Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 орлан. Автоматическая малокалиберная артиллерия. Пусковая установка корабельного ЗРК «Форт-М»

    Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 орлан. Автоматическая малокалиберная артиллерия. Пусковая установка корабельного ЗРК «Форт-М»

    Идея создания крупных океанических судов, роль силовой установки которых исполнял бы преследовала ученых и инженеров едва ли не с момента появления первых экспериментов в области расщепления атома. Конечно же, больше всего о подобном мечтали военные: неограниченная дальность хода и огромное время автономного плавания - что еще нужно для счастья? В общем-то, именно так в СССР появился крейсер «Киров».

    Предпосылки для создания

    В 1961 году американский флот получил неожиданное пополнение - атомный крейсер "Лонг Бич". Это заставило ученых начать спешные исследования в области создания отечественных надводных атомоходов. Естественно, что сразу же подобные работы начать не смогли, а потому официально проект стартовал только в 1964 году. За это время были получены все необходимые теоретические данные. Основная задача была сформулирована просто - создание большого океанического корабля первого ранга, способного долгое время действовать как в автономном режиме, так и в составе больших групп, осуществляя их поддержку и прикрытие.

    Разумеется, что «просто» это было только на бумаге, так как инженерам сразу же пришлось столкнуться с огромным количеством сложностей. Так что настоящим венцом инженерной военной мысли того периода по праву может считаться именно крейсер «Киров». 1144 (проект) смог продемонстрировать всему миру истинные возможности СССР. Корабли этого класса и по сей день сильно уважаемы на Западе.

    Первичное техническое задание

    Первоначально техническое задание предполагало создание большого противолодочного которого бы не превышало восьми тысяч тонн. Главным куратором проекта был сразу же назначен Б. Купенский, до того успешно создавший немало противолодочных судов (таких как "Комсомолец Украины"). От ВМФ наблюдателем был поставлен капитан второго ранга А. Савин.

    Сложности и их преодоление

    Главнокомандующий ВМФ С. Горшков сразу влюбился в этот проект и постоянно осведомлялся о ходе выполнения работ по нему. Но создание уникального корабля шло достаточно долго и сложно, так как конструкторам на ходу приходилось решать множество проблем. В частности, практически с первых месяцев исследований выяснилось, что придется увеличивать водоизмещение, так как паропроводящая установка двухконтурного реактора попросту не вписывается в первоначально предложенный проект корпуса. Если бы инженерам дали добро на этот проект, то атомный крейсер «Киров» был бы раза в три больше, чем он есть сейчас, а ведь судно и без того немаленькое!

    В итоге проект разрастался до совершенно неприличных величин, места под ракеты и прочее вооружение попросту не оставалось. Выход нашелся логичный, но сложный: спроектировать новую установку, специально предназначенную для боевых кораблей дальнего радиуса действия. Сложностей добавило и категорическое требование Горшкова об обязательном наличии силовой установки на дизельном или ином органическом топливе. Впрочем, с этим все согласились сразу и единогласно: крейсер «Киров» 1144 - не прогулочный катер, с местом базирования подобных судов у нас всегда были проблемы (все же это не США с ее колоссальными запасами удобного побережья), да и опыт эксплуатации подобных установок был невелик.

    «Вооруженные споры»

    С самого начала стало понятно, что все возлагающиеся на него задачи крейсер «Киров» сможет выполнять только в том случае, если конструктивно в него будет заложена просто феноменальная боевая устойчивость. Говоря по-простому, способность отражать различные виды агрессии во всех возможных условиях. Сразу же обратили на себя внимания американские же успехи в создании авиации: эти самолеты наверняка бы стали основной угрозой кораблю. Пришлось вносить в конструкцию огромное количество зенитных вооружений, которые бы позволили создать глубокую, эшелонированную систему ПРО.

    Как ни странно, но противокорабельные ракеты были внесены в проект далеко не сразу. Дело в том, что у СССР попросту не было достаточного опыта в их создании и применении. Даже имевшиеся у нас в те годы корабли не несли на себе серьезного вооружения такого класса, что резко снижало их боевую эффективность в случае возможного конфликта с Америкой. А там дела с противокорабельными ракетами обстояли намного лучше: ими уже начали массово оснащать все подходящие боевые корабли. Таким образом, стало ясно, что будущий крейсер «Киров» должен стать многофункциональным тяжелым ракетным крейсером, ТАКР.

    Завершение проектировки

    В 1973 году проектировка была полностью закончена, а на следующий год корабль был уже заложен. Именно с тех пор и ведет свою историю крейсер «Киров», в 1992 году переименованный в «Адмирала Ушакова». Как можно догадаться, постройка шла медленно и не слишком однородно, так как ничего подобного до того не строили. В 1977 году его спустили на воду, еще два года достраивали в «плавучем» режиме. Только в 1980 году он прошел все испытания и был торжественно передан в состав Северного флота. В 1984 года была закончена постройка "Фрунзе" (Адмирал Лазарев), еще через четыре года появился "Калинин" Ну а "Юрия Андропова", он же "Пётр Великий", смогли передать флоту только в 1998 году.

    Уникальность отечественного проекта

    Аналогов наши крейсеры такого класса в мире точно не имеют: ближайший американский вариант, "Вирджиния", меньше по водоизмещению в 2,5 раза. Упоминавшийся выше "Лонг Бич" вообще меньше в полтора раза. Кроме того, данные крейсеры получили максимальную унификацию с сухопутными образчиками вооружений, что теоретически позволяет пополнять боезапас практически на любой базе, имеющей береговые оборонительные комплексы. Впрочем, особенно это заметно на примере второго и последующего кораблей, так как на «Кирове» эти технологии еще не были в достаточной степени апробированы.

    Силовая установка

    Но основной «изюминкой» является действительно уникальная атомная силовая установка. Всего их две, мощность - 70000 л/с. Питание двигателей идет от турбин, которые на резервной силовой установки получают энергию от дизельных установок. Полная скорость - до 30 узлов, на резервных двигателях - не менее 14. Инженерам удалось вдвое (по сравнению с линкором «Октябрьская революция») уменьшить размер экипажа. Его составляют 655 человек. Из них 105 имеют офицерское звание, 130 - мичманы, остальное приходится на рядовой состав. Кстати говоря, тяжелый крейсер «Киров» (как и прочие корабли этой серии) и по сей день является желанным местом службы для моряков. Причина тому проста - комфорт.

    Судно имеет удобные кают-компании, множество одноместных кают для офицеров и мичманов, просторные и комфортабельные кубрики для рядового состава. Оснащению местного медицинского кабинета может позавидовать среднестатистическая городская больница, а в спортзале можно легко поддерживать отличную физическую форму за счет немалого выбора тренажеров. Стоит ли упоминать имеющуюся на борту сауну с бассейном и несколько просторных душевых? Пожалуй, до того времени комфорт такого класса был доступен только подводникам, да экипажам авианосцев.

