Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Ассертивное поведение (тренинг профессиональной уверенности). Ролевая игра «Негативные чувства». Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение

    Ассертивное поведение (тренинг профессиональной уверенности). Ролевая игра «Негативные чувства». Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение

    Т. а. разработан Эндрю Солтером и популяризован Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом. ТА чаще всего составляет один из аспектов более широкой терапевтической программы. Его цели включают: а) повышение осознанности личных прав; б) различение неассертивности, ассертивности и агрессивности; в) обучение вербальным и невербальным умениям. Последняя категория включает умения говорить «нет», обращаться с просьбами и выдвигать требования, выражать положительные и отрицательные чувства, начинать, поддерживать и заканчивать разговор.

    Т. а., в том виде как он обычно практикуется, требует определения специфических ситуаций, в к-рых клиент обычно ведет себя дезадаптивно - т. е., неассертивно или агрессивно. Практически нет доказательств, подтверждающих существование генерализованной черты ассертивности. Для оценки реакции клиента на различные ситуации имеется целый ряд опросников в форме самоотчета: Инвентарь отстаиваемых прав (Assertion Inventory), Инвентарь утверждений о собственной ассертивности (Assertiveness Self-Statement Inventory), Опросник самовыражения для студентов колледжа (College Self-Expression Inventory), Вопросник разрешения конфликтов (Conflict Resolution Inventory), Реестр ассертивности Ратуса (Rathus Assertiveness Schedule) и Опросник ассертивности Вольпе-Лазаруса (Wolpe-Lazarus Assertion Inventory). Хотя для оценки реального поведения желательно понаблюдать за клиентом в трудной для него жизненной ситуации, типичной является оценка поведения в искусственной (моделируемой с помощью аудио- или видеоаппаратуры) ситуации, имеющей сходство с реальной, или в игровой ситуации непродуктивного взаимодействия.

    Если оценка свидетельствует о постоянной неассертивности или агрессивности клиента, ему предлагается альтернативная терапия более общего характера. Однако, если обнаруживаются конкретные ситуации, в которых клиент мог бы действовать с возрастающей ассертивностью, ему рекомендуют пройти Т. а.

    Нет какой-то общепринятой программы под названием Т. а. Ход терапии определяется личными предпочтениями терапевта. И все же, в большинстве случаев для повышения ассертивности используются следующие пять процедур. Первая - приобретение навыков реагирования - повышает ассертивность благодаря моделированию (как открытому, так и скрытому) поведения и инструктированию клиента. В фокусе оказываются как вербальные, так и невербальные компоненты ассертивности. Вторая - воспроизведение реакций - состоит в отработке новых реакций в ролевой игре, репетиции поведения или специальных упражнениях. Третья - совершенствование реакций - заключается в придании новому поведению непринужденности и устойчивости с помощью адекватной обратной связи, критических комментариев и указаний терапевта. Четвертая - когнитивное реструктурирование - включает критический анализ иррациональных представлений, препятствующих ассертивности, и приобретение знаний, усиливающих ассертивность. Пятая и последняя процедура - генерализация обучения - предполагает опробование нового поведения in vivo и поощряет распространение его на новые ситуации. Эти процедуры, часто реализуемые в группах, продолжаются до тех пор, пока клиент не продемонстрирует надлежащую ассертивность.

    См. также Консультирование, Феминистская терапия, Психотерапия

    • - Этот метод обучения людей снижению стресса и контролю над функциями организма был разработан в Германии на рубеже XIX-XX вв. невропатологом Оскаром Фогтом, заметившим, что мн. пациенты способны вызывать у себя...

      Психологическая энциклопедия

    • - До 40-х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической психологии в США не проводилась...

      Психологическая энциклопедия

    • - К. к. у. п. считают формальными попытками, нацеленными на подготовку людей к жизни и труду в условиях культуры, отличающейся от их собственной...

      Психологическая энциклопедия

    • - Цели Н. л. т., основанной на работах К. Левина и др., первонач. заключались в повышении качества соц. партнерства и оценке новых методов изменения поведения в условиях различных групп...

      Психологическая энциклопедия

    • - О. п. принимало различные формы в зависимости от номенклатуры специальностей, складывающейся в рамках психологии с течением времени...

      Психологическая энциклопедия

    • - В век сильных стрессов и тревожных реакций, возможно, трудно счесть релаксацию естественным состоянием организма...

      Психологическая энциклопедия

    • - П. выражается во влиянии некоторого аспекта предыдущего опыта на последующую деятельность...

      Психологическая энциклопедия

    • - Первым человеком, внесенным в списки лиц, получивших в США ученую степень по психологии, был Джозеф Ястроу. Он получил докторскую степень в 1886 году в Ун-те Джонса Хопкинса, где работал под руководством Холла...

      Психологическая энциклопедия

    • - Практика приучения детей к горшку служит причиной множества тревог и огорчений родителей и вызывает многочисленные дискуссии среди специалистов...

      Психологическая энциклопедия

    • - Терапевты, стоящие на различных теорет. позициях, издавна сходятся в том, что клиенты с самыми разнообразными нервно-психическими расстройствами страдают дефицитарностью межличностных или коммуникативных умений...

      Психологическая энциклопедия

    • - Существуют две основные темы Т. м. о.: а) самовосприятие, в особенности восприятие своего воздействия, производимого на др. членов группы, б) групповая динамика, включающая процессы формирования группы,...

      Психологическая энциклопедия

    • - В идеале, этот вид тренинга начинается с анализа потребностей обучения, чтобы определить, какие люди в данной орг-ции испытывают необходимость в знаниях о лидерстве...

      Психологическая энциклопедия

    • - Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив. Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются «естественным образом», благодаря...

      Психологическая энциклопедия

    • - ...

      Психотерапевтическая энциклопедия

    • - - интенсивное обучение с практической направленностью...

      Педагогический терминологический словарь

    • - тренинг гендерной...

      Термины гендерных исследований

    "Тренинг ассертивности (assertiveness training)" в книгах

    Тренинг

    автора Армстронг Майкл

    Тренинг Для менеджеров проводится мастер-класс «согласованности», чтобы обсудить то, каким образом можно объективно обосновать оценки и проверить выставленные оценки на конкретных примерах, взятых из данных обзора показателей труда. Это может создать некоторое общее

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (TRAINING)

    Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (TRAINING) Профессиональное обучение – это систематические и плановые указания, способствующие научению. Этот подход можно охарактеризовать фразой «профессиональное обучение, базирующееся на обучающемся». Он включает в себя использование

    Тренинг

    Из книги Инфобизнес на полную мощность [Удвоение продаж] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

    Тренинг Не исключено, что в будущем вы будете вести полуавтоматические тренинги (хотя бы частично в записи). Когда станете достаточно раскрученным, сможете запускать запись через Winamp или любую другую программу. После этого нужно будет лишь подключиться к микрофону для

    Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение

    Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

    Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение В настоящее время термин «тренинг» стал достаточно популярен, однако трактуется он в высшей степени свободно и, в то же время, чаще всего очень узко и

    Тренинг

    Из книги автора

    Тренинг (от англ. training или train – обучать, воспитывать) – комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность и направленных на мобилизацию личностного потенциала индивида с целью преодоления психологических проблем,

    Круговые Тренировки (Circuit Training)

    Из книги Циклическая диета автора Мальков Р. Е.

