Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • История создания малого ракетного корабля проекта 1234. Малый ракетный корабль "гром". Радиотехническая комплексная система «Титанит»

    История создания малого ракетного корабля проекта 1234. Малый ракетный корабль

    В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания – корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»).

    Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.
    Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался

    как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия.
    Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж – более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью.
    При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.

    Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран.
    Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции – корабль с воздушной каверной).

    Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода.
    Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.

    Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами.
    В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах.
    С одной стороны корабль пр.1239 – это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой – быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов.
    В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.

    Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел».
    Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.

    На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения.
    Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.

    Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире).
    Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

    Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

    Программа строительства. Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора».
    В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта – «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

    В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

    Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.

    1 – 76,2-мм универсальная артустановка АК-176;
    2 – 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М;
    3 – четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»;
    4 – обтекатель навигационной РЛС;
    5 – обтекатель антенны РЛС целеуказания ПКРК «Дубрава»;
    6 – носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М;
    7 – обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК;
    8 – стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»;
    9 – обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»;
    10 – антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»;
    11 – станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»;
    12 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16;
    13 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10;
    14 – выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

    КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

    «БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

    «САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

    ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Водоизмещение, тонн

    стандартное - 850;

    полное - 1.050;

    Основные размерения, м

    длина наибольшая (по КВЛ) - 63,9;

    ширина наибольшая (по КВЛ) - 17,2;

    осадка на ходу на воздушной подушке - >1;

    осадка на ходу в водоизмещающем режиме - 3,3.

    Главная энергетическая установка: ДГТУ

    2 газовых турбины М-10-1,

    суммарная мощность, л.с. (кВт) - 36.000 (26.500).

    2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

    суммарная мощность, л.с. (кВт) - 20.000 (14.700).

    2 дизеля М-504 для нагнетателей,

    суммарная мощность, л.с. (кВт) - 6.600 (4.850).

    4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах.

    Скорость хода, уз:

    наибольшая - 53;

    экономическая - 12.

    Дальность плавания, миль (при скорости, уз) - 2500 (12),800 (45).

    Автономность, сут - 10.

    Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) - 68 (9).

    ВООРУЖЕНИЕ

    Ударное ракетное:

    ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» - 2 Х 4.

    ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn») - 8.

    Зенитное ракетное:

    ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» - 1 Х 2 .

    ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko») - 20.

    Артиллерийское:

    76,2-мм АУ АК-176 - 1 Х 1.

    30-мм ЗАК АК-630М - 2 Х 6.

    РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

    РЛС общего обнаружения - 1 х «Позитив» (Cross Dome),1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК,НРЛС 1 х н/д.

    средства РЭБ - «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A).

    комплексы выстреливаемых помех - 2 Х 16 ПУ ПК-16,4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый».

    РЛС управления огнем - 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»,2 Х (Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»,1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»,1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК.

    средства связи - «Буран-7» комплекс.

    РЛС госопознавания - «Нихром» (Square Head; Salt Pot).


    Администрация Зеленодольского завода имени Горького сообщила, что на период с 2018 по 2021 год предприятие запланировало постройку пяти малых ракетных кораблей типа корвет проекта 22800 «Каракурт». Еще три корабля предполагается выпустить на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», а на мощностях феодосийского судостроительного завода «Море» построят еще один. Малые ракетные корабли в количестве еще трех единиц будут построены предприятиями «Пелла» и «Море».

    С местами строительства еще шести кораблей пока еще не определились. Таким образом, Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам прибудет достойное пополнение из восемнадцати малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Первый из них, сторожевой корабль с наименованием «Ураган», не исключено, что появится на вооружении Черноморского Флота уже в течение следующего года. Последующие корабли также уже нарекли не менее грозными именами - «Тайфун», «Шквал» и «Шторм»

    Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

    Малые ракетные корабли типа «Каракурт» были разработаны питерским ЦМКБ «Алмаз» — Центральным морским конструкторским бюро как альтернативный вариант кораблей в проекте 21631 «Буян-М» . Этот проект создавался всего лишь пятью годами ранее Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Соответственно, строительство этих «Буянов» также ведет Зеленодольское предприятие. Каспийская флотилия и Черноморский флот располагают уже сейчас пятью такими кораблями. Кроме того, еще четыре находятся в стадии постройки. Планировалось, что «Буяны» будут построены в количестве до десяти единиц. Вследствие того, что было отдано предпочтение «Каракуртам», последний девятый малый ракетный кораблю проекта 21631 начали собирать в апреле 2018 г. Спустя восемь месяцев удалось запустить в серию и «Каракурты».

    Уникальный МРК нового поколения проекта 22800

    Что касается ударного вооружения этих двух катеров — то оно приблизительно одинаковое. Почти такими же характеристиками обладает и сторожевой корабль того же класса «Ураган». Водоизмещение обоих катеров не слишком велико, тем не менее, «Буян-М» считается кораблем класса «река-море». Он уверенно себя чувствует как в волжских устьях, так и в акватории Каспийского моря. Однако при его невысокой мореходности даже просторы относительно небольшого Черного моря окажутся великоватыми. «Каракурт» проектировали как корабль для действий на открытых морских театрах.

    Как недочет стал преимуществом российской промышленности

    Не так давно прибавился еще один недочет к этому проекту. По причине введения западными странами против российского государства санкций, немецкая компания-производитель двигателей для «Буянов» приняла решение прекратить дальнейшее сотрудничество и отказалась предоставлять нам двигатели. Но им быстро нашли замену. Зеленодольские корабелы стали приобретать аналогичных 16-цилиндровые двигатели у Коломенского предприятия и петербургского завода «Звезда».

