Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Систеса наблюдения за состоянием окружающей среды. Работа, связанная с природой. Специальности и специализации в метеорологии

    Систеса наблюдения за состоянием окружающей среды. Работа, связанная с природой. Специальности и специализации в метеорологии

    В любой организационной системе деятельность аппарата управления в основном направлена на решение непрерывно возникающих проблем, т.е. на устранение проблемных ситуаций (развитие организации, расшивка узких мест, ликвидация недостатков, просчетов и др.)

    Выявление проблем в настоящем обеспечивает возможность прогнозирования проблем в будущем, следствием чего является устранение неожиданности появления проблем и увеличения времени для подготовки соответствующих решений. В результате повышается планомерность процесса подготовки и принятия решений.

    Для анализа проблемной ситуации необходимо четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию. Проблема (в переводе с греческого – задача) в широком смысле – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения, в более узком понимании – несоответствие желаемого и фактического уровней достижения цели. Проблему сопровождает ситуация. Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема.

    Усиление ориентации на достижение лучших конечных результатов в народном хозяйстве и совершенствование управления требует от каждого руководителя умения сосредоточить внимание на ключевых проблемах, выявить которые помогают специальные методы:

    · анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации,

    · выявление проблем путем экспертного опроса руководителей специалистов,

    · наблюдение за выполнением управленческих функций и (или) непосредственное участие в управлении специалистов-консультантов,

    · метод логико-смыслового моделирования проблем, основанный на экспертных оценках и применении персональных компьютеров (ПК).

    При анализе результатов производственно-хозяйственной деятельности организации исходными данными являются сведения о состоянии, функционировании рассматриваемой организации и соответствии этого состояния целям, определявшим направления и результаты развития организации. Для этого изучают и анализируют директивные, отчетные, нормативные и статистические документы и данные. Большая роль в этом принадлежит методам обработки статистической информации.

    Недостатком этого подхода являются трудности выделения на основе анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности проблем совершенствования управления из общей совокупности проблем данной организации.

    Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию о проблемах организации. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников обследуемой организации. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних по отношению к данной организации источников (выше- и нижестоящих организаций, поставщиков и потребителей и т.п.). Экспертам предлагается письменно ответить в произвольной форме на вопрос: сформулируйте проблемы, мешающие более эффективному функционирование системы управления.

    В настоящее время для выявления проблем используют экспертные оценки руководителей и специалистов.

    Специалисты-консультанты наблюдают за выполнением управленческих функций и (или) непосредственно участвуют в управлении , при этом выявляют проблемы совершенствования управления в организации. Они могут определенное время работать в подразделениях аппарата управления, участвовать в совещаниях, наблюдать за практикой подготовки и принятия управленческих решений, составлять фотографии рабочего времени.

    Совместное применение этих подходов дает возможность получить полную информацию о недостатках управления в конкретной организации и разработать мероприятия по их преодолению.

    Метод логико-смыслового моделирования проблем, основанный на экспертных оценках и применении персональных компьютеров (ПК) выделяют в рамках второго метода.

    Процедура выявления проблем включает формирование каталога проблем и его структуризацию.


    Наиболее сложно формирование каталога проблем. В основу этого процесса взят экспертный метод, который включает: выбор формы опроса экспертов, определение структуры и численности экспертной группы, разработку методики опроса, проведение опроса, составление списка проблем, экспертизу проблем. К экспертному опросу привлекаются руководители и специалисты, глубоко знающие управленческие проблемы. Опрос проводит рабочая группа.

    Исходный список проблем , полученных в результате проведения экспертного опроса, составляется сотрудниками рабочей группы. Заполненные и закодированные анкеты подвергаются экспертизе и обрабатываются. Из них последовательно выписываются формулировки проблем и коды анкет, в которых они высказаны. Проблемы в списке нумеруются в порядке очередности рассмотрения анкет. Если в очередной анкете встречается формулировка, уже имеющаяся в списке, то в него вносится только код этой анкеты.

    Экспертиза исходного списка состоит в том, что одинаковые проблемы, а также проблемы, одинаковые по содержанию, но отличающиеся формулировками, заменяются проблемой с обобщенной формулировкой.

    В результате исходный список «сжимается» и превращается в каталог проблем – неупорядоченный их перечень. Каталог проблем вводится в память ПК для последующей структуризации проблем методом логико-смыслового моделирования, для чего составляется специальная программа.

    Полученные в результате обработки информации графические материалы в виде распечаток с ПК и тексты позволяют наглядно представить логическую и содержательную взаимосвязь проблем.

