Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое тренинг и зачем он нужен? Цели и виды тренингов. Понятие о тренинге, виды тренинга, психологический тренинг

    Что такое тренинг и зачем он нужен? Цели и виды тренингов. Понятие о тренинге, виды тренинга, психологический тренинг

    Тренинг - слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг - это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?

    История тренинга

    Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.

    Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.

    Особенности тренинга

    Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг - это не просто тренировка или лекция, это - нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.

    Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов. Группа - это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.

    Классификация тренингов

    В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.

    Итак, тренинги бывают следующих видов:

    Бизнес-тренинги.

    Психологические тренинги.

    Личностные тренинги.

    Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:

    Инструментальные тренинги.

    Фундаментальные тренинги.

    Три вида тренингов

    Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.

    Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки. Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека - комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола - чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.

    Две цели тренингов

    Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции - знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.

    Психологический тренинг

    Тренинг - это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.

    Психологический словарь

    Тренинг (от англ. train - тренировать, тренироваться) - один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения.

    В самом общем виде Т. направлен на повышения общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена тренинговой группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п. Понятие Т. используется для обозначения широкого круга методик, основывающихся на самых различных теоретических подходах и принципах, при этом считается, что единой классификации Т. не существует.

    В настоящее время психологический тренинг занял уверенную позицию как метод и научно-практическое направление .

    Психологический тренинг и его элементы во все большей степени проникают в практику, в область профессиональной деятельности, охватывая все стороны ее психологического обеспечения.

    Цель психологического тренинга - достижение разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы, организации.

    Можно определить тренинг как, многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

    Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К.Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчет в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, какую реакцию у них вызывает их поведение. К.Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как видят его другие.

    В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Таким образом, основной целью использования таких групп являлось улаживание конфликтных ситуаций в рабочих группах; а также оптимизация отношений рабочих и служащих.

    В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М.Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью применения разработанных М.Форвергом работ стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

    Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Этот метод активно применяется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической группы, руководителями предприятий и организаций.

    Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделяют 5 типов групповой работы:

    1. «Я-Я» - группы направлены на изменения на уровне личности, личностный рост. Главные источники преобразования - внутриличностные;
    2. «Я-Другие» - группы направлены на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как происходит процесс межличностного влияния в зависимости от способа поведения;
    3. «Я-Группа» - группы, направленные на взаимодействие личности с группой, как социальной общностью;
    4. «Я-Организация» - группы ориентированы на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях;
    5. «Я-Профессия» - группы ориентированы на субъекты конкретной профессиональной деятельности (Bachanan, Reisel, 1972) (34.81).

    Психологические тренинги классифицируются:

    • по форме проведения - Индивидуальный. Групповой.
    • по составу участников - Реальные группы. Квазиреальные группы. Группы незнакомых людей.
    • по композиции - Однородные группы (по возрасту, полу, культуральным особенностям, профессии,
    • региональным особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, мотивации). Неоднородные группы.
    • по уровню изменений - Субъектный (изменения происходят преимущественно на уровне умений и навыков). Личностный (изменения происходят преимущественно на уровне личностных свойств).
    • по организации - Фрагментарный тренинг. Программированный тренинг.
    • по целям и задачам - Коммуникативный тренинг. Интеллектуальный тренинг. Регулятивный тренинг. Тренинг специальных умений.

    Структура тренинга:

    Профессионально ориентированные программы тренинга для социономической группы структурно включают в себя два основных блока:

    1. базовый (универсальный);
    2. блок специальных умений.

    В программах базового блока решаются задачи, связанные с преднамеренными изменениями на уровне личности профессионала и субъектных характеристик, существенных для эффективной деятельности во всем пространстве профессиональной среды и жизнедеятельности.

    В блоке специальных умений основное внимание уделяется развитию узкоспециальных умений и навыков, специфических для конкретной профессиональной группы, организации в целом или определенного периода ее развития.

    Зачастую в базовый блок включаются программы креативности, партнерского общения, сенситивности, уверенности в себе и групповые формы аутотренинга. В блок специальных умений - программы личностного влияния, формирования команды, философии и стратегии организации, тренинг эффективного взаимодействия с людьми.

    Общая цель социально-психологического тренинга - повышение компетентности в общении. Она может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок. Цель также достигается коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, его невербальные и вербальные проявления.

    Психолог-практик помогает справиться с проблемами и трудностями, не только осуществляя психодиагностику, консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию, но и через обучение и передачу своих знаний клиентам, через социально-психологический тренинг.

    Психолог передает теоретические знания в области психологии посредством бесед, лекций, семинаров. Информируя клиента о чем-то, что может помочь ему справиться с проблемой, психолог способствует развитию личности.

    Традиционные методы обучения дают знания, но, к сожалению, не практические навыки. Для передачи навыков существует особая, активная форма обучения – тренинг.

