Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое капитализация и ее виды
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • «Все профессии нужны, все профессии важны». Знакомство детей с профессиями. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий предполагает решение разнообразных задач трудового воспитания. Как правильно рассказывать о профессиях

    «Все профессии нужны, все профессии важны». Знакомство детей с профессиями. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий предполагает решение разнообразных задач трудового воспитания. Как правильно рассказывать о профессиях

    Государственное образовательное учреждение «Детский дом № 4» г.Усинск
    Составил: Криворучко Наталья Николаевна воспитатель «Детского дома № 4» г.Усинска 2013г.
    Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.
    Задачи:
    Учебная: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий;
    Развивающая: развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей, развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба – главный труд);
    Воспитательная: воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.
    Возраст участников: для воспитанников начальной школы.

    Инновационная технология: конкурсная игра
    Оборудование: таблички (для каждой команды), презентация, листы бумаги, ручки, конфеты.
    Ожидаемые результаты:
    активизация процесса профессионального самоопределения;
    расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

    Ход мероприятия

    I. Вступительное слово.
    - Здравствуйте уважаемые ребята, гости и коллеги!
    Начинаем наше мероприятие.
    -Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашей игре, надо соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его.
    (Слайд 1,2)

    Пир рис оса фрукт ель сосулька слон ирис яблока

    Ребята, не далек тот час, когда перед Вами станет выбор- какую профессию получить. Сейчас главным для вас является учеба, знания, которые вы получите – это база вашей дальнейшей жизни. Пришла время поразмыслить о выборе своей будущей профессии.
    В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши воспитатели, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
    - Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. “Все профессии нужны, все профессии важны”

    В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий:
    важно суметь разобраться в этом многообразии;
    узнать, чем занимаются люди данной профессии;
    познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
    учитывать собственные интересы и способности.
    Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.
    Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.
    Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.
    - С некоторыми из них сегодня мы познакомимся.
    - Своё знакомство с профессиями мы проведем в форме игровых конкурсов «Что я знаю о профессиях» (Слайд 3), в которой участвуют две команды. Если вы знаете ответ, то поднимаете карточку. Какая команда вперёд поднимет таблички, та и имеет право отвечать на вопрос. Если команда дала неправильный ответ, то право ответа получает следующая команда. Игра состоит из 3 туров. Та команда, которая в ходе игры наберёт наибольшее количество баллов – будет победителем игры. Если команды не дают ответ, то ответить могут болельщики, заработав сладкий приз.

    II. Основная часть:
    Для начала проведем небольшую игровую разминку.

    1ТУР: «Наши профессий» (Слайд 4)

    Конкурс №1 «Угадай профессию» (отгадайте о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках) (Слайды 5-16)

    1. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
    (Пилот, лётчик, космонавт.)
    2. Кто выносит сор из избы?
    (Уборщица, техничка.)
    3. Самый сладкий мастер – это... Кто?
    (Кондитер.)
    4. Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
    (Айболит, ведь он лечил зверей.)
    5. Как звали первую женщину-лётчицу?
    (Баба-Яг.)
    6. Звёздный бухгалтер – это... Кто?
    (Астроном.)
    7. Ухажер за деревьями - это…Кто? (Садовод, садовник)
    8. Преобразователь ткани в одежду- это … Кто?(Портной, швея)
    9. Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
    (Учителя.)
    10. «Сумчатый» профессионал – это… Кто?
    (Почтальон.)
    Конкурс №2. «Головоломка» (Слайд 17) вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
    (Слайд 18 - 19)
    РВАЧ = В- - - (медработник)
    ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
    КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
    МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)
    СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)
    ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)
    КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

    Конкурс №3 "САМАЯ-САМАЯ " (Слайд 20) А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
    (Слайд 21)
    Назовите профессии: (3 минуты на обдумывание)
    1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
    2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
    3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
    4. Самая волосатая (парикмахер...)
    5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
    6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
    7. Самая смешная (клоун, пародист...)
    8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
    9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
    -Болельщики, которые добавят не названные профессии.

