Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Задания для аудирования русский язык. Что такое аудирование по русскому языку

    Задания для аудирования русский язык. Что такое аудирование по русскому языку

    Контрольное занятие модуля Аудирование по русскому языку 5 класс.

    Конкретизированный образовательный итог, проверяемый в процессе КМ: обучающийся научится осознавать и воспроизводить полное содержание научно-познавательного аудиотекста в письменном виде.

    Аудирование текста. русский язык. урок развития речи.

    перед прослушиванием текста ученики получают техническое задание, аспекты оценивания и знакомятся с ними; прослушивают тексты с интервалом 3-5 минут; делают техническое задание в течении 30 минут.

    Техническое задание ученикам:

    Учащимся предлагается прослушать два текста. 1-ый текст контрольный, 2-ой деформированный. Прослушав два текста , учащиеся должны воспроизвести подробный вариант контрольного текста.

    Прослушать и уяснить контрольный аудиотекст; 2-ой раз прослушать текст с дополнительной информацией; В деформированном тексте вычленить лишнюю информацию, которая не должна быть применена в контрольном варианте; Выложить в письменном виде содержание контрольного аудиотекста;

    Просмотр содержимого документа.

    «Контрольное занятие модуля Аудирование по русскому языку 5 класс»

    Контрольное мероприятие модуля по русскому языку .

    «Детальное понимание текста» (урок развития речи)

    Цель: детальное (подробное) воспроизведение текста на основе прослушанного.

    Учащиеся самостоятельно создают подробный текст, демонстрируя умение отсекать лишнюю информацию в деформированном тексте.

    Конкретизированный образовательный результат, проверяемый в ходе КМ: обучающийся научится понимать и воспроизводить полное содержание научно-познавательного аудиотекста в письменном виде.

    Объект оценивания: письменная работа учащегося.

    перед прослушиванием текста ученики получают техническое задание, критерии оценивания и знакомятся с ними;

    прослушивают тексты с интервалом 3-5 минут;

    выполняют техническое задание в течении 30 минут.

    Техническое задание ученикам:

    Учащимся предлагается прослушать два текста. Первый текст контрольный, второй – деформированный. Прослушав два текста, учащиеся должны воспроизвести подробный вариант контрольного текста.

    Прослушать и запомнить контрольный аудиотекст;

    Второй раз прослушать текст с дополнительной информацией;

    В деформированном тексте вычленить лишнюю информацию, которая не должна быть использована в контрольном варианте;

    Изложить в письменном виде содержание контрольного аудиотекста;

    Материалы к занятию.

    Лось - лесной исполин из семейства оленей. Они кормятся днем, а ночью почти все время остаются на лежке.

    Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда образуют группы в 15-20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя.

    Для лосей также представляют опасность – рысь и тигр. Спасаясь от голода и опасности, они нередко появляются вблизи дорог и населенных пунктов, заходят даже на окраины городов.

    (текст с дополнительной информацией)

    Лось - лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определенных периодов кормежки и отдыха. Они кормятся днем, а ночью почти все время остаются на лежке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчит только голова, что сокращает теплоотдачу.

    Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда образуют группы в 15-20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику.

    Для лосей также представляют опасность - рысь, и тигр. Спасаясь от голода и опасности, они нередко появляются вблизи дорог и населенных пунктов, заходят даже на окраины городов. (117 слов)

    Критерии и параметры оценивания.

    Воспроизведение содержания текста.

    Подробно передал содержание прослушанного текста.

    Неточно передал содержание текста .

    Придумал лишнюю информацию .

    Смысловая цельность и последовательность аудирования.

    Последовательность в тексте не нарушена.

    Есть нарушения в изложении текста.

    Соблюдение речевых норм.

    Нет речевых ошибок.

    Допущены две речевые ошибки Допущены три и более речевых ошибок.

    Фактическая точность письменной речи.

    Фактических ошибок нет.

    Допущены фактические ошибки.

    Целевая аудитория: 5 класс.

    Урок соответствует ФГОС.

    Контрольное занятие модуля Аудирование по русскому языку 5 класс.

    Пожалуйста, введите ваш Email.

    Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться.

    Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт.

