    За прошедшие годы киноклуб сформировал и закрепил у этих людей потребность в киноискусстве такого класса, привыч­ку следить за тем, что происходит в сфере кино, интерес к его истории, классическому наследию. А главное - потребность в той эмоциональной встряске, в том душевном очищении и эсте­тическом наслаждении, которое дает общение с подлинным ис­кусством. Для них киноклуб - это средство социальной защиты их художественных интересов, их права на доступ к ценностям кинематографической культуры.

    Так уж получилось, что если зарубежные киноклубы чаще носят молодежный характер, то в наших большинство составля­ют люди зрелого и пожилого возраста. Поэтому одной из важ­нейших социокультурных задач является привлечение в уже су­ществующие киноклубы молодежи, приобщение к киноискусст­ву нового поколения зрителей, без чего невозможно сохранение культурной преемственности. Другой путь - создание молодеж­ных киноклубов в школьной и студенческой среде.

    Но киноклуб - не просто кинотеатр, где можно посмотреть неординарный или «дефицитный» фильм. Это, прежде всего, со-


    общество близких по духу людей, которые создали свой не­большой социум, со своими особыми отношениями, атмосферой, критериями оценок, пространством общения. Очень точно опре­делил в свое время социальное значение киноклубов итальян­ский кинорежиссер Карло Лидзани; «Телевидение разъединяет людей, а киноклубы объединяют». Чувство же принадлежности к культурному сообществу, где всех объединяют общие интересы, радости, открытия и переживания, в условиях социальной неста­бильности и растущей разобщенности людей многого стоит.

    Клубы по интересам, и в частности киноклубы, являются од­ной из форм реализации этих прав и потребностей. Вот почему нельзя согласиться с установившимся в восьмидесятые годы мнением, что клуб по интересам - это низший тип киноклуба, и только пропагандистский, ориентирующийся на массовую рабо­ту киноклуб является подлинным. Скромная, не имеющая гром­кого общественного резонанса деятельность киноклуба, объеди­нившая на основе общего увлечения небольшую группу цените­лей хорошего кино и помогающая им интересно и творчески проводить свой досуг, получая радость от общения с искусством и друг с другом, является по-своему не менее важной и социаль­но значимой, чем массовые культурные акции. Именно в этом заключается ценность и перспективность киноклубных объеди­нений как формы организации социокультурной работы.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое киноклуб?

    2. В чем специфика киноклуба?

    3. Дайте характеристику аудиторных киноклубов.

    1. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объ­единений / Сост. В.Е. Триодин. М.: Профюдат, 1987.

    2. ГнатюкН.П. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989.

    3. Левшина И.С. Что такое киноклуб / Кино и зритель. Информация № 6. М.: Союзинформкино, 1987.

    4. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические про­блемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.

    5. Смирнова Е. И.


    3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

    Технология художественного самодеятельного творче­ства представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художествен-но-творче-ской, художественно-педагогической, художест-венно-коммуни-кативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование лично­сти и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.

    Организация самодеятельного художественного творчества. Энциклопедический словарь трактует организацию (от лат. organise - сообщая стройный вид, устраиваю) в трех значениях:

    1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимо­действие более или менее дифференцированных автономных частей целого, обусловленные его строением;

    2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образо­ванию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

    3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и про­цедур.

    Таким образом, понятием «организация» могут обозначать­ся: различные общности людей (бригада, школьный класс, какая-либо партия, добровольное общество, коллектив художествен­ной самодеятельности и т.п.), организаторская деятельность и характеристика степени организованности деятельности отдель­ной личности и общности.

    Под любительскими художественными организациями мы будем понимать любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях их досуга общей художе­ственной цели на основе принятой ими программы распреде­ления функций (ролей) при наличии руководства.

    Ключевой характеристикой организации является общая для всех участников цель. Любая цель представляет собой мысленно предвосхищаемый, как бы моделируемый результат деятельно-


    сти. Она неразрывно связана с объективными потребностями, благодаря чему выступает как «идеальный, внутренне побуж­дающий мотив...» действий человека и «как закон определяет их способ и характер».

    В самодеятельной (любительской) художественной организа­ции существует два вида целей: индивидуальные и коллективные. Создание организации имеет смысл лишь тогда, когда реализация индивидуальных целей участников или когда частные цели ока­зываются достижимыми только через выдвижение и осуществле­ние общей цели. Реальные цели всякой организации представляют собой результат сложного взаимодействия общественных целей с индивидуальными и групповыми. Цели, задаваемые самодеятель­ной художественной организации извне (от руководства культур-но-досугового учреждения, от органов управления культурой и т.д.) представляют собой цели - задания. В качестве таких целей могут выдвигаться: подготовка к определенному сроку концерт­ной программы, выступление на определенной администрацией площадке, участие коллектива в художественно-массовом и бла­готворительном мероприятии и другие.