    2 ТУР: «Профессия и ее инструменты» (Слайд 22)

    Конкурс №4 «Бюро находок» (Слайд 23) узнай, кому принадлежат вещи (предметы)
    (Слайд 24)
     КОЛЕСО
     КИРПИЧ
     ИГЛА-ТАБЛЕТКИ
     НИТКИ
     МУКА
     МЕЛ
     НОЖНИЦЫ
    ОТВЕТЫ:
     Водитель
     Каменщик, строитель
     Врач, доктор
     Портной, швея
     Повар, пекарь, кондитер
     Учитель, педагог
     Парикмахер

    Конкурс №5 «Буквы и профессии». Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
    (Слайд 25,26)
    К Р Ф П
    Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник
    Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
    Крановщик Редактор Фигурист Пилот
    Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный
    Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский
    Космонавт Радист Фокусник Полярник
    Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник
    Кровельщик Фотокорреспондент Печник
    Каменщик Пиротехник
    Кутюрье Повар
    Кондитер Пекарь
    Кондуктор Портной
    Парашютист

    Конкурс №6 «Что лишнее» (Слайд 27) В цепочке слов найдите лишний предмет (кто быстрее справится с заданием?)
    (Слайд 28)

    1)Шприц- лекарство- вата- спица
    спица
    2) Игла –нитки –гвоздь –напёрсток – сантиметровая лента
    гвоздь
    3) Кастрюля –ложка –тёрка –ножницы
    ножницы
    4) Фен –нож –расческа –ножницы
    нож

    3 ТУР «Профессия каждая самая важная» (Слайд 29)

    Конкурс №6 «Пословицы о труде и профессиях» (Слайд 30-37). Собери пословицы – кто быстрее поднимет таблички - имеет право отвечать)

    Кончил дело - гуляй смело.
    Терпение и труд всё перетрут
    От труда здоровеют, а от лени болеют.
    Глаза страшатся, а руки делают.
    На работу с радостью, а с работы с гордостью.
    Не игла шьёт, а руки.
    Хозяин тот, кто трудится.

    Конкурс № 7 «Покажи профессию». Давайте, немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий. По одну человеку от команды, выходят и показывают по одной профессии и по одному от команды болельщиков.
    (Слайд 38-39)
    -Как делает шофёр?
    -Как делает повар?
    -Как делает маляр?
    -Как делает парикмахер?
    -Как делает пианист?
    -Как делает дворник?
    -Как делает врач?

    III. Награждение победителей:
    Сноровку, ловкость и умение
    Сегодня показать сумели вы.
    А теперь, справедливое жюри,
    Игроков по достоинству оцени. (слово жюри)

    IV. Заключительное слово ведущего
    - Вот мы и подвели итоги нашей игровой программы. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и в мире.
    В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
    Вопрос выбора профессии решить за короткое время нельзя. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с воспитателем и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.
    Ведь главное: Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни. Желаю хороших оценок, успехов в ваших начинаниях, в труде и крепкого здоровья!
    Много здесь профессий разных,
    Выбрать что – не знаешь сразу.
    В жизни много пригодится –
    Стоит только научиться.

    Спасибо. (Слайд 40)

    Список используемой литературы.

    Организация: ГБОУ Школа № 1374

    Населенный пункт: г. Москва

    Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром является актуальной и на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства.

    Одной из задач социально-коммуникативного в рамках реализации ФГОС ДО развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать м многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

    Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями.

