Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Тренинги на общение для младших школьников. Упражнение «дыхательная гимнастика». Упражнение «Поменяйтесь местами»

    Тренинги на общение для младших школьников. Упражнение «дыхательная гимнастика». Упражнение «Поменяйтесь местами»

    Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

    Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

    Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

    Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

    Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

    Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

    Занятие №1.

    Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

    Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

    Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

    Занятие №2. Самоподдержка.

    Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

    Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

    Занятие №3. Мысли управляют поступками.

    Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

    Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

    Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

    Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

    Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

    Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

    Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

    Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

    Посмотрите: луноход
    По Луне легко идёт,
    Он шагает очень важно,
    В нём герой сидит отважный.

    Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

    Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

    Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

    Игра “Мостик дружбы”.

    Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

    Игра “Человекомашины”.

    Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

    Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

    Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

    Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

    Тренинг доверия

    для детей 8-10-летнего возраста

    Цель - способствовать сплочению школьного коллектива.

    Задачи

    1. Развивать умения понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию;

    2. Создать адекватный эмоциональный фон общения;

    3. Научить доброжелательному отношению к сверстникам.

    Оборудование : карточки для игры «Эмпатия»; листки бумаги для игры «Прогноз»; бумага, карандаши, фломастеры для игры «Групповой рисунок»; бумага, чернила и кисточки для игры «Кляксы»; фломастер или карандаш, чистый лист бумаги для игры «Психологический портрет»; цветные карточки для игры «Ваш любимый цвет».

    1. Внимательно слушать друг друга.

    2. Не перебивать говорящего

    3. Уважать мнение друг друга

    4. Я - высказывание

    5. Безоценочность суждений

    6. Активность

    7. Правило «стоп»

    8. Конфиденциальность

    Ход занятия

    Вы знаете, есть такие игры, которые помогают лучше узнать самого себя и своих одноклассников. Играть в такие игры могут люди, между которыми установились доверительные и дружеские отношения.

    «Эмпатия»

    (Эмпатия - это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого.)

    Из всех учеников класса выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные дети получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту детям нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.

    (Карточки: гнев, радость, задумчивость, ирония, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, подозрение.)

    «Прогноз»

    Класс делится на две команды. Каждая получает 4 листка бумаги с надписями: ссора, грусть, дружба, счастье. На обратной стороне каждого из них игроки должны сделать небольшой рисунок, изображающий это слово. Члены другой команды, видя лишь слово, но не рисунки, должны предположить (сделать прогноз), что же изображено.

    «Групповой рисунок»

    Дети садятся в круг. Один начинает рисовать что-то важное для себя. Затем передает рисунок соседу справа. Одновременно он получает другой рисунок от соседа слева. Дети рисуют до тех пор, пока рисунок не вернется к своему хозяину. Затем можно организовать выставку групповых рисунков.

    «Рука к руке»

    В игре принимают участие нечетное количество игроков. Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке! Все меняются местами», и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе пару, становится водящим. Новый водящий говорит, например: «Спина к спине! Все меняются местами». Все игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе партнера и встать с ним спина к спине. Продолжать игру можно с самыми разнообразными командами: «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т. д.

    «Как в зеркале»

    Играющие разбиваются на пары, желательно противоположного пола. Партнеры по паре встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. В каждой паре один участник будет играть роль зеркала. Ему нужно как можно точнее копировать все движения партнера. Тот, кто якобы стоит перед зеркалом, будет как бы разглядывать в этом зеркале свое лицо, изменяя при этом его выражение: хмуриться или улыбаться, выказывать удивление, подмигивать и т. д. Партнер должен точно и бесстрастно изобразить все. А если игроки засмеялись, то они получают штрафное очко. Потом партнеры меняются местами.

    «Кляксы»

    Игроки берут маленькие листочки бумаги. С помощью кисточек наносят на них небольшую капельку чернил, затем складывают листок пополам и проводят по нему рукой. После этого на листке появляется удивительный узор. Листки с кляксами пускают по кругу. Задача каждого игрока - внимательно изучить все кляксы и написать под ними или на обратной стороне листка, что они ему больше всего напоминают, какие ассоциации вызывают. На каждом листке появятся ответы, отражающие ассоциации явного большинства. Те из участников, кто оказался в этой группе, относятся к числу людей, наиболее чутко улавливающих запросы и требования общества, они хорошо адаптируются к окружающей среде, они реалисты. Те, кто стал автором самых необычных, нестандартных, уникальных ответов, в какой-то мере гениальны и талантливы.