    Ракетное вооружение и бронирование

    Основное оружие - комплекс ракет большой дальности "Гранит". Они полностью автономны, имеют сложную схему подлета к цели, защищены от возможной постановки помех. Судовые ракетные шахты бронированы, так что даже при прямом боестолкновении с противником риск их повреждения минимальный. И еще. Как и прочие суда проекта 1144, тяжелый атомный крейсер "Киров" уникален наличием неплохого бронирования.

    Нет, во время Второй мировой войны оно не было чем-то из ряда вон выходящим, но с началом ракетной эры боевые корабли утратили броню. В принципе, советские инженеры бы вряд ли вернулись к «истокам», но ситуация была особенной: атомный крейсер, да еще с запасом серьезного ракетного вооружения на борту! Нельзя было допустить, чтобы какой-нибудь банальный удар или иное воздействие вывели бы корабль из строя.

    Из-за этого основной бронированный пояс, который защищает судно от кормы до носа, имеет толщину 100 мм. Отдельно защищены ракетные шахты, запасы дизельного топлива, реактор, командный центр, вертолетный ангар.

    Характеристики прочего вооружения

    С ЗРК решили особенно не увлекаться, оставив хорошо зарекомендовавшие системы. Основное артиллерийское вооружение - пара 100-мм автоматических установок с радиолокационным обнаружением потенциальных целей. Нужно помнить, что крейсер «Киров» проекта 1144 был первым и последним кораблем, на который устанавливали это вооружение. После него стали монтировать 130-мм артиллерийские спаренные автоматические установки. В качестве используются восемь шестиствольных автоматических пушек.

    Начиная с «Нахимова» артиллерийские и ракетные комплексы самообороны совместили, сделав ПРО корабля намного надежнее. Цель также обнаруживается методом радиолокации, но на нее наводится не только артиллерийское, но и ракетное вооружение. Можно считать, что атомный крейсер «Киров» имеет двухуровневую противовоздушную защиту, тогда как на остальных кораблях серии она трехуровневая.

    Противолодочное вооружение

    За обнаружение вражеских подводных лодок отвечает многофункциональный гидроакустический комплекс "Полином". Отсек для его буксируемой внешней антенны смонтирован в кормовой части корабля. Также имеется торпедная установка "Метель" (которую на прочих кораблях серии заменил "Водопад"). Заметим, что ракетный крейсер «Киров» в какой-то степени защищен заметно слабее своих потомков. Это легко объясняется: все они (теоретически) принадлежат уже не проекту 1144, а серии 11441, что подразумевает значительную модернизацию и замену обновленного оборудования и вооружения прямо в ходе постройки. Опять-таки, полностью отвечает этому требованию только «Петр Великий».

    На последующие корабли уже устанавливали ракетно-бомбовые универсальные комплексы, значительно повышавшие боевую устойчивость этих судов. Установки эти могут использоваться как для стрельбы ракетами, так и торпедами. К сожалению, крейсер «Киров» (фото корабля есть в статье) защищен не так хорошо, но и он далеко не беззащитен.

    Прочие средства для борьбы с вражескими субмаринами

    Набор средств для борьбы с субмаринами потенциального противника дополняют ракетно-бомбовые комплексы "Удав"). В отличие от предыдущих образчиков вооружения, они предназначены не для атаки, а для отражения торпедных залпов противника. Начиная с третьего крейсера серии, эффективность этих систем была заметно увеличена за счет установки на них новейших образчиков противолодочных вооружений. Кроме того, на корабле имеется вертолетный ангар, в котором могут одновременно находиться до трех противолодочных вертолетов.

    Атомный ракетный крейсер «Киров» может нести: Ка-27, Ка-27ПС, Ка-31 и Ка-39. Нужно отметить, что они могут использоваться не только в противолодочном, но также в спасательном и поисковом вариантах, что значительно увеличивает количество сценариев эффективного использования этих кораблей. Для их размещения и обслуживания имеется не только бронированный вертолетный ангар, но также отдельные танки с запасом топлива и склад боеприпасов. Это значительно повышает сохранность вертолетов.

    В заключение

    В последние годы все оставшиеся крейсеры были оснащены современными средствами РЭБ, бортовая электроника была заменена на новые образцы, которые отличаются расширенной функциональностью и повышенной степенью надежности. «Последние» - потому как сам «Киров» в 1999 году был отправлен на утилизацию… по причине отсутствия средств на ремонт.

    Таким образом, атомный крейсер «Киров проекта» 1144 вобрал в себя все передовые достижения советской инженерной мысли. Вне всякого сомнения, что ТАРК этого типа - лучшие во всем классе и до сих пор очень актуальны на морских просторах Мирового океана.

    Тяжелый атомный ракетный крейсер пр.1144.2 (шифр «Орлан») разработан Северным ПКБ под руководством Б.И. Купенского, а затем В.А. Перевалова и является усовершенствованной модификацией ТАРКР пр.1144. В 1984 году появился второй корабль пр.1144 (первый по пр.1144.2) – «Фрунзе (Адмирал Лазарев)», в 1988 году третий – «Калинин (Адмирал Нахимов)» и «Юрий Андропов (Пётр Великий)» в 1998 году - на данное время флагман Северного флота.

    По конструкции корпуса и механизмов корабль полностью повторяет прототип. Все различия коснулись вооружения. В соответствии с первоначальным проектом он должен был нести два ЗРК «Кинжал» (в каждом по две ПУ, включающих в себя по 4 барабана, вместо ЗРК «Оса-МА»), 6 боевых модулей ЗРАК «Кортик» (вместо ЗАК АК-630М), одну спаренную 130мм АУ (вместо двух 100мм АУ) и ПЛРК «Водопад» с РТПУ (вместо ПЛРК «Метель» и 533мм ТА). Однако из-за задержек с разработкой и поставкой на вступавшие в строй корабли устанавливались имевшиеся тогда системы вооружения. ТАРКР «Фрунзе» передали флоту с ЗАК АК-630М без обоих ЗРК «Кинжал» и шести боевых модулей ЗРАК «Кортик». При этом был сохранен ЗРК «Оса-МА». На ТАРКР «Калинин» вместо ЗАК АК-630М установили ЗРАК «Кортик», а вместо РБУ-1000 – комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». ТАРКР «Юрий Андропов» предполагали ввести в строй уже со штатным составом вооружения. К моменту его спуска на воду ЗРК С-300Ф «Форт» модернизировали в ЗРК С-300ФМ «Форт-М» с СУО и ЗУР нового поколения. В середине 1990-х годов эту модификацию ЗРК решили установить вместо носового ЗРК «Форт». Также крейсер вооружили только одним (кормовым) ЗРК «Кинжал». Таким образом, в настоящее время ни один из крейсеров данного типа не несет вооружения, предусмотренного первоначальным проектом. Тем не менее, на кораблях для него зарезервированы объемы и энергетические мощности, так что в случае необходимости корабли могут быть быстро довооружены.