    Слово «тренинг» – это лексическая калька, взято оно из английского языка. Английское «training» переводится как «тренировка, обучение, воспитание, подготовка».

    Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.

    Кроме социально-психологического, есть и другие виды тренингов :

    • бизнес-тренинги,
    • навыковые тренинги,
    • образовательные тренинги,
    • психотерапевтические тренинги,
    • тренинги для тренеров.

    Цель социально-психологического тренинга – развить умения и навыки участников группы, которые поспособствуют личностному росту и повышению эффективности в области межличностного общения.

    На тренинге можно развить :


    Задачи для участников группы определяются, меняются, дополняются в зависимости от специфики темы тренинга, но основными, как правило, являются:

    • понимание других людей в процессе общения,
    • понимание самого себя,
    • саморегуляция,
    • коррекция неадекватных навыков общения и поведения,
    • приобретение новых, адекватных и эффективных навыков и умений.

    Тренинговая группа и психолог-тренер

    История социально-психологического тренинга прослеживаются с давних времен, но формированием стройной теории и развитием практики, тренинг обязан американскому психологу К. Левину.

    Теория тренинговых групп формировалась и применялась практически К. Левиным в 40–60-е годы ХХ века. Автор считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и психотерапии. И сегодня большинство психологов с ним согласны.

    Группа людей – это социум в миниатюре. Оптимальное количество участников группы – 10-12 человек . Продолжительность тренинга может быть различной, но одно занятие, как правило, длится не более 60 минут .

    Тренинговые группы бывают:

    • закрытыми, с постоянным составом участников,
    • открытыми, в любой момент в такую группу может вступить новый участник.

    Продуктивнее работают закрытые группы.

    Процессы, происходящие внутри группы, называют «групповой динамикой », к ним относятся:

    • лидерство,
    • руководство,
    • деловые отношения,
    • межличностные отношения,
    • конфликты,
    • групповое принятие решений и другие.

    Принципы организации тренинговых групп:

    1. Добровольность. Участники самостоятельно принимают решение, участвовать в тренинге или каких-то отдельных, предлагаемых тренером, упражнениях или нет. Принуждение неприемлемо.
    2. Информированность. Каждый клиент имеет право знать, что с ним будет происходить на тренинге.
    3. Самодиагностика. Участник тренинга должен быть заинтересован в самопознании и самораскрытии; суметь понять, сформулировать, признаться в существующей проблеме.
    4. Диалогизация взаимоотношений. В группе должно быть полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, заинтересованности, доверии.

    Тренер для группы – лидер. Его стиль управления демократический, то есть групповые решения принимаются с учетом интересов как тренера, так и участников, а ответственность между ними распределяется поровну.


    Работа психолога-тренера
    заключается в:

    • организации,
    • методическом обеспечении,
    • проведении тренинга.

    Основные обучающие методы , которые используются тренер на занятиях, это:

    • разминка,
    • мини-лекция,
    • сбор мнений,
    • мозговой штурм,
    • упражнение, кейс,
    • групповая дискуссия,
    • ролевая игра,
    • деловая игра, метафорическая деловая игра,
    • видеоанализ и другие.

    Психолог проводит групповые социально-психологические тренинги, совмещая в своей работе преподавательскую, ораторскую, организаторскую, экспериментальную и консультативную деятельность.

    Психолог-тренер должен обладать достаточным уровнем квалификации, знаниями и опытом работы, быть харизматичным, остроумным, энергичным.

    1. Герман Марасанов “Социально-психологический тренинг”
    2. Николай Цзен, Юрий Пахомов “Психотренинг. Игры и упражнения”
    3. Александр Прутченков “Социально-психологический тренинг в школе”
    4. Елена Дагаева “5 тренинговых программ”под ключ”. Практическое руководство”>
    5. Татьяна Эксакусто “Групповая психокорркеция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития”
    6. Михаил Кипнис “Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга”

    Согласно «Психологическому словарю»: тренинг (от англ. train - обучать, воспитывать) - это «систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг И др.»

    В 50-х годах прошлого века в США, а затем и в странах Западной Европы стали возникать и быстро развиваться особые формы психотерапевтической работы: «тренинговые, или Т-группы». В них собирали людей психически здоровых, но имеющих психологические проблемы: им было трудно понимать самих себя, регулировать собственные эмоции и поведение, они утрачивали чувство осмысленности и интерес к жизни, испытывали трудности при общении с другими людьми, чувствовали себя одинокими и т.п. Эти проблемы сильно затрудняли людям жизнь, иногда приводили к поведению, странному, даже ненормальному с точки зрения окружающих, а нередко - и к попыткам самоубийства. Тренер-психолог старался воздействовать на своих клиентов не только непосредственно, но и через других членов группы.

