Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Сверхчувствительный слой фотоплёнки. Процесс создания негатива и позитива из пленки. Позитивные и негативные плёнки

    Сверхчувствительный слой фотоплёнки. Процесс создания негатива и позитива из пленки. Позитивные и негативные плёнки

    Тема лекции: Фотография. Плёночная фотография. Фотоплёнка. Фотобумага. Негатив. Позитив.

    Плёночная фотография - фотографический способ получения статичного изображения объекта , использующий получение и хранение информации в аналоговой форме на светочувствительных материалах , в которых происходят химические изменения на различных стадиях фотографического процесса .

    В плёночной фотографии применяются различные светочувствительные материалы - фотоплёнка (на гибкой прозрачной основе), фотобумага (на гибкой непрозрачной основе), фотопластинки (на твёрдой основе). Принципиального значения для фотографического процесса вид подложки не имеет.

    Фотоплёнка - фотоматериал на гибкой прозрачной основе (в отличие от жёстких фотопластинок на стеклянной основе и фотобумаги на непрозрачной основе) , представляющий собой лист пластика (лавсан, нитрат или ацетат целлюлозы) , на который нанесена фотоэмульсия , содержащая зерна галогенидов серебра , определяющие светочувствительность , контраст и оптическое разрешение фотоплёнки . После воздействия света (или других форм электромагнитного излучения, например рентгеновского) на фотоплёнке формируется скрытое изображение . С помощью химических реакций получают видимое изображение .

    Фотоэмульсия - конгломерат зёрен галогенидов серебра и защитного коллоида , в основном фотографической желатины .

    Фотографическая эмульсия представляет собой при температуре выше 40 °C вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень. Она наносится на стекло, целлулоидную пленку и бумагу в виде тонкого слоя, который после высушивания образует светочувствительный слой фотоматериала .

    Другие слои фотоплёнки:

    1) Подложка - основа фотоматериала , служащая носителем эмульсионных слоёв .

    На раннем этапе развития фототехники и кинематографа подложка киноплёнки изготавливалась из горючей нитроцеллюлозы , обладавшей наилучшими прочностными характеристиками из тогда существовавших прозрачных гибких пластиков .

    Сейчас в кино- и фотоплёнке применяется прозрачный негорючий материал - триацетат целлюлозы толщиной 0.12-0.15 мм , а также более прочный негорючий материал полиэтилентерефталат (лавсан) , толщиной около 0.06 мм . Подложка чёрно-белых негативных плёнок обычно дополнительно окрашивается в серый или фиолетовый цвет для уменьшения ореолов отражения .

    2) Подслой . Этим слоем покрывают подложку фотоплёнки перед тем, как нанести светочувствиельную эмульсию . Предназначен для обеспечения необходимой прочности сцепления эмульсии с подложкой . Состоит из задубленной желатины и имеет толщину около 1 мкм . Прозрачен, бесцветен и химически инертен по отношению к всем компонентам светочувствительного слоя. На негативных плёнках его иногда делают окрашенным, тем самым заставляя его исполнять роль противоореольного слоя .

    3) Противоскручивающий слой , также называется контрслой - наносится на обратную сторону подложки , состоит из желатины . Препятствует скручиванию плёнки при сушке . Может быть окрашен, и тем самым выполнять одновременно роль противоореольного слоя .

    4) Противоореольный слой фотоматериала предназначен для устранения связанных с отражением и преломлением света в подложке фотоплёнки ореолов вокруг изображения ярких предметов и при съёмке против света . Состоит из желатины с добавлением веществ, поглощающих свет (красители, серое коллоидное серебро) . В процессе фотохимической обработки противоореольные слои обесцвечиваются.

    Цветные фотоплёнки и фотобумаги обычно имеют слой с коллоидным серебром . У фотоплёнок противоореольный и противоскручивающий слой совмещены и наносятся на обратную сторону подложки .

    Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой , наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии .


    Строение черно-белой фотопленки: 1 - основа; 2 - подслой; 3 - эмульсионный слой; 4 - противоореольный слой

    Строение цветной фотопленки: 1 - синечувствительный слой; 2 - желтый (фильтровый) слой; 3 - зеленочувствительный слой; 4 - красночувствительный слой; 5 - зеленый противоореольный слой; 6 - основа.

    Классификация

    Фотоплёнка делится на три большие группы:

    1) Негативная . На плёнке этого типа изображение инвертировано , то есть наиболее светлым участкам сцены соответствуют наиболее тёмные участки негатива , на цветной плёнке инвертированы также цвета. Окончательное изображение получается на фотобумаге при печати .

    2) Обращаемая , или слайдовая . Эта плёнка не предназначена для последующей фотопечати , изображение просматривается напрямую на проекторе или через лупу . Слайдовая плёнка также широко применялась в полиграфии благодаря меньшим потерям цветопередачи . Обращаемая фотоплёнка также бывает чёрно-белой , однако эта разновидность не получила широкого распространения.

    3) Позитивная . Позволяет создавать диафильмы и слайды путём контактной или проекционной печати с негатива . Обладает низкой чувствительностью , но также и низкой зернистостью и высокой разрешающей способностью . Широко применяется в кино для создания фильмокопий , но в собственно фотографии используется редко.

    Обращаемая и позитивная плёнки предназначены для получения конечного изображения , в отличие от негативной , изображение на которой - лишь промежуточная стадия фотографического процесса . Поэтому обращаемая и позитивная плёнки по сравнению с негативной обычно характеризуются меньшей плотностью вуали , отсутствием маскирующих слоёв и особым устройством или полным отсутствием противоореольного слоя .

    В отдельных случаях для получения специальных эффектов может также использоваться кросспроцесс , когда негативная плёнка обрабатывается как обращаемая или наоборот.

    Кросспроцесс или кросспроцессинг - проявка одного типа плёнки по процессу другого. Чаще всего таким образом проявляют негативную цветную плёнку (процесс C41) как обращаемую цветную слайдовую плёнку (процесс E6) и наоборот.

    Фотоплёнка бывает чёрно-белой или цветной :

    1) В чёрно-белой фотоплёнке есть обычно один слой серебряных солей . При попадании света и дальнейшей химической обработке соли серебра превращаются в металлическое серебро - на плёнке образуются тёмные области, соответствующие светлым областям на отпечатке .

    Существует специальная монохромная плёнка , она обрабатывается по классическому цветному процессу , но формирует чёрно-белое изображение , а не цветное .

    2) Цветная плёнка использует как минимум три слоя . Окрашивающие, адсорбирующие вещества , взаимодействуя с кристаллами серебряных солей , делают кристаллы чувствительными к различным участками спектра. Этот способ изменения спектральной чувствительности называется сенсибилизацией . Чувствительный только к синему, обычно несенсибилизированный, слой расположен сверху. Так как все остальные слои , помимо "своих" диапазонов спектра , чувствительны и к синему, их отделяет жёлтый светофильтрующий слой . Далее идут зелёный и красный. В процессе экспонирования в кристаллах галогенидов серебра образуются скопления атомов металлического серебра , точно так же, как у чёрно-белой плёнки . Впоследствии это металлическое серебро служит для проявления цветных красителей (пропорционально количеству серебра) , далее снова превращается в соли и вымывается в процессе отбелки и фиксирования , так что изображение в цветной плёнке формируется цветными красителями . Современные фотоплёнки , такие как Kodacolor II, имеют до 12 слоёв эмульсии и содержат более чем 20 различных веществ в каждом слое .

    Размеры фотопленки

    Плёнка различается по размеру:

    Бывает перфорированной шириной 16 и 35 мм , неперфорированной рулонной шириной 61,5 мм и плоской (листовой) .

    Наиболее распространена фотоплёнка шириной 35 мм (по формату совпадает с киноплёнкой той же ширины) . Формат кадра 24×36 мм ; встречаются также форматы 18×24 мм , 24×24 мм , 24×30 мм и др.

    Неперфорированная фотоплёнка шириной 61,5 мм ("средний формат") используется в профессиональной фотосъёмке . Формат кадра может быть 4,5×6 см , 6×6 см , 6×7 см , 6×8 см , и 6×9 см .

    Advanced Photo System - фотоплёнка шириной 24 мм .

    Листовая фотоплёнка выпускается в виде листов формата 9×12 см , 4"×5", 13×18 см , 18×24 см и др. Применяется в фотокамерах большого формата .