    Если цели любительской художественной организации воз­никают как бы изнутри группы, на основе интеграции интересов и потребностей участников, то это цели-ориентиры. Все цели делятся на художественные (непосредственно связанные с ис­кусством, с художественной деятельностью) и на внехудожест-венные (не связанные с искусством, но достижимые в условиях самодеятельной художественной организации).

    Художественные цели могут быть нескольких видов:

    художественно-образовательные, связанные с приобре­тением знаний об искусстве, умений и навыков в художествен­ной деятельности;

    художественно-творческие, предполагающие создание или исполнение произведений искусства;

    художественно-коммуникативные, содержание которых является обмен информацией об искусстве, мнениями, суждениями, оценками тех или иных художественных произведений, а также продвижение продуктов художественно-творческой деятельности (произведений искусства) от авторов и исполнителей к зрителям;


    художественно-воспитательные - наиболее общие це­ли, реализуемые обычно через какие-либо из названных выше видов или их сочетание. Они предполагают формирование и раз­витие художественных потребностей, интересов, вкусов, моти­вов художественной деятельности, определяющих избиратель­ное поведение личности в среде художественной жизни общест­ва и степени активности ее включения в эту жизнь.

    Как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, в зависимо­сти от ведущей цели все любительские художественные организа­ции можно разделить на учебные (кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, театральные и хоровые студии, шко­лы бальных танцев и т.п.), художественно-творческие, включая авторские (коллективы изобразительного, декоративно-приклад­ного, киноискусства, авторской песни, объединения самодеятель­ных поэтов, товарищества художников-любителей и т.п.) и ис­полнительские (самодеятельные хоры, ансамбли, хореографиче­ские группы, народные филармонии, театры, цирки и т.п.); худо­жественно-коммуникативные (дискуссионные клубы любите­лей искусства, клубы творческих встреч, зрительские киноклубы, клубы коллекционеров грампластинок, дискоклубы, клубы люби­телей и собирателей фольклора и т.д.) и комплексные, в которых трудно выделить доминирующую цель (театры-студии, комплекс­ные центры эстетического воспитания и т.п.).

    В своем развитии каждый самодеятельный творческий кол­лектив проходит несколько этапов.

    Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культур­ного института. Следующим этапом в развитии коллектива явля­ется выявление его потенциальных участников. Этот этап харак­теризуется сложным процессом проведения социологических ис­следований, организации приемных испытаний, комплектования


    коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.

    Следующим этапом в развитии художественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров дея­тельности и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики. В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов складываются внутренняя формальная и неформальная структура организации, происходит взаимодействие общественных и личностных художе­ственных и внехудожественных установок. Дальнейшее соотноше­ние организационных и самоорганизационных процессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного оформления коллектива художественной самодеятельности.

    Правовую и нормативную основу деятельности художест­венных самодеятельных организаций составляет система законо­дательных актов, нормативных документов, федеральных и ре­гиональных программ развития художественного творчества. К законодательным актам, регулирующим развитие художествен­ного самодеятельного творчества, можно отнести Основы зако­нодательства Российской Федерации о культуре, Закон об обще­ственных объединениях. Закон об образовании, некоторые раз­делы Гражданского кодекса Российской Федерации.

    «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, отражают гарантии государст­ва относительно прав человека в области культурной деятельно­сти: создания художественных произведений, художественного образования, организационной и хозяйственной деятельности и прав интеллектуальной собственности.

    «Закон об общественных объединениях», принятый в 1995 го­ду дает четкую характеристику общественного объединения, цели, принципы и условия его создания, особенности финансирования и функционирования. Закон устанавливает правовые нормы, свя­занные с регистрацией объединений граждан и формированием внутренней организационной структуры.

    «Закон об образовании» регламентирует деятельность структур дополнительного образования, в рамках которых могут функционировать кружки и студии художественного творчества.


    Наконец, раздел о правах интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует отношения по поводу авторских прав в сфере художественного творчества.

    Деятельность самодеятельных художественных организаций регламентируется также рядом специальных Положений. Т.И. Бакланова предполагает следующую их классификацию. К первой группе относятся положения, непосредственно ка­сающиеся самодеятельного творчества и определяющие по­рядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:

    Примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества;

    Положение о народных самодеятельных коллективах;

    Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам;

    Положение об организации культурно-просветительными учреждениями выставок-продаж произведений художников-любителей и народных мастеров;

    Положение об организации Всероссийского фестиваля народного творчества.

    К этой группе также можно отнести ряд примерных положений, разработанных конкретными авторами и не по­лучивших официального утверждения. Тем не менее, они мо­гут быть использованы в качестве методического пособия при разработке соответствующих документов. К ним можно отнести:

    Примерное положение о художественном самодеятель­ном коллективе-спутнике и

    Примерное положение об уставе самодеятельной органи­зации народного творчества.

    Ко второй группе положений можно отнести докумен­ты, раскрывающие особенности функционирования отдель­ных видов самодеятельных организаций - кружков и студий, работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.


    К третьей группе нормативных документов можно от­нести положения о различных типах культурно-досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, до­мах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.

