Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Фиксация изображения в цифровой фотокамере. Все же, что такое ISO в настройках фотоаппарата? Чувствительность ISO и качество изображения

    Фиксация изображения в цифровой фотокамере. Все же, что такое ISO в настройках фотоаппарата? Чувствительность ISO и качество изображения

    ISO (Светочувствительность) - это чувствительность матрицы (или пленки) к свету. На пленочных фотоаппаратах, для изменения светочувствительности приходилось менять всю пленку, т.к. она была светочувствительным элементом. В цифровом фотоаппарате этот параметр можно изменить нажатием пары кнопок - конструкция матрицы позволяет делать это "на лету", без замены чего-либо.

    Светочувствительность - это один из трех ключевых параметров фотосъемки (вместе с и ). Измеряется она в единицах ISO и обычно принимает значения 100, 200, 400, 800 и т.д. до 6400, причем каждое последующее значение ISO увеличивает светочувствительность на определенное значение (обычно, но не всегда, в 2 раза). Когда мало света (в помещении, в тени, вечером или ночью) мы используем более высокие значение ISO, т.е. увеличиваем чувствительность.

    Это фото сделано при одном и том-же освещении, и с одними условиями (выдержка - 1/100 секунды, диафрагма - f/5,6). Видно, что для данных параметров, оптимальным было значение светочувствительности - ISO 400. Для ISO 100 необходим более яркий свет (изображение темное), а для ISO 1600 и особенно ISO 3200 - света слишком много (изображение слишком пересвечено).

    Значения ISO, при которых на фотографиях появляется шум, очень сильно зависит от размера матрицы (но не только). Начиная с ISO 400 некоторые камеры достаточно сильно «шумят», например на компактных фотоаппаратах - "мыльницах", у которых физические размеры матрицы маленькие. А при съемке камерой с полноформатной матрицей шум начинает появляться при значениях ISO в 1600 или 3200. Снизить шумы позволяют системы шумоподавления, встроенные в фотоаппарат, а так-же специальные компьютерные программы для редактирования фото.

    Для того, чтобы выбрать оптимальное значение светочувствительности при фотографировании задайте себе следующие вопросы:

    • достаточно ли света, чтобы фотографировать на минимальном значении ISO?
    • хочу ли я получить фотографию с шумом или нет? Иногда, шум смотрится достаточно эффектно (особенно на черно-белых фотографиях). В таком случае можно смело увеличивать значение ISO.
    • есть ли у меня штатив или возможность закрепить фотоаппарат, чтобы компенсировать светочувствительность более длинной выдержкой? Снимая со штатива можно оставить низкое значение ISO и увеличить выдержку, если же штатива нет, то во избежание шевеленки придется увеличить ISO.
    • подвижны или неподвижны объекты, которые вы собираетесь фотографировать? Если движутся, то поднимаем ISO, иначе фотографии получатся смазанными.

    Высокое значение ISO можно, например, использовать в следующих ситуациях::

    • спортивные мероприятия, танцы, детские праздники в помещении, когда необходимо фотографировать на короткой выдержке, чтобы не получить смазывание;
    • на концертах, в церкви, галерее, музее, где слабое освещение, а использование вспышки может быть запрещено;
    • день рождения, когда именинник готовиться задуть свечи на тортике. Вспышка не желательна, да и может испортить все настроение и загадочность момента, поэтому лучше просто увеличить ISO.

    Здравствуйте! Сегодня я с удовольствием поделюсь полезной информацией о такой важной функции фотокамеры, как ISO. Многие фотолюбители ошибочно недооценивают весь потенциал, этого параметра, а зря. Давайте разберемся, почему же так важно осознанно подбирать необходимую для каждой конкретной ситуации светочувствительность фотоаппарата и как это делать быстро.

    Влияние параметра ISO на фото

    Что такое ISO?

    ISO - это светочувствительность матрицы к фотонам света. Чем выше устанавливаемое значение - тем чувствительность больше. Тут есть одно небольшое отличие от пленочных фотоаппаратов, где каждое значение ISO означает увеличение светочувствительности пленки в два раза. В современных цифровых «зеркалках» реализован гибкий подход, позволяющий изменять этот параметр еще более дробными шагами.

    При выборе подходящего значения ISO есть один важный и одновременно парадоксальный момент. Всегда нужно стараться использовать наименьшие значения светочувствительности . Особенно, когда предполагается последующая обработка фотографий. Иначе повышается риск получения «шумных» снимков, аналогичных по виду с пленочной «зернистостью».

    Понятно, что в творческой фотографии качественный снимок - не всегда значит хороший. Многие фотографы иногда даже добавляют искусственную зернистость и другие потертости при для усиления визуального эффекта. Но давайте поговорим пока о технических особенностях камеры, не вдаваясь в тонкости фотоискусства.

