Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Русский язык и мы Интересные презентации по русскому языку
  • Как составить резюме: наши советы соискателям
  • Сеть постаматов и пунктов выдачи PickPoint, Россия - «~Постамат PickPoint
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Подготовка руки к письму 5 6. Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости. Каплетерапия - отличный способ подготовки

    Подготовка руки к письму 5 6. Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости. Каплетерапия - отличный способ подготовки

    Советы родителям: «Подготовка руки к письму у детей 6- 7 лет»

    Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.

    Точность графических действий у детей 6-7лет обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

    Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца

    Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

    По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.

    Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

    Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

    Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дошкольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.

    Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками - грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.

    Одна из важнейших задач подготовки детей к школе - развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

    Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

    Всем детям, поступившим в школу, приходится писать. И не у всех, к сожалению, это получается одинаково хорошо. Дело в том, что письмо – это непростой навык, требующий хорошей подготовки мелких мышц руки ребенка для выполнения четких, хорошо cкоординированных движений, а также способности контролировать собственные действия довольно продолжительное время.

    Подготовка к школе. Постановка руки.

    Не у всех детей, по разным причинам, мышцы рук достаточно сильные и развитые. Именно поэтому необходимо с раннего возраста предпринимать определенные действия для «постановки руки» ребенка. Вы удивитесь, но начинать можно уже с 3-х летнего возраста. Любимая игрушка всех малышей – юла - поможет вам в этом.

    Юла стоит недорого, но приносит невероятную пользу крохам в деле укрепления мышц. Юла может научить нескольким способам захвата ее рукоятки, что позднее пригодится в процессе научения письму. Во время игры с юлой крохе требуется напрягать руки и довольно-таки в быстром темпе производить определенные силовые движения. Если вы видите, что вашему трех-четырехлетнему чаду с трудом дается игра с юлой, насторожитесь. Это значит, что мышцы малыша ослаблены, возможно, формируются неправильно, и без определенных подготовительных упражнений ребенок будет испытывать трудности и обучаясь письму.

    Поэтому, прежде чем учить детей писать, нужно подготовить их руку к самому процессу письма, поскольку данные задачи совершенно отличаются друг от друга. В этом деле могут помочь различные помощники — книги, игрушки, пособия, которые можно приобрести, как на сайте производителя , так и в магазинах.

    Подготовка руки к письму содержит несколько этапов:

    • научение труду руками (различного рода ). Это означает: развитие моторики, глазомера, пространственной ориентации, внимания, умение работать аккуратно, заканчивать любое дело, а не бросать его на полпути.
    • формирования чувства ритма – научение согласованию движения и слова с соблюдением определенного ритма;
    • научение рисовально-графическим работам – раскрашивание, рисование по клеточкам, штриховка и др.
    • формирование правильной ориентации в пространстве — ориентировка на рабочей поверхности (например, на бумажном листе).

    Упражнения для рук при подготовке руки к письму

    Существует ряд эффективных упражнений для того, чтобы подготовить руку малыша процессу письма. Вот некоторые из них.

    Упражнение «Пианист»

    Малыш кладет ручки на твердую поверхность стола ладошками вниз. Необходимо поднимать пальчики по очереди. Сначала поднимаем пальчики одной руки, потом – другой. Повторяем упражнение наоборот, т.е. с другой руки.

    Упражнение « Новая волна»

    Ручки малыша лежат на твердой поверхности, как в упражнении 1. Только теперь нужно поднимать пальчики друг за дружкой на разных руках в одно и то же время. Начинать следует с мизинчиков.

    Упражнение « Скрепочка»

    Малышу следует напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул. Затем нужно опускать и поднимать пальцы, стараясь, чтобы карандаш не выскользнул.

    Упражнение « Волшебные палочки»

    Счетные палочки, карандаши, трубочки, ручки в количестве 10 или 15 штук выкладываем на твердую поверхность. От малыша требуется ловкость для того, чтобы собрать все палочки по очереди, используя только одну руку, а потом снова их выложить по очереди на рабочую поверхность. Важно собирать и выкладывать палочки именно по одной. И нельзя помогать себе другой рукой.

    Упражнение « Ловкие шаги»

    Снова напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул (как в упражнении 3). Лучше держать письменный прибор на уровне вторых фаланг пальцев. Теперь с этим карандашом, так, чтобы тот не упал, делаем пальчиками очень маленькие перемещения (шажки) по рабочей поверхности стола. Нужно «пройти всю доступную поверхность в пределах территории, куда дотягивается рука малыша.

    Упражнение « Мельница»

    Снова напрячь указательный и средний пальчики и зажать между ними карандаш, но только самый его кончик. От малыша требуется так повернуть руку, чтобы можно было захватить второй рукой другой, свободный, кончик карандаша. Карандаш как бы совершает вращение. При этом направление письменного прибора следует соблюдать от груди. Необходимо добиться, чтобы малыш совершал не менее 7 оборотов. Но, чем больше, тем лучше.

    Упражнение « Шарик»

    Малышу нужно использовать свое воображение и представить, что у него в ладошках мячик небольших размеров. Теперь этот воображаемый мячик нужно перекатывать из стороны в сторону.

    Очень часто при научении письму у детей возникает так называемый «писчий спазм». Это когда в процессе письма их пальчики начинают неметь и появляются болезненные состояния, что отбивает желание у будущего первоклассника вообще учиться писать. Это явление можно предупредить при помощи простого упражнения.

    Упражнение « Дружба»

    В положении сидя малышу следует поставить ручки на уровень глаз, соединив ладони друг с другом. Потом одну ладонь необходимо сдвинуть немного вниз, а пальцы другой руки согнуть и как бы обнять пальцы сдвинутой вниз ладошки. Перед выполнением таких ручных «объятий» вдыхаем носом, и выдыхаем непосредственно в процессе выполнения упражнения. Делать упражнение нужно двумя руками по очереди, раз 10 – 15.

