Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Игровая шуточная программа про птиц для детей. Сценарий праздника в школе: русских птиц волшебная стая

    Игровая шуточная программа про птиц для детей. Сценарий праздника в школе: русских птиц волшебная стая

    Викторина между 7-ми и 8-ми классами

    « Мир птиц – это интересно!».

    Ведущий 7 класс: Обозначенный в календаре 1 апреля, Международный день птиц, имеет богатое прошлое. Еще в далеком 1905 году вступила в силу Международная конвенция по охране птиц. А в 1918 году Россия подписала действующий поныне Международный договор о перелетных птицах. С 1927 года в СССР официально отмечается День птиц, дети и подростки к 1 апреля готовят скворечники, чтобы вернувшимся с юга птицам было, где устроиться на жилье. Инициативные ребята ежегодно организуют акции в помощь птицам. Но постепенно праздник утратил свое значение.

    Ведущий 8 класс: И лишь в 1994 году, когда активисты-орнитологи забили тревогу и создали Союз охраны птиц России, праздник возродился. Сегодня молодое поколение вновь активно участвует в строительстве домиков для перелетных птиц, заботится о городских пернатых, которые остаются зимовать в России. Веселый щебет птиц, который раздается отовсюду, радует детвору. И каждый год 1 апреля орнитологи благодарят своих помощников за все, что те делают для пернатых.

    Ведущий 7 класс: Нынче праздник свой встречают воробьи, синицы,
    И орлы, и куропатки, все другие птицы.
    Для пернатых и крылатых был тот день задуман.
    Для защиты их, охраны целый план придуман!

    Ведущий 8 класс: Пусть не смолкает птичий хор, природу украшая,
    Пускай дает птицам простор Земля наша большая!
    С Международным днем всех птиц сейчас вас поздравляю.
    Быть свободными, как птицы, от души желаю!

    Учитель: Сегодня мы собрались с вами ребята, для того чтобы проверить свои знания про инттересный мир пернатых. В нашей викторине будет много интересных заданий и конкурсов. Желаю вам успехов и только победы.

    Ведущий 7 класс: Пришла весна! С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелетные птицы.

    И кажется, весна сама в разведку
    Послала птицу, и пригнувши ветку,
    Ей грач дорогу верную открыл.

    Ведущий 8 класс: Первыми прилетают к нам грачи, а за ними уже летят и летят другие птицы: жаворонки, скворцы, ласточки.

    Ведущий 7 класс: А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
    Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

    Ведущий 8 класс: Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сипуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.
    Подсчитано, что одна мышь съедает в год - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орел, спасают тонны хлеба от грызунов. Но не только этим ценны птицы. Трудно представить себе природу без птиц, без юркого воробья, голосистого скворца, гордого ворона и других птиц.


    Ведущий 7 класс: Сегодня на нашем викторине, мы посмотрим как вы знаете птиц...

    Ведущий 8 класс: и что вы о них знаете.

    1 конкурс: «Приветствие»

    Две команды представляют на суд зрителей и жюри эмблему и название команды.

    7-е классы: «Феникс», 8-е классы «Буревесник».

    2 конкурс: «Разминка»

      Кто Рим спас?
      (Гуси.)

      Назовите птиц в названиях, которых есть ноты: (по очереди называются ноты)

    «ре» - тетерев;
    «до» - удод;
    «ми» - фламинго;
    «фа» - дрофа, фазан;
    «ля» - оляпка;
    «си» - синица.

      Какая из наших птиц быстрее всех летает?
      (Стриж.)

      Какая птица – самая большая в мире?
      (Африканский страус.)

      Какая птица носит фамилию известного русского писателя?
      (Гоголь)

      Самая маленькая птица в мире?(колибри)

      Птица, у которой голова поворачивается на 180 градусов? (сова, филин)

      Птица, увековеченная в сказке А.С.Пушкина. (петух)

      Птица, которая «считает время»? (кукушка)

      Птица, пух которой человек использует при изготовлении зимней одежды.(гага или лебедь)

    3 конкурс: «Телеграмма»

    Участники команд должны разгадать зашифрованную телеграмму, присланную птицами с далекого юга.

    Ответ:
    Привет юным друзьям! Возвращаемся с юга. Встречайте! Пернатые.

    4 конкурс: «Найди перелётных птиц »

    Ответ: жаворонок, журавль, утка, грач, лебедь, ласточка, кукушка.

    5 конкурс: «Найди птицу по её названию »

    6 конкурс: «Отгадайка »

    Участники конкурса должны по рисунку головы птицы - узнать птицу и чем она питается.