    Какая светочувствительность лучше

    В чем же заключается парадоксальность этого момента? Дело в том, что очень много зеркальных камер начинают свой отсчет от ISO 200 (например, до ISO 6400). Однако все камеры имеют цифровое повышение и понижение чувствительности. Таким образом, мы можем понизить этот параметр в некоторых камерах даже до ISO 50 и повысить до заоблачных ISO 128 000 и выше.

    Значение ISO 3200


    По поводу увеличения, я думаю, все ясно и без лишних комментариев. Но мало кто знает, что цифровое уменьшение так же ухудшает качество картинки. Говоря простым фото-языком, в «тенях» и «светах» падает детализация. О том, какая светочувствительность лучше - трудно сказать, что-то определенное, кроме как посоветовать всегда стараться снимать на как можно более низком ISO.

    Однако я рекомендую понижать ISO до 100 (при том, что камера рассчитана на значения от 200) только в тех ситуациях, когда снимаете, например, при очень ярком солнечном свете и хочется максимально открыть диафрагму. Или в случае применения длинной выдержки, например, снимая бурлящий ручей. Но о том, как использовать выдержку фотоаппарата на все 100% - в другой статье.

    Почему появляется шум?

    Если вы новичок в цифровой фотографии, вам наверняка интересно узнать, почему же появляются шумы и бывают ли они на профессиональных зеркалках . Постараюсь ответить и на этот вопрос. А о том, как выбрать свой первый фотоаппарат читаем .

    Матрица фотоаппарата

    Начнем с того, что, при увеличении ISO, на матрицу фотоаппарата подается большее напряжение. Так как все фотоэлементы сенсора располагаются достаточно плотно, то возрастающие электромагнитные поля и повышающаяся температура на каждом пикселе оказывают большое влияние, создавая неизбежные помехи на соседних.

    В профессиональных зеркальных фотоаппаратах это тоже случается, однако диапазон «рабочих» ISO гораздо шире. Для сравнения, снимки любительской камерой на ISO свыше 800 - это, можно сказать, брак. Полнокадровые камеры за счет бóльших размеров матрицы (примерно в 1,5 раза) позволяют снимать приемлемые по качеству фотографии вплоть до ISO 3200. Но, несмотря на это, правило «снимать на низких ISO » желательно соблюдать и здесь.

    Когда нужно поднимать ISO?

    Увеличение светочувствительности фотоаппарата позволяет снимать в более темных помещениях без использования вспышки. Теоретически, только лишь повышая или понижая значение ISO, можно использовать те же самые параметры выдержки и диафрагмы как на улице, так и в помещении. На практике, необходимо добиваться разумного компромисса, максимально используя все возможности камеры. Подробнее о настройках выдержки и рассказывается в отдельных статьях у меня на сайте.

    Без вспышки, ISO 1250

    При съемке со вспышкой в помещении часто возникает такая ситуация, что передний план освещен достаточно хорошо, а задний план, где света от фотовспышки не хватило, «провален». В данном случае лучше немного пожертвовать кристальной чистотой снимка в пользу его общей визуальной привлекательности.

    Что мы делаем? Мы «поднимаем» светочувствительность матрицы до ISO 400-800 или даже выше. Параметры будут разными каждый раз и определяются опытным путем, или, как говорила моя учительница по физике, «методом научного тыка». Но не пугайтесь того, что задний план станет немного шумноват, это все же лучше недоэкспонированного варианта. Шум будет, но в приемлемых величинах.

    Определите для себя те самые приемлемые значения ISO, которые будут рабочими именно для вашего фотоаппарата .

    Это скорее факт, с которым просто нужно смириться - наибольшее количество шума проявляется в теневых частях изображения .

    Для чистки фотографий пользуйтесь плагинами для фотошопа . Они дают лучший результат, чем встроенный «шумодав». Но избегайте чрезмерного «замыливания» - все хорошо в меру.

    Для разных целей могут быть допустимы совершенно различные значения ISO (например, фотографии для ч/б газеты или на разворот журнала будут иметь разные требования).

    Снимая репортаж при сложном освещении и без вспышки, пользуйтесь функцией авто- ISO . В данном случае вы предварительно задаете диапазон от минимума до максимума, в котором будет работать функция. Я не призываю фотографировать полностью в режиме «авто», но иногда на настройки фотоаппарата просто нет времени.

    Запомните, что качество фотографии - субъективное понятие. Для одного даже малейший шум будет являться браком, а другой сам добавляет зерно в фотошопе. Не гонитесь за идеальным качеством всегда и везде, ориентируйтесь на свой вкус, вырабатывающийся со временем, и набирайтесь опыта.

