Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Формы правления и типы административно территориального устройства. Формы правления и территориального устройства

    Формы правления и типы административно территориального устройства. Формы правления и территориального устройства

    Формы государства – способы организации государственной власти. Форма государства включает в себя: форму правления, территориальное устройство и политический режим.

    Форма правления – способ организации высшей власти, структура высших органов в государстве и разделение властей между ними. Формы правления:

    монархия (от греч. единовластие) – форма правления, при которой власть находится у одного лица (монарха) и наследуется по закону о престолонаследии. Различают четыре вида монархии: абсолютная (ничем не ограниченная власть монарха); конституционная (власть, ограниченная конституцией); дуалистическая (законодательная власть делится между монархом и парламентом); парламентская (власть монарха минимальна, законы издает парламент, исполняет их правительство). Примеры: абсолютная монархия существует в Омане. Саудовской Аравии; дуалистическая – в Иордании и Кувейте; парламентская – в Англии, Японии, Испании;

    Отсутствие странового проекта привело к тому, что инерция и рыночные тенденции устанавливают свои правила, углубляют территориальные асимметрии и подчеркивают различия между городом и деревней и богатые и выигрышные регионы по сравнению с бедными и проигравшими регионами.

    В целом, модернизация, осуществляемая неолиберализмом, не принесла больших плодов: ни государство не было сокращено, ни децентрализовано и не осуществлялось модернизация и частичная приватизация. Центральное государство было ослаблено, функции, благоприятные для модели, были модернизированы, оставив учреждения, связанные с распределением богатства, справедливости и развития. Результатом является институциональный архипелаг, своего рода креольский францискан.

    республика (от лат. власть народа) – форма правления, при которой государственная власть находится в руках народа и передается выборным путем. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная. Президентская – власть находится в руках президента, как, например, в США. Италии, Германии. В парламентской республике во главе государства находится президент (или канцлер), который делит власть с правительством, как, например, во Франции и России. При смешанной форме правления совмещаются признаки президентской и парламентской республик.

    Быстро мы рассмотрим основное содержание предлагаемой Конституции в области территориальной организации. Серьезность политического и институционального кризиса, который пережил Эквадор за последнее десятилетие, часто игнорируется, поэтому Учредительное собрание является ключевой возможностью разрешить этот кризис с точки зрения подхода и дизайна, который решает проблемные узлы территориальной организации. Как отмечалось ранее, этот кризис был выражен в слабости государства, разрыве промежуточного правительства, отсутствии признания культурного и этнического разнообразия страны и т.д.

    Территориальное устройство – внутренняя структура государства, его деление на части, а также взаимоотношения между государством и его частями. Выделяют три формы территориального устройства:

    унитарное государство – простое объединение с централизованной территорией и единым центром управления. Пример: Германия, Франция, Чехия;

    Крайне важно также возродить демократию путем развития различных форм участия граждан и общества и подтвердить процессы территориальной интеграции, преодолевающие разрыв в промежуточном пространстве. Для этого необходимо было укрепить государственный приход, сформулировав национальную систему планирования совместно с субнациональными образованиями. Ключевые моменты предлагаемого конституционного текста позволяют нам определить первый баланс: государство начинает играть ведущую роль в институциональном проектировании, ему назначаются важные исключительные компетенции и ведущая роль руководящего органа с точки зрения таких важных действий, как: планирование, перераспределение богатства, забота об окружающей среде, международные отношения и развитие.

    федерация – союз государств (субъектов федерации). Субъекты федерации самостоятельны, но подотчетны центру. Примером такого объединения является Российская Федерация. Виды федераций: национальная, территориальная, смешанная. Национальная – каждая нация выделяется в отдельный субъект федерации. Территориальная – деление на особые территории. Смешанная – на территории республик и краев может проживать несколько наций и народностей;

    Разумеется, в момент перемен, в контексте глобализации, присвоение руководящей роли государству появляется для Альянсы Пайса и для множества социальных субъектов как единственного решения для продвижения модели устойчивого и справедливого развития, которое в проекте конституции будет очерчивается под именем Сумак Косай.

    Вакуум промежуточного правительства хочет быть охваченным предложением регионов, что теоретически было бы решением проблемы территориального неравенства. Текст Конституции Монтекристи является компромиссным решением, как упоминалось выше, поскольку, хотя он признает добровольный характер провинций, в то же время он устанавливает предельные сроки его формирования. Правительство вдало в ситуацию, не навязывая свое предложение и не строя его в этом процессе, потому что правда в том, что он столкнулся с сопротивлением местных действующих лиц внутри и за пределами Альянсы Паис.