    Ответ: 1) Цапля – рыба, лягушата; 2) утка – ряска, мелкие рачки, личинки насекомых;3)пеликан – рыба.

    7 конкурс « Найди в ребусах названия птиц»

    Сорока

    Стриж


    Фазан

    Свиристель

    Канарейка

    Ворона

    Снегирь

    Сова

    Кукушка

    Попугай

    Колибри

    8 конкурс «Отгадай загадку про птиц»

    1.И петь не поёт,

    И летать не летает.

    За что же тогда

    Его птицей считают? (Страус)

    2.Чёрный жилет, красный берет,

    Нос - как топор, хвост - как упор. (Дятел)

    3.Пусть я птичка,

    У меня, друзья, привычка:

    Как начнутся холода -

    Прямо с севера сюда. (Снегирь)

    4.Гнездо своё он в поле вьёт,

    Где тянутся растения.

    Его и песни, и полёт

    Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

    5.Угадайте, что за птичка:

    Тёмненькая невеличка,

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

    6.Весь день рыбак в воде стоял,

    Мешок рыбёшкой набивал.

    Закончив лов, забрал улов,

    Поднялся ввысь - и был таков. (Пеликан)

    7.Стали братья на ходули,

    Ищут корму по пути.

    На бегу ли, на ходу ли -

    Им с ходулей не сойти. (Журавли)

    8.Мать-отца не знаю,

    Но часто называю.

    Детей знать не буду -

    Чужим их сбуду. (Кукушка)

    9.Что за весенняя чёрная птица

    Любит за плугом ходить и кормиться?

    Что за весенняя чёрная птица

    Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

    10.И спесив он, и хвастлив,

    Потому что хвост красив.

    Им любуется он сам

    И показывает нам. (Павлин)

    11.Скажи ты мне,

    Какой чудак

    И днём и ночью

    Носит фрак. (Пингвин)

    9 конкурс « Ты мне, я тебе»

    Участники команд должны по очереди называть птиц, названия которых начинаются на букву «с». Примерные ответы детей: сойка, сорока, синица, скворец, сорокопут, сизоворонок, сокол, сычик, страус, свиристель, секретарь и т.д.

    10 конкурс «Найди птиц»

    В приведенном ниже тексте, участники команд должны найти названия птиц.

    Девочка устраивала столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор, оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей.

    В этом тексте затаились 4 птицы. Найдите их.
    Ответ : ворона, сорока, щегол, сойка.
    Девочка устраивала столовые для птиц. Во д
    ворона вошла, убрала в углу му сорока залось тут удобное, вооб щегол ое место. Кормила здесь крупных птиц колба сойка шей.

    11 конкурс « Разгадай кроссворд»

    Разгадывание конкурса идёт на фоне песни А.Б.Пугачёвой «Птицы» и Евгения Мартынова «Лебединая верность» (как только звучат последние аккорды подводятся итоги, выигрывает та команда, которая даёт большее число правильных отгадок)

    1. Хищная дневная птица.

    2. Ночные хищники.

    3. Нелетающая птица-страус, обитающая в Америке.

    4. Крупные перелётные птицы, поселяющиеся возле пресных водоёмов, на болотах.

    5. Крупный дневной хищник. Питается исключительно падалью.

    6. Дневной мелкий хищник.

    7. Водоплавающая птица.

    8. Самые крупные, величественные водоплавающие. Герои русских народных сказок.

    9. Куры, обитающие в Австралии, Новой Гвинее.

    10. Пластинки, расположенные на широком клюве у представителей отряда Гусеобразные.

    11. Американский орёл.

    12. Трёхпалая, крупная птица из отряда Казуарообразные.

    13. Хищная птица. Отлавливает мышиных грызунов, ящериц.

    15. Кочующая Куринная птица.

    16. Одомашненная птица.

    19. Хищная птица, встречающаяся на территории России. Питается в основном сусликами, зайцами, мышевидными грызунами, пресмыкающимися, иногда падалью.

    12 конкурс «Конкурс капитанов»

    По методы игры «крокодил» каждый капитан показывает команде соперников загаданную птицу, которую он вытащил на листике. Выигрывает команда, которая отгадала как можно больше птиц.

    Ворона, орёл, ласточка, страус, дятел, лебедь, петух, пеликан, чайка, цапля.

    Подведение итогов викторины

    Награждение победителей грамотой, а всех участников печёными из теста жаворонками.

