Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Интернет-зависимость: симптомы и как от нее избавиться. Теоретические основы коррекции интернет-зависимости у подростков

    Интернет-зависимость: симптомы и как от нее избавиться. Теоретические основы коррекции интернет-зависимости у подростков

    Социально-педагогическая коррекция Интернет-зависимых подростков

    1.1 Интернет-зависимость как социальная проблема

    К сожалению, в условиях современной жизни подростки попадают в ловушки различных зависимостей. Употребление алкоголя и наркотиков среди молодых людей, несмотря на ведущуюся пропаганду здорового образа жизни, находится по-прежнему на весьма высоком уровне. Еще одна опасность кроется в чрезмерной зависимости подростков от компьютера - интернета, игр, социальных сетей.

    Компьютеры есть сегодня в большинстве современных квартир и нам уже трудно представить себе, как обходится без этих жужжащих помощников - учиться, работать, развлекаться. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое - всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество.

    Однако эта ситуация имеет и обратную сторону - чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким.

    Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве.

    Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться. Это не только нарушение зрения и осанки, работы внутренних органов, например, шум в сердце у ребёнка, тахикардия, нарушения давления, но и социальная изоляция, а в крайних случаях - психические нарушения.

    Признаки интернет - зависимости у подростков таковы:

    Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;

    Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе; Подросток предпочитает виртуальное общение, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;

    Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером. Вы замечаете, что подросток стал более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

    Исследования специалистов по психическому здоровью относительно интернет - зависимости начались уже в 1996 году, но согласие в названии этого термина, критериях и методах диагностирования пока не достигнуто. Существует ряд терминов, связанных с неумеренным использованием интернета: возникновение привыкания к интернету, патологическое использование интернета, проблемное использование интернета, интернет-зависимость.

    Однако, невзирая на то, какое название применяется для описания феномена привычки к интернету, наличие зависимости человека от интернета не поддается сомнению. Зависимость существует при условии, если поведение человека, направленное на достижение чувства радости и на избавление от какого-либо психологического груза, выходит из-под его контроля. Человек постепенно перестает контролировать свое поведение и тягу к интернету, несмотря на ее отрицательные последствия.

    Зависимость подростков от интернета несет серьезную угрозу для их психического и физического здоровья. Активное изучение последствий неумеренного и бесконтрольного использования подростками интернета позволяет сделать вывод, что терапевтический подход к данной проблеме касается не только психологов, психиатров, социальных работников и других специалистов по психическим заболеваниям человека.

    Гуманизация и гуманитаризация образования

    Общеизвестно, что образование -- обучение и воспитание, но не всем известно, в чем заключается философия образования, складывавшаяся веками. Философия всегда стремилась не только осмыслить существующие системы образования...

    Девиантное поведение как социальная проблема

    По мнению Менделевича В.Д. девиантным поведением называется система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности...

    Исследование направлений работы социального педагога с неполными отцовскими семьями

    Семья - один из главных объектов изучения социологов. Ее изучают много десятилетий, системно, разными методами. Но, даже определение семьи...

    Книги, по которым учились поколения россиян

    Учебник - книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы...

    Проблема социальной адаптации подростков в кадетской школе

    Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков

    Работа социального педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста в семьях разведенных родителей

    Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio -- приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем...

    Роль педагога-организатора в профилактике компьютерной зависимости у подростков

    Компьютер - это программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами (т.е...

    Роль педагогики в социальной работе

    Понятием «социальный» (от лат. socialis - общий, общественный) объединяется все то, что связано с совместной: жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия...

    Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду

    Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление...

    Социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих ребенка-инвалида

    Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах и других религиозных книгах, народных сказках...

    Социально-педагогическая работа по предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков: инновационный проект

    Социально-педагогическая работа с семьей

    Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это является первый вид общения людей...

    Социальное неблагополучие современной молодежи

    Негативные явления, порождаемые потреблением спиртных напитков, таят в себе большую опасность для общества. Потребление алкоголя прежде всего дурно влияет на здоровье людей...

    Это может быть:

    Платные сервисы и услуги, которые оплачиваются отдельно;

    Призывы к асоциальному поведению, насилию и жестокости;

    Пропаганда сексуальной эксплуатации и суицидального поведения;

    Общение на форумах и чатах с мошенниками, аферистами и преступниками под личиной доброжелателей;

    Вынуждение предоставления личной информации ребенка или его семьи, которая может быть использована в преступных целях;

    Интернет-зависимость.

    Что же такое интернет зависимость?

    Интернет-зависимость (или Интернет-аддикция) — навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, хотя её статус как психического расстройства формально не установлен.

    Детская интернет-зависимость с каждым днем набирает все большие масштабы, и во многом этому способствуют именно родители, не уделяющие должного внимания воспитанию детей. Общение в социальных сетях заменяют ребенку общение с родителями и сверстниками, подвижные игры и физические занятия.

