Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Производство конструкционных материалов и химических веществ. Классификация конструкционных материалов. Проверка домашнего задания. Ученикам раздаются дифферинцированные карточки с заданием

    Производство конструкционных материалов и химических веществ. Классификация конструкционных материалов. Проверка домашнего задания. Ученикам раздаются дифферинцированные карточки с заданием

    В условиях НТП межотраслевые комплексы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, образуя крупные системы, примером которых является комплекс, перерабатывающий природные ресурсы в конструкционные материалы и химические вещества.

    Основная часть из 70 видов добываемого в России минерального сырья (не считая топливных ресурсов), а также древесина используются в производстве конструкционных материалов

    Конструкционные материалы - природные и искусственные материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений

    Конструкционные материалы подразделяются на:

    Традиционные (чугун, сталь, глина, песок, древесина, натуральный каучук, натуральные волокна и др.);

    Новые (пластмассы, полимеры, металлокерамика, стеклопластик, металлопластик, стеклобетон и др.).

    Состав комплекса конструкционных материалов:

    Комплекс конструкционных материалов
    Металлургический комплекс Производство строительных материалов Химико-лесной комплекс
    черная цветная Химия Лесная
    отходы
    Производство проката
    Бытовая и парфюмерия Переработка полимеров лесохимия Целлюлозно-бумажн.
    Сталь Чистый металл
    гидролиз
    Плавильное производство
    Производство удобрений Производство полимеров Производство мебели
    рафинирование
    Внедоменное производство
    Черновой металл Пр-во др. продуктов основной химии Органический синтез Лесопиление и деревообработка
    окатыши
    Доменное производство
    ­ ­
    ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    В этом комплексе объединяются отрасли, производящие конструкционные материалы, т.е. материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений: черная и цветная металлургия, химическая и лесная промышленность, производство строительных материалов. Такое объединение обусловлено, во-первых, участием этих отраслей в производстве конструкций, предназначенных для изготовления готовых изделий или сооружений, а во-вторых, многие виды продукции комплекса взаимозаменяемы (например, металл и стройматериалы в настоящее время активно заменяются пластмассами и полимерами).

    Горнодобывающая промышленность лежит в основе не только этого комплекса, с ней тесно связаны проблемы рационального использования природных ресурсов и формирование экологической политики государства. География развития этой отрасли зависит от природных ресурсов. Добывающая промышленность в России имеет несовершенную структуру: она крайне гипертрофирована и на ее долю приходится 22,5% производства, хотя в развитых странах - не выше 9%. Причиной этого является не только богатство и разнообразие природных ресурсов в нашей стране, но и технологическая отсталость промышленности, не дающая возможности эффективно использовать добываемые ресурсы. Добывающей промышленности России присущ ряд негативных черт:

    Большие нарушения литосферы вследствие большой переработки горных пород;

    Потери при добыче огромного количества сырья;

    Слабо внедряются прогрессивные методы добычи, что оказывает влияние на себестоимость полученных металлов;

    Слабое использование вторичных ресурсов;

    Не происходит снижения темпов развития добывающей промышленности, характерное для развитых стран.

    Крупные сочетания ресурсов, которые имеют общегосударственное значение и охватывают обширные территории, называются ресурсными базами страны. В России это:

    Урало-Поволжская,

    Центральная,

    Южно-Сибирская,

    Северо-Восточная,

    Приморская .

    Металлургический комплекс.

    Значение.

    Металлургический комплекс – совокупность отраслей, производящих различные металлы. Этот комплекс потребляет до 25% угля и энергии, на него приходится до 30% грузовых перевозок.

    В состав комплекса входят черная и цветная металлургия.

    90% всех металлов, применяемых в современном производстве, - черные металлы, т. е. железо и сплавы, получаемые на его основе. Однако число цветных металлов гораздо больше (их более 70), они обладают очень ценными свойствами. Поэтому цветная металлургия имеет огромное значение для отраслей, обеспечивающих развитие НТР в народном хозяйстве.

    Особенности.

    Металлургическому комплексу России присущ целый ряд особенностей, влияющих на его географию:

    1. Металлургия охватывает весь процесс производства металлов: добычу и подготовку руд, топлива, выпуск металла, производство вспомогательных материалов. Поэтому в металлургическом производстве широко развито комбинирование . В черной металлургии преобладает комбинирование на основе последовательной переработки исходного сырья (руда – чугун – сталь – прокат), в цветной – на основе его комплексного использования: например, из полиметаллических руд получают несколько металлов. Комбинаты дают весь чугун, основную часть стали и цветных металлов.