    Также считаем необходимым упомянуть, что, прежде чем обучать своего малыша, необходимо определить его ведущую руку. Сейчас левшество или скрытое левшество встречается гораздо чаще, чем это было ранее. Важно это потому, что у левшей совершенно по-другому происходит распределение функций между полушариями головного мозга.

    Что такое скрытое левшество?

    Таким термином характеризуются дети, пишущие правой рукой, но ведущим полушарием у них остается правое, как у тех детей, которые пишут левой рукой. Именно скрытые левши, чаще всего, и испытывают трудности в обучении в школе.

    Правша или левша?

    Существует множество способов определить ведущую руку ребенка. Например, можно попросить малыша отвинтить крышку на бутылке, стереть что-то ластиком, протянуть ему ложку или какой-то предмет и попросить его взять его, воспользоваться ножницами, переложить что-то из одной коробки в другую. Специалисты советуют давать малышам непривычные и неожиданные для них задания, которым их не обучали, чтобы увидеть более естественную реакцию со стороны детей. Т.е., предполагается, что в неподготовленной ситуации ребенок будет выполнять задание так, как удобно именно ему.

    Та рука, которой малыш будет выполнять такие задание и является у него ведущей.

    Деткам-левшам, скрытым левшам и тем, кто владеет одинаково правой и левой руками требуется особое внимание в процессе подготовки и обучения письму.

    Следует помнить, что упражнения с дошкольниками необходимо выполнять, используя простой карандаш там, где он требуется.

    Что помогает подготовке руки к письму?

    Предлагаем вам ознакомиться со списком самых эффективных занятий в деле подготовки руки вашего малыша к письму:

    • игры с мозаикой;
    • конструкторы (особенно те, где можно завинчивать различные шурупы и гайки);
    • работа с бумагой, проволокой (бусы, поделки, гирлянды, оригами и пр.);
    • плетение браслетов, шнурков, бисероплетение и пр.;
    • вязальные работы крючком и спицами;
    • вышивка;
    • шитье и пришивание (пуговиц, например);
    • вырезание ножницами;
    • использование раскрасок, рисование (в том числе, мелом);
    • ручной труд: выжигание, выпиливание, лепка, .

    Как узнать, готова или не готова рука ребенка к письму?

    Ваше чадо еще не прошло достаточную подготовку, если:

    • не умеет штриховать изображения, не выходя за пределы рисунка;
    • не может повторить за вами рисунок круга: изображает овал со многими дрожащими прерывистыми линиями или у него получается маленький круг;
    • фиксирует неподвижно кисть на листе бумаги;
    • постоянно переворачивает изображения.

    Если вы видите, что ребенок не готов к процессу обучения письму, продолжайте выполнять с ним регулярно те упражнения, которые мы предлагаем в данной статье.

    Как правильно держать ручку

    Важно также обратить ваше внимание на то, как правильно держать ручку. Предложите ребенку что-нибудь написать и посмотрите, как он возьмет карандаш. Неверно, если ребенок:

    • держит пальчики так, будто хочет посолить еду, т.е. щепоткой;
    • зажимает ручку в кулаке;
    • письменный прибор располагается на поверхности указательного пальца, вместо среднего;
    • конец письменного прибора указывает в сторону, а не на плечо пишущего;
    • пальчики ребенка расположены на неправильном расстоянии от грифеля (близко или, наоборот, далеко от него).

    Искаженное положение руки при письме будет помехой правильному освоению этого важного процесса, поэтому необходимо начать тренировку по исправлению ситуации. Предлагаем вашему вниманию очень эффективное коррекционное упражнение для такого случая под названием «Домик для букв».

    Упражнение «Домик для букв»

    Взрослому необходимо взять ручку правильно, но только отодвинуть пальцы немного повыше от грифеля (на 2 см, примерно). После этого нужно отпустить указательный палец так, чтобы карандаш удерживался только средним и большим пальцами. А указательный в это время может выполнять любые свободные движения и даже постукивать по поверхности письменного прибора. Предложите малышу повторить то же самое. Мы уверены, что такая наглядность будет для ребенка понятнее всего, и проблема снимется, не успев появиться.

    Мама и медик Марина Таланина,

    А еще отличным помощником в этом деле служат специальные тренажеры — резиновые накладки на ручку, или ручки-самоучки, которые предполагают только правильное расположение пальчиков ребенка.

    Я с обоими сыновьями использовала такой тренажер и он не только на «ура» встречался с ребенком, но и результат был «на лицо».

    Желаем вам приятного освоения навыков!

    Мира и гармонии!

    С теплом,

    Подготовка руки к письму - это обязательный этап в обучении ребенка. Многие неопытные родители не знают, с чего начинать подготовительный этап. В связи с этим обучение нередко заканчивается ссорой с ребенком. Как следствие, возникает нежелание учиться. В дальнейшем такие дети чувствуют себя в общеобразовательном учреждении неуверенно. Чаще всего они имеют низкую успеваемость и неаккуратный почерк. В нашей статье присутствует информация, которая позволит понять родителям, как правильно подготовить ребенка к письму.

    Специальные игрушки

    Письмо - это сложный для изучения детьми навык. Освоить его сразу может не каждый ребенок. Подготовка руки к письму - один из наиболее сложных процессов, который должен быть пройден до систематического обучения. Написание букв требует слаженной работы руки и всего тела. У детей младшего возраста мелкая моторика развита на недостаточном уровне. Мышцы рук в этот период еще слабы. Важно ребенка младшего возраста подготовить к письму, а не обучать ему. Надо создавать такие условия, которые позволят детям получить практический опыт.

    С чего должна начинаться подготовка руки к письму? 3 года - это лучший возраст для того, чтобы начать первый этап обучения. На сегодняшний день существует множество игрушек, благодаря которым можно с легкостью подготовить ребенка к написанию букв. В трехлетнем возрасте дети еще плохо ориентируются в пространстве, и работа с прописью им не подходит. Именно поэтому игрушки позволяют весело и интересно получить новые навыки.