    «Талисман»

    Талисманом считают предмет, который приносит удачу и счастье. Поэтому его всегда стараются носить с собой. Талисманом может быть любой предмет - важно только, чтобы он попал к вам при счастливых обстоятельствах и из хороших рук. Возможно, талисман несет какую-то положительную, добрую энергию. Пусть каждый подумает и найдет у себя какой-то предмет, который сопровождал бы его в счастливые дни. Это может быть простая авторучка, расческа, значок и т. д. Потом выберите человека, который вам чем-то симпатичен. Обменяйтесь с ним талисманами, сопровождая это добрыми пожеланиями и напутствиями. Продумайте, что вы будете говорить своему партнеру при вручении талисмана: от чего талисман будет хранить своего нового владельца, какую удачу приносить, что символизировать.

    «Походка»

    То, как человек ходит, - одна из наиболее постоянных и выразительных характеристик индивидуума. Походка может очень многое рассказать о душевном состоянии человека, его характере, темпераменте, стиле жизни.

    Предлагаем поиграть в игру, которая поможет научиться анализировать походку друг друга, а также узнать, о чем говорит окружающим ваша походка. Желающий выступить первым выходит на середину круга. Ему нужно несколько раз пройтись перед одноклассниками, стараться при этом держать себя свободно - например, вообразить, что он утром идет на работу, в школу, в магазин и думает по дороге о чем-то своем. Остальные участники игры должны придумать название, емкую характеристику данной походки. Например: «Лодочка без весел», «Штурм Зимнего дворца» и т. д. Самое главное, чтобы названия были точными, но ни в коей мере не обидными.

    «Психологический портрет»

    Приготовьте фломастеры или карандаши и чистые листы бумаги. Играющие должны заменить слова, которым нужно дать ассоциативное толкование, на рисунок. Слова могут быть любыми: дом, возмездие, работа, дружба, любовь, ужас, абракадабра, семья. На каждый рисунок отводится 1 минута. Детям надо постараться в рисунке выразить смысл, который заключен в каждом из слов.

    После этого можно предложить детям составить психологический портрет своего соседа по его рисункам. Конечно, трудно дать их однозначное толкование, но жизненный опыт, интуиция и здравый смысл помогут.

    Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у рисовавшего их натура практичная, надежная, основательная, но без фантазии, без оригинальности. Рисунки в виде символов, аллегорий принадлежат человеку с хорошей логикой и ясным умом. Он хозяин своих эмоций, но, может быть, несколько суховат и педантичен. Если в рисунках много фантазии и оригинальности, то это говорит о творческих способностях, но также и о трудностях, с которыми автор сталкивается в обыденной жизни.

    Можно взять и другие слова, например: учеба, развлечение, преступление, творчество, Бог, отдых, мечта.

    «Быстрая рифма»

    Каждому участнику нужно написать на листке бумаги 7-8 коротких отрывочных фраз. Темы фраз ничем не ограничены, но они Должны быть короткими, например: «Я пошел в кино», «Хочу вкусный апельсин». Словом, любые фразы, не обязательно имеющие глубокий смысл. Потом участники игры должны разойтись по комнате и медленно, хаотично двигаться по ней, натыкаясь на других игроков. Каждый раз, когда участник натыкается на очередного партнера, тот зачитывает ему одну из фраз, а первый должен

    с ходу ответить какой-либо рифмовкой, стараясь по возможности завершить начатую тему. Затем он читает свою фразу, и над рифмой мучается его партнер. Обменявшись таким образом рифмовками, они расходятся и продолжают двигаться по комнате, пока не наткнутся на другого участника, с которым повторяют эту же процедуру. В конце все игроки обмениваются впечатлениями, зачитывают наиболее понравившиеся рифмовки, называют их авторов.

    «Самый-самый»

    Каждый человек - уникальная личность, в чем-то он совершенно неподражаем. Однако именно из-за того, что не все это замечают, у человека возникает неудовлетворенность отношением окружающих к его персоне. Попробуйте поправить это.

