Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Характеристика зарубежных моделей рынка труда. Сравнительный анализ моделей. Модели рынков труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и проблеммы их регулирования

    Характеристика зарубежных моделей рынка труда. Сравнительный анализ моделей. Модели
 рынков
 труда
 в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и проблеммы их регулирования

    Новая экономика была бы немыслима без гибкого рынка труда в США. Каждый американец меняет работу раз в пять лет, а то и чаще. Рабочая сила в США мобильна, и может в одночасье переместится с Западного на Восточное побережье страны и наоборот, если там появятся новые рабочие места с высоким уровнем оплаты. В свое время быт американцев изменила автомобилизация страны и наличие прекрасных дорог, в настоящее время высокоразвитая информационная, транспортная и жилищная инфраструктура страны открывают новые возможности всем ищущим работу. В США трудится немало иностранцев, привлеченных более высокой оплатой труда, чем у себя на родине. Иностранцы представляют собой как лучший интеллектуальный потенциал европейских и азиатских стран, так и многочисленную неквалифицированную рабочую силу.

    Модель рынка труда США характеризуется децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. Рынок труда США имеет ярко выраженную ориентацию на внешний рынок: уровень безработицы 5-6% (пособие по безработице получают 30%; длительность выплаты пособия: 26 недель), гибкие процедуры найма и увольнения, высокая территориальная и межфирменная мобильность рабочей силы.

    Так же американская модель характеризуется высокой активностью субъектов рынка труда, поощряемая государственной политикой поддержки конкурентного состояния экономики и всей жизненной установкой на индивидуальный успех, на зарабатывание денег, культивируемой в обществе его основными институтами (государством, средствами массовой информации, наукой, литературой, образованием и т.д.). Рядовой американец заражен желанием приобретать деньги, класть их в банк, покупать акции и т.д., чтобы снова получить деньги, но уже с прибылью, словом, поощряется активная роль предпринимателя и работника.

    Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях, на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата выступает как результат индивидуальных и коллективных переговоров, заключения контракта или коллективного договора. Важную роль в коллективных переговорах играют профсоюзы. Большинство из них строится по отраслевому принципу. В итоге заработная плата зависит от спроса и предложения рабочей силы, сложности работ, производительности труда, возможностей предприятия.

    Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность.

    Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

    Однако преобладающим все-таки остается внешний рынок, о чем говорит более высокая безработица. На предприятиях действует жестокое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе на другую работу.

    Так же американская модель характеризуется минимальным вмешательством государства в экономику, незначительной долей государственного сектора, ориентацией на свободное предпринимательство и свободный рынок и минимальную (относительно) социальную защиту населения.

    Американская модель вызывает у европейцев восхищение. Многим правым и, конечно же, тем, кто занимает высокие посты в официальных экономических учреждениях, американский вариант свободного рынка, кажется идеальным типом. Он - высшая форма капитализма. Ему следует возносить хвалы за его эффективность и технологический динамизм, а также за его способность обеспечить полную занятость - и все это без гнета правительственного регулирования и контроля.

    Модель государственного регулирования рынка труда в США2004 г. Похожие работы на тему "Модель государственного регулирования рынка труда в США":
    Другие работы:

    Год: 2004 г.

    Введение

    В США сформировалась мобильная и хорошо подготовленная рабочая сила, практически по любому показателю находящаяся на уровне мировых стандартов. В 90-е годы в стране создано более 22 млн рабочих мест. За последние четверть века не было столь низкой безработицы - 4% (5,5 млн) в ноябре 2000 г. Число занятых достигло в начале 2000 г. 135 млн.

    В отраслевой структуре рабочей силы усиливаются сдвиги, выражающиеся, во-первых, в ее дальнейшей урбанизации, во-вторых, в наиболее глобальном структурном сдвиге - из отраслей материального производства в сферу производства нематериальных форм богатства и услуг, в-третьих, во внутренних изменениях в структуре занятости обеих сфер экономики в пользу быстро растущих наукоемких отраслей.

    Сократится численность рабочих в сельском хозяйстве, к концу 90-х годов составившая примерно 3,5 млн человек (менее 3% совокупной рабочей силы). Занятость в материальном производстве (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве) в абсолютном выражении увеличится незначительно, исключительно за счет строительства (с 4,8 до 8,6 млн человек), при том в промышленности она останется стабильной (на протяжении последних 30 лет около 19-20 млн).

    В то же время доля занятости в материальном производстве сократилась за последние 30 лет почти вдвое (с 33,2 до 19,4%), что объясняется ростом численности работающих в сфере услуг. С 1970 по 2000 г. занятость в сфере услуг возросла с 47,3 млн (66,7% несельскохозяйственной рабочей силы) до 105 млн человек (около 80%).

    Согласно прогнозам, к 2006 г. занятость в сфере услуг возрастет на 7 млн и составит 112 млн человек. Такой огромный перевес, которого нет в других странах мира, отражает общий высокий уровень производительности труда, особенно в обрабатывающей промышленности, и принципиально новое значение сферы услуг.

    Весьма заметны сдвиги и в профессиональной квалификационной структуре рабочей силы. К началу 2000 г. доля занятых преимущественно умственным трудом достигла почти 60%. Доля же лиц преимущественно физического труда, к которым относят рабочих всех уровней квалификации и так называемых работников обслуживания (поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, охранников, прислугу и т.п.), медленно, но неуклонно сокращается.

    Впечатляющи изменения в образовательном уровне рабочей силы. К началу 2000 г. около 83% населения в возрасте 25 лет и старше имело среднее, а 24% - высшее образование. Это качественный сдвиг по сравнению с 1970 г., когда среднее образование имело менее 54% населения и лишь 10% закончили университеты и колледжи. В 1996 г. в США присвоено 45 тыс. докторских степеней и 406 тыс. степеней магистра наук. Среднее число лет обучения трудоспособного населения достигло к 2000 г. тринадцати, что на год превосходит уровень средней школы. Таким образом, по агрегированным показателям образовательного уровня американская рабочая сила является одной из наиболее подготовленной в мире.

    Картина была бы неполной без рассмотрения других ее срезов. Так, важной тенденцией является рост экономической активности женщин, степень которой к концу 90-х годов достигла 60% по сравнению с 40% в середине 60-х годов и 28% в 1940 г. Сейчас женщины составляют почти половину рабочей силы страны.

    Состав рабочей силы, как и всего населения США, становится все более многонациональным и многорасовым. Во второй половине 90-х годов 73,6% населения составляли белые, 12 - афроамериканцы, 10,2 - испаноязычные, 3,3 - азиатского происхождения, 0,7% - индейцы. В 2050 г., согласно прогнозам, эти соотношения существенно изменятся. Доля белых понизится до 52,8%, испаноязычных возрастет до 24,6, афроамериканцев - до 13,6, азиатского происхождения - до 8,2, индейцев - до 0,9%.

    Такого рода сдвиги связаны с сокращением рождаемости среди белого населения, а также масштабной иммиграцией из стран Латинской Америки и Азии, на которую приходится основной прирост населения США. Если в настоящее время представители национальных меньшинств составляют примерно 25% рабочей силы страны, то к середине нового века ожидается почти 50%.

    Несмотря на низкий уровень безработицы, ее масштабы в отдельных группах рабочей силы по-прежнему весьма заметны. В частности, уровень безработицы среди представителей этнических меньшинств - испаноязычного населения и афроамериканцев - почти вдвое превышал в апреле 2000 г. общенациональный уровень, а молодежи в возрасте 16-19 лет - более чем в 3 раза (12,7%).

