Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Подводные лодки проекта 667бдрм. Атомные подводные лодки ссср. Тактико-технические характеристики «Наваги»

    Подводные лодки проекта 667бдрм. Атомные подводные лодки ссср. Тактико-технические характеристики «Наваги»

    Последним кораблем “семейства 667”, а также последним Cоветским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически “плавно перешедшим” в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г.

    Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году. Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней) , использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, “позаимствованных” у пусковой установки.

    По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

    Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР В извесном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

    Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-го - 3-го отсеков были несколько «приполнены».

    В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

    При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ 3-го поколения «Огайо».

    Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ-4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60.000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л. с.

    РПКСН имеет малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

    В проекте 667БДРМ реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т. п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%.

    Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой «Омнибус-БДРМ», осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

    На РПКСН установлен новый гидроакустический комплекс «СКАТ-БДРМ», по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте 667БДРМ применен стеклопластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус.

    Навигационный комплекс «Шлюз» обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Уточнение места корабля посредством астрокоррекции производится с подвсплытием на перископную глубину с периодичностью один раз в двое суток.

    Подводный крейсер проекта 667БДРМ оснащен комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеются две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать на большой глубине радиосообщения, целеуказания и сигналы космической системы навигации.

    Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый на вооружение в 1986 г. (уже после кончины его создателя - Виктора Петровича Макеева) , представляет собой дальнейшее развитие комплекса Д-9Р В его состав входит 16 трехступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29РМ (ЗМ37, РСМ-54) с максимальной дальностью стрельбы 9300 км.

    Ракета Р-29РМ и сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ее длина 14,8 м, диаметр корпуса 1,9 м, она имеет стартовую массу 40,3 т и забрасываемую массу 2,8 т (равную забрасываемой массе значительно более тяжелой американской ракеты «Трайдент»). Р-29РМ имеет разделяющуюся головную часть, рассчитанную на четыре или 10 боевых блоков (мощность -100 кг). В настоящее время на РПКСН развернуты ракеты с БЧ, оснащенными четырьмя боевыми блоками.

    Высокая точность (КВО - 250 м), соизмеримая с точностью американской ракеты «Трайдент» 0-5 (по различным оценкам - 170-250 м), обеспечивает комплексу Д-9РМ возможность поражения малоразмерных высокозащищенных целей (шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, командных пунктов и других «сверхпрочных» объектов) . Запуск всего боекомплекта ракетного крейсера может осуществляться единым залпом. Максимальная глубина пуска - 55 м, ограничения по погодным условиям в районе старта отсутствуют.

    В 1988 году ракетный комплекс был модернизирован, боевые блоки заменены на более совершенные, навигационная система дополнена аппаратурой космической навигации (система ГЛОНАСС), обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям (в том числе из высоких широт), что позволяет более надежно преодолевать перспективные системы ПРО потенциального противника. Повышена и стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва.

    По оценкам ряда специалистов, модернизированный комплекс Д-9РМ превосходит американский аналог «Трайдент» 0-5 - по таким важнейшим показателям, как точность поражения целей и способность преодолевать средства ПРО противника.

    Новый торпедно-ракетный комплекс, установленный на подводной лодке проекта 667БДРМ, состоит из четырех 533-мм торпедных аппаратов с системой быстрого заряжения, обеспечивающих использование практически всех типов современных торпед, противолодочных ракето-торпед и приборов гидроакустического противодействия.

    Строительство лодок проекта 667БДРМ было начато в Северодвинске в 1981 году. Флот получил, в общей сложности, семь атомоходов данного типа. Первым командиром головной лодки - К-51 - был назначен капитан 1-го ранга Ю.К.Русаков.

    В 1990 году на одном из крейсеров проекта 667БДРМ были проведены специальные испытания с подготовкой и запуском всего боекомплекта из 16 ракет в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). Подобный опыт являлся уникальным как для нашей страны, так и в мире.