    2. В металлургии высокий уровень концентрации и монополизации производства . 200 крупнейших предприятий (5% от общего их числа) производят 52% продукции черной металлургии и 49% цветной.

    3. Металлургия – трудоемкая отрасль (большое количество строителей, рабочих + город у комбината в 100000 человек).

    4. Для металлургии характерна большая материалоемкость . Современный металлургический комбинат получает столько же грузов, сколько и Москва.

    5. Высокие затраты на создание и обслуживание комбината, при его медленной окупаемости .

    6. Металлургия – крупнейший загрязнитель окружающей среды. 14% промышленных выбросов в атмосферу дает черная металлургия и 21% - цветная. Кроме того, металлургический комплекс дает до 30% загрязнений сточных вод.

    Факторы размещения.

    1. особенности используемого сырья;

    2. применяемый для получения металла вид энергии;

    3. география сырьевых и энергетических источников;

    4. транспортные пути;

    5. необходимость охраны окружающей среды;

    6. предприятия, связанные с заключительной стадией металлургии – обработкой металла, чаще всего размещаются в районах потребления готовой продукции.

    Комплекс производящий конструкционные материалы и химические вещества. Химико-лесной комплекс.


    1.Химико-лесной комплекс 2.Потребление конструкционных материалов. 3.Сырьевая база. 4.Разнообразие химических технологий. План урока.


    В результате кризиса и низкой конкурентоспособности продукции. В отрасли почти 40% предприятий убыточны. Другая серьезная проблема- сильный износ оборудования. Он составляет 57%,а 65%техники устарела морально и физически. Более 2/3 производства эксплуатируется свыше 25 лет. Проблема урока;


    Расскажите о значение химической промышленности для развития хозяйства? Расскажите об особенностях химической промышленности, влияющих на размещение химических предприятий? Задания на урок:


    Термины: Химико-лесной комплекс слагается двумя отраслями- химической и лесной промышленностью. Химизация- широкое применение химических технологий и материалов во всех хозяйственных отраслях.


    Она создает новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырье. Поэтому ПРЕДПРИЯТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧАСТО СОЗДАЮТ В УЖЕ СЛОЖИВШИХ РАЙОНАХ,ЦЕНТРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ(МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ,МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ БАЗ). Во-первых:


    У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база:нефть,газ, древесина,вода ,воздух и т.д.При этом очень часто один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья.Например:Азотные удобрения можно производить на основе коксования угля,электролиза воды,переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Во-вторых:


    Но на сегодняшний день в основном используют продукты нефти и газопереработки,т.е. специально подготовленное сырье.В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья(Поволжье, Европейский центр).


    Химические технологии очень разнообразны. Это открывает огромные возможности для комплексной переработки сырья. Так, например, из нефти получают сотни видов продукции. Поэтому и в самой химической промышленности, и при ее взаимодействии с другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, коксохимических, нефтехимических,лесохимических и др.


    Некоторые особенности химической промышленности, напротив, ограничивают потенциальную повсеместность ее размещения. К ним относятся: высоко энерго-водоёмкость многих отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, поскольку большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.

    Цели урока: дать представление о комплексе по производству конструкционных материалов, как о части межотраслевых комплексов народного хозяйства; показать его роль и значение в жизни и хозяйственной деятельности человека.

    Задачи урока :

      Развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности обучающихся на уроках обобщения полученных знаний.

      Развитие познавательного интереса, элементов исследовательской, проектной деятельности на уроках и в ходе совместной подготовки уроков обобщения.

      Совершенствование практических умений и навыков в работе с учебником, ресурсами Интернет, мультимедийными средствами.

      Применение новых форм и приемов обучения для повышения мотивации обучающихся, развития их творчества, инициативности, вовлечение в активный познавательный процесс.

    Методы обучения:

    Объяснительно-иллюстративный;
    – репродуктивный;
    – частично-поисковый.

    Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие учеников, выявление отсутствующих, психологический настрой на работу.

    2. Проверка домашнего задания. Ученикам раздаются дифферинцированные карточки с заданием.

    3. Актуализация знаний.

    Учитель задает вопросы к классу.