    В своей работе я использую различные методы ознакомления детей с трудом взрослых:

    1. Беседы о различных профессиях, во время которых воспитатель не только знакомит с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляет знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними.
    2. Наблюдения, которые проводятся не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдают за работой дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины
    3. Экскурсии, на которых дошкольники узнают об особенностях данной профессии, и встречи с людьми разных профессий. Начиная с младшей группы, для дошкольников проводятся экскурсии по ознакомлению с профессиями работников детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара и другими. Для старших дошкольников, помимо знакомства на занятиях с такими профессиями как завхоз, почтальон, швея, строитель, каменщик, сварщик, библиотекарь и другими, также организованы встречи с родителями, которые знакомят ребят с такими профессиями как врач, военный, сотрудник МЧС, инспектор ГБДД, спортсмен, сотрудник банка. Внимание детей обращают на средства, инструменты, которые нужны для разных профессий.
    4. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. О профессиях ребята узнают и с помощью различных игр: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.

    В процессе знакомства с профессиямибольшинство детей не могли ответить, кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером» (но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли). Воспитанники с родителями и воспитателями решили совместно найти решение проблемы. Самым эффективным в решении данной проблемы является проектный метод, который основывается на личностно-ориентированном подходе. Свой проект ребята с родителями назвали «Профессии моих родителей».

    Вашему вниманию предлагается визитная карточка детско-родительского проекта «Профессии моих родителей»

    Краткая аннотация проекта «Профессии моих родителей»

    Название проекта

    «Профессии моих родителей»

    Вид проекта

    Исследовательско-творческий

    Длительность

    Возрастная группа

    Старший дошкольный возраст (подготовительная группа)

    Актуальность

    • Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).
    • В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию речи.

    Цели и задачи проекта

    Цель:

    Познакомить детей с разнообразием профессий родителей и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.

    Задачи:

    • Расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников
    • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности
    • обогащать представления детей о профессиях родителей;
    • дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий;
    • показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;

    Обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;

    - создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.

    - формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.

    Планируемые результаты

    После завершения проекта дошкольники смогут:

    Узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», обогатиться словарный запас, коммуникативные навыки.

    Задумаются о том, кем они будут, когда вырастут.

    Краткое содержание проекта

    Предлагаемый проект проводится в рамках проекта структурного подразделения.

    Реализация проекта отвечает следующим педагогическим принципам - это целенаправленность проекта на основные задачи дошкольного воспитания и развития, вариативность содержания форм и методов работ, комплексности и сотрудничества.

    Этапы реализации проекта

    1 этап «Подготовительный»

    «Проблемная ситуация»

    Кем и где работают мои родители?

    Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?

    Что я знаю

    Что я хочу узнать

    О профессиях работников детского сада

    Я хочу больше узнать о профессии моих родителей

    В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями.

    2 этап «Организационный»

    1. Оформление информационного стенда для родителей

    2. Организация развивающей предметной среды:

    Подбор художественной литературы в книжном уголке

    Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок

    Пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Мы - водители», «Мы – строители», «Больница»

    Подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями.

    3 этап «Познавательно-творческий»

    Проведение целевых экскурсий по детскому саду

    Просмотр презентаций о профессиях (устаревших), беседы о новых современных профессиях

    Беседы о профессиях родителей

    Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки)

    Организация дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр «Собери картинку», Кому что нужно», «Угадай профессию», «Что делает?» и др.

    Продуктивная деятельность:

    создание коллективной работы «Повар», рисование «Все работы хороши – выбирай на вкус», аппликация «Космонавт»,

    Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

    Конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»

    1. этап «Презентационный»

    Проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы, представление результатов проекта в виде:

    • Презентации проектов родителей и детей
    • Тематического досуга «Кем быть?»
    • Итоговая презентация проекта группы.

    Краткое описание проекта

    Описание методов оценивания

    В начале проектной деятельности организуются экскурсии для детей, на которых они ближе знакомятся с профессиями работников д/с.

    Беседы и презентации о профессиях, чтение художественной литературы, экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, изучение пословиц и поговорок о труде, творческая коллективная работа.

    Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, создание родителями совместно с детьми презентаций о профессиях, проведение тематического досуга «Кем быть?»