    Тезисы

    Пример типового сеста по русскому языку Аудирование . Курсы по русскому языку для Аудирование что экзамен по русскому языку очень. АУДИРОВАНИЕ - это Что такое АУДИРОВАНИЕ. Смотреть что такое "АУДИРОВАНИЕ" в Больше всех занятий по иностранному языку Катя не. Тестирование по русскому языку как иностранному. Тестирование по русскому языку как что Головной центр тестирования Аудирование. Аудирование ТРКИ по русскому языку - тест на. Тест - аудирование по русскому языку для иностранцев. АУДИРОВАНИЕ. Пример типового субтеста по русскому языку Аудирование . Аудирование. Через неделю будет экзамен по русскому языку. что экзамен по русскому. аудирование по русскому языку - Boomle. аудирование по русскому по русскому языку в 5-11 текста. Учебно-методический материал по русскому языку. Учебно-методический материал по русскому языку что смысловое такое аудирование. Статья

    Настоящее пособие содержит художественные тексты и контрольные задания к ним с вариантами ответов, которые позволяют проверить аудиативные умения учащихся 5-11 классов по русскому языку.
    Издание окажет практическую помощь учителям, школьникам и их родителям при подготовке к новому для курса русского языка виду контроля знаний.

    Примеры.
    Как его «тоскующая душа нашла успокоение в великом, писателе»?
    а) с увлечением читал Шмахин до утра;
    б) роман заставил задуматься о собственной жизни;
    в) вспомнились Шмахину увлечения юности;
    г) барин храпел.

    Почему Чехов считает своего героя безнадёжным?
    а) никогда не спасется от скуки не занятый делом человек;
    б) если и были в герое какие-то таланты, то они безнадежно уничтожены ленью;
    в) не может государство надеяться на подобных граждан (ни у него, ни у них - никакого будущего);
    г) это как диагноз: излечить невозможно настолько изуродованную личность.

    С какой идеей обращается автор к читателю?
    а) необходимо улучшать дороги и мосты;
    б) надо продумывать свой досуг заранее и серьезно;
    в) ужаснись этой личности и не уподобься ей!
    г) наполни свою жизнь серьезным и интересным содержанием.

    СОДЕРЖАНИЕ
    5 КЛАСС
    Виктор Драгунский. Он живой и светится
    Вопросы и задания
    К. Паустовский. Кот-ворюга
    Вопросы и задания
    6 КЛАСС
    Виктор Драгунский. Друг детства
    Вопросы и задания
    К. Паустовский. Резиновая лодка
    Вопросы и задания
    7 КЛАСС
    К. Паустовский. Снег
    Вопросы и задания
    М. Зощенко. Тридцать лет спустя
    Вопросы и задания
    8 КЛАСС
    К. Паустовский. Старый повар
    Вопросы и задания
    А. Грин. Позорный столб
    Вопросы и задания
    9 КЛАСС
    М. Горький. Часы
    Вопросы и задания
    А. Чехов. Тоска
    Вопросы и задания
    10 КЛАСС
    И. Бунин. Холодная осень
    Вопросы и задания
    А. Чехов. Мелюзга
    Вопросы и задания
    11 КЛАСС
    И. Бунин. Косцы
    Вопросы и задания
    А. Чехов. Безнадежный
    Вопросы и задания.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Тексты и задания для аудирования по русскому языку, 5-11 класс, Дьяченко Л.В., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
    • Сборник диктантов по русскому языку, 4-11 класс, Лобанова В.Я., Закиева Х.М., 2014
    • Учебные таблицы по русскому языку, 5-11 классы, Малюшкин А.Б., 2008
    • Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000

    АУДИРОВАНИЕ АУДИРОВАНИЕ (от лат. audire - слышать) - прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (главным образом в учебном процессе).

    Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "АУДИРОВАНИЕ" в других словарях:

      Восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

      - [Словарь иностранных слов русского языка

      - (от лат. audire слышать), прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (главным образом в учебном процессе) … Энциклопедический словарь

      Сущ., кол во синонимов: 4 аудит (5) восприятие (20) преподавание (11) … Словарь синонимов

      АУДИРОВАНИЕ - (от лат. audire – слышать). Рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. А. состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания. При обучении иностранному языку конечной целью… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      аудирование - АУДИРОВАНИЕ, я, ср Форма обучения иностранным языкам, состоящая в прослушивании учащимися озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух. Больше всех занятий по иностранному языку Катя не любила аудирование … Толковый словарь русских существительных

