Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Модель жизненного цикла разработки программного обеспечения. Модели жизненного цикла программного обеспечения. Модель кодирования и устранения ошибок

    Модель жизненного цикла разработки программного обеспечения. Модели жизненного цикла программного обеспечения. Модель кодирования и устранения ошибок

    Жизненный цикл ПО

    Одним из базовых понятий методологии проектирования ИС является понятие жизненного цикла программного обеспечения (ЖЦ ПО).

    ЖЦ – это модель различных состояний программного изделия, начиная с момента возникновения необходимости в данном программном изделии и заканчивая моментом его выхода из употребления у всех пользователей.

    ЖЦ баз данных пока стандартами не регламентирован – существующие стандарты относятся только к ЖЦ программных средств.

    Стандарты ЖЦ ПС могут использоваться как директивные, руководящие или рекомендательные документы.

    Наиболее полно ЖЦ, технология разработки и обеспечения качества ПС отражены в стандартах ISO (International Standards Organisation – Международная организация по стандартизации). Стандарт ISO 12207:1995 – «Процессы жизненного цикла программных средств» - наиболее полно отражает архитектуру, работы, организацию и управление ЖЦ ПС.

    Используемые реально в фирмах модели ЖЦ ПС в последнее время изменяются относительно приведенных в стандартах в связи с внедрением и развитием объектно-ориентированного анализа и методов быстрой разработки ПП, CASE-систем и языков четвертого поколения. В новых моделях сокращаются работы по непосредственному созданию программных компонентов и детализируются работы по системному анализу и проектированию ПС и БД.

    Вообще, при создании проектов ПС и обеспечении их ЖЦ целесообразно применять выборку из всей совокупности представленных стандартов (как международных, так и национальных), а имеющиеся пробелы в стандартизации заполнять стандартами де-факто и ведомственными нормативными документами.

    Профиль – это совокупность нескольких базовых стандартов и других нормативных документов, предназначенная для реализации заданной функции или группы функций.

    На базе одной и той же совокупности базовых стандартов могут формироваться различные профили для разных проектов.

    При сертификации информационных систем как специальный вид испытаний выделяют сертификацию на соответствие профилю. И здесь следует учитывать, что в международной стандартизации ИС принята жесткая трактовка понятия профиля - считается, что основой профиля могут быть только международные и национальные утвержденные стандарты (то есть не допускается использование стандартов де-факто и нормативных документов фирм).

    Исходя уже из конкретного профиля планируется написание документации. Причем для каждого этапа жизненного цикла пишется своя документация, которая в свою очередь подразделяется на виды, в зависимости от того для каких специалистов она создается.



    ЖЦ ПО - это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

    Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO /IEC 12207 (ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике). Он определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПО.

    Структура ЖЦ ПО по стандарту ISO /IEC 12207 базируется на трех группах процессов:

    · основные процессы ЖЦ ПО (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

    · вспомогательные процессы , обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем);

    · организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).

    Разработка включает в себя все работы по созданию ПО и его компонент в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.

    Разработка ПО включает в себя , как правило:

    · анализ;

    · проектирование;

    · реализацию (программирование).

    Фаза разработки начинается с анализа осуществимости проекта, а далее происходит преобразование от требований пользователя в форму, доступную для реализа­ции на компьютерах.

    На эту фазу прихо­дятся, как правило, 50% стоимости ПИ и 32% трудозатрат.

    Эксплуатация начинается тогда, когда изделие пере­дается пользователю, находится в действии и используется.

    Включает в себя:

    Работы по внедрению компонентов ПО в эксплуатацию, в том числе конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;

    Обеспечение эксплуатационной документацией;

    Проведение обучения персонала и т.д., и непосредственно эксплуатацию, в том числе локализацию проблем и устранение причин их возникновения,

    Модификацию ПО в рамках установленного регламента, подготовку предложений по совершенствованию, развитию и модернизации системы.

    Фазу сопровождения также называют фазой продолжаю­щейся разработки.

    Состоит из выявления и устранения ошибок в программах и изменения их функциональных возможностей .

    Практиками признано, что эта часть жизнен­ного цикла (ЖЦ) должна приниматься во внимание с момента начала разработки с целью совершенствования ПИ в соответ­ствии с потребностями пользователя.

    Процесс сопровождения , продолжатся собственно параллельно эксплуатации ПИ.

    Структура трудозатрат на различные виды деятельности по сопровождению такова, что на изменение функциональных возможностей ПИ уходит около 78% времени, а на выявление ошибок - 17%.

    Управление конфигурацией является одним из вспомогательных процессов, поддерживающих основные процессы жизненного цикла ПО, прежде всего процессы разработки и сопровождения ПО. При создании проектов сложных ИС, состоящих из многих компонентов, каждый из которых может иметь разновидности или версии, возникает проблема учета их связей и функций, создания унифицированной структуры и обеспечения развития всей системы. Управление конфигурацией позволяет организовать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях ЖЦ. Общие принципы и рекомендации конфигурационного учета, планирования и управления конфигурациями ПО отражены в проекте стандарта ISO 12207-2.

    Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации, проверки и тестирования ПО. Верификация - это процесс определения того, отвечает ли текущее состояние разработки, достигнутое на данном этапе, требованиям этого этапа. Проверка позволяет оценить соответствие параметров разработки с исходными требованиями. Проверка частично совпадает с тестированием , которое связано с идентификацией различий между действительными и ожидаемыми результатами и оценкой соответствия характеристик ПО исходным требованиям. В процессе реализации проекта важное место занимают вопросы идентификации, описания и контроля конфигурации отдельных компонентов и всей системы в целом.

    Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выполняемых работ. Техническое и организационное обеспечение проекта включает выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта, определение методов описания промежуточных состояний разработки, разработку методов и средств испытаний ПО, обучение персонала и т.п.

    Каждый процесс характеризуется:

    определенными задачами и методами их решения,

    исходными данными, полученными на предыдущем этапе,

    результатами.

    Результатами анализа, в частности, являются функциональные модели, информационные модели и соответствующие им диаграммы. ЖЦ ПО носит итерационный характер : результаты очередного этапа часто вызывают изменения в проектных решениях, выработанных на более ранних этапах.

    Модели жизненного цикла ПО

    Стандарт ISO/IEC 12207 не предлагает конкретную модель ЖЦ и методы разработки ПО. (Модель ЖЦ зависит от специфики ИС и специфики условий, в которых последняя создается и функционирует). Его регламенты являются общими для любых моделей ЖЦ, методологий и технологий разработки. Стандарт ISO/IEC 12207 описывает структуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как реализовать или выполнить действия и задачи , включенные в эти процессы.

    К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие две основные модели ЖЦ:

    · каскадная модель (70-85 г.г.);

    · спиральная модель (86-90 г.г.).

    В изначально существовавших однородных ИС каждое приложение представляло собой единое целое. Для разработки такого типа приложений применялся каскадный способ . Его основной характеристикой является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем (рис. 1). Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.

    Положительные стороны применения каскадного подхода заключаются в следующем:

    · на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;

    · выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.


    Рис. 1. Каскадная схема разработки ПО

    Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении ИС, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования с тем, чтобы предоставить разработчикам свободу реализовать их как можно лучше с технической точки зрения. В эту категорию попадают сложные расчетные системы, системы реального времени и другие подобные задачи. Однако, в процессе использования этого подхода обнаружился ряд его недостатков, вызванных прежде всего тем, что реальный процесс создания ПО никогда полностью не укладывался в такую жесткую схему:

    · Выявление причин, по которым необходимо изменять проект на поздних стадиях : проверка работоспособности и реализуемости проекта приложения на ранних стадиях, как правило, не выполняется.

    · Неадекватное управление рисками : риски связанные с проектом, выявляются на поздних стадиях выполнения проекта.

    · Отсутствие процедуры пересмотра требований : в этой модели требования должны быть сформулированы и зафиксированы на первых стадиях разработки. Как правило, цели и задачи проекта в начале работы над проектом осознаются не полностью, и поэтому их приходится пересматривать на поздних стадиях, что приводит к значительному росту затрат на разработку и задержке выпуска продукта. Если же изменившиеся требования не учтены в проекте, заказчик не будет считать приложение отвечающим поставленным задачам.


    Рис. 2 Реальный процесс разработки ПО по каскадной схеме

    Итак, основным недостатком каскадного подхода является существенное запаздывание с получением результатов. Согласование результатов с пользователями производится только в точках, планируемых после завершения каждого этапа работ, требования к ИС "заморожены" в виде технического задания на все время ее создания. Таким образом, пользователи могут внести свои замечания только после того, как работа над системой будет полностью завершена. В случае неточного изложения требований или их изменения в течение длительного периода создания ПО, пользователи получают систему, не удовлетворяющую их потребностям. Модели (как функциональные, так и информационные) автоматизируемого объекта могут устареть одновременно с их утверждением.

    Таким образом, в процессе создания ПО постоянно возникала потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реальный процесс создания ПО принимал следующий вид (рис. 2):

    Для преодоления перечисленных проблем была предложена спиральная модель ЖЦ (рис. 3), делающая упор на начальные этапы ЖЦ: анализ и проектирование. На этих этапах реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии ПО. На нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.

    Разработка итерациями отражает объективно существующий спиральный цикл создания системы. Неполное завершение работ на каждом этапе позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы текущего этапа. При итеративном способе разработки недостающую работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная же задача - как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым, активизируя процесс уточнения и дополнения требований.

    Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

    В спиральной модели ЖЦ делается упор на начальные этапы ЖЦ: анализ и проектирование. На этих этапах реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Таким образом углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.

    Рис. 3. Спиральная модель ЖЦ

    При создании ПО может быть использована «Модель переиспользования и реверсивной инженерии».

