Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Русский язык и мы Интересные презентации по русскому языку
  • Как составить резюме: наши советы соискателям
  • Сеть постаматов и пунктов выдачи PickPoint, Россия - «~Постамат PickPoint
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Какие вопросы надо задать на собеседовании. Правила постановки вопросов. Какие вопросы можно задать парню: о работе, привычках, жизни

    Какие вопросы надо задать на собеседовании. Правила постановки вопросов. Какие вопросы можно задать парню: о работе, привычках, жизни

    Собеседование с кандидатом обычно включает в себя изучение представленных им документов и последующий диалог, направленный на выяснение того, насколько соискатель соответствует должности, на которую претендует. Работодатель, задавая вопросы, старается определить, какими личностными и деловыми качествами обладает кандидат, насколько его знания, умения и навыки соответствуют требованиям, предъявляемым к должности.

    Не менее важна и заключительная часть интервью, в ходе которой работодатель, как правило, дает соискателю возможность задать интересующие его вопросы. Таким способом сотрудники службы по работе с персоналом могут выяснить некоторые дополнительные подробности о личности кандидата: его мотивацию, уровень притязаний, умение четко формулировать свои мысли, уровень конфликтности и так далее.

    Дойдя до этой части собеседования, постарайтесь создать у интервьюера благоприятное впечатление о себе, продемонстрировать интерес к компании и будущей деятельности.

    Работодатель будет более благожелателен к кандидату, который активно интересуется сферой, в которой ему предстоит работать, а не просто намерен занять первую попавшуюся вакансию.

    Какие вопросы следует задать работодателю

    Когда по окончании основной части собеседования вас попросят задать интересующие вас вопросы, проявите заинтересованность в будущем сотрудничестве. Выясните подробнее, каковы ваши функциональные обязанности и требования к навыкам практической деятельности. Вам важно в точности представлять, какие служебные или производственные задачи будет ставить перед вами руководство. Это позволит избежать нервотрепки и конфликтных ситуаций, когда после начала работы вдруг окажется, что ваш уровень подготовки не соответствует должности.

    Узнайте, если ли в компании перспективы профессионального и карьерного роста. Поинтересуйтесь нынешним положением предприятия на рынке. Не планирует ли фирма расширять свою деятельность и открывать новые представительства? Чем руководствуется начальство, выдвигая работников на повышение? Возможно, для служебного роста потребуется пройти аттестацию или наработать определенный стаж. Дайте понять работодателю, что вы готовы надолго связать свою жизнь с понравившейся вам компанией.

    Задайте вопрос об условиях труда. Это позволит вам лучше представить, каков внутренний распорядок и режим работы на предприятии. Если это имеет для вас значение, уточните, будет ли ваша должность предполагать работу в выходные дни и выезды за пределы города.

    Очень часто необходимость отлучаться в длительные командировки привносит конфликты в семью и нарушает привычный ритм жизни.

    Будьте осторожны, задавая вопрос о заработной плате. Лучше всего дождаться, когда об этом скажет сам работодатель. Если же в ходе собеседования этот момент не был освещен, поинтересуйтесь, на какую зарплату вы можете рассчитывать. Будьте готовы к тому, что работодатель сам спросит вас о том, каковы ваши ожидания в этом отношении.

    Подготовьтесь заранее, выяснив, каков уровень оплаты труда по данной должности в вашем регионе. Обычно этот показатель имеет нижнюю и верхнюю границы. Постарайтесь наметить для себя уровень, которые несколько выше того, на который вы рассчитываете на самом деле.

    Воздержитесь от вопросов в самом начале интервью, поскольку в ходе беседы вы наверняка сможете прояснить большинство интересующих вас моментов. Как правило, сотрудник компании, проводящий интервью, строит разговор так, чтобы все основные вопросы, касающиеся предмета собеседования, были освещены в полном объеме.

    Источники:

    Совет 2: Какие вопросы нужно задать работодателю на собеседовании

    Работодатель строит свое мнение о соискателе на вакансию не только по его резюме, но и по вопросам, которые он задает в ходе собеседования. Чтобы произвести благоприятное впечатление на интервьюера и показать свою заинтересованность в сотрудничестве, выясните в процессе общения все условия и особенности предлагаемой работы.