    Рефлексия

    Учитель: Что вы узнали из сегодняшнего конкурса?
    Много ли вы узнали о птицах? Понравился ли вам сегодняшний праздник?
    Примерные ответы детей:
    - Мы узнали много о том, как много разных птиц живет вокруг нас
    - Мы научились определять птиц и чем они питаются по строению их клюва
    - Было очень интересно и весело.

    Ведущий 7 класс: Сегодня, участники команд показали прекрасные знания о птицах. Они знают не только тех птиц, которые живут вокруг нас, но и птиц, которые живут далеко отсюда.

    Ведущий 8 класс: После конкурса, который прошел сегодня, мы все узнали много нового и интересного о птицах и их жизни.

    Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
    Описание материала : 1 апреля праздник «День птиц», поэтому данный материал может многим учителям пригодиться, а также сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания и для внеклассных мероприятий в любое время года. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
    Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.
    Задачи:
    расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
    дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
    прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
    расширять кругозор учащихся;
    развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
    воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
    Особенности формирования команд: количество команд зависит от количества детей (от 2 до 4 команд), в командах должно быть не более 10 человек (обязательно: мальчики и девочки разных возрастов); команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название по теме, рисует эмблемы.
    Условия игры.
    Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах.
    По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.
    Награждение на линейке победителей и участников.
    Вступление.
    - Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
    Когда ты идешь по тропинке лесной,
    Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
    Одно «почему» меж деревьями мчится,
    Летит по полям за неведомой птицей,
    Другое пчелою забралось в цветок,
    А третье – лягушкою скок в ручеек.
    Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
    Ответы искать под зеленым шатром.
    - А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
    Снится ночью пауку
    Чудо-юдо на суку:
    Длинный клюв и два крыла
    Прилетит – плохи дела.
    А кого паук боится?
    Угадали? Это … (птица) .
    - Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
    Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
    - Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)
    - Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
    «Синь-синь!» - посвистывает синица.
    «Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
    «Гра-гра!» - представляется грач.
    «Сквор-сквор!» - поют скворцы.
    - А сейчас узнаем как образовались названия других птиц.
    (Делают сообщения подготовленные учащиеся. Их рассказы сопровождаются иллюстрациями или презентацией.)
    1.Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.
    В чаще лесной у полянки
    Рада вечерней поре.
    Птичка лесная зарянка
    Песню запела заре.
    2.Сойка , или горихвостка . Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
    3.Зяблик . Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
    4.Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
    5.Свиристель . В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
    6.Удивительно происхождение слова «цапля» . Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!». Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц ] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
    7.Почему снегирю дано такое имя? Потому что мы видим снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.

    А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц .
    1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
    2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
    3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
    4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
    5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
    6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
    7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
    8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
    - А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!

    Станция 1. «Отыщите птиц»
    Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.
    - В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия.
    Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
    Восемь птиц.
    Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Ока залось тут удобное, вообще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, ка шей. Другая столовая – высоко, л учше для мелких птичек, а н ад ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, иначе четка я подкормка не получится, кормушку не достать.
    (Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)
    Станция 2. «Узнайте птиц»
    - А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
    На карточке:


    Когда проверяются ответы, учитель делает небольшие сообщения о птицах, по возможности сопровождая рассказ картинками или фотографиями птиц.
    Птица – рыболов (баклан).


    Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
    Птица – плотник (дятел).


    Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
    Лесная кошка (иволга).


    Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
    Птица – строитель (ласточка).


    Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
    Птица – акробат (поползень).


    Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
    Пернатый солист (соловей).


    Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
    Ночной хищник (сова).


    Совы глотают мышей целиком.
    Легкомысленная мамаша (кукушка).


    Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.

    Станция 3. «Птичьи разговоры».
    Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
    На карточке:


    (Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

    Станция 4. «Корм для птиц».
    - Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
    Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
    Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
    Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
    Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
    Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
    Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
    Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
    А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
    Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
    Помните!Для птиц соль - яд!

    Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи) . Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.

    Станция 5. «Кто Я?»
    Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает команда.

    Станция 6. «Покормите птиц» (Спортзал).
    Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.

    Станция 10. «Узнай птицу».
    - По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц отгадано, столько баллов и получают.
    1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. (Соловей.)
    2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
    3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
    4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)
    5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
    6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)
    7. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
    8. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
    9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
    10. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)
    11. Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут) .
    12. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель) .
    13. Известно, что самая большая из живущих на земле птиц - это африканский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту, весит около 135 килограммов. Понятно, что такая птица не может летать из-за своего роста и массы. Но ведь есть же и среди летающих самая большая птица. Внимание! Вопрос!
    Назовите одну из самых больших летающих птиц. (Альбатрос.)

