Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Дизайн мышление примеры успешных проектов. Почему безусловная вера в дизайн-мышление ошибочна? Как дизайн-мышление работает на практике

    Дизайн мышление примеры успешных проектов. Почему безусловная вера в дизайн-мышление ошибочна? Как дизайн-мышление работает на практике

    Все чаще можно услышать формулировку «дизайн-мышление», при этом большинство до сих пор не знает его точного определения.

    Что такое дизайн-мышление

    Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial) . Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета и основали , или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.

    Понятие дизайн-мышления объясняют по-разному. Но наиболее емко это явление описали в Interaction Design Foundation . Там его определяют как многократный процесс, в ходе которого мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения.

    Дизайн-мышление (англ. design thinking ) - методика, которая помогает найти нестандартные решения задачи, ориентированные на интересы пользователя.

    В основе дизайн-мышления лежит принцип антропоцентризма. Любой, кто использует этот принцип, подчиняет свое исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии. Главная цель дизайн-мышления - выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box - дословно «думать вне коробки».

    Этапы дизайн-мышления стэндфордской школы дизайна d.school.

    Дизайн-мышление можно применять в любой области, например: спланировать тур по Европе, продумать ремонт квартиры, запустить новое медиа или бизнес, разработать логотип и айдентику.

    Как работает дизайн-мышление

    Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест. Рассмотрим каждый этап более подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление мне помогло.

    Зимой этого года ко мне обратился владелец тюменского сервисного центра и попросил разработать лендинг. Прежде я делал лендинги только для своих проектов и мне было легко: ведь я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего, так как никогда не разбивал свои телефоны и не топил их в воде.

    1 этап. Эмпатия

    Эмпатия - умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, их потребности и желания. Это - главное качество дизайн-мышления, так как именно эмпатия позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений о мире и взглянуть на проблему глазами пользователя.

    Настоящий дизайнер - всегда эмпат. Он ищет решение, которое будет наиболее комфортно для человека в повседневном использовании. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, - легко. Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера будет просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, вам придется вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми. Посмотрим, как эмпатия работает на практике.

    Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, мне пришлось погрузиться в атмосферу заказчика. Я взял интервью у владельца бизнеса и провел с командой сервиса один рабочий день. Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.

    2 этап. Фокусировка

    На этом этапе необходимо систематизировать информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, проанализировать ваши наблюдения и выделить ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки - сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

    В ходе общения с командой заказчика я понял, что большую часть рабочего времени сервис тратил на то, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок дается гарантия; какие случаи - гарантийные; нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал такой вопрос: как сэкономить время сервиса и клиента?

    3 этап. Генерация идей

    После того, как вы определили основную проблему пользователя, придумайте и проработайте решения. Это тот самый момент, когда нужно «думать вне коробки».

    Чтобы все прошло успешно, откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте все, даже самые бредовые мысли. Только после того, как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

    Я предложил несколько решений проблемы:

    • сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
    • снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
    • написать серию постов в соцсетях.

    4 этап. Прототипирование

    Задача этого этапа - проверить работоспособность ваших идей на практике. Для этого не нужно запускать бетонный завод или разрабатывать выверенный по пикселям макет. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

    Прототип поможет:

    • в случае успеха найти верное решение, заметить недостатки, доработать его и создать продукт;
    • в случае неудачи опровергнуть вашу гипотезу, сохранить время и деньги.

    Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет - возвращайтесь ко второму этапу и попробуйте определить проблему заново.

    Раздел на сайте - понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователю нужно лишь выбрать нужный вопрос, и ответ появится на экране.

    5 этап. Тестирование

    В конце вы тестируете готовый продукт и лучшие решения, которые вы разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление - повторяющийся процесс: вы можете использовать результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи клиентов о прототипе или рабочей версии.

    Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.

    Вместе с заказчиком мы протестировали раздел с разных устройств и убедились, что все работает. После этого я сверстал финальный вариант раздела , добавил фоновую картинку и анимацию.

    Как применять дизайн-мышление в дизайне

    Представим, что продуктовому дизайнеру необходимо разработать прототип новой микроволновки. Он может действовать стандартными общеизвестными способами: опросить людей, у которых есть микроволновки, собрать обратную связь, узнать плюсы и недостатки отдельных моделей - и на основе полученной информации предложить решение.

    Дизайнер также может пойти нестандартным путем: пообщаться с людьми и узнать об их привычках и шаблонах поведения в определенных ситуациях. Так дизайнер может узнать, что все микроволновки греют по-разному: одна за три минуты едва нагревает еду, а вторая - перегревает так, что нужно ждать, пока еда остынет. Значит людям нужна не более мощная микроволновка, а понятный интерфейс, который бы четко говорил, как сильно нагреется еда.

    Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя, называется инсайт. Это ключ к прорывным продуктам.

    Дизайн-мышление помогает найти инновационные решения, которые не лежат на поверхности, экономить время и деньги. Приведу пример из своего опыта.

    Ко мне обратилась студия наружной рекламы, которая хотела увеличить продажи. Для этого руководство студии решило сделать корпоративный сайт. Но обсуждение задачи и часовое интервью с клиентом привело меня к решению, что этой компании лучше сделать лендинг или развивать аккаунты в социальных сетях.

    Почти все клиенты обращались в студию, потому что ее рекомендовали как место, где могут быстро разработать и изготовить дизайн вывески или рекламного баннера. То есть для компаний была важна скорость работы студии, а не наличие корпоративного сайта с возможностью рассчитать стоимость работ, гигантским портфолио и способами оплаты. Для таких целей гораздо лучше подходят соцсети, мессенджеры или простой лендинг.