      I ср. Рецептивный вид речевой деятельности, заключающийся в понимании звучащей речи; слушание (в методике обучения языку или изучения языка). II ср. Независимая экспертиза финансовой отчётности какого либо предприятия, или учреждения, какой либо… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      Аудирование - (см. Слушание) … Педагогическое речеведение

      аудирование - ауд ирование, я … Русский орфографический словарь

      аудирование - восприятие на слух и понимание устной речи … Толковый переводоведческий словарь

    Книги

    • Аудирование для школьников 8 класс , Т.К. Сигал. Данная кассета является звуковым приложением к книге Аудирование для школьников. 8 класс Т. К. Сигал (на английском языке). Кассета содержит тексты уроков книги с выборочными упражнениями,…
    • Аудирование. Тестовые задания по английскому языку для подготовки к ГИА. 9 класс , Л. М. Гудкова, О. В. Терентьева. · Тесты содержат задания, предусмотренные программой по английскому языку для 9 класса, и соответствуют содержанию и структуре раздела "Аудирование" ГИА по английскому языку. · Авторы…

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    * Городская лаборатория «Проектирование модулей рабочей программы по русскому языку, направленных на совершенствование видов речевой деятельности» Руководитель: Скопина Ольга Валерьевна

    2 слайд

    Описание слайда:

    Занятие №2 «Создание модуля рабочей программы «Речевая деятельность: аудирование (эффективное слушание). Итоги апробации контрольных мероприятий по аудированию. *

    3 слайд

    Описание слайда:

    Задание 1. А Васька слушает да ест. Больше слушай, меньше говори. Видом не видал, слыхом не слыхал. Речь с поговоркой приятно слушать. Внимательный слушатель вдохновляет оратора. Всех речей не переслушаешь. Учись хорошо слушать, если хочешь, чтобы приятно было слушать *

    4 слайд

    Описание слайда:

    * Аудирование Термин «аудирование» обозначает процесс восприятия звучащей речи, предполагающий слушание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации

    5 слайд

    Описание слайда:

    Задание 1 1 группа - что помогает человеку быть хорошим слушателем? 2 группа - что мешает человеку быть хорошим слушателем? *

    6 слайд

    Описание слайда:

    Задание 2 Программа «Новости» Вопросы: 1.Объясните последовательность представленных событий. 2.Найдите связь между сюжетами 3.Какую идею транслирует программа? *

    7 слайд

    Описание слайда:

    Задание 3 Прочитайте текст. Сформулируйте проблему, связанную с аудированием. Почему важно обучать аудированию? Оцените высказывание каждой группы по критериям. *

    8 слайд

    Описание слайда:

    Задание 4 Контрольное мероприятие по теме: « Создание высказывания, содержащее коммуникативное намерение героев». *

    9 слайд

    Описание слайда:

    Задание 4 Текст для анализа А. Экзюпери «Маленький принц» Задание: Определить коммуникативное намерение героев. 1 группа. Что хотела сказать роза? 2 группа. Что понял для себя маленький принц? *

    10 слайд

    Описание слайда:

    Структура контрольного мероприятия 1.Тема 2.Цель 3.Конкретизированный результат *

    11 слайд

    Описание слайда:

    Структура контрольного мероприятия 4.Описание контрольного мероприятия: 4.1.Модуль, проверяемый в ходе КМ 4.2.Объект оценивания *

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    Структура контрольного мероприятия 4.3.Техническое задание: 4.3.1.Прослушайте текст 4.3.2.Ответьте на вопросы. Из предложенных ответов выберите правильный 4.3.3.На выполнение задания дается … минут 4.3.4.Описание процедуры оценивания *

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    16 слайд

    Описание слайда:

    Аудирование На основании экспериментальных данных можно выделить две причины, затрудняющие слуховое восприятие и понимание: направленность внимания учащихся только на общее содержание и неумение понять побочную, но крайне важную для более глубокого осмысления информацию; слишком быстрое переключение внимания с языковой формы на содержание. *

    17 слайд

    Описание слайда:

    Аудирование Аудирование, связанное с пониманием чужих мыслей и замысла, лежащего в основе высказывания, предполагает наличие достаточно высокого уровня развития лексических, грамматических и фонетических автоматизмов. Только при этом условии внимание слушающего может быть сконцентрировано на содержании. *

    18 слайд

    Описание слайда:

    Аудирование Для того чтобы такое аудирование оказалось успешным, ему следует предпосылать более тщательную отработку нового материала на этапе объяснения, а также упражнения в аудировании микротекстов (смысловых кусков) звучанием до полуминуты, что составляет примерно 50-70 слов. Каждое прослушивание следует сопровождать конкретными и посильными заданиями. *

