Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений. Этапы проведения и техника мозгового штурма. Мозговой штурм по-японски

    Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений. Этапы проведения и техника мозгового штурма. Мозговой штурм по-японски

    Брейнсторм – метод групповой дискуссии. Слово происходит от английского Brainstorm, что в переводе на русский означает «Мозговой штурм». Цель метода – поиск новых идей, предложений для решения бизнес-проблем, озвученных ведущим в начале коллективной дискуссии. Впервые метод был сформулирован как термин и описан в книге Алекса Осборна «Как придумать» в 1942 году. В конце двадцатого века открытый рекламщиком Осборном метод групповой дискуссии был популяризован и стал применяться повсеместно. Большие компании взяли его за основу для работы с подчиненными.

    В целом брейнсторм можно представить как сбор различных вариантов решений бизнес-проблем, предложенных в процессе их осмысления участниками дискуссии с дальнейшим анализом возможности и перспективы их внедрения в производственный процесс. В ходе дискуссии не допускается критика никакой из предложенных идей.

    Техника брейнсторма

    Техника брейнсторма состоит из следующих организационных этапов:
    1. Постановка задачи или вопросов, которые необходимо решить.
    2. Формирование группы экспертов в составе трех или четырех человек, которые способны предложить лучшие идеи.
    3. Интеллектуальная разминка, создающая свободную атмосферу и активизирующая мыслительная процессы. Отвечая на вопросы ведущего, не связанные с темой предстоящей дискуссии, участники освобождаются от страха, внутренней скованности, преодолевают барьеры в общении с ведущим и другими участниками, налаживая тем самым коммуникативные навыки.
    4. Формирование идей или «мозговой штурм». Участники предлагают идеи. Для того чтобы избежать оценки идей на данном этапе, в том числе критической, ведущий строит работу группы таким образом, что любые негативные комментарии членов группы запрещены к высказыванию, а привнесение в дискуссию любой новой идеи сопровождается поощрением со стороны ведущего. Для того чтобы блокировать все негативные реакции, дискуссия ведется в максимально быстром темпе. Для высказывания каждому участнику дается несколько секунд.
    5. Отбор самых лучших идей по заранее установленным критериям. Заранее сформированная экспертная группа или ведущий проводят оглашение всех полученных от участников дискуссии предложений. Идеи не персонализируются, но оцениваются. Если предложенные идеи не соответствуют установленным критериям, дискуссия может быть продолжена, начиная с предыдущего этапа «формирования идей».
    6. Обобщение (резюмирование) результатов дискуссии.

    Сторонники метода, утверждающие, что брейнсторм приносит результат, исходят из того, что, во-первых, несколько человек сможет предложить больше идей, нежели один человек и, во-вторых, отказ от мгновенной критики приводит к благоприятным последствиям в виде свободного выражения возникающих у участников дискуссии мыслей и идей.

    Между тем существует и противоположное мнение. В последнее время многие талантливые и по-настоящему добившиеся успехов в бизнесе люди критикуют данный метод и не считают его эффективным для поиска прогрессивных идей. Так, гениальный инженер, а также один из основателей корпорации Apple Стив Возняк утверждает, что работать необходимо в одиночку, что наилучший продукт может создать только тот, кто работает один без помощников и вне команды. Писатель Кэвин Эштон поделился в социальной сети рассказом о том, как данный метод, который принято считать одним из лучших в современном мире, на самом деле не работает.

    Основной проблемой брейнсторма является то, что получение большого количества идей от нескольких людей одновременно не дает никаких гарантий, что идеи будут уникальными. Как семена, которые засеиваются в большом количестве, прорастают далеко не все, так и в случае с идеями, только несколько из них, возможно, одна или две принесут положительный результат. Если предложить двум разным группам людей, сидящих в разных аудиториях, для обсуждения одну и ту же проблему, высока вероятность того, что список предложенных решений данной проблемы получится примерно одинаковым.

    Причина кроется в том, что оригинальные идеи не рождаются внезапно из спровоцированных эмоций и реакций людей, а формируются в течение определенного периода времени из небольших, но постоянных открытий, шаг за шагом, этап за этапом. Данный факт был впервые подтвержден результатами экспериментов У. Огбурна и Д. Томаса, сделавших настоящее открытие, когда у группы людей возникло 148 идей одновременно. В продолжение эксперимента список одинаковых идей только увеличивался.