    Эмпатия и умение мыслить за пределами нормативов, стремление прочувствовать ситуацию и предложить нестандартные решения формируют интуицию дизайнера.

    Если бы я не пообщался с заказчиком, а лишь изучил сайты конкурентов, то потратил бы несколько месяцев и сотни тысяч рублей на бесполезный сайт. Именно дизайн-мышление и эмпатия позволили взглянуть на проблему изнутри и найти более эффективное решение.

    Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.

    • Живая обратная связь с преподавателями
    • Неограниченный доступ к материалам курса
    • Стажировка в компаниях-партнёрах
    • Дипломный проект от реального заказчика
    • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

    Когда у российского мобильного оператора Tele2 появилась задача «изменить сайт», с помощью метода дизайн-мышления она трансформировалась в более глобальную — обновить все приложения и веб-версии сайта и создать новое цифровое пространство. Начали с исследования того, что же хочет абонент, — не задавали вопросы, а наблюдали, как люди совершают покупки в Интернете или регистрируются в других личных кабинетах. Так же методично изнутри у представителей бизнеса были собраны все пожелания. После этого «склеили» интересы всех. Так в Tele2 нашли синергию между тем, чего хотел бизнес и чего действительно ждал абонент. Фото — лаборатория Wonderfull .


    Прогуляться и оформить документы

    Дизайн-мышлением начало пользоваться даже государство. Во время обычной прогулки по парку москвичи могут совместить приятное с полезным и подать заявление о регистрации брака, узнать о своих штрафах ПДД или о получении загранпаспорта в кабинах. Благодаря вниманию к запросам пользователей с помощью метода дизайн-мышления появились кабины виртуального обслуживания «Мои документы» и разрабатывается новое мобильное приложение сайта mos.ru


    Умная кофе-станция

    Разработчики кофе-станции тоже использовали дизайн-мышление. Они продумали идею и сценарии для 8 типов пользователей. Умная кофе-станция самообучается и предлагает подходящее человеку сочетание ингредиентов в напитке, разные печеньки и даже персонализированную новостную ленту. Она умеет делать геолокационную привязку к его маршруту. А ещё «помнит» эмоциональный фон на основе данных с прошлого «общения» с кофе-станцией. «Очеловечивание» машины оставляет приятное впечатление — человек замечает разницу уже во время второго подхода к кофе-станции. Кейс дизайн-агентства Lumiknows .


    Бабушки, родственники и коты - это стейкхолдеры

    Дизайн-мышление отлично подходит для планирования отпуска. Берем инструмент «Карта стейкхолдеров» — записываем всех, кто заинтересован в процессе, и описываем, какие у них есть потребности. Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры. Как организовать оставшимся дома котам постоянно свежую водичку в миске и достаточное количество корма во время вашего отпуска? Если вы пройдете все этапы процесса дизайн-мышления и учтете интересы всех стейкхолдеров этого непростого семейного процесса — отличный отпуск вам гарантирован.

    Дизайн мышление – это метод создания продуктов и услуг ориентированных на человека. Отличительными особенностями подхода являются проникновение в опыт пользователя, всесторонний подход к определению
    проблем и фокусировка на персональных сценариях поведения и действия.

    Дизайн мышление можно разделить на 6 этапов

    Эмпатия

    Чтобы создать успешные продукты и сервисы, необходимо начать с погружения в жизнь Пользователя.

    Будучи человеком, которому свойственно дизайн-мышление, вам все время приходится решать не собственные проблемы, а проблемы других людей. Чтобы создать хороший дизайн, вы должны проникнуться к человеку Сопереживанием, понять, что важно именно для него.

    Наблюдая за людьми, их поступками, взаимодействием с миром, вы поймете, что они думают чувствуют в чем нуждаются. Именно тогда можно проявить Эмпатию к людям, их делам и словам, и понять их ценности. Доверительный разговор может помочь дизайнеру легче найти правильные пути взаимодействия с человеком и инновационные решения.

    Но распознать эти принципы не так просто. Наше сознание автоматически обрабатывает большой объем информации, поэтому многие важные моменты мы можем просто не заметить. Посмотреть на людей и различные ситуации свежим взглядом помогает Эмпатия.

    Как проявлять эмпатию?

    1) Наблюдайте за пользователями и их поведением в контексте их жизни. По мере возможности, выполняйте наблюдение в соответствующей среде, а также проводите с ними интервью.

    Ряд самых передовых решений появились после того, как дизайнер заметил несоответствие слов и поведения пользователей. В других случаях дизайнер может чего-то не узнать из разговора, потому что среда, в которой работает пользователь, является для него повседневной, и пользователь не считает важным говорить Об ЭТОМ.

    2) Иногда мы называем этот метод «интервьюирование», однако это больше должно быть похоже на простой
    разговор. Подготовьте вопросы, которые вы хотели бы задать, однако помните, что разговор может уйти далеко
    от исходных вопросов. Не удерживайте разговор в четких границах. Узнавайте истории от людей, с которыми вы
    разговариваете, и всегда спрашивайте ‘Почему?’‚ чтобы получить более глубокое понимание. Участие предполагает как быстрые, краткие разговоры, так и более вдумчивые длинные беседы.

    3) Разумеется, вы можете и должны сочетать наблюдение и участие. Попросите кого-нибудь показать, как он выполняет свою работу. Пусть человек физически выполнит те шаги, которые он обычно делает и рассказывает
    вам, что он делает Попросите людей озвучивать, что они думают пока выполняют ту или иную работу, Беседуйте
    в домашней или рабочей обстановке, чтобы разговор имел конкретный фокус. Используйте окружающую среду,
    чтобы задавать более глубокие вопросы.

