Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Для достижения связности речи необходим ряд умений. Развитие диалогической речи

    Для достижения связности речи необходим ряд умений. Развитие диалогической речи

    В последнее время чрезвычайное увлечение обучению детей грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результате речь старших дошкольников отличается скудностью словарного запаса, плохой дикцией, слабой выразительностью. Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.


    В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах деятельности уделялось пристальное внимание (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков; Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина). Исследователи Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская, О.С. Ушакова, Л.Я. Панкратова, А.Е. Шибицкая направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в литературной сфере, а также на поиски путей формирования творческих способностей ребенка, в том числе и на определение оптимальных условий для речевой деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту.


    Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подобных изречений. Подобное явление называется словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.


    Мы считаем наиболее актуальным решение задач развития речевого творчества в системе работы по развитию речи старших дошкольников, основываясь на следующих положениях: занятия речевого, познавательного цикла несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка; литературный материал представляет собой яркий, наглядно- образный эталон речевой культуры народа; литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру ребенка; в ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи; речевая развивающая среда позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.


    Гипотеза данного проекта базируется на предположении о том, что уровень развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста повышается, если: - воспитатель будет заинтересованным руководителем процесса развития словесного творчества; - будет организовано специальное обучение не только на специальных занятиях по развитию словесного творчества, но и в других режимных моментах; - литературные произведения будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития словесного творчества. Цель – разработка системы работы по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.


    Задачи: 1. Изучить понятие связной монологической речи и ее значения для развития детей дошкольного возраста. 2. Выявить особенности восприятия литературных произведений и развития словесного творчества старших дошкольников, а также возможности создания детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок. 3. Разработать содержание и методику обучения, направленного на развитие словесного творчества.


    Ресурсное обеспечение проекта Для выполнения работы необходимо наличие следующих ресурсов: специально организованная речевая среда в группе, включающая все необходимые компоненты учебно-методического комплекса; методический уровень воспитателя, соответствующий достаточной степени готовности к проведению работы в данном направлении; перспективное планирование занятий; включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОУ демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей; комплект диагностических материалов (система критериев и оценок, рекомендации к проведению диагностики, диагностические листы (протоколы).


    Проанализировав наработки педагогов, психологов и детских писателей, мы отобрали, усовершенствовали и дополнили разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок. Рассмотрим их структуру, особенности использования и роль в воспитательно-образовательном процессе.


    Знакомые герои в новых обстоятельствах. Одним из вариантов этого метода будет изменение ситуации в искомых сказках. Мы рассказываем детям сказку и договариваемся что- то изменить в ней. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. Например, «Золушка убегала от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. Что же потеряла Золушка?» И как ее нашел принц? Путем рассуждений, проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья. Постепенно дети сами учатся менять ситуации в сказках.


    Коллаж из сказок. Если истории знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям продумать сюжет новой сказки, в которой Баба Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к Лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях и получится «коллаж из сказок». Приведем еще один возможный пример «коллажа из сказок». Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, но он забыл заклинание. Дальше ребята вместе с воспитателем придумывают, как помочь сказочным героям. А если предложить еще необычную картинку (например, изображение хвостов разных животных), дети смогут придумать неожиданный вариант развития действия.


    Сказки из пословиц. Краткая по объему, меткая и емкая по содержанию пословица прекрасно может служить основой для сказки. Пословица: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Начало сказки: Однажды мальчик-охотник увидел сразу двух зайчиков. Они были такие маленькие... Пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Начало сказки: Жили-были ленивый медведь и трудолюбивая рыбка... Пословица: Не все коту масленица. Начало сказки: В одном доме жил ленивый-преленивый кот. Дошло до того, что мышки его полюбили. И тогда хо­зяева попросили кота уйти... Придумайте свои варианты.


    Сказки из фразеологизмов. Стойкие слова и словосочетания из сказок и житейских ситуа­ций сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл, а с другой стимулирует словесное творчество. Детей, начиная с 56 лет, мы знакомим с фразами, которые часто встречаются в рассказах и сказках, затем помогаем понять их насто­ящий смысл и только потом начинаем вместе сочинять. Фразеологизм: Балбес Начало сказки: Жил – был на свете Балбес. Он всех не любил и его все не любили… Фразеологизм: Крокодиловы слёзы Начало сказки: Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело… Фразеологизм: Лакомый кусочек Начало сказки: Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек – шоколадное яйцо с игрушкой внутри…


    Сказки от «грамматической арифметики». «Грамматическая арифметика» загадка, представленная в виде двух слагаемых. Первое слагаемое первая часть слова, второе зашифрованное объяснение второй части слова. Сумма распрост­ раненное пояснение значения слова, которое нужно отгадать. На­ пример: Ба + пресноводное животное с клещами = временное жи­ лище. (Барак.) Но ведь «барак» совсем не сказочное слово. Давайте придумаем другое: от слова «Лариса» отнимем часть слова «иса» и добавим часть слова «пальчик» «чик». Получится «ларчик». И вот уже складывается начало сказки: «Одной девочке на день рождения по­ дарили ларчик. Долго она не решалась его открывать...». Сочините сказки от таких вариантов грамматической арифметики: С + спрятанные ценности = ? (склад); С + тонкая ветка - ? (спрут).