    Здравствуйте уважаемые читатели моего сайта! Сегодня поговорим про такой важный параметр, как ISO и как этот параметр влияет на шумы?

    Раньше, когда цифровые фотоаппараты не были столь популярны, под ISO понимали светочувствительность пленки . Фотографу приходилось постоянно иметь в запасе несколько ее типов: более светочувствительную для съемок в помещении, другую для солнечных зарисовок. Много кадров терялось, так как после изъятия пленки из фотоаппарата дощелкать их потом уже было нельзя.

    Сейчас все просто, вместо фотопленки в зеркальном фотоаппарате мы имеем цифровую матрицу. Подробнее про я писал в прошлых статьях. Однако, говорить про ISO как про светочувствительность матрицы фотокамеры не корректно. Чувствительность матрицы величина постоянна, как и ее ! А вот ее восприимчивость к свету зависит от усиления сигнала электроникой фотоаппарата и программной обработкой.

    Светочувствительность фотопленки и матрицы фотоаппарата - это не одно и тоже!

    В настройках цифрового фотоаппарата значение ISO можно задавать вручную. Например в его разрешено выставлять в диапазоне от 100 до 3200. Есть еще 2 значения супер ISO - Hi1 и Hi2, но уровень шумов на них зашкаливает.

    Как работать с ISO?

    Из фотографии сверху достаточно понятно, что если недостаточно света на фотографии, то устанавливаем ISO больше и наооборот, если все засвечено, то меньше. Правда, есть важный нюанс, безболезненно увеличивать "светочувствительность" матрицы не получится, поэтому читаем статью до конца.

    Рассмотрим влияние параметра ISO на примере

    Мной проделан небольшой эксперимент. Съемка зеленого автомобильчика велась со штатива при равных условиях в режиме приоритета диафрагмы. Следовательно, после моей установки значения ISO, автоматически выставлялась длительность выдержки. Внимательно смотрим на изображение снизу, как изменяется количество шумов.

    Несложно заметить, что шумом на фотографии с ISO 100 значительно меньше, чем на остальных, особенно, чем на Hi2, поэтому стараемся фотографировать на низких значения параметра. Но не всегда такое возможно. Например, на вечеринках, выступлениях, ночных съемках приходиться вставлять более высокий параметр «светочувствительности» матрицы, чтобы хоть что-то было видно на фотографии.

    Отчего же появляются шумы на снимке?

    Цифровая матрица - это сложная схема, состоящая из фотодиодов и других узлов электроники, поэтому при усилении полезного сигнала усиливаются и дефекты изображения.Так что, чем лучше инженеры компаний по производству фотоаппаратов позаботились об алгоритмах обработки параметра ISO, тем качественнее будут снимки, но и стоимость зеркального фотоаппарата вырастет. При этом, чем шире диапазон возможных значений, тем проще фотографу играть настройками во время процесса съемки.

    На практике бывает экономически выгодно использовать более высокие значения ISO. Например, фотографируя внешней вспышкой, можно завысить значение «светочувствительности матрицы», но при этом снизить мощность вспыхивания. При таких настройках увеличивается срок службы импульсной лампы, находящейся во вспышке, потому что она работает в более щадящем режиме, а изменение ISO со значения 100 до 400 бывает не всегда заметно глазу.

    Если у Вас возникли вопросы или Вы с чем-то не согласны, то прошу оставить свой комментарий.

    Светочувствительность фотоматериала - характеристика фотографического материала , отражающая его способность изменять свою оптическую плотность под воздействием света и последующего проявления . Светочувствительность обратно пропорциональна экспозиции , которая требуется для получения заданной оптической плотности . Раздел метрологии , изучающий светочувствительность фотоматериалов, называется сенситометрией . Единицы ISO , использующиеся для обозначения светочувствительности в настоящее время, являются международными, и стандартизированы одноимённой организацией.

    Понятие светочувствительности, применяемое в цифровой фотографии не имеет ничего общего с чувствительностью фотоматериалов, поскольку к электронным способам регистрации изображения принципы сенситометрии неприменимы. Кроме того, в цифровой фотографии используется величина, которая отражает не столько чувствительность матрицы , сколько степень усиления её электрических сигналов и их последующую цифровую обработку .

    Однако, в экспонометрических системах цифровых фотоаппаратов используется эквивалент светочувствительности ISO, позволяющий применять классические принципы управления экспозицией, заимствованные из аналоговой фотографии .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      Светочувствительность (ISO). Основы фотографии. Урок 26.

