Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Система управления знаниями в корпорации «Росатом
  • Как забыть какую либо информацию быстро. Как быстро забыть человека. Три методики забывания

    Как забыть какую либо информацию быстро. Как быстро забыть человека. Три методики забывания

    Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний и удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность.

    Римский историк Публий Корнелий Тацит утверждал: «Не во власти человека терять что-то из памяти». По всей видимости, Тацит имел в виду неспособность человека к произвольному забыванию.

    Позволим себе не согласиться с древним римлянином. В самом деле, если есть произвольное и непроизвольное запоминание, произвольное и непроизвольное воспроизведение, то почему считается, что забывание может быть только непроизвольным?

    В мнемонике существуют методы, предназначенные для целенаправленного забывания . Совокупность таких методов называется летатехникой . Этимология данного термина (также как и термина « мнемотехника ») уходит к греческой мифологии. Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Лета, забывали о своей земной жизни. Отсюда происходит выражение - кануть в Лету, что означает быть забытым, бесследно исчезнуть.

    В каких случаях необходимо произвольное забывание? Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако забывание не является однозначно негативным качеством памяти, поскольку полноценное функционирование мнемонических процессов невозможно без такого процесса.

    Летатехнические методы могут быть использованы, по меньшей мере, в двух случаях.

    1. С целью подавления психотравмирующих воспоминаний, особенно тех, которые стали навязчивыми, назойливо повторяющимися.
    2. С целью стирания из памяти информации, которая просто стала ненужной. В частности, при помощи лета-техники можно освобождать мнемонические матрицы от старого, «отработанного» материала для более эффективной «записи» в эту же матрицу новых содержаний.

    В первом случае летатехнические методы обретают психотерапевтическую направленность. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний.


    1. Подавление

    Чаще всего воспоминание о чем-либо неприятном становится обсессивным (болезненно навязчивым) из-за антиципированной тревоги: человек начинает бояться, что психотравмирующие воспоминания вновь начнут «всплывать» из памяти и чем больше он этого боится, тем навязчивее и ярче они становятся.

    Для снятия мнемонических обсессий можно использовать упражнение, которое называе тся «горящее письмо». Упражнение выполняется следующим образом:

    Человек, обсессивно травмируемый каким-либо воспоминанием (или группой воспоминаний), подробно описывает на бумаге эти воспоминания; их можно представить в виде мысленных картин, движущегося видеоряда или видеофильма (здесь может пригодиться школьный опыт написания «сочинения по картине»). Этот процесс может быть неприятным, но сам он часто производит психотерапевтический эффект: человек не подавляет воспоминания, включая всевозможные защитные механизмы, а, описывая их, освобождается от этих воспоминаний. Затем листок бумаги с воспоминаниями помещается на огнеупорную основу (к примеру, в пепельницу) и поджигается. В этот момент важно смотреть на огонь, видеть, как сгорают переживания, касающиеся тех или иных событий прошлого, как превращаются в пепел и рассыпаются психотравмирующие воспоминания. Все негативное сгорело в пламени! Пепел выброшен в окно и развеян по ветру!

    Конечно, такое упражнение не приведет во всех случаях к обязательному элиминированию (удалению) из памяти негативных воспоминаний так, что их будет невозможно вспомнить. Смысл упражнения заключается в том, что оно позволяет человеку стать хозяином своих воспоминаний . Он может в любой момент перенести их на бумагу и сжечь, а значит, перестает их бояться. Если человек перестает бояться воспоминаний, то они перестают приобретать навязчивую форму и, в конечном итоге вовсе перестают приходить.

    Нередко, при хорошо развитом воображении, человек действительно может с помощью «горящего письма» полностью и безвозвратно уничтожить какие-либо нежелательные воспоминания. Огонь магнетически действует на человека, оказывая катарсический, «психоочищающий» эффект. Еще со времен Homo habilis («человека умелого») огонь играл роль первого в человеческой истории психотерапевта: смотря в огонь человек, по сути, проходил психотерапевтический сеанс, освобождаясь от своих тяжелых мыслей и очищаясь от «первобытных стрессов». Если человек способен ярко вообразить, что сгорает не только бумага, но и его воспоминания, то он не сможет их воспроизвести даже при желании. «Я пытаюсь вспомнить, но не могу, вижу только рассыпающийся пепел» - так иногда говорят после выполнения этого упражнения.