    Формальным отображением структуры проблем является граф (дерево проблем), вершины которого соответствуют проблемам, а дуги – связям между ними.

    Связь проблем чаще всего подчиняется диалектике взаимоотношения «причина – следствие». В организационных системах существенны именно отношения причинно-следственного характера. Эти отношения дают представление о процессах изменения, движения отдельных компонентов системы в целом. Такое отношение характеризует одну проблему как причину, другую – как следствие, или эти проблемы могут быть несравнимы.

    Искомое упорядочение проблем трактуется как последовательность иерархических уровней, которая наглядно отображается в виде связного графа. Порядок проблем внутри одного и того же уровня (слоя) безразличен, так как они несравнимы между собой по введенному отношению. Смысл здесь заключается в том, что производится элементарный логический анализ всей совокупности проблем.

    При используемом способе фиксации отношения «причинность» на верхнем уровне иерархии будут находиться кардинальные, базовые проблемы, а на нижнем – проблемы – следствия, характеризующиеся наибольшей степенью агрегации. Проблемы верхнего уровня не имеют причин, а проблемы последнего уровня – следствий.

    Граф проблем представляет собой связное и логически обоснованное описание последовательности решения всей совокупности проблем с учетом максимального использования результатов решения предшествующих проблем. Для любой пары взаимосвязанных по графу проблем проблема, решаемая ранее, должна быть причиной проблемы, решаемой позже.

    Положительные стороны метода логико-смыслового моделирования:

    · характеризуется относительной быстротой, простотой реализации;

    · выявление базовых (кардинальных) проблем дает возможность сконцентрировать усилия и ресурсы с наибольшей оптимальностью;

    · структуризация и упорядочение проблем дает возможность выявить причины возникновения проблем, их актуальность, срочность.

    Отрицательные стороны :

    · трудно оценить степень полноты и достоверности информации, представленной экспертами;

    · нет полной уверенности, что перечислены действительно все основные проблемы;

    · у отдельных экспертов может отсутствовать желание представлять все проблемы, особенно если виновниками являются они.

    1. Проблема должна формулироваться конкретно, без обобщающих формулировок.

    2. Проблемы должны быть одного масштаба, например, для одного уровня управления.

    Метод наблюдения является одним из основных методов психологического изучения деятельности военных специалистов. Он состоит в прямом восприятии исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показатели, признаки), характеризующих особенности изучаемой деятельности, поведения личности, коллектива, отдельные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности.

    Общая характеристика метода наблюдения.

    1. Состав процедуры: а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?); д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации; е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?).

    2. Возможные задачи наблюдения: а) предварительная ориентировка в объекте; б) выдвижение рабочих гипотез и их проверка; в) уточнение результатов, полученных с помощью других методов; г) иллюстрация концептуальных положений.

    3. Объект наблюдения: военнослужащие, выполняющие задачи военно-профессиональной деятельности.

    4. Ситуации наблюдения: а) естественные и искусственные (лабораторные, экспериментальные); б) управляемые и неуправляемые наблюдателем; в) спонтанные и организованные; г) стандартные и нестандартные; д) нормальные и экстремальные; е) различающиеся по видам деятельности и общения.

    5. Предмет наблюдения: вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенных условиях социальной или профессиональной среды и в конкретных ситуациях: а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация; б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела; в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения; г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; д) сочетание перечисленных признаков.

    6. Типы наблюдения: основные и дополнительные.

    Основные виды наблюдения: житейское (бессистемное) и научное (целенаправленное). В военной профессиологии под наблюдением понимают научное наблюдение, которое может быть невключенным (дистантным) и включенным. Включенное наблюдение предполагает наблюдение профессиональной деятельности военного специалиста или группы "изнутри", когда наблюдатель становится полноправным её членом. Включённое наблюдение обладает большими достоинствами. Оно даёт возможность увидеть многие скрытые стороны человека как субъекта трудовой деятельности. Однако включённое наблюдение не всегда возможно и осуществимо по различным объективным причинам. Наряду с ним активно используется дистантное наблюдение, то есть наблюдение со стороны. При таком наблюдении исследователь не становится участником деятельности или какого-либо группового процесса, где он изучает субъекта воинской деятельности или его действия (операции). Своё поведение он организует значительно проще: главное, что от него требуется, - это остаться незамеченным со стороны изучаемого лица.