      Видео #10. Что такое светочувствительность

      Авто исо iso и режим приоритета диафрагмы Av

      Урок 5. Чувствительность ISO

      Экспозиция в фотографии (Выдержка, диафрагма, ISO) | Урок 1

      Субтитры

    Критерии светочувствительности

    Поиск наиболее точной системы измерения светочувствительности начался сразу же после изобретения фотографии для количественной оценки экспозиции, необходимой для получения качественного изображения. Однако, главная сложность заключалась в том, что оптическая плотность получаемого негативного или позитивного изображения зависит не только от интенсивности экспонирования, но и от режима проявления. Увеличение времени проявления приводит к повышению оптической плотности, однако на светочувствительность влияет в гораздо меньшей степени. Поэтому, главный вопрос любой сенситометрической системы - критерий светочувствительности , позволяющий наиболее точно определять способность фотоэмульсии реагировать на свет, и не зависящий от других факторов.

    Самым первым критерием, использовавшимся начиная с 1870-х годов, стал порог почернения, то есть минимальная экспозиция, дающая регистрируемую плотность . Такой критерий использовался в большинстве систем отсчёта, например, Шайнера (нем. Julius Scheiner ), Эдера (нем. Josef Maria Eder ) и Винна. В 1890 году английскими учёными Хёртером (англ. Ferdinand Hurter ) и Дриффилдом (англ. Vero Charles Driffield ) было сформулировано понятие характеристической кривой . В качестве критерия светочувствительности была выбрана точка инерции (критерий Хёртера-Дриффилда) - точка пересечения касательной к прямолинейному участку характеристической кривой с осью логарифма экспозиций. В СССР шкала светочувствительности Хёртера и Дриффилда, сокращённо «Х и Д» (англ. H&D ), официально использовалась с 1928 года вплоть до перехода на единицы ГОСТ в соответствии со стандартом ГОСТ 2817-50 . При этом, шкала H&D, использовавшаяся в Великобритании, не совпадала с советской . Стандарт «Х и Д» был заменён в СССР шкалой ГОСТ в октябре 1951 года .

    В современной сенситометрической системе ISO в качестве критерия используется нормированная оптическая плотность , то есть плотность, превышающая суммарную плотность вуали и подложки на определённую пороговую величину. Экспозиция, необходимая для получения такой плотности, и служит точкой отсчёта для определения светочувствительности. Для разных сортов светочувствительных материалов: негативных, позитивных, обращаемых и т. д., в одних и тех же системах измерения принимаются разные значения этого критерия. Например, для чёрно-белых негативных фотокиноматериалов пороговой плотностью считается 0,1 над вуалью . Дальнейшее развитие технологий фотопроцесса потребовало совершенствования сенситометрии, от которой потребовалось измерение светочувствительности цветных многослойных плёнок и бумаг. Каждый из светочувствительных слоёв таких материалов обладает своей светочувствительностью, зачастую отличающейся от соседних. Кроме того, оптическая плотность в цветных материалах создаётся не металлическим серебром , как в чёрно-белых, а красителями , из которых состоит цветное изображение.

    Основные понятия

    Общая светочувствительность - количественная мера светочувствительности, определяемая экспериментально при стандартизированных условиях экспонирования фотоматериала белым светом и последующей лабораторной обработки. Измеряется на основе характеристик получаемой сенситограммы. Также называется интегральной или фотографической чувствительностью. Для краткости именно общая светочувствительность обычно называется светочувствительностью или чувствительностью фотоматериала.

    Цветочувствительность - для чёрно-белых фотоматериалов относительная светочувствительность к различным цветам видимого спектра и прилегающих областей. Цветочувствительность определяется через эффективную чувствительность и часто выражается кратностью нормированного цветного светофильтра .

    Эффективная чувствительность - светочувствительность к излучению определённого спектрального состава .

    Спектральная чувствительность - светочувствительность, измеренная при экспонировании монохроматическим светом определённой длины волны.

    Число светочувствительности (экспозиционный индекс ) - количественное выражение общей светочувствительности, которым маркируется фотоматериал. Это число и измеренное значение яркости или освещённости снимаемых объектов служат для нахождения правильной экспозиции .

    Шкала светочувствительности - принятая в конкретной сенситометрической системе последовательность значений чисел светочувствительности. Наносится на калькуляторы экспонометрических устройств. Существуют шкалы двух разновидностей: арифметические и логарифмические.