    Все эти положения были утверждены в 80-х годах XX века и к настоящему времени подверглись моральному старению, а по­тому нуждаются в некоторых корректировках.

    В «Примерном положении о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества» отмечается, что они могут создаваться при учреждениях культуры, промышленных предприятиях и образовательных учреждениях и финансируются как за счет средств профессиональных организаций, так и за счет специальных средств, выделяемых на эти цели предприятиями и организациями. Положение регламентирует регулярность и про­должительность проведения занятий и репетиций творческих кол­лективов. Кроме того, в Положении рассматриваются нормативы концертно-зрелищной и выставочной деятельности творческих коллективов. В частности, театральные коллективы выпускают в год один многоактный или два одноактных спектакля; музыкаль­ные, хореографические и цирковые коллективы готовят концерт­ную программу из одного отделения, ежегодно обновляя не менее третьей части текущего репертуара; коллективы фотолюбителей, любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства готовят в год одну выставку работ, а кружок кинолюбителей созда­ет один короткометражный фильм. В целом выступления люби­тельских коллективов должны проходить не реже одного-двух раз в месяц. В Положении также определяются функциональные обязан­ности руководителя коллектива и даются рекомендации по органи­зационной структуре художественного объединения.

    В «Положении о народных самодеятельных коллективах» определяются условия и порядок присвоения звания народного самодеятельного коллектива, содержание работы таких коллек­тивов, порядок подтверждения ими звания «народный», особен­ности руководства и поощрения народных самодеятельных кол­лективов, их штаты и финансирование.

    Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам (1986 г.) распространяется на все виды самодеятельного


    творчества и применительно к художественному творчеству мо­жет регламентировать деятельность клубов любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоис­кусства, декоративно-прикладного творчества и т.д. Такие объе­динения любителей не ставят в качестве главной цели совмест­ной деятельности исполнение или создание художественных произведений, а ориентируются на познание, пропаганду худо­жественных ценностей и выработку в процессе общения своего отношения к тому или иному виду искусства. Положение, таким образом, регламентирует финансовые вопросы функционирова­ния объединений; проблемы их создания, регистрации, реорга­низации и ликвидации. В положении отражены вопросы органи­зационной структуры любительских объединений и полномочия выборных органов; разработки программы и плана их деятельно­сти; принципы финансово-хозяйственной деятельности.

    Еще одним видом документов нормативного характера являются инструктивные письма и инструкции вышестоя­щих органов. К ним можно отнести должностные инструкции художественного руководителя Дома культуры; руководителя кружка (коллектива) самодеятельного творчества; методиста по художественной самодеятельности Дома культуры, а также раз­нообразные инструктивные письма, регламентирующие кон­кретные виды деятельности творческого коллектива, например, инструктивное письмо Министерства культуры «Об органи­зации платных концертов и спектаклей художественных самодеятельных коллективов и исполнителей» (1988 г.).

    Отказ от нормативных подходов к финансированию учреж­дений культуры предопределил разработку социально-культур­ных программ и проектов, которые также регламентируют рабо­ту любительских творческих коллективов. По масштабу меро­приятий различают международные, федеральные, региональные и локальные проекты и программы. Начиная, с 1991 года Мини­стерством культуры Российской Федерации разработаны и осу­ществляются, такие программы как:

    «Наследие»;

    «Жилье и социальное обустройство»;

    «Межнациональное культурное сотрудничество»;


    «Народное творчество, промыслы и ремесла»;

    «Юные дарования» («Новые имена»);

    «Духовное возрождение России средствами музыкально­го и театрального искусства»;

    «Информатизация и техническое переоснащение отрасли культуры»;

    «Наука и культурная политика»;

    «Фонд инновационных идей и культурных инициатив» и ряд других.

    Приоритетными направлениями разработки и реализации этих программ являются сохранение и использование историко-культурного наследия, поддержка классических видов художест­венной культуры, возрождение национальных культур народов и этнических групп России, поддержка образования в области культуры и искусства.

    Согласно концепции Т.И. Баклановой основными принци­пами педагогического руководства художественным коллекти­вом любителей в современных условиях становятся:

    Принцип идейно-художественного плюрализма (много­образие идейного содержания, свобода выражения и столкнове­ние различных идей);

    Принцип взаимосвязи элитарного и массового самодея­тельного искусства;

    Принцип преемственности отечественных художествен­но-исторических традиций;

    Принцип связи с общечеловеческими художественными ценностями через сохранение и развитие национальных особен­ностей искусства;

    Принцип художественности и художественной самобытности.
    В современном развитии художественного самодеятельного

    творчества можно выделить ряд новых тенденций. К ним относятся:

    Расширение идейно-художественного многообразия са­модеятельного искусства и дифференциация его идейного худо­жественного содержания;

    Гуманизация художественного творчества любителей, обращение к личностным проблема современного человека;


    Расширение палитры художественных методов и стилей творчества;

    Модернизация самодеятельного искусства (обращение к формалистическим, постмодернистическим, гиперреалистиче­ским художественным принципам);

    Фольклоризация самодеятельного искусства;

    Расширение импровизационных начал;

    Обращение к традициям религиозного искусства;

    Тяготение к синтезу видов, форм и жанров художествен­ного творчества.