    Дети теряют коммуникационные навыки, и перестают испытывать потребность в нормальном общении. Живые эмоции – улыбки, слезы, подмигивание, показывание языков и другое им легко заменяют такие любимые «веселые смайлики». В физиологическом развитии проблем также не избежать. Ребенок, углубившись в виртуальное общение, перестает гулять на улице, встречаться с друзьями и мало двигается, как следствие, наступают проблемы со зрением, пищеварением, опорно-двигательным аппаратом, появляется повышенная утомляемость и головокружения.

    Кроме этого, Интернет полон всевозможных докладов и рефератов, которые становятся доступными для школьников после процедуры скачивания, занимающей не более пяти минут. Подростки распечатывают нужный реферат, и сдают учителю, даже не удосужившись его прочитать, естественно, так никакие знания получены не будут. Кроме того, помимо рефератов, в интернете легко можно найти «решебники» на любые предметы, точно совпадающие с заданиями и задачами стандартных учебников школьной программы. Ребенок, привыкший регулярно списывать, самостоятельно перестает учить, а значит усваивать материал и развиваться. Решение задач у доски, контрольные, экзамены показывают насколько ребенок отстал от программы, начинаются проблемы с педагогами и успеваемостью.

    Основные типы интернет-зависимости

    Навязчивый веб-серфинг – бесцельные путешествия по Интернету, постоянный поиск какой-либо, зачастую ненужной, информации;

    Пристрастие к виртуальному общению – большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети;

    Игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми.

    Симптомы компьютерной зависимости

    Равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учебе, школьным и внешкольным мероприятиям;

    Неоправданно частая проверка электронной почты;

    Чрезмерно длительное пребывание за компьютером;

    Быстрый, неряшливый прием пищи, часто прямо перед монитором;

    - «выпадение» из реального времени;


    Визуально наблюдаемое бесцельное «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;

    Неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;

    Постоянное или значительно более частое общение в режиме on-line, чем непосредственное;

    Погружение в Интернет как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;

    Приоритет пребывания в Интернет над всеми остальными видами деятельности и общения;

    Нарушение обещаний в отсутствие взрослых не входить в Интернет;

    Отрицание, часто аффективное, компьютерной зависимости.

    Ухудшение памяти, внимания;

    Снижение успеваемости, прогулы занятий;

    Уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;

    Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка.

    Если у ребенка наблюдается 3-4 симптома, то это свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.

    Тест для родителей на наличие игровой интернет-зависимости их ребёнка

    Поставьте в соответствующую графу один балл за каждый вопрос, на который вы ответили положительно.

    1. Много ли времени ребенок проводит за компьютером, игровой панелью, планшетом, карманным персональным компьютером, смартфоном, играя в компьютерные игры?

    2. Легко ли он прекращает игру по вашему требованию?

    3. Часто ли бывают ситуации, когда ребенок прячется от вас и играет в компьютерные игры?

    4. Часто ли он рассказывает вам о персонажах из компьютерных игр и игровых ситуациях?

    5. Часто ли ребенок с друзьями обсуждает игровые ситуации?

    6. Изменился ли резко его внешний вид, одежда?

    7. Появились ли у него странные и нетипичные предметы: меч, плащ, необычные аксессуары, обувь?

    8. Просит ли он у вас обновить компьютер? Сделать его мощнее, быстрее?

    9. Просит ли ребенок деньги на игры или на непонятные вам цели?

    10. Изменились ли резко его привычки?

    Если сумма баллов дает больше 5, то вам надо обратить внимание на возможную игровую зависимость вашего ребенка.

    Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

    Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.

    Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.

    Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.

    Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.

    Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.

    Всемирная паутина стала неотъемлемым элементом человеческой жизни и общения. Она предоставляет моментальный доступ к любой информации, возможность связаться с друзьями или родственниками, планирование времяпровождения, поиск новой любви, выбор одежды или решение бизнес-задач. Многогранность перспектив сети интернета поначалу затягивает. Однако, спустя время, увлеченность сетевыми процессами проходит, человек вновь переключает свое внимание на реальное общение и хобби. Когда этого переключения не происходит, а сетевое времяпровождение только увеличивается, используют термин «интернет зависимость» или же «интернет-аддикция».

    Это своеобразное психическое расстройство, которое сопровождается бесконтрольным нахождением человека в сети интернета, неспособностью вовремя оттуда выйти и рядом сопутствующих поведенческих проблем.

    Где опасность

    Пристрастие к постоянному нахождению онлайн становится равносильно зависимости от алкогольных напитков и наркотических веществ, что уже может считаться серьезной проблемой. Это подтверждают психологи и врачи, которые проводят разнообразные эксперименты и исследования.

