Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Организационная структура системы управления финансами. Структура системы управления финансами фирмы. Финансовый менеджер должен уметь

    Организационная структура системы управления финансами. Структура системы управления финансами фирмы. Финансовый менеджер должен уметь

    Структура управления финансами предприятия

    Экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю. Управление внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически - и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая заимодателей, поставщиков, покупателей, а также с акционерами, финансовыми рынками и включает в себя:
    -управление оборотными активами фирмы - движением денежных средств, расчетами с клиентами, управлением материально-производственными запасами;
    -привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.
    Внутрифирменный финансовый учет и контроль включает:
    -контроль за ведением производственного учета;
    -составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;
    -сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
    -составление и контроль за правильностью финансовой отчетности;
    -анализ финансовой отчетности и использование результатов этого анализа для внутреннего и внешнего аудита;
    -оценку финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.
    Система финансового менеджмента выгодно отличается от часто применяемой в российском предпринимательстве практики, когда решения принимаются исходя из того, имеются ли на счете деньги или нет. В эффективном финансовом менеджменте главное - уметь оценить перспективные денежные потоки на основе возможностей использования средств на расчетном счете и найти оптимальный в конкретных условиях вариант.
    Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.
    На небольших предприятиях роль финансового директора обычно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.Основное правило, или принцип, которым должны руководствоваться финансовые менеджеры - это исключительность интересов фирмы (предприятия). Правовая законность операций обеспечивает их защиту и законность доходов. Поэтому функциональными обязанностями финансового менеджера в коммерческой организации являются:
    -обеспечение правовой законности и защищенности хозяйственных операций с капиталом и финансовыми ресурсами предприятия;
    -налаживание нормальных финансовых взаимоотношений со всеми участниками коммерческой операции;
    -разработка планов - прогнозов вложения капитала и оценка их эффективности;
    -выбор и обоснование кредитной и валютной политики предприятия;
    -разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение доходности предприятия и его дочерних организаций;
    -страхование капитала и финансовых операций от финансовых рисков и потерь;
    -выявление рейтинга предприятия и конкурентов;
    -непрерывное обеспечение хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и контроль за эффективностью их использования;
    -анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия и клиентов.
    Управление финансами предприятия возглавляет Совет директоров.

    В любом предприятии создается некоторая система управления, предназначенная для координации действий своих подразделений и сотрудников. В основе этой системы лежит так называемая организационная структура, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Одним из важнейших компонентов общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьироваться.

    В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером; в этом случае (а он является весьма распространенным) техническое оформление финансовых решений возлагается на бухгалтерию, а ответственность за их принятие - на директора. В крупном предприятии, деятельность которого по определению отличается многообразием в том числе и в области финансов, подобный подход мало продуктивен, а потому, как правило, в организационной структуре обязательно обособляется самостоятельная финансовая служба (рис. 1.2).

    Рис. 1.2. Финансовый компонент в организационной структуре управления

    деятельностью фирмы

    В приведенном рисунке структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово-аналитический и учетно-контрольный. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; вто-

    рое организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать; по крайней мере, их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).

    Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации довольно длителен. При этом рекомендуется соблюдать ряд принципов. Их число варьирует, а важнейшими являются:

    принцип экономической эффективности: расходы по созданию и поддержанию системы управления финансами, а также ее модернизации должны быть экономически оправданными;

    принцип финансового контроля: организационное построение финансовой службы, информационные потоки, полномочия и ответственность отдельных ее подразделений должны быть упорядочены и ориентированы на обеспечение надлежащего контроля за обеспечением а) конгруэнтности (т. е. согласования) целевых установок всех лиц, имеющих отношение к принятию решений финансового характера, и б) оправданности (экономической, юридической и др.) операций финансового характера; этот принцип реализуется, в частности, организацией регулярного внешнего и внутрифирменного аудита;

    принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание): в рамках системы управления финансами должен быть разработан механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом путем установления мер поощрения и наказания (речь, естествен-но, идет о мерах финансового характера); один из вариантов реализации данного принципа - организация так называемых центров ответственности; кроме того, в крупных фирмах предусматриваются программы поощрения отдельных работников, в частности награждения их акциями фирмы, что отчасти переводит работников из разряда наемных в класс собственников; принцип материальной ответственности: поскольку в любой фирме существуют огромные объемы ценностей, необходима организация некоторой системы персональной и (или) коллективной ответственности за их состоянием и движением; возможны различные формы ответственности, однако угроза возмещения фактического или потенциального ущерба деньгами является наиболее действенной мерой. В организационном плане система управления финансами фирмы не только является элементом общей оргструктуры фирмы, но и, в свою очередь, неким образом структурируется. Один из вариантов структурирования системы, объясняющий в том числе и логику ее функциони-рования, представлен на рис. 1.3. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы.

    Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы); субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления, т. е. функций, с необходимостью реализуемых в любом типовом предприятии безотносительно его размеров, отраслевой принадлежности, формы собственности и др.

    В приложении к управлению фи-нансами фирмы субъект управления может быть представлен как совокупность пяти базовых элементов: 1) оргструктуры управления финансами; 2) кадров финансовой службы; 3) финансового инструментария; 4) информации финансового характера и 5) технических средств управления финансами.

    Предназначение каждого из обособленных элементов очевидно. Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены разными способами, в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-пре- зидентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. Финансовые методы, приемы, модели и инструменты предназначены для управления финансовыми активами, обязательствами, капиталом, а также для оценки целесообразности и эффективности операций с ними. Операции финансового характера обычно носят неспонтанный характер; напротив, они тщательно готовятся и обосновываются - для этого нужно соответствующее информационное обеспечение (бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения). Современные финансовые технологии и даже простейшие расчеты, как правило, реализуются с помощью компьютеров и соответствующего математического и программного обеспечения.

    Как показано на рис. 1.3, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: отношения, ресурсы, источники ресурсов - именно этими элементами и приходится управлять менеджерам.

    Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут изменение в составе активов и (или) источников средств этих субъектов. Безусловно, основными элементами, сопровождающими и оформляющими финансовые отношения, являются договоры и их разновидность - финансовые инструменты. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые от-ношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и ин-ститутами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

    2. Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финан-сов), с помощью которых хозяйствующий субъект может решать свои задачи инвестиционно-финансового характера. Эти ресурсы представ-лены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и мо-гут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-ве- щественном их представлении, а о целесообразности вложения денеж ных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансо-вого менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.

    Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в пассивной стороне баланса предприятия. Основная проблема в управлении источниками средств заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников; поставщику финансовых ресурсов надо пла-. тить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования в долгосрочном и краткосрочном аспектах.

    Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

    В условиях рыночной экономики эти ограничения в значитель­ной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), а эффективное управление предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управ­ления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это - единственный вид ресур­сов предприятия, трансформируемый непосредственно и с мини­мальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.

    Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

    формирование, поддержание оптимальной структуры и нара­щивание производственного потенциала предприятия;

    обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;

    обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.

    1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1.2.1. СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:

    каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед пред­приятием цели и задачи?

    где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

    как организовать текущее и перспективное управление финан­совой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и фи­нансовую устойчивость предприятия?

    Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы упра­вления предприятием. Логика ее функционирования представ­лена на рис. 1.2.

    Рис. 1.2. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии

    Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от раз­меров предприятия и вида его деятельности Для крупной компа­нии наиболее характерно обособление специальной службы, ру­ководимой вице-президентом по финансам (финансовым дирек­тором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 1.3).

    Рис.1.3. Организационная структура управления предприятием

    На небольших предприятиях роль финансового директора обы­чно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового ха­рактера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвеча­ет за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.