    Чувствительность фотоплёнки

    Чувствительность фотоплёнки определяется свойствами фотоэмульсионного слоя . Измеряется в единицах ISO(ASA) , градусах DIN или ГОСТ . Бóльшая чувствительность позволяет снимать при меньших выдержках , однако имеет и свои недостатки: повышается зернистость изображения . Иногда возможно применение push и pull обработки , когда фотоплёнка проявляется при специальных условиях, которые искусственно "задним числом" соответственно повышают или понижают чувствительность плёнки .

    Плёнка специального назначения

    Существуют фотоплёнки для специального применения. Например, чувствительные в невидимом для глаза ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне . Плёнки , чувствительные к рентгеновскому излучению , применяются в медицине . Для нужд микрофильмирования применяются специальные сверхконтрастные плёнки .

    Фотобумага - непрозрачный гибкий материал, предназначенный для получения позитивного фотографического изображения .

    В зависимости от фотографического процесса фотобумагой могут называть светочувствительный материал либо специальную бумагу для печати фотографий на принтере .

    Фотобумага - светочувствительный материал

    Фотобумага для использования в классическом фотографическом процессе покрыта светочувствительной эмульсией .

    Фотобумагу , как правило, экспонируют с негатива (фотоплёнка, фотопластинка) , используя фотоувеличитель , либо при помощи контактной печати . Под действием света в эмульсии происходят химические реакции , образуется скрытое изображение , преобразуемое в видимое при дальнейшей химической обработке (проявка, фиксирование).

    Эффективная чувствительность фотобумаги в десятки раз меньше фотоплёнки и составляет обычно единицы и доли единиц ГОСТ . Типичные выдержки при печати - секунды и минуты, в то время как при экспозиции фотопленки - десятые и сотые доли секунды.

    Классификация фотобумаги

    Фотобумага может быть предназначена как для цветной , так и для черно-белой фотографии .

    Типы фотопроцесса

    По отношению фотографического процесса к схеме "пленка-отпечаток" бумага делится на типы:

    1) Негативная-позитивная - большинство современных фотобумаг , на которых изображение получается при печати с негатива;

    2) Позитивная-позитивная - и пленка и бумага - позитивы , например, при печати со слайда по процессу Ilfochrome ;

    3) Позитивная-позитивная - пленка позитивная и выполняет функцию бумаги , как в процессе "Polaroid" .

    Типы подложки

    1) Баритовая (FB - англ. fiber-based) . Подложкой для такой фотобумаги служит тонкая бумага (плотность 120—135 г/м 2) , полукартон (180 г/м 2) или картон(240 г/м 2) , изготовленные при соблюдении определённых требований чистоты, отсутстивя механических включений , сернистых соединений и других. Подложку покрывают тонким слоем сульфата бария (эта процедура называется "баритаж") . Среди выпускаемых в настоящее время фотобумаг баритовыми бывают только черно-белые .

    2) Пластиковая (RC - англ. resin-coated) . Бумажный слой в такой фотобумаге заключен в два слоя полиэтилена . Она удобней в обращении, не имеет тенденции к сворачиванию во время сушки и не требует глянцевания . Выпускаются цветные и черно-белые пластиковые фотобумаги.

    3) Полиэстеровая . Этот материал в основном применяется как подложка для современный цветных фотобумаг .

    4) Калька - полупрозрачный тонкий гибкий материал, покрытый высококонтрастной светочувствительной эмульсией . Фотокалька предназначена для получения промежуточного негатива методом контактной или рефлексной печати .

    Виды эмульсии черно-белых фотобумаг:

    1) хлорсеребряная;

    2) бромсеребряные;

    3) хлоробромосеребряная.

    Бумага для чёрно-белой печати выпускается как с постоянным , так и с переменным контрастом . Бумага постоянного контраста делится на мягкую, нормальные, контрастные и особо контрастные бумаги . По стандарту в СССР она маркировалась от № 1 до № 7 по возрастанию контрастности .

    Бумага с переменным контрастом предназначена для мультиконтрастной печати , ее контрастность регулируется светофильтрами . В связи с более широким распространением мультиконтрастной бумаги , бумага с постоянным контрастом встречается значительно реже.

    Фактура поверхности

    Фотобумага выпускается матовая, глянцевая и тиснёная . Зеркального блеска (глянца) на поверхности фотобумаги достигают глянцеванием оной, обычно после окончания фотохимической обработки .

    Негатив (лат. negativus - отрицательный) , в чёрно-белой фотографии и кинематографии образованное зёрнами металлического серебра изображение объекта съёмки , в котором почернения фотографические обратны яркостям деталей объекта : чем ярче деталь, тем большим почернением она воспроизведена; в цветной - изображение объекта съёмки , образованное красителями , цвета которых дополнительны к цветам его деталей: жёлтые - к синим, пурпурные - к зелёным, голубые - к красным и так далее (см. Дополнительные цвета, Цветоделение).

    В фотографии под позитивом понимают конечный продукт фотографического процесса .

    Фотографический процесс разбивается на два этапа:

    1) Негативный процесс :

    При открывании затвора фотоаппарата свет от освещённого объекта проецируется на фотоплёнку (или фотопластинку) и засвечивает определённые участки на фотоплёнке (фотопластинке) .

    Фотоплёнка (фотопластинка) проявляется , то есть подвергается химической обработке . В результате на фотоплёнке (фотопластинке) образуется негативное изображение сфотографированного объекта .

    Негативное изображение - это изображение , в котором все цвета (в цветной фотографии) или переходы белого в чёрный (в чёрно-белой фотографии) инвертированы.

    2) Позитивный процесс :

    Негативное изображение с фотоплёнки , с помощью проходящего сквозь фотоплёнку (фотопластинку) света , проецируется на фотобумагу .

    На фотобумаге формируется . В чёрно-белой фотографии , под тёмными участками на негативе , через которые проходит мало света , формируются не засвеченные участки на фотобумаге и наоборот, под светлыми участками фотоплёнки , - засвеченные участки. В цветной фотографии происходит инверсия цветов . В процессе проявления фотобумаги засвеченные участки становятся тёмными, а не засвеченные - светлыми.

    На позитивном изображении (на позитиве) , полученном на фотобумаге , цвета или чёрно-белые переходы, соответствуют сфотографированному реальному объекту . С одного негатива можно сделать любое количество позитивных изображений (фотографий).

    В случае диафильма речь идёт о фотоплёнке , на которой формируется позитивное изображение (позитив) . С помощью диапроектора изображение с диафильма проецируется на экран . На экране формируется позитивное изображение . Тёмным участкам на диафильме соответствуют тёмные участки на экране и наоборот.

    Панхроматическая черно-белая пленка , также известная под названием Пан-пленка , так как чувствительна ко всему (пан-) диапазону видимого света., а так же к ультрафиолетовому (УФ) цвету. В результате съемки на панхроматическую пленку получаем фотографии с более серыми оттенками , и большой выразительностью оригинального цвета.
    Панхроматическую пленку используют при светочувствительности от 25 ISO до 3200 ISO. Пан-пленка относится к пленкам с низкой светочувствительностью, такие пленки используют для достижения красивого размытия во время движения. С этой пленкой, тональность изображения будет очень хорошей, а зернистость не большой.
    Чувствительность 400 ISO можно назвать самой оптимальной, и подходящей для повседневной съемки. При 400 ISO получаем небольшую зернистость и используем оптимальную скорость затвора. Иногда зернистость может проступать, даже на снимках ясного неба, или спокойного моря, но не стоит забывать, что степень зернистости на фото зависит еще от качества проявки фотографий.
    Для получения наилучших результатов с точки зрения качества изображения и разрешения, лучше снимать на пленки с невысокой, или средней светочувствительностью, если освещение для этого подходящее. Если же вам приходится снимать в условиях недостаточной освещенности, или вы фотографируете быстродвижущийся объект на большой телеобъектив, то лучше использовать фотопленку с высокой светочувствительностью, так как такие пленки позволят вам использовать более короткие выдержки.

    Ортохроматическая черно-белая пленка

    Ортохроматическая пленка , это более старый тип пленки, которая отличается от панхроматической, своей чувствительностью к синим и зеленым цветам, и меньшей чувствительностью к оранжевому цвету . Так же ортохроматическая пленка не чувствительна к красному цвету, при длине волны около 590 нм.
    Такая характеристика, делает эту пленку достаточно не удобной, так как зеленые и синие цвета получаются слишком бледными, а оранжевые или красные уходят в черные. Эта пленка хорошо подходит для пересъемки, или копирования черно-белых, или монохромных изображений. Для проявления орто пленки обязательным является очень темное помещение и безопасный красный свет.
    Ортохроматическая пленка, которая в равной степени чувствительна и к зеленой, и к желтой области спектра так же была известна как Изортохроматическая пленка.