    В первую очередь уточните функциональные обязанности на позиции, которую вы планируете занять в компании. Возможно, они будут несколько отличаться от того, чем вам приходилось заниматься на предыдущей работе. Желательно также подробно ознакомиться с должностной инструкцией.

    Как потенциальный сотрудник, предварительно соберите информацию о компании, изучите ее историю и виды деятельности, а на собеседовании задайте уточняющие вопросы. Это будет дополнительным свидетельством вашей заинтересованности в работе и повысит шансы занять предлагаемую должность.

    Поинтересуйтесь, является ли вакансия, на которую вы претендуете, новой или открыта в связи с увольнением предыдущего сотрудника. В последнем случае узнайте причины ухода человека, занимавшего эту позицию ранее.

    Следующий важный момент, который следует прояснить в ходе собеседования – возможность карьерного роста, обучения, профессионального развития и прочих перспектив. Такой вопрос говорит о целеустремленности кандидата, что положительно характеризует его в глазах работодателя.

    Уточните, какие задачи необходимо решать на предлагаемой должности и каких результатов будут от вас ждать. Узнайте о возможных трудностях и подводных камнях, которые могут встретиться в процессе работы.

    Обязательно выясните, предполагает ли должность командировки, необходимость работать сверхурочно и выполнять дополнительные проекты. Задайте вопросы о режиме дня: нормирован ли рабочий день в отделе, в какое время сотрудники приходят и уходят, как часто задерживаются, чтобы впоследствии не было неприятных сюрпризов.

    Вознаграждение за труд - очень важный момент, но спрашивать о нем в самом начале беседы нежелательно. После того как работодатель оценит вашу осведомленность и заинтересованность в сотрудничестве с компанией, уточните, из чего будет складываться заработная плата, каким способом и в какие сроки производятся выплаты, делаются ли необходимые отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.

    Поинтересуйтесь, существует ли возможность получения бонусов, премий, система мотивации и штрафов. Выясните, предоставляется ли компанией «соцпакет»: оплаченный полис добровольного медицинского страхования, бесплатное питание, беспроцентные займы, путевки в санатории и оздоровительные лагеря, оплата детского сада, абонемент в спортзал или бассейн и т.д.

    Спросите потенциального работодателя также и об отношениях в коллективе, принятом дресс-коде, стиле общения, корпоративной культуре. Не забудьте осмотреть будущее рабочее место. В конце собеседования уточните у работодателя, когда вы сможете узнать о принятом в отношении вас решении.

    Вместе с тем существует ряд вопросов, которые могут навредить соискателю, поэтому задавать их не стоит: бытовые (где находится курилка, где разогревать еду, как кормят в столовой), когда можно выйти в отпуск, можно ли установить индивидуальный график работы и т.д., а также личные вопросы собеседнику. Все эти нюансы можно будет выяснить после того, как с вами заключат трудовой договор.

    Помните: хуже всего, если соискатель не задает вопросов вовсе, что воспринимается как отсутствие интереса к работе как таковой, к данной компании в целом и вакансии в частности. С большой долей вероятности такую кандидатуру на вакантное место рассматривать не будут, поэтому, идя на

    Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы .

    Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

    С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

    «Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» - фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы вам не приходилось ее произносить, научитесь правильно задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Ведь порой, пренебрегая возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам, разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.

    Кем бы вы небыли, руководителем или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы помогают:

    • Проявлять интерес к личности партнера и собеседника;
    • Обеспечить «взаимопроникновенность», т. е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему;
    • Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие, интересоваться сказанным, проявить снисхождение и показать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
    • Перехватить и удержать инициативу в общении;
    • Перевести разговор на другую тему;
    • Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.

    Чтобы научиться правильно задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.

    ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы самому себе) организует наше собственное мышления и помогает нам формулировать мысли . Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность большинства предпринимаемых нами действий.

    Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что его цель это анализ какой-либо из проблем. Всесторонне разобрать любую проблему (ситуацию) поможет набор, соответствующих вопросов. Существует два варианта вопросов.

    Первый вариант , это семь классических вопросов:

    Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?

    Эти семь вопросов позволяют охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.