    Как оказалось, так сильно полюбившийся аудитории метод групповой дискуссии – брейнсторм на самом деле не работает. Для создания инновационного продукта необходима креативность. Рождение идеи – это еще не креативность, это лишь вдохновение. Креативность же заключается в способности находить принципиально новые пути решения в воплощении идей в реальность, их реальное применение в процессе создания каких-либо вещей.

    В настоящее время во многих сферах жизни для решения совершенно разных проблем используют множество эффективных методов. Среди них особой популярностью пользуется так называемый метод мозгового штурма. Все о нем слышали, но не каждый знает, в чем его суть. Сегодня мы хотим поговорить о том, что же он собой представляет и как его успешно применять на практике. Итак, что же такое мозговой штурм?

    Экскурс в историю

    Данный метод был придуман еще в 1941 году сотрудником рекламного агентства в Америке Алексом Осборном.

    Мозговой штурм - это метод оперативного, быстрого решения задач на основе стимуляции творческой активности людей, которые принимают в нем участие и предлагают свои разнообразные идеи.

    Вообще, сущность данного способа заключается в том, чтобы отобрать группу людей, которые разделятся на две части. Одна из них будет генерировать идеи, а вторая - анализировать. Запрещается хоть какая-то критика. Идея, которую поддержит большинство, будет считаться правильной.

    Ест и другие методы принятия решений, мозговой штурм, тем не менее, среди них наиболее известен и популярен. Почему? Да потому что:

    1. Он достаточно надежный и оперативный.
    2. Генерируется за короткое время максимальное количество всевозможных идей.
    3. Полное отсутствие критики.
    4. Развиваются, видоизменяются, модифицируются чужие и свои идеи.

    Мозговой штурм - это специально разработанный метод для привлечения большого количества идей. Не поверите, но его эффективность очень высока. Группа из шести человек за тридцать минут может предложить до ста пятидесяти идей! Видимо, поэтому так популярен мозговой штурм. Примеры его использования мы обсудим ниже.

    Какова техника проведения мозгового штурма?

    Мы уже разобрали, что такое мозговой штурм. Идея здесь - это основа, на которой построено абсолютно все. Давайте теперь разберемся в технике проведения этого метода.

    Собирается группа людей, которые отобраны для генерации альтернативных идей. Главным принципом отбора является разнообразие квалификаций и опыта. Группа должна быть очень "разношерстной". Заранее обговаривается, что приветствуются абсолютно любые идеи, придуманные как самостоятельно, так и пришедшие при комбинации с другими предложениями.

    Как мы уже подчеркивали, категорически запрещена любая критика. Дело в том, что сама мысль о возможности подвергнуться критике уже может затормозить воображение. Все участники по очереди говорят свои идеи. Остальные внимательно слушают, по надобности записывают новые, пришедшие на ум мысли под впечатлением услышанного. Потом все записи собираются, перечитываются, анализируются. Как правило, это делается уже иной группой специалистов.

    Вообще, количество идей можно значительно приумножить за счет их комбинирования. Безусловно, среди полученных данных могут быть совершенно глупые и нереальные предложения. Но их можно очень просто отбросить.

    Кто может стать участником?

    Серьезных ограничений для участников нет. Рекомендуют создавать смешанные группы, где есть и мужчины, и женщины.

    Лучше брать людей, возраст и должность которых не сильно отличаются, поскольку сам вид начальника сдерживает подчиненных.

    В группе должно быть примерно равное количество активных и пассивных участников.

    Не приглашаются скептически настроенные люди.

    Иногда имеет смысл периодически вводить в состав группы новых участников - они способны внести свежие предложения.

    Сколько людей принимает участие?

    Наиболее оптимальный состав группы - от шести до двенадцати человек. Не рекомендуют разбивать коллектив на более мелкие подгруппы. Кроме того, количественный состав напрямую зависит от числа активных участников. Чем их больше, тем меньше будет команда. Вместо 10 неактивных можно взять, скажем, 5 активных. Но качество от этого не пострадает.

    Выбор места

    Проведение мозгового штурма должно быть подготовлено заранее. Логично для этого использовать отдельную аудиторию вдали от посторонних глаз. На стенах можно развесить плакаты с правилами, по которым будет проводиться мозговой штурм.