    какие комплексы народного хозяйства вам известны?

    существует ли связь между ними?

    машиностроительный комплекс производит машины и оборудование, что является основным сырьем для получения продукции машиностроения?

    правильно: металл, пластик, пластмасс, стекло и т.д., а какой комплекс производит данную продукцию? Верно. Это комплекс по производству конструкционных материалов.

    4. Объяснение новой темы. Записываем число и тему урока.

    Объяснение целей урока.

    «Производство конструкционных материалов и химических веществ»

    Отрасли, занимающиеся производством конструкционных материалов и химических веществ, относятся к вторичному сектору экономики и являются важнейшими базовыми отраслями современной промышленности.

    Примечание: Отрасль промышленности - это объединение предприятий, добывающих или производящих специфическую или однородную продукцию с использованием однотипных технологий.

    Конструкционные материалы - природные или искусственно созданные материалы, использующиеся для дальнейшего применения при изготовлении деталей конструкций машин и сооружений.

    К этим отраслям относят: металлургическую, химическую, а также лесную промышленность.

    Работа в группах.

    Задание: с помощью интернет ресурсов, текста в учебнике, изучить самостоятельно и выразить свою тему в виде рисунка-схемы. Время на задание дается 7-8 минут.

    Темы: металлургия, химическая промышленность, лесная промышленность.

    Заслушиваются отчеты по рисункам.

    Усвоение новой темы: (ученики должны найти ответы на вопросы)

    Обобщающий тест по теме “Комплекс по производству конструкционных материалов”

    1. Основными продуктами черной металлургии являются:

    А) чугун;
    Б) чугун и сталь;
    В) чугун, сталь и прокат.+

    2. Группа металлургических заводов, использующих общие источники сырья и топлива, называются:

    А) топливная база;
    Б) сырьевая база;
    В) металлургическая база.+

    3. К местам дешевой энергии и топлива тяготеет производство:

    А) цветной металлургии;+
    Б) черной металлургии.

    4. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:

    А) калийных удобрений;+
    Б) серной кислоты;
    В) пластмасс.

    5. Более энерго- и водоемким является производство:

    А) пластмасс, химических волокон;+
    Б) серной кислоты и удобрений.

    6. Из отраслей химической промышленности на потребителя ориентировано производство:

    А) калийных удобрений;
    Б) серной кислоты.+

    7. Железная руда является сырьем металлургического предприятия:

    А) полного цикла; +
    Б) передельной металлургии

    8. Бокситы, нефелины являются сырьем для получения:

    А) меди;
    Б) алюминия;+
    В) цинка.

    9. Где находятся годные к эксплуатации лесные массивы России:

    А) северные районы;+
    Б) юг Западной и Восточной Сибири.

    10. В состав лесного комплекса входят:

    А) заготовка древесины;
    Б) механическая обработка;
    В) химическая переработка;
    Г) все перечисленное выше.+

    11. Эксплутационные леса занимают от всех лесных ресурсов:

    А) 8%;
    Б) 70%;+
    В) 22%.

    12. Основная масса лесных ресурсов расположена:

    А) в Западной части страны;
    Б) в Восточной части страны.+

    13. К комплексу по производству конструкционных материалов относятся отрасли:

    А) черная металлургия;
    Б) химическая промышленность;
    В) цветная промышленность;
    Г) лесная промышленность;
    Д) все ответы верны.+

    (Самоконтроль по данному ключу)

    Ключ к тесту:

    1. В

    8. Б

    12 – 13 б – “5”

    2. В

    9. А

    9 – 11 б – “4”

    3. А

    10. Г

    6 – 10 б – “3”

    4. А

    11. Б

    0 – 5 б – “2”

    5 А

    12. Б

    6. Б

    13. Д

    7. А


    Рефлексия. Продолжи предложение…

      сегодня я узнал…

      было интересно…

      было трудно…

      я выполнял задания…

      я понял, что…

      теперь я могу…

      я почувствовал, что…

      я приобрел…

      я научился…

      у меня получилось …

      я смог…

      я попробую…

      меня удивило…

      урок дал мне для жизни…

      мне захотелось…

    Домашнее задание: Обозначить на контурной карте промышленность конструкционных материалов.

    Проставление и комментирование оценок.

    Урок 19

    Тема урока: Состав и значение комплексов, производящих

    конструкционные материалы и химические вещества.