    Сказки из странных историй. Мы предлагаем вашему вниманию темы странных историй, в которых уже заключена завязка сказки, а ее развитие зависит от сотворчества взрослых и детей. Вам решать, какие из них лучше использовать в виде свободных продолжений и переложений: «Как поссорились чашка с ложкой», «Путешествие в страну чистюль», «Сказка о капризной пуговице», «Сказка о левом башмаке», «О царе Беспорядке и царице Ленивице», «Почему стоит темноты бо­яться». Вот несколько примеров начала сказок из странных историй. Однажды девочка проснулась, а мамы нет. Она начала так горь­ко плакать, что слезы залили ее платье, кровать и через дверь выли­лись на лестничную площадку... Жили-были стеклянные игрушки: папа, мама, сын и дочка. Они умели смеяться, бегать, прыгать, кататься, звенеть, становиться на голову. И всегда боялись разбиться. Однажды... Жила-была одна семья. Как-то ночью к ним влез Магнит. Он украл…Приходит папа, видит пропажу, берет увеличительное стекло и выходит на балкон... Сочините сказку вместе с детьми.


    Сказки из мусора. Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор никому не нужные отходы порой служат прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность использования отходов оказывается, можно «дать» им вторую жизнь. Значит, ко всему нужно относиться экономно и изобрета­ тельно. Конечно же, вначале сами взрослые показывают и расска­ зывают сказки из мусора.




    Сказки из «живых» капель и клякс. Интересно сочинять сказки на основе кляксографии. Главная задача здесь научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. На что похожа твоя или моя клякса? Кого или что она тебе напоминает? эти вопросы очень полезно задавать, так как они развивают мышление и воображение ребенка. После этого, не при­нуждая малыша, а показывая ему, рекомендуем перейти к следую­щему этапу обведению или дорисовке клякс. В результате может получиться целый сюжет. А «живые» капли получить еще проще: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны тотчас же появится какой-то образ. Попросите ребенка описать его и со­чинить историю с этим героем.


    Сказки о чудищах. Вначале мы придумываем необычное живое существо чудище, затем побуждаем малышей представить его себе и ответить на следующие вопросы. Как оно передвигается? (Ползает, прыгает, скользит...) Представь, что ты сам это чудище. Как ты будешь причесываться и умываться? Какие звуки оно издает? Как оно выглядит? На кого похоже? Нарисуй его. Где оно живет? (В норе, на деревьях, в воде...) Чем питается? (Мороженым, мясом, корой деревьев...) Как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости? Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире, таком знакомом и таком неизвестном.


    Сказки о фантастических странах. Фантастические страны взрослые придумывают сами, а затем дети дают им название («Тили-тили-тряндия», «Небывандия» и т.д.) и рассказывают об этих странах примерно по такому плану. Кто живет в этой стране? На чем ездят? Что едят? С кем и как мы попадем фантастическую страну? Что будем там делать, с кем дружить, играть, воевать? Что привезем из этой страны? Сочинению историй о фантастических странах сопутствует игра «Бывандия Небывандия». Она научит детей различать реальные и сказочные явления, поможет в рисовании выдуманных и настоя­щих предметов и т.д. Воспитатель заранее обговаривает с детьми, в какую они отправятся страну Бывандию или Небывандию, и в зависимости от выбранной темы решают, какие предметы понадобится в таком сказочном путешествии?


    «Перевирание» сказок. Перевирание сказки развивает у детей чувство юмора, они начи­нают понимать иронию, лукавство, исходящие от близких. Кроме того, такой подход к известным сказкам ставит ребенка в активную позицию, заставляет сосредотачиваться, исправлять запрограммиро­ванные ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях и действиях. Например: «Катится, катится Колобок, а навстречу ему тигр» «Нет, не тигр, а заяц», поправляет ребенок». Важно во время перевирания стать по возможности актером удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхи­титься детской находчивостью и памятливостью.


    Сказки по-новому. Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок добрый, лиса хитрая, волк злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка трудо­любивые, скромные? Привычные, любимые образы, много раз слы­шанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. За основу берется известная сказка, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предпо­ложим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послуш­ную и скромную, а зайчик в хитрого и злого... Подойдут любые варианты переделки сказки.


    Бином фантазии. Дети последовательно просматривают картинки или игрушки, затем выбирают два объекта, которые трудно объединить в сказоч­ном сюжете. Сочинение истории про них и называется «бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, на которых изображены кошка и сумка, и предложить придумать сказку. Конечно же, легче представить себе отношения между кошкой и собакой, кош­кой и мышкой. Но необходимо специально создать обстановку повышенной сложности. Только размышляя, изобретая, находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, могут развиваться дети. Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для их соединения методом «бином фантазии». Приведем пример одной такой сказки. «Слон в шкафу». В доме жил фарфоровый слон. Скучно было ему и одиноко, не было у него друзей. Пошел он однажды погулять и вдруг увидел, что в конце улицы стоит шкаф и скучает. Слон спросил: «Почему вы тут стоите, разве у вас нет дома?» «Нет у меня ни дома, ни друзей - я совсем один!» ответил шкаф. Слон предложил: «Давайте дружить!» Шкаф согласился. Стали они разговаривать, да так и подружились. С тех пор шкаф живет у слона дома, они охраняют друг друга.