    Основу вооружения крейсера составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Гранит» П-700 (3М-45). При стартовом весе 7 тонн ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 600 км. Боевая головка - моноблок в ядерном, обычном (750 кг ВВ) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объемного взрыва). Система наведения инерциальная с радиокомандной системой корректировки траектории полета и боеголовкой с активной радиолокационной системой самонаведения на конечном участке (с удалением от цели в 37 км). Зенитное ракетное оружие представлено тремя ЗРК: С-З00Ф (С-З00ФМ), «Кинжал» и «Кортик». Они создают тpехэшелонную систему ПВО-ПРО. В ближней (последней) зоне ПВО-ПРО наш корабль пpикpывается «стволами» 30-мм МЗАК. В дополнение к зенитным средствам для самообороны от низколетящих противокорабельных ракет крейсер оснащен универсальным артиллерийским комплексом АК-130, обеспечивающим скорострельность от 20 до 86 выстрелов в минуту. Его спаренная 130-мм артустановка (АУ) позволяет также обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десанты. Боекомплект имеет унитарные выстрелы нескольких типов, например, осколочно-фугасные с ударным, дистанционным и радиовзрывателями.

    В целом отечественный атомный кpейсеp пp.1144.2 значительно превосходит свои зарубежные (хотя и построенные раньше, но спpоектиpованные почти одновременно) аналоги - АРКР типов "Virginia" и "California" - абсолютно по всем основным тактико-техническим и военно-экономическим показателям. Если исключить из pассмотpения совершенно специфичные HК - АВ - и выведенные в pезеpв на пределе физического возраста (свыше 50 лет) американские линкоры, то без преувеличения можно утверждать, что наши ТАРКР пр.1144 и 1144.2 являются самыми мощными и защищенными БHК не только в отечественном флоте, но и в мире. Следует добавить, что в серии из 4 кораблей пр. 1144 (1144.2) «Петр Великий» является самым совершенным. Уникальность корабля усиливается еще и тем, что на нем установлен единственный в отечественном ВМФ ЗРК С-З00ФМ - других кораблей с таким ЗРК во флоте нет, и в ближайшие годы их поступление не предвидится. В целом, «Петр Великий» - самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. По оценке главкома ВМФ России адмирала Куроедова, боевая эффективность Северного флота с вводом в строй крейсера XXI века «Петр Великий» выросла на 17 процентов.

    НАТО рассматривало советские эскадры во главе с крейсерами проекта 1144.2 как весьма опасных соперников для своих авианосных соединений. На теоретических учениях для уничтожения такой эскадры выставлялись группировки из четырёх авианосцев, из которых предполагалось оставаться на плаву только одному. Авиагруппы трёх авианосцев предполагалось почти полностью потерять.

    Подробности Категория: navy Опубликовано: 07 ноября 2013 Просмотров: 5859

    Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан». Флагман Северного флота ВМФ РФ. Спроектирован крейсер в Северном проектно-конструкторском бюро (ПКБ). Главная задача, для которой создавались атомные ракетные крейсера проекта «Орлан», это уничтожение авианосных групп противника. Это последний корабль, из четырех крейсер проекта 1144 «Орлан», оставшийся в строю.

    История создания ТАРКР «Петр Великий»

    В 1953-1956 годах руководством СССР было принято решение создать новый ракетно-ядерный флот. В 1964 году начались работы по проектированию отечественного боевого надводного корабля, с практически неограниченной дальность хода.

    Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 60-х годов у США подводных лодок с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками было принято решение для борьбы с ними создать оперативные соединения противолодочных кораблей. Для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера, чем тот, который проектировался. Так родился проект тяжелого атомного ракетного крейсера. Всего было построено четыре крейсера проекта 1144 «Орлан».

    Крейсер «Петр Великий» был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода в Ленинграде. Первоначало при закладке корабль получил «Куйбышев», потом переименован в «Юрий Андропов».

    Спуск на воду нового крейсера состоялся 25 апреля 1989 года. В 1992 году указом президента Бориса Ельцина корабль переименован в «Пётр Великий». В 1998 году ТАРКР «Петр Великий» вошел в боевой состав ВМФ РФ. До своего переименование крейсер носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер корабля 099.

    Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей российского флота и одним из мощнейших ударных кораблей в мире (самый большой из не авианесущих кораблей). Крейсер способен поражать крупные надводные цели и обеспечивать защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок.

    Вооружение ТАРКР «Петр Великий»

    Основу вооружения ТАРКР «Пётр Великий» составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты "Гранит" П-700 (3М-45) ("Shipwreck"). На крейсере размещены 20 пусковых установок СМ-23 с ракетами "Гранит", они установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов.

    Боевые системы крейсера включают: боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи; системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и "Удав-1"; радиолокационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - две, РЛС управления огнём 30-мм артустановок - четыре, навигационная РЛС - две; а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную систему.

    В состав противовоздушного зенитно-ракетного и артиллерийское вооружение корабля входят: зенитно-ракетные комплексы «Риф» (ЗРК) С-300Ф с 48 ракетами 48Н6, С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ. Также на корабле системы ПВО "Кинжал", ЗРК "Кортик" с артустановкой АК-630.

    Крейсер оснащен 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130», имеющих дальность стрельбы до 25 км. Скорострельность - от 20 до 80 выстрелов в минуту. Готовый к стрельбе боезапас - 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

    Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано системой "Водопад-НК" и противоторпедным комплексом "Удав-1", ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000.

    Крейсер вооружён двумя противолодочными ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад-НК», по 5 пусковых установок с каждого борта. Всего имеется 20 ракето-торпед, которые способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1.

    Противоторпедный комплекс "Удав-1" оснащен 40 противолодочными ракетами. РБУ-1000 составляют основу системы "Смерч-3", имеющей следующий состав: две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10, систему ПУСБ "Буря" с приставкой "Зуммер", управляющую огнем до четырех РБУ.

    Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ. Вертолет Ка-27 оснащён противолодочным вооружением, включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 также может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР.

    Награды

    28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования».

    Основные тактико-технические характеристики ТАРК «Петр Великий»

    Длина: 251,1 м.

    Ширина: 28,5 м.

    Высота от уровня основной плоскости: 59 м.

    Осадка: 10,3 м.

    Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.

    Водоизмещение полное: 25 860 тонн.

    Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.

    Скорость: 31 узел (более 57 км/час).

    Автономность плавания - 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года (на атомном реакторе - неограниченно) по топливу.