    конфедерация – постоянный союз свободных государств, созданный для достижения общих целей (внешней политики, торговли). Государства-участники имеют собственную территорию, население, внутреннюю политику, законы.

    Политический режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

    Типы политического режима: демократический – права граждан являются наивысшей ценностью, существует выборность власти, свобода слова и рыночная экономика; антидемократический – права и свободы не являются высшей ценностью, власть не выборная, нет свободы слова, командно-административная экономика.

    Основная проблема заключается в том, что предложение о региональном формировании не основывалось и не обсуждалось в стране, поэтому изменение этой величины не могло быть импровизировано в течение нескольких месяцев дебатов. Какие регионы мы хотим? Как сформулировать эндогенные процессы из местностей? Как решить серьезный дисбаланс городов и сельских районов? Какая модель развития-эколог, экстравист, будет способствовать сбалансированному развитию? По крайней мере, компромиссное решение, предупрежденное, открывает период, в котором можно демократически вести диалог по этим и другим вопросам о регионе.

    Полнотекстовый поиск:

    Где искать:

    везде
    только в названии
    только в тексте

    Выводить:

    описание
    слова в тексте
    только заголовок

    Главная > Реферат >Государство и право


    Московский Государственный открытый университет

    Однако существует вероятность того, что эта ставка будет иметь трудности в будущем, когда правительство Рафаэля Корреа имеет меньше политического капитала, чем сегодня, для увеличения своего предложения. Между тем страна поддерживает вакуум промежуточного правительства, поскольку он еще более ослабляет слабые провинциальные советы при укреплении центрального государства, которое исторически является одним из ответственных за регионы и провинции, остается убогим и зависит от центрального правительства, без консолидации истинной автономии.

    Реферат на тему:

    Формы правления и территориального устройства

    Выполнил:

    Студентка 3 курса факультета ЭУ в ДО и МеТ.

    Специальность: 080507

    Шифр: 2408220

    Ивлева О. В.

    Москва 2011г.

    Формы правления и государственного устройства в России.

    Столкнувшись с этим, Учредительное собрание предлагает в своем конституционном тексте различные решения, такие как планирование, как сетка, позволяющая цели развития, совместные сообщества или кантональные и провинциальные интеграционные стимулы. Также формирование национальной системы компетенций, которая движется в перспективе координации и артикуляции между уровнями правительства. В равной степени изменения в системе представительства помогут сформировать провинциальные законодательные органы с большим присутствием секторов, которые будут отстранены от должности.

    1. Формы правления и территориального устройства

    Государства традиционно классифицируются по двум критериям - формам правления и формам территориального устройства.

    Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

    Нам нужно будет увидеть, что происходит с муниципальным и местным представительством в провинциальных законодательных органах. Что касается территориальных прав, то Конституция признает многонациональность в рамках коллективных прав коренных народов и устанавливает конкретную цифру и порядок формирования правительств коренных народов. Это, что может быть уместно для народов, проживающих в Сьерра или в районах с высокой плотностью коренных народов, также обязывает правительства коренных народов адаптироваться к границам официальной территориальной демаркации, что неприемлемо для амазонских народов, проживающих в Амазонии. территорий, которые переполняют политическое разделение государства.

    Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

    Монархии бывают двух видов - абсолютные и ограниченные, конституционные.

    Существует определенная двусмысленность и отсутствие точности в предлагаемом конституционном тексте, который оставляет вопросы открытыми для интерпретации, что может привести к конфликтам. Это происходит с так называемыми «исключительными» компетенциями, но которые перекрываются на разных уровнях управления. Существует также недостаток точности в вопросе децентрализации, проблема, которая мало затронута в тексте и является ключом к территориальной организации. С другой стороны, хотя это относится и к «децентрализованному автономному режиму», определение автономий, вызвавшее столько дебатов в стране, недостаточно ясно.

    Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились в некоторых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

    В целом, предлагаемая Конституция продвигает в характеристике и роли государства, в признании этнических территориальных прав, в размещении столичных округов, в участии граждан, в системе компетенций, поиске новых альтернатив для представительства и открывая альтернативы территориальной интеграции. Он порождает пятый уровень правительства, который делает институционализацию более сложной в маленькой стране, такой как Эквадор, и привержен слабо обсужденному и согласованному региональному проекту.