    Задачи:

    Дать представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их составе и значении в хозяйстве страны.

    Сформировать понятие «конструкционные материалы», показать многообразие конструкционных материалов.

    Выявить особенности и значение металлургического комплекса, показать его место в хозяйстве России, рассмотреть современные проблемы российской металлургии и их географические следствия.

    Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами, таблицами.

    Оснащение: карта «Металлургия России», тесты для проверки знаний, презентация

    Ход урока

      Оргмомент

      Проверка знаний и умений

    Тестирование

    Вариант I

    А) первое;

    Б) второе;

    В) седьмое;

    Г) входит во вторую десятку стран-лидеров.

      По добыче какого топливного полезного ископаемого Россия занимает первое место в мире?

    А) каменный уголь;

    Б) природный газ;

    В) торф;

    Г) нефть.

      Выберите месторождение нефти.

    А) Ямбургское;

    Б) Уренгойское;

    В) Самотлор;

    Г) Ромашкинское;

    Д) Штокмановское.

      Астрахань, Оренбург, Ямбург – это центры добычи…

    А) природного газа;

    Б) нефти;

    В)каменного угля;

    Г) торфа.

      Самыми распространёнными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии, являются…

    А) тепловые;

    Б) гидравлические;

    В) геотермальные;

    Г) атомные.

      «Сияние Севера» - это …

    А) атомный ледокол;

    Б) магистральный газопровод;

    В) крупнейший в мире алмаз;

    Г) ненецкий фольклорный ансамбль.

      ¾ добываемого угля в России используется…

    А) в качестве сырья для химической промышленности;

    Б) в качестве кокса в металлургии;

    В) в качестве топлива на ТЭС;

    Г) в качестве топлива на транспорте.

      Выберите угольный бассейн, где добыча осуществляется только открытым способом…

    А)Канско-Ачинский;

    Б) Кузнецкий;

    В)Печорский;

    Г) Подмосковный.

      Найдите неверную пару

    А) Рефтинская ГРЭС – Свердловская область;

    Б) Усть-Илимская ГЭС – Республика Хакасия;

    В) Билибинская АЭС – Чукотский АО;

    Г) Рыбинская ГЭС – Ярославская область.

      Укажите, какая из перечисленных электростанций - тепловая

    А) Сургутская;

    Б) Братская;

    В) Кислогубская;

    Г) Братская.

      Укажите, какая из перечисленных электростанций - атомная

    А) Рефтинская;

    Б) Саяно-Шушенская;

    В) Балаковская;

    Г) Братская.

      Выберите верное утверждение, относящееся к электроэнергетике России

    А) большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС;

    Б) вся территория страны покрыта единой энергосистемой;

    В) крупнейшие ГЭС построены на реках Лена, Обь и их притоках;

    Г) две АЭС располагаются за северным полярным кругом.

      Выберите города, являющиеся центрами нефтепереработки

    А) Самара;

    Б) Новгород;

    В) Пермь;

    Г) Рязань;

    Д) Челябинск;

    Е) Ростов-на-Дону.

    Вариант II

    А) нефтедобыча;

    Б) нефтепереработка;

    В) газопроводный транспорт;

    Г) производство удобрений.

    2. Укажите главный район добычи нефти в России

    А) Север;

    Б) Западная Сибирь;

    В) Урало-Поволжье;

    Г) Северный Кавказ.

    3. Выберите субъект России, в котором находится Кузнецкий угольный бассейн

    А) кемеровская область;

    Б) Ростовская область;

    В) Красноярский край;

    Г) Республика Коми.

    4. Укажите электростанцию, которая входит в тройку наиболее мощных теплоэлектростанций России

    А) Саратовская;

    Б) Балаковская;

    В) Приморская;

    Г) Костромская.

    5. Укажите основной регион добычи нефти в Урало-Поволжье

    А) Татарстан;

    Б) Самарская область;

    В) Удмуртия;

    Г) Оренбургская область.

    6. Из какого бассейна коксующийся уголь экспортируется в Японию?

    А) Печорский;

    Б) Иркутский;

    В) Кузнецкий;

    Г) Южно-Якутский.

    7. Укажите ошибку в перечне атомных электростанций России

    А) Тверская;

    Б) Костромская;

    В) Смоленская;

    Г) Курская.