    Дополнительные виды наблюдения: открытое и скрытое (инкогнито); стандартизированное и нестандартизированное (дневниковое); полевое (естественные условия) и лабораторное; случайное и систематическое; ограниченное и длительное; сплошное и выборочное; констатирующее и оценивающее; внешнее и внутреннее (самонаблюдение); смешанного типа; контролируемое (регистрация по заранее отработанной процедуре) и неконтролируемое.

    7. Методы обработки результатов наблюдения: классификация; группировка; контент-анализ; сравнительный анализ (сопоставление с результатами других наблюдений).

    8. Требования к подготовке наблюдения: четкая формулировка цели; выбор единиц наблюдения; выбор способов наблюдения в зависимости от характера изучаемых действий людей и типа социальной ситуации; разработка соответствующей схемы наблюдения; разработка способов фиксации наблюдаемых единиц, т.е. использование технических, стенографических, символьно-графических средств; выражение воспринимаемых фактов на операциональном языке, доступном другим наблюдателям; возможность проверки объективности и надежности наблюдения другими исследователями и другими методами; сочетание качественных и количественных характеристик наблюдаемого объекта.

    9. Преимущества и недостатки наблюдения.

    Преимущества метода наблюдения: непосредственное восприятие и фиксация актов социально-профессионального поведения; отражение конкретных процессов в конкретных ситуациях; более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения; возможность проверки опосредованных способов (анкет и опросников); снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты; возможность целостной оценки социальной ситуации.

    Недостатки метода наблюдения: сильное влияние установок, психических и функциональных состояний наблюдателя на результаты его деятельности; перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы; влияние лиц, за которыми осуществляется наблюдение; трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений; значительные затраты времени; ошибки личностного и психологического происхождения:

    А) «гало-эффект» (гало – радужные круги вокруг солнца и луны), основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, оценке в "черно-белых красках" отдельных проявлений личности военнослужащего;

    Б) «эффект снисхождения», проявляющийся в тенденции давать преувеличенно положительную оценку происходящему;

    В) «ошибка центральной тенденции», заключающаяся в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов;

    Г) «логическая ошибка», основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека (например, тенденция считать, что обходительные люди обязательно добрые);

    Д) «ошибка контраста», то есть подчеркивание черт испытуемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;

    Е) «стереотипы первого впечатления» - зависимость отношения к человеку от первого впечатления, часто определяемого профессиональными, этническими и возрастными факторами.

    Для профессиолога наиболее характерно наблюдение за специалистом, выполняющим какие - либо профессиональные функции. Наблюдение - это всегда оценка действий и операций воспринимаемого лица. Поэтому наблюдающий должен: а) знать особенности своего профессионально-личностного поведения при наблюдении за людьми и их работой; б) вести наблюдение различными способами; в) планировать наблюдение.

    Необходимо заметить, что регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количественно - качественных показателей объекта. Например, количество действий или операций, выполненных за определенный период. Оценочные категории наблюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция сослуживцев на высказывание воина (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.

    Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения. Ими принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например движения руками или ногами, изменения позы и т.п. Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы: карточка наблюдения (предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и обычно закодированном виде, в ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек - по одной на каждую единицу наблюдения); протокол наблюдения (необходим для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах и отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения); дневник наблюдения (предназначен для фиксации результатов наблюдения, в нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария); стенограмма (письменная форма аудиозаписи результатов наблюдения); описание результатов наблюдения на основе просмотра и анализа кино- видеосъемки.

    В практике наблюдения был выработан примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах. Перечислим их.

    Вопросы о наблюдаемых: кто они, сколько их? Каковы их род занятий, профессия или специальность, характер взаимоотношений? Какова структура экипажа, расчета, команды?

    Вопросы об обстановке наблюдаемой деятельности: где и в каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в различных ситуациях? Чем они могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными? Каковы факторы профессиональной среды, влияющие на эффективность деятельности специалиста, и их характеристики (по показателям интенсивности, направленности и длительности воздействия).

    Вопросы о целях действия наблюдаемых: Каковы основные профессиональные функции участников действий? Какие цели они преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, целями других участников, а какие не совпадают?

    Вопросы о поведении наблюдаемых: что и как они конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Какие стимулы и мотивы вызывает их действие, та или иная форма поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы основные эмоциональные реакции? Каковы напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за этим эффектом и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?