    Конкурс 11. «Магический квадрат».
    На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.


    Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
    В квадрате «спряталась» ласточка.

    Конкурс 12. «Музыкальный».
    Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.

    У дороги … , у дороги … ,
    Он кричит, волнуется, чудак:
    "Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
    И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)

    Хоть и маленькая птичка,
    Я … , я … ,
    Ярки перышки на мне,
    На головке, на спине.
    Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
    Теньти-тень, теньти-тень,
    Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)

    Жили у бабуси
    Два весёлых … ,
    Один - серый, другой - белый,
    Два весёлых … . (Гуся. «Два веселых гуся».)

    … заслыша голосок
    Припомню я забытые свиданья
    Три жердочки, берёзовый мосток
    Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)
    … , … ,
    не тревожьте солдат,
    Пусть солдаты
    немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)

    А я хочу, а я хочу опять
    По крышам бегать, … гонять,
    Дразнить Наташку, дергать за косу,
    На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)

    Мне кажется порою, что солдаты
    С кровавых не пришедшие полей,
    Не в землю нашу полегли когда-то,
    А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)

    День искрится радостью,
    Вдаль меня манит,
    Надо мною радуга
    Весело звенит,
    У реки под ивою
    Слышу... ,
    Самая счастливая
    В это утро я!
    Самая счастливая
    В это утро я!
    Самая счастливая
    В это утро я! (Соловья. «Выглянуло солнышко»)

    Станция 13. «Загадочная».
    - Отгадайте загадки.
    Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.

    Всё стрекочет и вертится,
    Ей на месте не сидится,
    Длиннохвоста, белобока
    Вороватая …
    (Сорока)
    На песочке у реки,
    Словно снежные комки,
    Что за птица, угадай-ка!
    Догадаться просто-…
    (Чайка)
    Алый низ и чёрный хвост,
    Воробья побольше рост,
    Толстый клюв раздался вширь –
    До чего красив…
    (Снегирь)
    Хрипло птенчики кричат,
    Клювы их в гнезде торчат,
    Скрыла их густая крона,
    Проживает здесь …
    (Ворона)
    Ночью в рощах и лесах
    Уханье наводит страх,
    Страшен дикий крик и силен,
    Так кричит огромный…
    (Филин)
    Всех перелетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей.
    (Грач)
    Щиплет за пятки -
    Беги без оглядки.
    (Гусь)
    Не царь, а в короне,
    Не всадник, а со шпорами.
    (Петух)
    Явился в желтой шубке -
    Прощайте, две скорлупки!
    (Цыпленок)
    Озорной мальчишка
    В сером армячишке
    По двору шныряет,
    Крохи собирает.
    (Воробей)
    Слышен дальний грустный зов,
    Повторение двух слогов.
    Лес берёзовый, опушка,
    На сучке сидит …
    (Кукушка)
    Синих крылышек красу
    Разглядеть нельзя в лесу,
    По сучкам порхает бойко
    С резким хриплым криком…
    (Сойка)
    С ледоходом прилетает,
    Чёрным хвостиком мотает,
    Чёрный с белым хвостик узкий
    У изящной…
    (Трясогузки)
    На репье он очень ловко
    Треплет цепкие головки,
    Сыплет семечки на пол
    Птичка бойкая…
    (Щегол)
    Воздух режут без усилья,
    Как серпы кривые крылья.
    Промелькнёт – не разглядишь,
    Так летает только…
    (Стриж)
    Тает снег, летят грачи,
    Всем глаза слепят лучи,
    Что звенит, как будто склянка?
    Песенку поёт… (Овсянка)

    Станция 14. «Найди свою половинку».
    (Можно провести в спортзале.)
    Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.

    Станция 15. «Наука о птицах».
    - Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров, решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно решенный пример еще по одному баллу.
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    О Р Н И Т О Л О Г И Я

    Вместе с нами на планете живут не только животные, но и удивительные существа, способные летать, - птицы. К некоторым из них мы уже привыкли, а другие поражают красотой своего оперения или острым умом. Таких люди даже заводят в качестве домашних питомцев и получают верного и преданного друга. Какими бы ни были птицы, они – важная часть нашего мира.

    Многие люди обожают пернатых, наверняка и у вас есть любимая птичка. Расскажите о ней! Сделайте необычную поделку или картину либо сфотографируйте птицу (или даже несколько) – поведайте о птичьем мире всем вокруг.