    Фокусировка

    Когда вы переходите от эмпатии к фокусировке, вам нужно обработать все услышанное и увиденное, чтобы понять общую картину и выделить самое важное.

    Выложите из головы всю информацию и разместите ее на стене, чтобы было удобно делать связи - размещайте изображения, цитаты, карты поездок и т.д. - все, что зацепило ваше внимание. В этом заключается
    начало процесса синтезирования, который приведет вас к режиму фокусировки.

    Что такое режим фокусировки?
    В этом режиме нужно четко определить концепцию. Будучи человеком с дизайнерским мышлением, вы можете и должны определить стоящую перед вами задачу, и сделать выводы, исходя из собранной бесценной
    информации о жизни людей.

    Цель режима Фокусировки – создать значимую и реализуемую концепцию проблемы.

    Правильно понять проблему - единственный способ найти правильное решение

    Обычно это называют Точкой Зрения / Point of View (POV)„ По сути, это утверждение, которое фокусирует внимание на инсайтах (находках в процессе наблюдения) и потребностях определенного пользователя или
    образа ПЕРСОНЫ, который составлен их характеристик разных пользователей (иначе такою персону называют
    «композитным пользователем»).

    Инсайты не всегда сразу приходят в голову. Обычно они появляются в результате синтезирования информации с
    целью выявления связей и шаблонов восприятия. Одним словом, режим фокусировки – это осмысление.

    Озвучивайте суть вызова с котором будете работать

    Зачем фокусироваться?
    Режим фокусировки или определения играет критическую роль в процессе дизайна, поскольку он позволяет вам
    получить точку зрения (POV) - явное выражение проблемы, которую нужно разрешить.

    Еще важнее то, что ваша точка зрения позволяет правильно определить проблему, исходя из понимания людей и
    пространства, в котором эта проблема существует.

    Парадоксально, но определение более узконаправленной проблемы позволяет разработать больше качественных
    решений на этапе генерации идей,

    Режим фокусировки - зто также попытка синтезировать разнообразные мысли в единые принципы. Именно этот
    синтез опыта дает вам преимущество, которого больше нет ни у кого: открытия, которые позволят решить
    проблему вызова.

    Что такое POV?
    На что вы обратили внимание, когда разговаривали с людьми и наблюдали за ними? Какие шаблоны появляются, когда вы смотрите на набор полученных знаний? Если вы заметили что-либо интересное, спросите себя (и вашу команду), почему это интересно?

    Спрашивая себя, почему у какого-либо человека было именно такое поведение, вы пытаетесь установить связь между этим человеком и более широким контекстом.

    Развивайте понимание типа персоны, для которого вы создаете дизайн – для вашего ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. Синтезируйте и выбирайте ограниченный набор ПОТРЕБНОСТЕЙ, которые, по вашему мнению, важны (Например если он любит канал , то в качестве бекграунда можно использовать какого-нибудь любимого персонажа…).

    Озвучьте точку зрения (POV) путем объединения трех элементов – Пользователя, Потребности и Инсайта – в виде такой формулировки:

    Что такое хорошая точка зрения?

    Это такая точка зрения (Point-of-View/POV)‚ которая:

    Фокусирует внимание на проблеме

    Вдохновляет вашу команду

    Создает критерии для оценки разных идей

    – Помогает вашей команде принимать решения независимо и параллельно

    Захватывает сердца и умы людей, с которыми вы встречаетесь

    – Помогает вам разрабатывать конкретные концепции, избегая всеобъемлющих

    От фокусировки в генерации идей

    В режиме Фокусировки вы должны определить стоящий перед вами Вызов. Режим Генерации Идей направлен на
    поиск решений для этого Вызова.

    Хорошо продуманная и правильно выраженная точка зрения (POV) позволит воображению свободно развиваться.
    “Лакмусовой бумажкой’ для вашей точки зрения станут релевантные темы в процессе генерации идей.

    На переходном этапе удобно создать список тем «Как мы можем.„?»‚ которые вытекают из определения проблемы.

    Темы мозгового штурма - это части одной проблемы, привлекающие внимание к конкретному Вызову.

    На этапе Генерации Идей вы сможете выбирать разные фокусы решения проблемы, или даже целой группы идей,
    которые решают ее с одной из точек зрения наилучшим способом.

    Важная не хорошая идея, а хорошие возможности

    Что такое генерация идей?
    Генерация идей - это режим проектного процесса, в котором необходимо сконцентрироваться на разработке
    различных идей и решений.

    В плане процесса мышления этот этап выглядит как «разветвление» на всевозможные концепции и результаты,
    которые могут быть применены как решение проблемы/челленджа.

    Воображение становится и своего рода топливом, и исходным сырьем для создания прототипов и
    инновационных решений, которые пройдут тест в руках пользователей.

    Зачем проводить генерацию идей?
    Вы создаете идеи для того, чтобы перейти от определения проблемы к созданию решений для пользователей.

    Воображение, режим «идеирования» – это возможность сочетать понимание проблем людей, для которых вы
    что-либо разрабатываете, с конкретными путями ее решения На ранней стадии происходит сбор идей, из
    которых позже можно будет выбрать не просто единственное, а самое лучшее решение!

    Различные методы генерации идей позволяют:

    Уйти от очевидных решений и, тем самым, повысить инновационный потенциал создаваемого решения
    - Использовать коллективный взгляд и сильные места вашей команды
    - Отрыть целые сферы, которые раньше оставались в тени
    - Обеспечить поток (объем) и гибкость (разнообразие) инновационных решений
    - Убрать из головы очевидные решения и пойти значительно дальше

    Как генерировать идеи?