    • По собранным данным, непрерывное нахождение в сети интернета приводит к изменениям функционирования сознания и проблемам в работе мозга человека. После этого наблюдается постепенное снижение когнитивных функций, особенно – способности обучаться. Снижаются и возможности памяти, ведь потребность хранить и запоминать информацию снижена – все доступно!
    • Другим негативным аспектом влияния интернет зависимости можно считать утрачивание навыков общения в реальной жизни, как следствие – определенной асоциальности. Сеть всемирной паутины замечательно подменяет встречи с друзьями, ведь можно просто открыть окошко с чатом и написать: «Привет», увидеть родителей по скайпу, а вместо изнуряющих покупок, просто заказать готовую продукцию с доставкой на дом. Такая вот иллюзия реальности.
    • Положительные, на первый взгляд, вещи, создают множество проблем при отсутствии альтернативного времяпровождения. Привыкнув общаться в играх и социальных сетях, человек теряется при нахождении в новой компании, испытывая стресс. Ведь приходится иметь дело с живыми эмоциями незнакомых людей. После подобных встреч появляются психологические проблемы, человек может закрыться.
    • Интернет зависимость способствует возникновению расстройства сна и пищевого поведения. Перегруженность постоянным потоком информации негативно сказывается на сне и расслаблении. Быстро пролетающее время за компьютером порой отображается в том, что человек забывает сделать перерыв на еду.
    • Нельзя вычеркнуть из контекста побочных эффектов и появление физических заболеваний. Проблема связана с сидячим образом жизни, при котором атрофируются многие мышцы, возникают изменения строения позвоночника (сколиоз, кифоз, остеохондроз), суставов (артрит, артроз), заболевания сердечной системы (аритмия, гипертония, аритмия, варикоз нижних конечностей). Сюда же можно отнести классическое снижение зрения при многочасовом сидении перед экраном.
    • Разрушение семейных связей так же вполне привычно при диагнозе – интернет зависимость. Постоянное нахождение на просторах интернета вместо внимания к другому человеку мало кому нравится. Это касается не только супругов, но и родителей с детьми.

    Виды зависимости от сетевой паутины

    Причины проявления интернет зависимости разнообразны. На сегодняшний день исследователи выделяют пять основных видов проявления этого расстройства:

    • Беспрерывное общение в чатах, форумах, социальных сетях

    Сюда относятся люди, имеющие проблемы в межличностном общении. При отсутствии реальных коммуникативных и социальных навыков более простым вариантом кажется общение в виртуальном мире интернета. Отличие от людей, которые просто используют интернет, в том, что зависимые пытаются завести новые знакомства и расширить свой круг общения, а не просто поддержать контакт с уже знакомыми людьми.

    Можно создать абсолютно иной образ себя, нежели это есть на самом деле. Стать более красивым, уверенным, умным, общительным, дерзким! Быть тем человеком, которому разрешено все, не опасаясь за реагирование других людей.

    • Поиск информации

    Онлайн-серфингом называется практически непрерывный поиск новой информации в интернете. Зачастую он не структурирован. Даже если изначально пользователь заходит на сайт в поисках вполне конкретной информации, спустя время он случайно оказывается на вообще постороннем ресурсе. Происходит это из-за перечитывания статей, комментариев, обзоров, рецензий хаотично, одна за другой. Результат – снижение продуктивности, невозможность глубоко изучить выбранную тему, мозговой перегруз ненужной информацией.

    • Игромания

    О причинах, побудивших людей днями напролет играть в онлайн-игры, можно судить долго. Для кого-то такая интернет зависимость – это отдых от перенапряжения, скуки, заполнение пробелов жизни, недостатка интересных увлечений. Также это может быть шансом повысить свою самооценку за счет почетного первого места, которое в жизни трудно получить. Некоторые люди даже вносят деньги, чтобы улучшить характеристики своего игрового персонажа. Это интернет зависимость в ее ярком проявлении.

    На различных форумах увеличение рейтинга или количества лайков тоже приравнивается к игре, где каждый пытается стать популярнее. Полной удовлетворенности тут нет, но это уже что-то, если в реальной жизни многое не устраивает, нет общения и признания.

    • Онлайн-казино

    Этот вид интернет зависимости характеризуется практически полной схожестью симптомов с обыкновенной игроманией. Азарт, который возникает в игре на деньги, ничуть не уступает своей аналогии в реалиях. Можно даже общаться с людьми онлайн! В интернете казино с играми соответствует соблазнительному традиционному казино. Только за счет большей доступности, легкости выхода в игру количество посетителей может быть намного больше.

    • Уход от реальной близости

    Стремление к просмотру взрослых фильмов может казаться вполне безобидным увлечением. На самом же деле, это серьезная интернет зависимость. Когда просмотр таких видео заменяет реальную близость либо же становится предпочтительным способом удовлетворения своих потребностей, велик риск распада семейного союза через эмоциональную пропасть в общении и прикосновениях с партнером. Ведь намного проще не напрягаться с общением и необходимым вниманием, а просто включить нужное видео.

    Подобного видео огромное множество, через неудовлетворенность в отношениях они могут выглядеть более заманчивыми. Побочным эффектом может стать вполне реальное психо-физическое расстройство – импотенция, когда от вида настоящего, а не виртуального взаимодействия, внешнего вида живой партнерши без спецэффектов, человек просто перестанет возбуждаться.