    Слава о русском оружии прокатилась по всему миру

    Осенью 2017 г. «Буранам-М» удалось прогреметь на весь мир. Четыре корабля из состава Каспийской флотилии - малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжский» и «Великий Устюг», а также ракетный крейсер «Дагестан» обстреляли цели с помощью крылатых ракет «Калибр». Массированный ракетный удар был нанесен по позициям террористической организации ИГИЛ (запрещенной в РФ), которые находились на дальности приблизительно полторы тысячи километров от точки старта.

    О дальности и точности боевых стрельб, произведенных российскими кораблями, в мировых СМИ дискутировали почти неделю. Тем не менее, это не все, на что способны ракеты такого класса, ведь предельная дальность их полета может достигать более двух с половиной тысяч километров.

    На вооружении малого ракетного корабля, «Каракурта» имеются те же самые ракеты, а именно «Калибр-НК ». Кроме того, используются еще и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», дальность стрельбы которых равна пятистам километров. Корабль вооружен также автоматической артиллерийской установкой калибра 100 мм либо 76 мм. Средства противовоздушной обороны оснащены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 3М89 «Палаш».

    Всеракурсная многофункциональная радиолокационная станция, имеющая четыре неподвижные фазированные антенны решетки, а также высокоэффективная оптико-локационная станция обеспечивают «Палашу» возможность всепогодного и круглосуточного обнаружения любых целей, которые могли бы хоть как-то угрожать кораблю. Это могут быть, к примеру, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, даже беспилотники . Открытие огня на поражение этих целей может производиться на дальности до десяти километров и на высоте до пяти километров. Режим функционирования всего комплекса — автоматический.

    Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

    МРК «Каракурты», корабли проекта 22800, являются кораблями для действий в ближней морской зоне с дальностью плавания до 2500 миль и автономностью до пятнадцати суток. Катер водоизмещением восемьсот тонн имеет в длину шестьдесят метров, в ширину — десять метров, осадку - четыре метра. Скорость достигает тридцати узлов.

    «Каракурты», так же как и «Буяны-М», создавались для того, чтобы заменить малые ракетные корабли «Овод» проекта 1234. Самые разнообразные их модификации были выпущены в 1967-92 годы. Всего построили сорок семь кораблей, но сейчас их осталось только двенадцать.

    «Оводы», разработанные «Алмазом», выглядели куда солиднее «Каракуртов» по их ходовым качествам. Так, скорость «Овода» достигала до 35 узлов, а дальность - до 4000 миль. Однако устаревшее морально и физически вооружение все эти достоинства сводит к нулю. «Овод» вооружен «Малахитом», шестью противокорабельными ракетами П-120, имеющими предельную дальность до ста двадцати километров, а это значительно уступает восьми «Калибрам-НК» или «Ониксам».

    Уникальность нового малого ракетного корабля

    Заместитель министра обороны Юрий Борисов при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 заявил: «кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.

    Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов» в составе Черноморского и Балтийского флотов, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывает ближневосточный регион и почти весь европейский континент. Если будет принято решение о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.

    Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей

    По мнению многих военных экспертов, «Каракурты» своей ударной мощью опережают все современные аналоги.

    С «Каракуртами» может пойти в сравнение лишь один корвет на планете — к тому же, выпущенный пока в единственном экземпляре. Это последний корабль серии многоцелевых шведских корветов типа «Висбю». Он был принят на вооружение шведскими военно-морскими силами весной 2013-го года.

    Его водоизмещение составляет шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов его дальность составляет две тысячи триста миль. Строили корабль с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета были сконструированы преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет с дальностью до двухсот километров.

    Израильский аналог — «Эйлат»

    Имеется также израильская аналогия, но также выпущенная в единичном экземпляре. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете. Военно-морские силы Израиля приняли его в эксплуатацию еще в девяностых годах. Он обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в экономном режиме может пройти три с половиной тысячи мили, а его максимальная скорость равна тридцати трем узлам.

    Вооружение «Эйлата» также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на борту корвета американские противокорабельные ракеты «Гарпун» с дальностью до ста тридцати километров и массой боевой части двести двадцать семь килограмм, при этом корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.

    Противовоздушная оборона оснащена зенитно-ракетным комплексом «Барак» с 32 ракетами в боекомплекте, их дальность достигает десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку для стрельбы на дистанциях до полутора километров.

    Проект 22800 — экономическая составляющая

    Ракетные корабли с водоизмещением менее 1000 тонн — практически уникальная российская особенность. Вследствие этого сопоставлять «Каракурт» можно только лишь с более солидной техникой. По функциональности и дальности хода она превосходит наши корветы, но по ударному оружию и по мощи не дотягивают до российских кораблей. При этом противолодочное оружие, а также вертолеты или беспилотники усиливают живучесть кораблей более солидного водоизмещения.

    Однако есть и обратная сторона медали — стоимость их строительства и эксплуатации, что нынешней российской действительности чрезвычайно актуально. Как бы там ни было, но по классическим параметрам «цены и качества» «Каракурты» получились прекрасными ракетными кораблями, пожалуй, даже мировыми лидерами.

    Немецкий корвет «Брауншвейг»

    Более основательным по массе является немецкий корвет проекта К130. Спуск на воду «Брауншвейга» в 2013-ом году, пятого корабля этой серии корветов, ознаменовал завершение ее выпуска. Корабли серии имеют водоизмещение тысячу восемьсот сорок тонн, длину до девяноста метров, оснащены вертолетом на борту. Корвет располагает противолодочными торпедами, зенитно-ракетным комплексом, спаренной зенитной пушкой калибра 27 мм, и 76 мм артиллерийской установкой.