    Круговые Тренировки (Circuit Training) Круговые тренировки яляются очень полезной формой аэробных упражнений для тех, кто желает быстро избавиться от жира. Переходя от одного тренажера к другому и используя малый или средний вес, Вы делаете круг, возвращаясь в конечном итоге

    Тренинг

    Из книги Эффективная продажа рекламы автора Назайкин Александр

    Тренинг

    Из книги Как преодолеть кризис. 33 эффективных решения для вашей компании автора Хэмен Саймон

    Тренинг Успех решения во многом зависит от того, насколько сотрудники компании понимают суть этого решения, одобряют его и реализуют в повседневной практике. В главе 1 мы говорили о том, как кризис повлиял на потребности и мотивы клиентов (страх, риск, ощутимые

    Тренинг

    Из книги Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги автора Майстер Дэвид

    Тренинг Во многих фирмах может возникнуть потребность в тренинговых программах по навыкам общения с клиентом. Они должны включать в себя тренинги по классическим ситуациям; «Как сказать клиенту, что он не прав?» и «Что делать, если клиенту не нравятся ваши идеи?».

    Формула ассертивности

    автора Кинан Кейт

    Формула ассертивности Приобретение ассертивного поведения замечательно тем, что чем чаще его используешь, тем более естественным оно становится. Ассертивность должна стать вашим обычным стилем поведения. Представьте, что вы будете играть роль, как настоящий актер.Для

    Ваше отношение к ассертивности

    Из книги Уверенность в себе автора Кинан Кейт

    Ваше отношение к ассертивности Ассертивность – это способность делать выбор самостоятельно. Вы сами контролируете свое поведение, вместо того чтобы позволять другим руководить вами или, наоборот, подчинять их себе. Но иногда бывает необходимо укрепить свою

    Развитие ассертивности

    Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

    Развитие ассертивности Ассертивность и уровень самооценки Для ассертивного, то есть уверенного в себе человека, характерны следующие качества, проявляющиеся в деятельности, манере поведения и речи: целеустремленность, напористость, готовность

    Тренинг

    Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

    Тренинг Конфликты и психотипыЗадание: проведите типологическую диагностику, наблюдая за конфликтующими парами (противоположные парные функции ярко проявляют себя при конфликтах).Анализируя диалоги, проставьте в пустых скобках соответствующие знаки функций, присущие

    «Тренинг для глаз» (EYESercise) от Мэрилин Рой (Marilyn Roy). Техники восстановления зрения Тренинг для глаз

    Из книги «Тренинг для глаз» (EYESercise) автора Рой Мэрилин

    «Тренинг для глаз» (EYESercise) от Мэрилин Рой (Marilyn Roy). Техники восстановления зрения Тренинг для глаз Ваши глаза работают благодаря мускулам. Почему бы не поддерживать их в форме?Реальная программа улучшения зрения с Мэрилин Рой.Все мы понимаем пользу регулярных занятий

    РСЕ-ТРЕНИНГ

    Из книги Сексуальная энергия. Ключ к здоровью и процветанию автора Эггетсбергер Герхард

    РСЕ-ТРЕНИНГ Программа РСЕ-тренинга нацелена на совер­шенствование ваших мыслительных способнос­тей, памяти, она развивает интуицию, повыша­ет ваши результаты, положительно действует на коммуникационные способности. Не в послед­нюю очередь упражнения способствуют

    М.В.Паромонова

    Данный тренинг предназначен для социальных педагогов, психологов, классных руководителей, имеющих первичные психологические знания по возрастной и социальной психологии и работающие с молодежью в возрасте от 16 до 20 лет.

    Тренинг направлен на формирование уверенного (ассертивного) поведения. Трудоемкость тренинга составляет 16 аудиторных часов.

    Режим работы: 4 аудиторных часа в день. Целесообразнее проводить тренинг методом погружения – занятия проводятся ежедневно.

    Состав группы может быть как моногамным, так и полигамным. Обязательными условиями являются: добровольное участие и постоянство состава группы. Содержание тренинга носит рекомендательный характер.

    День первый

    Тема дня: Признаки и последствия неуверенного поведения.

    Введение (5 мин.)

    Если тебя часто вынуждают делать то, что тебе не нравится…

    Если ты испытываешь дискомфорт, а иногда и страх в преддверии публичного выступления

    Если тебя не понимают и не принимают в коллективе…

    Если тебе сложно убедить оппонентов в своей правоте, то пришло время задать себе вопрос: «почему это происходит со мной?»

    Все это результат неуверенности в себе!

    Неуверенность, неуверенное поведение не позволит тебе построить успешную карьеру, не даст возможности быть рядом с тем, с кем бы тебе хотелось. Неуверенное поведение может привести тебя в асоциальную компанию, исключит возможность быть самим собой. Неуверенное поведение – это путь к зависимости, агрессивности или пассивности.

    Если вы хотите сами управлять своей судьбой, сохранять свою независимость и неприкосновенность, то надо что-то изменить в себе!

    В течение нескольких дней мы будем диагностировать степень вашей уверенности, изучать, чем отличается уверенность, агрессивность и неуверенность; формировать уверенное тело, уверенный голос, уверенное поведение.

    Чтобы наши встречи привели к желаемому результату, необходимо оговорить несколько правил.

    Правила работы в тренинге:

    «Замкнутость круга». Если вы решили изменить себя, то надо быть на занятиях всегда. Не пропускать, не опаздывать. Целостная, закрытая группа способствует самораскрытию и позволяет эффективно формировать навыки уверенного поведения. Только люди, которым ты доверяешь, могут подсказать тебе, как сделать лучше и от чего целесообразнее отказаться.

    «Здесь и сейчас». Суть этого правила заключается в том, что каждый участник говорит от первого лица и обсуждает события, происходящие в данное время и в данном месте.

    «Конфиденциальность». Каждый из участников тренинга берет на себя обязательство неразглашения информации об участниках и событиях, происходящих в аудитории.

    На заметку тренеру : Правила могут дополняться участниками. Каждое правило обсуждается и должно быть принято каждым участником.

    Если кто-то из участников не согласен, то правило корректируется.