    Приведенная на рис. 1.3 схема нетиповая, а состав ее элемен­тов может варьировать в зависимости от национальных особен­ностей организации бизнеса в той или иной стране, вида компа­нии, ее размера и прочих факторов. Так, в ФРГ высшим органом управления крупной компанией является наблюдательный совет, включающий владельцев компании, а также представителей ее работников и независимых экспертов. Наблюдательный совет назначает совет директоров, осуществляющих коллективное ру­ководство оперативной деятельностью компании; один из дирек­торов при этом выполняет функции спикера.

    Существуют различные подходы к трактовке понятия «финан­совый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому проис­ходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

    Финансовые активы включают:

    денежные средства;

    контрактное право получить от другого предприятия денеж­ные средства или любой другой вид финансовых активов;

    контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

    акции другого предприятия.

    К финансовым обязательствам относятся контрактные обяза­тельства:

    выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

    обменяться финансовыми инструментами с другим предпри­ятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторс­кой задолженности).

    Финансовые инструменты подразделяются на первичные (де­нежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или произ--водные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контрак­ты, процентные свопы, валютные свопы).

    Существует и более упрощенное понимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инст­рументы (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

    Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложе­ние, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых сан­кций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залого­вые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, ли­зинг. Составным элементом приведенных методов являются спе­циальные приемы финансового управления: кредиты, займы, про­центные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финан­сового характера:

    бухгалтерская отчетность;

    сообщения финансовых органов;

    информация учреждений банковской системы;

    информация товарных, фондовых и валютных бирж;

    прочая информация.

    Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Мно­гие современные системы, основанные на безбумажной техноло­гии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

    Финансовая система строится в зависимости от роли, которую выполняют различные субъекты финансовых отношений в воспроизводственном процессе и включает (рис. 6.1):

    Финансы предприятий, учреждений и организаций;

    Страхование;

    Государственные финансы.

    Управление финансами охватывает деятельность, связанную с проведением общей финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и финансовой политики, разработкой финансового законодательства. Как правило, управление финансовой системой разделено между несколькими органами. В таблице 6.1 приведены примеры структур, осуществляющих управление финансовой системой в некоторых зарубежных странах.

    Таблица 6.1

    Структуры управления финансовыми системами в зарубежных странах

    Государство

    Орган управления финансовой системой

    Функции

    Велико-британия

    1. Казначейство

    Разработка, составление, государственного бюджета;

    Проведение налоговой политики;

    Финансово-экономическое прогнозирование;

    Контроль за использованием финансовых средств государственными предприятиями;

    2. Управление таможенных пошлин

    Ведение вопросами относящимися к сбору таможенных пошлин и акцизов;

    Соблюдение финансового законодательства в этой области;

    3. Управление внутренних доходов

    Контроль за взиманием прямых налогов;

    4. Банк Англии

    Управление внутренним госудаственным долгом

    1. Министерство финансов (казначейство)

    Контроль за соблюдением финансового законодательства;

    Чеканка монет и эмиссия денежных знаков;

    Сбор прямых и косвенных налогов (эта функция расширяется службой внутренних доходов, имеющей сеть территориальных органов);

    Управление государственным внутренним долгом;

    Контроль за денежным обращением;

    Разработка внешней финансовой политики

    2.Административно-бюджетное управление

    Прогнозирование, управление, контроль и координирование правительственных программ;

    Финансирование данных программ;

    Составление федерального бюджета;

    Оперативный контроль по управлению федеральным бюджетом;

    Подготовка исходных данных для составления смет федеральных министерств и ведомств.

    Германия

    1.Федеральное министерство финансов

    Разработка финансовой и налоговой политики;

    Разработка валютной и кредитной политики;

    Составление федерального бюджета и среднесрочного финансового плана;

    Контроль за исполнением бюджета.