    Главным ударным вооружением, как и у шведов, является ПКР RBS 15M Mk3. Однако ракетных единиц в два раза меньше - только четыре. У «Брауншвейга» такая же дальность хода, как у «Каракурта» — до двух с половиной тысяч миль, но он обладает меньшей скоростью — двадцать пять узлов.

    Американские эсминцы

    Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых — управляемое ракетное оружие проекта «Арли Берк». Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.

    Противокорабельное вооружение укомплектовано 8 ракетами «Гарпун». Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.

    При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками », крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное — но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако оно лишь немного уступает «Калибрам» по скорости, точности и дальности, управление этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис».

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    ТТД:
    Водоизмещение: 730 т.
    Размеры: длина - 59,3 м, ширина - 11,8 м, осадка - 2,9 м.
    Скорость полного хода: 34 узла.
    Дальность плавания: 3500 миль при 18 узлах.
    Силовая установка: дизельная, 3 дизеля М-507А, 30000 л.с., 3 вала.
    Вооружение: 2х3 пусковых установки ПКР "Малахит" (6 ракет П-120), 1х2 57-мм артустановка АК-725, 1 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет)
    Экипаж: 60 чел.

    История корабля:
    Малый ракетный корабль пр.1234

    В развитие класса ракетных катеров в ЦКБ "Алмаз" был разработан малый ракетный корабль проекта 1234. Корабль, в отличие от ракетных катеров, оснащен более мощным ракетным комплексом "Малахит" и ЗРК "Оса-М".

    В 1965 году ТТЗ на проектирование нового ракетного катера было выдано в ЦМКБ "Алмаз". Главным конструктором корабля, получившего шифр "Овод" и номер проекта 1234, был назначен И.П.Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 1 ранга В.В.Дмитриев. Проектирование нового РКА проходило в очень сложной обстановке. Размещение 6 противокорабельных ракет типа "Малахит" с новым радиолокационным комплексом выдачи целеуказания УРО "Титанит", одного ЗРК СО "Оса-М" и 1x2 57-мм артустановки АК-725 с РЛС управления "Барс" привело к резкому возрастанию водоизмещения до 600 тонн. Следует также отметить, что впервые для ракетных катеорв было предусмотрено и размещение средств радиоэлектронной борьбы.

    Для обеспечения заданной первоначально скорости надо было уже использовать не дизельную, а газотурбинную энергетическую установку. Однако имеемые в тот момент турбины типа МЗ обладали очень большими размерами и в конечном итоге снова вели к увеличению водоизмещения, что было конечно неприемлемо. Расчеты показывали, что даже для обеспечения 35 узловой скорости требовалась такая мощность, которая могла бы быть обеспечена как минимум 6-ю двигателями типа М-504, что также было нереально. Время на разработку главной энергетической установки было ограничено и разработать новый двигатель (дизель или турбину) было невозможно. Поэтому было принято решение использовать в ГЭУ три вала с работой на каждый вал по 2 двигателя М-504. Однако такая установка была более или менее приемлемой только в случае отсутствия сложных редукторов. Поэтому завод "Звезда" в срочном порядке в конце 60-х годов создал сочлененный двигатель М-507 (состоящий из двух двигателей М-504, валы которых соединялись через редуктор), имеющий 112 цилиндров и развивающий мощность в 10 000 л.с.

    По результатам рассмотрения проекта Главкомом было принято решение о переводе "Овода" из класса ракетных катеров (РКА) в специальный класс малых ракетных кораблей (МРК). Следует отметить, что в тот период каких-то иностранных аналогов, равных по боевым возможностям этим кораблям, не существовало.

    Головной МРК, получивший наименование "Буря", был построен в 1970 году на Приморском заводе в Ленинграде. Строительство кораблей этого проекта было развернуто еще и на Владивостокском судостроительном заводе. Всего до 1981 года по этому проекту было построено 17 МРК (14 в Ленинграде и 3 во Владивостоке).

    Корабли проекта 1234 ("Nanuchka-I class" по классификации NATO) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями в прибрежных районах. Для борьбы с надводными целями на кораблях установлены шесть ПУ ракет "Малахит". Для выдачи целеуказаний ракетному комплексу на корабле установлена система пассивного загоризонтного обнаружения надводных целей. Корабли вооружены ПУ ЗУР "Оса-М" с боекомплектом 20 ракет. Силовая установка корабля состоит из трех дизелей общей мощностью 30000 л.с., которые вращают три винта. Максимальная скорость составляет 34 узла.

    Малый ракетный корабль "Гром" был заложен на стапеле Ленинградского Приморского судостроительного завода 01.10.1969 г. (заводской № 57) и 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 29.10.1972 г., вступил в строй 28.12.1972 г. и 31.01.1973 г. включен в состав Балтийского флота. Летом 1973 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 04.09.1973 г. перечислен в состав Черноморского флота.

    Малый ракетный корабль "Гром" проекта 1234 находился в составе 349-го дивизиона малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров.

    01.09.1988 г. был выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Карантинная в Севастополе поставлен на отстой, но 01.06.1991 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В 1978 и 1992 гг. завоевывал приз Главкома ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

    Корабли проекта 1234 предназначены для борьбы с боевыми кораблями и торговыми судами вероятного противника на закрытых морях и в ближней океанской зоне. «Высокая огневая мощь комплекса „Малахит“ определила стремление советских адмиралов выдвинуть малые ракетные корабли в Средиземное море», где они, начиная с весны 1975 года регулярно несли боевые службы в составе 5-й Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ.