    Считаются подводные лодки, атомные и дизель-электрические. Именно они несут трудную службу вдали от родных берегов, ненавязчиво демонстрируя уязвимость потенциальных противников, время от времени умышленно давая себя «засечь». Появляясь из морской пучины в самые неожиданные моменты, вблизи зон маневров иностранных флотов, они показывают командирам их кораблей, что, несмотря на незаметность, они все-таки есть. В мирное время такая практика считается нормальной, а в случае войны присутствие субмарин проявляется иначе. Но у подводников своя тактика, а движение надводных кораблей скрыть практически невозможно, особенно таких, как крупные авианосцы или крейсера с атомной силовой установкой. Создается впечатление, что эти исполины никого не боятся.

    Есть ли надобность в этом исполине?

    Именно так ведет себя в море атомный ракетный крейсер «Петр Великий». «Военное обозрение» - сайт, посвященный отечественным и зарубежным системам вооружений, - знакомит своих посетителей со многими техническими подробностями конструкции этого корабля, его ходовыми характеристиками, но воздерживается от анализа его боевой эффективности в случае серьезного морского или глобального конфликта. Вместе с тем крейсер, заложенный в 1986 году, возможно, уже не соответствует требованиям нового тысячелетия, он проектировался без учета технологий малой заметности и представляет собой крупную ярко светящуюся цель. У него есть достоинства, но он обладает и рядом недостатков, а содержание такой боевой единицы обходится российской казне в круглую сумму ежегодно. Так нужен ли нашему флоту атомный крейсер «Петр Великий», или лучше и дешевле обходиться традиционными подлодками, ракетными системами и морской авиацией? Насколько успешно он сможет защищать морские рубежи России в случае особых внешнеполитических обстоятельств? Какие у него есть соперники на океанских просторах?

    Эти вопросы требуют развернутых и подробных ответов.

    Серия «Орлан»

    В те времена, когда флотом СССР командовал адмирал Горшков, общая идеология морской стратегии опиралась на большие корабли, как надводные, так и подводные. Несокрушимую мощь советского ВМФ символизировали многочисленные субмарины-атомоходы и крейсера, ощетинившиеся пусковыми установками, радарами и антеннами. Дизельные энергетические установки сужали радиус оперативного применения морских сил. Обеспечить возможность зримого присутствия в любом районе мирового океана должен был заложенный на Балтийском заводе «Юрий Андропов» (с 1998 года «Петр Великий»). Атомный крейсер строился не один, несмотря на серьезные экономические трудности эпохи перестройки на верфях начали серию из четырех кораблей 1144-го проекта, получившего общее название «Орлан». Родными «братьями» «Андропова» стали «Киров», «Фрунзе» и «Калинин», также названные в честь видных деятелей Коммунистической партии. Дальнейшие события, которые начали происходить в стране, показали, что, ставя столь масштабную задачу перевооружения надводных сил ВМФ руководство страны несколько погорячилось. В настоящее время из всей серии только один атомный ракетный крейсер «Петр Великий» является боеспособной единицей. Что будет с «Адмиралом Лазаревым» (бывшим «Фрунзе») и «Адмиралом Нахимовым» («Калининым»), уже ясно, они проходят модернизацию и до конца десятилетия встанут в строй. Судьба «Адмирала Ушакова» («Кирова») печальна, корабль ждет утилизация.

    Подкрасться незаметно он не может

    Этот корабль не просто большой. Крупнее его бывают только авианосцы. Он может годами находиться в автономном плавании, производя плановую замену личного состава и пополняя запасы продовольствия. Команда состоит из 727 матросов, старшин, мичманов и офицеров, в том числе 18 летчиков и технического персонала, обслуживающего вертолеты. Скорость 32 узла. Водоизмещение 26 тысяч тонн. При этом следует учитывать, что обеспечить скрытность его появления в каком-либо районе мирового океана практически невозможно. И дело не в размерах, вернее, не только в них. Проход через проливы или каналы дезавуирует и малотоннажные корабли, не то, что атомный крейсер «Петр Великий». Новости о том, что тот или иной авианосец, эсминец или фрегат проследовал через Суэц, Босфор или Дарданеллы, мгновенно расходятся по всему миру. Так какова же задача этого исполина, если о его местоположении всегда известно, если не из телепередач, то по данным спутникового наблюдения?

    Крупная цель

    Ясное дело, что при появлении у берегов такого мощного корабля любой вероятный противник насторожится и объявит общую тревогу. Такой же будет реакция командира флотского соединения, к которому по какой-то причине приблизится тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Если такое событие произойдет в мирное время, то все закончится обычным «обменом любезностями», эскадры вежливо оскалятся своими ударными и оборонными системами, «пошумят» связью и разойдутся, «как в море корабли». А вот в случае войны дело пойдет куда интенсивнее и опаснее. По крупной мишени противник незамедлительно откроет огонь и сделает все, чтобы пустить крейсер на дно. Чем будет отвечать на старты противокорабельных ракет, торпед, авиаудары и другие враждебные действия «Петро Великий»? И сможет ли он сам нанести в случае надобности упреждающий удар?

    Да. Для этого у него есть все необходимое.

    Вооружение

    Он уникален не только по размерам. В мире нет столь вооруженных неавианесущих кораблей, как «Петр Великий». Атомный крейсер имеет на борту огромный арсенал, включающий все возможные средства огневого поражения и защиты от воздушных нападений, подводных атак, минных угроз и прочих опасностей. «Главным калибром» являются ракеты «Гранит», размещенные в двадцати пусковых установках под палубой.

    Атаку стаи этих снарядов выдержать невозможно, они имеют интегрированно-автономную систему управления. Полет координируется «вожаком», поднявшимся выше всех остальных ракет, а в случае его поражения средствами ПРО противника происходит автоматическое «назначение» нового лидера. В сочетании с радиопомехами и ложными объектами удар «Гранитов» можно считать неотразимым.

    Комплекс ПВО С-300Ф (в морском исполнении) дополнен противовоздушными системами «Кинжал» и «Каштан». Эти технические средства защищают ТАРК от воздействия противокорабельных ракет, запускаемых в том числе и с самолетов. Более того, они способны поражать даже сверхточные авиабомбы с лазерным наведением.

    Атака торпедных и также успехом не увенчается. Кроме этого ракетного вооружения есть еще и артиллерия 130-го калибра, способная бить на дистанции до 22 километров. Для борьбы с вражескими субмаринами атомный тяжелый крейсер «Петр Великий» оснащен десятью пусковыми установками «Водопад» с четырьмя десятками противолодочных управляемых ракет РГБ-40, а обнаружить их помогут вертолеты Ка-27 - их два. И это еще не все.

    В общем, вооружений много. И заградительный, и наступательный огонь есть из чего вести.

    Призрак восьмидесятых?