    В ней основной вес проектных решений падает на проектирование. Целью данной модели является повторное использование (переиспользование) в текущих проектах хорошо проверенных на практике «старых» проектных решений, зафиксированных в библиотеках уже законченных проектов. В процессе анализа и предварительного проектирования намечаются планы работ, в которые включены, в том числе задачи проверки альтернативных проектных решений. Затем запускаются работы по созданию запланированных прототипов по каскадной схеме. В результате выбирается одно из альтернативных решений, разрабатываемых в параллельных витках для остаточного цикла разработки продукта. Возможен выбор смешанного варианта на основе объединения результатов нескольких витков.

    В случае неудачи реализованной версии возможен откат по проекту (Reengineering).

    Аннотация.

    Введение.

    1. Жизненный цикл ПО

    Введение.

    Шаги процесса программирования по Райли

    Введение.

    1.1.1. Постановка задачи.

    1.1.2. Проектирование решения.

    1.1.3. Кодирование алгоритма.

    1.1.4. Сопровождение программы.

    1.1.5. Программная документация.

    Вывод к п. 1.1

    1.2. Определение ЖЦПО по Леману.

    Введение.

    1.2.1 Определение системы.

    1.2.2. Реализация.

    1.2.3. Обслуживание.

    Вывод к п. 1.2.

    1.3. Фазы и работы ЖЦПО по Боэму

    1.3.1. Каскадная модель.

    1.3.2. Экономическое обоснование каскадной модели.

    1.3.3. Усовершенствование каскадной модели.

    1.3.4. Определение фаз жизненного цикла.

    1.3.5. Основные работы над проектом.

    Литература.


    Введение

    Промышленное применение компьютеров и растущий спрос на программы поставили актуальные задачи существенного повышения производительности разработки ПО , разработки индустриальных методов планирования и проектирования программ, переноса организационно-технических, технико-экономических и социально-психологических приемов, закономерностей и методов из сферы материального производства в сферу применения компьютеров. Комплексный подход к процессам разработки, эксплуатации и сопровождения ПО выдвинул ряд насущных проблем, решение которых исключит «узкие места» в проектировании программ, уменьшит сроки завершения работ, улучшит выбор и адаптацию существующих программ, а может быть и определит судьбу систем со встроенными ЭВМ.

    В практике разработок больших программных проектов зачастую отсутствует единый подход к оцениванию затрат труда, сроков проведения работ и материальных затрат, что сдерживает повышение производительности разработки ПО, а в конечном счете – эффективное управление жизненным циклом ПО. Поскольку программа любого типа становится изделием (кроме, может быть, учебных, макетных программ), подход к ее изготовлению во многом должен быть аналогичен подходу к производству промышленной продукции, и вопросы проектирования программ становятся чрезвычайно важными. Эта идея лежит в основе книги Б.У. Боэма «Инженерное проектирование программного обеспечения», которую мы использовали при написании данной курсовой работы. В этой книге под проектированием ПО понимается процесс создания проекта программного изделия.


    1 Жизненный цикл ПО

    ВВЕДЕНИЕ

    ЖЦПО – это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

    Существует несколько подходов при определении фаз и работ жизненного цикла программного обеспечения (ЖЦПО), шагов процесса программирования, каскадная и спиральная модели. Но все они содержат общие основополагающие компоненты: постановка задачи, проектирование решения, реализация, обслуживание.

    Наиболее известной и полной, пожалуй, является структура ЖЦПО по Боэму, включающая восемь фаз. Она и будет представлена в дальнейшем наиболее подробно.

    Одним из возможных вариантов может послужить описание верхнего уровня по Леману, включающее три основные фазы и представляющее описание ЖЦПО в самом общем случае.

    И, для разнообразия, – приведем шаги процесса программирования, представленные Д.Райли в книге «Использование языка Модула-2». Это представление, по-моему, является весьма простым и привычным, с него и начнём.

    1.1 Шаги процесса программирования по Райли

    Процесс программирования включает четыре шага (рис. 1):

    постановка задачи, т.е. получение адекватного представления о том, какую задачу должна выполнить программа;

    проектирование решения уже поставленной задачи (в общем, такое решение является менее формальным, чем окончательная программа);

    кодирование программы, т. е. перевод спроектированного решения в программу, которая может быть выполнена на машине;

    сопровождение программы, т.е. непрекращающийся процесс устранения в программе неполадок и добавления новых возможностей.

    Рис. 1.Четыре шага программирования.

    Программирование начинается с того момента, когда пользователь , т.е. тот, кто нуждается в программе для решения задачи, излагает проблему системному аналитику. Пользователь и системный аналитик совместно определяют постановку задачи. Последняя затем передается алгоритмисту , который отвечает за проектирование решения. Решение (или алгоритм) представляет последовательность операций, выполнение которых приводит к решению задачи. Поскольку алгоритм часто не приспособлен к выполнению на машине, его следует перевести в машинную программу. Эта операция выполняется кодировщиком. За последующие изменения в программе несет ответственность сопровождающийпрограммист. И системный аналитик, и алгоритмист, и кодировщик, и сопровождающий программист – все они являются программистами.

