Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Большое количество разнообразных проектов. Классификация учебных проектов. Классификация реализуемых инициатив

    Большое количество разнообразных проектов. Классификация учебных проектов. Классификация реализуемых инициатив

    Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.

    По доминирующей деятельности

    Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

    Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

    Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

    Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

    Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.

    По предметно-содержательной области

    Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

    Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

    Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

    По характеру координации

    Проект с открытой , явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.

    Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.

    По количеству участников

    Личностные (индивидуальные) - один участник

    Парные - два участника

    Групповые (коллективные) - более двух участников

    По продолжительности выполнения

    Краткосрочные - до недели

    Средней продолжительности - от недели до месяца

    Долгосрочные - от одного до нескольких месяцев

    По объекту проектирования

    Морфологические - проектирование вещей

    Социальные - проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов

    Экзистенциальные - проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы

    Проекты могут значительно отличаться по сфере приложения, составу, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и т.п. Множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Одна из наиболее распространенных классификаций проектов приведена на рис. 2.

    Важно указать следующие классификационные признаки:

    Класс проекта (по составу и структуре проекта):

    монопроект -отдельный проект определенного типа, вида и масштаба. Выполняется, как правило, одной организацией или даже одним подразделением, отличается постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

    мультипроект - комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления, (например, создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий). Требуются координационные подразделения;

    мегапроект - целевые программы развития регионов, отраслей и других образований и включающий в свой состав ряд моно- и мультипроектов. Требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели как повышение конкурентоспособности продуктов и технологий. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например: развитие свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т.д.), межотраслевые (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и смешанные. Формирование и реализация мегапроектов может потребовать объединения усилий ряда отраслей, регионов, ФПГ. Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:

    Высокой стоимостью (порядка $ 1 млрд. и более);

    Капиталоемкостью - потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционных (акционерных, смешанных) форм финансирования, обычно силами консорциума фирм;

    Трудоемкостью - 2 млн.чел.-часов на проектирование, 15-20 млн.чел.-часов на строительство;

    Длительностью реализации: 5-7 и более лет;

    Необходимостью участия других стран;

    Отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;

    Влиянием на социальную и экономическую среды.

    Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект):

    технический, организационный, экономический, социальный, смешанный .

    Вид проекта (по характеру предметной области проекта):

    - инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций),

    - инновационный - разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем,

    - научно-исследовательский,

    - учебно-образовательный,

    - смешанные .

    Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта):

    - краткосрочные (до 2-х лет),

    - среднесрочные (до 5-ти лет),

    - долгосрочные (свыше 5-ти лет).

    Масштаб проекта (по размерам бюджета, количеству участников и степени влияния на окружающий мир):

    мелкие, средние, крупные

    Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. Так, в американской практике:

    Капиталовложения: до 10-15 млн.долларов;

    Трудозатраты: до 40-50 тыс.человеко-часов.

    Примеры типичных малых проектов : опытно-промышленные установки, небольшие (часто - в блочно-модульном исполнении) промышленные предприятия, модернизация действующих производств.

    Малые проекты допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта (можно просто кратковременно перераспределить интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы). Вместе с тем затруднительность исправления допущенных ошибок в связи с дефицитом времени на их устранение требует весьма тщательного определения объемных характеристик проекта, участников проекта и методов их работы, графика проекта и форм отчета, а также условий контракта.

    Важно отметить факт, что в современной, быстро меняющейся обстановке бизнеса постоянно растет важность малых проектов (бюджет между 50 000 и 500 000 евро; сроки от 4-х месяцев до 2-х лет).

    Предыдущая

    Классификация проектов

    В рамках портфеля проектов компании реализуются различные типы проектов. Это могут быть и проекты направленные на получение прибыли и проекта направление на развитие компании. Применять одинаковые инструменты методы и модели проектного управления для управления разными типами проектов не рационально. Это приводит к возникновению большей путаницы, конфликтам и необходимости реализовывать ненужную работу.

    Введение классификации позволит выделить процессы, инструменты методы проектного управления для различных типов проектов. Это дает возможность независимо развивать различные методы и инструменты проектного управления в компании. В результате в компании вырабатывается своя уникальная методология, которая учитывает все особенности компании и ее клиентов.