    закладка спуск на воду ввод в строй К-51 «Верхотурье» 23.02.81 01.84 29.12.84 К-84 «Екатеринбург» 11.83 12.84 02.85 К-64 11.84 12.85 02.86 К-114 «Тула» 12.85 09.06 01.87 К-117 «Брянск» 09.86 09.87 03.88 К-18 «Карелия» 09.87 11.88 09.89 К-407 «Новомосковск» 11.88 10.80 20.02.92

    В настоящее время РПКСН проекта 667БДРМ (по классификации НАТО - Delta IV) являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Все они находятся в составе 3-й флотилии стратегических ПЛ Северного флота и базируются в бухте Ягельная. Для размещения отдельных лодок имеются и специальные базы-укрытия, представляющие собой надежно защищенные подземные сооружения, предназначенные для стоянки, а также обеспечения ремонта и перезарядки реакторов ядерным топливом.

    Подводные лодки проекта 667БДРМ стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в районах своего боевого дежурства. Выполняя патрулирование в арктических морях, непосредственно прилегающих к Российскому побережью (в том числе и под ледяным покровом) , они, даже при наиболее благоприятной для противника гидрологической обстановке (полный штиль, который наблюдается в Баренцевом море лишь в 8% «природных ситуаций») , могут быть обнаружены новейшими американскими атомными многоцелевыми подводными лодками типа «Улучшенный Лос-Анджелес» на дистанциях менее 30 км. Однако в условиях, характерных для остальных 92% времени года, при наличии волнения и ветра со скоростью более 10-15 м/с, РПКСН проекта 667БДРМ не обнаруживаются противником вовсе или могут фиксироваться ГАС типа BQQ-5 (установленных на «Лос-Анжелесах») на дальностях менее 10 км, когда дальнейшее подводное слежение вызывает повышенную опасность столкновения лодок и одинаково опасно как для «охотника», так и для «дичи». Более того, в северных полярных морях существуют обширные мелководные районы, где даже в полный штиль дальность обнаружения лодок проекта 667БДРМ снижается до менее чем 10 км (т.е. обеспечивается практически абсолютная выживаемость подводных ракетоносцев). При этом следует иметь в виду тот факт, что Российские ракетные подводные лодки несут боевое дежурство фактически во внутренних водах страны, достаточно хорошо (даже в нынешних условиях) прикрытых противолодочными средствами флота, что еще больше снижает реальную эффективность НАТОвских лодок- «киллеров».

    Характеристика РПКСН проекта 667БДРМ

    В начале 2000-х годов в случае, если договор CHB-II вступит в силу, РПКСН пр.667БДРМ станут и самыми «экономичными» отечественными стратегическими системами, если в настоящее время стоимость одного боезаряда, доставленного к цели ракетой РВСН в 1,4 раза дешевле, чем боезаряда баллистической ракеты морского базирования, то после перехода наземных баллистических ракет на моноблочное снаряжение (как это определено Российско-американскими договоренностями) «морской» боезаряд станет в 2,2 - 2,3 раза дешевле «сухопутного».

    В ноябре 1999 г. завершил средний ремонт (продолжавшийся на СРЗ «Звездочка» четыре года) ракетоносец К-51 «Верхотурье». В конце мая 2000 г. он прибыл на Северный флот для продолжения несения боевой службы.

    6 марта 2000 г. на корабле К-18 «Карелия» впервые в мире президент страны В. Путин выходил в море на ракетную стрельбу.

    Лодки пр. 667БДРМ используются в настоящее время и для запусков на низкие околоземные орбиты искусственных спутников земли, в том числе и в коммерческих целях. С РПКСН проекта 667БДРМ ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты РСМ-54, в июле 1998 г. впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной «лодочной» ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.

    По-видимому, служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продолжится по меньшей мере до 2010-2015 гг. Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия (заседание которой проходило в сентябре 1999 г. под председательством премьер-министра России Владимира Путина) приняла решение о возобновлении производства ракет типа РCМ-54. Заказ рассчитан на пять лет. В кооперации с Государственным ракетным центром им.Макеева (который в настоящее проводит реорганизацию своего производства) в его реализации примут участие Миасский и Златоустовскии машиностроительные заводы, а также предприятия Красноярска.