    Сохраняется и даже увеличивается разрыв в оплате труда работников разного уровня квалификации. Хотя реальные доходы населения после длительного застоя в 70 - 80-е годы и большую половину 90-х годов с 1996 г. вновь обнаружили тенденцию к устойчивому росту, темпы последнего различаются по группам, усиливая неравенство в доходах. Более того, реальные доходы большинства низкоквалифицированных категорий занятых понижаются. Если в конце 70-х годов лица с высшим образованием зарабатывали в среднем на 38% больше тех, кто имел среднее образование, то в конце 90-х годов разрыв увеличился до 71%.

    Серьезной проблемой остается неравенство в уровне образования среди этнических групп и разные возможности его получения. К началу нового века наиболее высокий процент закончивших среднюю школу был среди американцев азиатского происхождения - более 90%. Среднюю школу заканчивает примерно одинаковое количество белых и черных американцев - 88% и 86% соответственно, что впервые произошло в конце 90-х годов. Среди испаноязычного населения процент завершивших среднее образование существенно ниже - 62%. В немалой степени это связано с большой долей иммигрантов из Латинской Америки, многие из которых не закончили среднюю школу.

    Хуже ситуация среди представителей этнических меньшинств с получением высшего образования. В 1997 г. его имели 42% американцев азиатского происхождения, 25% белых, и только 13% чернокожих и 11% испаноязычных. Все говорит об экономическом неравенстве различных этнических групп, ограничивающем доступ к высшему образованию.

    Все еще имеют место случаи дискриминации на рынке труда и рабочем месте. Так, только в 1998 г. в Федеральную комиссию по равным возможностям в сфере занятости поступило 12,5 тыс. жалоб на ущемление прав по признаку расовой или этнической принадлежности, пола, религии, возраста или состояния здоровья, которые были рассмотрены и решены в пользу работников.

    Перечисленные во многом традиционные для американского рынка труда проблемы не потеряли остроты. Вместе с тем современное экономическое развитие, связанное прежде всего с информационными технологиями и глобализацией, меняет многие параметры сферы труда.

    1. Состояние рынка труда в США

    Модель рынка труда в США тяготеет к рынку, ориентирующемуся на географическое и профессиональное движение рабочей силы, т.е. на заполнение рабочих мест путем движения работников между предприятиями (фирмами). Условно он назван внешним рынком.

    В рамках такого рынка фирмы комплектуются кадрами со стороны, набирают готовых работников нужной профессии и квалификации, рассчитывая на их подготовку вне предприятия. Основная же норма подготовки на таких предприятиях - ученичество.

    В США в 2000 году работало более 134 млн. человек, не работало 5.6 млн. Уровень безработицы в последние годы не превышал 4-6%. Среди молодых людей в возрасте 16 - 19 лет безработных больше всего.

    Средняя продолжительность рабочей недели в США 39.6 часов, средний отпуск 2 недели.

    Оплата труда бывает почасовая и сдельная. Почасовая оплата (salary) практикуется в большинстве организаций и предприятий. Сдельную оплату применяют на некоторых предприятиях, а также в тех сферах, где работники получают определенный процент от заключенных сделок (commissions), в торговле, продаже недвижимости, туристском бизнесе и т.п. Существуют также смешанные формы оплаты (и почасовая, и комиссионные - salary plus commissions), которые часто используются, например, для оплаты работы продавцов.

    Если сотрудник нанимается на работу за почасовую плату, то ему устанавливается определенная продолжительность рабочей недели (обычно 35 или 40 часов). Если количество фактически проработанных вами часов превышает эту норму, то он получает право на сверхурочную оплату. Обычно часы, проработанные сверхурочно, оплачиваются в полуторном размере. Однако такая повышенная оплата не происходит автоматически, а лишь в том случае, если работники получили предложения от работодателя на сверхурочную работу. Переработка часов без наличия предварительного предложения от предпринимателя может означать, что оплата за них производиться не будет.

    Если наличие сверхурочной работы было предварительно обговорено и сотрудник получает за нее дополнительную плату, то у него уже нет права отказаться от такой работы. Отказ выполнять ее будет рассматриваться как невыход на работу без уважительной причины и может привести к увольнению.

    Почасовые тарифы сильно различаются в зависимости от вида работы, но у всех тарифов есть одно общее свойство - они не могут быть меньше минимального, устанавливаемого государством. С 1 сентября 1997 года минимальный объем заработной платы в США $5.15 в час. В 2001 году такую зарплату получали 3.2% сотрудников американских компаний.

    Каждый штат имеет право определять собственный уровень минимальной оплаты труда, но он не может быть меньше установленного федеральным правительством. Исключения из закона о минимальной оплате труда возможны только в тех случаях, когда сам характер трудовой деятельности предполагает получение работником какой-либо дополнительной оплаты (например, получаемые официантом или портье чаевые).

    Американское трудовое законодательство запрещает предпринимателю в любой сфере выплачивать зарплату реже чем раз в две недели, а при работе, связанной с ручным трудом, - реже чем раз в неделю.

    За последние десять лет сократилось число американцев, состоящих в профсоюзах. По данным Department of Labor в 1983 году членом профессионального союза был каждый пятый житель США. В 2000 году только 13.5% американцев (16 млн. 258 тыс.) состояли в профсоюзе.

    34% компаний США создают для своих сотрудников пенсионные планы - кладут деньги на особый инвестиционный счёт, которым человек может воспользоваться по достижению пенсионного возраста. Каждая пятая такая компания вкладывает пенсионные средства своих работников в собственные акции.

    Бюро Статистики Рынка Труда США (Bureau of Labor Statistics) спрогнозировала развитие рынка труда в США на ближайшие десять лет. Более всего будут востребованы следующие профессии: учителя, компьютерного специалиста (практически, все специализации), медсестры, водителя грузовика, бухгалтера, менеджера в области маркетинга и продаж, автомеханика, полицейского, социального работника, инженера. Увольнения грозят сельскохозяйственным рабочим, телефонным операторам, банковским кассирам, сотрудникам страховых компаний, машинисткам, портным, мясникам, продавцам и киномеханикам.

    Американская экономика глобализируется в наибольшей степени, что позволяет ей извлекать максимальные выгоды из проникновения на другие рынки. Так, только за 1987- 1997 гг. американский экспорт возрос на 140%, что составляет 30% общего прироста макроэкономических показателей.

    Для США очевидны преимущества глобализации: дешевый импорт из третьих стран сдерживает инфляцию и способствует увеличению доходов и потребительского спроса; идет приток капиталов и квалифицированной рабочей силы (прежде всего ученых и инженеров) из-за рубежа. Приток капиталов, кроме того, удерживает ставки ссудного процента на низком уровне; рост экспорта американских товаров означает дополнительные рабочие места, часто высокооплачиваемые; вывоз капитала за рубеж, особенно прямых инвестиций, создает благоприятные условия для функционирования американских компаний в мировом хозяйстве за счет более низких издержек производства.