    Изображение, снятое на ортохроматическую пленку от Георга Сэдлмайера (Georg Sedlmeir).

    Изохроматическая черно-белая пленка

    Изохроматическая черно-белая пленка представляет собой что-то среднее между ортохроматической и панхроматической пленкой . Она очень чувствительна к фиолетовым и синим цветам, имеет среднюю чувствительность к желтым и зеленым цветам, а так же минимальную чувствительность к темно-красным цветам. Изохроматическую пленку безопасно проявлять в темной комнате при специальном красном освещении.

    Хромогенная черно-белая пленка

    Хромогенная черно-белая пленка содержит специальные красители и эмульсии, которые позволяют сформировать монохромное изображение .
    Такая обработка называется «хромогенной», во время обработки все молекулы серебра и красителя обесцвечиваются и формируют цветное изображение в нужной области.
    Недостатком хромогенной пленки является меньшая резкость изображения и повышенная зернистость , так же есть определенные неточности с контрастностью. Но все эти недостатки терпимы, так как в итоге снимок выходит более мягким, с плавным переходом цвета.


    Фотография, снятая на хромогенную пленку, от Вернера Виттершейма (Werner Wittersheim).

    Линейная черно-белая пленка

    В подобных пленках получаем высокую контрастность черно-белого изображения, и почти полное отсутствие серого цвета.
    Благодаря подобным особенностям пленки фотографии, полученные в результате, будут иметь слишком большую экспозицию, и это может быть проблематично. Данную пленку лучше использовать для реализации каких-либо специфических идей, или же для копирования монохромных гравюр, изображений и фотографий.
    Пленка такого типа имеет небольшую скорость и производит изображения с небольшой зернистостью . Лучше всего пленку проявлять в специализированных фотолабораториях.


    Изображение, снятое на линейную фотопленку. Автор Erin Williamson

    Черно-белая слайд пленка

    Черно-белая слайд пленка, формирует позитивное (другие формируют негативное) изображение на пленке. Это позволяет просматривать ваши фотографии с помощью проектора , в виде слайдов. В основном такая пленка выпускается как монохромная пленка различных цветов, но черно-белая, так же присутствует.


    Монохромное изображение, снятое на пленку

    Есть специальные химические наборы, которые продаются для работы с слайд-пленкой. В целом, что нужно запомнить при работе с данной пленкой – слайд пленка, не очень удобна для повседневной съемки, но выбор фотопленки всегда остается на ваше усмотрение, в некоторых случаях слайд-пленка, может оказаться наилучшим вариантом.


    Изображение, снятое на слайд пленку. Автор Эмили Талиаферро (Emily Taliaferro).

    Мгновенная черно-белая пленка

    Существует не так уж и много, так называемых мгновенных пленок, и с точки зрения возможных марок, и с точки зрения скорости. При выборе мгновенной черно-белой пленки огромное значение уделяют освещению и композиции. Не стоит забывать о том, как, с точки зрения экспозиции, выглядит снимок с использованием той, или иной пленки. Более того, мгновенная пленка стоит намного дороже , чем любая другая черно-белая пленка, и фотографии с этой пленки проявляются дольше . Но если вы готовы платить больше, но получить хороший результат , эта пленка то, что вам нужно.

    Цветная фотопленка

    Цветная фотопленка, в частности, пленка формата 35-мм, производится в больших количествах с любой светочувствительностью. Она обладает большим диапазоном экспозиции, и намного лучше обрабатывает кадры с большой контрастностью.
    Цветная пленка может быть хорошо сбалансирована при использовании вспышки (5500K - 5600K), или при дневном свете . Если вы снимаете в помещении, при плохом освещении лучше всего сбалансировать изображение, прикрепив синий фильтр на объектив, в противном случае цвета на фотографии будут в большей степени желтыми, оранжевыми, или красными. В дальнейшем это можно будет убрать в процессе обработки, но лучше предотвратить проблему, используя фильтр, чем потом устранять её.


    Пример изображения снятого на цветную пленку. Автор Ян Ду

    Некоторые цветные пленки сбалансированы для работы с лампами накаливания. Применение этих ламп не очень хорошая идея, но они более доступные. Если вы являетесь одним из тех, кто снимает с их помощью, лучше обезопасить себя и использовать оранжевый фильтр, он поможет создать правильную тональность для любого синего оттенка. В целом, цветная пленка считается одним из самых оптимальных вариантов с точки зрения неправильного освещения, или смешанных цветовых температур (до определенной степени, конечно же).

    Как и в черно-белой пленке, чувствительность 400 ISO, будет наилучшим вариантом. Это золотая середина светочувствительности, умеренной зернистости и разрешения. Такой вариант самый подходящий для повседневной съемки в различных условиях окружающей среды.


    Фотография, сделанная с помощью цветной пленки, автор Bethan Phillips

    Цветная пленка изготавливается с учетом огромного количества характеристик, для получения все возможных результатов, на любой вкус и под любое настроение, от ярких цветов, до натуральных, или пастельных. Фотопленки с низкой светочувствительностью , как правило, дают более яркие снимки , с высокой – более мягкие цвета . С помощью цветной пленки, вы можете легко и дешево получить фотографии большого формата, которые потом можно вешать на стену. Большинство фотолабораторий стремятся дать вам наиболее качественные снимки, которые станут для вас лучшими фотообоями в мире.


    Фотография, сделанная с помощью цветной пленки

    Цветная пленка дает больше возможностей для корректировки и обработки фотографии, во время печати. У вас будет возможность немного исправить цвета и экспозицию.


    Автор фото Taro Yamamoto


    Фотография сделанная с помощью цветной фотопленки. Автор Антон Новоселов


    Фотография сделанная с помощью цветной фотопленки

    Цветные слайд пленки и прозрачные пленки

    С использование цветной прозрачной и цветной слайд пленки, вы получите позитивное изображение. При использовании цветной слайд пленки, как и в случае с черно-белой, вы получаете изображение, которое в дальнейшем можно просматривать с помощью проектора. Термин «слайд» обычно используется для определения формата 35-мм пленки, в то время как прозрачная пленка, по размеру, на много больше, приблизительно формата А4. Обе эти пленки дают изображения очень высокого качества , у изображений красивый цвет , правильная насыщенность , хорошая детализация изображения, особенно у пленок с низкой светочувствительностью. Так же формат изображений сделанных с этими пленками намного превышает форматы от любых других фотопленок .


    Изображение, снятое на цветную пленку. Автор Мел Стаутсенбергер (Mel Stoutsenberger)

    Пленки с большей светочувствительностью, делают изображения более зернистыми, теряется насыщенность цвета, становятся более очевидными все погрешности кадра. Слайд пленки и прозрачные пленки менее снисходительны к неправильной экспозиции и неправильному цветовому балансу , так что, выбирая пленку данных типов, вам следует учесть условия освещения места съемки. Пленки хорошо сбалансированы для применения вспышек, а некоторые виды пленки сбалансированы, даже, для применения при съемке ламп накаливания. Будьте осторожны, не забывайте про синий фильтр, снимая с использованием лапы накаливания, и про оранжевый фильтр, если снимать приходится при дневном освещении.
    Обратите внимание на названия. Обычная цветная пленка в названии имеет слово "color", например – «Kodacolor», цветные слайд пленки, или прозрачные пленки, имеют в названии слово "chrome", например – «Kodachrome».


    Цветное изображение снятое Nat Urazmetova

    Заключение

    Как вы уже успели заметить, каждый вид пленки имеет свои специфические особенности. Это открывает для вас большое поле для экспериментов. Вы можете попробовать поработать с каждой пленкой и понять, какая из них подходит вам больше всего. Вы сможете понять при каких обстоятельствах съемки лучше использовать ту, или иную пленку. Узнав плюсы и минусы каждой из них на собственном опыте, сделать выбор в пользу какой-либо пленки будет намного проще.
    В то же время, если вы работает над определенным проектом, важно всю серию фотографий отснять на пленку одного типа. В противном случае, вы получите определенный диссонанс. Если вы обратили внимание, то все пленки дают совершенно разный результат. Будьте осторожны при выборе пленки, не забывайте учитывать все важные факторы съемки.

    Cтраница 1


    Светочувствительный слой фотопленки (фотобумаги, пластинки) представляет собой в основном эмульсию бромистого серебра в желатине. В таком высокодисперсном состоянии бромистое серебро легко разлагается под действием света, при этом количество разложившейся соли, а следовательно, и количество выделившегося металлического серебра зависят от длины волны.  