    В случае большого программного проекта число пользователей, системных аналитиков и алгоритмистов может оказаться значительным. Кроме того, может возникнуть необходимость вернуться к предшествующим шагам в силу непредвиденных обстоятельств. Все это служит дополнительным аргументом в пользу тщательного проектирования программного обеспечения: результаты каждого шага должны быть полными, точными и понятными.

    1.1.1 Постановка задачи

    Одним из наиболее важных шагов программирования является постановка задачи. Она выполняет функции контракта между пользователем и программистом (программистами). Как и юридически плохо составленный контракт, плохая постановка задачи бесполезна. При хорошей постановке задачи как пользователь, так и программист ясно и недвусмысленно представляют задачу, которую необходимо выполнить, т.е. в этом случае учитываются интересы как пользователя, так и программиста. Пользователь может планировать использование еще несозданного программного обеспечения, опираясь на знание того, что оно может. Хорошая постановка задачи служит основой для формирования ее решения.

    Постановка задачи (спецификация программы ); по существу, означает точное, полное и понятное описание того, что происходит при выполнении конкретной программы. Пользователь обычно смотрит на компьютер, как на черный ящик: для него неважно, как работает компьютер, а важно, что может компьютер из того, что интересует пользователя. При этом основное внимание фокусируется на взаимодействии человека с машиной.

    Характеристики Хорошей Постановки Задачи:

    Точность , т.е. исключение любой неоднозначности. Не должно возникать вопросов относительно того, каким будет вывод программы при каждом конкретном вводе.

    Полнота , т.е. рассмотрение всех вариантов для заданного ввода, включая ошибочный или непредусмотренный ввод, и определение соответствующего вывода.

    Ясность , т.е. она должна быть понятной и пользователю и системному аналитику, поскольку постановка задачи – это единственный контракт между ними.

    Часто требование точности, полноты и ясности находятся в противоречии. Так, многие юридические документы трудно понять, потому что они написаны на формальном языке, который позволяет предельно точно сформулировать те или иные положения, исключая любые самые незначительные разночтения. Например, некоторые вопросы в экзаменационных билетах иногда сформулированы настолько точно, что студент тратит больше времени на то, чтобы понять вопрос, чем на то чтобы на него ответить. Более того, студент вообще может не уловить основной смысл вопроса из-за большого количества деталей. Наилучшая постановка задачи та, при которой достигается баланс всех трех требований.

    Стандартная форма постановки задачи.

    Рассмотрим следующую постановку задачи: «Ввести три числа и вывести числа в порядке».

    Такая постановка не удовлетворяет приведенным выше требованиям: она не является ни точной, ни полной, ни понятной. Действительно, должны ли числа вводиться по одному на строке или все числа на одной строке? Означает ли выражение «в порядке» упорядочение от большего к меньшему, от меньшего к большему или тот же порядок, в каком они были введены.

    Очевидно, что подобная постановка не отвечает на множество вопросов. Если же учесть ответы на все вопросы, то постановка задачи станет многословной и трудной для восприятия. Поэтому Д. Райли предлагает для постановки задачи пользоваться стандартной формой, которая обеспечивает максимальную точность, полноту, ясность и включает:

    наименование задачи (схематическое определение);

    общее описание (краткое изложение задачи);

    ошибки (явно перечислены необычные варианты ввода, чтобы показать пользователям и программистам те действия, которые предпримет машина в подобных ситуациях);

    пример (хороший пример может передать сущность задачи, а также проиллюстрировать различные случаи).

    Пример. Постановка задачи в стандартной форме.

    НАЗВАНИЕ

    Сортировка трех целых чисел.

    ОПИСАНИЕ

    Ввод и вывод трех целых чисел, отсортированных от меньшего числа к большему.

    Вводятся три целых числа по одному числу на строке. При этом целым числом является одна или несколько последовательных десятичных цифр, которым может предшествовать знак плюс «+» или знак минус «–».

    Выводятся три введенных целых числа, причем все три выводятся на одной строке. Смежные числа разделяются пробелом. Числа выводятся от меньшего к большему, слева направо.

    1) Если введено менее трех чисел, программа ждет дополнительного ввода.

    Процесс функционирования и сопровождения

    Процесс функционирования представляет стадию жизненного цикла, когда программный продукт ежедневно используется, а работа предыдущей системы (ручной или автоматизированной) постепенно сокращается. Постепенное сокращение - обычно поэтапный процесс. В ситуациях, где это возможно и выполнимо, организация обычно использует новую и старую системы параллельно в течение некоторого времени. Это обеспечивает отход назад, если новое изделие не удовлетворяет бизнес-требованиям.