    В процессе боевой службы корабли проекта привлекались и к выполнению ряда задач, несвойственных их прямому предназначению — обеспечивали боевую подготовку подводных лодок, авиации, войск ПВО; выступали в качестве противолодочных кораблей и спасательных судов; охраняли морскую государственную границу СССР, были хозяевами визитов кораблей ВМС иностранных государств.

    Строительство и испытания

    Строительство малых ракетных кораблей проекта 1234 было развёрнуто с 1967 года на ленинградском Приморском судостроительном заводе (построено 17 единиц) и с 1973 года на Владивостокском судостроительном заводе (построено 3 единицы). Первые два малых ракетных корабля ленинградской постройки носили до 25 апреля 1970 года только цифровое тактическое наименование: головной «МРК-3», первый серийный корпус - «МРК-7». Последующим кораблям присваивались «погодные» наименования, традиционные для советских сторожевых кораблей времён Великой Отечественной войны, за свои «погодные» названия именовавшихся «дивизионом плохой погоды». Три последних корабля проекта 1234 ленинградской постройки в состав ВМФ СССР не вступали, а сразу переоборудовались по экспортному проекту 1234Э для ВМС Индии.

    Головной корабль проекта («Буря») к осени 1969 года был переведён по внутренним водным путям на Чёрное море и в течение пятнадцати месяцев, начиная с 27 марта 1970 года, участвовал в проведении совместных испытаний, в процессе которых выполнил 20 пусков ракетным комплексом «Малахит». Из этих пусков четыре пуска были аварийными, шесть пусков были оценены как частично удачные (ракеты упали в море, недолетев 100-200 м до цели), в ходе остальных 10 пусков (50 %) было достигнуто прямое попадание, в том числе при последних стрельбах, выполненных трёхракетным залпом 20 июня 1971 года. На основании этих испытаний 17 марта 1972 года комплекс «Малахит» был принят на вооружение надводных кораблей.

    В ходе учений «Крым-76», прошедших летом 1976 года, на совещании руководства 5-й Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ СССР в присутствии Главнокомандующего ВМФ С. Г. Горшкова командиром 166-го дивизиона малых ракетных кораблей капитаном 2 ранга Пруцковым было внесено несколько предложений по модернизации кораблей проекта 1234. Командир дивизиона предложил: перенести с носа в корму ЗРК «Оса-М», где он был менее подвержен захлёстыванию волной в штормовую погоду, установить станцию помех и 76-мм автоматическую артиллерийскую установку для самообороны; наладить на кораблях выпечку хлеба, для чего установить жаровые печи, как на эсминцах. Главком пообещал учесть эти предложения и впоследствии все они (кроме предложения о изменении месторасположения ЗРК) были реализованы на кораблях проекта 1234.1.

    Вторая серия кораблей проекта 1234 (или проект 1234.1) строилась на тех же заводах, что и первая: пятнадцать кораблей было построено на Приморском ССЗ и четыре на Владивостокском заводе. Семь остальных кораблей проекта 1234Э (из десяти) строились на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске.

    Всего было построено 47 кораблей проекта 1234 и его модификаций: 17 единиц по проекту 1234, 10 единиц по проекту 1234Э (экспортный), 19 единиц по проекту 1234.1 и один корабль по проекту 1234.7 («Накат»).

    Корпус и надстройка

    Корпус корабля проекта 1234 - гладкопалубный, имеет катерные обводы, а также небольшую седловатость; набран по продольной системе набора из корабельной стали марки МК-35 повышенной прочности. На большей части длины корпус имеет двойное дно и разделён на десять водонепроницаемых отсеков девятью переборками (на 11, 19, 25, 33, 41, 46, 57, 68 и 80-м шпангоутах), транец расположен по 87-му шпангоуту. Две переборки (на 11 и 46-м шпангоутах) и транец целиком выполнены из стали марок 10 ХСН Д или 10 ХСН 2Д (СХЛ-45), у остальных переборок нижняя часть выполнена из стали марок СХЛ-45, а верхняя часть - из алюминиево-магниевого сплава марки АМг61. Присоединение частей переборок из АМг61 к стальным частям и днищевым, бортовым и палубным комингсам осуществлено при помощи заклёпок из сплава марки АМг5П на изолирующих подкладках.

    Надстройка корабля островного типа выполнена трёхъярусной и находится в средней части корпуса. Она выполнена из алюминиевого-магниевого сплава АМг61, за исключением газоотбойников. Внутренние переборки также выполнены из лёгкого сплава, а соединение лёгких выгородок со стальным корпусом для защиты от коррозии выполнено на биметаллических вставках. Служебные и жилые помещения размещены в надстройке, на главной палубе и на верхней и нижней платформах. Высота леерных стоек, размещённых по бортам корабля в районе с 1-го по 32-й и с 42-го по 87-й шпангоуты, не превышает 900 мм.

    Рангоут корабля состоит из четырёхногой фок-мачты ферменного типа, выполненной из труб лёгкого сплава и более развитой на кораблях проекта 1234.1. На фок-мачте находятся антенны радиотехнических устройств и связи, сигнальные фалы и ходовые огни, антенны радиолокационных станций.