    В случае, если США в одностороннем порядке примут решение о выходе из договора по ПРО 1972 года, Россия вынуждена будет прибегнуть к ответным мерам по поддержанию стратегического баланса. В качестве одной из таких мер в рамках т. н. «асимметричного ответа» рассматривается возможность вновь вернуться к оснащению ракет Р-29РМ головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения.

    Предполагается и снаряжение части ракет этого типа моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей. Кроме того, возможно оснащение российских РПКСН ракетами, несущими принципиально новые ядерные БЧ сверхмалого калибра (с тротиловым эквивалентом от 5 до 50 тонн).

    Таким образом, подводные лодки проекта 667БДРМ способны, в случае необходимости, превратиться из узкоспециализированного средства “ядерного сдерживания” в многоцелевой боевой комплекс, предназначенный для решения задач в вооруженных конфликтах различных категорий и степеней интенсивности.

    Последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (который фактически плавно перешел в третье поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667-БРДМ (шифр «Дельфин») . Как и предшественники, он был создан в ЦКБ морской техники «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева (главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Пилигин Ю.Ф.). Правительственное постановление о разработке подводной атомной подводной лодки вышло 10.09.1975.

    Основным оружием субмарины должен был стать ракетный комплекс Д-9РМ, имеющий 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29РМ (SS-N-23 «Skiff» – обозначение НАТО), которые имели увеличенные дальность стрельбы, радиус развода и точность боевых блоков. Разработку ракетного комплекса начали в 1979 году в КБМ. Создатели комплекса были ориентированы на достижение максимального технического уровня и тактико-технических характеристик при ограниченных изменениях в проекте подлодки.

    Новые ракеты по боевым возможностям превосходили все модификации самых мощных американских морских ракетных комплексов «Трайдент», имея при этом гораздо меньшие габариты и массу. В зависимости от количества головных частей, а также их массы, дальность огня баллистическими ракетами могла значительно превышать 8300 км. Р-29РМ была последней ракетой, которую разработали под руководством Макеева В.П., а также последней советской жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой – все последующие отечественные баллистические ракеты проектировались как твердотопливные.

    Основные характеристики АПЛ проекта 667-БДРМ «Дельфин»:
    Надводное водоизмещение – 11740 т;
    Подводное водоизмещение – 18200 т;
    Основные размеры:
    — наибольшая длина (по КВЛ) – 167,4 м (160 м);
    — наибольшая ширина – 11,7 м;
    — осадка по КВЛ – 8,8 м;
    Главная энергетическая установка:
    — 2 водо-водяных реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 мВт;
    — 2 ППУ ОК-700А, 2 ГТЗА-635
    — 2 паровых турбины, суммарной мощностью 60000 л.с. (44100 кВт);
    — 2 турбогенератора ТГ-3000, мощность каждого 3000 кВт;
    — 2 дизельных генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
    — 2 электродвигателя экономического хода, мощность каждого 225 л.с.;
    — 2 вала;
    — 2 пятилопастных гребных винта;
    Надводная скорость хода – 14 узлов;
    Подводная скорость хода – 24 узла;
    Рабочая глубина погружения – 320…400 м;
    Предельная глубина погружения – 550…650 м;
    Автономность – 80…90 суток;
    Экипаж – 135…140 человек;
    Стратегическое ракетное вооружение :
    — пусковые установки БРПЛ Р-29РМ (SS-N-23 «Skiff») комплекса Д-9РМ – 16 шт.;
    Зенитное ракетное вооружение :
    — пусковые установки ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 4…8 шт.;
    Торпедное и ракето-торпедное вооружение :
    — торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
    — торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion») калибра 533 мм – 12 шт;
    Минное вооружение :
    — может нести вместо части торпед до 24 мин;
    Радиоэлектронное вооружение :
    Боевая информационно-управляющая система – «Омнибус-БДРМ»;
    Радиолокационная система общего обнаружения — МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray);
    Гидроакустическая система :
    — гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат-БДРМ» (Shark Gill; Mouse Roar);
    Средства радиоэлектронной борьбы:
    — «Залив-П» РТР;
    — «Завеса-П» радиопеленгатор (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
    Средства ГПД – 533-мм ГПД;
    Навигационный комплекс :
    — «Шлюз»;
    — КНС ГЛОНАСС;
    — радиосекстант (Code Eye);
    — ИНС;
    Комплекс радиосвязи :
    — «Молния-Н» (Pert Spring), ССС «Цунами-БМ»;
    — буйковые буксируемые антенны «Параван» или «Ласточка» (СНЧ);
    — СВЧ и ВЧ-антенны;
    — станция звукоподводной связи;
    РЛС госопознавания – «Нихром-М».






