    Сказки о любимых игрушках. Любимые игрушки довольно веский повод сочинять о них сказки. Многие дошкольники думают, что жители города Игр самый веселый на свете народ. Но иногда игрушкам бывает очень скучно. Послушайте, что рассказала однажды кукла Катя. Меня подарили на день рождения одной девочке. Сначала она обрадовалась и играла со мной целый день. А потом положила в боль­шую- большую коробку. Там скучали другие куклы: маленькие и боль­шие, старые и новенькие. Они и рассказали, что у их хозяйки очень много игрушек и каждый раз ей покупают новые. И тут вдруг кукла Катя заплакала. Может быть, девочка никогда не будет со мной играть? Я, наверное, умру от скуки. Что же теперь делать? Попробуйте, ребята, помочь огорченной кукле Кате.


    Сказки о временах года, запахах, звуках. Вы, наверное, уже согласились с нами, что поводов для составле­ния сказок может быть множество. Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающая нас природа: ее звуки, запахи, времена года. Мы рекомендуем составлять сказки как о каждом запахе или звуке, так и о возможных и невозможных их сочетаниях. Например, весенние запахи: воздух пахнет свежестью, подснеж­ник землей, вкусно пахнет первая зелень, сладко цветы яблони, сирень; весенние звуки: журчат ручьи, шумит теплый весенний ве­тер, слышны капли дождя, поют птицы и т.д. А затем переходить к сказкам с более обобщенным смыслом. Например, «Сказка весны» может начинаться так: «Жила-была ве­сенняя девочка, звали ее Веснянка, была она светлая, лучистая и всегда веселая. Голосок ее журчал как весенний ручеек. Но однаж­ды...» Или: «В одном царстве-государстве перепутались весенние запахи и осенние звуки...». Аналогично подбираются запахи и звуки других времен года (осени, лета, зимы) и сочиняются о них истории.


    Сказки с середины. Для развития творческого воображения и логического мышле­ния мы советуем учить ребят додумывать не только конец, но и середину сказки или рассказа (где в основном и развивается сю­жет). А в качестве помощи необходимо предложить детям затейли­вое начало и понятный, яркий конец. Например, придумайте заголовок и середину сказки: «Однажды мы с папой спешили из детского сада. Вдруг мы увидели... Теперь это мой самый лучший друг». А вот концовки нужно тщательно подбирать. Они должны быть интересные, образные, к примеру, такие: «И снова в дождик и в метель со мной шагает мой портфель». Или: «Чтоб сыта была коровушка моя, чтобы сливочек Буренушка дала». Или: «Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ей жизнь».


    Частица «не» и новые сказки. Частица «не» просто волшебница, она помогает создавать но­вые варианты сказок, будит детское воображение. Однако нужно учесть, что у этого метода есть твердое правило: частица «не» ста­вится (употребляется) только перед существительными, прилагатель­ными и глаголами, часто перед именами героев сказки. Например: «Испекла бы ты, бабка, не колобок... Катится, катит­ся не колобок, а навстречу зайчик...». Или: «Жили-были не три поросенка...» Или: «Подарили девочке на день рождения не крас­ную шапочку...». В результате частого употребления частицы «не» получаем сказку-задачку со всевозможными отгадками-вариантами.


    Сказки к «волшебным рисункам». Нет необходимости объяснять, что «волшебный рисунок» поможет ребенку в сочинении сказок. Но к подбору таких рисунков предъявляются особые требования. Они должны быть действительно «волшебными», т.е. изображать волшебные предметы: сапоги-скороходы, лампу Алладина, волшебную палочку и т.д. Например, нарисуем скатерть-самобранку, покажем изображение детям и спросим: «Кому и когда она будет особенно нужна?» Детские ответы отличаются большим разнообразием, а взрослые чаще подводят примерно к такому сюжету: «Однажды люди путешествовали на корабле. Во время сильной бури произошло кораблекруше­ние, в результате чего все оказались на необитаемом острове. Среди пассажиров была добрая фея с волшебной палочкой, она взмахнула ею, и на остров прилетела скатерть- самобранка...».


    Из сказки убежали все глаголы или существительные. Благодаря средствам массовой информации сегодня дети знают достаточно много сказок. Порой даже становится скучно их слу­шать. Чтобы поддержать интерес дошкольников к сказочным историям, внести элементы юмора, сосредоточить их внимание на знако­мом произведении, мы предлагаем рассказывать сказки с пропусками глаголов или существительных. Однако этот метод очень часто применять не рекомендуется, а чтобы ребятам было интересно, можно использовать такую мотивацию: «В одной очень знакомой тебе сказке надоело некоторым словам находиться в книжках. Решили они попутешествовать. И оставили такую записочку: «Угадаете ли вы эту сказку без нас?» Давайте, ребята, попробуем определить, из каких сказок убежали слова». Например, если из сказки «Рукавичка» убрать все слова, кроме глаголов, получится: шел... бежала... бежит... залезла… жить... скачет…спрашивает...; а если оставить только существительные, получится: дед... лесом... собачка... дед...