    Светочувствительный слой фотопленки (фотобумаги, пластинки) представляет собой в основном эмульсию бромистого серебра в желатине.  

    Светочувствительный слой фотопленки (фотоэмульсия) состоит из желатина, в который вкраплены кристаллики бромистого серебра.  

    Попадание определенного количества световой энергии на светочувствительный слой фотопленки осуществляется фотографическим затвором, который открывает входное отверстие объектива лишь на определенное время - время экспозиции. Этот промежуток времени зависит от освещенности пленки и чувствительности фотоэмульсии, нанесенной на пленку.  

    Фотоаппаратом называется устройство для получения оптических изображений различных объектов на светочувствительном слое фотопленки или какого-либо другого фотоматериала.  

    Съемка заключается в получении с помощью фотоаппарата (см. § 99) действительного изображения фотографируемого объекта в светочувствительном слое фотопленки. Этот слой (фотоэмульсия) состоит из желатины, в которой находятся мелкие зерна (монокристаллики) бромида серебра AgBr. Попадание квантов света в зерна бромида серебра приводит к отрыву электронов от некоторых ионов брома и захвату этих электронов ионами серебра. В результате этого в зернах AgBr образуется некоторое количество нейтральных атомов серебра, пропорциональное освещенности пленки. Эти атомы серебра образуют скрытое (невидимое) изображение объекта съемки.  

    Фиксажи для черно-белой фотографии представляют собой смеси порошкообразных химических соединений, которые предназначаются для удаления оставшегося в светочувствительном слое фотопленок галоидного серебра, при этом образуются водорастворимые комплексные соединения.  

    Способность галогенидов серебра разлагаться под действием света с выделением металлического серебра лежит в основе фотографического процесса. Светочувствительный слой фотопленки (фотобумаги, пластинки) представляет собой в основном эмульсию бромистого серебра в желатине.  

    Величина проходящего светового потока регулируется с помощью диафрагмы. Под действием света происходят фотохимические реакции в светочувствительном слое фотопленки.  

    Фотография, открытая Ньепсом (1826) и впервые практически осуществленная Дагерром (1839), представляет собой наиболее важное практическое применение фотохимических процессов. В основе фотографического процесса лежит способность галоидных солей серебра разлагаться под действием света с выделением металлического серебра. Светочувствительный слой фотопленки толщиной от 0 3 до 5 мк представляет собой в основном эмульсию бромида серебра в желатине.  

    Весьма важным применением фотохимических реакций является фотографический процесс. Сущность этого процесса может быть представлена следующим образом. Фотографируемое изображение проектируется системой линз фотоаппарата на светочувствительный слой фотопленки, состоящей из желатины, в которой взвешены зерна бромистого серебра, часто с примесью йодистого и хлористого серебра.  


    В развитых странах ведут интенсивные исследования и разработки в области создания чертежных автоматов, использующих в качестве исполнительного блока электронно-лучевые трубки. Схема устройства электронного чертежного автомата, использующего ЭЛТ, совпадает в общих чертах с общей схемой (см. рис. 2), но отличается функциями и конструкцией отдельных блоков. Блок ввода данных обеспечивает прямой доступ в центральную ЭВМ. Блок управления строит начертания линий и символов, преобразуемые затем цифроаналоговым преобразователем (ЦАП) в сигналы, управляющие положением и яркостью электронного луча ЭЛТ. Блок управления и исполнительный блок (ЭЛТ) стабилизируют изображение в отличие от электромеханических и растровых чертежных автоматов, в которых фиксации изображения достигают зачернением бумаги, засвечиванием светочувствительного слоя фотопленки и другими способами.  

    Страницы:      1

    Павел Косенко фотографирует на плёнку, посвящает этому книги, ездит с фототурами в мурманскую Териберку, где снимали «Левиафана», а по воскресеньям учит энтузиастов проявлять фотоплёнки в своей московской лаборатории «Среда» .

    На прошлой неделе он читал в Екатеринбурге семичасовую лекцию о плёночной фотографии. Я сходила и записала конспект - получилась инструкция для тех, кто начинает снимать на плёнку или хочет делать это более осознанно.

    Плёнка больше не умирает

    После 30 лет затишья отношение к аналоговым технологиям изменилось. В 2015 году резко выросли продажи виниловых пластинок - всё потому, что появились проигрыватели-игрушки с блютузом и айфон-коннекторами.

    Моментальные камеры «Инстакс» приносят «Фуджи» больше денег, чем цифровые фотоаппараты. В 2016 году компания планирует продать 5 миллионов камер. Пару месяцев назад легендарная «Лейка» представила мгновенную камеру «Софорт».

    Продажи профессиональных плёнок «Кодак» растут с 2013 года и выросли уже на 5%. Сеть английских драгсторов «Бутс» (магазинов косметики и товаров повседневного спроса) в 2015 году начала продавать чёрно-белую плёнку «Илфорд» в 450 своих точках.

    В 2015 году благодаря Квентину Тарантино и «Омерзительной восьмёрке» в США было восстановлено 50 кинотеатров для просмотра кино с широкой ленты. При съёмке фильма Тарантино не использовал никаких цифровых технологий, работал по технологии 1958 года, и даже титры вырезал ножницами по трафарету. Самые крутые и дорогие фильмы сегодня снимают на плёнку.

    Считается, что плёнку производят два гиганта - «Кодак» и «Фуджи», а остальные закрылись. Но открываются новые. В 2008 году компания «Импоссибл» выкупила фабрику для производства кассет «Полароид». В 2012 года два итальянца приобрели полуразрушенный завод «Феррания» и уже выпустили первые образцы чёрно-белой плёнки. В том же году американская компания «Синестилл» изобрела и запатентовала технологию удаления сажевого слоя с киноплёнки (из-за этого слоя её нельзя проявлять на обычных машинах).

    В России тоже есть энтузиасты. В 2016 году Денис Кораблёв начал производство фотоплёнки под названием «Тип Д». С каждой партией он вносит изменения в эмульсию.

    Как устроена фотоплёнка

    Производители фотоплёнки наносят на гибкую полимерную подложку чувствительную к свету эмульсию. Главные в ней - кристаллы галогенидов серебра, которые можно сравнить с крупицами соли.

    Проэкспонированные и непроэкспонированные галогениды серебра ведут себя по-разному. Часть при проявке разрушается, часть - остаётся. Кристаллы, получившие солнечные фотоны, восстанавливаются до непрозрачного металлического серебра. Остальные смываются в процессе проявки.

    Размер зерна влияет на чувствительность плёнки. Чем меньше галогенидов серебра, тем больше нужно света.

    Плотность галогенидов серебра определяет степень почернения будущего негатива. Там, где плотность высокая - изображение будет чёрным (на отпечатанном изображении - светлым). Серебро там, где свет.

    Плёночное зерно бывает разной формы. Есть два типа: традиционные кристаллы и кристаллы т-формы (плоские). Особенность вторых - высокая чувствительность к свету. Но эстетически картинка ближе к цифровой.

    Зерно плёнки неоднороднее шума цифровой матрицы. Это даёт объём. При этом шум цифровой матрицы айфона ближе всего к плёночному.

    В плёнке изображение состоит из зерна, в цифре - зерно наложено. Поэтому любая имитация заметна.

    Позитивные и негативные плёнки

    Плёнки с пометкой Color - негативные на просвет. Если положить негатив на чёрный фон, он будет выглядеть позитивом.

    Плёнки с пометкой Chrome - позитивные. Позитив - это амбротипическое изображение, которое проявляется по другой технологии. Проявленный и непроявленный позитив, если их положить рядом, будут различаться только игрой света. Чёрно-белые позитивные плёнки встречаются редко.

    Негативные и позитивные фотоплёнки - эквивалент цифровых форматов raw и jpeg. Негатив запасает много информации о тенях и светах, и этим можно по-разному воспользоваться при проявке (например, добавив света). Позитивное изображение - финальное. Как и джипег, позитив получается в результате автоматической обработки. Позитивное изображение готово к просмотру на проекторе.

    В плёнку изначально заложено определённое решение, эстетический разбаланс. Но нельзя проявить негатив и сказать, что получились фотографии без обработки. Проявка - тоже небольшая обработка. Интерпретировать негатив при проявке можно по-разному.

    Для человеческого восприятия важны света. Мы не прощаем засветов. Поэтому, чтобы защитить света и сделать цвета жирнее, при съёмке на позитивные слайды обычно корректируют экспозицию в минус. Достаточно сдвинуть её на -2/3, -1.