    Удобно иметь доску, на которой люди смогут набросать свои идеи. Столы располагаются по кругу. Это повысит уровень контакта участников. Для групп из шести-семи человек идеальным вариантом будет круглый стол. Здоровый юмор поможет создать атмосферу непринужденности и снять лишнее напряжение.

    Длительность проведения

    Обычно время проведения колеблется от сорока до шестидесяти минут. Это наиболее оптимальный вариант.

    Для решения несложных задач достаточно будет и пятнадцати минут. Наиболее удачным временем проведения мозгового штурма принято считать утро, примерно с десяти до двенадцати часов. Однако можно организовать людей и с четырнадцати до восемнадцати часов.

    Какие проблемы можно решить методом мозгового штурма?

    Мозговой штурм - это именно тот метод, который позволяет справиться с любой проблемой, но только в том случае, если она имеет несколько вариантов решений. Если же вопрос имеет только одно решение, то не имеет смысла пользоваться мозговым штурмом.

    Также это метод непригоден для абстрактных тем.

    Кстати, с помощью этого метода можно собирать информацию, а не только идеи.

    Когда озвучивается тематика мозгового штурма?

    Безусловно, тема будущего обсуждения раскрывается заранее. Например, за два-три дня. У участников есть время все обдумать. Но возможно проведение мозгового штурма таким образом, когда тематика становится известной только непосредственно в момент начала обсуждений.

    Какую роль играет руководитель?

    Основной задачей руководителя является информирование всех людей о правилах метода. Он также контролирует их соблюдение.

    Сам лидер тоже должен активно генерировать идеи и участвовать в обсуждениях, ведь цель мозгового штурма - максимальное количество вариантов. Хороший руководитель заранее готовит ряд предложений. Он за пару дней подбирает участников группы. На него вообще ложится весь процесс проведения, и от него же во многом зависит конечный результат.

    Как оцениваются идеи?

    Чтобы оценить предложенные идеи, нужно заранее подобрать критерии. Это может быть и практичность, и простота решения, и актуальность. Оценивание могут проводить как участники группы, так и другие специалисты.

    Немного о правилах проведения

    Первое правило: запрещена критика любых идей, высказанных в процессе обсуждения. В мозговом штурме ставка делается на количество предложений. Пусть некоторые окажутся глупыми и несостоятельными, но среди них обязательно найдутся и хорошие.

    Второе правило: свободное мышление и поощрение абсолютно всех идей. Одной из целей мозгового штурма является нахождение нестандартных путей решения проблем и ситуаций, иначе все это может стать похожим на обычное совещание, которое изначально убивает любую инициативу. Для творческого подхода людям нужна особая атмосфера и настрой.

    Третье правило: предложение огромного ассортимента идей. В данном методе приоритетным является именно количество, а не качество.

    Четвертое правило: запись всех идей является обязательной. При проведении штурма следует записывать абсолютно все высказанные мысли. Для наглядности это можно делать маркером на доске.

    Пятое правило: обдумывание идей. Когда все мысли уже высказаны, участникам необходимо дать время все осмыслить. Это даст человеку время для отдыха, и заодно он может оценить происходящее.

    Этапы мозгового штурма

    Зная правила проведения штурма, можно поговорить и о его этапах.


    Вместо послесловия

    Мозговой штурм - это творческий процесс, позволяющий открыться участникам в неформальной обстановке. Это явление нашло очень широкое применение в повседневной жизни. Сам по себе как метод решения задач он очень интересен. Где может быть задействован мозговой штурм? Примеры его использования можно увидеть, например, на телевидении. Вспомним такие известные передачи, как «Что? Где? Когда?» или «Брейн Ринг». Да-да. Они основаны как раз на этом методе. Однако игры не единственная ниша, разработку Алекса Осборна очень часто используют в совершенно разных сферах, что говорит о ее популярности.

    Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности .

    Этот метод может быть использован на этапах определения и формулирования проблем, разработки управленческого решения . Он также широко применяетсяна отдельных этапах при реализации других методов принятия решений

    Метод мозгового штурма - метод психологической активизации, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

    Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

    1) Критика исключается : на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

    2) Приветствуется свободный полет фантазии : люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

    3) Идей должно быть много : каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

    4) Комбинирование и совершенствование предложенных идей : на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

    На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

    Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма, и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокогокачества идей, генерируемых группами.

    В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм » (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма.

    Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

    Принципы метода "мозгового штурма":

    1) Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

    2) Обеспечение максимальной свободы участникам

    Предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

    Полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

    3) Тщательное формирование состава участников

    Определение численности;

    По специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

    Психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

    По квалификации (высокий и примерно равный уровень)

    Иногда введение "рыжего";

    4) Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

    5) Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:

    Создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

    Умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

    Этапы и правила мозгового штурма:

    Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

    1этап. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

    2 этап. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

    Главное - количество идей. (Не делайте никаких ограничений!),

    Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;

    Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются!

    Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

    3 этап. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

    Модификации процедуры проведения мозгового штурма:

    Метод индивидуального мозгового штурма . Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек.

    Фасилитатор (от лат. facilis - «лёгкий, удобный») - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

    Длительность сеанса - 3-10 минут.

    Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон.

    Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки.

    Недостаток - отсутствие синергетического эффекта (синергетический эффект - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента).

    Преимущество - оперативность и экономия на людях.

    Письменный мозговой штурм . Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.

    Метод прямого мозгового штурма . В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

    Метод массового мозгового штурма . Используется для решения глобальных проблем. Этапы:

      создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части,

      затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма,

    Метод двойного (парного) мозгового штурма . Введение критики идей. Этапы:

      прямой мозговой штурм,

      обсуждение,

      продолжение выдвижения идей.

    Метод мозгового штурма с оценкой идей . Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем.

    Высокие требования к участникам:

    квалификация, собранность,

    умение участвовать в методе мозгового штурма.

      генерация идей,

      ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов,

      выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков,

      обсуждение с мини-штурмами,

      сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков,

      индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.

    Недостатки: нагрузочность, конфликтность.

    Достоинства:

      снятие эффекта «единого мозга»,

      возможность организовать конструктивную критику.

    Обратный мозговой штурм . Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Процесс поиска решений или бизнес идей разделен на три этапа:

    1 этап: выявляются все существующие, потенциальные и возможные в будущем недостатки рассматриваемого объекта или явления, составляется список; выполняется их ранжирование;

    2 и 3 этапы являются этапы обычного «мозгового штурма».

    Отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число решений и бизнес идей по его совершенствованию.

    Технология проведения обратной мозговой атаки:

      сформировать группу специалистов, знающих предмет обсуждения,

      ознакомить участников с правилами,

      составить по возможности полный список недостатков,

      выбрать критерии оценки недостатков,

      провести анализ и оценку недостатков,

      сформулировать задачи (проблемы),

      выдвинуть идеи решения задач и отобрать лучшие по правилам «мозгового штурма».

    Метод конференции идей . Это метод мозго вого штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. Применяется для сбора идей по определенной тематике, для поиска подходов к решению сложных проблем.

    Цель метода: о свободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

    Суть метода - х орошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой:

      разрешена только доброжелательная критика,

      следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек",

      возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы,

      процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

    1 этап подготовка . Включает:

      подбор участников,

      предварительный подбор фактического материала,

      определение времени и места работы,

      четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников,

      предварительная проработка рассматриваемых вопросов;

    2 этап – проведение конференции . Включает:

      ознакомление участников с правилами совместной работы,

      обеспечение работы конференции,

      все выдвинутые идеи фиксируются,

      пресечение дискуссий,

      поддержка оригинальных идей;

    3 этап – подведение итогов . Включает:

      после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить),

      полученные материалы передаются на экспертизу специалистам,

      оценка и ранжирование результатов экспертами,

    Наибольший эффект метод дает при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

    Председатель совещания должен помнить, что:

      участие каждого в поиске идей, равно необходимо,

      неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей,

      хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху,

      через 20 мин. участники конференции устают,

      споры и дискуссии недопустимы,

      решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы,

      в потоке идей не должно возникать пауз,

    Каждый участник должен знать, что:

      он необходим на данном совещании,

      он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения,

      он не будет внедрять предложения,

      все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами,

      он имеет одинаковые права со всеми,

      за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей,

      лучшая форма возражения – собственное предложение.

    Достоинства метода:

      легкость освоения и простота в обращении,

      результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.

    Недостаток: отсутствие гарантии нахождения сильных идей.

    Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

    Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

    Метод мозгового штурма имеет три этапа.

    1. Формирование задачи.
    2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
    3. Оценка результата.

    Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

    Этап 1. Формирование задачи.

    В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

    • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
    • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
    • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
    • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

    Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи .

    Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

    Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

    • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
    • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
    • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

    Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

    В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

    Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

    В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

    При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

    Этап 3. Оценка результата.

    Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

    Главные достоинства метода мозгового штурма.

    1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
    2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

    Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

    Знаете что такое «мозговой штурм»?

    Конечно! Кто не знает?

    В чем суть этого метода?

    Собираются несколько человек и придумывают что-то новое.

    Получается?

    Во время Второй мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду, - может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым заметно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта...

    Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма - brainstorming"a. В 1953 г. вышла его книга "Управляемое воображение".

    Что же такое мозговой штурм (МШ)? Предлагаю вашему вниманию несколько определений:

    МШ (англ. brainstorming) - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

    МШ - групповое коллективное продуцирование новых идей. Метод построен на вольном высказывании ассоциаций. Смысл в том, чтобы коллективно генерировать идеи, которые не пришли бы в голову отдельному человеку. Слово за слово, образ за образ... Один высказывает, другой подхватывает, третий завершает.

    МШ дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; если группе удается найти решение, то ее участники становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

    МШ – техника, поощряющая выдвижение как можно большего количества идей, непредвзятое отношение к высказываниям коллег, стремление к компромиссу.

    МШ – наиболее известная, но далеко не самая удачная попытка создания творческой методики (правда, с весьма эффектным названием). Различными исследователями неоднократно предпринимались попытки создать более совершенные модификации МШ.

    Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Задачей мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей, что предполагает применение нескольких правил:

    • Приветствуется свободный полет фантазии - люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
    • Идей должно быть много - каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.
    • Критика исключается - на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
    • Комбинирование и совершенствование предложенных идей - участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.
    • На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

    Согласитесь, уважаемый коллега – принципы просты. Почему же, зачастую мы не получаем ожидаемого результата?

    Во-первых, видимая простота метода, породила легкость отношения к нему: "Подъезжай часикам к девяти, поштормим".

    Во-вторых, на данный момент, при обилии информации по этой теме в интернет, трудно найти подробно прописанную технологию реализации МШ.

    В-третьих, простота метода именно видимая, МШ требует («если Вас интересует результат») тщательной реализации.

    Цель предлагаемой Вашему вниманию «инструменталки» ознакомится с пошаговой технологией МШ, рассмотреть особенности её реализации, понять, что необходимо делать для гарантированного получения результата, в чем могут лежать причины неэффективности, оценить применимость данного метода в рамках вашей организации.

    Итак: фанфары, фейерверки, радостные улыбки! Мы приступаем!

    ПРИНЦИПЫ МШ:

    Количество переходит в качество. Чем больше идей - тем выше вероятность правильного решения. Не спешите с критикой. Мы склонны оценивать идеи инстинктивно и немедленно, и часто – неправильно. Стоит не торопясь обдумать все предложения.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

    1. Определите задачу. Сформулируйте вашу проблему как можно точнее, если проблема сложная, разбейте её на простые задачи

    2. Подберите участников МШ Оптимальное количество 6-12 человек. Это должны быть люди:

    • имеющие гибкий, быстрый ум;
    • положительный настрой;
    • замотивированные на улучшение положения дел;
    • осознающие необходимость в свежих творческих идеях.

    Следует пригласить одного человека способного в силу своего положения принимать решения и осуществлять задуманное.

    3. Выберите лидера. Человек, обладающий опытом налаживания контактов в коллективе и достаточным красноречием (способный перефразировать высказываемые предложения и найти приемлемые аналогии). Важно, чтобы лидер МШ имел возможность при необходимости корректировать высказывания влиятельного лица, так как ничего не довлеет над подчиненным так, как мнение руководства.

    4. Создайте благоприятную атмосферу:

    • удобная комната;
    • возможность перерывов.

    5. Выберите «дежурного». Участник, фиксирующий все высказываемые предложения и замечания. Если идеи не записываются - они забываются. Вносите в список все возникающие идеи, даже если некоторые из них будут во многом повторять одна другую.

    6. Если уж идти – так до конца.

    • Сразу после МШ организуйте обед или даже вечеринку, дабы отпраздновать достигнутый успех.
    • Можно написать благодарственные письма всем участникам и наблюдателям МШ, отметив вклад каждого в разрешение нелегкой задачи.
    • Полезно – попросить каждого из участников МШ написать какая из идей, по их мнению, достойна воплощения, и что для этого надо предпринять.