    Упражнение 1 «Снежный ком»

    Время проведения: 10 мин.

    Цель: Знакомство участников и создание доброжелательной атмосферы в группе.

    Ход упражнения: Участник называет свое имя и качество личности, отличающее его от других участников. Качества личности не должны дублироваться. Каждый последующий участник повторяет имя и качество личности предыдущих членов группы, затем присоединяет свою информацию. Завершается работа, когда игрок, начавший упражнение, повторит всю озвученную информацию.

    Рефлексия:

    Легко ли вы справились с заданием?

    Почему было сложно придумать качество личности, отличающее вас от других?

    Упражнение 2 «Насколько вы уверены в себе?»

    Цель: Самооценка уверенности в себе.

    Время проведения: 20 мин.

    Инструкция: Вам предстоит самостоятельно оценить, насколько вы уверены в себе. Для этого вам необходимо ответить на вопросы теста, представленные ниже.

    Прочитайте нижеприведенные высказывания и решите, насколько вы с ними согласны. В правой части таблицы приведена шкала с ответами от 0 до 100. «0» означает, что вы совершенно не согласны с приведенным высказыванием, «100» - что вы можете полностью с ним согласиться.

    Попытайтесь долго не раздумывать. По возможности, принимайте решение спонтанно и честно по отношению к самому себе.

    Перечеркните число, которое соответствует степени вашего согласия с тем или иным высказыванием.

    Высказывание Не согласен - полностью согласен
    (1) Я часто боюсь сделать что-нибудь неправильно
    (2) Мне трудно сказать «нет» 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
    (3) В большинстве случаев мне не удается настоять на своих требованиях 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
    (4) Я не знаю как себя вести на вечеринке, где я никого не знаю. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
    (5) Если я отклоняю чью-то просьбу или не выполняю требования других, то меня мучает совесть 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
    Сумма баллов

    Завершив диагностику, подсчитайте сумму всех баллов.

    Рефлексия:

    Подумайте о том, какой суммы баллов вы хотели бы достичь (но не предъявляйте к себе слишком завышенные требования: тот, кто честно отвечает на вопросы теста, никогда не достигнет суммы меньше 100 баллов). В конце тренинга вы сможете проверить, достигли ли вы уже своей цели, или вам следует еще поработать над собой.

    Сравнив результаты диагностики в начале и конце тренинга, вы увидите, насколько увереннее и смелее стали.

    Упражнение 3 «Карниз»

    Цель: Снятие мышечного напряжения, повышение степени доверия.

    Время проведения: 10-15 минут.

    Инструкция: Все участники выстраиваются в шеренгу по одному. Первый участник должен пройти рядом с каждым участником приставляя свои носки вплотную к носкам стоящего в шеренге не оступаясь, не теряя равновесия. Участнику, осуществляющему движение, можно слегка придерживаться за всех, выполняющих роль «карниза».

    Упражнение выполняется по принципу «змейки»: первый идет, за ним – второй и т.д. Прошедшие «карниз» занимают места в конце шеренги и становятся частью «карниза».

    Рефлексия:

    Понравилось ли вам упражнение?

    Возникали ли сложности при его выполнении?

    Упражнение 4 «Правила уверенного человека»

    Цель: Знакомство и обсуждение правил уверенного человека. Определение необходимости и возможности жизни по данным правилам.

    Оборудование: Правила, написанные на ватмане или электронном слайде.

    Время проведения : 10 минут.

    Правила уверенного человека.

    Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.

    Я имею право не извиняться и не объяснять свое поведение.

    Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.

    Я имею право изменить свое мнение.

    Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки.

    Я имею право сказать: «Я не знаю».

    Я имею право быть независимым от доброжелательности и от хорошего отношения ко мне.

    Я имею право принимать нелогичные решения.

    Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю».

    Я имею право сказать: «Меня это не интересует».

    Рефлексия:

    Какие правила вы используете в своей жизни?

    Какие правила вам кажутся ненужными?

    Почему сложно стать уверенным человеком?

    Упражнение 5 «Молодец»

    Цель: Развитие уверенного поведения в ситуации самооценки.

    Время проведения: 15 минут.

    Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы. Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего, встать друг напротив друга и по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!»И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.

    Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!»

    Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны. По сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг и меняют партнеров. Игра продолжается.

    Рефлексия:

    Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?

    Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»

    Чему вы научились у своего партнера?

    Мини-лекция

    Цель: Формирование понятий «уверенность», «уверенный человек», «уверенное поведение».

    Время проведения: 20 минут.

    Заметки для тренера:

    · Сопровождать теоретический материал лучше с использованием электронной презентации «Ассертивность и ассертивное поведение»

    · Целесообразно каждому участнику раздать опорный конспект, содержащий основные характеристики изучаемых понятий.

    Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения.

    Уверенные в себе люди характеризуются:

    · независимостью;

    · самодостаточностью.

    Внешние признаки уверенного человека:

    · выглядит спокойным;

    · держится с достоинством;

    · открытый взгляд;

    · ровная осанка;

    Уверенный в себе человек умеет:

    · чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы физического и психического;

    · адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в свой адрес;

    · действовать четко и организованно, быть настойчивым;

    · открыто высказывать и отстаивать свое мнение, без враждебности и самозащиты.

    Упражнение 6 «Движение»

    Цель: Развитие отношения к себе как к самоценной чувствующей индивидуальности. Укрепление группового доверия.

    Время проведения: 8 минут.

    Инструкция: Все участники в течение 2 - 3 минут под музыку начинают свободно двигаться. Можно двигаться с вытянутыми в стороны руками, с удобной для себя скоростью и маршрутом, но так, чтобы ни кого задеть из участников.

    Рефлексия:

    · Что вы чувствовали в ходе данного упражнения?

    · Кто из вас закрыл глаза? Что вы чувствовали в такой ситуации?

    · Почему вы не стали закрывать глаза?

    · Что влияло на выбор темпа и траектории движения?

    Итоги дня:

    Для чего необходимо быть уверенным человеком?

    Как вы отличите уверенного человека от неуверенного?

    Чем запомнилось Вам сегодняшнее занятие?

    Что было полезного, а что бесполезно?

    Домашнее задание:

    Начиная с данной минуты вам необходимо запоминать приятные моменты до того как мы встретимся вновь. Обращайте внимание на каждую мелочь, которая вас порадует, вызовет вашу улыбку.

    День второй

    Тема. Навыки уверенного поведения. Уверенная просьба, уверенный отказ, Самопрезентация

    Упражнение 1 «Веселый счет»

    Цель: Концентрация внимания. Позитивный настрой на работу.

    Время проведения: 10 минут.