    Описание форм образовательной деятельности

    Формы и методы реализации проекта

    Образовательные области

    Виды деятельности

    Познавательное развитие

    1. Познавательные занятия и беседы

    • «Из истории профессий»
    • «Все работы хороши, выбирай на вкус»
    • «К дедушке на ферму»
    • «Защитники России»
    • «Библиотека»
    • «Предметы – помощники»
    • «Школа. Учитель»
    • «Сельскохозяйственный труд»
    • «Профессия космонавт» и др.

    2.Дидактические игры:

    • «Кому что нужно»,
    • «Для чего нужен этот предмет?»,
    • «Умные машины»,
    • «Хорошо - плохо»,
    • «Кем я хочу стать?»,
    • «От слова к слову»,
    • ««Знаю все профессии»,
    • «Собираемся на работу»,
    • «Угадайте, что я делаю»».
    • «Кто знает больше профессий»
    • «Произнеси правильно»
    • «Добавь словечко»
    • «Что сначала, что потом»

    Настольные игры:

    «Профессии»

    «Кому нужны инструменты»

    «Собери картинку»

    «Дорожные знаки»

    3.Экскурсии- наблюдения по детскому саду, экскурсия детей к родителям на работу

    4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».

    Художественно-эстетическое развитие

    1. Рисование: конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»

    2. Аппликация: коллективная работа «Повар», «Космонавт»

    3. Работа с раскрасками.

    4. Пение, прослушивание

    5. Тематический досуг «Кем быть?»

    Физическое развитие

    Подвижные игры:

    • «Почтальон»
    • «Водители»
    • «Летчики»
    • «Изобрази профессию»
    • «Пожарные на учениях»

    Физминутки

    Социально –коммуникативное развитие

    1. Сюжетно-ролевые игры:

    • «Магазин»,
    • «Столовая»,
    • «Супермаркет»,
    • «Ферма»,
    • «Парикмахерская»,
    • «Школа»,
    • «Театр»,
    • «Ателье»,
    • «Библиотека»,
    • «Поликлиника»,
    • «Детский сад»,
    • «Салон красоты»
    • «Мы-строители»
    • «Мы – пожарные»

    2. Составление творческих рассказов:

    • «Профессии моих родителей»
    • «Кем я буду, когда вырасту большой»

    3. Трудовое воспитание:

    Беседы о труде взрослых в детском саду, целевые экскурсии в детском саду

    Трудовая деятельность на прогулке:

    подметание дорожек, веранды сортировка выносного материала, развешивание кормушек, скворечников на территории детского сада.

    Дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях.

    Хозяйственно – бытовой труд:

    приучать наводить порядок в группе; убирать постель после сна, подклеивать книги, ремонтировать игрушки, стирать кукольную одежду

    Речевое развитие

    1. Чтение художественной литературы:

    С. Маршак «Почта», Д.Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер

    2. Беседы с детьми

    «Кем быть»

    «Без труда не будет и плода»

    «Кто не работает, тот не ест»

    «За что говорят спасибо»

    «Почему люди трудятся вместе»

    3. Драматизация отрывков художественных произведений С. Михалков «А что у вас?»

    4. Вечер загадок о профессиях.

    5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях

    6. Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

    Взаимодействие с родителями

    • Консультации для родителей
    • Совместное создание презентаций и профессиях родителей, презентация проекта

    Результат проекта:

    Презентация проекта для всей группы детьми и родителями.

    Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы.

    Расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями.

    Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.

    Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.

    У ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат профессию такую же как у одного из родителей.