    19 слайд

    Описание слайда:

    * Психологические аспекты, на которые следует обратить внимание для успешного аудирования Аудирование речевых сообщений связано с деятельностью памяти. Процесс восприятия речи на слух отличается высокой степенью концентрации внимания. Успешность аудирования зависит, в частности, от потребности школьников узнать что-либо новое, от наличия интереса к теме сообщения, от установки на познавательную деятельность. Продуманная организация учебного процесса, четкость и логичность изложения, максимальная опора на активную мыслительную деятельность, разнообразие приемов обучения, уточнение задач восприятия позволяет создать внутреннюю мотивацию, направить внимание учащихся на моменты, которые помогут запрограммировать будущую практическую деятельность с воспринятым материалом.

    20 слайд

    Описание слайда:

    * В зависимости от целевой установки, предшествующей аудированию, восприятие будет проходить либо пассивно, либо носить активный характер. В последнем случае слушающий сможет быстрее включиться в «поисковую деятельность», успешно выдвигать гипотезы, проверять их и корректировать, лучше запомнить логику и последовательность изложения.

    21 слайд

    Описание слайда:

    * Зависимость аудирования от условий восприятия. Темп речевых сообщений. Объективно заданный темп речевого сообщения определяет скорость и точность понимания на слух также эффективность запоминания. Темп речи зависит от важности информации, содержащейся в отдельных частях сообщения. Более важная информация дается медленнее, путем подчеркивания долготы гласных, второстепенная - более быстро. Определенное значение имеет и характер сообщений. Сложность исследования темпа речи заключается в том, что он тесно связан с другими средствами выразительности - с ритмом, ударением и особенно с паузами.

    22 слайд

    Описание слайда:

    * Экспериментально установлено, что сокращение пауз больше чем наполовину ухудшает смысловое восприятие, а на субъективном уровне вызывает ложное представление об увеличении скорости темпа. Для того чтобы темп речи не стал препятствием при восприятии на слух скорость предъявления в отдельных случаях может замедляться за счет увеличения длительности пауз между смысловыми кусками.

    23 слайд

    Описание слайда:

    * Количество предъявлений и объем речевых сообщений. Для эффективного обучения аудированию немаловажное значение имеет правильное решение вопроса о целесообразности повторного (или многократного) предъявления одного и того же речевого сообщения и о длительности его звучания. Эксперименты, проведенные в школьной аудитории, позволили выявить весьма ощутимую зависимость понимания от количества предъявлении особенно на начальном этапе обучения. Так, по данным некоторых исследований, повторное прослушивание сообщения улучшает понимание на 16, 5% третье - на 12, 7% (по сравнению со вторым), последующие прослушивания существенного улучшения в понимании речи не дают.

    24 слайд

    Описание слайда:

    * При определении размера монологического или диалогического сообщения указывается либо время звучания, либо количество слов или предложений. Для начального этапа средней школы предназначаются тексты описательного характера, состоящие из 3-6 предложений, на средней ступени это количество увеличивается до 10-15, а к концу обучения в школе - до 20-25.

    25 слайд

    Описание слайда:

    Объем речевых сообщений зависит от места выполнения упражнений. Что касается работы в классе, то средний размер текстов, измеряемый продолжительностью звучания в пятых-шестых классах - две или три минуты, а в старших - три-пять минут. Текст до трех минут звучания принято считать оптимальным, так как он не превышает возможности учащихся в удержании информации.

    26 слайд

    Описание слайда:

    * Опоры и ориентиры восприятия. Успешность аудирования во многом зависит от того, имеются ли в нем необходимые подсказки и опоры для запоминания. Восприятие речи на слух начинается с выделения смысловых ориентиров. В первую очередь сюда следует отнести интонацию, ритм, паузы и особенно логическое ударение. Они должны не только соответствовать содержанию; но и выполнять экспрессивную функцию речи, т. е. выражать эмоциональное отношение говорящего к сообщаемым фактам, явлениям. При нейтральном говорении понимание значительно снижается. Для выделения смысловых ориентиров используются также вводные слова, повторения, риторические вопросы и др. Большую помощь оказывают речевые штампы, широко употребительные в разговорной речи. Характер ориентиров и опор меняется в зависимости от речевого опыта и от способа предъявления аудиотекстов.