    Еще одно эффективное упражнение называется « телевизор » . Такое упражнение часто используют в психотерапии. Выполняется оно так:

    Человек старается максимально ярко воспроизвести свои негативные переживания, представляя их на экране большого телевизора. Затем он мысленно берет пульт и выключает звук. После этого вновь просматривается исходный «фильм», но уже без звука. Теперь выключается цвет; «фильм» снова просматривается, но в черно-белом режиме. Те же самые манипуляции производятся с контрастом и яркостью. В конце концов, изображение полностью исчезает. Человек хочет просмотреть «фильм» снова, но видит только темный экран. Для усиления эффекта в своем воображении можно вытащить вилку из розетки и выбросить телевизор в окно.

    Если травмирующие воспоминания не трагичны, а просто неприятны, то с помощью упражнения «телевизор» можно превратить их в комедию и посмеяться над ними. Там, где есть искренний смех, нет места неврозу. Представьте, что неприятные события, которые когда-то произошли с вами, записаны на видео. В своем воображении можно просмотреть «запись» на большой скорости, пустить ее в обратную сторону, включить замедленный режим, остановить в режиме «стоп-кадр». Попробуйте мысленно наложить на «запись» веселую музыку, ввести в «запись» комичные персонажи. Если вы сможете стать режиссером своих воспоминаний, то вы будете управлять ими, а не они вами.

    Данное упражнение также не гарантирует абсолютного забывания, но оно помогает перестать бояться воспоминаний . Устраняя страх перед неприятными воспоминаниями, мы устраняем причину их обсессивных появлений.

    2. Удаление

    Другая стратегия летатехнических методов направлена на удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность и загромождающей «архив». К примеру, можно освобождать мнемонические матрицы от использованного информационного содержания с тем, чтобы заполнять их новым материалом. Рассмотрим некоторые летатехнические методы, позволяющие это делать.

    Один из наиболее простых методов носит название «летатехническая тряпка» .

    К примеру, мы заполнили какую-либо мнемоническую матрицу (дорогу, комнату, «алфавит» и т. п.) рядом слов, а точнее - рядом образов, сформированных на основе слов. Стереть эти образы можно обратным по отношению к их созданию способом. Обращаемся к «месту» № 1 матрицы, где находится образ или образная группа. Мысленно берем большую влажную тряпку и стираем этот образ. «Место» № 1 остается, мы продолжаем видеть его во всех подробностях, но оно пустое, свободное и на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Затем мы последовательно, от «места» к «месту» проходим по всей матрице и аналогичным способом стираем все остальные образы. Если какие-либо образы неэтично или нехорошо стирать тряпкой даже мысленно, то тогда как можно ярче представляем, как эти образы исчезают сами собой. Они растворяются как утренний туман, или же просто уходят.

    Нужно отметить, что такой метод оказывается неудобным в тех ситуациях, когда мнемонические матрицы достаточно большие. Для последовательного стирания информации с каждого отдельного «места» потребуется слишком много времени и сил. В таки х случаях целесообразно воспользоваться методикой забывания С. В. Шерешевского.

    Будучи профессиональным мнемонистом и выступая на эстраде перед публикой с интеллектуальными аттракционами, Соломон Шерешевский был вынужден не только запоминать огромные ряды слов, цифр, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед очередным сеансом. Иногда за один день Шерешевский выступал с несколькими концертами в одном и том же зале, используя одну и ту же матрицу.

    Вот как он это делал: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы. Поэтому я мысленно стираю доску и как бы покрываю ее пленкой, которая совершенно непрозрачна и непроницаема. Эту пленку я как бы отнимаю от доски и слышу ее хруст. Когда кончается сеанс, я мысленно снимаю пленку... Я разговариваю, а в это время мои руки как бы комкают эту пленку». Таким образом, Шерешевский стирал информацию сразу со всего пространства мнемонической матрицы, а не с каждого отдельного ее «места».

    В тех случаях, когда такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Шерешевский прибегал к парадоксальным на первый взгляд способам летатехники - к записи на бумаге той информации, которая подлежала забыванию : «Для того чтобы запомнить, люди записывают... Мне это было смешно, и я решил по-своему: раз он записал, то ему нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что нет необходимости помнить. .. И я начал применять это в маленьких вещах: в телефонах, в фамилиях, в каких-нибудь поручениях».

    Здесь мы находим очень важную мысль: «Если записал, то нет необходимости помнить» . Это одна из причин, по которой большинство людей считают свою память плохой. Стремясь зафиксировать важную для себя информацию, человек как правило не запоминает ее, а записывает. Тем самым, больше записывая, он меньше пользуется своей памятью . Не получая необходимой нагрузки память все меньше и меньше работает, а это прямой путь к ее атрофии. В конечном итоге, человек приходит к выводу, что его память никуда негодна, хотя сам же и загнал себя в этот амнестический тупик.

    Доверяйте своей памяти: постарайтесь не пользоваться записными книжками, «нагружайте» память так, чтобы она имела возможность работать, и она никогда вас не подведет. Записывайте что-либо только тогда, когда вам это необходимо забыть!