    Класс делится на несколько команд. Внутри каждой из них все игроки рассказывают о своих достоинствах. А затем уже команды рассказывают о своих самых-самых веселых, находчивых, умных товарищах.

    На основе этой игры можно провести конкурсы на выявление «самых-самых».

    «Ваш любимый цвет»

    У каждого человека во всем свой вкус. Общность вкусов часто объединяет людей - проявляется единство отношения к жизни. Психологи могут составить весьма точный портрет личности, опираясь исключительно на знание ее цветовых предпочтений. Предложите участникам игры на выбор цвета: оранжевый, темно-синий, сине- зеленый и светло-желтый (например, цветные карточки). Какой цвет человек предпочтет?

    Как правило, любители оранжевого цвета - люди активные, с оживленным, радостным, деятельным и воодушевленным самоощущением. Любители темно-синего цвета - люди спокойные, удовлетворенные собственным положением. Любители сине- зеленого цвета - обычно люди настойчивые, строгие и серьезные. Любители светло-желтого цвета, как правило, люди веселые и общительные. Можно предположить поведение человека в трудной, неприятной или стрессовой ситуации. Если в такой ситуации предложить выбрать цвет, то человек, предпочитающий оранжевый, может перевозбудиться и даже выйти из себя. Люди, выбирающие синий цвет, перед лицом трудностей почувствуют скуку и отчуждение. Предпочитающие сине-зеленый цвет при появлении проблем почувствуют затруднения, а отдающие предпочтение желтому будут растеряны.

    Рефлексия:

    1.Что нового вы узнали сегодня?

    2. Что нового вы узнали о сверстниках?

    3. Были ли трудности при выполнении упражнений?

    Инна Гирко

    Конспект психологического занятия для младших школьников

    «Секреты общения в классе».

    Сплочение детского коллектива;

    Повышение самооценки детей;

    Знакомство с навыками эффективного сотрудничества;

    Развитие толерантности.

    Занятие проводится с учениками 3-го класса.

    Длительность занятия: 90 мин.

    Приветствие:

    Вводная часть.

    Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися.

    Время: 5минут.

    Разминка: Упражнение «Поменяйтесь местами…».

    Поменяйтесь местами те, кто…

    Умеет веселиться?

    У кого старший брат или сестра?

    У кого голубые глаза?

    Кто любит животных?

    У кого сейчас хорошее настроение?

    Кто любит играть?

    Кто умеет дружить?

    Детям предлагается «Сказочный конверт».

    В «сказочном конверте» лежат вопросы и карта сказочной страны.

    Ребята по очереди выбирают себе сказочные вопросы, с целью по ближе познакомиться друг с другом.

    Педагог предлагает рассмотреть карту, которую ребята нашли в конверте, и начать путешествие в страну общения и сотрудничества. Детям предлагается выполнить упражнение. «Мостик дружбы"

    Игра “Мостик дружбы”.

    Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками). После упражнения детям предлагается нарисовать цвет своего настроения.

    «Квадрат настроения».

    Основная часть.

    Время: 15 минут

    Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество» и «Общение».

    Содержание: Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе ничего не получится, уметь общаться с разными людьми, договариваться, уступать, если очевидна правота. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству…посредством общения.

    Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает две надписи:

    «Сотрудничество «Общение»

    Психолог: - Из каких умений складывается умение сотрудничать?:

    Из каких умений складывается умение общаться?

    «Сотрудничество «Общение»

    Умение понять другого, -умение слушать

    Умение делать дело вместе -умение договориться

    Из умения уступить,когда -умение учитывать

    очевидна правота другого, позицию другого

    Из умения разумно распределить -умение быть вежливым.

    роли умение задавать вопросы

    в процессе работы».

    Психолог предлагает детям перейти от слов к делу, и применить все эти умения в выполнении следующих заданий».

    Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (дети работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе можно использовать фломастеры, краски (гуашь, вырезанные картинки, которые дети сами выбирают и наклеивают на варежки. Во время задания ребятам говорить нельзя.


    Представление работ, обсуждение результатов.

    Время: 10 минут.

    Цель: представление и обсуждение работ детей в парах, отработка коммуникативных навыков между участниками группы. Психолог задает вопрос:- Сложно ли было делать совместное дело, не общаясь друг с другом?