    Разработка идей происходит в результате соединения сознания и подсознания, рациональных мыслей с
    эмоциональными. Может помочь и добавление ограничений, использование вдохновения, представление
    контекста и рассмотрение несвязанных идей.

    Другая техника генерации идей - это прототипирование или построение макета, который сам по себе может быть
    предметом для генерации идей.

    Существуют и другие техники генерации идей, например, бодисторминп майндмзппинг и скетчи. Однако для
    любого метода очень важно одно – научиться отделять генерацию идей и их оценку. Старайтесь избегать оценки
    идеи в ходе ее разработки. Это позволит вам освободить свое воображение.

    Выбор идеи

    Как отбирать идеи?
    Чтобы не потерять инновационный потенциал, накопленный в процессе генерации идей, необходимо определить критерии выбора идей. Прототипы как раз являются тем инструментом, который помогает оценить работоспособность каждой идеи.

    Работая в команде, выделите три критерия (например, «самый впечатляющий», «рациональный выбор» и «самый
    неожиданный»), которые можно использовать для голосования за выдвинутые идеи. Выделите две или три лучшие идеи для создания прототипов.

    Для удобства голосования выпишите все идеи на большой лист Дайте право одного голоса каждому члену команды. Пусть каждый игрок промаркерует одну (желательно не свою) понравившуюся идею определенным знаком или цветовым обозначением. Следующим этапом нужно проголосовать за одну идею из отобранных для
    прототипирования.

    Прототипирование

    Как создать прототип?
    Начните проектировать.Если вы не знаете с чего начать проект, то определенные материалы (заметки, пленки, найденные объекты и т д) помогут сдвинуться с места Не тратьте слишком много времени на один прототип Переходите к следующему макету до того. как вы сильно привяжетесь к одному из них.

    Выявляйте изменяемые условия. Пьпайтесь понять, что именно тестируется с помощью каждого из прототипов. Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит другой человек о вашем прототипе.

    Создавайте с мыслями о пользователе. Что вы хотите протестировать с пользователем? Какую ответную реакцию ожидаете? Ответы на эти вопросы помогут создать правильный прототип и получить необходимую обратную связь на этапе тестирования.

    От прототипа к тесту
    создание прототипа и тестирование – это два режима, которые стоит рассматривать в савокупности.

    Что вы будете тестировать и как? - вот основные вопросы, на которые нужно найти ответ до того, как начнете
    думать о создании прототипа.

    Если одновременно держать в голове оба этапа, то процесс разработки макета и тестирования сразу разложится
    на четкие этапы.

    Несмотря на то, что создание прототипа и тестирование тесно переплетаются, планирование и исполнения успешного сценария – это следующий шаг после создания прототипа.

    Тест

    Что такое режим тестирование?

    Режим тестирования начинается тогда, когда вы получаете от пользователей обратную связь об уже созданных
    прототипах.

    Тестирование помогает понять своего пользователя и углубиться в проблему, над которой работаете.

    Во время тестирования постоянно спрашивайте людей, что им не нравится в вашем решении. При этом не забывайте добавлять вопрос «Почему?»

    Фокусируйте свое внимание на том, чего вы еще не знаете о проблеме, для которой разрабатываете решение.
    Если имеется физический объект просите людей взять его с собой и использовать в процессе теста.
    Если речь идет об опыте, постарайтесь создать такой сценарий, который будет разворачиваться вокруг реальной ситуации.

    Если тестирование прототипа в реальности невозможно, создайте более или менее реалистичную ситуацию, в
    которой пользователи смогли бы приблизиться к вашему прототипу.

    Действует простое правило: всегда создавайте прототип, предполагая, что вы правы, но тестируйте прототип,
    зная, что вы ошибаетесь.

    Зачем тестировать?
    Чтобы улучшить прототипы и решения.

    Тестирование дает информацию о необходимых улучшениях в следующих прототипах. Иногда это
    предполагает возвращение обратно к чертежам / интерацию

    Чтобы больше узнать о пользователе. Тестирование – это еще одна возможность проявить эмпатию к
    пользователю. Зачастую на этом этапе появляются неожиданные открытия.

    Чтобы улучшить свою точку зрения. Иногда тестирование дает понять, что вы не только создали
    неправильное решение, но и неверно сформулировали проблему.

    Ключ к тестированию с участием пользователей – умение слушать.

    Колонка Future London Academy

    В закладки

    В 2015 году произошел всплеск интереса к дизайн-мышлению. Например, Harvard Business Review посвятил исследованиям на эту тему отдельный номер, а в сети можно найти множество блогов о принципах дизайн-мышления. Кира Тайманова, представитель Future London Academy - организации, которая проводит недельные интенсивные программы Design Thinking and Innovation в Лондоне, - суммировала самое важное о дизайн-мышлении в материале для сайт.

    Все чаще мы слышим про дизайн-мышление в контексте быстро развивающихся инновационных компаний. Для кого-то это звучит как новый модный тренд, для кого-то - как непонятное словосочетание, некоторым кажется чем-то сложным, заумным и мало применимым в суровых реалиях российского бизнеса.

    На самом деле речь идет не об аэрокосмических исследованиях, а всего лишь о ряде принципов, создающих более глубокий человекоориентированный процесс, базирующийся на присущих всем нам способностях, которые часто просто не берутся во внимание в более привычных методах решения бизнес-задач.