    Многие отмеченные процессы имеют негативный эффект. Во-первых, миллионы американцев теряют рабочие места вследствие перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта (США имеют большой отрицательный торговый баланс - более 350 млрд долл. в 2000 г.). Причем в результате распространения информационных технологий предприятия сферы услуг (финансовые, компьютерные, транспортные, инжиниринговые и пр.) становятся уязвимыми с точки зрения угрозы перенесения их деятельности в страны с более дешевой рабочей силой. Во-вторых, усиление международной конкуренции все чаще приводит к снижению ставок заработной платы как альтернативы вывоза предприятий за рубеж. В-третьих, поскольку предприятия, открываемые за рубежом, оснащаются самым современным оборудованием, собственно американские предприятия могут потерять их конкурентные преимущества - высокое качество и надежность товаров. В-четвертых, иммигранты в США, особенно нелегальные, и иностранная рабочая сила на американских предприятиях за рубежом нередко используются с нарушением основных трудовых стандартов, принятых МОТ в 1998 г. и обязательных для исполнения всеми странами-участницами. Имеются в виду пять фундаментальных принципов - право на свободу ассоциаций, право на заключение коллективных договоров, ликвидация обязательного или принудительного труда, ликвидация детского труда, ликвидация дискриминации при найме на работу. Кроме того, в самих США применительно к нелегальным иммигрантам нередко нарушается и американское законодательство о минимальном уровне оплаты труда, составляющем в 2000 г. 5,15 долл. в час.

    Судя по всему, на данном этапе положительные последствия глобализации для американской экономики и рынка труда явно преобладают. В отдельных отраслях эффект глобализации особенно заметен. Так, в моторостроении 47% занятых непосредственно связаны с работой на экспорт, аэрокосмической отрасли и производстве электронных компонентов - 44, добыче железных руд - 42, на водном транспорте - 41%.

    Вместе с тем безусловны и потери в плане ликвидации рабочих мест в результате перевода предприятий за рубеж, особенно металлургических и текстильных, производства одежды, отдельных отраслей обрабатывающей промышленности. Например, отрасль по производству автомобильных запасных частей с 1978 по 1999 г. потеряла 1/3 занятых, поскольку новые предприятия, взамен закрывшихся в США, начали работать в Мексике. Еще один результат влияния международной конкуренции на эту отрасль: средние заработки здесь упали на 9% в реальном исчислении.

    Попытки работников противостоять негативным последствиям, как правило, наталкиваются на сопротивление предпринимателей. По данным исследования Корнельского университета, 62% предпринимателей в обрабатывающей промышленности, где намечалось открытие новых профсоюзов, угрожали работникам перевести предприятия за рубеж.

    Таковы проблемы, создаваемые экономической глобализацией.

    2. Модель государственного регулирования рынка труда в США

    Для американского рынка труда характерно децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которая принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объемов производства, продолжительность же рабочего времени одного работника не меняется. В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

    Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями. На законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат). Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможности предприятий. Страхование по безработице производится на федерально- штатной основе. Федеральным законодательством определены общие принципы страхования по безработице, уточненные и дополненные законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания JBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, социальные льготы и поощрения.

    В США в соответствии с законом об иммиграции 1991 г. годовая квота на общее число иммигрантов, прибывающих в США (начиная с 1995 г. - 675 тыс. чел.), Законом предусматривается, что в пределах названной квоты 140 тыс. разрешений на въезд будет предоставлено опытным высококвалифицированным специалистам, рабочим, учёным и представителям профессий, в которых экономика США испытывает потребность. При этом 55 тыс. виз назначается для европейских стран (до 1995 г. - 40 тыс.), специальная годовая квота предусматривается для лиц, желающих въехать в США и готовых инвестировать в экономику страны средства в размере не менее 500 тыс. долл. Под давлением компьютерных компаний было решено выдавать в 2001-2003 гг. дополнительно 36250 виз высококвалифицированным работникам из-за рубежа, желающим работать в компьютерной индустрии США. За каждого приглашенного иностранного специалиста американские компании должны будут отчислять в госбюджет США 2 тыс. долл., а если доля иностранной рабочей силы в компании превысит 15%, то - 3 тыс. долл. На получаемые деньги создаются центры по переквалификации самих американцев. Квотирование является методом государственного регулирования национального рынка труда, о влиянии миграции на занятость и уровень оплаты труда в США говорит таблица.

    Таблица 1

    Влияние иммиграции на занятость и заработки коренного населения США (в%)

    * Влияние 10-процентного увеличения численности иммигрантов на количество

    отработанных коренным населением недель.

    ** Работники мужского пола.

    Источник: Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family Tics, and Group Identities, p. 251-255.

    В США предприниматели, нелегально нанимающие иностранцев, подвергаются штрафу до 10 тыс. долл. США.

    Региональные различия характерны для развитых стран и в регулировании процессов, протекающих на рынке труда. В США, например, это обусловлено и различием законодательств штатов. По отдельным штатам продолжительность выплат пособий, максимальный и минимальный размер пособия колеблется весьма значительно. Например, штате Нью-Йорк она составляет 52 недели. Максимальные размеры средненедельного пособия отмечаются в Массачусетсе и Коннектикуте. В тринадцати штатах и округе Колумбия предусмотрены надбавки на иждивенцев безработных. Так, в штате Массачусетс надбавки составляют 19% максимального размера еженедельного пособия по безработице, в штате Мэн - 50%. В штатах Нью-Йорк, Иллинойс, Мичиган, Монтана, Флорида, размеры пособия рассчитываются как процент от средненедельной заработной платы; в Массачусетсе, Коннектикуте, Мэне, Висконсине, Канзасе, Техасе, Луизиане, Калифорнии - от ежеквартальной, а на Аляске - от ежегодной. Наименьшие по величине пособия выплачиваются в Пуэрто-Рико, Луизиане, Алабаме, Южной Дакоте, Миссисипи, Теннесси, наиболее высокие - в Нью-Джерси, Коннектикуте, Массачусетсе, округе Колумбия. В штате Мичиган размер пособия составляет 70% еженедельного дохода претендента после уплаты налогов, но не менее 57,5% средней заработной платы в штате795. В штате Вашингтон, к примеру, безработный может рассчитывать на пособие сразу за шесть месяцев, если убедит чиновника, что сумеет использовать средства на открытие собственного дела. В штате Массачусетс функционирует специальный фонд помощи безработным из частных источников, который предоставляет ссуды безработным для занятия мелким бизнесом.

    Заключение

    Главным ответом на вызовы новых технологий и растущей глобализации является повышение уровня образования, улучшение профессиональной подготовки рабочей силы, использование новых форм организации труда. Работники просто вынуждены постоянно учиться и переучиваться. По данным министерства труда США, более половины молодых людей в возрасте 17-27 лет, как имеющих, так и не имеющих высшее образование, участвуют в каких-либо программах так называемого образования взрослых, т.е. в программах повышения квалификации. При этом, например, только в 1991 г. около 80% выпускников вузов в возрасте до 27 лет участвовали в программах повышения квалификации. Программы осуществляются в основном по линии частного сектора. По опросам, около 70% американских компаний использовали в конце 90-х годов какие-либо формы профессиональной подготовки, среди крупных компаний таковых 95%.

    Столь широкий охват работников связан во многом с тем, что базовое образование (школьное или даже высшее) нередко не успевает за требованиями технологической революции, а часто находится на низком уровне. По результатам обследований Американской ассоциации управления, примерно 20% населения по основным показателям грамотности находятся на уровне 5-го класса средней школы. Эти же обследования показывают, что претенденты на работу не выдерживают профессионального тестирования, особенно по математике. С 1996 по 1997 г., например, удельный вес таких претендентов возрос с 19 до 36%. Как заключают эксперты ассоциации, столь резкое ухудшение результатов тестирования связано не с неожиданным ухудшением интеллектуальных способностей новой рабочей силы, а с возросшими требованиями к общей грамотности и знанию математики.