    Стандарты светочувствительности

    Сравнение светочувствительности в различных стандартах

    В таблице приведены сравнительные значения основных систем измерения светочувствительности ГОСТ, «Х и Д», Weston, ASA, ISO, APEX и DIN

    Сравнение разных систем измерения светочувствительности
    APEX S v (1960–) ISO (1974–)
    арифм./логар.°
    «Х и Д» (1928-1951)
    арифм.
    Weston
    арифм.
    (1960–1987)
    арифм.
    DIN (1961–2002)
    логар.
    ГОСТ (1951–1986)
    арифм.
    Примеры фотоматериалов, обладающих
    такой светочувствительностью
    −2 0,8/0° 15 0,8 0 «Свема » ЦП-8Р, ЦП-11
    1/1° 17,5 1 1 1
    1,2/2° 25 1,2 2 1,2
    −1 1.6/3° 30 1,6 3 1,4
    2/4° 38 2 4 2
    2,5/5° 50 2,5 5 2,4 «Свема » Микрат-300
    0 3/6° 63 3 6 2,8 «Тасма » ОЧТ-Н
    4/7° 75 4 7 4
    5/8° 100 5 8 5 Фотобумага «Славич » Фотоцвет-4
    1 6/9° 125 6 9 5,5 оригинальный Kodachrome
    8/10° 150 8 10 8 Polaroid PolaBlue
    10/11° 200 10 11 9 Kodachrome 8-мм
    2 12/12° 250 12 12 11 Gevacolor 8-мм обращаемая, позднее Agfa Dia-Direct , «Свема » КН-1
    16/13° 350 6 16 13 16 Agfacolor 8-мм обращаемая
    20/14° 400 8 20 14 18 Adox CMS 20
    3 25/15° 500 10 25 15 22 старый Agfacolor , Kodachrome II и Kodachrome 25 , Efke 25 , «Тасма » ЦО-22Д
    32/16° 700 12 32 16 32 Kodak Panatomic-X , «Свема » ДС-5М, Фото-32
    40/17° 800 16 40 17 38 Kodachrome 40 (киноплёнка), «Тасма » Панхром СЧС-1
    4 50/18° 900 20 50 18 45 Ilford Pan F Plus , Kodak Vision2 50D 5201 (киноплёнка), AGFA CT18 , «Свема » ДС-4
    64/19° 1400 24 64 19 65 Kodachrome 64 , ORWOCOLOR NC-19 , «Тасма » Панхром СЧС-4, «Свема » Фото-65
    80/20° 1500 32 80 20 75 Ilford Commercial Ortho
    5 100 /21° 2000 40 100 21 90 Kodacolor Gold , Kodak T-Max , Provia , Efke 100 , «Свема » КН-3
    125/22° 2500 50 125 22 125 Ilford FP4+ , Kodak Plus-X Pan
    160/23° 3000 64 160 23 130 Fujicolor Pro 160C/S , Kodak High-Speed Ektachrome , «Свема » Фото-130
    6 200 /24° 4000 80 200 24 180 Fujicolor Superia 200 , «Свема » ОЧТ-180, «Тасма » ОЧ-180, ЦО-Т-180Л
    250/25° 5000 100 250 25 240 «Тасма » Фото-250
    320/26° 6000 125 320 26 250 Kodak Tri-X Pan Professional
    7 400 /27° 8000 400 27 350 Tri-X 400 , Ilford HP5+ , Fujifilm Superia X-tra 400 , «Свема » ОЧТ-В, «Тасма » А-2Ш
    500/28° 10000 500 28 500 Kodak Vision3 500T 5219 (киноплёнка), «Тасма » Панхром тип-17
    640/29° 12500 640 29 560 Polaroid 600
    8 800 /30° 16250 800 30 700 Fuji Pro 800Z , «Тасма » Панхром тип-15
    1000/31° 20000 1000 31 1000 Kodak P3200 TMAX , Ilford Delta 3200
    1250/32° 1250 32 1200 Kodak Royal-X Panchromatic
    9 1600 /33° 1600 33 1440 Fujicolor 1600 , «Тасма » Изопанхром тип-42
    2000/34° 2000 34 2000
    2500/35° 2500 35 2400
    10 3200 /36° 3200 36 2880 Konica 3200 , Fujifilm FP-3000b , «Тасма » Панхром тип-13
    4000/37° 37 4000
    5000/38° 38 4500 «Тасма » Изопанхром тип-24
    11 6400 /39° 6400 39 5600
    8000 /40°
    10000 /41° 10000 Фотокомплекты для моментальной фотографии Polaroid тип-410
    12 12500/42°
    16000/43°
    20000/44° 20000 Фотокомплекты для моментальной фотографии Polaroid тип-612
    13 25000/45°