    Классическая тройка из тяжелых бомбардировщиков межконтинентального применения, ракет наземного базирования и субмарин с баллистическими ракетами на борту формируют ядерный потенциал Российской Федерации. Ниже будет приведена подробная информация об истоках ПЛ с ядерным оружием, а именно об атомоходах проекта 667а.

    История создания

    Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооружённой баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.

    Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:

    • USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
    • Ethan Allen;
    • Will Rogers;
    • Lafayette.

    Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времён), будучи вооружёнными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.

    В СССР того времени были лишь 37 единиц такой техники и всего 104 ракеты, которые могли запускаться только с поверхности воды. Разумеется, такой расклад не устраивал советское правительство. Это дало толчок всей корабельной и ракетостроительной промышленности к созданию отечественной ПЛ, сопоставимой с зарубежными аналогами.


    Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.

    Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.

    Главным конструктором назначили С. Н. Ковалева, по проектам которого были построены 92 субмарины.

    После выполнения технического проекта (1962 год), в 1963 году были внесены поправки в вооружение. Спустя три года начались испытания первой модели К-137 «Ленивец», в ходе которых была достигнута скорость в 28,3 узла, вместо планируемых 25.

    В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.

    Описание

    Новая подводная лодка атомная с ракетами баллистическими (ПЛАРБ – официальное название) проекта 667а получила двойной корпус. Легкий корпус изготовлен из стали, а прочный из маломагнитной стали. Толщина прочного корпуса 40 мм, а его цилиндрическая форма составляла около 9,5 метров в диаметре. Стальные переборки, способные выдержать 10 атмосфер, делят АПЛ на:

    • носовой отсек торпедного вооружения;
    • отсек для аккумуляторов и размещения экипажа;
    • центральный пост;
    • два отсека с размещением ракетного комплекса Д-5 “сухого” типа;
    • дизельный отсек;
    • отсек атомного реактора;
    • два отсека с паротурбинным оборудованием;
    • отсек для электродвигателя.

    В процессе строительства подлодок типа «Навага» (ещё одно название проекта 667а) использовались и дорабатывались технологии понижения уровня шума.


    Ещё одной особенностью АПЛ данной модели является эшелонное расположение агрегатов. Такое размещение обусловлено тем, что каждая силовая установка находится в отдельном отсеке. Благодаря этому облегчается техническое обслуживание, а поломка не будет мешать другим устройствам, работать, т. к. они изолированы.

    Подготавливая проект, конструкторы позаботились об условиях для экипажа.

    Поэтому в ПЛ «Навага» превосходные условия для личного состава. Каждый из жилых отсеков имеет своё кондиционирование и звукоизоляционные технологии. Служащие на субмарине могут разместиться в малых кубриках, рассчитанных на нескольких человек или отдельных каютах.

    Для офицеров предусмотрена кают-кампания, а для мичманского и старшинского состава впервые выделена отдельная столовая, при необходимости это помещение превращается в спортивный зал и кинотеатр. Инженерные сети, вроде проводов, труб и т. д. тщательно скрыты. Наличие таких условий просто необходимо в автономном плавании, ведь психологическое давление довольно велико.