    Контрольные вопросы

    1. Назовите основные этапы развития самодеятельного коллектива?

    2. Что составляет правовую и нормативную основу деятельности само­деятельных организаций?

    3. Какие положения, на Ваш взгляд, регламентируют деятельность само­деятельных организаций?

    1. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое руководство са­модеятельным художественным творчеством М,1992

    2. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. Программа курса. М, 1995.

    3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1992.

    4. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

    5. ГипъбухЮ.З. Внимание: одаренные дети. М: Знание, 1991, №9.

    6. Громов Е.С. Природа художественного творчества М., 1986.

    7. Исследование проблем психологии творчества. М, 1983.

    8. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.

    9. Смирнова ЕМ. Теория и методика организации самодеятельного твор­чества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М., 1983.

    10. Калошин И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1983.


    Сложившаяся практика формирования и деятельности люби­тельских объединений и клубов по интересам представляется как коллективный носитель интереса. Их характеризует свободное вре­мяпрепровождение, включающее общественный и личный интерес.

    Время «перестройки» внутри страны и его позитивные и не­гативные стороны неоднозначно воспринимаются народом. Зна­чительное сокращение вложений государственных средств в раз­витие детско-юношеских, молодежных досуговых учреждений открыли путь прогрессирующему росту подростково-молодеж­ной преступности. В поисках различных средств повышения эф­фективности воспитания подрастающего поколения, возможно­сти расширения сферы досуга, особое внимание отводится лю­бительским объединениям, клубам по интересам, работе по мес­ту жительства. Немаловажным фактором, отмеченным многими теоретиками и практиками в области социокультурной сферы, является включение населения в различные виды деятельности. Во многих регионах осуществляются поддержка и стимулирование творческих инициатив различных возрастных групп населения.

    К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развива­ются новые организационнные формы клубов - детские, много­профильные досуговые, семейного общения, работаюгцие по ав­торским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное - по


    направлениям деятельности. «Разрушенная любительско-учеб-ная и социально-досуговая инфраструктура возрождается ныне в формах школ - комплексов, дворовых клубов, педагогических и психолого-методических объединений, консультационных цен­тров и т.п.» . Действуют в настоящее время и отдель­ные типы клубов, которых еще очень мало, - клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.

    В городе Тамбове и ее области за 2000-2001 годы отмечается незначительное сокращение любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий. Заметное перепрофилирование многих Домов культуры в коммерческие структуры вылилось в сокращение деятельности многих клубных объединений, произо­шел отток профессиональных руководителей художественной са­модеятельности, энтузиастов социокультурной сферы. Наряду с этим отмечается активная работа Домов творчества, станции юн­натов, клубов по месту жительства, общественных организаций, студий и клубов по интересам при образовательных учреждениях города. Все они имеют различную направленность деятельности.

    Рассмотрим основные виды любительских объединений и клу­бов по интересам, которые официально зафиксированы в Положе­нии о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).



    /. Общественно-политические (политические клубы, клу­бы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просве­тительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-полити-ческие клубы, которые организуют встречи с ветерана­ми, создают поисковые отряды. При многих школах созданы му­зеи боевой славы. В Тамбове действует региональное общест­венно-политическое движение «Возрождение Тамбовщины». Большую работу в этом направлении проводит Комитет по де­лам молодежи при администрации области, на базе которого действует комплексная программа «Молодежь». Главным разде­лом программы является содействие гражданскому и патриоти-


    ческому воспитанию молодежи. В рамках данного направления проходят крупные мероприятия - фестивали солдатской песни, встречи с ветеранами и другое. В современной России происхо­дят радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями изменения общественного мнения, наря­ду с изменением системы ценностей. Сегодня все больше внима­ния стало уделяться человеческим ценностям и личным запросам в сфере образования. Это, в свою очередь, привело к большей дифференциации учебных заведений и услуг, которые являются причиной и следствием расслоения общества. Становится оче­видным, что наиболее острой потребностью государства и обще­ства является воспитание в духе демократических ценностей граждан России, которые могли бы активно участвовать в по­строении правового государства.

    В настоящее время необходимо найти равновесие между по­требностями каждого человека, социальных групп, регионов и т.д. и необходимостью обеспечения национальной безопасности, тем более что сейчас как регионы, так и каждое образовательное уч­реждение могут свободно выбирать свой собственный путь раз­вития. Подобное равновесие также необходимо поддерживать между сохранением традиций и обновлением содержания обра­зования. Одной из актуальных задач воспитания молодежи явля­ется формирование культуры мира, которая требует всесторон­них действий в области образования, культуры и социального развития, конечная цель которых сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще, чтобы она глубоко укоренилась в умах и сердцах людей. Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические ли­деры, деятели науки, культуры и образования.