    Использованные источники

    1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.
    2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
    3. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.
    4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)
    5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
    6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. - М., 1988.
    7. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
    8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
    9. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.
    10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
    11. Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.
    12. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005 – 64 с.
    13. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
    14. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.
    15. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)
    16. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.
    17. Шорыгина Т.А.Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

    Вывод

    Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

    КГУ «Средняя школа № 17» акимата города Рудного

    Тренинг по профориентации

    для уч-ся 9-11 классов

    сосавитель: педагог – психолог Н. Г. Грецингер

    Рудный 2018

    Описание методической разработки

      Название: Тренинг для учащихся 9-11х классов «Знакомство с миром профессий »

      Краткая аннотация: В условиях профильной школы перед девятиклассниками встает проблема выбора профиля обучения. В связи с этим нами был разработан тренинг, в ходе которого в игровой форме проводится бланковая и компьютерная диагностика профессиональных интересов, способностей и склонностей учащихся. В результате работы учащиеся определяют предпочтительный профиль дальнейшего обучения. Данный тренинг рассчитан на 4 часа работы с перерывом.

      Уровень образования школьников : 9-11 класс общеобразовательной школы.

      Форма учебной работы : тренинг

    Тренинг по профориентации

    «Знакомство с миром профессий»

    В ыбор профиля обучения - наиболее важное решение, которое необходимо принять учащимся при переходе в старшее звено школы. К сожалению, многие учащиеся не имеют четкого представления о своих способностях, склонностях, интересах и не всегда учитывают их при выборе профиля обучения и дальнейшей профессии.
    Данное занятие позволит учащимся в доверительной и непринужденной обстановке рассмотреть основы профессионального самоопределения и выбрать предпочтительный профиль обучения.

    Методы: занятие включает в себя профориентационные упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики; методы социально-психологического тренинга.

    Схема занятия

      Психологическая разминка, позволяющая задать темпо ритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.

      Формулирование темы занятия, основных целей.

      Основная часть, включающая в себя 2 упражнения, позволяющие расширить круг о профессиях.

      Заключительная часть. итоговая игра.

    Оборудование и материалы :

    Аудитория, по возможности, должна иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также пространство для проведения упражнений, в том числе подвижных. Желательно наличие магнитофона с записью релаксационных композиций.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1.Знакомство.

    Упражнение 1.

    Инструкция : «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группу и здороваться используя звуки ассоциирующие с любой профессией, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие».

    Комментарий : после завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?», «Какое приветствие вам особенное запомнилось (понравилось) и почему?» Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержательном плане, в частности при работе над проблемой установления контакта. Третий вопрос: «Какое приветствие сразу раскрыло суть профессии.

    Упражнение 2. Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

    Инструкция : «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагать поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. этот признак он называет. Например, я скажу» пересядьте все те, у кого есть в семье врачи»,- и все, у кого есть в семье врачи, должны поменяться местами. при этом тот, кто стоит в центре круга, должен кто останется в центре круга без мест, а тот кто останется в центре круга без мест, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

    Комментарий: Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствует? или «Как ваше настроение сейчас?»

    Как правило, упражнение проходит весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.

    2. Разминка « Салат из профессий».

    Цель: введение в атмосферу тренинга.

    Инструкция: Участники стоят в тесном кругу. Ведущий стоит в центре круга. Между участниками распределяется 3-4 профессии (в зависимости от количества человек), по принципу 1-й, 2-й, 3-й. Далее ведущий просит поменяться местами представителей какой-либо одной профессии, а сам в это время пытается встать на освободившееся место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.

    3. Знакомство с целями, задачами тренинга.

    Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга.

    4. Упражнение «Выбор».

    Инструкция : представьте себе, что вы находитесь в незнаком городе без друзей, родителей, родственников. у вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования ….

    Необходимо письменно ответить на вопросы:

    В каком городе или даже в стране вы находитесь?

    Какое у вас время года?

    Что вы будете делать? Каковы ваши действия?

    Что вы умеете делать? (составьте список видов работ.)

    Что будет потом?

    Комментарий: Во время обсуждения, делается выбор о том, что подсобные работы- это временный заработок, а в целом необходимо учиться. для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности профессиональные интересы.

    4.2.Упражнение Профориентационная игра "Цепочка профессий "

    Комментарий : Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности. Дан­ное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики тру­да, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики мо­гут встречаться во многих профессиях.

    Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие :

    1. Инструкция : “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, ме­таллург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет про­фессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на­пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высо­кими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по сред­ствам и т.д.

    2. По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы , типа: “В чем же сходство вашей профессии с толь­ко что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

    3. При обсуждении игры важно обратить внимание уча­стников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профес­сии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург-повар - мясник - слесарь (тоже- рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных про­фессиях...

    Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

    Иногда сходство между профессиями носит почти юмо­ристический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллей­буса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.

    5. Заключительное упражнение. «Профессии на букву».

    Цель данного упражнения - расширение у участни­ков знаний о мире профессионального труда или актуали­зация уже имеющихся знаний о профессиях.

    Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10- 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем от 5-7 до 10-15 ми­нут, носит разминочный характер. Процедура упражнения следующая (при работе в круге):

    Общая инструкция : “Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем немало про­фессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, на­сколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву”.

    ЦЕЛЬ: Расширение информационного поля учащихся.

    1. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
    2. Выявить уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
    3. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
    4. Воспитание уважительного отношения к любой профессии и труду в целом.

    МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

    1. Презентация к уроку.
    2. Задание на ватмане (профессии и место работы человека.)
    3. Конверты с буквами.
    4. Бумажные куклы, поднос с одеждой.
    5. Бланки с заданными буквами.
    6. Пословицы.
    7. Кроссворд.
    8. Тесты с пословицами.

    Время проведения занятия: 35 - 40 мин.

    Участники: учащиеся 2 класса.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Ребята, сегодня у нас с вами занятие по теме: «Знакомство с профессиями».

    Мы с вами ходили на экскурсию на разные предприятия, приглашали к нам людей разных профессий, рисовали профессии своих родителей, смотрели различные слайдовые презентации, посвященные разным профессиям. Я думаю, ваши знания о мире профессий пополнились. А насколько - покажет сегодня занятие.

    Поприветствуем друг друга, для этого улыбнитесь соседу справа, а соседу слева - подмигните. Все по кругу. На занятие к нам пришли гости, поприветствуйте их!

    Ребята, во время занятия у нас будет работать табло (на экране), которое будет показывать, как вы будете выполнять то или иное задание: в паре, в тройке, в малой группе или все вместе.

    Итак, внимание на табло:

    Это наш круг. Сегодня круг работает слева от меня.

    Пожалуйста, назовите свое имя и профессию, но на ту букву, на которую начинается ваше имя, условие: не повторяться!

    Хорошо, молодцы!

    Сейчас первоклассники проведут для вас разминку. Для этого они приготовили загадки на тему: «Профессии».

    Из просеянной муки он печет нам пироги

    Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай -ка. (пекарь)

    Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.

    Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом. (строители)

    Вот на краешке с опаской он железо красит краской.

    У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (маляр)

    За мольбертом с кистью я. Краски - вот мои друзья.

    Я один и не один - в окружении картин. (художник)

    Спасибо, это была разминка. Внимание на табло! На табло у нас 1 молекула, 1 шарик, значит, я буду вызывать к доске по одному.

    1) Задание вот такое: соединить стрелочкой название профессии и место работы человека.

    ДЕТСКИЙ САД

    СТОЛОВАЯ

    ВОСПИТАТЕЛЬ

    ПРОДАВЕЦ

    Внимание! Табло показывает нам 2 молекулы - значит следующее задание будем выполнять в парах. Встали, закрыли глаза, найдите себе пару. Итак, у нас образовались пары.

    2) Задание для пары: Вам предстоит работа с карточками - нужно собрать название профессии. Пожалуйста, подойдите и возьмите конверт с набором букв. (Ребята должны собрать названия профессий—рыбак,маляр,шофер,повар.)