    Тактико-технические характеристики «Наваги»

    Габариты «Наваги» внушительны. Ведь в длину она составляет около 128 метров при ширине чуть меньше 12 метров. Надводное водоизмещение – 7640 тонн, а подводное 11500 тонн. Во время надводного хода подлодка оседает примерно на 8 метров от поверхности воды.


    На своей рабочей глубине в 320 метров «Навага» развивает скорость в 16 узлов. Всплывая на поверхность, она может выдать до 26 узлов. Максимально возможно погрузиться на 400 метров.

    Экипаж может находиться в подлодке до 60 дней.

    Субмарина приводится в движение разными типами энергетических установок (ЭУ). Главная ЭУ представлена двумя автономными блоками. Каждый блок состоит из водо-водяного реактора (использующего воду, как замедлитель и теплоноситель), паротурбинной установки и турбогенератора с автономным приводом. В сумме такая установка выдает около 52 тыс. л. с. Оба атомных реактора размещены в защищенном 7 отсеке субмарины, а парогенераторы, их аппаратура и оборудование находится в 8 и 9 отсеке.

    Для помощи основной ЭУ в ПЛ предусмотрена многофункциональная дизель-электрическая установка. Она состояла из двух дизель-генераторов, под которые был выделен 6 отсек подводной лодки проекта 667а.

    От этих ДГ работает аккумуляторная станция, заряжая свинцово-кислотные аккумуляторы, размещённые во втором отсеке. Задачи аккумуляторных батарей и дизель-генераторов это обеспечение АПЛ электричеством в случае неисправности реактора.

    На борту ПЛ «Навага» установлено довольно продвинутое, для своего времени, радиоэлектронное оборудование. В него вошли информационно-управляющая система «Туча», гидроакустический комплекс «Керчь» и радиолокационный комплекс «Альбатрос» и многое другое.


    В ПЛ, разного года выпуска, отличались навигационные системы. К примеру, в самых последних моделях, выпущенных в конце 80-х годов и позднее, применялась уже спутниковая навигация.

    Вооружение

    Ракетный комплекс Д-5 состоит из 16 шахт с размещенными в них ракетами РСМ-25, массой 14,2 т. Дальность полета ракеты 2400 км, подготовка к запуску занимает до 8 минут по нормативам, высота траектории до 620 км. Сами ракеты имеют отделяющую моноблочную боеголовку мощностью 1 Мт в тротиловом эквиваленте.

    Ракетный комплекс Д-5 позволяет вести залповый огонь с интервалом в 8 секунд, что успешно испытывалось на практике. Пуск совершался с глубины 40-50 метров.

    Из торпедного оружия на ПЛ 667а установлены два типа торпедных аппаратов на носу. 4 крупнокалиберных (533 мм) ТА для противокорабельных торпед и 2 меньших по калибру аппарата (450 мм) для противолодочных торпедо-ракет. Общий боекомплект составлял 20 единиц.

    Для защиты с воздуха использовались передвижные ЗРК типа «Стрела», работающие с воздушными целями.

    Модификации

    Отечественные подводные лодки «Мурена», «Груша», «Кальмар» и «Дельфин» – это модификации проекта 667а. Все они представляли мощь ядерного потенциала СССР и России в дальнейшем. Кроме того, на одной из представительниц проекта 667БДРМ, названной «Новомосковск», удалось получить уникальный опыт.


    Дело в том, что, принимая участие в операции «Бегемот-2», ракетный отсек подводной лодки проекта 667б был опустошён полностью. Это означает, что были выпущены все 16 ракет дальнего действия. Такое достижение никогда не повторялось ни АПКр российского ВМС, ни зарубежными подводными ракетоносцами.

    Среди всей этой техники 667 проекта следует подчеркнуть уникальность модернизированного проекта 667ат АПЛ «Груша». В отличие от других представителей, носивших баллистические ракеты, эта субмарина обладала комплексом дозвуковых крылатых ракет С-10 «Гранат».