    Базовые симптомы

    Тревожным звоночком, который оповещает о наличии интернет зависимости, является нахождение в режиме онлайн 5 часов или более. Подобной формой зависимости поражено от 2% до 10% населения всего земного шара, по разным данным. Страдать от этой напасти могут не только подростки, выросшие в эпоху интернета, но и в гораздо большей степени молодые и среднего возраста люди, которые дорвались до желанной альтернативной замены неудовлетворяющей действительности.

    Есть общие симптомы, которые говорят о смещении приоритетов в пользу виртуальности:

    • стремление всегда находиться онлайн, ломка;
    • раздражительность при долгом отсутствии интернета;
    • пренебрежение внешним видом;
    • расстройство сна;
    • нерегулярное питание, его отсутствие или переедание;
    • конфликты с окружающими;
    • расстройство внимания;
    • готовность вкладывать деньги в интернет;
    • отказ от развлечений и общения в реальной жизни.

    Лечение

    Как избавиться от интернет зависимости интересует тех, кто уже осознал эту проблему у себя либо же близких этих людей. Первостепенно важным фактором является осознание проблемы и последующее обращение к психотерапевту, который диагностирует вид, стадию и причины проблемы, подберет необходимые меры по реабилитации и поможет перестать убегать от реальности.

    Если же хочется побороть интернет зависимость своими силами, то следует соблюдать такие меры:

    1. Точно контролировать отведенное время в интернете
    2. Проводить дни без выхода в интернет.
    3. Найти действительно реальное интересное хобби, которое сильно увлекает.
    4. Контролировать снижение и повышение мотивации в делах.
    5. Избавиться от первопричины попадания в интернет.
    6. Заблокировать сайты, на которых проводилась большая часть времени онлайн, оставить только информационно нужные.
    7. Вести активный стиль жизни.
    8. Не включать компьютер без необходимости.

    Самоконтроль – лучше всего поможет разрешить вопрос: «Как избавиться от сетевой зависимости». При должном уровне мотивации, это реально сделать своими силами.

    Войскунский А.Е.

    Зависимость от Интернета: актуальная проблема

    Конференция на портале "Аудиториум ".

    "Социальные и психологические последствия применения информационных технологий "

    (01.02.2001 01.05.2001)

    Секция 6. Интернетзависимость: домыслы и правда

    Феномен "зависимости от Интернета ", или "Интернетаддикции " интенсивно обсуждается в настоящее время. Он часто именуется заболеванием или синдромом (Internet Addiction Disorder). Считается, что его характеризуют следующие поведенческие характеристики: активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение при вынужденных отвлечениях; неспособность спланировать время окончания сеанса работы в Интернете; расходование все больших сумм денег для обеспечения работы в Интернете, в том числе влезание в долги; готовность лгать, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете; забывание в ходе работы в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности Интернетом; пренебрежение собственным здоровьем, сокращение длительности сна из-за работы в Интернете в ночное время; избегание физической активности якобы из-за срочной работы, связанной с Интернетом; пренебрежение гигиеной, ибо все "личное " время занимает работа в Интернете; готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами; освобождение от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояния тревоги, ощущение эмоционального подъема во время работы в Интернете; подбор, просматривание и изучение литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

    Диагностика зависимости от Интернета: шутка и за гранью шутки

    Подобная феноменология заставляет вспомнить явление зависимости от компьютера первое психологическое исследование на эту тему было проведено в 1980-х годах М.Шоттон. Детальное же обсуждение проблемы зависимости от Интернета началось недавно и ведется весьма интенсивно.

    В конце 1994 г. К.Янг разработала специальный опросник, разместила его на webсайте (http://www.pitt.edu/~ksy/survey) и получила почти 500 ответов, из которых около 400 свидетельствовали о наличии аддикции. Весной 1995 г. И.Голдберг опубликовал в ньюсгруппе (http://sydocD51tB6/[email protected]) критерии диагностики заболевания Internet Addiction Disorder IAD; в основных своих чертах оно совпадает с описанием патологической зависимости от азартных игр, но понимается как дезадаптационный паттерн применения Интернета, ведущий к клинически значимому ухудшению психологического состояния или дистрессу. Прямой перенос симптоматики, не подкрепленный клиническими данными, выглядит по меньшей мере удивительным, однако уже в 1995 г. из сообщения Дж.Грохола (http://psychcentral.com/new2) выяснилось, что И.Голдберг всегонавсего пошутил. По высказанному в 1996 г. Дж.Сулером предположению (http://www.rider.edu/users/suler/psycyber), на тонкую шутку указывает лишь наличие "humor " в URL, по которому хранится формулировка И.Голдберга (http://www.cog.brown.edu/brochure/people/

    duchon/humor/internet.addiction.html).