    Речь идет об интуиции, способности определять паттерны и визуальные символы, выстраивать идеи, которые являются не только функциональными, но и эмоционально значимыми, и выражаться через средства вне слов или символов.

    Дизайн исторически приравнивался к эстетике и ремеслу, дизайнеры воспринимались как некие художественные ремесленники. Но дизайн-ориентированная культура дает дизайну иную роль - передавать ряд принципов и механизмов всем тем, кто помогает воплотить идеи в жизнь.

    Рассмотрим эти принципы.

    1. Создавайте модели чтобы исследовать сложные проблемы

    Дизайн-мышление, изначально используемое для создания физических объектов, всё больше применяется в решении сложных комплексных задач, таких как клиентский опыт при получении того или иного сервиса.

    Дизайн-мышление предполагает использование конкретных моделей, также известных как дизайн-артефакты. Эти модели - прежде всего диаграммы и скетчи - дополняют и в некоторых случаях заменяют стандартные таблицы, технические требования и другие документы, присутствующим в традиционных бизнес-процессах. Они позволяют мыслить менее линейно и однозначно.

    2. Используйте прототипы чтобы исследовать потенциально возможные решения

    В дизайн-ориентированных организациях вы можете наблюдать прототипы новых идей, новых продуктов и новых услуг, рассположенные повсюду в офисах и конференц-залах. В то время как диаграммы, такие как customer journey maps исследуют проблему, прототипы исследуют решения.

    3. Фокусируйтесь на опыте пользователя (в особенности эмоциональном)

    Традиционно предложенная потребителю ценность основывается на практической пользе - например, если вы покупаете Lexus, автопроизводитель обещает вам безопасность, комфортное передвижение и высококачественный автомобиль со стильным дизайном.

    Эмоциональное предложение для потребителя будет заключаться в обещании эмоций: покупая Lexus, вам обещают, что вы будете чувствовать себя избалованным, роскошным, привилегированным и обеспеченным.

    4. Полюбите провалы и неудачи

    Дизайн-культура не поощряет неудачи и признает, что редко когда всё удается с первого раза. Главное - те знания, которые вы можете вынести из негативного опыта и как вы можете их применить в усовершенствовании вашего продукта или сервиса.

    5. Проявляйте разумный минимализм

    Многие продукты, построенные на эмоциональной ценности, оказываются более простыми, чем предложения конкурентов. Подобный минимализм продиктован разумным пониманием того, что из себя должен представлять продукт, каким целям он должен служить, а каким нет. Удаляя лишнее, компания предлагает клиентам понятный и простой опыт.

    Проектные стадии

    В ядре этого человекоориентированного процесса лежит соучастие - способность лучше понять людей, для которых мы проектируем продукт или услугу, понять что они испытывают и чего хотят.

    Фактически, дизайн-мышление двигается вперед, объединяя конечного потребителя с процессом проектирования и развития продуктов и услуг, для того, чтобы максимально использовать обратную связь и идеи пользователя (через совместное создание, прототипирование и анализ потребительских инсайтов).

    Дизайн-мышление помогает обнаружить и понять, почему люди (конечные пользователи) делают те или иные вещи и что они ожидают.

    Подобный подход гарантирует, что результаты проекта (выработанные решения) будут соответствовать запросам и ожиданиям потребителей.

    Есть четыре стадии управления проектом, основанном на дизайн-мышлении: открытие, определение, разработка и воплощение. Фаза открытия заключается в исследовании проблемы или возможности, которая мотивирует и вдохновляет на поиск решений.

    На стадии определения проектная команда старается понять все возможности, заложенные в фазе открытия. Цель этой фазы состоит в том, чтобы составить четкий бриф и определить объем проекта. Этап разработки включает выбор и дальнейшее развитие решений, которые потом прототипируются и тестируются определенное количество раз.

    И, наконец, фаза воплощения - путь, который приводит от проектной стадии к реальной жизни и пользовательскому опыту.

    Дизайн-мышление в центре инновационных компаний

    Harvard Business Review отмечает существенный сдвиг, который захватывает одну за другой компании и ставит дизайн в центр организации. Но речь идет не об эстетическом аспекте, который мы привычно применяем к понятию «дизайн», а о дизайне, как определенном подходе к решению задач, о дизайне, как выстраивании процессов, о дизайне, как инструментах и принципах работы.

    Этот новый подход во многом продиктован постоянно растущей сложностью и многозадачностью современных технологий и современного бизнеса.

    Промышленные гиганты, такие как IBM и General Electric понимают, что программное обеспечение - фундаментальная часть их компаний. Они осознают уровень сложности задач, с которыми им приходится сталкиваться.

    Дизайн-мышление - важнейший инструмент для упрощения. Каждая компания, которая совершила сдвиг от продукта к сервису, от формы к содержанию, от аналоговых к цифровым продуктам, должна сосредоточиться на пользовательском опыте.

    Каждая компания, которая планиурет глобализовать бизнес, должна придумать схемы, которые могут работать в различных культурных контекстах. И каждая компания, которая принимает решение конкурировать в инновациях, а не эффективности, должна обладать искусством определять проблемы и находить эксперементальные пути их решения.

    Однако ориентирование на дизайн не ограничено крупными известными корпорациями; компании, занимающиеся стратегическими консалтингом, также входят в этот новый мир, часто поглощая ведущих поставщиков дизайнерских услуг. За прошедшие несколько лет Deloitte приобрела Doblin, Accenture приобрела Fjord, а McKinsey приобрела Lunar.

    Менеджеры, собирающиеся внедрять дизайн-мышление в своих компаниях, могут поучиться у пионеров таких как Healthcare, Procter & Gamble и Philips Electronics.