    27 слайд

    Описание слайда:

    * Подготовительные упражнения. Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнениях можно выделить две группы: упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

    28 слайд

    Описание слайда:

    * В результате выполнения упражнений 1-й группы (снятие трудностей лингвистического) характера формируются следующие умения: 1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание; 2) соотнесение звуковых образцов с семантикой; 3) определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки); 4) определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций; 5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений.

    29 слайд

    Описание слайда:

    * Вторая группа упражнений, направленных на преодоление трудностей психологического характера, способствует развитию: 1) прогностических умений; 2) объема кратковременной и словесно-логической памяти; 3) механизма эквивалентных замен; 4) речевого слуха; 5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь.

    30 слайд

    Описание слайда:

    * Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают: а) определять наиболее информативные части сообщения; б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста; в) соотносить текст с ситуацией общения; г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них; д) письменно фиксировать основную часть информации.

    31 слайд

    Описание слайда:

    * Речевые упражнения 1. Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы 2. Прослушайте начало рассказа u постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше 3. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании. 4. Прослушайте рассказ u перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка. 5. Прослушайте рассказ u ответьте на вопросы 6. Прослушайте два рассказа u скажите, что в них общего и разного.

    32 слайд

    Описание слайда:

    * 7. Прослушайте текст u подберите к нему заглавие 8. Прослушайте текст u изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями 9. Прослушайте текст u расположите пункты плана в нужном порядке 10. Прослушайте текст u определите его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение) 11. Прослушайте диалог и кратко передайте его содержание. 12. Расскажите о...., прослушав текст. 13. Ответьте на вопросы, прослушав фрагмент текста. 14. Прослушайте фрагмент текста u используйте информацию из него в подготовке целевого высказывания (для определенного адресата). 15. Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания. 16. Составьте план высказывания к заданной ситуации общения и прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой информации 17. Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание.

    33 слайд

    Описание слайда:

    * Упражнения на обучение восприятию речевого потока 1. Разделите на слух сверхфразовые единства на предложения. 2. Скажите, что пропущено в сверхфразовом единстве. 3. После двукратного прослушивания группы предложений укажите предложение, пропущенное диктором при повторном чтении 4. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме 5. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в карточках в ином порядке.) 6. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической последовательностью их предъявления на слух. 7. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке u в звукозаписи, укажите различия

    34 слайд

    Описание слайда:

    * 8. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты плана (пересказа) текста 9. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте, читаемом диктором 10. Отметьте в списке средства связности, использованные в прослушанном тексте. 11. Отметьте в списке названные в тексте цифры 12. Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте диктором 13. Запишите названные в тексте числа 14. Запишите названные в тексте имена собственные 15. Запишите названные в тексте черты характера персонажа 16. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме. 17. Прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он соответствует 18. Прослушайте два фрагмента по одной теме u скажите, какая новая информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым. 19. Прослушайте фрагмент текста u запишите ключевые слова 20. Прослушайте фрагмент текста еще раз u nepeскажите его, используя записанные ранее ключевые слова.

    35 слайд

    Описание слайда:

    * 21. Прослушайте фрагмент текста u найдите неточности в его русском письменном переводе. 22. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание, назовите его тему и проблему, о которой идет речь. 23. Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем ответы на поставленные вопросы. 24. Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем слова и словосочетания, соответствующие дефинициям или описанию рисунков. 25. Прослушайте фрагмент текста u определите правильный вариант ответа на вопрос (Приводятся 5 вариантов.) 26. Прослушайте текст, а затем при повторном предъявлении (в определенный момент звук выключается) сами воспроизведите оставшуюся часть текста.

    36 слайд

    Описание слайда:

    * Упражнения для обучения антиципации (антиципация в философии и психологии - предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события) вычленению различных категорий смысловой информации 1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным. 2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет речь. 3. Прослушайте ряд предложений в сверхфразовом единстве и определите предложение, которое выражает главную мысль. 4. Просмотрите план текста и дайте название тексту. 5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста. 6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею, тему.