    Основное применение АПКр «Груша» находила у берегов США в качестве средства патрулирования и наблюдения. Однако внедрение новых технологий гидролокации в этой стране позволило обнаруживать субмарину, в настоящее время эта функция возложена на другие малошумные типы подводных лодок.


    Из-за чего следовало увеличить дистанцию от берега, а это, в свою очередь, означало увеличение дальности поражения ракет. Так, на свет появилась «Мурена» с меньшей шумностью и усовершенствованным Р-29 на борту.

    Последней модификацией 667а является лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

    С его борта возможен пуск не только баллистических ракет Р-29РМ, но и искусственных спутников. Он был совершён на уже знакомой АПЛ «Новомосковск». Находясь в подводном положении, она выпустила ракету-носитель с первым ИСЗ производства Германии. Ещё один пуск был сделан ракетой «Штиль-1», поднявший на околоземную орбиту ещё один искусственный спутник Земли.

    АПЛ проекта 667БДРМ обладают высоким потенциалом модернизации, поэтому, начиная с 2012 года, идёт перевооружение и ремонт субмарин этого типа. Кроме того, в 2011 году конструкторы смогли создать новую версию старой Р-29РМУ2, применявшейся на борту «Дельфина». Разработка получила название Р-29РМУ2.1. Новая ракета способна нести 12 ядерных блоков малого класса и обходить более современные и совершенные противоракетные комплексы.

    Видео

    Последним кораблем "семейства 667", а также последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически "плавно перешедшим" в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667.БРДМ (шифр "Дельфин") так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г.

    Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году. Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, "позаимствованных" у пусковой установки. По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса "Трайдент", имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

    Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. В извесном смысле, она явилась "лебединой песней" жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

    Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-го - 3-го отсеков были несколько "приполнены".

    В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

    При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ 3-го поколения "Огайо".

    Главная энергетическая установка подводной лодки включает два во-доводяных реактора ВМ-4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60.000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода.

    РПКСН имеет малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы, на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

    В проекте 667.БДРМ реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т.п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%.

    Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационноуправляющей системой "Омнибус-БРДМ", осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

    На РПКСН установлен новый гидроакустический комплекс "СКАТ-БДРМ", по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте 667.БДРМ применен стеклопластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус.

    Навигационный комплекс "Шлюз" обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Уточнение места корабля посредством астрокоррекции производится с подвсплытием на перископную глубину с периодичностью один раз в двое суток.

    Подводный крейсер проекта 667.БДРМ оснащен комплексом радиосвязи "Молния-Н". Имеются две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать на большой глубине радиосообщения, целеуказания и сигналы космической системы навигации.

    Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый на вооружение в 1986 г. (уже после кончины его создателя - Виктора Петровича Макеева), представляет собой дальнейшее развитие комплекса Д-9Р. В его состав входит 16 трехступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29РМ (ЗМ37, РСМ-54) с максимальной дальностью стрельбы 9300 км.

    Ракета Р-29РМ и сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ее длина 14,8 м, диаметр корпуса 1,9 м, она имеет стартовую массу 40,3 т и забрасываемую массу 2,8 т (равную забрасываемой массе значительно более тяжелой американской ракеты "Трайдент"II). Р-29РМ имеет разделяющуюся головную часть, рассчитанную на четыре или 10 боевых блоков (мощность-100 кг). В настоящее время на РПКСН развернуты ракеты с БЧ, оснащенными четырьмя боевыми блоками.

    Высокая точность (КВО - 250 м), соизмеримая с точностью американской ракеты "Трайдент"0-5 (по различным оценкам - 170-250 м), обеспечивает комплексу Д-9РМ возможность поражения малоразмерных высокозащищенных целей (шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, командных пунктов и других "сверхпрочных" объектов). Запуск всего боекомплекта ракетного крейсера может осуществляться единым залпом. Максимальная глубина пуска - 55 м, ограничения по погодным условиям в районе старта отсутствуют.

    В 1988 году ракетный комплекс был модернизирован: боевые блоки заменены на более совершенные, навигационная система дополнена аппаратурой космической навигации (система ГЛОНАСС), обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям (в том числе из высоких широт), что позволяет более надежно преодолевать перспективные системы ПРО потенциального противника. Повышена и стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва.