    Стандартное водоизмещение кораблей базового проекта - 580 т (по другим данным - 610 т), полное водоизмещение - 670-710 т. Наибольшая длина кораблей достигала 59,3 м (54,0 м по конструктивной ватерлинии), наибольшая ширина - 11,8 м (8,86 м по ватерлинии). Осадка средняя по конструктивной ватерлинии - 3,02 м. Стандартное водоизмещение кораблей проекта 1234.1 - 640 т, полное - 730 т. Наибольшая длина кораблей достигала 59,3 м (54,0 м по конструктивной ватерлинии), наибольшая ширина - 11,8 м (8,96 м по ватерлинии). Осадка средняя по конструктивной ватерлинии - 3,08 м.

    Энергетическая установка

    Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 1234 и его модификаций выполнена с применением традиционной эшелонной схемы и размещена в двух машинных отделениях (МО) - носовом и кормовом. В носовом МО находятся два 112-цилиндровых четырёхтактных главных двигателя М-507А, работающих на бортовые валы, а в кормовом отделении - один двигатель М-507А, работающий на средний винт. Каждый из главных двигателей представляет собой два семиблочных (по восемь цилиндров в блоке, диаметр цилиндра 16 см, ход поршня 17 см) звёздообразных 56-цилиндровых дизеля марки М-504Б). Дизеля соединяются между собой через редуктор; главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Винты на 1350 мм выступают ниже основной линии. Диаметр каждого из трёх гребных винтов - 2,5 м. Ресурс двигателя превышает 6000 часов при скорости вращения коленчатого вала 2000 об/мин. Мощность каждого из двигателей - 10 000 л. с., масса - 17 т. У первых установленных двигателей в процессе эксплуатации были замечены конструктивные недостатки: масло в главных двигателях приходилось менять через 100 часов, а их моторесурс составлял всего 500 часов; при работе двигателей наблюдалась загазованность помещений от их выхлопа. Впоследствии эти недостатки были устранены, а масло стали менять реже в три раза.

    Мощность энергетической установки позволяет кораблю развивать скорость полного хода 35 узлов (34 узла на кораблях проектов 1234.1 и 1234.7), хотя некоторые корабли превышали этот показатель. Например, находясь на учениях малый ракетный корабль «Зарница» неоднократно показывал скорость полного хода 37-38 узлов. Боевая экономическая (оперативно-экономическая) скорость - 18 узлов, экономическая скорость - 12 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 415 морских миль, боевым экономическим ходом - 1600 морских миль (1500 для кораблей проектов 1234.1 и 1234.7), 12-узловым экономическим ходом - 4000 морских миль (3700 для кораблей проектов 1234.1 и 1234.7) или 7280 км.

    Также на корабле установлены два дизель-генератора ДГ-300 мощностью по 300 кВт каждый (оба в кормовом МО) и один дизель-генератор ДГР-75/1500 мощностью 100 кВт. В двух МО были также размещены расходный топливный бак ёмкостью 650 л, расходный масляной бак ёмкостью 1600 л, термостат системы охлаждения ТС-70 и глушители ДГР-300/1500.

    Рулевое устройство

    Для управления курсом корабля предусмотрено рулевое устройство, состоящее из двухцилиндровой рулевой машины «Р-32» с поршневым приводом для двух рулей и системы управления «Питон-211». Рулевая машина комплектуется двумя электроприводными масляными насосами переменной производительности. Основной из них располагается в ахтерпике, запасной - в румпельном отделении. Оба пустотелых балансирных руля имеют обтекаемую форму; перо руля изготовлено из стали марки СХЛ-45. Предельный угол наибольшего поворота рулей от среднего положения на борт составляет 37,5°, время перекладки рулей на угол 70° - не более 15 секунд. Оба руля могут работать в режиме успокоителей качки.

    Швартовное устройство

    Швартовное устройство состоит из шпилей, кнехтов, киповых планок, вьюшек и швартовных тросов. В носовой части корабля находится якорно-швартовный электрогидравлический шпиль ШЭГ-12 со скоростью выборки стального троса диаметром 23,5 мм около 20 м/мин и тяговым усилием 3000 кг. В корме корабля находится швартовый шпиль ШЗ со скоростью выборки около 15 м/мин и тяговым усилием 2000 кг. На палубе корабля в районе 14-го, 39-го и 81-го шпангоутов размещены шесть кнехтов с тумбами диаметром 200 мм. Столько же киповых планок с наметками находится в районе 11-го, 57-го и 85-го шпангоутов. В носу и корме, а также на платформе форпика установлены три вьюшки. В комплект каждого корабля входят четыре швартовных троса длиной 220 м и два цепных стопора.

    Якорное устройство

    В состав якорного устройства корабля входит шпиль ШЭГ-12, носовой якорь Холла весом 900 кг, якорная цепь повышенной прочности с распорками калибром 28 мм и длиной 200 м; два цепных стопора, палубные и якорные клюзы и цепной ящик, расположенный под платформой форпика). Якорное устройство обеспечивает якорную стоянку на глубинах до 50 м с вытравливанием якоря и якорной цепи со скоростью 23 м/мин или 5 м/мин при подходе якоря к клюзу. Пульт управления якорным шпилем находится в ходовой рубке, а колонка ручного управления размещена на палубе (на волнорезе по левому борту).

    Буксирное устройство

    Буксирное устройство кораблей проекта 1234 состоит из кнехта с тумбами диаметром 300 мм (расположен в диаметральной плоскости в районе 13-го шпангоута), киповой планки с роульсами в ДП (район 1-го шпангоута), буксирного гака в ДП на корме у транца, буксирной дуги, 100-мм буксирного капронового каната длиной 150 м и буксирной вьюшки в форпике.