    Определение чувствительности ISO для фотоматериалов

    Светочувствительность чёрно-белых негативных фотоматериалов определяется по характеристической кривой, которая строится на специальных бланках или миллиметровке по результатам измерения сенситограммы при помощи денситометра . Точка кривой, по которой определяется светочувствительность (критериальная точка), обозначена на рисунке буквой «m», и для чёрно-белых негативных плёнок её плотность должна составлять 0,1 над вуалью. При этом негатив должен быть проявлен так, чтобы точка «n», экспонированная на 1,3 единицы больше «m», обладала оптической плотностью, превосходящей её на 0,8. Это является важным условием соблюдения заданного коэффициента контрастности . В этом случае, критерием светочувствительности может считаться экспозиция H m в люксах в секунду , соответствующая точке m, а арифметическое значение светочувствительности ISO определяется равенством:

    S = 0.8 H m {\displaystyle S={\frac {0.8}{H_{\mathrm {m} }}}}

    Способы изменения светочувствительности

    Сенсибилизация

    Естественная светочувствительность галогеносеребряных фотоэмульсий лежит в сине-фиолетовой области видимого спектра. Равномерная чувствительность ко всем видимым лучам достигается путём оптической сенсибилизации фотоматериалов добавлением в эмульсию сенсибилизаторов . В роли таковых обычно выступают некоторые разновидности органических красителей, осаждаемых на поверхности микрокристаллов галогенида серебра.

    Таким образом получают чёрно-белые фотокиноплёнки, различающиеся по цветочувствительности, и эмульсии для разных слоёв цветных многослойных фотоматериалов. При помощи химической сенсибилизации повышают общую светочувствительность. Для этого используются соли благородных металлов: золота и платины , а также другие вещества, позволяющие повышать светочувствительность в несколько раз .

    Гиперсенсибилизация

    Обработка светочувствительного материала до экспонирования, изменяющая свойства фотографического слоя в сторону улучшения условия образования скрытого изображения при съёмке . Наиболее широкое распространение получили способы гиперсенсибилизации, заключающиеся в купании фотослоя в растворе азотнокислого серебра и выдерживание в атмосфере водорода . Особенности гиперсенсибилизации:

    • В наибольшей степени при гиперсенсибилизации меняется добавочная светочувствительность, нежели собственная.
    • Достигнутый гиперсенсибилизацией эффект, как правило, сохраняется в течение нескольких часов, поэтому обработку совершают непосредственно перед съёмкой или хранят гиперсенсибилизированный материал в прохладном месте между процедурой гиперсенсибилизации и экспонированием.
    • Поскольку, в отличие от производства фотографической эмульсии, гиперсенсибилизация может происходить в различных, хуже нормированных условиях, она часто даёт нестабильные, плохо воспроизводимые результаты.

    Эти основные свойства ограничивают применение гиперсенсибилизации. Долгое время гиперсенсибилизацию массово применяли для повышения чувствительности инфракрасных плёнок. Однако, по мере развития электронных светочувствительных элементов, были достигнуты лучшие результаты в этой области спектра.

    Латенсификация

    Изменение чувствительности обработкой после экспонирования

    • Пуш-процесс (англ. Push ) - увеличение светочувствительности негативных фотоматериалов при помощи более интенсивного проявления за счёт увеличения его времени, повышения температуры проявителя и подбора его рецептуры. Удвоение времени проявления по сравнению со стандартным для данного материала приводит к увеличению эффективной чувствительности в 1,4-1,7 раза, в зависимости от кинетики конкретных веществ, и к увеличению коэффициента контрастности в 1,1-1,3 раза. Одновременно с этим растёт плотность вуали. Подбор состава проявителя - наиболее безопасный способ повышения чувствительности. Самые удачные рецептуры дают выигрыш в одну-две-три ступени (до 8 раз) по сравнению со стандартным проявителем.
    К позитивным фотоматериалам пуш-процесс не применим вследствие других принципов позитивного фотопроцесса , в котором проявление происходит не до промежуточных значений контрастности, а «до конца», то есть до получения максимальных оптических плотностей и контраста. Кроме того, область применения позитивных эмульсий не предполагает необходимости высокой чувствительности. Цветные негативные и обращаемые фотоматериалы пригодны для пуш-процесса в меньшей степени, чем чёрно-белые, поскольку изменение режима проявления приводит к нарушению цветового баланса и к необратимому разбалансу светочувствительных слоёв по контрасту. Некоторые производители допускают обработку цветных материалов с интенсивным проявлением, но его параметры строго регламентируются. Снижение светочувствительности пониженной интенсивностью проявления называется пулл-процесс (англ. Pull ). Результат достигается сокращением времени проявления. Такую технологию применяют, главным образом, для снижения контраста изображения или при обработке заведомо переэкспонированных фотоматериалов.