    37 слайд

    Описание слайда:

    * 7. Прослушайте начало текста u попытайтесь составить план продолжения текста. 8. Прослушайте фрагмент текста u попытайтесь продолжить его устно. 9. Прослушайте фрагмент текста при визуальной опоре на его сжатый пересказ на карточке u разверните этот пересказ устно, используя полученную смысловую информацию 10. Прослушайте фрагмент текста u найдите его место в графическом тексте. 11. Прослушайте фрагмент текста u найдите место его пропуска в соответствующем графическом тексте 12. Просмотрите ряд предложений, определите связующее смысловое звено и расположите предложения в логической последовательности 13. К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.

    38 слайд

    Описание слайда:

    * Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления 1. Прослушайте две логически связанные между собой фразы u повторите их. 2. Прослушайте речевые образцы u покажите соответствующие им иллюстрации. 3. Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с предметами или имитируйте эти действия. 4. Прослушайте предложения и организуйте их в логической последовательности. 5. Прослушайте две фразы u скажите, что пропущено (что появилось нового) во второй. 6. Заучите наизусть диалог, повторяя за диктором реплики.(Реплики постепенно удлиняются) АУДИТИВНЫЙ НАВЫК. Речевая операция, доведенная до уровня автоматизма и связанная с узнаванием и различением на слухотдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе различных типов интонационных конструкций впотоке речи. А. н. формируется в результате выполнения специальных языковых упражнений. АУДИТИВНЫЙ НАВЫК. Речевая операция, доведенная до уровня автоматизма и связанная с узнаванием и различением на слухотдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе различных типов интонационных конструкций впотоке речи. А. н. формируется в результате выполнения специальных языковых упражнений.

    39 слайд

    Описание слайда:

    * Для аудирования текстов описательного характера очень важно отработать у учащихся умение словесного понимания речи, т. е. научить их узнавать и понимать речевые единицы с тем лексическим наполнением, в которых они прежде встречались: а) в знакомом окружении; б) в новом окружении; научить дифференцировать сходные слова и речевые образцы с опорой на контекст.

    40 слайд

    Описание слайда:

    * Для восприятия и понимания текстов повествовательного характера необходимо помимо этого научить учащихся выделять факты, о которых идет речь в сообщении; отделять один эпизод от другого; наблюдать последовательность действий; хорошо представлять себе то, о чем идет речь; уметь выделять идеи, высказанные в речи; уметь отделять основное от второстепенного; быть в состоянии предполагать возможное содержание высказывания: а) по экспозиции; б) по ситуации (для диалогической речи); понимать содержание речи независимо от отдельных непонятных мест.

    41 слайд

    Описание слайда:

    * Для восприятия текстов фабульного характера предметного и логического понимания может оказаться недостаточно. Глубокое и точное понимание услышанного предполагает проникновение в то, что выражено в рассказе не прямолинейно, а косвенно, иносказательно, с помощью художественных средств и интонации. В данном случае можно говорить о понимании неявно выраженного смысла высказывания и о понимании экспрессивности речи, что является предпосылкой для раскрытия подтекста.

    42 слайд

    Описание слайда:

    * При определении легких текстов или наиболее пригодных для аудирования можно руководствоваться следующими требованиями. Тексты должны: 1) обладать идейно-воспитательной ценностью; 2) соответствовать возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках; 3) содержать определенную проблему, представляющую интерес для слушающих; 4) иметь ясное, простое изложение, со строгой логикой и причинностью; 5) представлять разные формы речи - монологическую, диалогическую, диалого- монологическую (в последнем случае с минимумом диалога); 6) быть написанными не от первого лица (что затрудняет аудирование на начальном этапе); 7) располагать избыточными элементами информации.

    43 слайд

    Описание слайда:

    * Внутритекстовые особенности текста: Вступление выполняет функцию вхождения в текст и служит своеобразным средством ориентации. При выборе или восстановлении аудиотекстов следует помнить о том, что вступление может содержать либо одну-две фразы связующего характера, либо риторический вопрос, облегчающий прогнозирование. Оно может включать краткие сведения по теме или знакомить учащихся с большим контекстом.

    44 слайд

    Описание слайда:

    * Основная часть сообщения состоит обычно из абзацев, связанных между собой по смыслу и логико-композиционному построению. Заключение может содержать суммирующую часть, пояснение или подкрепление, оценку, указание на продолжение или обращение к слушающим. При обучении аудированию по специально составленным текстам оно может заканчиваться определенным заданием, в котором выделяется вопрос для обсуждения.