    И наоборот, в негативе важно снимать в плюс, вытягивать тени. Точечная экспозиция в негативе замеряется по теням, а не по самым освещённым местам, как в цифровой фотографии. Нужно направить точку в самую тёмную область.

    Если снимать негатив как позитив, получится тёмное изображение с искажённой цветовой гаммой. Шумная некрасивая картинка - частый результат начинающих плёночных фотографов. Не нужно бояться пересветить негатив. Плёнку с ISO 400 можно использовать как ISO 100 или 150. Пересветить плёнку в два, три, четыре раза бывает полезно - конечно, не в ущерб логике.

    Тридцатипятимиллиметровые, среднеформатные, листовые плёнки

    Тип 135 - это плёнка 35 миллиметров шириной. Тридцатимиллиметровые фотоаппараты делают кадр размером 3,6 x 2,4.

    Тип 120/220 - среднеформатные плёнки одинаковой ширины. Отличается длина - 12 и 24 кадра. Среднеформатные камеры делают кадры размерами 6 x 4,5, 6 x 6, 6 x 7, 6 x 9. У камер с кадром 6 x 4,5 размер отражён в названии (например, Mamiya 645).


    Ещё существуют листовые плёнки
    с размерами кадра 4 x 5, 8 x 10 и бесконечным количеством других. Это дорогая плёнка: 10 листов 8 x 10 будут стоить около 300 евро, ещё 50 евро уйдёт на проявку.

    Плёночные камеры различаются размерами изображения и оптическими свойствами. На узкий формат хорошо снимать далёкие крупные объекты. На средний формат - поясные портреты с объёмным задним планом. На крупном формате такие портреты можно снимать в полный рост. Чем больше формат - тем меньше зерна.

    Чёрно-белые плёнки

    Современные чёрно-белые плёнки бывают медленные и быстрые, с зерном т-формы и с классическим, гибкие и не гибкие. Гибкие плёнки можно интерпретировать при проявке, «пушить» (добавлять контраста) и «пуллить» (убавлять контраст).

    Время чёрно-белых плёнок - зима. В плохих условиях они дают гораздо больше творческой свободы. Подходят для съёмки эмоций, репортажей.

    Илфорд (Ilford) - ключевой производитель чёрно-белых плёнок.

    На гибкие плёнки от Илфорд можно снимать, не глядя на размер ISO, только проявлять особым образом. Например, на Ilford HP5 400 можно снимать как на 1600 - особенно тусклой зимой. Важно указать это, оформляя заказ на проявку. Если фотография подписана аббревиатурой EI (explosion index) - это тот самый случай.

    Обычно пуш-пулл процессы используют в комбинации с экспозицией. Чёрно-белую плёнку можно отснять по номиналу и перепроявить (сделать пуш) при проявке. Получится светлое и контрастное изображение.

    Чёрно-белые плёнки Илфорд проявляются ручным способом. За исключением монохромной XP2 Super - она малоконтрастная, но подходит для быстрого результата.

    Кентмир (Kentmere) - это плёнка Ilford PAN. Илфорд купил завод, но не стал переименовывать продукт.

    Kodak T-Max с зерном т-формы и Kodak TRI- X - копия легендарной киноплёнки 5222 Double-X. Если вы чёрно-белый фотограф - вероятно, однажды придёте к этой плёнке.

    ADOX - немецкая профессиональная плёнка с высоким разрешением.

    Fujifilm Neopan Acros - единственная чёрно-белая плёнка у «Фуджи».

    Все эти плёнки классные, и разницу без практики понять сложно. Все чёрно-белые плёнки изумительно работают со светом.

    Agfa Scala - самая известная позитивная чёрно-белая плёнка. Она больше не производится, но мастер-роллы «Агфы» приобрела фирма ADOX и выпускает теперь плёнку ADOX Scala. Позитив очень важен для сканирования: будет больше полутонов и градаций света.

    Astrum - украинский бренд. Его создали бывшие сотрудники завода «Свема». Они не производят плёнку, а перепаковывают разную старую. «Аструм» - самая бюджетная плёнка с многоразовой катушкой, слегка контрастная.

    Тип «Д» - близкая к «Аструму» плёнка, только гораздо дороже. Можно заказать у Дениса Кораблёва на форуме «Клуб Дальномер».

    Цветные фотоплёнки

    Цветную плёнку производят два гиганта - «Кодак» и «Фуджи». Например, «Агфа фото» заказывает эмульсию на «Фуджи». Единственное небольшое предприятие, где её делают самостоятельно - немецкий «Адокс».

    Kodak Color Plus - та же плёнка, что и Kodak Gold, что до 2007 года была шикарной. Самая дешёвая плёнка с разными модификациями.

    Kodak Ektar - маджентово-красная плёнка, больше подходит для пейзажей.

    Kodak Portra -самая лучшая цветная плёнка.

    FUJI Superia, X-tra - плёнка с клёвыми цветами на ISO 400 и 800. Плёнку с номиналом 400 нужно снимать как 100. Её очень любят свадебные фотографы.

    Fujicolor Print (Industrial) - плёнка для внутреннего японского пользования. Очень похожа на «Кодак Портра». Охраняется патентом «Фуджи», нельзя вывозить в Россию.

    Fujicolor - хороша в пасмурную погоду, в солнечную выглядит перенасыщенной. Существует в модификации Fujicolor PRO.

    Agfaphoto (Vista Plus) - бюджетная плёнка, льётся на заводах «Фуджи». «Агфа фото» и «Агфа» - это разные компании.

    Astrum - перепакованный на Украине «Аэроколор» - «Кодак» для аэросъёмки. Плёнка с цветами, близкими легендарной Kodak Gold 2007. Astrum Negative Color 125, Kodak Aerocolor, Washi X400, Rollei CN200 - это плёнки-синонимы, только «Аструм» стоит дешевле.

    Adox Color Implosion - ужас современных фотографов, очень крупнозернистая плёнка. Можно экспонировать как 100, 200 и 400. Хорошо снимать закаты и рассветы, оранжевое солнце. В обычных условиях - синеватая и зеленоватая.

    OSCAR film - киношные фотоплёнки творческой лаборатории «Среда». У киноплёнок есть градации T (Tungsten) и D (Daylight) для павильонного и дневного освещения.

    CineStill - негативные кино-фотоплёнки из США. Стоят около 12 евро.

    FUJICHROME - цветная позитивная плёнка. Velvia не слишком подходит для съёмки людей, делая их лица красными. Портреты лучше снимать на Provia и Astia (которая больше не производится).

    Просроченные плёнки

    Плёнку с истёкшим сроком годности лучше переэкспонировать и проявлять по номиналу. Например, 400 снимать как 100 и проявлять как 400. Со временем плёнка теряет чувствительность. Есть плёнки, которые «проседают» в 2,5 раза. При экспозиции просроченной плёнке нужно дать больше света.

    Если плёнка хранится в холодильнике - ей ничего не будет.

    Нет никакого смысла использовать просроченную фотобумагу.

    Проявка фотоплёнок

    Каждый тип проявки имеет свой процесс. Он указан на ролике.

    Чёрно-белые негативные плёнки проявляют по D-76 - так называется и процесс, и химикат-проявитель. Некоторые чёрно-белые (монохромные) плёнки можно проявлять по цветному процессу С-41.

    Цветные позитивные плёнки проявляют по Е-6, цветные негативные - по С-41. Киноплёнки с сажевым слоем проявляют по ECN-2.

    D-76, чёрно-белый негатив - почти всегда ручная проявка. У разных чёрно-белых плёнок - разное время проявки, плюс многие «пушат» и «пуллят». Проще, дешевле и интереснее научиться делать это дома.

    Нужно купить бачок, научиться заряжать в него плёнку, фиксировать и смывать. Плёнка проявляется при температуре 20 градусов, а время проявления можно узнать в базе данных Digitaltruth Photo . Интересно, что для чёрно-белой плёнки не принципиальны колебания температуры в 1-2 градуса, а для цветной - важны половина или даже треть градуса.

    Чёрно-белую плёнку можно проявить как позитив. Это называется проявкой с обращением. Обратить плёнку можно химически или светом.

    Е-6, цветной позитив - проявка не регулируется ни по времени, ни по пуш-пуллу. Планируете снимать на цветной слайд - приготовьтесь к большим проблемам. Такие слайды проявляет только одна лаборатория в стране, и все заказы отправляются туда. Срок проявки - около недели, себестоимость - 300 рублей за ролик.