    Процесс функционирования совпадает с началом сопровождения изделия . В программной инженерии сопровождение имеет несколько отличное значение по сравнению с обычным использованием этого слова. Во-первых, сопровождение - это не только незапланированная фиксация возникающих проблем. Сопровождение планируется и оплачивается на ранних стадиях жизненного цикла. Во-вторых, сопровождение включает развитие изделия. В некоторых итеративных моделях жизненного цикла, могут даже оказаться трудноразличимыми разработка и сопровождение. В литературе сопровождение обычно разделяется на:

    корректирующее (действия по обслуживанию) - выявление дефектов и ошибок, обнаруженных при работе;

    адаптивное - изменение ПО в ответ на изменения в вычислениях или в бизнес-среде;

    совершенствующее - развитие изделия путем добавления новых особенностей или улучшения его качества.

    Стоимость сопровождения значительна за время жизни ПО. Она значительна потому, что изделие остается в действии в течение долгого времени. Большие системы предприятий настолько фундаментальны, что они сохраняются действующими с помощью использования любых доступных технологий«поддержки жизни». Такие системы называются унаследованными системами .

    Конечно, их следовало бы удалить, но для них нет никакой замены. Действительно, когда решение об удалении системы, в конечном счете, принято, это делается не потому, что унаследованная система больше не полезна для организации, а потому, что нет технических возможностей дальше сохранять ее в работе. Не должно быть сюрпризом, что сопровождение является главной причиной, почему это технически невозможно - через какое-то время сопровождение настолько уничтожает структурную ясность ПО, что оно дальше не может поддерживаться.

    Жизненный цикл ПО определяет «что», но не «как» выполнять в процессе программной инженерии. Программная инженерия в значительной степени - социальное явление, определяемое внутренней организационной культурой предприятия. Предприятие может выбрать базовую модель жизненного цикла , но специфические особенности жизненного цикла и то, как работа будет сделана, уникальны для каждой организации и могут даже значительно отличаться от проекта к проекту. Программный продукт не изготавливается, он реализуется. Процесс создания и эксплуатации ПО - не эксперимент, который может быть повторен много раз с той же самой степенью успеха.



    Рассмотрим, почему специфические особенности жизненного цикла должны быть приспособлены к организационной культуре и почему они отличаются от проекта к проекту:

    ● Опыт программной инженерии, навыки и знания коллектива разработчиков (если их недостаточно, должно быть включено в процесс разработки и время в соответствии с «кривой обучения»).

    ● Деловой опыт и знания (это намного более неприятно, чем предыдущий момент, потому что деловой опыт и знания легко не приобретаются).

    ● Вид предметной области (необходимы различные процессы, чтобы совершенствовать бухгалтерский учет или систему контроля электростанции).

    ● Изменения деловой атмосферы (изменения внешнеполитических, экономических, социальных, технологических и конкурентных факторов).

    ● Внутренние деловые изменения (изменения в управлении, условиях работы, финансовое здоровье предприятия и т. д.).

    Размер проекта (большой проект требует различных процессов, начиная с небольших; очень маленький проект может даже вообще не нуждаться в каких-либо процессах, поскольку разработчики могут сотрудничать и обмениваться информацией неофициально).

    При условии вышеупомянутого обсуждения подходы к жизненному циклу ПО могут быть грубо разделены на две главные категории:

    ● «водопад с обратной связью»;

    ● итеративный пошаговый.

    1 Жизненный цикл «водопад с обратной связью»

    Модель водопада - традиционный жизненный цикл, реализованный и популяризируемый в 1970-х годах. Об этой модели было сказано, что она успешно использовалась во многих больших проектах прошлого. Большинство этих проектов было связано с пакетными (то есть не диалоговыми) системами, реализованными на языке КОБОЛ. Сегодня жизненный цикл «водопад» используется менее часто.

    Жизненный цикл «водопад с обратной связью» может быть представлен так, как изображено на рис. 1.3. Это линейная последовательность стадий, из которых предыдущая стадия должна быть закончена прежде, чем может начаться следующая.

    Завершение каждой стадии отмечается подписанием документа для этой стадии проекта. Обратные связи (обратные стрелки на рис. 3) между стадиями возможны и даже целесообразны. Обратная связь показывает не документированное, но необходимое изменение в более поздней стадии, которое должно быть завершено соответствующим изменением в предыдущей стадии.

    Такой возврат может (хотя это бывает редко) продолжаться до начальной стадии - анализа требований.

    Рисунок 1.3. Жизненный цикл «водопад с обратной связью»

    Критический момент относительно методов водопада - то, что они являются монолитными : они применяются при разработке по принципу «выполнять одновременно» ко всей системе в целом и задают единственную дату поставки системы. Пользователь подключается только на ранних стадиях анализа требований и заканчивает техническим заданием. Позже в течение жизненного цикла пользователь находится в полном неведении, пока изделие не может быть протестировано им до его внедрения. Поскольку время задержки между началом проекта и поставкой ПО может быть существенным (месяцы или даже годы), доверие между пользователями и разработчиками может быть утеряно, и разработчикам придется все сложнее защищать проект и оправдывать израсходованные ресурсы.