    Инструкция. Ведущий предлагает осуществить счет от 1 до 30. Вместо чисел, содержащих в своем составе «3» или делящихся на «3», необходимо говорить: «Здравствуйте».

    Тот, кто долго держит паузу или ошибается, выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока не останется два участника, самых внимательных.

    На заметку тренеру: Обязательно поприветствуйте аплодисментами победителей.

    Упражнение 2 «Пять приятных моментов»

    Цель: Формирование способности видеть доброе и прекрасное в самых обычных жизненных событиях.

    Ход упражнения. Каждый по порядку называет произошедшие за последние сутки пять позитивных моментов.

    Время проведения: 15 минут.

    Рефлексия:

    Легко ли вам было замечать и запоминать приятные моменты?

    Какие эмоции у вас вызывают рассказы участников?

    Мини-лекция

    На заметку тренеру: При проведении лекции целесообразнее использовать демонстрацию слайдов, на которых четко представлены характеристики и признаки разных видов поведения (пассивное, активное, в том числе, агрессивное).

    Чем различаются уверенность, неуверенность, наглость и агрессивность?

    Вести себя уверенно не означает вести себя бесцеремонно.

    Если в какой-то ситуации один человек предъявляет законное требование и настаивает на том, чтобы его выполнили, то его поведение будет эффективным только тогда, когда оно действительно поможет ему достичь поставленной цели. А именно: поможет добиться выполнения требования.

    Уверенное, неагрессивное (ассертивное) поведение – это поведение человека, осознающего собственные права и цели и учитывающего права и цели других людей.

    Наглость - это защита, самовыражение и поиск выгод для себя за счет ущемления прав и свободы других людей.

    Неуверенность предполагает неумение защищать свои права, добиваться определенных выгод для себя, неспособность защищать и выражать себя.

    Возможность поддерживать удовлетворительные отношения с окружающими людьми в первую очередь зависит от того, насколько мы умеем уверенно , но не агрессивно, формулировать наши права и требования.

    Необходимо четко различать агрессивное и уверенное поведение, чтобы всегда понимать последствия своих действий.

    Упражнение 3 «Мое окружение»

    Цель: Сформировать навык определения стиля поведения на основании внешних признаков.

    Время проведения : 20 минут.

    В приведенной таблице представлены некоторые признаки уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.

    Внимательно изучите. Вспомните и запишите, обозначив реально существующего человека символом или знаком, кто ведет себя уверенно, кто неуверенно и кто агрессивно. Охарактеризуйте на конкретном примере каждый из стилей поведения, добавляя свои признаки.

    Критерии уверенного, неуверенного и агрессивного поведения Уверенное Неуверенное Агрессивное
    Голос громкий внятный тихий напряженный, повышенный тон или тихий
    четкий нерешительный скрывающий угрозу, шипящий
    Формулировка недвусмысленная неясная, нерешительная
    Содержание точное обоснование выражения собственных потребностей излишние объяснения, умалчивание собственных потребностей угрожающая, оскорбительная, обижающая
    использование слова «Я» использование безличных предложений никаких объяснений и обоснований
    чувства и эмоции выражаются прямо чувства выражаются косвенно игнорирование прав других угрозы, оскорбления, бескомпромиссность
    Жестикуляция, мимика подчеркивающая, живая, расслабленная осанка практически отсутствует или судорожная неконтролируемая, угрожающая, бурная
    зрительный контакт отсутствие зрительного контакта отсутствие зрительного контакта или «пристальный взгляд»
    Влияние собеседник чувствует, что его признают, чувствует себя равноправным собеседник чувствует свое превосходство и/или испытывает жалость собеседник чувствует себя запуганным или спровоцированным

    Рефлексия:

    · Легко ли вы можете отличить тот или иной стиль поведения?

    · Каковы причины возникновения каждого из них?

    · Положительные и отрицательные стороны использования того или иного стиля поведения.

    Упражнение 4 «Тростинка»

    Цель: Снятие мышечного напряжения. Формирование доверия к группе, уверенности в себе.

    Время проведения: 10 минут

    Ход упражнения: Все участники становятся по кругу, плечом к плечу. Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Участники, начинают постепенно передвигать расслабившегся добровольца из рук в руки по кругу, иногда перенося его от одного края к другому. После нескольких минут в круг приглашается другой доброволец. Упражнение продолжается до тех пор, пока есть желающие.

    Рефлексия:

    · Понравилось ли вам упражнение?

    · Получилось ли расслабить мышцы, когда вы были в центре круга и почему?

    Упражнение 5 «Мой портрет в лучах солнца»

    Цель: Формирование позитивного отношения к себе. Самопрезентация.

    Время проведения: 15 минут

    Инструкция: Каждому из вас необходимо в своей тетради нарисовать круг диаметром не менее 5 см. Красиво вписать в круг местоимение «Я», записать свое имя или нарисовать свой портрет. Представьте себе, что это солнечный диск. Каждый знает, что у солнца есть лучи. Предлагаем вам нарисовать свое солнце, пририсовывая к своему солнечному диску лучи. Вдоль каждого луча запишите свои достоинства, причем лучей должно быть как можно больше.

    После выполнения упражнения предлагается желающим зачитать свои достоинства.

    Рефлексия:

    · Легко ли вам было выполнить упражнение?

    · Много ли у вас получилось лучей?

    Упражнение 6 «Скульптура»

    Цель: Формирование способности диагностировать по внешним признакам стиль поведения.

    Время проведения : 20 минут

    Ход упражнения. Все участники делятся на три равные по численности группы. Каждой группе предлагается сделать «скульптуру»: уверенного человека, неуверенного человека, агрессивного человека, пассивного человека. После того, как скульптуры будут готовы, необходимо их представить на суд зрителей, характеризуя признаки заданного поведения, демонстрируя их на «скульптуре».

    Рефлексия:

    · Какие внешние признаки указывают на тот или иной стиль поведения?

    Упражнение 7 «Прорвись в круг»

    Цель: Снятие мышечного напряжения, формирование умения добиваться своего.

    Время проведения: 5 минут.

    Ход упражнения: Все участники тренинга берут за руки друг друга. Один из участников остается за кругом. Его задача - прорваться внутрь круга. Он может использовать различные технологии убеждения. Может в меру использовать силовые приемы, может обмануть участников – главное прорваться в круг.

    Рефлексия:

    · Почему удалось или не удалось выполнить задание?

    Упражнение 8 «Мои права и права других людей»

    Цель: Сформировать у участников представление о том, что каждый человек имеет права.

    Время проведения : 30 минут.

    Необходимое оборудование: Ватман, маркеры, ножницы, цветная бумага, скотч.

    Ход упражнения: Работа осуществляется в мини-группах численностью 4-6 человек. Представьте, что вы Конституционная комиссия, вам необходимо написать Декларацию прав молодых людей.