    Нельзя не отметить также роль государства, наращивание его усилий по улучшению системы образования. Особое внимание уделяется высшему образованию: в стране поставлена задача сделать его столь же доступным, как и среднее.

    Государственные ассигнования на высшее и среднее образование постоянно увеличиваются: в 1999 г. они составили примерно 500 млрд долл.

    Для улучшения качества, повышения производительности и адаптивности труда к новым технологиям предприниматели все шире применяют нетрадиционные формы его организации и стимулирования. Речь идет об активном вовлечении работников в принятие управленческих решений, использовании различных схем ротации работников, расширении их полномочий в целях максимальной реализации возросшего образовательного и квалификационного потенциала, а также для улучшения социального климата на производстве. Этому же способствуют и программы наделения работников производственными активами предприятий, участие их в распределении доходов. По данным Национального центра собственности работников, в начале 2000 г. в США насчитывалось около 10 тыс. компаний, где определенной долей акционерного капитала владели работники. Всего в таких программах (они известны под аббревиатурой ЭСОП - Employee Stock Ownership Plans, хотя есть и другие) участвует, по разным оценкам, от 7 до 10 млн работников.

    Новой тенденцией в демократизации собственности в США является предоставление рядовым работникам права на опционы, т.е. на выкуп части акционерной собственности компании по фиксированным ценам в благоприятное время. Ранее такая практика распространялась только на высший управленческий персонал.

    В условиях стабильного роста и растущего спроса на рабочую силу, прежде всего высококвалифицированную, в США значительно меняется вся система оплаты труда. Хотя годовой прирост номинальной заработной платы сократился с 5,2% в 1990 г. до 4,2% в 1999 г., значительно возросли другие формы компенсации - бонусы, опционы, участие в прибылях, выплаты по болезни, оплата выходных дней и отпусков и т.д. Как отмечают эксперты консультативной компании “Хьюет асошиэйтс”, уже 70% американских компаний предлагают своим сотрудникам опционы по покупке акций, различные бонусы и социальные льготы, удерживая таким образом наиболее подготовленную и квалифицированную рабочую силу.

    Еще одной тенденцией, позволяющей учитывать возможности современных технологий и сокращать издержки на рабочую силу, стало распространение нетрадиционных графиков труда прежде всего двух категорий работников - временных и работающих по так называемым альтернативным режимам труда.

    К первой категории относятся работники, не имеющие контракта в какой-либо форме, письменной или устной, и нанятые для выполнения временной, разовой работы. В 1997 г. их насчитывалось 5,6 млн, или 4,3% общей численности. Другая категория - 12,2 млн человек, или 9,3% рабочей силы - включает четыре выделяемые статистикой группы: так называемые индивидуальные контракторы, т.е. лица, работающие по трудовому соглашению (8,2 млн занятых, или 6,3% рабочей силы). К ним относятся работники свободных профессий - журналисты, адвокаты, консультанты, а также некоторые категории рабочих профессий; работники “по вызову” - те, кто привлекается к работе только в случае необходимости (2 млн человек, или 1,5% рабочей силы); сотрудники специальных агентств, оказывающих временную помощь (1,2 млн, или 0,9%). И, наконец, работники, занятые в так называемых контрактных фирмах (0,8 млн, или 0,6%). К этому следует добавить, что в США насчитывается 17% занятых (22 млн), работающих по графику неполной рабочей недели, т. е. менее 35 ч, а также 5,2% работников (7 млн), имеющих более одной работы, т.е. совместителей.

    Преимущества графиков труда - в их большей гибкости, позволяющей учесть интересы работодателей и работников. Для работодателей это прежде всего экономия на бонусах и социальных выплатах, ставших обязательными для постоянных работников во многих фирмах, а также часто и на других издержках - использовании помещений, расхода электроэнергии и т. п., так как контрактные и временные работники, используя современные информационные технологии, могут работать дома. Для занятых на нетрадиционных режимах труда это возможность сочетать работу с семейными обязанностями, воспитанием детей, уходом за престарелыми родителями и т.п.

    В 1997 г. более половины контрактных работников-женщин совмещали такую работу с воспитанием детей. При этом 25% независимых контракторов, 20% работников агентств по оказанию помощи и 53% работников по вызову были заняты неполный рабочий день, и лишь 18% трудились по традиционному графику. Согласно общенациональному обследованию, 65% предпринимателей полагают, что в обозримом будущем многие фирмы будут расширять такие формы работы.

    Можно констатировать две противоречивые тенденции в характере занятости и организации и стимулирования труда. С одной стороны, в условиях жесткого рынка труда растет спрос на специалистов, особенно в наукоемких отраслях, повышается их зарплата и широко используются другие формы мотивации - владение собственностью, право на опционы, покупку акций и т. п. С другой, под влиянием экономической глобализации и усиления международной конкуренции американские предприниматели ищут возможности сокращать издержки, переводя часть работающих на нетрадиционные графики труда, тем более что это позволяют сделать современные технологии.

    Государство и на законодательном уровне способствует преодолению негативных последствий глобализации, связанных с высвобождением работников вследствие роста импорта или перевода предприятий за рубеж. На это направлены, в частности, федеральные законы и соответствующие программы по адаптации экономики к международной торговле и специальная программа аналогичной направленности в рамках НАФТА. Эти программы, управляемые министерством труда, предполагают целый набор мер, включая материальную помощь, переподготовку и содействие занятости лицам, потерявшим работу в результате международной конкуренции.

    Сформировавшаяся рабочая сила, обладающая высокими качественными характеристиками, в основном успешно адаптируется к новым условиям. Вместе с тем в сфере труда США сохраняется ряд традиционных и возникает набор новых проблем, требующих активного вмешательства со стороны частного сектора, государства и других общественных институтов.

    Список литературы

    1. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н. Киров, 1994. С. 233-248.
    2. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.
    3. Макконнелл Кэмпбэлл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. Таллин, 1993.
    4. Максимова В. Ф. Микроэкономика. М., 1996.
    5. Микульский К. Формирование новой модели занятости // Экономист. № 3. 1997. С. 47-52.
    6. Павленков В. А. Рынок труда. М., 1992.
    7. Пристанева А. А. Рынок труда: занятость и безработица. К., 1993.
    8. Современная экономика. Под ред. Мамедова О. Ю. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
    9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
    10. Чернина Н. О новой модели занятости // Российский экономический журнал. 1996. № 11-12. С. 50-59.
    11. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики. 1997. № 2. С. 102-113.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    КАФЕДРА: ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Контрольная работа

    по дисциплине: «Управление рынком труда в регионе»

    на тему: «Сравнение моделей рынка труда США и Швеции»

    Работу выполнил:

    студент гр. 15УС - 402

    Сулейманова Д.А.