    2. Федеральные ведомства по финансам

    Налоговый контроль;

    Налогообложение иностранных капиталовложений

    3.Федеральное управление государственным долгом

    финансирование бюджетного дефицита;

    Осуществление операций по выдаче и погашению займов;

    Италия

    1. Казначейство

    Управление государственными расходами и финансовый контроль

    2. Министерство финансов

    Управление государственными доходами

    3.Министерство бюджета и планирования

    Разработка государственного бюджета и координация финансовых ресурсов

    4. Министерство внутренних дел

    Управление местными финансами

    В отечественной практике функции управления финансовой системой и контроля возложены на следующие органы:

    Министерство финансов РФ;

    Федеральное казначейство РФ;

    Счетную палату РФ;

    Государственную налоговую службу РФ;

    Центральный банк.

    Министерство финансов является основным органом управления финансовой системой. Положение о Министерстве финансов утверждено постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. Основные функции Министерства финансов в области управления финансовой системой представлены следующими:

    Организация работы по составлению проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета; разработка проекта нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, размеров дотаций и субвенций региональным бюджетам; руководство в области финансово-бюджетного планирования;

    Разработка положений налоговой политики, предложений по совершенствованию налоговой системы; проведение переговоров и заключение межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения;

    Осуществление регулирования рынка ценных бумаг; разработка схем выпуска государственных займов и их реализация; разработка программ внешних заимствований, проведение переговоров по привлечению кредитных ресурсов; разработка порядка использования привлеченных кредитов;

    Анализ валютно-финансовых проблем, разработка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами; заключение международных финансовых договоров и соглашений; разработка направлений использования централизованных валютных ресурсов и средств, поступающих от централизованного экспорта товаров, драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов;

    Методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий и организаций; утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности; руководство вопросами бюджетного учета и отчетности;

    Обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка РФ, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, бланков строгой отчетности;

    Заключение от имени Правительства РФ соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие кассового дефицита федерального бюджета и другие цели;

    Участие в разработке инвестиционных программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств централизованных инвестиционных фондов.

    Централизованная система органов федерального казначейства начала формироваться с 1994 года. Положение о федеральном казначействе утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года.

    По традиционному определению, казначейство - это специальный финансовый орган, в функции которого входит составление проекта федерального бюджета и его исполнение, управление государственным долгом и эмиссия ценных бумаг. Как было показано выше, в ряде стран казначейство выполняет функции министерства финансов. Развитие института казначейства в России имеет своеобразную историю. До начала 60-х г.г. XIX в. каждое государственное ведомство имело свое казначейство, которое ведало внутриведомственным сбором доходов и расходованием средств.

    В ходе финансовой реформы 1863 г. в основу кассового устройства России был положен принцип единства кассы, ведомственные кассы были ликвидированы. В министерстве финансов был создан департамент государственного казначейства, а в качестве местных органов - казенные палаты с губернскими и уездными казначействами. После 1917 г. департамент государственного казначейства и его местные структуры вошли в состав Народного банка РСФСР. Позднее функции казначейства стал выполнять Госбанк РСФСР. До 1991 г. Госбанк с его сетью отделений на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов республиканского (федерального) бюджета. Создание сети коммерческих банков, изменение функций центрального банка снизили возможность контроля за исполнением федерального бюджета. Это обусловило необходимость воссоздания аппарата казначейства как органа, ответственного за исполнение федерального бюджета.

    Казначейство подчинено Министерству финансов РФ, его органы являются самостоятельными юридическими лицами. Структура органов федерального казначейства представлена на схеме рис.6.2.

    Функции казначейства:

    Организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

    Ведение реестра распорядителей средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

    Организация распределения доходов между бюджетами разных уровней, организация взаимных расчетов;

    Сбор и обработка информации о состоянии федерального и региональных бюджетов;

    Осуществление единого стандартизированного учета средств федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства;

    Обеспечение целевого финансирования предприятий и организаций за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

    Взаимодействие с Центральным банком обеспечение управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга;

    Ряд других функций.