    Дружно и быстро справились с заданием у нас пары. Спасибо! Сейчас первоклассники приглашают вас на веселую физминутку:

    Трактор водит- ……тракторист (показывают движения)

    Электричку-.машинист,

    Стены выкрасил-……маляр,

    Доску выстрогал-……столяр,

    В доме свет провел- …монтер,

    В шахте трудится-…….шахтер,

    В жаркой кузнице-……кузнец.

    Кто все знает- молодец!

    В это время табло показывает 3 молекулы-шарика.

    Ребята, закройте глаза, образуйте тройку! Прошу вас занять рабочие места за столиками.

    3) Задание для тройки: Напишите как можно больше профессий на заданную букву. (Раздаю бланки с заданными буквами: М К Н П)

    Время работы - 3 минуты.

    Каждая группа зачитает нам свой список профессий. Остальные можете дополнить свой список. Молодцы, быстро справились с заданием. (На табло - 4 молекулы).

    Встали, закрыли глаза, хаотично двигаемся по залу, по моему сигналу нужно остановиться и собраться вместе 4 молекулам. И у нас образовались 3 рабочие группы. Прошу занять рабочие места.

    4) Задание: «Пора на работу»

    Ваша задача: Одеть человека какой - либо профессии на работу, и составить небольшой рассказ о данной профессии. У каждого в группе своя работа: один - выбирает одежду, второй - одевает манекен, третий - составляет рассказ, четвертый - защищает проект. Через 7 минут я приглашаю вас на защиту проектов.

    Молодцы! Мне понравились все проекты, все группы хорошо защищали свою работу, похлопайте друг другу.

    Для этих же групп у нас еще одно задание - тест.

    5) Задание - тест: каждая группа получает конверт с вопросом и тремя вариантами ответов, из которых только один правильный, его вы найдете и подчеркнете. Правильным может быть только один ответ. (2 минуты).

    Давайте проверим ваши работы…

    Тест 1: Семь раз отмерь - один раз отрежь.

    А) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

    Б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

    В) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

    Тест 2: Куй железо, пока горячо.

    А) кузнец кует горячее железо.

    Б) если есть благоприятные возможности для дела, надо их сразу использовать.

    В) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

    Тест 3: Поспешишь - людей насмешишь.

    А) клоун смешит людей.

    Б) чтобы сделать работу хорошо - можешь отдохнуть.

    В) торопливость может привести к нелепым результатам.

    Тест 4: Сделал дело - гуляй смело.

    А) если выполнил работу хорошо - можешь отдохнуть.

    Б) мальчик вышел на прогулку.

    В) дело нужно делать смело.

    Пожалуйста, передайте тесты, давайте проверим, правильно ли вы выполнили тестовые задания.

    А на табло у нас вот такой красивый цветок. Что это значило?

    Да, работаем дружно, все вместе!

    6) Задание: разгадай кроссворд на тему: «Чем пахнут ремесла?» (прилагается кроссворд). Я думаю, справитесь легко, тем более, все вместе.

    Давайте проверим, как вы разгадали кроссворд, все ли профессии угаданы?

    А может быть кто-нибудь догадался, откуда эти строки, кто написал это стихотворение? (Джанни Родари)

    Я приглашаю вас в круг на обсуждение нашего занятия.

    Чем мы сегодня занимались? (говорили о разных профессиях)

    Что вам понравилось? Что не понравилось?

    Как больше всего вам понравилось работать? В паре, в тройке, в малой группе, или всем вместе?

    Какие задания вам понравились больше?

    Кто на ваш взгляд сегодня хорошо работал? (проговариваем все по кругу). Давайте попрощаемся, спасибо вам, мне было приятно сегодня с вами работать. До свидания.

    Занятие подготовила и провела:

    Воспитатель группы «Малыш» Мутуева Жанна Валентиновна.

    Курс «Развитие творческого мышления»

    В этом учебном году вела у второклассников курс «Развитие творческого мышления». Курс строится на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления». Хочется отметить, что данная программа очень интересна детям, и не менее интересна для учителя, кроме того, к ней прилагается альбом заданий.