    Одной из игрушек, которые помогают подготовить ребенка к письму, является юла. С ней знаком каждый, но вот ее положительные качества известны далеко не всем. Благодаря такой игрушке можно освоить несколько методик захвата. Движения кистей рук вниз и вверх укрепляют их. При знакомстве ребенка с юлой необходимо научить его раскручивать игрушку всей рукой. Ее понадобится напрягать и удерживать в одном положении. Со временем ребенка необходимо научить раскручивать игрушку тремя пальцами. Тренировки с юлой всегда оказываются эффективными, поскольку детей завораживает процесс ее движения. Еще один плюс такой игрушки - низкая стоимость.

    Всем также известна игрушка волчок. Она также отличается низкой стоимостью и эффективностью. Она достаточно схожа с юлой. Однако для ее вращения необходимо выполнить резкое круговое движение кистью руки, держа ручку тремя пальцами. Волчок бывает разных размеров. Наиболее маленькие модели можно найти в шоколадных яйцах с сюрпризом. Подготовка руки к письму с такой игрушкой более эффективна. Однако для того, чтобы ее раскрутить, необходима определенная сноровка и ловкость. Для большей эффективности ребенок может соревноваться с родителями или сверстниками. В таком случае для детей такое необычное обучение будет более привлекательным.

    Немаловажную роль в обучении играют и музыкальные инструменты. Например, барабан тренирует сгибательные и разгибательные мышцы кистей. Для того чтобы улучшить подвижность детских пальцев, необходимо отдавать предпочтение клавишным и струнным музыкальным инструментам. К ним можно отнести балалайку, гитару, пианино и подобные.

    Мозаика привлекает многих детей. Благодаря небольшому размеру деталей такая игрушка формирует мелкую Для сбора узоров и рисунков важно использовать только два пальца.

    Пальчиковая гимнастика

    Подготовка руки дошкольника к письму - это важный этап обучения, который требует определенных навыков. Пальчиковую гимнастику можно проводить с первых дней жизни. Важно выполнять упражнения ежедневно.

    Сначала необходимо сделать массаж всех пальцев рук. Если ребенок не может выполнить упражнение самостоятельно, ему должны помочь родители. Необходимо начинать с кончиков пальцев. Потребуется сделать поглаживающие, круговые и растирающие движения. Продолжительность такого массажа составляет 2-3 минуты. Его необходимо проводить до и после работы с ручкой или карандашом. Такой массаж можно проводить детям любого возраста. Благодаря ему улучшается подвижность пальцев.

    Во время работы ребенок должен сделать несколько волновых движений кистями рук. Благодаря этому дети могут отдохнуть и с новыми силами продолжить обучение письму. После окончания работы необходимо встряхнуть пальцами.

    Особенности формирования письма у детей

    Письмо - это достаточно сложный в изучении навык для детей 3-7 лет. К первому классу у ребенка, по данным физиологии, формируется нервная система и нервно-мышечный аппарат. По этим критериям шестилетний ребенок не уступает взрослому человеку. После 5-6 лет, согласно исследованиям, у детей возникают условно-рефлекторные функции чтения и письма. На протяжении дошкольного возраста возрастает роль слова в формировании двигательных навыков.

    Подготовка руки к письму делится на несколько этапов. Дошкольный возраст считается ориентировочной стадией. В процессе ее ребенок знакомится с графическими движениями, а также приобретает графический навык. От правильной организации данного этапа напрямую зависит успех первых письменных упражнений в общеобразовательном учреждении. Известно, что детей с первых лет жизни интересует бумага и ручка. В дошкольных учреждениях систематически проходят занятия по изобразительной деятельности. На них дети усваивают графические навыки, которые им будут необходимы в дальнейшем.

    Известно 3 группы навыков письма:

    • техническая - умение по назначению использовать канцелярские принадлежности;
    • графическая - умение правильно изображать буквы, цифры и звуки;
    • орфографическая - умение услышать и правильно записать слово.

    На начальных этапах обучения ребенок контролирует свои движения зрением. Он смотрит на написанную на доске букву, и мысленно анализирует ее структуру. Со временем в голове создается модель буквенного знака и посторонняя помощь не нужна.

    Специалисты утверждают, что ребенок еще до школы должен приобрести чувственный опыт ориентации в пространстве. Он должен уметь корректировать свои движения. Именно поэтому программа подготовки руки к письму должна быть пройдена заранее. Благодаря ей ребенок избавляется от тех трудностей, которые возникают на первых этапах. Дети с легкостью могут овладеть письмом, имея начальные знания. Именно такие дети чаще всего имеют каллиграфический почерк.

    Каплетерапия - отличный способ подготовки

    Достаточно просто проходит подготовка руки к письму. 4-5 лет, по мнению многих родителей, - это лучший возраст для того, чтобы получить начальные знания и умения. Каплетерапия - это метод, благодаря которому ребенок сможет не только подготовить руку к письму, но и развить в себе разностороннюю и творческую личность.

    Каплетерапия - это рисование разноцветными каплями. Для использования данной методики подготовки необходимо заранее подготовить:

    • акварельные краски;
    • бумагу;
    • салфетки;
    • губку;
    • фартук;
    • пипетку.

    В каждом стакане необходимо развести определенный цвет. Желательно, чтобы палитра красок была разнообразной и яркой. Методика достаточно проста для ребенка. Ему необходимо набрать в пипетку желаемый цвет и с помощью капель изобразить на бумаге рисунок.

    Работа с разными цветами нравится детям. Благодаря этому занятие получается интересным и ярким. Рисовать необходимо аккуратно, а наносить каплю точно. Занятие является эффективным, поскольку движения ребенка становятся более координированными.

    Благодаря каплетерапии у детей развивается мелкая моторика. Со временем ребенок сможет правильно держать Он с легкостью сможет выполнить задание учителя и написать ту или иную букву. Помимо этого, каплетерапия развивает у детей творческое воображение. Известно, что благодаря работе с данной методикой наблюдается положительная динамика готовности будущих школьников к обучению в общеобразовательном учреждении. Каплетерапия положительно влияет на самооценку, внимательность и координацию. Дети учатся видеть что-то прекрасное в каждой капле.