    Однако все это вовсе не означает, что ТАРК «Петр Великий» можно назвать непотопляемым идеальным крейсером, против которого враг бессилен. Такого оружия просто не бывает, тем более что проектировался корабль давно, почти три десятилетия назад. За это время концепция военного судостроения менялась, стали другими силуэты боевых судов, появились непривычные очертания морских «Стеллсов», исчезли сложные переплетения антенн, формы упростились, линии обводов стали ломаными. Некоторым экспертам в области вооружений «Петр Великий» (тяжелый атомный ракетный крейсер кажется архаичным призраком эпохи семидесятых-восьмидесятых годов. Уж у него-то резонансных решеток, радаров и антенн связи много. И приводят такие специалисты в пример американский «Орли Берк» - эсминец, построенный с учетом всех современных требований по малозаметности и информационному обеспечению.

    Американские соперники

    Да, американский эсминец поражает своим ультрасовременным обликом. Это просто робот-трансформер какой-то, у него нет выступающих частей, а вычислительный комплекс обеспечивает (по словам представителей Пентагона) раннее обнаружение и очень быстрое принятие оперативных решений. Возникает опасение относительно того, насколько успешно сможет действовать атомный крейсер «Петр Великий» против системы «Иджис», которой оснащены эсминцы типа «Орли Берк».

    Но не все обстоит так печально. Дело в том, что американские новейшие корабли создавались исходя из двух главных принципов: максимальной интеграции управляющих систем и минимизации затрат.

    Система «Иджис»

    Станция РЛС AN/SPY-1, установленная на «Орли Берк», в качестве антенны использует четыре фазированные решетки, фиксированно закрепленные на надстройке. Вся система замкнута на единый обрабатывающий центр, что, конечно, дает определенные преимущества в аспекте помехозащищенности, но одновременно сужает диапазон дистанций обнаружения и сопровождения целей. Особенно этот недостаток проявляется при необходимости отражения атак низколетящих сверхзвуковых противокорабельных ракет, которыми обладает «Петр Великий». Атомный крейсер благодаря своим размерам может нести много вооружений, а его антенны, расположенные высоко, обеспечивают дальнее обнаружение даже таких малозаметных объектов, как корабли класса «Орли Берк» (которые невидимками назвать все равно нельзя).

    Об антеннах «Петра Великого»

    Да, антенн много, и именно из-за них так хорошо виден на экранах радаров «Петр Великий». Атомный крейсер оснащен тремя радиолокационными станциями, каждая из которых выполняет свою часть работы. «Восход» (МР-600), закрепленный на фок-мачте, выполняет обзорную функцию. Ниже, на гроте, располагается радар «Фрегат М 2» (МР-750), он определяет все три координаты цели. На фок-мачте установлена антенна «Подката» (МР-350), она способна засечь низколетящие цели - это как раз тот элемент, которого не хватает в стройной цепочке средств противовоздушной защиты американской системы «Иджис». «Подкат» работает в двухкоординатной системе и имеет высокую частоту сканирования в сочетании с малым углом места, что обеспечивает нужное быстродействие. Таким образом, несмотря на свою заметность, ТАРК «Петр Великий» имеет все шансы поразить куда более современный корабль вероятного противника, обрушив на него весь свой богатый арсенал. Обнаружить врага он сможет заранее, а следовательно, внезапное нападение ему не грозит. Отразить ракеты он тоже вполне в состоянии, для этого у него есть все необходимое.

    Перспективы

    История знает примеры, когда боевые корабли служили в составе флотов многие десятилетия. Добротно выполненные корпуса, хорошие ходовые и маневренные качества и большое водоизмещение создают базу для модернизации судна и проведения его в соответствие с требованиями текущего момента. Есть все признаки того, что атомный ракетный крейсер «Петр Великий», технические характеристики которого, безусловно, можно назвать выдающимися, будет эксплуатироваться еще долго. Аналогов ему нет, даже другие аналогичные корабли с ядерной силовой установкой, такие как «Вирджиния» или «Лонг Бич», существенно уступают нашему флагманскому кораблю по водоизмещению, а значит, и по модернизационному потенциалу. Уникальна и его силовая установка, включающая в себя два и вспомогательные паровые котлы, повышающие мощность до 300 мегаватт.

    Показательно, что это чудо отечественного судостроения носит имя создателя Флота Российского, начинавшего это благое дело постройкой скромного ботика.

    Возможно, пройдут десятилетия до того момента, когда будет снят с вооружения ВМФ атомный ракетный крейсер «Петр Великий», на смену которому придут новые корабли третьего тысячелетия.

    Отечественные крейсеры проекта 1144 «Орлан» по натовской кодификации получили обозначение Kirov-class battlecruiser, по названию первого корабля серии крейсера «Киров» (с 1992 года «Адмирал Ушаков»). На Западе их отнесли к линейным крейсерам в силу исключительных размеров и вооружения кораблей. Главным конструктором атомных крейсеров проекта 1144 был Борис Израилевич Купенский, заместителем главного конструктора был Юдин Владимир Евгеньевич.

    Крейсеры «Киров» не имеют аналогов в мировом кораблестроении. Данные корабли могли эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению надводных кораблей противника и его подводных лодок. Установленное на кораблях ракетное вооружение позволяло обеспечить с большой долей вероятности поражение крупных надводных ударных группировок противника. Корабли серии были самыми большими в мире неавинесущими ударными боевыми кораблями. К примеру, американские атомные крейсеры УРО типа «Вирджиния» по водоизмещению были в 2,5 раза меньше. Крейсера проекта 1144 «Орлан» были предназначены для поражения крупных надводных целей, защиты соединений флота от атак с воздуха и подводных лодок в удаленных районах мирового океана. Эти корабли имели на вооружении почти все виды боевых и технических средств, которые только были созданы для надводных кораблей в СССР. Главным ударным ракетным вооружением крейсеров был противокорабельных ракетный комплекс «Гранит».

    26 марта 1973 года на Балтийском заводе состоялась закладка первого головного корабля проекта 1144 - тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» (с 1992 года - «Адмирал Ушаков»), 27 декабря 1977 года корабль был спущен на воду, а 30 декабря 1980 года ТАРК был передан флоту. 31 октября 1984 года в строй вступил второй корабль серии - ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года - «Адмирал Лазарев»). 30 декабря 1988 года флоту был передан третий корабль - ТАРК «Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахимов»). А в 1986 году на заводе приступили к постройке последнего корабля данной серии - ТАРК «Пётр Великий» (первоначально его хотели назвать «Куйбышев» и «Юрий Андропов»). Строительство корабля пришлось на сложный период в истории страны. Развал СССР привел к тому, что постройка завершилась только в 1996 году, а испытания в 1998 году. Таким образом, корабль был принят в состав флота через 10 лет после закладки.

    Тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе" в Индийском океане во время перехода во Владивосток

    Первый крейсер проекта 1144 Орлан (Калинин)

    На сегодняшний день из всей четверки в строю находится лишь тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», который является самым мощным ударным боевым кораблем не только в составе ВМФ России, но и во всем мире. Первый корабль серии «Адмирал Ушаков» находится в отстое с 1991 года, в 2002 году был выведен из состава флота. Его судьба уже решена - корабль будет утилизирован на оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. По оценкам экспертов, утилизация данного ТАРК обойдется приблизительно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной субмарины, так как технологий и опыта утилизации подобных боевых кораблей в России просто нет. С большой долей вероятности такая же судьба постигнет и второй корабль серии - крейсер «Адмирал Лазарев», корабль находится в отстое на Дальнем Востоке с 1999 года. А вот третий крейсер проекта 11442 «Орлан» «Адмирал Нахимов» в настоящее время проходит ремонт и модернизацию на Севмаше. Он будет возвращен в состав флота на рубеже 2017-2018 годов, ранее назывался 2019 год. При этом, по словам генерального директора «Севмаша» Михаила Будниченко, срок эксплуатации крейсера после завершения ремонта будет продлен на 35 лет. Предполагается, что отремонтированный ТАРК «Адмирал Нахимов» продолжит службу в составе Тихоокеанского флота России, а «Пётр Великий» будет оставаться флагманом российского Северного флота.

    ТАРК проекта 11442 "Адмирал Нахимов" на ремонте

    Тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» не имели и не имеют прямых аналогов за рубежом. Списанные на данный момент атомные американские крейсеры УРО типа «Лонг Бич» (17 500 тонн) были в 1,5 раза, а «Вирджиния» (11 500 тонн) в 2,5 раза меньше и обладали гораздо более слабым как качественно, так и количественно вооружением. Это можно было объяснить разными задачами, которые стояли перед кораблями. Если в американском флоте они были лишь эскортом для многоцелевых авианосцев, то в составе советского флота атомные надводные корабли создавались, как самостоятельные боевые единицы, которые смогли бы составить основу океанских боевых сил флота. Разнообразное вооружение ТАРК проекта 1144 сделало эти корабли многоцелевыми, но одновременно усложнило их обслуживание и создало некоторые проблемы с определением их тактико-технической ниши.

    История создания крейсеров проекта 1144

    В 1961 году в состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич», данное событие стало толчком к возобновлению теоретических работ по разработке в Советском Союзе боевого надводного атомного корабля. Но даже без учета американцев, ВМФ СССР, вступающий в те годы в период своего бурного развития, объективно нуждался в океанских кораблях, которые бы смогли подолгу действовать в отрыве от береговых баз, решению данной задачи наилучшим образом способствовала атомная энергетическая установка. Уже в 1964 году в СССР снова начались исследования по определению облика первого в стране боевого атомного надводного корабля. Первоначально исследования закончились созданием тактико-технического задания на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетической установкой и водоизмещением 8 тысяч тонн.

    Тяжелые атомные ракетные крейсеры "Пётр Великий", "Адмирал Ушаков", зима 1996-1997 годов

    При проектировании корабля конструкторы исходили из того, что решение главной задачи удастся добиться лишь при обеспечении достаточной боевой устойчивости. Уже тогда ни у кого не вызывало сомнений, что главную опасность для корабля будет представлять авиация, поэтому изначально предусматривалось создание эшелонированной системы ПВО корабля. На первоначальном этапе разработки конструкторы полагали, что совместить все необходимое оборудование и вооружение в одном корпусе будет очень сложно, поэтому рассматривался вариант создания пары из двух атомных надводных кораблей: БПК проекта 1144 и ракетного крейсера проекта 1165. Первый корабль должен был нести противолодочное вооружение, второй - противокорабельные крылатые ракеты (ПКР). Эти два корабля должны были действовать в составе соединения, прикрывая друг друга от различных угроз, зенитными средствами они были оснащены примерно на равных, что должно было способствовать созданию сильной эшелонированной ПВО. Однако по мере развития проекта было принято решение о том, что рациональнее всего будет не разделять противолодочные и противокорабельные функции, а совместить их в одном крейсере. После этого работы по проектированию атомного крейсера проекта 1165 были прекращены и все усилия разработчиков были перенаселены на ставший универсальным корабль проекта 1144.

    По ходу работ возрастающие требования к проекту вели к тому, что корабль получал все большую номенклатуру вооружений и различного оборудования - что, в свою очередь, отражалось в росте водоизмещения. В результате проект первого советского атомного надводного боевого корабля достаточно быстро отошел от узких противолодочных функций, приобретя многоцелевую направленность, а его стандартное водоизмещение перевалило за 20 тысяч тонн. Крейсер должен был нести все самые современные виды боевых и технических средств, которые были созданы в Советском Союзе для боевых надводных кораблей. Данную эволюцию отразила и новая классификация корабля - «тяжелый атомный ракетный крейсер», которая была присвоена в июне 1977 года, уже во время строительства головного корабля серии, который закладывался как «атомный противолодочный крейсер».

    В своем окончательном виде технический проект нового атомного надводного корабля был утвержден в 1972 году и получил шифр 1144 «Орлан». Проект первого советского надводного боевого атомохода разрабатывался в Северном проектно-конструкторском бюро в Ленинграде. Главным конструктором проекта 1144 стал Б. И. Купенский, а от ВМФ СССР главным наблюдающим за проектированием и строительством крейсера с самого начала и до передачи корабля флоту был капитан 2 ранга А. А. Савин.

    Головной корабль серии, крейсер проекта 1144 "Киров".

    Новый атомоход с самого начала стал любимым детищем С. Г. Горшкова, занимавшего пост главнокомандующего ВМФ СССР. Несмотря на это, проектирование корабля шло трудно и достаточно медленно. Рост водоизмещения крейсера по мере пересмотра и внесения изменений в требования к проекту заставлял конструкторов искать все новые и новые варианты главной энергетической установки корабля - в первую очередь, ее паропроизводящей части. При этом Горшков потребовал разместить на крейсере резервную энергетическую установку, которая работала бы на органическом топливе. Опасения военных тех лет можно было понять: советский и мировой опыт эксплуатации атомоходов в те годы был недостаточно большим, да и в наши дни аварии с выходом из строя реактора время от времени случаются. В то же время надводный боевой корабль, в отличие от субмарины, может себе позволить перейти с атомного реактора на сжигание обыкновенного горючего в топках - данным преимуществом было решено воспользоваться в полном объеме. Предполагалось, что резервный котел сможет помочь и в обеспечении стоянки корабля. Недостаточно развитая система базирования крупных боевых кораблей в Советском Союзе длительное время была больным местом для военно-морского флота.