    По оценкам ряда специалистов, модернизированный комплекс Д-9РМ превосходит американский аналог "Трайдент"0-5 - по таким важнейшим показателям, как точность поражения целей и способность преодолевать средства ПРО противника.

    Новый торпедно-ракетный комплекс, установленный на подводной яодке проекта 667.БДРМ, состоит из четырех 533-мм торпедных аппаратов с системой быстрого заряжания, обеспечивающих использование практически всех типов современных торпед, противолодочных ракето-торпед и приборов гидроакустического противодействия.

    Строительство лодок проекта 667.БДРМ было начато в Северодвинске в 1981 году. Флот получил, в общей сложности, семь атомоходов данного типа. Первым командиром головной лодки - К-51 - был назначен капитан 1-го ранга Ю.К.Русаков.

    В 1990 году на одном из крейсеров проекта 667.БДРМ были проведены специальные испытания с подготовкой и запуском всего боекомплекта из 16 ракет в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). Подобный опыт являлся уникальным как для нашей страны, так и в мире.

    В настоящее время РПКСН проекта 667.БДРМ (известные на Западе под "кличкой" Delta IV) являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Все они находятся в составе 3-й флотилии стратегических ПЛ Северного флота и базируются в бухте Ягельная. Для размещения отдельных лодок имеются и специальные базыукрытия, представляющие собой надежно защищенные подземные сооружения, предназначенные для стоянки, а также обеспечения ремонта и перезарядки реакторов ядерным топливом.

    Подводные лодки проекта 667.БДРМ стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в районах своего боевого дежурства. Выполняя патрулирование в арктических морях, непосредственно прилегающих к российскому побережью (в том числе и под ледяным покровом), они, даже при наиболее благоприятной для противника гидрологической обстановке (полный штиль, который наблюдается в Баренцевом море лишь в 8% "природных ситуаций"), могут быть обнаружены новейшими американскими атомными многоцелевыми подводными лодками типа "Улучшенный Лос-Анджелес" на дистанциях менее 30 км. Однако в условиях, характерных для остальных 92% времени года, при наличии волнения и ветра со скоростью более 10-15 м/с, РПКСН проекта 667.БДРМ не обнаруживаются противником вовсе или могут фиксироваться ГАС типа BQQ-5 (установленных на "Лос Анжелесах") на дальностях менее 10 км, когда дальнейшее подводное слежение вызывает повышенную опасность столкновения лодок и одинаково опасно как для "охотника", так и для "дичи". Более того, в северных полярных морях существуют обширные мелководные районы, где даже в полный штиль дальность обнаружения лодок проекта 667.БДРМ снижается до менее чем 10 км (т.е. обеспечивается практически абсолютная выживаемость подводных ракетоносцев). При этом следует иметь в виду тот факт, что российские ракетные подводные лодки несут боевое дежурство фактически во внутренних водах страны, достаточно хорошо (даже в нынешних условиях) прикрытых противолодочными средствами флота, что еще больше снижает реальную эффективность НАТОвских лодок.

    Последним кораблем «семейства 667», а также последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически «плавно перешедшим» в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта "667БДРМ Дельфин", так же как и ее предшественники, созданный ЦКБ Центральное конструкторское бюро МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика С. Н. Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г. В основу проекта, являющегося дальнейшим развитием конструкции советских подводных ракетоносцев предшествующих проектов, были положены последние разработки в области ракетного и торпедного оружия, систем управления стрельбой, радиотехнического вооружения, а также средств повышения гидроакустической скрытности. В 1970- 1975 гг. в ведущих отраслевых научных центрах страны был выполнен комплекс широкомасштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению скрытности подводных лодок. Велась отработка усовершенствованных схем амортизации, амортизирующих и демпфирующих средств, виброизолирующих, шумопоглощающих и нерезонирующих покрытий. Проводилось изучение закономерностей шумоизлучения корпусных конструкций, опорных и неопорных связей, движителей и т. п. Результаты этих работ были широко использованы при создании новой ракетной подводной лодки, призванной дополнить более дорогостоящие (и, следовательно, менее массовые) РПКСН проекта . Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами РСМ-54 имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков.

    Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-3 отсеков были несколько «приполнены». В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

    При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами 3-го поколения Огайо .

    "667БДРМ Дельфин" имеет малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

    В проекте "667БДРМ Дельфин" реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т. п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода.в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%. Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой «Омнибус-БРДМ», осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия,

    На РПКСН Ракетный подводный крейсер стратегического назначения установлен новый гидроакустический комплекс «СКАТ-БДРМ», по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте "667БДРМ Дельфин" применен стекло пластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус.

    Навигационный комплекс «Шлюз» обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Уточнение места корабля посредством астрокоррекции производится с подвсплытием на перископную глубину с периодичностью один раз в двое суток.

    В настоящее время РПКСН Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта "667БДРМ Дельфин" являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Все они находятся в составе 3-й флотилии стратегических ПЛ Подводная лодка Северного флота и базируются в бухте Ягельная. Для размещения отдельных лодок имеются и специальные базы-укрытия, представляющие собой надежно защищенные подземные сооружения, предназначенные для стоянки, а также обеспечения ремонта и перезарядки реакторов ядерным топливом.

    Подводные лодки проекта "667БДРМ Дельфин" стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в районах своего боевого дежурства. Выполняя патрулирование в арктических морях, непосредственно прилегающих к российскому побережью (в том числе и под ледяным покровом), они даже при наиболее благоприятной для противника гидрологической обстановке (полный штиль, который наблюдается в Баренцевом море лишь в 8% «природных ситуаций») могут быть обнаружены новейшими американскими атомными многоцелевыми подводными лодками типа Лос Анжелес на дистанциях менее 30 км. Однако в условиях, характерных для остальных 92% времени года, при наличии волнения и ветра со скоростью более 10- 15 м/с, "667БДРМ Дельфин" не обнаруживаются противником вовсе или могут фиксироваться ГАС Гидро-аккустическая станция типа ВОО-5 на дальностях менее 10 км, когда дальнейшее подводное слежение вызывает повышенную опасность столкновения лодок и одинаково опасно как для «охотника», так и для «дичи». Более того, в северных полярных морях существуют обширные мелководные районы, где даже в полный штиль дальность обнаружения лодок проекта "667БДРМ Дельфин"снижается до менее чем 10 км (т. е. обеспечивается практически абсолютная выживаемость подводных ракетоносцев). При этом следует иметь в виду тот факт, что российские ракетные подводные лодки несут боевое дежурство фактически во внутренних водах страны, достаточно хорошо (даже в нынешних условиях) прикрытых противолодочными средствами флота, что еще больше снижает реальную эффективность натовских лодок-«киллеров».

    Предполагается снаряжение части ракет РСМ-54 моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ Боевая часть с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей. Кроме того, возможно оснащение российских РПКСН Ракетный подводный крейсер стратегического назначения ракетами, несущими принципиально новые ядерные БЧ Боевая часть сверхмалого калибра (с тротиловым эквивалентом от 5 до 50 тонн). При угрозе вооруженной агрессии против России и невозможности предотвратить ее политическими, дипломатическими и военными средствами общего назначения, такое оружие, обладающее высокой точностью, сможет гарантированно уничтожать конкретное здание или квартал, где расположены такие цели, как штабы, правительственные учреждения, центры, разрабатывающие и производящие определенные. системы оружия и т. п. При этом гражданское население и соседние объекты невоенного назначения не пострадают или пострадают незначительно. Таким образом, подводные лодки проекта "667БДРМ Дельфин" способны в случае необходимости превратиться из узкоспециализированного средства «ядерного сдерживания» в многоцелевой боевой комплекс, предназначенный для решения задач в вооруженных конфликтах различных категорий и степеней интенсивности.