    Вопросы о восприятии внешней информации: сколько каналов получения информации; каковы ее источники, объем и характер? Какова динамика информации по содержанию и значимости в фиксируемый период (цикл) времени? Каковы основные способы управления и особенности принятия решения в различных условиях? Какие существуют периоды и уровни особого напряжения психофизиологических функций?

    Вопросы о динамических параметрах наблюдаемых ситуаций: частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций: когда возникла ситуация и как долго она длилась? Является ли ситуация уникальной? Часто ли возникает? В каких показателях она может быть зафиксирована? Что вызывает и сдерживает ее возникновение? Насколько данная ситуация типична?

    Вопросы о процедурах наблюдения и оценке их эффективности: краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз он проводил наблюдение ранее? Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно). Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования удалось выполнить? Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения. Оценка включенности наблюдаемой ситуации. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на него? Какова степень общения c наблюдаемыми военнослужащими? Какого рода контакты возникали с ними в ходе наблюдения? Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи.

    При записи результатов наблюдения наряду с вышеописанным инструментарием может использоваться также кино- и видеоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюдения. В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это невозможно, запись осуществляется по свежим впечатлениям, сразу же после наблюдения.

    Наблюдение с использованием кино- и видеоаппаратуры имеет ряд недостатков:

    Угол съемки определяется субъективно по усмотрению оператора;

    На четкость и видимость снятого влияет освещенность в рабочей зоне специалиста;

    Фиксируемые данные ограничены тем, что попало в поле объектива;

    Имеет место постоянный элемент условности ракурса и скорости съемки, например съемка сверху или снизу, с быстрой или медленной сменой отрывков (фрагментов) может исказить роль и значение различных психофизиологических функций в трудовом процессе.

    Следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. При этом ряд существенных психологических компонентов, определяющих поведение, не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют другие дополнительные методы.

    Мы – дети природы, и мы во многом зависим от окружающего мира. Возможность нашего существования на планете, равно как и уровень нашего здоровья, зависит исключительно от окружающей среды. Но, к сожалению, своей деятельностью человечество активно вредит миру, что приводит к серьезным экологическим проблемам. А загрязнение окружающей среды в свою очередь приносит огромный вред человеческому организму. По всей территории нашей планеты наблюдается неуклонное ухудшение здоровья населения, а также снижение продолжительности жизни людей. Но как именно экологическое состояние природы влияет на здоровье нашего тела.

    Специалисты утверждают, что примерно восемьдесят пять процентов всех недугов тесно связаны с неблагоприятным влиянием окружающего мира, которое является следствием деятельности человека. При этом ученые говорят, что основная опасность таких тенденций заключается не только в снижении здоровья, но и в появлении ранее неизвестных недугов, причины которых с трудом поддаются выявлению. Многие болезни также излечиваются куда сложнее, чем ранее. Так что влияние природы на состояние человека очевидно.

    Воздух

    Негативное влияние на здоровье человечества и на состояние окружающей среды оказывают различные промышленные предприятия, располагающиеся на территории населенных пунктов. Самыми опасными при этом являются те объекты, которые занимаются черной и цветной металлургией, а также добычей и переработкой угля и руды. Все подобные предприятия представляют собой серьезнейшие источники выбросов агрессивных веществ в слои атмосферы.

    Хозяйственная деятельность человека приводит к тому, что в воздухе наблюдается наличие самых разных твердых и газообразных частиц. Слои атмосферы насыщаются окисями углерода, серы, а также азота и углеводородами. В них попадают соединения свинца и огромное количество пыли. Такое загрязнение не может не вредить человеческому организму.

    Все те агрессивные вещества, которые содержатся в воздухе, наносят вред человеческому организму путем контакта с его кожей либо слизистыми оболочками. Они вредят не только органам дыхания, но и состоянию зрительной системы и обонянию. Загрязнение воздуха приводит к раздражению дыхательных путей, что может стать причиной бронхита, астмы и ухудшения общего состояния человека. При постоянном контакте с такими частицами у людей развиваются головные боли, их беспокоит тошнота, сильная слабость, а также снижение и даже полная потеря трудоспособности. Ученые также пришли к выводу, что определенные производственные отходы могут провоцировать разные онкологические недуги.

    Вода

    Каждый человек ежедневно пьет значительное количество воды, а загрязненные жидкости могут довольно быстро стать причиной ухудшения здоровья и даже гибели многих людей. Так чаще всего максимальную загрязненность фиксируют в открытых источниках питьевой воды, а именно в реках, прудах и озерах. Они могут становиться причиной разных эпидемий, в том числе и смертельных.