    Наконец, конституционный проект выходит на будущий законодательный процесс и вопросы институциональной реформы, которые должны быть решены в конституционных рамках. Форма и роль государства: Ассамблея постановила сохранить унитарный характер государства, включив многонациональность. Автономность: предлагаемая Конституция использует гибкую концепцию «политической, административной и финансовой автономии», в которой региональные правительства могут издавать правила в своей юрисдикции и территориальных сферах в соответствии с законом, который должен быть одобрен национальным законодательным органом. Все децентрализованные автономные правительства осуществляют исполнительные полномочия. Правительства коренных народов за свои коллективные права могут сохранять свое обычное право. Территориальные образования: предлагаемая Конституция определяет 5 территориальных образований: сельских приходских советов, муниципальных советов, столичных советов, провинциальных советов и региональных советов. Он также создает специальные режимы - по соображениям охраны окружающей среды, этнической, культурной или демографической природы - где интегрированы Галапагосские, коренные и равнинные территориальные циркады и столичные автономные округа. Следует отметить, что Провинциальные советы ослаблены, а муниципалитеты и приходские советы, которые предполагают, помимо участия и социального контроля, усиливают роль исполнителей. Регион: предлагаемая Конституция выбирает регион как промежуточное правительство с более высоким уровнем полномочий и компетенций, чем провинция, губернаторы которой образуют кабинет территориальных консультаций во главе с Президентом Республики. Регион будет сформирован по инициативе соседних провинций через устав, который должен пройти через одобрение Национального собрания, Конституционного суда и всенародного опроса. Это лицо имеет законодательные и исполнительные полномочия в отношении территориального порядка, экономического развития, водоразделов или дорог. Между тем, провинциальное правительство подвергается «медленной смерти», поскольку оно имеет меньшие функции, а его законодательная власть контролируется низшими правительствами, причем делегаты из муниципалитетов и приходов. Еще одно новшество в том, что города с большим населением могут быть сконфигурированы как автономные столичные районы, следуя той же процедуре, что и регионы, то есть до утверждения устава. Система представительства: предлагаемая Конституция вводит новый состав местных законодательных органов на региональном, провинциальном и муниципальном уровнях. В регионе консультанты будут в сельских пропорциональных пропорциях; В случае провинций советники будут делегатами муниципалитетов и приходов, что превращает их в органы управления, как указано, под контролем нижестоящих правительств. В кантонах также будут избираться представители пропорционально городским и сельским. Автономия коренных народов: предлагаемая Конституция признает в качестве особого режима Территориальные территории коренных народов, чьи полномочия основаны на коллективных правах. Прогресс достигается в определении исключительных компетенций, но многие из них повторяются на разных уровнях управления. Совпадающие компетенции не определены, но предполагается, что органический закон будет регулировать эту систему. Налогово-бюджетная: в целом прежняя схема поддерживается, но подтверждается важность межрегиональной солидарности и расширяется ответственность субнациональных правительств, особенно в вопросах управления и планирования. Сохраняется 15% и выгоды для правительств, в которых используются невозобновляемые ресурсы. Процесс: установлен календарь законов, в котором установлены сроки утверждения. Законы, такие как компетенции, социальный контроль и участие граждан, будут иметь ключевое значение для введения в действие конституционных рамок. Начало этого процесса, в случае победы на референдуме, будет с Законодательной комиссией, сформированной некоторыми членами собрания. Точно так же муниципалитеты и провинциальные советы могут диктовать таинства. . Хотя он был основан в Иордании, группа развивалась в Ираке, в сопротивлении вторжению в США и союзников.

    Большинство монархий - ограниченные, конституционные (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами.

    Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются.

    Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер является фактическим главой государства.

    Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство.

    Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

    Наиболее распространенная в современном мире форма правления - республики. Источником власти в них является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

    В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

    Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издает законы, утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства, осуществляет контроль над правительством и может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов, представляет собственные варианты правительственных решений и всего политического курса.

    Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

    Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место независимо от характера избрания - парламентом, собранием выборщиков или непосредственно народом. Его роль обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от роли главы государства в конституционных монархиях.

    Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

    В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

    Для завоевания президентского мандата, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять и депутаты от другой партии.

    В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент - досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

    Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

    Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке, в среднеазиатских республиках бывшего СССР) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов. Кое-где, например в Заире, Малави, президенты были объявлены пожизненными главами государств.

    Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

    В качестве примера полупрезидентской республики наиболее характерна Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, но президент вправе распустить парламент при обязательном условии объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующем, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения, в период действия которого, однако, утрачивает право на роспуск парламента.

    Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад политических сил в нем, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также путем вынесения ему вотума недоверия.

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства.

    Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства.

    Президент представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства.
    Президент имеет (или не имеет) право распускать парламент и назначать досрочные выборы.

    Президент имеет ограниченное (или неограниченное) право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы. Президент имеет право распускать парламент и назначать внеочередные выборы главным образом в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству.
    Президент имеет ограниченное (или неограниченное) право вводить чрезвычайное положение в стране. Президент не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране.
    Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства. Президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства.

    Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства.
    Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом Президент не имеет права вето на законы, принятые парламентом
    Президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством

    Президент по должности является верховным главнокомандующим вооруженными силами

    Президент формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства
    Президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом Президент не является главой правящей партии и формально не связан с ней Президент в своей деятельности не зависит от партий

    По национально-территориальному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.

    Унитарное государство отличают единая конституция, признаваемая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц. В ряде унитарных государств (Великобритания, Испания) некоторые регионы пользуются административной автономией, рамки которой определяет центральная власть. Как правило, в их ведение передают прежде всего вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

    С точки зрения внутреннего устройства все унитарные государства условно можно разделить на три группы.

    Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных. В нее входят в основном малые страны - Греция, Ирландия, Исландия, Люксембург, Португалия.

    Вторую группу составляют децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции, департаменты) обладают широкой автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние. К этой группе государств относятся такие крупные страны, как Италия, Испания, Франция.

    Третья группа государств, промежуточная между первой и второй,- полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налогообложение, финансирование, лицензирование предприятий, социальное обеспечение и др.) они целиком зависят от центральных властей. В эту группу входят Великобритания, Нидерланды, скандинавские страны.

    Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти.

    Федеративный принцип призван обеспечить равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и иных интересов.

    Критериями федерализма являются:

    единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию;

    исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики;

    отсутствие у субъектов федерации права на выход из нее;

    отсутствие у центрального правительства права на изменение границ государств - членов федерации;

    возможность изменения Конституции государства только с согласия членов федерации;

    возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной;

    наличие двухпалатного парламента с равным представительством государств-членов по крайней мере в верхней палате;

    двойная система законодательных и исполнительных органов, судебная, правовая, гражданства, разделение власти и полномочий федерации и государств-членов.

    К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Штаты в Америке, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде имеют право принимать собственные конституции и законы, вводить свое гражданство, обладают значительной самостоятельностью в решении внутренних проблем.

    Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия, Чехословакия).

    Хотя Россия согласно Конституции является федерацией, в ее политической практике имеются элементы унитаризма и конфедерализма. Наследие унитаризма проявляется прежде всего в бюджетных делах и в психологии политиков центра. Элементы конфедерализма состоят в том, что власти субъектов Федерации нередко выходят за рамки своей компетенции, нарушают Конституцию и федеральное законодательство.

    Из конституции двадцати одной республики девятнадцать содержали положения, прямо противоречащие Конституции РФ. Основные законы Татарстана, Башкортостана, Якутии (Саха), Тувы, Ингушетии устанавливали конфедеративный тип связей между республиками и центром. Так, в конституции Республики Татарстан констатировалось, что она - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией на основе договора о взаимном делегировании полномочий.

    Конституции Якутии, Башкортостана, Тувы, Коми в одностороннем порядке устанавливали право приостановления действия законов РФ, если последние противоречат конституциям этих республик. Восемь республик относили к своей компетенции порядок введения чрезвычайного положения на своей территории, а Тува даже самостоятельно принимала решения по вопросам войны и мира. Конституции ряда республик (Коми, Башкортостана, Якутии) предусматривали возможность самостоятельного проведения внешней политики, заключения международных договоров и соглашений.

    Наконец, конституции Ингушетии, Якутии и Тувы объявляли природные ресурсы, находящиеся на их территории, своей собственностью.

    Федеральный центр пытается отрегулировать свои отношения с субъектами Федерации с помощью сомнительной практики подписания специальных договоров и соглашений между центром и регионами. Эти документы носят конъюнктурный характер, зависящий от политических ситуаций и личностных факторов. Они разноплановы по содержанию и усиливают асимметричность федеративных отношений.