    8. Выберите крупнейшие газовые месторождения

    А) Медвежье и Самотлор;

    Б) Уренгой и Ямбург;

    В) Оренбургское и Астраханское;

    Г) Берёзовское и Качканар.

    9. К исчерпаемым природным ресурсам относится…

    А) солнечная энергия;

    Б) воздух;

    В) почва.

    10. Топливными ресурсами не обеспечена база…

    А) Урало-Поволжская;

    Б) Центральная;

    В) Северо-Европейская.

    11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне

    А)Тунгусском;

    Б)Печорском;

    В) Ленском;

    Г) КанскоАчинском.

    12. Найдите ошибку в перечне недостатков тепловых электростанций

    А) сильно загрязняют атмосферу;

    Б) используют невозобновимые исчерпаемые ресурсы;

    В) высокая себестоимость энергии;

    Г) могут быть построены только возле месторождений топливных ресурсов

    13. Укажите экономические районы России, в которых построены АЭС

    А) Поволжье;

    Б) Урал;

    В) Западная Сибирь;

    Г) Восточная Сибирь;

    Д) Дальний Восток.

    Ответы

    2. Письменная работа по карточкам с заданиями.

    Карточка №1

    Чем ТЭЦ отличается от ТЭС? Каковы принципы размещения ТЭС?

    (ТЭС - тепловая электростанция, вырабатывает только электроэнергию. ТЭЦ - тепловая электроцентраль, вырабатывает не только электроэнергию, но и тепло (пар и горячая вода). Свободное размещение: и у потребителя, и у источников топливных ресурсов.)

    Карточка №2

    Чем ГЭС отличается от ГРЭС? Назовите крупнейшие ГЭС в России.

    (ГЭС - гидроэлектростанция, использующая энергию падающей воды. ГРЭС - государственная районная электростанция. Она тепловая, использует любое топливо и обеспечивает электричеством большую территорию.) С течением времени термин «ГРЭС» потерял свой первоначальный смысл («районная») и в современном понимании означает, как правило, конденсационную электростанцию (КЭС) большой мощности (тысячи МВт), работающую в объединённой энергосистеме наряду с другими крупными электростанциями. Однако следует учитывать, что не все станции, имеющие в своём названии аббревиатуру «ГРЭС», являются конденсационными, некоторые из них работают как теплоэлектроцентрали.

    Карточка №3

    Назовите ГЭС, расположенные на Волге. В чем состоят преимущества и недостатки ГЭС? (Угличская, Рыбинская, Чебоксарская, Горьковская, Волжская им. В. И. Ленина, Волжская им. XXII съезда КПСС. Преимущества: высокий КПД, экономичность, простота управления, длительные сроки эксплуатации, низкая себестоимость электроэнергии, возможность строительства каскадов ГЭС. Недостатки: длительное строительство, большие капиталовложения в период строительства, отрицательное экологическое влияние на окружающую территорию.)

    Карточка №4

    Назовите АЭС, расположенные в Европейской части России. Какой принцип размещения АЭС является основным?

    (Кольская, Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская, Балаковская. Основной принцип размещения АЭС - потребительский.)

    Карточка №5

    Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию ветра? Обоснуйте ответ.

    (В прибрежных районах Севера России для электроснабжения малых и временных населенных пунктов. Именно там среднегодовая скорость ветра составляет более 6-9 м/с.)

    Карточка №6

    Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию солнца?

    (В южных районах России с большим количеством солнечных дней в году, в малых и временных населенных пунктах. Именно там суммарная солнечная радиация превышает 100 ккал/см 2 .)

    3. Устный фронтальный опрос.

    1) Каково значение электроэнергетики? Почему электроэнергетику обычно рассматривают вместе с топливной промышленностью и объединяют их в единый комплекс?

    2) От чего зависит себестоимость электроэнергии? Почему важно получение электроэнергии с низкой себестоимостью?

    3) Объясните принципы размещения электростанций разных типов.

    4) Что такое ЕЭС России? В чём её значение и экономическая выгода?

    5) Какие типы ТЭС вы знаете?

    6) Назовите преимущества и недостатки ГЭС?

    7) В чём проблемы развития атомной энергетики в России?

    8) Каковы возможности использования альтернативной электроэнергетики?