    Декоративное рисование при подготовке к письму

    Многим тяжело дается подготовка руки к письму. 4-5-летние малыши не могут сосредоточиться на том или ином обучающем занятии. Подготовка детей нередко не устраивает и преподавателей младших классов. Они утверждают, что многим ребятам тяжело научиться писать. Это связано с тем, что они не имеют начальных знаний, которые должны быть получены в дошкольном возрасте, для того, чтобы получить навык письма.

    При выборе дошкольного учреждения важно узнать присутствует ли там подготовка руки к письму в старшей группе. Однако не стоит забывать, что немаловажную роль в обучении играют родители. Они также должны регулярно проводить занятия со своим ребенком. Важно, чтобы они ни в коем случае при этом не ругали чадо за ошибки. Родители и воспитатели не должны брать на себя обязанности школьного учителя и обучать ребенка написанию букв. В их обязанности входит лишь полная подготовка руки к письму. Детям важно, чтобы такие занятия проходили весело и непринужденно.

    Эффективной методикой, которая позволяет подготовить ребенка, считается декоративное рисование. Она помогает в развитии двигательных ощущений и мелкой моторики рук. Рисуя узоры, дети учатся рисовать линию. Нанесение точек, штрихов и мелких элементов учит ограничивать свои движения. Это крайне необходимо для написания слов, цифр и знаков. Некоторые элементы напоминают фрагменты букв, а именно овал, крючки, палочки и т. д.

    Декоративное рисование позволяет решить и многие другие обучающие проблемы. Оно положительно воздействует на мыслительную деятельность. Оно позволяет внести в мир ребенка радость и другие положительные эмоции. Благодаря декоративному рисованию дети видят результат своей деятельности. Они учатся их анализировать, а также находят им применение. Такая подготовка руки к письму в школе позволяет воспитать в ребенке многогранную личность.

    Подготовка к письму по методу Монтессори

    Методика обучения детей Монтессори уже не первый год популярна среди родителей. Такая техника позволяет обучить ребенка самым разнообразным навыкам. Методика Монтессори нередко встречается в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. На сегодняшний день также существуют заведения, в которых преподаватели занимаются с детьми только по этой технике. В таких учреждениях наблюдается высокая успеваемость.

    Родители часто не понимают, как должна проходить подготовка руки к письму. 5 лет - это возраст, когда детей чаще всего начинают обучать и готовить к школе. Однако подготовка к письму должна начинаться намного раньше. Позднее начало обучения никогда не заканчивается успехом.

    Благодаря ребенка можно подготовить к письму намного раньше, чем он заинтересуется ручкой и бумагой. Для этого существует множество упражнений, которые без труда можно выполнять дома. С раннего возраста ребенок может тренировать мелкую моторику, нанизывая бусины на нитку и нарезая бумагу. Согласно методике Монтессори, мытье рук, чистка обуви и стола - это также своеобразная подготовка руки к освоению письменных навыков. Это неслучайно, ведь все движения выполняются правой рукой круговыми движениями слева направо. Она абсолютно также движется при написании букв.

    Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму по методике Монтессори начинается с основного упражнения. Оно связано с рамками-вкладышами. В нем ребенку необходимо обвести специальную рамку, а затем заштриховать полученную фигуру. Благодаря такому упражнению дети учатся держать письменные принадлежности правильно и выполняют те же движения, что и при заполнении прописи. При этом ребенок не испытывает дискомфорта и выполняет задание с интересом.

    Достаточно эффективным является шершавый алфавит по методике Монтессори. Суть заключается в том, что на деревянную доску наклеивают контуры букв из шершавой бумаги. Ребенку необходимо обвести их двумя пальцами правой руки. Взрослый при этом должен произнести соответствующий букве звук. В данном упражнении задействована тактильная, слуховая и зрительная память.

    Подготовка руки к письму (5-6 лет) по методике Монтессори включает в себя упражнение, в котором ребенок должен чертить буквы на песке или манке.

    Со временем можно использовать мел и доску. На самом последнем этапе дети начинаются писать ручкой на бумаге. Считается, что методика Монтессори является одной из наиболее эффективных. Именно поэтому ее нередко используют родители и преподаватели. Благодаря ей также происходит развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму по методике Монтессори занимает несколько месяцев. Она дается ребенку с легкостью. Подготовку можно начинать с 4-5 лет. До этого возраста можно тренировать руку в жизни. Как мы говорили ранее, это может быть мытье рук и различных поверхностей.

    Графические диктанты

    Учится писать дети начинают в школе. Однако им этих знаний недостаточно. Важно также выполнять упражнения дома. Подготовка руки к письму (6-7 лет) может происходить благодаря графическим диктантам. Родители должны заранее специальные шаблоны. Их можно приобрести в книжном магазине или подготовить самостоятельно на компьютере, а затем распечатать. На листе в клетку располагается точка. Именно от нее ребенок будет вести первую линию. В нижней части листа располагается специальная таблица. В ней указано, какая должна быть длина линии и ее направление. Следуя инструкции, ребенок сможет начертить силуэт животного или какого-либо предмета.

    Такая подготовка руки к письму (6-7 лет) развивает воображение. Благодаря регулярному проведению графических диктантов у ребенка формируется внимание, мелкая моторика рук и пространственное воображение. Рисовать по клеточкам очень занимательно и полезно. Детям нравится видеть результат своей деятельности в виде определенного рисунка.

    Прописи. Обзор подготовительных пособий

    Подготовка руки к письму в подготовительной группе нередко происходит посредством выполнения упражнений в специальной прописи. Такой способ обучения является наиболее распространенным. Однако далеко не каждая пропись является качественной. В нашей статье рассмотрено несколько учебных пособий.

    Автором пособия "Мои первые прописи" является Н. В. Володина. Оно было выпущено издательством "Стрекоза". Дизайн прописи не отличается особой яркостью. Однако преподаватели считают это плюсом, поскольку яркая обложка может отвлекать внимание дошкольника. В начале прописи даны рекомендации в стихах, благодаря которым обучение можно сделать более эффективным. Существует несколько выпусков данного пособия. В первом издании ребенку предложено выполнить наиболее простые задания. Уровень сложности постепенно возрастает. В последнем издании присутствуют задания, в которых ребенок должен будет самостоятельно написать буквы.