    Классификация по сферам деятельности:

    Классификация по сферам деятельности определяет технологию реализации проекта, фазы проектов и этапы реализации проектов. В компании для каждого типа проектов разрабатывает шаблон реализации.

    • Технический . Технические проекты направленны на создания физического продукта проекта с четко определенными техническими параметрами.
    • Организационный . Организационный проект направленный на изменение организационный структуры и процессов организации. Данный тип проектов часто реализуется с целью развития организации.
    • Экономический . Экономические проекты направленны на получение прибыли компании за счет реализации продуктов или активов компании.
    • Социальный . Социальные проекты не несут прибыли, но помогаю компании улучить социальный статус компании и доверия от клиентов. Социальные проекты могут быть направленны на сотрудников компании для повышения их уровня жизни.
    • Смешанный . Смешанные проекты включают в себя сразу несколько элементов из выше изложенных типов.

    Классификация по размерности:

    Классификация по размерности проектов определяет технологию разбиение проектов на группы и программы.

    • Монопроекты . Монопроекты это отдельные проекты реализуемые вне программ компании.
    • Мультипроекты . Мультипроект это комплексный проект состоящих их отдельных монопроектов направленных на получение сложного инновационного результата. Мультипроекты объединяют различные типы проектов, которые направлены на достижения одной цели
    • Мегапроекты .Мегапроекты это много целевая комплексная программа обедняющая мультипроекты различной сложности и направленных на достижения различных целей. Мегапроекты объединяют несколько мультипроектов на правленых на реализацию группы целей.

    Классификация по объемам финансирования проекта:

    Уровень классификации по объему финансирования проекта зависит от объемов затрат проектов компании. Чем больше бюджет проекта тем большим обїемом денег рискует компания при его реализации.

    • Малые . К малым проектам могут относится проекты до 10 000 грн. Проекты относящиеся к данному классу могут быть согласованы на уровне руководителя департамента или директора филиала компании.
    • Средние , К средним проектам могут относится проекты от 10 000 грн. до 50 000 грн. Проекты относящиеся к данному классу должны быть согласованы на уровне исполнительного директора компании.
    • Крупные . К крупным проектам могут относится проекты от 50 000 грн. Проекты относящиеся к данному классу должны быть согласованы на совете директоров компании.

    Классификация по назначению проекта:

    Классификация о назначению проекта определяет ключевые цели и результаты проектов

    • Инвестиционный . Инвестиционной проект направлен на развитие активов компании. Для проектов обязательным является бизнес-план, описывающий прибыль и затраты проекта.
    • Инновационный . Инновационный проект направлен на создание и/или развитие товаров и услуг компании.
    • Научно - исследовательский . Проекты научных исследователей по разработке новых продуктов и новых технологии.
    • Учебно - образовательный . Учебно-образовательные проекты направлены на повышения компетенции сотрудников компании в предметной области.
    • Смешанный .Смешанные проекты содержат элементы различных указанных выше типов.

    Классификация по длительности проекта:

    Классификация по длительности позволяет разделить проекты на группы в зависимости от длительности. Для примера мы предлагаем три группы с средними параметрами длительности. Ваша компания может выбрать группы и параметры длительности.

    • Краткосрочный - до 1-го года. Для проектов данного типа мы рекомендуем длительность периодов планирования и реализации не больше недели. Детализацию задач проекта до длительность от 1 дня до 5 дней.
    • Среднесрочный - от 1-го года до 3-х лет. Для проектов данного типа мы рекомендуем длительность периодов планирования и реализации больше недели до месяца. Детализацию задач проекта до длительность от 5 дня до 10 дней.
    • Долгосрочный - свыше 3-х лет. Для проектов данного типа мы рекомендуем длительность периодов планирования и реализации больше месяца. Детализацию задач проекта до длительность от 10 дня до 20 дней.