    Термины Push и Pull ведут своё происхождение от первых десятилетий кинематографа, когда исправление ошибок экспонирования происходило при проявлении ортохроматической негативной киноплёнки при неактиничном освещении. Кинооператор , присутствующий при лабораторной обработке, мог попросить лаборанта вынуть раму с намотанной киноплёнкой из бака с проявителем (Pull) или продолжить проявку, опустив её обратно (Push).

    Экспозиционный индекс

    Экспозиционный индекс EI применяется в случаях, когда прямое использование значения светочувствительности затруднительно. EI применим для компенсации неточностей экспонирования фотоаппарата или при нестандартной обработке. Экспозиционный индекс можно назвать «установленной светочувствительностью» в противовес номинальной светочувствительности. Например, фотоплёнку со светочувствительностью ISO 400 можно экспонировать при слабом освещении при EI 800, а затем увеличить время проявления, чтобы получить пригодные для печати негативы. Другим примером может служить съёмка камерой с затвором , дающим постоянную ошибку в ту или иную сторону. В этом случае можно использовать соответствующий EI, отличающийся от значения ISO в сторону постоянной ошибки, или экспокоррекцию , чтобы скомпенсировать ошибку.

    Завышение чувствительности плёнки производителями

    У некоторых плёнок высокой чувствительности «штатным» режимом проявления считается проявка, приводящая к увеличению чувствительности («пуш-процесс»). Стандартное проявление таких фотоматериалов позволяет получать более низкую чувствительность при пониженном контрасте. Например, в стандартном проявителе получается чувствительность 1000, в рекомендуемом - 3200. Маркировка светочувствительности некоторых цветных обращаемых плёнок может содержать индекс «P», обозначающий чувствительность, достигаемую в случае обработки по «пуш-процессу».

    Светочувствительность и зерно

    Светочувствительность фотографической эмульсии зависит от размера зёрен галогенида серебра, поскольку зёрна большего размера дают более высокую чувствительность. Мелкозернистые плёнки обладают низкой чувствительностью и пригодны для контратипирования или печати позитива. Негативные фотоматериалы, предназначенные для съёмки в сложных световых условиях или с короткими выдержками, обладают крупным зерном и низкой разрешающей способностью . Поэтому, одной из главных трудностей, решавшихся в процессе совершенствования негативных материалов, было получение высоких значений чувствительности при мелком зерне.

    Закон взаимозаместимости

    В большинстве случаев экспозиция, представляющая собой произведение освещённости на выдержку , не зависит от конкретных значений каждого из множителей.

    Однако, при очень длинных экспозициях наблюдается отклонение от этого закона, приводящее к уменьшению светочувствительности, определяемой для наиболее часто употребляющихся значений выдержек, лежащих в пределах 1/1000-2 секунд. Изменение светочувствительности при длительных экспозициях имеет значение в областях фотографии, требующих длительных выдержек (например, в астрофотографии), и выражается специальными коэффициентами, используемыми в таких случаях.

    Очень сложно снимать действительно хорошие фотографии без понимания того, что такое ISO и как оно работает. Как уже упоминалось в прошлых статьях, светочувствительность это один из важнейших факторов удачного снимка с технической стороны. (Другие два это Скорость затвора и Апертура). Поэтому очень важно знать что это, дабы выжимать все возможное с вашей камеры и делать стоящие снимки, которыми было бы грех не похвастаться. И так как эта статья посвящена начинающим фотографам, то я постараюсь объяснить, что такое ISO как можно проще.

    1. Что такое ISO?

    В сущности ISO это уровень чувствительности вашей камеры к имеющемуся свету. Чем меньше уровень ISO, тем меньше камера чувствительна к свету и наоборот, чем больше ISO – тем больше светочувствительность. Компонент камеры, отвечающий за изменение светочувствительности, называется «сенсором изображения» или просто сенсором, и является самой дорогой (ну или почти самой дорогой) частью камеры. Суть сенсора в том, что он преобразует падающий на нее свет в изображение, которое мы с вами видим и называем фотографией. С увеличенной чувствительностью сенсор вашей камеры может запечатлевать изображения в условиях плохой освещенности без использования вспышки. Однако и здесь есть свое «но» - чем больше светочувствительность, тем больше зернистости, или так называемого «шума» наблюдается на фотографии.

    Наглядный тому пример:


    У каждой камеры есть своя базовая светочувствительность («Base ISO»), которая обозначает самый низкий уровень ISO, при котором достигается лучшее качество снимка и отсутствие зернистости. На большинстве камер фирмы Nikon это ISO 200, на Canon же 100. То есть по задумке вы должны стараться все время использовать базовый ISO, чтобы получать фотографии без шума и наилучшего качества, однако это не всегда возможно, особенно в условиях плохой освещенности.