    Образование и воспитание молодежи, как целостный педаго­гический процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конст­руктивное влияние на формируемую личность конкретного мо­лодого человека и на молодежь в целом как социальную группу, является главным инструментом по строительству культуры ми­ра. Необходимо использовать все аспекты образования: содер­жание, формы, методы, организацию, отношения между админи-


    страцией, педагогами и учащимися, между учебными заведения­ми и семьями - для активного содействия развитию и укрепле­нию в умах людей идей терпимости, добрососедства, равнопра­вия. Воспитание молодежи в духе культуры мира является мно­гоуровневой системой адаптации личности к условиям социума и способом активного преобразования собственной жизнедея­тельности в конкретной ситуации, под воздействием форми­рующих принципов культуры мира.

    В связи с этим разработка программ формирования культу­ры мира учитывает специфику разных возрастных групп, начи­ная с дошкольного возраста, так как основы воспитания закла­дываются в раннем детстве. Отсутствие таких программ и мето­дик для воспитания в духе мира с раннего возраста отрицательно сказывается на процессе формировании мировоззрения и пове­дения детей и в дальнейшем ведет к восприятию мира через призму воинствующих отношений, так как общество на данной ступени развития отличается агрессивностью. Руководящая роль в воспитании должна принадлежать высшим учебным заведени­ям, особенно занимающимся подготовкой преподавателей, пси­хологов и социально-культурных работников.

    Нами на протяжении трех лет проводилось эксперименталь­ное научное исследование, посвященное изучению социально-педагогических проблем образования и воспитания молодежи в духе культуры мира. Разработанная и апробированная на прак­тике программа учебного курса «Культура мира» позволила оз­накомить студентов со следующими проблемами:

    Историческим развитием проблемы мира и опыта между­народного сотрудничества в этом направлении;

    Процессом развития концепций культуры мира за рубе­жом и в России;

    Рассмотреть основные этапы распространения движения «На пути к культуре мира»;

    Ознакомить с социально-педагогическими проблемами образования и воспитания молодежи в духе культуры мира;

    Рассмотреть методы популяризации и распространения идеи культуры мира и ненасилия.


    Помимо этого, в ТГУ был создан клуб ЮНЕСКО «Юнона», который явился центром духовной жизни студентов и аспиран­тов, вовлекающим молодежь в мир культуры и миротворчества.

    Членами клуба были разработаны и внедрены культурно-досуговые программы для учреждений социально-культурной сферы, которые позволили познакомить работников различных социальных институтов с основными проблемами, возникающи­ми на пути движения к культуре мира.

    Основными направлениями работы клуба являются:

    Расширение содержания образовательных программ и учебных курсов.

    Взаимодействие и переписка с университетами - клубами ЮНЕСКО в России и за рубежом.

    Изучение различных культур народов мира.

    Проведение семинаров и научно-практических конференций.

    Участие в изучении, охране и использовании культурно-исторического наследия родного края.

    Организация праздников, концертов, фестивалей.

    Сбор фольклорного материала, предметов старины.

    Организация выставок, конкурсов художественного и де­коративно-прикладного искусства.

    Взаимодействие с различными центрами детского и юношеского творчества.

    Организация семинаров, лекций, конференций для педа­гогов дополнительного образования и организаторов социально-культурной деятельности.

    Участие в проведении летнего оздоровительного отдыха детей.

    Таким образом, четкое выявление социально-педагогического аспекта образования и воспитания молодежи в духе культуры мира как в образовательных учреждениях, так и социально-культурных институтах, а также комплексная разработка и внедрение программ учебных курсов, позволяют добиться понимания возможности раз­вития человечества в соответствии с концепцией культуры мира, как альтернативы существующему направлению развития, что в свою очередь является определяющим фактором выхода человече­ства из сложившегося всестороннего кризиса.


    В последние время стала возрождаться военно-спортивная игра «Зарница», которая успешно проходит во многих городах и рай­онах Тамбовской области. Интересен опыт создания в 1991 году школы «демократической культуры», которая первоначально оформилась как движение юных парламентариев, а затем пере­росла в Ассоциацию. Это 24 организации, которые действуют в 41 регионе - Московской области, Кемерово. Оренбурге, Перми, Липецке, Челябинске, Краснодаре, Рязани, Екатеринбурге и ряде других городов России. Движение считает своей целью форми­рование гражданственности у подрастающего поколения, а ко­нечным результатом должно стать самоопределение членов ас­социации посредством эффективной демократии. Данная Ассо­циация объединяет старшеклассников государственных и част­ных школ, лицеев, гимназий, клубов. Здесь стремятся к углуб­ленному изучению политологии, экономики, права; в ее рядах педагоги вышеуказанных учебных заведений, студенты-выпуск­ники Ассоциации, а также ученые, в первую очередь - специали­сты в области педагогики, истории, права, политологии.

    В последнее время заметно проявилась тенденция к интегра­ции, различных клубов и групп в решении каких-то общих задач. И здесь заметную роль играют экологические, историко-патриотические и национально-культурные объединения. Граж­данское и патриотическое воспитание молодежи всегда было первоочередным делом организаций, занимающихся работой с детьми и молодежью.