    Второй вариант анализа ситуации это набор из шести вопросов:

    • Факты - Какие факты и события, относятся к рассматриваемой ситуации?
    • Чувства - Какие чувства в общем, я испытываю по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют другие?
    • Желания - Что я по-настоящему хочу? Чего хотят другие?
    • Препятствия - Что мне мешает? Что мешает другим?
    • Время - Что и когда надо делать?
    • Средства - Какими средствами я обладаю для того, чтобы решить эту проблему? Какими средствами обладают другие?

    Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуацию с помощью вопросов самому себе, доведите свои мысли до ясности, и только после этого начинайте действовать.

    Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА , заключается в правильных вопросах , которые куда лучше, чем монотонный монолог. Ведь тот, кто спрашивает, является лидером в разговоре. Также с помощью вопросов мы показываем собеседнику свою заинтересованность в беседе и в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним хорошие отношения. Но все это происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.

    Поэтому перед тем как начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам темы). Так, вы обеспечите себе психологическое преимущество.

    Вопросы внешнего диалога могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:

    Закрытые вопросы . Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

    Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.

    Другое дело, когда вы намеренно задаете закрытый вопрос, на который сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?». Для чего это делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования ). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос , и часто слышите «нет» в ответ на наводящие вопросы вопросы, увеличивается вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с противоречий, тогда будет легче добиться желаемого результата.

    Открытые вопросы . Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

    Спрашивайте о фактах, которые помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.

    Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения.

    Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».

    Предложите в форме вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом..?», «Почему бы нам не обратить внимание на такой-то вариант..?», при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».

    Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».

    Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».

    Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,

    Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему это нереально?».

    Характерные особенности открытых вопросов:

    • Активизация собеседника, такие вопросы заставляют его думать над ответами и высказывать их;
    • Партнер по своему усмотрению выбирает, какую информацию и аргументы нам представить;
    • Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении;
    • Партнер становится источником информации, идей и предложений.

    Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и второстепенные, уточняющие и наводящие вопросов.

    Основные вопросы – планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

    Второстепенные, или последующие вопросы - спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы.

    Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы. Люди почти всегда с охотностью вникают в подробности и нюансы своих дел, так что проблемы тут не возникает. Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время как наши собеседники только и ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!

    Наводящие вопросы это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

    Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

    Для того чтобы знать как правильно задавать вопросы , надо иметь представление о всевозможных видах этих вопросов. Применение в деловой и личной беседе вопросов всех видов позволяет добиваться различных целей. Давайте рассмотрим основные виды вопросов:

    Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать на нерешенные проблемы) и не требуют прямого ответа. Такие вопросы также усиливают характер и чувства в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее. Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».

    Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и понимание здесь служит - тишина в ответ.

    Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) бурю эмоций, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие , но и оно иногда необходимо для пользы дела. Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные. Ведь задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросает вызов.

    Сбивающие вопросы переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло. Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.

    Также сбивающие вопросы задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так делать), либо она неудобна.

    Эстафетные вопросы - направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».

    Вопросы демонстрирующие свои знания . Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения. Задавая такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить дать подробный ответ, на ваш же вопрос.

    Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте мне этого! », следует вопрос - «Не поручать вам? А разве есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться? »

    Вопрос «Почему?», примененный в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог бы закончиться даже обвинениями и привести к конфликту. Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.

    Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.

    Вопрос, заполняющий молчание . Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.

    Успокаивающие вопросы оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.

    Предполагает соблюдение следующих правил:

    Краткость сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. А ваш собеседник, в то время когда вы пять минут излагаете свой вопрос, ломает голову, о чем именно вы хотите его спросить. И может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым. Если уж вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

    Чтобы у собеседника, после ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного выхода), звучать он должен в непринужденной форме. Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения - «Можно задать вам для уточнения несколько вопросов?»

    Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника. Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.

    Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что дал вам ответ нужно его заинтересовать, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы в его интересах.

    Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?» или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему в утвердительной форме, а не в форме вопроса.

    Итак, узнав как правильно задавать вопросы , вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы .

    Что бы такого спросить у кандидата, чтобы сразу всё можно было про него понять? «Сразу» и «всё», конечно, не получится, но сайт поделится несколькими полезными тактиками ведения беседы - они помогут выбрать правильного работника.

    Помня о том, что для разных должностей важны разные профессиональные и личные качества, интервьюер должен тщательно готовиться к собеседованию. В любой компании есть определённый уклад работы, а также неписанные правила, нарушение которых может вывести систему из равновесия. Какие вопросы задавать на собеседовании, чтобы выявить, насколько кандидат соответствует требованиям непосредственного руководства и фирмы в целом?