    Время работы Конституционных комиссий 10-12 минут. При написании Декларации помните:

    Твои права не должны влиять на права другого человека.

    Осуществление твоих прав должно зависеть не от других, а только от тебя самого.

    Как только Декларации будут написаны, каждой группе предоставляется возможность в театрализованной форме, с использованием приготовленных лозунгов и плакатов представить свои Декларации. Остальные участники могут задавать вопросы и вносить свои правки.

    Рефлексия:

    · Почему важно уважать права другого человека, чтобы уважали твои права.

    · Как вы понимаете выражение;«твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

    Упражнение 9 «Рисунок вдвоем»

    Цель: Формирование способности договариваться с партнером для достижения своей цели.

    Время проведения : 4-7 минут.

    Ход упражнения: Все участники садятся парами. Каждой паре дается один листок, один маркер. Необходимо каждому участнику пары задумать свой рисунок, затем оба участника одновременно, не разговаривая друг с другом, одним маркером должны нарисовать свой рисунок.

    На заметку тренеру: Необходимо несколько рисунков продемонстрировать всем участникам. Желательно, чтобы эти рисунки были разного уровня.

    Рефлексия:

    · Удалось ли нарисовать рисунок?

    · При каких условиях получится качественный рисунок?

    Итоги дня:

    · Что полезного вы узнали сегодня?

    · Чему научились?

    Домашнее задание. Подготовьте к следующему занятию просьбу, которую реально мог бы выполнить либо кто-то из участников, либо вся группа, либо тренер.

    День третий

    Тема: Как уйти от манипуляций (Как отказаться от управления тобой, или как научиться делать то, что хочешь ты).

    Упражнение 1 «Футболка с надписью»

    Цель: Формирование позитивного настроения, способности передать информацию о себе, своей сущности окружающим.

    Оборудование: Белые футболки, краски по ткани (можно использовать ватман и цветные маркеры).

    Время проведения: 20 минут.

    Ход упражнения: Каждому участнику предлагается за 5-7 минут придумать и сделать надпись на футболке. Важно, чтобы надпись говорила о человеке, его интересах, взглядах, отношении к другим, о том, чего он ждет от других.

    После выполнения задания каждый участник зачитывает свою надпись.

    Рефлексия:

    · Сложно ли было выполнить задание?

    · Возможно ли, определить по надписи, уверенный или неуверенный перед вами человек?

    · Что вы хотели сказать своей надписью окружающим?


    Похожая информация.


    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»

    Утверждаю

    Заведующий МБОУ № 8

    «Зоряночка»

    С.Ю. Месикова

    "Тренинг ассертивного поведения"

    Подготовила: Заместитель заведующего

    По воспитательно – образовательной работе

    МБДОУ детского сада № 8 «Зоряночка»

    Жданова Т.П.

    Октября, 2016 г.

    Объект: ассертивность / уверенное поведение в себе.

    Цель тренинга: развить ассертивность у педагогов.

    Задачи тренинга:

    1. знакомство с общими закономерностями общения;
    2. изучение и понимание участниками особенностей своего характера;
    3. выработать умения осознавать и выражать свои чувства;
    4. повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности;
    5. отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

    Формы работы: групповая.

    Количество участников: 10–15 человек

    Общее время, необходимое для реализации всей тренинговой программы: 1, 10 час.

    Методики и техники тренинговой работы : беседа (разбор сложных случаев), игровая терапия, тренинговые упражнения.

    Так что же характеризует ассертивную личность?

    Ассертивного человека следует отличать от неуверенного в себе человека и агрессивного человека.

    Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса» неуверенного поведения - агрессивность и застенчивость). Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.

    Можно перечислить основные характеристики уверенного в себе человека (по А. Солтеру):

    1. Эмоциональность речи: открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;

    2. Экспрессивность речи: ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;

    3. Противостоять и атаковать: как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

    4. Использование местоимения "Я": как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;

    5. Принятие похвалы: как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;

    6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования.

    Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:

    · целенаправленность;

    · ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;

    · гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;

    · социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;

    · сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;

    · настойчивость, не переходящая в агрессию;

    · направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;

    · созидание.

    Техники ассертивного поведения:

    1. Техники воздействия:

    • Я-высказывание. Нужно говорить от себя, про себя, не переходя на личности.
    • Техника «заигранная пластинка». Вы повторяете необходимое раз за разом, спокойно. При равных условиях побеждает тот, кто более настойчив. Необходимо сохранять спокойствие и быть терпеливым.
    • Уважительный отказ. Умение отстоять свое мнение, не испортив отношений с собеседником.

    2. Техники самообороны

    • Раскол манипуляций. Выяснить, что на самом деле необходимо от вас собеседнику. Не всегда партнеры открыто предлагают или просят о чем-либо.
    • «Игра в туман». Нужно спокойно воспринимать критику в свой адрес. «Возможно, вы правы, но я сам себе судья».
    • Техника бесконечного уточнения. Уточняющие вопросы помогут нам выяснить, что именно от нас хотят и перевести беседу из эмоционального в рациональное русло.
    • Техника английского профессора. Суть этой техники в том, что вы все делаете и говорите от своего лица, вы можете согласиться на что-либо, но это будете уже не вы, а кто-то другой. «Я не могу отпустить вас раньше с работы, потому что я такой человек».

    Программа тренинга

    Тематический план

    Качество

    Время

    Используемые игры и упражнения

    1.Приветствие. Развитие эмпатии.

    5 мин.

    « Приветствие без слов»

    2. Мозговой штурм

    5 мин

    «Ассертивные права» человека

    2. Гибкость поведения

    15 мин.

    «Оптимальные варианты»

    3. Коммуникация

    15 мин.

    «Интеллегентная грубость»

    4. Манипуляции

    15 мин

    «Невидимый поводок»

    5.Эмоции

    10 мин.

    «Спящие львы»

    6. Обратная связь. Обсуждение

    5 мин.

    I.Вводная часть.

    Упражнение « Приветствие без слов».

    Цель: развитие эмпатии, умения передавать с помощью мимики и пантомимы свои чувства.

    Сейчас мы попробуем поприветствовать каждого участника в отдельности без слов, используя лишь возможности вашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции

    Затем усложним: попробуем поприветствовать одновременно как можно большее количество членов группы. Постарайтесь попробовать как можно больше возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.

    Обсуждение правила работы в группе.

    II . Основная часть .

    Если говорить непосредственно о термине «ассертивность», то он происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». По определению Ренни Фричи, ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь разумного компромисса.

    Квинтэссенцией (основой) учения об ассертивности выступают так называемые “ассертивные права человека». Перечислим эти права.

    Права человека:

    Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

    Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

    Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

    Вы имеете право менять свои взгляды.

    Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

    Вы имеете право сказать: “Я не знаю”.

    Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

    Вы имеете право на нелогичные решения.

    Вы имеете право сказать: “Я тебя не понимаю”.

    Вы имеете право сказать: “Меня это не волнует”.

    С одной стороны, эти права позволяют человеку быть свободным и независимым, но, с другой - при доведении до крайности могут привести к крайнему индивидуализму и игнорированием интересов окружающих. Поэтому важно соотносить свои интересы с интересами окружающих, не игнорируя их.

    Упражнение «Оптимальные варианты».

    Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.

    Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно и т.д. Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации.

    Коммуникативное упражнение "Интеллигентная грубость"

    Участники осваивают способ выражения своих мыслей в прямой форме.

    Слово "интеллигенция" происходит от латинского "intellegentia" - понимание, рассудок, познавательная сила. По происхождению это слово близко к "интеллекту". Поэтому когда под словами "интеллигентный" и "интеллигентно" понимают мягкость, тактичность и т.п., то это идет несколько вразрез с исконным значением слова.
    Для многих коммуникативных ситуаций это противоречие становится еще острее: когда человек говорит льстиво, витиевато, лживо и намеками, то он "ведет себя интеллигентно", а когда собеседник говорит то, что думает, прямо и не смущаясь правды, то он "грубиян и хам".
    Ведущий предлагает участникам порассуждать над вопросами:
    - Всегда ли приятно иметь дело с истиной? А с ложью?
    - Если надо, если хочется говорить правду, то как, в какой форме это лучше делать?
    - Можно ли варьировать свое поведение: в одних ситуациях вести себя "интеллигентно так", а в других - "интеллигентно сяк"?
    - Какие яркие примеры "интеллигентных грубиянов" можно вспомнить из истории, художественной литературы?
    В качестве исторического примера ведущий вполне может предложить Сталина, который был известен прямотой в общении и которого за это осуждал еще Ленин, но который очень во многом именно этой особенностью стиля общения в сочетании с рациональностью добился уважения коллег по партии. В качестве литературного примера можно выбрать всеми известного профессора Преображенского из "Собачьего сердца", который в общении тоже не "вилял" и говорил прямо, что думает и чувствует. Можно вспомнить сюжет фильма "Осенний марафон", в котором главный герой в конце фильма не выдерживает постоянного давления на себя и начинает проявлять "интеллигентную грубость" ("Может, вам еще и полы помыть?..")
    В процессе обсуждения у участников должно сформироваться ясное представление о понятии "интеллигентная грубость". Для этого ставятся вопросы:
    - Чем отличается "просто грубость" от "интеллигентной грубости"?
    - Каковы отличительные черты "интеллигентной грубости"?
    - "Интеллигентная грубость" это самоцель или средство?
    В конце с помощью участников разыгрывается несколько сценок. Сценарий первой определяет сам ведущий. Это может быть примерно такая ситуация:
    Один коллега подходит к другому и, манипулируя, просит "прикрыть" его по работе.
    Сценарии других сценок поручаются самим участникам. Для этого их можно разбить на несколько команд.

    Упражнение «Спящие львы»

    Психологический смысл упражнения: тренировка умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость в стрессогенных ситуациях.

    Сидящие участники изображают спящих львов. Как известно, львы спят с открытыми глазами – вдруг обнаружится опасность? Водящий свободно перемещается между ними. Его задача – вывести «львов» из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Можно делать что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их адрес оскорбительных выражений. Если ведущему удалось вызвать эмоциональную реакцию у какого-то у частника, тот встает и присоединяется к ведущему. Побеждает тот, кто дольше всех продержится в положении «спящего льва», сохранив невозмутимость.

    Манипулятивная игра "Невидимый поводок"


    Направлена на развитие ассертивности: уверенности в поведении и умения противостоять манипуляции.


    Ведущий тренинга заводит беседу с участниками. В процессе беседы можно рассмотреть несколько типичных примеров манипуляции (примеры предлагает как сам ведущий, так и участники). Разговор подводится к тому, что обычно значительно легче убедить человека не делать чего-то, чем убедить его наоборот что-то сделать. Это связано с двумя обстоятельствами.
    Во-первых, чтобы сделать какое-то более-менее сложное действие - человек внутри себя проводит некоторую работу, сознательную или бессознательную. Надо настроить себя на выполнение определенного алгоритма действий, надо проанализировать возможные последствия, надо выяснить наиболее оптимальный способ достижения цели. Все это надо проделать предварительно, перед выполнением действия. Разрушить эту конструкцию внешним манипулятивным воздействием легко. Построить - значительно тяжелее.
    Второе обстоятельство связано с тем, что человек, как и другие животные, значительно охотнее верит в плохое, нежели в хорошее. В поведенческом плане животному значительно
    выгоднее сразу и решительно поверить в плохое развитие событий (в то, например, что за ближайшей скалой прячется хищник), нежели в другой ситуации так же решительно поверить в хорошее развитие событий (например в то, что за той же скалой теперь прячется не хищник, а большой кусок еды). Одна ошибка первого сорта может стоить животному жизни. Ошибка второго сорта грозит лишь временным состоянием голода.
    Манипулятор легко может запугать наивного человека и внушить ему какое-то действие, но только если это действие носит оборонительный, защитный характер. Значительно сложнее
    воодушевить того же самого человека на какие-то созидательные действия.
    Пример 1. Манипулятор может, например, сравнительно легко запугать какого-то человека и добиться того, чтобы этот человек покинул город, в котором он живет. Манипулятор, искусно жонглируя фактами может "доказать", что какие-то нехорошие люди преследуют этого человека.

    Пример 2. Если перед манипулятором стоит другая цель, добиться, например, чтобы его жертва не покинула город, а поступила учиться в какой-нибудь вуз или же сменила место работы, то это значительно более сложная задача. Скорее всего манипулятору придется приложить много сил, времени и иных ресурсов на эту манипуляцию. Жертва, рассматривая вариант с поступлением в вуз или сменой места работы, волей-неволей начнет критически рассматривать ситуацию: будет анализировать возможные последствия своего поступка, будет рассматривать разные способы движения к цели. В конце концов, жертве придется настраиваться на выполнение действия, а это у неё может не получиться. Манипулятор обычно просто не может контролировать все эти обстоятельства.
    Манипуляцию можно охарактеризовать как "поводок", который связывает манипулятора с его жертвой. С помощью этого поводка можно ограничить свободу действий манипулируемого: одернуть его, не дать ему приблизиться к чему-то. Однако поводком сложно подтолкнуть к чему-то (хотя, конечно, можно потащить за собой).