    Выполнение заданий развивает мышление, внимание, память, логику, воображение, что очень важно, потому что сейчас дети очень мало читают и у них слабо развито воображение. Самое главное - задания развивают творческие способности учащихся.

    Отдельные занятия стараюсь придумать сама, разрабатывая сценарии и задания. Хочу представить сценарий проведения занятия

    Иванникова Татьяна Николаевна,

    Воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга

    Консультация для родителей

    «Как знакомить ребенка с профессиями»

    Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

    Каждый день ребенок окружен десятком людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности – врачи, продавцы, водители, воспитатели, официанты и знакомясь с той или иной профессиональной деятельностью, малыш открывает для себя много нового, расширяет свой кругозор, входит в социум. Нередко от малыша можно услышать: «Когда вырасту, буду врачом!» или «Хочу, как папа, быть водителем!» Видя заинтересованность сына или дочери какой-либо профессиональной сферой, используйте этот момент для ненавязчивого знакомства малыша с ее особенностями.

    Как утверждают специалисты – выбор человеком в пользу той или иной специальности чаще происходит именно в дошкольном возрасте. Поэтому так важно донести до малыша информацию о профессиях интересно, многогранно и без проявления негативного отношения.

    Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.

    Знакомство с профессиями нужно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в детях. Огромное значение в их воспитании имеет знакомство с трудом взрослого человека.

    Вот несколько действенных советов по ознакомлению детей с разного рода профессиональной деятельностью.

    Наблюдайте за трудом взрослых во время прогулок. Гуляя с малышом, либо направляясь в детский сад, к врачу, в магазин, по другим маршрутам, обращайте внимание на тех, кто в это время работает – дворник, продавец, водитель, строитель, воспитатель, врач и др. Поговорите с ребенком о том, что делает конкретно каждый из специалистов, и, что к их труду нужно относиться с уважением.

    Например, учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.

    Расскажите своему ребенку о своей работе – чем вы занимаетесь, что у вас получается особенно хорошо, чего хотели бы еще достичь. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди, или папа – работает пожарным. Пусть расскажет сыну или дочери о том, как получает сообщение о вызове на тушение пожара, за что он отвечает в команде, как он и его коллеги действуют, добравшись до места назначения, какие бывают сложные случаи. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

    Поговорив с малышом о существующих профессиях, предложите нарисовать кого-то из специалистов, например, врача. Во время рисования составьте рассказ о работе доктора, можно прочитать стихотворения о профессиях, еще раз проговорить насколько они все важны.

    Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Обязательно поиграйте с малышом на тему разных профессий. Дайте возможность побывать ему в качестве повара, врача, полицейского, учителя и т.д. Это лучшая возможность для ребенка познать профессию изнутри, узнать интересные нюансы, попробовать принимать ответственные решения. Вы увидите, как ваш ребенок буквально повзрослеет на глазах. В игре дети знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понимают кто и что делает на работе.

    Нарисуйте различные предметы, форму, символику, имеющие отношение к той или иной профессии, предложите малышу угадать, кому именно они принадлежат. Можно в продолжение игры загадать загадки на тему «профессии». Дети с удовольствием участвуют в подобных заданиях. Поиграйте с ребенком в настольно-печатные игры связанные с профессиями. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

    Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.

    Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

    Изучая вместе с ребенком разные профессии, не забывайте закреплять полученные знания, повторяя информацию в легкой, занимательной форме. И помните, что одна из важных задач – не только формирование понимания у малыша важности каждой профессии, но уважения к труду окружающих людей, которые вкладывают много сил и стараний в свою работу, по-настоящему любят свое дело.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
    2. Краснощекова Н.В . Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
    3. Куцакова Л.В . Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.
    4. Потапова Т.В . Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.
    5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
    1. Используемые сайты интернета:
      www.Viki.rdf.ru
      http://pochemu4ka.ru/
      www.SkyClipArt.ru !
      http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html