    7. Оцените идеи. Если вы попытаетесь оценить идею сразу, вы не сможете ни оценить её по достоинству, ни увидеть её недостатки. Не спешите с оценками, оценивайте идеи лишь в конце МШ (ведущий может квалифицировать идеи самостоятельно или пригласить группу к участию в оценке). Прежде чем отказаться от какой бы то ни было идеи, найдите, по крайней мере, три резонных довода, почему это стоит сделать!

    ОБЯЗАННОСТИ ЛИДЕРА

    Хорошая подготовка к МШ включает следующие параметры:

    • составление плана МШ и ознакомление с ним участников МШ;
    • ознакомление участников МШ с методиками инициации и развития творческого потенциала, использование творческих приемов, способствующих рождению новых идей;
    • создание непринужденной атмосферы (возможны шутки, анекдоты, забавные случаи из жизни и т.п.) Все участники должны быть равноправны;
    • сосредоточенность на поставленной задаче, готовность управлять процессом выдвижения идей (важно направлять ход мыслей);
    • чёткость в формулировке предлагаемых решений и в ходе МШ, подведение промежуточных итогов;
    • поощрение проявлений инициативы. Чем более странной выглядит идея, тем лучше;
    • помощь участникам МШ в изменении привычного взгляда на вещи (по иному расставить акценты, задавать наводящие вопросы, разбудить воображение). Иногда работа в группе может застопориться из-за того, что её члены слишком сосредоточены на самой проблеме и на традиционных путях её решения («рабы привычки»). Если в группе таких людей большинство, лидер должен попытаться радикально изменить их взгляд на проблему. В некоторых случаях удается устранить такую «зацикленность» задавая абстрактные вопросы, например:
    1. Что привлекает внимание людей?
    2. Что их удивляет?
    3. Что их шокирует?
    4. Что приносит им наслаждение?
    5. Кто их интересует?
    6. Что их интересует?
    7. Кем они восхищаются?

    Используются все доступные способы для того, чтобы наглядно представить стоящую перед вами задачу (рисунки, диаграммы, графики, использование различных цветов, иллюстрации мыслей и предложений группы…). Задача - выработать в сжатые сроки как можно больше идей;

    • Обязательно подчеркивание вклада каждого участника в решение общей задачи.

    РАЗНОВИДНОСТИ МШ

    BREINWRITING. Участники группы пишут свои идеи на листах бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи. Принципы МШ остаются теми же.

    МШ НА ДОСКЕ. Вывешивается специальная доска, на которую сотрудники размещают записи тех идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. В центре доски должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая решения задача. Любой, у кого возникнет интересная мысль, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей.

    Преимущества:

    • Проблема всегда перед глазами, и мысли о ней будут постоянно вертеться в умах всех заинтересованных в её решении лиц.
    • Рождается множество ассоциаций. Знакомясь с идеями, приколотыми к доске на листах, работник, скорее всего, придумает что-то свое.
    • Время размышления не ограничено одним – двумя часами занятия в группе МШ.

    Если листов с идеями немного или их нет – это говорит о том, что следует найти способы побудить своих сотрудников относиться к работе более творчески.

    СОЛО. Для проведения МШ самостоятельно лучше завести для своих идей специальную картотеку. Важно «увековечивать» абсолютно все идеи – удачные и не очень, кажущиеся абсурдными и пустыми. Если идея появилась – запишите её.

    ВИЗУАЛЬНЫЙ МШ. Фиксация идей с помощью рисунков. Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка поможет вам не только зафиксировать удачную идею, но и не потерять темп в процессе размышлений.

    Преимущества:

    • Скорость и гибкость мышления
    • Отсутствие преждевременной критики

    Если коротко и сухо описать данный метод, то это, уважаемый коллега, всё. На деле же происходит (или не происходит - это зависит от организации) масса интересного, т.к. эмоциональная включенность, целеустремленный поиск лучшего решения, доверие коллег позволяют ощутить драйв совместного творчества. А удовлетворение от найденного решения с лихвой возмещает все энергетические и временные затраты.

    Список литературы:

    1. Г.С. Альтшуллер «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» Версия 3.0 электронная книга «Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера»

    2. Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» Феникс Ростор-на-Дону 2007

    3. под редакцией Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» Ювента Институт Тренинга Санкт-Петербург 1999