    Манипулятивная игра состоит в следующем. Ведущий выбирает одного участника. Здесь желательно остановить свой выбор на самом эмоционально устойчивом участнике тренинга.
    Участнику дается инструкция: надо здесь и сейчас, находясь в тренинговом зале и имея под рукой только то, что есть в этом зале, придумать какое-нибудь просто действие. Которое игрок может совершить, а может и не совершить - в зависимости от обстоятельств. Ведущий может подсказать, какого рода задачу можно поставить перед собой:
    - простоять на одной ноге минуту,
    - похлопать другого участника по плечу,
    - лечь на пол и т.п.
    Игрок должен придумать себе возможное действие и огласить его, то есть свои намерения:
    - "Я собираюсь простоять одну минуту на ноге",
    - "Я думаю, не похлопать ли Василия по плечу?",
    - "Мне почему-то хочется лечь на пол и полежать немного".
    Все другие участники, услышав об этом намерении, должны отговорить всеобщими усилиями игрока от этого "поступка". В ход можно пускать любые рассуждения, придерживаясь, конечно, правил приличия. Участники могут говорить вместе, могу высказываться по очереди - как сами организуются.
    Желательно, чтобы "жертвой манипуляции" побывали все игроки по очереди. Задача ведущего - внимательно следить за состоянием "жертвы". Некоторые могут не выдержать психологического давления и начать эмоционально реагировать. В этом случае желательно прекратить давление под тем или иным предлогом.
    В конце проводится обсуждение:
    1) как можно расклассифицировать способы давления?
    2) как чувствовали себя "жертвы"?
    3) легко ли противостоять запугиванию и другим способам давления?

    III. Обсуждение занятия.

    Техника «Оценка по шкалам»

    Тренер рисует несколько шкал, каждая из которых предназначена для получения обратной связи от участников по определенному критерию. Например, можно нарисовать три шкалы – «практический эффект», «атмосфера на тренинге», «получение новой информации». Участники подходят и отмечают точку на шкале, которая соответствует их внутренней оценке тренинга по данному критерию. Важно организовать процесс так, чтобы участники подходили к флипчарту не по одному, а все вместе. Тогда возникает большее ощущение анонимности выбора, и обучающимся легче выразить свое мнение. Сильная сторона данной техники – в визуализации, а также участии всех обучающихся в процессе оценки и обратной связи. Слабая сторона – относительно низкая информативность. Для ее повышения после того, как участники выставят точки на шкалах, можно попросить желающих прокомментировать свои оценки. Всегда найдутся несколько человек, которые смогут и захотят это сделать, и данный материал может стать предметом обсуждения

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Какие же существуют основные принципы проведения тренинга ассертивного поведения?

    «Принятие на себя ответственности за собственное поведение». По своей сути ассертивность – это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?

    Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества: честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.

    Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

    Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения? Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать суть различных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения, которые будут позитивными.

    Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса – очень важное для нас качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который устраивал бы все стороны, в ней задействованные.

    Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций.


    Непосредственной целью ассертивного тренинга является тренинг уверенного поведения, способствующего формированию уверенности в себе (ассертивности). Под уверенностью в себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. д. в отношении своего окружения. Понятие «уверенность» предполагает наличие: а) субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь и действительно иметь собственные притязания); б) социальной готовности и способности ее адекватно реализовать (владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления); в) свободы от социального страха и торможения (способность регистрировать и обнаруживать собственные притязания). Уверенное поведение не означает подавления агрессивных чувств, оно способствует редукции агрессивного поведения и исчезновению поводов для агрессии. Основные цели А. т. реализуются через определенные социальные ситуации, которые тренируются в ролевой игре или в реальных условиях. Они охватывают 4 основные категории самоосознаваемого поведения: 1) выдвигать требования; 2) говорить «нет» и критиковать; 3) устанавливать контакт; 4) открыто обращать внимание на себя, собственные цели и интересы и позволять себе ошибки. К методам ассертивного тренинга относятся: поведенческие упражнения и ролевая игра, тренинг in vivo (домашние задания), оперантное обусловливание, видеообратная связь, последовательное (ступенчатое) приближение, инструкции и самоинструкции, научение (лист обучения), научение по моделям и др.

    Первой задачей в обучении пациента вести себя более уверенно является определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Для уверенного поведения свойственно откровенное высказывание о предпочтительном поведении или об изменении поведения другого лица, с которым осуществляется непосредственное общение, но без враждебности и самозащиты. Для неуверенного поведения типично непрямое общение, сдержанность, тревога и, возможно, отсутствие попытки принять то, что хочет другой. Агрессивное поведение характеризуется общением, в котором проявляется не предпочтение, а требовательность или враждебность, оно содержит намерение наказать другого. Второй задачей при тренировке уверенности в себе может быть коррекция нерационального (неразумного, нелогичного) поведения: представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному ответу; мыслей, в которых пациент наказывает себя за неуместные уверенные ответы, за утверждения, которые не приводят к успеху тотчас же, или за отсутствие ответов. Этап «открытых глаз» означает для пациента принятие им права быть уверенным. Каковы мои права как человека? Каковы мои права в специфических социальных ролях - супруга или родителя? - такие вопросы часто провоцируют распределение домашней работы. Следующие убеждения помогут пациенту начать изменяться: «У меня есть право иметь чувства и выражать их, включая недовольство и критику», «Я имею право устанавливать собственные приоритеты», «Я имею право сказать "нет" без чувства вины». Ассертивный тренинг влечет за собой оценку сильных и слабых сторон пациента при уверенном общении и разработку тренировочных приемов для восполнения пробелов в его навыках.

    В руководстве по уверенному поведению (Wolpe J. L, 1975; Walen S. et al, 1992) приводятся следующие рекомендации:
    - Когда вы отказываете, говорите решительное «нет», объясните, почему вы отказываете, но избегайте чрезмерно извинительного тона.
    - Давайте по возможности быстрый и короткий ответ.
    - Просите объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное.
    - Смотрите прямо на человека, с которым вы говорите. Выберите «язык тела» (исключите те позы, которые могут выражать непрямоту или недостаток уверенности в себе, например движения рта, перемещение ног); следите за изменением вашего голоса, говорите не слишком громко, не слишком тихо.
    - Когда вы выражаете досаду или критику, помните о необходимости комментировать только поведение, избегайте нападать на личность.
    - Когда комментируете поведение другого человека, старайтесь использовать Я-утверждения. Например, вместо того чтобы сказать: «Ты животное, ты свел меня с ума», постарайтесь сказать: «Когда вы пренебрегли социальными нормами, это было чрезвычайно неприятно, и я чувствую теперь досаду». Когда это удобно, предложите альтернативное поведение: «Я полагаю, нам будет лучше присесть, попытаться вместе подумать и решить, как избавиться от этого неудобства».
    - Сохраняйте заготовки ваших уверенных ответов, помните о них и используйте в беседах с друзьями. Наблюдайте за характером ролей. Помните, что вы не можете отучиться от плохих привычек или приобрести новые навыки за одну ночь.
    - Вознаграждайте себя каким-либо образом каждый раз, когда вы смогли уверенно ответить, независимо от того, достигли вы или нет желаемых результатов со стороны другого человека.
    - Не ругайте себя за неуверенное или агрессивное поведение; лучше постарайтесь понять, где вы сбились с пути и как лучше управлять подобной ситуацией в следующий раз.