    Согласно отчету 2003 года датского Центра дизайна, возросшая дизайн-активность в компании GE (например, дизайн-ориентированные тренинги сотрудников) повысила доход компании в среднем на 40% больше, чем доход других компаний за пятилетний период.

    Но подобный переход может быть непростым. «Мы предупреждаем, что им будет некомфортно», - говорит Питер Колан, руководитель практики преобразования в дизайн-консалтинговом агентстве IDEO. «Я говорю клиентам, что вы ничего не поймете, пока сами это не испытаете».

    Изменение культуры компании может занять годы, но самый быстрый путь - заставить менеджеров воспринимать себя, как проектировщиков их собственных компаний.

    «Трюк в том, что бы не превращать это в программу обучения», - говорит Синтия Трипп, директор по маркетингу глобального дизайна в P&G. «Нужно сделать из этого аппарат по решению проблем».

    «Фокусирование на инновациях, создаваемых при помощи дизайн-подходов, помогло Philips Lighting за прошлое десятилетие превратиться из компании, которая просто поставляла на рынок продукты в компанию, которая создает продукты, ориентируясь на желания потребителей», - говорит генеральный директор Руди Провуст. Его бизнес больше не про «торговлю лампочками», а про создание атмосферы и среды для потребителей.

    Чтобы поддержать эту культуру компания создала специальную позицию директора по дизайну, занимаемую теперь генеральным директором Philips Design Стефано Марцано. Кроме того, сотрудники Philips Design ведут семинары, которые включают разборы кейсов и проект по «высокому дизайну» - так компания называет процесс разработки продукта, который интегрирует дизайн в другие функции, такие как маркетинг и технологии.

    «Сервис-дизайн впервые позволил нам достичь структурированного понимания того, как обеспечить желаемый клиентский опыт. Это помогает нам перепроектировать наши услуги, основанные на customer journey maps, прототипах и service blueprints», - говорит Майкл Стекив, менеджер проекта в Coca-Cola.

    Ценность дизайн-исследований

    Что является самой большой ценностью от объединения дизайн-мышления и управленческих подходов?

    В первую очередь, это возможность гарантировать, что конечные результаты проекта (будь то продукт, сервис, цифровой инструмент и так далее) действительно отвечают запросам потребителей и соответствуют их ожиданиям, привычкам и меняющимся технологическим трендам.

    Во-вторых, это помогает должным образом определить бизнес-кейс - существующую проблему или возможность на стадии определения проекта. Данный подход, безусловно, требует более высоких инвестиций в начале (что связано с проведением более глубоких исследований поведения пользователей), но в последствии они окупаются многократно.

    Стартапы Pulse, Wonolo, Basecamp Insights, Everest, а также такие крупные компании, как Apple, Facebook, Coca-Cola, Samsung, Phillips, Barclays и Virgin Group - все выигрывали от применения дизайн-мышления, как драйвера инноваций и роста.

    Применение дизайн-исследований позволили AirBnb превратиться из убыточного стартапа в крупнейший мировой бизнес.


    Именно благодаря тому, что сотрудники стартапа решили сами попробовать пройти путь пользователя, они обнаружили, что фотографии, выложенные на тот момент на сайте, отпугивают своим качеством.

    В этот момент они приняли решение, которое не укладывается в стандартную бизнес-модель развития компании - они поехали с профессиональным фотографом отснять все выставленные на тот момент квартиры. Несмотря на то, что это решение было немасштабируемым и не смогло бы сработать как долгосрочная стратегия, в рамках дизайн-мышления такие эксперименты поощряются. В результате это решение стало судьбоносным и продажи Airbnb моментально возросли в два раза.

    Ирина Пульвас — независимый консультант по стратегии и активный последователь методологии дизайн-мышления.

    Ирина начала свою карьеру в международных компаниях 10 лет назад, получила диплом International MBA в 2014 году. Работала в маркетинге, продажах и трейд-маркетинге таких компаний, как L"Oreal, Colgate-Palmolive, Johnson & Johnson, "Сушия".

    Позднее Ирина присоединилась к команде стратегов в FEDORIV, затем перешла в DOT_DOT.

    С Ириной мы говорили о том, как используют дизайн-мышление в решении бизнес-задач. Узнали, как с помощью этого метода можно расширить рамки своих мыслительных процессов. А также почему стоит всегда задавать себе вопрос: "А что, если?".

    О себе, работе, проектах

    Кто я? Думаю, что человек с большим сердцем. У меня не так давно был день рождения, и когда мне каждый человек желал одно и тоже, я смотрела на себя глазами других и слышала: "В тебе есть огромный кусок энергии, потока и счастья".

    Люди — это как консультационный центр всего, что с нами было. Эмоции, улыбки, чувства. Мы никогда не запомним, как кого-то звали, но навсегда сохраним в памяти атмосферу и ощущения. Так утверждала американская писательница Майя Энджелоу, так сейчас говорю и я.

    Я занимаюсь тем, что не понимает моя бабушка — изучаю дизайн-мышление. Создаю проекты по стратегическому планированию для бизнеса. Стараюсь находить ответы на очень сложные вопросы с помощью этой методологии.


    10 способов развивать креативность

    Сейчас я веду проект "Всі свої" как внешний консультант. Помогаю сформировать и закончить перестройку бизнеса — системно и продуманно.

    Считаю, что любой стартап начинается с хаотичных и спонтанных действий — это нормально.

    Но после должна быть выстроена система, которая поможет превратить стартап в функционирующий бизнес. Именно над этим мы сейчас с командой и работаем.