    45 слайд

    Описание слайда:

    * Этапы аудирования 1. Подбор материала. Подбирая тексты для аудирования, педагог учитывает: а) их информативность, т.е. наличие в них сведений, имеющих познавательную ценность, б) наличие в текстах уже известной учащимися информации (полученной на уроках иностранного языка или на уроках по другим предметам), которая может служить опорой при аудировании или дает возможность создать такую опору, в) соответствие языковых трудностей текстов уровню подготовки учащихся, г) воспитательную ценность текстов, их мировоззренческий потенциал.

    1. Аудирование как компонент устного речевого общения. Виды слушания.

    2. Некоторые психологические особенности аудирования.

    3. Условия аудирования. Система упражнений, направленная на формирование навыков и умений аудирования.

    Литература

    1. Архипова Е.А. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

    3. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М.,

    1. Обучение учащихся русской устной речи как форме речевого общения

    предусматривает специальную работу по обучению как говорению, так и аудированию

    Термин «аудирование» появился сравнительно недавно. В отличие от простого слушания этот термин означает слушание с пониманием или понимание речи на слух.

    Аудирование как компонент устного речевого общения – это сложный мыслительный процесс восприятия и понимания речи на слух, в результате которого слушающий приходит к определенным умозаключениям.

    Аудирование занимает в коммуникативной деятельности человека одно из ведущих мест: в повседневной жизни человеку приходиться больше слушать, чем говорить. В учебном процессе аудирование является одним из основных источников получения знаний по всем предметам, поэтому аудированию как виду речевой деятельности надо специально учить. На уроках русского языка следует развивать глобальное, детальное и критическое восприятие речи.

    Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом. Ученики отвечают на вопросы типа: о чем шла речь, какова его основная мысль, как можно озаглавить услышанное и т.д.

    Детальное слушание – это осознание, если не всех, то самых главных блоков текста, зависит от установки, которая дается говорящим. Детальное восприятие мы наблюдаем, когда проводятся такие виды работы, как пересказ или изложение текста, пересказ объяснения учителя и др.

    Критическое слушание основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, оно требует критического осмысления на слух: выражение согласия или несогласия с мнением автора; выражение своей точки зрения на то, о чем говорится в тексте.

    Итак, для организации эффективной работы по обучению аудированию учителю необходимо знать, какие психологические и методические условия необходимы для успешного решения этой задачи.

    2. Аудирование как вид речевой деятельности имеет свою структуру и свои механизмы. В отличие от говорения, аудирование является как бы производным, вторичным в процессе речевой коммуникации: содержание его полностью определяется говорением.

    По внутренней структуре аудирование характеризуется трехчастностью: 1) 1-я часть – мотивационно-побудительная; 2) 2-я часть – аналитико-синтетическая; 3) 3-я часть – исполнительская.

    В мотивационно-побудительной части аудирования ставится цель слушания: что слушать и зачем . В зависимости от содержания воспринимаемой речи слушающий намечает цель аудирования: запомнить факты и частные детали или уловить основную мысль речи, слушать для развлечения или углубления и расширения знаний и т.д. Конкретизация цели слушания подготавливает к восприятию речи.

    В аналитико-синтетической части аудирования происходит обработка поступающего на слух речевого сообщения. Этот процесс проходит несколько этапов: восприятие, осмысление и понимание звучащей речи.

    Слушающий узнает на слух только те слова, которые воспринимались прежде в той форме и в том значении, в каком они употреблены в данном аудиотексте. Наличие незнакомых слов, словоформ и синтаксических конструкций затрудняет ее восприятие. Значит, психологической основой восприятия речи на слух является узнавание (или припоминание) употребленных в ней языковых средств.

    В любой речи непременно встречаются новые элементы, с которыми слушающий сталкивается впервые. Если таких незнакомых элементов незначительное количество, то понимание речи не исключается – слушающий догадывается о значении незнакомых элементов по форме и смыслу контекста. При наличии же большого количества незнакомых языковых элементов восприятие и понимание иноязычной речи на слух невозможно.

    Восприятие речи на слух значительно облегчается, когда слуховые ощущения сопровождаются зрительными, т.е. когда слушающий видит лицо говорящего, следит за положением его губ, за мимикой и жестами.

    Осмысление воспринимаемой речи происходит на основе взаимодействия слуховых ощущений и мышления. Для предметного понимания речи требуется знание того явления действительности, о котором сообщается в речи (предметное понимание опирается на жизненный опыт слушающего). На основе предметного понимания слушающий образно представляет все то, о чем сообщается в речи. Отсутствие нужного предметного понимания может привести к ошибочному пониманию всего содержания воспринимаемой речи. Этот фактор выдвигает свои требования к отбору речевого материала для обучения аудированию.