    Классификация по географическому признаку:

    Классификация по географическому принципу влияет на методы взаимодействия в проектах. Мы предлагаем следующую классификацию:

    • Проект реализуется в пределах какого-либо города , Команда проекта находится в рамках одного города. Для реализации проектов данного типа достаточно классических методов взаимодействия.
    • Региональный проект , Члены команды проекта находится в рамках одного региона или страны. Для реализации проектов данного типа необходимо применения дополнительных методов и инструментов взаимодействия.
    • Международный проект . Члены команда проекта находится в нескольких странах.

    Классификация по уровню организации (внутри компании):

    Классификация по уровню организации влияет на уровне управления проекта

    Начиная с одного параметра классификации методология компании может развиваться вводя дополнительные параметры или уровни классификации в рамках уже существующих. Это позволит развивать методологию в различных направления, подстраиваясь под изменения на рынке и в самой компании.

    Выбор процессов, методов и инструментов для реализации различных типов проектов

    В процессе развития технологической зрелости компании в области проектного управления, вырабатываются специфические подходы, к управлению различными типам проектов. Введение классификации в портфеле проектов компании позволяет определять перечень специфических процессов, методов, подходов и инструментов управления. Каждый их классификаторов влияет на выбор необходимых элементов управления в одной или нескольких областях знаний проектного управления.

    В приведенной ниже таблице показан пример таблицы зависимости областей знаний от значений классификаторов.

    • Классификация по сфере деятельности определяет: процессы интеграции с ключевыми процессами компании, иерархическую структуру задач и продуктов проекта, подходы к проведению процедур заключения контрактов, определяет методику работы рискам проекта в зависимости от продуктов проекта, а также требования качества, используемые при управлении проектом.
    • Классификация по размерности определяет: как правильно планировать сроки и управлять временем в проекте, насколько детально планировать использование ресурсов компании в проекте, а также как часто и детально реализовывать задачи по контролю качества.
    • Классификация по объему финансирования определяет: процессы финансирования и бюджеты с которых будет осуществляться финансирование, а также уровень финансовых рисков и объемам страхования с которым придется столкнуться руководителю проекта.
    • Классификация по уровню организации определяет инструменты и методы взаимодействия, как между участниками команды проекта, так и между внешними заинтересованными сторонами проекта.
    Классификация по сфере деятельности Классификация по размерности Классификация по объемам финансирования Классификация по уровню организации
    Управление интеграцией
    Управление содержанием
    Управление временными параметрами
    Управление стоимостью
    Управление контрактами
    Управление взаимодействием
    Управление стекхолдорами
    Управление ресурсами
    Управление рисками
    Управление качеством

    Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные ее варианты (рис. 3)

    1. Классификация по сферам деятельности

    Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т.д.).

    Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т.д.).

    Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т.д.).

    Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений).

    Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, - к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т.д.)

    2. Классификация проектов по размерности

    Монопроекты - отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и другие проекты).

    Мультипроект - комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем многопроектного управления).

    Мегапроект - целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов («План Маршалла», создание Общеевропейского рынка, развитие Южной Кореи и т.д.).

    3.Классификация по объемам финансирования проекта

    По объемам финансирования проекты можно разделить на малые, средние и крупные.

    4.Классификация по целевому назначению проекта

    Инвестиционный - главная цель - создание или обновление основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций.

    Инновационный - главная цель - разработка и применение новых технологий, организационных новаций, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций.

    Научно-исследовательский.

    Учебно-образовательный.

    Смешанный.

    Виды проектирования:

    Организационное – изменение целей работы организации, кадровой политики. Вкл. В себя: анализ внешней среды и внешних факторов, посредничество, переориентацию внимания руководства на новые цели, задачи, проблемы.

    Операционально – деятельностное – выделение операций, установление порядка, формирование алгоритмов.

    Временное – размещение процессов в реальном времени.

    Пространственное – размещение фрагментов объектов или процессов в пространстве.

    Структурно – функциональное моделирование ориентировано на создание систем.