    С-41, цветной негатив - стандартный машинный процесс: плёнка крутится из бачка в бачок, и изменить время проявки нельзя.

    Кросс-процессы - это проявка плёнок не по их процессам. В обычных лабораториях фотографы проявляют позитивные плёнки как негативные, получая кислотную, ломографическую картинку. А вот цветные негативные плёнки редко проявляют по слайдовому процессу - результат абсолютно непредсказуем.

    Сканирование фотоплёнок

    Негативную фотоплёнку нужно интерпретировать - либо напечатать, либо оцифровать. По сути, сканирование - это печать на экран.

    При печати и оцифровке повышается контраст снимка. Поэтому важно печатать не скан, а напрямую с фотоплёнки. Иначе отпечаток скана выйдет темнее, чем нужно.

    Профессиональные сканеры («Никоны», «Минолты») сканируют медленно и дорого. Потоковые (Pakon F335, Fuji Frontier SP-3000 и другие) - снижают цену сканирования.

    Некорректно утверждать, что оцифрованные снимки - это снимки без обработки. На степень коррекции при интерпретации изображения влияют настройки сканера. Сканер в лаборатории может настраиваться под определённые запросы.

    Автоматические операции при сканировании негатива:

    Выбор точки фокуса сканера

    Экспозиция лампы сканера

    Общая яркость (плотность) изображения

    Выставление чёрной и белой точек с запасом

    Вычитание цвета подложки плёнки

    Баланс белого

    Кадрирование чёрной рамки

    Удаление пыли и царапин (digital ice)

    Вытягивание светов и теней

    Повышение резкости

    Подавление зерна

    С каждым этапом картинка становится всё более цифровой. Самая полезная опция - удаление пыли и царапин. При этом некритично теряется резкость.

    При сканировании слайда сканер запускает только выбор точки фокуса и экспозицию.

    Неважно, в каком формате сканировать - jpeg или tiff. Качество не отличается, а хранить и работать с файлами тифф невыгодно.

    Был основан на фотопластинках , изготовленных на стеклянной подложке . Несмотря на хрупкость и громоздкость, фотопластинки лучше других носителей подходили для фотографии, благодаря химической инертности и стабильности размеров стекла. После появления первых фотоплёнок фотопластинки ещё несколько десятилетий не выходили из употребления, а в некоторых отраслях науки, таких как астрофотография и регистрация заряженных частиц, использовались вплоть до 2000 годов.

    Первый гибкий рулонный фотоматериал и фотоаппарат для него были созданы в Санкт-Петербурге в 1875 году польским инженером Леоном Варнерке . Сухая коллодионная эмульсия наносилась на бумажную основу, удерживаясь на ней с помощью гуммиарабика , а после проявления переносилась на стекло . Однако, из-за высокой стоимости фотоаппарата и кассет к нему, процесс не получил коммерческого успеха и распространения. Более успешной оказалась технология, изобретённая в 1885 году Джорджем Истменом , который использовал новейшую сухую желатиносеребряную эмульсию на такой же бумажной подложке . Прозрачная гибкая основа была создана в 1889 году , и изготавливалась она из целлулоида , известного до этого уже более 20 лет. Возможность его использования в качестве подложки появилась, благодаря изобретению Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя в 1887 году . Появление гибкой фотоплёнки тесно связано с изобретением кинематографа : первая 35-мм киноплёнка для «кинетографа » была изготовлена Эдисоном разрезанием рулона 70-мм фотоплёнки вдоль .

    Как и фотопластинки, чувствительные только к сине-фиолетовому излучению, первые фотоплёнки не подвергались спектральной сенсибилизации или были ортохроматическими . Панхроматические эмульсии с равномерной чувствительностью ко всему видимому спектру на фотоплёнках стали доступны только после открытия красного сенсибилизатора пиацианола Бенно Гомолкой в 1905 году. Выпуск первых панхроматических фотопластинок налажен Фредериком Рэттеном и Генри Уэйнрайтом только в 1906 году, однако распространение они получили позже из-за высокой стоимости . Возможность обработки несенсибилизированных эмульсий при неактиничном освещении считалась более важной, чем правильная передача тона окрашенных объектов. Фотоплёнка долго считалась принадлежностью любительской фотографии из-за необходимости выравнивания в кадровом окне. Кроме склонности к скручиванию, для первых фотоплёнок была характерна более быстрая потеря светочувствительности, чем у фотопластинок .

    Преимущества нового носителя начали проявляться одновременно с уменьшением форматов камер в конце 1920-х годов, когда появилась малоформатная и среднеформатная аппаратура профессионального класса. По сравнению с пластиночными камерами, такие фотоаппараты позволяли носить с собой значительно больший запас фотоматериала, нечувствительного к ударам и более удобного: быстрота перемотки фотоплёнки не шла ни в какое сравнение с длительностью замены фотопластинки при репортажной съёмке. Начало выпуска фотоплёнок в СССР совпало с вводом в строй первых фабрик киноплёнки - № 5 в Переславле-Залесском и № 3 в Шостке . Производство фотоматериалов в те годы было тесно увязано с оборонными отраслями промышленности, поскольку коллоксилин , используемый для синтеза нитратной подложки, одновременно был сырьём для взрывчатки .

    Самый ранний способ цветной фотографии, основанный на автохромном процессе, предполагал использование жёсткой подложки фотопластинок. Тем не менее, первые попытки создания цветных фотоплёнок также основаны на растровых технологиях, впервые реализованных в 1928 году компанией Eastman Kodak . Цветоделение происходило при помощи лентикулярного растра , изготовленного на стороне основы, обращённой к объективу с встроенными цветными светофильтрами . Однако необходимость специального оптического устройства для просмотра цветного изображения и невозможность его тиражирования ограничивали область применения лентикулярных плёнок. Первая многослойная цветная фотоплёнка Kodachrome с диффундирующими цветообразующими компонентами появилась на американском рынке в 1935 году, дожив до 2010 года почти без изменений . Технология съёмки на такую плёнку ничем не отличается от съёмки на чёрно-белую, а цветной позитив виден невооружённым глазом.

    Однако наиболее распространёнными стали хромогенные цветные фотоплёнки с синтезом красителей из недиффундирующих компонент, находящихся в эмульсии. Это значительно упрощало лабораторную обработку. Впервые этот способ цветной фотографии реализован в 1936 году немецкой компанией Agfa на основе патентов Рудольфа Фишера . Все первые цветные плёнки были обращаемыми , давая позитивное изображение непосредственно в эмульсиях, на которые производилась съёмка. Новый цветной фотоматериал сразу стал популярным в издательской деятельности и среди фотолюбителей. Дальнейшее развитие пошло по пути внедрения негативно-позитивного процесса в цветную фотографию. В 1939 году появилась первая негативная многослойная фотоплёнка Agfacolor, а через два года - её американский аналог Kodacolor . В 1947 году начат выпуск советских многослойных негативных фотоматериалов типа Sovcolor на основе немецких технологий, полученных в счёт репараций после войны .

    Постепенно фотоплёнка почти полностью вытеснила фотопластинки, в том числе из крупноформатной фотографии. Подавляющую часть рынка с большим размером кадра заняла листовая фотоплёнка тех же форматов. К концу 1990-х годов более 90% фотографий, за исключением снимков одноступенного процесса , выполнялись на фотоплёнке. Ситуация начала меняться с начала 2000-х годов, когда стали появляться доступные для широкого круга потребителей цифровые фотоаппараты . Отсутствие накладных расходов на дорогостоящие фотоматериалы и скорость получения готового изображения быстро сделали цифровую фотографию более конкурентоспособной, а к середине десятилетия доминирующей на рынке. В 2006 году большинство производителей отказались от выпуска фотоаппаратов, рассчитанных на фотоплёнку, которая по прежнему доступна в продаже, но всё более дорогостояща .