    Консультирование — это не выполнить проект и бросить его, а долгосрочно вести. Добиться, чтобы изменения стали нормой для бизнеса.

    Мне важно, чтобы трансформация мышления команды была не наигранной: "Сказали, что так будет правильно, поэтому так делаем". А чтобы сотрудники постепенно входили в новую реальность.

    О преодолении задач и страхов

    Как я узнала о методе дизайн-мышления? Это было на лекции в FEDORIV, которую впервые читал Александр Акименко. Он только вернулся из Стэнфорда и рассказывал про их тренды: make world a better place, design thinking и другие. Тогда у меня произошло первое знакомство с названием методологии.

    Я узнала про психолога Альберта Бандуру (он был четвертым самым цитируемым психологом в мире), который занимался исследованием фобий и эмоций. Впоследствии он стал автором социально-когнитивной теории .

    Согласно ей, каждая эмоция преодолима (а страх — одно из самых сильных чувств, которые мы испытываем). Альберт провел эксперимент по борьбе со страхом, разбив его на маленькие части, за которыми следовали небольшие победы.

    Вы можете детальнее ознакомиться с этой теорией .

    Эксперимент проходил с людьми, которые боялись змей. Психиатр пообещал участникам, что в конце исследования все потрогают рептилию.

    Он сделал следующее: сначала приглашал людей в комнату, за стеклом которой была змея, и они не имели к ней доступа. Затем все заходили в помещение, где рептилия находилась в стеклянном кубе и к ней можно было подойти поближе.

    После этого участники надевали специальные перчатки и могли потрогать змею в клетке, зная, что с ними ничего не произойдет. И последним этапом было, когда каждый из участников, преодолев остатки страха, мог прикоснуться к змее, сняв перчатку. Это было страшно, но вполне возможно.

    Бандура назвал это self-efficacy — ощущение, что ты можешь изменить мир.

    Развитие уверенности — крайне важно, ведь без креативной смелости невозможно практиковать дизайн-мышление.

    Суть self-confidence — разбивать сложную задачу на несколько шагов для ее упрощения. И впоследствии — достижения цели.

    О дизайн-мышлении

    Дизайн-мышление — это методология, построенная на человеко-центрированном дизайне. В процессе работы с методом мы ищем путь выстраивания своего мышления так, чтобы впоследствии прийти к решению определенной задачи для конкретного человека.

    Дизайн-мышление берет начало у дизайнеров, которые основывались на брифе клиента и на референсах выстраивали видение задачи и создавали новый, уникальный продукт. На этой методологии решения конкретного вопроса для определенного человека и построен метод дизайн-мышления.

    Дизайн-мышление отталкивается от понятия эмпатия и от неявных желаний и потребностей того или иного человека. Мы анализируем, для кого именно мы решаем ту или иную задачу. Узнаем, что любит этот человек, что у него болит, как он себя чувствует, чего ему не хватает.

    Как мы это делаем? С помощью глубинных интервью, наблюдений создаем срез пользователей для того, чтобы узнать их лучше.

    Собирая данные о людях, мы находим некий гармонизированный портрет пользователя и понимаем, что мы можем изменить, чтобы сделать ему лучше. Так мы и выявляем основную задачу (challenge). Опираясь на нее, мы осознаем, какую конкретную проблему и для какого человека мы решаем.

    Один из принципов дизайн-мышления — мы не делаем никаких преждевременных выводов, не ориентируемся на прошлый опыт для выполнения этой задачи. Мы всегда ищем инсайты для оригинальных решений потребностей пользователей.

    Дизайн-мышление — это способ находить нестандартный выход из сложных ситуаций.

    Иногда наш путь поиска решения настолько прост, что кажется — это какой-то абсурд. Чаще всего мы просто склонны усложнять и предполагать, что есть кто-то другой, кто знает лучше. Но это не всегда так.

    У дизайн-мышления есть принцип co-creation. Это когда нет одного человека, который точно знает ответ. Только используя ресурсы и потенциал множества людей, мы сможем создать что-то уникальное.

    Руководство к действию: как внедрить дизайн-мышление

    Идеация (Ideation) — это процесс "накидывания" идей, их создания и выхода за рамки. Классический принцип брейнсторминга.

    Когда мы определились, какую задачу решаем и в чем хотим помочь конкретному человеку, собираем максимально разную аудиторию. И методом co-creation стараемся отыскать самые сумасшедшие, интересные, а также наиболее банальные способы решить задачу.

    И вот между самыми необычными и тривиальными находится что-то оригинальное. Потому что креативный процесс — это такой же навык, как и все остальные. Просто большинство думает, что все креативные люди сидят в каких-то далеких офисах, а я совсем не такой, другой.

    На самом деле креатив — это умение, которое нужно вырабатывать, все время что-то выдумывая. И, поверьте, среди тысячи банальных идей будет одна гениальная. В этом процессе мы ищем несколько концепций, дающих ответ на нашу задачу. Затем мы переходим к следующему этапу, который уже решает проблему конкретного пользователя.

    Процесс прототипирования и принцип fail fast (проигрывать быстро) — это попытка на очень простых вещах, используя бумажки, салфетки, ручки или просто отыгрывая ситуацию, понять, сработает ли идея. Как на нее отреагирую я или кто-то другой? Мы пытаемся подручными методами проверить свои задумки на прочность. Или же найти еще один способ, как делать не нужно.

    На этом этапе мы задаем себе вопрос: "А что, если?". И доходим до чего-то оригинального и не всегда того, что планировалось изначально.

    Последний этап — тестирование. Когда мы выбрали идеи, создали прототипы и выходим к нашим пользователям: смотрите, у нас есть такая мысль, а что вы о ней думаете? Или постепенно внедряем ее и смотрим на реакцию.