    32. Методы и виды социального проектирования, их характеристика

    1Метод деловой игры-предполагает совместную деятельность, направлен на обучение профессиональному общению,предполагает взаимодействие ее участников.Деловая игра-это имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам.В игре обычно участвуюь 2конкурирующих команды и придумывают свои проекты.2Метод создания сценариев.Это представление соц проекта в виде описания последовательного развития событий,которые им предусматриваются или из него могут следовать.Это детальный план проекта,где проведена трудная работа по синхронизации событий и имеющихся ресурсов.Могут разрабатыватся несколько сценариев,с несколькими вариантами развития проекта.3Метод мозговой атаки.Представляет собой способ коллективной мыслительной работы,имеющей целью нахождения нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников.Разработка этого метода пренадлежит Алексу Осборну. Основная форма этого метода-коллективное обсуждение данной проблемы.Время атаки ограничено. 4метод вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект.5Метод ассоциации. Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Виды:проектирование новых городов;проектирование новых производств.

    Проект - уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленных на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограничений.

    Проект - ограниченное по времени, специально организованное

    целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству его результатов.

    Проект представляет собой деятельность, для выполнения которой людские, материальные и финансовые ресурсы организуются каждый раз новым способом.

    Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или одним подразделением, отличающиеся постановкой однозначной цели (создание конкретного изделия, технологии).

    Управление проектами – использование знаний, навыков, методов, средств и технологий при выполнении проекта для достижения его целей.

    Основные характеристики (признаки) проекта:

    Наличие конкретной цели. Проекты направлены на достижение конкретных целей. В некоторых проектах цели и требования к продукту могут уточняться по мере выполнения проекта.

    Изменение. Достижение цели проекта всегда приводит к изменению в некоторой системе, элементом которой является проект.

    Ограниченность по времени. Проект ограничен во времени - имеет определенные даты начала и окончания.

    Ограниченность требуемых ресурсов. Проекты реализуются в условиях ресурсных, организационных и других видов ограничений.

    Комплексность. При осуществлении проекта учитывается влияние внешних и внутренних факторов.

    Разграничение. Каждый проект имеет определенные рамки своей предметной области и должен быть разграничен с другими проектами родительской организации.

    Специальная организационная структура проекта. Большинство крупных проектов не может быть выполнено в рамках существующих организационных структур и требует на время осуществления проекта создания «специальной для проекта организационной структуры».

    Уникальность. Проекты уникальны. Степень уникальности может быть различна: она может быть связана как с конечными целями или продуктом проекта, так и с условиями их достижения. Например, строительство типового объекта также является проектом, а уникальность создаваемого продукта определяется уникальностью месторасположения, особенностями требований заказчика, особенностями обеспечения проекта ресурсами и т.п.

    В связи с огромным многообразием проекты можно рассматривать с различных точек зрения и классифицировать по различным основаниям.

    1. По сферам деятельности , в которых осуществляется проект, выделяют: технические, экономические, социальные и смешанные проекты.

    2. По видам деятельности проекты подразделяются на инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские и учебно-образовательные.


    3. По масштабности (размер проекта, число участников и т.д.) проекты делят на мелкие (до 10 человек, продолжительность до 1 года), средние, крупные и очень крупные.

    4. По продолжительности периода осуществления проекта подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

    5. Пример классификации проектов согласно принципу «Технологической неопределенности» (PMI):

    Тип А – признанные технологии. Проекты этого типа основываются на существующих и хорошо проверенных технологиях, доступных для всех игроков рынка. Проекты могут быть достаточно большими, но новые технологии не используются ни на одной стадий проекта.

    Тип B – в большинстве признанные технологии. Проекты этого типа используют новые технологии или особенности. Большая часть работы не представляет неопределенности, новые особенности позволяют получить конкурентные преимущества, но вместе с тем увеличивают риски. Примерами подобных проектов могут служить улучшения или модификации существующих продуктов.

    Тип C – прогрессивные технологии. Часто называются высокотехнологичными проектами (High –Tech). Большинство технологий проекта используются впервые. Но эти технологии уже существовали до начала реализации проекта. Проекты оборонной отрасли принадлежат к этому типу.

    Тип D - высоко прогрессивные технологии. Проекты этого типа требуют проведения исследовательских работ и часто называются супер технологичными проектами (Super High – Tech). Они основаны на несуществующих или только появляющихся технологиях. Работа над проектом включает создание технологии, тестирование и выбор альтернатив. Исследовательские проекты относятся к этому типу.