    Не исключением являются и ныне действующие по всей России Комитеты по делам молодежи, которые проводят боль­шую работу в этом направлении. Для того, чтобы полнее пока­зать все многообразие досуговых ориентации подрастающего поколения по общественно-политическому воспитанию, приве­дем в качестве иллюстрации лишь некоторые фрагменты из ин­формации Комитета по делам молодежи администрации Тамбов­ской области об этой деятельности в 1997 году. Данные материа­лы свидетельствуют о том, что работа по общественно-поли­тическому и патриотическому воспитанию молодежи велась по нескольким направлениям. Это, в первую очередь, работа обла­стного поискового благотворительного центра «Искатель»,


    сформированного из студентов и школьников города Тамбова, которые неоднократно выезжали в Брянскую, Калужскую и Смоленскую области с целью поиска захоронений останков со­ветских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, продолжалась работа военно-патриотического клуба десантного профиля «Рейд», в котором занимается свыше 50 кур­сантов военных училищ. Также был создан военно-патриотиче­ский клуб пограничного профиля. В-третьих, Комитет по делам молодежи совместно с поисковым центром «Искатель» организо­вали и провели IX Международный молодежный лагерь по уходу за военными могилами, в работе которого приняли участие более 40 молодых людей из Германии, Англии, России.

    2. Производственно-технические (клубы технического творчества - радио, моделирование, автомототехника, кар­тинг и др.; дизайн; конструирование и проектирование; ком­пьютерная техника; клубы профессиональной направленно­сти и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще мало­доступным направлением является техническое творчество. Уча­стие подростков и молодежи в техническом творчестве способ­ствует не только формированию у них разносторонней техниче­ской культуры, навыков конструктивного мышления и деятель­ности, но и расширяет познания в других видах науки и техники.

    Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреж­дений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зави­сит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров (руководители, преподаватели, обще­ственники). Сегодня мы уже не всегда можем говорить о развитии технического творчества детей и подростков, которое совсем не­давно являлось частью общеобразовательного педагогического процесса многих учреждений культуры и досуга. Тем, не менее, в Академии детства города Тамбова 40 лет работает клуб радиолю­бителей. В 1961 году их было создано сразу четыре по области. В настоящее время существует коллективная радиостанция Акаде­мии детства, которая является одной из лучших в России и веду­щей в Тамбовской области. Действует и детская радиостанция коллективного пользования, которая своей задачей ставит профес-


    сиональное ориентирование школьников и учащихся по приобре­тению необходимых навыков радистов. Здесь осуществляется практическая работа по проведению радиосвязи, подготовке и участию в соревнованиях по радиоспорту. Участники детской ра­диостанции изучают основы радиотехники, электроники, приоб­ретают практические навыки радиоконструирования, работы с электроизмерительными приборами. Они изучают телеграфную азбуку и иностранные языки для ведения радиолюбительской свя­зи, приобретают навыки операторской работы в эфире. В сущест­вующем отделе технического творчества и спорта действуют дет­ские объединения - телерадиомеханика, школа юных летчиков, обучение на компьютере, делопроизводство и программирование.

    Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры, Академиях детства. .Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь иг­ровыми программами, созданием новых образов - озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. Хорошо поставлена работа по развитию научно-технического творчества в высших учебных заведениях и лицеях. Так, например, под руководством аспиран­тов и студентов технического университета (ТГТУ) в инноваци­ях студенческого конструкторского бюро принимают участие и школьники. При ТГТУ существует совет ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Члены совета -организаторы городских, областных и зональных выставок-ярма­рок изобретений и конкурсов инноваций учащихся, студентов и молодых ученых. Однако существует ряд причин, которые не позволяют молодежи активно заниматься этим видом творчест­ва. К таким причинам можно отнести:

    1) отсутствие необходимой материально-технической базы, начиная от приспособленных помещений и заканчивая необхо­димыми материалами и инструментами;

    2) отсутствие координационных советов, центров, которые могли бы объединить людей, способных к техническому творчеству;

    3) малооплачиваемая должность руководителя.


    3. Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собако­водов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотни­ков, клубы любителей астрономии, математики, физики и многое другое.

    Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, му­зеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с уча­стниками краеведческих и экологических экспедиций, стать оче­видцами различных событий, самостоятельно проводить краевед­ческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время, среди школьников и студентов, стало популярным участие в экс­педициях научных институтов и общественных организаций. Ими инициируются трудовые десанты, благоустройство памятников и памятных мест, природоохранные работы.

    Серьезная озабоченность по поводу экологических проблем находится в центре внимания многих зарубежных и российских ученых. Последние 80 лет объявлены решением ЮНЕСКО годами экологического образования и воспитания. В целях формирования экологической культуры подрастающего поколения предприни­маются различные меры учреждениями образования, социально-культурными институтами. Среди них наиболее важными являются:

    Создание системы непрерывного экологического образо­вания и воспитания;

    Пересмотр учебных курсов по экологии и введение разде­лов «экологическая культура» и «экологическая этика»;

    Подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам эколого-валеологического образования.