      Изучение нового материала

      На первом этапе урока

    Учитель. Объединение данных комплексов в единую систему целесообразно, так как:

    1) между комплексами существуют довольно тесные взаимосвязи, в частности, значительная часть химических веществ служит исходным сырьем для производства конструкционных материалов;

    2) продукция комплексов часто взаимозаменяема;

    3) объемы производства металла на перспективу все более определяются параметрами развития химической промышленности и новыми технологиями обработки древесины;

    4) в комплексах основу их нижних этажей составляют добывающие производства, с развитием которых тесно связаны проблемы рационального использования природных ресурсов и формирования ресурсосберегающей политики, а также эколого-экономические аспекты хозяйствования.

    Пропорции между рассматриваемыми комплексами, их доля в российской промышленности анализируются по таблице 4 (с. 25 учебника). Учащиеся также отвечают на вопросы к этой таблице.

    2. Понятие «конструкционные материалы» учащиеся записывают в тетрадь (с. 23 учебника). Учитель организует работу учащихся с таблицей 3 (с. 23 учебника, рис. 7 на с. 24).

      На какие группы делятся конструкционные материалы по своему происхождению?

      На какие группы делятся конструкционные материалы но степени новизны?

      Как вы считаете, производство каких конструкционных материалов занимает первое место?

      Как производство конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью?

    Учитель предлагает учащимся составить схему связей комплексов с основными потребителями конструкционных материалов. Схема может иметь следующий вид.

    Комплексы конструкционных материалов

    Машиностроительный Транспортный Строительный

    комплекс комплекс комплекс

    Агропромышленный ТЭК Комплекс по производству товаров

    комплекс народного потребления

    3. Следующий этап урока посвящен металлургическому комплексу России. Определение учащиеся записывают в тетрадь. Значение металлургического комплекса можно обсудить в совместной беседе после того, как учащиеся поработают с текстом учебника (§5, с. 25). Учитель дополняет ответы учеников.

    Учитель. Российская металлургическая отрасль промышленности является второй отраслью в стране после топливно-энергетического комплекса по наполнению федерального бюджета и ведущей по внесению вклада в валютные поступления страны. От работы металлургических предприятий во многом зависит социально-экономическое развитие как страны в целом, так и регионов. Кроме того, продукция российской металлургии по-прежнему ос тается одной из крупнейших составляющих мирового рынка металлопродукции.

    Металлургический комплекс можно назвать основой хозяйства страны. Он является фундаментом машиностроения, которое вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью обеспечивает развитие научно-технического прогресса. Многие другие комплексы являются потребителями продукции металлургии.

    Особенности металлургического комплекса

    3. Сложность технологического цикла

    Технологический цикл состоит из ряда последовательных процессов: добыча руд металлов - обогащение -+ выплавка металла -* производство проката

    4. Комплексообразую-щее и районообразую-щее значение в территориальной структуре хозяйства России

    Предприятия обладают большим комплексо-образующим значением, так как могут быть объединены технологическими связями с другими отраслями хозяйства. Например, при коксовании угля часто организуется производство азотных удобрений; отходы доменного и сталеплавильного производства используются как строительные материалы; к металлургическим заводам тяготеют предприятия металлоемкого машиностроения. Многие предприятия имеют градообразующее значение

    5. Отрицательное влияние на окружающую среду

    На долю металлургии приходится 20 % всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн т вредных веществ, в том числе 80 % всех выбросов свинца. При открытой добыче руд из хозяйственного оборота изымаются десятки тысяч гектаров земли

      Закрепление

    Выполнение задания №1 стр. 8 в рабочей тетради

      Итог урока

      Д/з; § 21, с.106-107, вопросы с.107

    § 21. Состав и значение комплексов

    Некоторые межотраслевые комплексы настолько сильно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, что их объединяют в более крупные системы. Подобную систему образуют комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества . Их объединение целесообразно по ряду причин. Во-первых, все они участвуют в производстве материалов, именуемых конструкционными.

    Конструкционными называют материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений.

    Таблица 22

    Классификация конструкционных материалов

    Во-вторых, их продукция часто взаимозаменяема. Например, вместо металла и строительных материалов все шире используют пластики и полимеры. Они дешевле, обладают лучшими свойствами, значительно снижают вес изделий. Например, 1 т пластмасс заменяет 10т стали, 5 т меди, 16 т древесины.