    От точек к сказкам. Не случайно французский математик Пани отмечал, что мы слишком много работаем с дошкольниками по конкретному материалу: считаем мячики, зайчиков, составляем рассказы по реалистическим картинкам. Тем самым задерживаем развитие абстрактного мышления и творческого воображения детей. Пани настоятельно советовал работать просто сточками. В процессе обучения сочинению сказок это можно использовать следующим образом. Предлагаем детям множество точек, затем соединяем их так, что бы получились рисунки забавных животных, о которых можно рассказать в одной сказке. Точка это тот же шифр, знак. В данном случае мы хотим составление и использование шифров сделать отправным моментом сочине­ния. В дошкольном возрасте (примерно с 56 лет, если ребенок уже совсем неплохо читает) можно использовать флажковую грамоту.


    Сказки про самого себя. Этот метод очень полезен. Во-первых, потому что дети любят слушать, что же случалось или могло случиться с ними или их близкими мамами, бабушками, любят придумывать истории про самих себя или своих братьев, сестер. Во-вторых, эта творческая деятельность помогает воспринимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену действительности. В результате, закончив сказку, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Чтобы его еще больше заинтересовать, пусть он своего героя, т.е.самого себя, назовет только по инициалам. Какой ребенок не мечтает поскорее вырасти, стать взрослым и делать, что душе заблагорассудится? Можно предложить пофантазировать на эту тему, придумать сказку, в которой обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись бы местами. Например. Я встала очень рано, приготовила завтрак, пошла будить маму и папу, но они не вставали. Я свистела в свисток, поливала их из чайника. Потом стянула их с кровати. Они устроили такой рев, что соседи стали стучать по батарее. Я опаздывала в детский сад, но папа никак не мог одеться, а мама найти губную помаду. Наконец мы вышли на улицу. Папа не захотел идти пешком и стал проситься на ручки, кричать и топать ногами. Пришлось его посадить в коляску. А мама бежала за коляской. Наконец-то я их отвела на работу, а вечером пришлось забирать обратно. Вечером я купала маму, она пищала и выскальзывала из рук, так как была намыленной. Потом я уложила их спать и упала с ног от усталости.


    Сказки в рисовании. Чтобы впечатления от прочитанной сказки были у ребенка более полными и яркими, необходимо рассмотреть с ним иллюстрации, имеющиеся в книге, обратить внимание на сочетание красок, выра­зительность образов. Далее предложите ему нарисовать понравившийся отрывок. Особенно эффективно использовать иллюстрации и рисунки при сочинении истории не с начала, а с конца или середины. Они помогут ребенку не запутаться в сюжете, а может даже пофантазировать и соединить по-новому знакомые эпизоды.


    Музыкальные сказки. Сказки-тесты. Экологические сказки. Имя и сказки. Гороскоп и сказки. Гадание на кофейной гуще. По следам к сказкам. Сказки с новым концом. Моделирование сказок. Аналогии известных сказок. Сказки из загадочных объявлений. Краткие истории. Сказки от превращений. Сказки о путешествиях. Решение противоречий в сказках. Сериал в сказках. Цветные сказки. Эксперименты в сказках. Сказки по смешанным образам. Сказки о фантастических странах. Случайные сказки. Сказки из фантастических явлений. Сказки от ММА (метод морфологического анализа). Из сказок – задачки.


    Процесс обучения сочинению сказок, несомненно, оказывает большое влияние на развитие речи детей. Но и обратный эффект очевиден: чем лучше подготовлен ребенок в речевом отношении, тем легче он справляется со всеми заданиями, тем больше развиты у него воображение, творческие способности, которые он затем воплощает в сказках. Сказка учит жизни, пробуждает сочувствие ко всему хорошему, желание следовать примеру положительных героев она ценна для нравственного воспитания, сказка имеет громадное значение для эмоционального становления ребенка, так как он переживает все события вместе с героем; полезна для умственно­го совершенствования, так как способствует развитию логики и фантазии. В сказке малыш воплощает свои желания, свою мечту, а затем реально стремится ее осуществить.


    Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.



    Творческий проект по словотворчеству

    «Сочиняем сами»


    Тип проекта : творческий

    Продолжительность : долгосрочный

    Проблема:

    • Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по развитию речевых способностей.
    • Недостаточная речевая активность детей, ограниченный словарный запас, низкий интерес к работе со словом.
    • Отсутствие инициативы со стороны взрослых заниматься словотворчеством.

    Цель : стимулирование и развитие у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

    Задачи:

    Для педагогов:

    • Разработка методического обеспечения в частности « Развитие творческого рассказывания и словотворчества»
    • Создание оптимальных условий для самостоятельной творческой речевой активности детей
    • Внедрение в систему планирования работы с воспитанниками по развитию речевого творчества (формы, содержание)
    • Освоение педагогами практических и методических приемов активизации словотворчества детей
    • Создание у детей интереса к вопросам развития устной речи.

    Для детей:

    • Развитие всех компонентов устной речи детей
    • Развитие способностей детей по придумыванию повествований, рифмованию слов, словообразованию, подбору синонимов, антонимов, омонимов
    • Поддержка речевой инициативы и творчества.

    Результат проекта:

    У детей сформируются умения самостоятельно составлять загадки, небольшие по содержанию рассказы, сказки, обогатиться речь, появиться желание сочинять стихи.