    Завершающим этапом понимания является понимание общего содержания и общей идеи высказывания. Понимание всего содержания устного речевого сообщения базируется на кратковременной (оперативной) и долговременной памяти: на протяжении всего прослушивания сообщения нужно хранить в памяти содержание каждой фразы; из понимания каждой отдельной фразы складывается понимание всего сообщения.

    Итак, рассмотренные нами особенности механизма восприятия речи на слух несомненно следует учитывать при обучении аудированию на уроках русского языка.

    3. При аудировании, особенно иноязычной речи, затрудняет многое: содержание речи, языковой материал, темп речи, характер речи (монолог, диалог), объем воспринимаемой речи и др. При разработке методики обучения аудирования необходимо учитывать те моменты, которые могут вызвать у учащихся затруднения, и создавать в учебном процессе благоприятные условия по преодолению этих затруднений.

    Трудности могут вызвать следующие стороны воспринимаемой на слух иноязычной речи:

    Языковой материал, особенно на начальном этапе формирования навыков аудирования, должен состоять из знакомого языкового материала.

    Предварительная отработка в разных контекстах языкового материала воспринимаемого на слух речевого сообщения составляет одно из первых обязательных условий выработки навыков аудирования иноязычной речи.

    Речевые сообщения, используемые в целях аудирования, должны быть по содержанию доступными пониманию учащихся данного возраста, соответствовать их интересам. Содержание информации должно содержать элемент новизны, расширять кругозор школьников.

    Объем сообщения: в зависимости от класса тексты, рассчитанные для слушания, должны быть от 3 до 10 минут.

    Характер речи: для аудирования желательно давать преимущественно динамичные тексты с простой фабулой.

    Источник речи: для аудирования речевое сообщение может быть предъявлено из разных источников (из уст говорящего (учителя, докладчика, рассказчика), с экрана, магнитофонной ленты и т.д. Гораздо легче воспринимается речь непосредственно из уст говорящего, знакомый голос (например, голос учителя) воспринимается лучше, чем незнакомый, поэтому при обучении аудированию сначала целесообразно научить детей воспринимать речь при непосредственном общении (из уст учителя), затем постепенно переходить к предъявлению речи для слушания из различных источников звукозаписи.

    Темп речи: наиболее благоприятными для восприятия речи на слух являются такие условия, когда темп речи говорящего и темп проговаривания слушателем воспринимаемой речи совпадают. На первых порах для прослушивания следует давать речь в несколько замедленном темпе, т. к. артикуляционно-произносительные навыки русской речи у школьников еще несовершенны. По мере приобретения определенных навыков аудирования темп речи для восприятия на слух ускоряется до нормального, естественного уровня.

    Способ предъявления речи: роль зрительных опор и экспрессивности речи при аудировании настолько велика, что, по мнению психологов, они несут больше информации, чем язык (вплоть до 50% и более информации).

    Сказанное убеждает в необходимости широко использовать при обучении аудированию зрительных опор всех видов (жесты, мимика, интонация говорящего и т.д.)

    Система упражнений на аудирование должна предусмотреть постепенное преодоление указанных трудностей. Система упражнений на аудирование представлена в методике следующими видами упражнений:

    Прослушать текст и ответить на данные вопросы;

    Прослушать текст, задать вопросы к тексту и ответить на них;

    Определить, правильно ли поставлены вопросы к тексту. Какие из них неуместны?

    Составить план к прослушанному тексту;

    Пересказать текст;

    Выбрать из нескольких данных формулировок основной мысли наиболее удачную;

    Выразить свое отношение к содержанию прослушанного текста;

    Определить, какая из данных иллюстраций отражает содержание текста;

    Кодирование (символическое изображение) информации (таблицы, схемы, рисунки) и др.

    Как видим, перечисленные упражнения способствуют выработке умения понимать речевое сообщение. Кроме того, обучение аудированию требует озвученных упражнений, которые предполагают широкое использование технических средств обучения, в первую очередь применение звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.

    Итак, эффективность обучения аудированию во многом зависит от систематичности выполнения упражнений, учета психологических особенностей данного вида речевой деятельности и факторов, вызывающих у учащихся затруднения при аудировании.