    Россия производит много конструкционных материалов (табл. 22), особенно традиционных, давно использующихся в хозяйстве: металлов, цемента, древесины. Выпуск новейших материалов (пластмасс, полимеров) недостаточен. Однако для нормального обеспечения хозяйства конструкционными материалами нужно не только наращивать их производство, но и использовать вторичные ресурсы: металлолом, макулатуру и пр.

    Вопросы и задания

    1. Что такое конструкционные материалы? Какие отрасли входят в комплексы по их производству?
    2. Как производство конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью?


    Внимание! Проблема!

    Пропорции между рассматриваемыми комплексами, их доля и роль в российской промышленности иные, нежели в развитых странах мира (табл. 23).
    1. Сравните долю рассматриваемых комплексов в промышленности России и других стран. Как влияют сложившиеся в России пропорции между комплексами на развитие отечественной экономики ?
    2. Каковы пути совершенствования системы комплексов конструкционных материалов в России?

    Таблица 23

    Удельный вес комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества,

    в обрабатывающей промышленности некоторых стран, % по стоимости продукции

    § 22. Металлургический комплекс

    Металлургический комплекс - совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы.

    Современное хозяйство не может обходиться без металла. Даже в развитых странах на каждый процент экономического роста потребление металла возрастает почти на 1%. В экономике России металлургический комплекс также играет большую роль. Он потребляет 1/4 добываемого угля и производимой электроэнергии. На его долю приходится 30% грузовых железнодорожных перевозок.

    Состояние российской металлургии существенно влияет на уровень жизни населения , так как многие предприятия - градообразующие.

    Найдите на карте города, выросшие рядом с металлургическими предприятиями.

    Металлургический комплекс состоит из двух крупных отраслей - черной и цветной металлургии. Несмотря на значительные различия, они имеют ряд общих черт.

    1. Производство большей части металла на крупных предприятиях. В состав металлургического комплекса входит около 3 тыс. предприятий. Но большая часть металла производится на нескольких наиболее крупных предприятиях. Три крупнейших предприятия черной и цветной металлургии выпускают около х/3 всего металла. Таким образом, металлургия - отрасль с вы¬соким уровнем концентрации производства.

    2. Высокий уровень комбинирования производства. Металлургия включает в себя не только производство металлов, к ней относятся и другие производства, связанные с получением металлов: добыча и подготовка руды, топлива, производство вспомогательных материалов (огнеупоров, кислорода и пр.). Поэтому основная часть черных и цветных металлов производится на так называемых комбинатах.

    Комбинаты — это предприятия, на которых осуществляются не только все стадии собственно металлургического процесса, но также и технологически и экономически связанные с ними производства других отраслей.

    Такая форма организации производства называется комбинированием (рис. 47). В черной металлургии основа комбинирования - последовательная переработка сырья (руда -> чугун -> сталь -> прокат). В цветной - его комплексное использование, поскольку из руд цветных металлов одновременно можно получить несколько металлов.

    3. Большой расход исходных материалов. Для получения 1 т стали необходимо затратить 7 т разнообразного сырья и топлива. В цветной металлургии их потребление еще больше. Таким образом, металлургия относится к отраслям с высокой материалоемкостью.

    4. Металлургия - крупный загрязнитель окружающей среды. На долю черной металлургии приходится 1/7, а цветной - 1/5 промышленных выбросов в атмосферу. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн т вредных веществ. Сброс каждой из отраслей металлургии загрязненных сточных вод составляет 5%. Российские металлургические предприятия, как правило, имеют большую мощность и расположены непосредственно в городах, поэтому они определяют в них экологическую ситуацию и уровень заболеваемости населения.

    По рисунку 47 определите принципиальные отличия «старой» и «новой» технологий производства черных металлов. Как бездоменная технология изменяет традиционные факторы размещения предприятий черной металлургии?

    Вопросы и задания

    1. Что такое металлургический комплекс?
    2. Расскажите об общих чертах, характерных для черной и цветной металлургий.
    3. Что является основой для комбинирования производства в черной и цветной металлургии?

    Внимание! Проблема!

    Металлургия загрязняет не только воздух и воду. При открытой добыче руд из хозяйственного оборота изымаются десятки тысяч гектаров земли. Можно ли добывать руду, не нарушая ландшафты? Можно! На помощь приходят гео- и биотехнологии.