    Этапы работы:

    Задачи

    Мероприятия по реализации

    1 этап организационно-подготовительный

    Подборка программного методического обеспечения для реализации проекта.

    Изучение опыта по развитию речевого творчества у дошкольников.

    Составление информационного банка технологий по развитию у дошкольников речевого творчества.

    Пополнение развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

    Разработка картотеки по развитию речевого творчества детей.

    Изготовление игровых пособий, мнемотаблиц, схем, наглядного материала


    2 –й этап практический

    Определение содержания работы по развитию детского сочинительства

    Составление плана по развитию творчества.

    Активное внедрение развивающих форм работы с детьми

    Разработка сценария итогового мероприятия « Праздник новых произведений »

    Реализация воспитательно-образовательных мероприятий с детьми

    Взаимодействие с родителями воспитанников

    Привлечение родителей к совместному с детьми сочинительству

    Организация участия родителей в сборе интересных детских высказываний, словотворчества.


    3 – этап заключительный

    Задачи Мероприятия по реализации

    Анализ достижения целей и полученных результатов

    « Праздник новых произведений к »

    Обобщение опыта работы по развитию речетворчества детей

    Подготовка информационной справки по реализации проекта (видео)

    Размещение материала по реализации проекта на информационном стенде

    Определение дальнейших направлений реализации проекта в воспитательно-образовательном процессе.

    Представление опыта работы на педагогическом совете


    • Образец педагога по образованию новых слов
    • Объяснение и показ образования новых слов и построение предложений, рассказов.
    • Пример словотворчества других детей (тот, кто в течение дня придумал много интересных новых слов, получает почетное звание и переходящую медаль « Лучший сочинитель»)
    • Оценка собственных стихотворных и прозаических произведений и произведений других детей.
    • Характеристика персонажей и предметов, помогающая выделить нужные качества и характерные особенности.
    • Специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков словообразования.
    • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
    • Создание игровых ситуация (как бы вы назвали…) лучшие записываются в альбом
    • Элементы соревнований (дети получают звания -словотворец, король слов)
    • Режиссерские игры, игры-драматизации, инсценированный пересказ

    Игры по формированию словотворчества:

    • «Какой? Что бывает таким же?»
    • «Сотвори слово»
    • «Закончи сказку»
    • «Изменение ситуации в знакомых сказках»
    • Игры с загадками
    • Сказки от пословицы
    • «Соедини два слова»
    • «Расскажи своими словами»
    • «Перескажи сказку»
    • «Сказка плюс»


    Что такое синквейн?

    Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

    (Античная поговорка)

    Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

    Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

    Синквейн это необычное стихотворение. Стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

    Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.


    Синквейн помогает пополнить словарный запас.

    Синквейн учит краткому пересказу, обогащает словарный запас

    Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

    Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

    Составить синквейн получается у всех.

    Синквейн помогает развить речь и мышление.

    Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

    Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


    Чтобы составить синквейн , нужно:

    • научиться находить в тексте, в материале главные элементы,
    • делать выводы и заключения,
    • высказывать своё мнение,
    • анализировать, обобщать, вычленять,
    • объединять и кратко излагать.

    Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.


    Этапы работы по составлению синквейна с детьми:

    • Знакомство с понятиями «слово-предмет», «слово-признак»,

    «слово-действие» различение понятий. Подбор слов признаков, действий знакомство с графическим обозначением понятий.

    • Знакомство с понятием «предложение»
    • Знакомство с алгоритмом стихотворения.
    • Совместное составление стихотворения с педагогом, с родителями
    • Выразительное рассказывание стихотворения.

    Правила составления синквейна.

    • Синквейн состоит из 5 строк;
    • Его форма напоминает ёлочку .

    1 слово

    2 слова

    3 слова

    4 слова

    1 слово


    1 строка

    1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

    2 строка

    2 слова Это прилагательные.

    (Какой? Какая? Какое? Какие?)

    3 слова Это глаголы.

    (Что делает? Что делают?)

    3 строка

    4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

    4 строка

    5 строка

    1 слово Вывод, итог. Это существительное.

    (Кто? Что?)


    1. Арбуз

    2. Круглый, вкусный

    3. Катится, растет, зреет

    4. Арбуз – это большая ягода.

    5. Лето


    1. Котенок

    2. Черненький, пушистенький

    3. Играет, спит, ест

    4. Он мой верный друг.

    5. Животное.


    Работа в группах

    1 слово

    2 слова

    3 слова

    4 слова

    1 слово


    Спасибо

    виктория ильина
    Презентация «Развитие речевого творчества дошкольника» из опыта работы воспитателя

    Каждый год в нашем детском саду проводится конкурс "Педагог года". Работа воспитателя предстает перед судом жюри в разных формах : открытое занятие, досуговое мероприятие, а в этом году задача была несколько иной. Требовалось показать работу над темой самообразования, выбранной самим воспитателем . Это позволяет выявить круг интересов педагога, направленность его творческой реализации . Конечно, темы были самые разнообразные - театрализация в ДОУ, использование ИКТ, проектная деятельность по возрастам. Очень интересный был предствален проект о русской традиционной деревянной ложке. Также воспитатели не забыли о работе с родителями , ее особенностях. Также рассказывали о творчестве из бросового материала, о необходимости изучения правил дорожного движения и безопасного поведения.