    Работа эта должна начинаться уже с дошкольного возраста, и здесь большую помощь могут оказать любительские объеди­нения и клубы по интересам экологической направленности. Опыт работы таких объединений существует во многих регионах России. Остановимся на работе экологических клубов для детей молодежи, которые работают по программе «Экология и дети». В ее основе лежит разработка системы деятельности детских и молодежных экологических объединений в регионе, способных


    выбирать посильные экологические проблемы и решать их. На­зовем основные направления деятельности, которые пытаются решать участники этих клубов:

    Общение с природой. На этом пути юным экологам и их руководителям предстоит вернуться к тому изначальному пони­манию, что воробьи и одуванчики столь же интересны, как и люди;

    Наблюдение за происходящим в природе;

    Слежение за состоянием окружающей среды - экологиче­ский мониторинг;

    Экологические игры, которые позволяют сделать более доступными для детей и молодежи экологические связи, законы, проблемы;

    Деловые игры. Назначение этих игр - моделирование ре­альных ситуаций во взаимоотношениях людей при разрешении экологических конфликтов;

    Сбор и анализ экологической информации;

    Экологические акции, которые могут включать операции «Ель», «Первоцвет», «Чистая вода» и многое другое.

    При этом следует отметить, что основными задачами таких клубов является необходимость пробудить в молодом поколении стремление к изучению законов экологии. А для этого следует со­блюдать правовые и этические нормы отношения к природе; углуб­лять знания об окружающей среде родного края; способствовать формированию экологической чистой зоны по месту жительства.

    4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направ­ленности относят: клубы закаливания, любителей бега, ту­ризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спор­тивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

    Сфера свободного времени представляет огромные возмож­ности выбора человеком направлений деятельности. Все они осуществляются по-разному - на отдыхе или в результате труда, которые объединяет понятие «досуг».

    Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозраст­ных групп населения, а особое внимание уделялось организацион­ной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день -

    Организационная структура клуба по интересам

    Клуб – это добровольное объединение людей на основе единства интересов к определенным проблемам: общественным, техническим, литературным, музыкальным и т.д. Клуб – это место общения, обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию разносторонних знаний в различных сферах деятельности, становлению личности. В основе различных клубов лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, призвание, заложенный в нем творческий потенциал.

    Специфика работы библиотечного клуба – прямой выход на книгу на чтение. По тематике клубы могут быть самыми разнообразными. Практика показывает, что в последние годы интерес у читателей вызывают следующие творческие объединения:

    -естественнонаучные (экологические, краеведческие, любителей астрономии, путешествий, цветоводов, собаководов и т.д.)

    -технические (автолюбители, изобретатели и т.д.);

    -художественной и эстетической направленности (любители литературы, поэзии, музыки, кино);

    -социально-возрастные (клубы ветеранов, подростковые, молодежные, женские, семейные и т.д.);

    -национальные (татарские, украинские, чувашские и т.д.)

    Одна из причин успешности и популярности клуба – правильный выбор его тематической направленности. Для этого надо сначала определиться, для какой категории читателей вы хотите создать клуб, затем с помощью наблюдений, индивидуальных бесед выяснить интересы этой группы читателей и в соответствии с выявленными интересами определяется профиль клуба. Только после этого можно приступить к организационным мероприятиям.

    Организационная структура клубапо интересам состоит из нескольких компонентов: руководитель, совет (актив) клуба, члены клуба, объект воздействия (участники клубных мероприятий).

    Руководитель – он же организатор, а нередко и специалист. Его задача

    не только пополнять собственные знания, но и содействовать познавательной

    активности членов клуба.

    Совет (актив) – основной орган клубного самоуправления. Он принимает решения и организует их исполнение. Каждый член совета ведет определенный участок деятельности клуба или выполняет конкретные задания по организации и проведению мероприятий.

    Члены клуба – его основное, наиболее активное ядро (15-20 человек). Именно оно участвует в разработке и осуществлении мероприятий, устанавливает контакты с различными организациями.

    Объект воздействия : зрители, слушатели – участники мероприятий. Их запросы лежат в основе всей деятельности клуба.

    Этапы создания клубов по интересам

    Первый этап - принятие решения о создании клуба. Инициатива может исходить как от читателей, так и от библиотекарей. Читательская инициатива, конечно, весьма положительна и желательна, однако, как показывает практика, чаще всего инициатором создания клубов по интересам являются работники библиотек. При этом прослеживается интересное явление. Библиотекари организуют клуб, исходя из своих интересов. Если библиотекарь любит стихи, он создает клуб любителей поэзии, если увлекается музыкой - клуб поклонников музыки, хорошая хозяйка организует клуб «Хозяюшка» и т. д. Это одна из положительных сторон профессии библиотекаря, поскольку кроме профессиональных интересов на рабочем месте можно реализовать свои увлечения, хобби. Недаром говорят, что для получения хорошего результата к делу надо приложить душу. В том, что библиотекарь с душой отдается своему делу, - важный залог успешной работы. Его неравнодушие, личная заинтересованность, несомненно, передадутся читателям, он будет заражать их своим энтузиазмом. Творческий библиотекарь сумеет организовать деятельность клуба так, чтобы он стал интересным, желанным местом проведения свободного времени для читателей.