    "Мои первые прописи" выпущены в виде обычной тетради. Это является плюсом, поскольку ребенок учится правильно работать с рабочей тетрадью. Стоимость одного издания составляет примерно 50 рублей.

    "Мои первые прописи" имеют и недостатки. Издание отличается достаточно тонкой бумагой. Местами листы просвечиваются, и это может отвлекать дошкольника. Изображения, которые предложено раскрасить, имеют достаточно маленький размер.

    "Подготовка руки к письму" - это пропись, которая была выпущена издательством "ВК Дакота". На ней стоит маркировка - "5-6 лет". Такая подготовка руки к письму (1 класс) не подойдет дошкольникам. В прописи содержатся достаточно трудные задания. Оно подойдет первоклассникам, которым нужно тренировать свой навык написания букв. На каждой из страниц обрабатывается определенный элемент письма. Задания достаточно однообразные. Неусидчивому ребенку работать с такой прописью будет неинтересно, поскольку игровые элементы там отсутствуют.

    Это пропись для детей 4-5 лет. Это красочное издание с привлекательными иллюстрациями. Задания разделены на 14 занятий. Каждое из них включает в себя 2 страницы и небольшую историю про мышонка. В издании нет заданий с элементами букв. Оно лишь подготавливает руку дошкольника к письму. Ему потребуется обводить линии, рисовать черточки и осваивать штрихование.

    "Рисую узоры" - пропись, которая выпущена издательством "Эксмо". Она предназначена в прописи вполне доступны для дошкольников. В ней также можно найти пальчиковую гимнастику. Бумага достаточно плотная. Пропись разделена на 34 занятия.

    Выбор ручки

    При обучении письму ребенка немаловажную роль играют канцелярские принадлежности. Правильно подобранная ручка - залог успеха. Ее длина не должна превышать 15 сантиметров, а диаметр -7 миллиметров. Различные ребристые и четырехгранные ручки не подходят для подготовки к письму. Держа их, ребенок быстро устает. Важно, чтобы цвет пасты был темно-синим или темно-фиолетовым.

    В последнее время особую популярность имеют так называемые ручки-самоучки. Это своеобразный тренажер, благодаря которому ребенок учиться правильно держать письменные принадлежности и красиво писать. Их также используют для того, чтобы переучить левшу. Выпущена также серия, которая позволить скорректировать почерк ребенка 7-8 лет.

    Подводим итоги

    Подготовка руки к письму в подготовительной группе - это сложный этап обучения. Как организовать данный процесс известно далеко не всем родителям. Именно подготовительный этап влияет на конечный результат. Правильно проведенная подготовка ребенка - залог его хорошего почерка. Важно начинать ее с двухлетнего возраста. В этот период необходимо развивать моторику. Спустя год родители могут использовать специальные методики, с которыми вы ознакомились в нашей статье. Работу с прописью рекомендовано начинать в возрасте 4-5 лет. Однако не стоит учить ребенка писать буквы. В ином случае в школе ему будет неинтересно. Необходимо подготовить руку к письму. Это станет основой для получения навыков в общеобразовательном учреждении.

    Утверждаю

    Заведующий МБДОУ № 30 г. Салавата

    Т.И. Рахимова

    «______»_______________2017 г.

    Циклограмма кружка:

    «Готовим руку к письму»

    День недели

    Время

    Понедельник

    16.20-16.45

    Пятница

    16.20-16.45

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.1. Пояснительная записка.................................................................3

    1.2.Цель программы.............................................................................4

    1.3. Задачи программы.........................................................................4

    1.4. Принципы построения программы кружка................................4

    1.5. Методы и приемы работы............................................................5

    2.Содержательный раздел программы

    2.1. Содержание программы кружка..................................................6

    2.2. Прогноз результативности...........................................................6

    2.3. Перспективное планирование......................................................7

    3. Список используемой литературы ............................................11

    1. 1. Пояснительная записка.

    Разнообразные графические изображения , состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

    С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми .

    И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

    Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений , которые затем перерастают в понятия об окружающем мире .

    Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу , выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами , карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз. Разработанные занятия можно использовать не только для дополнительного образования , но и использовать упражнения и игры при проведении других интегрированных занятий .

    Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания.

    Выработать у детей четкое , красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке руки к письму должна начинаться , задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом

    Актуальность программы « Готовим руку к письму » заключается в том, что неподготовленность к письму , недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом , создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Деятельность кружка направлена на всестороннее развитие ребенка.

    Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе : познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

    1. Целевой раздел образовательной программы

    1.2. Цель программы:

    Цель программы : совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.

    1.3. Задачи программы:

    Обучающие:

    - подготовка ребенка к письму ;

    Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур ;

    письма

    Положительное отношение к письму .

    способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

    Развивающие:

    Развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом , выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;

    Развиватьиндивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы ;

    Развиватьзрительно - моторную координацию;

    Развивать познавательные процессы : зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;

    Развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;

    Развиватьпространственную ориентировку.

    Воспитательные:

    Интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;

    Организованность, усидчивость и аккуратность в работе ;

    Заинтересованность в освоении навыков письма , стремление учиться писать в школе;

    Положительное отношение к письму .

    1.4. Принципы построения программы кружка :

    1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность - это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну) .

    2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

    3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе . Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей , которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

    4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации : взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

    1.5 . Методы и приемы работы с детьми .

    Методические условия реализации программы кружка .

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :

    Словесные :

    Беседа,

    Объяснение,

    Чтение стихов и загадок.

    Наглядные :

    - работа по образцу (штриховка) ;

    Зрительный диктант;

    Показ иллюстраций, картинок, букв.

    Практические :

    Самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка) .

    Пальчиковая гимнастика.

    Физминутки.