    Процесс освоения мнемонических (равно как и летатехнических) методов протекает в полном соответствии с законами диалектики Гегеля. В какой-то момент количественное накопление навыков произвольного запоминания и произвольного забывания приводит к качественному скачку, к «мнемоническому озарению», позволяющему запоминать и забывать без использования специальных методов, только за счет волевых установок.

    Таким образом, для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости, поскольку качество мнемонических процессов обеспечивается взаимосвязью всех четырех функций памяти.


    3. Упражнение

    Выберите какое-нибудь неприятное воспоминание (для данного упражнения достаточно представить, например, страшный эпизод из фильма ужасов) и мысленно осуществите с ним следующие манипуляции:

    Представьте, что Вы видите это событие (или фрагмент фильма) на экране кинотеатра. Измените размер «кадра». Сделайте его формат длинным и узким. Теперь попробуйте максимально увеличить размер. После этого уменьшите изображение до размеров точки.

    Верните изображение до исходных размеров. Сделайте его как можно более ярким и цветным. Теперь уменьшите интенсивность цвета до черно-белого. Представьте изображение только в зеленом цвете. Затем - в синем. В оранжевом.

    Постарайтесь уменьшить контрастность изображения до полной неразличимости фигур и фона.

    Попробуйте «запустить» изображение в обратную сторону. Остановите «кадр». Теперь просмотрите изображение, варьируя скорость просмотра несколько раз от очень высокой до очень медленной.

    «Озвучьте» изображение. Сделайте звук максимально громким. Постепенно уменьшайте громкость звука до его полного исчезновения.

    Восстанавливаем все исходные параметры изображения: цвет, яркость, контрастность, скорость, звук. Плавно выключаем звук. Останавливаем изображение. Снижаем интенсивность цвета, яркости. Убираем контрастность до полной «размытости». Отключаем изображение. Остается белый экран. Сводим его до размеров белой точки. Точка рассеивается в воздухе как колечко дыма. Воспоминание исчезло...

    Воспоминание - это не одномерная мысль или идея. Это сумма впечатлений от конкретных событий вашего прошлого. Вы запоминаете не точку во времени, а множество чувственных деталей.

    Например, если вы постараетесь вспомнить приятный день, проведённый на пляже в детстве, в памяти возникнет не только изображение реки. Вы вспомните, каким тёплым был песок, запах ветра и вкус мороженого, купленного в киоске через дорогу.

    Любое из этих ощущений может стать триггером. Когда вы купите пломбир, похожий по вкусу на тот самый, из детства, вы вновь перенесётесь в жаркий день на речном пляже.

    Таким образом, воспоминания неотделимы от контекста.

    2. Как управлять воспоминаниями?

    Контекст - самый важный фактор для того, кто хочет научиться управлять своими воспоминаниями. Ведь с его помощью можно закрепить воспоминание. Чем шире и ярче контекст, тем сильнее мы запоминаем событие.

    Вернёмся к воспоминанию про жаркий день на пляже. Желательно, чтобы вы детали, обстановку, эмоции и чувства. Тогда будет сформирован контекст.

    Если вы помните лёгкое течение речной воды, тёплый песок побережья, раскалённый асфальт дорожки рядом с вашим зонтиком и сливочный вкус пломбира, воспоминание об этом дне останется очень ярким и полным на долгие годы. Чем шире контекст, тем разнообразнее опыт. Именно его мы воскрешаем в памяти, когда вспоминаем о жарком дне, проведённом в детстве.

    Итак, если мы знаем, как использовать контекст для создания воспоминания, можем ли мы найти способ стирать себе память?

    3. Как можно стереть воспоминания?

    Стратегия забывания может быть такова: позволить себе забыть отдельные детали события, чтобы уничтожить воспоминание полностью.

    Чтобы проверить это предположение, учёные провели исследование, в котором приняли участие две группы человек. Они должны были выучить слова из двух отдельных списков и одновременно смотреть на фотографии разных пейзажей, чтобы создать контекст воспоминания.

    Одной группе велели подойти к заданию очень тщательно: выучить наизусть первый список слов и только после этого переходить ко второму. Испытуемых из второй группы попросили сначала выучить слова, а потом забыть их. Затем волонтёрам нужно было повторить, что они запомнили.

    Активность мозга участников эксперимента изучалась с помощью функциональной МРТ. Оказалось, что у испытуемых, которые забывали выученные слова, наблюдался гораздо меньший уровень активности той части мозга, которая отвечает за обработку изображений. Эта группа участников просто позволила словам и изображениям выскользнуть из памяти.