    Второй этап - организация творческих контактов, установление связей с учреждениями, которые могут быть полезны в деятельности клуба.

    Третий этап - выявление и привлечение читателей к деятельности клуба. Необходимо собрать как можно больше пожеланий читателей, изучить их интересы, чтобы в наибольшей мере соответствовать их ожиданиям.

    Четвертый этап - разработка символики и атрибутики. С современных позиций ее можно и нужно рассматривать как часть рекламы. Можно разработать эмблему клуба, его девиз, значок, даже гимн. Зачастую здесь присутствуют элементы юмора, при оформлении используются знакомые символы. Многие библиотеки объявляют конкурсы с призами за лучший проект. Психологи считают, что наличие символики, атрибутики позволяет чувствовать себя членом какого-то сообщества, способствует сплочению группы.

    Пятый этап - выбор органов самоуправления - председателя, членов совета, актива.

    Шестой этап - планирование работы клуба. Планирование является реализацией маркетингового подхода, заключающегося в продвижении услуг на рынок, то есть к читателям, пользователям. Как известно, планы бывают долгосрочные (годовые, перспективные) и оперативные (месячные, квартальные).

    Седьмой этап - разработка основных форм заседаний клубов. Вся видимая часть деятельности клубов - его заседания. Как показала практика, наиболее плодотворна деятельность тех клубов, заседания которых разнообразны, не похожи друг на друга. Они могут проходить в форме различных массовых мероприятий, традиционных и новых, активных и т. д. Это литературные вечера, литературно-музыкальные вечера, которые в современных условиях часто проводятся по образцу салонов, гостиных. Дискуссия, диспут также могут заинтересовать читателей. Можно организовать вечер вопросов и ответов, конкурсы, соревнования и т. д. Достаточно распространенной формой становятся встречи с интересными людьми. Приглашенные на заседание клуба становятся желанными гостями, что обеспечивает плодотворное общение.

    Восьмой этап - пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам - то, что определяет его специфику.

    Клуб по интересам должен иметь свою документацию:

    Устав (положение). Основополагающие документы клуба. Устав может начинаться с эпиграфа, который может быть лозунгом и девизом. Положение утверждается руководителем организации, учреждения, на базе которых он создан. В этих документах прописаны все основные стороны организации и деятельности клуба: наименование, кем организован, где и для кого; цели и задачи; права и обязанности членов; построение клуба и органы самоуправления; структура клуба.

    План работы. Важным документом клуба является план работы, где указывают наименования мероприятий, срок исполнения, ответственное лицо,

    Дневник мероприятий клуба – документ учета всего, что проводится клубом: заседания, встречи, экскурсии, выставки и т.д. Примерная схема ведения дневника:

    Фотоматериалы проведенных встреч – заседаний.

    Сценарии проведенных встреч.

    Статьи из газет о проведенных встречах.

    Паспорт клуба по интересам (примерная схема)

    Название клуба: ______________________________________________________

    Адрес:________________________________________________

    Номер телефона базового учреждения ____________________

    На базе, какого учреждения создан________________________

    Год создания __________________________________________

    Где проводятся заседания________________________________

    Характер объединения__________________________________

    Цели объединения______________________________________

    Традиции:_____________________________________________

    Регулярность занятий, дни встреч, (не менее одного раза месяц):________________________________________________

    Количество участников:_________________________________

    СОВЕТЫ:

    Прежде всего, грамотно планируйте работу клубов и кружков, учитывайте интересы и пожелания их членов;

    Намечая направления клубной работы, составляйте перспективный план на 3 – 5 лет, но вначале спланируйте работу на 1 год;

    Годовой план работы клуба представляет собой тематический план занятий, их названия, содержание, форма проведения и домашнее задание;

    Деятельность клуба обязательно отражается в годовом плане и годовом текстовом отчете библиотеки;

    Библиотекарь обязательно ведет дневник занятий, в котором записывает план каждого занятия, литературу для подготовки и проведения, анализирует проведенное мероприятие;

    Все документацию лучше хранить в отдельной папке;

    Атрибутика, традиции клуба могут быть представлены необычно, а фоторепортажи о проводимых занятиях – весело, с шутливыми комментариями;

    Можно выпускать клубную газету, оформлять специальные выпуски стенгазет к знаменательным и памятным датам, стенды – фотоотчеты об интересных событиях и мероприятиях клуба;

    Кроме того, альбомы, стенгазеты, стенды являются хорошей рекламой клуба и привлекают в него новых членов.

    При планировании работы в клубе четко придерживаются его тематической направленности, что также является одной из характерных особенностей клубов по интересам.

    Желаем Вам успеха в создании любительского клубного объединения!