    Строение фотоплёнки [ | ]

    Строение цветной негативной многослойной фотоплёнки: 1 - подложка; 2 - противоореольный слой; 3 - красночувствительная эмульсия; 4 - зелёночувствительная эмульсия; 5 - жёлтый фильтровый слой; 6 - синечувствительная эмульсия; 7 - ультрафиолетовый фильтрующий подслой; 8 - защитный слой

    Фотоплёнка состоит из одного или нескольких эмульсионных слоёв , нанесённых на подложку. В современных чёрно-белых или монохромных фотоплёнках используется один эмульсионный слой, чаще всего состоящий из двух полуслоёв с различной светочувствительностью. Такое строение позволяет получать большую фотографическую широту при малой зернистости: яркие участки изображения фиксируются мелкозернистым низкочувствительным полуслоем, а тени - более высокочувствительным. Цветные фотоплёнки имеют более сложное строение. Они состоят из трёх эмульсионных слоёв с разной спектральной чувствительностью. Верхний несенсибилизированный слой чувствителен к синему свету, средний - к сине-зелёному, а нижний - к синему и красному излучениям. Расположенный под верхним синечувствительным слоем жёлтый фильтровый подслой задерживает синий свет, не пропуская его к нижним слоям, и обесцвечивается при лабораторной обработке .

    В современных цветных негативных плёнках каждый зонально-чувствительный эмульсионный слой так же, как и в чёрно-белых, состоит из двух или, чаще - трёх полуслоёв для увеличения фотографической широты . Между эмульсионными слоями, чувствительными к разным участкам спектра, находятся промежуточные слои, изолирующие от взаимного проникновения красителей во время лабораторной обработки, предотвращая ошибки цветоделения . В процессе проявления чёрно-белых фотоплёнок на экспонированных участках серебро восстанавливается из галогенида до металлической формы, образуя видимое изображения. Неэкспонированный галогенид удаляется из эмульсии в процессе фиксирования. В цветных фотоплёнках восстановление серебра сопровождается синтезом красителей , образующих цветное изображение . Для получения изображения, состоящего из одних красителей, серебро растворяется с помощью отбеливания .

    Кроме эмульсионных слоёв современные фотоплёнки снабжаются дополнительными, несущими вспомогательные функции. Непосредственно на основу наносится желатиновый подслой толщиной около 1 микрометра, который служит для надёжного сцепления эмульсионных слоёв с подложкой . На негативных плёнках его иногда окрашивают, используя в качестве противоореольного . Противоскручивающий слой или контрслой наносится на обратную сторону подложки и состоит из желатина . Препятствует скручиванию плёнки при сушке. Может быть окрашен, и тем самым выполнять одновременно роль противоореольного слоя, предотвращающего образование ореолов вокруг ярких бликов из-за отражения света от обратной стороны подложки . В современных фотоплёнках в противоореольный слой добавляется коллоидное серебро , которое обесцвечивается в процессе лабораторной обработки . Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка негативной плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой, наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии .

    Материал подложки [ | ]

    В качестве материала подложки первых фотоплёнок XIX - начала XX века использовалась нитроцеллюлоза . Этот материал обладал отличной гибкостью и износоустойчивостью, но был легко воспламеним, а его хранение требовало тщательного соблюдения противопожарной безопасности. В 1908 году для узкоплёночного кинематографа компания Eastman Kodak разработала негорючий диацетат целлюлозы , оказавшийся пригодным и для фотоплёнки . В 1938 году Kodak полностью прекратил выпуск нитратной 35-мм фотоплёнки, а через год ацетатная подложка стала единственным носителем и для листовых фотоплёнок. В 1948 году анонсирована первая подложка из триацетата целлюлозы, практически не уступающая по прочности нитратной, и безопасная . Через два года на этот материал перевели весь среднеформатный «рольфильм», в том числе его типы 616, 620, 828 . До середины 1980-х годов на иностранных фотоплёнках встречалась маркировка «Safety Film», обозначающая пожаробезопасную ацетатную подложку.

    Хранение фотоплёнок [ | ]

    Неэкспонированные фотоплёнки должны храниться в сухом месте при температуре не выше +15 °С . При более высоких температурах старение фотоэмульсии происходит быстрее гарантированного производителем срока. Деградация фотографических свойств выражается прежде всего в снижении светочувствительности и возрастании уровня вуали . Превышение срока хранения, указанного на упаковке, даже при соблюдении температуры и влажности, приводит к постепенному ухудшению свойств вплоть до полной непригодности к использованию. Экспонированные фотоплёнки должны храниться в таких же условиях, если лабораторная обработка не производится сразу. Длительное хранение, даже с соблюдением условий, приводит к деградации скрытого изображения, снижению контраста и росту вуали. В цветных плёнках возможен разбаланс светочувствительных слоёв по контрасту, приводящий к искажениям цветопередачи. Вместе с тем, известны случаи находок экспонированных фотоплёнок, хранившихся несколько десятилетий, и после подбора режима проявления дававших удовлетворительное изображение. Хранение фотоплёнки недопустимо в среде агрессивных газов, таких как аммиак и сероводород .

    Кроме соблюдения влажности и температуры все фотоматериалы требуют защиты от света. Даже кратковременная засветка приводит в полную негодность как неэкспонированную, так и экспонированную фотоплёнку. У плёнки в туго смотанном рулоне засвечиваются только несколько наружных витков и края у перфорации. В этом случае, большая часть отснятых кадров может остаться неповреждённой, но свежая плёнка после засветки в любом случае считается непригодной. Кроме видимого света фотоматериалы необходимо предохранять от проникающих излучений : рентгеновского , гамма - и космических лучей , лежащих в области естественной светочувствительности любых фотоматериалов . Определённую опасность для фотоплёнки представляют интроскопы систем контроля доступа . Несмотря на то, что мощность и длина волны используемого в них излучения подбираются неопасными, известны случаи засветки при прохождении контроля багажа. Для предохранения от потери фотоматериала выпускаются специальные освинцованные конверты, непроницаемые для слабого излучения .

    Разновидности фотоплёнок [ | ]

    Все существующие фотоплёнки делятся по способности к воспроизведению цвета объектов съёмки на две большие группы: чёрно-белые и цветные. Чёрно-белые фотоплёнки дают монохромное изображение , состоящее из металлического серебра. Относящиеся к этой же группе монохромные плёнки отличаются от классических чёрно-белых тем, что изображение в них состоит не из серебра, а из красителя, как в цветных. Это даёт возможность их машинной обработки по цветному негативному процессу , распространённому в большинстве фильм-процессоров . Цветные фотоплёнки пригодны для воспроизведения цвета, в который окрашены снимаемые предметы. При этом используется субтрактивный синтез тремя эмульсионными слоями, в которых при проявлении синтезируются соответствующие красители . К цветным также относятся спектрозональные фотоплёнки, воспроизводящие свет разных длин волн условными цветами.

    Как чёрно-белые, так и цветные фотоплёнки в свою очередь бывают трёх типов: негативные , обращаемые и позитивные . Негативные фотоплёнки при обработке по стандартному процессу позволяют получать негативное изображение, в котором распределение оптической плотности обратно полученной экспозиции . При рассматривании негатива в проходящем свете тени объекта съёмки выглядят на изображении светлыми, а света - тёмными. На цветном негативе, кроме обратного распределения яркости, цвета изображения дополнительны к цветам объекта съёмки . После печати негатива на позитивном фотоматериале происходит повторное обращение изображения, и полутона и цвета позитива соответствуют объекту съёмки. Негативные фотоматериалы обладают большой фотографической широтой , позволяя исправлять ошибки экспонирования и цветопередачи в процессе фотопечати .

    Обращаемые фотоплёнки при обработке по соответствующему процессу дают позитивное изображение (диапозитив или слайд) непосредственно на том фотоматериале, на который производилась съёмка. При точном соблюдении экспозиционного режима и цветовой температуры освещения цветные обращаемые фотоматериалы обеспечивают более высокое качество цветопередачи, чем двухступенчатый негативно-позитивный процесс. Это происходит благодаря однократному цветоделению , вносящему наибольшее количество искажений. В то же время, небольшая фотографическая широта делает такую фотоплёнку чрезвычайно чувствительной к малейшим отклонениям экспозиции и цветовой температуры освещения . Ошибки, допущенные при съёмке на обращаемые плёнки, практически не поддаются исправлению. Дубликат диапозитива, изготовленного на обращаемой плёнке, может быть получен путём его пересъёмки на такой же фотоматериал или печати на обращаемой фотобумаге . Позитивные фотоплёнки использовались, главным образом при промышленном изготовлении диапозитивов и микрофильмировании . Эти сорта характеризуются низкой светочувствительностью и большими значениями максимальной оптической плотности, а также низким уровнем вуали. В настоящее время вышли из употребления в связи с заменой диапозитивов мультимедийными способами презентации изображений и текста. Фотоплёнки для микрофильмирования продолжают использоваться в гибридной технологии COM (англ. Computer Output Microfilming ) хранения данных .