    Моя работа была посвящена речевому творчеству дошкольников . Структура презентации такова ,что сначала дается обоснование выбора темы. ее обусловленность требованиями ФГОС, далее я показываю выбор технологии для реализации целей и задач. Технология была использована в работе с детьми ,родителями и мной как педагогом в плане развития (публикации по играм ТРИЗ с детьми разных возрастов) .

    Хочется надеяться,что все педагоги после обмена опытом работы продолжат поиск интересных форм и творческих идей в работе с детьми !

    Публикации по теме:

    «Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники» (из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного образовательного.

    Из опыта работы «Развитие музыкального творчества дошкольников. Музыкальное движение» Главная моя задача в развитии танцевального творчества - научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце.

    Из опыта работы. «Развитие музыкального творчества дошкольников. Слушание музыки» Особое внимание в своей работе по развитию музыкально-творческих способностей, я уделяю важнейшему виду музыкальной деятельности слушанию.

    Из опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие дошкольника» ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления.

    Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы» Из опыта работы воспитателя МКДОУ «Детский сад № 17» Астафьевой Татьяны Сергеевны Тема: «Развитие речи детей посредством чтения художественной.

    Опыт работы по «Художественному - эстетическому развитию». Слайд 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

    Педагогический проект «Творим, фантазируем, играем». Я хочу Вам представить опыт работы по теме «Развитие коммуникативных навыков через.

    Связная речь

    Связная речь - смысловое развернутое
    высказывание, обеспечивающее общение
    и взаимопонимание
    Связная речь - процесс, деятельность
    говорящего
    Продукт, результат деятельности,
    текст, высказывание

    Формы связной речи

    Диалог
    разговорная
    лексика и
    фразеология
    простые и сложные
    бессоюзные
    предложения
    кратковременное
    предварительное
    обдумывание
    Монолог
    литературная
    лексика
    развернутость
    высказывания,
    законченность,
    логическая
    завершенность
    связность
    монолога
    обеспечивается
    одним говорящим

    Развитие диалогической речи

    Собственно
    речевые умения
    Умения речевого
    этикета
    Умение общаться
    для планирования
    совместных
    действий
    Неречевые
    (невербальные)
    умения

    Требования к диалогической речи

    понимание речи окружающих и использование активной речи детей
    Ранний
    как средства общения
    возраст
    выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
    Младший задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что?
    дошкольный Где? Что делает? Зачем?)
    возраст
    вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на
    вопросы и задавать их
    Средний
    дошкольный рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
    возраст
    участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
    Старший формулировать и задавать вопросы
    дошкольный формирование культуры общения
    возраст

    Признаки монологического высказывания

    целостность (единство
    темы, соответствие всех
    микротем главной
    мысли)
    плавность (отсутствие
    длительных пауз в
    процессе
    рассказывания)
    объем высказывания
    структурное
    оформление (начало,
    середина, конец)
    связность (логические
    связи между
    предложениями и
    частями монолога)

    Для достижения связности речи необходим ряд умений:

    понимать и осмысливать тему, определять ее границы
    отбирать необходимый материал
    располагать материал в нужной
    последовательности
    пользоваться средствами языка в соответствии с
    литературными нормами и задачами высказывания
    строить речь преднамеренно и произвольно

    Связные высказывания

    по функции
    (назначению)
    описание
    повествование
    рассуждение
    контаминация
    по источнику
    высказывания
    монологи:
    - по игрушкам
    - и предметам
    - по картине
    - из опыта
    - творческие
    рассказы
    по ведущему
    психическому
    процессу, на
    который опирается
    ребенок
    по зрительному,
    осязательному или
    слуховому
    восприятию
    по памяти
    по воображению

    В раннем возрасте - слушать и повторять по
    подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4
    фразах рассказывать по картинке или об увиденном
    на прогулке.
    Во 2 младшей группе - пересказывать хорошо
    знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по
    наглядному материалу.
    В средней группе дети могут составлять небольшие
    рассказы из личного опыта сначала с опорой на
    картинку или игрушку, а затем и без опоры на
    наглядный материал.
    В старшей группе дети связно, последовательно
    пересказывают литературные произведения, выразительно
    передавая диалоги действующих лиц, характеристики
    персонажей.
    В подготовительной к школе группе детей учат
    строить разные типы текстов (описание,
    повествование, рассуждение) с соблюдением их
    структуры.