    При использовании геотехнологий в одну из пробуренных скважин закачивают растворитель руды. По другой скважине полученный под землей рудный раствор выкачивают на поверхность. При биотехнологических методах добычи вместо растворителя в скважину закачивается бактериальный раствор. Содержащиеся в нем бактерии способны накапливать в своих телах добываемый металл. Добыча руды с помощью этих методов позволяет снизить стоимость металла в 2 раза, а затраты - в 4 раза, возрастаетпроизводительность труда.

    В США с помощью биометодов добывают в год более 300 тыс. т меди. Но в России эти способы добычи руд практически не используются из-за отсутствия современных технологий.

    § 23. Факторы размещения предприятий

    металлургического комплекса. Черная металлургия
    На размещение металлургических предприятий наибольшее влияние оказывают: 1) качество используемого сырья (руды); 2) применяемый для получения металла вид энергии; 3) география источников энергии и сырья (табл. 24).

    Металлургические предприятия выгоднее всего создавать: 1) в районах добычи руд (Урал, Норильск); 2) в районах добычи коксующихся углей (Кузбасс) или производства дешевой электроэнергии (Восточная Сибирь); 3) на пересечении потоков руды и угля (Череповец). При размещении учитывают также обеспеченность водой, транспортными путями , необходимость охраны природы.

    По карте атласа приведите примеры различных вариантов размещения металлургических предприятии.

    Под действием рассмотренных факторов металлургические предприятия размещаются по территории страны не равномерно, а сгустками, получившими название основных металлургических баз.

    Основная металлургическая база - группа металлургических предприятий, использующих общие рудные или топливные ресурсы для производства большого количества металла.

    На территории России выделяются три металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская. Каждая из них имеет свои особенности обеспеченности сырьем, топливом, электроэнергией, набора и мощности производств (рис. 48).

    Черная металлургия. Черными называют металлы, основу которых составляет железо (чугун, сталь, ферросплавы). 90% всех металлов, применяемых в современном производстве, - черные металлы . Для производства черных металлов необходимы железная руда, хром, марганец, кокс и другие компоненты.

    Доля России в мировых запасах железных руд - 32% (57 млрд т). А их ежегодная добыча в стране составляет 15% мировой. Отечественная металлургия обеспечена собственной железной рудой по меньшей мере на столетие. Но 90% добываемой руды имеет невысокое содержание железа. А марганец и хром Россия почти целиком завозит: марганец из Украины и Грузии, а хром из Казахстана.

    Уральская металлургическая база - ведущая база по производству черных металлов (чуть менее 50% стали и проката). Она обладает крупными запасами железных руд (15 млрд т, или 24% общероссийских запасов). Но богатые месторождения уже выработаны.

    Исторически на базе некогда богатейших уральских месторождений возникло несколько десятков металлургических заводов разной величины. Многие из них существуют и поныне. Но основная часть металла производится на четырех крупнейших предприятиях, расположенных в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Челябинске и Новотроицке. Все уральские предприятия очень старые и нуждаются в реконструкции. Они пока производят металл не очень высокого качества и сильно загрязняют окружающую среду.

    Центральная металлургическая база по масштабам производства почти сравнялась с Уральской (около 40%). Здесь сосредоточена основная часть запасов железной руды страны (42 млрд т, или 59%). Руда высокого качества (45% железа). Она почти целиком сконцентрирована в КМА - крупнейшем в мире месторождении (54% общероссийских запасов). К Центральной базе относятся месторождения железной руды, добываемой на Кольском полуострове и в Карелии (Костомукша). Велики запасы металлолома. Добыча местного коксующегося угля (Печорский бассейн) не покрывает потребности в нем. Недостающий уголь завозится из Украины (Донбасс). Крупные центры металлургии - Череповец, Липецк, Старый Оскол. В Старом Осколе действует единственное в России предприятие, на котором металл производится по бездоменной технологии.

    Сибирская металлургическая база развивается на кузнецком угле и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Их используют два металлургических предприятия в Новокузнецке. Доля этой базы в производстве стали и проката чуть менее 15%.

    В перспективе в России целесообразно формирование еще одной базы - Дальневосточной, поскольку завоз сюда металла из других районов обходится очень дорого. Ресурсной основой для этой базы может стать уникальное сочетание железной руды месторождения Таежное и каменного угля Чульмана.

    Вопросы и задания

    1. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на размещение металлургических предприятий?
    2. Назовите основные металлургические базы России.

    География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. — 17-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 285 с.: ил., карт.