    Светочувствительность и разрешение [ | ]

    Светочувствительность фотоплёнки определяется свойствами фотоэмульсии , различными для разных типов фотоматериала. Наиболее высокой светочувствительностью обладают негативные фотоплёнки, поскольку от этого параметра зависит минимальная выдержка , с которой возможна съёмка. Это имеет принципиальное значение при съёмке быстродвижущихся объектов. В то же время, повышение светочувствительности сопровождается ростом размеров зерна, из которого состоит изображение на фотоплёнках. Крупное зерно снижает разрешающую способность , что особенно критично при небольших размерах кадрового окна фотоаппарата .

    Светочувствительность цветных негативных плёнок в целом ниже, чем чёрно-белых, поскольку из-за необходимости соблюдения цветового баланса общая чувствительность определяется нижним эмульсионным слоем, экранированным от света всеми остальными, лежащими выше. Светочувствительность современных негативных и обращаемых цветных фотоплёнок не превышает значения ISO 3200 . Самой низкой чувствительностью обладают позитивные фотоплёнки, при экспонировании которых допустимы любые выдержки. При этом, как и все позитивные фотоматериалы, такая фотоплёнка обладает очень большим разрешением. Зернистая структура позитивного изображения определяется только размерами зерна негатива.

    Светочувствительность современных фотоплёнок измеряется по стандарту ISO 5800:2001, полученному слиянием двух более старых систем ASA и DIN . При этом, система ISO имеет две шкалы: арифметическую и логарифмическую. Оригинальное обозначение светочувствительности ISO предполагает наличие двух цифр, записанных через дробь. Первая из них обозначает значение арифметической шкалы, практически соответствующей старой ASA, а вторая - логарифмической. В России в большинстве случаев принято оперировать первым значением, близким к советской шкале светочувствительности ГОСТ , выведенной из употребления в середине 1980-х годов. Светочувствительность известных на сегодняшний день фотоплёнок не превышает ISO 50 000, давно уступив аналогичному параметру цифровых фотоаппаратов . По состоянию на февраль 2016 года рекордное значение более 3 000 000 ISO принадлежит фотоаппарату Nikon D5 .

    Форматы фотопленки [ | ]

    Маркировка листовой обращаемой фотоплёнки светочувствительностью 100 ISO

    Вся фотоплёнка делится на две основные группы: листовую и рулонную. Наиболее распространённой считается рулонная фотоплёнка, выпускающаяся различной ширины и длины. Кроме того, она может снабжаться перфорацией, как киноплёнка или выпускаться на сплошной основе. В отличие от кинокамеры , фотоаппарат не требует высокой точности перемещения на шаг кадра, и наличие перфорации не обязательно. В настоящее время (2017 год) продолжается выпуск только двух типов рулонной фотоплёнки: тип-135 и тип-120. Первая продаётся как в стандартных кассетах, так и в рулонах различной длины. Рулонная фотоплёнка всех остальных форматов, в том числе и Усовершенствованной фотосистемы , доступна только на вторичном рынке.

    Форматы листовой фотоплёнки в Европе и Америке отличаются. В европейских странах, использующих метрическую систему, распространены форматы 9×12 см, 13×18 см, 18×24 см и другие. В США, где преобладает дюймовая система измерений, выпускаются плёнки формата от 4×5 дюймов до 16×20 дюймов . В настоящее время листовая плёнка выпускается в небольших количествах ограниченным кругом производителей, использующих американскую дюймовую систему. Современная листовая фотоплёнка поставляется в коробках по 100 листов, а тип и округлённое значение светочувствительности маркируется выемками различной формы, пробитыми на одной из коротких сторон подложки . Эти же выемки используются для правильной ориентации плёнки при её зарядке в кассеты в темноте: лист обращён эмульсионной стороной, если выемки находятся в правом верхнем углу. Листовая фотоплёнка до сих пор находит применение в высокобюджетной рекламной фотографии, когда сканирующие цифровые задники неприменимы .

    Использование киноплёнки [ | ]

    В 16-мм миниатюрных фотоаппаратах («Нарцисс », «Киев-30 ») также могла применяться киноплёнка формата 16 мм, 2×8 мм и 2×8 Супер, применяемая в любительских кинокамерах . Современные чёрно-белые киноплёнки, например Eastman Double-X 5222, также пригодны в качестве замены 35-мм фотоплёнки. Цветные негативные киноплёнки обрабатываются по процессу ECN-2, отличному от общепринятого в фотографии C-41 , и доступному только в кинопроизводстве . Поэтому в фотографии цветные киноплёнки не используются.

    Специальные фотоплёнки [ | ]

    Кроме фотоплёнок, предназначенных для обычной фотографии, выпускаются узкоспециализированные разновидности этого фотоматериала для медицинского, научного и технического применения. С 1896 года, сразу после открытия Рентгеном проникающих излучений, для их регистрации выпускаются специальные плёнки . Используемые для таких фотоплёнок эмульсии не сенсибилизируются , поскольку рентгеновское и гамма-излучения лежат в области естественной чувствительности любых фотоматериалов. Отличие состоит в большой толщине эмульсии, которая наносится с обеих сторон подложки для снижения дозы облучения , необходимой для получения полноценной рентгенограммы . Современные плёнки такого типа называются радиографическими. Их чувствительность к видимому излучению сопоставима с обычными позитивными фотоматериалами, и известны фотохудожники, использующие рентгеновскую плёнку в качестве дешёвой замены крупноформатной листовой . Для съёмки в «ближних» ультрафиолетовых лучах пригодны любые фотоплёнки, не имеющие специального фильтрующего слоя, поскольку этот вид излучения также лежат в области естественной чувствительности фотоматериалов . Для регистрации «дальнего» ультрафиолета необходимы специальные фотоэмульсии с малым количеством желатина, интенсивно поглощающим свет этих длин волн .

    Сюжет, снятый на спектрозональную инфрахроматическую фотоплёнку

    Аэрофотоплёнка [ | ]

    Военные лётчики просматривают отснятую аэрофотоплёнку

    Для аэрофотографии выпускаются однослойные чёрно-белые аэрофотоплёнки с различной спектральной сенсибилизацией , в том числе инфрахроматические. Последние особенно эффективны при съёмке с больших высот, снижая влияние светорассеяния в атмосфере . Кроме них выпускаются двухслойные и трёхслойные цветные спектрозональные аэрофотоплёнки, предназначенные для регистрации различных участков спектра, в том числе невидимых, на одном снимке . Наиболее распространёнными стандартами ширины советских аэрофотоплёнок были 8, 19 и 32 сантиметра . При этом плёнка одной и той же ширины выпускалась как перфорированной, так и без перфорации. Для специальных задач производились аэрофотоплёнки на 35-мм перфорированной подложке, пригодной для использования в малоформатных фотоаппаратах общего назначения.

    Такая аэрофотоплёнка была популярна среди фотожурналистов благодаря более высокой светочувствительности , чем фотоплёнки, доступные в продаже. По шкале ГОСТ она составляла: «Изопанхром тип-17» - 500; «Изопанхром тип-42» 1500; «Панхром тип-13» - 3000; и «Изопанхром тип-24» - 4500 единиц . При этом из-за требований к обычному негативу она проявлялась до более низкого коэффициента контрастности, чем рекомендованный, давая меньшую светочувствительность. Тем не менее, мелкое зерно и большая фотографическая широта позволяли получать более качественное изображение, чем на традиционных фотоплёнках.

    Производство фотоплёнок [ | ]

    Фотоплёнка выпускалась во многих странах, обладающих развитой химической промышленностью: США, Германия, Франция, Великобритания, СССР, Чехословакия, Япония. С распространением цифровой фотографии многие производители сократили или полностью приостановили производство из-за резкого падения спроса. Тем не менее, некоторые компании продолжают её выпуск.

    Продолжают выпускать фотоплёнку [ | ]

    Выпуск приостановлен [ | ]

    См. также [ | ]

    Примечания [ | ]

    1. , с. 380.
    2. , с. 26.
    3. Алексей Добротворский. Тальботипия (рус.) . История фотографии . «Фотодром». Проверено 7 февраля 2016.
    4. , с. 86.
    5. , с. 62.
    6. , с. 82.
    7. Film and Plate Holders (англ.) . Early Photography. Проверено 22 февраля 2016.
    8. , с. 31.
    9. , с. 34.
    10. , с. 119.
    11. , с. 36.
    12. Примечания (рус.) . Фотоплёнка . Zenit Camera. Проверено 1 января 2015.
    13. History of Film Colour Sensitivity (англ.) . DPTips-Central. Проверено 2 марта 2016.