    Хорошей моделью для конструирования уверенного взаимодействия, которая взята из литературы по самопомощи, является ОЭОП (описание, эмоции, определение, последствия) - четырехступенчатый блок по взаимодействию:

    1) описание: пациент коротко и объективно описывает неприятную ситуацию без редактирования, персонификации или разработки в деталях; 2) эмоции: пациент говорит о своих чувствах (оптимальным здесь является использование Я-языка); 3) определение того, что ты хочешь: пациент просит (не требует) и делает это ясно, конкретно и с учетом специфики;

    4) последствия: сообщающий говорит слушающему о тех последствиях, которые могут иметь место в случае принятия просьбы.
    Приведем пример, поясняющий эту модель.
    Отец (не склонный к опеке) говорит своей бывшей жене:
    Описание: когда ты планируешь мероприятия с нашим сыном во время моих с ним встреч без обсуждения этого со мной...
    Эмоции: ...я чувствую досаду и разочарование. Я скучаю по сыну, когда не имею возможности видеть его.
    Определение: я мог бы изменить свое расписание, если бы ты позвонила мне заранее, за несколько дней, и увиделся бы с ним в другой день.
    Последствия: таким образом, мы могли бы сделать то, что хотели.

    В литературе наряду с термином «ассертивный тренинг» используются также термины «тренинг уверенности в себе», «тренинг повышения чувства уверенности в себе», «тренинг уверенного поведения», «тренинг самоутверждения», «тренинг умения настоять на своем» и др.

    Ольга Кононова - Анисимова
    Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения для подростков 12–16 лет. Занятие с элементом тренинга «Я спокоен»

    «Я спокоен

    Основан на представлении, что противоправное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции , выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

    Цель тренинга : развить ассертивность (уверенность) у подростков , способствовать формированию навыков адаптивного и конструктивного поведения.

    Задачи тренинга :

    1. повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности, усиление чувства уверенности в себе;

    2) отработка приемов уверенного поведения в различных жизненных ситуациях без употребления словесной, физической, предметной агрессии.

    Контингент : подростки (12-16 лет) .

    Формы работы : групповая.

    Количество участников : 4-8 человек

    1. Разминка. Упражнение : «Имя и эпитет»

    Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя. Например : Саша Счастливый, Лена Ласковая и т. д.

    Важно выяснить, типичные реакции на просьбу и типичные модели поведения во взаимодействии.

    Цель : Определить поведенческие модели, обсудить альтернативные варианты реагирования на сложные ситуации

    Примерные ситуации :

    Ты узнаёшь, что твой друг рассказал про тебя информацию, которой ты не хотел бы ни с кем делиться?

    Твоя девушка беременна.

    Ты беременна и тебя бросил парень

    У тебя украли дорогостоящую вещь, которая тебе не принадлежит.

    Тебя бросил (а) любимый человек

    Ты очень хочешь вещь, на которую у тебя не хватает денег.

    В интернет выложили фото, которое тебе не нравится и которое ты не хотел, чтобы видели окружающие.

    Ты поссорился с близким тебе человеком.

    Погиб твой родной человек

    Выгнали с урока

    Потерял iPhone 8,

    Безответная любовь. Тебе безумно нравится девушка/парень который не обращает на тебя никакого внимания и встречается с другим (ой) .

    Выслушать все мнения подростков и обсудить , возможна дискуссия.

    Вывод : Безвыходных ситуаций не бывает, со всем можно справиться, главное не делать поспешных, необдуманных поступков!

    3.

    Цель : повышение уверенности в себе, принятие своей индивидуальности.

    Для выполнения данного упражнения необходимо заранее подготовить листочки с нарисованными на них подарками. После каждого высказывания «Я подарок для мира, потому что….» ребёнку выдается картинка с подарком и педагог повторяет сказанные им слова. Например : - «Я подарок для мира потому что, люблю маму»

    Да Сережа, ты действительно подарок для мира, это очень важно, что ты любишь маму, молодец!

    Всем участникам тренинга необходимо встать в круг. Вначале все произносят друг другу минимум по три комплимента. После чего каждая участник (ца) рассказывает присутствующим о своих 3 качествах, за которые ее/его можно любить или почему он (а) подарок для мира.

    4. Упражнение «Я свободен»

    Осознание своих целей.

    Представьте себе, что вы приняли волшебную таблетку, которая на время устранит все сдерживающие факторы, усвоенные правила и моральные нормы. Вы освобождаетесь от робости, нерешительности, тревожности, от внутренней цензуры и любого внешнего давления. Действие волшебной таблетки продолжается в течении недели. Что вы будете делать всё это время? Что вы будете говорить? Как будет выглядеть ваша жизнь? Как вы будете себя чувствовать? Напишите или расскажите как бы вы прожили эту неделю?

    А теперь подумайте, могли бы вы сделать что-то из того, что написали, и без волшебной таблетки? К каким целям вы можете стремиться без неё?

    4. Релаксация. Участники тренинга расслабляются под приятную медиативную музыку.

    5. Рефлексия

    Публикации по теме:

    Интернет для жизни или жизнь для интернета? Интернет-зависимость у подростков За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в.

    Воспитание ценностного отношения к семье у подростков Семья, семейные отношения, семейные ценности – понятия, которые в современном обществе отходят по значимости на задний план, забывая о том,.

    Физкультурное занятие в подготовительной группе с элементом технологии ТРИЗ Физкультурное занятие в подготовительной группе с элементом технологии ТРИЗ. Цель: развивать подвижность и гибкость тела детей. Задачи:.

    Игра-путешествие с элементами тренинга для детей 6–7 лет «Необычный гость» Цель: формирование интеллектуальной и социальной готовности к школьному обучению. Задачи: 1. Обучение детей ориентировке в пространстве,.

    Практическое занятие для воспитателей «Конфликты» (семинар с элементами тренинга) Практическое занятие для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Заблуждаться – это человеческое Прощать.

    Родительское собрание «Безопасность детей в сети интернет или смертельно опасные игры подростков» В социальных сетях появляются многочисленные посты о новой опасной виртуальной игре среди подростков «Синие киты». Игру называют – «Группы.