    Когда мозг пытается запомнить слова, факты, изображения, он постоянно работает над созданием контекста. Когда мозг пытается что-то забыть, он изначально отвергает контекст и абстрагируется от него. Потому воспоминание создаётся с трудом и существует недолго.

    Если вернуться к примеру с пляжем, можно сказать так: чтобы забыть этот день, вам стоило бы специально стараться забыть вкус пломбира и горячий песок под ногами.

    4. Можно ли удалить воспоминание полностью?

    Работает ли этот метод всегда и на все 100%? Конечно же, нет. Говорить, что учёные открыли волшебный способ забывать, как в фильме «Вечное сияние чистого разума», нельзя. Мы знаем о мозге и слишком мало и не умеем стирать воспоминания.

    Забывание очень полезно. Мы можем использовать его для того, чтобы легче пережить травматический опыт или болезненное событие. Забывание необходимо, чтобы очищать мозг от ненужной информации.

    В эксперименте участники запоминали и забывали простые вещи: слова и картинки. Реальное воспоминание - это десятки деталей и чувственных впечатлений, поэтому стереть его не так уж и просто. Но это исследование - первый шаг в начале очень интригующего и манящего пути.

    Похоже, мы можем понять, как забывать неприятные и ненужные вещи. Что ещё важнее, мы научимся запоминать счастливые дни и моменты на всю жизнь.

    Что делать, когда неприятные картины из прошлого встают перед глазами как живые, но уже в настоящем? Как перестать прокручивать в голове доводящие до исступления эти изматывающие воспоминания?

    МЕХАНИЗМЫ ЗАПОМИНАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ

    Человеческая память так устроена, что запоминается сильнее всего эмоционально окрашенные моменты жизни, и именно то, что более актуально и значимо для человека. До тех пор, пока неприятные воспоминания не потеряют свой эмоциональный заряд, то есть пока не станут нейтральными, они продолжают влиять на нас.

    На скорость процесса «забывания» сильное влияние оказывает и индивидуальные особенности человека. При прочих равных условиях человек с оптимистическим складом личности, жизнерадостный и бодрый обгонит пессимиста в этом процессе.

    На сегодняшний день нет единой теории механизма памяти.

    Если рассматривать физиологический подход, то в основе его лежит свойство нервной ткани сохранять в себе следы нервного возбуждения, образуются временные нервные связи, которые сохраняются, угасают и оживляются при определенных условиях.

    В последнее время появляется много сторонников теории, что наши воспоминания находятся не только в нейронных сетях мозга, а представляют собой некие энергетические волны.

    КАК УСКОРИТЬ ПРОЦЕСС "ЗАБЫВАНИЯ" ПЛОХОГО?

    Первое , что необходимо сделать – это осознать, что постоянно извлекая из памяти эти образы, воспоминания вы только укрепляете их, бездумно наполняете их энергией, благодаря которой они будут продолжать жить в вашем мозге, в вашей душе еще долго.

    Второе , что нужно сделать – это дать выход этой энергии, снять эмоциональный заряд, превратить воспоминания в нейтральное знание. А вот чтобы это произошло, для этого, как ни странно может прозвучать, необходимо сознательно оживить эти события прошлого. Но делать это под особым контролем.

    ТЕХНИКА "ЗАБЫВАНИЯ"

    1. Как бы вас не одолевали плохие мысли в течение дня, выделите для этого четко определенное и ограниченное время, для начала 30 минут в день, назовите это время «час воспоминаний» . В остальное время берите под контроль и гоните прочь весь этот негатив. Постепенно это время будет сокращаться.

    2. «Ловите» воспоминания сразу, как только они возникают. Вы что-то делаете, где-то находитесь и вдруг… внезапно возникают образы, неприятные мысли, замрите, остановитесь, остановитесь полностью, не двигайтесь, осознайте этот момент, станьте свидетелем того, как это происходит. Полминуты, которые у вас будут, должны быть направлены на осознание того, что запланированный «час воспоминаний» еще не наступил. Дальше направьте свое внимание на то, что может вас отвлечь.

    3. Если хаос в голове одолевает особенно сильно, пробуйте тантристскую практику «Без головы» . Заключается она в том, что нужно ходить и думать, что у вас больше нет головы, только тело. Постоянно помнить, что головы нет. Визуализировать себя без головы. Повесьте зеркало так низко, чтобы, когда вы в него смотрите, вы не могли бы увидеть голову, а только тело. Попробуйте испытать удивительную тишину и невесомость, ведь головы то у вас нет.

    4. Уберите из вашего пространства максимально возможное количество предметов, которые «запускают» механизм памяти. Внешние раздражители оживляют следы нервного возбуждения почти мгновенно.