    Пока головной корабль серии еще стоял на стапеле, для следующего крейсера уже был создан усовершенствованный проект, получивший индекс 11442. Он предусматривал замену некоторых образцов вооружения и оборудования новейшими на тот момент системами: зенитно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов; ЗРК «Кинжал» вместо ЗРК «Оса-МА», универсальная спаренная 130-мм установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100 на «Кирове», противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», реактивные бомбометы РБУ-12000 вместо РБУ-6000 и т.д. Планировалось, что все последующие за крейсером «Киров» корабли серии будут строиться по улучшенному проекту, однако фактически по причине неготовности к серийному выпуску всех намеченных образцов вооружения, их добавляли на строящиеся корабли по мере окончания разработки. В конечном итоге проекту 11442 мог соответствовать лишь последний корабль - «Пётр Великий», но и он с оговорками, а второй и третий корабли «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения занимали промежуточное положение между первым и последним кораблями серии.

    Описание конструкции крейсеров проекта 1144

    Все крейсеры проекта 1144 «Орлан» обладали корпусом с удлиненным (более чем на 2/3 от общей длины) полубаком. Корпус с помощью водонепроницаемых переборок делится на 16 главных отсеков. На всем протяжении корпуса ТАРК идут 5 палуб. В носовой части корабля под бульбовым обтекателем находится неподвижная антенна гидроакустического комплекса «Полином». В корме корабля находится подпалубный ангар, который рассчитан на постоянное базирование 3-х вертолетов Ка-27, а также помещения для хранения запасов топлива и подъемник, предназначенный для подачи вертолетов на верхнюю палубу. Здесь же в кормовой части корабля имеется отсек с подъемно-опускным устройством буксируемой антенны гидроакустического комплекса «Полином». Развитые надстройки тяжелого крейсера выполнены с широким применением алюминиево-магниевых сплавов. Основная часть вооружения корабля сосредоточена на корме и в носовой части.

    От получения боевых повреждений крейсеры проекта 1144 защищает противоторпедная защита, двойное дно на всем протяжении корпуса, а также локальное бронирование жизненно важных частей ТАРК. Как таковой, на крейсерах проекта 1144 «Орлан» поясной брони нет - бронезущита находится в глубине корпуса - однако вдоль ватерлинии от носа корабля до его кормы был проложен утолщенный пояс обшивки высотой 3,5 метра (из них 2,5 метра выше ватерлинии и 1 метр ниже ватерлинии), играющий важную роль в конструктивной защите крейсера.

    ТАРК проекта 1144 «Орлан» стали первыми после Второй мировой войны боевыми кораблями, в проекте которых было заложено достаточно развитое бронирование. Так машинные отделения, ракетные погреба комплексов «Гранит» и реакторные отсеки с бортов защищены 100-мм (ниже ватерлинии - 70 мм) и со стороны палубы 70-мм броней. Броневую защиту получили и помещения боевого информационного поста корабля и главного командного пункта, которые находятся внутри его корпуса на уровне ватерлинии: они прикрыты 100-мм боковыми стенками с 75-мм крышей и траверзами. Помимо этого, в корме крейсера броня имеется по бортам (70-мм) и на крыше (50-мм) вертолетного ангара, а также вокруг хранилища боезапаса и авиационного топлива. Локальное бронирование есть и над румпельными отделениями.

    Атомная энергетическая установка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и базируется на ледокольных реакторох типа ОК-900, обладает значительными отличиями от них. Основное - в топливных сборках, в которых находится уран с высокой степенью обогащения (примерно 70 %). Срок работы такой активной зоны до следующей перезарядки составляет 10-11 лет. Установленные на крейсере реакторы двухконтурные, на тепловых нейтронах, водо-водяные. В качестве теплоносителя и замедлителя в них используется бидистиллят - вода высокой чистоты, которая циркулирует через активную зону реакторов под большим давлением (примерно 200 атмосфер), обеспечивая кипение второго контура, который в итоге и идет в турбины в виде пара.

    Особое внимание разработчики уделили возможности использования двухвальной энергетической установки крейсера, мощность на каждом валу которой составляет 70000 л.с. Комплексно-автоматизированная АЭУ располагалась в 3-х отсеках и включала в свой состав 2 атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, 2 турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека), а также 2 резервных автоматизированных котла КВГ-2, смонтированных в турбинных отделениях. При функционировании лишь резервной энергетической установки - без использования атомных реакторов - крейсера проекта 1144 «Орлан» в состоянии развивать скорость хода 17 узлов, запасов топлива хватит чтобы пройти на этой скорости 1300 морских миль. Использование атомных реакторов обеспечивает крейсеру скорость полного хода 31 узел и неограниченную дальность плавания. Установленная на кораблях данного проекта энергетическая установка была бы в состоянии обеспечивать теплом и электричеством город, население которого составляло бы 100-150 тысяч жителей. А продуманные обводы корпуса и большое водоизмещение обеспечивают ТАРК проекта 1144 «Орлан» отличную мореходность, что особенно важно для боевых кораблей океанской зоны.

    Экипаж ТАРК проекта 1144/11442 состоит из 759 человек (в том числе 120 офицеров). Для размещения экипажа на борту корабля имеется 1600 помещений, в том числе 140 одно- и двухместных кают, которые предназначены для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8-30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном 6х2,5 метра, двухуровневый медицинский блок (амбулаторная, операционная, лазареты-изоляторы, рентгеновский кабинет, зубоврачебный кабинет, аптека), спортзал с тренажерами, 3 кают-компании для мичманов, офицеров и адмиралов, а также салон для отдыха и даже своя собственная кабельная телестудия.

    Вооружение крейсеров проекта 1144 «Орлан»

    Основным оружием данных крейсеров были ПКР П-700 «Гранит» - сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения, обладающие пониженным профилем траектории полета к цели. При стартовой массе 7 тонн данные ракеты развивали скорость до 2,5 М и могли нести обычную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд-моноблок мощностью до 500 кт на расстояние до 625 км. Длина ракеты составляет - 10 метров, диаметр - 0,85 метра. 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит» были установлены под верхней палубой крейсера, с углом возвышения 60 градусов. Пусковые установки СМ-233 для данных ракет производились на ПО «Ленинградский металлический завод». По той причине, что ракеты «Гранит» первоначально предназначались для субмарин, перед пуском ракеты установка должна заполняться забортной водой. По опыту оперативной и боевой подготовки ВМФ, сбить «Гранит» очень сложно. Даже если поразить ПКР противоракетной, она из-за своей огромной скорости и массы может сохранить достаточный импульс, для того чтобы «достать» корабль-цель.