    Спасательные устройства

    Спасательные устройства на корабле представлены пятью спасательными плотами ПСН-10М (на 10 человек каждый), размещёнными на крыше первого яруса надстройки, четырьмя спасательными кругами, расположенными побортно на ходовой рубке в районе 41-го шпангоута и 1-м ярусе надстройки в районе 71-го шпангоута, а также индивидуальными спасательными жилетами ИСС (предусмотрены для всех членов экипажа).

    На первых кораблях проекта в перегруз мог браться в качестве спасательного средства разъездной катер «Чирок» вместимостью на 5 человек (вместе с рулевым). Катер размещался на двух шлюпбалках типа Ш6И/ЯЛ-6, находившихся на палубе по левому борту за газоотбойником. Однако катер и шлюпбалки часто повреждались струёй пламени при пусках противокорабельных ракет, и поэтому в конце 1970-х годов их демонтировали; больше на кораблях проекта 1234 они не применялись.

    Мореходность

    Малые ракетные корабли проекта 1234 имеют удовлетворительную управляемость на волне на носовых курсовых углах, но на кормовых курсовых углах корабли плохо слушаются руля, проявляется «валкость» и начинается большое рысканье по курсу. На малых скоростях при волнении моря до 4-5 баллов заливаемость и забрызгиваемость палубы и надстройки не слишком значительны, заливаемость воздухозаборных шахт отсутствует. На скоростях более 14 узлов брызги долетают до крыши ходовой рубки. Мореходность по использованию оружия - 5 баллов. Начальная метацентрическая высота - 2,37 м, коэффициент поперечной остойчивости - 812 тм, кренящий момент - 19,8 тм/°. При стандартном водоизмещении запас плавучести достигает 1835 м³.

    Малые ракетные корабли проекта 1234 обладают хорошей поворотливостью: время поворота на 360 ° не превышает 200 с (при угле перекладки руля - 25 °), диаметр тактической циркуляции не превышает 30 длин корабля. Расстояние пробега до полной остановки с полного хода - не более 75 длин корабля, аварийная остановка возможна за 55 с.

    Обитаемость

    Численность личного экипажа малых ракетных кораблей проекта 1234 по штату составляет 60 человек, в том числе 9 офицеров и 14 старшин. Численность экипажа кораблей проекта 1234.1 увеличена на четыре человека (офицер и 3 матроса), на единственном корабле проекта 1234.7 штатная численность экипажа была увеличена ещё на одного матроса и достигла 65 человек.

    Каюта командира находится в носовой оконечности первого яруса надстройки (в районе 25-32-го шпангоутов). Она делится на три помещения: кабинет, спальню и санузел. Кают-компания старшин в случае необходимости может быть использована в качестве операционной. На верхней платформе в районе 33-41-го шпангоутов располагаются три двухместных и две одноместных офицерские каюты, в районе 24-33-го шпангоутов находятся одна шестиместная и две четырёхместные каюты старшин (мичманов). Команда размещена в двух кубриках: в 27-местном на верхней платформе (в районе 11-24-го шпангоутов) и в десятиместном в районе 11-19-го шпангоутов.

    В целях улучшения обитаемости личного состава в конструкции корпуса корабля были применены три типа изолирующих конструкций: для защиты от проникающего импульсного шума (плиты поропласта эластичного ПХВ-Э, армированного пластинами пенопласта ПХВ-1), для снижения воздушного шума (маты ВТ-4 с заливкой листами из лёгкого сплава) и для защиты помещений от охлаждения (плиты различных марок пенопласта и пенополистирола, теплоизоляционные маты из штапельного и капронового волокна).

    Автономность по запасам провизии - 10 суток. На кораблях Черноморского флота, нёсших службу в Средиземном море и снабжавшихся продовольствием нерегулярно, устанавливались пекарни, изначально проектом не предусмотренные.

    Технические характеристики

    Водоизмещение 580-610 т
    Длина 59,3 м
    Ширина 11,8 м
    Осадка 3,02 м
    Двигатели дизельная - 3 двигателя М-507А
    Мощность 3 × 10 000 л. с.
    Движитель 3 винта фиксированного шага
    Скорость хода 35 узлов
    Дальность плавания 415 морских миль
    Автономность плавания 10 суток
    Экипаж 60 человек, в том числе 9 офицеров и 14 старшин
    Навигационное вооружение РЛС «Дон»
    Радиолокационное вооружение СУО «Барс»
    Радиоэлектронное вооружение Радиолокационный комплекс «Титанит» или «Монолит»
    Артиллерия 1 × 2 57-мм АУ АК-725

    Видео

    Современная концепция развития военно-морского флота России предполагает строительство кораблей самых разных классов, однако в некоторых деталях Россия является законодательницей мод в нынешнем кораблестроении. Именно российский ВМФ с началом нового тысячелетия годов стал получать новейшие корабли любопытной конструкции. Небольшие по водоизмещению и по размерам корабли обладали огромной огневой мощью. Первым пробным шаром стало строительство кораблей проекта 21631 типа «Буян», которые на Западе были причислены к классу корветов. Продолжением успешного проекта стали корабли проекта 22800, в конструкции которых удалось реализовать все самые последние разработки.

    Российские крылатые ракеты морского базирования «Калибр» дали реальный толчок для возрождения забытого класса кораблей – малых ракетных кораблей. Маленькие, хорошо вооруженные корабли, способные действовать одновременно на реках и на море, представляют эффективный инструмент сдерживания военной угрозы. Нынешние российские корветы типа «Каракурт», небольшие и могучие корабли, во многом схожи со своими предшественницами — канонерскими лодками. Не отличаясь большими размерами, вооруженные мощной артиллерией – эти корабли были эффективными боевыми средствами во многих флотах.