    Работу проверила:

    Жигарь Оксана Владимировна

    ст. преподаватель

    Челябинск 2010

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    РЕЦЕНЗИЯ

    На контрольную работу студента _Сулеймановой Д.А.______________________________

    Группы_15УС-302по дисциплине _Управление рынком труда в регионе_______________

    Дата регистрации _________________ Подпись ____________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата проверки _______________ Подпись преподавателя ____________________________

    1. Модели рынка труда

    2. Американская модель рынка труда

    3. Шведская модель рынка труда

    4. Сравнительный анализ моделей

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Трудовые ресурсы являются определяющим и наиболее активным элементом процесса труда. Человек выделяет основные компоненты труда: цель, предмет, орудия, непрерывно совершенствует их. Его поведение в процессе трудовой деятельности, отношение к труду, степень удовлетворенности работой и другие характеристики влияют на экономические и социальные результаты. Все виды производственных ресурсов (материальные, энергетические, топливные, информационные, финансовые и т. д.) есть продукты труда, количеством и качеством которого предопределяется степень их совершенства. По мере технологического и организационного усложнения производства усиливается сложность управления трудовыми ресурсами. Современный труд – это все более и более затраты не физических, а интеллектуальных усилий, проконтролировать которые невозможно. В таких производствах интенсивность и напряженность труда регулируются самим работником и могут быть достаточно высоки лишь вследствие его увлеченности трудом.

    1.Модели рынка труда.

    Модели рынка – в зависимости от конкуренции:

    1. Чисто конкурентный рынок труда, относится к чистому капитализму;

    2. Модель одного покупателя;

    3. Модель с учетом действий и профсоюзов;

    4. Модель двусторонней монополии.

    5. Национальная модель рынка труда

    Черты чисто конкурентного рынка труда – большое число фирм, конкурирующих между собой при найме работников одной квалификации. Работники с одинаковой квалификацией не зависимые друг от друга предлагают свои виды услуг. Ни фирмы, ни работники не осуществляют контроль за ставкой заработной платы.

    Черты модели одного покупателя - количество занятых составляет основную часть всех занятых конкретных видов труда на одной фирме. Данный вид труда относиться к немобильному, обычно в силу географических или исторических аспектов. Заработную плату диктует фирма, з/п впрямую зависит от числа занятых (=>выгоднее сокращать).

    Черты модели с учетом действий профсоюзов (местный профсоюз) – увеличение з/п за счет действия профсоюзов. Профсоюзы ограничивают предложение рабочей силы за счет обязательного выхода на пенсию, сокращение рабочей недели, предложение более гибких форм труда. Предприниматели противодействуют профсоюзу на увеличение спроса на рабочую силу путем привлечения их к финансово-экономической деятельности фирмы, в частности выпуска товара с профсоюзной этикеткой. При этом работодатели и профсоюзы могут выступать вместе с требованиями прав-ва о финансир. и субсидир. данного производства.

    Черты модели двусторонней монополии (отраслевой профсоюз) – с одной стороны работодатель монополист, с другой отраслевой профсоюз.

    При этом у фирмы пропадает стремление к ограничению занятости. Ставка з/п и уровень занятости приближен к условиям конкурентного рынка

    Национальная модель рынка труда – складывается из сочетаний государственной подготовки и переподготовки кадров, системой заполнения вакантных мест, государственного регулирования трудовых отношений с участием профсоюза, исторически и географически, -этно, -проф, -трад населения.

    Выделяются Американская, Японская, Шведская и Немецкая модели. Рассмотрим и сравним Американскую и Шведскую модели ринка.

    2. Американская модель рынка труда.

    Американская модель рынка труда характеризуется следующими показателями: децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые при изменении конъюнктуры рынка могут быть уволены, причем работники не информируются об увольнении заблаговременно. Коллективными договорами охвачена только четверть работников. Недостаточно внимания уделяется внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки по специфическим для фирмы работам. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профессиональной мобильности работников.

    В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

    Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, строятся по профессиональному признаку. Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным Законом определены общие принципы страхования по безработице, детализированные законодательством каждого их штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

    3. Шведская модель рынка труда.

    Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, делающей упор на меры по предупреждению безработицы, а не на содействие уже потерявшим работу, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Политика занятости включает в себя четыре основные элемента:

    1) ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

    2) политику «солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

    3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;

    4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

    Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в т.ч. и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы.

    На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально-развитых странах.

    Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране.Сегментация рынка труда позволяет проанализировать причины и факторы, влияющие на мобильность рабочей силы на рынке труда, определить его перспективы. Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков. Их набор может включать следующие разновидности:

    *демографические характеристики, которые включают пол, возраст, состав семьи;

    *географическое положение (определенный регион, город, район и т.д.);

    социально-экономические характеристики рабочей силы на рынке труда (образование, профессиональные навыки, уровень квалификации, стаж работы и т.д.);


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    КАФЕДРА: ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Контрольная работа

    по дисциплине: «Управление рынком труда в регионе»

    на тему: «Сравнение моделей рынка труда США и Швеции»

    Работу выполнил:

    студент гр. 15УС - 402

    Сулейманова Д.А.

    Работу проверила:

    Жигарь Оксана Владимировна

    ст. преподаватель

    Челябинск 2010

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    РЕЦЕНЗИЯ

    На контрольную работу студента _Сулеймановой Д.А.______________________________

    Группы_15УС-302по дисциплине _Управление рынком труда в регионе_______________

    Дата регистрации _________________ Подпись ____________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата проверки _______________ Подпись преподавателя ____________________________

    1. Модели рынка труда

    2. Американская модель рынка труда

    3. Шведская модель рынка труда

    4. Сравнительный анализ моделей

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Трудовые ресурсы являются определяющим и наиболее активным элементом процесса труда. Человек выделяет основные компоненты труда: цель, предмет, орудия, непрерывно совершенствует их. Его поведение в процессе трудовой деятельности, отношение к труду, степень удовлетворенности работой и другие характеристики влияют на экономические и социальные результаты. Все виды производственных ресурсов (материальные, энергетические, топливные, информационные, финансовые и т. д.) есть продукты труда, количеством и качеством которого предопределяется степень их совершенства. По мере технологического и организационного усложнения производства усиливается сложность управления трудовыми ресурсами. Современный труд – это все более и более затраты не физических, а интеллектуальных усилий, проконтролировать которые невозможно. В таких производствах интенсивность и напряженность труда регулируются самим работником и могут быть достаточно высоки лишь вследствие его увлеченности трудом.

    1.Модели рынка труда.

    Модели рынка – в зависимости от конкуренции:

      Чисто конкурентный рынок труда, относится к чистому капитализму;

      Модель одного покупателя;

      Модель с учетом действий и профсоюзов;

      Модель двусторонней монополии.

      Национальная модель рынка труда

    Черты чисто конкурентного рынка труда – большое число фирм, конкурирующих между собой при найме работников одной квалификации. Работники с одинаковой квалификацией не зависимые друг от друга предлагают свои виды услуг. Ни фирмы, ни работники не осуществляют контроль за ставкой заработной платы.

    Черты модели одного покупателя - количество занятых составляет основную часть всех занятых конкретных видов труда на одной фирме. Данный вид труда относиться к немобильному, обычно в силу географических или исторических аспектов. Заработную плату диктует фирма, з/п впрямую зависит от числа занятых (=>выгоднее сокращать).

    Черты модели с учетом действий профсоюзов (местный профсоюз) – увеличение з/п за счет действия профсоюзов. Профсоюзы ограничивают предложение рабочей силы за счет обязательного выхода на пенсию, сокращение рабочей недели, предложение более гибких форм труда. Предприниматели противодействуют профсоюзу на увеличение спроса на рабочую силу путем привлечения их к финансово-экономической деятельности фирмы, в частности выпуска товара с профсоюзной этикеткой. При этом работодатели и профсоюзы могут выступать вместе с требованиями прав-ва о финансир. и субсидир. данного производства.

    Черты модели двусторонней монополии (отраслевой профсоюз) – с одной стороны работодатель монополист, с другой отраслевой профсоюз.