    Рис. 6.2. Структура органов федерального казначейства

    Счетная плата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Федеральный закон о Счетной палате принят Государственной Думой 18 ноября 1994 г. Счетная палата является юридическим лицом, осуществляющим следующие виды деятельности: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

    В этой связи решаются определенные задачи:

    Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению;

    Определение эффективности использования государственных средств и федеральной собственности, финансовая экспертиза проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов, нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих финансирование за счет федеральных источников;

    Контроль за законностью и своевременностью движения федеральных финансовых ресурсов в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

    Контроль за деятельностью Центрального банка и его структурных подразделений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга.

    Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ и регулярно представляет сведения о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Контрольные полномочия Счетной палаты распространены на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, а также предприятия и организации, связанные с использованием федеральных финансовых ресурсов.

    Государственная налоговая служба РФ является органом управления системой налогообложения. В ее состав входят подразделения, осуществляющие методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Структура подразделений Государственной налоговой службы представлена на рисунке 6.3.

    Рис. 6.3. Структура подразделений государственной нвлоговой службы РФ

    Основными функциями государственных налоговых инспекций регионального и местного уровня:

    Контроль за соблюдением налогового законодательства;

    Обеспечение полного и своевременного учета налогоплательщиков;

    Обеспечение правильности исчисления налоговых платежей;

    Контроль за своевременным представлением плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов;

    Осуществление возврата излишне внесенных сумм налогов и обязательных платежей;

    Обеспечение правильности применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством за нарушение обязательств перед бюджетом;

    Составление, анализ и предоставление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности по налогам.

    Основные задачи Государственной налоговой службы РФ:

    Учет налогоплательщиков;

    Учет поступления налогов;

    Анализ динамики налоговых поступлений;

    Совершенствование функционирования системы налогообложения;

    Информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства, разъяснение им системы налогообложения.

    Отдельные функции управления финансовой системой возложены на Центральный банк:

    Общее регулирование денежного обращения;

    Обслуживание государственного долга (размещение государственных займов, их погашение, выплаты процентов по госзаймам);

    Управление золото-валютными резервами;

    Определение форм безналичных расчетов.

    Предыдущая

    Структура системы управления финансами на предприятии

    Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании характерно обособление: руководимая вице-президентом по финансам (Финансовым директором) специальная служба, как правило включающая в себя бухгалтерию и финансовый отдел. Вообще типовой структуры организации и управления финансами для всех компании быть не может.

    Структура финансовых служб предприятия строится, как правило, по функциональному принципу , который предполагает четкое определение функций каждого структурного подразделения и работника. В зависимости от масштаба предприятия, во главе службы могут быть финансовый директор, финансовый менеджер, главный бухгалтер.

    Малое предприятие : Функции финансового директора (менеджера) возлагаются на главного бухгалтера (рис.1).

    Рис. 1 Структура финансовой службы малых предприятий

    Средние предприятия : На средних предприятиях выделяются отдельно функции учета, исполняемые бухгалтерией и функции финансового директора (менеджера) в данном случае включают в себя планирование, прогнозирование, анализ, контроль, поиск источников финансирования и т.д. (рис.2)


    Рис. 2. Структура финансовой службы средних предприятий

    Крупные предприятия : Отличительной особенностью финансовой службы на крупных предприятиях является большая степень функциональной детализации, в соответствии с которой и формируются структурные подразделения предприятия. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 3).

    Вне зависимости от организационной структуры управления фирмой финансовый менеджер отвечает принятие решений в области управления финансов или выработку рекомендаций высшему руководству, за анализ финансовых проблем.


    Рис. 3. Организационная структура управления крупным предприятием

    2.2. Финансовый менеджер: функциональные обязанности, квалификационная характеристика

    Эффективное функционирование предприятия в значительной степени определяется способностью финансового менеджера

    · рационально распорядиться существующими финансовыми ресурсами;

    · своевременно отреагировать на условия динамично изменяющегося рынка;

    · предотвратить ситуацию возможного банкротства предприятия.