    5. Во время «часа воспоминаний» сбрасывайте эмоциональный заряд своей памяти. Это можно делать, например, такими способами.

    «МАКСИМУМ НЕГАТИВА»

    В течение 30 минут дайте волю своим воспоминаниям на полную катушку. Будьте в одиночестве, выключите свет, отключите телефоны, включите очень грустную музыку.

    Вспоминайте сцены прошлого, все детали, все нюансы, не позволяйте себе останавливаться, не позволяйте себе никакого даже намека на хорошее настроение. Кричите, плачьте, стоните, вопите, только не останавливайтесь.

    Скоро вы обнаружите, что оставаться долго в таком состоянии очень трудно, так как вы это делаете сознательно и вы в этом не теряетесь и не растворяетесь.

    Через 30 минут внезапно выйдите из негативности. Зажгите свет, включите красивую веселую музыку и танцуйте в течение 20 минут. Потом примите душ. Он смоет весь негатив, и это вас очистит.

    «КОЛЕСО ВРЕМЕНИ»

    1. Возьмите белый лист бумаги обычного формата (А4) и нарисуй­те на нем круг диаметром 7 - 9 см. Круг -совершенная мандала времени, не имеющего ни начала, ни конца и вмещающего любую возможную форму существования и содержание чело­веческого переживания.

    2. Нарисуйте в нем красный огненный крест, который является символом смерти и возрождения.

    3. Прикрепите этот лист перед собой на расстоянии 20 - 25см. В течение 3 - 5 минут пристально смотрите в этот круг.

    4. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов расслабления.
    Вспомните первую ситуацию, когда вы испыта­ли острое негативное чувство: шок, страх, обиду… Когда это происходило, каковы жизненные обстоятельства, что вас окру­жало, что или кто вызвал это чувство…

    5. Когда вы полностью вошли в эту ситуацию - в мыслях, чув­ствах, образах, телесных ощущениях, - откройте глаза и по­пробуйте представить, увидеть, почувствовать ее в круге. Затем медленно сотрите эту ситуацию движением креста по ча­совой стрелке.

    6. Закройте глаза - сделайте глубокий вдох, выдох и вспомните вторую ситуацию, когда вы испытали острое негативное чув­ство: страха, обиды, вины…Сделайте с этой ситуацией то же самое - проверните колесо времени и освободитесь от бремени тяжелого воспоминания. Затем вспомните третью ситуацию, четвертую… седьмую… и с каждым поворотом огненного меча приближайте колесо време­ни к настоящему моменту…

    Жизнь − сложная и яркая штука, с массой разнообразных моментов и пересечением с судьбами тысячи людей. И каждый раз те или иные моменты западают в душу. Если это что-то положительное, оно дает силы, если же плохое, то, наоборот, отбирает. Негативные воспоминания еще имею такое свойство – разъедать душу и, словно ком, накручивать обиды. И вот для того чтобы просто жить дальше, нужно учиться забывать плохое, выбрасывать его и жить новым днем.

    Генеральная уборка

    Как ни странно, начинать нужно с уборки дома. А уже потом сделать уборку в голове . Нужно залезть в каждый шкафчик и коробочку, перетряхнуть вещи и документы и оставить дома только действительно нужное. Не стоит хранить подарки и вещи тех людей, с которыми у вас возникают отрицательные эмоции. Выбросьте все, что подарили вам бывшие, все совместные фото и билеты от поездок. Пусть в доме освободится место для нового.

    Перебирая вещи, прорабатывайте в себе воспоминания, вспомните не только плохое, но и хорошее, поблагодарите мысленно людей за то, что они были в вашей жизни, поблагодарите вещи за верную службу. А затем представьте, что вместе с вещами вы уносите из дома весь накопившийся за годы негатив. Вот и все: чистота в доме, чистота в душе.

    Научитесь медитировать

    Медитация – это не просто специальная поза и божественная музыка, это способность уходить в себя на некоторое время, гармонизировать свои мысли и чувства. Пусть это будут получасовые мысли о добре, процветании и любви. Настраивайте себя на хорошее, светлое и позитивное.

    Больше времени проводите на природе, отвлекаясь от внешних проблем. Не зацикливайтесь на обидах, будьте спокойны и уравновешенны. Хамят и ругаются только несчастливые и недолюбленные люди , поэтому всегда будьте выше этого и не обращайте на них внимание. А если уж что-то сильно задело, то сядьте, напишите все это на листе бумаги, выскажите все свои чувства и сожгите этот листок, представляя, как пламя съедает все плохое.

    Не принимайте и прощайте

    Верно говорят, что пока вы не приняли негатив других людей, то он вас не касается. Вы имеете право быть счастливыми и любимыми, если даже вокруг все ноют и жалуются. Каждый сам выбирает, как ему жить и что чувствовать.