    Работы оцениваются по номинациям: рисунок, поделка, фотография.

    Работы оценивает профессиональное жюри . Файл с работой необходимо загрузить до последнего дня приёма работ.

    Требования к работам

    • Участник конкурса выполняет работу самостоятельно.
    • Номинация: рисунок . Работа может быть выполнена любым доступным автору способом, как на бумаге (карандашами, красками и т.д.), так и при помощи графического редактора (Paint, PhotoShop и т. д.).
    • Номинация: поделка . Работа может быть изготовлена из самых различных материалов.
    • Номинация: фотография . Участник может выступать в качестве фотографа, автора идеи или фотомодели. К конкурсу не допускаются работы профессиональных фотографов (свадебные, постановочные фотосессии и т.п.). К публикации не допускаются работы, содержащие изображения людей в нижнем белье, в том числе в купальных костюмах.
    • К конкурсу допускаются работы только в электронном виде в формате JPEG (фотографии поделок или рисунков, сканкопии рисунков, фотографии).
    • Ширина и высота изображения от 800px до 2000px.
    • Размер файла не должен превышать 15 Мбайт.
    • Работа должна соответствовать тематике конкурса.

    Порядок подведения итогов

    • Участники, набравшие максимальное количество баллов (20 баллов ), занимают 1 место.
    • Участники, набравшие не менее 70% от максимального количества баллов (14 - 19 баллов ), занимают 2 место.
    • Участники, набравшие не менее 30% от максимального количества баллов (6 - 13 баллов ), занимают 3 место.

    Дипломы и сертификаты

    Дипломы и сертификаты в электронном виде доступны после подведения итогов в разделе мои дипломы .
    Все документы в электронном формате предоставляются бесплатно.



    Тема: Мир птиц

    Диплом участника получают все участники мероприятия. Документ высылается на электронную почту пользователя в течение 1 часа после загрузки работы.


    Диплом победителя получают участники, занявшие 1-3 призовые места.


    Сертификат куратора, подготовившего участника(ов) получает каждый педагог, учащиеся которого приняли участие в мероприятии. Документ высылается на электронную почту пользователя в течение 1 часа после загрузки работы.


    Сертификат куратора, подготовившего победителя(ей) получает педагог, учащиеся которого заняли 1-3 призовые места в мероприятии.


    Благодарность получает педагог, у которого не менее трёх учащихся заняли 1-3 призовые места в мероприятии.


    Благодарность образовательному учреждению выдается за подготовку десяти победителей в одном мероприятии.

    Итоги мероприятия

    Ознакомиться с оценками работ можно в своих заявках .
    Дипломы и сертификаты в электронном виде доступны в разделе

    Сценарий конкурсной программы для учащихся 1-4 классов ко Дню птиц.

    Воспитатель: От долгого зимнего сна пробуждается природа, постепенно прогревается воздух, звенит капель. Весна – это яркое солнце, первые цветы, светлые улыбки и горячая трудовая пора. Длинные, зимние ночи, холода и недостаточное количества корма заставляют большинство птиц улетать далеко от родных мест. Вдали от родины птицы не поют и не вьют гнезд, а когда наступает время, неудержимо стремятся на родину. Всюду слышны радостные голоса птиц.

    Воспитатель: Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. воронка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. А что еще может случиться, если исчезнут птицы? Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

    Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.

    Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

    Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

    Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

    Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

    Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

    Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

    Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

    Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля.

    А сейчас мы с вами проведём конкурсную программу.

    Ведущий: Викторина: «Знаете, ли вы птиц?»

    1. Какая птица является символом мира? (голубь)

    2. Благодаря каким птицам, согласно легенде, был спасен Рим? (гуси)

    3. У какой птицы самый длинный и красивый хвост? (павлин)

    4. Какие птицы являются символом верности в любви? (лебеди)

    5. Как зовут почтальона, который без адреса в дом письма доставит? (голубь)

    6. Эта африканская птица помогает буйволам и носорогам жить без мух и комаров? (цапля)

    7. Вразвалку идет, как моряк.

    Белый галстук, черный фрак.

    В Антарктиде среди льдин

    Проводит свои дни …… (пингвин)

    8. Как сажа черна, как сметана бела.

    Люблю всем в лесу рассказать, где была? (сорока)

    9. Трели, песни разливались

    Среди листьев и ветвей.

    Как прекрасно твое пенье

    10. Всех прилетных птиц черней,

    Чистит пашню от червей.

    Взад – вперед по пашне вскачь.

    А зовется птица …… (грач)

    Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

    Команды по очереди отгадывают загадки о птицах.