    5 правил дизайн-мышления:

    Знать, что креатив внутри тебя. Если ты не веришь, что сможешь создать что-то крутое, ты не найдешь ответ.

    Понимать, что co-creation или объединение опытов и хранит ту магию инновации, которую мы ищем.

    ​Не ограничивать себя в идеях.

    ​Не делать преждевременных выводов.

    ​Всегда задавать вопрос: "А что, если?".

    Когда мы находим конкретного пользователя и пытаемся понять, каким образом решаем для него/нее задачу, наша миссия выполнена.

    Зачем бизнесу дизайн-мышление

    А затем, что бизнес космически сильно устарел — он играет по правилам, которых уже нет. Мир изменился. Новые технологии появляются каждый день. Илон Маск скоро отправит самую большую ракету за пределы орбиты.

    Сегодня по слюне можно определить свой генотип и раскрыть генетическую и географическую карту. Мир действительно другой. А мы все еще думаем, что живем в истории, где все будет вечно и всегда.

    Если классический бизнес не поймет, что нужно быть быстрым, гибким и свободным, он просто исчезнет.

    Давайте представим себе такую ситуацию. У 3 партнеров, около 50 лет, было успешное совместное дело. Но оно начало постепенно умирать. Бизнес зарабатывал деньги, всех устраивал доход. Но постоянного обновления/улучшения не было. Старая схема бизнеса попросту устарела, операционная прибыль падала.

    Вопрос: что делать? Закрыть бизнес? Либо найти новую модель, актуальную форму? А это требует инвестиций.

    У предпринимателя как у личности есть качество, которое невозможно переломить ни временем, ни деньгами, ни усталостью — это нежелание останавливаться. Если эти 3 партнера признают, что бизнес умирает, они осознают факт проигрыша. И вспомнят, что когда-то были вдохновленными и создавали форматы, которые меняли рынок.

    Ни один бизнес не строится легко. Это всегда кровь, пот, потраченные часы. И человек, который отходит от дел, ловит попытку дать себе время, немного отдыха и возможность чуть-чуть сбежать. Взять паузу, но не закрыть бизнес.

    Но здесь необходимо также отдавать себе отчет, что сейчас все настолько быстро меняется, что во время отдыха можно пропустить что-то важное. И не успеть за переменами.

    Как спасти бизнес с помощью дизайн-мышления

    Признать, что в бизнесе есть затруднения.

    Найти одну проблему и разбить ее на маленькие шаги решения.

    Как только мы примем факт, что сложности существуют, начнем поиск их сути. А выход отыщется всегда.


    Как дизайн-мышление может помочь в бизнесе

    С чего начать? Сперва осознать, какую проблему вы хотите решить. Скажем, мало людей заходит в недавно открытую вами кофейню. Что делать? Нужно собрать друзей, мнение которых вы хотите услышать и которым можете доверять. Пригласить их к себе и озвучить: "У меня проблема — в мое заведение не приходят посетители. Есть идеи, почему? Давайте подумаем, кто наш гость".

    Следующий важный вопрос: а что я могу улучшить? Удовлетворяю ли я запрос пользователя? Иногда, когда мы спрашиваем себя об этом, ответ лежит на поверхности. Например, кроется в "прыщавой девочке, которая убивает ваш бизнес". И тогда мы начинаем думать, как изменить сервисную модель, которая нас губит. Об этом была написана крутая статья — прочтите ее и многое поймете.

    Как дизайн-мышление может быть полезно в жизни

    Мы привыкли думать, что все, что нас окружает — константа и ее нельзя подкорректировать. Дизайн-мышление открывает окно в креатив и дух инноватора, который перестает быть сложным и непонятным. В какой-то момент он становится близким тебе и вполне возможным. Мы просто начинаем верить, что все можно улучшить и изменить.

    Дизайн-мышление не меняет жизнь человека, методология меняет личность. Потому что происходит трансформация в мышлении. И человек просто начинает думать более свободно.

    Представим девушку, которая застряла в пробке и опаздывает на встречу. Как она может перестроить привычный ход мыслей?

    Она спрашивает себя: "А что, если я использую время, которое у меня появилось, эффективно?". Открывает сохраненные статьи на смартфоне и думает: "О, у меня записан спич Джима Керри, который я так давно хотела посмотреть. Его все перепостили, а я не видела".

    И она начинает смотреть видео. И оказывается, что час, который у нее образовался, дал ей больше для вдохновения, чем любая пробка до этого.

    А что, если...

    Дизайн-мышление — это способ не видеть границ. Это возможность задавать себе вопрос: "А что, если я сделаю по-другому?". Ведь большинство неразрешимых проблем возникает потому, что люди думают, что выхода нет.

    Они не позволяют себе представить, что на самом деле решение есть всегда — в любой ситуации, бизнесе, продукте.

    Людям нужно перестать видеть ограничения и верить, что кто-то сильнее и умнее может решить их проблему. Нет другого человека — кого-то, кто знает лучше. Есть только ты — тот, кто делает выбор, учится думать по-другому и бесконечное количество раз пробует.

    Или есть ты, кто никогда не пытается, ничего не предпринимает и постоянно жалуется.

    Люди — это более сложная конструкция, они склонны оправдываться и защищаться.

    Потому что кто-то всегда будет выводить их из зоны комфорта. Поэтому, чтобы создать инновацию в бизнесе, нужно преодолеть ментальный барьер. А для того, чтобы открыть что-то новое в себе, необходимо осилить преграду из страха. И это уже совсем другая история.