    Если же люди насильно пытаются вас обидеть или уже обидели, то простите их и больше не прокручивайте в голове эту ситуацию. Умея прощать, мы обретаем великую силу любви и понимания, которая помогает быть источником света в этом мире даже в самые темные времена.

    Сегодня у нас будет очень интересный практический урок.

    Я научу вас, как вызывать у людей краткосрочную потерю памяти. Этот феномен вы сможете использовать, чтобы отвлекать своих собеседников от нежелательных тем в разговоре, ненужных мыслей. А если захотите, то можете просто развлечься, сбивая у оппонентов заготовленный сценарий общения с вами.

    Для начала несколько слов о том, как работает наша память.

    Память связана с состоянием

    Воспоминания о событиях тесно связаны с соответствующими состояниями и переживаниями. Например, из памяти часто вытесняются неприятные нам вещи. С другой стороны, существует эффект спонтанной амнезии, когда людям сложно вспомнить, что с ними происходило в момент измененного состояния сознания. Будь то гипнотический транс, сновидение, экстремальная ситуация или просто пьяная вечеринка.

    Человек вспоминает по ассоциациям

    Как правило, каждое наше воспоминание влечет за собой другие, связанные воспоминания. При достаточной тренировке вы можете даже вспомнить весь прожитый день, последовательно вытягивая из памяти одну картинку за другой.

    И в этом кроется и наша сила, и наша слабость. Потому что, если связь между событиями отсутствует, то лента ассоциаций может легко оборваться. Вспомните, как неожиданный телефонный звонок выводил вас из строя, заставляя вспоминать, куда вы собирались идти и что хотели сделать.

    Еще одна слабость ассоциаций – если в течение дня произошли два примерно одинаковых события (или вы просто весь день провели в одной комнате за рабочим столом), то вашим ассоциациям будет просто не за что цепляться. Все одинаковое.

    Существуют даже специальные тесты на проверку памяти. Человеку предлагают запомнить и воспроизвести цепочку слов. Обычно это не вызывает особых трудностей. Но если слова в ней повторяются… Если повторяются целые цепочки слов… То ошибиться становится очень легко. Для каждой повторяющейся цепочки мозг будет вспоминать несколько вариантов продолжения, что порядком запутает его.

    Законченное действие забывается чаще, чем незаконченное

    Согласно легенде, этот эффект впервые был подмечен в ресторане, в котором работал официант, который помнил без записи все свои заказы. Пока по ним не расплатились…

    Начало и конец сообщения запоминаются лучше, чем середина

    Почему – неизвестно. Просто так устроена человеческая память.

    Запоминается то, что привлекает внимание

    И напротив. Если человека отвлечь от какого-то объекта, – тот его быстро забудет.

    Лучше всего это видно на контрасте. Например, если вы, в отличие от вашего приятеля, хорошо разбираетесь в авто, то вы наверняка лучше запоминаете марки машин, встречающихся вам на дороге.

    С другой стороны, если вы многократно были в каком-то месте и для вас там все знакомо и обыденно, то вы запомните гораздо меньше подробностей, чем тот, кто попадет туда впервые и будет с любопытством все разглядывать.

    Зная эти особенности работы памяти, мы можем сознательно провоцировать забывание у людей с помощью специальных техник. Существует две группы таких техник: структурирование амнезии и внушение амнезии.

    Структурирование амнезии

    В данном случае вы строите свою речь таким образом, что особенности работы памяти собеседника начинают работать на вас.

    Люди обычно запоминают начало и конец, поэтому информация в середине разговора может легко затеряться. Память работает по ассоциациям, поэтому никак не связанные с основной темой разговора слова трудно вспомнить. Люди избегают лишнего напряжения и поэтому стремятся запоминать только суть полученной информации. Все остальное – отметается.

    Исходя из этих предпосылок, можно выделить следующие методы структурирования амнезии: ритуал, закольцовка, разрывы и перескоки, стволовая линия.

    1. Ритуал

    Мы совершаем одни и те же действия и в начале, и в конце разговора. Например, смотрим в глаза и говорим, что сегодня замечательный день. Или наливаем в стакан воду и пьем. Или снимаем часы и кладем на стол. Или говорим: «Мы рады сотрудничеству с вами». Или... Абсолютно одинаково. Жест в жест. Тон в тон. С тем же выражением лица. В той же позе. И в начале, и в конце. То, что между ними, легко забудется.

    Вы можете повторять этот ритуал не только в начале и конце разговора, но и несколько раз в его середине. Что при этом произойдет? Цепочка ассоциаций собеседника начнет работать против него. Ему будет трудно воспроизвести, что за чем следовало. Вспоминая ваши действия, память человека будет подсовывать ему разные варианты продолжения. В итоге в его голове все запутается и перемешается, что вам и нужно.