    Эта птичка никогда

    Для птенцов не вьет гнезда.

    Сядет где-то на суку

    И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

    Скачет птичка по дорожке,

    Собирает шустро крошки,

    А потом на ветку прыг

    И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

    Стрекотунья, белобока

    Наша сплетница... (сорока).

    Как лиса среди зверей,

    Эта птица всех хитрей.

    Прячется в зеленых кронах,

    А зовут ее... (ворона).

    Прилетают к нам зимой,

    Им не нужен летний зной.

    Грудка ярче, чем заря,

    У красавца ... (снегиря).

    Маленький певец лесной,

    Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

    1. Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Вороны, воробьи, сороки, совы.)

    2. Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, грачи.)

    3. Зачем журавлю длинные ноги?

    4. Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

    5. Какие птицы подкладываютсвои яйца в гнезда других птиц? (Кукушки.)

    Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

    По 3 представителя от каждой команды получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

    1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.

    2. Всякая птица своим клювом сыта.

    3. Увидел грача - весну встречай.

    Когда так говорят?

      Короче воробьиного носа? (Очень маленький)

      Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)

      Курица лапой. (Неразборчиво. Неряшливо.)

      Стрелянный воробей. (Опытный, бывалый человек.)

      Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам.)

      Вылететь из гнезда. (Покинуть родной дом.)

      Ворона в павлиньих перьях. (Человек, безуспешно старающийся казаться лучше, чем он есть.)

      Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других)

    Игра «Это – я, это – я, это все мои друзья!»

    Ведущий читает вопросы, участники, если считают. Что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это – я, это – я, это все мои друзья!» Если неправильно – молчат.

      Кто помог замерзающей птице?

      Кто взял птенчика домой?

      Наш гусак встает на зорьке,

    Он к реке сбегает с горки,

    Он гусиную зарядку

    Любит делать по порядку.

    Кто, как наш гусак, делает зарядку?

      Кто любит разорять птичьи гнезда?

      Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?

      Кто на уроке считает ворон?

      Кто птичкам помогает, правила не нарушает.

    Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

      Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?

    Ведущий. Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!

    Конкурс 6. «Портрет пернатого друга»

    Задача участника конкурса - рассказать о птице, чье изображение он нарисовал дома, и рассказать что-то интересное об этой птице.

    Пятый конкурс - викторина «Барометры природы»

    1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

    2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

    3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

    4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

    5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

    6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

    7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

    8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

    9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

    10. Вороны садятся на верхушки деревьев . (Перед морозом.)

    11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

    12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

    13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)

    14. Днём сова кричит. (К дождю.)

    А теперь поиграем в игры.

    1. Курица. Необходимо написать как «курица лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «солнце».

    2. Кто больше. Как игра в города, только вместо городов говорят названия птиц. Например: ястреб – беркут – тетерев и так далее.

    3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

    4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

    5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

    6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

    7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

    8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

    9. Аисты. Все участники игры чертят круги диаметром 1 м – гнезда - и становятся внутрь на одну ногу. Один участник - аист без гнезда - прыгает в любой из кругов и тогда оба игрока должны обежать прыжками на одной ноге с разных сторон все гнезда, стремясь раньше вернуться в пустой круг. В это время остальные игроки могут встать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, остается в нем, а второй игрок становится «аистом без гнезда».

    Подведение итогов

    Неделя биологии – сценарии праздников

    Предлагаем вам оригинальный сценарий праздника природы в школе - "День птиц". Викторина о птицах. Данный сценарий написан в форме увлекательной театрализованной викторины о жизни птиц для школьного праздника птиц. Вы можете использовать этот интересный сценарий школьного праздника птиц при проведение и организации школьных мероприятий.

    Сценарий праздника в школе: РУССКИХ ПТИЦ ВОЛШЕБНАЯ СТАЯ

    Викторина с элементами театрализации на школьный праздник птиц

    Внимание! авторский контент! запрещено к перепечатке!!!

    Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник – День птиц.

    Впервые День птиц у нас в стране был проведен в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли, лишь иногда в некоторых школах или на станциях юных натуралистов отмечали птичий праздник. Весной 1998 года детский журнал «Муравейник» предложил возродить День птиц. Теперь этот праздник отмечается 7 апреля.

    А начнем мы наш праздник с такого вопроса: какие птицы обитают в нашей местности?