    При этом у фирмы пропадает стремление к ограничению занятости. Ставка з/п и уровень занятости приближен к условиям конкурентного рынка

    Национальная модель рынка труда – складывается из сочетаний государственной подготовки и переподготовки кадров, системой заполнения вакантных мест, государственного регулирования трудовых отношений с участием профсоюза, исторически и географически, -этно, -проф, -трад населения.

    Выделяются Американская, Японская, Шведская и Немецкая модели. Рассмотрим и сравним Американскую и Шведскую модели ринка.

    2. Американская модель рынка труда.

    Американская модель рынка труда характеризуется следующими показателями: децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые при изменении конъюнктуры рынка могут быть уволены, причем работники не информируются об увольнении заблаговременно. Коллективными договорами охвачена только четверть работников. Недостаточно внимания уделяется внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки по специфическим для фирмы работам. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профессиональной мобильности работников.

    В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

    Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, строятся по профессиональному признаку. Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным Законом определены общие принципы страхования по безработице, детализированные законодательством каждого их штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

    3. Шведская модель рынка труда.

    Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, делающей упор на меры по предупреждению безработицы, а не на содействие уже потерявшим работу, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Политика занятости включает в себя четыре основные элемента:

    1) ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

    2) политику «солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

    3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;

    4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

    Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в т.ч. и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы.

    На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально-развитых странах.

    Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране.Сегментация рынка труда позволяет проанализировать причины и факторы, влияющие на мобильность рабочей силы на рынке труда, определить его перспективы. Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков. Их набор может включать следующие разновидности:

    *демографические характеристики, которые включают пол, возраст, состав семьи;

    *географическое положение (определенный регион, город, район и т.д.);

    социально-экономические характеристики рабочей силы на рынке труда (образование, профессиональные навыки, уровень квалификации, стаж работы и т.д.);

    *экономические показатели, характеризующие работодателей с точки зрения их финансового состояния, формы собственности, а также показатели, характеризующие наемных работников по их обеспеченности;

    *психофизиологические качества работника (личные качества, физическая сила, темперамент, их принадлежность к определенным слоям общества и т.д.);

    *поведенческие характеристики с точки зрения мотивации занятости и др. Во второй половине 20-го века, в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ, успешной и безмятежной Швеции, особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

    Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

    Характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

    В шведской политике того времени явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

    Основными целями, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

    Шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ""технологической ренты"", получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ""общества всеобщего процветания"", хотя и ""продвинутый"".

    В течение многих лет Швеция имела одну из самых высоких в мире долей рабочей силы в общей численности трудоспособного населения. В то время, когда в других странах безработица продолжала расти после нефтяных кризисов 1970-х годов, Швеция оставалась редким исключением. Доля населения в возрасте от 16 до 64 лет, имеющего оплачиваемую работу, резко увеличилась примерно с 70% в начале 1950-х годов до 82,6% в 1990 г. Непрерывное расширение государственного сектора является одной из важнейших причин этой тенденции. После 1950 г. весь прирост занятости происходил за счет государственного сектора.

    Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В этой стране установился высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

    В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%. Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.1

    Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

    Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги – сначала с 50 до 30%, а затем до 25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную занятость.

    С 1990-х годов ситуация на рынке труда резко изменилась. Швеция утеряла свое лидерство. С 1990 по 1994 г. численность рабочей силы сократилась более чем на полмиллиона человек. В итоге доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения снизилась до 77,6%. Удельный вес трудоспособного населения, имеющего оплачиваемую работу, упал до 71,5%.

    Сокращение занятости, приносящей доход, привело к резкому повышению доли безработных. В 1994 г. официальная безработица составила 8,0% по сравнению с 1,7% в 1990 г. Однако увеличение официальной безработицы было намного меньшим по сравнению с сокращением занятости, поскольку многие люди, потерявшие свою работу, стали участвовать в программах на рынке труда, стали студентами или начали получать пенсии по инвалидности.

    Положение на рынке труда Швеции не претерпело значительных изменений в 1995 и 1996 гг. Несмотря на экономический рост, составивший в среднем 2,5% в год, занятость не возросла. Поэтому занятость и доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения находятся на тех же самых низких уровнях. В 1996 г. официальная безработица составила 8,1% рабочей силы.

    4. Сравнительный анализ моделей.

    Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при

    общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

    Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке

    труда Швеции и США. При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее - 70% против 35%. Активная политика не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). А также, активная политика увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

    Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве

    внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран.

    Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. А в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму. Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это - "Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест" в Швеции.

    Сейчас всемерно стимулируется участие работодателей в профессиональной подготовке трудящихся. Так, законодательством Швеции предусмотрено, что предприятия, имеющие 10 и более наемных работников, должны выделять на эти цели 1,2 процента от фонда заработной платы. "Закон о совместной профессиональной подготовке", принятый в США в 1982г., ставит обучение в тесную связь с частными компаниями. Представители бизнеса организуются через Частные отраслевые советы для управления программой и выделения специфических профессий, необходимых для каждого региона в отдельности, чтобы безработные могли получить навыки, в наибольшей степени соответствующие нуждам предпринимателей. Самым эффективным подходом является профессиональная подготовка на рабочем месте, которая включает соглашение с работодателем о проведении обучения людей на фирме с гарантией последующего найма тех, кто успешно закончит курс; государство же оплачивает половину заработной платы работника за время учебы. Главное преимущество этого метода, конечно, возможность трудоустройства. В то же время при обучении на рабочем месте компания обычно отбирает наиболее способных учеников, а саму профессиональную подготовку фирмы осуществляют, в основном, в периоды благоприятной экономической конъюнктуры. В Швеции местные учебные центры тоже иногда договариваются с частными предприятиями об обязательном трудоустройстве в них учащихся. Но, как правило, преобладает свободный выбор выпускниками места будущей работы, что обосновывается тем, что слишком узкая специализация учеников в интересах сиюминутных потребностей той или иной фирмы опасна, если образовательная программа будет ограничена рамками конкретного рабочего места.

    Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

    Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в

    большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина

    учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в

    дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

    Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом

    определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.

    Это, правда, что США является мировым лидером, технологии и инноваций. В то же время, социальное неравенство среди граждан США вызывает тревогу. США отстает от Швеции и других скандинавских стран не только в конкурентоспособности, но и в показателях качества жизни.

    Некоторые статистические данные: официальный рост ВВП, по оценкам за 2006 год США отстает от ВВП Швеции на четыре процента. По данным Всемирного экономического форума, Швеция на 3-м месте среди наиболее конкурентоспособных стран мира, а США на 6-м. Индекс развития человеческого потенциала 2006 года, опубликованный ООН, ставит Швецию, 5-й страной с самым высоким качеством жизни, а США 8-й. Индекс учитывает такие факторы, как продолжительность жизни, уровень грамотности, ВВП на душу населения и т.д.

    Проведем примеры данных показателей:

      Общее число жителей в США составляет – 308 млн. человек, а в Швеции – 8,873 млн. человек.

      Продолжительность жизни США составляет – 77,10, а в Швеции этот показатель равен –80,86 лет (мужчины: 78,59 лет, женщины: 83,26 лет).

      Средний доход на душу населения в Швеции - 39 600 долларов, а в США он равен - 35 400 долл.

      Уровень грамотности в Швеции равен - 99 % , а в США – 97%.

      Уровень безработицы в США равен 9,1%, а в Швеции он равен 8,1%.