    Малые ракетные корабли — российское ноу-хау

    Сегодня концепция строительства малых ракетных кораблей для отечественного флота реализуется уже на основании полученных реальных результатов и фактов. Идея в том, что корабль класса «река-море», имеющий небольшое водоизмещение может нести средства вооружения огромной мощности. Благодаря появлению крылатой ракеты «Калибр-НК» это стало возможным. К тому же опыт строительства небольших кораблей класса – корвет у отечественных кораблестроителей был. Сначала были малые артиллерийские корабли проекта 21630 типа «Буян», строившиеся для нужд Каспийской военной флотилии. Далее проект получил развитие по пути усиления боевых возможностей кораблей. Улучшенный проект 21631 типа «Буян-М» уже предполагал строительство боевых кораблей не с обычной артиллерией, а вооруженных ударным ракетным комплексом.

    Последующее успешное боевое применение малых ракетных кораблей в качестве ударной силы только утвердило руководство флота в правильности выбранного пути развития малых сил флота. С малых ракетных кораблей Каспийской военной флотилии «Углич», «Великий Устюг» и «Град Свияжск» 7 октября 2015 года были совершены пуски крылатых ракет «Калибр-НК» по целям Исламского Государства на территории Сирии. Ракеты, пролетев 1,5 тыс. км, поразили заданные цели. Эта операция прекрасно показала, что небольшие корабли в нынешних условиях могут представлять собой внушительную боевую силу. И это несмотря на то, что данный тип кораблей строился преимущество для действия во внутренних и в прибрежных акваториях.

    Стало ясно, что при внесении некоторых изменений в конструкцию МРК, эти небольшие и грозные суда смогут действовать и на удаленных морских театрах. В данном случае брались во внимание сразу три весомых аргумента:

    • корабли такого класса могут быть построены на небольших судостроительных заводах;
    • высокие темпы строительства боевых судов;
    • сравнительно невысокая стоимость строительства в сравнении с постройкой более крупных океанских кораблей.

    Тем более, что за счет малых ракетных кораблей Россия могла за короткий период существенно нарастить свою военно-морскую мощь на южном фланге. Техническим решением поставленной задачи стал корвет проекта 22800. Эти небольшие военные корабли, обладающие хорошей мореходностью и огромной огневой мощью, могут стать серьезной ударной силой отечественного флота на данный период. Новый проект получил и соответствующее название – «Каракурт». Небольших размеров, малозаметный корабль может нанести смертельный удар любому противнику как на море, так и на суше.

    Каракурт – это ядовитый паук, обитающий в засушливых регионах. Несмотря на небольшие размеры, насекомое может нанести смертельный укус. Яд паука поражает центральную нервную систему, приводя к параличу сердечной мышцы и органов дыхания.

    Рождение проекта и строительство судов

    Проект 22800 можно смело назвать одной из самых смелых и удачных отечественных разработок в области военного кораблестроения. Основная идея проекта — создание корабля ближней морской зоны небольшого водоизмещения с развитым вооружением, которое включает оборонительные и ударные системы. Отталкиваясь от предыдущего проекта МРК типа «Буян», конструкторами было предложено ограничить водоизмещение новых кораблей 800 тоннами. Корабли должны стать универсальными боевыми единицами, способными решать широкий спектр боевых задач, как в составе флотского соединения, так и самостоятельно.

    Как и прежде, разработкой проекта занималось Санкт-Петербургское ЦКБ «Алмаз». Это предприятие имеет огромный опыт создания военных кораблей всех классов и типов. Конструкторы старались использовать имеющиеся инженерно-технологические наработки по предыдущим аналогичным проектам. За образец брались ракетные катера проекта 12300 и малые ракетные корабли проект 21631 типа «Буян-М». Планировалось, используя конструктив уже имеющихся кораблей, повысить мореходность нового корабля. Предполагалось строить корабли нового проекта в трех модификациях: патрульно-сторожевой вариант, противолодочный и ударный вариант.

    Впервые о новой разработке отечественного оборонпрома широкая публика узнала летом 2015 года, когда впервые был продемонстрирован макет нового корабля. Спустя пять месяцев, в декабре того же года были заложены первые две единицы МРК «Ураган» и «Тайфун». Головной корабль получил название в память о первом сторожевом корабле отечественной постройки «Ураган». Заказ на строительство новых боевых судов для отечественного флота получил Петербургский судостроительный завод «Пелла». В планах флотского командования постройка 18 судов этого класса, которые будут строиться сразу на нескольких судостроительных заводах. Для судоверфи «Пелла» в планах на ближайшие годы определено строительство 7 боевых кораблей проекта 22800, которые должны использовать производственные мощности других судостроительных предприятий. Если первые суда были заложены в Санкт-Петербурге на производственной площадке в Отрадном, то два последующих серийных корабля уже строятся на производственных мощностях судостроительного завода «Море». Строительство остальных корабли в соответствии с Госзаказом было распределено следующим образом:

    • ССЗ «Море» г. Феодосия»;
    • ССЗ «Залив» г. Керчь;
    • Зеленодольский судостроительный завод г. Зеленодольск Республика Татарстан;
    • Амурский судостроительный завод г. Комсомольск на Амуре.