    Приемы обучения рассказыванию

    Совместное
    рассказывание
    Образец
    рассказа
    Анализ
    образца
    рассказа
    План
    рассказа
    Частичный
    образец
    Составление
    рассказа по
    частям
    Коллективное
    составление
    рассказа
    Составление
    рассказа
    подгруппами
    Моделирование

    вспомогательные
    вопросы
    прослушивание
    детьми своих
    рассказов
    указания
    Приемы
    подсказ
    нужных
    слов
    исправление
    ошибок

    Пересказ литературных произведений

    Пересказ – осмысленное воспроизведение
    литературного текста в устной речи.
    воспитательная ценность;
    доступность по содержанию – знакомые герои, персонажи
    с ярко выраженными чертами характера, понятными
    мотивами поступков
    четкая композиция
    динамичность сюжета
    разнообразные и точные определения

    подробный
    или близкий
    к тексту
    краткий или
    сжатый
    с творческими
    дополнениями
    виды
    пересказа
    с
    перестройкой
    текста
    выборочный

    Требования к пересказам

    Осмысленность
    Полнота
    передачи
    произведения
    Последовательно
    сть и связность
    пересказа
    Использование
    словаря и
    оборотов
    авторского
    текста
    Плавность
    пересказа
    Выразительность
    и фонетическая
    правильность речи

    Методические приемы обучения пересказыванию, обеспечивающие:

    осмысленное восприятие
    произведения
    педагогическое руководство самим
    процессом пересказывания
    анализ и оценку речевой деятельности
    детей

    Рассказывание по игрушкам

    монологописание
    монологповествование

    Виды игрушек

    дидактические
    (матрешки, башенки,
    пирамидки, бочонки)
    сюжетные (образные):
    куклы, машины,
    животные, посуда,
    мебель, транспорт
    наборы – мальчик,
    девочка, сани, собака;
    девочка, домик, курица,
    кошка; заяц и собака

    Виды занятий по игрушкам

    Описание
    игрушки
    «Магазин игрушек» (посуды,
    одежды), «Чудесный
    мешочек», «Кто это?»,
    «Почтальон принес посылку»
    отгадывание и составление
    загадок
    рассказ по набору игрушек
    Сюжетные
    рассказы
    (повествования)
    рассказ по отдельной
    игрушке

    Рассказывание по картине

    Предметные
    картины
    Репродукции
    картин мастеров
    искусства
    Дидактические
    картины
    Серия или
    набор картин
    Сюжетные
    картины

    Требования к отбору картин

    - содержание картины должно быть интересным,
    понятным, воспитывающим положительное
    отношение к окружающему

    - картина должна быть высокохудожественной
    - Не должно быть картин с чрезмерным
    нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются
    от главного
    - Сильное сокращение и заслонение предметов
    вызывает их неузнаваемость.

    Этапы обучении детей рассказыванию по картине

    В младшем дошкольном возрасте обогащение словаря, активизация речи детей,
    рассматривание картины и умение отвечать на
    вопросы по их содержанию.
    В среднем дошкольном возрасте детей учат
    рассматривать и описывать предметные и
    сюжетные картины сначала по вопросам
    воспитателя, а затем по его образцу.
    В старшем дошкольном возрасте - дети
    описывают предметные и сюжетные картины,
    составляют сюжетные рассказы по серии картин,
    придумывают начало и конец сюжету картины.

    Рассказывание по картине (младший возраст)

    Рассказывание по картине (средний возраст)

    описание и
    сравнение
    предметных
    картин
    типы
    высказываний
    описание
    сюжетных
    картин
    повествование
    по серии
    сюжетных
    картин

    Рассказывание по картине (старший возраст)

    Рассказывание по картине (старший возраст)

    Образец (для развития
    творчества)
    по одной из двух
    предлагаемых для
    рассказывания картин
    в виде начала (дети
    продолжают и заканчивают
    его)
    план в виде вопросов и
    указаний

    Построение рассказа по серии сюжетных картин

    Составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам

    «Почему на картину весело
    смотреть?» или «Чем вас
    развеселила картина?»

    Творческий рассказ-повествование

    Рассказывание с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов

    И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

    Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Ма

    Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан
    и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с
    арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

    Рассматривание и описание натюрморта

    «Сирень» И. Левитан
    «Цветы» Д. Налбандян

    Рассказывание из опыта

    темы
    Ср. гр. – как провели
    праздник новогодней
    елки; о родном доме, о
    своей кошке или собаке;
    как работали на
    огороде; как меняли
    рыбкам воду в
    аквариуме; что видели
    на кухне
    Ст. и подг.гр. – о том, как
    провели праздник; что
    видели во время экскурсий
    в библиотеку, в школу; про
    то, как отдыхали летом;
    наш огород; как шьют
    одежду; мой лучший друг
    (подруга); как мы
    заботимся о малышах, о
    маме

    Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

    Рассказы,
    отражающие
    коллективный
    опыт детей
    о событиях, в
    которых принимали
    участие все дети
    (экскурсия на
    почту)
    «Расскажи, как ты
    Рассказы,
    провел выходной
    отражающие
    день»; «Расскажи о
    индивидуальный
    своем доме»
    опыт детей

    Вид рассказывания определяет прием обучения:

    анализ
    и
    оценка
    детских
    рассказ
    ов
    подска
    з
    нужног
    о слова
    образец
    рассказа
    воспитат
    еля
    план
    рассказа
    вспомогат
    ельные
    вопросы
    указан
    ия
    совместны
    й рассказ
    воспитате
    ля и
    ребенка

    Творческое рассказывание

    сочинение
    рассказов,
    сказок, описаний
    Формы
    словесного
    творчества
    сочинение
    стихотворений,
    загадок,
    небылиц
    словотворчество

    Этапы формирования детского художественного творчества

    Первый
    этап
    Накопление опыта.
    Произведения искусства помогают ребенку
    острее чувствовать прекрасное в жизни,
    способствуют зарождению художественных
    образов в его творчестве.
    Второй
    этап
    возникает замысел, идут поиски
    художественных средств.
    поиски композиции, выделение
    поступков героев, выбор слов, эпитетов.
    Третй
    этап
    новая продукция.
    анализ результатов творчества
    взрослым.