    Чтобы понять, кто перед вами, можно использовать хорошо известные принципы построения беседы при приеме на работу, прибегнуть к новомодным веяниям или углубиться в изучение психологии кандидата. Наиболее проверенными способами являются следующие:

    • Принцип домино: предполагает общие задачи с постепенным углублением в тему. В этом случае кандидата, например, спрашивают о его непосредственных обязанностях и постоянно уточняют детали, сужают тему разговора. Если соискатель не придумывает себе обязанности, он отвечает уверенно, не задумываясь.
    • Принцип круга. В середине или в конце беседы возвращаются к важным вопросам, заданным в начале интервью кандидату, чтобы уточнить детали. По ответам, данным раннее и сейчас, можно определить, насколько честен соискатель.

    Такой вариант интервьюирования уместен всегда, поскольку у рекрутёра совсем немного времени, чтобы понять, кто сидит перед ним, и соответствует ли человек требованиям.

    Стандартные вопросы от работодателя

    В беседе важно выявить разные качества человека, поэтому следует спровоцировать интервьюируемого на разговор в определённом русле. При этом стоит анализировать ответы, чтобы составить правильный портрет соискателя. Следующие вопросы часто задают при собеседовании на работу:

    1. «Расскажите о себе». Этот вопрос не касается каких-то определённых мест биографии, скорее, даёт общее представление о приоритетах человека. Интересным будет соискатель, который излагает информацию о собственном опыте, профессиональных качествах, демонстрирует заинтересованность в вакансии. Если рассказ размытый, а перечисленные факты не имеют отношения к сути собеседования, то человеку либо нечего сказать, либо он просто неуверен в себе и своих силах.
    2. «Почему решили уйти с прежнего места работы?». Причины могут быть самые разные - от недовольства отсутствием карьерного роста до невысокой зарплаты, при этом достойный кандидат никогда не будет отзываться плохо о непосредственном руководителе или о коллективе. Весьма печально, если основанием для ухода стал конфликт, поскольку это характеризует соискателя как человека, пасующего перед трудностями, а также снижает его самооценку.
    3. «Какую зарплату хотели бы получать?». Хороший специалист знает о том, что достоин высокой зарплаты и явно не блефует, озвучивая стоимость своих услуг. Если же кандидат явно завышает уровень желаемой зарплаты, всегда можно охладить его пыл, назвав зарплату намного ниже требуемой.
    4. «Чем привлекает работа в предлагаемой должности?». Умный кандидат заранее знает, что рекрутёры ищут человека, который не только обладает необходимыми профессиональными и личными качествами, но и готов быть полезным для компании, работать в команде, делиться собственным опытом и перенимать его от других.
    5. Поинтересуйтесь у соискателя, каковы его сильные и слабые стороны. Если кандидат озвучивает слишком общие фразы, попросите уточнить и рассказать более подробно. Обычно соискатели с большим удовольствием рассказывают о своих сильных сторонах, но избегают говорить о слабых.
    6. «Расскажите о профессиональных достижениях». Беседа в таком русле заставит соискателя говорить о себе, подчёркивая необходимые для работы качества. Если же претендент говорит общими фразами, то вряд ли его кандидатура заслуживает внимания.
    7. «Назовите ваши профессиональные ошибки». Умный кандидат не станет пасовать, слыша подобный вопрос, поскольку прекрасно понимает, что в работе ошибки могут быть, главное - сделать правильный вывод и больше их не повторять. Странно, если соискатель не может вспомнить такой ситуации: он либо недостаточно самокритичен, либо не признаёт ошибок вовсе.
    8. «Не повлияет ли семейная/личная жизнь на качество работы?». Это распространённый вопрос, который в основном адресован молодым женщинам, у которых уже есть маленькие дети, или же они находятся в том возрасте, когда можно завести семью. Подобная информация нужна лишь в том случае, когда руководство выдвигает определённые требования к трудоустройству молодых женщин и ставит жёсткие условия.

    Выявление жизненной позиции кандидата

    Есть информация, которая поможет раскрыть общие качества кандидата, понять его стремление развиваться, выявить его жизненную позицию, или просто почувствовать настроение. Какие вопросы нужно задавать соискателю на собеседовании?