    Преимущества водопада с обратной связью:

    1 Предписывает дисциплинированный подход к разработке ПО. Определяет ясные вехи в стадиях ЖЦ, облегчая, таким образом, руководство проектом.

    2 Производит полную документацию для системы.

    3 Требует завершения проектной документации перед переходом на следующие стадии.

    4 Требует тщательного планирования проекта.

    Недостатки водопада с обратной связью:

    1 Критерии завершения анализа требований и проектирования системы часто не определены. Сложно определить, когда останавливаться. Опасность превышения крайних сроков.

    2 Монолитный подход может потребовать много времени для получения конечного продукта. Это может быть недопустимо для современного предприятия, требующего короткого срока возвращения инвестиций.

    3 Нет никаких возможностей для абстракции и декомпозиции в предметной области, чтобы справиться с проблемой сложности системы.

    4 Документация может давать ложное представление относительно прогресса в проектировании. Имеется риск бюрократизировать работу.

    5 Замораживание результатов каждой стадии идет вразрез с программной инженерией как социальным процессом, в котором требования могут меняться независимо от наших желаний.

    6 Планирование проекта проводится на ранних этапах ЖЦ, когда имеется ограниченное понимание проекта. Риск неверной оценки требуемых ресурсов.

    3.2. Каскадная стратегия

    Каскадная стратегия (однократный проход, водопадная или классическая модель) подразумевает линейную последовательность выполнения стадий создания информационной системы (рис.3.1). Другими словами, переход с одной стадии на следующую происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущей.

    Рис.3.1. Каскадная стратегия

    Данная модель применяется при разработке информационных систем, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования.

    Достоинства модели:

    На каждой стадии формируется законченный набор документации, программного и аппаратного обеспечения, отвечающий критериям полноты и согласованности;

    Выполняемые в четкой последовательности стадии позволяют уверенно планировать сроки выполнения работ и соответствующие ресурсы (денежные, материальные и людские).

    Недостатки модели:

    Реальный процесс разработки информационной системы редко полностью укладывается в такую жесткую схему. Особенно это относится к разработке нетиповых и новаторских систем;

    Основана на точной формулировке исходных требований к информационной системе. Реально в начале проекта требования заказчика определены лишь частично;

    Основной недостаток – результаты разработки доступны заказчику только в конце проекта. В случае неточного изложения требований или их изменения в течение длительного периода создания ИС заказчик получает систему, не удовлетворяющую его потребностям.

    3.3. Инкрементная стратегия

    Инкрементная стратегия (англ. increment – увеличение, приращение) подразумевает разработку информационной системы с линейной последовательностью стадий, но в несколько инкрементов (версий), т. е. с запланированным улучшением продукта.

    Рис.3.2. Инкрементная стратегия

    В начале работы над проектом определяются все основные требования к системе, после чего выполняется ее разработка в виде последовательности версий. При этом каждая версия является законченным и работоспособным продуктом. Первая версия реализует часть запланированных возможностей, следующая версия реализует дополнительные возможности и т. д., пока не будет получена полная система.

    Данная модель жизненного цикла характерна при разработке сложных и комплексных систем, для которых имеется четкое видение (как со стороны заказчика, так и со стороны разработчика) того, что собой должен представлять конечный результат (информационная система). Разработка версиями ведется в силу разного рода причин:

    Отсутствия у заказчика возможности сразу профинансировать весь дорогостоящий проект;

    Отсутствия у разработчика необходимых ресурсов для реализации сложного проекта в сжатые сроки;

    Требований поэтапного внедрения и освоения продукта конечными пользователями. Внедрение всей системы сразу может вызвать у ее пользователей неприятие и только «затормозить» процесс перехода на новые технологии. Образно говоря, они могут просто «не переварить большой кусок, поэтому его надо измельчить и давать по частям».

    Достоинства и недостатки этой стратегии такие же, как и у классической. Но в отличие от классической стратегии заказчик может раньше увидеть результаты. Уже по результатам разработки и внедрения первой версии он может незначительно изменить требования к разработке, отказаться от нее или предложить разработку более совершенного продукта с заключением нового договора.

    3.4. Спиральная стратегия

    Спиральная стратегия (эволюционная или итерационная модель, автор Барри Боэм, 1988 г.) подразумевает разработку в виде последовательности версий, но в начале проекта определены не все требования. Требования уточняются в результате разработки версий.

    Рис. 3.3. Спиральная стратегия

    Данная модель жизненного цикла характерна при разработке новаторских (нетиповых) систем. В начале работы над проектом у заказчика и разработчика нет четкого видения итогового продукта (требования не могут быть четко определены) или стопроцентной уверенности в успешной реализации проекта (риски очень велики). В связи с этим принимается решение разработки системы по частям с возможностью изменения требований или отказа от ее дальнейшего развития. Как видно из рис.3.3, развитие проекта может быть завершено не только после стадии внедрения, но и после стадии анализа риска.