    Каждая пара представляет свою работу «варежку», демонстрируя ее всем участникам, рассказывает о том, как им удалось договориться, как шла работа, демонстрируют свой результат.

    «Песчинки».

    Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

    Инструкция: “Представим себе, что все мы – песчинки. Песчинки выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Песчинки очень легкие, и когда дует ветер, постоянно перемещаются и время от времени собираются в разных местах. Число песчинок может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Когда прозвучит команда – «Ветер дует»-все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, два, пять- песчинки должны собраться – по три в каждой. Песчинки собираются так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.


    “Картина двух художников”

    Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, эмпатии.

    Участники парами, держась за один карандаш, не договариваясь, должны нарисовать любую картину.


    Для следующего задания нам понадобится все ваше внимание.

    Проводится игра –разминка: «Ухо, нос, пол, потолок».

    Психолог предлагает ребятам выполнить упражнение «Собери картину».

    Упражнение: «Собери картину »

    Цель: умение договориться друг с другом, работать в группах.

    Ребята делятся на две группы согласно своих значков. Каждая группа получает одинаковое количество деталей, с целью собрать картину.

    Инструкция: в каждой группе собрать свою картину. Проблема в том, что детали перемешались. Задача: - разумно распределить роли в процессе работы, уметь задавать вопросы, быть вежливым, уметь понять другого, делать дело вместе и суметь договориться друг с другом во время обмена.



    Упражнение:«Рыбалка».

    Цель: Умение совместно принимать решение, действовать сообща. В игре принимают участие четыре человека. Каждый игрок держит в руке конец веревки. В центре на веревке висит груз. Задача:– одновременно четверым игрокам опустить груз в емкость. Упражнение выполняется молча.



    Упражнение повторяется, но уже с обсуждением действий выполнения упражнения.

    «Общий рисунок»

    Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: “Наш класс».”

    Рефлексия. Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

    Детям предлагается выбрать цвет своего настроения и нарисовать свое чувство после занятия.

    приложение

    Вопросы для сказочного конверта.

    Если бы у тебя появилась шапка-невидимка, какое применение ты бы ей нашел?

    Если бы вылепленный тобою снеговик вдруг ожил, что бы ты стал делать?

    Если бы ночью к тебе на постель присел гном, какое сновидение ты бы попросил бы у него?

    Если бы ты стал обладателем ковра-самолета, то куда бы ты в первую очередь полетел?

    Если бы ты на балу оказался рядом с Золушкой, о чем бы ты ее попросил?

    Если бы ты случайно нашел волшебную палочку, какое желание ты бы загадал?

    Если бы в твои руки попало волшебное блюдечко и золотое яблочко, что бы ты попросил их показать?

    Если бы к тебе в гости прилетел Карлсон, как бы вы развлекались?

    Если бы ты вдруг стал таким маленьким, как Дюймовочка или Мальчик-с-пальчик, как бы ты себя чувствовал?

    Если бы тебе на денек посчастливилось попасть в гости к друзьям из Простоквашино, с кем бы из них и как тебе хотелось бы провести время?

    Если бы ты попал на концерт Бременских музыкантов, какую песню ты хотел бы услышать в их исполнении?

    Если бы вдруг стал взрослым, что бы ты стал делать?

    Если бы вдруг стал самым сильным на свете, как бы ты применил свою силу?

    Литература:

    Большая книга детского психолога от 3до 10 лет.

    О. Истратова, Г. Широкова, Т. Эксакусто.

    Материалы интернет.

    Тренинг «уверенность в себе»

    для младших школьников

    3-4 (-ых) классов.

    Подготовила:

    Психолог СШ № 26

    Л.В. Важничая

    Актобе 2014

    Цель тренинга:

    Задачи:

      Сплотить коллектив

    Состав участников: 8 человек

    Режим работы: 35-40 минут

    План проведения:

      Вводная часть:

      • упражнение «Шар».

        Упражнение «проговаривание правил»

      Ритуал приветствия:

      • упражнение «Имя + на первую букву имени качество ».

      Основная часть:

      • упражнение « Узнай новое»;

        упражнение «Колобок»;

        упражнение «Дыхательная гимнастика»;

      Заключительная часть:

      • упражнение « Ода о себе»;

        упражнение «Обратная связь».