    (ответы детей)

    Ведущий: Все птицы, которых вы назвали, очень интересны и приносят неоценимую пользу. Их надо оберегать, подкармливать зимой, вешать для них весною домики. Но важно не только правильно сделать птичий домик, но и правильно его повесить. Скворечники, например, вешают в садах, на опушке леса и на окраинах города на высоте не менее 4 метров на толстых деревьях без сучьев внизу, чтобы до них нельзя было добраться без лестницы. Чтобы главные городские враги птиц – кошки – не могли разорить гнездо, укрепляй домик так, чтобы кошка не могла влезть лапой в скворечник.

    Заботясь о птицах, не навреди деревьям. Ни в коем случае нельзя прибивать птичий дом гвоздями, а надо прикреплять проволокой или вешать за прикрепленную сзади планку.

    Какие бы птицы не поселились в ваших домиках, лес скажет вам спасибо.

    Но вот наступила весна. Хотя в марте, зачастую, в наших краях еще лежит снег, но день уже длинный и начинается прилет птиц. Самыми первыми прилетают к нам грачи. Недаром в народной пословице говорится: «Грачи прилетели – на крыльях весну принести».

    Первым делом, прилетев, птицы наводят порядок в своем доме. Ремонтируют старые гнезда или строят новые. А вы знаете, что гнезда бывают самые разные? Например, огромные, построенные из веток и сучьев, у аистов, и связанные из шерсти или волокон конопли, подвешенные к камышу чудо-домики синичек-ремезов. Зимородки и ласточки-береговушки, например, роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. А синички и поползни строят гнезда в дуплах деревьев. Многие птицы натаскивают в свое гнездо и шерстинки, чтобы сделать мягкий матрасик для будущих птенцов. Скворцы предпочитают теплые уютные квартирки без сквозняков. Они могут свить гнездо в подходящем дупле, но если в лесу или саду есть скворечник, то они с удовольствием поселятся в нем и будут защищать лес и сад от вредителей.

    Ведь комары да мухи не только людей донимают, но и всех лесных обитателей. Так одна-единственная ласточка за лето до миллиона этой кусачей мелкоты истребляет. Да и стриж, и даже маленькая мухоловка ей не уступает.

    А самая крошечная наша пичужка – королек – за год до 10 миллионов вредных насекомых съедает. Представляете, что осталось бы от леса, если бы не маленькие лесные пташки?

    А сейчас мы проверим ваши знания о птицах.

    У нас две команды. Команды, представьтесь, пожалуйста.

    (Команды представляются.)

    Первый конкурс «Разминка» (на знание имен птиц)

    (за каждый правильный ответ на вопрос команда получает жетон)

    * Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

    * Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

    * Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

    * Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

    * Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

    * Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

    * У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

    * Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

    * Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

    * У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

    * У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

    * Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

    * Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

    * Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

    Второй конкурс: Конкурс пословиц. (на знание пословиц о птицах)

    Ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

    * Ласточка день начинает … (соловей кончает)

    * Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

    * У каждой птицы … (своя песня)

    * Цыплят по осени … (считают)

    * Слово не воробей …(вылетит - не поймаешь)

    * Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

    * Старого воробья … (на мякине не проведешь)

    * Всякий кулик свое … (болото хвалит)

    * Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

    * Одна ласточка … (весны не делает)

    * … свинье не товарищ (гусь)

    Третий конкурс. "Сороки - тараторки" (конкурс на знание скороговорок)

    Ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

    * Дятел дуб долбил да не додолбил.

    * У перепела да перепелки пять перепелят.

    * Проворонила ворона вороненка.

    * Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

    * Три сороки – тараторки тараторили на горке.

    * Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

    Четвертый конкурс. "Загадки о птицах"

    Ведущий: Наш следующий конкурс – это загадки о птицах.

    (Ведущий говорит загадку, команды должны отгадать загадку. Та команда, которая первой дала отгадку, получает жетон.)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крохи собирает,

    В полях ночует,

    Коноплю ворует.

    (Воробей)

    Летом за пахарем ходит,

    а под зиму с криком уходит.

    Встали братья на ходули,

    Ищут корма по пути.

    На бегу ли, на ходу ли

    Им с ходулей не сойти.

    (Журавль)

    Не король, а в короне,

    Не гусар, а при шпорах,

    На часы не взглядывает,

    А время знает.

    Каждый год я к вам лечу,

    Зимовать у вас хочу.

    И еще красней зимой

    Ярко-красный галстук мой.

    (Снегирь)

    Спереди – шильце,

    Сзади – вильце,

    Сверху – синее суконце,

    Снизу – белое полотенце.

    (Ласточка)

    Днем спит, ночью летает,

    Прохожих пугает.