    Кроме федераций существуют и иные объединения государств.

    Во-первых, это конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Швейцарии (1815-1848), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и либо развивается в федерацию, как в случае США и Швейцарии, либо распадается, как это произошло, например, с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии (1982-1989).

    Во-вторых, существуют объединения государств вокруг бывших метрополий. Это прежде всего Британское Содружество наций и Франкония (бывшие колонии Франции), основывающиеся на общности языка, элементов культуры и наличии наднационального аппарата. Преимущественная сфера сотрудничества государств, входящих в эти объединения,- культура.

    В-третьих, объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации,- Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

    2. Конституционные основы российского федерализма

    Федерализм как понятие отражает и способ государственного устройства, и систему правления, и форму межнациональных отношений. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз. Это - система правления союза государственных образований, в которой власть осуществляется одновременно центральным правительством и региональными правящими органами на основе распределения функций и полномочий между ними, закрепленного конституцией (договором).

    При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией центральных органов федерации, другая - региональных государственных органов (субъектов федерации), третья - совместной компетенцией центра и субъектов федерации. Баланс прав и обязанностей центральных и региональных органов правления контролирует независимый суд, а также парламент, одна из палат которого формируется из представителей регионов (штатов, земель, кантонов, провинций, областей и т.п.).

    Таким образом, федерализм предполагает демократическую децентрализацию, т.е. автономность, самостоятельность территориальных государственных образований, имеющих собственные конституции (уставы), законодательные, исполнительные и судебные органы. Федеральная система государственного правления способствует широкому развитию местного самоуправления.

    Децентрализация осуществляется в трех основных формах: деконцентрация, делегирование и передача власти. Деконцентрация - это административная договоренность, согласно которой функции центрального правительства передаются региональным представительствам федеральных органов власти. Делегирование - это агентское соглашение, по которому функции передаются к организациям, действующим вне центральных правящих структур с определенной степенью административной и финансовой самостоятельности. Передача власти означает перевод полномочий от центра к субъектам федерации, т.е. автономным, демократически избираемым единицам регионального правления, таким как край, область, округ, город и т.д.

    Благодаря децентрализации субъекты федеративного государства самостоятельно реализуют власть в регионе. Однако они обладают лишь ограниченным суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из союзного государства. Центральное правительство может вмешаться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков и др.

    Родоначальником теории федерализма считается И. Альтузиус (1562-1638). Большой вклад в становление этой теории внесли основоположники американского федерализма А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Мэдисон. В последующем теория федерализма развивалась не только на американском, но и на европейском континенте (Р. Арон, М. Устер, Ж. Обер и др.).

    Обобщив различные взгляды, канадский ученый Э. Блак выделил пять его концепций: 1) централистскую, исходящую из того, что вся политика в отдельных частях федерации проводится в соответствии с решениями центрального правительства; 2) административную, предполагающую сотрудничество исполнительных органов власти, несмотря на антагонистический характер суверенных прав, закрепленных за федерацией и ее членами; 3) координационную, характеризующую сотрудничество и соперничество двух правительственных систем из-за наличия между ними налоговой и финансовой зависимости; 4) договорную, рассматривающую федерацию в форме объединения государств, которые передали некоторые права новообразованному центральному правительству на основе договора; 5) дуалистическую, требующую от федерации обеспечения благосостояния каждого культурно-этнического элемента.

    Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993г. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.

    Российскую Федерацию образуют 89 субъектов трех типов: национально-государственные (21 республика), имеющие свои конституции и законодательства; административно-территориальные (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения); национально-территориальные (1 автономная область, 10 автономных округов), имеющие свои уставы и законодательства.

    Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).

    Регламентация прочих вопросов составляет область исключительного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации.

    В Конституции заложен принцип сохранения целостности государства, который, однако, может сочетаться с правом наций на самоопределение в Российской Федерации. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение целостного государства. Наряду с национальным, правовым и экономическим регулированием отношений между субъектами и центром в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему государственной исполнительной власти в стране.

    Таким образом, конституционные основы российского федерализма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.

    Специфика российского федерализма определяется также социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. Для российского федерализма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным составом населения страны, в которой проживает 176 этносов различной численности. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

    Под воздействием процесса суверенизации регионов авторы Конституции России заложили в ней два классических положения: запрет на односторонний выход субъекта Федерации из союзного государства и запрет на одностороннее изменение статуса субъекта Федерации. Вместе с тем структура федерализма в России мягче, эластичнее по сравнению с другими странами. Это увеличило степень самостоятельности субъектов Федерации, позволило им, в частности, создавать по собственному усмотрению правящие органы.