      Ритуал прощания:

      • упражнение «Благодарю…».

        Упражнение «выставка достижений»

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Вводная часть

    Все рассаживаются на места по кругу.

    Здравствуйте! Мы сегодня проведем тренинговое занятие,которое поможет вам быть уверенными в себе.

    Цель нашего тренинга – узнать самого себя, улучшить отношение к окружающим, научиться любить себя!

    1. Упражнение «Шар» (2 мин)

    Цель: включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик.

    Инструкция: Все участники стоят в кругу.

    Психолог:

    «Сегодня наше занятие мы с вами начнем с игры с воздушным шариком. Предлагаю начать (ведущий держит в руках воздушный шар.)

    Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя.

    Итак, начали…

    Психолог: Не много расслабились… продолжим наше занятие

    2. Проговаривание правил (3 минуты)

    Психолог:

    - Давайте мы с вами придумаем правила работы в группе

      Не выкрикивать с места!

      Уметь выслушать!

      Не перебивать друг друга!

      Быть активным!

      Внимательно слушать учителя!

      Не отвлекаться!

      Быть вежливым!

    3. «Знакомство» (3-5 мин)

    Психолог:

    «Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся.

    Для этого я буду передавать вам мячик, а вы будите называть себя. Назовите свое имя + черту своего характера начинающуюся на первую букву вашего имени.

    Например: Людмила-Ласковая

    II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

      «Узнай новое» (5-7 мин)

    А) Скажите как вы представляете уверенного в себе человека?

    «я думаю ….»

    « мне кажется…»

    Обсуждение…

    Б) «Закончи предложение…»

    - Что мешает быть уверенным?

    Обсуждение….

    2 . Упражнение «Вхождение в роль» (5-7 мин)

    ПСИХОЛОГ: Предлагаю обыграть небольшой отрывок русской народной сказки «Колобок», переделав ее так, чтобы Колобок у вас в первой группе был неуверенным; у второй - уверенным.

    Вопросы для обсуждения.

    Что чувствуют другие герои сказки, встречая «разных Колобков» - с разным типом поведения?
    - какого Колобка (уверенного, неуверенного,) может быстро «съесть» Лиса?

    Какой покажется ей особенно «невкусным»?

    А какой может смело продолжить свой путь дальше?

    Психолог говорит, ребята шаг к уверенности - это всегда маленький шаг к успеху!

      Упражнение «дыхательная гимнастика»

    (Здоровье сберегающая технология)

    ПСИХОЛОГ:

    А вы знаете, что в древних китайских трактатах о здоровье говорилось, что каждый звук имеет значение. Звук «ч» снимает тревогу, переживания. Звук «я» стимулирует работу всего организма.

    Вдох через нос и на выдохе произносим звуки «ч» и «я». Упражнение повторяем несколько раз.

    Теперь вы стали увереннее! Поверили в успех!

    III ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

    1.Упражнение «Ода о себе» (3 мин)

    Цель: поднятие самооценки и уверенности в себе

    ПСИХОЛОГ:

    Посмотрите на себя в зеркало. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

    2. Завершение.

    Упражнение «обратная связь» (5 мин)

    Цель: эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.

    Время: (3-5 минут)

    Материалы: Не требуются.

    ПСИХОЛОГ:

    «Наше занятие подходят к концу. Подведем итоги. Каждый из вас может выразить свои чувства, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать.

    Анализ по вопросам ко всему тренингу (5 мин)

      Изменилось ли ваше представление о себе?

      Что нового вы узнали о себе?

      Какие выводы вы сделали для себя?

    Упражнение «Выставка достижений»

    Группа делится на команды по 4 человека. Каждая команда – это фирма, производящая ценные человеческие качества.

    Командам даётся время обсудить, какие качества производит их фирма. После этого вы решаете, какое из ценных качеств можно представить на выставке достижений. Затем каждая команда оформляет важное качество. Каждая команда рассказывает, какие качества она представляет в своем павильоне

    «Доброта спокойствие злость общительность застенчивость умный»

    Рефлексия. Проводится обсуждение результатов выставки.

    Спасибо за активное участие в занятии.

    До свидания! До новых встреч!

      Не выкрикивать с места!

      Уметь выслушать!

      Не перебивать друг друга!