    К сожалению, та вода, которая поступает в водопроводы, частенько оставляет желать лучшего. При отсутствии должной очистки такое питье может стать причиной недугов сердца и сосудов, а также почек и печени. Кроме того могут страдать и желчевыводящие пути, а также пищеварительный тракт.

    Почва

    Загрязнение грунта происходит по причине влияния на него сельскохозяйственных, а также промышленных предприятий, кроме того негативное воздействие оказывают и жилые здания. Различные объекты насыщают почву химическими и органическими соединениями, среди которых и достаточно вредные для нашего здоровья, к примеру, частицы свинца, ртути, мышьяка и их соединений. После проникновения в почву такие элементы с легкостью проникают внутрь грунтовых вод, а далее уже поступают в растения, через которые могут попадать и в человеческий организм, в том числе и через животную продукцию – мясо и молоко. Именно почва может стать источником ряда серьезных заболеваний, среди которых сибирская язва, а также столбняк.

    Еще один серьезнейший источник угрозы человеческому здоровью – это разные отходы жизнедеятельности человека. Так на близлежащих около города территориях ежедневно накапливаются элементы золы и шлаков, твердых канализационных остатков, древесных отходов, твердых бытовых отходов, строительного мусора, автопокрышек, бумаги и текстиля. Весь этот мусор собирается на свалках и частенько горит, отравляя воздух.

    Шумы

    Крайне отрицательное воздействие на состояние человеческого организма оказывают и промышленные шумы. Такое влияние со временем может вызвать серьезное снижение слуха и спровоцировать ряд прочих последствий – гипертонию, ишемическую болезнь сердца, шум в ушах, чрезмерную усталость, снижение иммунитета, головные боли и головокружения. При этом сбои в деятельности организма по причине шума становятся заметны лишь спустя некоторое время. Такой раздражитель делает невозможным нормальный отдых, мешает полноценному восстановлению сил и отрицательно сказывается на качестве ночного отдыха. А постоянный недосып и возникновение бессонницы чревато серьезными нервными расстройствами. Именно поэтому крайне важно защищать человека от раздражения шумом.

    Заключение

    Мы говорили на тему «Состояние экологии. Влияние природы на жизнь человека». Каждый индивидуум должен получать достаточно достоверной информации об экологическом состоянии того региона, где он проживает. Это поможет ему защититься от вредного влияния окружающей среды.

    Метеоролог - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

    Особенности профессии

    Метеорология - наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует её сегодняшнему значению.

    Метеорологи наблюдают за природными явлениями, анализируют их и составляют прогнозы. За разные уровни обработки информации отвечают разные специалисты: метеоролог и метеоролог-синоптик.

    Метеоролог (от греч. meteoros , атмосферные и небесные явления) занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов. Проводит первичный анализ полученных данных.

    Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удалённость от жилья.

    Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики.

    Синоптик (от греч. syoptikos - обозревающий всё вместе) - это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная задача синоптиков - составление прогнозов. Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта (в настоящее время, в основном, в электронном виде), то есть географическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве.

    Рабочее место

    Метеорологи работают на метеорологических станциях и постах, в научно-исследовательских подразделениях Госгидромета, Минобороны и Госкомэкологии. В частности, Гидромет имеет свои подразделения в каждом регионе. Его специалисты занимаются моделированием прогноза погоды, климата, исследованием атмосферы (с помощью радаров, спутников и др.). Также метеорологи работают в частных компаниях, обеспечивающих прогнозами авиацию, мореплавание, сельское хозяйство, строительство.

    Оплата труда

    Зарплата на 20.02.2019

    Россия 50000—55000 ₽

    Москва 80000—160000 ₽

    Важные качества

    Метеорологу необходимы аналитические способности, склонность к точным наукам. При работе на метеостанции необходимо крепкое здоровье, т.к. метеоприборы находятся под открытым небом.

    Где учиться

    Специальность «Метеорология».

    Московский государственный университет им. Ломоносова
    Географический факультет
    Кафедра метеорологии и климатологии

    Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург)
    Метеорологический факультет
    Кафедры:
    Кафедра метеорологических прогнозов;
    Кафедра климатологии и охраны атмосферы;
    Кафедра динамики атмосферы и космического землеведения;
    Кафедра экспериментальной физики атмосферы.

    Казанский (Приволжский) федеральный университет
    Факультет географии и экологии
    Кафедра метеорологии, климатологии и экологии атмосферы.

    Получить эту профессию можно также в любом вузе, в котором есть географический факультет и соответствующие кафедры.