    2. Закольцовка

    Как и в предыдущем методе, мы прячем свои внушения (которые нужно помочь человеку забыть) в середине повествования, а края рассказа оформляем особым образом.

    Вот несколько примеров.

    Сняли пиджак – поговорили – надели пиджак.
    Начали рассказывать какую-то историю – отвлеклись – сообщили информацию «между прочим» – закончили рассказ истории.
    Открыли папку – достали документы – поговорили – убрали документы – закрыли папку.

    Чтобы понять целостность процесса, подсознанию объекта воздействия будет нужно выбросить из сознания промежуточную беседу. Опять же, речь не идет о том, что наш собеседник обязательно ее забудет. Мы всего лишь максимально затрудняем человеку возможность восстановления цепочки событий.

    3. Разрывы и перескоки

    Резкая смена темы разговора, отвлечения «кстати», неожиданные вопросы, а также встроенные техники замешательства разрывают цепочку ассоциаций, и даже при большом желании человеку будет сложно восстановить все в памяти.

    Вспомните, как профессиональные переговорщики любят задавать совершенно отвлеченные вопросы (возможно даже личного плана) или высказывать придирки не по теме, чтобы заставить вас забыть о подготовленной заранее линии аргументации.

    Послушайте хороших рассказчиков. Обычный рассказ мастера разговорного жанра содержит до десятка причудливо переплетающихся историй. И хотя слушать все это потрясающе интересно, вспомнить и тем более воспроизвести такое повествование очень непросто.

    Есть, кстати, и еще один – довольно мощный – прием провокации амнезии. Он основан на идее рычажного наведения транса. Вы начинаете какой-то рассказ, но, заметив, что ваш собеседник на секунду отвлекся, выбрасываете из своего рассказа небольшой фрагмент и продолжаете его с другой точки. С обыденным выражением лица. Как ни в чем не бывало. В результате созданная вами «как бы амнезия» спровоцирует появление реальной амнезии.

    4. Стволовая линия

    Мы выделяем в разговоре основную сюжетную линию и четко ее обозначаем. Например, мы обсуждаем общие планы. Или говорим о фасонах одежды. При этом мы время от времени отвлекаемся на «второстепенные» темы, но неизменно возвращаемся к стволовой линии. И если через некоторое время вашего собеседника спросят, о чем вы с ним общались, ответ будет простой и ясный: он вспомнит основной сюжет.

    Техники внушения амнезии

    Внушение амнезии выполняется аналогично любым другим внушениям. Иными словами, наряду со стратегическими внушениями (на новые убеждения, мысли, желания…) вы даете человеку и служебные внушения: на углубление транса, на доверие к нам, на фиксацию внимания человека на ваших словах, и, разумеется, на забывание. Это реализуется с помощью следующих приемов:

    1. Прямое внушение

    Слово «Забудь!». Однократно. Бегло. Не придавая значения. С переходом к следующей теме. Это очень важно. Иначе человек невольно задастся вопросом: «А с чего это ему нужно, чтобы я это забыл?!». И запомнит. А надо, чтобы забыл.

    На самом деле, прямое внушение на амнезию довольно распространено. Вот вы брякнули что-то, не подумав. Собеседник: «Что?». Вы: «Ничего, забудь!». И если вы бросаете это с должной небрежностью, человек действительно забывает ваши слова.

    2. Упоминание

    Это одно из забавных творений Милтона Эриксона. Если он хотел спровоцировать у своих пациентов амнезию, то еще непосредственно до погружения их в гипнотический транс он несколько раз под разными предлогами упоминал забывание. И он чего-то там забывал. И родственники его забывали. И клиенты забывали. И теперь даже если в процессе самого наведения транса вы забудете внушить амнезию, она все равно произойдет.

    Не бойтесь, что люди забудут сделать то, что вы им внушили. Сделают обязательно. И непроизвольно. Особенно если забудут при этом, что это было ваше внушение.

    В качестве отличного примера, характеризующего данный прием, можно привести видео с участием Дерена Брауна, когда тот в сопровождении телекамеры подходил к какому-либо пассажиру в метро и говорил примерно следующее: «Здравствуйте. Мы снимаем фильм о метро. В фильме рассказывается, как вдруг внезапно человек может забыть станцию, на которой ему надо выходить… Раз – и забыл! Вот вы, к примеру, на какой станции выходите?» .