    Шутка была тем не менее воспринята всерьез. Настороженная реакция многих специалистов по психическому здоровью на попытку расширения номенклатуры психических заболеваний, не подкрепленную клиническими данными, мало кого остановила. Надо признать, что имеются некоторые основания для интерпретации поведения пользователей Интернета как зависимого, поскольку под аддикцией подразумевается следующее комплексное явление: неготовность отказаться от испытываемого в результате аддиктивного поведения удовольствия, несогласие с квалификацией собственного поведения как заболевания, отказ от помощи, пренебрежение ранее существенными моментами в жизни, разрушение в результате такого поведения отношений со значимыми людьми, неприятие критики своего поведения, защиту от критики и возникновение чувства вины и беспокойства, желание скрыть аддиктивное поведение, безуспешность попыток самостоятельно отказаться от зависимости, часто наличие других глубинных потребностей, которые лишь маскируются под конкретную аддикцию. Более того, признается зависимость и от вводимых в организм материальных сущностей (например, химических веществ), и от производимых субъектом действий вкупе с сопровождающими их эмоциями. Если так могут быть объяснены т.н. патологические пристрастия к азартным играм, совершению покупок, просмотру телепередач, то почему бы и не к применению Интернета? Ведь общепринятое теоретическое представление о психофизиологической природе поведенческих зависимостей до сих пор не выработано.

    На данный вид аддикции не распространяются закономерности формирования зависимостей, выведенные на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернетзависимости этот срок резко сокращается: 25% опрошенных К.Янг аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% в течение второго полугодия, а 17% вскоре по прошествии года. Кроме того, довольно хорошо изучены долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков, а вот применительно к зависимости от Интернета отсутствует сама возможность долговременного наблюдения.

    Общественный договор о норме и патологии

    Нетрудно заметить, что почти любое человеческое увлечение в своих крайних формах дает определенные основания говорить об аддикции. Согласны ли мы считать всякого увлеченного человека "аддиктом " и рекомендовать ему/ей пройти курс лечения? Не возникает ли искушение назвать "зависимыми " тех, кто подолгу говорит по телефону либо смотрит телепередачи ведь построить шуточное определение не составит труда? Как замечают Дж.Грохол, К.Сурратт и другие специалисты, вопрос переводится из тематики психического здоровья в проблематику общественного договора о норме и патологии. А потому приходится признать, что на данный момент считать зависимость от Интернета заболеванием было бы преждевременным, а вот заявлять о таком феномене, вести исследования и оказывать психологическую помощь подверженным такому феномену людям и актуально, и гуманно. Таков основной вывод; далее остановимся на содержательной стороне исследований и практической работы в области т.н. Интернетаддикции.

    Актуальность такой работы поистине высока. Описаны случаи пребывания в Интернете по 18 и более часов в сутки, по 100 и более часов в неделю впрочем, степень аддикции определяется, по словам К.Янг, не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в существенных сторонах бытия. И потери эти поистине нешуточные: сообщается об убийствах, самоубийствах, смертях из-за хронического недосыпания, побегах подростков из дому, бракоразводных процессах, осуждении родителей за неадекватный уход за детьми, эмоциональных расстройствах, депрессиях и стрессах, вызванных потерей доступа к Интернету или содержанием полученных сообщений. Не следует сбрасывать со счетов и вероятность оказаться жертвой манипулятора или мошенника, поднаторевшего в преступном применении Интернета. Что уж говорить о чисто организационных издержках: систематическом расходовании рабочего времени на непроизводительную активность в Интернете или необходимости привлекать специалистов для диагностики "избыточного применения Интернета " и консультирования "групп риска ".

    Если среди специалистов по психическому здоровью идут споры, то юристы признали правомерность зависимости от Интернета. Когда Кевин Митник был осужден в первый раз, защита была построена на признании его аддиктом, и данный "диагноз " был принят и признан смягчающим обстоятельством (http://www.urbanlegends.com/misc/addicted_to_computers.html). Защитники британского хакера Пола Бедуорта (Paul Bedworth) сумели в 1993 г. убедить суд, что их подзащитный страдает навязчивым влечением к компьютерам и не подлежит наказанию за свои противоправные действия (http://www.eff.org/pub/Net_culture/Hackers

    /uk_court_acquits_teenage_hacker.article).

    Практическая активность: исследования, диагностика, терапия

    Уже в 1995 году К.Янг организовала "Центр онлайновой зависимости ", на базе которого в 1997 г. была создана одноименная исследовательская и консультативнопсихотерапевтическая Webслужба (http://netaddiction.com). В 1998 г. служба "виртуальной аддикции " была организована Д.Гринфилдом (http://www.virtualaddiction.com). Изданы десятки эмпирических исследований данного феномена, в том числе три монографии. Тысячи раз звучала эта тема в популярной прессе. Несколько клиник, ряд частнопрактикующих специалистов активно занимаются терапией Интернетаддикции. В WWW имеются специализированные "группы помощи " аддиктам или их семьям, организованы консультационные пункты для обращения за психотерапевтической помощью, по адресу [email protected] нетрудно подписаться на ньюсгруппу iasg, т.е. Internet Addiction Support Group.

    Феноменология зависимости от Интернета и исследования вызывают интерес и в России: данная тема неоднократно звучала в популярной прессе, была переведена статья К.Янг и составлены обзоры зарубежных исследований. Эмпирическая работа, насколько известно, ведется психотерапевтами В.Буровой (http://test.lvs.ru) и Я.Филатовым (http://www.doktor.ru). Материалы по этой теме размещены и по URL http://elnow.virtualave.net/psicho .