    Достоинства модели:

    Позволяет быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым, активизируя процесс уточнения и дополнения требований;

    Допускает изменение требований при разработке информационной системы, что характерно для большинства разработок, в том числе и типовых;

    Обеспечивает большую гибкость в управлении проектом;

    Позволяет получить более надежную и устойчивую систему. По мере развития системы ошибки и слабые места обнаруживаются и исправляются на каждой итерации;

    Позволяет совершенствовать процесс разработки – анализ, проводимый в каждой итерации, позволяет проводить оценку того, что должно быть изменено в организации разработки, и улучшить ее на следующей итерации;

    Уменьшаются риски заказчика. Заказчик может с минимальными для себя финансовыми потерями завершить развитие неперспективного проекта.

    Недостатки модели:

    Увеличивается неопределенность у разработчика в перспективах развития проекта. Этот недостаток вытекает из предыдущего достоинства модели;

    Затруднены операции временного и ресурсного планирования всего проекта в целом. Для решения этой проблемы необходимо ввести временные ограничения на каждую из стадий жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа выполнена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах и личного опыта разработчиков.

    3.5. Сравнительный анализ моделей

    Знание различных моделей жизненного цикла и умение их применять на практике необходимы любому руководителю проекта. Правильный выбор модели позволяет грамотно планировать объемы финансирования, сроки и ресурсы, необходимые для выполнения работ, сократить риски как разработчика, так и заказчика. Это способствует повышению авторитета (имиджа) разработчиков в глазах заказчика и в свою очередь оказывает влияние на перспективу дальнейшего сотрудничества с ним и другими заказчиками. Считать, что спиральная модель лучше остальных, неверно. Ведь на каждый проект заключается отдельный договор с определенной стоимостью. Заключать договор на большую сумму с неопределенным итоговым результатом заказчик никогда не будет (если только он не альтруист). В этом случае он предложит вложить вначале небольшую сумму в проект и уже по результатам первой версии (итерации) будет решать вопрос о заключении дополнительного договора на развитие системы.

    Каждая из моделей имеет свои достоинства и недостатки, а также сферы применения в зависимости от специфики разрабатываемой системы, возможностей заказчика и разработчика и т. п. В табл. 3.1 приводится сравнительная характеристика рассмотренных выше моделей, которая должна помочь в выборе стратегии для конкретного проекта.

    Таблица 3.1. Сравнение моделей жизненного цикла

    Характеристика
    проекта
    Модель (стратегия)
    Новизна разработки и обеспеченность ресурсами Типовой. Хорошо проработаны технология и методы решения задачи Нетиповой (новаторский).
    Нетрадиционный для разработчика
    Ресурсов заказчика и разработчика хватает для реализации проекта в сжатые сроки Ресурсов заказчика или разработчика не хватает для реализации проекта в сжатые сроки
    Масштаб проекта Малые и средние проекты Средние и крупные проекты Любые проекты
    Сроки выполнения проекта До года До нескольких лет. Разработка одной версии может занимать срок от нескольких недель до года
    Заключение отдельных договоров на отдельные версии Заключается один договор. Версия и есть итоговый результат проекта На отдельную версию или несколько последовательных версий обычно заключается отдельный договор
    Определение основных требований в начале проекта Да Да Нет
    Изменение требований по мере развития проекта Нет Незначительное Да
    Разработка итерациями (версиями) Нет Да Да
    Распространение промежуточного ПО Нет Может быть Да

    В табл. 3.1 не стоит рассматривать значения «Да» и «Нет» как жесткие требования. Например, незначительное изменение требований по мере развития проекта при использовании каскадной модели (например, добавление некоторых непредусмотренных сервисных функций) встречается не так уж редко и в случае их реализации способствует улучшению взаимоотношений между сторонами. Аналогично распространение промежуточного программного обеспечения при спиральной модели необязательно, а иногда даже вредно отражается на процессах внедрения и опытной эксплуатации системы.

    При разработке системы под итоговым продуктом и промежуточным программным обеспечением согласно следует понимать:

    - ревизию (исправительную или опытную) – любые оперативные изменения программного и информационного обеспечения, а также БД, необязательные в данный момент к передаче на объекты внедрения и связанные с устранением ошибок и усовершенствованием;

    - модификацию – любые оперативные изменения программного и информационного обеспечения, а также БД, обязательные для передачи на объекты внедрения и обусловливающие изменение эксплуатационных характеристик без изменения функций (предусмотренных ), а также изменения, связанные с устранением ошибок, усовершенствованием;

    - версию – любые изменения программного и информационного обеспечения, а также БД, обязательные для передачи на объекты внедрения, позволяющие выполнять заявленные или дополнительные функции, а также обеспечивающие переход на новые операционные системы и информационную среду;

    - развитие (очередь) – плановые изменения информационной системы, связанные с введением новых функций и улучшением эксплуатационных характеристик, переходом на новую информационную среду, внедрением новых комплексов технических средств, новых информационных технологий и пр.