    Среди основных функциональных обязанностей финансового менеджера выделяют:

    · организация финансовой работы на предприятии;

    · разработка прогнозов, проектов и планов вложения капитала (прямые вклады, венчурные вклады, вклады в ценные бумаги);

    · оценка разных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемой прибыли, выбор оптимального варианта;

    · разработка перспективных, текущих, оперативных финансовых планов, планов поступления и использования иностранной валюты;

    · участие в разработке бизнес-плана предприятия в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов;

    · проведение валютной и кредитной политики;

    · анализ финансового состояния предприятия;

    · контроль над исполнением плановых показателей.

    Квалификационная характеристика финансового менеджера .

    Квалификационная характеристика финансового менеджера предъявляет к нему требования в области его теоретической подготовки и практических умений работы.

    Финансовый менеджер должен знать:

    · Теорию менеджмента.

    · Теорию финансов, кредита и денежного обращения.

    · Теорию финансового менеджмента.

    · Бухгалтерский учет.

    · Экономическую статистику, действующий статистический учет.

    · Действующее законодательство в области финансовой, кредитной, валютной банковской и биржевой деятельности.

    · Основные нормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономической деятельности.

    · Виды ценных бумаг и порядок их обращения. Особенности обращения ценных бумаг за границей.

    · Правила и порядок проведения операций на внутреннем финансовом рынке.

    · Основы совершения операций на международном финансовом рынке.

    · Основы экономики хозяйствующего субъекта.

    · Методологию и методику экономического анализа.

    · Делопроизводство и корреспонденцию.

    Финансовый менеджер должен уметь:

    · Разбираться в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта.

    · Разбираться в финансовой информации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати.

    · Анализировать результаты производственно-торговой и особенно финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

    · Анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала.

    · Прогнозировать результаты вложения капитала. Оценивать и принимать окончательные решения.

    · Разрабатывать программы использования финансовых ресурсов.

    · Составлять финансовый план.

    · Составлять отчет по использованию финансовых ресурсов и выполнению показателей финансового плана.

    · Подготавливать документы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службу и другие органы управления.

    · Вести переписку по финансовым вопросам с органами управления и с хозяйствующими субъектами.

    · Осуществлять контроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, за эффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондом, нематериальных активов, оборотных средств.

    Вопросы для контроля :

    1.В чем состоит сущность финансового менеджмента?

    2.Каковы функции финансового менеджмента?

    3.Назовите субъекты финансового управления на предприятии.

    4.Охарактеризуйте объекты финансового менеджмента.

    5.Что включает в себя понятие «финансовый механизм» и каково его значение в организации финансового менеджмента на предприятии?

    6.Охарактеризуйте методические основы финансового управления на предприятии.

    7.Каковы внутренние регуляторы финансов на предприятии?

    8.Каковы внешние и внутренние факторы воздействующие на результативность финансовых решений

    9.Перечислите принципы финансового менеджмента и поясните, что они означают.

    10. Расскажите основные положения теории финансового менеджмента.

    11. Какие подсистемы образуют систему управления финансового менеджмента?

    12. Основные требования, предъявляемые к финансовому менеджеру?

    13. Объясните почему оценка эффективности любого финансового решения требует наличия определенной цели?



    14. Что такое «корпоративное управление»?

    15. Какую роль играет совет директоров корпорации в корпоративном управлении?

    16. Сопоставьте роли, которые играют казначей и главный бухгалтер в деятельности фирмы.

    Литература

    1.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.. - М.: Финансы и статистика, 2004.- 768с.

    2.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 1024с.

    3.Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Инфра – М, 2004.-284с.

    4.Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-527с.

    5.Сапарова Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие.- Алматы, Экономика.2008.-848с.

    6.Мендалиева С.И. Финансовый менеджмент. Астана. КазЭУФ и МТ. 2010. – 298с.

    7.Ванхорн, Джеймс, С., Вахович, мл., Джон М.Основы финансового менеджмента, 12-е изд. Пер.с англ.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 1232с.: ил. –Парал. тит.англ.