      Быть активным!

      Внимательно слушать учителя!

      Не отвлекаться!

      Быть вежливым!

      Обращаться к друг другу по имени!

    Психологический анализ тренинга:

    Тема: «Уверенность в себе»

    Участники:

      Мусаева Александра

      Якубович Руслан

      Винс Екатерина

      Кожахметова Аружан

      Никофорьян Анатолии

      Леух Любовь

      Самсенова Аяна

      Садыков Тамерлан

    Цель занятия: Обучение навыкам уверенного поведения, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи.

    Задачи:

      Жить радостно и ярко воплощать в жизнь свои мечты.

      Способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств

      Сплотить коллектив

      Снять напряжение и чувство тревоги

    При проведении тестирования учитывались возрастные особенности и интересы каждого ребёнка, выслушивались предложения детей. При подготовке и во время проведения тренинга учащиеся осуществляли активную деятельность и принимали непосредственное участие. Проведённое занятие способствовало развитию познавательных интересов учащихся, носило характер общественной направленности, игровые формы использовались эффективно. На занятии дети учились находить в себе черты уверенности и уверенного поведения в ситуациях, преодалевать застенчивость.

    При проведении занятия учитывались межличностные отношения в классе, для повышения уровня организационного, психологического единства были проведены групповые занятия. Отношения между ребятами были доверительно-дружеские. Настроение во время занятия было радостно-приподнятое.

    В целом занятие прошло успешно, удалось снять некоторые барьеры неуверенности. Ребята внимательно выслушивали мнения друг друга, высказывались сами. Вели себя более уверенно.

    Цель тренинга была достигнута. В процессе тренинга была снижена неуверенность и застенчивость как в группе, так и у каждого участника в отдельности. Отзывы о тренинге были положительными.

    Занятие 1.

    1. Знакомство. Упражнение “Покажи свое имя”. Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением.

    2. Игра “Волшебные шарики”.

    Цель: снятие эмоционального напряжения.

    Дети сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.

    3. Игра “Добрые привидения”

    Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.

    Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук “у”.

    4. Рисуем настроение.

    Цель: выразить свое настроение в рисунке.

    При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.

    Занятие 2.

    1. Упражнение - гештальт

    “Я – травинка” - предложить детям представить себя травинкой на ветру. Учить выражать свои чувства.

    2. Игра: “Поссорились два петушка”

    Под веселую музыку дети двигаются по типу “броуновского движения” и слегка толкаются плечами.

    3. Игра: “Сороконожка”

    Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

    Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.

    4. Совместные настольные игры.

    Цель: развивать внимание, способность к сосредоточению, умение взаимодействовать без конфликтов.

    Занятие 3.

    1. Игра: “Дракон кусает свой хвост”.

    Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

    Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – “голова дракона”, последний – “хвост дракона”. “Голова дракона” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается от нее.

    2. Игра: “Мой хороший попугай”

    Цель: развитие чувства элепотии, умение работать в группе.

    Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова.

    Ведущий предлагает детям игрушку – попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.

    3. Игра: “Кляксы”

    Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

    Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса”.

    4. Релаксация “На облаке”

    Занятие 4.

    1. Игра: “Котик”

    Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.

    Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

    • Нежится на солнышке,
    • Потягивается,
    • Умывается,
    • Царапает лапками с коготками коврик.

    Используется спокойная музыка.

    2. Игра: “Брыкание”.

    Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.

    Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.

    3. Упражнение: “Возьми себя в руки”.

    Цель: научит сдерживать себя.

    Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

    4. Лепим сказку.

    Цель: снятие агрессии косвенным образом, развитие и закрепление навыков.

    Занятие 5.

    1. Игра: “Липучка”.

    Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение детской группы.

    Все дети двигаются, бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: “Я липучка-приставучка. Я хочу тебя поймать”. Каждого пойманного ребенка “Липучки” берут за руку, присоединяя его к своей компании.

    Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу.

    2. Упражнение “Кулачок”.

    Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация.

    Дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.

    3. Игра: “Разыгрывание ситуаций”.

    Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни.

    Примеры ситуаций:

    Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

    Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

    Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

    Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка. Пожалей его.

    4. Игра: “Комплименты”.

    Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.

    Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…” Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.

    Ведущий благодарит детей за работу в группе.