    Для К.Янг или Д.Гринфилда зависимость от Интернета явление многомерное, оно включает проявления эскейпизма (т.е. бегства в "виртуальную реальность " людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить себя "виртуозом " в применении компьютера для работы в Интернете и WWW.

    К концу 1998 г., как справедливо заметила К.Сурратт, Интернетаддикция оказалась фактически легализована пусть не как клиническое направление в узком смысле слова, а как отрасль исследований и как сфера оказания людям психологической помощи. Однако при всем объеме проведенной к настоящему времени эмпирической работы нельзя не заметить, что фундаментальных клинических данных практически не прибавилось: большая часть исследований методически построена как сетевые интервью, групповые обсуждения и опросы, в том числе массовые: к примеру, Д.Гринфилд провел в конце 1998 г. сетевой опрос, ему ответил 17251 респондент, из них зависимыми от Интернета были признаны 5,7%.

    Разновидности Интернетаддикции

    Понятие "Интернетзависимость " объединяет следующие феномены:

    зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам опосредствованной компьютером деятельности);

    информационная перегрузка, "электронное бродяжничество ", т.е. компульсивная длительная (многочасовая) навигации по WWW без конкретной цели; источником удовольствия служит факт пребывания в Сети, мультимедийные формы поощрения и стимуляции посетителей сайтов либо узнавание нового в результате подобных блужданий;

    компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или электронным покупкам;

    зависимость от "киберотношений ", т.е. от социальных контактов: общения (в чатах, групповых играх и телеконференциях) и установления в ходе общения дружеских отношений или "флирта ";

    зависимость от "киберсекса ", т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях "для взрослых ".

    Как нетрудно убедиться, перечислен едва ли не весь спектр негативных феноменов, с которыми может быть связано применение Интернета. Такая тенденция не находит безоговорочной поддержки специалистов, некоторые из них (М.Гриффитс, С.Кинг, С.Стерн и др.) полагают необходимым сузить проблематику Интернетаддикции и ограничить набор признаков, специфических для нее. К примеру, немало разногласий по этому поводу проявилось в ходе обсуждения, состоявшегося 24 октября 1999 г. под руководством Дж.Сулера (см. http://behavior.net/chatevents/index.html). Тем не менее ниже будет показано, что профессиональным интересам психотерапевтов отвечает расширительное, генерализованное понимание феноменов, которые могли бы быть отнесены к Интернетаддикции.

    В рамках расширительного понимания Интернетаддикции разработан ряд "тестов " для самостоятельного определения людьми степени своей зависимости от Интернета. Такие тесты включают сравнительно немного (обычно от полудюжины до дюжины) специализированных вопросов, при положительном ответе на половину или более половины вопросов можно заподозрить проявление симптомов аддикции. Кроме того, разработаны отдельные опросники для каждого типа зависимости от Интернета, равно как опросники для менеджеров, для супругов (обеспокоенных аддиктивным поведением мужа/жены), для родителей и воспитателей.

    Некоторые психологические характеристики Интернетаддиктов

    Что известно психологам о тех, кого они признали зависимыми от Интернета? Вот выборочные характеристики из трудов Дж.Гринфилда, М.Гриффитса, Дж.Сулера, К.Янг и др. Некоторые аддикты, как считается, обладают высоким уровнем абстрактного мышления, они индивидуалисты, готовы довольствоваться опосредствованными контактами с другими, не склонны к конформному поведению, ощущают себя "пионерами " на "неизведанной территории ". Способность постоянно пополнять знания и осваивать новые виды деятельности источник их самоуважения. Нередко они обнаруживают в себе неизвестный им ранее интеллектуальный потенциал, дремлющие способности и новые интересы. В ходе работы с Интернетом кое-кто отмечает возникновение чувства приближения к своей истинной сущности, заявляет о неожиданных для самих себя направлениях личностного роста и о том, что Интернет способствует самоактуализации. Говорить о степени обоснованности таких заявлений затруднительно.

    Иной раз аддикты склонны к гипертрофированно эмоциональным реакциям на слова других людей подобный накал эмоций не поощряется в более традиционных формах общения. Новыми социальными связями они крайне дорожат и поддерживают их путем систематического и продолжительного участия в групповых видах активности. Вспомним, что частая и длительная работа в Интернете один из наиболее бросающихся в глаза признаков, по которому неспециалисты чаще всего судят о возникновении зависимости от Интернета. Некоторые психологи утверждают, что пристрастие к эротической информации в Интернете не свидетельствует о склонности к развратному поведению в реальной жизни и не дает оснований для предсказания психосексуальных отклонений. Другие специалисты, правда, предпочитают оставить этот вопрос открытым, полагая, что эмпирических фактов пока недостаточно. Пожалуй, наибольшее беспокойство вызывают "азартные " применение Интернета с целью участия в аукционах, выполнения биржевых операций, игры в виртуальных казино. Тем не менее глубокие психологические исследования по этой теме пока не проведены.