    1. «Как вы относитесь к жизни?». Этот вопрос философский, но он позволяет выявить, какую жизненную позицию занимает соискатель на должность. Оптимисты убеждены, что в жизни есть место трудностям, и с ними нужно справляться или не принимать близко к сердцу. Они также уверены, что человек строит судьбу самостоятельно и всё может изменить. Пессимисты уверены, что люди злые и всегда готовы подставить, подвести, что нужно держать ухо востро и быть начеку. Такой человек заранее настроен на неудачу и всегда неуверен в своих силах.
    2. Какие вопросы нужно обязательно задавать на собеседовании, чтобы понять, что перед вами стоящий специалист? Спросите у соискателя, сколько собеседований он прошёл за последнее время и от кого получал приглашение. Это позволит оценить, кто из конкурентов заинтересовался кандидатом и предложил стоящую работу. Возможно, такой специалист нужен именно вашей компании.
    3. «Кем вы видите себя через 5-7 лет?». Доказано, что умение планировать и ставить перед собой задачи характеризует людей как целеустремлённых и ориентированных на личный успех. Люди, которые никак не проявляют инициативу, не планируют свою карьеру и будущую жизнь, вряд ли станут выдающимися.
    4. «Что вам бы хотелось изменить на новом месте работы?». Очень коварный вопрос, поскольку подавляющая часть соискателей считает, что необходимо обязательно что-то менять в корне и с радостью об этом рассказывает, не представляя внутренние проблемы компании. Умный кандидат не станет планировать серьёзных изменений, не разобравшись во внутренней структуре компании, не зная её работу в целом.
    5. «Кто может вас порекомендовать?». Это стандартный вопрос, который помогает убедиться в квалификации понравившегося сотрудника, а также лишний раз подтверждает, что у соискателя не было личных конфликтов на предыдущем месте работы.
    6. «Что вам известно о нашей компании?». Безусловно, здесь не следует требовать глубоких знаний о компании. Однако небольшой краткий рассказ о деятельности и видах продукции позволит убедиться в том, что соискатель хотя бы готовился к собеседованию и интересовался, какую работу он может получить.
    7. «Почему вы считаете, что справитесь с этой работой?». Здесь очень важно, чтобы в своих ответах кандидат был достаточно убедительным – именно это качество он должен проявить, рассказав о сильных сторонах и преимуществах перед конкурентами.

    Нестандартные вопросы

    Совсем необязательно вести беседу в классическом русле. Сегодня многие рекрутёры, принимая человека на работу, интересуются самыми необычными, а порой даже странными вещами. Дело в том, что нужно проверить реакцию кандидата на необычный вопрос, возможность логически мыслить или же достойно выходить из создавшихся нелепых или глупых ситуаций. А ведь в обыденной жизни, да и в работе, такое случается нередко.

    Интересно то, что здесь не существует правильных или неправильных ответов и особого внимания заслуживают те кандидаты, которые могут ответить остроумно, не воспринимая рекрутёра с негативом. Можно задать следующие вопросы:

    1. Вы воровали канцтовары у сотрудников по офису?
    2. Сколько человек поместится в этой комнате?
    3. Оцените моё умение вести собеседование по 10-бальной шкале.
    4. Какова жизнь людей в идеальном мире?
    5. Сколько литров спиртных напитков выпивают за одну ночь в городе?
    6. Вы дрались на работе?
    7. Какие песни характеризует ваше отношение к работе?

    Теперь вы знаете, какие вопросы задают при собеседовании на работу, чтобы позволить кандидату максимально раскрыться и избежать возможных ошибок.

    Важной составляющей общения и обучения является умение правильно задавать вопросы. Этому можно научиться. Необходимо верно выстраивать внутренний диалог и изучить основные виды вопросов во внешнем диалоге. Простые упражнения помогут отработать и закрепить этот важный навык.

    Учиться задавать вопросы надо, чтобы:

    • перейти от монолога в общении к диалогу;
    • получить необходимую информацию;
    • перехватить инициативу в общении;
    • выказать внимание к собеседнику;
    • перевести разговор в нужное вам русло.

    Классификация вопросов:

    ✔️ По структуре : простые и сложные/закрытые и открытые

    Простой вопрос не может быть расчленен на элементарные вопросы.

    Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?».

    Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы.