    Заключение

    Во всем вышеизложенном видна четкая разница между положением на рынке труда этих двух стран. Швеция одна из немногих стран, в которой огромное внимание уделяется человеку. Там заботятся о том, чтобы человек мог зарабатывать, а не стремился заработать статус безработного и жить на пособие по безработице. В США, и некоторых других странах проще выплатить человеку это пособие, чем подумать, как устроить его на работу. Поэтому в США такой бешеный уровень безработицы. Очень много работников в США являются эмигрантами, и хотелось бы подчеркнуть, что много и Россиян (студенты уезжают туда на заработки и обратно уже не возвращаются, потому, что им там так нравится, есть возможность работать, т.к. сами американцы будут лучше сидеть дома и жить на ежемесячное пособие.). Но, конечно нельзя так прям категорично говорить о том, что в США не ведется никакая работа по помощи людям, она безусловно же есть. Например, в 2003 году в Швеции получатели пенсии по старости в среднем отдавали 28,6% этой пенсии в виде налогов. В США аналогичные социальные пособия облагаются налогом 5,2%. Налог на пособия по безработице в Швеции составляет 28,7%, в США - 12%. Эти различия в уровне налогообложения, однако, почти никогда не учитываются при сравнении Швеции и США. В США распространена такая форма социальной помощи, когда наименее обеспеченные получают право полностью или частично вычитать из облагаемой налогом суммы своих доходов расходы на здравоохранение, отчисления в пенсионные фонды и т. д. В результате располагаемые доходы растут, но поскольку государство ничего не дает им на руки, международная статистика такие программы также не учитывает. Наконец, получив пособия, малообеспеченные граждане отправляются за покупками. Но шведы при этом платят разнообразные налоги на уровне 22-28%, а американцы - всего 4,7-7%. В целом оказывается, что с учетом налогов доля реальных социальных выплат в ВВП скандинавских стран снижается более чем на четверть. Исходя из этих или похожих соображений можно по-новому оценить уровень социальных расходов в США и скандинавских странах и сделать вывод: американцы ничем не уступают шведам по размеру социальных расходов на душу населения. США уступает Швеции по уровню безработицы, а это может быть причиной того, что в данных странах разный состав и численность населения.

    Список литературы

    1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист, 2001. – 304 с.2.Ванкевич, Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда / Е.В. Ванкевич. – М., 19993.Воловская, Н.М. Экономика и социология труда / Н.М. Воловская. – М.; Новосибирск, 2008.4.Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкина. – М., 2001.

    5.Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2008.

    Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.

    6.Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005.

    7.Мухин А. В. Государственное регулирование в отраслях ТЭК / А. В. Мухин// ТЭК - 2001. -С. 170

    8.Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 2005.

    Модель рынка труда Для рынка труда США характерна «пассивная» политика...

  • Рынок труда , причины и динамика российской безработицы

    Курсовая работа >> Экономика

    Работодателей и наемных работников. Модель рынка труда США характеризуется децентрализацией за­конодательства о занятости... безработных невысок. В Швеции политика регулирования занятости совершенно... Отсюда следует, что по сравнению с безработицей во всей...

  • Модели рынков труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и проблеммы их регулирования

    Курсовая работа >> Экономика

    Основные институциональные модели рынка труда . 1. Японская модель характеризуется: ... чем в Японии и США . Профессиональный союз (профсоюз... безработицу. 4. Скандинавская модель (Норвегия, Швеция и Финляндия) отличается: ... направлением по сравнению с сохранением...

  • Рынок труда и проблемы его безработицы

    Реферат >> Экономическая теория

    ... рынке труда огромную роль по сравнению с товарными рынками играют внеконкурентные факторы: - государство регулирует работу рынка труда ... рынка труда в США . Поэтому он получил название модель рынка труда США . Аналогичный вид рынка ... эти цели Швеция расходует...

  • - 23.69 Кб

    Ставропольский государственный Аграрный Университет

    РЕФЕРАТ ПО ЭКОНОМИКЕ

    ТЕМА: АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА

    Работу выполнила:

    студентка 1 курса Экономического

    факультета, 16 группа

    Романенко Екатерина

    Ставрополь 2012

    Введение. Модели рынка труда

    Модели рынка труда могут быть различными. В зависимости от степени конкуренции на рынке труда выделяют модель чисто конкурентного рынка, модель монопсонии, модель с учетом действия профсоюзов, двусторонней монополии.

    Чисто конкурентный рынок характеризуется следующими чертами: большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труд; ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы.

    Модель монопсонии т. е. монополии одного покупателя отражает ситуацию, когда наниматель обладает монополистической силой покупать (нанимать).

    Модель рынка труда с учетом действия профсоюзов т. е. на рынке труда профсоюзы представляют интересы работников и от их имени ведут переговоры с нанимателями.

    Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Другими словами, при объединении монопсонической модели и модели с учетом действий профсоюзов имеет место двусторонняя монополия. Профсоюз является монополистическим продавцом труда и контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. Он противостоит монопсоническому нанимателю труда, который тоже может воздействовать на заработную плату путем изменения занятости.

    Американская модель рынка труда, получившая название либеральной

    модели капитализма, основывается на поддержании конкурентного состояния экономики, недопущении ее высокой централизации, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывания денег, поощряется активная роль предпринимателей. Для американской политики занятости ориентируются на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях, на признание профессионально- квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности. Организация профсоюзов строится по профессиональному признаку. Модель так же характеризуется некоторыми особенностями, например незначительный удельный вес государственной собственности, предполагается минимальная регулирующая роль государства в экономике. Так же на равне с этим появляется резкая дифференциация богатых и бедных. Уровень жизни малообеспеченных групп населения становится более достойным.

    Американская модель фондового рынка

    Сегодня фондовый рынок развивается в каждой стране. В каких-то странах он развит более, а в каких-то менее. Однако на данный момент из-за особого построения ведения бизнеса ценных бумаг идеалом считается американская модель фондового рынка. Она имеет массу разных особых характеристик. В первую очередь это контроль государства над рынком, осуществляется полное регулирование рынка.

    Другим приоритетом американской модели фондового рынка является обеспечение всех участников достоверной и полной информацией о состоянии рынка. Считается, что такой подход позволит вести дело на должном уровне, а также в этом случае все участники будут иметь одинаковый старт. Основные функции фондовой биржи закреплены в особом регистрационном документе. В нем есть полная информация о всех фирмах участницах с их полным реквизитами. Также этот документ содержит финансовую отчетность фирм. Для проверки достоверности этого документа занимаются аудиторы. При выявлении ложных сведений предусматривается уголовная ответственность.

    Кроме того, существует Комиссия по ценным бумагам и биржам, которая полностью регулирует соблюдение законов о ценных бумагах и биржах.

    Помимо множества законов, существует и стратегия развития фондового рынка, которая заключается в соблюдении обязательных правил при работе на бирже. Следует отметить, что стратегия может изменяться в зависимости от состояния биржы.

    Американская модель рынка настолько универсальна, что становление фондового рынка в России основывалось на этой модели. Однако такого четкого контроля со стороны государства добиться не удалось. В остальном все законы и акты были взяты из американской модели рынка.

    Большое значение придается рынку обычных акций. Этой сфере также посвящено большое количество законов. Сегодня этот рынок делится на два сектора – это фондовые биржи и так называемые биржи без посредников. Это две полярные области, суть которых одинакова. Разница состоит в том, что фондовая биржа имеет свои помещения, жесткие правила ведения бизнеса, а также и определенное количество членов биржи. То есть они являются посредниками на фондовой бирже. Биржа без посредников не имеет такие жесткие правила и это арена для любой фирмы, которая хочет поучаствовать в рынке ценных бумаг.