    Критические замечания

    Подавляющее большинство исследований Интернетаддикции представляют собой сетевые опросы. Однако ни один из опросов не может претендовать на репрезентативность: в них участвует непропорционально много людей, заранее склонных считать себя зависимыми от Интернета. Испытуемыми выступают те, кто ощутил дискомфорт и сам инициировал (либо его/ее подтолкнули к этому близкие) участие в исследовании. Контрольные группы, как правило, не формируются. Кроме того, вплоть до настоящего времени исследователи не договорились о количественных критериях, на основании которых следует судить о степени зависимости конкретного человека от Интернета. Значительное место в практике исследований занимают также методы анализа содержания групповых дискуссий, case studies и включенного наблюдения за деятельностью пользователей какоголибо сетевого ресурса (например, групповой игры).

    Критика данной области исследований ведется в двух направлениях. Вопервых, утверждается методическая слабость проведенных работ. Так, справедливо отмечается неадекватность процедуры опроса или включенного наблюдения для качественного психологического исследования. Не более показательными признаются case studies, способные служить разве что иллюстративным материалом. Если дополнить процедуру хотя бы клиническим интервью, одно это помогло бы обосновать либо отвергнуть некоторые предположения. Согласно одному из них, наблюдаемые феномены зависимости от Интернета на самом деле отражение иных (первичных) психических заболеваний, отклонений или видов зависимости. Согласно другому, еще в недавнем прошлом многие аддикты были технофобами: в частности, страдали компьютерофобией, т.е. боязнью компьютеров и других видов информационных технологий.

    Лишь в 2000 г. появились первые работы клинического характера, в которых делаются попытки диагностировать у некоторых признающих себя зависимыми от Интернета субъектов те или иные формы обсессивнокомпульсивных или аффективных расстройств, иногда склонность к депрессивности, несколько чаще импульсивность или фобии. Однако подобные работы столь немногочисленны и опираются на столь малое количество испытуемых, что придти к определенным выводам пока не представляется возможным. Если же вернуться к основному корпусу проведенных эмпирических работ, то может быть высказана двоякая точка зрения: или примененный в них методический аппарат не соответствует традиционным критериям научной строгости, или же в них задаются новые критерии, отличающие исследования, проводимые посредством Интернета.

    Второе направление критики основательнее всего артикулировано К.Сурратт. Опираясь на теорию символического интеракционизма Дж. Мида, она предлагает иную интерпретацию наблюдаемых феноменов.

    По ее мнению, взаимодействие посредством Интернета приобрело все необходимые качества и свойства социальной реальности: в этой реальности образуются сообщества со специфическими социальными структурами, правилами и нормами взаимодействия (вместе с системой наказаний за их нарушение), стабильными отношениями между членами сообществ, оригинальными процедурами инициации новичков, способами формирования идентичности и выработки групповых ценностей. Причем сообщества образуются привычным путем, а именно в ходе вербального взаимодействия. Поэтому настаивать на Интернетаддикции было бы равносильно утверждению, что люди проявляют "патологическую " зависимость от общения и сотрудничества с другими людьми.

    К.Сурратт с немалым пафосом протестует против активной "медикализации " проблемы зависимости от Интернета, т.е. тенденции интерпретировать соответствующие феномены исключительно с позиций психического здоровья/нездоровья. Тенденция эта обязана своим происхождением массированной кампании в популярной и специальной прессе, в том числе онлайновой. Ключевую роль, как считает К.Сурратт, играют сами "жертвы " зависимости от Интернета и их родственники, убеждающие и себя, и других в неизбежности медикопсихологической трактовки их поведения. Можно было бы сказать, что введен в действие своеобразный "принцип социального доказательства ": правильным признается то, что считают правильным другие люди, особенно если их много. В итоге каждый, кто сочтет, что у него/нее возникли в ходе работы в Интернете проблемы, оказывается в ситуации, единственным выходом из которой является обращение к психотерапевту. Альтернативные точки зрения не представлены ни в популярных, ни в специальных источниках. Хотя психолог К.Мюррей, к примеру, полагает, что преодоление зависимости от Интернета без обращения к специалисту по психическому здоровью не только возможно, но и приносит небесполезный опыт. Между тем учитывающие специфику зависимости от Интернета рекомендации по самостоятельному избавлению от зависимости встречаются нечасто; обычно повторяется "универсальный " набор рекомендаций для аддиктов.

    Не без сожаления приходится допустить и признать, что некоторые специалисты по психическому здоровью активно заняты не всегда оправданным (и тому есть примеры) выявлением ранее не известных видов заболеваний а стало быть, привлечением новых клиентов. Параллельно с обоснованием нового вида расстройства (а иной раз и вместо такого обоснования) затевается кампания в прессе, инициируются судебные процессы. Для притока "гарантированных " клиентов нужно добиться, чтобы новое заболевание оказалось вписано в реестры психических расстройств если конкретно, то в будущее пересмотренное издание справочника DSMV (до сих пор имеется издание DSMIV). А кроме того, необходимо, чтобы расходы на избавление от заболевания начали покрываться какимито разновидностями медицинской страховки.