    Уровень самостоятельности субъектов Российской Федерации фактически определяется не их конституционным статусом, а кругом полномочий и предметов ведения. Посредством механизма распределения полномочий устанавливается степень и форма децентрализации, учитывающие специфику того или иного региона. Отсюда отличительная особенность российского федерализма - взаимное делегирование полномочий. Смысл его состоит в том, что субъект Федерации передает свои полномочия центру и наоборот. Благодаря этому Федерация создается как бы снизу на основе договорных отношений. Поэтому российскую модель федерализма можно назвать конституционно-договорной.

    Изменения в федеративном устройстве России.

    Федеративная форма государственного устройства впервые в истории России была официально закреплена «Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой в январе 1918г. Основные положения этого документа затем вошли в Конституцию РСФСР (июль 1918 г.).

    Длительное время Россия находилась в составе иного государства - СССР (1922-1991). Это была многослойная федеративная система, элементами которой являлись союзные и автономные республики. При формальном равенстве они по многим показателям своего фактического статуса были неравноправными.

    Политика центра по отношению к своим регионам, как правило, строилась лишь на принципах жесткой административной подчиненности, силового налогового прессинга, остаточного формирования местного бюджета и урезанного финансирования ряда государственных программ отраслевого развития. В конце концов такая политика потерпела крах.

    После распада Советского Союза Россия оказалась в ситуации, угрожающей ее целостности. В этих условиях обострился вопрос о необходимости заключения нового Федеративного договора, который был подписан в 1992 г. Радикально не изменив своего национально-государственного устройства, Россия тем не менее пошла по пути постепенного, основанного на добровольности и всеобщем согласии совершенствования федеративных отношений.

    В русле этого процесса Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская автономные области получили статус республик. Ряд других национальных образований, краев и областей по существу также повысили свой статус. Практически они стали административно-государственными образованьями, получив право на собственную региональную политику.

    Такого рода перемены получили закрепление и дальнейшее развитие в новой Конституции Российской Федерации (1993). Современное федеративное устройство страны представляет собой разграничение государственной власти по вертикали, установление системы сдержек и противовесов в отношениях федеральных государственных органов, с одной стороны, и государственных органов субъектов Федерации - с другой.

    Преобразован федеральный центр. В отличие от РСФСР во главе государства находится Президент, обладающий большими полномочиями. Представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации. Правосудие осуществляется Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами.

    Существенные изменения претерпела и система региональных органов государственной власти. Они создаются каждым субъектом Федерации самостоятельно на основе таких конституционных принципов, как народовластие; разделение власти; республиканская форма правления; правовой, социальный, светский характер государственности и др. В отличие от РСФСР, где все представительные и исполнительные органы власти именовались однотипно, субъекты Российской Федерации получили возможность учитывать свою традиционную специфику в наименовании правящих структур.

    По Конституции российский федерализм доводится до местных сообществ. Самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это открывает возможность решения многих этнических проблем, эффективной защиты прав и свобод людей различных национальностей.

    Таким образом, Конституция заложила предпосылки для демократического развития России, поскольку она открывает дополнительные уровни политического соучастия граждан, этнических сообществ, различных партий и движений

    Список литературы

    Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996.

    Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический журнал. 1997. № 1. Федерализм: Энциклопедический словарь. М., 1997.

    Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство программа действий на 1996-2000 годы. М., 1996.

    Конституция Российской Федерации. М., 1993.

    Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.:Юрид. лит., 1994. - 624с.

    Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. - Гардарики, 1999. - 472с.

    Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях Российской Федерации). М., 1998.

    1. Формы государства (22)

      Реферат >> Политология

      ... форма правления , второй – как форма государственно-территориального устройства , третий – как форма государственного (политического) режима. Следовательно, под формой ... элементов: формы правления , государственного (территориального ) устройства и...

    2. Формы правления в современных государствах

      Дипломная работа >> Государство и право

      Этих положений и норм о форме правления и территориально -государственном устройстве создать термины, дающие обобщенное... сторонах организации госу­дарственной власти (форме правления , государственно-территори­альной организации и государственном режиме) ...

    3. Форма правления (2)

      Реферат >> Государство и право

      Населением страны. Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, ... формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом. На первый взгляд между формой правления , формой государственного устройства ...