    Закрытые вопросы, целью которых является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет».

    Например, такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»).

    Одним из способ манипуляции собеседником является намеренное задавание закрытых вопросов. Чем больше человек с вами соглашается, то есть отвечает “да”, тем больше он вам доверяет.

    Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа, а требуют от собеседника уточнить или пояснить информацию.

    ✔️ По способу запроса : уточняющие, восполняющие, перефразирование, резюмирование.

    Уточняющие вопросы (или «ли» - вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д.

    Например, «Верно ли, что Иванов успешно защитил дипломную работу?» и т.д.

    Восполняющие вопросы предназначены для получения новой информации. Грамматический признак – вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п.

    Например, «Как заключить договор на оказание юридических услуг?», «Когда было совершено это преступление?», «Что означает слово «брокер»?» и т.д.

    Перефразирование – вопрос с повторением сказанного, но не дословным, а немного изменённым.

    Например, «Другими словами, вы считаете, что…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь…», «Правильно ли я вас понял, что…», «Вы думаете, что…» и т.д..

    Резюмирование – обобщение сказанного во всём разговоре или в его части.

    Например, «Итак, можно сказать, что…», «Если подвести итог сказанного Вами, то…», «Насколько я понял, Ваша основная идея заключается в том, что…».

    Провокационные - задаются с целью вывести собеседника из эмоционального равновесия, чтобы человек выдал ту информацию, которую тщательно скрывает.

    Сбивающие вопросы - переводят внимание в русло интересов спрашивающего.

    Правила постановки вопросов:

    • Вопросы необходимо ставить корректно (вежливо).
    • Вопрос формулируется кратко и ясно.
    • Вопрос должен быть простым, но не примитивным.
    • Должна быть логика постановки вопросов.
    • Необходимо внимательно слушать собеседника.
    • Старайтесь ставить цели урока в вопросительной форме. Сначала сами, потом передайте эту функцию обучающимся.
    • Создавайте искусственно ситуации, в которых необходимо, чтобы обучающиеся обратились к вам с вопросом.
    • Вместе со слушателями анализируйте ситуации, в которых уместно задавать вопросы.

    Например, первым лучше задавать вопрос “Почему?”, потом уже “Зачем?” и “Как?”

    Упражнения для отработки навыка постановки вопросов

    №1. “Простые и сложные вопросы”.

    Группа разбивается на пары.

    На первом этапе работы один из участников задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе – не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.

    На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор либо, прося пояснить, либо перефразируя. Через пять минут участники диалога меняются ролями.

    Между двумя этапами работы надо предусмотреть время на то, чтобы ее участники могли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о возникших у них трудностях. По мере того как участники будут приобретать все большую способность и готовность к самораскрытию, они будут осваивать умение задавать вопросы, предусматривающие больше возможностей для ответов. Умение вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.

    №2. “Обратная связь”.

    Установите обратную связь (табл.1), проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов (по 2 варианта на каждый пункт).

    Таблица 1. Исходные данные для выполнения упражнения

    №3. “Выявление потребностей”.

    Преподаватель берет лист бумаги и пишет на нем фразу. Любую.

    Например:” Девочка пошла в школу в синем платье и с красным рюкзаком”, “Желая переубедить, начните не с разделяющих вас вопросов, а с того, в чем вы согласны с партнером”, “

    Группе необходимо задавать вопросы, чтобы дословно отгадать фразу.
    Показывает эффективность открытых вопросов.

    №4. “Разведка”.

    Делаем акцент на постановку разных типов вопросов.

    Суть упражнения - выяснить у собеседника некую заранее заданную информацию (подготовьте листочки бумаги с написанными заданиями).

    Например, один участник получает задание выяснить у другого какой зубной пастой тот пользуется, а тот в свою очередь должен выяснить есть ли у собеседника дома настенные часы, домашнее животное, огнетушитель. Каждый участник должен приложить максимум усилий, чтобы выяснить нужную информацию и не допустить, чтобы собеседник выяснил его задание.

    Задание выполняется в тройках и в парах, а один всегда наблюдатель.

    50 вопросов, которые освободят ваш ум. Задайте их себе и постарайтесь искренне ответить на них. На эти вопросы нет правильных или не правильных ответов. Но ведь иногда правильно заданный вопрос - уже и есть ответ.