    Как я уже сказал ранее, обычно светочувствительность начинается со 100-200 ISO, после же оно увеличивается в геометрической прогрессии (каждый раз в два раза): 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 и так далее. То есть каждый раз, изменяя уровень ISO на одно значение, вы увеличиваете светочувствительность сенсора вдвое. Таким образом, уровень ISO равный 200 в два раза чувствительнее к свету, чем ISO 100, когда 400 в 2 раза больше, чем ISO 200. А это в свою очередь означает, что уровень светочувствительности равный 400 в 4 раза больше, чем ISO 100; а ISO 1600 в 16 раз светочувствительнее ISO 100. Но к чему я это все веду? Дело в том, что если сенсор в 16 раз чувствительнее к свету, то ему нужно в 16 раз меньше времени, чтобы запечатлеть изображение.

    Примеры ISO и скоростей:

    • ISO 100 – 1 секунда
    • ISO 200 – 1/2 секунды
    • ISO 400 – 1/4 секунды
    • ISO 800 – 1/8 секунды
    • ISO 1600 – 1/16 секунды
    • ISO 3200 – 1/32 секунды
    Цифры условны и могут меняться при определенных обстоятельствах

    То есть, ссылаясь на таблицу выше, если вашей камере требуется одна секунда для запечатления фотографии при ISO равном 100, то при ISO 800 вы можете фотографировать всего за 125 миллисекунд! И если вникнуть в это, то со знанием этого меняется мировоззрение на технику фотографирования в целом, ведь вы можете мгновенно запечатлеть сцену, буквально «замораживая» действие. Для примера возьмем эту фотографию:
    Черные чегравы, снято при ISO 800 за 1/2000 секунды

    Как видно из описания к фотографии, я сфотографировал эту птицу при светочувствительности, равной ISO 800, причем сенсору камеры потребовалось всего 1/2000 секунды, чтобы запечатлеть ее. А теперь представим, что было бы, выставив я ISO 100: в таком случае мне бы потребовалось в 8 раз больше времени, а это 1/250 секунды. То есть вместо четкого изображения, я бы получил смазанный снимок, так как за 1\250 секунды птица бы успела сильно поменять свое местоположение и испортить мне снимок. Именно поэтому так важно знать принцип работы сенсора и светочувствительности.

    2. Когда использовать низкий ISO?

    Как можно чаще. То есть по идее вы должны все время стараться использовать самый низкий уровень светочувствительности, чтобы получать снимки хорошего качества и без шума, особенно если вокруг достаточно света. Другими словами, использовать низкий уровень светочувствительности нужно в хорошо освещенных помещениях или при достаточном естественном освещении. Хотя иногда низкий ISO используется и в темных помещениях для увеличения времени выдержки и создания эффекта «Шевеленки» (Motion Blur). Правда в таких случаях надо учитывать, что камере потребуется время дабы запечатлеть сцену, поэтому обязательно использовать штатив для того, чтобы статичные объекты оставались статичными, иначе вас съест призрак!

    О, нет! Атака призрака!

    Шучу конечно. Кстати, это мой племянник; дело в том, что я как раз тестировал на нем долгую выдержку, используя максимально низкий ISO, вследствие чего время выдержки было равно пяти секундам, во время которых мой друг и успел стать «привидением».

    3. В каких случаях использовать высокий уровень светочувствительности?

    Увеличивать уровень ISO следует тогда, когда вокруг недостаточно света, чтобы достаточно быстро запечатлеть что-либо. Так, когда я снимаю без вспышки в закрытых помещениях, я использую более высокий уровень светочувствительности чем обычно, чтобы добиться эффекта «заморозки» движения. Увеличение ISO также может потребоваться в тех случаях, когда вам нужен четкий снимок быстро движущегося объекта. Например, как с той птицей, фотографию которой вы видели выше. Однако перед увеличением уровня светочувствительности стоит подумать, готовы ли вы пожертвовать качеством снимка.

    Кстати, на последних моделях DSLR-камер есть интересная опция при съемке в режиме “Auto ISO” (Автоматическая настройка светочувствительности), позволяющая вам выбирать максимально возможный уровень светочувствительности, который камера может себе позволить. Так, например, если я хочу ограничить уровень зернистости на моих фотографиях и при этом все еще полагаться на свою камеру – я выставляю барьер на ISO 800, и могу смело фотографировать.

    На этом все, и примите во внимание, что все, прочитанное вами в этой статье – это лишь базовые знания о светочувствительности в фотоаппаратах и его принципе работы, рассказанное наиболее доступным способом. Так как на самом деле объяснение того, что такое ISO - очень трудоемкое занятие, полное технических терминов, поэтому, если вы хотите углубленно понять, что такое ISO, то могу вам посоветовать, прочитать несколько статей из Википедии.