    Тематика творческих рассказов

    С конкретным
    содержанием
    «Как мальчик нашел
    щенка», «Как Таня
    ухаживала за сестренкой»,
    «Подарок маме», «Как Дед
    Мороз пришел на елку в
    детский сад», «Почему
    девочка плакала», «Как
    Катя потерялась в
    зоопарке».
    На отвлеченную тему
    «Про веселый случай»,
    «Про страшный случай»
    по типу «У страха глаза
    велики», «Про
    интересный случай».

    Виды творческих рассказов

    рассказы
    реалистического
    характера
    сказки
    сочинение
    рассказов по
    аналогии с
    литературным
    образцом
    описания
    природы

    Приемы обучения творческому рассказыванию

    рассказывание детей вместе с воспитателем по
    вопросам
    придумывание детьми продолжения авторского
    текста
    вспомогательные вопросы
    План в виде вопросов
    рассказывание по сюжету

    Обучение рассказыванию по готовым сюжетам

    приемы,
    активизирующие
    воображение
    описание
    персонажа
    опора на образ
    главного героя
    при составлении
    рассказа

    Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

    Педагог советует, о чем можно
    придумать рассказ (об интересном
    случае, который произошел с мальчиком
    или девочкой, о дружбе зверей, о зайце
    и волке)
    Предлагает ребенку придумать название
    будущего рассказа и составить план
    «Сначала скажи, как твой рассказ будет
    называться, и коротко – о чем ты
    будешь рассказывать сначала, о чем в
    середине и о чем в конце. После этого
    расскажешь все».

    Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки

    1
    активизируется запас известных сказок с целью
    этап усвоения их содержания, образов и сюжетов.
    2 этап
    3 этап
    анализ схемы построения сказочного повествования,
    приемы совместного творчества: выбирает тему, называет
    персонажей – героев будущей сказки, советует план,
    начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие
    сюжета.
    активизируется самостоятельное развитие сказочного
    повествования: детям предлагается придумать сказку
    по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно
    выбрать тему, сюжет, персонажей.

    Описание природы

    1. Обогащение детских представлений о природе в
    процессе наблюдений, обучение умению видеть
    красоту окружающей природы.
    2. Рассматривания художественных картин и
    сравнения красоты изображенного с живой
    действительностью.
    3. Обучение детей описанию объектов природы по
    представлению.
    4. Обучение умению описывать природу, обобщать
    свои знания, впечатления, полученные во время
    наблюдений, рассматривания картин, слушания
    художественных произведений.

    Связные высказывания типа рассуждений

    - обучение их целостным связным рассуждениям,
    состоящим из тезиса, доказательства и выводов
    - формирование умений вычленять существенные
    признаки предметов для доказательства выдвинутых
    тезисов
    - использовать различные языковые средства
    для связи смысловых частей (потому что, так
    как, поэтому, значит, следовательно)
    - употреблять при доказательстве слова вопервых, во-вторых
    - включать элементы рассуждения в другие типы
    высказываний (контаминация).

    1. Создание проблемных
    ситуаций с опорой на
    наглядный материал:
    складывание
    детьми разрезных
    картинок и
    объяснение своих
    действий
    выстраивание
    серии сюжетных
    картинок Игры
    типа «Разложи и
    объясни»

    Обучение высказываниям типа рассуждений

    определение
    несоответствия
    явлений,
    изображенных на
    картинке, выделение
    нелогичных ситуаций
    (игра «Небылицы в
    картинках»)
    выявление причинноследственных
    отношений между
    объектами,
    изображенными на
    картинке

    Обучение высказываниям типа рассуждений

    классификация
    картинок по
    родам и видам в
    играх типа
    «Убери
    лишнюю»
    отгадывание
    загадок с
    опорой на
    картинку в
    играх «Найди
    отгадку»

    Обучение высказываниям типа рассуждений

    2. Задания на вербальной основе:
    беседы по содержанию произведений художественной
    литературы с обсуждением положительных и
    отрицательных поступков героев, их мотивов
    речевые логические задачи
    объяснение пословиц, загадывание и
    отгадывание загадок без опоры на
    наглядный материал
    составление высказываний-рассуждений на
    предложенную тему (примерные темы:
    «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого
    можно назвать хорошим товарищем?»).

    Презентацию на тему Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Педагогика. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайда.

    Слайды презентации

    «Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях»

    Воспитатель Крутий Инна Витальевна УВК «Черноморский центр образования»

    Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздно успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

    Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

    Основные задачи речевого развития

    Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

    Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

    Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

    Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

    Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

    Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

    Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

    Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

    Последовательность работы:

    1.Мнемоквадраты 2.Мнемодорожки 3.Мнемотаблицы

    Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

    Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

    Музыкальные занятия и развитие речи

    Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.

    Художественное творчество и развитие речи

    Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов.

    Влияние оригами на развитие речи дошкольников

    Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы.

    Основные виды дидактических игр

    Настольно-печатные игры Игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.) Словесные игры