    Еще примеры:
    – Чуть не забыл, скажите мне…
    – Люди склонны забывать.
    – Вася забыл тебе сказать, что…

    И еще один пример:

    «Вы знаете, со мной недавно произошла очень интересная история. Я был на одном деловом приеме и беседовал с Петром Петровичем и его знакомыми об особенностях производства пушнины. Когда я повернулся, то увидел симпатичную девушку. Она стояла возле окна с бокалом мартини в руках. Я был достаточно увлечен беседой, но, увидев ее, понял, что раньше встречался с ней. Беседа продолжалась, мы разговаривали на разные темы, а у меня в голове крутилось только «Где же я ее видел?». Когда я повернулся через пять минут к тому месту, где она стояла, ее уже не было. Я стал невпопад отвечать на вопросы собеседников, потому что мучительно пытался вспомнить ее имя. У меня ничего не получалось. Я даже стал волноваться по поводу своей памяти. Я понял, что напрочь забыл имя этой девушки, и где мы с ней встречались. Я решил расслабиться и сказал себе: «Да, я не помню ее имени и, где мы с ней встречались. Но ведь это неважно. Все, что важно, я помню, а все, что неважно, я могу и забыть. Моя голова это не компьютер». После этого мне стало легче, и я с удовольствием снова включился в беседу. Ну, вы понимаете, что иногда можно написать что-нибудь на листке бумаги, а потом вырвать этот листок из блокнота и напрочь забыть, что там было написано. Через несколько дней, сидя на работе и просматривая анкеты кандидатов на одну из вакансий в нашем отделе, я наткнулся на ее фотографию. И еще раз сказал себе: «Как хорошо, что мы не должны помнить все мелочи и детали того, что с нами происходит...».

    3. Метафоры забывания

    Мы описываем образы, которые метафорически настраивают подсознание собеседника на забывание. Это образы стирания, исчезновения, ухода...

    Примеры:
    – река уносит все, что в нее попадает;
    – удаление файлов на компьютере;
    – стирание с доски и др.

    У метафор есть интересное свойство. Даже если человек «в теме» и отлично осознает, что вы рассказываете ему метафору на забывание, он вероятнее всего запомнит саму метафору, но не содержание разговора. Если, конечно, он не слишком опытный…

    4. Неважность

    Мы маркируем целевое внушение как неважное. Лучше всего это делать через отсутствие хоть какого-то невербального выделения основной информации из фонового потока. Еще можно давать ключевую информацию (не обозначая ее значимости) в неофициальное время. Во время перекура. Или за чаем. Или в процессе беседы ни о чем. Другими словами, мы позволяем нашим внушениям затеряться среди информационного шума. Они от этого только выигрывают. Как это работает, думаю, понятно. Это один из законов работы памяти: сознание не любит помнить неважное, оно предпочитает заниматься только важным. Вот и хорошо.

    5. Подразумеваемая противоположность

    Мы берем отвлекающий предмет (или тему разговора) и делаем так, чтобы человек запомнил именно его. В результате он забудет все остальное.

    Представьте, что вас попросили внимательно отслеживать, сколько слов на букву «к» встретится в речи оратора. Много ли вы запомните из содержания этой речи?

    Другой пример: чем лучше видна грудь, тем хуже запоминается лицо.

    Когда вы приходите на переговоры, внимание вашего оппонента будет приковано ко всем пассажам, касающимся непосредственной темы переговоров. Именно поэтому у вас появляется хороший шанс пробросить внушения на другие темы. Которые ваш оппонент, скорее всего, и пропустит, и забудет, и реализует.

    Еще мы помним, что важным воспринимается (и запоминается) то, с чем связаны сильные эмоции. Поэтому мы активно провоцируем эмоции в отношении отвлекаюшего предмета. Того, что собеседник должен запомнить. Вместо того что мы ему внушаем. Иногда можно и скандал в правильном месте устроить. А то и сексом кое-кого от кое-чего отвлечь.

    Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что провокация амнезии – дело техники. И то, что все эти приемы достаточно обыденны, говорит лишь об их эффективности.

    В завершение урока я предлагаю вам для закрепления материала посмотреть небольшое видео, и постараться определить, какую технику провоцирования амнезии использовал главный герой. Напишите свой ответ в комментариях к уроку.

    P.S. Надеюсь, вы обратили внимание, что приведенные выше техники можно очень эффективно использовать для того, чтобы заставить человека забыть внушение, которое вы в него вложили. Поэтому особенно ценной эта информация будет для владельцев курса "Практика скрытого гипноза" . Если объект воздействия не вспомнит ваши внушения, он не сможет им сознательно сопротивляться.

    Здесь, кстати, важно человеку в нужный момент подыграть. Когда он придет к вам, чтобы рассказать о своей новой замечательной идее, не стоит напоминать ему, что именно вы ему ее подкинули. Лишнее это.