    Пусковая установка корабельного ЗРК «Форт-М»

    Основу зенитно-ракетного вооружения крейсеров проекта 1144 «Орлан» составлял ракетный комплекс С-300Ф (Форт), который на крутящихся барабанах размещался под палубой. Полный боекомплект комплекса состоял из 96 зенитных ракет. На единственном корабле серии «Петре Великом» (вместо одного комплекса С-300Ф) появился уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М», который был произведен в одном экземпляре. Каждый такой комплекс в состоянии одновременно обстреливать до 6 маневрирующих малоразмерных целей (сопровождать до 12 целей) и наводить на них одновременно 12 ракет в условиях постановки противником активных и пассивных помех. По причине конструктивных особенностей ракет комплекса С-300ФМ боекомплект «Петра Великого» сократился на 2 ЗУР. Таким образом, ТАРК «Пётр Великий» вооружен одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2 и одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6Е, полный боекомплект состоит из 94 ракет. «Форт-М» создавался на базе армейского комплекса ПВО С-З00ПМУ2 «Фаворит». Данный комплекс в отличие от предшественника - зенитного комплекса «Форт», в состоянии поражать цели на расстоянии до 120 км и успешно бороться с ПКР противника на высотах до 10 метров. Расширения зоны поражения комплекса удалось достичь за счет улучшения чувствительности приемных каналов и энергетических характеристик передатчика.

    Вторым эшелоном ПВО крейсера является ЗРК «Кинжал», который был включен в проект 11442, но в действительности появился лишь на последнем корабле серии. Основная задача данного комплекса - это поражение воздушных целей, которые прорвались сквозь первую линию ПВО крейсера (ЗРК «Форт»). Основой «Кинжала» являются твердотопливные, одноступенчатые, телеуправляемые ракеты 9М330, которые унифицированы с комплексом ПВО сухопутных войск «Тор-М1». Ракеты взлетают вертикально с неработающим двигателем под действием катапульты. Перезарядка ракет автоматическая, интервал пуска составляет 3 секунды. Дальность обнаружения целей в автоматическом режиме - 45 км, количество одновременно обстреливаемых целей - 4, время реакции - 8 секунд. ЗРК «Кинжал» работает в автономном режиме (без участия личного состава). По спецификации на борту каждого крейсера проекта 11442 должно было находиться 128 таких ЗУР в 16х8 установках.

    Третьим рубежом ПВО является ЗРАК «Кортик», представляющий собой комплекс ближней обороны. Он призван заменить обыкновенные 30-мм шестиствольные артиллерийские комплексы АК-630. ЗРАК «Кортик» в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах в состоянии обеспечить полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Каждая установка состоит из двух 30-мм шестиствольных автоматов АО-18, суммарная скорострельность которых составляет 10 000 выстрелов в минуту и двух блоков по 4 двухступенчатых ракеты 9М311. Данные ракеты обладают осколочно-стержневой БЧ и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении каждой установки находится 32 таких ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты 9М311 унифицированы с сухопутным комплексом 2С6 «Тунгуска» и в состоянии бороться с ПКР, управляемыми бомбами, вертолетами и самолетами противника. Дельность действия ракетной части ЗРАК «Кортик» составляет 1,5-8 км, дострел из 30-мм артиллерийских установок ведется на дистанции 1500-50 метров. Высота поражаемых воздушных целей - 5-4000 метров. Всего на каждом из трех крейсеров проекта 11442 должно было находиться по 6 таких комплексов, боезапас которых состоял из 192 ракет и 36 000 снарядов.

    ЗРАК «Кортик»

    В качестве универсальной артиллерийской системы крейсеры проекта 11442 «Орлан» получили одну башенную установку АК-130, имеющую два 130-мм автоматических орудия с длиной ствола 70 калибров. АК-130 обеспечивает скорострельность на уровне от 20 до 86 выстрелов в минуту, и, кроме воздушных целей, может использоваться для обстрела различных морских и береговых объектов, поддерживать огнем высадку десанта. Боекомплект универсальной артиллерийской установки состоит из унитарных выстрелов нескольких типов - к примеру, осколочно-фугасные выстрелы с дистанционным, ударным и радиовзрывателями. Дальность стрельбы данной артиллерийской установки 25 км,

    Противолодочное вооружение крейсера проекта 1144 было представлено комплексом «Метель», который в проекте 11442 был заменен на более современный противолодочный комплекс «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопад» не нуждается в отдельной ПУ - ракето-торпеды комплекса заряжаются в стандартные торпедные аппараты. Ракета модели 83РН (или 84РН с ядерной БЧ), подобно обыкновенной торпеде, выстреливается из торпедного аппарата сжатым воздухом и ныряет в воду. Затем, по достижении определенной глубины запускается ракетный двигатель и ракето-торпеда взлетает из-под воды и уже по воздуху доставляет боевую часть в район нахождения цели - до 60 километров от корабля-носителя - после чего БЧ отделяется. В качестве боевой части может использоваться УМГТ-1 - 400-мм малогабаритная самонаводящаяся торпеда. Дальность хода торпеды УМГТ-1, которая может устанавливаться на ракето-торпедах - 8 км, скорость движения - 41 узел, глубина - 500 метров. В боекомплекте крейсера до 30 таких ракета-торпед.

    Шестиствольную реактивно-бомбовую установку РБУ-6000, как и торпедные аппараты, получили все корабли серии, но, начиная с третьего, их начали дополнять более современным 10-зарядным бомбометом противоторпедного комплекса РБУ-12000 «Удав-1». Каждая из таких установок обладает конвейерной перезарядкой и в состоянии как заряжаться, так и стрелять по идущим в крейсер торпедам в автоматическом режиме. Время реакции «Удава» 15 секунд, максимальная дальность - 3000 метров, минимальная - 100 метров. Боекомплект на две таких установки составляет 120 реактивных глубинных бомб.

    Тяжелый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий"

    На всех крейсерах проекта 1144 (11442) было предусмотрено постоянное базирование до 3-х вертолетов Ка-27 в противолодочной модификации. Для обеспечения базирования авиагруппы на корме крейсера оборудована посадочная площадка, имеется специальный подпалубный ангар и вертолетоподъемник, а также необходимая радионавигационная аппаратура и пост управления авиацией. Советские тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан» - впервые после окончания эры артиллерийских кораблей - в процессе проектировании получили достаточный резерв водоизмещения, для того чтобы защитить броней и укрыть под палубой как сами вертолеты Ка-27, так и запасы топлива для них.

    Основные характеристики ТАРК «Пётр Великий»:

    Водоизмещение стандартное - 23 750 т, полное - 25860 т.

    Длина - 250,1 м.

    Ширина - 28,5 м.

    Высота (от основной плоскости) - 59 м.

    Осадка - 10,3 м.

    Силовая установка - 2 ядерных реактора и 2 котла.

    Мощность - 140 000 л.с.

    Скорость хода - 31 узел.

    Дальность плавания - не ограничена на реакторе, 1300 миль на котлах.

    Автономность плавания - 60 суток.

    Экипаж - 760 человек.

    Вооружение: 20 ПКР П-700 «Гранит»; 48 ракет ЗРК «Форт» и 46 ракет ЗРК «Форт-М»; 16 ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет); 6 ЗРАК «Кортик» (192 ракеты); РБУ-12000; 10х533-мм торпедных аппаратов; АК-130; 3 противолодочных вертолета Ка-27.