    Многим людям становилось легче уже от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные же затруднения. В группе каждому человеку гарантировались поддержка и сохранение тайны всего, что говорилось во время встреч, поэтому люди могли в условиях относительной психологической безопасности рассказать о своих проблемах и трудностях, снова пережить трудные ситуации, не скрывая своих эмоций, услышать мнения других людей, в том числе специалиста-тренера, опробовать новые для них формы поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

    В настоящее время слово «тренинг» используется весьма широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. Понятно, что психологический тренинг касается психологических навыков: саморегуляции, развития собственной личности, общения и т.п., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми.

    Теоретические обоснования и техники проведения тренингов интенсивно развиваются во всем мире. Сейчас выделились три крупных направления: 1)

    тренинги личностного роста; 2)

    тренинги общения; 3)

    бизнес-тренинги.

    Логическую схему взаимосвязей между этими видами тренингов рассмотрим более подробно.

    Тренинги личностного роста наиболее близки к психотерапевтическим группам. В них с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может понять свои неосознаваемые страхи, избавиться от внутренних барьеров, лучше узнать, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную оценку способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки.

    (О личности, личностном росте и других связанных с ними понятиях, будет более подробно написано в главе 2).

    Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях общения, развить у них соответствующие навыки. Предполагается, что умения и навыки, приобретенные в «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут учащимся преодолеть трудности в реальной жизни. Предполагается, что опыт учебно-тренинговой группы сыграет роль своеобразной «прививки», которая позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Конечно, даже самый лучший тренинг не подготовит человека ко всем возможным жизненным ситуациям, но он поможет избежать наиболее грубых ошибок и снизит остроту эмоционального стресса, возникающего при неизбежных трудностях в общении.

    Тренинги личностного роста и общения тесно взаимосвязаны, и их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Методы социально-психологического тренинга весьма разнообразны, но в их основе - групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководи- тель-тренер стремится к тому, чтобы при «погружении» в особую тренинговую среду участники могли лучше осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Видимым, проверяемым результатом успешного тренинга должны стать: возросшая (адекватная) самооценка, изменение стратегий поведения, снятие барьеров в общении. Все это создает условия для внутреннего личностного роста. Успешный тренинг всегда характеризуется рядом побед, как внешних (в управлении поведением), так и внутренних (в саморегуляции). Но эти достижения нельзя завоевать раз и навсегда, их можно только поддерживать, что не всегда удается.

    Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов. Поскольку подобные трудности характерны для многих молодых людей, учащиеся - бдущие работники социальной сферы особенно нуждаются в проведении такого тренинга.

    Бизнес-тренинги являются разновидностями первых двух категорий, но они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирования команд, эффективного управления и т. п. Результаты бизнес-тренингов наиболее наглядны, поскольку они проявляются в эффективности работы, но, тем не менее, окончательно решить, насколько результативен был тренинг, можно только спустя некоторое время, когда будет ясно, насколько эффективнее стала работа, как изменилась психологическая атмосфера в коллективе и т.п.

    Психологический тренинг

    Психологи́ческий тре́нинг - форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом обеспечивающим эффективное обучения и развитие, является постоянном сочетании в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

    Следует отличать психологические тренинги от групповой психотерапии .

    Многие практики, формально называющие себя психологическими тренингами, критикуются некоторыми авторами как психокульты .

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Психологический тренинг" в других словарях:

      психологический тренинг - Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым… … Справочник технического переводчика

      психологический тренинг - 2.2.4.7 психологический тренинг: Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно психической напряженности, формирование личностных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Социально-психологический тренинг - (от англ. train, training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и… …

      Перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг Л. А. Петровской - Л. А. Петровская стояла у истоков становления практики социально психологического тренинга в нашей стране и ее теоретического осмысления с конца 1970 х гг. В 1982 г. она ввела в научный обиход само понятие «социально психологический тренинг» (С.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

      Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Финансовый словарь

      ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЛИНГВО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ. Метод обучения иноязычной речи взрослых людей, разработанный И. М. Румянцевой на основе «интегративной модели речи». Представляет собой систему целенаправленных, взаимообусловленных и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Словарь бизнес-терминов

      Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. В отечественной литературе авторы,… … Психотерапевтическая энциклопедия

      ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - специальные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их коррекции. Множество форм группового тренинга разделяют на два больших класса: ориентированные на развитие социальных умений (напр., умение вести дискуссию,… … Профессиональное образование. Словарь

      Социально-психологический тренинг с осужденными - Форма групповой подготовки (тренировки) осужденных для получения навыков в решении социальных и личных проблем. Основная цель СПТ – подготовка осужденных к законопослушному образу жизни на свободе. Тренинг способствует как развитию личности, так… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Книги

    • Психологический тренинг партнерского общения подростков с ограниченными возможностями здоровья , Ростомашвили И. Е., Колосова Татьяна Александровна. В учебно-методическом пособии представлена концепция проведения психологического тренинга в условиях инклюзивного обучения. Изложена специфика работы с подростками, имеющими ограниченные…