    Типы занятий :

    Первичное ознакомление с материалом;

    Усвоение новых знаний;

    Применение полученных знаний и умений на практике;

    Закрепления и повторения.

    Форма организации учебного занятия кружковое занятие .

    Форма организации деятельности учащихся на занятии –групповое

    (по10 человек) .

    Программа рассчитана -1 год обучения.

    Длительность занятий составляет - 25 минут.

    Количество занятий в неделю : 2 раза(понедельник и пятница).

    2. Содержательный раздел программы

    2. 1. Содержание программы кружка

    Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение , память, мышление.

    При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

    Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов . Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения . Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму .

    Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

    2.2 . Прогноз результативности

    Воспитанник будет знать :

    Правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

    Гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме , положение ручки, тетради);

    Правила работы с тетрадью .

    Воспитанник будет уметь :

    Правильно сидеть за столом во время письма ;

    Правильно располагать рабочую тетрадь ;

    Правильно держать карандаш и ручку;

    Проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые) ;

    Проводить линии в разных направлениях;

    Обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

    Ориентироваться на листе бумаги в клетку;

    Ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

    Календарно – тематическое планирование занятий.

    «КАПЕЛЬКИ»

    Капельки упали

    на листок тетради.

    Точечками стали

    на бумажной глади.

    Уголки у клеточек

    заняли неспешно,-

    Острый карандашик

    им помог, конечно.

    Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)

    3-4

    «ДОРОЖКА»

    Слева направо

    протянем дорожку:

    От детского сада –

    к родному порожку.

    Не будет дорожка петлять,

    загибаться, -

    Мы не хотим на ней

    потеряться!

    Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.

    5-6

    «БУСЫ»

    Мы по линеечке

    ниточку протянем.

    В уголки клеточек

    точки поставим.

    Вот получились

    на каждой из строчек

    Бусы для мамы,

    бусы для дочек.

    Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.

    7-8

    «СТОЛБИКИ»

    Столбики бывают

    разной высоты.

    Все они похожи

    на палки иль шесты.

    Карандаш уверенно

    ведём от точки,-

    Получились ровные

    палочки - шесточки

    Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.

    9-10

    «ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ!»

    Ветер подул,

    и забор повалился!

    Но не упал, лишь слегка

    наклонился.

    Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали.

    11-14

    «КОЛЕЧКИ»

    Колечки, колечки

    нашли возле речки.

    Обронили колечки

    белые овечки:

    Шли мимо осинки,

    зацепились шерстинки,

    Повисли на ветке,

    соберём их, детки!

    Формирование умения размещать внутри клеточки круг.

    15-16

    «ЗУБЦЫ»

    Стена крепостная

    в тетрадке растет.

    По ней карандаш наш

    неспешно идет.

    Зубцы появляются

    сразу меж строчек,

    Бойцы за них спрячутся

    без проволочек.

    Учить соединять углы клеточек по диагонали.

    17-18

    «ВОЛНЫ»

    Гонит ветер волны, волны.

    Хватит ветер.

    Полно! Полно!

    Успокойся, стань потише!

    Волны сразу станут ниже!

    Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

    19-20

    «КИРПИЧИ»

    Запасаем кирпичи, -

    Плохо дома без печи!

    Наберем их, сколько нужно, -

    И за печь возьмёмся дружно!

    Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести

    (прямоугольники)

    21-22

    «ПИРОЖКИ»

    «Вот так славный пирожок!

    Ты не ешь меня дружок!

    Не в печи я подымался, -

    из тетради показался».

    Полукруг рисуют детки

    на своих листочках в клетки.

    Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией.

    23-24

    «ЗОНТИК»

    Зонтик раскрываю, -

    слышится щелчок.

    Половина круга,

    ручка – как крючок.

    На грибок похож он,

    что растет в лесу.

    От дождя защиту

    я в руке несу.

    Закрепление материала пройденного на 21-26 занятии.

    II этап – геометрические фигуры

    Тема «Сад и огород»

    25-26

    «ВИШНИ»

    Вишни зреют между строк:

    Раз кружок и два кружок.

    Между ними – галочка, -

    Разломилась палочка.

    Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

    27-28

    «СЛИВЫ»

    Сливы могут появиться

    и в тетрадях:

    Посмотри!

    Им поможем разместиться

    В парных клеточках, внутри

    Раз овал и два овал, -

    Это каждый рисовал!

    А теперь приладим крепко,

    Лишь бы выдержала ветка!

    Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

    29-30

    «ГРУША»

    Два привычных полукруга

    Поместили друг на друга:

    Сверху – малый, вниз – большой.

    Что забыли мы? Постой!

    Хвостик, - словно на беретке!

    Вот теперь я груша, детки!

    Закрепление материала, пройденного на 28-31 занятиях.

    31-32

    ОГОРОД

    «ОГУРЦЫ»

    Огурцы растут на грядках,

    А ещё - у нас в тетрадках.

    Между строчек мы овалы

    В клеточках нарисовали,

    Положили на бочек,

    В место хвостика - крючок!

    Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы)

    33-34

    «МОРКОВЬ»

    Из земли торчит пенек,

    На затылке - хохолок.

    Это – сладкая морковка,

    Вниз растет ее головка,

    Рассекая, словно клином,

    Острым носом землю, глину.

    Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники)

    35-36

    «СВЕКЛА»

    Вот сударушка свекла

    Прилегла на грядке:

    Нос уткнулся в мягкий грунт,

    Над землею – пятки.

    Побурела от жары,

    Корочкой покрылась,

    Распушила сверху хвост:

    «Ох, как притомилась!»

    Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники и овалы)

    37-38

    «ПОМИДОР»

    Что за красный там сеньор?

    Он зовется - помидор.

    У него лоснится бок,

    Глаз не видно из – за щек,

    На затылке – хохолок:

    К завиточку завиток.

    Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы)

    39-40

    «БАКЛАЖАН» Баклажан весь посинел:

    Бок на солнце перегрел.

    Голову убрал в тенек:

    «Ох! И жаркий был денек!»

    Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы)

    41-42

    «РЕПА»

    Репа - как головка сыра –

    Золотиста и красива!