    Распределение госзаказа на постройку малых ракетных кораблей сделано не случайно. В каждом отдельном случае можно говорить о том, что постройка судов ведется в рамках программы пополнения Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Следом за первыми двумя судами, которыми должен пополниться Балтийский флот, на верфях в Отрадном заложили уже два следующих МРК «Шквал» и МРК «Буря», место службы которых еще не определено. Первыми кораблями, которыми может пополниться Черноморский флот должны стать корабли в ударном варианте исполнения «Шторм» и «Охотск», заложенные в Феодосии в 2016-17 гг.

    Производственные мощности Зеленодольского судостроительного завода уже загружены строительством двух «каракуртов», МРК «Муссон» и «Пассат». Готовы к началу строительства и три других корабля, контракты на постройку которых, уже подписаны. Прорабатываются технологические возможности Амурского судостроительного завода для начала постройки судов нового поколения, которые, по планам военного флотского командования, в количестве 6 единицы будут переданы Тихоокеанскому флоту РФ.

    Строительство новых ракетных кораблей ведется активными темпами. В июле-декабре 2017 года планируется сдача приемной комиссии первых двух кораблей проекта 22800 «Ураган» и его аналог, ракетный корабль «Тайфун». В данном случае прослеживается преемственность поколений военных кораблей. Практически 88 лет назад на Николаевской верфи в Ленинграде было начато строительство сторожевых кораблей типа «Ураган», которые стали на тот период основным ядром молодого советского флота. Сегодня новые ракетные корабли проекта 22800 продолжают славную традицию своих предшественников.

    Особенности кораблей проекта 22800

    Все суда проекта, которые сегодня строятся в рамках Государственного заказа, должны быть переданы флотам до 2020 года. Корабли, которые будут строиться на Дальнем Востоке должны быть готовы к 2022 году.

    По мнению военных экспертов, МРК типа «Каракурт» — это суда класса «река-море», которые усовершенствованы в соответствии с новой оперативно-тактической обстановкой, сложившейся на флангах. В целом, новые суда являются универсальными боевыми единицами и должны стать важным компонентом для укрепления обороноспособности РФ на море.

    Строительство мореходных небольших платформ с комплексом ударных вооружений может нейтрализовать создавшуюся угрозу военно-морским силами РФ в Европейской части и на Дальнем Востоке. Ракетная компонента, которая является основным коньком данного проекта, позволяет накрывать любые цели в радиусе 1500-2000 км. В зону действия ракетных комплексов «Калибр» морского базирования входят практически все сухопутные и морские объекты в Западной Европе и на тихоокеанском побережье. Из района Каспийского моря малые ракетные корабли способны накрывать цели в районе Персидского залива. Другими словами, обладая многочисленной группировкой кораблей подобного класса, Российский Военно-Морской флот становится способным ответить на любые внешние угрозы.

    Основное новшество, которым отличается этот проект, — улучшенные мореходные качества судов. Корабли, несмотря на принадлежность к классу судов «река-море», тяготеют больше к корветам — судам, способным свободно действовать в акваториях прибрежных морей. При сравнительно скромных размерах: длина судна 67 метров и ширина 11 метров, корабли могут выдерживать волнение силой до 6-7 баллов. Этому способствовало увеличение осадки кораблей до 4 метров. Дальность действия малых ракетных кораблей проекта 22800 осталась такой же, как и у корветов проекта 21631 и составила 2500 миль. Зато увеличилась автономность плавания, которая выросла до 15 суток.

    Интересным выглядит и корпус корабля. Геометрия палубных надстроек и обводы корпуса разработаны с учетом малой заметности. В качестве основного конструктивного материала использованы специальные сплавы, способные снизить радиолокационную заметность корабля на экранах радаров. Наличие на корветах типа «Каракурт» нового и совершенного радиолокационного и навигационного оборудования делает эти корабли зрячими и скрытными.

    Что касается систем вооружения, то новые корабли флота имеют комбинированную систему вооружений. Основной акцент делается на ударный противокорабельный ракетный комплекс «Оникс» и на крылатые ракеты «Калибр-НК», которыми оснащаются суда. Установки вертикального пуска располагаются в корпусе основной настройки, сразу за боевой рубкой. Такое расположение пусковых установок ракетных комплексов позволяет выгодно использовать остальные палубные пространства корабля. В комплексе с ударными средствами вооружений, новые строящиеся корабли будут оснащаться противовоздушным комплексом «Панцирь-М». В его задачи входит создание мощной и эффективной противовоздушной обороны корабля от воздушного нападения любого вида. На первых двух судах МРК «Ураган» и «Тайфун» функции ПВО выполняют артиллерийские установки Ак-630М и переносные ПЗРК «Игла».

    В заключение

    Строительство новых малых ракетных кораблей типа «Каракурт» выводит Российский военно-Морской Флот в ряды наиболее боеспособных флотов мира. Несмотря на малый тоннаж новых боевых единиц, огневая мощь флота заметно вырастет. Это касается в первую очередь регионов, где постоянно наблюдается внешнеполитическая напряженность. Акватория Черного моря и Восточное средиземноморье на сегодняшний день для России являются ключевыми зонами действия флота. Сирийский кризис, ситуация на Украине заставляют российское командование постоянно работать над усилением своей военно-морской группировки на южном фланге.

    Не стоит забывать и о Дальнем Востоке, где ракетно-ядерные амбиции Северной Кореи угрожают всему региону. Растущая мощь китайских ВМС также становится причиной роста напряженности в Японском и в Восточно-Китайском море.

    Благодаря проекту 22800 российский флот может в течение 4-5 лет в разы увеличить свою огневую мощь, создав реальный противовес военно-морским силами других стран на основных оперативно-тактических направлениях.