    Крылатый, горластый,

    Красные ласты.

    Вертится, стрекочет,

    Весь день хлопочет.

    По-над полем, над болотом,

    Начинаю рано петь.

    И люблю я вертолетом

    В синем воздухе висеть.

    (Жаворонок)

    На два, на три километра

    Поднимаюсь и кружу.

    С высоты огромной этой

    Даже мышь я разгляжу.

    Это старый наш знакомый:

    Он живет на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый,

    Он летает на охоту

    За лягушками к болоту.

    Пятый конкурс на знание фактов из жизни птиц.

    Ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать командам факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

    * В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

    * Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

    * Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

    * У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

    * Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

    * Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

    * Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

    * Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да)

    * У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

    * Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

    * Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

    * Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

    * На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

    * Клёсты выводят птенцов зимой. (Да)

    Шестой конкурс на знание чудесных волшебных птиц из былин и сказок.

    Ведущий: Молодцы, ребята! А кто может назвать чудесных, волшебных птиц, о которых говорится в сказках, былинах? (Царевна-Лебедь, Жар-птица, Финист-сокол и др.) А слышали вы когда- нибудь об Алконосте, Стратим-птице, Птице Гамаюн, Птице Сирин?

    Сегодня они сами вам представятся, а кое-что расскажу вам я. Начнем со Стратим-птицы. По-другому ее называют Ногай-птица или Страфил-птица. Сказания утверждают, что она – прародительница всех пернатых. Жила она якобы на море-океане, была так велика и сильна, что от ее крика поднималась буря, а от взмаха крыльев море выходило из берегов и сносило с земли целые города.

    стихи о Стратим-птице:

    От меня пошли все птицы,

    Я – всем русским птицам мать.

    Океан готов взъяриться,

    Лишь крылом начну махать.

    В кружева одеты волны,

    Раскачался океан,

    Ветры буйные довольны –

    Им по нраву ураган.

    Ведущий: Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол. Сказочные герои часто обращались в соколов, например, для того, чтобы мгновенно одолеть огромные расстояния или внезапно ударить по врагу, неожиданно появиться перед красной девицей и т.д.

    стихи о птице Сокол:

    Птица Сокол! Я в почете у народа.

    Не опасна мне любая непогода.

    Я, как молния, пространство одолею,

    В битве честной я врага не пожалею.

    От очей моих укрыться невозможно.

    И веду себя я очень осторожно.

    Всех героев величают не напрасно:

    Сокол храбрый, Сокол млад и Сокол ясный!

    Ведущий: Одним из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. Имя Финист созвучно имени неумирающего Феникса. Есть у древних греков предание о птице Феникс. Состарившись, она взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама сгорает, чтобы тут же возродиться вновь.

    В этой легенде есть нечто общее со славянским преданием о Жар-птице, воплощении бога Солнца и бога Грозы. Сияние ее оперенья слепит глаза, ее перо может принести владельцу великое счастье. Живет она в тридесятом царстве в райском саду, где стоит терем Царь-девицы. В том же саду растут и молодильные яблоки, дающие человеку вечную молодость.

    стихи о Жар-птице:

    Жар-птица – это пламя и огонь!

    Ослепнуть можно от ее сиянья.

    Ах, сколько было схваток и погонь,

    Как говорят старинные сказанья,

    Чтоб завладеть хотя б ее пером!

    Один герой случайно догадался

    И угостил ее хмельным зерном –

    И он домой с Жар-птицей возвращался.

    Днем, в клетке сидя, птица-Жар поет –

    Из клюва жемчуг скатный рассыпает.

    А ночью, вольный совершив полет,

    Сад райский опереньем освещает.

    Ведущий: Пришла пора познакомить вас с птицей, о которой вы, скорее всего, раньше не слышали. Это Алконост: наполовину женщина, наполовину птица. Яйца она, по преданию, несет на краю моря и не высиживает их, а погружает в морскую глубину, и тогда семь дней стоит безветренная, спокойная погода.

    стихи о птице Алконост:

    Я – райская птица,

    Зовусь Алконостом,

    Со мною сравниться

    Вам, птички, не просто:

    В двойном я обличье –

    Девичьем и птичьем –

    Лицом я девица,

    А тело – от птицы.

    Ведущий: Если Алконост – птица добрая, светлая, то, очень похожая на нее птица Сирин, является посланницей злой силы. В преданиях рассказывается о ее несравненной красоте и губительной власти ее голоса. Слушая птицу Сирин, человек забывал обо всем на свете и умирал, ощущая полное блаженство.