    А в земле не поместилась,

    Боком к грядке привалилась,

    Вниз спустила длинный хвост:

    Он в земле продолжил рост.

    Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы)

    43-44

    «ЛУК»

    Снизу – кругло, вверх – остро,

    А ещё – торчит перо:

    словно маленький фонтан.

    Он – мальчишка - хулиган.

    Про него и сказка есть, нам без слез его не съесть.

    Нарисуем снизу челку,

    Что похожа на метелку.

    Вот какой он лук – лучок,

    Желтый кругленький бочок.

    Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы)

    45-46

    «ТЫКВА»

    Тыква вроде бы из долек.

    Только вот вопрос: из скольких?

    Очень длинные овалы

    для нее нарисовали.

    Их приладили друг к другу,

    Разместили все по кругу.

    Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги)

    47-48

    «ЧЕСНОК»

    Все зубки у чеснока

    Разом сплющили бока,

    Собрались тесней в кружок:

    «Нарисуй меня, дружок!»

    Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круг и дуга)

    49-50

    «Щавель»

    Стрелы цель не поразят,

    Их для щей сорвем мы с гряд.

    Часть возьмем себе в тетрадку,

    Там расставим по порядку.

    Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники)

    51-52

    «ГОРОХ»

    Редьке хвастался горох:

    «Как защитник я неплох!

    Не смотри, что хрупок с виду!

    Я не дам себя в обиду!

    Ведь стручки мои как меч,

    Могут голову отсечь!»

    Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги и овалы)

    III этап – завершающий

    53-54

    Рисуем по клеточкам

    насекомых: гусеница, бабочка, божья коровка, жуки, стрекозы;

    животных: заяц, кошка, медведь, цыпленок, утенок, собака, черепаха.

    природу: цветы, грибы, деревья;

    окружающий мир: дома, пароходы, и разные предметы обихода.

    Закрепляем умения, используя в качестве опоры клеточки. Зарисовать в них насекомых, животных, природу и предметы с окружающего мира. Из отдельных рисунков учим составлять не большую сюжетную картинку.

    56-57

    Графические диктанты

    Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

    Список используемой литературы:

      Алифанова Е.А., ЕгороваН.Е. Точки, линии, фигуры. М., 2001г.

      Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2001г..

      Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

      Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г. Косина Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001.

      Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.// Дошкольное воспитание №2 2008.

      Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду- Ярославль: ООО «Академия развития»,2012.

      Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г

      Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: «Владос», 2001г.

      Шибанова А. Подготовка руки к письму. // Мой ребенок / Август, 2009

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 12 «Звездный»

    Старший воспитатель МБДОУ решением педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский сад

    «Детский сад № 12 «Звездный» от «___» __________________ 201__ г. № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло

    Н.А. Попова протокол № __ приказ от «___» ____________ 201__г.

    Рабочая программа

    по подготовке руки к письму

    в группе общеразвивающей направленности № 1 «Космос» для детей 5-6 лет

    Сведения о разработчиках:

    Петрова Ирина Игоревна – воспитатель.

    Горизонтальные линии

    (Учимся рисовать дорожку)

    Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

    Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №6

    Горизонтальные линии

    (Дорожки для автомобилей)

    Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

    Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный

    Пунктирные линии

    (Чудесный платочек)

    Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

    Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №8

    Пунктирные линии

    (Украсим платочек)

    Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук.

    Прищепки по 2 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №9

    Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии

    (Расчески для куклы)

    Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу

    Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №10

    Штриховка горизонтальными линиями

    (Учимся штриховать)

    Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

    Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши,демонстрационный лист и раздаточный лист №11

    Штриховка вертикальными линиями

    (Учимся штриховать)

    Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

    Карандаши неотточенные по 2
    на каждого ребенка, фасоль
    по 10 штук, тарелочки по 3
    штуки, счетные палочки,
    цветные карандаши, демонстрационный лист и
    раздаточный лист №12

    Штриховка наклонными линиями

    (Учимся штриховать )

    Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

    Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши,демонстрационный лист и раздаточный лист №13

    Рисование по точкам

    (Учимся рисовать по точкам)

    Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

    Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист №14

    Волнистая линия

    Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

    Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

    Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист №15.

    Волнистая линия

    (Волны большие, волны маленькие)

    Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура

    Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационный лист №15

    Вырезание ножницами

    (Резные снежинки)

    Формировать умение вырезать по заданнымлиниям, развивать зрительно-моторную координацию, двигательную активность пальцев

    Белый лист, ножницы, карандаш простой, счетные палочки, демонстрационный материал

    Линии в различных направлениях

    (Елочка - зеленая иголочка)

    Развивать воображение зрительно-моторнуюкоординацию, чувство пространства, умение

    соблюдать направление линии.

    Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №16

    Цветная и белая бумага, ножницы, клей

    Вырезание ножницами

    (Волшебные ладошки (елка))

    Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук.

    Плотная бумага (по размеру открытки), цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей

    Рисование и вырезание

    (Приглашение на праздник)

    Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник елки, самостоятельно использовать умение,

    полученное в рисование и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию

    Цветные карандаши, краски, альбомный лист,демонстрационные листы

    Рисование

    (Ах, ты зимушка-зима)

    Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы

    штриховки сверху вниз, слева на право.

    Карандаши, фломастеры, альбомный лист, демонстрационный лист

    Лепка

    (Кто приходил к нам на праздник)

    Вызвать у детей эмоциональный отклик от
    прошедшего праздника, развивать у детей
    воображение умением передавать в лепке
    характерные фигурки персонажей: зверей, сказочных героев.

    Пластилин

    Линии разных направлений

    (Мороз рисует узоры на стекле)

    Развивать воображение, зрительно-моторную

    координацию, чувство пространства, умение

    соблюдать на листе бумаги направление линий.

    Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные

    (Украсим рукавички)

    Закрепить умение проводить линии разных видов:

    вертикальные, горизонтальные, волнистые,

    пунктирные. Развивать зрительно-моторную

    координацию

    Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №18

    Спираль

    (Волшебный клубочек)

    Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать

    восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх,

    низ.

    Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

    Спираль

    (Волшебный клубочек)

    Продолжать формировать умение самостоятельно

    рисовать клубочки на свободном пространстве

    листа.

    Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

    Штриховка

    (Заштрихуй рисунок)

    Продолжать формировать умение штриховать
    только в заданном направление, не выходить за
    контуры фигуры, соблюдать параллельность линей,
    не сближать штрихи.

    Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

    Обрывание бумаги

    (Снеговик . Аппликация)

    Развивать умение выполнять аппликацию способом
    обрывания, аккуратно наклевать элементы аппликации.. Развивать мелкую моторику рук.

    Цветной картон, белые листы,

    клей, ножницы, карандаши,

    демонстрационный материал

    21

    Рисование полукругов

    (Цветы на лугу)

    Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец.

    Горох, фасоль, листок в клетку,

    цветные карандаши, демонстрационный лист №22

    Рисование полукругов

    (Цветы на лугу)

    Продолжать учить детей рисовать лепестки цветов полукруглой формы. Вначале по образцу, а затем самостоятельно. Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве

    Мячи резиновые маленькие, на

    каждого по 2 шт., цветные

    раздаточный материал №23

    Рисование круглой формы

    (Угощение для друзей)

    Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета

    Мячи резиновые маленькие, на

    каждого по 2 шт., цветные

    карандаши, демонстрационный и

    раздаточный материал №24

    Рисование круглой формы

    (Угощение на тарелочках)

    Продолжать учить рисовать предметы круглой формы

    (тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения

    Фасоль, тарелочки, цветные

    карандаши, демонстрационный и

    раздаточный материал №25

    Рисование круглой формы

    (Рисуем веселого снеговика)

    Закрепить умение рисовать предметы круглой формы,

    продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве

    листа.

    Горох, фасоль, цветные

    карандаши, демонстрационный

    лист №26

    Вырезание ножницами

    (Открытка для папы (аппликация))

    Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и наклеивать силуэты танков, самолетов, кораблей по готовым формам.

    Цветной картон и бумага,

    ножницы, клей, демонстрационный №27

    Рисование круглой формы

    (Платье для куклы)

    Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных размеров украшая ими вырезанный силуэт платья.

    Прищепки по 2 шт. на каждого,

    трафарет платья, цветные карандаши

    Вырезание ножницами

    (Цветы для мамы (аппликация))

    Развивать у детей эстетическое восприятие, вырезать лепестки круглой формы из бумаги сложенной несколько раз. Развивать ручную умелость.

    Цветная бумага и картон, клей,

    карандаши цветные, ножницы,

    демонстрационный материал

    28

    Линии разных видов

    (Украсим шапочки)

    Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые,
    пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию

    Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные карандаши, демонстрационный лист, раздаточный лист №29

    Раскрашивание

    (Села птичка на окошко)

    Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура

    Цветные карандаши, мечи, демонстрационный, раздаточный лист №30

    Волнистая линия

    (Кораблик качается на волнах)

    Закрепить умение рисовать волнистую линию.

    Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве

    Мячи, тонкие шнурки, цветные

    карандаши, демонстрационный и

    раздаточный листы №31

    Графические узоры

    (Узоры на коврике)

    Продолжать формировать умение
    ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно
    рисовать графические узоры по образцу. Развивать
    зрительно-моторную координацию.

    Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №32

    Рисование

    (Весна, ручейки, солнце ярко светит)

    Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее в

    рисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, закрепить умение проводить линии в разных направлениях

    Мячи резиновые маленькие, на

    каждого по 2 шт., цветные

    карандаши, демонстрационный и

    раздаточный материал №33

    Штрихуем разными способами

    Продолжать формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными,

    волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

    Карандаши, лист фольги, демонстрационный, раздаточный материал №34

    Лепка

    (Мои любимые игрушки)

    Развивать у детей эмоциональное отношение к образу, вызывать стремление самостоятельно

    выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки, используя знакомые приемы лепки, развивать мелкую моторику рук.

    Пластилин, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры (цифра 1)

    Познакомит детей с тетрадью в клетку. Учить писать цифру 1. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право,сверху вниз, верхний левый угол.

    Учимся писать цифры

    (Цифра 2)

    Учить писать цифру 2. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать

    слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

    Учимся писать цифры

    (Цифра 3)

    Учить писать цифру 3. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

    Учимся писать цифры

    (Цифра 4)

    Учить писать цифру 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела.

    Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 5)

    Учить писать 5. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации.. Развивать

    внимание, сосредоточенность, следить за

    правильным положением тела

    Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 6)

    Учить писать 6. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за

    правильным положением тела

    Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 7)

    Учить писать 7. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за

    правильным положением тела. Совершенствовать двигательные функции руки

    Фасоль, каштан 2 шт. на кадого, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 8)

    Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графо моторные навыки.

    Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    Учимся писать цифры

    (Цифра 9)

    Совершенствовать графомоторные навыки.

    Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    2

    Учимся писать цифры

    (Цифра 10)

    Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша.

    Совершенствовать графомоторные навыки

    1

    Счетные палочки, фасоль, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

    3

    Дорисование

    (Путешествие божий коровки)

    Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

    1

    Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные

    карандаши, демонстрационный и

    раздаточный материал № 35

    4

    Линии разных видов

    (Сказочные цветы)

    Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение.

    1

    5

    Рисование по точкам

    (Чудная картина)

    Продолжать совершенствовать умение детей

    обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию.

    1

    Каштаны по 2 шт. на каждого,

    цветные карандаши,

    демонстрационный материал №37

    6

    Штриховка

    (Вот как мы умеем штриховать)

    Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

    1

    Прищепки по 2 шт. на каждого,
    простые карандаши.

    7

    Рисование по замыслу

    (Вот как мы умеем рисовать)

    Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право.

    2

    Демонстрационный материал, каштан, цветные карандаши, альбомный лист.

    8

    Рисование по замыслу

    (Вот как мы умеем рисовать (продолжение)

    Каштан, цветные карандаши.