    В соответствии с приведенной классификацией итоговым продуктом для любой из моделей жизненного цикла является обязательная к передаче версия или очередь системы. Разработка очередями характерна при инкрементной стратегии. В качестве промежуточного программного обеспечения следует рассматривать ревизии и модификации. Как было отмечено выше, частая передача ревизий и модификаций конечным пользователям (особенно занятым другими производственными делами) нежелательна. Согласно смена версий информационных систем на железнодорожном транспорте должна выполняться не чаще одного - двух раз в год, а модификаций – не чаще раза в месяц.

    3.6. Методологии, поддерживающие спиральную модель

    В настоящее время имеется несколько методологий 1 разработки программного обеспечения, которые можно рекомендовать при использовании спиральной модели жизненного цикла. Наиболее известными из них являются методология быстрой разработки приложений (Rapid Application Development, RAD) и экстремальное программирование (eXtreme Programming, XP – автор Кент Бек, 1999).

    3. Дайте краткую характеристику методологий и .

    Здравствуйте, уважаемые хабровчане! Думаю будет кому-то интересно вспомнить какие модели разработки, внедрения и использования программного обеспечения существовали ранее, какие модели в основном используются сейчас, зачем и что это собственно такое. В этом и будет заключаться моя небольшая тема.

    Собственно, что же такое жизненный цикл программного обеспечения - ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и дальнейшего использования. Говоря другими словами, это время от начального момента создания какого либо программного продукта, до конца его разработки и внедрения. Жизненный цикл программного обеспечения можно представить в виде моделей.

    Модель жизненного цикла программного обеспечения - структура, содержащая процессы действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, использования и сопровождения программного продукта.
    Эти модели можно разделить на 3 основных группы:

    1. Инженерный подход
    2. С учетом специфики задачи
    3. Современные технологии быстрой разработки
    Теперь рассмотрим непосредственно существующие модели (подклассы) и оценим их преимущества и недостатки.

    Модель кодирования и устранения ошибок

    Совершенно простая модель, характерная для студентов ВУЗов. Именно по этой модели большинство студентов разрабатывают, ну скажем лабораторные работы.
    Данная модель имеет следующий алгоритм:
    1. Постановка задачи
    2. Выполнение
    3. Проверка результата
    4. При необходимости переход к первому пункту
    Модель также ужасно устаревшая. Характерна для 1960-1970 гг., по-этому преимуществ перед следующими моделями в нашем обзоре практически не имеет, а недостатки на лицо. Относится к первой группе моделей.

    Каскадная модель жизненного цикла программного обеспечения (водопад)

    Алгоритм данного метода, который я привожу на схеме, имеет ряд преимуществ перед алгоритмом предыдущей модели, но также имеет и ряд весомых недостатков.

    Преимущества:

    • Последовательное выполнение этапов проекта в строгом фиксированном порядке
    • Позволяет оценивать качество продукта на каждом этапе
    Недостатки:
    • Отсутствие обратных связей между этапами
    • Не соответствует реальным условиям разработки программного продукта
    Относится к первой группе моделей.

    Каскадная модель с промежуточным контролем (водоворот)

    Данная модель является почти эквивалентной по алгоритму предыдущей модели, однако при этом имеет обратные связи с каждым этапом жизненного цикла, при этом порождает очень весомый недостаток: 10-ти кратное увеличение затрат на разработку . Относится к первой группе моделей.

    V модель (разработка через тестирование)

    Данная модель имеет более приближенный к современным методам алгоритм, однако все еще имеет ряд недостатков. Является одной из основных практик экстремального программирования.

    Модель на основе разработки прототипа

    Данная модель основывается на разработки прототипов и прототипирования продукта.
    Прототипирование используется на ранних стадиях жизненного цикла программного обеспечения:
    1. Прояснить не ясные требования (прототип UI)
    2. Выбрать одно из ряда концептуальных решений (реализация сцинариев)
    3. Проанализировать осуществимость проекта
    Классификация протопипов:
    1. Горизонтальные и вертикальные
    2. Одноразовые и эволюционные
    3. бумажные и раскадровки
    Горизонтальные прототипы - моделирует исключительно UI не затрагивая логику обработки и базу данных.
    Вертикальные прототипы - проверка архитектурных решений.
    Одноразовые прототипы - для быстрой разработки.
    Эволюционные прототипы - первое приближение эволюционной системы.

    Модель принадлежит второй группе.

    Спиральная модель жизненного цикла программного обеспечения

    Спиральная модель представляет собой процесс разработки программного обеспечения, сочетающий в себе как проектирование, так и постадийное прототипирование с целью сочетания преимуществ восходящей и нисходящей концепции.

    Преимущества:

    • Быстрое получение результата
    • Повышение конкурентоспособности
    • Изменяющиеся требования - не проблема
    Недостатки:
    • Отсутствие регламентации стадий
    Третьей группе принадлежат такие модели как экстремальное программирование (XP), SCRUM , инкриментальная модель (RUP), но о них я бы хотел рассказать в отдельном топике.

    Большое спасибо за внимание!