    50 вопросов, которые должен задать себе каждый человек:

      Сколько бы вы себе дали лет, если бы не знали своего возраста?

      Что хуже: потерпеть неудачу или так и не попробовать?

      Почему, если жизнь так коротка, мы делаем так много того, чего не любим делать, и при этом делаем так мало из того, что любим?

      Если работа завершена, все сказано и все сделано, чего было больше - разговоров или дел?

      Если бы вам разрешили изменить только одну вещь в мире, что бы это было?

      Если счастье станет национальной валютой, какая работа сделает вас богатым?

      Вы делаете то, во что верите, или пытаетесь верить в то, что делаете?

      Если бы в среднем человеческая жизнь длилась 40 лет, что бы вы изменили в своей жизни, чтобы прожить ее максимально?

      Насколько вы контролируете то, что происходит в вашей жизни?

      О чем вы больше беспокоитесь: сделать вещи правильно, или сделать правильные вещи?

      Вы обедаете с тремя людьми, которых уважаете и цените. Они начинают критиковать вашего близкого друга, не зная, что вы с ним дружите. Эта критика унизительна и несправедлива. Что вы сделаете?

      Если бы вы могли дать маленькому ребенку только один совет за всю жизнь, что бы вы сказали?

      Смогли бы вы нарушить закон для спасения любимого человека?

      Вы видели безумие там, где позже увидели гениальность?

      Что в этой жизни вы делаете иначе, чем другие люди?

      Как получается, что то, что делает вас счастливым, не делает счастливым всех остальных?

      Что вы очень хотели сделать, но так и не сделали? Что вас останавливает?

      Вы держитесь за что-то, что вам давно пора отпустить?

      Если бы вам предложили навсегда переехать в другую страну, куда бы вы переехали и почему?

      Вы нажимаете кнопку вызова лифта больше одного раза? Вы действительно верите, что это ускорит лифт?

      Кем бы вы хотели быть: нервным гением или счастливым дурачком?

      Почему вы - это вы?

      Если бы вы смогли стать самому себе другом, хотели ли бы вы себе такого друга?

      Что хуже: если ваш лучший друг переедет жить в другую страну, или будет жить рядом, но вы перестанете общаться?

      За что вы больше всего благодарны в этой жизни?

      Что вы выберите: потерять все свои прошлые воспоминания, или никогда не иметь новых?

      Можно ли добиться правды, не сражаясь?

      Ваш самый большой страх стал реальным?

      Вы помните, как были ужасно расстроены лет 5 тому назад? Сейчас это имеет значение?

      Какое у вас самое счастливое воспоминание о детстве? Что делает его таким?

      Какие события из вашего прошлого заставили вас чувствовать себя настоящим, живым?

      Если не сейчас, то когда?

      Если вы еще не достигли этого, то что вам терять?

      У вас было такое, что вы были с кем-то, и ничего не говорили, а затем решили, что это был лучший разговор в вашей жизни?

      Почему религия, которая проповедует любовь, стала причиной стольких войн?

      Возможно ли знать без тени сомнения, что хорошо, а что плохо?

      Если бы вам сейчас дали миллион долларов, вы бы уволились с работы?

      Чтобы вы больше хотели: иметь много работы, которую нужно сделать, или мало работы, но той, которую вам нравится делать?

      У вас есть ощущение, что сегодняшний день уже повторялся сотни раз до этого?

      Когда в последний раз вы начинали активно действовать, имея в голове только зачаток идеи, но при этом уже сильно веря в неё?

      Если все, кого вы знаете, умрут завтра, кого вы навестите сегодня?

      Хотели бы вы обменять 10 лет своей жизни на всемирную известность и привлекательность?

      В чем разница между жизнью и существованием?

      Когда уже наступит время рассчитывать риск, и начать делать то, что вы считаете верным?

      Если мы учимся на своих ошибках, почему мы боимся их совершать?

      Что бы вы могли делать по другому, зная, что никто вас не осудит?

      Когда в последний раз вы замечали звук своего собственного дыхания? А сердцебиения?

      Что вы любите? Последние ваши действия выражали эту любовь?

      За каждый день 5 прошедших лет, вы сможете вспомнить, что делали вчера? А позавчера? А поза-позавчера?

      Решения принимают здесь и сейчас. Вопрос таков: Вы сами их принимаете, или кто-то принимает их за вас?