    Вот когда предпринимаемые ныне усилия по обоснованию Интернетзависимости в качестве заболевания увенчаются победой (кто знает быть может, над здравым смыслом?), тогдато зарекомендовавшие себя в этой области специалисты по психическому здоровью не без выгоды для себя расширят свою практику. Не потому ли столь активны психологи и психотерапевты в разработке именно этой проблематики, хотя Интернетаддикция далеко не единственная тема во всем спектре психологических исследований в Интернете, достойная их компетентного внимания?

    В 2008 году небезызвестная корпорация MICROSOFT проводила глобальное исследование “Young Adults Revealed”. В результате группа международных экспертов, которая принимала участие в работе, заявила, что по результатам опроса более 45% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет не смогли бы прожить без интернета.

    За сорок лет существования Всемирная паутина разрастается всё с большим размахом. Она внедрилась в каждую сферу деятельности, заставляя нас погружаться в электронный мир чаще и интенсивнее. А что произойдет, если глобальная сеть исчезнет? Добавим в мою фантазию немного мрачных красок и попытаемся представить.

    Нет GPS, люди подолгу не могут найти нужную дорогу в чужом городе. Они не знают, как ориентироваться на местности. Никаких сервисов мгновенного общения, только факсы и обычные телефоны. Бумажные конверты заменяют электронные письма, нет интернет-покупок, виртуальных книг и прочих удобств современности.

    Примечательно, что люди не просто используют выход интернет для личных целей, а буквально живут посредством него. Необъятное и незримое пространство открывает новую реальность для человеческого разума. Возможности почувствовать свое «новое я» оказываются слишком притягательными для нашей психики.

    Анализ интернет-зависимости

    Понятие зависимости от интернета пока не существует в рядах психических расстройств. Вместе с тем еще в 1995 году врач-психиатр Айвен Голдберг описал симптомы чрезмерного увлечения интернетом: стрессовое состояние, удар по физическому, психологическому, межличностному или социальному статусу.

    Несмотря на отсутствие общемирового признания проблемы, в некоторых странах уже существуют первые лечебницы по исцелению интернет-зависимости. Профессор психологии Питсбургского университета Кимберли С. Янг выявила ведущий фактор распространения новоявленной болезни, а имя ему – анонимность.

    Другими словами, находясь в социальных сетях, на форумах или блогах, обсуждая проблемы любого масштаба, анонимность личности позволяет откровеннее высказываться по тому или иному вопросу. Несомненно, это и так для всех очевидно. Однако профессор доказала связь интернет-анонимности с 4-мя расстройствами:

      Скрытая тяга к запрещенным действиям (ложь, просмотр роликов непристойного или жестокого содержания).

      В этих случаях усиливается любое малозначительное отклонение от нормы. К примеру, люди, удовлетворяющие свое любопытство просмотром детской порнографии, в реальной жизни даже не пытались контактировать с детьми. При этом такое поведение может заканчиваться неконтролируемым влечением.

      Желание сбежать от реальности. Любые действия, которые могут нанести вред статусу, семейному положению или работе, могут спокойно осуществляться в виртуальном мире.

      Чрезмерная склонность к интерактивным компонентам, свободное погружение в реальность, где нет запретов – ведет к усилению кибер-зависимости и полному отказу от действительности.

      Последний пункт является самым распространенным – отказ принять самого себя.

      Зачастую преодолеть депрессию, неуверенность или беспокойство становится невообразимо трудно без посторонней помощи. Отсюда возможность создать альтернативного себя становится очень заманчивой. Бегство в мир грез вызывает привыкание, за которым следуют внутренние разногласия.

    Как не потерять собственное лицо

    Невозможность отказаться от сотворенного идеального образа в сети возникает вследствие недостаточного общения, сексуальной неудовлетворенности, конфликтов в семье, отсутствия поддержки близких или по причине финансовых трудностей. Прячась за вымышленным ником, аватаром можно проявлять агрессию, вести себя аморально.

    Со временем утаивать привычные темы и обсуждения, сленг, тайные интересы становится всё труднее. Особенно печально, если они не имеют достойного места в жизни и не будут высоко оценены окружением. Двойные стандарты постепенно начинают тяготить и «разъедать» сознание изнутри, заставляя забывать что хорошо, а что опасно.

    Чтобы не стать заложником собственного рассудка, достаточно перестать «шифроваться»:

      Пользуйтесь реальным именем, указывайте свой пол, обозначайте возраст. Это станет первым фактором сдерживания от глупостей;

      Не пишите того, что никогда не произнесете глядя в глаза;

      Не скрывайте своих убеждений;

      Не увлекайтесь теми вещами, которые не сможете обсудить с друзьями, мужем или женой, родителями и т.д.

    Интернет – не безобидное развлечение для детей и взрослых. Это опасная страсть, где иммунитет бессилен, а вакцины не существует. Здесь можно отыскать не только полезную информацию, но и найти ту, что осквернит совесть, унизит достоинство и повлияет на репутацию. Не говоря уже о том, что можно разбудить свое второе «я».