    Модель фондового рынка функционирует уже долгие годы и поэтому зарекомендовала себя во всем мире с самой лучшей стороны Именно поэтому она считается самой лучшей и цивилизованной биржей. Контроль со стороны государства позволяет создавать наилучшие условия для ее функционирование и на этом рынке, как правило, отсутствуют мошенники.

    Англо Американская модель рынка ценных бумаг

    Англо-американская модель рынка ценных бумаг (небанковская) – это такая его организация, при которой функцию финансовых посредников (брокеров-дилеров) выполняют небанковские финансовые институты, специализированные компании по ценным бумагам.

    Основные черты и характеристики англо-американской модели:

    1) в англо-американской модели существенно выше в структуре собственности доля розничных инвесторов и представляющих их институтов коллективного инвестирования ниже доля собственности государства и крупных корпоративных структур или банков;

    2) существенно меньшее значение в составе акционерных капиталов имеют контрольные пакеты. Обеспечивается высокая степень дробности в собственности на акционерные капиталы. Важнейшим стимулом и источником доходов для акционеров и менеджмента является повышение рыночной стоимости компаний, выявляемое на открытом рынке акций;

    3) англо-американская модель традиционно отличается большей открытостью, меньшим провинциализмом (меньше ограничений на трансграничное движение капиталов, конвертируемость валюты, свободнее доступ иностранных эмитентов, инвесторов и финансовых посредников). При этом на либерализованных рынках возникает сильный государственный надзор, обеспечивающий честное ведение бизнеса и снижение рисков;

    4) более высокой является насыщенность хозяйственного оборота денежными ресурсами (монетизация). Возникает устойчивая тенденция к диверсификации структуры финансового рынка, росту его объемов, позитивной конъюнктуре цен, снижению рисков, возникновению новых сегментов и инновационных финансовых продуктов;

    5) рынок ценных бумаг является массовым, ликвидным, он во всё большей мере приобретает международный характер. Фондовый рынок становится основным источником инвестиций в реальный сектор (доля банковских кредитов в финансировании сокращается);

    6) наиболее крупным сегментом рынка ценных бумаг становится рынок акций, долговые инструменты начинают носить подчиненный характер. Начинают быстро нарастать ресурсы институтов коллективного инвестирования; всё более крупными и устойчивыми становятся банки и другие финансовые институты; доля коммерческих и сберегательных банков и традиционных банковских продуктов в финансовых активах, в структуре финансирования хозяйства быстро снижается. Финансирование венчурных проектов - новых компаний, несущих на себе высокие уровни риска - в значительной мере осуществляется через рынок акций;

    7) характерно большее отделение коммерческих банков от рынка корпоративных ценных бумаг, страховых продуктов и др. Финансовые институты являются более специализированными в сравнении с Германской моделью и в целом в континентальной Европе, широко используется концепция специализированных банков (например, инвестиционных банков или, что то же самое, брокерско-дилерских компаний).

    Американская модель ипотеки

    Обычно операции на ипотечном рынке осуществляются в два этапа:

    На первом этапе, называемом первичным рынком, происходит предоставление кредитов под залог недвижимости. Поскольку банки предоставляют кредиты на длительный срок и под относительно невысокий процент, у них снижается объем доступных денежных ресурсов, которые необходимы для осуществления повседневной деятельности. Вопрос, как в кратчайшие сроки вернуть себе отданные на длительный срок деньги, называется проблемой рефинансирования выданных кредитов. Для решения этой проблемы возникает вторичный рынок ипотечного кредитования.

    Основные способы рефинансирования кредитов сводятся либо к полной уступке прав по выданному банком ипотечному кредиту специализированной организации (получается два уровня: банк - специализированная организация), либо к выпуску ценных бумаг самим банком, выдавшим кредит. При оставлении требований по этому кредиту на своем балансе (один уровень - банк).

    Когда права требования по кредитам (закладные) уступаются специализированной организации, она объединяет однообразные закладные в пулы и уже под залог пулов выпускает собственные ценные бумаги.

    Исходя из способа рефинансирования ипотечных кредитов, были построены базовые модели ипотечного кредитования - двухуровневая или классическая и одноуровневая, которые именуются также по названиям тех стран, где получили наибольшее развитие.

    Классическая модель организации ипотечной схемы была создана и получила наибольшее развитие в Соединенных Штатах Америки. Толчком к разработке ипотечной стратегии стала Великая депрессия 30-х годов XX века, тяжелый экономический кризис и упадок жилищного рынка. По инициативе правительства США были созданы специальные правительственные структуры - Федеральная жилищная администрация и Администрация по делам ветеранов, - которые страховали выдаваемые банками ипотечные кредиты. В 1935 году было создано также Агентство финансирования работ по реконструкции и на его основе в 1938 году - федеральная национальная ипотечная ассоциация, «Фэнни Мэй». Именно она стала той «специализированной организацией», которая характеризует эту модель ипотечного кредитования как двухуровневую. С 1954 г. «Фэнни Мэй» было преобразовано в государственно-частную корпорацию, принадлежащую частично индивидуальным владельцам акций, а частично - Федеральному Правительству. В 1968 г. корпорация была разделена на две корпорации: «Джинни Мэй» и корпорацию, сохранившую свое прежнее название «Фэнни Мэй» и ставшую частной акционерной компанией. «Фэнни Мэй» занималось покупкой ипотечных кредитов, застрахованных и гарантированных Федеральной жилищной администрацией и Управлением по делам ветеранов, а также обычных кредитов, обеспеченных заложенным имуществом в виде односемейных домов или квартир в многоквартирных домах. Она выступала в качестве долгосрочного инвестора в ипотечные кредиты, и вела программу выпуска ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами. В дополнение к своим стандартным программам приобретения кредитов, «Фэнни Мэй» занималась выпуском собственных обязательств (облигаций, краткосрочных векселей) и производила покупку ценных бумаг на контрактной основе. «Фэнни Мэй» выпускала гарантированные ценные бумаги, которые обеспечены ссудами из ее собственного портфеля, а также пулами ипотек организованными кредиторами.

    Что касается «Джинни Мэй», то она представляла собой полностью государственную корпорацию, действующую в рамках Министерства жилья и городского развития. Используя механизмы вторичного рынка ипотечных кредитов, «Джинни Мэй» предоставляла, а также стимулировала предоставление ипотечных ссуд, в рамках государственных приоритетов оказания помощи тем секторам рынка жилья, для которых недоступны обычные методы кредитования. Специальные программы помощи осуществлялись за счет займов из Государственного казначейства, за счет процентов, приносимых собственным портфелем, а также за счет комиссионных за обязательства. Программа гарантирования ценных бумаг финансировалась за счет гарантийных взносов и взносов за подачу заявлений, выплачиваемых эмитентами ценных бумаг.

    Еще одним правительственным и «квази-правительственным» учреждением, которому была поручена организация и обслуживание вторичного рынка ипотечного кредитования в Соединенных Штатах Америки, стал «Фрэдди Мак», созданный Конгрессом США в 1970 году. Деятельность «Фрэдди Мак» направлена на увеличение ликвидности инвестиций в сфере ипотечного бизнеса, а также на создание и развитие фондов ипотечного кредитования путем развития общенационального вторичного рынка обычных ипотечных кредитов в сфере жилья.